|
Первый раз я побывал в Китае 4 года назад. Проехал от Пекина до Шанхая, заодно осуществив давнюю мечту о посещении Гран При Формулы-1.
Тогда на меня всё произвело огромное впечатление. Красивые современные здания рядом с традиционным китайским колоритом, великолепный автодром, аэропорт, метро, скоростные поезда, активно развивающийся местный автопром и т.д. В общем, промышленный, деловой, культурный и спортивный Китай я увидел. Теперь же настала очередь семейного отпуска у моря, и мы отправились на НГ-каникулы в популярный курортный центр, в г. Санья, на о. Хайнань.
Сами китайцы считают его самым красивым и чистым местом не только в Китае, но и вторым по чистоте в мире. Неудивительно, что самих китайцев среди отдыхающих там большинство. А россияне уверенно занимают второе место. Это направление стало популярным у нас относительно недавно. А уж после проблем у Египта и Турции стало одним из самых востребованных. По цене это тоже был самый приемлемый вариант путёвки с детьми, учитывая что это Новый год.
К счастью, китайцы абсолютно ровно относятся к нашему календарному Новому году, ведь у них есть свой. 1 января все они, как обычно, вышли на работу, с традиционными мотивируюшими громкими «кричалками» на улице в 8 утра.
Но меня везде, где бываю, всегда очень интересует вопрос транспорта. Можно ли взять машину в аренду, куда можно съездить самому или на общественном транспорте или такси. На чем ездят местные жители — тоже всегда один из самых интересных моментов, об этом и постараюсь рассказать сейчас.
Из Красноярска до г. Санья лететь примерно 6 с половиной часов. Авиакомпания iFly, как всегда, «порадовала» древними и тесными самолётами.
Санья… Порядком на улицах можно только восхищаться.
Удачно выбрали отель, бухта рядом, все магазины и кафе тут же и до основых достопримечательностей недалеко.
Это, конечно, не Пекин или Шанхай, движение на улицах и перекрестках намного спокойнее.
В первый же выход на улицу обратил внимание на эти необычные оранжевые велики.
Это явление называется байкшеринг — система проката велосипедов без базовых станций. Это совершенно новое явление в мобильности передвижения. Легко и доступно. Распространены они повсеместно в крупных городах Китая, а также в Сингапуре. Велики стоят на каждом углу, свободные можно найти с помощью смартфона, им же и оплатить пользование. Специальный блокиратор заднего колеса не даст угнать велик просто так, а GPS приемник да и сама идея простого и дешевого транспорта для всех сводит к нулю затею с его похищением. Сами велики очень простые по конструкции. Это не спортивный, не горный, а скорее прогулочный велик. Рассчитан он на обычные возраст и комплекцию. Но долго ехать на таком не очень удобно.
Многие города страдают от загрязненного воздуха, поэтому в целом для Китая байкшеринг это очень нужная штука, т.к. позволяет разгрузить трафик на дорогах и уменьшить количество выхлопных газов от автомобилей. Для жителей крупных городов текущая стоимость аренды и величина залога небольшая. С одной стороны, они очень удобны, когда захотел, тогда и сел на велик, и оставить можно в любом месте, с другой стороны, не всегда уверен, что сможешь найти велик, особенно вечером или утром.
Но главное средство передвижения у простых китайцев — это, конечно, скутеры!
Скутеров здесь едва не больше чем самих китайцев, миллионы!
Правда, не всегда бывает удачно выбрана парковка.
Даже коммунальные службы не обходятся без них.
Это «баба Яга» по-китайски, убирает мелкий мусор с улиц и тротуаров.
Скутеристам всегда есть о чем поговорить.
Словно рой шмелей налетают к перекрёсткам и организованно ждут своего сигнала.
Но мы же с вами на дроме, поэтому машины на улицах — это самое интересное. Многих новых моделей нет еще даже в каталогах! Как вам новая Honda U-RV к примеру? А есть еще более радикальный кроссовер, возрожденный Avancier, ничего общего со старым простым кузовом! А новейшая Mazda CX-4!! И так у каждой японской марки найдется парочка интересных моделей, не продающихся еще нигде, но их уже можно увидеть тут.
Много как забавных, так и вполне серьезных электромобилей бесшумно передвигаются по городским улицам.
Зарядить машины можно прямо на улице возле магазинов, это не сложнее, чем зарядка телефона. Только подольше.
Ниша электрокаров, так же как и мобильных велосипедов, по многим факторам подходит для общей концепции азиатского автопрома. Во-первых, сегмент изначально ориентируется на снижение зависимости от традиционного топлива, а во-вторых, производители этого региона стремятся осваивать пока еще не укрепившиеся, но перспективные отрасли. Дело в том, что китайский электромобиль имеет существенное отличие от тех же «европейцев». Это не только доступная цена, но и общая ориентация на бюджетный класс. Пока немецкие конструкторы шокируют публику новыми высококачественными концептами на электромоторах, которые выходят на рынок с баснословными ценниками, китайцы предлагают уже отработанные и скромные, но эффективные решения для массовой аудитории.
Но есть покупатель и на эксклюзив вроде Tesla Model X. Не удивлюсь, если их тоже здесь скоро начнут выпускать, или сделают свой бюджетный аналог.
В городе также работают и электроавтобусы BYD eBUS-12 как общественный транспорт. Они способны перевозить 30 пассажиров на дистанцию в 250 километров на одном заряде аккумуляторов. При этом максимальная скорость этого транспортного средства — 140 км/ч. В eBUS-12 применяются передовые батареи Fe, созданные из экологически чистых, перерабатываемых материалов. Кроме того, на крыше автобусов дополнительно установлены солнечные батареи, дающие дополнительную подзарядку аккумуляторам.
Количество и разнообразие новых машин из JDM, но для местного рынка, то есть с левым рулём — поражает! Почему бы не делать так и у нас? К примеру, отличный по всем параметрам Toyota-Crown S210 с левым рулем — желанная машина для многих у нас, но продается только в Китае. От японского оригинала отличается немного дизайном передка и оснащением.
Спортивный кроссовер Honda U-RV возле самого популярного ТРЦ Саньи «Ананас».
Honda-Elysion RR предыдущего поколения очень популярна.
Как и новая Honda-Elysion с более агрессивным дизайном. Это же всё вроде только для JDM? Уже нет. Руль у всех слева.
Впечатляющая габаритами и дизайном машина!
Из «американцев» здесь популярны Buick от совместного с GM производства, в основном внушительные полноразмерные вэны. Хотя видел и малолитражки с такой эмблемой.
Еще один минивэн Buick, таких тоже полно везде. А вот моя любимая марка Subaru встретилась лишь пару раз на парковках.
«Присмотрел» было напрокат этот Ford Mustang. Но цена не понравилась, и прав не было.
Из «европейцев» здесь доминируют местные Фольксвагены. Очень редко другие марки вроде Peugeot и Volvo, и пару раз представительский класс в виде новейших Mercedes-Maybach и BMW 7 серии. Суперкары из Италии тоже есть, но мало.
А «Китайцы» это вообще отдельный разговор! Их тут очень много самых разных! Поскольку китайские фирмы, производящие автомобили, растут как грибы после дождя, не мудрено запутаться в названиях брендов и логотипах. Это лишь самые известные:
Даже легендарный дромовский «Xinkai» имеется.
Вообще, машины в Китае производятся достаточно давно. А учитывая дешевую рабочую силу, в Поднебесной еще и самое большое количество автомобильных заводов в мире — уже более 150. В целом, у квалифицированных китайских рабочих получается собирать отличные автомобили многих именитых мировых марок и даже своих премиальных марок. Но сборка своих бюджетных машин там, видимо, происходит по несколько иному принципу. Поэтому сравнивать эти машины с другими марками бессмысленно. Зато цена на авто здесь гораздо ниже, пусть и логотипы с китайскими иероглифами.
Надо сказать, некоторые их модели выглядят уже просто отлично, например, линейки легковых MG, Qoros и Geely или внедорожников Haval. И кстати, недавняя статья на дроме про завод и автомобили Geely это подтверждает.
Постепенно китайцы возьмут все лучшее из JDM школы, дизайн уже не хуже японцев, оснащение уже лучше! Осталось подтянуть качество и надежность.
Этот спортивный седан Geely Emgrand GT очень хорош, но шильдик «под Ferrari» зачем?
Какой-то китайский кроссовер («ККК») Посимпатичнее.
И пострашнее. И таких «ККК» здесь десятки разных моделей…
Пытаться идентифицировать все новые исконно китайские марки и модели — занятие неблагодарное.
Это все, конечно, интересно, но не наш случай. Для пользования мобайками нужно специальное приложение в смартфоне и счет в китайском банке. На скутерах слишком непривычно в этом жужжащем рое передвигаться, тем более нас четверо. Электрокары и все остальные машины — недоступны в аренду без национальных китайских прав. Ехать сюда на своей машине и получить местные права? Ну, это под силу только команде Алексея Камерзанова, наверное. Автобусы не всегда удобно и не слишком дешево, когда едешь всей семьей.
Поэтому остается только один вариант покататься по Санье и окрестностям — такси. Это привычно, удобно и в любое время. Легко даже поторговаться от итак приемлемой цены. Главное показать таксисту картинку, куда вы хотите уехать, или шпаргалку с иероглифами, которую напишет ваш отельный гид. А обратно — визитку отеля или электронный ключ от номера, на которых всегда есть нужный адрес.
Есть, конечно, еще совершенно потрясающий вариант — экскурсии на автобусах от гида, строго организованной группой, строго по графику и… по «потрясающим» ценам, намного дороже, чем поездка на такси и билеты...
Кстати, это наш таксист, пилот по имени… Ладно, хоть цифры понятные.
Вот всё, что ему нужно для работы. Ну и конечно телефон, чтоб показывать цену за проезд.
Едем в центр г. Санья. В этот раз нам достался новенький бирюзовый VW-Сантана.
Такие заправки только для оранжевых такси.
На этой оранжевой Спектре ездили в соседнюю бухту Ялонг Бэй.
На обратном пути из бухты поймали такси, на этот раз древняя жёлтая Элантра.
И самый редкий из такси, что нам попадался — семиместный вэн Nissan NV 200. Доехали на нем в парк Феникс.
Едем смотреть одну из самых необычных местных достопримечательностей. 7-звёздочные отели, стилизованные под огромные деревья. Высота и расположение — самое то, чтобы созерцать весь город. Поездка обошлась в 25 юаней. До торга было 30. Курс примерно 1 к 10, то есть 250 руб. от бухты Дадунхай до центра. Торговаться можно в разумных пределах. Сначала таксист показывает на телефоне примерную сумму с запасом, так как у них стоят счётчики. Если знает, что можно доехать быстрее, то торг уместен. Так как они не знают английский, или тем более русский язык, выглядит торг забавно.
Одна из самых красивых улиц Саньи, в самом центре.
Прекрасный вид на город открывается не из каждой высотки, а только из тех, что смотрят на бухту.
В городе протекают три реки. А название «Санья» расшифровывается как «Три Азии».
На обратном пути решили попробовать общественный транспорт. Ближайшая к нам автобусная остановка не так далеко, но нужный автобус до нашего района пришлось ждать минут 30. Поездка на четверых обошлась ровно в 10¥. Понятно, что лучше уж немного дороже на такси, зато намного удобнее и быстрее.
Теперь отправляемся в самый популярный парк острова Хайнань «Олень повернул голову». На этот раз таксист запросил всего 20¥. Даже торговаться неудобно было. Поехали и так. Снова VW-Santana на этот раз оранжевая. Ехать недалеко. Но все парки платные. На детей с ростом, как у наших, скидки уже не распространяются.
Доехать два квартала на такси оказалось в 5 раз дешевле, чем немного подняться в горку на розовом электрокаре парка. Но если приехать пораньше, можно подняться и пешком.
Парк расположен очень удачно, видно практически все самое интересное и красивое. Искусственный остров Феникс. Но самое интересное будет в темноте.
Дорожка парка петляет вокруг холма до самого верха.
И вот уже вершина. Виды восхищают!
Действительно, олень повернул голову (легенда такая у них есть). Огромная статуя на вершине парка.
Но самая присамая вершина еще впереди, это так называемое любовное дерево, или дерево желаний. Не заметить его нельзя.
Посетители парка оставляют на дереве и вокруг него традиционные красные ленточки с пожеланиями, в основном найти или вернуть любовь и прочие блага, вроде игрушек, например.
А вот и то, ради чего все ждали вечера, отличное световое шоу на набережной!
Особенно впечатляет иллюминация на зданиях острова Феникс!
Обратно, думали, снова поедем на такси. Но нас на выходе из парка перехватил местный «бомбила». Очень приличного вида китаец с неплохим знанием русского и на новеньком минивэне Baojung с кожаным салоном. Всего за 20¥ и мы дома. Оказывается, здесь это в порядке вещей.
Еще один день, едем в дальнюю бухту Саньи Yalong Wan. Расстояние намного больше, чем в прошлые дни. Поэтому таксист пишет в телефоне цену в 80¥. Торговаться не хочет ни в какую. На обратном пути мы поняли почему. Туда доехали, счетчик насчитал почти ровно 80 юаней как раз. Обратно другой таксист тоже озвучил было ценник в 80¥, но мы сторговались до 60. Но из-за пробок таксист не уложился по времени и счетчик насчитал 70 с лишним. Но уговор есть уговор. Последние километры, видя, что он не успевает, уже изрядно нервничал, всех подрезал и никого не пропускал. Но скорость ни разу не превысил, с этим у них, видимо, строго.
По дороге увидели несколько иной Хайнань, более простой и трудящийся. А вместо высоток вдоль улиц деревья, как в джунглях.
Какой-то очень раритетный китайский грузовик в пригороде.
И такой же древний мопед. И все что-то везут.
Единственное, и то мелкое ДТП за все время что мы видели. Самосвал немного не заметил легковую…
Самая красивая часть дороги до Ялонг Бэй.
Таксист довез нас до этого места, напротив главного входа на пляж. Естественно, что народу там было не меряно! Это не совсем то, ради чего мы сюда ехали. Пришлось протопать по пляжу с километр, чтоб народу стало поменьше.
Размеры бухты и пляжа Yalong Bay позволяют, в принципе, при желании найти такое место.
Волны и ветер в этой бухте посильнее, чем в нашей, но искупаться можно.
Не маленький такой ящериц «Яша» загорал возле одного из отелей бухты.
Бухта в целом хорошая, огромный отличный пляж, но впечатление подпортил ветер и волны. И толпы китайцев, периодически снующих туда-сюда. Ладно бы просто снующих. Так нет, каждый второй хотел сфотографировать или сделать сэлфи с женой и детьми. Светловолосые, да тем более двойняшки, для них это было что-то за гранью! Новогодние колпаки надели для фото только, когда рядом совсем никого не было, чтоб совсем их не добивать.
Кстати о новом годе. В отеле был огромный шведский стол для россиян. Различных блюд просто валом, холодной и горячей закуски, пива и пирожных. Более крепкий алкоголь или шампанское каждый приносил сам, что хотел уже. Народу тьма. Ведущий вечера старался, как мог, было много песен и местных танцев. Но ощущения Нового года не было. Видимо, не хватало этой дикой предновогодней суеты в гипермаркетах и «Иронии судьбы». И, конечно, «ночи живых мертвецов» по телевизору в виде «любимых» артистов Киркорова-Баскова-Лазарева и т.п. «звёзд». С салютами в бухте тоже был напряг, никто ничего не запускал похоже даже. А вместо традиционных «Этот год был не простым…» Си Дзиньпин в отличном настроении рассказывал что-то очень хорошее!
Чжу синь нянь куай юй. (Желаю счастливого Нового года)
Зато ёлки у отелей и в супермаркетах были красивые, по форме и размерам схожие с настоящими. Не эти огромные уродливые геометрические конусы с лампочками, что ставит заботливая администрация в наших городах под видом ёлок.
Большой привет Челябинску, семье, что сидели с нами за одним новогодним круглым столом. Удивительно, но в прошлый раз на автодроме в Шанхае на соседних местах трибуны, мне также встретились ребята из этого славного сурового города.
Привет также нашим бдительным контролёрам в аэропорту Красноярска. Не разрешили взять с собой маленькую упаковку бенгальских огней и заставили вытащить из уже упакованного чемодана.
Куда можно еще съездить в оставшиеся пару дней? Ещё в один красивый и менее доступный парк «Феникс». Тут вообще много чего так же названо, главное не перепутать, а то таксист увезет вас либо в одноимённый международный аэропорт раньше времени, либо на искусственный остров с роскошными домами. Итак, парк «Феникс», к которому идет канатная дорога на самую высшую точку города. Удовольствие недешёвое, на четверых вышло ровно 424¥ (моё любимое число).
Такси до подъемника обошлось еще в 30-ку. Ехать не так далеко, но дорожка проходит частично через местные трущобы и стройку нового района высоток, которые эти трущобы активно вытесняют. Это видно по заброшенным полуразрушенным старым домам. В общем, колоритно.
Канатная дорога прямо над джунглями, очень впечатляет!
С самой верхней точки действительно видно весь курортный мегаполис.
Главный символ парка — здоровый монолит.
Здесь также можно загадать желание и увековечить свое имя на ленточке.
В отличие от парка с оленем, здесь машин никогда не было, только изящные деревянные тропинки через джунгли.
На этом скутере ездят строители, часть дорожек парка на реставрации.
Вершина парка, как и всего города, — главное место для свадеб в Санье.
Расписаться в этой «теплице» под небесами приезжают со всего Китая те, кто может себе это позволить.
Красивый и не такой многолюдный парк, очень понравился.
Немного фото самой бухты Дадунхай. Ехать уже никуда не надо. Пляж в 5-7 минутах пешком от отеля. На заднем плане толпы отдыхающих: половина наши, половина китайцы. Пляж в центре просто отличный! Несколько дней были волны, качаться одно удовольствие! Традиционные развлечения в виде катеров, бананов и гидроциклов. Хотел попробовать прокатиться на Ямахе, но подсунули что-то китайское и вместе с «хозяином» 200¥ за 10 минут умеренного адреналина в бухте. Столько же стоило прокатить всех четверых на катере до скалистого берега за бухтой, тоже около 10 минут.
Вид с верхнего этажа нашего отеля Barry Boutique на бухту.
Местного колорита предостаточно. На набережной арки с традиционными китайскими колокольчиками. Достаточно легко ветра, чтоб это все красиво зазвучало.
Бухта Дадунхай поздно вечером. Ночной прилив прилично сокращает ширину жилой зоны пляжа.
Бонус. Еще немного фото Саньи, что мы видели:
Кружок из людей — традиционная утренняя планерка, другие стоят коробкой в несколько рядов.
Volkswagen — самая популярная марка машин из европейских)) Кстати, в этой машинке самое вкусное мороженое!
Местные задворки.… Тут любят ужинать китайцы.
А в этом чайном домике дегустировали много интересного. От всех сортов чая до бамбуковой водки. Все очень понравилось. С пустыми руками не ушли.
А здесь ничего не приглянулось, цены на морепродукты какие-то космические.
Скрипачка, модели, живой трансформер. Презентация новых моделей Huawei.
И небольшая коллекция самого вкусного местного пива)
Что понравилось?
Что не понравилось?
С новым годом!!
Всем спасибо за внимание,
Михаил424, г. Красноярск