|
Обещанного три года ждут… Так у меня и получилось. Вернувшись из первой поездки по горам Тянь-Шаня, решил приехать сюда при первой возможности, оформив пропуск в погранзону. Однако на следующий год была Монголия, ещё через год — Дальний Восток, а Киргизия всё откладывалась и откладывалась. В начале лета решил твёрдо — всё, хватит, надо ехать в горы. Оказалось, что получить разрешение на проезд в погранзону не так просто. Нет, любой человек (и даже не обязательно гражданин Киргизии) может получить такое разрешение самостоятельно, но для этого надо приехать, например, в Бишкек, подать документы, подождать 10 дней — и готово, забирай бумагу. Обратился в турфирмы — пропуск отдельно делать не хотят, только с пакетом услуг. В конце концов приемлемый вариант был найден и в самом начале августа разрешение получено.
План поездки был таков: из Алма-Аты через пункт пропуска «Каркара» еду в Каракол, там забираю бумагу у представителя турфирмы, возвращаюсь немного назад и по ущелью Тургенаксу, через перевал Чонашу и вдоль рек Сарыджаз и Иныльчек доезжаю до альплагеря «Ат-Джайлоо». Там беру лошадь (это и было дополнительной услугой), за день прогуливаюсь до ледника Южный Иныльчек и обратно. Затем поднимаюсь по реке Сарыджаз до безымянного перевала, проехав через который спускаюсь вдоль реки Каркара к границе.
Карта маршрута с пояснениями представлена в конце рассказа.
Крайней точкой автопутешествия было намечено вот это место (N42.15594 E79.46014):
Тянь-Шань. Инылчек. 2018 год.
Какой-либо подготовки машины не делал. Мой автомобиль — ветеран MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model уже бывал в тех местах, как говорится — сам дорогу найдёт. Убираю сидения, оставляя только два передних, ставлю топчан, сразу устраиваю там постель. С собой холодильник на 17 литров с продуктами, инвертор, планшет с навигационной системой, телефоны, фотоаппарат и всякое другое, необходимое в дороге, например, канистра с бензином, 20 литров.
Как говорилось — цели наши ясны, задачи понятны, за работу, товарищи! И я поехал.
За три года дороги в этом направлении стали лучше. Одна лишь новая трасса «Алма-Ата — Хоргос» уже дорогого стоит, а ещё Кульджинку подновили и второстепенные дороги между ними отремонтировали. Мне было удобнее выезжать из города по Кульджинке. В четыре часа утра сел за руль, доехал до первого удобного поворота, свернул налево, проехал восемь километров и — трасса «Алма-Ата — Хоргос». Темно, машин очень мало, дорога прекрасная, скорость 110 не ощущается. Но только на ровных участках дороги. В тех местах, где прибавляется полоса для разворота, изгиб дороги напрягает, если строго держать свою полосу движения.
Чем дальше от Алма-Аты, тем меньше становится подобных мест, меньше примыканий второстепенных дорог. От Чилика еду уже по Кульджинскому тракту, через перевал Кеген к одноименному посёлку.
Кегенский перевал.
Здесь, на АЗС «Казмунайгаз», доливаю бак до полного — не знаю, как с наличием 92-го бензина в Киргизии, но твёрдо знаю, как с ценой на него — 230 тенге против наших 156. Рассчитывал приехать на границу к 8 часам утра, к открытию (пункт пропуска здесь не круглосуточный). Так оно и получилось, несмотря на плохие 10 километров перед границей.
За посёлком Каркара и до границы строят новую дорогу, пункт пропуска хотят со следующего года сделать круглогодичным, сейчас он сезонный, с мая по октябрь. Возможно, что к этому времени дорогу и достроят.
Пять машин впереди меня. Граница открывается без опоздания, но прохождение какое-то неспешное, много времени, почему-то, занимает проверка документов на казахстанской стороне. Потом открывается второе окошко, процесс пошёл... Наши служивые прям серьёзно досматривают моё авто, киргизская сторона более гостеприимна и ненавязчива. Ни на той, ни на другой стороне никаких намёков на деньги нет — всё очень вежливо и законно. Вся процедура прохождения границы заняла сорок минут, это видно на ролике регистратора.
Граница «Каркара».
От Каркары до Каракола самый короткий путь лежит через перевал Санташ. Перевал невысок, асфальта там нет, но грунтовая дорога не шибко страшная. Непродолжительный подъём и такой же спуск, гораздо дольше едешь по самому перевалу, почти по плато. Это фото сделано в начале перевала, а видеоролик показывает все участки.
Перевал Санташ.
После Санташа появляется асфальт, сначала только в посёлках, а потом и постоянно присутствует на дороге. Еду по равнине, слева горы Терскей Алатоо, машин немного. В одном месте дорога буквально стиснута с обеих сторон стенами из кустов облепихи — едешь, как в коридоре из спеющих ягод.
Так что дороги красивые, асфальт там, где он есть, неплохой, но что меня удивило — практически полностью отсутствуют знаки на границах населённых пунктов. Вроде посёлок начался, а знака не было. В лучшем случае увидишь его уже на выезде, спиной к движению, да и то не всегда. Даже Каракол не обозначен, чуть мимо не проехал…
Каракол.
В 11 часов утра приезжаю в Каракол, нахожу представителя турфирмы и получаю желанный пропуск. Разворачиваюсь в обратном направлении, но ещё не успеваю выехать из города, как звонит телефон. Только что покинутый мной представитель спешит сообщить следующее:
— Знаете, только что пришла информация из альплагеря. Идут сильные дожди, воды в Иныльчеке очень много, и лошадь, скорее всего, не пройдёт.
— Ладно, — говорю, — спасибо, но я всё равно поеду, там на месте определимся, что и как.
Еду дальше, а сам представляю вздувшийся от дождей горный поток и «буксующих» в нём лошадей. Так оно и получилось в реальности, только без лошадей…
Иныльчек. Ат-Джайлоо.
Далее путь мой лежит по знакомому уже ущелью реки Тургенаксу. Еду по своим следам трёхлетней давности, места знакомые, но от этого не менее красивые. Этот участок дороги описан в первом рассказе о Тянь-Шане, добавлю лишь несколько фотографий и видеоролик, посвящённый перевалу Чонашу (3822 м н.у.м.)
Перевал Чонашу.
В горах тепло. Скажем прямо — даже жарко. Река Оттук, вдоль которой я еду вниз, бурная, грязная. Снег быстро тает, и вода не успевает отстоятся, вся грязь несётся с потоком. Три года назад вода была на удивление чистая, но тогда было прохладнее, на перевале лежал снег. Подъезжаю к Сарыджазу и здесь первые изменения — перед развилкой дорог стоит пограничный пост. Раньше он стоял гораздо дальше, на мосту через реку Иныльчек и можно было проехать вдоль Сарыджаза хоть вниз по течению, хоть вверх. Теперь без пропуска даже Сарыджаз не увидишь.
Ворота закрыты, останавливаюсь. Из-за вагончика выскакивают двое полуодетых служивых, в майках. Увидев меня, быстро ныряют обратно. Стою, жду, из машины не выхожу. Через пару минут появляется один из них — одет строго по форме, при оружии. Взяв мои документы, отходит от машины метра на три, внимательно их изучает, после чего разрешает движение. Первый пост пройден, я в пограничной зоне и еду дальше, вниз по течению реки Сарыджаз.
Там, где в эту реку впадает другая, река Иныльчек, находится заброшенный посёлок. Я бы даже сказал — недостроенный и заброшенный город. Ибо такие дома больше подходят для города. Дома кирпичные, сколько лет стоят, а кладка целая — штукатурь и живи. Во строили раньше…
Несколько одноэтажных домов обитаемы, какое-то количество местных жителей присутствует, но то, ради чего всё это строилось, предано забвению. За городом, выше по ущелью, даже остатки взлётной полосы сохранились — именно так я расценил ровный и широкий участок асфальта.
До конечной точки маршрута — альплагеря, остаётся немногим больше тридцати километров. После «аэродрома» асфальт заканчивается и начинается дорога в горы.
Дорога. Нельзя сказать, что её нет. Видно её почти всегда, за исключением пары мест, когда едешь по камням селевых выбросов. Однако для моей машины этот участок поездки был на грани возможного. Застрять, забуксовать я не боялся — грязи здесь почти нет. А вот «сесть на брюхо» в глубокой колее, удариться камнем о какое-либо чувствительное место или уткнуться бампером в землю, пересекая промоину — такие возможности были неоднократно, ведь это серийная версия авто, без всякого «лифта» и силовых бамперов. Поэтому ехать приходилось медленно, тщательно выбирая место, куда «поставить ногу». Будь эта дорога ещё чуть-чуть похуже, я или бы не проехал, или что-нибудь повредил.
В километрах пяти от посёлка пограничная застава. Место ровное, дорога здесь мягкая, накатанная, идёт мимо заставы к виднеющимся вдали воротам. Ворота закрыты, никого нет. Возвращаюсь назад, к заставе. Здесь как раз ворота нараспашку, подъезжаю вплотную и останавливаюсь, прочитав надпись на плакате: «Стой! Проезд запрещён! Буду стрелять!»
Вспомнил старый анекдот, совсем грустно стало:
— Стой! Стрелять буду!
— Стою.
— Стреляю.
Подошёл пограничник, проверил документы, стрелять не стал, велел ехать к закрытым воротам. Чуть позже подошёл и открыл. Так что всё в порядке, едем дальше.
Дорога идёт вдоль реки. В одном месте уж прямо совсем вдоль — здесь прижим, место узкое. К тому же идёт достаточно сильный дождь. Потихоньку пробираюсь вперёд, о возможной встречной машине стараюсь не думать. Мне повезло — на пути от заставы до лагеря встречная машина была всего одна и уже после прижима.
В общем, дорога разная — есть абсолютно ровные и мягкие участки, где едешь под 60, сзади пыль столбом. А где-то тихонько «переползаешь на брюхе». Ну, на то и горы…
Справедливости ради надо сказать, что от Каракола до лагеря я доехал за пять с половиной часов, учитывая остановки: пообедал, два поста пограничников и разок заправился. Водитель, с которым говорили уже в лагере, ездит до Каракола за пять часов. У него Патрол, лифт, силовые бампера. Короче говоря, мы с машинкой не сильно позорно выглядели…
В пять часов с минутами до лагеря я добрался. Собственно говоря, лагеря здесь как бы два. Основной называется «Хан-Тенгри», это лагерь охотников. С пятнадцатого августа начинается охотничий сезон, ждут гостей из России, США, Германии. Домики, баня, столовая из брёвен с камином — всё работает круглый год. Сейчас не сезон, гостей нет. Рядом, на лужайке, стоят палатки. Это называется альплагерь «Ат-Джайлоо». От ветра лужайка защищена, но после дождя палатки стоят почти в лужах — а дождь после обеда идёт почти каждый день и достаточно сильный. Наплыва туристов не наблюдается. Было 4 человека из Германии, отдыхали тут дней десять, уехали вскоре после моего приезда на той машине, о которой говорил выше.
Так что следующим утром я был здесь единственным гостем. Ребята, работающие на этой базе, подробно объяснили мне ситуацию с конной прогулкой вверх по реке. Во-первых, выяснилось, что расстояние от этого места до ледника не 15, а 20 километров. Поскольку река разлилась, один из прижимов надо будет обходить по горе, а это ещё плюс пять километров. И в любом случае, доехать на лошади прямо до ледника не получится, километров пять надо идти пешком. Так что за день смотаться туда-сюда шансов у меня нет. Поэтому просто прогулялся на пару часов вверх по реке, и в девять без нескольких минут двинулся на машине вниз. Выше лагеря дорога идёт ещё километра на полтора, затем уже только тропа. Зимой есть возможность на машине проехать по ущелью вверх ещё километров десять — воды очень мало. Поскольку эта база работает круглый год, то дорогу чистят от снега, да и от осыпей тоже — стоявший напротив меня агрегат тому в подтверждение. Эх, думаю, вот на такой машинке вверх рвануть бы… Ей, наверное, никакая река не страшна, колёса чуть меньше моего автомобиля.
Обратная дорога показалась мне более приятной. Вчера ехал под дождём — сегодня яркое солнце, прохладно, около 15 градусов. Опять же — за ночь хорошо отдохнул и дорога уже знакомая, вряд ли будут сюрпризы. На базе перед отъездом узнал, что машин не ждут, так что вероятность встречного транспорта незначительна. Так и вышло — никто навстречу не попался до самого посёлка. Ну и шмыгающая вокруг живность так же доставляла удовольствие — на этом видеоролике видно зайцев, перебегающих дорогу, куропаток, не желающих уходить с моего пути. Бегут перед самой машиной, понимаешь, и хоть бы хны… Сурки, ныряющие в нору в самом конце ролика — это уже верховья Сарыджаза, добавил их сюда, чтоб закрыть тему животного мира в горах Тянь-Шаня.
Перед заставой стал сигналить заранее, чтоб не ждать. Услышали, подошли, ждать не пришлось, и мой третий проезд через пограничный контроль состоялся быстро. От посёлка Иныльчек решил повернуть налево, проехать ещё немного вниз по течение Сарыджаза, посмотреть — как там и что. Сначала был асфальт, дальше серпантин с щебёночной дорогой, потом снова кусок асфальта — никак не хочет исчезать последствие советского «режима». Лет тридцать назад этот асфальт делали, а смотри-ка, ещё живой! Ну а нового асфальта в горах я и не видел.
Дорога идёт по правому берегу реки, то ниже, то выше по склону, и некоторые участки заставляют тихо потеть. Мало того что дорога узкая, мало того что она наклонена в сторону обрыва, так еще и крутые волны от промоин присутствуют. Казалось бы уже привык к местным дорогам, так нет, новое развлечение — переползание через этих «лежачих полицейских»… Но привыкаешь быстро и на обратном пути я уже относился к этим волнам гораздо спокойнее.
На одном из поворотов дороги открывается прекрасный вид на посёлок и ущелье. Видна уходящая вверх дорога, ведущая к лагерю «Ат-Джайлоо».
Дальше путь мой лежит вверх по течению Сарыджаза. Вот ведь точно знаю — еду вверх, а постоянно такое ощущение, что еду вниз. Да что там ощущение, машина практически постоянно сама катится по старому асфальту. Так и не разобрался в этой загадке природы, хотя вроде трезвый был.
Перед первым пограничным постом ухожу направо, на грунтовку. С асфальтом прощаюсь до Каркары. Ущелье постепенно расширяется, плавно поднимается вверх, дорога весьма неплохая, есть пара мест, где надо вброд переезжать через речки. Эта фотография сделана как раз в момент переезда, речка быстрая, очень чистая, но не глубокая. Скорее горный ручей.
Пограничную вышку замечаешь издалека, дорога идёт по широкой ровной долине. Здесь находится застава «Эчкилиташ». Часовой посмотрел документы, вернул их мне и велел ехать к самой заставе, там ещё раз проверят, он просто посмотрел… Сразу за постом дорога идёт круто вниз, этакие «русские горки». Хорошо, что лето и сухо. На видеоролике это выглядит проще, но спуск действительно очень крутой.
После заставы «Эчкилиташ» дорога идёт к перевалу. Крутых подъёмов нет, сама дорога, как мне и обещали, неплохая. Наверно, поэтому здесь организуются горные велотуры. Встретил группу итальянцев, ехали навстречу — поднялись вдоль Каркары и теперь, после перевала, спускаются по Сарыджазу. Дальше путь их лежит к перевалу Чонашу и вниз, в долину. Едут налегке, с ними «ГАЗ-66», машина поддержки.
А я еду дальше. Дорога поворачивает в обратную сторону, давая возможность последний раз посмотреть на долину Сарыджаза.
Ещё несколько витков серпантина и перевал — большое плато с координатами N42.40340 E79.40855. Альтиметр в машине показал высоту более 3500 метров и уже потом, посмотрев по картам Генштаба, установил его истинную высоту — 3354м н.у.м. Возможно, такая разница была вызвана атмосферными изменениями, надвигалась непогода, давление падало. Только успел пообедать на перевале и немного спуститься вниз, как там разразилась гроза. Тучи шли на север, догнали меня и почти до реки Каркара я ехал под дождём.
Буквально чуть ниже перевала дорога преподнесла мне последний сюрприз. Довольно крутой участок спуска, впереди поперечная промоина, начинаю медленно спускаться в нее и вижу, что переднего свеса недостаточно, бампером уже почти упёрся в откос, а машина ещё и не думает выравниваться. Понимаю, что здесь мне не проехать. Вылезаю назад, к счастью дождь ещё не разошёлся, иначе не вылез бы по этому глинистому участку. Первая мысль — возвращаться назад. Вторая — копать. И, наконец, третья, правильная — осмотреться. Прошёл чуть назад и вижу едва заметный съезд, ведущий через ручей в обход этой засады. Этот спуск, конечно, тоже крутой и выезд из ручья далеко не сахар, но там я хоть смог проехать. Ну а когда стали встречаться на пути юрты, около которых стояли легковые машины, стало понятно, что внедорожные приключения закончились.
Граница между Казахстаном и Киргизией идёт на этом участке по реке Каркара. Забавно наблюдать стоящие напротив друг друга пограничные столбы: жёлто-красные на одной стороне реки и жёлто-голубые на другой. Граница, однако. Слава Богу, дело не дошло до колючей проволоки и КСП. На этом участке маршрута пограничная зона особенно близка к населённым пунктам — пост стоит около посёлка Каркара. Горная дорога в хорошем состоянии, природа вдоль реки красивая, и народу здесь отдыхает очень много. На полянках там и тут стоят машины, кто-то с удочкой сидит у воды, вероятно, рыба есть. Прямо не пограничная зона, а парк культуры и отдыха. Но без пропуска не проедешь, несколько метров речки отделяют тебя от другого государства.
В пятый, последний, раз проезжаю через пограничный пост. Путешествие по горам закончилось. Выехал из альплагеря в 8:50, пост проехал в 17:10. Получилось восемь часов двадцать минут. И вот за эти восемь часов удалось проехать по горам всего 180 километров.
Дальше всё просто. Десяток километров разбитого асфальта до пункта пропуска через границу, двадцать минут на все формальности, и я в Казахстане. Машин на границе было очень мало, впереди меня была лишь одна, за мной вообще никого не было.
Общая протяжённость маршрута составила 1028 километров, 554 в первый день и 474 на второй. Бензина всего было залито 160 литров, но осталось примерно полбака, так что ушло где-то литров 120. Выехал из дома 6 августа в 03:50, приехал 7 августа в 21:00.
Карта маршрута не отражает участок по реке Сарыджаз (от первого пограничного кордона вверх по реке через заставу «Эчкилиташ» и перевал). Про дорогу между точками D и E Гугл не знает…
Вот такая получилась поездка. Недалеко от дома, а сколько красивых и новых мест удалось посмотреть. Это была восточная часть гор, идущих южнее Иссык-Куля. А ведь есть еще центральная, через которую идёт дорога от посёлков Тамга и Барскоон. И вполне возможно, что поехать туда получится раньше, чем через три года…
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.