|
Всем привет и хорошего настроения!
Наконец-то собрался с силами рассказать о небольшой поездке на арендном авто по двум регионам Италии: Эмилия-Романья и Тоскана. Давно мы хотели посетить эту богатую на достопримечательности страну, или как еще её называют — музей под открытым небом. Было желание добраться до Апенинского полуострова на своей машине, но не получилось. Отпуск короткий, да и финансовая нагрузка (что удивительно) при самостоятельном путешествии выше, чем с использованием «пакетного» тура. Выбор пал на самый популярный и бюджетный курорт Италии — Римини. Летом цены достаточно высокие, а вот в сентябре «ценник» становится гуманнее. Тур оплачен, начинается сладкий период ожидания и подготовки к поездке. Выбор мест для посещения, транспорта и проживания.
Неожиданно непростым стал процесс поиска автомобиля. До этой поездки брал машины напрокат в Турции (Кемер, Сиде) и на Крите. Там все было просто — вышел из отеля, прокатных контор много, на месте сориентировался, поторговался и все готово. В Римини такой подход не сработал бы, т.к. близ отеля прокатных контор не было совсем. Нашел в гугле неподалеку местную контору, так предприимчивый итальянец заломил в переписке цену, мотивируя тем, что Disel!! К тому же пробег ограничил… Я ему пишу — в конторах типа Еврокар цена в 2 раза ниже! Он отвечает, что там мошенники и авто у них плохие. Врал, конечно, но изучив информацию на просторах сети понял, что не все так просто с крупными прокатчиками. Много наших соотечественников жалуется на Eurocar, Sixt, Hertz, Avis и, конечно, на агрегатора — Rentalcars. Изучив тему подробнее, понял, что большинство просто не читает договоры и не вникает во все тонкости, а они есть. Основное — франшиза порядка 700 евро, средства блокируются на кредитной карте (часто нужна именно кредитка, дебетовая карта не пойдет), а разблокируются неизвестно когда. Бывает, прокатчики находят царапины и выставляют счета на оплату, равные сумме франшизы, в общем, много чего грустного начитался... Наткнулся на контору, организованную выходцами из бывшего Союза, там проще, залог налом (300 евро) или блокировка 50 евро на карте. Ценник выше, но и условия лучше. Забронировал Mersedes A180 на ручке и тяжелом топливе. Предоплату вносить не нужно, все расчеты на месте — мне так больше нравится.
Итак, на 9 сентября 2017 года есть «билет на самолет с серебристым крылом, что, взлетая, оставляет земле лишь тень».
Спустя 3 часа тень крыла аэробуса А320 коснулась взлетно-посадочной полосы аэропорта имени Федерико Феллини. Мы в Италии! Здание аэровокзала напомнило старый аэропорт Адлера.
Терминал маленький, а очередь к пограничникам большая, больше часа ждали штампика о въезде.
Не подскажете, на каком языке это написано?
Сыры и Пармскую ветчину мы лучше повезем обратно ;-)
Хоть и небольшой, но все же плюс трансфер до отеля силами туроператора. Достаточно быстро добрались до нашего отеля Blumen (3 звезды), без доплаты заселились в номер с видом на море (у туроператора требовалась доплата за see view) и пошли на пляж, благо отель на 1 линии.
Погода была отличной. Покупались, позагорали. Отдых начинается.
Последующие два дня по плану и просьбам дочки были отведены на пляжно-тюлений отдых. Но реальность немного изменила наши планы. Александра приболела и, как пел В. Цой:
«А с погодой повезло
Дождь идет четвертый день
Хотя по радио сказали, жаркой будет даже тень».
Дождь шел, правда, 2 дня, и то не постоянно.
На пляже ни-ко-го.
На самом деле для прогулок и поездок была нормальная погода.
В отеле можно взять напрокат велики, так что начал изучать Римини. Тем более нужно было съездить к прокатчикам, и город заодно посмотрел.
Грамотно организован проход ж/д переездов. Шлагбаум опускается на всю ширину дороги, не оставляя места даже пешеходам, которые дисциплинированно ожидают его открытия. К слову сказать, закрывается проход/проезд за 3-4 минуты до поезда и почти сразу после его прохода поднимается. Поезда часто ходят скоростные, проносятся быстро, не создавая при этом особого шума.
Прокат подтвердил бронь, но когда на следующее утро приехал забирать, оказалось, нужного авто нет, по той же цене мне выдали Приуса на автомате. На всякий случай пофоткал его со всех сторон и снял небольшой ролик.
Почему бы нет, тоже интересно! Гибрид я еще не юзал, да на вариаторе не ездил... Хотя хотелось поездить на ручке.
План первого дня был скромный. Съездить в Сан-Марино и осмотреть Римини. Погода наладилась, пора в путь. Пробег за день всего 60 с небольшим километров.
Ехать до Сан-Марино всего всего ничего, но интересно, часть дороги проходит по серпантину.
Сан-Марино — это маленькое, юридически независимое государство внутри Италии (старейшая республика в мире). Площадь территории составляет всего 60,57 км2, что сопоставимо с площадью небольшого подмосковного города Коломна (65,1 км2). Для примера площадь Москвы 2061 км2. Также эта маленькая страна может похвастать одной из первых в мире конституций. Население Сан-Марино составляет всего 32000 человек. Одноименная столица республики располагается на горе Монте-Титано (около 800 м над уровнем моря), с вершины которой открываются отличные виды на побережье Адриатики и холмистую часть Италии.
В навигаторе, как и всюду дальше, отмечены парковки. В Сан-Марино их достаточно много, но они не большие. Приехав в половине двенадцатого, нашли место только на самой дальней. Оплатив в паркомате 2 часа стоянки (если не ошибаюсь — 2 евро за час) и положив на приборку чек с временем окончания парковки идем изучать мини государство.
Главной достопримечательностью Сан-Марино считаются три башни, расположенные на вершине горы. Они же изображены и на национальном флаге и на гербе Сан-Марино.
Осмотр начинаем с третьей башни — Монтале или Terza Torre (Третья башня) которая была построена в 13-м веке. Она находится на самой низкой из вершин Монте-Титано. В отличие от других башен, она закрыта для посещения.
В случае с башней Монтале не так интересна сама башня, как вид, который открывается у ее подножья на вторую башню — Честа или Seconda Torre (Вторая башня) и морское побережье.
Вторая башня — Честа открыта для посещения, но мы в нее не пошли. Осмотрели снаружи,
оценили сохранившуюся часть крепостной стены.
Её толщину, бойницы,
и объективами фотокамер телефонов запечатлели шикарный вид на башню Гуаита или Prima Torre (Первая башня):
Гуаиту решили посмотреть внутри. А первой она называется потому, что была построена раньше других, в 11-м веке. Несложно догадаться о смысле названия башен — очередность строительства плюс имя собственное. Конечно, башни разрушались, восстанавливались, затем опять разрушались…
На стенде наглядно цветом показаны этапы восстановления башни.
Внутри Гуаиты нас встречает красивый, ухоженный внутренний двор, можно пройти по крепостной стене, подняться на самую вершину башни, не побоявшись быть оглушенным колокольным звоном, осмотреть небольшой музей оружия и еще раз насладиться великолепными видами.
Вид на правительственный дворец Сан-Марино.
Два часа пролетели незаметно, заканчивалась оплата парковки, а еще не все посмотрели. Оставил девчонок и побежал оплачивать еще пару часов парковки. По дороге встретил еще несколько видовых точек.
На оплату парковки успел вовремя. Оплаченное время уже закончилось, а возле машин ходила девушка в униформе, которая заглядывала под стекла машин. Она подошла к нашему авто, я со словами: «Сеньора, уно моменто, ай пэй» быстро оплатил парковку и показал ей чек. Штрафы за неправильную парковку в Италии, да и в Сан-Марино, большие, какие точно не скажу, ибо ни разу не «попадал», да и кроме этого случая не нарушал. Читал в отзывах, что прокатчики любят списывать штрафы с кредиток, по которым бралось авто, при этом не забывают накинуть процент за свои услуги. Бывали случаи, что штрафы приходили после возврата залога, в этом случае люди сами решают, платить или нет. Если кто более подробно знает эту систему, расскажите в камментах плиз.
На одной из площадей встретил группу велосипедистов, которых обгонял, поднимаясь по серпантину. Это были достаточно возрастные итальянцы. Всей группе было явно за 50, скорее даже не меньше 60 лет. И как выглядят эти мужики — все поджарые, спортивные, с минимальным процентом жира, да еще и в профессиональной экипировке — приятно посмотреть. Велики у них отличные. Я не спец, но толщина покрышек около сантиметра, тонюсенькие рамы, плюс контактные педали и специальная велообувь, наверно, неплохо помогают на трассе. Жалко, у нас редко встретишь таких пенсионеров. Массовый спорт в России хоть и развивается, но очень медленно. Группа оживленно что-то обсуждала, сначала даже показалось, что они ругаются, потом уже понял, итальянцы не орут и не ругаются — они так разговаривают: живо, эмоционально, при этом активно жестикулируя.
Посмотрели главный храм города — базилику Сан-Марино — выполненную в неоклассицизме и посвященную основателю города и государства в целом святому Марину. Внутри храм — классический католицизм, с соответствующими атрибутами: статуями, колоннами и органом.
От базилики рукой подать до Палаццо Публико — официальной резиденции правительства Сан-Марино, расположенной на площади Свободы.
Площадь настолько компактная, что площадью-то и не назовешь. Скопление туристов на этой небольшой пияцце предвещало что-то интересное. И тут я вспомнил, что читал про смену почетного караула у входа во дворец. Посмотрели мы сие действо, укладывающееся в 15 минут. Ничего особенного, в Александровском саду, у могилы неизвестного солдата, смена почетного караула выглядит на голову выше.
Собственно, основные знаковые места Сан-Марино посетили, погуляли по городу, кстати, очень симпатичному, с узкими улочками, кафешками и сувенирными лавочками.
У жителей Сан-Марино свои номера на авто.
Изрядно проголодавшись, возвращаемся на поздний обед в таверну Римини. Про еду в Италии, думаю, знают все. Средиземноморская кухня это праздник желудка. Самое вкусное и полезное — свежие салаты, сыры и морепродукты. Пицца из печи — объеденье! Особенно с пармезаном, рукколой и пармской ветчиной. Хороши устрицы, которые распробовала дочка. Не ожидал от нее такого. Расплата за все это в чеке. Цены, конечно, негуманные, правда, это касается только морепродуктов. Пицца не дороже, чем у нас от 4 до 8 евро в пиццериях. Вино в тавернах — от 4 евро за 0,5 литра. В магазинах и вовсе от 2 евро за 0,7. За 5 евро можно взять вполне приличное Кьянти.
Насытившись, отправляемся на изучение Римини.
Интересно в пути наблюдать за дисплеем Приуса. Увлекательная инфографика циклов заряда-разряда батарей даже немного отвлекает от дороги. Понравилось трогаться и даже некоторое время ехать только на электротяге. При езде «накатом» включается режим рекуперации энергии, суть в небольшом подтормаживании колес для зарядки батарей. Правда, когда нажимаешь на газ, запас электрической энергии уменьшается ну очень стремительно и быстро включается в работу ДВС. Машина просто сама призывает к экономии дорогого в Италии топлива )).
Сейчас идет зарядка батареи, энергия от колес наполняет аккумулятор.
Красивые сосны Пинии вдоль дороги. Из Пинии, кстати, сделан Пиноккио, более известный нам как Буратино.
Римини — достаточно старый курорт на Адриатическом побережье. Входит в состав провинции Эмилия-Романья. Основан давным-давно, до нашей эры. Достопримечательностей не много, но они есть. Все их можно обойти не спеша за пару часов.
Первая на нашем пути достопримечательность — кафешка с отличным кофе и ароматными круасанами, с веранды которой открывался вид на Древнеримский мост Тиберия (был построен в 14-21 годах н. э.). Его строительство началось при императоре Августе, а закончилось при императоре Тиберии.
Мост доступен и для автомобилей (движение по нему однополосное, одностороннее), и для пешеходов. Проходя по мосту, заметил нетипичный для Италии автомобиль — новый Lexus LX, явно выделяющийся из общего потока скутеров и фиатов 500. Ого, думаю, боссы местные.
Оказалось все проще. По мере приближения автомобиля стали читаться номерные знаки, на которых гордо красовался наш триколор.
В полукилометре от моста Тиберия находится еще один символ Римини — площадь Кавур.
Окружают площадь средневековые дворцы.
На ней же находится фонтан «Шишка пинии». Говорят, повсюду в Италии можно смело пить воду из фонтанов. Мы не решались.
Так и не разобрался, чем полиция отличается от карабинеров.
Еще одна вкусняшка с Апеннин — джелато, по-нашему — мороженое. Есть небольшое отличие в способе приготовления, но по сути ингредиенты одинаковые: молоко, сливки, сахар.
Солнце клонится к закату, впереди Piazza Tre Martiri (площадь Трех мучеников). Одна из центральных площадей Римини. На ней, якобы, выступал сам Юлий Цезарь. Но названа она в честь трех партизан, повешенных фашистами в назидание местным жителям во время Второй Мировой войны.
Пять минут ходу и перед нами последняя из основных исторических достопримечательностей города — Арка императора Августа.
Арка сооружена в 27 году до н. э. после окончания строительства дороги между Римом и побережьем Адриатики.
Fiat 500L — частый гость на дорогах Италии.
Забираем с парковки нашего Приуса, программа на сегодня выполнена. Пора в отель, на ужин с вкусным вином и спать.
На следующий день (14.09.2017 г.), запланирована более обширная программа.
Маршрут: Римини — Кортона — Монтепульчано — Сиена — Флоренция (всего, примерно 340 км).
Предварительный расчет (делал еще дома) был такой:
Было интересно посетить небольшие города, прокатиться по региональным дорогам Тосканы, почувствовать дух Италии.
Примерно так и получилось, конечно, с небольшими изменениями.
Ранний завтрак (хорошо, что в отеле можно накануне договориться о раннем завтраке, не по расписанию) и старт до рассвета. Впереди красоты: архитектурные, природные и гастрономические.
Неспешно поднимаемся вверх.
Покидаем Эмилию-Романью. Узкая дорога петляет в невысоких холмах. Трафик минимальный, играет итальянское радио, настроение отличное!
Как-то незаметно поднялись выше облаков, горы, откуда? Альпы далеко... Потом вспомнил, мы же пересекаем Апеннины, преобладающие высоты которых 1200-1800 м. Небо хмурится, периодически накрапывает дождь, настроение немного падает. Навигатор, мапс ми обещал, что поездка до первого города — Кортоны будет менее продолжительной. Видать, не учел он извилистые дороги и населенные пункты.
Температура падает до +7, на лугах пасутся коровы, хорошо хоть на дорогу не выходят.
Проезжая деревни, не раз замечал знакомый шильдик на местных тракторах — грозный бык, склонивший голову и готовящийся к бою. Рассмотрев поближе, открыл для себя новый бренд тракторов — Lamborghini. Честно, думал, что столь премиальный бренд выпускает исключительно суперкары. Оказывается, нет (фото скачано из просторов сети):
Постепенно снижаемся, погода разгуливается, проглядывает солнце, открываются знаменитые поля и холмы Тосканы.
Периодически останавливаемся насладиться видами.
Подъезжаем к Кортоне. Настроение, одновременно с температурой воздуха, повышается. Паркуемся на бесплатной стоянке и поднимаемся в просыпающийся город.
Гуляем по пустым улицам. Углы наклона мостовой и ширина некоторых улиц впечатляют!
Город Кортона расположен на высоте около шестисот метров, над живописной долиной. Население около 20 тыс. человек.
На главной площади Кортоны (площадь Республики) кафе только открываются, официанты неспешно расставляют на верандах столы и стулья, появляются первые туристы. Ароматы свежей выпечки действуют магически, сложно не присесть и не выпить кофе с круассаном.
Обязательный атрибут каждого города Италии — Коммунальный дворец (Palazzo Comunale) и Кафедральный собор. В Кортоне, кстати, снимали такие разные, но интересные фильмы «Жизнь прекрасна» и «Под солнцем Тосканы».
Еще немного походили по городу и в путь.
Проезжаем бесконечные виноградники и аллеи Кипарисов — типичный ландшафт Тосканы.
Делаем остановку, чтобы закрепить пейзажи в памяти устройств (своей тоже), немного обнаглев, отведать винограда и подурачиться с селфи палкой.
Ближе к полудню нас встречает Монтепульчано.
Город расположен на высоте 665 метров над уровнем моря, население — около 14 тыс. чел. Монтепульчано — действительно очень красивый город с необычными площадями, укромными уголками, дворцами и церквями эпохи Возрождения.
Парковка платная, очень тесная, мест практически не было, правда, потом нашли еще несколько полупустых парковок ближе к центру. Наблюдали интересную парковку по-итальянски в исполнении полячек. Они пытались запихнуть новый Тигуан в место, в котором фиату 500 было бы тесно. Расталкивая бамперами перпендикулярно стоящие другие авто (одна из полячек в момент контактной парковки подкладывала между авто дамскую сумочку) дама-водитель поражала своей настырностью. Сначала думал помочь, но оценив бесперспективность парковки без ущерба для ЛКП, решил не заморачиваться, отметив для себя плюсы аренды машины без франшизы.
В городе несколько видовых площадок…
… очень много ступенек…
... и улочек с приличным уклоном.
Есть даже театро полициано. Интересно, это профсоюзная площадка местных блюстителей порядка?
Широко известно и вино из Монтепульчано. Посмотрели погреба, где выдерживается знаменитое вино, правда не уверен, что это не декорации для туристов. Но все равно прикупили пару бутылок сухого красного Contucci.
В центре города, как и полагается, Piazza della Repubblica (Площадь Республики) и Palazzo Comunale (Дворец Коммуны), построенный в эпоху Медичи. Творения этих Медичи мы еще на раз встретим во Флоренции.
Рядом кафедральный собор Успения Девы Марии.
Колодец грифов и львов (Pozzo dei Grifi e dei Leoni), статуи которого держат герб Медичи.
Монтепульчано тоже отметился в современном кинематографе — здесь снимали одну из частей саги «Сумерки». По сценарию в этом городе располагалась резиденция злых вампиров — Вальтури.
За площадью тишину и идиллию древнего города нарушил приятный рев оппозитников —собралась братия любителей Porsche, насчитал более 30 машин, в основном 911 и Бокстеры, пара Панамер и ни одного Кайена. Их не пускают в клуб или кроссоверы популярны только у нас и арабов и янки? Номера почти все немецкие, бюргеры на пробег вышли.
И пустили же их в так пугающую штрафами зону с ограниченным движением ZTL (zona traffico limitato). Не лишнем будет сказать, что данная зона есть почти во всех городах Италии, куда заезжают туристы. Ограничена она, как правило, историческим центром, но бывает, начинается и за пару километров до него. Нужно внимательно смотреть на знаки. Штрафы за въезд точно не скажу, в разных источниках — разные от 40 до 100 + евро. Причем за каждым знаком стоит камера, и каждый въезд под знак фиксируется как отдельное нарушение. Если ваш отель находится в пределах зоны ZTL, нужно быть внимательным. Или парковать авто до зоны ZTL или попробовать договориться с сотрудникам отеля, чтобы вам оформили разрешение на въезд.
Прогулка по городу заняла чуть больше часа.
Непродолжительная, даже приятная поездка, по ровным дорогам с красивыми видами и мы в Сиене. Город заметно крупнее предыдущих, численность населения — более 50 тыс. человек. Приехали уже в третьем часу, проехали пару кругов вокруг зоны ZTL в поисках парковки. Заранее отмеченные парковки были или заполнены, или навигатор предлагал заехать в эту самую ZTL.
Где-то увидел карту с парковками, она не помогла, не осилил. Но в итоге нашли место. Причем система оплаты парковки была более логичной, чем обычная, с опусканием монет в паркомат. На въезде берешь талон — перед выездом любым способом (карта, мелочь, купюры) оплачиваешь. От парковки удобными переходами с эскалаторами идем в исторический центр.
Заметили девушку за занавеской? Напомнило песню «девушка Прасковья, из Подмосковья, за-за занавескою плачет у окна :-)
Туристов в Сиене было много. Кафе, площади и улицы заполнены людьми. Бросилось в глаза наличие мусора на улицах города. Будем считать, это что неряшливые туристы.
Повсеместно в Сиене можно встретить изображения волчицы, одного из символов города: на средневековых воротах, на крышах домов, на карнизах и на высоких колоннах.
Главная достопримечательность Сиены — городская площадь Piazza del Campo (Пьяцца дель Кампо), выполненная в форме раковины. На площади по сей день проводятся скачки Палио, в них принимают участие представители кантат, 17 районов города. У каждого района есть свои флаг и герб. Интересная дань традициям, которая до сих пор актуальна. Интересно было бы посмотреть это действо воочию.
Со всех сторон площадь окружают средневековые здания, самым заметным из которых по праву считается здание Городской Ратуши (Palazzo Pubblico) с 88-метровой башней «обжоры» или «любителя вкусно поесть» (Torre del Mangia) . На башню можно подняться, чем мы и воспользовались.
Приятно удивило наличие информации на русском языке.
400 ступеней ждут.
После непродолжительного подъема выходим на смотровую площадку, с которой видна вся Сиена.
В непосредственной близости от Пьяцца дель Кампо расположилась еще одна сиенская площадь — Пьяцца дель Дуомо. Основным украшением площади является Сиенский собор (Duomo di Siena) в честь Успения Девы Марии. Собор был построен в 13-м веке и до настоящего времени является одним из лучших образцов романско-готического стиля.
Еще немного прошлись по городу и взяли курс на Флоренцию.
Сначала были мысли посмотреть вечернюю Флоренцию, но все устали и решено было ехать в заранее забронированное бунгало в кемпинге Camping Firenze. Расположение у кемпинга, на мой взгляд, достаточно хорошее, 5 км от центра города.
Хорошее бунгало, с террасой, внутри 2 спальни, 2 санузла с душем и кухня-гостиная. Все новое, есть посуда, приборы, микроволновка, газовая плита, холодильник, кондиционер... Парковка возле домика. На территории большой магазин с невысокими ценами, есть ресторан, бассейны. Возле входа информационное письмо с просьбой оставить после себя порядок: помыть посуду, убрать мусор... Как порядочные люди утром все прибрали и вывезли мусор. Из минусов: стены очень тонкие, как из фанеры, отлично слышно соседей.
Быстро заселились, приготовили купленной в местном магазине еды и завершили насыщенный день с бокалом вина.
Вторая спальня рассчитана на многодетных семей — три спальных места.
До этого ни разу не останавливался в кемпингах, было интересно, что же это такое. В Camping Firenze нам все понравилось. Даже можно было бы там пожить пару дней, получше изучить Флоренцию, покупаться в бассейне, но время не позволяло. Цена вопроса за сутки — 54 евро.
После утренней пробежки по набережной реки Арно поднял женскую часть экипажа, быстро позавтракали, сдали ключи и выдвинулись в сторону центра.
План осмотра Флоренции взял в приложении Редиго (в нем много городов и достопримечательностей мира, есть пешие маршруты, кто путешествует — гляньте, может, интересную информацию найдете) и, немного скорректировав, перенес его в гугл карты. Получилась протяженность около 7 км, время в пути — 1 час 30 минут.
Полный маршрут на сегодня (13.09.2017 г.) был следующий:
Флоренция — Пиза — Лукка — Римини.
На часах еще нет 9 утра, паркуемся в подземной стоянке (с постоплатой) и идем пешком в центр. Туристов почти нет, продавцы открывают сувенирные лавки.
Большой подземный паркинг Parking Beccaria, Piazza Cesare Beccaria. Дальше начинается ZTL.
Флоренция — город на реке Арно, в прошлом — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. Ныне административный центр региона Тоскана. Самое известное определение Флоренции — это музей под открытым небом. Я совершенно с этим согласен: город, положивший начало Эпохе Возрождения.
Несколько фоток музея Барджело, сделанных по дороге от парковки в центр.
Достаточно много на пути встречалось прачечных самообслуживания. У флорентинцев нет стиральных машин? Или их ставить некуда?
Главная достопримечательность Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Роскошный и изящный собор, настоящее архитектурное чудо, которое украшает город. Строительство храма длилось несколько столетий (с 1296 по 1436 года). Своды собора отделаны фресками, невероятный по красоте фасад декорирован мраморными барельефами, красный купол собора как будто парит над городом. Обойдя собор по кругу, мы не смогли сделать фото, в котором смог поместиться Дуомо целиком.
Размеры собора:
Колокольня Джотто. Является частью архитектурного комплекса собора. В высоту башня достигает 84 метров, на верхнем ярусе располагается смотровая площадка. Смотреть собор внутри и подниматься на колокольню не стали (о чем сейчас жалею), уже утром была внушительная очередь за билетами. Билет стоит 15 евро и дает возможность посетить: сам собор, колокольню, баптистерий, подняться на купол собора и осмотреть музей. Если позаботиться заранее, можно купить билеты онлайн.
Еще одна достопримечательность, расположившаяся на Соборной площади — Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) является третьим элементом в архитектурном комплексе Флорентийского Дуомо. Впервые крестильный дом появился на этом месте в 5 веке н.э. Современное широкое здание с восьмиугольным куполом было построено в 12 столетии. Приземистый «бочонок» крестильни стоит в непосредственной близости от кафедрального собора. В Баптистерии крестили одного из самых знаменитых в мире Флорентийцев — Данте Алигьери и всемогущих правителей Флорентийской республики — Медичи.
Ворота Баптистерия являются отдельной достопримечательностью, на 10 панелях изображены наиболее значимые эпизоды из Старого Завета.
Палаццо Медичи (Palazzo Medici Riccardi) дворец семьи Медичи в центре Флоренции.
Идем далее по маршруту, gps из-за узких улиц часто путается в показаниях.
Церковь Святого Марка (Basilica di San Marco) на Площади Святого Марка (Piazza San Marco).
Оспедале дельи Инноченти (Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Был приютом для сирот и незаконнорожденных детей, также нёс ответственность за бездомных детей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Одно из первых сооружений в стиле Возрождения.
Конный памятник герцогу Фердинанду I Медичи.
Фонтан Морские чудовища «Fountains Of The Marine Monsters».
Красавец Дуомо виден с многих улиц Флоренции.
Базилика Святого Лаврентия — одна из самых больших и старейших церквей Флоренции.
Базилика Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).
На таких улицах gps просто теряется.
Переходим через Арно по мосту Санта-Тринита.
С него виден мост Понте-Веккьо.
Основной транспорт Флоренции — скутеры.
Палаццо Питти (Palazzo Pitti) самый большой дворец во Флоренции. Построен, конечно же, родом Медичи, в 15-м веке.
В сам дворец не пошли, решили посмотреть расположенные за дворцом сады Боболи, очень уж лестные отзывы о них были в сети.
Вход в сады через внутренний двор.
И отсюда виден купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Сады Боболи (Giardino di Boboli) — огромный парк, покрывший собой холм Боболи был разбит в 16-м столетии. Место служило для прогулок представителей рода Медичи и их гостей.
Территория парка 4,5 Га. В саду много статуй, фонтаны, гроты, колонны…
Попали под непродолжительный ливень, после которого выглянуло солнце и воздух наполнился приятными ароматами леса.
Сад красив, спору нет, но потраченных двух часов впоследствии оказалось жалко. Очень приятно погулять, если никуда не нужно спешить, но при дефиците времени лучше посмотреть что-то другое.
Энергия, полученная организмом на завтрак стремительно заканчивалась, необходимо пополнить запас белков, жиров и углеводов в организме.
Вкуснейшая пинца (именно так) помогла в этом. Выпекают при тебе, в печи на дровах. Объедение! Кажется небольшой, но три штуки втроем мы не осилили, взяли с собой.
Еще одна визитная карточка Флоренции — мост Понте-Веккьо (Ponte Vecchio).
Это самый старый мост в городе: он был построен в 1345 году и сохранил свой первоначальный облик до наших дней. Изначально здесь находились лавки мясников, которые сбрасывали остатки мяса в реку, отчего на мосту стояла жуткая вонь. А по нему же ходили Медичи! Хоть для них и был сделан отдельный скрытый проход от дворца Питти к Палаццо Веккьо, им это надоело, рынок разогнали, и тут расположились ювелирные магазины и продавцы сувениров, которые по сей день там торгуют. Цены там, правда, жуткие, посмотрели несколько ювелирных изделий — у нас намного дешевле.
От Понте-Веккьо рукой подать до Палаццо Веккьо и площади Синьории, на которой находится копия всемирно известной работы Микеланджело — статуи Давида и много других статуй эпохи Возрождения. Я об этом знал, но почему-то, в самый нужный момент, знания улетучились, вкусный обед расслабил мозг. Мы прошли мимо, вдоль по набережной Арно….
Даже сфотографировал галерею Уффици, видел же, что за ней Палаццо Веккьо, но, увы и ах…
День пролетел незаметно, прошли на порядок больше намеченного маршрута. Силы у девочек заканчивались. Но еще же хотели заглянуть в Пизу, посмотреть знаменитую падающую башню и заехать в Лукку — город башен. Посовещавшись, дабы не возвращаться в ночи, выезжаем в сторону Римини.
Я подробно остановился на Флоренции (надеюсь, не утомил), потому как город впечатлил. Готовясь к поездке пересмотрел и перечитал кучу материала. А по приезде еще прочитал Дэна Брауна роман «Инферно». Это поистине путеводитель по городу с увлекательным приключенческим сюжетом, достоверно раскрывающим историю города. В книге подробно описана почти каждая достопримечательность Флоренции. Начало в садах Боболи, потом Понте-Веккьо, Палацо Веккьо, Баптистерий… По маршруту профессора Лэнгдона сейчас водят экскурсии. Рекомендую тем, кому интересна Италия, прочитать «Инферно» (в романе кроме Флоренции, подробно описана Венеция) и «Ангелы и Демоны» (Рим, Ватикан, которые еще нужно будет посетить). У меня началось все с «Божественной комедии» Данте Алигьери, его труд хоть и сложен для прочтения, но весьма интересен, на этом произведении завязан сюжет «Инферно». Кстати, тот язык, который считается официальным в Италии — на самом деле флорентийский диалект. Всеобщим он стал после написания Данте «Божественной комедии».
В следующий раз нужно будет во Флоренции:
Дорога до Римини была не особо увлекательной, широкая платная автомагистраль, ни одного населенного пункта (не считая объездной Болоньи). Правда, были и красивые виды, мы снова пересекали Апеннины, но в этот раз дорога шла по эстакадам и длиннющим тоннелям (до Болоньи). После Болоньи пошла прямая трасса с редкими камерами фиксации нарушений, по обеим сторонам которой тянулись бесконечные виноградники и фруктовые сады. Понравилась продуманная организация оплаты платной дороги. Взял на въезде на магистраль талончик, а оплатил проезд через 200 км, съехав с трассы, почти в Римини. На трассе нет ни одного пункта оплаты, который тормозит поток. Все просто — пункты оплаты на каждой развязке, платишь за пройденные километры. Жалко на нашей М4 не так. Сколько заплатил за проезд, не помню. Но не много.
На трассе залили полный бак бензина, имейте ввиду, что на магистралях топливо дороже (примерно на 30-40 евро центов), чем на заправках в городах, но в Римини все заправки были без персонала, оплата картами, я решил не заморачиваться.
В Римини заехали в большой супермаркет Conad, пока на машине, решили заранее прикупить вина, санкционого пармезана и разных вкусняшек.
Успели на ужин в отеле, поели уже поднадоевшей пасты и выпили по бокалу не надоевшего вина.
Дождливым утром, во время пробежки по городу, увидел на набережной знакомый с детства автомобиль:
Из Питера на ГАЗ 21 соотечественники приехали! Жалко, возле авто хозяев не было. Бегу дальше, все чаще начинают проезжать мимо меня олдтаймеры. Возле парка Федерико Феллини уже скопление машин. Сырой воздух пропитан вкусными ароматами бензина и выхлопа, не задушенного катализаторами и прочими новомодными устройствами. Сколько там машин! Mamma Mia! Мимо пробегать нельзя, поворачиваю к парку.
Идет старт автопробега олдтаймеров — Gran Premio Nuvolari. Мероприятие носит имя итальянского авто- и мотогонщика Тацио Нуволари (Tazio Nuvolary). Судя по стартовым номерам, более 300 классических автомобилей будут бороться за победу на трассе, проложенной по городам северной и центральной Италии. Протяженность маршрута — более 1000 километров. Маршрут меняется ежегодно, но начинается и заканчивается пробег в городе Мантуя. Проходит через Римини, Сиену и Феррару, участники заезжают на знаменитый автодром в Имоле. Наверно, интересное мероприятие, на старте непринужденная атмосфера, скорее это место встречи и тусовки любителей олдтаймеров. В таких «покатушках» важна не скорость, а точное прохождение в установленное время всех чек-поинтов.
Красавец! Не подскажете марку авто?
Классика! Хорошо помню трамблер, который стоял у меня на «копейке», его периодически приходилось таскать домой и сушить над плитой, прихватив при этом свечи зажигания.
Раньше не видел таких Феррари.
Фоток сделал немерено! Красота! Когда прибежал в отель, завтрак уже шел, чуть не опоздали.
После завтрака поехали сдавать Приуса. Девушка внимательно осмотрела авто, ничего не нашла, да ничего и не было. Сначала не хотела возвращать заблокированные на карте 50 евро, но я настоял, вернула.
Приус понравился, хорошая, просторная (для троих) машина, с достаточно резвым движком, хорошо работающим вариатором. Подвеска достаточно комфортно настроена, правда в салоне хватает сверчков. Расход за поездку — 4,5 л на 100 км, езда в овощном режиме, только под конец немного погонял по трассе.
Пошли в очередной раз изучать Римини. Прошли большую часть города, заглянули в парк Федерико Феллини, откуда утром стартовал автопробег.
Пофоткались с неуехавшими по каким-то причинам Бентли и неизвестным мне брендом ОМ.
Прогулялись по центру, по набережной, зашли в квартал Федерико Феллини (находится рядом с мостом Тиберия).
Именно в этом районе Римини Сан-Джулиано родился и провел свою юность великий итальянский режиссер. Здесь всё пропитано духом кинематографа и навеяно фильмами Федерико Феллини.
Квартал хорошо отреставрирован, чистый, ухоженный, с разноцветными домами, цветами на подоконниках, маленькими садиками и узкими улочками.
Невысокие дома украшены фресками, изображающими эпизоды из фильмов Федерико Феллини.
Здесь очень тихо и по-настоящему уютно.
Практически идиллия!
В городе поспели гранаты, зреет хурма.
Неспешно дошли до отеля, пообедали морепродуктами в понравившейся Таверне. Я решил напоследок искупаться (завтра ранний выезд в аэропорт, утренней пробежки с обязательным заплывом уже не будет), на улице не жарко, но море еще теплое, около 24 градусов.
Заняться особо нечем, едем на автобусе в центр Римини. Сложилось впечатление, что итальянцев в общественном транспорте практически нет, в основном арабы и негры.
Проезд стоит 1,5 евро за 60 минут. Билеты продаются в магазинчиках «Табакерия», расположенных возле остановок.
Время летит незаметно, так получилось, что опять заходим в парк Федерико Феллини. А там начался финиш этапа Gran Premio Nuvolari. Класс!
Людей намного больше, чем утром.
А этот Ситроен помню по старому фильму «Фантомас».
Девчонкам тоже понравилось смотреть классические автомобили, полные впечатлений идем в отель, ужинать и собирать чемоданы, по дороге встречаем еще много олдтаймеров, колесящих практически по всем улицам города.
Небольшой ролик про Римини (видео с Gran Premio Nuvolari с 10:17):
Отдельно хочу рассказать еще об одной поездке, но она была не автомобильной. Мы не могли не посетить Венецию. Изначально рассматривал три варианта поездки в Венецию: на арендном авто, на электричке и на автобусе в составе экскурсионной группы. По ценам получалось примерно одинаково, разброс в виде статистической погрешности + - 20 евро за троих. Решили ехать на автобусе. Выезд раньше 6:00,возвращение после 22:00. С учетом насыщенного дня отдых в автобусе был не лишним.
В начале десятого уже плывем в исторический центр Венеции.
Начинаем с пешеходной экскурсии с гидом примерно на два с половиной часа. Раздают приемное устройство и наушники. Достаточно удобно, можно слушать информацию, не находясь в непосредственной близости от рассказчика.
Заходим в Греческую церковь Сан - Джованни ин Брагора.
Воспринимается далеко не вся информация, когда готовишься к посещению города самостоятельно, запоминаешь больше.
Ширина некоторых улиц минимальная.
Одна из знаковых точек — мост Риалто.
Транспорт исключительно водный.
Рядом, на площади Дворец Дожей (правителей Венеции).
Вкусно и сытно пообедав (правда, ни разу не дешево, 20 евро «с носа») идем уже сами изучать город.
Но как назло начинается приличный дождь.
Было весело, пока дочка не промочила ноги. Вернулись в кафе, где обедали, и я принялся сушить под сушкой для рук в туалете ее кроссовки. Пока сушили, дождь закончился.
После дождя на площади Сан-Марко наблюдали интересное действо. После прошедшего дождя плитка уже высохла, но откуда-то стали появляться огромные лужи. Уровень воды начал подниматься.
Площадь уходила под воду прямо на глазах. Все дело в том, что по всей площади установлены люки с отверстиями, через которые прибывает морская вода, когда её уровень повсеместно повышается.
Через отверстия в люках вода практически бьёт фонтаном.
Как и через щели между плитками.
Небольшой ролик про Венецию. Про площадь смотрите с 7:15.
Получается, что огромная площадь, как и вся Венеция, стоит фактически на сваях. Со зданиями ситуацию еще понять можно, но Площадь! Не ожидал. Потом уже посмотрел несколько документальных фильмов про Венецию. Однако впечатляет масштаб строительных работ и их эксклюзивность!
Конечно, нужно прокатиться на гондоле! Стоимость всей гондолы на 30 минут — 80 евро. Предприимчивые гиды же собирают по 20 евро с человека. Вместимость лодки — 6 человек. Хороший навар получается.
Начинается прогулка с набережной у Дворца Дожей, там же и заканчивается.
Проходим под мостом Вздохов (он на заднем плане), по которому вели на казнь осужденных, в том числе и знаменитого Казанову, но ему как-то удалось бежать.
Попали даже в небольшую пробку из гондол )).
Погодка разгулялась, вышло солнце — красота!
Думал, что вода в каналах будет грязная и вонючая, но нет. Чистая, прозрачная, пахнет морем!
Много зданий в весьма плачевном состоянии.
Встречаются совсем заброшенные переулки.
После гондол группа собирается у причала, садимся на катер и плывем к парковке автобусов.
Венеция очень необычный город, который обязательно стоит посетить. Желательно выделить на него несколько дней, одного дня очень мало.
Еще немного про отель — Blumen 3 звезды.
Отель порадовал своим ценником, 84 тыс. руб. за 8 суток (естественно, с перелётом).
Приехали в отель к заселению. Вместо забронированного вида на улицу без доплаты дали вид на море )).
Номер на 4 этаже, очень маленький, но так почти во всех недорогих отелях Римини. В номере 1 двуспальная кровать и 1 двухъярусная детская кровать. С балкона красивый вид на море. Видно, что отель далеко не новый, но все работало.
Есть балкон, но он настолько меленький, что вдвоем проблематично посидеть.
Из отеля прямой выход на муниципальный пляж. Возник вопрос лежаками и зонтиками. На сайте Тез-Тура было написано, что они входят в стоимость (2 лежака и зонтик на 1 номер). Дополнительно, до поездки, спрашивал у отеля на этот счет. Отель подтвердил, что бесплатно. На деле оказалось, что для туристов Теза стоимость 10 евро, а если бы бронировал номер через отель, было бы бесплатно. Гид Теза развела руками, сказала, что на сайте неверная информация, платить нужно)). Своей территории у отеля нет.
Wi-Fi работал хорошо и на ресепшн и в номере. Контингент: итальянцы, русские. Персонал приветливый, отзывчивый. Помогают с решением вопросов. Можно взять бесплатно велосипеды, покататься по Римини. У отеля есть небольшая парковка (на 5-6 машин), но она была все время занята, мне негде было парковаться, хозяин отеля вышел, помог поставить авто на соседней улице, рассказал, где правильно парковаться. На русском никто не говорит.
В 10 минутах ходьбы большой супермаркет Conad, цены хорошие, особенно на вино. В дюти-фри аэропорта Римини цены в 3 раза выше.
Питание.
У нас были завтраки и ужины. Очень слабенько, но голодными не останетесь. Завтрак скромный: круасаны, пирожные, булочки, йогурт, хлопья, джемы и по одному виду сыра и колбасы в ограниченном количестве. Яиц, омлетов, запеканок нет. Кофе из автоматов невкусный. На ужин еды больше, на небольшом шведском столе запечённые и свежие овощи, салаты, иногда морепродукты, всегда фрукты… Есть из чего выбрать. Основные блюда приносит официант (их заказываете накануне). В основном разных видов паста. Правда, бывали и вкусные креветки, мясо, курица, салаты с пармской ветчиной, рукколой и пармезаном. Разливное вино оплачивается отдельно, 3 евро 0,5 литра. Графин воды — бесплатно. Кофе, чая нет. Всё качественно приготовлено. Вначале мы были немного расстроены питанием, но потом привыкли. Если хотите действительно вкусно поесть — сходите в кафе La Tavernetta Sul Mare, находится рядом с отелем (200 метров налево при выходе на дорогу).
На ресепшн есть бар. Там кофе уже лучше, есть все стандартные напитки, коктейли, мороженое.
Если у вас ранний выезд на экскурсию, или в аэропорт — предупредите сотрудника на ресепшн, можно будет пораньше позавтракать. Завтрак начинается в 8:00, но мы иногда ели в 5:30 утра.
Отель рекомендую. Но вы должны понимать, что номера будут маленькими, а питание достаточно скромное.
Короткий отпуск оказался очень насыщенным и интересным. Италия понравилась, будет возможность — обязательно приедем еще. Посмотреть Рим, Милан, Неаполь, Верону, Пизу, Лукку, Монтальчино, Вольтерру, озеро Гарда… А сколько всего интересного на юге и в Альпах на севере. Всего не перечислишь.
По деньгам получилось не бюджетно.
Тур (перелет, отель, трансфер) — 84 тыс. руб.
Аренда авто — 14 тыс. руб.
Бензин — точно не помню, около 90 евро (6 тыс. руб.).
Экскурсия в Венецию — 200 евро (14 тыс. руб.).
Парковки и платные дороги — около 60 евро (4 тыс. руб.).
Кемпинг во Флоренции — 65 евро (4,5 тыс. руб.).
Всего — около 127 тыс. руб. Это не считая питания, сувениров, подарков, вина, пармезана и входных билетов (хотя мы не много куда ходили).
Непродолжительная отпускная «Dolce Vita» закончилась. Пора домой, работать.
Arrivederci!