На холмах Грузии… Автопробег по маршруту Чечня—Грузия—Чечня

07.05.2013 | 22509 просмотров

Поездка, про которую будет рассказано ниже, совершена в середине апреля и, это, несомненно, не в самое удачное для этого время. Тот факт, что ездить в Грузию нужнее в другое время, понятно было. Но был и аргумент, очень стимулирующий к поездке именно тогда, когда она и состоялась. Этот аргумент состоял в том, что душа горела. Вернее, даже так: ДУША ГОРЕЛА!!! Эта странная и призрачная субстанция горела жаждой путешествий и требовала поехать куда-нибудь немедленно.

Кроме того, в районе подушечек пальцев правой ноги, в той области, чем давят на педаль газа автомобиля, я явственно ощущал томление. Когда в чем-то так слитно объединяются душа и тело, бороться не имеет смысла.

Я сдался, поехал.

Для ознакомительного короткого путешествия сроком четыре дня был составлен такой маршрут: Грозный — Владикавказ—Тбилиси—Бакуриани—Ахалцихе—Вардзи —Кутаиси—Батуми—Грозный.

Выбор именно Грузии для поездки могу объяснить так:

• туда проще всего мне было поехать;
  • я знал, что там не будет милицейско-полицейского беспредела на дорогах;
  • любя и уважая все народы, грузин люблю и уважаю как-то особенно;
  • ну и старины — культуры-природы в небольшом месте много на этом участке суши сконцентрировано.

Концепция поездки сформулирована в таких терминах: копать не глубоко, но с охватом. Сформулировано, откровенно говоря, так себе, не сказать что умно, но суть понятна — посмотреть максимум возможного за это время, хотя бы и было знакомство со страной шапочным.

Для перемещения наших (а мы были вдвоем с товарищем и одновременно двоюродным братом) бренных, при этом, все же достаточно массивных тел, использовался годовалый автомобиль «Ситроен -Айркросс», городской паркетник с двухлитровым двигателем и 150 заявленными лошадьми. Подготовка машины ни в чем не состояла — она того не требовала.

Опережая события, скажу еще, что практически во всех местах поездки нас сопровождал дождь, местами сменяющийся мокрым снегом.

Дальнейшее изложение, для легкости восприятия, хочу структурировать по дням поездки.

Первый день

Из дома мы выехали в семь часов утра и за обычным мужским трёпом довольно быстро доехали до Владикавказа. Трасса М-29 на этом участке, в 112 километров длиной, весьма прилична. Правил дорожного движения мы не нарушали, при проезде постов ДПС нигде не были остановлены, пока не приехали на Черменский пост. Касаемо этого поста скажу: реки потекут обратно и солнце непонятным образом взойдет на западе, но неостановленными вы Черменский пост не проедете. Не проехали и мы: были остановлены, зарегистрированы и с богом отпущены дальше. А дальше, если ехать из Грозного, надо на кольце поворачивать налево.

Повернули.

Дорога до пограничного перехода Верхний Ларс очень живописна. Серой гадюкой асфальта вьется она вдоль долины Терека, с каждой стороны норовя отвлечь водителя прекрасными пейзажами.

Если завороженные этими красотами вы потеряете шоферскую бдительность, то ваши души навеки потеряются в Дарьяльском ущелье в тенётах царицы Тамары:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла (Ю.М. Лермонтов, «Тамара»).

Те же, которые смогут сосредоточиться на дороге и будут внимательны, вскорости прибудут на пограничный переход.

Переход границы со стороны России занял у нас час времени, и, честно говоря, обременительным не был. Очереди (из легковых авто) особой также не было, время уходит просто на прописанные правилами процедуры, выполняемые весьма неспешно.

Из грузовых авто очередь была на несколько дней.

Процедуры грузинской стороны занимают 7 минут и выхода из машины не требуют.

Первым грузинским селом, встречающимся на пути россиян, является Степанцминда, более традиционно воспринимаемая как Казбеги. Расстояние от столицы Осетии до этого места есть 48 км.

Если времени для посещения Грузии у вас достаточно, то остановиться в этом обжитом людьми месте рекомендуется. Здесь имеются прекрасные горные пейзажи, громоздятся, при наличии ясной погоды, виды горы Казбек. Имеются в наличии также и красивые рукотворные объекты, как-то: церкви, остатки крепости. Особенно стоит посетить храм Святой Троицы (Цминда Самеба) — он очень живописно расположен, и знающие люди хвалят его за прекрасные рельефы внешнего оформления. Внутреннее убранство, опять же со слов, скромнее.

Мы, автостранствующие чеченцы, во времени были жестко ограничены, и посмотрели в Степанцминде только то, что и так видно всем. То есть, что видно с дороги.

Потом был Перевал, проявляющийся в грязи, тающем снеге, разбитой гравийке. Некоторые машины иногда застревали и местные жители их, за мзду, вытаскивали. Грешным делом подумал: а не сами ли они и копают эти рытвины, чтоб потом, за мзду …? Но нет, человек существо с божественной природой и на такое стяжательство неспособно.

Расстояние в 154 километра, отделяющее Казбеги от Тбилиси, запомнилось красивыми видами, серпантинами, коровами на дороге. Живописные села, расположенные справа по ходу, об особом достатке своих хозяев не свидетельствуют.

Отступая от канвы рассказа. В карманы добродушных грузин мы не заглядывали, но видно, что уровень доходов населения невысок — 200-300 лари зарплата. При этом угнетенности, злобности, желчности в местном населении не заметил. Люди везде очень доброжелательны.

В Тбилиси нами заранее был забронирован номер в гостинице семейного типа, в черте Старого города. При въезде в город попросили местного таксиста показать нам наш отель, что он и сделал с величайшим рвением за 10 лари (так называются грузинские рубли, стоимостью 1$ — 1,6 лари). Номер на сутки стоил 1 400 рублей.

Планируя, что посмотреть в этот день, мы выбрали музеи, знаменитые серные бани Тбилиси (отказались от них на месте), крепость Нарикала и ресторан грузинской кухни на вечер. Грузинскую еду хотели сдобрить грузинскими же народными песнями, но это осуществить не удалось — мест таких найти не смогли.

Про достопримечательности города (выбранные нами и другие, что мы не выбирали) хорошо расписано в Интернете. Я же хочу сказать о том, что затронуло лично нас.

Наперед всего — мы просто влюбились в этот город. Неповторимое сочетание характера жителей, городской архитектуры, окружающего рельефа, истории Тбилиси — это такое блюдо, попробовав которое раз, будешь хотеть его всегда.

Еще хочу поделиться тем, что в Тбилиси очень явственно ощущается дух культурности. Я не могу это объяснить чем-то конкретным, может быть, числом музеев или университетов, не знаю. Но факт такой есть: пусть Тбилиси не блещет богатством и скромненько одеты его жители, он один из культурных центров современного мира. Если кто не согласен с этим моим утверждением, может высказать его про себя. Вслух прошу не выражаться.

Улочки Старого Тбилиси:

Последнее в этом русле. Мне было удивительно и несколько горько наблюдать в этом прекрасном городе много нищенствующих людей. Не цыган, не традиционных попрошаек, нет. Стояли горожане.

Дорогие грузины, если можно, пожалуйста, сделайте ради этих людей что-нибудь — пусть они не стоят больше, неправильно это как-то очень и не бывало на Кавказе.

Первый день, как и все дни, закончился ночью и сном.

Второй день

С раннего утра ушли смотреть крепость Нарикала, что расположена на горе Мцатминда. До самой горы от отеля ходьбы пять минут, но, собственно, подъем довольно крут и проходит по замощённой для туристов тропе.

Крепость довольно старая. Тот день, когда был заложен первый её камень, затерялся в истории, но в 7 веке н. э. она уже была.

Для всех властителей Тбилиси (арабы, монголы, турки и, собственно, сами грузины в перерывах между всеми остальными) крепость являлась важным элементом обороны города.

Учитывая крутизну скалы, на которой стоит крепость, проникаешься трудом, вложенным в её строительство — ведь все материалы для этого приходилось доставлять на гору вручную. Еще проникаешься сознанием того, что наши предки были огромными исполинскими великанскими силачами. Если бы они не были огромными исполинскими великанскими силачами, то ни за что бы не захватили такую крепость, орудуя мечами и стрелами. Я бы, человек очень средних современных размеров, никак бы не захватил.

После крепости, утолив завтраком позывы уставшего организма, попрощавшись с хозяевами отеля, тронулись в путь. Путь лежал в горнолыжнокурортский город Бакуриани (182 км от столицы). Для попадания в это место надо с основной дороги Е-60 уйти влево в селе Хишаури.

Часть нашей дороги в этот день лежала по автомагистрали, с разрешенной скоростью в 110 км. Аналога нашего ГАИ в Грузии нет (расформирован как неподлежащий очищению от коррупции) и дорогу стерегут видеокамеры.

Бакуриани был выбран объектом посещения, поелику хотелось в первый раз в жизни покататься на горных лыжах или снегоходах.

Указанный город расположен недалеко от известного всем бальнеологического курорта и одноименной местности — Баржоми. Только Баржоми расположен внизу, а Бакуриани выше в горах.

Сам Бакуриани маленький такой городок практически в одну-две улицы, очень неплотно заселенный туристами в силу окончания горнолыжного курорта. По этой же причине перворазного в нашей жизни катания на лыжах также не было.

Небольшой отель, в котором мы приютились за те же 1400 рублей, но уже с завтраком, предложил очень приличный номер. Работник отеля, с кем списывались ранее по e-mail, тоже выглядел приличным и при знакомстве называл себя Владимиром. Может, и правду говорил человек, я у него паспорта не спрашивал. Он же у нас паспорта спросил для регистрации.

Остаток дня мы занимались лицезрением живописных окрестностей городка. С этой точки зрения, заслуживает внимания собственно дорога, ведущая к городу. Все время поднимаясь в гору, много раз петляя, она открывает понимающему ценителю природы много возможностей восторженно поахать. Я лично ахал.

Еду в Бакуриани мы ели исключительно из форели. Рыба не была ничем испорчена, выглядела свежо и вкусно. Форель оказалась не двуличной — какой выглядела, такой и была на самом деле. Заедалась она грузинскими лепешками.

Второй день также закончился ночью и сном.

Третий день

Был полностью посвящен архитектурным достопримечательностям региона пребывания — Самцхе-Джавахети.

Встав поутру и, как обычно, не сделав зарядки, мы спустились к завтраку. Услугами включенного завтрака в отеле воспользовались только два человека — опять же мы. Завтрак был по типу «шведский стол», состоявший из:

• оладушки новоиспеченые;
  • сметана;
  • мед;
  • самодельная лепешка.

После завтрака был уточнен маршрут: Бакуриани—Боржоми—Ахалцихе—Вардзи—Кутаиси. Предполагалось, что таким путем мы избежим возврата в Хишаури, к точке съезда с трассы Е-60.

Позднее, когда, откровенно говоря, было уже поздно, высветился основной недостаток такого обсуждения. Мы маршрут обсуждали между собой, т.е. между людьми, не знающими Грузию и ее дорог. По уму же, к обсуждению стоило бы привлечь местных специалистов тоже. Хотя бы одного.

Очевидная разумность последнего предложения стала ясна в тот момент, когда мы убедились, что небольшого отрезка дороги, соединяющего Вардзи и трассу Е-60 на нашем атласе, в реальности нету. Может, не исключаю этого, есть в какой-либо из параллельных реальностей, но в реальности Грузии нет!

Из-за несовпадения атласа с нашей реальностью пришлось на обратном пути ехать 160 км по дороге, уже пройденной сегодня в эту сторону.

Ахалцихе (78 км от Бакуриани) нами посещался по причине крепости Рабат. Эта крепость довольно-таки старая, но восстановлена в 2011 году. Расположена она в старой части города, занимает семь гектаров земли и стоит пять лари за посещение. Жалко, что крепость новодел, но опять же, все равно ее стоит посмотреть: масштабы, планировка, стиль сохранились. Все чисто, прямо в крепости есть отель, бутики и, в одном подвальном каземате, мы нашли даже зал бракосочетаний. Сочетающихся не было — зал весьма сложно найти.

Фото крепости (кроме этой) сделать не удалось — сели батарейки.

Долгое время крепость находилась во владении турков, построивших внутри ее бани и мечеть. Будучи мусульманами, мы заходили в мечеть и существенно удивились, найдя в ней каменный барельеф с изображением креста. Уже по приезду прочитал, что наличию в мечети креста удивились и турки, также участвовавшие в реконструкции крепости. Турки обратились к руководству Грузии с предложением вынести из мечети крест. Президент Саакишвили в ответ заявил, что никогда. А министр культуры Грузии заявила, что надо все же крест поместить в храм или музей, вынеся её из мечети. Тем восстановится история крепости — ведь раньше барельеф в мечети не стоял. Он стал стоять после реконструкции.

В крепости же мы посетили очень приличный музей с богатой экспозицией. Мне из всего, что было, самым интересным показались артефакты доэллинского периода — каменный, бронзовый и железных эпох. Находок подобного рода в этой области Грузии очень много и они интересны.

Также хорошо представлена и более поздняя история Грузии: христианство, быт, письменность.

Греческая и римская керамика представлена во множестве, но интересной не показалась.

Из Ахалцихе мы тронулись в направлении Вардзи для того, чтобы посмотреть пещерный город.

Дорога:

Ниже — крепость, расположенная при дороге из Ахалцихе в Вардзию:

Она же:

Как смогли, в меру сил простого фотоаппарата-мыльницы, мы представили его на фото, словами описывать не будем. Скажем только, что в нетуристский сезон в этом месте страны шел снег, вперемежку с дождем. На лестницах пещер из живых были мы, одинокий кот и, вероятно, монахи. Впрочем, про последних точно не скажем — вообще-то они там обитают, но храм Успения Пресвятой Богородицы был закрыт.

Самое дешевое посещение пещер стоит три лари.

Крепость в Вардзи:

Ниже — виды пещер Вардзии:

После осмотров пещер мы вернулись в Хишаури, повернули направо, на Е-60 и потихонечку докатили то Кутаиси.

Было это уже вечером, в условиях накопившейся усталости. Первый же попавшийся отель нас всем устроил, кроме политики ценообразования менеджмента этой организации. Эту политику отеля мы подвергли, как считали тогда и теперь считаем, заслуженной обструкции. Повод был такой: за очень приличных два одноместных номера отель просил 80 лари, а за весьма скромный двухместный номер — те же 80 лари. Таких условий наши души не принимали, и мы договорились на 70 лари и завтрак.

Надо ли писать о том, что день закончился ночью и сном?

Четвертый день

По пробуждению утром мы не оригинальничали: поели завтрака и поехали дальше, на побережье Черного моря.

Местом дислокации еще заранее был избран отель в Кобулети, городке в 20 км от Батуми. По той же дороге Е-60 120 км пути между ним и Кутаиси были пройдены просто. Дорога нормальная.

Искомый отель находился прямо на пути, и искать его не пришлось — увидели по номеру домовладения. С другой стороны улицы, через 50 метров расположилось Черное море.

Определившись с номером отеля, даже и вещи оставив в машине, поехали сразу смотреть Батуми. Были там целый день, смотрели Археологический музей (5 лари), Приморский парк, Национальный парк Мтирала.

Птички Приморского парка:

Про Национальный парк Мтирала хочу сказать несколько слов. Он расположен на полпути между Кобулети и Батуми, по указателю налево съезд с дороги. В состав парка входит территория одноименной горы, чье названия переводится как «плачущая» — плачет гора из-за постоянных туманов на её вершине.

Основные достопримечательности парка — это прекрасные виды и очень богатая растительность.

Собственно в парк ведет асфальтированная дорога, потихоньку заводящая вас на таки довольно глухую и узкую лесную дорожку.

По ходу движения сначала встречается небольшое село Хало, после какового асфальт аннигилируется. Дальше по ходу, в 8 км от первого находится второе село, более интересно расположенное — Чаквистави.

Местность, повторюсь, чудесная: пышная и очень разнообразная растительность по склонам гор; речка, текущая внизу; птицы опять же… Но, доехать до второго села лучше на машине повыше клиренсом.

Хотели мы еще посмотреть Ботанический сад Батуми, он также расположен на полпути между Кобулети и Батуми, перед тоннелем направо. От посещения данного флористического заведения отказались, ополчившись почему-то на цену — 6 лари с человека. Ну, не очень-то и надо было.

Зато неожиданно на обратном пути посмотрели крепость Петру — строение 6 века, от которого еще что-то осталось. Осталось немного — кусочки городских стен по бывшему периметру.

Четвертый день

Предполагал преодоление расстояния в 522 км (Кобулети—Грозный) с попутным прохождением пограничного поста в обратной последовательности.

Все намеченное случилось, как и ожидалось, но с задержкой три часа на нашей стороне перехода. В чем причина задержки доподлинно не известно, пограничники обвинили во всем транзитных автомобилистов из Армении, «сующихся в страну не умея заполнить карточку» (цитата).

В 7 часов вечера наши тела прибыли домой.

В ходе описанной поездки нами было употреблено по назначению 90 литров бензина и потрачено 15 тысяч денег в рублевом эквиваленте.

Отели, за номер в двухместном исполнении, стоил от 50 до 80 лари, средний обед на двоих — 30 лари.

Караганда
Эх, летом бы это всё увидеть, да еще на море покупаться! А то как скучновато - там были, там были и там, а радости особой не чувствуется. Погода, что ли, сказывается? Или вино грузинское пропало?
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Таруса
Только что оттуда же) красота
Corona Premio 1998 7AFE 1,8

Оч. Красиво!

ТС, признайтесь, Вы профессионал в области изящной словесности?? Я давно не читал текста, написанного таким изысканным русским языком. Спасибо.

Согласен с первым из комментаторов: на фото Грузия выглядит несколько... безрадостно в это время года. Уж на что сер и уныл Петербург ранней весной, но Грузия вполне может с ним потягаться:-((.

Рад, что все чаще попадаются восторженные отчеты о поездках в эту страну. Кабы не необходимость пересекать южные регионы России, тоже съездил бы.

Саров
Автор, пишешь хорошо. И отзыв хороший. )). Жалко только что погода подкачала.
Skoda Octavia IIFL, 1,6MPI 2012 (До этого ВАЗ 11183, ВАЗ21093i, Ford Escort, ВАЗ2101)

Буревестник
можно поподробнее почему отказались от серных бань?

Почти Лев Толстой.

Из всей сложности поездки в Грузию,самый страшный и не предсказуемый,а может это всего лишь стереотип- Владикавказ.Нам наверное более безопасно поехать через Турцию.Отчет понравился,но где фото грузинского вина,хлеба,зелени...не хватает красок :))

Андрей Юрич:
сиала:
Есть у меня стойкое убеждение, что автор отчета, равно как и его брат, алкоголь не употребляют :)
Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

Классно! Снова хочется в Грузию!

С погодой Вам не повезло!

Не, не поеду.

юрга
В Грузию с радостью бы, в чечню никогда наверно...

Для чеченских парней очень грамотно написано. Уважуха!

Молодцы. За такую короткую поездку - очень достойный объем впечатлений и наблюдений. А в нетуристическом сезоне есть и свои плюсы. Летом, небось, и границу бы куда дольше пересекали?

JokerSL:
ТС, признайтесь, Вы профессионал в области изящной словесности?? Я давно не читал текста, написанного таким изысканным русским языком. .
Нерусских всегда вычисляли по академическому языку)
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.
Русские-нерусские..... зачем это здесь поднимать???!!
Понятно что ездить в Чечню и Грузию с фамилиями Иванов, Петров, Сидоров и т.п. - совершенно не рекомендуется. И номера на машине для проезда в Грузию лучше иметь из Чечни, а не из Нижнего и Тюмени:)) При соблюдении этих условий экскурсия хорошая! +5

Челяба
Спасибо за красивый рассказ о путешествии. Интересно и познавательно.)
То, что хорошо работает, всегда лучше того, что хорошо выглядит.
Ремонт ТНВД M Pajero 4М41

красиво

Приятно читать. написано с юмором.Был опыт посещения Грузии, ещё советской. Коррупция на дорогах была, как говорится, ещё та. Приятно узнать, что вопрос решили кардинально.

Автору большое спасибо за скромный, но позновательный отчет. И неплохие фотографии. И как было ранее в отчетах, Грузия вновь порадовала гостей и читателей своим гостепреимством. Всем удачи на дорогах.

Земля Кузнецкая
Фоток, конечно, маловато. Но зато они интересные. У Грузии богатая история, столько крепостей всяких, городов древних, да и просто есть на что посмотреть. Не знаю, как у всех, но у меня сложилось мнение, что там не безопасно. Политика что-ли или мозги так СМИ заси*ают. А как местные относятся к россиянам? Да, а где вино, шашлык и прочие съедобные вкусности. Кафешки придорожные есть там, чем радуют?

Красиво.
Был давно и очень проездом, блин.

Анапа
Отличный отчет , впрочем как и все предыдущие . Ни в одном отчете не встретил и нотки намека на небезопасность автопутешествий по Грузии
Стыдно за некоторых комментаторов , зачем разжигать межклавишную рознь !?

San Francisco Bay Area, CA
Хорошо прокатились, познавательно. Спасибо!
Но заключительная фраза "....тела прибыли домой" как-то все портит.
Машина любит ласку, чистоту и смазку!

отличный отчет! Автор постарался-5

доктор vovhu:
Нерусских всегда вычисляли по академическому языку)
Это верно!! Вон, Пушкин А.С. - на четверть эфиоп ...
Лермонтов - из шотландцев.
Подучили наш язык.. понаехавшие :-))

Нормальный отчет, фотки не супер, но тоже зачет. Сам вернулся с Кавказа менее месяца назад (Нальчик). Отдохнул прекрасно, вот только с погодой действительно немного не повезло, пасмурно и дождь, а 17 апреля и снег шел. Тем не менее, посещать Кавказ надо и нужно. Там есть на что посмотреть и чему поучиться. Люди вполне адекватны, никакого негатива с их стороны не ощущал. Мечтаю посетить Грузию на автомобиле, но пока только мечтаю.

Автор ,скажите пожалуйста,как с безопасностью проезда Владикавказа?
Добрее,еще добрее..................

Спасибо отважным!

Очень приятно читать . Пять.
А в космосе есть разумная жизнь? Есть. А почему с нами не связывается? ПОТОМУ ЧТО РАЗУМНАЯ!

Rat

Усть-Илимск-Холмог
Руслану почет и уважение!

Не интересно

Отличный отчёт!

Выразившим свое отношение к написанному - спасибо.
Ответы на вопросы:
1. Где в отчете грузинское вино?
- Оно присутствует в стране широко, но мы спиртного не потребляем
2. Как проезжать посты полиции, как с поборами?
В последнее время, в силу разных обстоятельств часто езжу по Кавказу. Не нарушаю. Так вот: ни разу (НИ РАЗУ) я не заплатил ни одного ру*** никому. И даже более того - у меня их и не вымогали на разу. Далее все имхо. Мне кажется, что многие едут на Кавказ как в пасть к дракону и уже боятся предстоящих ужасных событий, которых, вообще говоря, еще нет! Гаишники тонко это чувствуют и пользуются этим. Ну выпишите в интернете телефоны служб доверия, потребуйте номера начальства у них, пригрозите. Не хамите, не кричите - будьте стойкими в своем праве.
3. Безопасность в Грузии - как с этим.
Опять имхо. Я не рупор свободной Грузии, интереса никакого не имею. Но по теме считаю, что в Грузии очень безопасно россиянину. Гораздо безопаснее чем в России.
Нас за время покатушек по стране вообще никто (!!!) ни разу не остановил даже паспорта спросить! Один совет: грузинским полицейским не предлагайте взяток - могут быть неприятные последствия.
Население также очень доброжелательно, к русским в том числе. Езда по дорогам абсолютно не напрягает. Дороги, те что мы ездили - на 4

Неплохо.

пять+

Сергиев Посад
Молодцы,что съездили!Грузия в самом деле замечательная страна!Был в этом году в феврале.Осталось море положительных эмоций.В сентябре если получится поеду на авто с заездом к Черному морю в Уреки на магнитные пески.Отзыв Ваш понравился.Удачи и новых путешествий!
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2012

Красивая природа, интересное путешествие. Но сам, не являясь чеченцем, через Чечню никогда не поеду...

Славянск-на-Кубани
Отчет понравился. Очень хорошо написан. Это Вы писали отчеты про Пятигорск и озеро в Чечне (извините, забыл название)? Знакомые ездили летом в Грузию. Страна очень понравилось, но ДПС-ники в наших Кавказских республиках не понравились совсем.

В 70-80 годах, работая на дальнобое объездил всю Грузию вдоль и поперёк и сейчас с удовольствием съездил бы посмотреть на эту красивую страну. Тем более у меня брат в Ахалкалаке родился. Ну а Автору спасибо за хороший отчёт и желаю удачи в следующих автопутишествиях и у меня вопрос по поводу Грузинской визы. Где и сколько?

Всё замечательно. Вот только из Ахалциха можно через перевал Годерзи на Хуло проехать и в Батуми напрямую. Я ездил в прошлом году, только из Батуми в Вардзию.

Город возле гор
Я кстати дополню своими 5 копейками. Я видел каким кирпичем строились римские сооружения. Кстати, практически таким же кирпичем как я вижу, строилась и эта крепость.
Мне это говорит об одном - что в те давние времена весь мир также был во взаимодействии.
/по крайней мере ясно что даже тогда технологии распространялись/.
Видно, что кирпичей не хватало и кладку вели дополнительно камнем.

Фотографии этих мест сделанных зеркалкой я смотрел у одного знакомого журналиста.
Очень интересные места.

Сообщений: 2004
Замечательный отчет.
Honda Odyssey RA7
Honda Odyssey RA3
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

добрый день !

если можно, сообщите названия гостиниц по маршруту в Грузии.
и сообщите время работы ПП Верхний Ларс.
спасибо.

dorogaman:
добрый день ! если можно, сообщите названия гостиниц по маршруту в Грузии. и сообщите время работы ПП Верхний Ларс. спасибо.
Гостиницы бронировал через Букинг.ком.
Тблилиси: Meidani (гостевой дом в старом городе. Номер скромный, но место очень удобное)
Бакуриани: New House (летом там делать нечего)
Кутаиси: Zelimhan (не бронировалась, номера нормальные)
Кобулети:Chveni Ezo (море через дорогу, хозяин вежливый, говорит по русски)
В весенне-летний период Верхний Ларс работает до 22 часов вечера

добрый день !

большое спасибо за информацию. при первой возможности поеду. надеюсь, что при гостиницах есть автостоянки.

Волжский Волгоград
Отчёт очень приятно читать: так по-русски не каждый русский напишет! Но одна грустная мысль как появилась на первых строках отчёта, так и не растаяла: русскому с русскими автономерами в Чечне и Грузии делать нечего - не безопасно.
А так, конечно. красиво. Во времена всем известных конфликтов несколько лет пожил и в Северной Осетии, и в Чечне (правда, автопутешествия там по-другому назывались - колонна, ниточка и без сопровождения никак нельзя было).

Гимли@:
В весенне-летний период Верхний Ларс работает до 22 часов вечера
С 1 июня, вроде, круглосуточно будет работать.

peninsula:
В Чечне - не знаю, а про Грузию- неправда! Мы были там летом, и чувствовали себя в полной безопасности. В России мы себя так не чувствуем. А если добавить кавказское гостеприимство грузин, то и уезжать не хотелось.

Скажите пожалуйста про визу в Грузию? Сколько стоит, где делается и сколько времени?

дорадо:
Гражданину России виза не нужна - при переходе ставится штамп в паспорт и все. Просто едете со своим загранпаспортом в Верхний Ларс.
Еще раз. Отношение к русским хорошее, Грузия очень безопасная страна.

Регион 66:
С 1 июня, вроде, круглосуточно будет работать.
Можно уточнить, но кажется, что с марта Верхний Ларс работает до 22 часов

новороссийск
последнее время очень много езжу по территории бывшего СССР и нигде нет проблем. мне кажется, что если ты ведешь себя как человек - проблем нет.

Гимли@:
Еще раз. Отношение к русским хорошее, Грузия очень безопасная страна.
Спасибо всё понятно. Насчёт безопастности не сомневаюсь. Раньше с лета открывался ещё через Крестовый перевал - очень живописное место.

Так и знал,что отчёт от Гимли)))
Всё как всегда достойно и красиво,но фотографий действительно маловато и местный грузинский колорит несколько "скошен".
А почему нельзя высказывать вслух своё мнение о Тбилиси,как о культурном центре современного мира?....несколько непонятно.
Удачи в дальнейших путешествиях и ждём ещё отчётов,которые помогают открыть глаза на соседние страны простому народу.

Русские-нерусск ие..... зачем это здесь поднимать???!!
Были и в Грузии, в этом году и в Грозный с супругой съездили. Сами с Абакана (юг Красноярского края). Номера Регион 19. Проблем не было. Не нарушайте ПДД, и ведите себя спокойно и уверенно.

25й Регион
Удивительно , но Архитектура Грузии - Тбилиси очень отличается от стилистики всего Кавказа..... Очень своеобразна !!И Грузины - добрее всех остальных...
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

Halifax, Nova Scotia
Русские-нерусск ие..... зачем это здесь поднимать???!!
Именно в Грузии с фамилиями Иванов, Петров, Сидоров без проблем быть должно...

я бы на камчатку лучше поехал
там хоть и дубак, но все равно природа побогаче ввиду того, что человек там не загадил еще ничего
ваз-21053 2003г.
тойота спасио 97 г.
Honda CR-V RD5 2001г
лучше лучше чем хуже ©

Поедем в этом году обязательно.....

Эх, красотища!!!!! Вот только не поеду низачто. Страшно туда ехать, небезопасно. А очень хотелось бы съездить...

фото красивые
_______________
Мой отзыв: Honda Accord 2004

Анапа
DDDddd:
Не очкуй Славик ! Все будет хорошо . Там реально безопасней чем в столичном метро , или электричке , поверь .......

Магадан-Краснодар
dorogaman:
Один-два раза в год езжу КБР. Нет проблем и не было. Вести себя нормально нужно.

мордоворот:
я бы на камчатку лучше поехал
Да я бы тоже на камчатку поехал - только пока нет ни времени ни денег на это.
Поедку в Грузию, при возможности, хорошо бы совместить с поездкой в Армению - достойная страна

Супер поездка...Замечательный слог....Надо ехать!

Хороший отчет. В Грузии проблем нет, а вот доехать до границы проблема, уж очень много попрошаек в ментовской форме по дороге.

Нерюнгри
На Кавказ надо ехать не как старший брат, а просто как брат.Да не только туда.

красотища! отчет насыщенный фотками!!!

Харьковская обл., Украина
сиала:
Присоединяюсь. Очень очень хочется на машине в Грузию и Армению, и сравнительно недалеко это от меня - но сильно настораживают рассказы о нечеловеческих поборах на этой трассе и в регионе вообще, плюс всякие сомнительные законы типа нулевого промилле с шизофренической цифрой штрафа (и, соответственно, взятки)... Через Болгарию и Турцию втрое дальше - но почему-то ощущение такое, что спокойнее и безопаснее. Как-то странно это... :(
А автору отчета спасибо. Благодаря его отчету я увидел, что в несезон в Грузии делать особо нечего. Серо, сыро и грустно. Горы Кавказа любят солнце.
Мои отзывы: Subaru Legacy 2000, Volvo 740 2010

Владикавказ
Русские-нерусск ие..... зачем это здесь поднимать???!!
Не соглашусь.Едьте и счастливого пути!Когда на таможне Грузинской вам пожелают приятного провождения времени всё поймёте.... хотя Вас можно понять ---телевизор -СИЛА!
Не спорю, Мерс лучший серийный авто,но мне не нравится.

Красотища!Здорово!
На майские праздники, ездила на Родину в Тбилиси спустя 25лет. Потянуло так сказать на место преступления)) Автопробег Москва-Тбилиси, машинка Хонда СРВ, без единого штрафа, ни разу не остановили, ни кто, ни где. Скажу честно, по маленьким , но гордым Кавказским республикам с московскими номерами ехать побаивалась, попросила одноклассника встретить, на границе с Кабардой и проводить, до Тбилиси. Встретил, проводил, остановили только на посту Кабарда-Алания, проверили документы, пожелали счастливого пути. По Тбилиси передвигалась на машине интереса у местных жителей и стражей порядка, мои российские номера не вызывали.. Обратный путь до Москвы проехала сама. Результат тот же, ни кто, не где, без штрафов. Скоростной режим 110-160 по трассе. Через неделю еду на машинке на вторую свою Родину)) славный город Грозный. Была там в 2008году, правда без машины, ну будет с чем сравнить))
забыла уточнить.....блондинка с ярко выраженной славянской внешностью..))))
Хороший материал, спасибо узнала нечто новое. Очень люблю Грузию и народ Кавказа. Люди там добродушные и гостеприимные. Мы путешествовали автостопом с палаткой в тех краях, если захотите, то вот наш отчёт о полугодовом путешествии: http://hramputi.ru/gruziya/ конечно спали не всегда в палатке, часто приглашали в гости незнакомые люди, ещё мы даже умудрились поработать официантами а Грузии. Природа там уникальная и словно создана для кемпинга. Трава зеленее и мягче нашей :)