|
Всем привет!
Хочу поделиться с вами воспоминаниями с летней поездки на озеро Алаколь, которое находится в Республике Казахстан. Текста будет не много, фоток еще меньше, но надеюсь, кому-то мой рассказ будет полезен.
Весь 2017 год мы планировали путешествие с семьей (я, жена и двое детей — 6 лет и 1,5 года) на Субару Форестер 2011 г., по Средней Азии. Хотели прокатиться по Казахстану, Узбекистану и Кыргызстану. Живем мы в Сургуте, но отправной точкой нашего путешествия должен был стать г. Рубцовск, так как жена с детьми приезжают туда в начале лета, а я должен был подъехать в начале августе. Как и планировали, в начале августа я приехал в Рубцовск и наша семья воссоединилась. Но ближе к намеченному времени путешествия мы начали понимать и сходиться во мнениях, что такой маршрут для нас может оказаться сложным и даже опасным в связи с внезапно переменчивым состоянием здоровья маленьких детей. Буквально накануне вечером перед выездом из Рубцовска было все-таки принято решение рвануть на озеро Алаколь погреть косточки.
Для справки: Алако́ль (каз. Алакөл, от ала көл — яркое, разноцветное озеро) горько-солёное бессточное озеро Казахстана, расположенное на Балхаш-Алакольской низменности, что находится на границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, в восточной части Балхаш-Алакольской котловины в юго-восточном Казахстане. К юго-востоку от озера располагается перевал Джунгарские ворота. Известно как «лечебное озеро». Вытянуто с запада на восток, площадь (с островами) — 2696 км², длина — 104 км, максимальная ширина — 52 км, глубина — до 54 м, объём воды — 58,56 км³.
Маршрут наш выглядел вот так: Рубцовск — Семей — Калбатау — Аягоз — Урджар — Маканчи — Кабанай (Жарбулак). Расстояние — 821 км.
Стартануть нам удалось только в 11 часов утра, т.к. вечером решение было принято спонтанно и не все было собрано. На ночь планировали остановиться на базе отдыха на берегу оз. Алаколь, но на всякий случай в машине было все необходимое для дикого отдыха (палатки, спальники, газовая плита …) Часть денег была на карте, часть наличными в рублях и долларах.
В районе 12 часов дня мы стояли перед въездом в пограничный пункт пропуска первые и единственные в очереди. Пока ждали зеленый свет, я оформил в рядом стоящей будке казахстанскую страховку на авто на 15 суток. По стоимости вышло около 1500 рублей. Там же поменял немного рублей на теньге (курс не выгодный) и купил казахскую симкарту.
Прохождение границы описывать не вижу смысла, скажу, что заняло это у нас по времени не более часа: на российской стороне все вещи из машины попросили вытащить, на казахской отделались открытием дверей и багажника. Никто никаких взяток ни с кого не вымогал. Через час мы уже неслись на всех парусах по бескрайним степям Казахстана, изо всех сил стараясь казаться невидимыми для доблестных блюстителей порядка и соблюдения пдд Казахстана — жол полициясы! Почти сразу после границы нас проводили голодными и жадными взглядами сотрудники ДПС РК, т.к. ехали мы строго по знакам, не нарушая скоростной режим. Это была единственная встреча с ними на всем пути до оз. Алаколь.
Следующим крупным населенным пунктом на нашем пути был г. Семей. Кстати, забыл сказать, из навигации был только телефон с установленной заранее программой MAPS.ME. Ох, и натерпелся я с этой прогой! Перед поездкой, в России, я ее, конечно, протестировал, и вроде бы она работала, но как только выехали за пределы РФ (может, просто совпадение), программа начала постоянно терять связь со спутниками, что делало ее практически бесполезной. Интернет работал также очень плохо и только в населенных пунктах. Установил бесплатную пробную версию Навител — работал как часы, спутники не терял вообще! Не рекомендую MAPS.ME!
Кое-как проехали через Семей, «спасибо» MAPS.ME, заодно сняли еще денег в банке и поехали дальше. Кстати, нам сказали, что есть в городе где-то отделение сбербанка РФ, но мы искать не стали. После Семея до Калбатау — 150 км идеальная новая трасса, машин практически нет, ехать одно удовольствие. После Калбатау состояние дорожного полотна резко снижается, ехать со скоростью 80-100 км/ч реально, но смотреть надо в оба, и такая ситуация до поворота с трассы А-3 на А-8 не доезжая до села Таскескен. Ехать решили мы на восточный берег озера Алаколь, так как там уже отдыхали и ждали нас друзья. Около 9 часов вечера мы свернули на трассу А-8. Радости нашей не было предела — 218 км до озера отличной новой трассы непосредственно до берега Алаколь и нашего места дислокации. Часам к 12 ночи мы подъехали к поселку Кабанбай (Жарбулак), после которого находится зона отдыха на берегу озера Алаколь, куда мы собственно и направлялись.
Друзья заранее нам забронировали 2-местный номер на базе отдыха «Рассвет», поэтому искать жилье нам среди ночи не пришлось, перенесли спящих детей в номер, и сами свалились без задних ног. База располагается на первой линии, номер наш был в одноэтажном деревянном доме на несколько номеров с выходом в сторону пляжа. Непосредственно до воды от выхода из номера метров 15-20, очень удобно, но за удобства нужно платить. Сам номер чистый, мебель новая деревянная, в номере санузел с душевой кабиной, вода холодная/горячая без перебоев. Так же в номере есть телевизор, холодильник, кондиционер, большая двуспальная кровать и отдельно брали раскладушку.
А вот и наш домик.
На территории базы чисто и аккуратно, есть детская игровая площадка, кафе-ресторан, прокат катамаранов и прочее. Номер мы взяли с 3-разовым питанием, кормили, можно сказать, не плохо.
Утром проснулись от шелеста волн, светило солнце на безоблачном синем небе. Красотааа!
Позавтракали в кафе и бегом на пляж! Озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами, поэтому люди, не желая терять ни минуты, купаются и оздоравливаются уже часов с 8 утра.
Пляж галечный, но галька мелкая и ходить по ней босиком вполне комфортно и даже приятно. Водичка с утра чистая, но к вечеру возле берега становится мутной.
По пляжу постоянно циркулируют продавцы кукурузы, самсы, копченой рыбы (сазан, жерех) и т.д.
Дети очень любят кукурузу!
А не угостить ли мне даму…
Помимо съестного продают белую глину и грязь, обладающую чудодейственными свойствами. Кстати, эту грязь можно совершенно бесплатно наковырять самому и обмазаться с ног до головы, а вот употреблять ее в пищу, я думаю, не стоит. Говорят, помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и не только.
Но некоторые, видимо, считают, что даже и от облысения.
Нашу маму не узнать!
Из развлечений на базе был стандартный набор для таких мест, это катание на банане, на гидроцикле, катамаранах.
Мы брали в прокат хороший современный катамаран с палубой, на который с легкостью поместилось трое взрослых и трое детей, отплывали от берега метров 100 и купались в чистой прозрачной воде. Дети в восторге прыгали с катамарана в воду! Недалеко от базы есть рынок, где можно приобрести детские спасательные жилеты, мячи, круги и прочее по приемлемым ценам.
Кстати, понравилось то, что вода слабо-соленая и соль практически не ощущается ни на вкус, ни при высыхании на теле.
Дети счастливы!
Рядом с кафе расположена детская игровая площадка с горками, качелями, каруселями, и это очень удобно, родители поймут!
Классно на закате сидеть в кафе пить кофе или прохладительные напитки покрепче, наблюдая за тем, как резвятся неподалеку дети.
С погодой нам очень повезло, +33-+35 градусов и почти безветренно и безоблачно, загар прилипает мгновенно! Такая погода продержалась два дня, на третий день по прогнозу было штормовое предупреждение и резкое снижение температуры на несколько дней вперед. Поскольку оставаться при такой погоде на озере не было смысла, а отпуск только начинался, мы стали думать, куда нам двинуть дальше в поисках хорошей погоды. В Казахстане такая ситуация с погодой была практически везде, смотрели Капчагайское вдхр., Балхаш, на Иссык-куле в Киргизии прогнозы тоже неутешительные. На тот момент в Ташкенте гостили у родственников мои родители, посмотрев погоду в Ташкенте (+36), поняли, что у нас не осталось выбора, и мы решили ехать в Узбекистан продолжать дальше греть косточки и насыщать наши организмы витаминами!
Утром четвертого дня путешествия мы сдали наш номер на базе «Рассвет», погрузились и в путь!
Чтобы двигаться в сторону Ташкента, нам нужно было выехать на трассу А-3/А-350 Талдыкорган — Алматы. Было 2 варианта пути:
1. Вернуться назад 218 км, откуда приехали и после Таскескена выйти на трассу А-3/А-350 Талдыкорган — Алматы.
2. Обогнуть Алаколь с южной стороны мимо оз. Жаланашколь и по западному берегу оз. Алаколь после Ушарала выйти на трассу А-3/А-350 Талдыкорган — Алматы.
Первый вариант был простой и понятный, но мы не ищем легких путей, а ищем на ж... приключений, поэтому выбрали второй вариант. Очень хотелось увидеть что-то новое, побывать на озере Жаланашколь, приблизится к отрогам Джунгарского Алатау, к тому же второй вариант пути был короче на 157км. Поговорили с местными пограничниками в Жарбулаке (Кабанбае), поинтересовались на счет выбранного нами пути, на что получили их одобрение и совет не ехать этим маршрутом без запаски. Запаска новая лежала в багажнике, поэтому нас ничто больше не останавливало!
Вдоль восточного берега оз. Алаколь до оз. Жаланашколь вполне сносная гравийка около 60 км. Не торопясь проехали этот участок часа за 1,5, температура за бортом +39 градусов, дует легкий обжигающий ветерок, вокруг выжженые бескрайние казахские степи, клочками растет саксаул и ни души!
И вот спустя 1,5 часа, мы наконец причалили к оз. Жаланашколь! Ветер постепенно усиливается.
Вода в озере соленая, но цвет немного отличается от цвета воды озера Алаколь.
Отсюда рукой подать до пропускного пункта на границе Казахстана с Китаем в поселке Достык. Достык находится в Джунгарских воротах, между Джунгарским Алатау и Тарбагатайскими горами. Также через Достык проходит железная дорога Ланьчжоу—Урумчи—Алма-Ата, соединяющая Казахстан и Китай. Кстати, многие отдыхающие приезжают на Алаколь именно на поезде до станции Достык, а оттуда на такси до зон отдыха.
Долго мы не стали задерживаться на Жаланашколе, подышали чистым прохладным воздухом с озера и поехали дальше.
Дорога стала ухудшаться, яма на яме, как после бомбежки, причем ремонтировать ее никто, судя по всему, и не пробовал ни разу с момента сдачи в эксплуатацию несколько десятилетий назад. Средняя скорость снизилась до 10-20 км/ч!
Вдоль основной дороги множество съездов и объездов ничем не лучше по качеству и даже опаснее — много острых камней, на один из которых мы и напоролись, пробив дыру 4 см в заднем колесе :( Без запаски там делать нечего, прав был пограничник! Запаска была одна, напряжение нарастает! Проехали по такой дороге мы всего километров 20, а ехать еще около 30 км до ближайшего поселка Коктума, после которого, со слов погранцов, дорога будет лучше. Ну что ж, едем еще аккуратней и медленней, а тем временем ветер усиливается, и снижается температура воздуха за бортом.
Пейзажи вокруг усиливают и без того напряженную обстановку в нашей компании. С гор надвигаются тучи.
Видимо, кто-то поехал без запаски…)) Шутка, неизвестно, что случилось с этой машиной и ее экипажем, но не хотел бы я оказаться на их месте.
Слава богу, больше проблем с колесами не было, и мы благополучно доехали до поворота с трассы на Коктуму и поехали дальше. Состояние дорожного покрытия действительно стало улучшаться, ям стало меньше, настроение повышается.
После Коктумы подул шквальный ветер, темперетура воздуха снизилась с +39 до +18, как и передавали по прогнозу.
Проехав километров 8, мы были приятно удивлены появлением на нашем пути каньона горной реки Жаманты, которая впадает в Алаколь. Ландшафт очень своеобразный и нехарактерный для российской горной и предгорной местности, но мы и не в РФ.
Вода в реке очень чистая, прозрачная и слегка бирюзовая.
Саксаул везде.
Насладились впечатляющими видами каньона, покидали камней с моста в реку и двинули дальше в поисках тепла и солнца!
Дорога от каньона и до трассы А-3 позволяла ехать со скоростью максимум 70-80 км/ч, поэтому уже затемно мы выехали на трассу А-3/А-350 Талдыкорган — Алматы, потеряв еще кучу времени на поиски шиномонтажной. Не знаю, откуда были силы, но мы проехали в тот вечер (ночь) еще около 300 км до Талдыкоргана, где заранее по дороге забронировали в гостинице номер.
С бензином в Республике Казахстан проблем нет, заправлялся в основном на АЗС «КазМунайГаз» по 155 теньге за литр 95-го, оплачивал картой сбербанка РФ. Проблем с автомобилем не было, подвеска на ура справлялась с «чудесыми» казахстанскими дорогами.
На этом я пока заканчиваю свой рассказ, спасибо всем за внимание, надеюсь, информация была кому-то полезна или просто интересна! От посещения озера Алаколь у нас остались только положительные эмоции и воспоминания, это то место, где мы бы хотели побывать еще раз!
Вот небольшое видео с озера Алаколь: https://www.youtube.com/watch?v=5E7L20sawFc
ЗЫ: хочу извиниться перед теми людьми, кто волею случая попал в объектив моего фотоаппарата!