|
Хотя путешествовали мы еще весной, руки дошли до окончательной редакции только сейчас. Мы постарались сделать отчет не утомительным для чтения, а интересным, легким и немного познавательным, поэтому в нем мало текста и много фотографий. Общий маршрут: Иркутск, Санкт-Петербург, Амстердам, Брюгге, Кале, Амьен, Париж, Оранж, Ницца, Канны, Монте-Карло, Сан-Ремо, Верона, Венеция, Мюнхен, Дюссельдорф, Амстердам, Москва, Иркутск.
Маршрут автомобильный общей протяженностью 4300 км. Путешествие планировалось не менее, чем за полгода, вместе с тем не все было забронировано, были по ходу внесены изменения в первоначальные планы, в том числе благодаря общению с друзьями и их советам. Концепция путешествия: налегке, «бэкпэкерами».
Упаковав 2 рюкзака, мы, вновь почувствовав себя студентами, оправились в наше одно из самых ярких путешествий. Путешествие началось с посещения Санкт-Петербурга. Питер невероятно красивый, величественный, покоряет с первого взгляда. Впоследствии, сравнивая некоторые схожие места в других городах Европы (скажем, Эрмитаж и Лувр), нам показалось, что Питер превосходит их по роскоши, убранству, чистоте и многим другим моментам.
Вообще, как оказалось, это путешествие можно было бы назвать путешествием по самым знаменитым городам на каналах. Питер, Венеция, Амстердам, Брюгге, пожалуй, всем известны своими каналами, мостами. Питер называют северной Венецией. На наш взгляд, кроме этой схожести, нет более разных городов по своей атмосфере, облику. И все они, безусловно, заслуживают самых восхищенных эпитетов.
Итак, по порядку. Питер был благосклонен своей погодой, удалось прокатиться в солнечную погоду по каналам. Роскошь Исаакиевского собора и Храма Спа́са-на-Крови́ не нуждаются в представлении. И даже не надеялись на это — в конце апреля удалось увидеть знаменитое разведение мостов и фонтаны Петергофа. Возможно, посещение уютного Мариинского театра в первый вечер было лишним, так как разница во времени все-таки сказывается. Тем не менее, не каждый день сибиряки бывают в Питере, программа максимум была выполнена, и даже выпито пиво под песни Виктора Цоя в знаменитом баре «Камчатка» (бывшей котельной, где работал Цой). Питер навсегда покоряет своих гостей, невероятный город.
После трех ночей в Питере путь держим в Амстердам, эстонскими авиалиниями, через Таллин. Неприятная задержка рейса на 2 часа не омрачила наше путешествие. Слава Богу, на обратном пути обошлось без значительных задержек, мы переживали, так как между рейсами из Амстердама в Москву и из Москвы в Иркутск было 2 часа. В целом, представление о темпераменте эстонцев их авиакомпания не спешит развенчать.
Рояль на железнодорожном вокзале Амстердама.
В Амстердаме остановились не в отеле, а в квартире одного местного жителя — Брэма, забронированной через ресурс airbnb. Личный опыт использования данного ресурса был впервые. Он был положительным. Четыре места проживания были забронированы через этот ресурс (Амстердам, Париж, Ницца, трейлер в 30 км от Брюгге), ни разу каких-либо накладок не возникало. Единственный нюанс, время ответа на запрос (если хозяином не используется услуга мгновенного бронирования) может быть значительным, поэтому в дальнейшем, бронируя следующие места остановок, мы пользовались в большей части booking.
Хочется отметить, что опыт проживания в квартирах нам очень нравится. Это возможность почувствовать себя на время не просто туристом, а гостем города, который вечерами возвращается не в казенный отель, а к себе домой. Это возможность общения с жителем города, любопытно наблюдать их быт, а также это возможность экономить, так как можно приготовить, постирать и т.п. Кроме того, благодаря данному ресурсу можно найти адекватное жилье в центре города значительно ниже стоимостью проживания, чем в отеле.
Амстердам — прекрасный город, чистый, уютный, не похожий ни на один другой город. Виды Амстердама узнаешь из тысячи. По степени свободы, которая удивительным образом, не растлевает, а дисциплинирует, Амстердам поражает. То и дело слышен запах марихуаны, при этом не встречается агрессии, хамства или иного негативного проявления. Каждый делает то, что хочет. Играет ли на одной из главных площадей Рембранта в футбол, курит ли там же траву или пьет вино с сыром. Никто никому не мешает, все ловят лучи весеннего солнышка и пребывают в прекрасном настроении. В сравнении с Парижем Амстердам также отличается отсутствием навязчивых продавцов сувенирами, отличной транспортной сетью наземных трамваев, в общем, Амстердам, наверное, самая уютная столица в мире. Что может быть лучше, чем прогуляться по Синглу, найти самый узкий дом, прокатиться по каналам, устроить пикник в парке Вондела, любоваться цветами и жителями, ловко рассекающими на своих велосипедах, прогуляться в квартале красных фонарей, зайти в музей эротики и, конечно, запечатлеться на фоне Iamsterdam, потому что эта фраза отражает твое отношение к городу. Пасы на общественный транспорт выгоднее брать на несколько дней, по городу удобно и приятно передвигаться на трамвае, для экономных путешественников рекомендуем магазины To go (хорошие готовые салаты в районе 3-6 евро, а также всевозможные заготовки, соки, и т.п. по приемлемым ценам и отличного качества). Лапшарня практически напротив Монетной башни также рекомендуется.
На третий день мы отправились забирать заранее забронированную машину в офис Sixt. Выдали нам Опель Мокка совершенно новый, что нас немало удивило. Водительские права международные, оформленные к поездке, ни разу не пригодились, зато было необходимо предъявить именно ту карту, с которой осуществлялась оплата за аренду машины. Залог за сохранность составил 10 000 руб. Сюрпризом стало бесплатное наличие навигатора в машине, который выручил, и заранее скаченные карты и бумажные карты дорог не понадобились. Около 13:00 мы выдвинулись в сторону Брюгге. По пути заехали в Гаагу, посмотрели порт и Северное море, прошлись по главной площади и съели знаменитый бутерброд с селедкой. Автобаны в Голландии бесплатные и, на наш взгляд, лучшие из тех, по которым мы ездили. Трафик довольно плотный.
К месту ночевки в наш трейлер, в поле, в 30 км от Брюгге мы добрались ближе к вечеру, засвидетельствовав почтение хозяйке, отправились на осмотр вечернего Брюгге. Он действительно хорош как в «долбаной сказке» (фраза из фильма «Залечь на дно в Брюгге»), привлекая со вкусом оформленными витринами магазинов, благодатной тишиной и своей особенной средневековой средневековостью. «Залечь на дно в Брюгге» мы еще раз просмотрели в путешествии с особым удовольствием и вниманием к кадрам о пройденных местах. На следующий день, в светлое время суток, дождливый Брюгге был не менее прекрасен. Традиционная прогулка по каналам, неспешное любование лебедями за кружкой пива Leffe, и естественно, подъем на Белфорт насытили этот день. Отдельно хочется отметить, что возможно не самое рациональное размещение, помимо своей цены порадовало экзотичностью, так как до этого не приходилось ночевать в трейлере, а также непередаваемым запахом бельгийской деревни.
Проведя неспешный незабываемый день в Брюгге, около 16 часов мы отправились во Францию, проложив дорогу вдоль пролива Ла Манш.
Автобаны Франции неприятно удивили своей дороговизной, разве что оправдывая свою цену самыми комфортными стоянками, какие нам встречались. Часть дороги была целенаправленно выбрана не по автобанам, чтобы насладиться местными пейзажами. Живописная дорога от Кале, вдоль побережья, порадовала милыми французскими деревушками, суровым видом на Северное море.
К 23:00 мы добрались до Амьена и решили заночевать там, так как следующая ночевка была забронирована в Париже только на следующую ночь. В Амьене были проездом, мало что можем про него рассказать, запомнился нам красивым собором, естественно, с распространенным во Франции названием Нотр-Дам, кажется, 12-го века постройки.
Утром отправились в Париж, по мере приближения к нему движение стало очень плотным, а в городе передвигаться практически невозможно, к тому же машин без следов побоев почти не встретишь. Решили пользоваться общественным транспортом для перемещений по городу и поставить автомобиль на парковку. Встретившись с хозяином квартиры, нашли парковку за 45 евро за трое суток, наконец, можно было расслабиться. Милая и, как нам кажется, в типично французском стиле квартира, без телевизора, с коллекцией джазовых пластинок, с французским окном, с ведущей в нее типично французской винтовой лестницей, что может быть лучше. Вечером прогулялись на Эйфелеву башню (каков был Париж без нее, представить невозможно), на следующий день осмотрели Собор Парижской Богоматери, Елисейские поля, Триумфальную арку, Монмартр, на третий день посетили Лувр, и в завершении вновь любовались Эйфелевой башней. Совет, вычитанный в книге Жанны Агалаковой «Все, что я знаю о Париже» о малоизвестном входе в музей Лувр через львиные ворота (напротив сада Тюильри в крайнем левом крыле музея, если смотреть на сад), очень пригодился. Тогда как в основной вход стояла километровая очередь, во вход чрез Львиные ворота не было никого.
Что можно сказать про Париж. Мы из тех, кто собирается жить долго, увидев его. Отдельные его части очень даже хороши: Эйфелева башня, остров Сите, мосты и т.п., но общую картину портят грязь, зашкаливающее количество торговцев сувенирами, проблемное передвижение на машине, в общем, наверное, это любовь, с постоянной долей критики.
Далее, мы выдвинулись в Прованс. Заночевали в Оранже. Милый городок, где по приятной цене удалось попробовать истинно французскую кухню с изысканой подачей и сменой специалитетов. Ресторан Les Saveurs du Marche. Рекомендуем. Днем осмотрели главную достопримечательность города. Вполне закономерно ею оказался один из самых хорошо сохранившихся древнеримских театров, возведенный по приказанию римского императора Октавиана Августа в 1 веке до н.э.
В наш следующий пункт назначения Ниццу решено было проехать пускай на три часа дольше, но зато вдоль реки Вердон, протекающей в национальном парке Меркантур, вблизи Альп и еще раз почувствовать Прованс. Об этом решении мы не пожалели, пришлось пожертвовать временем на море, однако проехать по живописной дороге, местами довольно страшной, отдельное удовольствие.
В Ниццу прибыли в 16 часов, получили ключи от квартиры с видом на море и отправились к нему пешком.
Так как был праздничный день 8 мая, магазины многие не работали. Благодаря ресурсу TripAdvisor поужинали в отличном местечке Chez Papa Fred. Приятная молодая пара, хозяева ресторана, все свое внимание уделяют кухне, которая действительно свежая, очень вкусная, сытная, порции большие для французской кухни. Повару большой респект, Олесе, приятной девушке хозяйке, которая оказалась русской, также отдельное спасибо.
На следующий день, после утреннего просмотра парада в честь Дня Победы в Москве, были осмотрены Канны, неспешно готовящиеся к кинофестивалю, открытие которого было запланировано всего через несколько дней. Пришвартованные яхты одна круче другой и знаменитые голубые стулья украшают город.
Искупавшись в море, двинули в Монако опять-таки вдоль моря, по живописной дороге.
Вид на Ниццу со смотровой площадки.
Удачно, совершенно бесплатно, припарковавшись возле самого знаменитого в мире казино, пошли осматривать окрестности. В Монте-Карло в этот день проходил очередной этап гонки формула Е. Несмотря на отсутствие рева моторов атмосфера очень впечатляет, можно только представить какой драйв можно получить во время этапа F1, который проводился здесь неделей позже. Гул перекрикивающих друга друга звуков клаксонов кораблей в финале стало приятным завершением гонки.
Прогулялись до знаменитой шпильки, полюбовались дорогими машинами и решили ехать домой в полюбившуюся Ниццу.
Изначально на море планировалось провести больше дней, однако, побеседовав еще дома с друзьями о возможных вариантах возвращения с юга Франции в Амстердам, была предложена идея доехать до Венеции, благо в Европе все относительно близко. Мы загорелись этой мыслью и таким образом перекроили обратный маршрут, планировавшийся изначально через Швейцарию.
С морем нам, сибирякам, расставаться тяжело, но делать нечего. Вода в мае хорошая, приятная. Вечером, прогулявшись в старом центре Ниццы, на следующий день выдвинулись в сторону Вероны, через аутлет сети McArthurGlen, расположенный недалеко от Генуи. Данная сеть аутлетов была рекомендована друзьями, разделяем их мнение, что шопинг в них приятный и вполне доступный.
Относительно Ниццы хотелось бы также отметить, что это очень удобное место базирования для осмотра близлежащих достопримечательностей. Возможно, отели в ней дороже, чем на соседнем итальянском берегу, вместе с тем апартаменты можно найти по приятным ценам. Ее серединное местоположение позволяет без особого труда осмотреть как небольшие городки Прованса, так и прибрежные Канны, Монако, сама Ницца интересна в качестве курортного и исторического города. Из- за выбранного нами формата путешествия у нас было недостаточно времени для более близкого знакомства с Ниццей. Надеемся, в будущем представится возможность исправить этот пробел и уже всей семьей. Безусловно, это удачное место для интересного и разнообразного отдыха.
Напоследок мы еще раз насладились морем в Сан-Ремо, дорога к этому городку из Ниццы также живописна, как и весь берег Средиземного моря. Искупавшись в Сан-Ремо (море грязнее, чем во Франции), отправились в Верону. Автобан в эту сторону пролегает вдоль моря, по пути предоставлена возможность любоваться итальянскими городками, дорога приятная, трафик умеренный.
В Верону мы прибыли поздно около 20 часов. Поселились на окраине в апартаментах, в пяти минутах езды от исторического центра. По TripAdvisor нашли пиццерию Trattoria Italia da Bruno, решили идти пешком. Отличная пиццерия, не в историческом центре, там обедают и ужинают местные жители. На английском языке немного говорит только хозяин Давид. Очень доброжелательный и веселый, нам с удовольствием позволили снять на видео процесс приготовления пиццы в печи. Отличный ресторан! Рекомендуем! На следующий день мы там же пообедали из меню комплексного обеда.
Наутро поехали в Венецию, оставили машину на парковке и сначала пешком, а потом на трамвайчике обследовали каналы, архитектуру, насладились колоритом этого небольшого и неповторимого города. Возможно, его излишняя туристичность, если так можно выразиться (количество туристов на 1 кв.м.), обилие сувениров, предлагаемых на улице, немного омрачают впечатление от города. Бытует мнение, что наслаждаться Венецией наедине с нею возможно только зимой, к сожалению. Вместе с тем, виды Венеции в солнечный день могут посоревноваться разве что с Амстердамом. Неповторимый колорит этого города безусловно очаровывает.
По дороге обратно в очередной раз заглянули в аутлет, классный шопинг затянул, из-за чего вернулись в Верону довольно поздно, прогулялись по вечернему историческому центру.
На следующий день посетили одну из главных достопримечательностей города — дом Джульетты. Столпотворение невероятное, все норовят сфотографироваться, обнимая грудь Джульетты.
Осмотреть Верону подробно времени было недостаточно, несмотря на то, что исторический центр небольшой. В целом, город производит приятное впечатление. Хотелось бы вернуться и узнать его ближе. Выдвинулись в Мюнхен.
Вечером заселились в недорогой отель в пригороде Мюнхена, на поезде добрались до центра, выпили баварского пива и поехали в отель. Непонятным остался способ оплаты проезда в автобусе, автомат категорически не выдавал билет, с работой метро также не сразу разобрались. Мюнхен, по сути, посетили проездом. Считаем, что город достоин отдельного подробного изучения, столько в нем сосредоточено музеев и достопримечательностей.
Путь уже лежал домой. Было решено преодолеть большую часть пути до Амстердама за один день, посетив по дороге обратно замок баварского короля Людовика II — Нойшванштайн, местом ночевки выбран Дюссердольф. Замок находится в живописном месте, мы посетили только сам замок Нойшванштайн, также на территории расположен музей и еще один замок. Впечатляющие интерьеры, убранство замка. Единственный минус, длинная очередь в кассы и непонятная организация экскурсий по времени. Отдельное удовольствие доставляет живописная дорога к замку вдоль баварских деревушек, с запахом трав и остальных атрибутов деревни.
Как впоследствии оказалось, автобаны в Германии хоть и безлимитные, но зачастую сильно загружены. Очень часто из-за ремонта дорог полоса сужается, образуются пробки, в которых машины буквально стоят. Если бы знали, что дорога займет так много времени из-за пробок (от Мюнхена до Дюссердольфа около 600 км) мы бы сократили пребывание в замке. Так как из замка мы выдвинулись довольно поздно — в 16:00, то в Дюссердольфе были около 23:00. Ночное движение по немецким автобанам то еще удовольствие. На сужающихся дорогах зазор между машинами порой 10-20 см, а скорость при этом около 120 км/час. Приходилось обгонять фуры в таких условиях. Вот и хваленый немецкий автобан. Да, он бесплатный, но нам показался абсолютно некомфортным, да и стоянки уступают французским.
После завтрака и прогулки по милому парку, в котором спокойно гуляют лебеди с недавно вылупившимися лебедятами, мы покинули Дюссердольф. Прибыли в полюбившийся Амстердам, закинули сумки в камеру хранения в аэропорту, вернули машину в Sixt. Машина была принята без замечаний, полный бак был залит, машину помыть не успели, что и необязательно. К слову, она не так сильно и запачкалась за две недели езды по европейским дорогам, в разных погодных условиях — были и дождь, и пыль, и немного грунтовки. Спасибо нашей машинке, она без замечаний прокатила нас по Европе.
По традиции, устроив пикник (в этот раз на площади Рембранта), наблюдая за беззаботно покуривающей травку молодежью, а вечером прогулявшись еще раз по улочкам Амстердама, зарулив напоследок в квартал Красный фонарей, отведав местного пива в отличном баре, мы поехали домой. До свидания Амстердам, до свидания Европа, до встречи!
Возможно, многим покажется чрезмерно насыщенным наш маршрут, как говорится, галопом по Европам, нам так не показалось. Разве что довольно плотной была вторая часть пути после Ниццы. Не хватило моря, два-три дня просто поваляться на пляже. Но моря никогда не бывает много. И, конечно, было очень жалко в день нашего самого главного праздника Дня Победы быть вне дома, но по рабочим моментам запланировать отдых в другое время возможности не было.
Отношения к нам со стороны всех европейцев, с которыми мы встречались, было доброжелательное, приветливое. Надеемся, со временем и на государственном уровне они потеплеют.
Напоследок немного технической информации. За две недели передвижения на автомобиле мы проехали 4352 км, средний расход топлива составил 7,8 л/100 км. Мы заправили около 340 литров бензина на сумму примерно 530 Евро. Стоимость бензина была от 1,494 до 1,713 Евро за литр.
Спасибо за внимание.