|
«Покуда ночка длится,
Покуда бричка катит,
Дороги этой дальней
На нас обоих хватит».
Булат Окуджава
Этот рассказ довольно долго пролежал в папке, забытый на диске. В нем не повествуется об эмоциях, переживаемых человеком, отправляющимся в долгожданный отпуск. Здесь рассказ о пройденных дорогах — путешествиях, подаренных работой. Ведь на самом деле новые люди, места и впечатления, о которых хочется рассказать, и есть путешествие.
Есть люди, которые выбирают свои дороги, но иногда случается так, что дороги выбирают их.
Каждый раз, возвращаясь домой из очередной поездки, я ловлю себя на мысли о новой дороге. Желание вновь выйти в путь заставляет смотреть на карту — куда же определено теперь, где случится узнать новых людей, кем пополнится список телефонов. Вот так одна дорога меняет другую. Дороги в поисках мест отдыха и дороги, приносящие работу, всегда приводят к новым открытиям и новым впечатлениям. Каждый уголок Нашей Родины по-своему прекрасен. Россия богата на красивые и интересные места, куда обязательно надо добраться, чтобы запечатлеть это великолепие в памяти.
История первая.
Вновь на землю опускается зима и пеленает окрест в снеговую стужу, вереницы отдыхающих в летних отпусках покидают дороги, уходят готовиться к новым автопутешествиям и ждать тепла. Но и в это время года дорога не замирает. Проносятся куда-то в заснеженную даль грузы и депеши. Уже редкие отчаянные авто-отпускники бегут к родственным душам и теплым очагам, ждущим их вдали, или покоряют суровые, заснеженные дороги царства зимы.
Тогда, когда тебя из дома в путь гонит работа, и ты оказываешься на зимней дороге, неожиданно ловишь себя на мысли, что направление «на север» становится очень интересным. Ведь летом отпуск, в приоритетном выборе дороги вряд ли окажется «Северный широтный коридор» в северном направлении. А так холодно, хоть на юг — хоть на север, потому дорогу в сторону Нижневартовска в такую пору можно расценить как удачную поездку.
Так вот мне улыбнулась очередная рабочая поездка, целью которой стало изучение нового объекта, а бонусом поездки стало знакомство с городом — Нижневартовск.
В конце ноября дорога находится во власти зимы, и к этому времени обычно на ней уже нет льда и машины уверенно держатся на зимнем асфальте. Но в этот раз случился снег и оттепель. Мы выбрались из города Омска двумя машинами, уже по сложившейся традиции, вечером. В дорогу нас несли Toyota Sprinter Carib и Audi Q7.
К Абатскому мы подъезжали уже в темноте, перекусив и заправив машины, совершаем бросок до Голышманова и уходим с Р402 направо, на Вагай. Дорога становится значительно хуже, а усиливающийся снегопад просто начинает слепить водителя. Снеговая феерия кружит и путает пространство. В этом снежном вальсе разъезжаемся с нашими попутчиками, и Q7, имея превосходящие характеристики, уходит в ночь, оставив Sprinter Carib позади. Усталость заставляет остановиться и улечься спать прямо в машине у какого-то придорожного кафе. Засыпаем.
Рассвет приходит неярким, рассеянным тучами светом. Снег, начавший свой вальс вчера, не перестает падать с неба. Пытаемся дозвониться до второй машины, ответа нет. Перекусив, решаем ехать дальше. Вокруг машины вырисовывается окружающий мир, едем сквозь снеговую мглу, дорога стала скользкой, и скорость движения упала. Через небольшой промежуток время отзваниваются наши попутчики — по навигатору пытаемся понять, кто где, и вдруг видим впереди знакомые очертания. Пока мы спали, нас обогнали. Фух — хорошо все целы, ночь закончилась.
К обеду добираемся до моста через Обь по Р404 перед Сургутом. Автомобильный мост через Обь в этом месте заслуживает внимания, «Югорский мост» является грандиозным архитектурным сооружением, это один из самых больших мостов в Сибири. Подъезжая к нему, когда эта махина накатывается на тебя, невольно запрокидываешь голову, стараясь охватить взглядом сплетение необъятных канатов, держащих площадку дороги над рекой.
Перебравшись через Обь, дорога разматывает оставшиеся две сотни километров, пробегая через кольца Лангепаса и Мегиона. Техника на дороге становится более крупной: тралы, вахтовки, полуприцепы с трубой, и все это великолепие на базе вездеходов различных мастей. Виды вокруг дороги украшают сосны, смешиваясь с березняком. За вуалью снега вдали от дороги попадаются факела, горящие над вышками нефтедобычи. Вот он, край черного золота!
Добрались! Здравствуй, Нижневартовск! На въезде в город нас встречает памятник покорителям Самотлора, жаль, что за серой пеленой снега и нашей спешкой фотографии только со значительного расстояния, но магнитик на мой холодильник поехал именно с этим монументом.
После такого пробега по снегопаду машины похожи на снеговиков.
Заселившись на квартиры, едем осмотреться и разобраться с местоположением нашей цели, потом закупаемся в найденном поблизости от жилья продуктовом, готовим ужин и ложимся отсыпаться. Завтра нас ждет работа.
Но разве можно, приехав в новый для Вас город, не осмотреть достопримечательности этого места, которые являются его отличительными чертами. Такие особенности делают города непохожими друг на друга, и позволяют запомнить их. График встреч дает найти окошко для знакомства с городом.
Нижневартовск небольшой город, достаточно ухоженный и чистый. К сожалению, погулять по городу пешком не позволяет зимняя стужа, но машинка исправно перевозит нас от места к месту. Спустившись по улице Чапаева, мы выбираемся к набережной Оби, и нашему взору открывается заснеженный простор реки и пляжа. По сугробам пробираемся к арт объекту, символизирующему любовь к Нижневартовску.
Осматриваемся: справа видны купола храма, слева купола мечети (еще окружены строительными лесами), решаем посетить храм Рождества Христова. Надо отметить, что храм не пустует, сюда идут и идут люди.
Рядом с храмом обнаружился сквер с ангелом, распростершим свои крылья над набережной и несущим мир в души и сердца приходящих к нему людей. И пусть в веках парит над городом и его жителями «Добрый ангел мира», а люди помнят о тех, кто бескорыстно приносит добро окружающему миру.
Холодный ветер загоняет нас в машину, едем по 60 лет Октября и добираемся до золотого звездного шара — Монумент «Звезды нижневартовского спорта» ярким пятном выделяется на снежном фоне.
Следующий день принес знакомство с Аэропортом и инсталляцией транспортных судов на подъезде к аэровокзалу. Здесь на постаментах размещены и трудяги вертолеты, и рукотворные птицы, перевозящие пассажиров и грузы — самолеты разных поколений. Оригинальное и красивое решение.
Недалеко от нашей квартиры нам встретился еще один храм — храм Святого Пантелеимона, останавливаемся запечатлеть место.
К ночи ближе случилось посетить и железнодорожный вокзал, где наше внимание привлек электровозик на постаменте, установленный в честь 30-летия эксплуатации железной дороги Сургут-Нижневартовск и прихода первого поезда в город Нижневартовск 14 ноября 1976 года.
А чуть позже нами был обнаружен короткий путь до ВДНХ, о нет, это не Москва, и в Нижневартовске есть такой комплекс.
Вот и наступила пора возвращаться домой. Дорога домой всегда короче. Весь обратный путь нас сопровождала хорошая погода, и только небольшие участки льда, оставшиеся на полотне, заставляли сбросить скорость. Сожалею о том, что в этот раз не удалось посетить Тобольск. Проезжаем его ночью. Только стела на возвышенности за Иртышом своим светом провожает нас в дорогу.
Немного о машинах: Toyota Sprinter Carib — надежная, вместительная, рабочая лошадка и несмотря на возраст еще и достаточно удобная, единственный недостаток «была бы новая». Audi Q7 — множественные обзоры этого чуда инженерной мысли концерна Volkswagen Group на просторах интернета раскрывают все удачные решения и недостатки этой модели, но личное знакомство дарит только положительные ощущения от поездки и вождения этого «кроссовера».
В завершение этой части хочу напомнить об ответственности за то, как вы себя ведете на дороге, зимняя дорога не прощает глупости и лихачества. К сожалению, на просторе «Северного широтного коридора» часто сталкиваешься с непредсказуемым поведением спешащих домой, опаздывающих на работу или просто желающих показать свою удаль. Тому подтверждение чудовищная авария 5.12.2016 г., которая забрала жизни 10 детей. Будьте внимательны и осторожны, будьте вежливы по отношению к другим и, может быть, именно вы предотвратите подобную катастрофу!
История другая.
Иногда требуется отступить немного назад для того, чтобы была возможность сделать еще несколько шагов вперед.
Как говорится: «Где-то в это же время». Мне ранее довелось проехать участок дороги от Омска до Пермского края, побывать в селе Ошья летом и осенью (https://travel.drom.ru/49095/), теперь выпала удача пройти по этой тропе зимой. Было бы правильнее прицепить это рассказ к ранее пройденному пути, но эту поездку я не мог предвидеть, а потому здесь и сейчас.
Любая дорога в разное время года раскрывается по-разному, и для того чтобы увидеть дорогу, требуется пройти ее в эти разные времена — посмотреть на все грани этого «драгоценного камня». Каждая грань по-своему красива и интересна.
Накануне перед поездкой руководитель принял решение о приобретении Газель Next A22R32, за которой я и был откомандирован в город Новосибирск. Компанию мне составил сослуживец желавший посетить родной город.
Железная дорога доставила нас на заснеженный перрон в Новосибирск, и мы отправились в салон продаж забирать ожидающий нас транспорт.
Салон встретил нас радушно и тепло. Без проволочек и задержек были выданы все документы. Менеджер передал нам автомобиль с дополнительным набором заранее купленной шипованной резины, которую мы и установили в ближайшем сервисе.
Большие габариты, двухкабинка с полноценным кузовом после короткого УАЗа, поначалу непривычны и пугают, но чуть позже, привыкнув к управлению, начинаешь изучать новый транспорт с американским сердцем. Надо отметить — «Газель» прогрессирует, правда пока в отношении водителя. Так мне достается новая информативная панель, довольно удобные органы управления (с круиз-контролем беда — ставя машину на круиз, подмигиваешь дальним светом, так как кнопку круиза запихнули в торец левого подрулевого переключателя, и еще интересная особенность — тянуться за ручником далеко), сидение с ручными но многоплоскостными регулировками (даже есть ручка-подлокотник, но я под себя не смог ее настроить), тяговитый дизель и еще куча ништяков, доступных в более богатой комплектации. А вот пассажирам достался старый уровень комфорта от газели — намертво прикрученные к полу сиденья с прямыми спинками.
За таким нехитрым занятием выкатываемся на трассу Новосибирск — Омск в ночную пургу. Из-за погодных условий и сложного дня дорога домой не показалась мне короткой.
Зима утвердилась на нашей земле, и вот в это время возникла потребность вновь ехать в Пермский край. Транспорт в эту дорогу мне определили — «Газель Next A22R32» с шумной компанией специалистов в придачу. Намеченный утренний выезд, по причине недогруза материалов, превратился в вечернюю отправку. Вся компания собралась и с нетерпением ждала отъезда, для некоторых это первое автомобильное путешествие. Но так как ожидать и догонять самое печальное занятие, народ умаялся и подрастерял свой позитив.
Перекусив и попив кофе, все же стартуем. Ночная дорога не приносит вдохновения и, пройдя Тюмень, добравшись до очередной заправки «Газпрома», останавливаемся на пару часов поспать.
В отличие от лета — отдых в таком транспорте зимой проблематичен, полноценно лечь спать не получается, сбросить теплые куртки не получается, даже умыться на улице — бр… холодно.
Но в этой поездке мне повезло, у меня есть подменный водитель — потому удается подремать во время движения, приводя свое сознание в порядок.
Передохнув немного, отправляемся искать границу Европы и Азии. Делаем запланированную остановку с проведением фотосессии и закупки сувениров.
Перекусив в местном кафе, отправляемся дальше и уже без лишних остановок спешим к Ошье.
Дорога зимой приносит совершенно другие виды и ощущения. Кажется, что уснувшая до весны природа заставляет снизить темп бегущих по дороге машин, всё становится размеренно и спокойно. И только всегда зеленый еловый лес, припорошенный снегом, в своем волшебном убранстве охраняет покой этих мест.
Уезжаем в сторону от общественных трасс. Уже за Куедой облака расступаются, и зимнее солнце раскрашивает мириадом алмазных всполохов снежное одеяло, укутавшее холмы и пригорки спящего Урала.
Но не все спят в это время — станки-качалки нефтяных насосов не дремлют ни зимой, ни летом.
Вот так нас принял Урал зимой.
Возвращение домой, как это и должно быть, было быстрым. Но в памяти эта дорога останется как удавшееся приключение с добрым финалом.
В заключение могу добавить, что машина показала себя с хорошей стороны, не доставив в дороге проблем и неожиданностей. Одно пожелание производителю — подумайте о комфорте тех, кто ездит на вашем творении.
История третья.
«Вот так ходишь-ходишь в школу, а потом — бац! — вторая смена». Так и тут - кресло, кабинет, а потом — бац! — срочно собирайтесь, договор на машину только на Вас, надо отвезти специалиста на объект и перебросить оборудование! Куда изволите? Нижневартовск плис!
На омской земле зима уже отступила, и весна раскрасила все в зеленый цвет, радуя нас теплом и солнцем. Собираюсь в дорогу. В это путешествие повезет меня «Газель Next A22R32». Выбираюсь из города. Сегодня удалось отправиться еще до обеда. С комфортом добираюсь до пельменной в Абатском. Посещение этого заведения у меня уже традиционно, так сказать, на хорошую дорогу.
Абатское встречает облачным небом, закрывшим солнце, и усилившимся ветром. Весной, подпертый Иртышем, разливается Ишим. Говорят, вода поднималась так высоко, что перекрывала асфальтовое полотно. Вдоль дороги построены насыпи и дамбы. Прямо натуральное стихийное бедствие! Останавливаемся, делаю фотографии разлива.
Забегая вперёд — в это время года воды вдоль дороги очень много, на некоторых участках казалось, что дорога проложена прямо поперек огромного озера.
Добравшись до Голышманово, поворачиваем на Вагай, и вдруг погода вспоминает, а помнишь ты ехал в Нижневартовск. Начинается дождь.
За небольшой промежуток время дорога не изменилась, и качество покрытия соответствует предыдущему повествованию. Но вот совпадение и с погодными условиями оказалось просто невероятным. В районе Салыма, южных ворот Ханты-Мансийского автономного округа, невзирая на весну в разгаре, начался снег. Странное зрелище — зеленеющие поляны покрываются белым снегом. Снег плавно перешел в пургу, стремясь залепить ветровое стекло.
Погода успокоилась только тогда, когда мы достигли Лангепас.
Как ни странно, следующее утро началось с ярких солнечных лучей, разбудивших меня после сна.
Отправляемся на работу. Попутно осматриваем площадь у аэропорта.
Вот теперь, когда стало тепло, можно погулять по городу и пешком.
После рабочего дня выбираемся с товарищем на набережную. Уже ничего не напоминает о прошедшем снеге. Вечерняя прогулка нормируется метровой разметкой на дорожке. В процессе прогулки осматриваем арт объекты и имеющиеся достопримечательности.
Обнаруживаем речной трамвайчик, уже подготовленный к прогулкам. Разговариваем с рыбаками — все ждут большого налима.
Пройдя пару километров, нагуляв аппетит, решаем поискать заведение общепита, но прежде находим «место высадки марсиан» — монументально-декоративный знак, вероятно символизирующий буровую установку.
Поужинав, отправляемся отдыхать, завтра в обратную дорогу.
Обратный путь порадовал хорошей погодой. При свете солнца переправа через Обь выглядит еще более монументальной. Дорога радует хорошим покрытием и приближением дома.
Вечер застигает меня в Увате. Решаю переночевать здесь, а утром продолжить дорогу.
Еду один и уже не спешу. Добравшись до Тобольска, решаю заехать в город, посетить кремль.
«Единственный в Сибири каменный кремль постройки 1683-1799 гг.»
Если Вам доведется проезжать мимо Тобольска, очень рекомендую посетить сие место.
Походите сами или возьмите экскурсию. Тобольский кремль действительно хранит в себе историю покорения Сибири.
Выезжая из Тобольска, останавливаюсь на берегу Иртыша и решаю подняться к стеле города.
До свидания, Тобольск!
Так закончились мои дороги «Борнэо». Позже смена организации изменила ситуацию в моей жизни, и поездки стали не в формате этого сайта.
«Дороги, дороги, дороги, дороги,
То радость в пути, то печаль.
Шальные, залетные годы в дороге
Зовут и зовут меня вдаль».
Олег Газманов