|
Желание побывать в поселке с интересным названием Малошуйка возникло давно. Волость Малая Шуйка Турчасовского стана Каргопольского уезда, принадлежавшая Кожеозерскому монастырю, впервые упоминается в 1638 году. Статус посёлка городского типа Малошуйка получила 20 августа 1943 года. В 1963-1965 годах Малошуйка входила в состав Плесецкого промышленного района. Рядом в деревне Абрамовская сохранился ансамбль («тройник») деревянных церквей: пятиглавая Сретенская (1873 г., выстроенная на месте сгоревшего в 1870 году храма 1698 года), Никольская, выстроенная в шатровом стиле (1638 г., также построена на месте одноимённой сгоревшей) и шатровая колокольня 1807 года постройки. Это один из шести полностью сохранившихся «тройников», в прошлом широко распространённых на Русском Севере ансамблей деревянных церквей.
Нужно рассказать, что такое «тройник». Северный тройник это архитектурный ансамбль из двух церквей и колокольни. «Тройники» — явление исключительное, характерное только для Русского Севера. Отчасти это объясняется климатическими условиями: суровая зима и умеренно-теплое лето. На погосте строилось две церкви, летняя и зимняя. Летняя церковь предназначалась для богослужений с Пасхи до Успения, зимняя, соответственно, от Успения до Пасхи.
Пересекли древний горный массив под названием ««хребет Ветреный пояс». Ветреный пояс был издавна известен поморам, но на картах не значился. Ветреный Пояс был открыт для науки лишь в 1928 году географом Михаилом Николаевичем Карбасниковым, который обнаружил эту возвышенность на месте предполагаемой заболоченной равнины. Изучение его началось с 1930-х годов. Наподобие Западно-Карельской возвышенности, это была тоже терра инкогнита, и лишь в 1940 году благодаря исследованиям М. Н. Карбасникова этот горный массив был нанесён на карту Карелии и Архангельской области.
Недалеко от Малошуйки, всего в 30 километрах, есть не менее интересное место, Преображенская церковь в деревне Нименьга. Это двухэтажное деревянное обшитое тёсом здание, расположенное в северной части села на широком ровном полуострове, образованном крутой излучиной реки Нименги. Построена на средства прихожан в 1878 году.
Первая попытка доехать туда в октябре 2015 года не увенчалась успехом. Мост через речку Лекса был разрушен, промерили брод, глубина оказалась 1,65 метра. Местный житель подсказал нам объезд, через болота. Но и тут нам не повезло, на моей машине вышла из строя лебедка, время поджимало, и мы приняли решение вернуться домой, но обещали вернуться.
И вот настал сентябрь 2016 года. Мы подготовились и снова вышли на маршрут Москва — Малошуйка. В этот раз в целях экономии времени мы пошли до Вытегры по «асфальту» (в 2015 году мы вышли к Вытегре по лесам, Тверь — Устюжна — Бабаево — Борисово Судское — Вытегра). Встали на ночевку в мотеле «Уют» города Пудож, очень приличное место. Утром двинулись в путь. Маршрут тут. Дальше предлагаю посмотреть фотографии и небольшой рассказ, как все происходило. Если кому-то будет интересно, историческую справку по Малошуйке можно прочитать вот тут.
Первый день перегон из Москвы до Пудожа почти 850 км, заправка в Ярославле.
Вологда, на объездной пробки не хуже московских.
Вытегра...
Вот такие облака наблюдал во время движения, как будто горы какие-то...
Пересекли границу Республики Карелия.
К концу дня добрались мы до Пудожа и остановились в мотеле «Уют».
Но обосновались не в главном здании, а типа в отдельном коттедже. Отдохнули, выспались.
Утром двинулись дальше, дороги отличные, правда, ремонт идет полным ходом. Когда с ремонтом закончат, ездить будет одно удовольствие.
Съехали с «асфальта» и дальще продолжили движение по живописным грунтовым дорожкам.
А вот и первая «засада» — мост через речку Лекса, он разрушен.В принципе, мы другого и не ждали, поскольку в прошлой поездке именно этот мост и остановил нас.
При ближайшем рассмотрении видно, что мостик пытались чинить, и даже на машине проезжали, видимо, на Ниве, но наши машины по весу явно превосходят Ниву, и эти «палочки» не внушили нам доверия.
Промерили брод, воды 1 метр. Провели совещание, на котором обсудили дальнейший маршрут движения...
И решили, что настоящие туристы всегда идут в обход. В обход дорожка была немного грязноватой и не менее красивой.
Пришло время для отдыха, выбрали красивое место для ночлега, на берегу озера.
Сковородка жаренной картошки с тушенкой, что еще нужно усталым внедорожным туристам...
Утром двинулись дальше, дорога предстояла долгая.
Мосты на пути практически все были едва «живы», этот мосток мы преодолели почти с ходу.
А вот этот пришлось «латать», отсутствие нескольких фрагментов моста не позволило «с ходу» преодолеть препятствие...
Следующий мостик был крепким и не особо «страшным», помогая друг другу, мы довольно быстро преодолели его.
Прибываем в поселок Валдай.
Проехав Валдай, сворачиваем на Малошуйку, впереди 150 км пути. Первые 50 км мы прошли за 5-6 часов. Размытая грунтовка, камни, ямы...
Следуюшие 100 км до самой Малошуйки показались нам «асфальтом». Местные жители рассказали, что проезд этих 150 км занимает иногда
почти 1,5 дня...
К Малошуйке мы подъехали уже ночью, пошел дождь... Не доехав 3-5 км до самого поселка, встали на ночевку.
Только утром мы увидели, в каком красивом месте мы ночевали.
Мы въезжаем в Малошуйку.
Сначала заправка... С топливом вообще очень интересно, АИ-92 есть, а ДТ нет. Нам сказали, что ДТ больше не завозят, и это несмотря на то, что в поселке каждая третья (по нашим прикидкам) машина дизельная.
Вот цель нашего путешествия, деревня Абрамовская...
Оставляем машины, идем на осмотр.
Надпись, датированная 39 годом, не знаю действительно ли это писалось в эти года...
Пора двигаться дальше, нас ждет деревня Нименьга.
А вот и вторая точка нашего путешествия.
К сожалению, нам не удалось переправиться на противоположный берег, дорогу мы не нашли. Говорят, напротив церкви есть брод, попытались его найти, везде было глубоко. На той стороне реки мужчина и женщина копали картошку, ну я так думаю. Пытался привлечь их внимание,
но они либо не слышали, либо делали вид, что не слышат. На берегу был припаркован квадрик, а на противоположной стороне реки лодка....
Сделав фотографии, мы двинулись в обратный путь, уже начинало темнеть, пошел дождь, и пора было подумать о месте ночевки. Немного фотографий.
Утром двинули в сторону дома, до Москвы...
Сделали фотографию возле указателя «Унежма», очень многие джиперы знают название этой деревни, в самой Унежме мы не были, но свое присутствие рядом с этим местом зафиксировали.
На этом мой рассказ закончен. Вот по этой ссылке можно посмотреть фотографии, не вошедшие в отчет.