Крым 2017. Особенности национального кемпинга

Крым 2017. Особенности национального кемпинга

24.11.2017 | 55473 просмотра

Мы долго ждали, когда наконец-то подрастёт наш сын, чтобы поехать на отдых в любимом нами формате с палаткой. Возраст два с половиной года, когда проявляются черты личности, ребёнок понимает, что от него хотят и может показать, что он хочет, уже подходит для таких поездок. Хотя бы раз в год детей нужно вывозить на море, подышать морским воздухом, принять солнечные ванны. На ЮБК к перечисленному добавляется потрясающий аромат растительности — запах хвои, кипарисов и можжевельника. Поэтому вопрос, куда поехать и в каком формате, не стоял — снова в любимый нами Крым.

Вещей было очень много, пришлось максимально минимизировать их количество, чтобы уместиться в автомобиле. В багажнике разместили стол и стулья, самонадувающиеся коврики и подушки, катушку провода, большой контейнер с личными вещами и обувью, чемодан дочери, электрочайник, запасы питьевой воды. Туда же поместился контейнер с медикаментами и рыболовная сумка. В салон пришлось положить палатки, тенты, пенки и два средних контейнера — с кухонными принадлежностями и посудой и с постельным бельём. Спальник взяли только самый маленький, для сына. Спальники остальных пришлось оставить дома — для них места не хватило. Наконец, в ногах переднего пассажира разместились коробка с небольшим запасом продовольствия и напитки. Последние свободные местечки заняли две сумки — с фотоаппаратом и документами. Спиннинги я по многолетнему обычаю опять подвесил в салоне под потолком, натянув пару шнурков между ручек для пассажиров. Такого плотного «тетриса» у нас ещё не было!


Упакованы!

Ещё за год до поездки мы узнали о новом кемпинге, который был организован в Крыму энтузиастом из Санкт-Петербурга Юрием. Имея опыт организации кемпинга в Пересыпи, он получил в пользование территорию бывшего санатория Московского Подшипникового завода, заброшенную и заросшую. Работы по благоустройству прогрессировали, и мы решили, что обязательно должны посетить это место.

Для разнообразия я поискал и проверил всю информацию об имеющихся в Крыму кемпингах, тех, описание которых смог найти в сети. Результаты оказались удручающие — большинство кемпингов очень далеки от европейских стандартов, которые стали настолько нам привычны после европейских поездок. Это было настолько очевидно по имеющимся отзывам, что совсем не обязательно видеть всё это собственными глазами. Тем не менее, был выбран ещё один кемпинг, который подходил и по описанию и по расположению и находился недалеко от посёлка Орджоникидзе.

Выехали рано утром в субботу, 8 июля, чуть только начало светать. Помимо меня в автомобиле разместились супруга и двое детей — дочь 13 лет и сын 2,5 года. Съехав на М4 взяли курс на юг, рассчитав график движения таким образом, чтобы к наступлению темноты добраться до Краснодарского края. Из известных препятствий на пути был лишь традиционный летний затор в районе Лосево, что находится в 130 километрах южнее Воронежа. Шоссе ехало неплохо, на пунктах оплаты очередей практически не было, что не могло не радовать. Кстати, за весь путь по М4 мы отдали 660 рублей (8 платежей), часть из которых была ещё по ночному тарифу (до 7:00).

Незадолго до Воронежа заправились на практически родном нам Лукойле в районе Хлевного. Рядом с этой заправкой мы с супругой как-то спали в палатке по пути в Астрахань, и с тех пор я всегда на ней останавливаюсь. До Воронежа доехали за 5 часов, опережая график на целый час. Чем ближе мы были к Лосево, тем больше захлёстывали сомнения, а не поехать ли в объезд. Действительно, вскоре появился указатель на объезд, ведущий направо, в сторону Лисок. Я, конечно же, знал про все нюансы объезда — вариантов там было несколько, самый дальний из которых пролегал через Кантемировку. Все эти варианты объединяла узкая дорога по одной полосе в каждую сторону, которая могла отнять немало времени. Решили ехать прямо.

В районе Лосево были около 11 часов — в этом и заключался хитрый план, так как именно после обеда ситуация здесь значительно усугублялась. В «хвост» пробки встали за 11 километров до села, потихоньку ехали, медленно, но верно. Наглых товарищей с обочины не пускали — вместе с дальнобойщиками блокировали езду по ней. Всё равно находились те, кто по наклонному краю кювета упорно объезжали всех, поднимая облака пыли и заставляя закрывать окна. В самих кюветах раскладывали торговые столы и самодельные стенды местные жители, приезжающие в пробку как на рынок, чтобы реализовать свой товар.

Примерно через 35 минут доехали до центра села, туда, где расположен местный «Шанхай» с кучей мотелей, кафе и просто отстойников для фур. Причина пробки отчасти кроется в нём. Какая-нибудь фура, для того чтобы найти себе место, начинает ехать 5 км/ч, а затем и вовсе останавливается, чтобы повернуть через встречную полосу. Проехав село и немного после него, вернулись на четырёхполосную дорогу. В Ростовской области остановились пообедать и заодно размяться чуть в стороне от трассы. Сыну очень понравилось пшеничное поле, а если честно, то и нам тоже.


Ростовская область.


В поле очень понравилось!

Перед Ростовом был крупный ремонт дороги, встречные полосы стояли намертво, нам же пришлось совсем немного потолкаться. Вскоре город остался справа, под колёсами пробежал мост через Дон, а мы неслись в сторону Краснодара. По пути заехали в «Магнит» в станице Кисляковской, купили вкусных кубанских продуктов, в первую очередь молочных. Согласно плану мы должны были переночевать недалеко от станицы Ленинградской, куда прибыли ещё до наступления сумерек. Подъехали к одной из посадок с дикими абрикосами, которые мы уже дегустировали год назад, но их оказалось мало, да и те на высоких ветках. Тот, кто ухаживает за фруктовым садом, наверняка знает, что не каждый год бывает урожайным. Не стали тратить время, так как начинались сумерки. Отъехали от трассы 2,5 километра, чтобы её звуки не беспокоили нас и поставили палатку на поле рядом с лесочком. Хотели в самом лесу поставить, но густая трава по пояс и полчища кровопийц уговорили нас этого не делать. Сначала выкуривали из палатки местных тощих и рыжих комаров, потом варили ужин и ели. Ночь была холодной, около 18 градусов и, конечно же, не хватало наших спальников.


Тиха кубанская ночь.

Проснулся я рано — то ли дорога звала, то ли замёрз — я так и не понял. Повсеместно выпала обильная роса. Изрядно намочив ноги, сделал пару фотографий со штатива, а потом неспешно стал собирать вещи. Остальные проснулись, когда из-за горизонта появился краешек солнца. Оно тут же принялось разогревать воздух и сушить траву. Пока младший завтракал, сходили с дочерью к реке, вспугнув по пути стаю куропаток и собрав с травы несколько улиток размером с четверть ладони. На реке в надувной лодке спиннингист рассекал утреннюю тишину забросами тяжёлой щучьей колебалки, но безрезультатно. К нашему отъезду опять наступило лето — температура воздуха резко поднялась, а от утренней росы не осталось и следа.


Река Сосыка.

Под Брюховецкой приключился неприятный инцидент. С прилегающего второстепенного выезда наперерез нам дернулся автомобиль, который решил выехать на шоссе «по-быстрому», но почти сразу же передумал, остановившись на половину корпуса в нашей полосе. Пришлось совершить резкий маневр уклонения и объехать его по встречным полосам («прямо» и «поворот налево») и островкам безопасности, благо там никого не было. За рулём сидел мужчина средних лет в тёмных очках, на вид «мачо», а рядом женщина, которая как мне показалось, уже читала молитву, выпучив от страха свои глаза. Подобная неосмотрительность и нерешительность могли бы стоить жизней — удар на 100 км/ч практически не оставлял шансов.

У Тимашевского переезда встали в небольшую пробку, и тут началось — «торопыжки» ехали везде, и по нашей обочине, и по встречной полосе, пересекая сплошную, и даже по встречной обочине. Кое-как проехали этот затор и поехали в объезд через город, посетив по пути ещё один «Магнит», так удачно расположенный, что внесли его в свой список избранных точек. Пообедали в автомобиле и покатили на переправу. Билеты были приобретены на временной диапазон с 15:00, мы же прибыли в накопитель на 2 часа раньше. Ждали полтора часа, затем доехали до порта и загрузились в Гликофилоузу. На всю переправу потратили 2 часа 15 минут.

Керчь в этот раз проехали быстро — за прошедший год перестелили видавший виды асфальт на проблемных участках, и ехать по городу стало гораздо лучше. Заскочили лишь на небольшой рынок по пути, где мы каждый раз останавливаемся. Наконец-то дорожники отремонтировали выезд из города в сторону Феодосии — стало очень приятно ехать, и впечатление от Крыма дорога теперь не портит. Чуть поодаль от города строилась большая развязка с будущей трассой «Таврида», которая одним своим концом уходила южнее Керчи к будущему мосту, а другим разрезала крымскую степь и устремлялась в сторону Симферополя. Масштабы земляных работ впечатлили — сквозь степь пролегала полоса метров 200 в ширину, с которой был снят грунт, и готовилась «подушка» для будущей трассы. Почти всю дорогу до Феодосии мы ехали рядом с грандиозной стройкой — трудилось огромное количество техники и людей. На въезде в город, начиная от Берегового, был стандартный для этого места затор. В Орджоникидзе решили ехать через город и не пожалели — как только перевалили через возвышенность, перед нами открылись живописные виды.


Спуск к Орджоникидзе из Феодосии.

Кемпинг «Донбасс» находился до въезда в посёлок, но правильный съезд к нему мы нашли только со второй попытки. Остановились у закрытых ворот, позвонили по телефону, и уже через 5 минут нас впустил Валентин, который являлся хозяином кемпинга и с удовольствием всё показал нам и рассказал. Мест в тени не было, вернее там, где они были, невозможно поставить рядом автомобиль, а это неудобно. Так как было не очень жарко, решили встать у забора с видом на море. Лето 2017 выдалось очень прохладным, и частично это коснулось Крыма. В период нашего пребывания сильная жара так и не пришла, но мы были этому только рады.


Двуякорная бухта и мыс Киик-Атлама. Полнолуние.

На следующий день никуда не поехали — осваивались в кемпинге. Много гуляли. Невозможно было долго находиться в море — вода температурой 20 градусов бодрила. На самом деле это частое явления в восточном Крыму, когда водные массы в море перемещаются таким образом, что наверх поднимает холодные глубинные слои. Пляжная полоса в данном месте повсеместно пригодна для купания и представляет собой смесь крупного песка с небольшим количеством гальки. В нескольких метрах от берега начинается песчаное дно, покрытое барханами, как в пустыне, и небольшими кратерами, в которых роются вездесущие барабульки. Изредка можно наблюдать стайку пеленгаса, а ночью из-под затопленного баркаса выползали крабы. Этот баркас — единственная помеха для нормального купания — его разъеденные морем и обильно поросшие водорослями останки лежали на небольшой глубине прямо напротив нашей палатки и обозначались парой пластиковых бутылок-буйков.

Каждое утро в кемпинг приезжал дед на старом «Москвиче», продавал свежие овощи и фрукты, молочную продукцию. Вся продукция только местная крымская — частично со своего хозяйства, частично купленная у других местных жителей. К нему стабильно подходили отдыхающие, в том числе и мы. Покупали персики, абрикосы, дыни, ранний виноград, малину, помидоры, огурцы, домашний сыр. Можно было заказать молоко и творог. Главное — все продукты свежие и совсем недорого.


Умывальники.


Туалеты.


Летняя кухня с газом.


Столовая.


Центральная аллея.


Небольшая стоянка для приезжающих в домики.


Стоим на первой линии.

Для начала, пока спал сын, немного прогулялись до ближайших возвышенностей, полюбовались открывшейся панорамой. На юго-западе сквозь дымку просматривались зубцы Кара-Дага, а на северо-востоке на возвышенностях виднелись белые шары радаров ПВО.

На эти возвышенности периодически приезжал микроавтобус, из которого выгружались люди и снаряжение — через полчаса в небо взмывали парапланы. Они кружили возле мыса, наслаждаясь полётом. А под ними якорились лодки, на которых народ наслаждался рыбалкой, ведь эти места славятся обилием рыбы.

Сын так хотел купаться, что пришлось осуществить его мечту. Весь пляж оборачивался в нашу сторону, когда под громкие вопли я опускал его в прохладное море и тут же поднимал. Закаляться полезно — главное не переборщить. Остальное время мы играли на пляже, рыли, бросали камни и катались на качелях на территории кемпинга.


Курортный оазис по соседству с нами.

Я, конечно же, пробовал ловить рыбу. На спиннинг ничего не поймал, всё-таки нужно ловить в камнях, а не на песке. Зато удалось поймать пару барабулек на самодельную снасть — пара метров тонкой лески с грузилом на конце, а выше него пара крючков на поводках. Надевал маску и подбрасывал наживку — тонкую полоску куриного сердца пасущимся на дне рыбёшкам.


Барабулька.

Изначально хотели побыть в этом кемпинге только три ночи, но пришлось остаться ещё на одну и неспроста — открыли для себя Арабатскую стрелку и великолепные пляжи Азовского моря. Ради тёплого моря ездили туда два дня, посещая по пути туда и обратно столовую в Феодосии. В первый такой день также посетили Генуэзскую крепость.


Башня Климента.


Башня Криско.


Храм Иверской иконы Божьей Матери.


Башня Криско.


Башня Криско.


Башня Криско.


Армянская церковь Иоанна Богослова (14-15 век).


Армянская церковь Иоанна Богослова (14-15 век).


Армянская церковь Иоанна Богослова (14-15 век).


Храм Иверской иконы Божьей Матери.


Георгиевская церковь.


Феодосия-Береговое.


Афанасий Никитин.


Храм Иверской иконы Божьей Матери.


Храм Иверской иконы Божьей Матери.


Лакомство моего детства.


Тутовник, он же шелковица.


Дром в Феодосии.


На Арабатской стрелке.


Ждут пеленгаса.


Арабатская стрелка.


Развалины крепости Арабат (17-й век).


Парковки нет — вставай, где не застрянешь )))


Рыть — это такое удовольствие!

Во второй день я попробовал половить азовского бычка, но безрезультатно. Зато по пути к Азовскому морю нашли великолепные дикие абрикосы, два вида которых набрали по целому пакету, и бахчу, с которой покупали вкуснейшие крымские арбузы. Ездили туда одним маршрутом — сначала по дороге на Джанкой до Владиславовки, потом по дороге, переходящей в гравийку до Каменского.


Дикие абрикосы из лесополосы. Светлые намного сочнее и вкуснее.

По дороге заметил ухоженный военный мемориал — он посвящен воевавшей в этой местности 320-й стрелковой дивизии. Видна активная работа поисковых отрядов — целый ряд совсем свежих могил, они почти 76 лет ждали, когда их похоронят. Насчитал 138 человек. Производит очень сильное впечатление, вышел оттуда со слезами.

Недалеко от Каменского, на скалах находится обелиск как собирательный образ героев обороны Крыма. На табличке написано «Большинский Иосиф Ильич 1903 г.р., младший лейтенант, командир стрелкового взвода, умер от ран 23 января 1942 года». Он числился в 77-й горно-стрелковой дивизии, которая участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции и оказала достойное сопротивление фашистам.


Северо-Крымский канал.


Гравийка.

Пришла пора прощаться с одним кемпингом и ехать в другой, куда накануне позвонили и предупредили о своём приезде. Выехали из Орджоникидзе по другой дороге — в сторону Коктебеля, а затем через Судак, Морское и Рыбачье приехали в Малореченское.

Охранник встретил настороженно, сразу предупредил о правилах, но узнав, что мы ожидаемые гости и в курсе жизни в кемпинге, сразу смягчился и постарался всё рассказать, показать, ответить на любые вопросы. Оформились, оплатили ячейку для хранения, которая очень удобна — положил ценные вещи и абсолютно спокоен и цена этого спокойствия смехотворная.


Главный корпус с администрацией.


Столовая.


Зона отдыха перед столовой.


Выход на набережную.


Беседка.


Вид на море.


Набережная.

Первое, что запоминается на территории — это запах ЮБК, запах крымских сосен, которым не можешь надышаться по прибытии. Прибывающих на срок от 5 дней размещают в тени, как раз под этими самыми соснами и кипарисами. Территория требует большой работы над ней — многолетнюю разруху заброшенного санатория Московского подшипникового завода (МПЗ) тяжело моментально, по мановению волшебной палочки, привести в порядок. Большинство мест под палатки не предназначено — склоны, но очевидно, что делать террасирование территории весьма затратно, и в планы администрации это не входит. Мы стояли возле здания клуба, расположив палатку так, чтобы жилой отсек был с уклоном в ноги — это немного нивелировало негативный эффект небольшого, но всё-таки склона. Некоторые соседи ставились как придётся, лишая себя комфорта. Здесь же, практически рядом, был электрический щит, к которому мы подключились с помощью катушки провода. Между соснами растянули бельевую верёвку для сушки вещей, у входа в палатку поставили стол и кресла.


Народа много, но всё чинно и благородно.


За прибытие!


Самонадувающиеся коврики и подушки.


Над головой.


Наши псковские «соседи» на автодоме.


Кто-то оставил на хранение Баронессу 710.

Не понравилось, что всех загоняли на одну поляну и не предлагали почему-то выбрать место самим, как часто бывает в других кемпингах. Романтические пары страдали )))

Туалеты и душевые превзошли ожидания — всё чисто и опрятно. Даже ободки на унитазах как дома, чистейшие — то ли убирают хорошо, то ли контингент проживающих мужчин настолько культурный. Особо понравился семейный душ — очень удобно помыться всем вместе и детей помыть, потому что в обычных душевых с ребёнком было уже тесно.

Особого внимания заслуживала столовая, где готовилась пища действительно домашнего качества и по весьма приемлемым ценам. К завтракам в 9:00, обедам в 14:00 и ужинам в 19:00 каждый день собиралась очередь. Особой популярностью пользовались «комплексы» с двойными вариантами первого и второго блюда. Некоторые блюда можно было заказать отдельно. В начале отдыха по утрам приходилась долго ждать из-за готовящихся при клиенте омлетов, но потом процесс оптимизировали, и омлеты частично были уже готовы к началу завтрака. Там же в столовой находился небольшой бар, а на набережной можно было приобрести фирменную кемпинговую шаурму. Шаурма была потрясающе вкусная, но, как нам показалось, слишком маленькая, да и мясо внутри крупновато.


Пока все спали, приготовил ночной улов скорпен на завтрак.


Местный инжир на десерт.

Если не хотелось питаться в столовой, то шли в центр посёлка минутах в 10 ходьбы от кемпинга. Там помимо пары магазинов самообслуживания были неплохие магазины с бутылочными и разливными спиртными напитками. Приобретённые продукты можно было положить в кемпинге в один из общих холодильников, если бы удалось найти там место, поэтому старались покупать на один раз.

Единственная острая проблема — невозможность нормально застирать вещи. Несмотря на то, что ручная стирка запрещена, всё равно все подстирываются — кто в душах, кто в туалетах, кто в ведре у палатки, потом выливая это в кусты. Постирать вещи можно в стиральной машине за отдельную плату, но ради одной-двух вещей это никто не делает.

Очень понравился порядок (правила), благодаря которому каждый чувствует себя в кемпинге комфортно. Для тех, кто привык отдыхать «дикарём» или в других кемпингах, этот порядок может показаться достаточно жёстким, но по-другому нельзя, зная менталитет соотечественников. Любое послабление автоматически приводит к злоупотреблениям. С 22 вечера до 10 утра тихий час — все дети по палаткам, либо спят, либо играют в тихие игры. Со временем отбоя могу согласиться, а вот подъём нужно делать с 8 часов, а не с 10 — невозможно усмирить ребёнка на 12 часов. Взрослым, если хочется шумного застолья, то можно посидеть в столовой или пойти в одно из заведений на набережной. Все посетители должны носить зелёные браслеты, а входы в кемпинг со стороны посёлка и со стороны набережной оборудованы дверями (с кодовым замком), которые необходимо за собой закрывать.

Наш малыш, видимо, так напитался новыми эмоциями, что вскрикивал посреди ночи. Пришлось договориться с охраной и поставить маленькую палатку-паучок вдали от всех на гравий на пустой площадке для караванов — следующую ночь он уже никому не мешал. Туда же мы перенесли все свои вещи и палатку вечером перед ранним отъездом, чтобы утренними сборами не будить соседей. Тихонько выехали в 5 утра при том, что официально выезжать можно с 9.

Чуть не забыл о главном — море замечательное, спуск плавный, у берега мелкий чёрный песок и некрупная галька, чуть глубже — крупные камни, покрытые растительностью. Для посещения рекомендовал бы взять с собой коралловые тапки — просто так намного комфортнее. Пока не было наката, поплавал с маской в прозрачной воде, видел много разных рыб: зеленухи, скорпены, смариды, бычки-подкаменщики и несколько раз неопознанные крупные тушки с «тунцовыми» хвостами на большой скорости проплывшие мимо, скорее всего пеламиды.


«Сырные» скалы.


«Сырные» скалы.

Не понравилось то, что в кемпинг нельзя приехать меньше чем на 3 дня — приезжало много автомобилей с просьбой переночевать, и все уехали восвояси. Но и это решение понятно — лишняя «текучка» в кемпинге порождает риск негативных последствий от таких мимолетных гостей. Справедливости ради, ждать негатива можно от кого угодно, и от срока размещения это не всегда зависит.

Один день посвятили прогулке по окрестностям — прошли по берегу до основания горы, на которой находится музей катастроф на водах, затем по крутым тропам поднялись до ограждения музея и вдоль него, чуть ниже, вышли по траверсу склона к трассе на поселок Рыбачье. В сам музей опоздали, зато отлично прогулялись. Внутрь музея сходили на следующий день — атмосфера воссоздана великолепно, интерактива не хватает — плакатами на стенах детей и подростков не увлечь.


Разливное «Чешское» пиво с барабулькой.


Прибежал богомол и позвал нас на прогулку )))


Нарушитель тишины — цикада.


В музее. У аппарата связи.


Рыбачье.


Рыбачье.

Выезжали на половину дня в Ялту. Автомобиль оставили на бесплатной парковке вдали от моря на улице Гоголя и прогулялись вдоль речки, а затем и по набережной. По пути зашли в столовую, их здесь много, очень неплохо поели. Народа было немного, на набережной много иностранцев. Лето, солнце, море, вокруг красота.


Река Водопадная.


Церковь Непорочного зачатия.


Собор Александра Невского.


Цесаревич Алексей.

Не простаивали без дела взятые с собой спиннинги — почти каждую полночь ходил на волнорез, где познакомился с местным жителем. Он рассказал, как прошло его детство, сетовал на плохую очистку сточных вод, из-за которых дно обильно зарастает травой. Ещё пожаловался на плохие уловы, в том числе и по вине рыболовных судов, которые донными тралами распахивают кормовую базу рыб — мидийные поля. Рыбалка действительно была слабой — несколько скорпен — это не то, на что я рассчитывал. Справедливости ради надо сказать, что лето — не лучшее время для рыбалки на море, рыба любит прохладную воду.

Тем не менее, одним ранним утром, предварительно договорившись с охраной кемпинга о выезде в 3 часа ночи, поехал в Гаспру. Там на пляже санатория «Днепр» ФНС России открылся пункт проката каяков от Ялтинского рыболовного клуба. С некоторыми его членами я был знаком заочно, а днём ранее посетил их клубный магазин в Ялте на Боткинской улице, где немного пообщался и прикупил дешёвого силикона. Ребята хотели половить ласкиря (морской карась, дорадо) и я просто не мог упустить возможность выйти в море. Из парка Харакс, расположенного на территории санатория, к морю ведут два пути — пешком и на лифте. Утром лифт был закрыт, и мы стали первыми посетителями набережной. Быстро оснастили каяки, и вышли в море. Я взял одноместный каяк в максимальной длине — его меньше болтает на волне. Для якорения использовал капроновый шнур и маленький мешок из-под сахара, который наполнил крупной галькой с пляжа. Поймать ласкиря удалось только паре человек из десятка присутствовавших, я же открыл счёт скорпеной, продолжил дракончиком (самая ядовитая рыба Чёрного моря), которого аккуратно с помощью щипцов стряхнул в море, и завершил несколькими приличными ставридами, найдя их стаю пилькером в толще воды. Хотел сфотографировать дракончика, но не рискнул доставать фотоаппарат из гермомешка — качка могла сыграть злую шутку, если бы этот дракончик упал ко мне в каяк. Всё равно удовольствия получил море, а откушенный силикон красноречиво говорил, что ласкирь есть, просто надо уметь его ловить. Вылез на пляже весь мокрый от штанин до плеч — по-другому в каяке никак. Подходили отдыхающие — просили рыбу продать, сказал, что рыбу не беру — прежде всего — это увлечение, а не рыбозаготовка. Попрощался с ребятами и отправился в сторону лифта на подъём в парк, где немного прогулялся, любуясь видами, вдыхая великолепный воздух и изредка фотографируя.


Александр Ковалев — организатор и вдохновитель.


Немного правее Ласточкино гнездо. Увлёкся ловлей и не дошёл до него.


Гаспра.


Вход в туннель, ведущий к лифту.


Туннель к лифту и сам лифт действуют с 1959 года.


Много растений с табличками, как в ботаническом саду.


Вилла Харакс.


Вилла Харакс.


Ласточкино гнездо.


У завода вин в Массандре.


Дорога над Гурзуфом. Могучий Аю-Даг.


Цены на бензин.


Трасса Алушта — Судак.

Как упомянул выше, выезжали из кемпинга в 5 утра, так как билеты на паром были куплены на временной диапазон с 07:00. В порту были около восьми. Погода испортилась, небо затянула пелена облаков, порт был в лужах — ночью здесь шёл дождь. Переправа заняла примерно полтора часа. На кубанском берегу встали в плотный поток транспорта и неспешно катились в сторону Тимашевска. За городом дорога стала свободней, что не могло не радовать. Но недолго. Настроение подпортила федеральная трасса М4 — практически сразу после съезда на неё встали в очень медленную пробку. Незадолго до Ростова ушли вправо в сторону станицы Багаевской, где через Дон ходит паром. Это был подготовленный и просчитанный ещё дома маршрут, чтобы убить двух зайцев: избежать огромной пробки около Ростова, которую мы видели по пути в Крым, и разнообразить путь, посмотрев новые места. К сожалению, задержки в пути совершенно выбили нас из графика, и выгружались с парома мы уже в сумерках. Понятно, что искать место под палатку в таком случае уже поздно. Быстро опустилась темная южная ночь. В темноте проехали по окраинам Новочеркасска. Достаточно поздно подъехали к мотелю около Каменск-Шахтинского, туда, где останавливались год назад.


Тарифы.


Расписание.


Наш паром.


На пароме.


Закат за Доном.

Утром никуда не спешили. Через 75 километров покинули трассу М4 в районе Миллерово. Путь пролегал через Кашары в станицу Вешенская. Дорога очень понравилась — неплохое дорожное покрытие и отсутствующий трафик позволяли не сниматься с круиза и стабильно ехать 100 -110 км/ч, сбрасывая скорость лишь в населённых пунктах. В Вешенскую приехали к обеду, остановившись перед ней у скульптуры донскому казачеству и у моста через Дон. Под мостом совершенно неожиданно обнаружил пришвартованный огромный плот. Оказывается, существуют туры на плотах по Дону, которые организует компания «Донская Плотилия».

Мы с супругой были в Вешенской больше 5 лет назад. С тех пор территорию вокруг скульптурной композиции «Григорий и Аксинья» облагородили, а рядом с ней появилась ещё одна — «Батюшка-Дон». Задокументировали все изменения с помощью фотоаппарата ))) Зашли в реку, помочить ноги — вода была очень тёплой. На катере скучал мужичок, который предложил нам прогулку по реке, настаивал — не было времени на эти глупости, там с воды смотреть не на что, отказались.

Выехали из станицы на восток — туда, где по сюжету романа «Тихий Дон» проживали Мелеховы. По пути повернули на грунтовку, уходящую в лес к роднику, который является источником воды для станицы. Этот водопровод был проложен благодаря Шолохову, который, пользуясь своим авторитетом, добился этого. Проехать далеко не удалось — глубокий песок, да и рисковать особо не хотелось. Как только вышли из автомобиля, рой оводов и слепней сразу же окружил нас. Все попрятались в автомобиль, а я один отправился набрать воды. Вскоре дорога нырнула в лес, и назойливые насекомые от меня отстали. Родник представляет собой деревянный настил, из-под которого с клокотом вырывается мощный поток воды. Он не замерзает зимой, и поэтому здесь проводятся крещенские купания. Далее этот поток растекается по лесу, превращая его в сплошное болото и, очевидно, устремляется в Дон. Я набрал пару бутылок холодной и очень вкусной воды и вернулся в автомобиль.


Едем в станицу Еланская.


Лебяжий крутояр.


Лебяжий крутояр.

Станица Еланская знаменита современникам в первую очередь тем, что в ней снимались фильмы «Тихий Дон». Последнюю экранизацию в мае 2015 закончил режиссер Сергей Урсуляк. Фильм получился совершенно непохожим на предыдущую экранизацию режиссера Герасимова (более раннюю версию от 1930 года не будем рассматривать), но сравнивать их, как поступают многие, совершенно неверно. Эта экранизация более точно следует первоисточнику, замыслу Михаила Шолохова и дело не только в нестыковках и выборочности, присущих более ранней версии. Она не содержит перекосов, которые неизбежно проникли в экранизацию советского периода. Если в фильме Герасимова мы готовы невольно склониться на сторону «красных» якобы за меньшую их провинность в кровавой вражде, то после просмотра фильма Урсуляка до конца остаёшься на распутье, как главный герой фильма Григорий Мелехов.

Сама станица представляет собой глухой российский закоулок, где нет асфальта, и пропадает сотовая связь. Подъехали к церкви, у входа стояла «Нива». Пока мы гуляли вокруг вышли двое — батюшка и мужичок, сели в автомобиль и уехали к домам, в сторону реки. Эта церковь фигурирует в нескольких эпизодах фильма, среди которых мне больше всего нравится свадьба Григория и Натальи, их катание в бричке.


Станица Еланская. Церковь.


Ещё один слой истории — памятник погибшим в ВОВ жителям станицы.

Поехали по улице в надежде попасть к частному музею казачества. В конце неё было много песка, а возле одного из домов суетился батюшка, открыв капот «Нивы». Я остановился, подошёл к нему и поздоровался. Спросил, как найти музей и сможем ли мы проехать грунтовками до станицы Букановской. Оказалось, что в конце улицы глубокий песок и в музей надо ехать обратно мимо церкви и заезжать с главной дороги. После вопроса о дороге на Букановскую он пристально посмотрел на наш низкий передний бампер, и сказал, что вряд ли проедем — глубокие пески и сыро местами.


Частный музей донского казачества В.П. Мелихова.


Памятник казачкам, разделившим судьбы своих мужей и сыновей.


Памятник чернецовцам из белого партизанского отряда.


Памятник атаману П.Н.Краснову.

Скажу сразу — музей неоднозначный. У меня вызвал шквал эмоций в душе, очень противоречивых. С одной стороны, смотришь на быт казаков, на их уклад жизни и понимаешь, какое горе принесло им вторжение красных отрядов, как ломались судьбы, переписывались идеалы, нарушалась преемственность поколений. С другой стороны, я, наверное, никогда не пойму тех, кто ради «новой России», мнимой обещанной свободы шагнул под знамёна Третьего Рейха. Они думали, что в случае победы фашистов смогли бы жить как прежде, иметь определённую степень автономии, военизированную структуру и занимать столь плодородные земли? Слепцы и глупцы. Есть вещи, которые никогда нельзя делать, а именно предавать свою землю, свои генетические корни. Русские никогда не должны воевать против русских, какими бы разными ни были их взгляды. Хотя сами казаки и некоторые исследователи выделяли казаков в отдельный народ, на самом деле они не могли появиться на этих землях ниоткуда. Казаки — это сословие, которое сложилось из переселенцев. Они прежде всего русские, а уже потом казаки. Именно это и забыли Краснов и прочие пособники фашистов.

Существует версия о гражданской войне казачества с СССР в годы ВОВ, якобы это параллельные процессы, но она полностью разбивается о факты участия казачьих подразделений в карательных операциях на территории бывшей Югославии. Они там явно не с советской властью воевали — они грабили, насиловали и убивали, тому много свидетельств в документальных архивах балканских стран. Эти же самые казацкие части пытались спастись от расплаты за свои злодеяния в 1945 году в британской зоне оккупации. В соответствии с договорённостями союзников они были выданы британцами в СССР из лагеря в австрийском Лиенце. Что характерно — на картине, посвящённой этой выдаче видно, что часть мужчин в лагере продолжают носить форму вермахта и, вероятно, СС.

Отрезюмировать могу так: посетить музей полезно, но выводы делать самостоятельно, а не по безапелляционным заключениям гида.

Из музея выезжали немного потерянные. Я пытался структурировать впечатления, найти объяснение видению и представлению истории в словах гида. А ведь этот музей пытались закрыть и не раз. И был бы он закрыт, коли не стоял на частной земле. Хорошо, что вскоре справа замелькали декорации фильма Урсуляка, и удалось немного развеять тяжёлые впечатления, погуляв среди них.


Имение Листницкого.


Имение Листницкого.


Имение Листницкого.


На этой перекладине «вешали» казаков.

Дорога наша пролегала обратно в Вешенскую, затем сделав большой крюк на север, вокруг Шакинской дубравы выходила к Хопру. На стыке областей Ростовской и Волгоградской асфальт поменялся — гладкий и тихий ростовский сменил шершавый и шумный волгоградский, но значительно хуже ехать не стало. На высоком берегу Хопра увидели очередной монумент, посвященный Донскому казачеству.

В районе станицы Кумылженская существуют кумылженские пески также именуемые «северной пустыней». По гипотезе они образовались в результате таяния ледника после периода глобального обледенения и являются тем, что ледник наскрёб на своём пути. По этой же причине в данной местности часто встречаются гранитные глыбы, которые этот же ледник «подхватил» далеко на севере и «принёс» сюда.

Закат встречали по пути к Михайловке, что находится около федеральной трассы М6. Супруга отказалась от предложения не ехать в темноте, а спокойно переночевать на берегу Хопра и продолжить путь утром. Ей просто очень сильно хотелось на родину. Маршрут Миллерово—Вешенская—Михайловка нам понравился гораздо больше, чем Богучар—Калач—Новохопёрск, хоть и на 100 километров длиннее. Если доведётся ехать в следующем году, то однозначно выберем его.

Остаток пути в 340 километров проехали примерно за 4 с половиной часа и к полуночи прибыли к тёще. Затем был день отдыха и знакомая дорога домой.

Засим не прощаюсь, летом собираемся снова в Крым, продолжим знакомство с кемпингами…

Итоги

  • Пробег — 4766 км.
  • Средний расход — 7,1 л на 100 км.
  • Штрафы — 0.
  • Кемпинги — 6250 (4 ночи по 600 и 7 ночей по 550).
  • Отели — 2500.
  • Бензин, дороги — 14840.
  • Питание (магазины, столовые, напитки) — 15250.
  • Развлечения, экскурсии — 0.
  • Паромы — 4570.
  • Итого — 43410.

Пребывание в Крыму — 11 полных дней с 9 июля по 20 июля. Полный срок поездки от дома до дома — 16 дней.


Дром

Комментарии

6534843
Рубцовск
Добрый день. Не подскажите подробнее: кемпинги заранее надо заказывать или все таки есть варианты на месте сразу договориться ? Как искали и выбирали кемпинги, через интернет (просто по сайтам не сильно много предложений вылазиет)?
 
 
Ответить
    
автор
Видное
Сообщений: 1036
6534843
Добрый день. Не подскажите подробнее: кемпинги заранее надо заказывать или все таки есть варианты на месте сразу договориться ? Как искали и выбирали кемпинги, через интернет (просто по сайтам не сильно много предложений вылазиет)?
Искать кемпинги лучше в интернете, чтобы на месте не тратить время и нервы. Специализированных сайтов-агрегаторов по кемпингам России (как это сделано, например, в Европе) не существует - всю информацию нужно искать поиском, например, в Яндексе. Также полезно почитать профильные форумы, например караванеров. В некоторых кемпингах просят заранее позвонить или написать о дате визита и составе проживающих, чтобы гарантировать место и планировать загрузку кемпинга. Но в большинстве случаев это не нужно делать, достаточно раздобыть номер телефона - просто приезжаете, звоните и заселяетесь. Могут быть ограничения по срокам - например, к Юре "Джокеру" нельзя заехать менее чем на 3 ночи.
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/97086/
 
 
Ответить
6534843
Рубцовск
Kotokroly
Искать кемпинги лучше в интернете, чтобы на месте не тратить время и нервы. Специализированных сайтов-агрегаторов по кемпингам России (как это сделано, например, в Европе) не существует - всю информацию...
Понял спасибо.
 
 
Ответить
10532438
Kotokroly
Неужели ради экономии 15 евро на полном баке нужно заезжать в Люксембург (делать крюк) вместо того, чтобы заправиться в Германии? Тот же самый вопрос по Андорре. Очень странно.
В Люксембурге и Андорре полно аутлетов и магазинов беспошлинной торговли. Для этого и заезжаем. Заодно и заправляемся.
 
 
Ответить
10532438
Владимир Владимиров
,,Кватро мелонес,, - это четыре дыни.
Арбуз по испански - сандиа.
В кемпингах полно англоязычных и немцев. Для них и кричат. По английски арбуз - ватер мелон
 
 
Ответить
10532438
Корнетов
Все верно, можно ездить в Европу и не тратить в разы больше чем в Крым. Очень разумно заезжать в Люксембург чтобы заправиться, менее разумно в Андорру, т.к. она далека от быстрых маршрутов. А вот всегда...
1. На платных дорогах ничего не увидишь. 2. На платных дорогах нормально не поесть, а если и поешь, то очень дорого. 3. На платных дорогах нет продуктовых магазинов и пекарен, а съезжать в сторону, что бы в них попасть- терять время. 4. Ну и мы, в общем, давно на пенсии, и дополнительно терять деньги на оплату дорог нам напряжно. Нам без разницы за сколько мы проедем от А до Б, за три часа или за пять.
2
 
Ответить
10532438
Владимир, обязательно напишу, только разберусь, как тут отчёты выкладывать. Думаю и отчёт написать, как совершить бюджетную поездку, как, к примеру, у нас было в прошлом году- почти вся Испания, примерно...
это без бензина? без платных дорог?и с ночевкой в палатке в поле?
 
 
Ответить
Шутник
из новосибирска, они кемпинги какого формата ? хуже чем у джокера ?
обычные-все не спят до утра и врубают музыку и вонючие туалеты- но дешовые
 
 
Ответить
10532438
Галина Касьянова
это без бензина? без платных дорог?и с ночевкой в палатке в поле?
Да, без платных дорог, с ночевками в недорогих отелях, мотелях и кемпингах. Иногда и в машине приходится спать.. И с солярой, но без бензина.
 
 
Ответить
10532438
Да, без платных дорог, с ночевками в недорогих отелях, мотелях и кемпингах. Иногда и в машине приходится спать.. И с солярой, но без бензина.
что то мы сейчас просчитываем- и у нас гораздо дороже получается-и у нас бензин к сожалению
 
 
Ответить
    
автор
Видное
Сообщений: 1036
Галина Касьянова
что то мы сейчас просчитываем- и у нас гораздо дороже получается-и у нас бензин к сожалению
Если по тому же шаблону - Испания и на 32 дня, то дешевле 200 тысяч у вас никак не должно получиться. Бюджет просчитывается элементарно и именно с этого начинается обсуждение любой поездки в нашей семье.
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/97086/
 
 
Ответить
10532438
Галина Касьянова
что то мы сейчас просчитываем- и у нас гораздо дороже получается-и у нас бензин к сожалению
Надо иметь хороший и подробный атлас дорог для разработки маршрута. Мы себе такой купили в Чехии. Указаны все дороги в странах и выделены платные. Решить все вопросы с заправками. Мы, к примеру, знаем уже заранее, где заправимся. К примеру у поляков есть немного АЗС Лукойл, они несколько дешевле польских АЗС Орлен и гораздо дешевле ВР или Shell. Ночёвки - в Польше можно спокойно найти двухместный номер в отеле за 80 злотых. Франция тоже имеет сети отелей по низким ценам. Мы ночевали, к примеру в Ницце всего за 42 евро, а в других районах, не курортных, гораздо дешевле, по 24-32 евро. Кемпинги вообще можно дешевле найти. В машине ночевать в Евросоюзе абсолютно безопасно.Теперь , как с питанием : Можно найти на любой кошелёк. Если же вы возьмёте с собой туристическую газовую плитку и несколько баллончиков с газом, то можно здорово сэкономить на питании. Это не стыдно, самим готовить- даже немцы в дороге , в большинстве, едят свою пищу из дома.Продукты в супермаркетах в Польше и Испании дешевле, чем у нас. В остальных странах стоят как у нас, но многое и дешевле. Конечно, всё приходит с опытом. Поначалу тяжело всё учесть, но потом будет проще, когда знаешь все нюансы предстоящей поездки.Машину страховать- т.н. Зелёная карта, надо дома, в своей обычной страховой компании. Перед границей могут продать туфту. Я видел на польском КПП, как завернули человека с левой страховкой. Постарайтесь тщательно продумать маршрут, посчитайте сколько будет ночёвок, решите как питаться, прикиньте по горючему, сколько нужно. Если будут вопросы, пишите, я вам отвечу в меру своего опыта поездок.
 
 
Ответить
10532438
Надо иметь хороший и подробный атлас дорог для разработки маршрута. Мы себе такой купили в Чехии. Указаны все дороги в странах и выделены платные. Решить все вопросы с заправками. Мы, к примеру, знаем...
у нас-польша-чехия-австрия-рим- но две семьи на одной машине-путешествовали уже много- но все россия и грузия-интересует- можно ли до рима по италии доехать по бесплатным дорогам?или я там больше бензина потрачу и экономии никакой и по платным выдет также(и много ли будет серпантинов по бесплатным)-спасибо
 
 
Ответить
    
автор
Видное
Сообщений: 1036
Галина Касьянова
у нас-польша-чехия-австрия-рим- но две семьи на одной машине-путешествовали уже много- но все россия и грузия-интересует- можно ли до рима по италии доехать по бесплатным дорогам?или я там больше бензина...
В Чехии и Австрии я бы на вашем месте купил виньетки - 21,5 евро погоды не сделают. А вот Италию можно и по бесплатным проехать, только вместо 7 часов будете ехать около 12-ти, зато экономия около 57 евро и знакомство с жизнью итальянской провинции. Если вам не жалко времени, то почему бы и нет, заодно и в Сан-Марино заехать можно (это будет рядом с бесплатным маршрутом).
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/97086/
 
 
Ответить
Kotokroly
В Чехии и Австрии я бы на вашем месте купил виньетки - 21,5 евро погоды не сделают. А вот Италию можно и по бесплатным проехать, только вместо 7 часов будете ехать около 12-ти, зато экономия около 57 евро...
это просто ограничения скорости-или длиннее по километражу? -времени не очень жалко
 
 
Ответить
    
автор
Видное
Сообщений: 1036
Галина Касьянова
это просто ограничения скорости-или длиннее по километражу? -времени не очень жалко
Это просто населённые пункты с 50 км/ч в них, светофоры и круговые движения, на которых не разгонишься. Это как ехать от Ростова до Краснодара по М4 или ехать по станицам - разница очевидна.
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/97086/
 
 
Ответить
Александр
Ковров
Спасибо автору за отчёт! Было интересно читать!
 
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 913
AnimalFarm
:) чтобы вернуть вам веру в магазины системы ДютиФри рекомендую аэропорт Бен Гуриона. Отличный Дютик там и много всего можно купить. Акции всегда. Ну и примеры у вас неудачные, особенно Турция и Тунис....
Спасибо !!!
//travel.drom.ru/17966/
//travel.drom.ru/19053/
//travel.drom.ru/25497/
//travel.drom.ru/24926/
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром