|
Пользователи сайта Drom.ru — заядлые путешественники. По состоянию на лето 2013 года мы опубликовали уже более 2,2 тысячи отчетов о поездках наших посетителей по всему миру. Наша общая философия: путешествие за рулем — это свобода. Поэтому мы начинаем цикл статей под рубрикой «Идеальное путешествие с Drom.ru», задача которой — помочь читателям организовать самостоятельное путешествие. Какой маршрут выбрать в качестве стартового, мы не сомневались: к летней столице России — Сочи. Мы проехали на нашем Nissan X-Trail от Москвы до Красной Поляны и границы с Абхазией, чтобы рассказать обо всех нюансах маршрута честно и объективно.
Среднестатистическая семья из трех человек потратит на авиабилеты Москва — Сочи — Москва примерно 30 000 рублей (самолет летит чуть более двух часов). Для поездки с меньшим комфортом на поезде потребуется примерно в два раза меньше (плацкарт) либо почти столько же (купе), но времени на это уйдет от 24 до 40 часов. Путь на автомобиле — 1600 км по трассам М4 «Дон» (от Москвы до берега Черного моря) и далее по М27 (Джубга — граница с Абхазией), на него потребуется примерно 24 часа (оптимально — два дня с промежуточной ночевкой).
Нехитрые подсчеты показывают, что при среднем расходе бензина АИ-92 10 л/100 км мы потратим на дорогу туда-обратно не более 10 000 руб. Плюс на две ночевки (опять же — туда/обратно) примерно 4000-5000 р.. Итого около 15 000 руб. Плюс расходы на питание. Наша поездка показала, что в день на одного человека тратится 800 руб., если особо не экономить. Итого за четыре дня пути 2400 р. на человека или 7200 р. на троих.
Но ведь экономия — это только часть аргументов в пользу свободного передвижения (что уже огромный плюс). Знакомство с многочисленными достопримечательностями, интересные фото, да просто дух приключения — дорогого стоит. В плюсе мы также имеем собственный автомобиль на побережье и возможность свободно перемещаться среди достопримечательностей, пляжей и курортов.
Говорить на автомобильном портале о том, что автомобиль должен быть в отличном состоянии — банальность. Конечно же, очередное ТО перед поездкой пройдено, а все потенциальные неисправности устранены. Особое внимание уделили состоянию кондиционера и салонных фильтров: в жару и в пробках на участке Джубга—Адлер их состояние имело важное значение.
Чтобы не переплачивать на месте или в пути, лучше заранее приобрести курортные аксессуары: пляжный зонт (сейчас в моде зонты-павильоны на четырех «ногах», это немного громоздко, зато удобно), головные уборы и обувь для пляжа. На Черном море пляжи в основном каменисто-галечные, ходить по ним босиком некомфортно, да и песок нагревается так, что без обуви не походишь. Лежаки на побережье в районе Сочи есть не везде, так что нужна любая альтернатива — коврик, плед и т.п. Надувная подушечка также не повредит. Рекомендуем брать с собой фольгированную шторку для лобового стекла. Оставленный даже на 15 минут автомобиль под южным солнышком накаляется до банных температур. В автомобильную аптечку добавляем крема/мази — от солнца и насекомых.
Нужен запас бутилированной воды в небольших емкостях: вода из-под крана везде плохая. Если открыть пятилитровую бутыль и держать ее в багажнике, на второй-третий день вода становится непригодна для питья, во всяком случае детям. Мы в поездку брали одну пятилитровую бутыль и «связку» из шести «полторашек» минеральной.
Обязательно стоит пополнить запас воды после Краснодара — в городе Горячий Ключ. Лучше брать артезианскую воду с невысокой минерализацией, она почти без привкусов и, в отличие от лечебно-столовой, пригодна для постоянного употребления. Как правило, питьевая минеральная — в синих бутылках, лечебно-столовая, сильно минерализованная — в зеленых.
В машине обязательно иметь GPS-навигатор: сэкономит много нервов и времени, в том числе при поиске достопримечательностей, кафе, АЗС. Про выбор навигаторов можно почитать здесь: Коротко о GPS-навигаторах: как работают, что выбирать, где искать карты. Мы на Drom.ru пока используем бюджетные модели навигаторов Garmin, но планируем попробовать и прочие разработки. Не лишним будет и автомобильный атлас дорог, хотя издатели сейчас все чаще отстают от быстро изменяющейся дорожной информации.
И советуем подумать о музыкальном комфорте. Слушать радио невозможно — нет ни одной радиостанции, которая устойчиво звучала бы на протяжении нескольких десятков километров.
Стараемся все вещи укладывать так, чтобы они не катались в багажнике и бардачках при движении на горных серпантинах. Помните, что правильно закрепленный груз — это ваша безопасность!
Время в дороге нельзя рассчитать чисто математическим путем. Если на участках трассы М4 в Центральной России это еще возможно, то, например, в Краснодарском крае спрогнозировать прохождение дистанции просто нереально. И я, и мои знакомые много раз проезжали от Краснодара до Сочи, и каждый раз дорога занимала разное время: в горах движение ограничено, «отягчающим обстоятельством» выступают трафик тяжелой техники олимпийских строек и дорожные ремонты. Порой затруднения возникают вообще непредсказуемо. В районе Сочи вполне возможен проезд «высоких лиц» с тотальным перекрытием дорог. Тоннели также могут преподнести неприятный сюрприз. В принципе, на случай дорожных работ в тоннелях предусмотрено реверсивное движение, регулируемое светофорами. Для небольших тоннелей этого достаточно, чтобы без особых задержек развести встречные потоки. Но в длинных тоннелях, чтобы пропустить колонну машин в одну сторону и обеспечить свободную полосу, движение могут закрыть минут на 20-30. За это время автомобилей скапливается больше, чем может проехать за один «пропуск», пробка нарастает как снежный ком. Такую пробку (к счастью, во встречном направлении), мы наблюдали на участке Лазаревское—Сочи. Колонна машин выстроилась километра на три, многие водители не выдерживали нервного напряжения и пытались ехать по встречной, усугубляя и без того сложную ситуацию.
Чтобы минимизировать потери времени, лучше заранее составить примерный план поездки. Учесть места ночевки, «дневные перегоны», вероятные задержки и сложности в пути. Надеемся, наши путевые заметки помогут в составлении этого плана. По опыту многих путешествий наш рекомендуемый (с возможными вариантами) план такой:
Первый день. Перегон Москва — Ростов-на-Дону (1100 км и примерно 13-16 часов пути). Еще лучше доехать до Краснодара — плюс 280 км и 3,5-4 часа.
Второй день. Не торопясь и с многочисленными остановками едем далее до Сочи.
За редким исключением на трассе от Москвы до Краснодара отличное покрытие, на большинстве участков по две полосы в каждом направлении (в Московской области — 3-4, участок Джубга—Дагомыс — 1 полоса). Если из Москвы выехать в 6 утра, до Краснодара можно доехать к 22:00-24:00. Теоретически в два водителя можно ехать дальше до Сочи, тем более что тогда велик шанс быстро «проскочить» самый проблемный участок Джубга—Дагомыс (однополосный серпантин, 200 км), за исключением глубокой ночи здесь всегда колоссальные пробки.
Трасса М4 от Москвы до Воронежа соответствует статусу федеральной — по две полосы в каждую сторону, дорожное покрытие практически идеальное
Трасса М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Джубга —Новороссийск) проходит через территорию Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской областей без заезда в крупные города. По-настоящему серьезная достопримечательность по дороге только одна — мемориальный комплекс «Куликово поле» kulpole.ru в Тульской области. Музейные комплексы находятся в деревне Монастырщина, у слияния Дона и Непрядвы, и в располагающейся южнее деревне Ивановка (Красный холм). В Липецкой области можно сделать остановку в городе Елец — посмотреть хорошо сохранившуюся застройку XVIII-XIX вв. Центр города — это настоящий музей под открытым небом. В городе находится 18 старых церквей, включая огромный действующий Вознесенский собор. Кроме того, в Ельце много недорогих кафе и ресторанов.
Вознесенский собор в Ельце, который входит в пятерку крупнейших храмов России, одна из интереснейших достопримечательностей трассы М4
Из примечательного для водителей — участки платных дорог в Московской (48-71 км) и в Липецкой (414-464 км) областях. Нельзя сказать, что трасса здесь лучше, чем в других местах, зато разрешенная скорость 110 км/час (реально многие двигаются гораздо быстрее) и нет патрулей ГИБДД, однако достаточно много автоматических радаров, фиксирующих скоростной режим. Так что разгоняться больше 120 км/час не рекомендуется.
Терминал въезда на платный участок трассы М4 Дон
При въезде на платный участок дороги обратите внимание на надписи над воротами: не заезжайте на полосу, отмеченную как T-pass, она для автомобилей, имеющих специальное устройство транспондер, с помощью которого проезд оплачивается автоматически. Если вы часто ездите через данные участки дорог, можете приобрести транспондер в пунктах оплаты проезда.
Стоимость проезда по 23-километровому «платнику» в Московской области 30 рублей в дневное и 10 рублей в ночное время (с 00:00 до 07:00) за один легковой автомобиль. Что касается платного участка в Липецкой области, то здесь придется заплатить 60 рублей днем или 50 рублей ночью (с 21:00 до 09:00). В 2013 году на трассе М4 «Дон» вводятся в эксплуатацию еще 4 платных участка: 225-260 км, 287-322 км, 330-355 км и 355-414 км.
Пункт оплаты за проезд по платному участку
Трасса до Ростова-на-Дону проходит по равнинной местности, изредка чередуясь с холмистыми участками. За исключением нескольких небольших участков в Липецкой, Воронежской и Ростовской областях, состояние дороги хорошее, она по большей части прямая, что действует расслабляюще. Чтобы не впасть в дремоту, можно сделать пятиминутные остановки в специально отведенных «карманах» или на заправочных станциях — подышать, размяться.
Один из самых сложных и опасных участков М4 «Дон» находится в Тарасовском районе Ростовской области: прекрасная 4-полосная дорога резко заканчивается и начинается классическая 2-х полоска, да еще и с ремонтом. Концентрация машин ДПС здесь самая высокая на трассе от Москвы до границы с Абхазией: сотрудники полиции контролируют выезд на встречную, которую можно случайно пропустить под колесами во время обгона очередной фуры. Если не суетиться и не совершать рискованных маневров, как можно сэкономить серьезные деньги и водительское удостоверение.
Тарасовский район Ростовской области — самый опасный и сложный участок на трассе М4 «Дон»
Ситуация с остановками автомобилей на стационарных постах ДПС в южных областях сейчас значительно улучшилась. Если раньше редкая машина с московскими номерами проезжала без остановки через краснодарский пост «Цукерова Балка», то последние несколько лет там останавливают реже.
Найти достойный вариант ночевки сложно на М4 сложно. Если выезжать из Москвы не утром, а после обеда, то можно порекомендовать отель «Созвездие тельца», находящийся точно на полпути — на объездной дороге Воронежа (адрес: Остужева, 47/2) . Стоимость 2-местного номера 2600 руб. Недешево, но условия размещения приличные, и есть Wi-Fi, правда, сигнал устойчивый только в холле первого этажа. Здесь же можно поесть. Теоретически, отсюда можно стартовать после ночевки и проехать оставшуюся часть пути одним «плечом». Перекусить можно в кафе при гостинице: доступные цены и, как нам рассказали коллеги, качественная и вкусная еда. Если заезжать в Елец (не доезжая Воронежа), то можно остановиться в большой местной одноименной гостинице intourist-elets.ru, где двухместный номер стоит от 1150 руб. — это одно из самых экономичных предложений на трассе.
Если ночь настигла ближе к Ростову-на-Дону, есть неплохой вариант размещения прямо возле трассы в мотеле «Евразия-Аксай» (1055 км трассы М4 «Дон») motel-evrazia.ru. Самый доступный номер — от 800 руб. за двухместное размещение, однако этот вариант подходит только для самых неприхотливых путешественников (душ и туалет на 3 комнаты, обстановка и предметы интерьера, мягко говоря, бедноваты и сильно потрепаны). Номера с хорошим ремонтом стоят 2500 и 2700 рублей.
Простые номера в мотеле «Евразия-Аксай» на 1055 км трассы М4 «Дон» подойдут только самым неприхотливым путешественникам
Ключевой пункт на трассе — Ростов-на-Дону. Здесь можно запланировать остановку и на сутки. Центральная часть города красивая и уютная: можно погулять по аллеям и великолепной городской набережной (откуда отправиться на прогулку по Дону), найти много мест, где захочется сфотографироваться на память. Удовольствие доставит прогулка по центральной улице города — Большой Садовой. Рекомендуем посетить центральный колхозный рынок и Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (ул. Станиславского, 58), построенный в 1860 году. Я бывал во многих церквях в разных местах России, могу с ответственностью сказать, что внутреннее убранство храма — особенное, это надо увидеть своими глазами. Прямо у храма (что несколько коробит чувства верующих) идет бойкая торговля дарами юга. Овощи, фрукты, специи в изобилии и по низким ценам. Можно купить знаменитую ростовскую шамайку — очень вкусную вяленую рыбу. Правда, как раз на шамайку цена кусается, продавцы просят по сто рублей за одну небольшую рыбешку, ссылаясь на запрет ловли. Приобрести шамайку можно будет и дальше, уже в Краснодарском крае, и даже дешевле. Как говорится, надо места знать, и мы вам эти места подскажем.
Центр Ростова-на-Дону. На переднем плане — Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы
На Буденновском проспекте возле гостиницы «Ростов» можно заглянуть в магазин знаменитой семикаракорской керамики (8-863-290-70-66, Ворошиловский проспект, 36-38, пн-пт 10:00-19:00, сб-вс 10:00-16:00, aksinia.ru). Мы не удержались от покупки графина в виде двуствольного ружья с рюмками-патронами.
Любителям различной техники стоит посетить Ростовский музей железнодорожной техники (ул. Портовая, 77, тел: 8-863-238-3293), где собрано более 100 экспонатов, в том числе 14 паровозов, старинные пассажирские и товарные вагоны, электровозы, тепловозы, военная железнодорожная техника.
На воспетом в песнях Левом берегу Дона (Левбердон) — множество пляжей, парков и других приятных мест для отдыха, где вам подадут знаменитых ростовских раков и потрясающее пиво. Попасть туда можно по Ворошиловскому мосту, который разделяет Европу и Азию. В этом парке расположено более 100 ресторанов и кафе, которые славятся своей неповторимой русско-кавказской кухней. Для туристов «маст си» — ресторан-корабль «Петровский причал», где, по преданию, Петр I вместе со своими воинами трапезничал перед взятием Азовской крепости. Недавно здесь же открылся музей виноделия.
Левый берег Дона. Популярный ресторан «Петровский причал»
При прогулках по городу не забываем закрывать оставленную машину, ценные вещи прячем или забираем с собой. Ростов-папа шутить не любит. Хотя в целом город очень располагает к себе, люди здесь приветливые и общительные.
Много достопримечательностей расположено за пределами областного центра, если есть время, можно посвятить этому несколько дней: государственный природный заповедник «Ростовский»; реликтовое озеро Маныч-Гудило (более 150 км в длину); Азовское море — северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керченским проливом — самое мелкое море в мире, его глубина не превышает 15 метров; система подземных ходов в городке Аксае Ростовской области.
Далее по маршруту — Краснодар — последний большой город перед конечной точкой поездки. В 60-ти километрах не доезжая до Краснодара сделаем остановку на повороте в город Кореновск. Вот как раз здесь и можно купить ростовскую шамайку (неприметный павильон справа по ходу движения). Напротив находится питомник декоративных и плодовых растений «Сад грез». Если увлекаетесь садоводством — будет интересно.
От Ростова-на-Дону до Краснодара (280 км, 4 часа) много участков дорожных работ, организованы объезды, либо сужение дороги до одной полосы, что, естественно, приводит к снижению средней скорости поездки.
Самое плотное движение вблизи Краснодара совпадает с городским часом пик: утро с 7 до 9 часов, вечер с 17 до 19 часов (многие жители края работают в краевом центре, поэтому в это время активно перемещаются по трассе Дон). Затрудненное движение на дорогах Краснодарского края — по пятницам. Для поездки обратно из Сочи неблагоприятный день — воскресенье, особенно послеобеденные часы.
Если планируется когда-нибудь жить в этом благодатном месте, можно перед тем как попасть в столицу курортного края, сделать маневр в сторону вдоль южного берега реки Кубань и посмотреть новые коттеджные поселки, заселенные сплошь и рядом сибиряками и дальневосточниками (цены на дома — как на малогабаритные квартиры в промышленных центрах), купить на местном рынке настоящие фрукты и овощи, которых не найти на трассе и в городских магазинах, зайти в ресторанчик адыгейской кухни. После поселка Тлюстенхабль перед виадуком сворачиваем направо на указателе «Новороссийск». Через 10-15 минут на круговой развязке уходим вправо, заезжаем в поселок Козет и на первом перекрестке поворачиваем налево. Через несколько минут мы в поселке Яблоновский. Вам подскажут, как проехать к консервному комбинату — здесь адыгейские и русские бабушки продают домашние овощи, фрукты, ягоду, зелень и непередаваемо вкусный адыгейский сыр. На улице Гагарина зайдите в магазин «Мясная кулинария», наверное, лучший мясной магазин-кафе на юге России. Здесь можно попробовать готовые мясные продукты, приготовленные по технологии халяль, которые вы вряд ли найдете где-нибудь еще. На улице Шоссейной есть ресторан «Гунэс», где готовят вкусные национальные блюда.
Из Яблоновского до Краснодара 10 минут езды. Из двух мостов, пересекающих реку Кубань, выбираем Яблоновский мост и практически сразу попадаем в центр Краснодара. Есть смысл отдохнуть от однообразия долгого пути, прокатившись или прогулявшись пешком по улице Красной — почувствовать атмосферу южного города в тени аллей и старых зданий, посмотреть на любопытные примеры краснодарской уличной скульптуры, подышать запахом цветов, посидеть за чашкой кофе на открытой террасе кафе.
На улице Кубанская набережная через мост можно пройти в парк отдыха. Здесь царит атмосфера курортного отдыха: запах воды, совсем как у моря, речной трамвайчик, многочисленные кафе с обязательным мангалом, много зелени, музыка.
Вариантов ночевки в Краснодаре множество. Мы искали район между Кубанской набережной и центром города, чтобы, оставив машину, пройтись пешком в центр и погулять по набережной. Предварительная «разведка» в интернете дала массу вариантов — от пафосных отелей до частных апартаментов. Мы остановили выбор на небольшой гостинице «Акапулько» (acapulco-hotel.ru). За размещение в двухместном номере цена в прайсе была указана 2500 рублей, со скидкой разместились за 2000. Место ночевки находилось как раз посередине между двумя мостами, пересекающими Кубань, с каждого из которых можно выехать по направлению к Черному морю.
От Краснодара до Сочи 290 км, дорога может занять от 5 до 12 часов (и это не предел). Если нет желания смотреть Краснодар, то можно проскочить по объездной — трасса «Дон» огибает город с востока. На подступах есть коварная транспортная развязка, которая может завести в центр, что грозит существенной потерей времени. Помните: миновали станицу Динскую (последний населенный пункт перед Краснодаром), после поста ДПС держимся правее и уходим на виадук. Дальше все время прямо. Лучше перед Краснодаром выставить на GPS следующий пункт остановки — Горячий Ключ. На этом участке трасса именуется Восточным обходом, из примечательного на ней — самый крупный в Европе торговый комплекс Oz Moll и Краснодарское водохранилище, на дне которого 20 затопленных в 70-е годы адыгейских аулов и хуторов. На Восточном обходе разрешенная скорость, как на трассе — 90 км/ч, однако местами действует ограничение, в этих местах работают камеры и часто дежурят сотрудники ДПС. Остановить, кстати, могут и без причины. Проверка багажа и «наличия промилле» — обычное дело.
Район Краснодарского водохранилища (местные называют его «Шлюзы») — место постоянного ремонта дороги. За то время, пока этот участок в пару километров ковыряют дорожные службы, возведены десятки других дорог и олимпийских объектов. К счастью, зона ремонтных работ небольшая, поэтому серьезной задержки не будет.
Территория республики Адыгея начинается сразу за водохранилищем и продолжается до города Горячий Ключ. Здесь действуют два правила. Первое: не забываем поглядывать в зеркала заднего вида, поскольку местные жители на битых «Жигулях» — отчаянные водители, могут неожиданно подрезать с любой стороны. Потомков кубанских казаков это тоже касается. Доброжелательные и медлительные южные жители, садясь за руль, преображаются. Второе: дотошно выбираем заправочную станцию. АЗС в Адыгее пользуются нехорошей репутацией, поэтому заправляемся только на станциях известных брендов. Буквально за неделю до нашей поездки знакомые по дороге на море имели неосторожность заехать на безымянную заправку, где из колонки с надписью «дизтопливо» в их дизельный Land Rover залили бензин. В результате — вызов эвакуатора и отправка машины в сервис.
Наш первый после краевого центра пункт остановки — Горячий Ключ, знаменитый своими минеральными водами. Он находится в сорока километрах от Краснодара и в километре от трассы Дон. Сворачиваем с автострады, чтобы провести здесь пару часов. Горячий Ключ — тихий, чистый и уютный, наполненный зеленью провинциальный городок. Люди влюбляются в это место с первого взгляда, и многие остаются здесь навсегда.
Через 40 километров после Краснодара планируем остановку в Горячем Ключе где вас ждут сувениры, мед, лечебные травы, целебная вода и чистейший воздух
Лучшего места для прогулок и релаксации, чем курортная зона Горячего Ключа, трудно представить. Из достопримечательностей, которые стоит обязательно увидеть, — маленькая часовня, врезанная в скалу, древний памятник-столб, прикасаясь к которому люди загадывают желания, и, конечно же, так называемое Дантово ущелье — живописный подъем по вырубленным в скале ступеням. Сверху, с оборудованных площадок, откроется замечательный вид на окрестности. В курортной зоне можно купить сувениры, мед и лечебные сборы трав — как заявляют торговцы, практически от всех известных медицине недугов.
В Горячем Ключе мы посетили все «знаковые» места, искупались в озере (оно находится по дороге в курортную зону), попили целебной водички из источника и двинулись дальше в сторону моря. Однако если не торопитесь, то можно остановиться здесь и на ночь, неспешно прогулявшись вечером по парку. Вариантов размещения много, и они дешевле, чем на трассе. К примеру, гостевой дом «Ключик» (ул. Свердлова, 29a) в центре предлагает неплохой 3-местный номер со всеми удобствами всего за 1200 руб. В гостинице есть большая общая кухня и обеденный зал, где после сложной дороги можно посидеть, поговорить и выпить чаю.
До ближайшего приморского города Джубга (около 50 километров от Горячего Ключа) можно доехать минут за сорок. Еще одна развилка, где запросто можно сбиться с курса — в непосредственной близости от Джубги. Не забываем следить за указателями и за GPS-навигатором, иначе можно по инерции проскочить в сторону Новороссийска, куда и идет трасса М4 «Дон». Мы с нее съезжаем на дорогу М27 (217 км до границы с Абхазией) — налево на большом Т-образном перекрестке со светофором.
Благодаря близости к Краснодару в Джубге весь курортный сезон полно отдыхающих. Многие приезжают сюда на день-два, как правило, на выходные. Поэтому если планируете остановиться в Джубге, лучше это сделать в будни, иначе можно попасть в транспортный коллапс.
В самой Джубге ничего примечательного нет. Муниципальный пляж убогий, развлечений никаких, поселиться рядом с морем проблематично, почти все жилые кварталы удалены от берега
Но нам и нет необходимости здесь останавливаться, держим курс на Сочи. Это самая красивая и интересная часть пути. Но и самая утомительная. Дорогая изобилует крутыми поворотами, добрую половину пути держим руль двумя руками и постоянно переносим ногу с тормоза на газ. Прогнозировать время в пути очень сложно из-за постоянно меняющейся дорожной ситуации. Пробки на этой дороге в Сочи — дело обычное, ситуацию усугубляют повсеместные дорожные работы и множество тихоходной техники и большегрузов. Забегая вперед, скажу, что 150 километров до Сочи мы проехали за 4 часа, известны случаи, когда этот участок занимал у путешественников целый день. Зато в прикупе имеем потрясающей красоты пейзажи — дорога извивается вдоль берега Черного моря.
Сразу за Джубгой начинаются места, достойные внимания путешественников. Много автокемпингов: если прихватить с собой палатку, то можно расположиться на стоянку. Но расстояние до моря, организация парковок и цены могут быть совершенно разными, поэтому стоит повыбирать. Лучший автокемпинг из тех, что мы увидели, рассчитан на 200 автомест. Галечный пляж с естественным волнорезом, покатый спуск к воде, есть кафе, предоставляются мангалы. Цена — 500 рублей в сутки с машины. За 300 рублей можно встать на один световой день. На территории автокемпингов, как правило, можно оставить машину на час-два заплатив от 50 до 100 рублей. Это позволит оценить, нравится ли вам это место и стоит ли здесь остаться.
Недалеко от Джубги находится детский лагерь «Орленок». Машину можно оставить у дороги, заплатить 70 рублей и пройти на территорию. Здесь великолепный песчаный пляж, вода чистая, есть навесы от солнца. Картину несколько портит необходимость довольно долго идти до берега, а также отсутствие приличных пунктов питания для туристов.
Следующий крупный населенный пункт по дороге — Туапсе, который производит впечатление промышленного города, здесь заметно меньше отдыхающих. На подъезде к городу мы попали в пробку, потеряли около часа. С трудом нашли муниципальный пляж. Лучше бы и не искали — пляж практически не обустроен, повсюду ведутся какие-то строительные работы, в воздухе запах нефти, берег грязный.
В районе Туапсе интересно будет посмотреть на скалу Киселева, хорошо всем известную по фильму «Бриллиантовая рука». Это живописное место находится в 4-х километрах от города. Скала взмывает вверх на высоту 46 метров прямо из моря
За Туапсе меняются ценники на заправках. Литр бензина далее повсеместно будет стоить на 50 копеек дороже. Дорога уходит в горы. Участков для обгона практически нет, дорожное полотно — по одному ряду в каждую сторону. Дважды нетерпеливые встречные водители, идущие на обгон, вынуждают съезжать на обочину, один раз пришлось экстренно тормозить из-за подрезавшей попутной машины, не успевшей закончить обгон.
И вот, наконец, начинается Сочинский район. Формально в состав Большого Сочи входят все населенные пункты, расположенные почти на полутора сотнях километров побережья. Поэтому и Адлер, и Хоста, и Дагомыс — это все Сочи. А сам город Сочи называют либо просто Сочи, либо Сочи-центр.
Последний раз я был в этих местах пять лет назад — разница огромная. Во-первых, дороги. Многие участки трассы «выпрямились» за счет новых тоннелей. Первый — длиной 2,6 километра — вызывает ощущение, что ты попал прямо в кадр фантастического фильма.
Масштабы дорожного строительства впечатляют. Многоуровневые развязки, мосты — все сделано с размахом. Если отбросить мысли о том, сколько денег здесь «закопано», и о том, почему таких дорог нет, например, в Сибири, то можно гордиться за свою страну
Ограничение скорости при движении в тоннелях 70 км/час, но все едут больше 100. Перед третьим тоннелем от Туапсе правая полоса уводит в поворот и перед ним отсечена сплошной линией. Тех, кто случайно или намеренно пытается выскочить из правой полосы через сплошную, почти всегда поджидает наряд ДПС. Это, к слову, не единственная подобная «ловушка» в Краснодарском крае. При движении по крайней правой полосе надо внимательно следить за знаками, обозначающими направление движения по полосам, и заранее перестраиваться, иначе шанс наезда на сплошную велик, а наказание почти неотвратимо. Даже если патрульной машины в этом месте нет, может стоять камера, а полицейские встретят чуть дальше.
Все пляжи на побережье Большого Сочи — галечные, причем галька может быть как очень крупной, так и мелкой («серый песок»). Настоящих песчаных пляжей в Сочи нет
Пляжи в Сочи делятся на три типа: закрытые (в основном при санаториях), общедоступные муниципальные и дикие (таких уже совсем немного, в основном в районе Лазаревского). По степени комфорта они идут в таком же порядке. На большинство закрытых пляжей можно попасть за определенную плату. На многих пляжах (кроме диких, естественно) есть кафе, прокат шезлонгов, зонтов и разные курортные услуги типа массажа и татуировки, плюс прокат водного снаряжения и прогулки на катерах. Стоимость — от 100 рублей/чел. в день за входной билет до 300-500 руб. с прокатом лежака/зонтика и другими дополнительными услугами. В последнее время наблюдается тенденция, что пляжи становятся бесплатными, но за аренду лежака/шезлонга заплатить все равно придется. Стоимость душа — от 20 руб. Самые знаменитые и комфортные пляжи находятся в центре Сочи — «Ривьера», «Альбатрос» и «Приморский».
Первый курортный поселок на нашем пути в центр Сочи — Лазаревское, названный в честь адмирала Лазарева, открывшего Антарктиду, но большую часть жизни посвятившего Черноморскому флоту. Место пользуется популярностью среди любителей пляжного отдыха за счет близости от любой точки поселка до моря, которое здесь считается самым чистым. Набережная хорошо подходит для прогулок, берег довольно чистый. В районе пос. Лазаревское много разных природных красот, одна из самых интересных — живописная долина реки Куапсе, называемая Мамедово ущелье.
Лазаревское, к сожалению, встретило нас плохой погодой — накануне был шторм, воду сильно замутило. Мы прошлись по частным секторам и гостиницам, чтобы узнать, что почем. Цены за двухместный номер в небольших частных отелях в трех минутах от пляжа — 1200-1600 рублей. Но брать постояльцев на сутки (как и везде на побережье) никто не хочет. Исключением стала гостиница европейского вида прямо на берегу. Нам показали двухместный номер за 2000 рублей, который устроил во всех отношениях — хорошо оборудованный и чистый. А самое лучшее, что было в этом номере — окно на всю стену с видом на море. Здесь мы и остановились.
Следующее интересное место по трассе — поселок Лоо. В Лоо очень хорошие и широкие, до 60 метров, пляжи, и здесь, по словам местных жителей, лучший аквапарк на здешнем побережье. Чуть дальше мы въезжаем в поселок Головинка. Здесь надо быть внимательным, чтобы не пропустить нужный поворот по указателю на Большой Кичмай. Туристов сюда возят из-за этнографических достопримечательностей — народных адыгейских танцев, музея адыгейского быта, национальной кухни. Но мы едем в Большой Кичмай, чтобы посмотреть знаменитые 33 водопада. Дорога проходит через поселок, дальше легкое бездорожье, и минут через 20 мы на месте.
33 водопада — каскад ручьев в ущелье Джегош долины реки Шахе
На водопады лучше поехать вечером или рано утром. Днем один за другим подъезжают грузовики с туристами. Мы как раз приехали на закате, и смогли без помех насладиться красотами этого места, вдоволь погулять, подышать и искупаться. Водопады располагаются каскадом — один над другим. С двух сторон каскада сделаны деревянные ступени, по которым можно подняться вверх. Под каждым водопадом образовалась естественная чаша, где можно искупаться — как в бассейне. Вода холодная, но ощущения после такой водной процедуры просто непередаваемые, молодеешь минимум лет на десять.
На участке Лазаревское—Лоо любознательным туристам (желательно на внедорожнике) открываются возможности для самостоятельных «открытий». Практически любое ответвление от трассы в горы может привести к чему-нибудь любопытному. В этих местах люди жили с незапамятных времен. До наших дней сохранились дольмены (культовые сооружения из камня), а также остатки римско-византийских укреплений, строили которые с I по VI века нашей эры. Такие археологические раритеты можно найти в районе поселков Волконка и Чемитоквадже.
Следующий пункт назначения — чайные домики в поселке Уч-Дере, недалеко от Дагомыса. В советские времена для презентаций иностранцам краснодарского чая был построен небольшой деревянный комплекс «а ля рюс», как говорят, без единого гвоздя. Сейчас здесь музей народных промыслов, представлены практически все виды русских ремесел. Большая коллекция самоваров, образцы старинного быта, множество экспонатов. В стоимость посещения музея (200 рублей) входит чаепитие на террасе с видом на море. Чай действительно очень вкусный, из настоящего самовара, к нему подадут выпечку, орехи и мед. Мы выпили, кажется, по пять кружек.
На посту при въезде в центр Сочи мы насчитали около десятка инспекторов, останавливают едва ли не каждый второй автомобиль. На наших глазах досматривали машину и обыскивали водителя — прощупывали куртку, выворачивали карманы. Засады сейчас почти не используют, но благодаря техническим новинкам всевидящее око инспекторов стало еще более зорким. На серпантине мы видели полицейского, ведущего съемку участка дороги, находящегося на расстоянии не меньше километра — на соседнем перевале.
Пост ДПС на границе Сочинского района. Инспекторы здесь особенно внимательны
С ходу найти подходящее место проживания в Сочи сложно. Значительная часть берега занята морским портом, закрытыми территориями и санаториями, где люди отдыхают по путевкам. Отели в основном — на склонах гор, идти к морю долго и тяжело. Плюс в центре колоссальные проблемы с движением на автомобиле — пробки, узкие улицы, дорожные работы. Центральный Сочи, как показалось, не очень располагает ни к тусовочному варианту отдыха, ни к тихому семейному. Все-таки Сочи — это в первую очередь бренд. Тропического климата у него, конечно, не отнять, концертов и мероприятий здесь проходит масса, но для нормального отдыха есть места получше и поспокойнее. Да и стоимость проживания здесь очень высокая.
В Сочи огромное количество туристических фирм, в которых помимо различных экскурсий предлагают услуги по подбору жилья (так называемый «сервисный сбор» — плата за варианты заселения, т.е. информацию по требуемому жилью, которую тебе подберут местные компании). Достаточно удобно — за 300-500 руб. получаешь сразу несколько возможных вариантов. Конечно, факторов, влияющих на стоимость жилья, очень много. Чтобы не прогадать, надо рассчитывать, что двухместный номер в небольшом отеле или гостевом доме обойдется в 1500-3000 рублей за сутки. Будьте готовы к тому, что в четырехзвездочном отеле или хорошем санатории могут попросить 10-12 тысяч за сутки.
Что самое интересное посмотреть в Сочи? Погуляйте в центре в районе реконструированного Морского вокзала, по знаменитому парку «Ривьера», сходите на концерт одной из эстрадных звезд в концертном зале «Фестивальный». Совершенно обязательна прогулка или экскурсия в Дендрарий — получите незабываемые впечатления от паркового воздуха, тишины и покоя субтропического сада (в котором собраны 1700 видов растений со всей планеты), насладитесь романтикой от прогулок по его тенистым дорожкам. Ну и огромное удовольствие доставит посещение многочисленных кафе и ресторанов кавказской кухни — удовольствие не меньшее, чем море и солнце.
Вид из парка Дендрарий на центральную часть Сочи
После выезда из Сочи-центра, недалеко от санатория «Спутник» начинается Агурское ущелье с маршрутом к знаменитым Агурским водопадам. Слева от дороги по ущелью будут Орлиные скалы, а справа — гора Большой Ахун со смотровой площадкой. Нельзя не побывать в тисо-самшитовой роще — в районе поселка Хоста. Двигаемся через Хосту по улице Самшитовой, дорога уходит вверх по правому берегу реки и уводит в настоящий каньон, называемый Тисо-Самшитовая роща. Машину оставляем на площадке перед музеем, дальше идем пешком. Тисы и самшиты — древнейшие растения, тис растет по 4 тысячи лет, а самшит, кажется, единственное дерево, которое тонет в воде. Гуляем, наслаждаясь сказочными видами, похожими на декорации «Парка Юрского периода». Местами каменная тропинка идет по самому краю каньона, от пейзажей захватывает дух. Внезапно среди ясного неба раздаются оглушительные раскаты грома. Через минуту на нас обрушивается настоящий тропический ливень. Как выяснилось позже — обычное явление в здешних местах. Бегом к машине, пережидаем минут 15, дождь заканчивается так же внезапно.
Где-то в этом районе на вершине перевала должны быть развалины старой крепости, сохранившиеся чуть ли не со времен Византии. Но нам эту достопримечательность найти не удалось. Здесь же стоит посетить знаменитые Воронцовские пещеры (пос. Воронцовка) — один из крупнейших в мире пещерных комплексов. Комплекс открыт с мая по октябрь с 10:00 до 18:00.
Гораздо интереснее, чем в центре Сочи, отдыхать в Адлере, к которому идет отличная дорога (30 мин.). В поселке, вытянутом вдоль побережья, все просто — сворачивай в любом месте направо в сторону моря, и каждый дом оказывается «отелем» — от захудалой лачуги до современных многоэтажных строений. Здесь, конечно, все гораздо демократичнее, чем в центре Сочи. Улочки в курортной зоне Адлера настолько узкие, что местами с трудом удается проехать. Лавируя между машинами, прогуливающимися курортниками и дорожными ямами, двигаемся к самому берегу. Поселок зажат в узкий коридор между горами, морем и железной дорогой, и каждый метр земли используется по максимуму. Сплетаются причудливым букетом запахи моря и цветов, дым мангалов и пряные ароматы кавказкой выпечки. Один к другому примыкают прилавки с фруктами, пляжной атрибутикой, домашними винами, одеждой, сувенирами. Господствует частный бизнес. Вопреки слухам о чуть ли не полном сносе «частного» Адлера, все здесь на своих местах. В каждом проулочке — гостевые дома, кафешки, бойкая уличная торговля.
Знакомимся с администраторами частных отелей. За последние несколько лет уровень их сервиса заметно вырос. Как правило, в приличной гостинице есть крытый дворик со столиками и лежаками, где отдыхающие проводят свободное от пляжа время. В стоимость проживания входит континентальный завтрак и пользование бассейном, что очень кстати, так как море не всегда располагает к купанию. Номера небольшие, но чистые и оборудованы кондиционером, холодильником, приличной мебелью и сантехникой. Стоимость в сезон — от полутора до трех тысяч за сутки, но принимают гостей минимум на трое суток.
Если нужно остановиться на один день, рекомендуем Малекон отель (Адлер, ул. Богдана Хмельницкого, 68, тел 8-8622-40-12-04, malekon.ru). Хороший номер обойдется в 2200-3600 руб. в зависимости времени года и месяца. В стоимость входит полноценный завтрак, Wi-Fi, все удобства. Отель располагает уютным внутренним двориком, где находится небольшой бассейн.
Внутренний дворик Малекон отеля. Цена за 2-местный номер — 2200-3600 руб.
В Адлере — берега галечные, довольно ровные, но береговая линия небольшая, места на пляже надо занимать заранее. Температура воды с июня по август относительно комфортная — 20-24 градуса (все же на Средиземноморье поприятнее будет), непогода редко продолжается более одного дня.
Побережье располагает к вечерним прогулкам — с наступлением сумерек на берегу Адлера, как и везде на море, начинается активная «жизнь». В местных ресторанчиках можно послушать живую музыку, попробовать неповторимые осетинские пироги и лепешки, приготовленные в настоящем тандыре. И, конечно, шашлыки и жареную на мангале рыбу. Домашний «коньяк» покупать нужно с величайшей осторожностью, как и самодельное вино. Чаще всего это очень сомнительные по составу напитки.
Главный минус Адлера — берег и располагающиеся рядом отели находятся вблизи железной дороги, с вытекающими последствиями — шумом, запахами и грязью от проходящих поездов.
Если по дороге на границу с Абхазией повернуть по дороге Адлер—Веселое на грандиозной развязке в сторону аэропорта, попадем в «снежный» кластер Олимпиады, поселок Красная Поляна, а далее — в гостиничный комплекс Роза Хутор, расположенный в живописной узкой долине среди гор. Можно прокатиться на подъемнике (1000 руб.) и полюбоваться неповторимыми пейзажами, где зеленые тропические леса и заснеженные вершины попадают в один кадр фотокамеры. Или погулять по гостиничному городку, напоминающему городские кварталы старой Европы. Бюджетно остановиться здесь можно в отеле «Четыре Вершины» (4peaks.ru, 8-8622-439-222, 8-988-239-888-3, расположен в начале поселка Эсто-садок, первое здание по левой стороне в 200 метрах от федеральной дороги А-14) — всего 2 тысячи рублей за двухместный номер. Удивительно, что на Красной Поляне еще есть такие предложение, причем отель весьма приличный. Единственное, что может испортить отдых в здешних местах — масштабные строительные работы рядом с гостиницей.
Гостиничный комплекс «Роза хутор» проектировали голландские архитекторы, оттого он смотрится несколько по-европейски, хотя на переднем плане, в здании с башней, угадываются очертания Центрального сочинского вокзала
На Красную поляну от побережья теперь ведет великолепная магистраль — путь занимает минут сорок
Форелевое хозяйство — между Адлером и Красной Поляной в поселке Казачий Брод, на берегу реки Мзымта. Завод уникален тем, что здесь собран генофонд наиболее ценных пород форели, разводимых в мире. Свежую рыбу можно купить в заводском магазине «Золотая рыбка», по соседству расоложен ресторан «Каньон» где можно попробовать блюда из свежайшей форели.
Живописное Озеро Кардывач находится у подножия южного склона Главного Кавказского хребта, на высоте 1838 м над уровнем моря. Именно здесь, в юго-западной части озера, берет свое начало река Мзымта — самая длинная на Западном Кавказе. На берегах небольшого озера можно наслаждаться пронзительной тишиной и идиллическими картинками.
Пасека «Горный сад» расположена на западной окраине посёлка Эсто-Садок и является популярнейшим экскурсионным объектом для туристов.
По дороге от Адлера до поселка Веселое (справа) располагается Имеретинская бухта, где находится «нижний» кластер Олимпиады-2014. Здесь пройдет официальное открытие игр, построен и функционирует ледовый стадион. Дорога на Веселое недавно была, по сути, отстроена заново. По этой дороге, кстати, происходит транспортное сообщение с Абхазией. Поселок Веселое когда-то был курортным, но в связи с постройкой олимпийских объектов в прибрежном кластере (поселок примыкает к его территории), превратился в настоящие гетто, где в большом количестве проживают трудовые мигранты. Кроме того, тяжелая грузовая техника буквально разнесла все имевшиеся здесь дороги, и проехать к пляжу на легковом автомобиле задача теперь практически невыполнимая. Не тратьте свое время.
От Адлера до границы с Абхазией рукой подать — всего около 20 километров. Пограничный пункт находится возле села Псоу. Пересекать границу на автомобиле лучше всего ночью или рано утром. Таможенный пост работает круглосуточно, перерывы с 07:30 до 08:00 и с 19:30 до 20:00 — в это время пропускная способность снижается. Днем прохождение границы может занять от получаса до 4-5 часов. Как правило, большую часть этого времени занимает паспортный контроль на российской стороне. В 2012 году на границе был открыт реконструированный автомобильный мост длиной около 30 метров. Скорость прохождения по нему транспорта — около 30 автомобилей в час.
Для перехода (переезда) в Абхазию для россиян достаточно иметь внутренний паспорт или загранпаспорт. При благоприятной дорожной ситуации от Псоу до Гагры доехать можно за 20-30 минут, до Пицунды — за 40 минут, до Нового Афона — примерно за час, до Сухуми — за полтора часа.
При возвращении нужно помнить об ограничениях на вывоз — через границу на российской стороне санитарный контроль может не пропустить домашнее вино, мед и продукты медогона, сыр и другие продукты кустарного производства. Вывоз заводских продуктов не возбраняется.
В путеводителях по Абхазии есть «обязательные» для посещения туристами места — озеро Рица, Гагра, Новый Афон, Сухуми. Но главным впечатлением остается великолепие здешней природы. Поэтому куда бы вы ни поехали, положительные эмоции гарантированы. В Абхазии более чистые пляжи, низкие цены, но уровень сервиса и инфраструктуры запаздывает лет на 20, а то и вообще остался на уровне СССР.
Озеро Рица находится в окрестностях города Гагра на высоте 950 м над уровнем моря (дорога — примерно 1,5-2 часа от Гагры). Путь к озеру лежит через живописное горное ущелье вдоль реки Бзыбь. Озеро окружают высокие горы — Агепста (3256 м), Ацетук (2542 м) и Пшегишха (2222 м).
Новоафонская обитель. Новоафонский православный мужской монастырь на склоне Афонской горы построен в 1875 году прибывшими сюда со святой горы Афон иноками русского православного Пантелеймоновского монастыря. Непроходимые заросли этой дикой и пустынной местности были расчищены, и на скалах вырос величественный храм, окружённый жилыми зданиями и хозяйственными постройками.
Новоафонская пещера, или Анакопийская пропасть. Туристов в Новоафонскую пещеру доставляют по узкоколейке. Экскурсия занимает 1,5 часа. Одна из главных особенностей — пещерный водопад неописуемой красоты.
Столица Абхазии Сухуми находится на берегу Черного моря, в 107 км от границы. История города насчитывает более 2500 лет. Из рекомендованных для посещения мест — Ботанический сад, Абхазский государственный музей, обезьяний питомник, Сухумская крепость. В городе до сих пор заметны следы боевых действий 1991 года. Многие здания — в запустении. Пляжи в Сухуми песчано-галечные, в большинстве своем — общедоступные, встречаются «дикие» участки побережья.
Автор: Андрей Пономаренко
В Сочи X-Trail попал после перегона форумчанами из Владивостока, а потом оказался в Краснодаре после путешествия на нем Саши Грей. Затем мы снова приехали из Краснодара в Сочи для подготовки этого материала, и уж потом поехали на нем в Москву.
Стартовали, имея на одометре 129 тысяч километров пробега и легкие косметические «раны» от прежних путешествий. Решение единственной серьезной проблемы — неполадки с подключением полного привода — было отложено до лучших времен (об этом — в ближайшее время). Несмотря на нагрузку, выдержанную в предыдущих поездках, русский «Икс» не высказал признаков усталости и без проблем прошел весь путь.
X-Trail сам подсказывает, что нужно взять в дорогу. Выдвижная консоль в задней части салона идеально подходит для небольшого термоса. Скоба на спинке заднего сиденья позволяет закрепить пятилитровую бутыль с водой. Бокс для очков, ящик для карты и атласа, ниши в дверях с подстаканниками для напитков, вместительные карманы задних сидений... И, конечно, просторный багажник. Мы, собрав все необходимое в дорогу, заполнили его едва ли не на четверть.
X-Trail, несмотря на боевое прошлое, на протяжение всего маршрута вел себя безупречно. В горах мы спокойно проходили «серпантины», на прямых участках с приличным покрытием машина также не вызывает нареканий. Двигатель в 169 л.с. вкупе с вариатором позволяет активно ускоряться даже без перехода в «ручной» режим (им так и не пришлось воспользоваться) и без загона стрелки тахометра в красную зону. Но надо сказать, что этот Nissan все-таки не предназначен для скоростной езды, и в этом плане переоценивать возможности автомобиля не стоит. Несмотря на размеченный до 240 км/ч спидометр, ехать с большой скоростью некомфортно и даже опасно — подвеска перестает «отрабатывать» неровности дороги.
Дромоавтомобиль порадовал фирменными фишками. Дополнительные фары дальнего света на крыше позволяют в темное время суток обеспечить почти дневное освещение дороги. Подстаканники с охлаждением напитков — незаменимая штука на южных дорогах. Икс-Трейлы уже минимум пять лет комплектуются системой hands-free. Настройка занимает пару минут, и телефон в поездке больше не надо брать в руки. Поясничная поддержка на сиденье водителя — тоже «подспорье» в дальнем пути.
Причины для недовольства, впрочем, имеются. В районе рулевой колонки у «Икса» что-то дребезжит. К слову, не только у «русского», это проблема всех моделей в 31-м кузове. При трогании с места на малой скорости машину чуть-чуть подергивает, как будто вариатор не сразу «схватывает» нужную передачу. Неточно выдает показания датчик уровня топлива. Из субъективных претензий — лично мое ощущение — на Икс-Трейле зеркала заднего вида «дезинформируют» водителя при движении задним ходом.
Подсчеты по итогу поездки показали, что Икс-Трэйлу потребовалось в среднем 11,4 литра АИ-92 на 100 км.
Протяжённость федеральной автодороги М4 «Дон» — 1517 км. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута Е115. Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут Е592, от Джубги до Новороссийска входит в состав Е97. От Москвы до Воронежа трасса представляет собой четырехполосную автомагистраль. На участке от Воронежа до Новороссийска идут работы по расширению дорожного полотна, устройству развязок на разных уровнях.
Полезные ссылки:
Полезные телефоны:
Трасса обслуживается федеральной компанией «Автодор». Обо всех замеченных дефектах на дороге можно сообщить по телефонам: 8-495-580 98 41, 8-495-727 11 95.
Телефон экстренной связи: 112
Эвакуаторы:
ГИБДД:
Несмотря на федеральный статус, на М4 «Дон» не так много по-настоящему хороших заправок, которые кроме бензина могут предложить путешественнику элементарный сервис в виде туалета, кафе и бесплатной подкачки шин. А останавливаться на обочине в поисках укромного местечка, чтобы сходить «по-маленькому», слишком опасно — очень много тех, кто любит обгонять фуры по обочине. Редкие общественные туалеты загажены настолько, что к ним ближе 5 метров подходить страшно.
Всего на трассе от Москвы до Сочи мы насчитали 173 действующих заправки, 50 из которых располагают как минимум комфортным туалетом, а некоторые из них еще и кафе, магазином, терминалом оплаты и банкоматом. Весь список приводить не будем, но отметим самые цивилизованные, на наш взгляд, АЗС.
Первая заправка при съезде с МКАДа на трассу М4 «Дон» — BP (21 км). Здесь есть все: кафе, туалет, магазин, банкомат, расходные материалы. В наличии 98-й бензин класса Евро-5, дизельное топливо Евро-4. Если вы по каким то причинам проскочили эту заправочную станцию, то следующая приличная АЗС (ТНК) будет на 69 км трассы М4 «Дон». Здесь все то же, что и на BP, только дизель отпускают класса Евро-5.
Исходя из того, что следующая заправка может понадобиться километров через 400-500, рекомендуем заехать на АЗС «Лукойл», находящуюся на 539 км трассы М4 «Дон». Здесь можно перекусить хотдогами, взбодриться зерновым кофе, залить в бак топливо класса Евро-5. Следующую остановку обязательно нужно сделать на 1031 км и на примере новенькой станции «Башнефть» посмотреть, как должны выглядеть все АЗС на «Олимпийской» трассе Москва—Сочи. Пожалуй, эта самая симпатичная заправка на маршруте: руководство компании поняло — просто реализовывать топливо недостаточно: каким бы качественным оно ни было, клиент предпочтет станцию с дополнительным сервисом, где можно отдохнуть, пополнить запасы воды, снеков, да и покушать.
АЗС «Башнефть» — пример того, как должны выглядеть все АЗС по трассе М4 «Дон»
С въездом в Краснодарский край качество АЗС резко ухудшается. Можно отметить только большие заправочные станции «Роснефть» на 1117 и 1377 км, в которых есть все, включая банкоматы, однако класс бензина и дизеля низкий — Евро-3. Вообще, «Роснефть» по всей трассе М4 реализует только такое топливо. Стабильнее других из крупных сетей выглядит ТНК (в основном Евро-5) и «Лукойл» (везде Евро-5). Однако тот же «Лукойл» не может похвастаться хорошим отношением к своим клиентам, только на 12 АЗС из 31 есть туалет внутри помещения.
После съезда на трассу М27, которая идет уже от Джубги и до границы с Абхазией, чуть ли не единственная заправочная станции с топливом Евро-5 будет как раз «Лукойл». Отметьте 166 км М27. Кроме Лукойла, из крупных брендов вдоль моря присутствуют только «Роснефть» и «Газпромнефть» (везде Евро-3).
Автор: Николай Назайкинский
КМ | Название бренда | Фастфуд | Магазин | Терминал оплаты | Банкомат | |||||||
21 | BP | • | • | • | • | |||||||
28 | Татнефть | • | • | • | • | |||||||
43 | Трасса | • | • | • | º | |||||||
45 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
69 | ТНК | • | • | • | • | |||||||
79 | Shell | • | • | • | º | |||||||
99 | ТНК | • | • | • | • | |||||||
116 | Лукойл | • | • | º | º | |||||||
129 | Лукойл | • | • | º | • | |||||||
161 | Газпромнефть | º | • | • | º | |||||||
290 | ТНК | º | • | • | º | |||||||
417 | Лукойл | • | • | º | º | |||||||
448 | Лукойл | • | • | º | º | |||||||
461 | Роснефть | º | • | º | º | |||||||
476 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
519 | Лукойл | º | • | º | º | |||||||
539 | Лукойл | • | • | • | º | |||||||
550 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
622 | Роснефть | º | • | º | º | |||||||
633 | Лукойл | º | • | • | º | |||||||
725 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
780 | ТНК | • | • | • | º | |||||||
801 | ТНК | • | • | • | º | |||||||
825 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
826 | Лукойл | º | • | º | º | |||||||
852 | Башнефть | • | • | • | º | |||||||
954 | Лукойл | • | • | • | º | |||||||
963 | ТНК | • | • | • | º | |||||||
992 | ТНК | º | • | º | º | |||||||
1010 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
1031 | Башнефть | • | • | • | º | |||||||
1067 | Башнефть | • | • | • | º | |||||||
1114 | Газпромнефть | • | • | • | º | |||||||
1119 | Роснефть | • | • | • | • | |||||||
1177 | Роснефть | • | • | • | • | |||||||
1179 | Лукойл | º | º | º | º | |||||||
1192 | Газпромнефть | º | º | º | º | |||||||
1194 | ТНК | º | º | º | º | |||||||
1231 | Роснефть | º | º | º | º | |||||||
1270 | Газпромнефть | º | º | • | º | |||||||
1301 | Роснефть | º | • | º | º | |||||||
1333 | Роснефть | º | • | º | º | |||||||
1344 | Роснефть | • | • | • | • | |||||||
1347 | Лукойл | º | º | º | º | |||||||
1354 | Газпромнефть | º | º | º | º | |||||||
1360 | ТНК | º | º | º | º | |||||||
1377 | Роснефть | • | • | • | • | |||||||
1395 | Роснефть | • | • | • | º |
Еда на юге России — тема отдельного рассказа. С учетом национальных особенностей исторически населявших эти места народов, блюда типа «борщ» или «куриная лапша» смотрятся в местных заведениях странно и чужеродно, да и готовят их, по правде сказать, так себе. Но зато «харчо» или «седло барашка» — самое оно. Кстати, свинину (по указанной выше причине) тоже готовят весьма посредственно. Отдельное внимание стоит уделить блюдам из баранины и форели — опять же, обусловлено исторически и этнически — знаменитая кавказская многонациональная кухня знает в этих вещах особый толк.
Хачапури по-аджарски. Вам принесут румяную лодочку из теста («маленькой» считается порция грамм на 400-500, про большие и говорить не стоит — это буквально настоящий кавказский торт) с расплавленным внутри сыром и слегка припеченным, но все-таки «всмятку», с жидким колышущимся желтком, яйцом в центре. Надо оторвать кусочек бортика этой «лодочки», обмакнуть в кипящую лаву из расплавленного сыра и желтка — и в рот. Глоточек красного сухого дополнит картину. Съел кусок такого обжигающего и ароматного блюда, и чувствуешь — жизнь удалась!
Настоятельно рекомендуем путешественникам предпочитать заведения общепита с колоритным говорящим названием, каких вдоль трассы великое множество. «Сухум», «У Давида», «Джан Баклажан», шашлычные всех мастей — пусть вас позовет название. Основное правило — если в заведении питаются местные жители и если безупречно чисто, даже несмотря на скромность интерьера, еда с большой долей вероятности будет тоже безупречного качества. Малейший намек на небрежность — ищем другое заведение для обеда. И пусть вас не вводит в заблуждение статус заведения — иногда в скромной столовой вас покормят так вкусно, что еще потом денек-другой будете вспоминать вместе с попутчиками, что же еще, к сожалению, вы могли там попробовать, но не попробовали. Ценник тоже не показатель. Бывало, наш обед в пару тысяч значительно уступал 300-рублевому перекусу, в который входило, как в фильме «Кавказская пленница», первое-второе-компот, ну и еще пара лавашей с начинкой из адыгейского сыра с зеленью в дорогу.
Стоит обратить внимание на то, насколько официанты осведомлены о делах кухни — могут ли они рассказать: из чего и как приготовлено то или иное блюдо. Как правило, в приличных заведениях (независимо от статуса и сезонности) работают хорошие официанты. Если вы видите, что сотрудник заведения не может дать рекомендаций — не заказывайте ничего, лучше поискать другое место.
Zantetsu ....прочитал...как будто по заказу написано все. Люди! сочи и все, что рядом - полный отстой! отдых для тех, кто слаще морковки ничего не кушал!!! делайте загранпаспорта, рассчитывайтесь с долгами и езжайте в нормальные места: Испания, Греция. Кавказ - одна сплошная помойка! Был там не давно в командировке, в сочи...еслиб не дела, хрена лысого я б туда поперся...море грязное- шприцы, прокладки, еда отвратная, все нужно запивать крепким алкоголем, чтобы не травануться, дорог нет вообще! местные так и наровят чтонибудь впарить и делают это очень навязчиво, сервис -да его нет, в принципе! только местные армяне более менее адекватные люди попадаются...а в остальном - один негатив! про олимпиаду - все вранье! долгострой, все разворовано...вывески новые налепили и щиты, вот и всех делов. Граждане! берегите свои нервы! отдыхайте заграницей!