Москва—Сочи на машине с Drom.ru: карта заправок, обзор маршрута и интересностей, советы по планированию

05.07.2013 | 323295 просмотров

Идеальное путешествие с Drom.ru: Москва — Сочи

Пользователи сайта Drom.ru — заядлые путешественники. По состоянию на лето 2013 года мы опубликовали уже более 2,2 тысячи отчетов о поездках наших посетителей по всему миру. Наша общая философия: путешествие за рулем — это свобода. Поэтому мы начинаем цикл статей под рубрикой «Идеальное путешествие с Drom.ru», задача которой — помочь читателям организовать самостоятельное путешествие. Какой маршрут выбрать в качестве стартового, мы не сомневались: к летней столице России — Сочи. Мы проехали на нашем Nissan X-Trail от Москвы до Красной Поляны и границы с Абхазией, чтобы рассказать обо всех нюансах маршрута честно и объективно.

Автомобиль VS поезда и самолеты: экономика и романтика

Среднестатистическая семья из трех человек

Среднестатистическая семья из трех человек потратит на авиабилеты Москва — Сочи — Москва примерно 30 000 рублей (самолет летит чуть более двух часов). Для поездки с меньшим комфортом на поезде потребуется примерно в два раза меньше (плацкарт) либо почти столько же (купе), но времени на это уйдет от 24 до 40 часов. Путь на автомобиле — 1600 км по трассам М4 «Дон» (от Москвы до берега Черного моря) и далее по М27 (Джубга — граница с Абхазией), на него потребуется примерно 24 часа (оптимально — два дня с промежуточной ночевкой).

Нехитрые подсчеты показывают, что при среднем расходе бензина АИ-92 10 л/100 км мы потратим на дорогу туда-обратно не более 10 000 руб. Плюс на две ночевки (опять же — туда/обратно) примерно 4000-5000 р.. Итого около 15 000 руб. Плюс расходы на питание. Наша поездка показала, что в день на одного человека тратится 800 руб., если особо не экономить. Итого за четыре дня пути 2400 р. на человека или 7200 р. на троих.

Но ведь экономия — это только часть аргументов в пользу свободного передвижения (что уже огромный плюс). Знакомство с многочисленными достопримечательностями, интересные фото, да просто дух приключения — дорогого стоит. В плюсе мы также имеем собственный автомобиль на побережье и возможность свободно перемещаться среди достопримечательностей, пляжей и курортов.

Подготовка к поездке

Говорить на автомобильном портале о том, что автомобиль должен быть в отличном состоянии — банальность. Конечно же, очередное ТО перед поездкой пройдено, а все потенциальные неисправности устранены. Особое внимание уделили состоянию кондиционера и салонных фильтров: в жару и в пробках на участке Джубга—Адлер их состояние имело важное значение.

Чтобы не переплачивать на месте или в пути, лучше заранее приобрести курортные аксессуары: пляжный зонт (сейчас в моде зонты-павильоны на четырех «ногах», это немного громоздко, зато удобно), головные уборы и обувь для пляжа. На Черном море пляжи в основном каменисто-галечные, ходить по ним босиком некомфортно, да и песок нагревается так, что без обуви не походишь. Лежаки на побережье в районе Сочи есть не везде, так что нужна любая альтернатива — коврик, плед и т.п. Надувная подушечка также не повредит. Рекомендуем брать с собой фольгированную шторку для лобового стекла. Оставленный даже на 15 минут автомобиль под южным солнышком накаляется до банных температур. В автомобильную аптечку добавляем крема/мази — от солнца и насекомых.

Нужен запас бутилированной воды в небольших емкостях: вода из-под крана везде плохая. Если открыть пятилитровую бутыль и держать ее в багажнике, на второй-третий день вода становится непригодна для питья, во всяком случае детям. Мы в поездку брали одну пятилитровую бутыль и «связку» из шести «полторашек» минеральной.

Обязательно стоит пополнить запас воды после Краснодара — в городе Горячий Ключ. Лучше брать артезианскую воду с невысокой минерализацией, она почти без привкусов и, в отличие от лечебно-столовой, пригодна для постоянного употребления. Как правило, питьевая минеральная — в синих бутылках, лечебно-столовая, сильно минерализованная — в зеленых.

В машине обязательно иметь GPS-навигатор: сэкономит много нервов и времени, в том числе при поиске достопримечательностей, кафе, АЗС. Про выбор навигаторов можно почитать здесь: Коротко о GPS-навигаторах: как работают, что выбирать, где искать карты. Мы на Drom.ru пока используем бюджетные модели навигаторов Garmin, но планируем попробовать и прочие разработки. Не лишним будет и автомобильный атлас дорог, хотя издатели сейчас все чаще отстают от быстро изменяющейся дорожной информации.

И советуем подумать о музыкальном комфорте. Слушать радио невозможно — нет ни одной радиостанции, которая устойчиво звучала бы на протяжении нескольких десятков километров.

Стараемся все вещи укладывать так, чтобы они не катались в багажнике и бардачках при движении на горных серпантинах. Помните, что правильно закрепленный груз — это ваша безопасность!

Рассчитываем маршрут

Время в дороге нельзя рассчитать чисто математическим путем. Если на участках трассы М4 в Центральной России это еще возможно, то, например, в Краснодарском крае спрогнозировать прохождение дистанции просто нереально. И я, и мои знакомые много раз проезжали от Краснодара до Сочи, и каждый раз дорога занимала разное время: в горах движение ограничено, «отягчающим обстоятельством» выступают трафик тяжелой техники олимпийских строек и дорожные ремонты. Порой затруднения возникают вообще непредсказуемо. В районе Сочи вполне возможен проезд «высоких лиц» с тотальным перекрытием дорог. Тоннели также могут преподнести неприятный сюрприз. В принципе, на случай дорожных работ в тоннелях предусмотрено реверсивное движение, регулируемое светофорами. Для небольших тоннелей этого достаточно, чтобы без особых задержек развести встречные потоки. Но в длинных тоннелях, чтобы пропустить колонну машин в одну сторону и обеспечить свободную полосу, движение могут закрыть минут на 20-30. За это время автомобилей скапливается больше, чем может проехать за один «пропуск», пробка нарастает как снежный ком. Такую пробку (к счастью, во встречном направлении), мы наблюдали на участке Лазаревское—Сочи. Колонна машин выстроилась километра на три, многие водители не выдерживали нервного напряжения и пытались ехать по встречной, усугубляя и без того сложную ситуацию.

Чтобы минимизировать потери времени, лучше заранее составить примерный план поездки. Учесть места ночевки, «дневные перегоны», вероятные задержки и сложности в пути. Надеемся, наши путевые заметки помогут в составлении этого плана. По опыту многих путешествий наш рекомендуемый (с возможными вариантами) план такой:

Первый день. Перегон Москва — Ростов-на-Дону (1100 км и примерно 13-16 часов пути). Еще лучше доехать до Краснодара — плюс 280 км и 3,5-4 часа.

Второй день. Не торопясь и с многочисленными остановками едем далее до Сочи.

За редким исключением на трассе от Москвы до Краснодара отличное покрытие, на большинстве участков по две полосы в каждом направлении (в Московской области — 3-4, участок Джубга—Дагомыс — 1 полоса). Если из Москвы выехать в 6 утра, до Краснодара можно доехать к 22:00-24:00. Теоретически в два водителя можно ехать дальше до Сочи, тем более что тогда велик шанс быстро «проскочить» самый проблемный участок Джубга—Дагомыс (однополосный серпантин, 200 км), за исключением глубокой ночи здесь всегда колоссальные пробки.

От Москвы до Ростова-на-Дону

Трасса М4 от Москвы до Воронежа соответствует статусу федеральной — по две полосы в каждую сторону, дорожное покрытие практически идеальное

Трасса М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Джубга —Новороссийск) проходит через территорию Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской областей без заезда в крупные города. По-настоящему серьезная достопримечательность по дороге только одна — мемориальный комплекс «Куликово поле» kulpole.ru в Тульской области. Музейные комплексы находятся в деревне Монастырщина, у слияния Дона и Непрядвы, и в располагающейся южнее деревне Ивановка (Красный холм). В Липецкой области можно сделать остановку в городе Елец — посмотреть хорошо сохранившуюся застройку XVIII-XIX вв. Центр города — это настоящий музей под открытым небом. В городе находится 18 старых церквей, включая огромный действующий Вознесенский собор. Кроме того, в Ельце много недорогих кафе и ресторанов.

Вознесенский собор в Ельце, который входит в пятерку крупнейших храмов России, одна из интереснейших достопримечательностей трассы М4

Из примечательного для водителей — участки платных дорог в Московской (48-71 км) и в Липецкой (414-464 км) областях. Нельзя сказать, что трасса здесь лучше, чем в других местах, зато разрешенная скорость 110 км/час (реально многие двигаются гораздо быстрее) и нет патрулей ГИБДД, однако достаточно много автоматических радаров, фиксирующих скоростной режим. Так что разгоняться больше 120 км/час не рекомендуется.

Терминал въезда на платный участок трассы М4 Дон

При въезде на платный участок дороги обратите внимание на надписи над воротами: не заезжайте на полосу, отмеченную как T-pass, она для автомобилей, имеющих специальное устройство транспондер, с помощью которого проезд оплачивается автоматически. Если вы часто ездите через данные участки дорог, можете приобрести транспондер в пунктах оплаты проезда.

Стоимость проезда по 23-километровому «платнику» в Московской области 30 рублей в дневное и 10 рублей в ночное время (с 00:00 до 07:00) за один легковой автомобиль. Что касается платного участка в Липецкой области, то здесь придется заплатить 60 рублей днем или 50 рублей ночью (с 21:00 до 09:00). В 2013 году на трассе М4 «Дон» вводятся в эксплуатацию еще 4 платных участка: 225-260 км, 287-322 км, 330-355 км и 355-414 км.

Пункт оплаты за проезд по платному участку

Трасса до Ростова-на-Дону проходит по равнинной местности, изредка чередуясь с холмистыми участками. За исключением нескольких небольших участков в Липецкой, Воронежской и Ростовской областях, состояние дороги хорошее, она по большей части прямая, что действует расслабляюще. Чтобы не впасть в дремоту, можно сделать пятиминутные остановки в специально отведенных «карманах» или на заправочных станциях — подышать, размяться.

Один из самых сложных и опасных участков М4 «Дон» находится в Тарасовском районе Ростовской области: прекрасная 4-полосная дорога резко заканчивается и начинается классическая 2-х полоска, да еще и с ремонтом. Концентрация машин ДПС здесь самая высокая на трассе от Москвы до границы с Абхазией: сотрудники полиции контролируют выезд на встречную, которую можно случайно пропустить под колесами во время обгона очередной фуры. Если не суетиться и не совершать рискованных маневров, как можно сэкономить серьезные деньги и водительское удостоверение.

Тарасовский район Ростовской области — самый опасный и сложный участок на трассе М4 «Дон»

Ситуация с остановками автомобилей на стационарных постах ДПС в южных областях сейчас значительно улучшилась. Если раньше редкая машина с московскими номерами проезжала без остановки через краснодарский пост «Цукерова Балка», то последние несколько лет там останавливают реже.

Найти достойный вариант ночевки сложно на М4 сложно. Если выезжать из Москвы не утром, а после обеда, то можно порекомендовать отель «Созвездие тельца», находящийся точно на полпути — на объездной дороге Воронежа (адрес: Остужева, 47/2) . Стоимость 2-местного номера 2600 руб. Недешево, но условия размещения приличные, и есть Wi-Fi, правда, сигнал устойчивый только в холле первого этажа. Здесь же можно поесть. Теоретически, отсюда можно стартовать после ночевки и проехать оставшуюся часть пути одним «плечом». Перекусить можно в кафе при гостинице: доступные цены и, как нам рассказали коллеги, качественная и вкусная еда. Если заезжать в Елец (не доезжая Воронежа), то можно остановиться в большой местной одноименной гостинице intourist-elets.ru, где двухместный номер стоит от 1150 руб. — это одно из самых экономичных предложений на трассе.

Если ночь настигла ближе к Ростову-на-Дону, есть неплохой вариант размещения прямо возле трассы в мотеле «Евразия-Аксай» (1055 км трассы М4 «Дон») motel-evrazia.ru. Самый доступный номер — от 800 руб. за двухместное размещение, однако этот вариант подходит только для самых неприхотливых путешественников (душ и туалет на 3 комнаты, обстановка и предметы интерьера, мягко говоря, бедноваты и сильно потрепаны). Номера с хорошим ремонтом стоят 2500 и 2700 рублей.

Простые номера в мотеле «Евразия-Аксай» на 1055 км трассы М4 «Дон» подойдут только самым неприхотливым путешественникам
Простые номера в мотеле «Евразия-Аксай» на 1055 км трассы М4 «Дон» подойдут только самым неприхотливым путешественникам

Ключевой пункт на трассе — Ростов-на-Дону. Здесь можно запланировать остановку и на сутки. Центральная часть города красивая и уютная: можно погулять по аллеям и великолепной городской набережной (откуда отправиться на прогулку по Дону), найти много мест, где захочется сфотографироваться на память. Удовольствие доставит прогулка по центральной улице города — Большой Садовой. Рекомендуем посетить центральный колхозный рынок и Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (ул.  Станиславского, 58), построенный в 1860 году. Я бывал во многих церквях в разных местах России, могу с ответственностью сказать, что внутреннее убранство храма — особенное, это надо увидеть своими глазами. Прямо у храма (что несколько коробит чувства верующих) идет бойкая торговля дарами юга. Овощи, фрукты, специи в изобилии и по низким ценам. Можно купить знаменитую ростовскую шамайку — очень вкусную вяленую рыбу. Правда, как раз на шамайку цена кусается, продавцы просят по сто рублей за одну небольшую рыбешку, ссылаясь на запрет ловли. Приобрести шамайку можно будет и дальше, уже в Краснодарском крае, и даже дешевле. Как говорится, надо места знать, и мы вам эти места подскажем.

Центр Ростова-на-Дону. На переднем плане — Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

На Буденновском проспекте возле гостиницы «Ростов» можно заглянуть в магазин знаменитой семикаракорской керамики (8-863-290-70-66, Ворошиловский проспект, 36-38, пн-пт 10:00-19:00, сб-вс 10:00-16:00, aksinia.ru). Мы не удержались от покупки графина в виде двуствольного ружья с рюмками-патронами.

Любителям различной техники стоит посетить Ростовский музей железнодорожной техники (ул. Портовая, 77, тел: 8-863-238-3293), где собрано более 100 экспонатов, в том числе 14 паровозов, старинные пассажирские и товарные вагоны, электровозы, тепловозы, военная железнодорожная техника.

На воспетом в песнях Левом берегу Дона (Левбердон) — множество пляжей, парков и других приятных мест для отдыха, где вам подадут знаменитых ростовских раков и потрясающее пиво. Попасть туда можно по Ворошиловскому мосту, который разделяет Европу и Азию. В этом парке расположено более 100 ресторанов и кафе, которые славятся своей неповторимой русско-кавказской кухней. Для туристов «маст си» — ресторан-корабль «Петровский причал», где, по преданию, Петр I вместе со своими воинами трапезничал перед взятием Азовской крепости. Недавно здесь же открылся музей виноделия.

Левый берег Дона. Популярный ресторан «Петровский причал»

При прогулках по городу не забываем закрывать оставленную машину, ценные вещи прячем или забираем с собой. Ростов-папа шутить не любит. Хотя в целом город очень располагает к себе, люди здесь приветливые и общительные.

Много достопримечательностей расположено за пределами областного центра, если есть время, можно посвятить этому несколько дней: государственный природный заповедник «Ростовский»; реликтовое озеро Маныч-Гудило (более 150 км в длину); Азовское море — северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керченским проливом — самое мелкое море в мире, его глубина не превышает 15 метров; система подземных ходов в городке Аксае Ростовской области.

От Краснодара до Джубги

Далее по маршруту — Краснодар — последний большой город перед конечной точкой поездки. В 60-ти километрах не доезжая до Краснодара сделаем остановку на повороте в город Кореновск. Вот как раз здесь и можно купить ростовскую шамайку (неприметный павильон справа по ходу движения). Напротив находится питомник декоративных и плодовых растений «Сад грез». Если увлекаетесь садоводством — будет интересно.

От Ростова-на-Дону до Краснодара (280 км, 4 часа) много участков дорожных работ, организованы объезды, либо сужение дороги до одной полосы, что, естественно, приводит к снижению средней скорости поездки.

Самое плотное движение вблизи Краснодара совпадает с городским часом пик: утро с 7 до 9 часов, вечер с 17 до 19 часов (многие жители края работают в краевом центре, поэтому в это время активно перемещаются по трассе Дон). Затрудненное движение на дорогах Краснодарского края — по пятницам. Для поездки обратно из Сочи неблагоприятный день — воскресенье, особенно послеобеденные часы.

Если планируется когда-нибудь жить в этом благодатном месте, можно перед тем как попасть в столицу курортного края, сделать маневр в сторону вдоль южного берега реки Кубань и посмотреть новые коттеджные поселки, заселенные сплошь и рядом сибиряками и дальневосточниками (цены на дома — как на малогабаритные квартиры в промышленных центрах), купить на местном рынке настоящие фрукты и овощи, которых не найти на трассе и в городских магазинах, зайти в ресторанчик адыгейской кухни. После поселка Тлюстенхабль перед виадуком сворачиваем направо на указателе «Новороссийск». Через 10-15 минут на круговой развязке уходим вправо, заезжаем в поселок Козет и на первом перекрестке поворачиваем налево. Через несколько минут мы в поселке Яблоновский. Вам подскажут, как проехать к консервному комбинату — здесь адыгейские и русские бабушки продают домашние овощи, фрукты, ягоду, зелень и непередаваемо вкусный адыгейский сыр. На улице Гагарина зайдите в магазин «Мясная кулинария», наверное, лучший мясной магазин-кафе на юге России. Здесь можно попробовать готовые мясные продукты, приготовленные по технологии халяль, которые вы вряд ли найдете где-нибудь еще. На улице Шоссейной есть ресторан «Гунэс», где готовят вкусные национальные блюда.

Из Яблоновского до Краснодара 10 минут езды. Из двух мостов, пересекающих реку Кубань, выбираем Яблоновский мост и практически сразу попадаем в центр Краснодара. Есть смысл отдохнуть от однообразия долгого пути, прокатившись или прогулявшись пешком по улице Красной — почувствовать атмосферу южного города в тени аллей и старых зданий, посмотреть на любопытные примеры краснодарской уличной скульптуры, подышать запахом цветов, посидеть за чашкой кофе на открытой террасе кафе.

На улице Кубанская набережная через мост можно пройти в парк отдыха. Здесь царит атмосфера курортного отдыха: запах воды, совсем как у моря, речной трамвайчик, многочисленные кафе с обязательным мангалом, много зелени, музыка.

Вариантов ночевки в Краснодаре множество. Мы искали район между Кубанской набережной и центром города, чтобы, оставив машину, пройтись пешком в центр и погулять по набережной. Предварительная «разведка» в интернете дала массу вариантов — от пафосных отелей до частных апартаментов. Мы остановили выбор на небольшой гостинице «Акапулько» (acapulco-hotel.ru). За размещение в двухместном номере цена в прайсе была указана 2500 рублей, со скидкой разместились за 2000. Место ночевки находилось как раз посередине между двумя мостами, пересекающими Кубань, с каждого из которых можно выехать по направлению к Черному морю.

От Краснодара до Сочи 290 км, дорога может занять от 5 до 12 часов (и это не предел). Если нет желания смотреть Краснодар, то можно проскочить по объездной — трасса «Дон» огибает город с востока. На подступах есть коварная транспортная развязка, которая может завести в центр, что грозит существенной потерей времени. Помните: миновали станицу Динскую (последний населенный пункт перед Краснодаром), после поста ДПС держимся правее и уходим на виадук. Дальше все время прямо. Лучше перед Краснодаром выставить на GPS следующий пункт остановки — Горячий Ключ. На этом участке трасса именуется Восточным обходом, из примечательного на ней — самый крупный в Европе торговый комплекс Oz Moll и Краснодарское водохранилище, на дне которого 20 затопленных в 70-е годы адыгейских аулов и хуторов. На Восточном обходе разрешенная скорость, как на трассе — 90 км/ч, однако местами действует ограничение, в этих местах работают камеры и часто дежурят сотрудники ДПС. Остановить, кстати, могут и без причины. Проверка багажа и «наличия промилле» — обычное дело.

Район Краснодарского водохранилища (местные называют его «Шлюзы») — место постоянного ремонта дороги. За то время, пока этот участок в пару километров ковыряют дорожные службы, возведены десятки других дорог и олимпийских объектов. К счастью, зона ремонтных работ небольшая, поэтому серьезной задержки не будет.

Территория республики Адыгея начинается сразу за водохранилищем и продолжается до города Горячий Ключ. Здесь действуют два правила. Первое: не забываем поглядывать в зеркала заднего вида, поскольку местные жители на битых «Жигулях» — отчаянные водители, могут неожиданно подрезать с любой стороны. Потомков кубанских казаков это тоже касается. Доброжелательные и медлительные южные жители, садясь за руль, преображаются. Второе: дотошно выбираем заправочную станцию. АЗС в Адыгее пользуются нехорошей репутацией, поэтому заправляемся только на станциях известных брендов. Буквально за неделю до нашей поездки знакомые по дороге на море имели неосторожность заехать на безымянную заправку, где из колонки с надписью «дизтопливо» в их дизельный Land Rover залили бензин. В результате — вызов эвакуатора и отправка машины в сервис.

Наш первый после краевого центра пункт остановки — Горячий Ключ, знаменитый своими минеральными водами. Он находится в сорока километрах от Краснодара и в километре от трассы Дон. Сворачиваем с автострады, чтобы провести здесь пару часов. Горячий Ключ — тихий, чистый и уютный, наполненный зеленью провинциальный городок. Люди влюбляются в это место с первого взгляда, и многие остаются здесь навсегда.

Через 40 километров после Краснодара планируем остановку в Горячем Ключе где вас ждут сувениры, мед, лечебные травы, целебная вода и чистейший воздух

Лучшего места для прогулок и релаксации, чем курортная зона Горячего Ключа, трудно представить. Из достопримечательностей, которые стоит обязательно увидеть, — маленькая часовня, врезанная в скалу, древний памятник-столб, прикасаясь к которому люди загадывают желания, и, конечно же, так называемое Дантово ущелье — живописный подъем по вырубленным в скале ступеням. Сверху, с оборудованных площадок, откроется замечательный вид на окрестности. В курортной зоне можно купить сувениры, мед и лечебные сборы трав — как заявляют торговцы, практически от всех известных медицине недугов.

В Горячем Ключе мы посетили все «знаковые» места, искупались в озере (оно находится по дороге в курортную зону), попили целебной водички из источника и двинулись дальше в сторону моря. Однако если не торопитесь, то можно остановиться здесь и на ночь, неспешно прогулявшись вечером по парку. Вариантов размещения много, и они дешевле, чем на трассе. К примеру, гостевой дом «Ключик» (ул. Свердлова, 29a) в центре предлагает неплохой 3-местный номер со всеми удобствами всего за 1200 руб. В гостинице есть большая общая кухня и обеденный зал, где после сложной дороги можно посидеть, поговорить и выпить чаю.

До ближайшего приморского города Джубга (около 50 километров от Горячего Ключа) можно доехать минут за сорок. Еще одна развилка, где запросто можно сбиться с курса — в непосредственной близости от Джубги. Не забываем следить за указателями и за GPS-навигатором, иначе можно по инерции проскочить в сторону Новороссийска, куда и идет трасса М4 «Дон». Мы с нее съезжаем на дорогу М27 (217 км до границы с Абхазией) — налево на большом Т-образном перекрестке со светофором.

От Джубги до Сочи

Благодаря близости к Краснодару в Джубге весь курортный сезон полно отдыхающих. Многие приезжают сюда на день-два, как правило, на выходные. Поэтому если планируете остановиться в Джубге, лучше это сделать в будни, иначе можно попасть в транспортный коллапс.

В самой Джубге ничего примечательного нет. Муниципальный пляж убогий, развлечений никаких, поселиться рядом с морем проблематично, почти все жилые кварталы удалены от берега

Но нам и нет необходимости здесь останавливаться, держим курс на Сочи. Это самая красивая и интересная часть пути. Но и самая утомительная. Дорогая изобилует крутыми поворотами, добрую половину пути держим руль двумя руками и постоянно переносим ногу с тормоза на газ. Прогнозировать время в пути очень сложно из-за постоянно меняющейся дорожной ситуации. Пробки на этой дороге в Сочи — дело обычное, ситуацию усугубляют повсеместные дорожные работы и множество тихоходной техники и большегрузов. Забегая вперед, скажу, что 150 километров до Сочи мы проехали за 4 часа, известны случаи, когда этот участок занимал у путешественников целый день. Зато в прикупе имеем потрясающей красоты пейзажи — дорога извивается вдоль берега Черного моря.

Сразу за Джубгой начинаются места, достойные внимания путешественников. Много автокемпингов: если прихватить с собой палатку, то можно расположиться на стоянку. Но расстояние до моря, организация парковок и цены могут быть совершенно разными, поэтому стоит повыбирать. Лучший автокемпинг из тех, что мы увидели, рассчитан на 200 автомест. Галечный пляж с естественным волнорезом, покатый спуск к воде, есть кафе, предоставляются мангалы. Цена — 500 рублей в сутки с машины. За 300 рублей можно встать на один световой день. На территории автокемпингов, как правило, можно оставить машину на час-два заплатив от 50 до 100 рублей. Это позволит оценить, нравится ли вам это место и стоит ли здесь остаться.

Недалеко от Джубги находится детский лагерь «Орленок». Машину можно оставить у дороги, заплатить 70 рублей и пройти на территорию. Здесь великолепный песчаный пляж, вода чистая, есть навесы от солнца. Картину несколько портит необходимость довольно долго идти до берега, а также отсутствие приличных пунктов питания для туристов.

Следующий крупный населенный пункт по дороге — Туапсе, который производит впечатление промышленного города, здесь заметно меньше отдыхающих. На подъезде к городу мы попали в пробку, потеряли около часа. С трудом нашли муниципальный пляж. Лучше бы и не искали — пляж практически не обустроен, повсюду ведутся какие-то строительные работы, в воздухе запах нефти, берег грязный.

В районе Туапсе интересно будет посмотреть на скалу Киселева, хорошо всем известную по фильму «Бриллиантовая рука». Это живописное место находится в 4-х километрах от города. Скала взмывает вверх на высоту 46 метров прямо из моря

За Туапсе меняются ценники на заправках. Литр бензина далее повсеместно будет стоить на 50 копеек дороже. Дорога уходит в горы. Участков для обгона практически нет, дорожное полотно — по одному ряду в каждую сторону. Дважды нетерпеливые встречные водители, идущие на обгон, вынуждают съезжать на обочину, один раз пришлось экстренно тормозить из-за подрезавшей попутной машины, не успевшей закончить обгон.

И вот, наконец, начинается Сочинский район. Формально в состав Большого Сочи входят все населенные пункты, расположенные почти на полутора сотнях километров побережья. Поэтому и Адлер, и Хоста, и Дагомыс — это все Сочи. А сам город Сочи называют либо просто Сочи, либо Сочи-центр.

Последний раз я был в этих местах пять лет назад — разница огромная. Во-первых, дороги. Многие участки трассы «выпрямились» за счет новых тоннелей. Первый — длиной 2,6 километра — вызывает ощущение, что ты попал прямо в кадр фантастического фильма.

Масштабы дорожного строительства впечатляют. Многоуровневые развязки, мосты — все сделано с размахом. Если отбросить мысли о том, сколько денег здесь «закопано», и о том, почему таких дорог нет, например, в Сибири, то можно гордиться за свою страну

Ограничение скорости при движении в тоннелях 70 км/час, но все едут больше 100. Перед третьим тоннелем от Туапсе правая полоса уводит в поворот и перед ним отсечена сплошной линией. Тех, кто случайно или намеренно пытается выскочить из правой полосы через сплошную, почти всегда поджидает наряд ДПС. Это, к слову, не единственная подобная «ловушка» в Краснодарском крае. При движении по крайней правой полосе надо внимательно следить за знаками, обозначающими направление движения по полосам, и заранее перестраиваться, иначе шанс наезда на сплошную велик, а наказание почти неотвратимо. Даже если патрульной машины в этом месте нет, может стоять камера, а полицейские встретят чуть дальше.

Все пляжи на побережье Большого Сочи — галечные, причем галька может быть как очень крупной, так и мелкой («серый песок»). Настоящих песчаных пляжей в Сочи нет

Пляжи в Сочи делятся на три типа: закрытые (в основном при санаториях), общедоступные муниципальные и дикие (таких уже совсем немного, в основном в районе Лазаревского). По степени комфорта они идут в таком же порядке. На большинство закрытых пляжей можно попасть за определенную плату. На многих пляжах (кроме диких, естественно) есть кафе, прокат шезлонгов, зонтов и разные курортные услуги типа массажа и татуировки, плюс прокат водного снаряжения и прогулки на катерах. Стоимость — от 100 рублей/чел. в день за входной билет до 300-500 руб. с прокатом лежака/зонтика и другими дополнительными услугами. В последнее время наблюдается тенденция, что пляжи становятся бесплатными, но за аренду лежака/шезлонга заплатить все равно придется. Стоимость душа — от 20 руб. Самые знаменитые и комфортные пляжи находятся в центре Сочи — «Ривьера», «Альбатрос» и «Приморский».

Первый курортный поселок на нашем пути в центр Сочи — Лазаревское, названный в честь адмирала Лазарева, открывшего Антарктиду, но большую часть жизни посвятившего Черноморскому флоту. Место пользуется популярностью среди любителей пляжного отдыха за счет близости от любой точки поселка до моря, которое здесь считается самым чистым. Набережная хорошо подходит для прогулок, берег довольно чистый. В районе пос. Лазаревское много разных природных красот, одна из самых интересных — живописная долина реки Куапсе, называемая Мамедово ущелье.

На пляже в пос. Лазаревское

Лазаревское, к сожалению, встретило нас плохой погодой — накануне был шторм, воду сильно замутило. Мы прошлись по частным секторам и гостиницам, чтобы узнать, что почем. Цены за двухместный номер в небольших частных отелях в трех минутах от пляжа — 1200-1600 рублей. Но брать постояльцев на сутки (как и везде на побережье) никто не хочет. Исключением стала гостиница европейского вида прямо на берегу. Нам показали двухместный номер за 2000  рублей, который устроил во всех отношениях — хорошо оборудованный и чистый. А самое лучшее, что было в этом номере — окно на всю стену с видом на море. Здесь мы и остановились.

Следующее интересное место по трассе — поселок Лоо. В Лоо очень хорошие и широкие, до 60 метров, пляжи, и здесь, по словам местных жителей, лучший аквапарк на здешнем побережье. Чуть дальше мы въезжаем в поселок Головинка. Здесь надо быть внимательным, чтобы не пропустить нужный поворот по указателю на Большой Кичмай. Туристов сюда возят из-за этнографических достопримечательностей — народных адыгейских танцев, музея адыгейского быта, национальной кухни. Но мы едем в Большой Кичмай, чтобы посмотреть знаменитые 33 водопада. Дорога проходит через поселок, дальше легкое бездорожье, и минут через 20 мы на месте.

33 водопада — каскад ручьев в ущелье Джегош долины реки Шахе

На водопады лучше поехать вечером или рано утром. Днем один за другим подъезжают грузовики с туристами. Мы как раз приехали на закате, и смогли без помех насладиться красотами этого места, вдоволь погулять, подышать и искупаться. Водопады располагаются каскадом — один над другим. С двух сторон каскада сделаны деревянные ступени, по которым можно подняться вверх. Под каждым водопадом образовалась естественная чаша, где можно искупаться — как в бассейне. Вода холодная, но ощущения после такой водной процедуры просто непередаваемые, молодеешь минимум лет на десять.

На участке Лазаревское—Лоо любознательным туристам (желательно на внедорожнике) открываются возможности для самостоятельных «открытий». Практически любое ответвление от трассы в горы может привести к чему-нибудь любопытному. В этих местах люди жили с незапамятных времен. До наших дней сохранились дольмены (культовые сооружения из камня), а также остатки римско-византийских укреплений, строили которые с I по VI века нашей эры. Такие археологические раритеты можно найти в районе поселков Волконка и Чемитоквадже.

Следующий пункт назначения — чайные домики в поселке Уч-Дере, недалеко от Дагомыса. В советские времена для презентаций иностранцам краснодарского чая был построен небольшой деревянный комплекс «а ля рюс», как говорят, без единого гвоздя. Сейчас здесь музей народных промыслов, представлены практически все виды русских ремесел. Большая коллекция самоваров, образцы старинного быта, множество экспонатов. В стоимость посещения музея (200 рублей) входит чаепитие на террасе с видом на море. Чай действительно очень вкусный, из настоящего самовара, к нему подадут выпечку, орехи и мед. Мы выпили, кажется, по пять кружек.

На посту при въезде в центр Сочи мы насчитали около десятка инспекторов, останавливают едва ли не каждый второй автомобиль. На наших глазах досматривали машину и обыскивали водителя — прощупывали куртку, выворачивали карманы. Засады сейчас почти не используют, но благодаря техническим новинкам всевидящее око инспекторов стало еще более зорким. На серпантине мы видели полицейского, ведущего съемку участка дороги, находящегося на расстоянии не меньше километра — на соседнем перевале.

Пост ДПС на границе Сочинского района. Инспекторы здесь особенно внимательны

С ходу найти подходящее место проживания в Сочи сложно. Значительная часть берега занята морским портом, закрытыми территориями и санаториями, где люди отдыхают по путевкам. Отели в основном — на склонах гор, идти к морю долго и тяжело. Плюс в центре колоссальные проблемы с движением на автомобиле — пробки, узкие улицы, дорожные работы. Центральный Сочи, как показалось, не очень располагает ни к тусовочному варианту отдыха, ни к тихому семейному. Все-таки Сочи — это в первую очередь бренд. Тропического климата у него, конечно, не отнять, концертов и мероприятий здесь проходит масса, но для нормального отдыха есть места получше и поспокойнее. Да и стоимость проживания здесь очень высокая.

В Сочи огромное количество туристических фирм, в которых помимо различных экскурсий предлагают услуги по подбору жилья (так называемый «сервисный сбор» — плата за варианты заселения, т.е. информацию по требуемому жилью, которую тебе подберут местные компании). Достаточно удобно — за 300-500 руб. получаешь сразу несколько возможных вариантов. Конечно, факторов, влияющих на стоимость жилья, очень много. Чтобы не прогадать, надо рассчитывать, что двухместный номер в небольшом отеле или гостевом доме обойдется в 1500-3000 рублей за сутки. Будьте готовы к тому, что в четырехзвездочном отеле или хорошем санатории могут попросить 10-12 тысяч за сутки.

Что самое интересное посмотреть в Сочи? Погуляйте в центре в районе реконструированного Морского вокзала, по знаменитому парку «Ривьера», сходите на концерт одной из эстрадных звезд в концертном зале «Фестивальный». Совершенно обязательна прогулка или экскурсия в Дендрарий — получите незабываемые впечатления от паркового воздуха, тишины и покоя субтропического сада (в котором собраны 1700 видов растений со всей планеты), насладитесь романтикой от прогулок по его тенистым дорожкам. Ну и огромное удовольствие доставит посещение многочисленных кафе и ресторанов кавказской кухни — удовольствие не меньшее, чем море и солнце.

Вид из парка Дендрарий на центральную часть Сочи

После выезда из Сочи-центра, недалеко от санатория «Спутник» начинается Агурское ущелье с маршрутом к знаменитым Агурским водопадам. Слева от дороги по ущелью будут Орлиные скалы, а справа — гора Большой Ахун со смотровой площадкой. Нельзя не побывать в тисо-самшитовой роще — в районе поселка Хоста. Двигаемся через Хосту по улице Самшитовой, дорога уходит вверх по правому берегу реки и уводит в настоящий каньон, называемый Тисо-Самшитовая роща. Машину оставляем на площадке перед музеем, дальше идем пешком. Тисы и самшиты — древнейшие растения, тис растет по 4 тысячи лет, а самшит, кажется, единственное дерево, которое тонет в воде. Гуляем, наслаждаясь сказочными видами, похожими на декорации «Парка Юрского периода». Местами каменная тропинка идет по самому краю каньона, от пейзажей захватывает дух. Внезапно среди ясного неба раздаются оглушительные раскаты грома. Через минуту на нас обрушивается настоящий тропический ливень. Как выяснилось позже — обычное явление в здешних местах. Бегом к машине, пережидаем минут 15, дождь заканчивается так же внезапно.

Агурские водопады

Где-то в этом районе на вершине перевала должны быть развалины старой крепости, сохранившиеся чуть ли не со времен Византии. Но нам эту достопримечательность найти не удалось. Здесь же стоит посетить знаменитые Воронцовские пещеры (пос. Воронцовка) — один из крупнейших в мире пещерных комплексов. Комплекс открыт с мая по октябрь с 10:00 до 18:00.

Гораздо интереснее, чем в центре Сочи, отдыхать в Адлере, к которому идет отличная дорога (30 мин.). В поселке, вытянутом вдоль побережья, все просто — сворачивай в любом месте направо в сторону моря, и каждый дом оказывается «отелем» — от захудалой лачуги до современных многоэтажных строений. Здесь, конечно, все гораздо демократичнее, чем в центре Сочи. Улочки в курортной зоне Адлера настолько узкие, что местами с трудом удается проехать. Лавируя между машинами, прогуливающимися курортниками и дорожными ямами, двигаемся к самому берегу. Поселок зажат в узкий коридор между горами, морем и железной дорогой, и каждый метр земли используется по максимуму. Сплетаются причудливым букетом запахи моря и цветов, дым мангалов и пряные ароматы кавказкой выпечки. Один к другому примыкают прилавки с фруктами, пляжной атрибутикой, домашними винами, одеждой, сувенирами. Господствует частный бизнес. Вопреки слухам о чуть ли не полном сносе «частного» Адлера, все здесь на своих местах. В каждом проулочке — гостевые дома, кафешки, бойкая уличная торговля.

Знакомимся с администраторами частных отелей. За последние несколько лет уровень их сервиса заметно вырос. Как правило, в приличной гостинице есть крытый дворик со столиками и лежаками, где отдыхающие проводят свободное от пляжа время. В стоимость проживания входит континентальный завтрак и пользование бассейном, что очень кстати, так как море не всегда располагает к купанию. Номера небольшие, но чистые и оборудованы кондиционером, холодильником, приличной мебелью и сантехникой. Стоимость в сезон — от полутора до трех тысяч за сутки, но принимают гостей минимум на трое суток.

Если нужно остановиться на один день, рекомендуем Малекон отель (Адлер, ул. Богдана Хмельницкого, 68, тел 8-8622-40-12-04, malekon.ru). Хороший номер обойдется в 2200-3600 руб. в зависимости времени года и месяца. В стоимость входит полноценный завтрак, Wi-Fi, все удобства. Отель располагает уютным внутренним двориком, где находится небольшой бассейн.

Внутренний дворик Малекон отеля. Цена за 2-местный номер — 2200-3600 руб.

В Адлере — берега галечные, довольно ровные, но береговая линия небольшая, места на пляже надо занимать заранее. Температура воды с июня по август относительно комфортная — 20-24 градуса (все же на Средиземноморье поприятнее будет), непогода редко продолжается более одного дня.

Побережье располагает к вечерним прогулкам — с наступлением сумерек на берегу Адлера, как и везде на море, начинается активная «жизнь». В местных ресторанчиках можно послушать живую музыку, попробовать неповторимые осетинские пироги и лепешки, приготовленные в настоящем тандыре. И, конечно, шашлыки и жареную на мангале рыбу. Домашний «коньяк» покупать нужно с величайшей осторожностью, как и самодельное вино. Чаще всего это очень сомнительные по составу напитки.

Главный минус Адлера — берег и располагающиеся рядом отели находятся вблизи железной дороги, с вытекающими последствиями — шумом, запахами и грязью от проходящих поездов.

Если по дороге на границу с Абхазией повернуть по дороге Адлер—Веселое на грандиозной развязке в сторону аэропорта, попадем в «снежный» кластер Олимпиады, поселок Красная Поляна, а далее — в гостиничный комплекс Роза Хутор, расположенный в живописной узкой долине среди гор. Можно прокатиться на подъемнике (1000 руб.) и полюбоваться неповторимыми пейзажами, где зеленые тропические леса и заснеженные вершины попадают в один кадр фотокамеры. Или погулять по гостиничному городку, напоминающему городские кварталы старой Европы. Бюджетно остановиться здесь можно в отеле «Четыре Вершины» (4peaks.ru, 8-8622-439-222, 8-988-239-888-3, расположен в начале поселка Эсто-садок, первое здание по левой стороне в 200 метрах от федеральной дороги А-14) — всего 2 тысячи рублей за двухместный номер. Удивительно, что на Красной Поляне еще есть такие предложение, причем отель весьма приличный. Единственное, что может испортить отдых в здешних местах — масштабные строительные работы рядом с гостиницей.

Гостиничный комплекс «Роза хутор» проектировали голландские архитекторы, оттого он смотрится несколько по-европейски, хотя на переднем плане, в здании с башней, угадываются очертания Центрального сочинского вокзала

На Красную поляну от побережья теперь ведет великолепная магистраль — путь занимает минут сорок

Главные достопримечательности Красной Поляны

Форелевое хозяйство — между Адлером и Красной Поляной в поселке Казачий Брод, на берегу реки Мзымта. Завод уникален тем, что здесь собран генофонд наиболее ценных пород форели, разводимых в мире. Свежую рыбу можно купить в заводском магазине «Золотая рыбка», по соседству расоложен ресторан «Каньон» где можно попробовать блюда из свежайшей форели.

Живописное Озеро Кардывач находится у подножия южного склона Главного Кавказского хребта, на высоте 1838 м над уровнем моря. Именно здесь, в юго-западной части озера, берет свое начало река Мзымта — самая длинная на Западном Кавказе. На берегах небольшого озера можно наслаждаться пронзительной тишиной и идиллическими картинками.

Пасека «Горный сад» расположена на западной окраине посёлка Эсто-Садок и является популярнейшим экскурсионным объектом для туристов.

По дороге от Адлера до поселка Веселое (справа) располагается Имеретинская бухта, где находится «нижний» кластер Олимпиады-2014. Здесь пройдет официальное открытие игр, построен и функционирует ледовый стадион. Дорога на Веселое недавно была, по сути, отстроена заново. По этой дороге, кстати, происходит транспортное сообщение с Абхазией. Поселок Веселое когда-то был курортным, но в связи с постройкой олимпийских объектов в прибрежном кластере (поселок примыкает к его территории), превратился в настоящие гетто, где в большом количестве проживают трудовые мигранты. Кроме того, тяжелая грузовая техника буквально разнесла все имевшиеся здесь дороги, и проехать к пляжу на легковом автомобиле задача теперь практически невыполнимая. Не тратьте свое время.

Как пересечь границу с Абхазией

От Адлера до границы с Абхазией рукой подать — всего около 20 километров. Пограничный пункт находится возле села Псоу. Пересекать границу на автомобиле лучше всего ночью или рано утром. Таможенный пост работает круглосуточно, перерывы с 07:30 до 08:00 и с 19:30 до 20:00 — в это время пропускная способность снижается. Днем прохождение границы может занять от получаса до 4-5 часов. Как правило, большую часть этого времени занимает паспортный контроль на российской стороне. В 2012 году на границе был открыт реконструированный автомобильный мост длиной около 30 метров. Скорость прохождения по нему транспорта — около 30 автомобилей в час.

Для перехода (переезда) в Абхазию для россиян достаточно иметь внутренний паспорт или загранпаспорт. При благоприятной дорожной ситуации от Псоу до Гагры доехать можно за 20-30 минут, до Пицунды — за 40 минут, до Нового Афона — примерно за час, до Сухуми — за полтора часа.

При возвращении нужно помнить об ограничениях на вывоз — через границу на российской стороне санитарный контроль может не пропустить домашнее вино, мед и продукты медогона, сыр и другие продукты кустарного производства. Вывоз заводских продуктов не возбраняется.

В путеводителях по Абхазии есть «обязательные» для посещения туристами места — озеро Рица, Гагра, Новый Афон, Сухуми. Но главным впечатлением остается великолепие здешней природы. Поэтому куда бы вы ни поехали, положительные эмоции гарантированы. В Абхазии более чистые пляжи, низкие цены, но уровень сервиса и инфраструктуры запаздывает лет на 20, а то и вообще остался на уровне СССР.

На пляже в Гаграх

Озеро Рица

Озеро Рица находится в окрестностях города Гагра на высоте 950 м над уровнем моря (дорога — примерно 1,5-2 часа от Гагры). Путь к озеру лежит через живописное горное ущелье вдоль реки Бзыбь. Озеро окружают высокие горы — Агепста (3256 м), Ацетук (2542 м) и Пшегишха (2222 м).

Новоафонская обитель. Новоафонский православный мужской монастырь на склоне Афонской горы построен в 1875 году прибывшими сюда со святой горы Афон иноками русского православного Пантелеймоновского монастыря. Непроходимые заросли этой дикой и пустынной местности были расчищены, и на скалах вырос величественный храм, окружённый жилыми зданиями и хозяйственными постройками.

Новоафонская пещера, или Анакопийская пропасть. Туристов в Новоафонскую пещеру доставляют по узкоколейке. Экскурсия занимает 1,5 часа. Одна из главных особенностей — пещерный водопад неописуемой красоты.

Столица Абхазии Сухуми находится на берегу Черного моря, в 107 км от границы. История города насчитывает более 2500 лет. Из рекомендованных для посещения мест — Ботанический сад, Абхазский государственный музей, обезьяний питомник, Сухумская крепость. В городе до сих пор заметны следы боевых действий 1991 года. Многие здания — в запустении. Пляжи в Сухуми песчано-галечные, в большинстве своем — общедоступные, встречаются «дикие» участки побережья.

Автор: Андрей Пономаренко

Наш Nissan X-Trail на маршруте Сочи — Москва

В Сочи X-Trail попал после перегона форумчанами из Владивостока, а потом оказался в Краснодаре после путешествия на нем Саши Грей. Затем мы снова приехали из Краснодара в Сочи для подготовки этого материала, и уж потом поехали на нем в Москву.

Стартовали, имея на одометре 129 тысяч километров пробега и легкие косметические «раны» от прежних путешествий. Решение единственной серьезной проблемы — неполадки с подключением полного привода — было отложено до лучших времен (об этом — в ближайшее время). Несмотря на нагрузку, выдержанную в предыдущих поездках, русский «Икс» не высказал признаков усталости и без проблем прошел весь путь.

X-Trail сам подсказывает, что нужно взять в дорогу. Выдвижная консоль в задней части салона идеально подходит для небольшого термоса. Скоба на спинке заднего сиденья позволяет закрепить пятилитровую бутыль с водой. Бокс для очков, ящик для карты и атласа, ниши в дверях с подстаканниками для напитков, вместительные карманы задних сидений... И, конечно, просторный багажник. Мы, собрав все необходимое в дорогу, заполнили его едва ли не на четверть.

X-Trail, несмотря на боевое прошлое, на протяжение всего маршрута вел себя безупречно. В горах мы спокойно проходили «серпантины», на прямых участках с приличным покрытием машина также не вызывает нареканий. Двигатель в 169 л.с. вкупе с вариатором позволяет активно ускоряться даже без перехода в «ручной» режим (им так и не пришлось воспользоваться) и без загона стрелки тахометра в красную зону. Но надо сказать, что этот Nissan все-таки не предназначен для скоростной езды, и в этом плане переоценивать возможности автомобиля не стоит. Несмотря на размеченный до 240 км/ч спидометр, ехать с большой скоростью некомфортно и даже опасно — подвеска перестает «отрабатывать» неровности дороги.

Дромоавтомобиль порадовал фирменными фишками. Дополнительные фары дальнего света на крыше позволяют в темное время суток обеспечить почти дневное освещение дороги. Подстаканники с охлаждением напитков — незаменимая штука на южных дорогах. Икс-Трейлы уже минимум пять лет комплектуются системой hands-free. Настройка занимает пару минут, и телефон в поездке больше не надо брать в руки. Поясничная поддержка на сиденье водителя — тоже «подспорье» в дальнем пути.

Причины для недовольства, впрочем, имеются. В районе рулевой колонки у «Икса» что-то дребезжит. К слову, не только у «русского», это проблема всех моделей в 31-м кузове. При трогании с места на малой скорости машину чуть-чуть подергивает, как будто вариатор не сразу «схватывает» нужную передачу. Неточно выдает показания датчик уровня топлива. Из субъективных претензий — лично мое ощущение — на Икс-Трейле зеркала заднего вида «дезинформируют» водителя при движении задним ходом.

Подсчеты по итогу поездки показали, что Икс-Трэйлу потребовалось в среднем 11,4 литра АИ-92 на 100 км.

Трасса М4 «Дон»

Протяжённость федеральной автодороги М4 «Дон» — 1517 км. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута Е115. Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут Е592, от Джубги до Новороссийска входит в состав Е97. От Москвы до Воронежа трасса представляет собой четырехполосную автомагистраль. На участке от Воронежа до Новороссийска идут работы по расширению дорожного полотна, устройству развязок на разных уровнях.

Полезные ссылки:

Полезные телефоны:

Трасса обслуживается федеральной компанией «Автодор». Обо всех замеченных дефектах на дороге можно сообщить по телефонам: 8-495-580 98 41, 8-495-727 11 95.

Телефон экстренной связи: 112

Эвакуаторы:

• Тульская область: +7 4875 46 63 63, +7 910 167 70 00.
  • Липецкая область: +7 903 863 71 74 (Елец), +7 961 602 51 09 (Задонск).
  • Воронежская область: +7 4732 58 66 16, +7 4732 58 90 90.
  • Ростовская область: +7 8636 57 51 36, +7 918 539 54 41.
  • Краснодарский край: +7 918 457 00 00, +7 918 432 32 32.

ГИБДД:

• Московская область. Телефон доверия: 8 (499) 763-11-82, дежурная часть:  8 (495) 688-81-71, 8 (495) 688-64-10.
  • Тульская область. Телефон доверия: 8 (487) 242-55-55, дежурная часть: 8 (487) 236-39-13, 8 (487) 232-45-00, стационарный пост ДПС — 173 км а/д М-4 «Дон»: 8 (487) 452-40-11.
  • Липецкая область. Телефон доверия: 8 (474) 242-39-39, дежурная часть: 8 (474) 242-35-54, 8 (474) 242-35-56.
  • Воронежская область. Телефон доверия: 8 (473) 220-20-60, дежурная часть: 8 (473) 220-20-61.
  • Ростовская область. Телефон доверия: 8 (863) 249-34-04, дежурная часть: 8 (863) 249-34-04, ДОБ ДПС №1 ГИБДД — с 1026 км по 1119 км, г. Аксай: 8 (863) 254-93-44, ДОБ ДПС №2 ГИБДД с 777 км по 1026 км, г. Каменск-Шахтинский: 8 (863) 654-08-19.
  • Краснодарский край. Телефон доверия: 8 (861) 224-58-48, дежурная часть: 8 (861) 233-59-97, 8 (861) 233-82-59.
  • Республика Адыгея. Телефон доверия: 8 (877) 252-49-68, дежурная часть: 8 (877) 253-90-02

Автозаправочные станции по маршруту Москва — Сочи

Несмотря на федеральный статус, на М4 «Дон» не так много по-настоящему хороших заправок, которые кроме бензина могут предложить путешественнику элементарный сервис в виде туалета, кафе и бесплатной подкачки шин. А останавливаться на обочине в поисках укромного местечка, чтобы сходить «по-маленькому», слишком опасно — очень много тех, кто любит обгонять фуры по обочине. Редкие общественные туалеты загажены настолько, что к ним ближе 5 метров подходить страшно.

Всего на трассе от Москвы до Сочи мы насчитали 173 действующих заправки, 50 из которых располагают как минимум комфортным туалетом, а некоторые из них еще и кафе, магазином, терминалом оплаты и банкоматом. Весь список приводить не будем, но отметим самые цивилизованные, на наш взгляд, АЗС.

Первая заправка при съезде с МКАДа на трассу М4 «Дон» — BP (21 км). Здесь есть все: кафе, туалет, магазин, банкомат, расходные материалы. В наличии 98-й бензин класса Евро-5, дизельное топливо Евро-4. Если вы по каким то причинам проскочили эту заправочную станцию, то следующая приличная АЗС (ТНК) будет на 69 км трассы М4 «Дон». Здесь все то же, что и на BP, только дизель отпускают класса Евро-5.

Исходя из того, что следующая заправка может понадобиться километров через 400-500, рекомендуем заехать на АЗС «Лукойл», находящуюся на 539 км трассы М4 «Дон». Здесь можно перекусить хотдогами, взбодриться зерновым кофе, залить в бак топливо класса Евро-5. Следующую остановку обязательно нужно сделать на 1031 км и на примере новенькой станции «Башнефть» посмотреть, как должны выглядеть все АЗС на «Олимпийской» трассе Москва—Сочи. Пожалуй, эта самая симпатичная заправка на маршруте: руководство компании поняло — просто реализовывать топливо недостаточно: каким бы качественным оно ни было, клиент предпочтет станцию с дополнительным сервисом, где можно отдохнуть, пополнить запасы воды, снеков, да и покушать.

АЗС «Башнефть» — пример того, как должны выглядеть все АЗС по трассе М4 «Дон»

С въездом в Краснодарский край качество АЗС резко ухудшается. Можно отметить только большие заправочные станции «Роснефть» на 1117 и 1377 км, в которых есть все, включая банкоматы, однако класс бензина и дизеля низкий — Евро-3. Вообще, «Роснефть» по всей трассе М4 реализует только такое топливо. Стабильнее других из крупных сетей выглядит ТНК (в основном Евро-5) и «Лукойл» (везде Евро-5). Однако тот же «Лукойл» не может похвастаться хорошим отношением к своим клиентам, только на 12 АЗС из 31 есть туалет внутри помещения.

После съезда на трассу М27, которая идет уже от Джубги и до границы с Абхазией, чуть ли не единственная заправочная станции с топливом Евро-5 будет как раз «Лукойл». Отметьте 166 км М27. Кроме Лукойла, из крупных брендов вдоль моря присутствуют только «Роснефть» и «Газпромнефть» (везде Евро-3).

Автор: Николай Назайкинский

1377 Роснефть
 1395 Роснефть    º

На закуску: Еда на юге России

Еда на юге России — тема отдельного рассказа. С учетом национальных особенностей исторически населявших эти места народов, блюда типа «борщ» или «куриная лапша» смотрятся в местных заведениях странно и чужеродно, да и готовят их, по правде сказать, так себе. Но зато «харчо» или «седло барашка» — самое оно. Кстати, свинину (по указанной выше причине) тоже готовят весьма посредственно. Отдельное внимание стоит уделить блюдам из баранины и форели — опять же, обусловлено исторически и этнически — знаменитая кавказская многонациональная кухня знает в этих вещах особый толк.

Хачапури по-аджарски. Вам принесут румяную лодочку из теста («маленькой» считается порция грамм на 400-500, про большие и говорить не стоит — это буквально настоящий кавказский торт) с расплавленным внутри сыром и слегка припеченным, но все-таки «всмятку», с жидким колышущимся желтком, яйцом в центре. Надо оторвать кусочек бортика этой «лодочки», обмакнуть в кипящую лаву из расплавленного сыра и желтка — и в рот. Глоточек красного сухого дополнит картину. Съел кусок такого обжигающего и ароматного блюда, и чувствуешь — жизнь удалась!

Настоятельно рекомендуем путешественникам предпочитать заведения общепита с колоритным говорящим названием, каких вдоль трассы великое множество. «Сухум», «У Давида», «Джан Баклажан», шашлычные всех мастей — пусть вас позовет название. Основное правило — если в заведении питаются местные жители и если безупречно чисто, даже несмотря на скромность интерьера, еда с большой долей вероятности будет тоже безупречного качества. Малейший намек на небрежность — ищем другое заведение для обеда. И пусть вас не вводит в заблуждение статус заведения — иногда в скромной столовой вас покормят так вкусно, что еще потом денек-другой будете вспоминать вместе с попутчиками, что же еще, к сожалению, вы могли там попробовать, но не попробовали. Ценник тоже не показатель. Бывало, наш обед в пару тысяч значительно уступал 300-рублевому перекусу, в который входило, как в фильме «Кавказская пленница», первое-второе-компот, ну и еще пара лавашей с начинкой из адыгейского сыра с зеленью в дорогу.

Стоит обратить внимание на то, насколько официанты осведомлены о делах кухни — могут ли они рассказать: из чего и как приготовлено то или иное блюдо. Как правило, в приличных заведениях (независимо от статуса и сезонности) работают хорошие официанты. Если вы видите, что сотрудник заведения не может дать рекомендаций — не заказывайте ничего, лучше поискать другое место.

вид на пляж где народу тьма, один на другом лежит и мусор везде - удручает.
неужели весь наш юг так выглядит??

Красиво

Стрежевой-70 RUS
Намного интересней этого отчета - https://travel.drom.ru/23964/. Полезной инфы море,к тому же по времени - актуальной.Фильтровать - на долго хватит:)) Удачи Вам.

Михаил424:
вид на пляж где народу тьма, один на другом лежит и мусор везде - удручает.неужели весь наш юг так выглядит??
Имено так он и выглядит!

Когда поеду в эти края, обязательно перечитаю еще разок!

Грустно у нас, и сервис такой же .За инфу спасибо.

Полезный отчет!. У меня противоречивые чувства. И вроде хочу на юг съездить, а с другой стороны испытывать нервы из-за хамства владельцев гостиниц, вечных пробок и ощущения муравейника, пристальных ДПС-ников совсем не хочется. А песчаных качественных пляжей у нас на Байкале очень много, жаль тепло недолго совсем держится. Зато такой толкучки как на юге и в помине нет. За лето можно много раз сбегать - благо до дедушки 150 км. На юг как-нибудь потом, после Олимпиады хотя бы!
Мой отзыв: Kia Besta 1995

Вот, пожалуйста

Ростовская обл.
Да уж, убрать ментов с дорог и насколько легче будет добраться до отдыха, да и сам отдых будет приятней!

Центр России
Много нужной и полезной информации. Возьму себе на заметку.

Перегон Москва — Ростов-на-Дону (1100 км и примерно 13-16 часов пути)ой ли? перед Ростовом на Дону многочисленные пробки и затянувшиеся дорожные работы-ремонты!!!накидывайте 5-6 часов сверху!

полосатые палочки Вам в помощь!!! Ростов на Дону и Краснодар это самые свирепые!!!

подмосковье
Понравилось описание отеля "Созвездие тельца"-2600 р за двухместный номер. Это где-то в дороге, не в городе. Мы две недели назад приехали из Европы и в Праге, к примеру, жили в двухкомнатном номере-"люкс" с завтраком за 1500 р в сутки. А в Кракове вообще за 1000 р в сутки в очень приличном двух местном номере.
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

Формат не удобен читать.
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Правилом хорошего тона - делать точку на карте google в месте достопримечательности. В Сеуле мне это очень помогло...

сделайте за правило
Меняю авто на ишака без пробега по Владивостоку.

Хочу на море, но как представлю сколько народу там на пляже и на трассе, сразу что то желание пропадает!

Хороший отчет, много интересной информации. Пляжи у нас в Приморье поинтересней будут, красивей да и песочек опять же. Приезжайте к нам))) Хотелось бы почитать отчет в таком же ключе Владивосток-Москва. Буду ждать.

Написано объективно, новичкам южных направлений однозначно поможет, правда возникает вопрос: стоит ли ехать отдыхать на стройку. Моё мнение: я бы очень подумал...

Туапсе
..правая полоса уводит в поворот и перед ним отсечена сплошной линией. Тех, кто случайно или намеренно пытается выскочить из правой полосы через сплошную, почти всегда поджидает наряд ДПС..
не понял причём тут сплошная(под коей я полагаю, автор подразумевает лишение). нарушение движение по полосам, это да. причём "особо умные" сотрудники впаривают этот по моему 300-рублевый штраф как лишение.
Мой отзыв: Kia Rio 2013

На наши юга лучше ехать в бархатный сезон - с конца августа до середины сентября. Море еще теплое, народу семейных уже почти нет (школа начинается), на пляжах свободно, цены падают в разы (особенно на жилье), сервис нормальный - т.к. это по сути их последние сезонные деньги и они за клиента уже борятся - и кафешки и мини-отели, и экскурсии - на все можно получить скиду, произнеся магическую фразу "пойду спрошу в другом месте". Да и погода уже помягче, все-таки плавиться каждый день в жуткую жару - это не для всех. Ездил так 2 раза в Адлер (район большого Сочи) - оба раза остался очень доволен. И в Абхазию такой диколй очереди на границе нет опять же.

Читая отчет, так и не понял, как можно было двигаясь со стороны Ростова заехать в Краснодар через Яблуновку?!!) Для этого же надо было мимо Краснодара проехать... А потом говорите, что борщ на Кубани плохой!

SkoroLeto:

Благовещенск-Москв
Кошатник:
А в Кракове вообще за 1000 р в сутки в очень приличном двух местном номере.
тоже недавно был в Кракове, и такая же цена =0 ЭХ Росиия..такие у нас цены
Сейчас Mr-S =)
Мои отзывы: Toyota MR-S 1999, Toyota MR-S 1999

Был туд. Че в геленджик не заехали, кабардинку и дивноморск?
А так- данке за экскурс. Все цивильно расписали.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R 2006

Что за фотоаппарат? Фото классные!
Honda Orthia, EL3 B20B 4WD Богиня
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
Мои отзывы: Skoda Rapid 2015, Skoda Octavia 2010

Ехали неделю назад в Сочи. Что удивило - очень малое количество автомобилей других регионов, едущих отдыхать. В основном местные номера. особо нигде не стояли, пробок почти нет. От Краснодара до Сочи за 8 часов с остановками.

Информация безусловно нужная! Но на 2014 год забудьте это направление! Праздник будет для избранных.
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

То есть летом 2014 надо будет разбирать и вывозить ненужное. Несчастная природа ради одного мига показухи!

Караганда
1. От Джубги до Сочи 31 июля 2011 на "Мицубиси Монтеро спорт" доехали чуть более чем за 2 часа без экстремальной езды. Выехали в 7 утра, сразу после 9 часов - въехали в Сочи. Это я к тому, что есть периоды времени - скорее всего, утренние часы, когда можно избежать пробок.
2. Всё же в Джубге есть свои изюминки. Например, до пляжа можно с комфортом доехать на пароходике по речке за сравнительно небольшую плату.

Андрей Юрич:
Что-то цифры приведены фантастические. Если-бы не ездил ни разу по той дороге, может и поверил бы.

подмосковье
Насчёт платных дорог по трассе М4 "Дон"- участки, действующие построены довольно давно, и их никто при постройке не планировал делать платными. Но в нашем мудром руководстве нашёлся кто-то, кто придумал поставить шлагбаумы и будки для оплаты.Так все дороги в России можно сделать платными.

подмосковье
Насчёт бюджета поездки. Мы проехали по маршруту Москва-Брест-Краков-Прага-Вена -Дрезден-Вроцлав-Варшава-Москв а- 5050 км. Потратили 14 дней. Одну ночь ночевали в машине, остальное время в мотелях и автокемпингах и гостиницах. Бюджет с бензином, страховкой, проживанием ,питанием,посещением музеев, картинных галерей и покупка сувениров составил 48600 .По сравнению с четырьмя днями в поездке в Сочи за 22400 руб, это , я думаю, немного. И бензин у нас шёл 95-й полпути по 30-31 рублю и полпути по 56-58 руб за литр. Нормальная цена за хороший обед за двоих- 8-10 евро в Европе. Я ещё в 2002-м году сделал для себя вывод- не ездить на наши черноморские курорты. Дешевле за границей отдохнуть и качество отдыха будет на порядок выше.

НВ-Краснодар
Очень информативно. Молодцы,

На наши юга вообще лучше не ехать, по возможности...
Не обязательно ездить только на наше Черное море - одно другому не мешает )) Сам много где был, но и у нас мне нравится - особенно когда на машине путешествуешь, хотя на вкус и цвет все карандаши разные

Зачетненко , фотки отличные, много полезной информации!

На наши юга вообще лучше не ехать, по возможности...
А куда же ездить? На чужие юга? Не забывай, что не все себе это могут позволить, причем не по финансовым критериям, а по иным обстоятельствам. Поэтому и ездим на наши юга, какими бы они плохими не были.

Краснодарский край
Андрей Юрич:
У вас на вашем Монтеро пропеллера на крыше нет? Почти 200 км по горгым серпантинам за 2 (!) часа?
— Ну, хочешь «Жигули»? Представляешь, такой маленький, а уже — «Жигули»! ( Гостья из будущего )

Андрей Юрич:
От Джубги до Сочи 31 июля 2011 на "Мицубиси Монтеро спорт" доехали чуть более чем за 2 часа без экстремальной езды. Выехали в 7 утра, сразу после 9 часов - въехали в Сочи..
Это невозможно. Каждый кто хоть раз там ездил согласится. Даже от туапсе до сочи за 2 часа не доедешь, не говоря уже от джубги. Если только вы не Себастьян Льоб.

Алматы-Кемерово
Настоятельно рекомендую НЕ отдыхать на "курортах" Краснодарского края и Кавказа.
Пока вы ездите туда и согласны на такие цены, "сервис" и "гостеприимство", местным жителям нет никакой мотивации что-то улучшать.
Только заграница. Да и все, наверно, уже по разу-то были на Кубани, этого вполне хватит, а в мире еще тысячи неизведанных уголков.

Дмитровский район
туда еще кто-то ездит ?)))

На наши юга вообще лучше не ехать, по возможности...
А куда ехать отдыхать? Не на наши юга не все могут поехать по разным причинам.

asvomed:
438vzlet:
Хотел только совет дать, когда лучше выезжать из Джубги, а уже мою машину с Карлсоном сравнили, а меня - с чемпионом мира по ралли. Во-первых, почти 200 - понятие растяжимое. Думаю, км. 30 скинуть можно. Во-вторых, не за 2, а более, но уже точно, менее, чем за 3 часа. Что меня тоже несколько удивило, потому что про дорогу наслышан был Но, повторюсь, ни одной пробки не было. В-третьих, если дорога позволяет, всегда стараюсь выдержать среднюю скорость около 90 в час. На сопку - 70-80-90, с сопки - 120-130. Ну и, в четвертых, не буду скрывать, приходилось нарушать не только скоростной режим - на сплошную тоже не смотрел, а гаишники еще спали или у них пересменка с 8 до 9 была! Ах, да, в-пятых - ММС - машина просто приятная во многих отношениях! И пропеллера не надо!

Улица Тверская
...ушёл в неизвестность курировать местность

Анапа
а шо про анапу не сказали? геленджик?
ML350- Touareg V8-BMW X3

Zantetsu:
....прочитал.. .как будто по заказу написано все. Люди! сочи и все, что рядом - полный отстой! отдых для тех, кто слаще морковки ничего не кушал!!! делайте загранпаспорта, рассчитывайтесь с долгами и езжайте в нормальные места: Испания, Греция. Кавказ - одна сплошная помойка! Был там не давно в командировке, в сочи...еслиб не дела, хрена лысого я б туда поперся...море грязное- шприцы, прокладки, еда отвратная, все нужно запивать крепким алкоголем, чтобы не травануться, дорог нет вообще! местные так и наровят чтонибудь впарить и делают это очень навязчиво, сервис -да его нет, в принципе! только местные армяне более менее адекватные люди попадаются...а в остальном - один негатив! про олимпиаду - все вранье! долгострой, все разворовано...вывески новые налепили и щиты, вот и всех делов. Граждане! берегите свои нервы! отдыхайте заграницей!
Вот насчет по заказу, я с вами, пожалуй, соглашусь - но не про наш юг, а просто слишком много мест автор рекламирует, кормили и спать оставляли его там чтоли за рекламу нахаляву? Насчет ценика на жилье все уже сказали выше )) Насчет помойки... Вы вот где в Греции и в Испании были, мне интересно? В Метеорах ночевали? Шампанское у храма Посейдона свесив ножки вниз пили? В Коста-Браве променадили? В Фигерес катались, в Барселону, Мадрид? Негатив в ваших словах и отношении к жизни и людям, ИМХО, вы в любом яблоке найдете червяка. "Отдайте долги и..." у нас в стране есть оч много людей по секретке, с судимостью и т.д. которые не могут выехать, вы об этом не знали?

Октябрьское
kalьyan:
Это сделано было однажды в Украине Ющенко, потом опять повылезали - племя паразитов неистребимо.

оренбург
в этом году попробывал у себя на даче покурорствовать.птички,кондёр, бассейн надувной.отпуск кончается а отпускные ещё не трогал,экономия,но вспомнить нечего!друзья сьездили в сочи,впечатлений набрались.все рассказы про гаи и про то как обули,обобрали в местных заведениях.мне завидуют.больше говорят ни ногой.господа владельцы кафе,параходов,гостиниц,помнит е главную заповедь_жадность фраера сгубила_и вас погубит.закон природы не отменишь.
левый руль удобнее..есть куда печень положить.

paravoz:
....отпуск кончается а отпускные ещё не трогал,экономия,но вспомнить нечего!
Вот так и жизнь пройдет. "Отпускных" в кубышке много накопится, и дача благоустроится еще сильней, а вспомнить будет нечего. Обнаружится, блин, что и кубышку с собой не возьмешь. Зачем жил? Зачем копил?

Андрей Юрич:
На поджаром спорте при его тракторном обороте руля, на серпантине, на таких скоростях?
Руки пропеллером не стали? Кому и чего Вы доказывали?
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

Есть информация о том, что иногородним авто доступ в олимпиадное время будет закрыт. А Сочи длинное. Хотя летом 2014 проблем с доступом может и не быть. Сезон год кормит!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

Это не отчет, а инструкция. Все четко, ясно и толково. Спасибо за инфу.

Снежинск
С удовольствием прочитала и прочитаю еще раз, потому что много полезной для меня информации. Читается очень легко, спасибо!

)))))))))))))))))))))))))))))) )))))
пока сам не проедешь-никакие инструкции не помогут,всё познаётся на личном опыте

Вологда
река Шахэ - несущая лошадей... места красивые да жаль сервиса никакого. ездили в прошлый год на машине, в бархатный сезон. оставили на двоих 40 тыр на все -провсе. понравилось наверно не сам юг, а больше самостоятельная поездка на авто.
продаю Сузуку Култус Вагон, 2001, 1.5., 120 т.км., 190000 руб., 8309431.drom.ru

Да наши курорты, не айс (((

Абхазия - самая живописная. остальное - так, не впечатлило.

paravoz:
а главное - кому как, а по мне автоотдых - это не отдых. устанешь как собака, и нет ощущения, что отдохнул.

Хороший отчет, мне понравился, все четко и лаконично. Тем, кто впервые соберется будет ОЧЕНЬ полезно! Сам много раз отдыхал на курортах Краснодарского края, Но уже не хочется туда.. Действительно, сервиса мало, море с какашками, еда никакая( специй бухают, аж до тошноты, это далеко не искусство кулинарии), и т.д. и т.п.

Нерюнгри
Среднестатистическая семья из трех человек потратит на авиабилеты Москва — Сочи — Москва примерно 30 000 рублей.
Это на чем Вы летаете ? Купил билет в Сочи с Москвы на 26 августа за 3800.
Купе стоит 7500,так,что дешевле самолетом.
Чем больше я узнаю людей , тем больше мне нравятся собаки.

Jakut60:
Среднестатистич еская семья из трех человек потратит на авиабилеты Москва — Сочи — Москва примерно 30 000 рублей.
Это на чем Вы летаете ? Купил билет в Сочи с Москвы на 26 августа за 3800. Для поездки с меньшим комфортом на поезде потребуется примерно в два раза меньше (плацкарт) либо почти столько же (купе), но времени на это уйдет от 24 до 40 часов.
Купе стоит 7500,так,что дешевле самолетом.
В летний сезон авиабилет Москва -- Сочи -- Москва стоит от 10000 руб. Варианты, конечно, возможны, но это, скорее, исключение, а не правило.
Шеф-редактор Дрома. Иркутск — Москва — Абрау-Дюрсо.
Мой отзыв: Mitsubishi i-MiEV 2012

Yuta:
Еда на юге России — тема отдельного рассказа. С учетом национальных особенностей исторически населявших эти места народов, блюда типа «борщ» или «куриная лапша» смотрятся в местных заведениях странно и чужеродно, да и готовят их, по правде сказать, так себе.Тогда уж, автор, уточните: что вы понимаете под "югом России", если вы там не могли поесть нормального борща? Или для вас "юг России" - это побережье Черного моря?
Какими-то кругами петляли, еще и через Козет. Зачем же так людей тупить? А именно приличных кафешек в крае наверное побольше чем в Москве, просто не знаете, спросить нужно было.

Андрей Юрич:
За три с Джубги до Сочи? Из области фантастики! Там негде ездить 120-130, так же как и 80-90, хоть на Ламборджини. На этой дороге равны все, и спорткары и запорожцы. Даже при отсутствии движения - часа четыре. Сам зависал и на 12!

CCCP
Аж самому прокатится захотелось )) По хорошей дороге такое путешествие просто наслаждение. Надеюсь в августе смогу вырваться и рвонуть на юг хоть на недельку. Самолётом быстро и комфортно, но на машине это почти всегда превращается в приключение которое еще долго хранится в памяти

Андрей Юрич:
После 9-00 въехать в Сочи очень проблематично (на Мамайке).

Zantetsu:
Ага, съездили в нормальное место- в Грецию- приехали- отель который бронировали за 2 месяца- закрыт на ремонт, принимающая сторона предлагает отель за 100 км от того места где планировали, ругались до вечера- ребенок весь измотался- поселились уже в первый попавшийся поближе к тому месту где планировали- нервы все испорчены- весь день на жаре в чужой стране - даже присесть было негде- у себя на побережье уже бы плюнули и куда-нибудь сами пристроились, отдали за поездку 81000 руб( за 2 взрослых и один ребенок) поесть дорого- нормальный ужин на троих без спиртного 30-40 евро- все больше туда ни ногой (были на майские праздники) , пляж отмеченный флагом юнеско- узкая полоска песочка- после наших шикарных пляжей( можно найти и у нас шикарные- места знать надо) соовсем не впечатлив- а цены по сравнению с нашими гораздо выше

В общем и в это лето поедем, поглядим своими глазами. )
Ford Focus II хетчбек 2006 - 2010
Nissan X-Trail II 2011
Nissan Pathfinder 2013 LE
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

рядом
"Сочи не Могочи". Не забывайте, что мы РУССКИЕ и отдыхать хотим на нашей земле.
He-rm-es:

рядом
А отзыв хороший. Вполне пригодится всем кто выбрал это направление. Профессиональный подход к порученному делу.Foreva!

БРЭДПИТ:
Плюсану

Информация конечно полезная кому то только делать там нечего.....,и ехать часов 20 какие 2 дня........

буквально неделю назад озвращелся с юга этой же дорогой. По трассе Дон ехал от Москвы до Ростова. Трасса очень неплохая, за исключением 2-х мест Лосево Воронежской области и Тарасово, это по моему уже в Ростовской. Пробки по 5-10 км, по словам дальнобойщиков это происходит каждый день.
Участки платной дороги -это конечно что-то. Дорогу просто перегородили постами оплаты и понатыкали камер. Качество абсолютно не отличается от догоги до и после платных участков (правда оно достаточно неплохое). В результате скорость на платном участке только падает, идешь уже строго в рамках правил. Да и стоимость проезда -для таких как я, кто раз в год ездит 60 и 30 рублей не такие деньги о которых будешь переживать, в вот для тех, кто ездит постоянно сумма весьма ощутимая, особенно для фур, которые платят уже по 240 рублей а не 60.
Большого количества полиции я не заметил, возможно потому, что после Ростова ушел в объезд Цукеровой балки (что правда не спасло меня).
Гораздо больше сложностей в поездке для меня доставил объезд Москвы. Трассы А107 и А108 полностью перегружены, на преодоление 100 км требует 5-10 часов.

Примерно так, но до Олимпиады там делать нечего.

не читал, но был там)))

Инфа полезная и для тех, кто за 20 часов пути останавливается только у туалетов, и тем, кто может денек-другой погулять по Ростову или Горячему Ключу.
А вот отрицалово отечественных мест отдыха воинствующими эстетами напрягает. На Красном и Средиземном морях вода может и чище, но добираетесь вы туда самолетами, а дромовский сайт не для летчиков. В Шарме в километре от берега свалки вдоль дорог, на улицах (кроме самых центральных) пыль и грязь. Во многих турецких отелях дополнительную плату за номер начинают клянчить уже при заселении и в итоге могут кинуть почище, чем в Сочи. Плюс везде опасность исламской бузы. В Абхазии на стоянке могут разбить боковое стекло из-за копеечной пляжной сумки и даже если ворюгу зафиксирует регистратор, в милиции пальцем не шевельнут. В Крыму в сентябре, когда толпы немного редеют, море уже холодное, придорожные дайцы наглеют год от года, да еще маета на пограничных переходах.
Просто заранее выбирайте гостиницы, кафе, не питайтесь в засиженных мухами забегаловках, уезжайте от грязных пляжей (вы же на авто!) и вы отлично отдохнете в Краснодарском крае.

проехали бы в 2011 ...вокруг воронежа одна сплошная пробка... да водители у вас те ещё ...2000 км за 28 часов в одного...

Очень информативный отчёт-ощутимая помощь для автопутишествия. Тёплого моря Краснодарского кр. явно не хватает для большой страны, отсюда заоблачные цены на всё, пробки на дорогах и большой приток одыхающих в летний сезон. Нет альтернативы из-за климатической зоны России.

народ, о чём речь вы же и засераете пляж и окресности наших курортов, а потом жалуетесь. Сочи между прочем единственное место в мире где можно покататся на лыжах а через 30 минут купатся в море. В людях патриоты умерли давно, просто привыкли относится ко всему Российскому принебрежительно. Я сам родом от туда но по воле судьбы живу в Томске и поверте курортники вы и десятка процентов не видели красот Сочи и его окрестностей, кто из вас поднимался в пеший поход на Эльбрус или хотя бы на Ачишхо, ловил Фарель на Мзымте. Россияне подвержены заподному влиянию. А теперь о авторе, я каждый год езжу на автомобиле из Томска в Красную поляну (4800км) и половину из подготовок о чём вы пишете делать нет необходимости, навигатор вообще не нужен, а серпантин нужно проходить ночью. Что касаемо еды и воды всё есть в придорожных магазинах которых дикое множество на трассе
Мой отзыв: Subaru XV 2012
G38

Качественный, информативный, профессионально написанный отчет - не сравнить с отчетом добровольцев, гнавших его из владика. Уверен, 90% информации еще долго будет актуально. Спасибо

Мазутчик:
Истинная правда. Так и делаю.

ну куда без пива!?!

Славянск-на-Кубани
Crayna:
Zantetsu ....прочитал...как будто по заказу написано все. Люди! сочи и все, что рядом - полный отстой! отдых для тех, кто слаще морковки ничего не кушал!!! делайте загранпаспорта, рассчитывайтесь с долгами и езжайте в нормальные места: Испания, Греция. Кавказ - одна сплошная помойка! Был там не давно в командировке, в сочи...еслиб не дела, хрена лысого я б туда поперся...море грязное- шприцы, прокладки, еда отвратная, все нужно запивать крепким алкоголем, чтобы не травануться, дорог нет вообще! местные так и наровят чтонибудь впарить и делают это очень навязчиво, сервис -да его нет, в принципе! только местные армяне более менее адекватные люди попадаются...а в остальном - один негатив! про олимпиаду - все вранье! долгострой, все разворовано...вывески новые налепили и щиты, вот и всех делов. Граждане! берегите свои нервы! отдыхайте заграницей!
А мне в Греции на о.Крит очень понравилось. Всё было очень хорошо, начиная от отеля Bali Star 3* и кончая едой в тавернах и чистыми пляжами в небольших бухтах в Бали (о.Крит). Самый дорогой обед был в таверне на о.Санторини на пляже Периси - 25 евро на двоих без спиртного. В марте-апреле этого года были во Вьетнаме. До сих пор под впечатлением от моря и обслуживания (впечатления положительные). Соглашусь, что у нас в крае есть хорошие пляжи, но очень сильно напрягают шлагбаумы на каждом съезде к морю со сборщиками денег. Услуги на таких пляжах ограничиваются ,как правило, вонючим туалетом типа "сортир". Если Вы снимаете жильё, то за стоянку для автомобиля нужно платить отдельно. Я брал машину на прокат в Греции и оставлял на стоянке отеля бесплатно. Пока наши курорты уступают по качеству и даже цене зарубежным и это факт. Но это не значит, что тот кто приехал на отдых в Краснодарский край глупее, беднее и т.п.. Правильно писали некоторые, что на подобный отдых могут быть весомые причины. Может это и не патриотично, но мой отдых на побережье Краснодарского края ограничивается пока одно-двухдневными поездками.

Face Time:
Руки пропеллером не стали? Кому и чего Вы доказывали?
Алексей333:
После 9-00 въехать в Сочи очень проблематично (на Мамайке).
Извините, авторы отчета, что разводим дискуссии - доехать от Джубги до Сочи меньше, чем за три часа или нет?
1. Я уже в таком возрасте, что себе и другим всё доказал (женщины не в счет!).
2. Имею стаж вождения более 40 лет (безаварийный) и, быть может, поэтому нутром чувствую и авто, и дорогу, и где можно 130-140, а где - 30-40.
3. Не понимаю, что такое "поджарый с тракторным оборотом руля". У меня - "Мицубиси Монтеро спорт" из США 2002 года - почитайте про него, если что непонятно. Но 180 л.с. даже при автомате позволяют двигаться очень эффективно.
4. С учетом вышесказанного готов для отдельных недоверчивых товарищей провести курс НЕэкстремальной езды.
5. И, еще раз подчеркну: выбирайте правильное время и свой режим движения. Например, днём 05.07.11 от Челябинск до Уфы немало нервов попортил. Обратно прошел Урал 06.08. ночью абсолютно спокойно, без нервотрепки и раза в два быстрее, за... Нет, не буду устраивать новые дискуссии!
6. Ну, если и сейчас что- то непонятно, прошу прощения за своё недоходчивое многословие и желаю некоторым авторам всё же быть чуток щепетильнее в выборе лексики для выражения своих мыслей (см. выше).

Андрей Юрич:
1. Я уже в таком возрасте, что себе и другим всё доказал (женщины не в счет!).
Восемь лет езжу в Сочи раз в неделю, и Краун был с 200 л.с., и Камри 167, и Камри 181 сейчас. Рекорд 3ч 40мин. лет 7 назад, зимой, и движения такого не было раньше. Никто еще не говорил, что я тошню по трассе. И динамика любой из названных авто даст фору Монтеро Спорт.

Мост на шлюзе краснодарского водохранилища не ремонтировался с момента постройки. В этом году ремонтируют одну полосу и очень капитально. Должны были сдать 10 июня, но не судьба:)
Вторую полосу начнут делать в сентябре. Так что это врменно.
Объект федеральный, ремонт капитальный, по хорошему бы все перекрыть и обе полосы сделать, но тогда народ не поймет:)

Бывало за 40 минут от джубги до краснодара доезжал, но это в несезон и кстати на пруле:)

Anton-l:
А за 2 с копейками часа от Джубги до Сочи в сезон слабо? Вот и мне слабо! От Лазаревки 2 часа в сезон норма.

Алексей333:
Официальные данные по расчету движения от Джубги до Сочи: расстояние 167 км., время в пути - 3ч. 56 мин. Неужели час нельзя нигде "скушать"?
Алексей, не обижайтесь на мою настойчивость. В своем отчете я написал тоже самое - по времени. Но никто и слова не возразил.
Хорошо, пусть я даже как "удачливый" рыбак развел руки в два, в три раза шире, чем есть на самом деле. Но неужели будете спорить, что, "кто рано встает, тому Бог даёт?" Я был несколько дней в Джубге и видел, какие бесконечные пробки в обе стороны возникали часов эдак с 11 дня. А цель, повторюсь, авторов отчета оказать максимальную помощь автопутешественникам. Поэтому каждый имеет право на какую-то подсказку.

Андрей Юрич:
Не вопрос. Час "скушать" напряжно. За "рано встает", а лучше "не ложится" двумя руками! Всегда выезжаю на Сочи в полночь и тогда нормально, если протупил и не успел до 7-00 въехать - труба, +1,5-2 часа. Обид нет, не спора ради, истины для. Просто может кому пригодится.

Магадан-Краснодар
Кстати, сейчас 14.07. 22:55 друг стоит уже час в Лермонтово на Краснодар без движения практически и конца пробке нет. Воскресенье!

Да на машине прокатиться это класс! МОЛОДЦЫ .

Андрей Юрич:
Не верю!!!180км. по серпантинам за 2часа - это не просто быстро - это бешенная езда, с риском для жизни! Если только до границы Большого Сочи - Магри (там тоже есть надпись СОЧИ)

Пан-спортсмен:
160 км

Пан-спортсмен:
Наверняка до Магри. А я не разобравшись человеку объясняю за нереал!

Два дня назад приехал в Геленджик. Трасса Москва Ростов конечно красивая где сделанная но успеют ли ее до олимпиады доделать это вопрос. А так ... Попал в пробку за 200!!!!!!!! Км до Ростова. Полз всю ночь. Так как все кемпинги забиты друзьями по несчастью. Вроде немного рассосалось за Ростовом но не надолго. До Краснодара такая же тягомотина. Люди ездят по полям сбоку от дороги. Есть участки где еще не начинали вынимать грунт для подушки а уже середина лета. До дождей осталось два три месяца. Думаю что обещания сделать трассу к олимпиаде ..... Посмотрим.
Естима AHR20 3.2010
Мой отзыв: Toyota Prius 2009

Шикарно!)

Очень познавательно. Скоро поедем из Сибири. Читаю все отчёты в этом направлении. Большое Всем спасибо. По возвращению сам напишу обязательно.

Отличный отзыв!
пляжи попадаются действительно грязные,бутылки пачки от сигарет и тд
мы только,что побывали на Таманском полуострове,весь объездили-супер,
между Голубицкой и Пересыпью (азовское)есть базы отдыха,очень чистые пляжи,до моря 30 шагов,народу мало ,вода чистая в море,в Темрюке всегда свежая рыба вроде пеленгаса,толстолобика и др
музей военной техники просто супер,ничего подобного не видел,для детей здесь классно море не сразу глубокое,дно песок,персики местные супер,
вино на мой взгляд лучшее от Фанагории,который в Сенном,купажные бутылки в стекле -отлично,побывали на многих винзаводах на полуострове,Кубань-вино жесть в Старотитаровской..
на черном отличное море в Веселовке,красивое море,очень широкий пляж на много км,для детей и не только просто идеальное место..,но нет туалетов!! магазины оч маленькие,до Тамани около 20 км,там есть все..
а если дальше ехать,то отличное море на Широкой Балке рядом с Новороссийском,вода очень чистая ив сентябре и сейчас тоже,только вернулись оттуда,чистый пляж,но маленьким детям не очень здесь хорошо,глубоко..Джубги,Сочи и др жесть,грязъ ..

Зеленоград
Хороший и полезный отзыв! Спасибо!
Перед путешествием внимательно изучил.
Вчера вернулись из Туапсе. Ездили по вышеупомянутой М4-Дон. Добрались за сутки с остановками на туалет и поспать на часок. Ездили с женой и двумя детьми (сын 6 лет и дочка 1,5).
Сделаю акцент для путешественников с детьми.
Как некоторые считают, обустроить уют и развлекуху для детей, посредством ползания и болтания детей по салону авто, типа ШТОБНЕСКУЧНО - опаснейшее заблуждение! Дети были пристегнуты всю дорогу, айпад с мультиками и играми, конфетки-печеньки и сон :) Уточню, что дети, как и мы, впервые в таком долгом сомостоятельном путешествии и поведение и реакция их были не известны. Самое долгое для них до этой поездки, была дорога в деревню (120 км).
Ехать на скорости 130 интересно, проезжать красивые места приятно, но сон и усталость от долгого пути дают о себе знать. Я считаю что лучше не гнаться за временем и не испытывать судьбу. При первых признаках усталости лучше остановиться, сделать несколько наклонов к ногам, чтобы кровь прилила к мозгу и обеспечила нормальную реакцию и своевременное принятие решений за рулем. Умыться, частично намочить одежду и волосы. Мне еще очень помогало походить босиком по траве и поделать растяжку. Если хотите пекусить, то сильно наедаться не стоит, это вызовет сонливость. Под рукой я держал пару бутылок воды и всякую мелочь, типа сушек. На пути туда, от незнания раскладки сил последние км 300 было сложно. Зато на обратном пути я проехал почти 1000 км без признаков усталости вообще! А когда начал засыпать открыл для себя чудесное средство - семечки! :) Приладил бутылку с широким горлом и было удобно и безопасно!
Очень удобно было ехать с радардетектером, можно не переживать по поводу камер. С другой стороны если не нарушать, то и штраф платить не придется. Также использовали рации Midland G9 (ехали на 2-х машинах). Переговаривались в радиусе 2-х км не тратясь на сотовую связь и не отвлекаясь от телефонной навигации.
Придорожными кафе не пользовались, чего советую всем. Не известно какая там еда и как поведет себя организм в замкнутом пространстве авто вынужденно долго. Тем более дети. Решение по питанию было следующим: термо-сумка с замороженными дома в морозилке специальными емкостями с жидкостью. И можно смело брать молочку, йогурты и не опасаться что прокиснут. Кроме того, можно охлаждать воду. Такая система работала часов 12 как минимум, потом в сумке было просто прохладно.
В населенных пунктах не останавливались, хотя в следующий раз обязательно запланирую прогулку в крупных городах, в этот раз просто хотелось скорее добраться, особенно на пути к морю.
По поводу отдыха в пути. На заправке нам поспать не дал охранник, вроде как не положено по пожарной безопасности. Безопасно останавливаться (особенно в ночное время) в специальных карманах со знаком парковки при наличии таких же сонных машинок или в близости ДПС.
Доехали до Джугбы уже ночью, серпантин не сильно напряг, т.к.асфальт свежий и ровный.
Брал на всякий случай канистру бензина, можно было и не брать, заправок достаточно.
Всегда езжу с сумкой необходимых инструментов, лампочек, литра масла и антифриза и всяких мелочей для авто на всякий случай. Пригодилась только лампочка габарита.
М4-Дон очень популярная трасса с хорошим асфальтом, смело можно ездить на дальняк.
Свой отзыв я написал здесь в подтверждение изложенных автором моментов и тонкостей путешествий на дальние расстояния.
Подведу маленький итог:
1-дети всегда пристегнуты в своих креслах;
2-наличие сумки-холодильника обеспечит безопасность употребления молочных продуктов;
3-наличие запасных ламп, ремней, инструментов, жидкостей (на всякий случай);
4-препараты от укусов насекомых, оклиматизации и расстройств жкт, таблетки от головной боли и жара;
5-обязательный сон (от получаса до 1,5-2-х часов отдыха от вождения);
6-по возможности избегать придорожных кафе;
7-подготовка авто (проверка тормозов, колодок, ремней, жидкостей и света).
8-выспаться перед отъездом.
Желаю всем, кто собирается в дальние путешествия легкой дороги, не нарушать ПДД, беречь себя и своих пассажиров, смело брать детей и отдыхать на море, преодолевая расстояние на своем железном коне! Удачи!!!
Семья из Зеленограда.
с ночевкой из мск в сочи, смешно, я с ижевска 2400 отмахал без сна с 2-мя остановками на поесть.
qwerty_24rus
Гагра там одна, так, что в Гагре )

Игорь Подсевалов:
Молодец старик!!!Репортаж реально не проффи написан.Они до Ростова доезжают и спать себя кладут((((Скажу так-- останавливайтесь пореже для пи-пи и за 17 часов со всеми собл. ск.режима доедете до моря ,там купнуться и к Сочи.И еще держите комфортную t в салоне и не дышите пылью и приедете как "огурчик" (если вы не "дед" совсем)))
Пусть будут разные авто
Мой отзыв: Ford Mondeo 2008
Долгопрудный
Спасибо ! очень информативно!

Внимание! При подъезде к Сочи, особенно если движение в ночное время, опасайтесь ГИБДД!!! Резкий подкат сзади и через минуту красно-синие мигалки в совокупности с громкоговорителем заставят Вас остановиться, прижавшись к обочине. Далее перед Вами будет разыгран спектакль с "хорошим" и "плохим" полицейским, якобы Вы уже сильно устали, наезжаете на серпантине на сплошную линию, и грозит за это лишение прав на пол-года с последующей пересдачей, через девять дней к тому же судья по месту жительства Вам вынесет приговор! Прожужжав в кромешной темноте заученный монолог, предварительно усадивши Вас на переднее правое сидение служебного автомобиля, здесь же будет предложено решить вопрос всего-то за 50 000р. Торгуйтесь! Мне 12.05.2016г. в 4ч утра удалось сбить взятку должностному лицу (плату за проезд оборотням в погонах) (бандитам с большой дороги)... до 10 000р.! Конкретно было так же разъяснено местонахождение ближайшего банкомата и место передачи выкупа за изъятые документы! Обращение на "Горячую линию" - глас вопиющего в пустыне... даже запись видеорегистратора никому не нужна...
Очень подробный отзыв. Только нужно учитывать, что летом перед Джугбой могут быть большие пробки. В отзыве указано, что там может быть транспортный коллапс днем. Там коллапс может быть не только днем. Я тоже ездил в Сочи на машине и пытался Джугбу объехать. Мой отзыв http://cartrek.ru/2016/11/na-mashine-sankt-peterburg-sochi/

г. Красногорск (Красногорский район)
Ездим на машине ежегодно, объехали весь Краснодарский край, в этом году собрались в Абхазию! Вы уж извините статья похожа на заказную, так как ссылки на все магазины и гостиницы обычные туристы не пишут. И не останавливаются в городах и пригородах на недельку другую , что б доехать о моря.И не пишут таким языком ; -Северо-Восточный боковой бассейн Черного моря! У большинства две недели на отпуск, и нет времени ездить по городам и сёлам.
Ёжик Колючий
Такая же ситуация была, но на выезде из Сочи днём. Дпс- ники остановили, Пугали лишением прав, что придётся эвакуатором машину везти до Орла и т.п. Видеозапись нарушения не показали, грозили отправить материалы в сочинский суд...и когда мы решили ехать в суд - внезапно отпустили. Вот это спектакль! Да, просили 50 тыс, в итоге не получили ничего. Вот и отдыхайте россияне на своих курортах после этого?

Останавливались в гостевом доме в Воронежской области, Богучарский район, хутор Дядин. Очень гостеприимные хозяева, даже предложили покушать( естественно за небольшую плату) В домике очень чисто, все удобства. Парковка во дворе. Есть беседка. Остался номер: 89204247811

Вообще-то в Сочи есть песчяанные пляжи, и их полно! Лазаревское-ох какой грязный район и море! Сидят друг у друга на головах и везде мусорят. Адлер- отдельная история. Захламлён армянскими типа отелями и гостиницами, торгашами до безобразия. Море грязное! Самое чистое море это Хостинский район и более-менее Лоо и Дагомыс. Как местный житель говорю.

Борис Соколов
Вот здесь https://visasam.ru/samotur/marshrut/moskva-sochi-na-mashine.html рассказана поездки в Сочи по маршруту Москва-Видное-Домодедово-Большие Плоты-Новочеркасск-Весёлая жизнь-Адыгейск-Джубга-Сочи.