|
Вместо вступления
Никогда бы не подумал раньше, что автопутешествие — это захватывающий и интригующий момент жизни. В нашей семье путешествие на автомобиле стало неким способом отдыха от окружающего нас быта, целью следующего года и приятным жизненным воспоминанием. Тот адреналин, который мы получаем от путешествия, сродни наркотику, который заставляет снова и снова отправляться в дорогу, познавать новые территории, уголки нашей необъятной Родины.
Это уже третье наше семейное автопутешествие. Первая поездка в 2012 году придала интерес нашей обыденной жизни и вдохновила нас на новые поездки. Тогда мы проехали нашу страну от Улан-Удэ до Йошкар-Олы и обратно. Многое повидали, но многое и не успели. Поэтому и задались целью объехать все возможные места России и ближнего зарубежья.
2013 год был для нас нелетным, так как родилась долгожданная дочка.
В 2014 году мы исколесили Монголию. Адреналину и впечатлений набрались на всю жизнь.
И вот 2015 год. Планировалась поездка на Горный Алтай. Но в феврале планы резко поменялись. На курсах повышения квалификации я познакомился с коллегой из Хакасии. Он рассказал мне, что в Хакасии много интересных и красивых мест. И я задался целью изведать этот дивный уголок земли. Да и расстояние поменьше. Как всегда, планировать начал только за месяц до выезда. Благо сейчас есть Интернет и Гугл с ними.
Маршрут. До Красноярска рисовать не буду, а вот далее…
По России:
По Монголии:
Материальная база.
На выбор у меня было два автомобиля:
Прикинув все плюсы и минусы обоих автомобилей, взяв во внимание результаты предыдущих наших автопробегов по России и Монголии, было решено поехать на отцовском Прадо. Немаловажную роль в выборе авто сыграло наличие самого маленького участника нашего путешествия, а точнее обязательное оснащение автомобиля детским удерживающим креслом. Все-таки в пикапе очень стесненное пространство, и для 3 пассажиров на заднем сидении путешествие окажется мучительным. А это бы испортило все впечатления от долгожданной поездки.
Авто готовить специально для поездки не стал. Только заменил масло и повесил багажник на крышу. Багажник взял у товарища взаймы. Планировал поместить там коляску (для прогулок по городам) и дрова (для ночевок на природе). Так и сделал. Только, забегая вперед, скажу, ни коляску, ни дрова так и не использовал.
Вещей в этом году получилось больше. Значительно больше. Точнее всё пространство от спинки задних кресел до задней двери Прадика. Чего там только не было! Самое интересное, что использовалось это содержимое процентов на 70, максимум. Так что, советую перед поездкой еще раз оценить реальные потребности и брать только самое необходимое! Иначе поймешь это только на пограничном досмотре, когда собственноручно разгрузишь и загрузишь все вещи в машину!
Первый этап: Красноярск.
Итак, первой нашей целью было посещение достопримечательностей города Красноярск. И в первую очередь парка флоры и фауны «Роев ручей». Так как в поездке 2012 года, когда мы посещали данный парк, дочка еще находилась только в «проекте», очень хотелось показать ей сейчас то разнообразие животных и растений, которое здесь имеется.
Забронировав заранее по телефону номер в близлежащей гостинице «Снежная долина», мы поставили себе целью добраться до Красноярска за два дня. Первая ночевка запланирована была в городе Тулун (через 800 км).
Выехали рано утром 7 августа.
Но, как водится, не всегда наши планы сходятся с нашими возможностями. Не могли мы уехать в чужие края, не посетив священного озера Байкал. Тем более что в этом году мы были на нем только пару раз.
Погода шептала! Солнце светило ярко, волны бились о скалы берега. Свободного места на берегу практически не было. Все было занято гостями из Иркутской области и Красноярского края. Но нам много и не надо. Остановка на обед и не более. Правда, все равно захотелось искупаться. Водичка — идеальная! Как в кране с холодной водой! Бодрит!
Искупавшись, приняв солнечные ванны и плотно пообедав, мы поехали навстречу неизвестности…
На ужин останавливались в оригинальном заведении «Пельменная» в селе Тельма, что в 20 км от Усолья-Сибирского. Вкусная оригинальная кухня.
К полуночи добрались до Тулуна. Заночевали в гостинице «Уютная», что на отвороте в сторону Братска. Комфортабельность не высокая. Из плюсов: кафе на первом этаже, охраняемая стоянка, душевые на этажах. В принципе, для ночлежки этого достаточно.
Утром плотный завтрак и снова в путь. Следующая остановка Красноярск. Так как дорога для нас уже знакомая по поездке 2012 года, описывать окрестности не буду.
В 7 часов вечера 08.08.2015 приехали в Красноярск. Сразу направились в гостиницу «Снежная долина», которая находится на окраине города в сторону Дивногорска. Мы уже останавливались в этом заведении в 2012 году, поэтому и в этот раз решили, что для ночевки — это будет оптимальный вариант. Нам повезло, и оказался свободен двухкомнатный номер в два раза дешевле, чем забронированный мной по телефону. Разница только в отсутствии туалета в номере. Но это тоже не проблема, т.к. он находился в двух шагах напротив номера в коридоре. Душ имелся в номере. Так же, как и холодильник и телевизор. Определив приоритеты, решили экономить на проживании, чтобы осталось больше возможностей посмотреть достопримечательности.
Разместившись в номере, переодевшись, решили съездить поужинать в центр города. Пиццерия «Перцы» оказалась приятным заведением, в котором можно было отдохнуть после долгой дороги.
Весь день 9 августа посвятили посещению парка флоры и фауны «Роев ручей». Море впечатлений, море фотографий. Эмоции не передать на бумаге. Это нужно видеть. Замечательное место. Очень советую всем посетить, не пожалеете.
В парке очень большое разнообразие животных, рыб и прочей «нечисти». Красиво оформлен пейзаж. Можно поучаствовать в кормлении животных. Гулять по парку получается весь день.
Вечером мы решили прокатиться по вечернему городу, заехать в парк на главной площади. Прогулялись по набережной реки Енисей. Съездили на смотровую площадку. Полюбовались огнями города с высоты птичьего полета.
10 августа было решено посетить заповедник «Столбы». Тем более что вход в него был в нескольких метрах от нашей гостиницы.
Прогулка по асфальтированной дорожке среди живописных лесных пейзажей. Прошли несколько километров, нашу прогулку слегка испортил легкий дождик. Рисковать мы не стали и развернулись обратно. Вдоль дороги нам попадались местные жители — бурундуки, которые не боялись приближаться к людям.
После обеда мы отправились в фан парк «Бобровый лог». Впервые мы прокатились на канатной дороге. Ощущение интересное, особенно для детей. На вершине подъема вход в заповедник Столбы с другой стороны.
Здесь прогулка проходит по лесному массиву по обычным тропам. До точки обзора примерно 4 километра. Активный отдых позволил набраться положительными эмоциями и очистить свои легкие свежим лесным кислородом.
День завершился пешей прогулкой по улицам ночного города.
Уставшие, но очень довольные проведенным днем, мы вернулись в гостиницу для заключительной ночевки на первом этапе нашего приключения — Красноярске.
Второй этап — Хакасия.
Утром 11 августа, собрав вещи, выдвинулись далее по маршруту. Заехали на смотровую площадку в Дивногорске. Посмотрели на Енисей, рыбаков.
Далее через Красноярскую ГРЭС направились в Хакасию.
Следующая остановка — соленое озеро Малое Белё. Турбаза «Лазурный берег». Сняли на ночь домик с двумя кроватями. Так как пляжный сезон уже закончился, на всем побережье было не более 5 семей. Несмотря на пасмурную погоду и невысокую температуру воздуха, мы первым делом побежали купаться. Для нас, жителей пресноводного озера Байкал, искупаться в соленой воде было интересно. Ожидания разочаровали. Радости мало купаться в соленой воде. После купания нужно идти принимать душ, чтобы смыть с себя белый налет. Но это мелочи. Главное попробовать.
Оснащение турбазы удовлетворительное. У домика есть веранда со столом. Недалеко есть туалет. Возле каждого домика есть мангал. На побережье есть магазин и дискотека.
12 августа, никуда не спеша мы решили объехать все близлежащие озера. Особенно хотелось побывать на самом соленом озере Тус. Плотность соли в этом озере приравнивается к плотности Мёртвого моря.
Погода тем временем портилась. Когда мы приехали на озеро Тус, уже шел дождик. Само озеро находится в очень труднодоступном месте. Береговой линии, предназначенной для отдыха у озера нет. Вода мутная, берег болотистый, вокруг стоит неприятный запах.
Постояв возле озера несколько минут, мы направились в поселок Шира, прикупить немного свежих продуктов. Далее решили проехать до еще одной местной достопримечательности — Туимского провала.
Историческая справка: Туимский провал — техногенный провал на месте закрытого в 1954 году подземного рудника недалеко от посёлка Туим (Хакасия). Изначально отрабатывались вольфрамовые руды (Киялых-Узеньское месторождение), позже были выявлены медно-молибденовые руды. Месторождение отрабатывалось подземным способом. В результате взрывных работ кровля рудника проседала и позже обрушилась, образовав техногенную депрессию. Руду вывозили вагонетками наружу, а затем отправляли на обогатительную фабрику, расположенную на окраине поселка Туим. Вырабатывали вольфрам, медь, молибден.
После консервации рудника на вершине горы в результате обвала подземных горных выработок образовалась впадина диаметром 6 м, которая постоянно расширялась. На дне образовалось озеро с водой, окрашенной в ярко-голубой цвет из-за большой его глубины (ранее полагалось, что такой цвет озеро имеет из-за высокого содержания в нём солей меди, что не подтвердили лабораторные исследования). В настоящее время его диаметр достигает 200 м. Борта совершенно отвесные. В них кое-где видны горные выработки штреки, орты и др. высотой около 2 м с торчащими рельсами для вагонеток. Стены провала ненадёжны и часто осыпаются. От вершины горы до уровня воды 120 м. У основания сопки можно увидеть остатки советского трудового лагеря. Оттуда руду перевозили на фабрику в поселке Туим.
Оборудована смотровая площадка и частично ограждение по периметру. Туимский провал посещается туристами и любителями экстремального спорта: бейсджампинг, банджи-джампинг, дайвинг, роуп-джампинг. За вход взимаются деньги.
Местные экстремалы предлагали совершить прыжок с тарзанки за 4 тысячи рублей. Или собрать по сто рублей и посмотреть, как прыгнет один из них. Зрелище впечатляющее. Только из зрителей никто прыгнуть не решился. Возле смотровой площадки организована бойкая торговля магнитиками и прочими китайскими безделушками, которые выдавали за изделия народного промысла местных умельцев.
Дело подходило к вечеру. Нужно было где-то останавливаться на ночлег. В планах было заночевать на озере Шира. Но потом решили позвонить на базу отдыха «Томичка», которая, по отзывам на сайтах путешествий, котировалась среди отдыхающих. Нам повезло. На несколько дней оказался свободен один домик. Как нам потом стало известно, чтобы отдохнуть здесь, люди записываются на полгода вперед.
База действительно интересная в плане отдыха. Проживание в отдельных домиках. Имеется детская площадка, две бани (большая и маленькая), столовая. На базе организован активный отдых: пешие прогулки по горным склонам, сплав на катамаране по горной реке, прогулки на конях. Оплата за проживание — койкоместо в сутки + питание.
Утром 13 августа мы направились на пешую прогулку по «тропе предков» по горным склонам Хакасии. Нашим гидом был молодой человек лет 12. Группа набралась из двух семей: нашей и еще одной семьи из Красноярска. Прогулка получилась очень впечатляющей. Раньше мы никогда не ходили по отвесным скалам. А тут еще и с двухлетней дочкой на плечах. Она вела себя очень храбро. Всю дорогу твердила себе: «я не боюсь, я не боюсь» и мне твердила: «Папа не падай!». Высота и вправду впечатляла. Пейзаж — завораживал! Внизу пролегала горная река Белый Июс.
Путь по хребту Тогыз-Аз пролегал через пещеры и места шаманских поклонений. Впечатлений от прогулки было море. Здесь действительно ощущался адреналин от прогулки по отвесным тропам, высоты, и от того, что у тебя на плечах ребенок. Страшно и интересно.
В конце прогулки самый маленький путешественник уснул у меня на плечах.
Вечером мы забронировали баньку. А чтобы скоротать время, решили съездить на заброшенный карьер.
Познакомившись на пешей прогулке с семьей из Красноярска, мы решили объединиться. Владимир и Елена с сынишкой решили составить нам компанию и совершить путешествие по Хакассии совместно на двух машинах.
14 августа, сразу после завтрака, мы выдвинулись к ещё одной местной достопримечательности — «Сундуки».
Историческая справка: «Горная гряда «Сундуки» — природно-исторический памятник природы республиканского значения в Орджоникидзевском и Ширинском районах Республики Хакасия. 18 июня 2011 года на территории горной гряды открылся музей-заповедник «Сундуки».
Площадь — 2100 га. Горная гряда, протянувшаяся в северо-западном направлении на 10 км, при ширине — 1-2 км. Гряда имеет 8 самостоятельных возвышенностей, именуемых 1-й, 2-й; 3-й «сундук» и т. д. Имеются и самостоятельные их названия, например, Крест-Хая, Орто-Хая и т. д. На первом «сундуке», на вершине, имеется останец, формой напоминающий очертания сундука, а также останцы в виде крепостных стен.
Воспользовавшись услугами местного экскурсовода, мы совершили увлекательную экскурсию по этому памятнику природы. Во время экскурсии нам предлагали полежать и на камне «желаний» и на «теплых камнях»…
На выходе из данной местности можно отведать блинчиков со сгущенкой и травяным чаем. Очень вкусно.
Далее, согласно нашего маршрута, мы направились в долину царей, посетить Большой Салбыкский курган. Это место захоронения знатных семей Тагарского племени, 3 век до н.э. На этом бескрайнем поле находятся еще 56 курганов в радиусе 5 км. Очень впечатляют размеры каменных плит, которые расположены по периметру кургана. Ну и, конечно-же, не может не удивлять варварство наших граждан. На камнях имеются царапины с именами, датированные серединой 20-го века.
Так как время было уже далеко за полдень, а мы кроме блинчиков на «Сундуках» ничего не ели, голод заставил нас сделать экстренную остановку. Кстати сказать, мест для приема пищи (кафе) в данной местности практически нет. Поэтому, мы решили приготовить походный обед. Очень быстро отварили на газовой плитке гречневую кашу с нашей Улан-Удэнской тушенкой. Стол ломился от вкусняшек, которые мы всегда берем с собой в дорогу, а в итоге кушаем в заведениях общепита…
Подкрепившись, мы обсудили дальнейший наш маршрут. Решили заночевать в Абакане, а утром выдвинуться в Шушенское.
Но не все так просто… Пятница… Вечер… На наше удивление все съемные квартиры в Абакане на то время были уже сданы. Недолго думая, решили проехать до Минусинска и заночевать там. Но и в этом городе оказалась такая же проблема… Только в Минусинске оказалось всего 3 или 4 гостиницы на весь город и цены там были не очень располагающие. Особенно не понравилась гостиница, расположенная в старом здании бывшего госпиталя времен первой мировой. Запах, напоминающий поликлинику, стоял еще долго в памяти. После долгих поисков освободилась одна квартира, и мы помчались оформляться. Квартирка очень понравилась. Две комнаты, есть все, что необходимо, в том числе стиральная машина-автомат. Тихий район.
15 августа в Минусинске отмечали праздник Помидора. Весь город был в пробках. Благо нам не нужно было крутиться по городу, чтобы сдать квартиру и выехать за его пределы.
Следующая остановка — село Шушенское. Знаменитое место ссылки будущего вождя мирового пролетариата.
Кстати говоря, жил он далеко не в шалаше… Огромный дом. Да и ссылкой это назвать трудно. Ему платили жалование 8 рублей, из которых он 4 отдавал за жилье. Село восстановлено почти полностью. Экскурсовод рассказывает много интересного, того, что не проходят в школе. Экскурсия проходит по домам людей разных сословий и достатка, тюрьме, дому местного самоуправления, пивной и торговой лавке. Очень интересная экскурсия, стоит обязательно посетить.
Далее наш путь лежал вдоль Енисея, через Майнскую ГЭС к Саяно-Шушенской ГЭС.
Саяно-Шушенская ГЭС — это впечатляющий энерготехнический комплекс. Его размеры не передать словами и фотографией. Высота плотины составляет 242 метра. За плотиной находится огромнейшее озеро. Даже страшно представить, что может сделать такое количество воды, вырвавшись наружу…
У основания ГЭС — на смотровой площадке, установлен памятник первооткрывателям ГЭС.
Полюбовавшись этим рукотворным дивом, купив магнитики на память, мы выдвинулись в сторону Саяногорска. В Саяногорске мы с нашими попутчиками по путешествию разъехались в разные стороны. Они возвращались в Красноярск, а мы продолжили путь домой по своему маршруту. Следующей остановкой был Абакан, но сначала нам пришлось немного задержаться в Саяногорске по рабочим вопросам.
По дороге в Абакан мы не стали исключением и сделали несколько фотографий у знаменитого памятника арбузу.
Вечером мы доехали до Абакана и также с большим трудом нашли место для ночевки. Все сдающиеся квартиры на сутки, как обычно, были заняты. Пришлось остановиться в одной из гостиниц в центре города — «парк-отель», расположенной в парковой зоне центра города. С целью экономии семейного бюджета, решили заселиться на половину суток. Вторую половину суток прогулять по городу и снова заселиться на полсуток. Хитрое решение, но в дальней дороге все способы хороши.
После заселения мы решили прогуляться по ночному городу, а заодно и поужинать. Очень удивило отсутствие движения людей и машин на улицах города. Время было всего 10 часов вечера, а на улицах — никого! Тишина! Бывают, оказывается тихие городки в России…
16 августа. День был посвящен пешим прогулкам по городу. Просто так. Без цели. Мы решили немного отдохнуть от автомобиля и погулять ногами. Город очень красивый, много зелени.
17 августа. Выспавшись на мягких кроватках, мы двинулись навстречу неизвестности… Впереди неизведанная Тува. На обед останавливались в живописнейшем месте, на берегу горной речки Малый Кебеж, что за поселком Танзыбей. Газовая плитка + 20 минут времени = вкусный обед готов! Воспользовавшись остановкой, решили перебрать, подсушить и переупаковать вещи.
Чем дальше мы двигались на юг по трассе М-54, тем выше вокруг становились горы! Вокруг красовался природный парк «Ергаки», расположенный на Западных Саянах.
Очень интересно было проехать по длинному, почти сказочному, туннелю между гор.
Республика Тыва встретила длиннющими дорогами, равнинами и горами. Вид на Турано-Уюкскую котловину на спуске в Тыву с перевала Нолёвка.
Столица Республики встретила нас уже вечером.
На въезде в город весит предупреждение о том, что если мы собираемся посетить приграничную территорию, то необходимо получить разрешение в местном пограничном управлении ФСБ. Что мы и решили сделать, чтобы случайно не нарушить закон и зря не пилить несколько сотен километров. К сожалению, в рабочее время мы не успели. Прием граждан только с 11 утра следующего дня. Досадно. Значит, мы опять потеряем время. Впечатления город оставил не очень хорошие. Город грязный. Везде валяется мусор. Не успели мы остановиться, как вдруг, как в сказке, машину облепили бомжи с просьбой денег на алкоголь… Ужас. Чуть ли не единственная гостиница в городе — это взрыв из прошлого! Время здесь остановилось где-то в 70-х - 80-х годах. Маленькие комнатки, коридорная система, и туалет с душем «где-то там, в конце коридора». Все бы ничего, но цена за это «путешествие в прошлое» просто сказка — 3 или 4 тысячи за ночь! Это при том, что мы даже в крупных городах ночевали за 1,5-2 тысячи в среднем.
Аренда квартиры на сутки превратилась в малорезультативный аттракцион. Это связано со сложностями языка. Нам называли адрес, а из-за его трудно-произносимости для нас, мы не могли ничего разобрать. Кое-как разобрали один адрес, приехали по нему за ключами, в залог попросили паспорт! Очень интригующе — оставить в залог паспорт в чужом городе! Ну да ладно. Это только начало. Квартира оказалась неубранная, кругом пыль, окурки. Белье не свежее, мебель разваленная. Заставили поменять постельные комплекты. С большим упорством нам поменяли. В общем, сервис на уровне — «ниже плинтуса», и это при стоимости квартиры выше, чем в Минусинске или Абакане.
18 августа. Дождавшись утра, мы направились сначала на диагностику на СТО (знаем мы эти Монгольские дороги…) и в Пограничное Управление, где нам объяснили, что если мы не собираемся заезжать на озеро, расположенное в пограничной зоне, то никаких разрешений не надо! При следовании транзитом к погранпереходу разрешений не требуется.
День предстоял долгий. Плотно пообедав, мы направились в сторону российско-монгольской границы.
Пейзажи менялись на степные и пустынные.
Содержание адреналина в крови увеличивалось… Асфальт на федеральной трассе М-54 внезапно закончился.
Вдали виднеется погранпереход Цаган-Толгой. Слева, в нескольких метрах до перехода имеется заправка. На ней мы решили заправиться по полной, так как дальше и качество топлива не «айс», да и сами заправки трудно найти… Цена топлива, конечно, завышенная, но все равно в два раза ниже, чем в Монголии. Пока мы ждали нашу очередь (это за полчаса до закрытия и в глухой степи!!!), наблюдали следующую картину. Сначала границу пересек местный житель на джипе. Заправился и встал за нами в очередь. Затем границу пересек КамАЗ монгольских пограничников. Заправился и пристроился в очередь. Следующим пересек границу уазик монгольских таможенников. Заправился и обратно. Так что, видно, бизнес у местного заправщика идет.
Из перехода границы я извлек несколько уроков:
Деньги поменяли тут же у таможенников, выпросили очень даже неплохой курс — 30 тугриков за рубль. Обменяли только 15 тысяч рублей. Этого должно было хватить на всю поездку по Монголии.
Монголия встретила нас приближающимся вечером (18:30 местного времени) и песчаными степями.
Впереди была пугающая неизвестность… Колеса вязли в песке… Цивилизация далеко… Ближайший населенный пункт неизвестно где. Дороги, как это принято в Монголии, расходятся и сходятся бесчисленное количество раз… Но в этом году у нас заработал навигатор. Он не показывал ничего, кроме чистой карты и маршрута на ней. Как ни странно, этот маршрут совпадал с песчаными дорогами данной местности!
Планировали мы попасть в город Баянтэс, а попали в Тэс, что несколько западнее. Ехали долго. Вокруг проходили каменные хребты и бескрайние долины.
Когда начало смеркаться, навигатор завел нас на свалку. Да, обычную свалку. Мы сначала не могли понять, что это и откуда, проехав через нее, мы сразу из-за бугра попали в небольшой населенный пункт. Поплутав по нему, с некоторого раз выбрали направление для дальнейшего пути.
Хочу пояснить, в Монголии населенные пункты расположены так, что практически с каждой улицы выходит дорога куда-то вдаль. И если ты не знаешь точного направления, очень трудно потом сориентироваться. Поэтому, если нет необходимости заезжать в поселок, то лучше его объехать, так как выехать потом сложно.
Вот так и у нас получилось на этот раз. Выехав не с той улицы, мы блуданули и ушли в параллельном направлении. Навигатор заругался и потерялся. Мы решили не усугублять ситуацию, тем более что уже стемнело. Выбрали местечко у маленькой речушки и разбили лагерь. Быстро поужинав «супер едой» — «Доширак», разложили палатку и улеглись спать. Дочь легла с нами в палатке, а сын в машине. К слову сказать, за все путешествие это была единственная ночевка в палатке. В этом путешествии мы всегда ночевали в гостиницах.
Доча долго не могла уснуть в замкнутом пространстве, плакала, но вскоре усталость взяла свое, и все уснули. Но не все так просто. Посреди ночи мы с супругой проснулись от холода! Долго ёрзали, сон уже не шел. Ждали, когда же пробьются первые лучики солнца. С первыми лучами мы встали и начали быстро варить горячий чай, чтобы согреться.
19 августа. Очень быстро позавтракав, мы собрали вещи и собирались уезжать, как от близлежащей юрты (около километра) к реке спустилась машина по воду. Я решил не упускать шанс и пообщаться с местными, спросить дорогу. Я показал им карту на английском и атлас на монгольском (благо прикупил в Улан-Баторе в прошлом году). Они показали нам направление в горы! Я там точно дороги не видел. Потом они позвали нас следовать за их машиной. Мы поехали к юрте. Местные оказались очень гостеприимными. Они пригласили нас в юрту. Моя семья постеснялась, а я пошел. Мне предложили присесть, налили пиалу Сутэй цай, угостили боовами с домашним маслом. Дочке замесили домашний творожок с домашней сметанкой. Правда, она не стала это есть, а я попробовал. Очень вкусно. В юрте проживают старшее поколение дед и бабушка, молодая семья (лет сорока) с двумя детьми и брат мужа. Внутреннее убранство юрты очень интересное. Я как мог объяснил, что мы из Бурятии и направляемся в Улан-Батор. Из разговора я понял, что семья собирается куда-то ехать и попутно выведет нас на нужную нам дорогу. Так и было. Меня всегда удивляло то, как они ориентируются на местности. Наш путь лежал напрямик — через степь и каменные перевалы. Потом в один момент они остановились, показали нам куда ехать и помахали рукой. Вот так! А мы продолжили свой вояж по дикой и необжитой стране.
Вот и причина нашего ночного обморожения появилась. Этой ночью в горах выпал снег!
Следующей точкой нашего маршрута был город Морон, в котором мы уже были в 2014 году. Морон это первый город на пути к цивилизации. Далее есть асфальт!
До Морона нужно было проехать 330 км по степям, горам, болотам. Этот путь у нас занял более 9 часов! Я так сильно вымотался от бесконечного кручения рулем вправо-влево, от постоянного выбора пути (дороги то расходятся, то сходятся), от постоянного объезда острых камней, торчащих на поверхности дороги.
Дорога так нас вымотала, что мы даже не осилили ужин, заказанный в одном из ресторанов Морона. Прикупив продуктов на завтрак, мы сняли номер в гостинице «Bishrelt Hotel» за 48 000 тугриков и легли спать.
Из-за изменившегося курса тугрик/рубль, ездить в Монголию стало невыгодно. В самой Монголии цены не изменились, а вот курс поменялся в два раза. Если в 2014 году мы меняли деньги по курсу 52 тугрика за рубль, то в 2015 году курс уже составил 28-30 тугриков за рубль. Соответственно, стоимость топлива тоже очень высокая — порядка 71 рубля за литр.
В этом году наш путь лежал по асфальтированной дороге через города Булган, Эрдэнэт, Дархан в Улан-Батор.
Был один интересный момент с поиском места для обеда в городе Эрдэнэт. Мы обошли четыре ресторана, и только в одном нам предложили покушать. Не знаю, для какой цели монголы используют эти заведения, но явно не для приема пищи.
К 9 часам вечера мы прибыли в столицу Монголии — Улан-Батор. Остановились в той же гостинице, что и в 2014 году, возле монастыря Гандан. И это было нашей ошибкой. За год отель из приличного заведения превратился в бомжатник. Ремонт не производился, комнаты все разбитые, мебель поломана. Ночью было непонятное движение пьяных посетителей, которые каждые полчаса дергали дверь номера. Очень хотелось выйти и настучать по лбу этим дебоширам, но останавливал языковой барьер.
21 августа. Съезжать из отеля мы не стали. Решили, что день проведем в экскурсиях, а ночью, будем надеяться, будет спокойно.
Днем решили съездить на памятник Чингисхану в 54 километрах от Улан-Батора в районе Налайх.
На втором этаже здания комплекса находится ресторан, в котором мы попробовали местные стэйки.
На обратном пути мы заехали в городской парк аттракционов. На котором были и «Американские горки». Вот только сделаны они под рост местных жителей. У меня после этого аттракциона спину свело так, что еле потом разогнулся :).
Так прошел еще один день путешествий. Вечером в ресторане отеля мы планировали крайний день нашего пути. Так как с начала 2015 года была отменена виза для выезда в Монголию и въезда в Россию со стороны Монголии, Бурятию захлестнула волна туристов из Монголии. Мы это почувствовали в полной мере, когда с прилавков супермаркетов стали исчезать продукты. Поток был неиссякаемый. Предвидя заторы на границе, мы решили пересечь погранпереход в ночное время (Кяхта работает в круглосуточном режиме для легкового транспорта). Посчитали, что в это время не будет грузовых авто и меньше будет монголов, посещающих Россию.
22 августа. День прошел в пеших прогулках по городу. На центральной площади Улан-Батора мы попали на смену почетного караула у здания Правительства Монголии, возле памятника Чингисхану. Красивое зрелище. Четкая чеканка, ровный шаг и яркие костюмы солдат.
На площади был установлен ансамбль животных, юрт из живых цветов. Красивое зрелище.
Итак, нагулявшись по столице Монголии, мы очень плотно пообедали в одном из местных ресторанов, и в 15:35 выехали из города в сторону границы. Неторопливо, в 21:15, мы достигли погранперехода Алтанбулаг—Кяхта. Но наши надежды на быстрое прохождение границы и отсутствие транспорта не оправдались. Пробка была не маленькая. Стоять пришлось порядка 4 часов. Наглость монголов просто раздражала. Лезут без очереди, договариваются со своими погранцами и проскакивают отдельно… Одно обрадовало, на российской стороне не стали нас долго досматривать и быстро пропустили. Нам даже показалось, что они обрадовались появлению россиян среди бесконечного наплыва монгольских туристов. Хотя туристами их назвать трудно. Весь их маршрут — до ближайшего супермаркета, затариться до краев продуктами и обратно…
Около трех часов ночи мы добрались до дома. На этом очередной наш «кругосветный» вояж закончился.
Итого примерные затраты:
ИТОГО: 80 000 рублей.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.