|
Так как планировался маршрут по нетяжелому, но все-таки бездорожью, был куплен багажник на крышу, реечный домкрат 120 см и набор для ремонта шин (так и не использовал), металлическая канистра 20 л, мешок из ПВХ на 150 л (удобно возить вещи на крыше), чуть ранее — шины Viatti Bosco AT 215/65/16, сняты задние брызговики, закачены в планшет советские военные карты (попались с ручными отметками маршрута через перевал Бугузун, очень пригодились по пути в Тыву). Чтобы не выкладывать вещи из багажника в случае замены колеса, запаску закрепил на крыше, домкрат положил под сиденье (в Тыве это оказалось кстати).
Компаньонов нам не нашлось, поэтому поехали одной машиной в составе: я (водитель), жена Татьяна, младший сын Александр 13 лет и подруга жены Ирина.
Способ крепления смартфона без вечно отваливающейся присоски.
Путь на Алтай
И вот, 06.08.2017 г. около 15:00 мы двинулись в путь. Дорога из Абакана через Аскиз до Вершины Тёи была знакома, а дальше пошли уже по навигатору.
В Вершине Тёи свернули направо на Балыксу и по довольно приличной грунтовке, проехав Шору, добрались до развилки ближе к Балыксе, где повернули налево, на Усть-Веселый. Да, здесь уже не разгонишься.
Развилка. Направо — Балыкса, нам — налево, на Усть-Веселый.
Далее идет дорога до шлагбаума с постом охраны, то ли на карьере, то ли на лесозаготовках. Затем добрались до следующей развилки, где висит табличка с надписью «Б. ОРТОН 53 км», и пошли вправо. С этого места до асфальта в Майзасе оставалось 137 км.
Дальше пойдет 50-километровый отрезок до Ортона с множеством бродов и луж разной глубины и камней разной величины.
Сворот к каким-то строениям в тайге.
К самому большому броду добрались уже в темноте. Хорошее течение, глубина выше колена, ямы, много больших камней — отличный повод полазать в полукомбинезоне в воде для поиска оптимальной траектории. В итоге брод прошли без проблем.
После брода начался затяжной, с большими камнями на дороге, подъем и затем спуск до Ортона. Узнав у местных жителей, что гостиницы в деревне нет, решили двигаться дальше на Майзас. Начался грейдер, можно разогнаться, но надо быть внимательным, на пути попадаются солидные камни. Остановились ночевать на дороге, около компании из Междуреченска, приехавшей собирать ягоду.
В Майзасе, после понтонного моста, неожиданно начался асфальт. И цивилизация. Заправились на АЗС «Перекресток Ойл» (АИ-95 К5, 52,272 л * 38,05 руб. = 1988,95 руб.). Так как хотели посетить музей Шукшина в Сростках, далее наш путь пошел через Междуреченск, Новокузнецк, Бийск, Сростки.
Горный Алтай
И вот, 7 августа в 20:30 (по Абаканскому времени), после 29 часов 30 минут с начала путешествия, мы пересекли границу Горного Алтая. В Горно-Алтайске заправился на АЗС «Лукойл» (АИ-95 К5, 45,028 л * 38,95 руб. = 1753,84 руб.).
Манжерок встретил нас дождем, грозой и туманом. Пришлось отказаться от ночевки в палатке на берегу Катуни и искать жилье в селе. Позвонили по первому попавшемуся на дороге объявлению и попали в замечательную мансарду частного дома за 230 руб. с человека + баня 700 руб.
Манжерок, утро, вид с мансарды.
8 августа в 11:40 выехали из Манжерока к первому месту, где я хотел побывать — ретранслятор Ачика. В 13:30 прошли Семинский перевал, в 14:40 добрались до Чике-Тамана.
На Чике-Таман развернута продажа различных сувениров, монгольских товаров. Здесь отмечу, что чем ближе к границе, тем цена на вещи из Монголии ниже. Так, носки из верблюжьей шерсти на перевале стоят в среднем 200 руб., в Акташе — 180, в Кош-Агаче — 150 руб.
В 16:00 решили остановиться и нашли отличную стоянку на месте слияния Большого Яломана с Катунью. Есть хороший съезд к реке, песчаный берег, оборудованы крытые беседки (аренда 100 руб.), туалет. Если не пользоваться беседкой и остановиться без ночевки, то все бесплатно. Отсюда также начинаются сплавы по Катуни.
Слияние Большого Яломана с Катунью.
Ретранслятор Ачика
Приехав в Белый Бом, зашел в первое попавшееся кафе, выяснил у работника дорогу на ретранслятор. Первым делом он спросил, какая у меня машина. Узнав, что мы на Форестере, вэдэшном и достаточно высоком, нелогично заявил, что я не проеду («Там ездят только УАЗы»). По маршруту сказал, что надо переехать реку перед Белым Бомом, повернуть направо, доехать до ограждения с воротами, объехать его и дальше уже пойдет одна дорога вверх. На вопрос: ограждение объезжать справа или слева — сказал: «Нет» и нарисовал рукой в воздухе замысловатую кривую, по которой я должен был миновать препятствие. Было похоже, что машине надо в нужный момент совершить прыжок. Решив, что на месте разберемся, в 19:30 двинулись в путь.
Олень перед кафе в Белом Боме смотрит, кажется, как раз на ретранслятор.
Снимал, когда уже спускались с перевала, поэтому машина смотрит в другую сторону.
Это ограждение, которое надо объехать и не справа и не слева. Нужно просто свернуть налево.
Очередная развилка, на ретранслятор направо. Если верить попавшемуся по дороге местному жителю на Уазе, прямо уходит дорога на село Ачик, находящееся за перевалом.
Подъехали к ретранслятору около 21:00. Сразу стало темнеть. Радость свершения немного омрачил начавшийся дождь и плотный туман. Температура 6°С.
°
Ночевали на перевале, отъехав за следующую горку от ретранслятора. Когда раскладывал палатку, кажется, пролетал снег.
На следующее утро поднялся от нашего лагеря на близлежащую вершину. Даже всё ещё закрывавшие хребты облака не прятали красотищу пейзажей. А еще поразила аж звенящая тишина вокруг.
Следующее утро. Наш маленький лагерь на перевале.
Жене сказал, что мы о-о-очень высоко в горах и это настоящий эдельвейс.
Кату-Ярык, Долина Чулышмана
9 августа, спустившись с Ачика, направились к следующему пункту нашего путешествия — перевал Кату-Ярык. Для этого по Чуйскому тракту докатились до Акташа, заправились на АЗС «Ника» (АИ-92 К5, 45,020 л. * 37,00 руб. = 1665,74 руб.) и свернули в сторону Улагана. После идеального асфальта Чуйского тракта долго привыкали к начавшейся гравийке. До Кату-Ярыка от Акташа получилось 95 км, от Улагана — 40,7 км, от Балыктуюля — 30 км.
Проехали по спуску Кату-Ярыка нормально. Боялся только один член нашей команды. Не скажу — кто. Заявила, что больше сюда не поедет. Ирина сказала, что она уже бывала в таких местах, не страшно. Ну и я так сжимал руль, что ладони вспотели.
Так как в Долине Чулышмана целью было посещение водопада Учар, сняли домик на базе «Усть-Чульча», расположенной как раз напротив начала тропы на водопад, 26 км от Кату-Ярыка. Домик — 1500 руб. за сутки, баня — 700 руб. за час.
10 августа в 10:00 начался поход к водопаду Учар. Я рассчитывал на 12 км туда-обратно, а получилось около 10 км только в одну сторону. До водопада добрались в 14:00. Сначала переправились от базы на моторке (500 руб.), затем протопали по равнине километра полтора до поста охраны Алтайского заповедника и 8,5 км по весьма интересной тропе. На посту обязательная регистрация, инструктаж об опасности встречи со змеями и сбор 100 руб. с человека (за что — не уловил). Так как денег у нас с собой не было, нас быстро зачислили в волонтеры и выдали пакет, поручив на обратном пути убрать за собой мусор. Тропа на водопад проходит по левому, часто очень крутому и высокому (вначале даже голова кружилась) склону долины реки Чульча.
Обратный путь, наверно потому, что шли уже вниз, времени занял меньше — 3,5 часа, с 17:00 до 20:30. На базу вернулись уже в сумерках.
Попадались небольшие водопады.
Поход закончен, переправа на базу через Чулышман.
Утром 11 августа, проехав от базы чуть дальше по долине, посмотрели снизу на Каменные грибы и подались в обратную сторону к подъему на Кату-Ярык.
Трасса Кату-Ярык — Балыктуюль, такие авто дорогу там не уступают.
Такие вот существа попадались на Чуйском тракте.
Ретранслятор Акташа
Около 18:00 въехали в Акташ, где часть команды осталась в кафе у гостиницы «М-52» (кофе, чай, вай-фай), а остальные погнали на ретранслятор. При выезде из Акташа в сторону Улагана перед мостом есть поворот направо — нам туда. На подъеме встретил спускающиеся джипы и пару спортивных мотоциклов.
Маршрут точно не знал, поэтому, добравшись до развилки рядом с огромной горой грунта, какое-то время искал нужное направление. За горой оказался закрытый шлагбаум. Спросить не у кого. Поехал налево от этой горы, по более накатанной дороге, и в итоге это оказалось верным решением.
Попадающиеся на пути большие камни (главное не пропускать их между колес) и диагонали затруднений не вызвали, а вот на затяжных, все более крутых подъемах стала чувствоваться нехватка мощности 2-литрового двигателя — но Форестер, иногда почти полностью останавливаясь, медленно, но верно двигался вверх. Кстати, помогло отключение кондиционера. На вершину забрались одновременно с мотоциклистом, догнавшим нас где-то по дороге.
В отличие от Ачика здесь погода была за нас. Все снежные вершины были как на ладони и почти на одном уровне с нами.
Словами и фотографиями пытаться передать красоту гор наверно бесполезно, так что надо ехать сюда и обязательно увидеть все своими глазами. Тем более, где еще можно поблизости забраться за 3000 метров над уровнем моря на машине.
Уже виден кончик ретранслятора.
Вот, собственно, и ретранслятор.
Вот таким караваном спускались в Акташ.
Дорога с ретранслятора до Акташа.
Путь в Тыву
Спустившись в 20:45 с ретранслятора в Акташ, захватили оставшуюся часть команды, заправились на АЗС «Ника» (АИ-95 К5, 43,070 л. * 39,60 руб. = 1705,57 руб.) и, наконец-то добравшись до хорошего асфальта, покатили в сторону Кош-Агача.
К сожалению, переход горной части Чуйского тракта на степную, где кроме колючек нет другой растительности, мы прошли в темноте, и насмотреться напоследок на завораживающие горные пейзажи нам не удалось.
Заночевали перед Кош-Агачем, отъехав от дороги за холм.
12 августа заехали в Кош-Агач, заправили бак до полного на АЗС «Лукойл» (АИ-95 К5, 13,605 л. * 39,90 руб. = 542,84 руб.), побродили по магазинам, купили монгольское одеяло у монголки из «настоящего верблюда» за 1900 руб. Поиски местных сувениров завершились в АЗС, где заправлялись до этого (купили магнит и кружку).
Заехали в Комендатуру (ул. Мелиоративная, 41) узнать про пропуска в приграничную зону.
КПП Комендатуры (фото не моё).
На КПП Комендатуры висит объявление, что за пропусками обращаться по адресу: ул. Армейская, 2. Оказалось, что это на другом конце села, при выезде в сторону Джазатора и Беляшей. Там домофон на дверях женским голосом поведал, что сегодня суббота — выходной, и пропуска не выдают. Затем, узнав, что нам надо до перевала Бугузун, голос сказал, что туда пропуска не нужны, хватит паспортов РФ, но нельзя отклоняться ни вправо, ни влево. Новость хорошая, и наш путь в сторону перевала Бугузун продолжился.
На тракте, перед поворотом на село Кокоря, стояла машина пограничников, но они из авто не выходили, проводив нас только взглядами.
Проехав село, вышли на проселок и, ориентируясь на более наезженную колею, направились искать брод через реку Бугузун. Погода испортилась, начался дождь, не прекращавшийся уже до спуска в Тыве. Все видимые ранее горы скрыло туманом. Полевые дороги то расходились, то сходились, уходили в сторону. Стали ориентироваться по советским военным картам в планшете. Хорошее приложение: есть все проселки и поддерживается GPS — всегда легко определить свое местоположение. Кстати, иногда по дороге встречались указатели на источник Аржан-суу Бугузун, можно ориентироваться по ним. Два раза спрашивали дорогу у местных: подъезжали к юрте и у чабана в поле. Сказали, что форсировать Бугузун лучше у старой погранзаставы. Так как застава на карте была отмечена, вперед двинулись уже быстрее. Подъехали к броду, вода не высокая, прошли легко.
Сам подъем на перевал, по ручью, по большим камням, по крутоватому подъему, даже в дождь затруднений не вызвал.
Самое простое и прямое место дороги на перевал.
Верхняя точка Бугузуна, налево — Алтай, направо — Тыва.
Тыва
Спуск с Бугузуна также не сложный, надо только внимательно смотреть за внезапно появляющимися на пути большими камнями. После спуска дорога расходится, сходится, можно выбирать любую. Если выше — более каменистая, без грязи. Ниже — камней меньше, больше грязи. Мы шли по нижней. Для ориентации все также использовали советские военные карты на планшете. Дальше, до озера Ак-Холь, пошли немного однообразные виды: небольшие озера, холмы, броды и отсутствие деревьев или хотя бы кустов.
Где-то по дороге к озеру Ак-Холь нас догнал УАЗ «буханка» с хакасскими номерами. Я вышел, остановил его. Оказалось, в машине полно тувинцев, возвращаются из Алтая, куда ездили за товаром. Едут в Мугур-Аксы через Кызыл-Хая.
Встреча оказалась удачной. Потом этот УАЗ то обгонял нас, то отставал (когда останавливался), а после очередного брода даже стоял — страховал нас. При этом мы его об этом не просили. Возле Кызыл-Хая показал, где мост через Моген-Бурен. А последний раз мы встретились уже в Мугур-Аксы, где водитель, тувинец (жалко не узнал его имя, теперь не знаю, кого благодарить), увидев нас, остановился, спросил, куда направляемся дальше, подсказал дорогу, а узнав, что ищем место для ночлега, проводил до местной гостиницы.
Подъезжаем к реке Моген-Бурен.
Попался встречный УАЗ, пришлось забраться на горку. Справа-обрыв к реке
После очередного обгона УАЗ бодро пошел вперед, иногда весело цокая задним мостом о камни, или кренился так, что даже мне было страшновато за него. Я старался не отстать от него. Встречались развилки, броды, глубокие лужи, был отрезок метров двадцать по руслу реки.
Готовились к непростому форсированию Моген-Бурен, а «наш» УАЗ неожиданно прошел мимо брода и, проехав селение, вывел нас на настоящий мост, проскочив который, мы неожиданно быстро оказались в Кызыл-Хая.
В итоге дорога от Кош-Агача (Алтай) до Кызыл-Хая (Тыва) получилась длиной в 135 км.
Мост через Моген-Бурен (фото с планшета).
Дорога до Мугур-Аксы не позволяет расслабиться, то приличная гравийка, то внезапно торчащие по всей ширине большие камни. Подходила совсем рядом к границе с Монголией. В какой-то момент стемнело, и на одной из развилок свернули с основной дороги. Поняли это не сразу, но возвращаться не стали, ориентируясь по карте в планшете, по полевым колеям вышли снова на трассу уже около Мугур-Аксы, минуя перекресток с поворотом на Саглы.
Дорога Кызыл-Хая — Мугур-Аксы.
Ночевали в расположенной в центре села гостинице (1000 руб. двухместный номер, но пустили и четверых), напоминающей крепость (или КПЗ): все двери железные, на окнах решетки. Есть место на внутреннем закрываемом дворе для машины. Комнаты, конечно, подуставшие, но мебель новая и белье чистое. При заселении получили инструктаж (от тувинки): входные двери не оставлять открытыми, в деревне много пьяных и неадекватных. В самой гостинице эксцессов не было, переночевали спокойно. Если кому-то доведется искать ночлег в тех местах, то рекомендую эту гостиницу (адрес: с. Мугур-Аксы, переулок Коммунальный, 1).
Утром 13 августа заправились в Мугур-Аксы на АЗС «ИП Донгак» (АИ-92, 20 л * 38,50 руб. = 770,00 руб.). На 3 местных АЗС АИ-95 нет.
Не советую пользоваться в этих местах Навителом. При попытке проехать по нему на Чадан увел нас в другую сторону от основной дороги и вывел на колею, закончившуюся в итоге тупиком.
После экспериментов с навигатором спросили дорогу сначала у тувинца на велосипеде, потом у группы местных жителей, ремонтирующих машину на трассе. По их словам, от Мугур-Аксы на Чадан есть только один путь, в сторону границы.
Дальше пошла приличная гравийка. Проехали поворот направо, на Кызыл-Хая. Затем слева показался военный городок. На перекрестке у реки Каргы повернули влево и сразу уперлись в закрытый шлагбаум. С поста вышли пограничники, спросили: откуда мы и куда, проверили паспорта, сказали, что следующий раз надо брать пропуска, так как на Алтае мы не заезжали в 5-километровую приграничную зону (не надо пропуск), а здесь проезжаем даже по 5-метровой приграничной зоне. Я не стал уточнять, как взять пропуск в Кызыле, если едешь со стороны Алтая, и это так и осталось для меня загадкой. Пограничники рассказали про дальнейшую дорогу на Чадан, шлагбаум открылся, и мы покатили дальше.
Дальнейшая дорога до поворота на Хандагайты оказалась обманчива: вроде прямая, ровная в основном (местами разгонялся до сотни), но, проехав поворот на Саглы, когда до асфальта осталось совсем немного, пробил колесо. А так как заднее, то сразу не заметил. Теперь ищу новое.
Не зря возил всю дорогу запаску на крыше: быстро снял, не выкладывая вещи из багажника, заменил и двинулись далее.
Пока менял колесо, остановился УАЗ «буханка», вышли тувинцы, спросили — нужна ли помощь. Узнав, что случилось и что помощь не нужна, поехали дальше.
Неожиданно доехали до асфальта, где на перекрестке стоял заброшенный пост ДПС, и, как пояснил ранее пограничник, повернули налево.
Всё, на этом нехорошие дороги закончились.
Заправившись в Чадане до полного бака на АЗС «ИП Ондар А.Б.» на 1170,00 руб., проехали ходом Шагонар и торжественно въехали в Кызыл. До темноты еще успели заехать на источник Бобры, набрать воды.
Переночевали у знакомых Ирины (спасибо им за гостеприимство). На следующее утро, 14 августа, залили бензин на АЗС «G2 ЮГ» (АИ-95, 30 л * 38,80 руб. = 1164,00 руб.), проехались по местным достопримечательностям и около 15:00 отправились прямой дорогой домой.
Граница Тывы и Красноярского края.
Итого за 8 дней пройдено 3003 км, средний расход составил 11,4 литров на сотню, на бензин ушло 13858,51 руб. Заправлялись на разных АЗС, нареканий по качеству топлива не возникло.
Конечно, несколько дней на Алтай — это бесконечно мало. Но на этот раз, в связи с ограниченностью по времени, основной целью было пройти маршрутом через тайгу на Алтай и через Бугузун в Тыву, посетив основные точки Горного Алтая, доступные для паркетника. И нам это удалось.
Всё, всем удачи на дороге.
Alexx19