|
Маршруты: Абакан — Кызыл (Тыва) — Цаганталгой (граница) — Немрог — Тосонцэгол — ИХ УУЛ — Цэцэрлаг — Хархорин — Эрдэнесат — Лун — Улан-Батор (столица).
Обратная дорога: Улан-Батор — Баянгол — Дархан —Сухбаатар — Алтанбулаг — Хиат (граница с Бурятией).
Затем Улан-Удэ (по объездной) — озеро Байкал — Иркутск — Канск — Красноярск — Абакан.
Планировали поездку в течение лета, а собрались за 3 часа.
Автомобиль Рено Дастер 2013 года, 4 ВД двигатель 1,6, он откровенно слабоват, особенно на подъемах. Ранее я к заводской защите двигателя установил (добавил) самодельную защиту на заднюю часть днища — она закрыла глушитель, бензобак, плюс задний редуктор.
На рейлинги автомобиля был установлен самодельный багажник из профильной трубы (он дешевле и надежнее). Закреплены 2 запасных колеса. Я был против этого запаса, но друг настоял. Как оказалось позже, зря брали две запаски, данная конструкция дала большую ветровую нагрузку и снижение скорости на трассе,
Выехали из Абакана в 23:00, В Шушенском были оштрафованы ГИББД на посту за непристегнутый ремень пассажира на заднем сиденье (я спал).
Уже к 12 часам дня (субботы) подъехали к границе Тыва и Монголии Цаган Толгой, там очередь плюс перерыв на обед. Сварганили обед, и к 15 часам прошли таможню.
Как оказалось позже, погранцы с Тывы не записали нас (не вбили в базу компьютера) о проезде за границу и не дали соответствующую бумагу. Потом в Бурятской таможне нам пришлось писать объяснительную и Бурятии Пограничники в лице женщины капитана, ругаясь и матерясь на тувинских раздолбаев, вносили нас в базу, предварительно созвонившись с руководством в 3 (три !) часа ночи.
Это было потом.
Кстати, монголы-пограничники по-русски не разговаривают, все на пальцах, заплатили небольшой сбор за экологию (50 рублей), там же поменяли часть денег, курс был 38,5 тугриков за 1 рубль.
Затем заехали в ближайший поселок, где у местных монголов спросили, как лучше проехать, Нам местные посоветовали ехать не по гравийке, а по степи, сказали, что мы срежем около 120 км.
Монголы дружелюбные и простые люди, даже в кафе нам налили кипятка в термос и показали дорогу, было сказано — езжайте по самой накатанной дороге и в темное время опасайтесь волков. Ехали весь вечер, останавливались поесть и сфотаться. Пейзаж — куча степных дорог, сотовой связи нет, хорошо не подвел Навигатор, верблюды, яки, овцы, стоянки местных. Юрты, возле юрты — обязательно японский джип, грузовик, мотоцикл, спутниковая антенна + солнечные батареи.
Нас по бездорожью обгоняли местные, на Тойота Приус, как они это делают, я не понял, видимо, даже в темноте знают каждую кочку. У нас в машине стоит заводская защита + я поставил дополнительно самодельную, но с ними соревноваться в гонках по степным дорогам не стали, ехали со средней скоростью 30-40 км/час.
В ночь штурмовали неизвестную речушку. Навигатор показал, что объезда нет. Посовещавшись и разведав дно (песок + мелкая галька, глубина 40-50 см), решили рискнуть, включили блокировку и с разгона проскочили.
За 12 часов проехали более 300 км и к утру выехали на гравийку. Коллектив проголодался, и было решено перекусить в ближайшей юрте. На пальцах заказали 1 (одно) блюдо на троих — Бозы. Пока ждали, осмотрели их жилища, пообщались с ребятишками. Были голодные, но еле втроем справились с одной порцией — вкусно, сытно и недорого (около 500 руб.)
Между делом Штурман (по очереди) на переднем пассажирском сиденье не только следил за маршрутом, но и читал историю страны Монголия (Я заранее распечатал). Сотовая связь на периферии у них есть не везде, без Навигатора в степях делать нечего.
Затем по зубодробительной дороге, обгоняя грузовики, двинулись в сторону города Немрог —Тосонцэгол — ИХ УУЛ — Цэцэрлаг — Хархорин — Эрдэнесат, заправились Газом. По городам Монголии нет объездных дорог, встречаются лежачие полицейские без всяких знаков.
Менялись с Володей через 3 или часа за рулем, несколько раз попадали под дождь и даже град, ямы не всегда замечали вовремя. Я думал, колеса оторвутся у машины. Но в итоге уже в Бурятии был выправлен диск на правом колесе.
Через сутки рано утром в 4:30 въехали в Улан-Батор, не сразу, но нашли гостиницу, движения автомобилей утром почти нет, нам повезло.
Дороги в Монголии не очень, автотрасса Иркутск — Абакан в разы лучше.
Гостиницы недорогие, не было 2-местного, но мы были очень уставшие, выкупили одноместный. Затем приняли душ, выпили чайку и покрепче (водки «Чингисхан») и проспали до 14 дня. Затем езда по городу (пробки), храм, рынок, центральная площадь, Дом правительства. На рынке приобрели все, что запланировали, пример — были куплены пуховики китайского производства, сумки из кожи и т. д., цены дешевле, чем у нас.
Примечание: в Монголии небольшой таможенный сбор за импортные товары, соответственно, автомобили и другие товары стоят на порядок дешевле, чем у нас.
Много японских автомобилей, в основном Тойота и Ниссан, подчеркну — китайских авто нет ВООБЩЕ, впрочем, как нет китайских авто в Индии и в Таиланде.
Поздно вечером, прогулявшись по центру, решили отметить приезд в столицу Монголии в ресторане. Там и местные, и иностранцы, познакомились с группой из Австралии, даже поговорили и выпили за дружбу народов.
Чек за ресторан за 3 человек: еда + выпивка + пиво всего чуть более 1 тыс. рублей. На улицах часто видели европейцев, реже русские.
Затем по пробкам в гостиницу отсыпаться, утром поехали в музейный комплекс Чингизхана.
Высота статуи 40 метров, внутри скульптуры лифт, в подвале — музей, посвященный всей монгольской империи, как утверждают историки — самая большая империя завоеваний от Алтайских гор до Черного моря, Китай, часть Сибири, захватывали территории от Багдада до Китая и часть Европы, и правили ханы более 400 лет.
Там встречаются и монголы и иностранцы, повстречали россиян с Бурятии и с Ростова (у них маршрут самолетом до Улан-Удэ, затем автобусом до Улан-Батора), побывали в местном супермаркете, отоварились местными и неместными продуктами и спиртным и по пути заехали в пару храмов. После обеда мы двинулись в сторону Сухэ-Батора — Бурятия.
Границу с Бурятией проходили в 3 часа ночи, пропускной пункт работает круглосуточно, в отличие от погранотряда в Тыве (там с 8 до 17, выходной воскресенье).
Спасибо погранцам и таможенникам Бурятии, при досмотре машины и проверке документов было обнаружено, что мы в Монголию вообще не заезжали и даже в компьютерной базе нас нет (косяк тувинских пограничников). Звонок руководству таможни (в 3 часа ночи!), от нас объяснительная + подписи, + мы въезжаем в Россию. Ура!
Все познается в сравнении. Дороги Улан-Удэ — Иркутск — Красноярск классные, не сравнить с монгольским асфальтом. Все крупные города Бурятии и Красноярского края проезжали по объездным дорогам, торопились на работу.
Под Иркутском на ровной хорошей трассе в 4 утра простояли в пробке 30 минут, причина — полиция и МЧС ликвидировали аварию легковушки с грузовиком.
Результаты аварии — разбилась легковушка, залетела под колесо большого тягача, итог — машина в куски, вещи разбросаны, люди, скорее всего, погибли, как сказал полицейский — водитель заснул. Тягача потащили в ремонт.
Дальнейшая дорога по России заняла чуть более суток, хотя по расстоянию мы проехали больше на 300 с небольшим км, по сравнению если бы возвращались через материковую Монголию. По пути заехали в Иволгинский Дацан «Хамбын Хурээ», поклонились ламе 12 Пандито Хамбо ламе Д. Д. Этигэлову, впечатления от посещения и службы серьезные.
Затем Байкал —отдохнули, пообедали, попробовали местного копченого омуля (просто объедение) и покупались в холодной воде, Байкал завораживает, уезжать оттуда неохота.
Домой вернулись в 19 часов вечера, уставшие, но довольные.
Краткий итог: Дай бог здоровья, в следующем году поедем с друзьями опять в Монголию, но на более длинный срок, чтобы посмотреть музеи, съездить в Парк Динозавров и т. д.
Думаем, 3 дня в Улан-Баторе достаточно будет.
Ездить туда лучше на внедорожнике, обязательно Навигатор, и лучше на 2 или 3 машинах сразу.
По финансам приведу Сумму затрат 17 500 рублей. Это: Заправка ГСМ (в основном ехали на газе), еда, + рестораны, проживание в гостинице, провиант с собой), это цифра на троих, те на одного человека 5 800 рублей. Было преодолено 4 500 км, из них по степи + гравийке около 800 км.
Благодарность моим друзьям — Володе и Оксане за терпение и выдержку в этом автопутешествии.
Все тяготы, недосып и плохие дорог мы выдержали. Машина не подвела, по приезду пришлось балансировать передние колеса и править защиту двигателя и кузова.
Мой знакомый «джиппер», у него Мицубиси Паджеро тюнингованный, на заднем стекле написано: «Паджеро ездит там, где Волки срать боятся».
Я перефразирую данную поговорку — Мы (с друзьями) проехали там, где Волки гадят, и действительно, днем попадались яки, овцы, верблюды, а ночью видели степных волков.
Спрашивайте отвечу.
Прошу делать замечания по существу, а Диванным Генералам и сетевым Хомячкам Я отвечу крайней фото…
Это заправка, вверху стоимость газа, внизу название бензина А-92 и его цена А-92.