|
Почти все отчёты на Дроме о путешествиях по Приморскому краю — это летние поездки по южным, изредка восточным районам Приморья. У читателя может сложиться впечатление, что Приморье — это лето, море, сочно-зелёные сопки, фрукты-ягоды и прочие атрибуты юга и тепла. А между тем, несколько районов Приморского края приравнены к районам Крайнего Севера. В этом отчёте о поездке из Дальнегорска в посёлок Восток зимой, через глухие горно-таёжные местности по лесовозным дорогам, я попытаюсь показать Приморье таким, каким его мало видят не только приезжие из других регионов страны, но и большинство самих жителей края, проживающих в крупных городах на южном побережье.
На севере Дальнегорского района.
Идея поездки на горнолыжную базу в п. Восток, что расположен в Красноармейском районе на севере Приморья, зародилась у меня ещё в ноябре. Я созвонился с санаторием-профилакторием «Адонис», забронировал места на себя, жену и дочку на несколько дней в начале января. Это была наша первая зимняя поездка. Обычно мы ездим отдыхать летом, куда-нибудь на море. Но всё когда-то случается впервые. Мы решили сломать стереотип и отправиться в семейное путешествие зимой. Кроме меня, на лыжи ещё никогда не вставали ни жена, ни дочь. Нужно было исправлять это недоразумение.
Теперь о том, почему в Восток. Несмотря на то, что город Дальнегорск окружён высокими, заснеженными в течение 6 месяцев в году сопками, ни одной горнолыжной турбазы у нас нет.
Просека ЛЭП, ведущая на Телевышку — единственное место, где можно прокатиться на сноуборде в Дальнегорске.
Там же, в Дальнегорске на Телевышке.
Ближайшая горнолыжка находится в Арсеньеве, по дороге во Владивосток, в 250 км от нас. Как мы узнали, там бывает много народа, большие очереди на подъёмник и в пункт проката снаряжения. Но самое главное, для меня, во всяком случае, это близкая и неинтересная дорога. По ней я часто мотаюсь. Хотелось помимо просто катания на лыжах совершить и путешествие в неизведанные края, по незнакомым дорогам. Кроме того, для жены было важно поселиться не в гостинице или съёмной квартире, а в профилактории, пройти какие-нибудь оздоровительные процедуры.
Итак, вперёд, на Восток! Хотя он расположен точно на север от Дальнегорска, путь к нему предполагался довольно замысловатый. Многие дальнегорцы, не испытывая судьбу, едут по длинной, но хорошей асфальтированной дороге, сначала далеко на запад, на Спасск-Дальний, оттуда на Дальнереченск, где сворачивают с федералки на восток, в п. Восток. Получается почти 700 км и почти 10 часов в пути. Поначалу я намеревался проехать по более близкой грунтовой дороге через Кокшаровку, Лесогорье, Орехово, с выходом на Новопокровку. Но потом, порасспросив друзей о дороге Рощино — Мельничное — Пластун, решил проехать напрямик, вдоль хребтов Сихотэ-Алиня, сразу на север, по лесовозным дорогам.
Зима — хорошее время для заготовки и вывозки леса. Заболоченные участки долин замёрзли, лесные дороги и зимники покрыты «зимним асфальтом» — снежным накатом. Почему бы не рискнуть? Смущало только то, что ехать предполагалось на пузотёрке, на Хонде Фит. Правда, вэдовой и на новой зимней резине Йокогама. Ехать предполагалось через места, где на протяжении четырёхсот километров находится всего два населённых пункта. А морозы в это время там легко могут опуститься ниже минус 40.
Сёла Мельничное и Глубинное, на северо-востоке Приморья, это как Оймякон и Верхоянск на северо-востоке России. Здесь был зарегистрирован абсолютный минимум температуры в Приморском крае — минус 49 градусов. Возможно, в верховьях реки Бикин, расположенной севернее и выше над уровнем моря, температура опускалась и ниже -50, но там совсем уж безлюдная глухомань, без дорог и метеостанций. Жители Якутии, наверное, только хмыкнут. Но для широты Крыма и Краснодарского края, на которой лежат эти места, морозец вполне достойный.
Мельничное — одно из самых холодных мест зимой в Приморском крае.
В поездку взяли тёплые комбинезоны и обувь. В строительном магазине я купил теплоизоляцию, чтобы в салоне бросить на пол, под ноги. Под крышку капота, на двигатель, ремни, аккумулятор, положил специальное одеяло, продаётся в автомагазинах. Печка в салоне работает хорошо. На всякий случай купил ещё один аккумулятор, поставили в багажник. Взял топор, спички, зажигалку, лопату, буксировочный трос. Домкрат, запаска — само собой. Навигатором я никогда не пользовался. Мне нравится управлять машиной самому, самому ориентироваться и находить дорогу. За несколько дней до поездки, вечерами, я досконально изучал топокарты и спутниковые снимки Викимапии. Посмотрел, где в последние годы брали лес, куда ведут лесовозные усы. На навигаторах вряд ли они были бы отображены.
Ради интереса захватил из дома портативную метеостанцию. Внешний датчик примотал снаружи машины. Забегая вперёд, скажу, что с погодой не повезло (или, скорее, повезло!!!), 30-, 40-градусных морозов в дороге мы не застали.
Итак, в 7:30 утра, 5-го января мы выехали из Дальнегорска. Через Пластун я решил не ехать, а сократить дорогу ещё больше, проехав на Поднебесный перевал со стороны посёлка Тайга. В районе конечной автобусной остановки Дальнегорска, в Горелом, на заправке Роснефти залил бак до верха и заправил 20-литровую канистру в багажнике. Как говорится, запас карман не тяготит. По асфальту минут за 15 докатили до п. Тайга и свернули вправо, на грунтовку, на перевал. Приключения начинаются!
Было странно выезжать в дальнюю дорогу в направлении Тайги и Краснореченска. Обычно, выезжая из Дальнегорска в дальние края, едешь на Кавалерово и далее на Владивосток, Хабаровск или ещё куда подальше. А тут мы свернули на лесовозную дорогу, куда мы летом ездим за голубикой, брусникой, за орехом, грибами и на рыбалку. На Тайгинском перевале алела полоска зари. Светало.
Спуск с Тайгинского перевала в долину Красной Речки.
Ещё десяток километров с освещаемой фарами дорогой, и стало совсем светло. Почти сразу за Тайгинским перевалом начался перевал Тридцать Три Попугая. Дорога здесь взбирается на горный хребет, но вместо того, чтобы спуститься с противоположной стороны, идёт по нему вдоль, петляя среди вершинок и седловин. Может быть, этих крутых поворотов как раз 33, на которых испытываешь испуг, потому и название такое — 33 попугая. А может быть, в честь мультфильма.
На перевале Тридцать Три Попугая.
За перевалом дорога спускается к Иману. Теперь река называется Большая Уссурка. Но если другие бывшие китайские названия уже давно привыкли называть по-русски, Большую Уссурку, один из крупнейших притоков Уссури, в обиходе всё равно называют Иманом.
Остановились у Первого Моста. Название этого места прижилось с тех пор, как была проложена эта дорога, когда этот мост был самым верхним на реке. Теперь мосты появились и выше по течению, но Первый мост, всё равно так и называется среди рыбаков и охотников. На удивление, река была незамёрзшей. Возможно, только в этом месте, где бьют родники.
Верховья Большой Уссурки в Дальнегорском районе.
Чем дальше мы ехали на север, тем больше крепчал морозец. В Дальнегорске, когда выезжали, было -12, здесь уже подходило к -20.
Снега на дороге становилось всё больше. Кое-где стали попадаться перемёты, и машина скребла по ним пузом. Езда по дороге стала напоминать по ощущениям езду по рельсам. Шаг влево, шаг вправо грозили сходом с «рельс» и вилянием по целине, с тем, чтобы снова попасть в колею.
Дорога вниз по Иману (Бол. Уссурке).
После моста через речку Берёзовую.
На Втором Мосту были рыбаки. Иман здесь уже большая река, доступная для батов — лодок из кедровой доски с подвесным мотором. Отсюда летом отчаливают на надувных лодках и плотах многочисленные сплавщики. Но теперь вниз по реке уходил лишь одинокий след автомобиля какого-то рыбака.
Дальше, вверх по притоку Имана, речке Иртыш, дорога совсем испортилась.
Гора Великомань на правобережье Иртыша.
Я всё время давил «тапком в пол», машина ползла на пузе по снегу, извиваясь вслед за извилистой колеёй. Было похоже, что за всю зиму по этой дороге проехали три-четыре джипа. Глушитель стал как-то нехорошо попёрдывать. Я и сам, честно говоря, начал, э-э-э, как бы это сказать… сомневаться, сможем ли мы пробиться на Поднебесный перевал, к хорошей лесовозной дороге, идущей с Пластуна. Наконец, на подъёме в горку, на очередном перемёте, где следы расходились в разные стороны, в 70 км от дома, наш «снежный крейсер» беспомощно сел на пузо, и ни вперёд ни назад.
Пришлось доставать лопату (хорошо хоть взял большую, железную) и выкапывать снег из-под машины. Снег выламывался большими кусками, которые я с трудом извлекал. Машина всё равно не трогалась с места. Тогда я приподнял её на домкрате и полностью выгреб все куски снега из-под низу, у колёс, спереди и сзади машины. Бесполезно. Видимо, прихватило тормозные колодки. Пришлось поочерёдно снимать передние колёса, ковырять отвёрткой зазоры, выковыривая лёд. Поставил колёса — всё равно, ни в какую.
Удивила доча. Раньше она начинала причитать, когда буксовали в малейшей луже — «ой, а вдруг застрянем, мы здесь будем ночевать?! А вдруг мы не выберемся, мы что, останемся тут жить?» Теперь она, видимо, привыкла к моим экстремальным путешествиям и спокойно перекусывала в машине. Потом вышла прогуляться, я вытащил ей ватрушку — типа всё, приехали, мы на Востоке, катайся давай!
Удивила и жена. Раньше она запилила бы меня на мелкие кусочки. Теперь она просто сказала: «Ну, я же знала, что ты Сусанин» и пошла обдирать бересту и веточки для костра. Из снаряги мне надо было взять газовую горелку. Вот ей удобно было бы оттаивать тормозные диски. А так пришлось жечь под ними небольшой костерок.
Между тем наступил день. Потеплело до -6. Ослепительное солнце взошло высоко на небо и припекало лицо. Вокруг блестел яркий чистейший снег, ветки искрились в инее, над головой раскинулось глубокое синее небо. И пронзительная тишина вокруг! Чем мне нравится зима в Приморье, так это постоянно солнечной погодой. В межгорных долинах Сихотэ-Алиня по утрам стоят трескучие морозы под -30, но после полудня яркое солнце прогревает воздух до -5 -10. Колебания температуры очень большие. Даже в конце декабря и в начале января, как сегодня, кожей ощущаешь тепло от солнца. Если, конечно, не находишься на побережье, где всё время дуют ветра.
Наконец, поставил колёса, и смог стронуться с места. Но, когда сдавал назад для разгона, снова закопался в снег. Пришлось опять выгребать его из-под машины. Разогнавшись насколько это было возможно, мы преодолели очередной перемёт. Я уже морально приготовился к нескольким километрам борьбы, как вдруг, в двухстах метрах от того места, где мы засели, впереди показался снежный бруствер. С разгона пробив его, мы выскочили на широкую накатанную лесовозную дорогу Рощино — Мельничное — Пластун! Вздох облегчения и троекратное «Ура!» пронеслось над дорогой.
Настроение сразу подскочило высоко вверх. Оживлённо болтая, мы двинулись по дороге, восхищаясь окружающей красотой. Мы преодолевали перевал Поднебесный, высотой 840 м над уровнем моря — самую высокую часть пути. Дорогу окружал густой серебристый лес. На фоне тёмно-синего неба он смотрелся фантастически.
Выбрались на лесовозную дорогу Рощино — Мельничное — Пластун.
Сказочный лес по обочинам дороги.
Вскоре справа показались белые вершины горы Глухоманка (1593 м) — самой северной и самой высокой точки Дальнегорского городского округа, и мы въехали в соседний Красноармейский район.
Лесовозная дорога радовала. Я держал скорость 80 км/ч. Но вскоре меня, как стоящего, обогнал какой-то джип. Попробовав торможение, я убедился, что шины хорошо держат на снежном накате, и разогнался до 100 км/ч. Так быстро по заснеженной дороге я ещё не ездил. Трасса доставляла удовольствие. Она была словно предназначена для соревнований по зимним ралли. Плавные повороты и горки чередовались со скоростными участками, где дорога ослепительно белой лентой терялась вдали, в еловом коридоре. По обочинам проносился снежный бруствер, за машиной вздымалась клубами снежная пыль. Пустынная, отлично грейдированная, она была лучше многих приморских автодорог, соединяющих города. На машину было приятно посмотреть — чистенькая, сзади слегка присыпанная снежной пудрой, в отполированных боках отражаются ели и кедры. Не то, что если б мы ехали по посыпаемой песком и солью федералке, когда машина становится похожа на чушку.
Гора Глухоманка в Сихотэ-Алиньском заповеднике.
Здесь необходимо разбавить восторженные отзывы о дороге некоторыми опасностями, которые могут встретиться на пути. Машины, хотя и попадаются редко, но выскакивают неожиданно. Особенно лесовозы, камазы с вагончиками на фаркопе или тралы, везущие тяжёлую технику. Иногда в снежном бруствере попадаются прорехи пробивших его машин и следы их вытаскивания на дорогу. Например, канаты, оторванные бампера. Бывает, что на дороге попадаются бугры или кочки, закатанные в снег и невидимые издали. Некоторые скоростные участки заканчиваются въездом на узенький мостик над рекой, перед которым снег зализан следами торможения. Сбрасывать скорость лучше начинать задолго до таких мостиков. И ещё, включенные фары не помешают на этой дороге даже в ослепительно яркий день. За машинами, особенно лесовозами взметается густое облако снежной пыли. Рассмотреть машину в таком облаке, если она едет без фар, бывает трудновато.
Мигом «проглотив» несколько десятков километров, мы переехали по мосту реку Колумбэ и остановились у развилки дороги, ведущей в сёла Таёжное и Молодёжное — самые высокогорные в Приморье.
Сворот в Таёжное и Молодёжное.
Достали «ватрушку», бросили её на дороге, превратив в столик. На обед в этом придорожном «зимнем кафе» у нас были бутерброды, огурцы, чай с печеньем и конфетами. Подкрепившись, поехали дальше.
Бол. Уссурка у Мельничного, вид вверх по течению.
Бол. Уссурка у Мельничного, вид вниз по течению.
Вскоре проехали по мосту через Иман и въехали в село Мельничное, по старому — Сидатун. В переводе с китайского это что-то вроде Западный Восточный Большой. И действительно, в месте, где расположено село, в Иман впадают два крупных притока — река Приманка с запада, река Колумбэ с востока. Многие грешат на то, что названия в Приморье какие-то скучные, придуманные «на коленке». Но, справедливости ради, следует сказать, что китайские названия ещё скучнее, если их вообще можно назвать топонимами. По сути, большинство из них — это просто обозначения. Сплошные Синанча (юго-западный приток), Тунша (восточный приток) и так далее. Это объясняется тем, что осёдло, в течение длительного времени, китайцы в Приморье никогда не жили, бывая здесь лишь в периоды промысла, наскоками. А охотнику-временщику достаточно было и таких «недотопонимов», чтобы сориентироваться на местности.
С интересом мы въезжали в село Мельничное. Как живут люди здесь, в такой таёжной глухомани, куда не ходит никакой рейсовый общественный транспорт — ни автобусы, ни самолёты и вертолёты? На удивление, село оказалось немаленьким. Несколько длинных улиц раскинулись в широкой долине реки. Население около семи сотен. Следов запущенности и вымирания почти не видно. Много домов, отличающихся большими размерами. Внешне они не слишком нарядны и неброски, сделаны из обычных стройматериалов, без изысков. Видно, что это не понты, а необходимость. Это не пафосные пригородные коттеджи, где второй этаж необходим по статусу. Здесь чувствуется, что эти домины построили для больших семей, крепко и надолго. Кстати, на улице было замечено много детей и молодёжи. Кто-то шёл с лыжами подмышкой, кто-то гулял с коляской. Какие-то детишки катались на коньках прямо по снежному накату дороги. Вдоль по улице много магазинов, продавцами в которых работают молодые девушки и женщины.
Заметно преобладание женщин над мужчинами. Оно и понятно, большинство мужиков находится на лесоучастках, на вахте, работая на лесозаготовках. Впрочем, и в моём горняцком Дальнегорске наблюдается та же самая картина — все мужики в разъездах по рудникам нашей необъятной.
У магазина «Зелёная Мельница».
Лес в Мельничном — главный источник благосостояния местных жителей. Как, впрочем, и многих других северных приморских посёлков. Впрочем, эти места известны и среди золотарей. Прииск Пионер, расположенный неподалёку, в свои лучшие годы давал до тонны золота ежегодно.
За Мельничным дорога снова полезла карабкаться на склоны сопок, заросших густым смешанным лесом. Снова начались перевалы. Одна из рек даже так и названа — Перевальная. На льду ниже моста сидело несколько рыбаков над лунками. После выезда на дорогу, ведущую в Дерсу и Дальний Кут, сопки стали низкими, перевалы закончились. Дорога здесь была очень гладкая — машина ехала как по стеклу.
На дороге Мельничное — Рощино.
Рощино проехали по какой-то объездной дороге, проложенной по дамбе между рекой и селом. Выехав на дорогу, ведущую в Восток, я заметил, что она какая-то более шершавая и менее снежная. Машин также стало заметно больше. Солнце садилось. Загорелся индикатор аварийного остатка топлива. Плеснул из канистры в бак литров пять.
Трасса Рощино — Восток. Вечереет.
На подъезде к Востоку мы снова ехали в свете фар. Проехали помойку — верный признак приближающегося жилья. Все приободрились, ожидая въезда в посёлок, долгожданную цель нашего пути.
Последний пригорок перед Востоком
Наконец, за перевальчиком, показались огни горнолыжки. Опять никто не сдержал возгласов «Ура!» Сначала заехали на АЗС. Бензин здесь стоит уже подороже, чем в Дальнегорске — 44 руб. За литр 92-го. У нас пока менее 42. Затем заселились в санаторий-профилакторий «Адонис». Вся дорога получилась ровно 400 км. Преодолели мы её за 10 часов, из них часа два провозились у застрявшей в снегу машины.
После заселения и перетаскивания вещей в номер, пошли в столовую на ужин. Здесь нам к нему подали ещё и полдник, любезно оставляемый тем, кто не смог прийти в столовую в нужное время.
Перекусив, прогулялись до востоковской ёлки, которую установили на набережной реки Дальняя. После прогулки отправились в бассейн «Дельфин». Крытого перехода из профилактория в бассейн нет. Но расположен он буквально в 50 м, так что некоторые мужики ходили в него даже в сланцах и шортах по 20-градусному морозцу. Стоимость посещения — 200 руб./час. С этого дня посещение бассейна стало у нас традицией. Ежедневно после ужина мы по часу плескались там. Сначала туда ходило много народа, но чем дальше от Нового Года, тем меньше людей становилось в бассейне, профилактории и вообще в посёлке.
Бассейн «Дельфин». Фотик запотел с мороза, на объективе капли.
С утра, после завтрака, мы ходили на процедуры. Из тех, которые входили в стоимость путёвки, были: ингаляция, магнитолечение, массажное кресло, циркулярный душ, скипидарная ванна. Дополнительно можно было заказать СПА-капсулу, сходить на массаж, в солярий, в сауну. Кормили неплохо. В номере чисто, уютно. В общем, в санатории нам очень понравилось. Народ, в основном, из Владивостока, Уссурийска и других приморских городов и посёлков, где-то треть хабаровчан. Многие ездят сюда уже далеко не первый раз.
После обеда, когда становилось тепло, мы отправлялись кататься на горнолыжную базу, расположенную на окраине Востока, километрах в двух от профилактория. Несомненным плюсом горнолыжки является окружающая её шикарная кедровая тайга. Когда едешь на подъёмнике наверх, то не устаёшь любоваться пушистыми зелёными лапами кедров с шапками снега на них. А трассы, проложенные для беговых лыж, проходят через такой сказочный лес, что невольно вспоминаются все персонажи русских народных сказок.
Климат здесь также весьма подходящий для горнолыжного курорта. Ветра — редкое явление. Снег идёт часто и понемногу. Иногда даже при ясном небе сверху сыплется ледяная пыль. Практически каждое утро с лобового стекла приходилось смахивать эту снежную порошу. Зато на трассе очень мягко, на виражах хорошее сцепление, за тобой взметается снежное облачко. И вообще, в посёлке очень чисто. Улицы здесь не посыпаются песком и шлаком, так как гололёд здесь не образуется. Снег всё время свежий и чистый. Когда наследишь в прихожей, то грязи потом не остается, просто лужица воды.
Дома неподалёку от профилактория.
Посёлок Восток известен в Приморье как одно из самых холодных мест в крае. Тридцатиградусные морозы здесь обычное явление в течение всей зимы. Почему-то отдыхающие, разговаривая с кем-нибудь по телефону, всегда говорили «мы сейчас на Востоке», а не «в Востоке». Причём с налётом эдакой гордости, типа, эвона куда нас занесло. От таких разговоров веяло чем-то Антарктическим. Хотя хабаровчане мне говорили, что здесь ещё терпимо. А вот у них на Холдоми, под Комсомольском, доводилось кататься и при -40, закутанным с ног до головы, как альпинистам-высотникам.
Горнолыжный спуск здесь небольшой — 500-520 м при перепаде высоты около 100 м. Верхняя половина крутая, нижняя — широкая и пологая. Место очень хорошее для новичков, и для тех, кто редко катается. Впрочем, если катаешься хорошо, можно найти для себя и сложные варианты спуска. Когда я освоил нижнюю половину трассы, то поехал с самого верха и хорошенько навернулся на вираже. Трасса там не такая ровная. И узкая, приходится закладывать виражи довольно-таки резко. Есть там и трамплин, так что трассу не стоит недооценивать. При нас одну начинающую девушку-сноубордистку увезли со сломанной рукой. Наверное, не смогла вовремя сделать вираж, разогналась, а потом совсем растерялась. Ведь чем быстрее катишься, тем сложнее новичку повернуть или затормозить.
На автостоянке перед горнолыжкой. После окончания новогодних праздников машин будет в разы меньше.
Павильон для тех, кто жарит шашлыки.
Народу на спусках немного. Где-то порядка тридцати находится там одновременно. Утром и вечером, конечно, меньше. Трасса освещается, работает с 10 до 21.
Имеется спуск для сноу-тюбингов, с подъёмником для них. В один из дней жена с дочей отправились на беговых лыжах, взятых напрокат на час, а я, чтобы скоротать этот час, пошёл кататься на ватрушке. В конце спуска ватрушку начинает вращать в разные стороны, снежная пыль летит в лицо. Кто-то останавливается раньше, более тяжёлые катятся далеко. И вот тут происходят неожиданные «встречи». Некоторые любительницы поболтать по телефону ни минуты не могут прожить без этого чуда техники. Одна полноватая дама, видимо, уверившись, что она проехала дальше всех, завела разговор тут же на трассе. Типа: добралась хорошо, скорость приличная… А тут я её и подкосил своей ватрушкой, да так, что она мне чуть шею не свернула, перекувыркнувшись через мою голову мне на колени.
Накатавшись, глянул на часы. Прокатный час заканчивался. Позвонил жене, предупредил. На что она ответила: «Я бы рада вернуться, но не знаю, по какой лыжне возвращаться, их тут много». Пришли только к концу второго часа, пришлось доплачивать.
Потом мы катались на горных лыжах. Доча поучилась кататься на сноуборде. В общем, здорово провели время. Аренда горных лыж для взрослых — 500 руб./час по праздничным дням и выходным, в обычные дни 250 руб./час. Со своим снаряжением — 600 руб./день, в будние дни 300. Дети до 12 лет — 400 и 250 руб., соответственно. Кафе недорогое. Большой стакан чая с лимоном — 20 руб., пирожок с капустой и мясом — 32 руб. Есть шашлычная с мангалами.
Синее небо, высокие кедры, ослепительный снег.
Основное предприятие в посёлке — Приморский ГОК, производящий вольфрамовый концентрат. Рядом с посёлком расположено крупное месторождение вольфрама с примесью меди, золота и серебра. Несмотря на трудности, предприятие смогло сохранить не только профилакторий с бассейном, но и построить горнолыжные спуски. В посёлке по правобережью речки Дальняя расположено несколько улиц пятиэтажек, по левобережью — в основном частный сектор. Правда, вся движуха в посёлке, с обилием приезжих отдыхающих, наблюдается только в конце декабря и на новогодних каникулах. С наступлением будних дней количество лыжников резко уменьшается.
Вольфрам — главное богатство здешних недр.
Пешеходный мост через речку Дальняя. Кедровые шишки падают прямо на улицы посёлка.
Река Дальняя (Татибе) разделяет посёлок и частный сектор (Заречье).
На детской площадке у профилактория.
Обратно мы выехали 8 января в час дня, успев пообедать в профилактории. В дороге мы ехали, обсуждая наш зимний отдых на горнолыжной базе. Наш первый подобный опыт нам очень понравился. Возникло желание и на следующий год повторить, может быть даже купить своё снаряжение. Всё-таки это здорово — проводить время на свежем воздухе, двигаясь, общаясь между собой, веселясь. Вот если бы это переросло у нас в стране в массовое явление!
Погода на обратном пути испортилась. Солнце скрылось, всё вокруг стало однообразно белым, не понять, где север, где юг. После Рощино, когда съехали на лесовозные дороги, стало трудно ориентироваться, ведь непонятно, в какую сторону света едешь, и в каком направлении отходят другие дороги. С трассы на Дальний Кут и Дерсу наша дорога сворачивает под прямым углом, так что приходилось внимательно смотреть на правую обочину дороги, чтобы не пропустить сворот. За перевалом, кажется, он называется Туманный, остановились на «набережной» Большой Уссурки. Перекус печеньем и чаем из термоса.
Где-то после перекрёстка с дорогой на Дальний Кут и Дерсу.
Иман ниже Мельничного, в районе острова Пароход.
Странная поленница в Мельничном. Брусом, что ли, печку топят?
В Мельничном купили сок и чипсы. За мостом через Колубмэ стемнело, и пошёл снег. Впереди ещё несколько часов пути и несколько сотен километров. Снег усилился, и стало совсем темно. Тем не менее, мы были рады снегу. На побережье Приморья, в отличие от западных предгорий Сихотэ-Алиня, он идёт так редко! Правда, если уж повалит, то заметает всё вокруг.
Пустынная дорога, ни встречных ни попутных. Из яркого пятна дальнего света фар, навстречу несутся снежинки, вычерчивая дугами яркие треки. Они завораживают, рассеивают внимание, глаза «собираются в кучу». Доча спит на заднем сиденье, жена уже начала монтировать на телефоне видеофайлы в ролик о поездке. По-тихой работает печка, в салоне тепло, негромко играет музыка. На Поднебесном перевале приблизились к «нашему» свороту на Дальнегорск через Тайгу. Я в шутку и говорю: «Ну что, рискнём? Под горочку, может, прорвёмся?» Жена отвечает: «Иди ты в баню! Взбодриться захотел, с лопатой вокруг машины побегать? Поехали через Пластун!»
Ночь близка, путь далёк, непогода на дворе.
В самом деле, снег только усиливался. На спуске с Поднебесного дорожники в качестве подсыпки навалили на дорогу вперемешку с гравием много камней, попадались даже булыжники. Сначала мне успешно удавалось лавировать среди них, но потом я не смог вырулить и пропустил булыган под машиной. Она аж подпрыгнула, жутко загромыхав. Ну всё, думаю, пробили что-нибудь. Заглянул под машину, посветил. Масло, вроде не капает, только в поперечной балке появилась большая вмятина.
Тихонько поехали дальше. В долине Джигитовки снег стал потише. Дорога стала хуже. Когда спустились с Сихотэ-Алиня на побережье Японского моря, потеплело до нуля, снег повалил крупными мокрыми хлопьями. Машина сзади начала превращаться в бесформенного снеговика. Наконец, добрались до Пластуна. Долил на заправке в бак 10 литров. Хотели купить пирожков рядом, в придорожной кафешке, но увы. Не было. Двинулись дальше.
В Пластуне у придорожного трактира.
Дорога стала ещё хуже лесовозной. Кочки и бугры скрылись под снегом и неожиданно давали о себе знать толчками в колёса. Многострадальный участок между Лидовкой и Пластуном так, видимо, и останется грунтовым на ближайший десяток лет, хотя разговоры о его асфальтировании ведутся также уже более 10 лет.
Перевал Китовое Ребро — какое-то заколдованное место. Вообще, на побережье не так много снега, как в центральных районах, но именно здесь его всегда навалом. Видимо, влияет то, что высокий Прибрежный хребет немного выступает в открытое море. По краям дороги снова появились высоченные гребни снега. Наверное, здорово было б сделать здесь турбазу с горнолыжным спуском. Спускаться по горнолыжной трассе к пункту проката, расстёгивая крепления сноуборда на заснеженном пляже под шум прибоя. А затем брать сухой гидрокостюм с доской для сёрфинга, или SUP, и рассекать по волнам...
В центре Каменки наконец-то дорвались до пирожных и пирожков. Ещё час пути, и вот они — огни родного города!
Огни родного города. Вечерний Дальнегорск с сопки (фото palermo35).
На перешейке между Горбушей и Центром нас остановили гаишники. Стандартная проверка документов, пожелания счастливого пути. Когда мы остановились возле нашего дома, то, взглянув на машину сзади, я понял, что превращение нашего снежного крейсера в снеговика состоялось. Сквозь толстый слой снега и льда слегка просвечивал свет поворотников и подсветки номера. Как ещё гаишники не придрались? Впрочем, в этот снежный вечер многие машины были такими, а уж наша, проехавшая сегодня 480 км за 8,5 часов по заснеженным перевалам — и подавно.
Вот, собственно, и весь рассказ. А как же море, спросите вы? Да, без фоток моря, пускай даже зимнего, не обходится ни один из фотоотчётов о Приморье. Поэтому в качестве бонуса прилагаю фото тех мест, мимо которых мы проехали поздним вечером, сделанных ранее, до поездки. Вообще, есть что-то завораживающее в виде зимнего моря. Какая-то особенная свежесть таится в ледяных брызгах, выброшенных штормами водорослях морской капусты, обледеневших от брызг скалах. А как здорово среди зимы услышать шум прибоя, пройти по безлюдному пляжу, вспомнить о лете.
Берег к северу от Каменки, за м. Сигнальный.
Посёлок Каменка у подножья Прибрежного хребта, на берегу залива Опричник.
Скалы, обледеневшие от брызг волн.
Скала Церковь. Похожа на патриарха в клобуке.
Итак, в качестве выводов. Не сидите дома, не ждите лета! Зима — это тоже замечательное время, когда можно получить хорошую порцию здоровья и кучу положительных эмоций. Поездка в Восток вдоль побережья Японского моря и через Центральный Сихотэ-Алинь — уже само по себе приключение. Дорога Пластун — Рощино проезжая даже для пузотёрок. Если, конечно, не попасть в сильный снегопад. Впрочем, долго непрочищенной дорога не бывает — лесовозы ходят регулярно. А вот между Тайгой и пер. Поднебесный ездить лучше на джипе. Во всяком случае, зимой.
По бюджету. Двоим взрослым и ребёнку 9 лет проживание в санатории «Адонис» (питание, процедуры) обошлось 19500 руб. за три дня. На дорогу, прокат лыж ушло 10000 руб.