|
И снова здравствуйте. В прошлом году я бюджетно прокатился по своей родине – Украине. Отпуск без авто — это не наш путь, а значит вновь за баранку — в путь к новым вершинам (в контексте описываемой поездки — в прямом смысле слова).
Я живу в Харькове (Украина). Мечты «куда поехать» было две: Байкал с Алтаем и Европа. Учитывая географическое положение, путь на запад виделся более реальным в данный момент времени. Поэтому идеи окончательно оформились осенью 2011 г. Предыдущую поездку я совершил в одиночку, что в силу характера, для меня является оптимальным вариантом автопутешествия, но на этот раз одному потянуть европейские цены и дистанцию минимум в 7000 км не представлялось возможным. Поэтому когда появился единомышленник, началось планирование захвата Западной Европы. Изначально строился «суворовский» маршрут через Альпы до Барселоны, заезд в Париж, Амстердам и обратно в Харьков. Получалось примерно 9 500 км (чисто по расчетам Google) и 2000 евро затрат.
Подготовка
Готовился к поездке, как и все в современном мире: интернет — наш друг и товарищ. Перечитано множество отчетов, статей и прочих букв, что помогло примерно составить картину, что нас может ожидать.
Итак, главное, что необходимо для совершения такого «трипа»:
1. Желание — огромное. Здесь проблем не было (никогда за границей не бывал — Россия не в счет). Поездка запланирована на майские праздники с 21 апреля по 9 мая. Взят отпуск на две недели + добавились выходные и праздники, в итоге получилось аж 19 дней «свободы».
2. Получать визу решили польскую, как наиболее легкую в оформлении (так тогда казалось — так оно и получилось). Зимой 2012 г. поляки значительно упростили процедуру получения шенгенских виз для граждан Украины, как минимум. Из документов необходимо было сдать паспорта, медицинскую страховку, фотографии, заполненную анкету, план туристической поездки и подтверждения брони отелей на весь срок пребывания в ЕС (с полной их оплатой, либо, как минимум, предоплатой). А так как жить мы собирались в палатке, то именно пункт об оплаченных отелях тревожил больше всего. Также польское посольство обязывало бронировать дату подачи документов на специальном сайте, там же нужно заполнять визовую анкету. Перед бронированием даты нужно было забронировать как минимум один отель, который должен был фигурировать в анкете. Бронь по интернету без международной платежной карточки, как я понял, невозможна, поэтому заказал «Visa Classic», которая оформлялась аж две недели, что сыграло с нами злую шутку. Как оказалось очередь на получение виз довольно большая. Ближайшая дата оказалась аж 13 апреля (заполняли анкету в начале марта), а срок рассмотрения документов — семь рабочих дней, что нас категорически не устраивало. Но делать нечего, перенести дату невозможно, поэтому ничего не оставалось, кроме того как ждать назначенного дня и решать вопросы на месте. Для посольства был «нарисован» маршрут через Краков, Вену, Прагу и Варшаву. В каждом городе через Booking забронированы отели, но проплат не делали. 13 числа в ПЯТНИЦУ мы подали документы. Милая женщина в окошке пошла нам навстречу и сказала, чтобы приходили за паспортами через четыре дня, но сказала, что без оплаченных ПОЛЬСКИХ отелей вряд ли мы заберем их с визами. Поэтому с субботы по вторник мы воевали с краковской и варшавской гостиницами за то, чтобы они сняли с нашей карточки деньги и выслали подтверждения об этих операциях. Было нелегко, но мы это сделали и квитанции об оплате ОДНОЙ ночи в каждом польском отеле ушли в консульство по факсу.
На самом деле, я был скептически настроен на успех, так как большинство окружающих меня людей недоумевало, как мне могут дать шенген, ведь я еду в первый раз и сразу на машине!!!
Парадоксально, но в пятницу 20.04 нам выдали паспорта и торжественно поздравили с полученными визами. Поэтому все слухи о том, что самостоятельно поехать в Европу на машине невозможно — в топку!
3. Параллельно с процессом ожидания даты подачи документов, готовился автомобиль. 17-летняя Honda Civic (в простонародье — «Еж») в техническом плане была готова. НО! Пришлось заменить лобовое стекло из-за 10 см трещины, купить 2 новых покрышки, снять тонировку на передних стеклах. Плюс поменял две опоры двигателя, все колодки и все ремни. Ремешок ГРМ поставил оригинальный. Но произошло «несчастье». Когда ребята на СТО регулировали зазоры клапанов, сообщили, что ремень НЕ натянут и тянуть его дальше некуда. Вывод — растянулся ремень. Вот вам и оригинал! Пришлось еще раз менять ремень, на это раз — на аналог (Dayco). За неделю до предполагаемого выезда потек радиатор — запаяли, поменяли жидкость. Также купил все запасные лампочки, новую аптечку, фильтра, оформлена страховка «зеленая карта» на месяц. В итоге подготовка авто вылилась почти в 400 евро.
4. С деньгами вышло все печально. Со всеми непредвиденными расходами у меня было порядка 750 евро, а товарищ в последнюю ночь назанимал кэша — получилось 400 евро. Итог 1150 евро. Барселона с таким бюджетом нам не светила. На всякий случай занял 300 евро у родителей + была кредитка с лимитом где-то в 750 евро.
Вообще точного плана поездки не существовало в принципе. Моя философия такова: машина — средство свободы, поэтому связывать себя точно распланированным маршрутом в отпуске — неправильно. Моя цель — Альпы, цель — напарника — Амстердам. Эти две точки, а также Нюрнберг (знакомые), Краков и Варшава (не зря же были заплачены деньги за отели) стали опорными.
Из вещей взяли палатку, надувной матрас, одеяла, подушки, походную плиту с кучей газовых баллончиков (везли десять штук, использовали всего две), продукты (картошка, консервы, крупы, лоток яиц), стол (ни разу не использовали), посуду и личные вещи. Для машины — запасные ремни, все жидкости.
Итак, знакомьтесь:
Андрей — автор сего опуса, бессменный водитель и организатор сей авантюры (на фото справа). Любитель природных достопримечательностей и довольно равнодушный ко всяким старинным архитектурным изыскам. Цель поездки — открыть для себя другой, «более цивилизованный мир», приобщиться к европейскому стилю жизни. Английский язык, как оказалось, я еще не забыл. Все прекрасно понимал и даже кое-что мог выговорить :).
Сергей — еще один авантюрист, знающий практически идеально немецкий и чуть польский с английским, поэтому ответственный за коммуникацию на большем участке пути. Любитель всего, что касается Германии.
Поехали
Выехали аж 22 апреля около 7 утра по местному времени. Сразу на выезде из Харькова были остановлены доблестной милицией. «Удачное начало!» — подумалось. Но, ничего, ловили выпивших (воскресное утро, все-таки).
Украину с востока на запад пересекли за 16 часов. Это с заездом к моим родителям (мама надавала кучу еды на ближайшие сутки) и остановкой в Киеве (обмен валюты). Дороги страны к приближавшемуся чемпионату Европы по футболу готовы не были — много стройки и, соответственно, пробок…
Все время порывался пойти дождь, который таки нас достал на границе.
23.04.2012
Границу пересекать решили с утра. Поэтому попытались подремать в машине в лесу. Учитывая невозможность разложить спинки сидений, поспать нормально, естественно, не удалось. Плюнул, поехал ночью к таможне. Зато Серега спал как младенец! Вроде очередь и не большая, но двигалась она ну очень медленно. Я даже выспался неплохо именно в этой тянучке.
Прохождение таможни значительно проще, чем аналогичная процедура на русско-украинской. Ничего заполнять не нужно, только проверка документов, беглый осмотр багажника, требование показать подтверждения броней гостиниц с польской стороны и все! Все то оно, все, да это ВСЕ затянулось на 6 (шесть!!!) часов. В 4 утра мы подъехали к пункту пропуска, ровно в 10 мы увидели желанный знак Евросоюза. Единственная сложность — понять, что хочет от тебя польский пограничник, так как они разговаривают только на своем. Я ничегошеньки не понимал. Но Сергей меня спас :)).
Итак, мы в Европе (хотя Украина и европейская страна, но для нас настоящая Европа начинается только за нашей западной границей)! Настроение неоднозначное. Вроде мы уже и совершили маленькое чудо, но присутствует усталость из-за бессонной ночи, злость на таможню, скверная погода и осознание того, что вся наша поездка попахивает откровенной авантюрой!
Но, как говорится, обратной дороги нет. Сразу становимся максимально законопослушными туристами — пристегиваем ремни, включаем ближний свет фар, беспрекословно соблюдаем скоростной режим…
Только проехав вглубь Польши километров 10, осознаем, что мы в другой стране. Попадающиеся деревушки ухоженные, дороги без колдобин, нарушающих ПДД не видно.
Лирика. Деревни
Европейские деревни заметно отличаются от постсоветских. Везде есть тротуары, вымощенные тротуарной плиткой. Дворы местных жителей предназначены для отдыха, а не для выпасания домашнего скота, соответственно, в большинстве присутствует скамейка (либо лежак, либо гамак, либо…), идеально подстриженный газон и симпатичная растительность (либо цветы, либо, чаще всего, маленькие елки). Существенное отличие — это открытость происходящего во дворе. Это значит, что забор либо отсутствует (ярко выражено в Нидерландах)…
либо представлен в виде аккуратно подстриженного кустарника, либо является чисто декоративным ограждением.
Видно, только в бывшем СССР народ любит смотреть во двор соседу, поэтому и строятся везде высоченные стены из дерева и кирпича, и живет каждый в своем маленьком мирке. А затонировав авто, получаем вообще вакуум («где б я не находился — никто меня не видит»). От кого прячемся?
Передвигаться по польским дорогам, как все и предупреждали, очень неудобно. В первую очередь из-за огромного количества городков, где ограничение 50 км/час. И в КАЖДОМ — стоит радар. О нем добросовестно предупреждает соответствующий знак в начале населенного пункта. Плюс дороги и трафик, а также постоянные ремонты и стройки дорожного полотна не позволяют двигаться быстрее потока.
Поэтому 300 км до Кракова мы преодолели почти за 6 часов. Там нас ждал отель за 34 евро. Номер оказался на высоте (чисто, электронные замки, душ, телевизор, Wi-fi — что еще нужно?).
В Польше евро еще не принимают, поэтому встала задача обмена валюты. Администратор предложил свои услуги в этом вопросе. За 120 евро давал 420 злотых. Я посмотрел на него как на афериста. «We want 500» — сказал ему, на что тот покрутил головой. Решили искать kantor (обменник) в городе.
Приехав в центр, столкнулись с главной бедой автопутешественника в Европе — городскими парковками. Стали в одном месте — стремно (на знаках ничего не указано, но чувствуется, что платить надо). Пошел Серега практиковаться в польском к объявившемуся рядом инструктору по вождению. Таки да — нужно покупать где-то что-то, чтобы не влететь на штраф. Выяснять подробности не стали, поехали дальше. Вижу парковщика! Еще никогда я так не радовался сему факту. Припарковались, а он еще и английский знает. 4 злотых за 1 час стоянки. Узнал у него, где можно поменять валюту. Прихожу в банк. Девченка на ломаном английском объясняет, что она может мне поменять евро, но для МЕНЯ лучше будет, если я совершу акт обмена в соседнем пункте обмена валют. Для меня это было неожиданно, так как я не могу представить, чтобы у нас в Украине незнакомый человек отправил бы клиента в конкурирующую фирму и не захотел бы разжиться легкими деньгами. За 120 евро дали 492 злотых. Получается, в отеле меня хотели нагреть на 18 (восемнадцать!) евро! Расплатились с парковщиком, и пошли в старый город. Рассказывать подробности всех наших прогулок не буду. Смотрите фото. Если возникают вопросы — google в наше время всегда под рукой и готов помочь)). Не то, чтобы я такой паразит, не желающий отвечать на вопросы, просто я не зацикливался на том, что вижу. Названия соборов и замков меня особо не интересовали. Я просто наслаждался своим присутствием в том или ином городе и пытался ощутить атмосферу посещаемого места.
Что еще запомнилось в Кракове, так это покрашенные в разные яркие цвета жилые многоэтажки…
Реально становится веселее, в сравнении с нашими серыми советскими постройками.
24.04.2012
Из Кракова едем в Вену. Путь лежит через Чехию. Проезд по автомагистралям оплачивается покупкой виньетки. Стоимость ее на месяц составила 21,5 евро. Покупал на месяц, потому что на обратном пути скоростные дороги Чехии нас также ожидали. Работники на заправке, где купил виньетку разговаривали только на чешском, но евро и злотые приняли, причем по вполне адекватному курсу.
Что сразу бросается в глаза при пересечении европейских границ, так это отсутствие «примесей» в автономерах (т.е. только въезжаешь, например, в Чехию, на дорогах передвигаются только автомобили с чешскими номерами, поляков не видно), что, учитывая отсутствие таможни, для нас показалось парадоксом.
За дороги-то мы заплатили, но они были не так хороши, как хотелось. Один участок так вообще представлял собой такой наш советский «шифер», что даже чайку с термоса попить было сложно :).
Лирика. О дорогах.
В общем, европейские дороги идеальными назвать нельзя. Но, главное, на них нет ям. За всю дорогу я помню лишь три (три ямы за 6 000 км по Европе!!!). Все они были в городах. Вот, например, в Праге.
А вот пример ямочного ремонта в Чехии. При этом все сделано так, что нет никаких неровностей. Как будто бы градиент использован (кто знает — поймет).
В Восточной Европе бывают колеи. Но в Швейцарии, Германии и Нидерландах придраться не получится. Центры городов зачастую вымощены брусчаткой. При этом ею выкладываются не только полосы для движения, но и стоки для воды, разметка между полосами и даже места для парковок (используются камни либо другой формы, либо другого цвета).
Чем выгодно отличаются европейские дороги, так это постоянным присутствием в полном объеме разметки и дорожных знаков. Они есть на дорогах любой важности, что делает управление автомобилем очень простым и понятным.
На автобанах возле населенных пунктов построены шумоизоляционные стены (там, где их нет, существует ограничение в 100 км/час в ночное время).
Через каждый километр стоит телефон SOS. Не знаю, моется ли асфальт, но дорожные знаки точно очищаются специальным автомобилем. Рассказы о том, что после дождя автомобиль в Европе остается чистым — абсолютная правда.
В столицу Австрии мы прибыли под вечер и сразу же попытались найти ночлег. Навигатор выполнил свою задачу, но привел к неработающему кемпингу. Но на воротах висит табличка с адресом ближайшего кемпинга (получается, можно ж думать о других?!). Общая стоимость (два человека + палатка + авто) составила 18,5 евро. Вообще, перед поездкой я рассчитывал на среднюю цену в 15 евро (как оказалось, наивным был). Палатку ставили в первый раз, провозились, наверное, с полчаса. Наблюдавшие за нами немцы только и смогли, что посмеяться и пошутить.
Лирика. Кемпинги
Европейский кемпинг представляет собой огражденную территорию в живописном месте. Вам предоставляется место для палатки и авто, свободный доступ в душ, туалет, на кухню. За дополнительную плату можно подключиться к электросети, но это в основном возможно только с помощью специального переходника, так как розетки в кемпингах предназначены для «караванов» и имеют три «дырки». Переходник можно взять на рецепции (обычно нужно давать залог — 15 евро). Но когда заезжаешь поздно и администрация уже закрыта, приходится обходиться без света. Санузлы везде в прекрасном состоянии. При этом в каждом кемпинге самые разные смесители и прочие «элементы управления», да такие, что иногда приходится поломать голову, каким образом включить подачу воды, например. О том, что мусор нужно сортировать, я даже не говорю. Иногда встречаются раковины отдельно для мытья посуды и отдельно для умывания. Души могут быть как общими, так и индивидуальными. В Швейцарии нам попался кемпинг с платным душем (нужно было бросить монетку номиналом полфранка — в тот раз мы единственный раз остались немытыми). Интернет есть не везде.
Вечером поехали в город. Вена поразила, в первую очередь, свои величием. Город сравним по воспринимаемому масштабу с Питером (такие же роскошные дворцы и соборы), в историческом центре везде чувствуется былая мощь великой империи. Навигатор привел нас к собору Святого Стефана.
Увидев это грандиозное сооружение, мы только рты пооткрывали. Поэтому стали метаться в поисках свободной парковки. Фигушки ее найти в центре европейского городка, да еще и в 6 часов вечера! Заметили выезжающий «VW» и припарковались на его месте. Парковка вечером в Европе, в основном, бесплатна, поэтому ничего не платили.
Решили с утра наведаться в центр опять. Впечатлило, все-таки.
25.04.2012
Спать было прохладно…
Зато погода обещала быть идеальной.
Утром запарковались в подземном паркинге с ценником в 4 евро/час.
Решили за два часа осмотреть дневную Вену. В принципе успели, но…
…не смогли сразу найти нашу парковку. В итоге заплатили за три часа 12 евро — просто немыслимые деньги за стоянку, по нашим меркам. Хотя парковка возле Венской ратуши стоит подороже — 16 евро/час!!!
Уехали из Вены на запад в обед. По пути заехали в город Линц. Такие небольшие городки очень привлекательны. Судите сами.
Вот Линц…
А вот Инсбрук, который мы посетили следующим днем…
Но перед Инсбруком была ночевка в кемпинге под заснеженными вершинами баварских Альп. Свернув с автобана, мы поехали к самому чистому озеру Германии — Кенигсзе. По пути увидели кемпинг, где нам заломили цену в 22 евро. Я был неприятно удивлен… Озеро наверняка красивое, но спрятано между горных хребтов и увидеть всю красоту с борта кораблика стояло, вроде, 16 евро с человека.
Учитывая неопределенность с ночлегом и садящееся за горизонт солнце, поехали дальше в горы. Следующий кемпинг стоил 20 евро. Тут деваться было некуда, и мы остановились здесь…
Слева вершина — 2007 м, справа — 2006 м. Лежит снег. Понимаем, что замерзнем похлеще, чем в первую ночь в палатке. Но делать нечего, натянули на себя все, что было из одежды, и зажарили картошечки в Альпах. Красота…
26.04.2012
С утра проснулись, живые… Утреннее солнце освещает горы… Начинается самая желанная часть путешествия — горы. Я от них всегда тащусь!!!
Едем по так называемой «альпийской» дороге (Зальцбург — Фюссен), наслаждаемся видами (а есть чем!!!!).
Отъехали км 50, и тут Серега начинает материться и говорит: «Надо возвращаться. Я деньги забыл в кемпинге…» («!?!?!!?!?!?!?!?!» — это была моя реакция).
Как оказалось, с утра в душе он побоялся оставить 350 евро в кармане брюк и спрятал где-то в душевой кабинке. Да так их и забыл там! Хотя, начитавшись историй о справедливых и честных немцах, я думал, что все будет хорошо, поэтому особо не нервничал. Зато на Сергея было страшно смотреть.
Вернулись в кемпинг, из душа Сергей вышел с улыбкой. «Деньги валялись на полу — никто не взял» — говорит. Без комментариев. Хорошо лишь, что кемпинг был практически пустым, так как на высоте 850 м над уровнем моря сезон отдыха в то время только открывался. Будь больше народу — плакали б наши денежки и дальнейшая Голландия.
А по альпийской дороге, будет такая возможность, проедьтесь обязательно. Она того однозначно заслуживает!
Следующий пункт — Инсбрук — город двух олимпиад, зажатый между горами. Фото смотрите выше. Парковка — 1,5 евро/час. Именно здесь мы впервые столкнулись с европейской открытостью и с искренним желанием помочь в любой ситуации. Пожилой мужчина во всех подробностях описал процесс парковки, полностью проконтролировал наши действия «в общении» с паркоматом, рассказал куда идти и что смотреть в городе, пожелал удачи и был таков.
В центре города запомнилась девчонка, которая активно агитировала всех прохожих за уничтожение атомных электростанций во всей Европе, вспоминала Чернобыль и Фукусиму. У меня к ней только один вопрос: «А что вместо атома? Ветер и солнце? Так не хватит их мощности на данном этапе развития человечества!».
Двигаемся дальше — опять вверх в город Гармиш-Патерхкирхен. Там должно быть ущелье Партнахкламм. Сегодня мы впервые добрались до высоты 1300 м.
В городке Гармиш… построена вот такая лыжная горка.
Но ущелье было закрыто. Поэтому Сергей пошел купаться в горной речке. Я же его не дождался и полез пешком по узкой горной дороге вверх. Красоты открылись захватывающие…
А пообедали мы здесь.
Через два часа мы опять в машине и едем в самое посещаемое туристами место в Германии. Парковка возле него — 5 евро. А вот и то самое место :).
Замок Нойшванштайн — да, он великопен! И виды с его локации — также…
Ночевали мы в Брегенце (опять Австрия) на берегу Боденского озера.
Приехали уже, когда рецепция была закрыта. Просто поставили палатку на свободном месте. Задача была опять пожарить картошки и зарядить аккумуляторы на фотоаппарат. И с тем и другим возникли проблемы.
Серега плохо себя чувствовал, поэтому залег в палатке, а я начал готовить ужин. Картофель жарится уже с полчаса, а толку никакого. Да, огонь на плитке не сильно большой, но даже на таком днем ранее все получилось и даже на большей высоте. Я уже и на берегу посидел.
И закат увидел.
И кемпинг обошел.
Все-равно, огонь горит, а картошка сырая. Плюнул, пошел на кухню, там расположены газовые плиты, кинул 10 евроцентов, получил хорошее пламя на 12 минут. Все это время на ОГРОМНЕЙШЕМ огне я жарил украинскую картошку. УРА!!! Мы поужинали! Два часа (!!!) продолжалась эта эпопея. Объяснения этому феномену у меня до сих пор нет. Кстати, не только газ оказался платным в Брегенце — посидеть в интернете вообще оказалось неприлично дорого — 1 евро/10 минут!
Следующее. Зарядка батареек. Так как подключиться к электросети кемпинга мы не смогли из-за отсутствия переходника, заряжать батарейки я оставил в санузле, как, собственно, делал это в предыдущие две ночи. Через час прихожу посмотреть на их самочувствие, а ничего в розетке нет — ни зарядного, ни тройников. Подумал, наверное, уборщица забрала, может запрещено у них такое «нахальство». С утра, с помощью администрации кемпинга выяснилось, что таки украли! Вот понадобились же украинские батарейки кому-то в Австрии! Нам сразу же говорят вызывать полицию (!!!), чтобы раскрыть это такое дерзкое преступление (как же! Обидели таких важных туристов)! В общем, не на том мы еще уровне развития, чтобы воспринимать всерьез такие советы :).
27.04.2012
Теперь предстояла еще одна задача — купить батарейки (нельзя ж по Альпам без фотоаппарата!). Нам рассказали, как найти ближайший супермаркет. И вот мы, в поисках магазина, опять въезжаем в Германию и нарываемся на немецкого полицейского.
Лирика. О полиции
Полицейские в Европе похожи на наших дорожников — в таких же желтых жилетках (с надписью «Polizei»), в джинсах и кроссовках. Немец, правда, в фуражке оказался. Никаких полосатых палочек — останавливают рукой. С улыбкой на лице! Поэтому не нервничал абсолютно! Первый раз остановили на границе Чехии и Австрии — просто проверили документы и все.
Немец же попросил припарковаться на тротуаре для «обстоятельного разговора». Предложил общаться либо на английском, либо немецком. Я сказал, что вот Serhiy — «почти немец», поэтому «шпрекайте» с ним. И у них завязалась очень живая беседа. Полицай похвалил Серегу за его «perfecto» немецкий, распросил откуда и куда едем, попросил показать аптечку и знак аварийной остановки. Я с гордостью достаю из-под сидения купленную неделю назад коробочку с крестиком, но получаю ответ, что такая аптечка у них уже не действительна более 2 лет. В голове сразу всплывают улыбающиеся в таких случаях рожицы наших отечественных гаишников. Но, немецкий гаишник улыбался все время:), поэтому просто расспросил Сергея о наших действиях в случае беды на дороге. Кроме того, я сказал, что имею вторую аптечку в багажнике под всей кучей малой наших вещей, правда, о том, что она совсем уж старая я скромно умолчал. Там же, в глубине багажника, находился и «аварийный» треугольник. Полицейский поверил на слово, но еще сказал мне смотреть прямо ему в глаза (моргалы выколю:)). После такой глазной перестрелки, он сказал, что мое физическое состояние позволяет мне находиться за рулем (слава Богу!). В завершение беседы полицай рассказал, где мы точно найдем магазин, пожелал удачи, напарница (полицейские патрулируют парами) помахала рукой на прощанье, и мы с очень классным настроением покинули общество немецких правоохранителей. Итог: полиция выполняет свои прямые обязанности — контролирует безопасность дорожного движения. Там — это первый помощник в случае беды. В кустах они не сидят (разве что иногда в Польше), скорость контролирует техника, на дорогах появляются только в случае непредвиденных происшествий. Эх…
Нашли магазин (у нас это бы назвали «минимаркет»). Цены такие же, как и в Украине (ну может дороже на 10%), поэтому везти с собой вагон продуктов не обязательно. Батарейки: 8 штук за 1,6 евро! Двух упаковок нам с запасом хватило до самого дома.
Все! Мы едем в Альпы!
В Швейцарии также нужна виньетка. Но существует только один ее вид — годовая. Стоит чуть больше 30 евро. Какой смысл ехать в самое красивое место в Западной Европе и проехать его по автомагистралям? Правильно. Едем по бесплатным дорогам. Перед поездкой наткнулся на рейтинг самых красивых дорог мира. В десятку попала и одна дорога в Альпах через перевал Сан-Бернардино. Именно туда мы и направились. Дороги, хоть и бесплатные, но в идеальном состоянии, трафик также минимальный, а открывающиеся красоты захватывают дух (извините, но фото гор будет много!).
Учтите, что фотографии «плоские», не передают того масштаба и величия, которые есть в Альпах.
Мы совершили поездку в очень хорошее время года — все цветет и распускается, но, к сожалению, все перевалы еще закрыты из-за опасности схода лавин. Поэтому я вернусь в Альпы, чтобы увидеть их «с высоты». Единственный способ объехать перевалы — это тоннели, которые расположены на платных дорогах. Мы проезжали два тоннеля — под пер. Сан-Бернардино и под пер. Сан-Готтардо (17 км длины, кстати, в нем) — на обратном пути. Никто нас не поймал и не оштрафовал.
На другой стороне Альп формально еще Швейцария, но все — архитектура, люди, указатели — говорят, что здесь уже Италия. Не зря ж в Швейцарии три официальных государственных языка.
А еще по дороге встретилась крепость древнеримских времен.
Первый попавшийся кемпинг стоил в переводе с франков где-то 30 евро! «Фига се!» — подумалось, — «Швейцария, блин!» Зато в следующем оказалась уже привычная для нас цена порядка 20 евро. Кемпинг находился в маленькой деревушке под опекой одной семьи, которая также содержала и ресторанчик. Рядом водопад высотой более 100 м.
В деревушке было порядка двух десятков домов, но как же там люди прекрасно себя чувствуют!!!
Ну, собаки тоже не бедствуют…
Ужинали вместе с немцами, которые работают в Швейцарии и ехали в горы на выходные. Из разговора: минимальная зарплата в Швейцарии — 4 000 евро, страна так же, как и Украина, ощущает нехватку квалифицированных специалистов-инженеров, Швейцария очень привлекательна для рабочих из других стран, но максимальный срок работы в стране — 6 месяцев.
28.04.2012
На следующий день мы пересекли Альпы в обратную сторону…
Нижеследующие виды потрясли меня больше всего. Голубовато-зеленоватое озеро, изумрудная травка, цветущие цветы и заснеженные вершины — что может быть лучше?!
Наша цель — Люцерн, а именно — музей транспорта. Туда я пошел один, билет — 26 евро. Принимают евро, но сдачу дают франками. Кстати, швейцарский франк — самая красивая валюта из мною виденных.
Музей великолепен.
Представлены все виды транспорта: автомобили, корабли, поезда, подъемники, самолеты… Везде организованы самые различные аттракционы, чтобы ни детям, ни взрослым скучать не приходилось. Очень популярны сенсорные экраны с самой различной информацией. В общем, рекомендую!
Сам город также чудесный…
Швейцария… Жди меня и я вернусь!
29.04.2012
Констанц. Город на другой стороне Боденского озера. Здесь мы заночевали. С утра посетили город. Уютный, чистый, ухоженный, в общем, чуть ли не идеальный для жизни. Люцерн и Констанц — два лучших для меня города за все путешествие.
И вот мы на знаменитых немецких автобанах…
Решаем двигаться в сторону Бельгии. Там хотелось посетить Брюссель, Брюгге и Остенде. По дороге находится еще один знаменитый немецкий замок — Гогенцоллерн.
Подниматься к замку нужно пешком на нехилую высоту (порядка 500 метров). Мне 24, а в процессе покорения вершины казалось, что все 70 :). Но наверх лезли все — и дети, и взрослые, и дедушки, и бабушки…
Лирика. О пенсионерах
Именно они очень сильно меня поразили. В сравнении с нашими пожилыми людьми, они ведут уж очень активный образ жизни, являются очень любознательными и стараются не просто доживать свою жизнь, а ЖИТЬ, используя все блага цивилизации. Постоянно встречали старичков за рулем самых разных авто, с палочками на сложнопроходимых туристических маршрутах, а ну уж очень «древняя» старушка на велосипеде в Нюрнберге просто «убила напрочь». Эх…
Возле границы с Бельгией есть город Трир, который ведет свою историю еще с древнеримских времен. Там даже сохранились развалины амфитеатра.
Возле него (города) мы с трудом нашли следующий наш кемпинг. А по пути было красиво…
30.04.2012
С утра я обнаружил, что карты Бельгии в навигаторе нет. Поэтому решили оставить посещение валлонов и фламандцев на следующий раз. До обеда собирались, а потом рванули на Кельн. Я думаю, всем понятно зачем…
Сложность в Германии была в том, что большинство крупных городов организовали так называемые зеленые зоны. Проезд через центр автомобилей запрещен без специальной наклейки, которую нужно специально либо заказывать по почте, либо покупать в специальных местах. Смецместа мы не знали, поэтому в Кельн въехали на свой страх и риск. Нас мог ожидать лишь штраф в 40 евро. Запарковались в самой понятной парковке — подземной.
Кельнский собор, безусловно, величествен. Но все готические соборы Европы имеют один корень, поэтому Собор Св. Стефана в Вене поразил больше, наверное, потому что мы увидели его первым.
Вечером въехали в Нидерланды — городок Маастрихт, где в центре происходил какой-то праздник. Барабаны, песни, танцы… Как впоследствии оказалось — день рождения королевы. Сразу бросается в глаза огромное количестве велосипедов…
Кемпинг под Эйндховеном оказался самым крутым за все время пребывания в Европе.
01.05.2012
На следующий день мы двинули в Амстердам. Там живут знакомые Сереги, которые согласились нас приютить на пару дней. Живут они не в самой столице Нидерландов, а в городке Вагенинген, который, как мы думали, является пригородом. Поэтому ехали через Роттердам…
и Гаагу…
А в городке Делфт была Ikea, которая до Украины еще не добралась. Грех упускать такую возможность! В общем, подарков домой мы накупили именно здесь.
Сложность в Нидерландах — это их язык, который присутствует на всех дорожных знаках. Он (язык) — архисложный.
Но, как оказалось, Вагенинген находится более чем в 100 км от Амстердама. Вот вам и пригород…
У нас был адрес, куда ехать, но по отличительным признакам автомобиля нас заметили еще до того, как мы нашли нужный дом. Ближайшие две ночи мы ночевали у голландских студентов, так как Вагенинген — студенческий городок. Живут они в небольшом доме на восемь комнат. И насколько я понял, расселяют их по принципу «чем больше национальностей в одном месте — тем лучше». Мы общались с бельгийцем, итальянцем, француженкой, каким-то мусульманином, ну и голландцы там тоже были. Делается это наверняка для изучения английского и обмена культурными ценностями.
Вечерком прогулялись по городу, посидели в кафешке, пообщались. Интересно, что все иностранцы обязательно интересуются у нас о деле Тимошенко. Вот же ж пиар какой сделан!!!
Еще очень неожиданно для нас, прогуливаясь по городу, мы встретили русских студенток, учащихся в Голландии. Как они нам сообщили, правительство Нидерландов ввело запрет на продажу легких наркотиков для иностранцев. Связано это с наплывом иммигрантов (особенно марокканцев), которые не контролируют свои действия и дебоширят… Поэтому, кто едет в Голландию за «травкой», рекомендую запастись знакомствами с европейцами, так как без ID карточки «покурить» не получится. А если хотите сэкономить, лучше покупать косячки в маленьких городках, так как это значительно дешевле, чем в том же Амстердаме. Например, в Вагенингене «косяк» стоит 2,5 евро, в то время, как в столице 7 евро.
02.05.2012
Едем в Амстердам. Но сначала на море. Городок Зандвоорт, который является наиболее популярным местом для пляжного отдыха. Северное море напомнило о замечательном фильме «Достучаться до небес». Кто видел, тот поймет :)).
И наконец, мы в Амстердаме. От наших «голландских россиянок» мы узнали о таком замечательном способе запарковать авто, как «Park&Ride». За городом или на его окраине существуют огромные парковки, где можно не так дорого, как в центре, запарковать автомобиль и получить билеты на городской транспорт.
Мы взяли билеты на трамвай.
Передвигаться по Амстердаму пешком? Боже упаси! Конечно же мы не могли упустить такую возможность и не прокатиться на нидерландских велосипедах. 7 евро за два часа стоит удовольствие.
Это непередаваемое ощущения, когда ты вливаешься в поток велосипедистов в Голландии. Первые мысли: «Все! Забираю валяющийся на чердаке велосипед у родителей и везу его в Харьков!». Но потом, понимаешь, что у нас нет ВООБЩЕ НИКАКИХ условий для передвижения на великах по городу — ни дорожек, ни парковок, ни уважения со стороны водителей.
Вообще Амстердам произвел впечатление довольно унылого и грязного города. Мусора было огромное количество — все улицы и каналы были засыпаны «отголосками» гуляний в честь минувшего дня рождения королевы. А унылость создает однотипная архитектура с преобладанием коричневых цветов. А еще напрочь убили, стоящие посреди перекрестков, открытые писсуары, из которых вовсю текли реки продуктов наших почек со всем известным запахом…
Квартал красных фонарей. Все туристы идут туда. Мы — не исключение. Нас предупредили, что за фотосъемку будут сбрасывать в канал, поэтому фото не будет :). Товарищи, ККФ — это обычный рынок со специфическим товаром. Там работают профессионалы своего дела, которые знают, как заманить клиента. Но, по моему субъективному мнению, товар не шибко качественный, хотя, раз есть предложение, значит, спрос тоже есть.
Было очень занятно, как одна пожилая парочка (лет 65-70) уверенно разгуливала по кварталу. Остается только гадать, кто кого сюда затащил…
В итоге, Амстердам — особенный город. Его нельзя сравнивать с другими европейскими городами. Город с огромным количеством разных культур, которые переплелись на одной маленькой территории. Это создает особую атмосферу, которая, лично мне, не пришлась по вкусу. Зато мой товарищ был в восторге!
03.05.2012
Едем в Нюрнберг. Целый день по автобанам — утомительно, скучно, но быстро.
В Нюрнберге у Сереги тоже знакомые, согласные предоставить нам койки. В городе сохранился бург (крепость), окружающий исторический центр. Прекрасный панорамный вид на город — с северной его стороны. Также запомнился красивый вокзал и солнечный закат. О том, что есть красивые соборы и дворцы я и не говорю — такое присутствует практически в любом большом немецком городе. Да, знаменитые нюрнбергские сосиски — 3,5 евро/штука.
Ночевали у пожилой женщины лет 70, которая в молодости налаживала связи между украинцами и немцами, поэтому у нее с Сергеем был обстоятельный разговор до 3 часов ночи, а я, как жутко уставший драйвер и не понимающий немецкий, отправился в койку.
04.05.2012
Следующий день планировали провести в Нюрнберге, так как Серега хотел пообщаться со своими товарищами. Поэтому я его оставил, а сам рванул в Мюнхен, благо, недалеко.
Встретил брата:)
В Мюнхен поехал налегке, оставив тяжелые вещи…
Столица Баварии встретила Альянц-ареной. Это знаменитый стадион, на котором после моего визита «Челси» обыграл местную «Баварию» в финале Лиги Чемпионов 19 мая. Запарковался я по уже знакомой системе «Park&Ride». Парковка на день — 1 евро!!! Зато билеты на метро — по 2,5 евро.
Пошел на стадион, попал на экскурсию за 10 евро.
На таком туре по стадиону я также был в Донецке. И скажу я вам, что на «Донбасс-арене» круче! Особенно это касается внутренних помещений (раздевалок, к примеру). А так, безусловно, прекрасный стадион. Забавно, что экскурсионная группа подобралась уж очень интернациональная — были русские, словенцы, бразильцы, венесуэльцы, из Бахрейна, Румынии…
Дальше мне предстояло испытать немецкое метро. По пути встретил белорусов, которые помогли мне попасть к музею БМВ.
Сама организация «андеграунда» довольно интересна. У меня были билеты со штрих-кодом, соответственно, нужно их где-то пробивать — так мне казалось. Но, хоть и на входе стоят аппараты с надписью «ticket», никто туда билеты не засовывает (они, вроде бы, для многоразовых билетов, которые работают по времени). Какие-либо турникеты, шлагбаумы и прочие контролирующие средства отсутствуют. Двери поезда автоматически только закрываются, нужно использовать ручку для их открытия — таким образом европейцы экономят энергию и продлевают срок службы механизмов — зачем открывать дверь, если туда может никто и не войти? Так работают и эскалаторы — если на них никто не стоит, они не двигаются.
В музей БМВ я не пошел (9 евро стало жалко), но побывал в автосалоне, где крутые тачки стоят в два раза дешевле, чем у нас.
Рядом находится олимпийская деревня с парком. Красиво…
Ну и «Мариенплатц» — центр города.
Итак, два билета на метро, купленные на парковке я уже, теоретически, использовал. Я дважды проехал в подземке, но нигде билеты не компостировал и никто их не проверял. Поэтому решил на всякий случай купить еще один. Не тут-то было. Автомат говорил только на немецком, а традиционных «украинских» касс я не наблюдал. В общем, плюнул и проехал зайцем. До последнего «надеялся», что меня поймают — не вышло, я убежал :).
Вечером на автобане немцы вообще распоясались — смотрите видео…
https://www.youtube.com/watch?v=OOaLCwh5DtU
Но мы тоже не лыком шиты:) Незагруженная «Хонда» — это ж совсем другая машина. И хондочка побежала… 190 по спидометру шла, как миленькая. В таком режиме я проехал минуты четыре. И тут взгляд упал на показатель температуры двигателя — стрелочка целенаправленно двигалась в гору. Впервые за время владения «ежиком» я увидел, как стрелка полезла вверх. В общем, не для автобанов создавался «Цивик».
А вообще здесь: https://www.youtube.com/user/MsAncam?feature=watch еще с полтора десятка коротких роликов о наших европейских «поползновениях».
Лирика. О машинах и водителях
В Европе нет больших «статусных» авто, максимум, паркетник типа Honda CR-V, и то их очень мало. В основном, ездят на дизельных хэтчбеках и универсалах (экономия и маневренность). Кто побогаче — используют «немцев» (Audi, Mercedes, BMW), кто победнее — «французов» и «итальянцев».
Как уже говорил, ПДД всеми соблюдаются, на дороге все равны, никто «не спит» на светофорах, не сигналит, только включил поворотник — сзади сразу образовывается «кармашек» — пожалуйста, перестраивайся (зато не так часто уступают при выезде со второстепенной на главную)! Но «спасибо» аварийкой никто не говорит. Она используется на автобанах в случае резкого торможения (пробки). На автомагистралях европейцы «отрываются» после «тошноты» в городах. Здесь установленные ограничения если и соблюдаются, то формально (перед радарами). За всю поездку видели только одно ДТП (на автобане — но все ограничилось оторванным бампером).
Мигающий зеленый сигнал светофора отсутствует, зато желтый после красного в несколько раз короче, чем он же после зеленого — это б не помешало использовать и у нас!
Вечером меня ждал обстоятельный разговор с женщиной, давшей нам ночлег, так как с утра я забыл у нее свою курточку с кредитками в кармане. Разговаривали тет-а-тет на английском. Парадокс, но я все понимал и даже что-то говорил:). А парадокс в том, что говорили мы не просто «My name is…», а обсудили экономическую и политическую ситуации, как в Украине, так и в Германии. Забавные ощущения, когда нет рядом человека, могущего подсказать перевод нужного тебе слова. Но было невероятно интересно, и самые яркие впечатления за всю поездку я лично ощутил именно от общения с людьми. О них — в конце отчета.
Вторую нюрнбергскую ночь мы провели уже у других людей — известного немецкого философа и его дочери. Разговор, в основном шел на немецком, поэтому я был «не в теме». Зато было заметно искреннее удивление наших собеседников, что мы совершаем такой вояж на 17-летнем японском автомобиле. Гордость за «ежа» — само собой :).
05.05.2012
Переместились в Прагу.
Нашли кемпинг у речки (самый дешевый за все время — 15,5 евро), где оборудован спуск для каякеров.
Тут встречаем русскую компанию, предупредивших нас о том, что они будут гулять до середины ночи, так как празднуют аж два ДР сразу и планировали данное мероприятие очень долго. Нам сразу стало ясно, почему кемпинг пустой. Спасибо, хоть предупредили — мы палатку поставили подальше.
В город я поехал один — Сергей был не в духе из-за расставания с немецкими товарищами.
По дороге — зомби-моб…
Безусловно, Прага красивая, но после уже увиденного в Западной Европе, меня ничто особо не впечатлило. Отмечу лишь, что на улицах чешской столицы — уж очень много русской речи. Поэтому ощущения аутентичности (о! подобрал словечко) города не было вообще.
06.06.2012
Последний наш пункт перед возвращением на родину — Варшава. Туда мы добирались по польским дорогам весь день. В Чехии навигатор вел нас по таким вот дорогам…
…пока я ему не сказал, что за платные дороги мы уже заплатили :).
Польша вся в стройке перед евро, но до начала чемпионата они ничего не закончат, так как разрыли уж очень много…
В Варшаве нас ждал уже оплаченный отель, а также мой друг (в школе учились). С ним я увидел вечернюю столицу.
07.05.2012
А с утра был дождь, поэтому мы уже нигде не ходили, а просто, проехав сквозь современный центр города, двинули к границе.
По пути наблюдали, как французы попались за превышение.
На таможне проторчали всего лишь один час. Проблем никаких. Только один украинский пограничник, распросив о машине, уверенно так заявил: «Да на ней больше 150 нельзя ездить…» Ну и ладно, главное, что я знаю, на что она способна :).
Проехав по родине пару километров, захотелось развернуться… Как же нам далеко до «них»!!!!
Ночевали мы в недостроенном «отельчике» за 10 евро с голыми стенами, запахом ремонта, отсутствием дверей в санузле…
Пробка в Киеве, и это…
…вернули нас в реальность. Welcome to Ukraine, блин!
Лирика. О людях
Основное отличие между нашими «мирами» — это люди. Учитывая более высокие уровень жизни и материальные возможности, европейцы не зациклены на мысли: «Где б деньжат-то раздобыть?». Поэтому они более открыты, дружелюбны, готовы помочь в любой ситуации. Просыпаешся с утра, вылазишь из палатки, продираешь глаза и сразу видишь улыбчивые лица и обязательное приветствие (Hello! Guten Tag! Morning!). Блин, приятно же!!! И настроение сразу вверх!
Нет никакого самоутверждения с помощью поведения, разговора, автомобиля и пр., что так часто встречается у нас. Все беспрекословно соблюдают законы и сложившиеся правила поведения. Т.е. крутые тачки типа «Феррари» и «Мерседеса» там, где положено ехать 50, едут 50, где нужно 30 — едут 30, и никто никуда не высовывается, никто не орет и не материться. На улице отсутствуют огромные «сараи» типа «Лэнд Крузера» или «Рейндж Ровера», так как никто свой статус не подчеркивает. Тонировки тоже не видно. Все прозрачно и понятно!
Еще одно наблюдение — никто никуда не спешит. Нет бегущего по тротуару «офисного планктона», нет едущих по обочинам и встречкам. Да, может мы не наблюдали огромный европейский мегаполис в час пик, но все равно видели достаточно, чтобы сложилось определенное мнение.
Пробок в городах также не видно. Они чаще всего возникают при съездах с магистралей. В центре — максимум «тянучка». Вообще, власти всячески поощряют отказ от передвижения на авто и больше развивают общественный транспорт и переход на велосипед. Хотя при их заработках стоимость бензина для них — копейки — и она не является ограничителем для увеличения автомобилей. У европейских людей совсем другие мышление и ментальность. Они доросли до того, чтобы заботиться, в первую очередь, о своем здоровье и о своей стране. Поэтому большинство ведет активный и здоровый образ жизни, никто не увиливает от оплаты парковки или билета в транспорте, на улице не встретишь вдрызг напившейся или обкурившейся особы (даже в Голландии!). И главное, они соблюдают свои законы! А законы у них для людей, а не для тех, кто их принимает!
В общем, нам было комфортно и легко находится все это время «за бугром». Все-таки европейские принципы, как оказалось, нам с Серегой близки. Эх…
Итог
Таким оказался наш маршрут:
Общий пробег составил 8 300 км. Средний расход топлива — 6 л/100 км (от 5,5 в Нидерландах, потому что страна ровная, как бильярдный стол до 6,6 по автобанам).
Финансы:
Бензин — 720 евро.
Отели — 90 евро (с парковкой).
Кемпинги — 157 евро.
Плата за дороги — 30 евро.
Парковки + общественный транспорт — 45 + 9 = 54 евро.
Питание — около 80 евро.
Покупки — 90 евро.
Итого: 1 221 евро (т.е. по 610 с носа)
Добавим сюда:
Страховка на авто — 40 евро.
Визы — 70 евро.
Получаем общий итог — 1 331 евро. По-моему, великолепный результат!!!
Не жалко ни цента! Потому что это было великолепное, необыкновенное, фантастическое и т.д. и т.п. путешествие!!! И только сейчас, через две недели «после», начинаешь понимать, что же все-таки произошло. Да, дорога — это сильный наркотик, и я на него уже конкретно так подсел. Поэтому впереди нас с «Цивиком», я надеюсь, ожидает еще не одна тысяча километров…
И еще. Не могу не сказать пару ласковых об авто. «Хонда» за всю дорогу непонятно повела себя только один раз — перед Варшавой вдруг упали стрелки спидометра и тахометра, но двигатель работал. А через три секунды и мотор заглох. Мысли были самые разные… Но ничего, завелся и поехали себе дальше без проблем. Поэтому именно машина стала главным «виновником» того, что мы все-таки вернулись на родину. И теперь я люблю ее еще больше!
Напоследок, серия « "Ежик" в Европе…»:
Всем спасибо! Если получилось сумбурно — извините! С удовольствием отвечу на вопросы по поездке!