|
Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера» стартовала. 9 января 2011 года рано утром из Новокузнецка. Трое участников клуба путешествий «Тентура» на специально подготовленном для эксплуатации в условиях экстремально низких температур автомобиле Нива отправились в путь. Маршрут путешественников — это 2,5 тысячи километров строго на север. А конечная цель — берег Северного Ледовитого океана.
Портал Drom.ru в прямом эфире публикует отчеты путешественников. Предлагаем вашему вниманию третью, заключительную, часть — описание дороги от Берега Северного Ледовитого океана до Кемерово.
Первая часть: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Гонка началась!
Вторая часть: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Часть вторая — берег Северного Ледовитого океана
Дороги Севера. Путь домой
Мы стоим на льду Северного Ледовитого Океана!!!
Многие не поймут. Ну вот приехали, все вокруг белое, холодно, ветер, солнце еле светит. Но радость от осознания того, что мы на Северном Ледовитом в январе, что мы доехали сюда сами, что мы достигли цели, сносила нам башню. Мы не чувствовали мороза. Ненец Артем очень гармонично сочетался с этим белым безмолвием, он гордился своей родиной, видя, как мы рады быть здесь.
Возвращаясь к машине, подняли стаю снежных куропаток, Артем показал, как ставить на них петли. Несмотря на шестичасовое стояние на ветру и морозе, Нива завелась с полуоборота. Через 15 минут внутри тепло и уютно. Настоящий полярный дом. Перекусили, и настало время прощаться с гостеприимным ненцем, как приятно, когда на другом конце страны у тебя появляется новый друг.
Мы поворачиваем назад, и начинается очень долгий путь домой. Вдруг снова несуразная картина. Посреди пустынной тундры гаишник с палочкой, это наш старый знакомый Роман. Они завели свой КамАЗ и поехали в рейд на Бованенково. Прощаемся и спешим двинуться к Салехарду. В тундре поднимается ветер и на дороге видна поземка.
На одном из переметов Нива застревает, не доехав до твердого грунта 5 метров. Копаем, толкаем. Сзади подъехал Урал с железнодорожниками. Мужики помогали выталкивать, а водитель решил объехать нас сбоку и застрял. Ниву быстро вытолкали, а для Урала по рации вызвали помощь. Мы начали извинятся, но водитель успокоил нас, хоть какая-то движуха, все не в балке сидеть.
Заехали в факторию на 143 км, пополнили запас топлива и оленины взяли. Владимир Алексеевич уехал в тундру за крупной партией оленины и еще не вернулся. В фактории жизнь кипит, несколько нарт с олениной привезли ненцы и грузят мешки с хлебом, забирают бочку бензина. Передаем управляющему благодарность за прием и гостинцы. Если кто захочет съездить на Ямал, обращайтесь к Владимиру Алексеевичу, он там все знает и всегда поможет. Вот его телефон 89220537109, 83499250149.
К полночи въезжаем в Салехард. Ночной город пустынен и сверкает огнями. Большое количество ледяных скульптур. Очень хотели поснимать, но впереди еще один ключевой участок — Надымский зимник. Кстати, не нашли ни одной заправки, где могут обслужить по визе. Из города нас вывел веселый парень на зеленой копейке, задарили ему монгольских тугриков с Чингисханом. Спим, как всегда, в канаве за городом.
Обедаем в Аксарке. Сразу заметна близость цивилизации, у ненцев вместо Буранов Ямахи и Скиду. Вот и зимник, но он закрыт. Только завтра приедет приемочная комиссия. Мужик в бочке наотрез отказывается нас пускать. Выждав пять минут, заявляем ему, что нам не в Надым, а в Яр-Сале (там просто развилка через 500 метров). Мужик чертыхается, но вынужден пустить. А с другой стороны в Надыме такса за въезд под шлагбаум два рубля.
Спускаемся на лед и сворачиваем на Надым. Да мы рискуем, на улице мороз за 30, трасса закрыта, впереди 300 километров лесотундры и ни одной живой души. Но баки полные, машина в исправности, мы сытые и готовы к приключениям.
Приключения не заставили себя ждать, через 30 километров накатанный след кончается и перед нами заглаженная до блеска широкая дорога. Это работа Урала, который тянет за собой трубы. Готовит дорогу для комиссии. Он заглаживает сформировавшуюся колею и еще с обочин целину приглаживает. Начинается езда по минному полю. Машину постоянно выкидывает и стягивает в целик, не всегда Юре удается выровнять Ниву. Итог, за два часа три раза вытягиваем машину Hi-Jack-ом из глубокого целика. Используя реечный домкрат как лебедку, к машине цепляем цепями, а к дереву сдвоенной веревкой (одинарная сильно тянется). Основная проблема, мало крепких деревьев в пределах досягаемости. Иногда приходиться тянуть сбоку, встегивая цепи в диск. Все-таки классная штука реечный домкрат, из любого сугроба за полчаса.
Из последней ямы нас вытягивают два шестиколесных монстра. Некоторое время едем за ними. Наша скорость выше, и они пропускают вперед, ехать приятнее, когда сзади такая страховка. А вот и вредительский Урал, теперь дорогу видно.
Этот зимник идет вдоль заброшенной железной дороги. Знаменитая 501 стройка. Готовясь к путешествию, мы читали материалы по этому объекту. Дорогу строили после войны заключенные ГУЛАГа. Сколько людей здесь легло неизвестно, но учитывая условия, не одна сотня на каждый километр. Насыпь практически ушла в болото, но хорошо видны мосты, их здесь около трехсот. Так же попадаются развалины лагерей, более трех десятков.
Во время первого вытягивания машины Николай увидел у дороги покосившийся столб, решив его использовать как лагу, подошел. Протянув руку, бросило в холодный пот. Со столба уходило в землю по несколько рядов колючей проволоки. Ледяная ночь, огромная луна, развалины бараков только подчеркивали жуть от ощущения присутствия нечеловеческого зла и страданий несчастных узников. Каждый раз, выходя из машины, мы задавали себе вопрос, как тут можно выжить? И тут же находили ответ, здесь не выживали, тут гибли, гибли в муках. Все предложения о ночевке на зимнике были отвергнуты, надо ехать до конца.
Уже глубокой ночью увидели Надым. С утра заехали на часок в сауну. Отогрелись, отмылись. Все-таки сегодня Крещение.
В Надыме нас встретили руководители регионального отделения Русского Географического Общества. В краеведческом музее "Дом природы" была проведена встреча с работниками музея, краеведами, представителями Надымского телевидения.
Сотрудники отделения проделали огромную работу по описанию и нанесению на карту 501 стройки. К тому же они проделали путь по Надымскому и Обскому зимникам в прошлом году на ВАЗ-21099. Мы обменивались впечатлениями, и наши друзья рассказали очень много интересного о 501 стройке. Все подробности по этому историческому обьекту можете найти здесь http://doroga501.ru/news.php
Перекусили, все конечно вкусно, но мы в очередном шоке от северных цен. Все реально в два раза дороже. В нефтедобывающем краю бензин стоит на 5-7 рублей дороже, чем в угледобывающем, о качестве топлива вообще лучше не вспоминать.
Перед отъездом заехали на СТО, заменили свечу, подтянули ступичный подшипник. Мастер подошел к проблеме с энтузиазмом и даже денег не взял.
Расстаемся с новыми друзьями у стелы. Спасибо за все, мужики.
Решаем сегодня доехать до Нового Уренгоя. По пути нам посчастливилось увидеть еще одно полярное чудо — Северное сияние. К сожалению, не успели достать большой фотик и снимали мыльницей.
На дороге встречаются непонятные нам конструкции. Может, кто подскажет, мы так и не смогли додуматься.
В Новом Уренгое, починили блок питания от ноутбука. Заменили какой-то конденсатор и взяли за это 1500 руб.
Пока вытягивали машину из Надымского зимника, нарушили сход-развал. Местные порекомендовали СТО Россия, по прайсу 1500 руб, когда мастера узнали о том, какой маршрут мы прошли, то сделали хорошую скидку. Пока в сервисе пишем отчет, потом перебираемся в шашлычку неподалеку.
В кафе вкусный шашлык всего за 120 руб. Очень много посетителей. С трудом нашли столик рядом с розеткой, и Николай три часа творил вторую часть отчета. В Новом Уренгое заметили интересную тенденцию: суровые северные дядьки любят ходить и кушать с громковключенным мобильником. Причем играет не шансон, а какая-нибудь Вера Брежнева.
В сумерках выехали в Нижневартовск, наконец-то под колесами асфальт. Едем на юг, но потеплением и не пахнет. Во тьме то и дело видны огромные факелы, это нефтяники сжигают попутный газ. Спим в машине недалеко от Когалыма.
Утром на посту при въезде в Когалым первый раз за поездку нас остановил гаишник. Гаишник рассказал, что новый столичный мэр Собянин на рассвете карьеры был мэром Когалыма.
При свете дня видны масштабы нефте- и газодобычи, вокруг вышки, трубы, емкости. Земли поделены нефтяными корпорациями, и каждая метит свою территорию как умеет.
Выезжаем в Лангепас — мы замкнули кольцо по дорогам Западной Сибири. В Нижневартовске нас ждет телевидение и еда.
Телекомпанию нашли легко, по справочнику 4geo. На телевидении встретили землячку. С ее слов, Вартовск от Кузни отличается в лучшую сторону — снег белее, люди позитивнее. Покидаем ХМАО, край дорогого бензина. Въезжаем с Стрежевой, это уже Томская область бенз дешевле на два рубля.
Движемся дальше по уже знакомому зимнику Стрежевой — Томск, через Чкаловское месторождение. Пока мы отсутствовали осадков не было и большегрузная техника разбила дорогу. Скорость упала, к месторождению выехали только в 4 утра и вырубились.
До Томска доехали уже в темноте, от Колпашево появляется устойчивый интернет, хоть отзывы почитали на Drom.ru. Не доезжая до Кемерово ужинаем в кафе и спать.
Общий пробег экспедиции составил 6 000 километров. Сколько бензина сожгли — не считали. Но ночью машина никогда не работала. Правильно сделанная теплоизоляция салона позволяла нам ночевать, не включая печку.
Дописываю последние строчки отчета. Еще раз хочется сказать огромное спасибо всем кто помог нам собраться. Всем форумчанам за советы и готовность помочь. С поддержкой такого ресурса как Drom в путешествии чувствуешь себя увереннее, а Ваши комментарии и пожелания греют сердце даже на холодном Севере.
Небольшое отступление о ненцах. Нам посчастливилось целые сутки прожить жизнью оленеводов. Несмотря на кажущеюся примитивность конструкции чума, в нем тепло и уютно. Ненцы очень чистоплотны, посуда всегда чистая. При входе в чум нужно обязательно сбить снег с обуви. Вокруг много шкур. Мальчишка Руслан пяти лет очень удивлялся нашей маленькой машине на маленьких колесах, такие сюда не заезжают. Ребенок пьет запросто воду со льдом и спит со всеми в неотопленном чуме. Конечно, морозостойкость у ненцев отменная.
Артема на наших фотографиях очень заинтересовала монгольская юрта. Конечно, монголы по сравнению с ненцами живут как на курорте, солнце круглый год. После ужина, все дружно смотрели наш фильм «Древними Дорогами Азии».
При подготовке к поездке было очень сложно раздобыть информацию о зимниках. Постараюсь восполнить этот пробел и описать эти участки. Мы увидели зимники такими.
Зимник Каргасок — Стрежевой (Томская область). Широкая дорога, большой трафик и легковых и грузовых машин. Мы ехали через Чкаловское месторождение, потом 125 километров до выезда на бетонку и 83 километра по ней до Стрежевого. В принципе дорога проходима для всех автомобилей, только скорость передвижения 15-20 км/час. Такса за проезд – 460 рублей, взимается на переправе через Васюган. Заправок не заметили.
Зимник Приобье — Лабытнанги (ХМАО-ЯНАО). От Приобья до Теги отличная дорога по льду Оби. За Тегами ее не чистят, просто колея в целике, самый сложный участок. Трафик близок к 0. Если снегопад можно реально встрять. Протяженность участка 80 км. За ним начинаются зимники ЯНАО. Зимники не очень ровные и по льду идут две три дублирующих клеи. Из-за большого количества проток и русел можно заблудится. Но если не знаешь дороги, лучше по зимнику протрястись. Заправки во всех крупных поселках Игрим, Березово, Мужи.
Дорога на Бованенково (ЯНАО). Дорога идет вдоль жд пути. Трафик снижается по мере удаление от Лабытнанги. Ездят только большегрузы. Трасса в нормальном состоянии, проблему представляют переметы и перерытые участки. Под предлогом восстановления экосистем тундры, дорогу ликвидируют и летом выкопали проточные трубы. На этих участках особенно тяжело грузовикам, приходится спускаться с насыпи, ехать по тундре и снова подниматься. До Хралова вполне проезжаемо на внедорожнике, переметы и колеи можно объезжать прямо по тундре. На машине в штатной комплектации туда лучше не соваться. Заправок нет. Солярка только на участках. Бензин только в факториях, большой дефицит.
Зимник Салехард-Надым (ЯНАО). Самый сложный зимник, жизнь отсутствует почти на всем протяжении. Легковой автомобиль может проехать только за несколько дней до открытия. Как только на зимник выезжают грузовики они его разбивают. Особенно сложно на спусках и подъемах переправ. Зимник самого плохого качества из встреченных нами. Его не чистят, а просто приглаживают снег. О проблемах езды по абсолютно новому зимнику писал выше. Заправок нет.
И общий вывод касательно зимников. Выезжая на зимник, нужно быть готовым прожить на открытом воздухе хотя бы сутки. Обязателен запас еды, топлива. Очень теплая одежда. Любая ошибка здесь смертельна. Мы, конечно, видели на зимниках и девятки, и волги, и форд фиеста. Но им там не место, наверняка какие-то крайние обстоятельства толкали их на эти дороги. Полный привод это минимум. Нам очень, ну просто очень повезло с погодой, но на Севере так не всегда, в любой момент ясное небо сменит многодневная пурга с морозом.
Но без зимников не посетить эти прекрасные огромные Северные просторы. Заполярье — это огромная страна достойная восхищения и уважения.
Люди Севера такие же открытые, добрые и гостеприимные, как и все кого, мы встречали от Персидского Залива до Северного Ледовитого Океана.
Состав экспедиции «Южный Берег Крайнего Севера»
Утром яркое солнце и знакомая дорога домой. За Кемерово, в Береговом, попали на радар, Рома превысил аж на 6 км. Гаишник спросил:
— Откуда едите.
— С Северного Ледовитого Океана.
— А это где?
Как говорится no coments.
Конец
Первая часть: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Гонка началась!
Вторая часть: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Часть вторая — берег Северного Ледовитого океана
Путешественники достигли Северного Ледовитого океана и благополучно вернулись по новому маршруту домой.
О подготовке машины читайте на форуме «Путешествия и приключения»: Тентура едет на Север, или как к морю проехать?
Предыдущие отчеты путешественников: