|
Предыстория
Идея проехать по Саянскому кольцу родилась давно, точнее передалась по наследству. Мой отец в 70-х проехал еще по старой дороге на мотоцикле М-104, предке нынешнего «Минска», потом в середине восьмидесятых на «Минске»-ММВЗ3,111, ну и, до кучи, чтоб я больше проникся этой идеей, он прокатил меня, когда мне было 9 лет, но уже на машине, на «запорожце».
И вот однажды, сидя на работе и от нечего делать просматривая объявления в местной газете, мне на глаза попалась объява о продаже «Минска», думаю, дай съезжу, посмотрю от скуки, мотоцикл был в замученном состоянии, но зато со всеми положенными документами. В этот же день был продан старый ИЖ тувинским перекупам и на эти деньги приобретен желанный «Минск». Теперь дело осталось за малым: подлечить мотоцикл — и в путь, но так как был уже конец сезона, старт намечался на лето 2009.
За зиму перетряс аппарат, ревезировал поршневую, заменил шестерню на коленвал, цепь, сцепление вместе с корзиной, коробке досталось пара новых шестеренок, заменены сальники и втулки в передней вилки, ну и поменяна иголка в карбюраторе Пакко. Но в межсезонье произошли бурные изменения, в результате которых пробег по Саянскому кольцу был перенесен на 2010 год. В общем, летом 2009 я стал папой.
Итак, подходило лето 2010, в мае месяце я на восстановленном «Минске» попробовал сделать пробный пробег по малому Саянскому кольцу, то есть Абакан—Шушенское—Сизая—Бея—Аскиз—Абакан. Что должно было составить около 400 км, но по пути плохо просчитал соотношение скорости и время, был вынужден, вернутся с Беи в Абакан. Сие послужило хорошим уроком по расчету время движения и экипировки. Из поломок в том пробеге отломило нижнее крепление заднего амортизатора.
Сборы
Нас собралось трое смельчаков двое на мотоциклах, я на «Минске», «Урал» и парнишка, вызвавшийся быть нам машиной сопровождения, друзья крутили пальцами у виска, услышав про идею проехать 1 100 км на «Минске», да еще и по Туве, славившейся яростными случаями национализма. Старт наметили на 25 июня, как раз спадет вода в таежных реках и растает снег на перевалах. За день до этого набрали продукты и решили, что тех поддержкой поедет моя «Тойота». С вечера загрузили машину, попинали по колесам «Минска», решили собраться завтра в 10 втроем у моего гаража и стартануть не позднее пол-одиннадцатого.
Суровая реальность бытия расставила все на свои места… Вещи собрали быстро, но так как Руслану приспичило ехать не на старом подготовленном «Урале», а на свежекупленном тоже «Урале», но на вид свежее. Техничку отправили за попутчицей-пассажиркой, я завел «Минск», а Руслан попытался растоптать свежекупленный «Урал», после пятнадцатиминутного пинания, проверки зажигания, искры пришли к выводу, что сел новый аккумулятор. Причина была в плохом контакте на клемме. Пока заехали за новым аккумулятором, за запасными свечами, завезли домашнюю собаку в гостиницу, стартанули часа в два.
Старт
Проехав пару километров, вылезла болячка на минских тормозах, лапка, которая приводит в движение задние тормозные колодки, погнулась пополам, и в результате слетела тяга торомза, поломка заднего тормоза стала лейтмотивом всего путешествия, впоследствии ее заварили в поселке Танзыбей, но в середине путешествия в ней срезало внутренние шлицы и задний тормоз полностью ампутировали.
День первый
До поселка Танзыбей, который был нашей ремонтной и перевалочной базой, доехали без приключений. Там оставили пассажирку, машину техподдержки, перегрузили палатки и провиант на «Урала» и двинулись покорять перевал Кулумыс. Вода в местных речках была очень маленькой и преодоление бродов больших затруднений не вызвало, ну, кроме груженого «Урала», его раз несколько потолкали, пройдя 55 километров по дороге, вернее, дорогой это было в восьмидесятых, с 81 года этот перевал закрыли для движения и транспорт шел по перевалу Буйба.
Насладившись видами тайги, наскакавшись по кочкам и поваленным деревьям, мы достигли верхушки перевала, перед нами расстилался Каменный город, на наше счастье избушка на перевале оказалась свободной, где мы и не замедлили остановится. Ужин был скудный, как выяснилось, в нашем меню только лапша и помидоры с огурцами, деликатесы в виде колбасы и сосисок были забыты в деревне, наскоро перекусив, подтопив печку в избушке, улеглись спать.
День второй
Поднявшись часов в десять, доели остатки ролтоновской лапши и поехали смотреть скалы Каменного города, но по пути был еще один брод. Воды в нем почти не было, но зато были очень крутой спуск и подъем, «Минск» проскакал по этим буеракам весело и непринужденно, трудяге «Уралу» досталось больше, его несли буквально на руках, я глумился над Русланом, водителем «Урала», а он безобидно вытаскивал своего колясыча из очередного брода. Но «Минск», подумав, что ему уделяют мало внимания, выкинул очередной каприз: лапка заднего тормоза разогнулась пополам и из неё, второй раз за только что начатое путешествие, выпала тяга тормоза. Попытались сделать, но получилось по принципу: «лишь бы до деревни дотянуть». При спуске с перевала, петле этак на пятой, чуть было не вылетел в обрыв, после этого понял, откуда адреналин выделяется.
Вернувшись в деревню Танзыбей, перекидали все вещи в техничку и поехали лечить мотоциклы. «Минску» заварили разломившуюся пополам лапку, а «Уралу» — столбик кардана. Тем временем в деревне вовсю развернулось гуляние по поводу дня молодежи, так что мы не только перемонтировались, но и попили и поели часов так этак до двух ночи.
День третий
С утра просыпались кто где, кто-то в постели, кто-то в машине завалился, в общем, праздник удался. Собирались долго, пока заехали в магазин и на заправку, время было часов 11. Впереди перевал Буйба. Где-то к середине начал греться двиг «Минска», до этого прекрасно державшийся на более крутом и затяжном перевале Кулумыс.
Техничка попросила подлить тосола, «Урал» поливал перевал маслом с коренного сальника и периодически просил новую порцию свечей. Поднявшись, насладились видом Ергак, чуть-чуть пофотографировались и двинулись дальше, на горизонте был поселок Арадан. Проезжая мимо очередного ручья, техничка попросила вместо кончившегося тосола испить чистой ключевой воды. Достигнув поселка Арадан, последнего оплота цивилизации Ермаковского района (дальше уже Тува), отведали плова в местной столовой и храбро двинулись на встречу границе с Тувой (во время ночевке в Танзыбеи местные жители нас долго пугали зверствами тувинцев).
Перевал Нулевка, на котором находится граница Тувы и Красноярского края, не сильно высокий и до верха поднялись с одной остановкой (дали попить техничке, тем временем, «Минск» под шумок успел остудить двигатель). Вдоволь нафотографировавшись, поехали по просторам Тувы. Пейзаж несколько изменился, лет 15 назад в этих местах были сильные таежные пожары. В поселке Шивилиг нас поджидал пост ГАИ, зарегистрировавшись, двинулись искать заправку. Заправка нас поджидала только через 18 км.
Намек на скорое появление города Кызыла.
В городе Туране был сильно удивлен, когда на заправке едва успел влить бензин и добавить в бак масло, ко мне подбежал местный житель и начал помогать, буквально выдирая у меня из рук пробку от бака и мотоцикл. Избавившись от помощника, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям. На перевале Веселая «Минск», давно не дававший о себе знать, напомнил о себе открутившийся гайкой крепления глушителя к цилиндру, издав громкий треск он попросил ключ, но получил еще и молотка с отверткой, чтоб покрепче гайку затянуть.
Следующая остановка была на кольце пред городом Кызыл. Город находится в котловане, между небольших, метров по 200 высотой, гор, раскинув свои дома вдоль берегов реки Енисей. Кстати, именно здесь сливаются реки Бий-хем и Каа-хем, что по-тувински значит «большой» и «малый Енисей», и дальше Енисей –батюшка через сеть ГЭС несет свои воды в Северный Ледовитый океан. В Кызыле очень запомнилась архитектура центра города, наслоения советских типовых проектов с буддийской культурой. Заправив техничку газом и закупив продукты, выезжаем по трассе М-54, в планах достичь сегодня озера Сватикова, по-тувински Дус-холь. До озера 50 километров, примерно 35 из них асфальт и 15 накатанной по песку кельи. Съехав с асфальта, ехать стало очень тяжко, где песок укатанный, там он виде стиральной доски, ехать комфортнее всего километров 60 в час, но на поворотах попадается рыхлый песок, где мой «Минск» урюхивался на треть колеса. У «Урала» было явное преимущество в виде коляски. Часов в 9 вечера доехали до Сватикова. Озеро славится своей очень соленой водой, плотность воды такая, что выталкивает из воды человека. Дно озера очень пологое и, чтоб дойти до той глубины, где можно проверить на себе свойство соленой воды, надо идти метров 150. Терпения у нас не хватило и, пройдя метров сто, нам там и по пояс глубины не было, мы плюхнулись на спину и лежали на воде не шевелясь минут пять.
Выбравшись на берег, мы были быстро обсушены свежим ветерком, тут-то мы почувствовали расплату за купание в соленой воде, соль застывала на каждом волоске на теле, и волоски, как иголки, вонзались в тело при любом к ним прикосновении. Поехали искать пресное озеро и ночлег. Всего озер в этой группе три. Сватиково — очень соленое еще одно, то, что посередине, несильно, но все ровно содержит соль, что-то типа нашего Тагарского, и третье озеро совсем пресное, оно находится ближе к дороге. На нем мы и заночевали. На завтра планировался ранний подъем и прогон как минимум до Ак-довурага. Так как больше достопримечательностей в Туве мы не знали.
День четвертый
Достопримечательности г. Кызыл, памятник Чабану.
С утра, проснувшись часов в семь, позавтракав, двинулись в путь только в 8:45. Вернувшись в Кызыл, совершили шопинг в уже знакомом магазинчике, залили бензин во все емкости, запаслись водой для все время мучавшейся сушняком технички и, пообщавшись с местными, которые с удивлением смотрели на «Минск» и «Урал», прошедшие такое расстояние, пошагали в сторону Ак-довурага. В первом попавшимся поселке мы были остановлены гаишниками и отделались простой проверкой документов. Отмахав 150 км, почувствовал дикую усталость и боль в спине, на удивление за все путешествие ни разу не уставала …опа. Стал придумывать разные упражнения в виде наклонов в стороны, шевелениями лопатками и т.п. Но «Минск» подсунул очередное упражнение с гайками: на этот раз открутилась от вибрации гайка и выпал болт с тяги, которая держит барабан заднего тормоза и тяга самого тормоза была накручена на ось, срезав шлицы на многострадальной лапке тормоза.
Покумекав втроем, ампутировали заднюю тягу полностью. Меня пугала перспектива прохождения еще как минимум четырех перевалов на одном переднем тормозе, но так как середина пути уже была пройдена, мы ринулись по принципу: вперед и только вперед. Проехав город Шагонар, остановились возле речушки, перекусили сосисками и булочками, поехали бороздить просторы Тувы. На горизонте появился город Чадан, родина Шойгу, и вместе с ним сильнейший ливень, но мы шустро переоделись в дождевики и не останавливаясь двигались к Ак-довурагу.
Пейзажи Тувы в основном состоят из степей и небольших гор, предгорий Саян. Километров в 100 от Кызыла очень впечатлила гора под названием Ханыркан. После преодоления 300 км мы наконец-то достигли Ак-довурага. По рассказам бывавших здесь водителей, на перегоне Ак-довураг Абаза нет ни одной заправки, поэтому заливаем все имеющиеся у нас емкости. Через сто километров на высоте 2 206 метров начинается родная Хакасия. Уже изрядно вымотавшись, но терзаемые тоской по родине, посовещавшись, решаем выдвинутся на перевал, точнее, до границы их два: Орлиный перевал высотой примерно 1 500 метров, а за ним перевал под названием «Сотый», названный так в честь того, что вершина перевала является сотым километром трассы Ак-довураг Абакан.
На первый перевал поднялись без проблем и даже без перегревов и остановок. Наверху перевала был встрече первый «Камаз» с нашими родными номерами, то есть 19 региона. На подъеме на сотый перевал на карте нарисованы тувинские деревни, на деле всего лишь две-три юрты, возле которых стояли дорогие машины. Впереди нас ожидал пост ДПС, оборудованный по всем правилам контрольно-пропускной службы, то есть: шлагбаум, будка гаишника и две служебные дворняжки.
Зарегистрировавшись, двинулись дальше по почти безлюдной дороге. В верхней трети перевала нами был замечен какой-то палаточный лагерь, сначала возникло желание присоединиться к данному сабантую, но тоска по родине гнала нас в путь. В очередной раз перегрев двигатель «Минска», остановились покурить, остыв, я ринулся вперед, не дожидаясь, пока «Урал» выпросит очередную дозу масла, вследствие чего сильно оторвался от товарищей и, благодаря этому, оказался на перевале первонахом, хотя и на последних 5 километрах подъема ехал на первой передаче со скорость 10-15 км/ч. Вершина перевала Сотый находится на высоте 2 206 метров над уровнем моря, в этот дождливый вечер была очень низкая облачность, и облака висели примерно 2 000 метров над уровнем моря, так что, поднявшись на перевал, я оказался окутанный густым облаком и о фотографии в таких условиях можно было и не мечтать, тем более уже начало темнеть — время было 11:45.
Пройдя на «Минске» 450 километров за 14 часов, промерзнув и промокнув буквально до нитки, я был до такой степени рад встрече с границей своей малой родины, что первым делом принялся обнимать стелу с надписью «Хакасия», было желание даже расцеловать этот бетонный обелиск, но для этого пришлось бы снять каску, и, боясь вконец замерзнуть, я отказался от этого опрометчивого поступка, на перевале было всего градусов 7 тепла. Дождавшись товарищей, мы спустились до отметки 1 550 над уровнем моря, для чего пришлось проехать 17 километров. Пока искали место, где могла бы съехать с трассы «тойота», посадили эту самую «тойоту», там и заночевали. Наскоро поужинав чем бог послал, усталые, но довольные завалились спать. Итог дня: рекордный пробег 470 км, за 14 часов 30 минут.
День пятый
Измотанный, но довольный автор этого отчета.
Спали до победного, часов до двенадцати. Проснувшись, решили подняться на только что пройденный перевал и все-таки пофотографироваться. Перевал с этой стороны казался более пологим, но все равно мне пришлось один раз перекурить, дав остыть двигателю.
До дома оставалось каких-то 300 с копейками километров. До Абазы ехали долго, «Минск» решил по пути отбросить подножку, которая была подобрана бдительным оппозитчиком Русланом. В самой Абазе нас, одичавших и отвыкших от цивилизации, ждала кафешка, отобедав или, судя по времени, отужинав, двигаемся в путь, на Абазинский перевал, который после пройденного перевалом-то назвать язык не поворачивается, — так, просто горка, или холми, с парочкой петлей. Отзвонившись домой с вершины перевала, нам сообщают безрадостный прогноз погоды на завтра. Типа ливневые дожди и все такое. Но несмотря ни на что, выдвигаемся дальше. Спустившись с перевала к селу Таштып, пробуем найти место для ночевки, но после пройденной тайги, редкие кустики Таштыпа кажутся нам неприветливыми и негостеприимными. Вспоминаем про мать приятеля, живущую неподалеку, от нашего маршрута, свороток на её деревню буквально через 30-35 км.
Подъехав к нему, глядя на солнышко, хотя и клонившееся к западу, но еще пару часов желающее нам осветить дорогу, поддаемся чувству курятника и, забив на все, сворачиваем к дому, что нам какие-то 110 километров, пусть и последние из них по темноте, когда за плечами добрые 1 200 км? Подъехав к Аскизу, «Минск» начал лениться и, резко сбавив тягу, попросил третью передачу, буквально за 5-10 километров мощность двигателя стала сильно падать. Хотя первые признаки падения мощности он подавал еще в середине Тувы.
Сразу вспомнились слова опытного байкера Антона, в свое время помогавшего мне с ремонтом, о плохом качестве запчастей, малом ресурсе минсковского двигателя. Остановившись, попробовал поменять свечу, — не помогло. Скорость нашего передвижения упало до 40 км/ч. В голове крутились мысли о позорном возращении в любимый город в кузове «Газели». Ну уж нет, как пел Высоцкий: «Тянем землю зубами за стебли, на себя, на себя, на себя», — вот уже и озеро Ханкуль на горизонте.
На «Минске» вылазит еще одна хроническая болячка, ставшая лейтмотивом путешествия: откручивается гайка крепления глушителя к целиндру, и — о, чудо! — «Минск» как будто кто-то ладошкой по жопе шлепнул, он ринулся к дому с новой силой и былой мощью, оказывается, это было лишь забившийся глушитель.
На озере Тутачиково к нам в колонну пристраиваются еще одна «королка», друзья уже давно ждали нас. А я так и еду периодически нагибаясь для того, чтоб подтянуть гайку глушителя, чистить его в походных условиях в 18 километрах от дома желания не возникало. А въезжать в 12 часов ночи в город без глушака не позволяла совесть. И вот передо, мной в свете фар, знак с надписью «Абакан». Встаю на подножках и, пытаясь перекричать звук двигателя и шум шестеренок коробки, во все горло ору: «Ура я сделал это!!!». Ночной Абакан встречает нас приветливо, моргая рекламными огнями, светофоры, кажется, так и желают включить зеленый. И вот он, родной гараж, а в нем и пиво за победу, но быстренько, уж больно домой охота.
Итог
Прошли 1 300 километров, из них 1 100 запланированных и две радиалки. Одна 55 км в одну сторону, другая — 50. Потрачено на «Минск» 80 литров бензина, расход примерно 6,2 на сотню, хотя колеблется от 4 до 7 в зависимости, от рельефа местности. У «Урала» расход — 10 литров бензина на сотню и за все путешествие он вылил на сапоги хозяина шесть литров масла, дешевле всех обошлась техничка, ехавшая на газу и израсходовавшая 7,5 литров газа на сотню, то есть на весь пробег 90 литров.
Из поломок. «Минск» — обрыв лапки тормоза, хронически откручивающаяся гайка крепления глушителя к цилиндру, отвалившаяся подножка, вывернувшийся болт крепления фары и забитый глушитель. «Урал» отделался пропажей зарядки в самом начале путешествия, тупо ослабли клеммы на реле зарядки и в самом акуме. И пришлось заварить столбик кардана. «Тойота» выхлебала много ключевой воды, по приезду этот недуг вылечили заменой пробки радиатора.
Пы. Сы. «Минск», ставший за пять дней путешествия половинкой, нет, даже наверно большей частью меня, стоит в гараже, и ждет, когда я заработаю деньги на запчасти. А в голове зреют новые планы на будущее.
Остальные фото тут: http://fotki.yandex.ru/users/golomazdinyua/album/111242/.