|
Это путешествие было организовано благодаря нескольким причинам: открытая и непрокатанная в Италии итальянская виза, авиабилеты, подаренные жене на Новый год, необходимость перегрузить мозг от бытовых рутинных дел.
Срок путешествия получался довольно короткий: полных 5 дней + 2 кусочка от дней прилета и отлета, т.к. на родине оставались два ребенка, собака, кошка и жилой дом не шее тещи.
Маршрут предстоял насыщенный, хотя еще до отъезда было понятно, что как-то глубоко изучить север Италии мы не сможем.
Особой исторической нагрузки в тексте не будет, т.к. сайт в первую очередь автомобильный.
За несколько дней до вылета на сайте rentalcars.com (аналог Букинга на тему автопроката) забронировал авто «Fiat Panda или аналог», было, конечно желание покататься на Fiat 500 или чем-то другом аутентично итальянском, но они все были сильно дороже. За авто заплатил 3300 рублей (за интервал с 17:00 26.01.2018 по 12:30 01.02.2018).
Пару моментов по прокату авто для тех, кто не знает:
Итак, вылетали 26.01.2018 г. (пятница) из Внуково. Пожалуй, лучший московский аэропорт. Всегда все быстро, спокойно, без толкотни. Летели авиакомпанией Победа до аэропорта Бергамо (50 км от Милана). Пару слов про Победу, т.к. в интернете полно негатива про них. Летели этой авиакомпанией не первый раз, и нам всё нравится. Особенно нравятся новые самолеты и цены на авиабилеты. На мой взгляд, весь негатив людей связан с нежеланием (неумением) читать правила перевозок авиакомпании и непониманием, что если есть правила — то их надо выполнять. Если сказано, например, что ручная кладь — это сумка определенных размеров и не больше, значит, сумка должна быть именно таких размеров и не больше.
Прилетели по расписанию и потопали в офис прокатной конторы, и на стойке получили сюрприз от прокатной конторы. Вместо Fiat Panda дали Opel Corsa. Ни негатива, ни позитива от этого не было. Но все же желание по Италии ездить на итальянском авто было стерто. На стоянке нас ждал авто белого цвета с пробегом 10948 на бензине. Хочу отметить странную для меня вещь, что в сервисе, ориентированном на иностранцев, у девушки-администратора и у юноши, выдававшего авто, был отвратительный английский. И все наши вопросы приходилось разжевывать несколько раз.
Когда были готовы ехать, открываем гугл-карты и получаем «висящий» и ругающийся на отсутствие интернета навигатор. Готовясь к поездке, я проложил весь маршрут и скачал офлайн карту для этой местности. Но даже проложенный и заранее открытый маршрут, даже на офлайн карте отказывался работать. В течение всей поездки периодически его открывали и наблюдали невменяемую работу: он постоянно «зависал», отказывался применять допнастройки (например, проложить маршрут без платных дорог) и не находил введенные адреса. Короче, не навигация это, а кусок …. . Собственно, жизнь меня уже к таким приколам приучила, и помимо гугл-карт были установлены MAPS.ME (отличный офлайн навигатор), но с одним «но» — он не умеет исключать платные дороги, а для Италии это существенно. Не всегда есть смысл ехать по автострадам и платить за это.
Об оплате на автострадах. Все просто: при въезде берешь талончик, на выезде оплачиваешь. Главное — не потерять по пути талон и встать на выезде в нужный ряд (разделены по типу оплаты — telepass, наличка или карта, иногда наличку и карту объединяют). Единственное, на что надо обратить внимание, сейчас в Италии внедряют удаленную оплату автострад. На данный момент в стране есть три дороги, проезд по которым оплачивается через интернет. Это надо сделать или до поездки, или в течение определенного срока после. Все они расположены на севере в районе озера Комо.
Еще одна очень важная (!если не самая важная) для передвижения на авто по Италии вещь - это ZTL (т.е. Zona Traffico Limitato). В большинстве городов Италии (как крупных, так и периферийных) местные власти определяют зоны, в которые могут въезжать только местные жители, обычно это исторические центры города, но далеко не всегда. На въезде в эти зоны стоят камеры, и в случае въезда без специального разрешения (предварительной оплаты) рассылаются огромные штрафы. И если для машин с российскими номерами это не актуально — к нам штрафы по-прежнему не приходят, то для прокатных авто крайне актуально. Особенно это бывает забавно, когда вы бронируете отель в этой зоне, а вы про неё не в курсе, и хозяин не указывает. Для безопасности на телефон была установлена программка ZTL, которая интегрируется во все навигаторы и при приближении к этим зонам начинает истошно орать.
Рекомендую перед поездкой изучить вопрос парковок. В Италии с этим все очень печально, особенно в туристических центрах. Парковочные места бывают трех цветов: белая — бесплатные парковочные места (их почти нет), желтая — для местных жителей, синяя — платные. Иногда на бесплатной парковке нельзя стоять больше определенного количества часов, для учета в машине на стекле должны висеть «бумажные часики», на которых водитель выставляет время. Некоторые прокатные конторы укомплектовывают ими машины, некоторые нет — у нас лично не было.
В общем, вспоминая всех родственников разработчиков гугл-карт и ориентируясь по maps.me и указателям, двинули в сторону Милана по бесплатной SP525.
Уже в самом Милане построили маршрут до апартаментов. Прибыв на место, побывал в ситуации, в которой когда-то уже был в Будапеште — когда ты приезжаешь в апартаменты, где должна быть внутренняя парковка, но на улице просто настолько тесно, что даже некуда приткнуть машину, чтобы добежать до хозяина. Заезд во внутренний двор на парковку был экзаменом на водительское мастерство — проезд через две арки, внутри которых оставалось по паре см от зеркал, на следующий день видели, как через них выкорячивается местный X-Trail T32, и у него оставалось по паре см уже от сложенных зеркал.
Все жилье традиционно бронировали на Букинге.
Про апартаменты надо сказать пару слов, много где были, много как жили, но такое в первый раз. В общем, это комната на первом этаже, с входной (стеклянной) дверью прямо с улицы, в которой, если разложить диван, с него можно будет включить плиту, открыть дверь в душ или в туалет. И если, например, в Амстердаме, на каналах, другого размера жилья и не ожидаешь — то тут это точно был шок. Причем по фоткам на Букинге и отзывам это было совершенно непонятно.
Передохнув, отправились пешком в «старый город» смотреть вечерне-ночной Милан. Исторического в Милане маловато (относительно других городов Италии), туда приезжают за шмотками, да потусить. Хотелось бы посмотреть на Тайную Вечерю, но начали выяснять про билеты только за неделю до поездки. Если вы хотите увидеть это бесценное творение, то записываться нужно хотя бы за месяц (в невысокий сезон), или за три (летом). Мы, как люди семейные и за модой не следящие, больше гуляли.
Погода в итальянском январе была похожа на наш теплый апрель и прошедший июнь.
Слегка изучив город, поужинав ассорти из нарезок и вином, отправились спать.
27.01.2018 г.
Этот день полностью посвятили Милану. Оценив, что вчерашний пеший поход в центр был не самым разумным решением, двинулись к метро.
Обычное январское утро в Милане. На заднем плане полная клумба цветущих роз…
В метро все по обычно-европейскому (по крайней мере, в нашем представлении). Никаких турникетов и персонала. Единственное — стоимость поездки зависит от того, на какую из линий ты едешь. Опоздав на экскурсию, отправились самостоятельно изучать город.
Основное место исторического центра — это Соборная площадь (Piazza del Duomo). Свой собор миланцы рекламируют как один из самых больших в Европе, правда, слышали мы такое про соборы в большинстве крупных городов Европы.
Есть разные варианты билетов. Мы купили полный с подъемом на крышу, потому что жена страшно любит залезть куда-нибудь повыше, чтоб видно было весь город. В билет входил еще сам собор, осмотр археологической части и музей.
Роспись стен лестницы на крышу (наша эра).
Совсем нетолерантная куча запретов.
Огромный орган (ударение на а) внутри, съемка внутри, кстати, благословлена.
Тут же на площади Галерея Виктора Эммануила II с кучей магазинов всех VIP брендов.
Вид на площадь со стороны собора:
Замок Сфорца.
Обед. Prosciutto di Parma и остальные итальянские прелести.
Ожидая зеленый сигнал светофора, перевел взгляд на столб с рекламой. И вроде бы ничего, обычный бумажный спам, но через несколько секунд мозг ожил — я же в Италии, а реклама на русском.
Ближе к вечеру прокатились на экскурсионном автобусе city sightseeing, который был признан самой бестолковой тратой денег за всю поездку. Если едете на экскурсию city sightseeing, помните, что чек с предыдущей поездки дает 10% на последующую, а в Венеции city sightseeing — это «речные трамвайчики», так что чек выкидывать не стоит, даже если едете туда. В Милане все 3 автобусных маршрута можно «катать» по одному билету, поэтому начинать city sightseeing нужно с самого утра, чтобы потратить билет с умом.
После него уже отправились домой, по пути посетив супермаркет Carefour и закупившись на ужин и завтрашний день сырами и нарезками.
28.01.2018 г.
Позавтракав и проделав манипуляции по выезду из двора, выдвинулись на север от Милана в город Комо, который стоит на берегу одноименного озера.
Ехали по бесплатным SP44 и SP35. Туман сменялся солнышком через каждые 10 км дороги.
В самом Комо поставили авто в паркхаус и пошли гулять по городку. Очень милый курортный городок, но что там творится в сезон, даже страшно представить. Было желание покататься на фуникулере, но был очень сильный туман и это были бы выкинутые деньги.
В городе культ Алессандро Вольта. Есть парк, монумент, дом, музей.
Монумент «Life Electric» в его честь.
Нагулявшись, забрали авто и поехали вдоль правого берега посмотреть местную природу.
Дорожка узкая, особенно в населенных пунктах — стены домов стоят прямо по краю проезжей части. И в одной деревне из закрытого поворота вылетает мне на встречу Hummer H2, разъехавшись с ним, обратил внимание на номера — российские, ААА 97 регион (Москва). Больше машин с российскими номерами не видели, подобных машин, кстати, тоже. Нашли хорошую парковку на подъеме в горы с видом на озеро. Там и остановились пообедать. Вид был отличный и заставил забыть о неслучившемся фуникулере.
Дальнейший наш путь лежал в Геную.
В Милан вернулись по той же бесплатной дороге и слегка поплутав, через Милан выехали на автостраду. Лично для себя сделал такой вывод — в путешествии по Италии лучше ездить по бесплатным дорогам, автострадами стоит пользоваться, если уже стемнело (туман), или же бесплатная альтернатива очень петляет, например, в горах.
В Генуе бронировали также апартаменты. Заранее списывались с хозяйкой о парковочном месте для авто. Она уверяла, что найти место на общественной парковке это не проблема. Ну да, ну да. Пара кругов по кварталу и в итоге от безнадежности машина была припаркована с на метр торчащей в проезд мордой, была бы машина хоть на полметра длиннее — искали место бы дальше.
Апартаменты у нас были максимально аутентично-итальянские (с вентилятором, лепниной, мраморным полом и створками на окнах).
Геную рассматривали как перевалочный пункт перед Пизой и Флоренцией. Поэтому прогулка была исключительно вечерне-ночной. Город произвел смешанное впечатление: с одной стороны очень красивая архитектура средневековья и нового времени, отлично организованное пешеходное общественное пространство набережной и старого порта, а с другой — вся эта архитектура находится в удручающем состоянии, через всю набережную пущена уродская автомобильная эстакада (видна но фото сверху), которая закрывает вид на изумительные дома первой линии от моря и, конечно, контингент — такого количества маргинальных личностей мы не видели нигде.
Вообще, Генуя — это город Христофора Колумба, город завоевателей море и первооткрывателей, и в этом городе есть что посмотреть, стоит задержаться на подольше.
Памятник Колумбу:
Гуляя по набережной, обнаружили в сухом доке вот такое суденышко — долго обсуждали, сколько же оно может стоить.
29.01.2018 г. (понедельник)
Этот день у нас был максимально насыщенным — предстояло добраться до Флоренции с заездом в национальный парк Чинкве-терре (5 terre) и Пизу. Но перед выездом из Генуи решили забраться на машине на одну из самых высоких точек города. Вообще, в Генуе есть три фуникулера, которые включены в систему общественного транспорта (поэтому стоят недорого) и, имея больше времени, лучше воспользоваться ими.
А это дорожка, ведущая еще выше, фото не передает крутость её уклона — у нас на глазах бегун оступился и половину этой дорожки проехал на заднице.
В национальный парк 5 terre ехали по автостраде в сторону города Специя, но сильно заранее с неё съехали, чтобы посмотреть обычную провинциальную жизнь и природу.
Разноцветные домики на горах нам очень напомнили Грузию.
Национальный парк Чинкве-терре — это место, которое мне понравилось больше всего из нашего путешествия. Если кратко: по национальному природному парку идет дорога между побережьем и горами. По дороге можно попасть в пять крошечных, но очень колоритных приморских поселков. Попасть в них можно по-разному: туда ходят и поезда, и автобусы, и корабли из ближайших крупных городов. В центр самих городков на машине не заехать, её надо оставлять или при въезде в каждый город, или вдоль основной дороги. Также между городками проложены пешие маршруты. К сожалению, время наше было очень ограничено, и мы успели посмотреть только город Манарола. По причине несезона машину нам удалось припарковать прямо у въезда в город, да еще и бесплатно.
Очень рассмешил этот кот — в отсутствии толпы туристов он вылизывал свои бубенцы, сидя прямо на чьих-то будущих магнитиках.
Вид с основной дороги:
На посещение этого парка однозначно рекомендую выделить даже несколько дней и пройтись по пешим тропам между городками.
Из Манаролы в Пизу проезжали город Специя.
Вид на город Специя:
Наблюдая за окном такой ландшафт, жители Московской области с трудом верят, что сегодня 29 января.
Еще дома изучал, где оставлять авто в Пизе для пешего осмотра старого города. И нашел отличную бесплатную парковку вдоль улицы via Ugo Rindi (однозначно рекомендую — места навалом, бесплатно, до башни 5-10 минут пешком). Пробежались по стандартным достопримечательностям.
Была возможность забраться на башню. Момент решили не упускать, т.к. 8 лет назад, когда супруга была в Пизе, башня была закрыта. Особенно в Пизе делать нечего и для её полного изучения хватит и пары часов.
«Оригинальная» фотография количества людей, фотографирующихся поддерживающими башню… как такси ловят на вокзале, ей богу.
Маршрут из Пизы во Флоренцию:
По пути во Флоренцию заехали первый раз на АЗС. Тут оставлю информацию для небывавших в Италии людей. В Италии два типа заправок Self (все делаешь сам — оплачиваешь в терминале, сам заправляешь) и Serv (или Servizio — за тебя все делает заправщик). Разница в цене на топливо между ними довольно существенная. Причем на одной АЗС может быть как оба этих варианта, так и один из них. Еще надо отметить достаточно существенную разницу в стоимости топлива на АЗС на автострадах и на обычных дорогах (например, на автострадах бензин стоил примерно 1,74 евро/литр, а на обычных дорогах примерно 1,5 евро/литр). Пару слов о топливе — на всех АЗС мне встречалось два вида дизеля (Diesel и SuperDiesel), нечто с названием Super Senza, которое мы окрестили «сенцом» (как потом оказалось, что это тоже бензин — но я им заправляться не рискнул), и просто benzina (чем я и заправлялся).
Во Флоренцию приехали вечером. Не без труда найдя парковочное место, заселились в апартаменты. Пока искали парковочное место, стал свидетелем, как настоящие итальянки паркуются: стою с аварийкой, жду, пока супруга вернется с ресепшена, улица тихая, движения нет, на противоположной стороне пространство между машинами метра три, я туда даже пытаться влезть не стал, понимая безрезультативность этого. Тут подлетает дама на Ford Fiesta (тоже небольшой автомобильчик), сперва конкретно так поддав задний автомобиль и затем чуть более деликатно передний, она втискивается в это пространство. Причем все это происходит на глазах, как оказалось, хозяев заднего автомобиля. Затем дама надевает олимпийку и, как ни в чем не бывало, отправляется на пробежку. Вообще, во всех городах Италии мы отмечали покоцанные бампера автомобилей, причем от статуса, цены и размера автомобиля состояние бамперов никак не различается. Это я все к размышлениям о страховке на прокатную машину из начала рассказа — ведь не будешь же ты, сдавая авто с повреждениями бампера, рассказывать сотрудникам конторы, что, мол, у Вас в стране все так паркуются. Ты просто оплатишь все повреждения, оставленные вот такими дамами, из своего кармана.
Вернемся к Флоренции. Благодаря хозяину апартаментов определились, что мы реально можем посмотреть за вечер и следующий день.
Коридор апартаментов. Надо отметить дизайн интерьера — очень оригинально и чисто.
Но сперва отправились ужинать. Насоветовали нам местечко «Del Fagioli». Посмотрев, что отзывы на Трипэдвайзере и Гугле вполне хорошие, отправились туда. Если коротко — разочарование и никому не рекомендую. Причем вероятно, что они хорошо работают с отелями и апартаментами, так что народу там полно. А вот еда и размер порций не очень — меню на английском нет, официант объясняет через пень-колоду. В итоге я умудрился заказать мясное рагу с картофелем. Причем уровень его был абсолютно как в моем детском саду, где нас им кормили раз в неделю. Знал бы я тогда, что это ресторанное блюдо — относился б с большим уважением.
Панорамный вид на ночную Флоренцию со смотровой площади Микеланджело.
По пути в апартаменты зашли в коктейль-бар попробовать классический итальянский коктейль Negroni — крепковат, но вкус хорош.
Флоренция, лично меня, удивила тем, что там в такси очень активно используют Nissan Leaf. Т.к. на данный момент это моя активная мечта (живем в частном доме и для передвижений по ближайшим делам не хочется жечь бензин) и данный авто очень интересен, супруга настояла на «доставке» нас в апартаменты на такси. Всю дорогу мы мучили таксиста расспросами про автомобиль, но его английский был настолько плох, что ничего, кроме того что ему он очень нравится, мы выяснить не смогли.
30.01.2018 г.
Утро и день посвятили изучению Флоренции.
Современный базар в галерее нового времени.
Итальянские стражи порядка в чудных (ударение ставить по желанию) головных уборах. Надо отметить, что они перекрывали улицу, на которой находилась школа, чтобы родители могли спокойно забрать детей после занятий.
Активный спорт и архитектура города.
К вечеру нагулявшись, вернулись к машине и выдвинулись в пригород Венеции — Местре.
На Флоренцию стоит закладывать минимум два полных дня, т.к. концентрация музеев в городе феноменальная. Да и чтобы нагуляться не спеша по Флоренции, нужно много времени — размер исторического центра велик и архитектура поражает богатством долгих лет правления Медичей.
До Местре добирались по автостраде, которая ничем не запомнилась, кроме как чередой тоннелей на подъезде к Болонье общей протяженностью ±25 км.
Для посещения Венеции специально подбирали отель в пригороде, чтобы можно было там оставить машину и в саму Венецию добраться автобусом или поездом. Это выходило дешевле, т.к. цены в паркхаусах в Венеции очень высокие. Выбранным отелем остались очень довольны — огромная парковка, 5 минут пешком до станции Местре, от которой всего одна остановка до Венеции, отличные завтраки и доброжелательная хозяйка. В общем, если кому нужно, рекомендую.
31.01.2018 г.
После завтрака отправились в Венецию. Билет на поезд стоит 1,5 евро, ехать минут 10.
Фото интерьера электрички. Ровно во сколько раз билет был дороже РЖДшного, настолько лучше и вагон.
Мы по Венеции ходили пешком. На гондолах не катались — ценник адовый — 80 евро с человека за 30 минут. Может, в разных местах он разный, но, единожды увидев этот ценник, решили не искать что-то другое.
Около моста есть торговый центр, рекомендую туда зайти, потому что в нем можно бесплатно подняться на крышу с панорамным видом на Венецию.
Внутри Дворца Дожей есть музей. В билет еще включен музей Correr на противоположном конце площади.
Интерьеры Дворца Дожей. Сусального золота на отделку явно экономили.
«Пулемет» из 16-го века Венецианской конструкции.
Больше всего удививший меня экспонат из музея Correr. Когда Ваша пассия будет жаловаться на то, что у неё очень высокие каблуки — показывайте ей это фото (на самом деле такой формат обуви вызван исключительно глубиной грязи на улицах того времени).
Несколько фотографий города:
Очень многих всегда интересует два вопроса: куда сливаются отходы жизнедеятельности и куда девают мертвецов. Если ответ на второй вопрос воочию мы не увидели, то ответ на первый вопрос ощутили в полной мере. Во время нашего нахождения в Венеции уровень воды в каналах опустился до какого-то рекордно минимального уровня и во многих каналах виднелись иловые отложения. Это вот тот самый ил, как у нас у всех в септиках. Над маленькими каналами, где нет постоянного движения воды, вонь стоит непроглядная.
Местный житель пытается растолкать свой катер из этого г…ила.
Кстати, если нет желания тратиться на гондолу, то можно покататься на речных трамвайчиках. Это система общественного транспорта, поэтому цена вменяемая. Ходят по определенному маршруту с остановками.
В районе 17:30 мы отбыли из Венеции обратно в Местре. Реально, чтобы полностью и уверенно изучить город, нужно 1-2 дня и не больше.
Вечером на авто доехали до местного Ашана. Там закупились продуктовыми подарками для родни и себя в виде вина, сыра и мясных нарезок.
01.02.2018 г.
День отлета. По пути в Аэропорт еще планировали заехать в Верону.
В Вероне припарковали авто на одной из самых центральных парковок — напротив Арены. Оплатили один час и по таймеру побежали смотреть город. Проливной дождь только способствовал ускоренному осмотру. Благодаря бежевой плитке, которой замощен весь центр, Верона оставила впечатление самого чистого и светлого города.
Тот самый балкон Джульетты. «Священным» объектом не является — при нас на него вышел немецкий гид и начал декламировать Шекспира.
На парковку прибежали минута в минуту и выдвинулись в аэропорт. Кстати, на парковке было ограничение на срок стоянки — не более двух часов. Обращайте на это внимание — за это штрафуют, даже если Вы честно оплатили стоянку на большее время. По пути в аэропорт заправили машину до полного. Приехать четко в срок не получилось — опоздали на 20 минут, но сильно не переживали, т.к. допускается опоздание не более 29 минут (это индивидуальное правило нашей прокатной конторы, у других возможно другое). Процесс сдачи авто занял 10 минут, сотрудник осмотрел, подписали акт и разошлись. Немного переживал о чистоте авто — машину назвать грязной по российским меркам было нельзя, но и идеально чистой она не была. Ни слова не сказали, штрафов после за это не было. В договоре, правда, про чистоту снаружи и внутри ни слова нет (про салон написано только про повреждения). В целом претензий к прокатной конторе не было — называется Joyrent (чисто итальянская и бюджетная).
В аэропорту ничего особенного, разве что контингент рейса , из самых запоминающихся: мужчина в возрасте, одетый в шубу ниже колена и брюки пижамного покроя и пижамной расцветки (если это не был бы самолет, то в городе принял бы его за бомжа…ох уж эта современная «мода»); пять кавказских женщин в норковых шубах (замечу, что температуры ниже +7 там не было) и с кучей пакетов из Versace и D&G, ничего не понимающих по-английски; «афроамериканец», который, выйдя в Москве в -11, решил не одеваться и от самолета до терминала отправился в футболке.
Заключение
Когда покупал авиабилеты, переживал за погоду, т.к. именно этот период считается в Италии туристическим «несезоном». Нам с погодой повезло, как уже писал, температура ниже +7 не опускалась, максимальная была +15 в Пизе. Нам при такой температуре значительно приятнее гулять чем, например, при +25. Дожди шли пару раз и совершенно не напряжные.
Расстроило малое количество дней путешествия — даже попсовые достопримечательности посмотрели бегом, искать чего-то редкое и запоминающееся времени не было. Но даже сейчас туристов был немало, что там творится в сезон, даже представить не могу. Кстати, в сезон в большинство крупных музеев попасть «вот прямо сейчас» не удастся, билеты продаются на определенное время, и не факт, что они будут.
Довольны ли тем, что взяли машину напрокат? Скорее да, чем нет — машина в любом случае дала нам большую свободу, чем автобусы, да и не тратили время на поиск автобусных станций и перемещение от них и к ним. Проехали 1100 км. Обошлась машина в сумме за аренду, страховку, бензин и парковки в ±18000 рублей.
Объектами размещения остались довольны, и в общей сложности могу их рекомендовать. Исключением является Милан — апартаменты были самыми дорогими, самыми убогими, да еще и с издевательским завтраком (но, вероятно, это проблема именно цен и количества предложений города, т.к. под наши требования особого выбора не было). Из требований при выборе апартаментов первоочередными были: адекватная (желательно, пешая) доступность достопримечательностей, завтрак и наличие бесплатной парковки, хотя бы общественной.
По ценам за проживание:
При бронировании обращайте внимание на наличие городского налога — он еще увеличит стоимость размещения. И рекомендую не соглашаться на платные парковки — средняя их цена составит от 15 евро за сутки (это еще порядка 1000 рублей в день к цене жилья).
Италия оставила впечатление дорогой страны. Из множества посещенных нами стран Европы самой дорогой, наравне с Голландией, даже если брать не только текущие цены на топливо и обеды в ресторанах (в любом заведении приличнее фаст-фуда средний счет на двоих 50 евро за далеко не плотный прием пищи), но и цены в супермаркетах.
В конце надо написать какой-то вывод от поездки. Особо нравоучительных выводов и желания брать с Италии (и итальянцев) в чем-то пример у меня не появилось. Все посещенные нами города показывают невероятное богатство этих регионов в эпоху Возрождения и среднее отношение к достопримечательностям сейчас. В отличие, например, от Германии, Бельгии, Голландии, где заедешь в какой-нибудь периферийный городок — и там все будет вычищено, а исторические здания отреставрированы. Сами итальянцы очень шумные и эмоциональные, пожалуй, даже сильнее грузин. Для кого-то это неважно, лично меня такой менталитет напрягает. Дорожного этикета нет никакого (про поворотники там не слышали вообще), даже в Москве значительно приятнее ездить. Но вот сыр и мясные деликатесы — это то, в чем итальянцы не имеют конкурентов.
Нравится приятный итальянский климат. Зимой у них много зеленых и даже цветущих растений. Интересным показалось то, что много исторических зданий, в которых и сегодня живут и работают люди.
На этом откланиваюсь. Желаю всем путешествий для расширения своего кругозора, открытых границ и финансовых возможностей.