|
Приветствую всех автотуристов и сочувствующих этому движению!
Предлагаю вашему вниманию очередной опус о поездке в Крым. Дорога многими обкатана, тема избитая, но сколько людей — столько и мнений, каждый дорогу видит по-своему.
Я тоже далеко не первый раз поехал по этой дороге, но в этот раз прихватил с собой видеокамеру — показать, как дорогу вижу я.
В итоге что-то склепал, кому интересно можете заценить:
фильм состоит из двух частей: дорога в Крым и движуха по Крыму.
ДОРОГА В КРЫМ
Лето 2017 года на Урале не удалось: каждый день хмуро, прохладно и сыро. Иногда очень сыро… В какой-то момент это сильно надоело, мы сорвались в Крым, греться. На сборы потратили два дня.
По дороге делали днёвки в больших городах.
Первый большой город на нашем пути — Самара. Город с интересной историей! Но самое интересное здесь, на мой взгляд, это сохранившийся обширный район города со старинной застройкой.
Интересно идти от Хлебной площади вверх вдоль Волги и смотреть, куда и как развивался город. Старинные купеческие домики постепенно размываются застройкой 20…30-х годов, конструктивизмом, потом появляется сталинская застройка, которая размывается хрущовской застройкой 60-х годов, которая, в свою очередь размывается панельками из 70-80-х годов, и всё это вместе начинает прорастать фаллическими символами современности…
Кстати, где то читал, что раньше застройку городов проводили планово, работали специальные институты, брались в расчёт разные факторы, в том числе и направление преобладающих ветров. Так вот, в Самаре я столкнулся с необычным явлением: в некоторых дворах дуют жесточайшие сквозняки, просто с ног сносит. Правда, это было в тех дворах, где стоят современные дома или в «смешанных дворах» (советская застройка с воткнутыми новостроями). Наверное, ветры сменились за это время…
Во время войны Самара была «запасной» столицей. Сюда планировалось перевести управление страной в случае, если пришлось бы оставить Москву. Для этого был построен «бункер Сталина», который можно сегодня посетить как обычный музей. Правда, я слышал, что он до сих пор находится в списке действующих объектов гражданской обороны.
Кому интересно, можете почитать про эту тему подробней, например, вот тут:
http://hosting.vspu.ac.ru/~mog/interex/samara/Page11.htm
Так же энтузиасты восстанавливают бункер Генштаба СССР, построенного в 1941 году, который продержался до 2000 года. Потом он был заброшен и разворован.
Та же судьба постигла когда-то самую мощную радиостанцию в мире, построенную в 1942 году, мощностью 1,2 ГВт, которая проработала до середины 2000-х годов. Затем её «законсервировали» и разграбили. Я давно хотел её посмотреть, рассматривал редкие фотоснимки с интернета, находил знакомых из местного ОРТПЦ, которые могли бы за меня замолвить слово, чтобы я туда попал официально, но всё откладывал поездку: то было некогда, то другие дела отвлекали и т.д. Так незаметно прошло лет 10… В этом году я всё-таки заехал на эту радиостанцию, но было уже слишком поздно. Она умерла. Всё порезали на металлолом. Бункер пока стоит закрытый на замок, но там уже ничего нет кроме разрухи. Площадку готовят к продаже для очередного мегаларька.
Для любопытных вот ссылка почитать на эту тему:
https://rusistkom.livejournal.com/2785.html
http://ra3tox.qrz.ru/s16/istoria1.html
Это был артефакт людей-гигантов…
Следующий большой город по пути — Саратов. Дорога по Саратовской области перманентно ушатана. Перед заселением в гостиницу делаю небольшой крюк и заезжаю на Гагаринское поле — место, где 12 апреля 1961 года приземлился первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. На удивление, чистое, ухоженное место!
Когда-то Саратов был центром поволжских немцев-колонистов, получивших разрешение селиться здесь в конце XVIII века. Теперь об этом напоминает лишь здание Саратовской консерватории и местный «арбат» — Немецкая улица.
На площади перед консерваторией стоит памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому, который родился и умер в этом городе. Кто это? Вряд ли кто теперь вспомнит. Разве только люди далеко за сорок. Помните уроки литературы? И как никогда актуальный роман «Что делать?» Кстати, мне всегда там больше всех нравился Рахметов…
Дальше — унылая дорога до Волгограда… Радует, что дорогу практически сделали, исчезли «противотанковые волны» в Дубовке и на подступах к Волгограду.
Волгоград — мой самый любимый город на этом пути! Мне всегда нравится в нём останавливаться. Он будит во мне приятные воспоминания из детства. В 70-80-е годы мои родители работали в Туркмении, и каждый год мы ездили в Крым проведать свою квартиру на брони. В Волгограде мы делали пересадку, гуляли по городу… Люди здесь с особенным менталитетом. Всегда оставались приятные впечатления после общения с волгоградцами.
Дальше Волгограда на юг есть две дороги: я их условно называю — нижняя и верхняя. «Нижняя» идёт через Котельниково и выходит в конце к Краснодару. «Верхняя» идёт через Калач-на-Дону и выводит к Ростову-на-Дону. Не знаю точно, какая из них короче и лучше. Раньше мне нравилась больше «нижняя» дорога — она была немного лучше по качеству и попустынней.
Обратно, домой, я ехал «нижней» дорогой и могу сказать, что по качеству она стала, в целом, немного хуже «верхней» (местами). По пустынности (нагруженности) — наверное, они одинаковы сейчас.
В районе Каменск-Шахтинска мы выскочили на М4 и попали в толкотню и суету. Дорога периодически стоит в пробках, особенно перед Ростовом. Так что, скорее всего, проезд этого участка (до Ростова) лучше планировать на ранние или вечерние часы дня, или хотя бы по возможности избегать часы пик.
После Ростова мы ушли на Азов, чтобы избежать толкотни на М4. До Азова сделали шикарный автобан, и я немного «продул» свечи, благо, что камеры и радары пока на этой трассе не установили.
После Азова ушли на Староминскую, Каневскую и Тимашевск. Проблему вызывает только проезд Тимашевска — там образуются пробки из-за проезда какого-то ж/д переезда. Кто поедет — учитывайте это при планировании маршрута. Когда там исчезают пробки — не знаю. Хуже то, что все лезут без очереди, по обочинам и по встречке, из-за этого пробка ещё больше усугубляется и, если вы вежливый, робкий и «правильный» водитель, то есть шанс вам там остаться в пробке на всю жизнь.
Далее Славянск-на-Кубани, Варенниковская и — Анапа. В Анапу заехали отдохнуть от дороги, окунуться в море. Но в Анапе — содом и гоморра. Забитые транспортом улицы, на улицах — как в переполненном автобусе. Вечером на набережной и в «парке» оглушающая какофония звуков, крики зазывал, моргание лампочек, мамаши с отчаянными криками ищут потерявшихся в толпе малышей, фотографы усаживают на плечи всяких ящериц, змей, попугаев, озлобленных и ошалевших обезьян и предлагают «сфотаться» за сходную плату. Но дело идёт туго, народ с деньгами расставаться не желает, Анапа курорт не для богатых. Народ судорожно «отдыхает» в пивнушках, деньги за отдых «уплочены» в виде ж/д билетов…
Такой отдых нам не подходит. Закупаемся продуктами и водой и переезжаем на Бугазскую косу. Я там бывал пару-тройку раз со стороны Веселовки. Последний раз я там был 11 лет назад. Тогда еще цивилизация туда не особо дошла, и это радовало.
Но ничего нет вечного под этим небом. Начало косы застраивается ммм… кемпингами что ли, если можно так назвать… строится даже какое-то капитальное здание. Жаль, что исчезают «дикие» места.
Пользуясь преимуществами полноприводной трансмиссии, уходим по пескам километров на пять от «цивилизации» и встаём с палаткой. Соседи — такие же, как и мы, романтики на джипах. Получаем тишину и шум волн.
КРЫМ
Поторчав несколько дней на Бугазской косе и получив первый загар, снимаемся и едем на паром. В свое время, путешествуя по Скандинавии, мы прошли «кучу» паромов и маленьких и больших и теперь, имея с чем сравнивать, поражаемся, как можно довести до абсурда вроде такую простую мысль как посадку на паром.
Но мы едем в Крым, отдыхать, тем более это моя малая Родина, где я не был уже 16 лет, а посему ничего тяжёлого в голову не берём и настраиваемся позитивно.
В Крыму мы были не один раз, так что, чтобы не было скучно отдыхать, решаем в этот раз поохотиться на «киношные» места. Радостно выгружаемся с парома и дуем в Новый Свет и… попадаем в жутчайшую пробку под Феодосией.
Новый Свет — маленький посёлок, известен живописными видами вокруг и заводом шампанских вин. В Советское время был закрыт для свободного посещения и, может быть, поэтому не так широко известен среди «тюленей» и явно не так перегружен отдыхающими, как соседний Судак. Но нам нравится такое сочетание.
Отсюда делаем радиальные вылазки на Белую гору, где снималось много фильмов, да и виды с плато открываются красивые. Но заехать на плато можно только на машине с высоким клиренсом. Если что, имейте это в виду.
Далее сделали вылазку на Демерджи: там снимались кадры для фильмов «Кавказская пленница», «Спортлото-82». По пути заехали на водопад «Джур-джур». Когда то, в 1997 году, я на вазовской семёрке заезжал на стоянку, откуда начинается тропа к водопаду. Но с тех пор много воды утекло, дорога стала проходима только для джипов. Сервис стал очень навязчивым.
В один из дней заехали с культурной программой в Феодосию — посетить дом-музей Айвазовского. Кто не в курсе — это был знаменитый художник-маринист.
Не то чтобы я был большим поклонником Айвазовского, но быть рядом и не заехать, это, конечно, не комильфо для интеллигентного человека. ))
Бывший жилой дом Айвазовского плохо подходит для картинной галереи. Картины освещены плохо. На многих картинах, под каким углом ни смотри, блики. Судя по всему, галерея содержится по остаточному принципу.
После Феодосии рванули на Арабатскую стрелку — купаться. Море вообще тёплое! Хороший и длинный пляж, место легкодоступное на любом транспорте. Огорчает лишь, что вокруг всё заср… эээ загажено следами бурного и весёлого отдыха наших граждан… Неужто трудно весь срач увозить с собой, ГАСПАДА?!
Выполнив «программу» в Новом Свете, переезжаем в Алупку, поближе к Воронцовскому дворцу и его знаменитому парку.
Здесь тоже: в парке, внутри дворца и на его фоне было отснято великое множество кадров для самых разнообразных фильмов от классики до фантастики.
Отсюда делаем вылазки по окрестностям «большой Ялты», и в один из дней еду в Армянск по личным делам. На Ай-Петри традиционно останавливаюсь полюбоваться видами с обзорной площадки. Тут же подскакивают татары и наперебой зазывают посидеть (не за бесплатно) в своих забегаловках. Да, место сильно изменилось…
Дальше по дороге решаю сбегать на водопад «Серебряные струи». Когда-то это был, наверное, самый живописный водопад в Крыму, но теперь развалился камень, с которого стекал водопад, и теперь ничего особенного там нет.
По пути заезжаю в Бахчисарай, отснять несколько кадров Хансарая и взбираюсь на Чуфут-кале — пещерный город. Моя цель здесь — найти место, где снимались кадры для фильма «Трудно быть богом» Петера Фляйшмана. Пожалуй, самая удачная экранизация одноимённого романа Стругацких. Место нашёл, заодно набрёл на место съёмки приключенческого фильма «Джокера» Одесской киностудии. Наверное, одной из последних кинокартин, которых ещё можно отнести к разряду киноискусства, а не «стряпни пирожков».
После Симферополя меня догнала южная ночь, и до Армянска я ехал в полной темноте. По сторонам дороги — ни огонька: то ли свет экономят, то ли ушли оттуда люди.
Около Армянска находится знаменитый Турецкий вал. Во время войны это было серьёзное фортификационное препятствие, и земля тут буквально нашпигована осколками и пулями. Мы любили тут ковыряться в детстве: выкапывать ржавые осколки и пули. Кто-то находил и боеприпасы, некоторые пацаны подорвались. Но это нас не останавливало.
После Армянска хотел было по пути обратно заехать на Бакальскую косу. Раньше это было уникальное место для отдыха с палатками, но есть слухи, что она размывается и скоро совсем исчезнет. Так же хотел заехать на Тарханкут — живописное место. Но в Армянске провёл больше времени, чем рассчитывал, и пришлось ехать в Алупку напрямую.
В Севастополе у меня была назначена встреча с интересным человеком — Артуром Ивановичем Березиным, каскадёром и актёром.
В юношестве я смотрел фильмы с его участием: «Не бойся, я с тобой!», «Курьер на Восток», «Фанат» и даже не предполагал, что когда-нибудь получится встретиться с этим человеком! Артур Иванович оказался очень открытым человеком и интересным собеседником, без всякого налёта «звёздности». Этой встрече я посвятил отдельный видеоролик.
На обратном пути, уже на выезде с Крыма, переночевали в Керчи. Перед паромом забежали на Митридат и посетили Аджимушкайские каменоломни.
Дальше была ничем не примечательная поездка домой.
Если какие-то темы не раскрыл или пропустил — внизу есть форум, спрашивайте.