|
Как все начиналось.
Дело было в пятницу 9 июня. Вдруг неожиданно выяснилось, что есть свободное время до вторника, а это в последнее время бывает нечасто, поэтому пришлось срочно придумывать, куда съездить. В Хакасию рановато, в Горном Алтае бывал много раз и, в принципе, видел самые основные достопримечательности, но в последнее годы что-то потянуло на экстрим. Поэтому было решено заехать как можно выше и желательно в новое для меня место. Это место — ретранслятор на перевале Ачик, а т.к. джипа пока нет — тем интереснее, поедем на том, что в наличии.
В наличии у нас Корона Премио 96-го года, на механике, на полном приводе, с мощным 2-литровым двигателем и даже тремя метановыми баллонами в багажнике. Чтобы хоть как-то повысить проходимость и шансы на счастливую концовку, поставил вкруг проставки на 2 см, подкачал стойки, и переобул резину на зимнюю «Метелицу» почти без шипов, но с приличным протектором (купленную именно для этих целей по 500 рубчиков за баллон). Защита осталась пластмассовая, о чем впоследствии пожалел (к следующему путешествию что-нибудь придумаю).
Поиск попутчиков.
Естественно, найти за пару часов попутчиков достаточно сложно, тем более супруга ехать отказалась, сославшись на полную занятость. Значит, можно будет оторваться по полной (в плане экстрима, конечно). Соратников нашел неожиданно: Вадима выдернул из депрессии в его день рождения — позвонил поздравить, а он мне «типа, праздновать не буду, с женой поругался и, вообще, все хреново», на что я ему: «Да ладно, брось хандрить, есть хороший способ отвлечься», он такой «да ты на что намекаешь, я ведь великий однолюб и все такое…». Короче, уговорил его, пообещав немного рыбалки, незабываемых впечатлений и не брать денег за газ (в качестве подарка). А Костя с дочкой Дашей отдыхал возле бирюзовой Катуни уже несколько не совсем трезвых дней. На предложение совершить марш-бросок к Монголии и показать ни разу не бывавшей в горах дочке-подростку все красоты Чуйского тракта Константин ответил категорическим согласием. На том и сошлись.
День 1-й.
Быстрый-пребыстрый сбор, и через час мы уже на метановой заправке на 62 проезде. Сразу хочется предупредить, что подробно снимать все путешествие цели не было. Как и подобающей аппаратуры. Просто хотелось прокатиться в хорошей компании по красивым местам и, по возможности, залезть на перевал, на котором ещё не бывал. Так что в этой поездке все снималось на китайский пуленепробиваемый смартфон. В общем, пардоньте за качество. Итак, выехали мы в 16 часов, и сразу стало понятно, что быстро на этой резине ехать не получиться — гудит страшно. Скорость около 100 переваривалась кое-как, зато впоследствии как же этот рисунок на протекторе нас выручал. Вечером были в Барнауле, встретились с корефаном Славой возле метановой заправки на Космонавтов. .
Это Славян, скромный романтик с большого Дефендера, на горе Куня в Хакасии (снятый Вашим покорным слугой, между прочим). Какой оттуда потрясающий вид! Но про это в другой раз напишу.
Он нам посоветовал переночевать в «Облепихе» на выезде из Барнаула в сторону Бийска. Отличная недорогая гостиница с круглосуточной столовой, в которой мы скромно отпраздновали «днюху» Вадика.
День второй.
Выехали в 7 утра, хотя можно было и раньше, но была такая отвратительная погода — дождь и сильный ветер, что выходить из номера не хотелось, так что поспали чуть больше, чем надо. Через пару часов прошли Бийск, затем Сростки, с обязательным заездом на гору Пикет. На фото автор собственной персоной (надо худеть, конечно, просто в черном не так заметно). Обратите внимание, как блестят большие пальцы на ногах несравненного Василия Макаровича, причем с каждым годом все больше. Вроде как есть поверье, что нужно обязательно подержаться за эти пальцы и загадать желание, и оно непременно сбудется! Вот народ держится и загадывает.
Дальше Майма — место, где я первый раз увидел свою Корону (и купил), потом Карлушка и метановая заправка (последняя, дальше не будет). В Соузге заехали в одну столовую, давно её заприметил, в которой есть вот такой комплексный обед всего за 100 целковых.
Причем на удивление довольно приличного качества.
Вскоре приехали на турбазу «Глобус» возле «Бирюзовой Катуни» и забрали Костю с Дашей. На базе заметил прикол — везде лазают кролики и большие, и совсем маленькие, ну такие «няшные»! Очень удачная находка для привлечения туристов!
Такая живописная полянка перед подъёмом на Семинский перевал. Кстати, эти цветы я помню из детства — огоньки, но на юге Красноярского края называют их по-другому: «жарки».
Это мы немножко разминаемся или дурачимся — все равно полезно!
Поднялись на Семинский. Обязательная фотография — в красном Вадик, в зеленом Костик, а козу показывает его дочка — Даша.
Едем дальше: Онгудай, поворот на дачу Путина, Чике-Таман и «шпилька» старого Чуйского.
Дальше Купчегень, Малый Яломан, Иня и слияние
— как же я люблю это место! Воды было много, поэтому не так просто понять, где я стою, но если присмотреться, то вверху можно заметить группу туристов, которые пришли от дороги посмотреть на слияние. Слева от меня Катунь, справа Чуя. Но, если честно, следующая фотка намного больше соответствует термину «слияние». Было это год назад.
Кстати, заехать туда не так уж сложно, а вот выехать тяжеловато. Но тут скорее имеет значение степень умелости водителя. Минут 20 наблюдал за белой «калдиной», пытавшейся выехать, хотя сам выехал с первого раза.
Летим дальше — Белый Бом и интересный мостик через Чую. Ходить по нему — то ещё удовольствие, шатается немилосердно. Оторвать руки от канатов тоже не просто, надо хорошо зафиксироваться. Как по нему местные что-нибудь носят — вообще непонятно.
Памятник Кольке Снегирёву, как всегда, проезжаем сверху по старому Чуйскому (фоткаться не стали — торопились). К вечеру прибыли в Акташ и повернули в сторону Улагана, чтобы переночевать у Михалыча на 22 км. Легендарная личность, кто незнаком — обязательно заезжайте, познакомитесь, такие люди украшают наш мир! Посидели хорошо. Настолько хорошо, что утро началось после обеда, когда погода уже испортилась. А что делать, времени мало, и просто сидеть на базе — непозволительная роскошь! Поэтому мы посовещались, и я решил показать своим неискушенным друзьям что-нибудь интересное даже в плохую погоду…
Чаган-Узун. 3-й день (самый неинтересный).
По пути в Чуйскую степь погода совсем расстроилась, и началась настоящая буря, от которой мы удирали, как могли.
Это мы доехали до места, где наконец-то кончился дождь, но не ветер… как видите, Северо-Чуйских белков не видно совсем. Обидно было сильно, что Даша не увидит это грандиозное зрелище, (но следующий день удовлетворит все ожидания). Хоть и ехали быстро, но к Марсу подъехали как раз к дождю, поэтому на сами цветные глины не пошли, просто пару снимков на память. Кстати, наконец, я увидел эти новые домики, растут, как грибы после дождя…
Получились вот такие марсиане:
А теперь — эксклюзив. Сейчас туда не пускают даже за деньги, друг пытался договориться — не получилось (может, так пытался).
Редкие ныне кадры, и, кстати, следов от других машин в этом месте не было совсем.
Внизу Чаган-Узун и нитка Чуйского тракта, уходящая к Монголии. Вечером очень красиво — видны все селения Чуйской степи: Ортолык, Кош-Агач, Жана-Аул, Новый Бельтир, Кокоря и далеко-далеко, возле дальних гор — Ташанта.
А вот вид в другую сторону
Тоже видно Чуйский тракт рядом с рекой. Заехали в это место кое-как (2530 н. у. м.) Если ехать на Марс, то после поселка посмотрите направо, так вот, мы заехали на самую вершину.
А вот обычные будни пузотёрки, которая хочет стать «жипом»:
Или вот подобие Кату-Ярыка, только гораздо сложнее — местами, сильно круто, узко, с большими камнями и практически без карманов. Алтайцы, которые нас там застали, страшно удивились и поведали, что «маленьких» машин на этой горе не видели никогда! («Вэдовая, да?»)
Ну да ладно, закончим это лирическое отступление и вернёмся в 2017 год. К вечеру доехали до Белого Бома и остановились в 2-этажной гостинице (так себе). Утром подъём в 5:00, и стало ясно, что погода позволяет поехать на ретранслятор на перевале Ачик.
День 4-й — самый лучший! (по совместительству —День России).
Итак, масло долил, антифриз проверил, самые тяжелые вещи выложил — пора покорять перевал! Вадик решил остаться — сердце у него на высоте бьётся как-то не так, а Костя с дочкой только рады были присоединиться.
Внизу как-то легко все проехал, но потом начались камни и небольшие броды. С водой проблем не возникло, но геометрии отчаянно не хватало! Пару раз неплохо чиркнул, а пассажиры выходили раз десять. Дальше ещё интереснее — начался подъём, который становился всё круче. Но как Вы уже поняли, просто так сдаваться я не умею и буду ехать до последнего, пока машина едет! И машина ЕХАЛА, хотя все тяжелее. Посередине подъёма увидел развилку: направо пойдешь — в ручей попадешь (зато уклон вроде поменьше), прямо поедешь — на ретранслятор приедешь (столбы с проводами туда шли). Наверху-то они сходятся, но это я узнал наверху, и спросить, как назло, не у кого — несильное движение, однако. Да и ладно — зря что ли форсунки мыл да фильтр топливный чистил? (Бензин всю дорогу экономил, 98-ой все-таки). Вперёд и только вперёд — видали мы эти Кату-Ярыки, а тронуться на таком подъёме — дело нехитрое, если мотор литра 4 или «понижайка» есть… короче, сцеплению досталось по полной. А что делать? Цель оправдывает средства. Газ в пол и полетели… ну, в смысле, поползли. Уклон такой, что до сих пор не понял, как заехать умудрился! Да уклон — полбеды. Камни там нехилые такие торчат. Короче, повезло—- духи гор, видимо, были на нашей стороне.
Дорога превратилась в настоящий рай для полноценных внедорожников. Подключил передок, межосевую для верности, пониженную, и ползешь себе потихонечку на МТ резине на вершину, грея себя мыслью, что не зря все-таки машину такую купил, потому как на легковушке делать тут нечего! Полностью согласен, но хочется испытать себя и машину…. А вдруг получится? Поэтому и рубимся, да ещё ради этих уникальных снимков (кто найдет Белуху, тому пятерка за внимательность).
Вроде бы сказали, что тут есть именно Белуха.
«Притяжения больше нет» так прямо сразу и назвал. Приклеилось.
И тут Остапа понесло — увидел дороги на другие горки, да ещё Даше снег обещал дать потрогать…
Едем к снегу, в зеркале ретранслятор. Растения такие интересные, жаль Вики (жены) рядом нет, любит флору больше, чем меня утром (СОВА она у меня конкретная).
Вот до снега доехали, там ещё супервидео есть с голым мужским торсом, валяющимся неподалеку… Ютубу привет!
Вот докуда мы с Короной доехали и устроили пикник на 2250 м над у. м. Вдалеке видно ретранслятор.
На следующем фото лучше видно:
Никак не могу понять — чужеродно или органично смотрится Корона на этом фоне?
От таких видов становится очень спокойно, и чем больше ты там находишься, тем больше видишь истинное величие природы и бестолковую никчемность человеческой расы. И вроде сидишь, всё понимаешь, ощущаешь… и, только пара маленьких мыслей пытается пробиться через этот поток высоких понятий: как будем спускаться, и когда выезжать домой? А ведь сегодня день России, как там жена, и вообще, завтра на работу пора, чтобы денег заработать и позволить себе чуточку больше, чем другие… да-а, приехали. Хомо сапиенс, блин, и «здоровое» общество потребления! Куда катимся…
Ни один фотоаппарат, тем более смартфон, не в силах передать этого размаха и ощущения пространства…
Кстати, недалеко от этого места встретили единственную машину, да ещё и с туристами. И какую: люфтованный 3-дверый Паджеро на 35 катках с лебёдкой, шноркелем и коробкой «суперселект». Фото делать не стал — неудобно, но сейчас жалею, потому что со стороны это зрелище напоминало картинку о Давиде и Голиафе. Ребята из Барнаула, с некоторым недоумением разглядывая нашу низенькую Корону, сразу спросили: «Как вы тут оказались?». Стандартные приколы про транспортный вертолет и мифическую дорогу со стороны Белухи, взаимопонимания не принесли. «Кто же вас сюда затащил?» — «Сами заехали!» Ответ почему-то развеселил ребят, наверное, не поверили.
Косте и Дашке очень понравилось, и это они на 9-ой вышке ещё не были. Хотя туда заехать много проще для меня. Честно говоря, на этой машине я до неё сам не доехал метров пятьсот — снег лежал. Зато на ещё более слабой заезжал (и на автомате), но это уже другая история. И когда-нибудь я её напишу, она заслуживает отдельного повествования.
А мы, тем временем, двинулись вниз. Тормозить двигателем не получалось (1 скорость до 50 разгоняет), поэтому охлаждали тормоза раза три — это первый раз остановились.
В общем, вниз ехать получилось ещё сложнее, и приложился несколько раз по камням я уже конкретно. Может, устал просто, но отметку насчет защиты поставил, кстати, уже почти установил.
По времени подъём занял ровно полтора часа от кафе до ретранслятора, а спуск не засекал. Вернулись к Вадиму в гостиницу где-то к 11:00, перекусили и решили ехать домой в Кемерово. По пути заскочил в одно интересное место.
Не буду говорить, где это. Кто узнает — сам поймет, но виды классные, а ездить там вроде как нельзя. Местные ругаются. Матом.
Балдею от этих горных овечек.
Эпилог или зачем все это нужно.
Меня не понимают почти все мои друзья. Зачем? Для чего ты это делаешь? Бедная машина и бла-бла-бла… наверное, каждый ответит п- своему, но ведь не так уж трудно понять основные причины. Лично мне нравится решать трудновыполнимые задачи, испытывать себя на прочность, подходить к решению творчески, делать нестандартные вещи. На внедорожнике почти любой сможет заехать в подобные места, а попробуйте на обычном седане… Ну не нашел я фото с пузотёрками на Ачике, на 9-ой вышке... А ведь есть ещё Теплый Ключ, Укок, Калгута, Бугузун и даже великий и ужасный Карагем. Чем черт не шутит? Скоро поеду и все выясню. И напишу ещё рассказ (хотя и этот кое-как осилил). Строго не судите, пишу первый раз. Всем удачи в путешествиях!
P.S. Все фото сделаны исключительно из мест, куда машина заехала сама!
Jeka 64