|
«Желаю тебе в новом году, чтобы ты стоял на вершине перевала Кату-Ярык,
а я тыкал тебя в спину и приговаривал: «Здорово! Правда здорово?!»
Из моего новогоднего пожелания по телефону
Это путешествие берет свое начало в день, когда закончилось предыдущее: подъезжая к дому после путешествия по Байкалу, мы с другом Димой решили, что следующая наша поездка будет на Алтай. Причем обязательно с сыновьями, когда они немного подрастут.
На самом деле, все началось гораздо раньше, когда мне попалась на глаза фотография перевала Кату-Ярык. Тогда я пообещал себе когда-нибудь увидеть его вживую. Но этот день канул в лету, не оставив о себе никаких календарных меток, поэтому началом нашей истории будем считать 13 июля 2013 года.
Шли годы… Смеркалось… Где-то через три года, сидя в кресле на балконе гостиницы с видом на Японское море, за бокалом виски я рассказывал своему другу Роме о нашем байкальском приключении и упомянул о мечте доехать до Алтая. Так в нашей команде появился третий мечтатель, который категорично заявил, что без него ехать совершенно нельзя.
Видимо, Вселенная чутко реагирует на количество людей, которым хочется одного и того же, ну или сыграл свою роль тот факт, что нас таких стало аж в полтора раза больше. Как-то все стало складываться: наши с Димой семьи сказали, что всё реально; Ромина жена высказала свое согласие на поездку; на работе накопилось совершенно неприличное количество неиспользованных дней отпуска. Коллективный разум подвел итог обсуждения и согласования – едем в июне 2017 года!
На новогодние праздники я сел штудировать любимый раздел с автопутешествиями. Конечно, я уже много лет старался не пропускать ни одного отчета со словом «Алтай», но тут наконец-то появилась конкретика. Из каждого рассказа выбирались ключевые точки и достопримечательности, пути подъезда и другие немаловажные с точки автопутешественника вещи. Все это любовно наносилось на Гугл.Карту и в Гугл.Таблицу.
Если интересно, можете посмотреть карту по ссылке.
Таблица со сроками и пробегами. За бортом остались ссылки на забронированные гостиницы и контакты разных турагенств.
Дата | Откуда | Куда | Расстояние |
06.05.17 | Хабаровск | Ерофей Павлович | 1300 |
07.05.17 | Ерофей Павлович | Улан-Удэ | 1400 |
08.05.17 | Улан-Удэ | Канск | 1300 |
09.05.17 | Канск | Новосибирск | 1000 |
10.05.17 | Новосибирск | Новосибирск | Отдых |
11.05.17 | Новосибирск | Чемал | 540 |
12.05.17 | Чемальский тракт | Чемальский тракт | 200 |
13.05.17 | Сплав | Сплав | 0 |
14.05.17 | Каракольские озера | Каракольские озера | 0 |
15.05.17 | Каракольские озера | Каракольские озера | 0 |
16.05.17 | Чемал | Курай-Марс-Акташ | 460 |
17.05.17 | Курай | Ак-Тру | 0 |
18.05.17 | Курай | Каменные грибы | 150 |
19.05.17 | Водопад Учар | "Каменные грибы" | 20 |
20.05.17 | Каменные грибы | Бийск | 590 |
21.05.17 | Бийск | Красноярск | 1000 |
22.05.17 | Красноярск | Листвянка | 1100 |
23.05.17 | Листвянка | Листвянка | 0 |
24.05.17 | Листвянка | Чита | 1100 |
25.05.17 | Чита | Свободный | 1400 |
26.05.17 | Свободный | Хабаровск | 740 |
12 300 |
Это был наш гипотетический маршрут «от Хабаровска до Хабаровска», ребятам из Владивостока надо было накинуть еще два дня и почти 1500 км пробега.
В феврале выясняется, что Дима никак не может ехать в июне, работа такая. Поматерились немного, переписали заявления на отпуск и согласовали поездку на май (в таблице уже исправленные даты).
Чем больше я смотрел на протяженность нашего маршрута во времени и пространстве, тем яснее понимал, что ни моя семья, ни семья Димы этого путешествия попросту не выдержат. В какой-то момент состоялся разговор с родными о том, что ехать нам надо без семей, после чего мы резко стали «должны»: должны отдельные отпуска на море с семьями; какие-то материальные блага; ну и чувствовать себя виноватыми за то, что «я же тебя отпускала на три недели одного». :) «Хорошо, любимая», — сказал я и продолжил собираться.
И тут совершенно неожиданно наступает май. Более неожиданно, чем зима на Дальнем Востоке, к которой каждый год совершенно не готовы наши коммунальщики. Мы экстренно согласовываем список вещей и его распределение между экипажами, клянчим по друзьям и знакомым совершенно необходимые, но отсутствующие у нас вещи, шаманим в машинах недошаманенное, закрываем на работе незакрытое.
День 0 (5 мая).
Да простят меня Рома и Рита, но отсчет я поведу от момента выезда из Хабаровска.
Ребята едут из Владивостока, мы с Димой собираем вещи в сумки, сумки и скарб — в багажник. Суета, хлопоты, звонок от Ромы, что они в городе, беспокойный сон.
День 1 (6 мая).
В 7:45 меня забирает Дима, поскольку машина с вещами ночевала у него. В 8 часов мы встречаемся со вторым экипажем на заправке у Амурского моста. Команда в сборе, можно представиться:
Автомобили:
Заправляемся «до полного», Рома передает нам рацию, желаем друг другу доброго пути и начинаем наше приключение.
Родина провожала нас сильным дождем, который ничуть не омрачил нашу эйфорию. Омрачил ее снег, который начался через два часа, когда мы уже миновали Биробиджан.
На календаре май, за бортом 0 градусов, на машинах летняя резина. На наш взгляд, сочетание так себе. А навстречу, как на подбор, едут фуры, у которых весь перед залеплен снегом, лишь на лобовом стекле видны бойницы от дворников. Едем и подтруниваем друг над другом по рации: «Ну что? Вы уже готовы сдаться и повернуть обратно?»
Еще часа через полтора, ближе к границе Амурской области, снег сменяется честным майским дождем, и мы без лишних нервов продолжаем свой путь. Так же под дождем делаем первое совместное фото у знаменитой стелы.
Без обязательного фото здесь не будет удачной дороги.
Здесь на нас видны «брендовые» футболки нашего приключения. Знаменательно, что создание эскиза, согласование и изготовление футболок заняли больше времени, чем мы их носили. На третий день они как-то незаметно перекочевали в наши сумки, где и оставались до конца поездки. Зато выглядят как новые!
Обедали в кафе «Ардор» рядом с поворотом на Архару. Решили, что четыре года назад здесь кормили лучше. Ужинали уже не помню в каком придорожном кафе. Запомнилась лишь девушка, непосредственность которой просто ошарашивала и вызывала невольную улыбку. Обращалась она к нам как к старым дворовым приятелям и «тыкала» без зазрения совести.
Ночевали в комнатах отдыха в Ерофее Павловиче, контакты которых легко находятся через сайт для командировочных. Места бронировал по телефону незадолго до отъезда. Комнаты отдыха весьма и весьма средненькие, но это однозначно лучше, чем ночевать в машине (как в прошлую нашу поездку).
Кстати, на трассе возле поворота на Ерофей Павлович появилась гостиница. Мы рассчитывали на нее, как на резервную площадку для ночлега, но к нашему позднему приезду мест уже не оставалось. Если нужны контакты — обращайтесь. В крайнем случае, скину фото с прайсом и телефоном в комментариях.
За день пройдено 1300 км за 14 часов (со всеми остановками, конечно же).
День 2 (7 мая).
Встаем около 7 часов, приводим себя в порядок и отправляемся в дорогу.
И тут я делаю самую прекрасную вещь за всю поездку (на мой взгляд): вставляю в магнитолу флэшку на 16 ГБ, забитую аудиокнигами. За это я хвалил себя и мысленно гладил по голове все последующие дни. Честно говоря, никогда не слушал книги, предпочитая традиционный способ общения с ними, разве что окончательно переехал на электронную читалку. А тут решил попробовать и не прогадал — дорога летела совершенно незаметно. Только регистратор каждые два часа говорил, что было бы неплохо остановиться и размяться, а мы с удивлением думали: «Еще два часа прошло?». Настойчиво рекомендую этот вид развлечения для дальних поездок. Музыка так не может.
Завтракаем в придорожном кафе уже в Забайкальском крае, периодически заправляемся.
В этот раз не брезговали никакими заправками, заправляясь даже на самых непрезентабельных. Если что, просто доливали некоторое количество 95-го на брендированных заправках поверх «сомнительного» 92-го. В интернете легко находится список АЗС трассы «Чита-Хабаровск» — все честно, все соответствует, вполне можно рассчитывать заправки, исходя из своего расхода.
Все-таки заехали на перевал Юрия Тена, сфотографировались на фоне дороги и часовни. В байкальскую поездку я его проспал, а Дима решил не останавливаться. В очередной раз «порадовались» снегу. Давно не виделись, блин.
Нельзя просто так взять и не сделать селфи.
Обедали где-то между Чернышевском и Читой. За Читой начались участки ремонтов дороги и просто разбитый в хлам асфальт. На мой взгляд, этот кусок до Улан-Удэ самый паршивый за все наше путешествие. Окружающие виды совершенно не спасали ситуацию и наше отношение к происходящему.
В Улан-Удэ въезжали уже в темноте. Ночевали в гостинице, забронированной через Booking. Ужинали в ресторане через дорогу — сплошное расстройство.
За день пройдено 1400 км за 14 часов.
Таким образом, мы полностью повторили этап байкальского пробега, на что, собственно, и рассчитывали при планировании поездки.
День 3 (8 мая).
В этот день мы узнали, что Гугл совершенно не знает, какие из дорог в центре Улан-Удэ односторонние. В итоге выручил Яндекс, но тоже был не без греха. А путь мы прокладывали до самой большой головы Ленина в мире. На мой взгляд, в нем явно просматриваются бурятские черты. «Совпадение? Не думаю».
Ищем с помощью навигатора выезд из города, заправляемся и едем в сторону Канска. При приближении к Байкалу нас настигает сильнейший ливень. Видимость ни к черту, дорога тоже оставляет желать много лучшего. Периодически сквозь деревья по правому борту мы видим горячо любимый нами Байкал, который сплошь покрыт льдинами. А вот это сюрприз похлеще снега в ЕАО… Стараемся не думать о том, что на обратном пути хотели устроить себе экскурсию на катере по озеру и внимательнее глядим на дорогу.
Перевалы под Иркутском проходим без особых проблем. В основном из-за того, что количество смертников, которые летят в закрытые повороты по встречке, резко сократилось. То ли кончились, то ли поумнели.
Простите меня добрые люди, но в Иркутской области самая высокая концентрация безбашенных (в плохом смысле этого слова) водителей из всех, что я видел. Сплошную они игнорируют как факт, а к встречке относятся по принципу «Не трамвай, подвинется». Извините, не сдержался…
Иркутск обходим стороной, обедаем и двигаем дальше на запад. И вот тут начинается первый конфликт планов и жестокой реальности. График поездки был составлен из расчета, что средняя скорость за день составляет 100 км/ч. Но оказалось, что за Иркутском это правило не работает совершенно. Где эти пустынные дороги Амурской области и Забайкальского края? Много машин, немало населенных пунктов. Средняя скорость падает до 80-85 км/ч, нам кажется, что мы попросту тащимся. До Канска, конечно же, в этот день не доезжаем. Зато добрались до легендарного «У Петра»! Он же легендарный, я ничего не путаю? Как много восторженных отзывов оставили о нем автопутешественники. Теперь к этим отзывам добавилось еще четыре, от всей нашей команды. Вкусно и недорого покормили, нашли комнату, дали помыться, закупиться необходимыми вещами, про которые мы волею случая забыли. Еще и заправка под боком. Кра-со-та!
Вечером под бутылочное пиво и коньяк была уничтожена половина запасов байкальского омуля. Я уж не стал заострять внимание на такой очевидной вещи, что на рыбном рынке под Слюдянкой было куплено два пакета разного омуля.
За день пройдено 1000 км за 13 часов.
День 4 (9 мая).
День Победы мы провели более насыщенно, чем предыдущие.
Сперва поменяли в Канске масло в Субаре, ибо пришло его время. А поскольку предыдущим вечером мы решили побольше времени провести в Красноярске и поменьше в Новосибирске, мы спешно двинули в сторону города десятирублевой купюры, чтобы успеть обозреть как можно больше.
Где-то в районе обеда сквозь пробки и промзону мы доехали до Красноярской ГЭС.
Красноярская ГЭС в коричневых тонах.
Прекрасное сооружение. Само собой, масштабность чего-либо всегда впечатляет. А тут еще и прекрасный чистый Енисей, который я, конечно же, сравнил с родным Амуром, и последний проиграл. После плотного обеда мы посетили обзорную площадку над Енисеем и прикупили обязательных сувениров.
После площадки большая часть команды потребовала посещения Красноярских столбов. Ну как «бОльшая»?.. Конечно все потребовали, ребята меня просто неправильно поняли).
Коллега Димы, уроженец Красноярска, по телефону подробно рассказал нам «куда, зачем и отчего», а мы, следуя его наставлениям, отправились в фанпарк «Бобровый лог». Погода тем временем скатывалась то в хмарь, то в мелкий занудный дождик, да еще и температура опустилась до +5. Поэтому мы на парковке фанпарка дополнительно утеплились, надели походные ботинки и пошли к канатной дороге, которая должна была нас отвезти куда-то к началу пешего маршрута на эти самые столбы. Когда сиденье подъемника было готово принять наши эти самые, Рита с воплем «Да оно же мокрое!» пыталась дать дёру, но была в ту же секунду схвачена и усажена в равные условия со всеми.
Наверху было холодно и очень ветрено. Чтобы немного согреться, в кафе мы купили себе по горячему чаю (я и Рома) и по глинтвейну (Дима и Рита). Рюкзак с дождевиками за спину, фотоаппарат на шею, стаканы в руки — и в путь.
Вид на Красноярск с вершины (горизонт завален ветром).
Честно говоря, сто лет не гулял по лесу. Последний опыт был классе в шестом, когда родители вывезли меня в тайгу под Хабаровском под предлогом пособирать грибы. Клянусь, мне еще три дня снилось жужжание гнуса, комаров и еще каких-то неопознанных кусачих тварей, жаждущих разорвать мое юное тело. Короче, бррр. А здесь тихо и очень спокойно. Упоительно пахнут хвоей сосны, дождик до земли практически не добирается, путаясь в листьях и иголках, тропинка утоптана и заманчиво ведет куда-то вдаль. До самых первых (и самых легкодоступных) столбов мы добирались примерно час. Сделали фото, отдышались и минут за сорок добежали обратно, причем в пути нас застал снег, который пошел мелкими крупинками.
Еще одна обзорно-информационная площадка.
Далее был спуск, переодевание и маршрут до гостиницы. Вечер мы встретили в пивном баре рядом с одной из площадей, на которой шел концерт, посвященной Великой Победе.
За день пройдено 550 км.
День 5 (10 мая).
Утро, душ, завтрак, дорога.
Перегон запомнился лишь строящимся у трассы зданием, которое похоже на какой-то фантастический замок. Подозреваю, что площадка сверху предназначена для драконов.
В Новосибирск въезжали под вечер. Навигатор через какое-то немыслимое, на мой взгляд, количество перекрестков с круговым движением уверенно довел нас до привокзальной площади, где мы забронировали гостиницу. Мой коллега Дмитрий предложил остановиться у него, но мы решили его не стеснять (Дима, еще раз спасибо за потенциальное гостеприимство).
Парковка, заселение, душ, ужин.
На ужине хочется остановиться поподробнее. Дело в том, что дальневосточники не избалованы федеральными сетями в сфере питания. Макдональдсов у нас нет, KFC только во Владивостоке (да и тот недавно), про рестораны и говорить не приходится. И тут мы обнаруживаем в соседнем здании ресторан с названием «Шашлыкoff». Четыре дальневосточника удивленно пялятся в красочное обширное меню и облизываются от цен и картинок. Это была любовь с первого стакана и первой тарелки. Много, вкусно, а цены для жителей самого дорого города России (достижение, которым мы не гордимся), так и вовсе подарок. Продолжили вечер за просмотром «Стражей Галактики-2» в IMAX-формате. Но сытое брюхо к искусству, как и к учебе, оказалось глухо. С другой стороны, не уснули — и то хорошо.
За день пройдено 800 км за 10 часов.
День 6 (11 мая).
Завтракаем в KFC, забегаем на вокзал за магнитами и по пробкам пытаемся выехать из города. Поливаемые очередным майским дождем мы выбираемся на начало знаменитого Чуйского тракта (Р-256) и движемся к цели нашего путешествия.
Трасса ничем особенным не запоминается, кроме совершенно отвратительного состояния асфальта в Бийске. Обедаем в селе Сростки. Где-то через час после обеда начинаются проблемы с моей машиной. В какой-то момент подпрыгивают обороты, тут же падают, загорается «Check Engine» и глохнет двигатель. Приехали…
Хорошо хоть есть интернет, с помощью которого мы находим инструкцию по запуску режима самодиагностики двигателя. Где-то на пятнадцатый раз этих «три секунды/газ/пять секунд и т.д.» у нас получается, и лампочка ошибки начинает мигать, выдавая информацию. 0335 – датчик положения коленвала (ДПКВ). Еще пять минут форумов, и мы узнаем, что на ниссановском QR20 датчик коленвала и распредвала одинаковые и их вполне можно поменять местами, чтобы продолжить движение. Но машина к этому времени уже остыла и завелась сама. Садимся и тихонько едем в сторону Горно-Алтайска. В пути еще раз заглохли, причем прямо на посту перед Маймой.
Не буду утомлять описанием автомагазинов и автосервисов Маймы и Горно-Алтайска. Краткое резюме: ДПКВ в сервисе снимали больше часа с матами и проклятиями; неоригинальный датчик за 1300 рублей ситуацию не спас; поменяли датчики коленвала и распредвала местами, сбросили ошибку — машина поехала.
По дороге не могли не остановиться у Катуни, когда она подошла достаточно близко к дороге. В этот момент мы и поняли, что наконец-то добрались до Алтая.
Где-то часов в 9 мы въезжали в Чемал на забронированную еще в январе базу «Royal Comfort».
Забавно, что на огромной базе 5 постояльцев (всего 1 человек кроме нас) и человек 10 сотрудников. Вечер мы провели в беседке с пивом, остатками омуля и гитарой.
За день пройдено 550 км.
День 7 (12 мая).
В стоимость номеров должен был входить завтрак в виде шведского стола. Но из-за малого количества гостей нам предложили заранее сказать, чем бы мы хотели позавтракать, и приготовили нам еду индивидуально.
После завтрака мы перегрузили часть вещей в Субару, тем самым освободив заднее сиденье, и отправились исследовать Чемальский тракт в южном направлении.
Честно говоря, хотелось пищать от восторга. Все как я люблю: зелень, горы и вода.
После Чемала дорога превращается в направление с куском совершенно изумительного асфальта протяженностью километров в пять. Такое ощущение, что у строителей был выбор: подлатать дорогу кусками или построить один короткий, но качественный участок.
Практически рукотворный водопад в одной из деревень.
После очередной остановки возле Катуни машина отказалась заводиться. Несколько попыток сбросить ошибку и поменять датчик распредвала на купленный неоригинальный ни к чему не приводили. Связи и интернета нет, машины не ездят, стоим. На какой-то *дцатой попытке двигатель кое-как завелся, зажег «Check»Engine», и мы очень аккуратно двинулись обратно в Чемал. Из Чемала мы уже на Субару вновь поехали в Горно-Алтайск, чтобы купить еще один датчик. На обратном пути заехали в Манжерок, с целью подняться по канатной дороге на самую высокую обзорную площадку на Алтае. Поднимались очень долго, погода была очень жаркая, но открывшийся нам вид совершенно точно того стоил.
Решив, что с разберёмся с ИксТрейлом позже, мы, не заезжая на базу, сразу отправились к Тавдинским пещерам. Заплатили какие-то невеликие деньги за посещение, отказались от экскурсовода и полезли наверх. Лестница далась очень тяжело. Наверху очень хотелось выплюнуть легкие и умереть вооот за тем камнем, но стерпел. В пещере нас ждал сюрприз — очень низкий лаз протяженностью метров 10-15, по которому надо было пробираться на четвереньках, чтобы продолжить экскурсию. Не очень приятное мероприятие, если честно. Но мы пролезли и отправились дальше. После пещеры залезли куда-то в горку и спустились по очередной лестнице.
Уже внизу мы поглядели на часы и подумали: «Нам же говорили, что маршрут примерно на час. Почему мы за 20 минут уложились?..» Ну и ладно. Поздравили друг друга с тем, что мы дикие лоси, и отправились на базу.
На ужин жарили шашлыки, пили алтайскую медовуху и вновь пели песни под гитару.
За день пройдено сколько-то км.
День 8 (13 мая).
В поездку Рома одолжил у своего коллеги квадрокоптер DJI Phantom 2 в здоровенном защитном кейсе. На этот летательный аппарат у нас были великие планы по съемке красот Алтая с высоты птичьего полета, но они не сбылись. Фантом летал как птица, прекрасно управлялся, но категорически не хотел цепляться к Wi-Fi модулю и производить фото-видеосъемку. Это, пожалуй, было самое большое разочарование за всю поездку.
Этот день мы вновь решили потратить на Чемальский тракт, только уже на Субару, чтобы вновь не оказаться где-нибудь с заглохшей машиной. Сперва посетили остров Патмос, одно из самых примечательных мест на Алтае, как утверждают туристические буклеты. Откровенно говоря, меня более всего впечатлил подвесной мост и открывающийся с него вид.
После непродолжительной экскурсии мы с шутками, прибаутками и сусликами, шмыгающим вокруг, вновь отправились по тракту на юг. Практически в том же месте, где мы днем ранее не могли завестись, дорогу нам преградило стадо коров, которые категорически не хотели уходить и освобождать дорогу. Одна самая наглая начала облизывать капот Nissan March, который стоял во встречном направлении.
Прорвавшись через стадо, мы поехали дальше. Горы становились все выше и все красивее, Алтай открывался все новыми гранями.
В планах было доехать до водопада Бельтертуюк, который является крайней точкой, до которой можно добраться на машине. Субару, конечно, было больше жалко по этим дорогам, чем Ниссан, поэтому примерно за километр до водопада мы оставили машину отдыхать, а сами пошли прогуляться на своих двоих.
Уже в пути поняли, что вполне можно было ехать и дальше, но прогулка нам была в радость, поэтому ни о чем не жалели.
Водопад порадовал прохладой и красивым видом.
На обратной дороге мужская часть экипажа прикончила остатки медовухи и подремала, а доблестная Рита довезла нас всех до базы.
Уже в спокойной обстановке мы пытались заказать себе экскурсию на Каракольские озера. «Не сезон» отвечали нам по телефону: снега по пояс, речки с гор сходят. «Не поедем, и не просите». Вот и вторая встреча реальности и планов.
И вновь мы не считали сколько километров пройдено.
День 9 (14 мая).
«А не разнообразить ли наш отпуск чем-нибудь околоэкстремальным, коль с озерами не получилось?» — подумалось всем причастным. «А разнообразить!» — ответили мы друг другу и, довольные собой, отправились искать ребят с квадроциклами, коих мы видели за эти пару дней неоднократно и не в одном месте. По итогам переговоров с нас попросили по 6000 рублей с квадроцикла за четырехчасовую экскурсию на Емурлинский водопад.
Надеваем обмундирование, шлемы, очки и едем! На заправку. После заправки двигаемся по Чемальскому тракту до Элекмонара, попутно ловя недовольные взгляды водителей, которым мы мешаем ехать с нормальной скоростью. По узкому мосту переправляемся на другой берег Катуни и уходим куда-то на запад. Еще минут 40 мы едем по гравийной дороге общего пользования, а это значит: камни, пыль, от которой не спасают очки, и коровы. От села Верх-Анос наконец-то уходим в сторону, где и начинается дорога, для которой и были придуманы квадроциклы.
Сейчас кааак устроим офф-роуд.
Но тут выясняется, что мой квадрик глохнет, когда бросаешь газ, у аппарата Ромы и Риты какие-то проблемы с полным приводом, а у Димы — с вариатором. Наш провожатый к подобным вещам отнесся с изрядной долей наплевательства, поскольку однозначно знал о всех этих неполадках (кстати, вот он на квадроцикле с номером 7011).
Минут через 20-25 мы доехали до небольшой полянки, на которой он махнул рукой куда-то вверх, буркнув «водопад там», и завалился на свой квадроцикл с целью подремать.
У самого водопада мы вновь встретились со снегом — он был рыхлый, сильно подтаявший, но позиции свои сдавать не собирался.
Буквально через 30 метров уже была цель нашего вояжа — Емурлинский водопад. Красивый, чистый, холодный. Умылись, передохнули, сделали фотографии и отправились назад к квадроциклам.
Обратная дорога пролетела еще быстрее, поскольку шла большей часть под горку. Вновь пыль, раздирающая глаза, раздраженные водители на дороге и прибытие в Чемал. Весь маршрут, включая заправку, занял 3 часа вместо обещанных четырех. В конечной точке провожатый моментально развалился на капоте своего жигуленка с телефоном, прикрикнув, чтобы мы развесили камуфляж на веревках.
Давно я не встречал настолько наплевательского отношения к клиентам. А ведь это даже не сезон, когда можно гнуть пальцы и показывать туристам, что они тебя недостойны.
В общем, добрый вам совет, если вдруг решите покататься на квадроциклах по Чемалу и окрестностям: увидите рядом с квадроциклами старый жигуль — проезжайте мимо. Эти люди не стоят того, чтобы пользоваться их услугами.
После обеда мы позвонили по увиденному рядом с базой объявлению о рафтинге по Катуни. Пообщавшись с ответившим человеком на тему того, что он может нам предложить, мы попросили организовать нам трехчасовой сплав. Буквально через пару часов за нами уже заехал «УАЗ-Буханка» с привязанным к крыше рафтом. Внутри были водитель, инструктор Алексей и еще двое сплавляющихся. УАЗ отвез нас на несколько километров к югу, где на берегу Катуни нам были выданы гидрокостюмы, жилеты, шлемы и весла.
Чувствуем себя стройными и непотопляемыми.
После очень подробного инструктажа мы погрузились в рафт и поплыли. Знаете, это было второе по яркости впечатление от Алтая (первое будет позднее). Палящее солнце, ледяная вода, пороги, волны, брызги. Мы просили инструктора править во все места, где волны захлестывали всех с головой, и он с радостью выполнял наши просьбы, впрочем, не забывая об осторожности и отсутствии у нас навыков. Три с половиной часа пролетели как одно мгновение. Мы посмотрели на Чемальский тракт с другой стороны и вновь остались довольны увиденным. Несомненным плюсом была познавательная часть об истории Чемала и окрестностей от инструктора Алексея, за что ему огромное спасибо. Сразу за Элекмонаром мы пристали к берегу, где нас уже ждал водитель. Мокрых и счастливых нас доставили на базу, где мы с Димой наконец-то протестировали бассейн, который после Катуни уже не казался таким уж холодным. Да и погода стояла весьма жаркая, чего греха таить.
Вот так за один день мы попробовали два таких разных развлечения, одно из которых стоило совершенно неприличные 6000 рублей и принесло смешанные чувства, а другое стоило 700 руб./чел и оставило после себя лишь восторг.
Вечером сходили на Чемальскую ГЭС, спустились к Катуни. Тут же узнали место, которое проплывали несколько часов назад.
Там же на берегу мы решили, что пора отправляться дальше, поскольку ничего более интересного в этом районе для нас не осталось. Несостоявшийся поход на Каракольские озера сдвинул наш график на один день, который мы мысленно приплюсовали к пребыванию на Байкале. В гостинице нам пошли навстречу и вернули деньги за предоплаченные сутки.
День 10 (15 мая).
После раннего завтрака мы стартуем в сторону Чуйского тракта. Погода шепчет, дорога хорошего качества, на приборке привычно горит «Check Engine», в двигателе стоит старый ДПКВ, который ведет себя наиболее стабильно.
Как-то совершенно буднично проходим Семинский перевал, на вершине которого останавливаемся на рынке и оптом покупаем сувениры для друзей и родных. Следующая остановка была уже на перевале Чике-Таман.
За ним дорога становилась все красивее: горы выше, Катунь ближе. Настроение явно выше среднего. Само собой, невозможно было пропустить место слияния Чуи и Катуни. Очень жаль, что «не сезон», и Катунь имеет коричневый цвет вместо бирюзового, но общего впечатления это никак не испортило. Чувствовалось, что это «место силы». Словами объяснить не получается, все на уровне ощущений.
Через какое-то время видим расширение дороги под стоянку и информационный плакат на противоположной стороне дороги. Задумались и чуть не пропустили знаменитый водопад Ширлак (он же «Девичьи слезы»). Машину на обочину, фотоаппарат в зубы — и вперед. К водопаду поднялись буквально за пять минут. Уже классически освежились в жаркий день, сделали фотографии и пошли обратно.
Следующая остановка была уже на базе «Златогорье», которую мы бронировали еще из Хабаровска. На базе только мы и администратор-растаман (дреды, спокойный взгляд, размеренная речь). База очень приятная, с двух сторон горы, в двух минутах ходьбы небольшая речка.
Бросаем вещи и едем на Субару к Гейзерному озеру. Платим на соседней базе по 30 рублей за человека и по деревянным мосткам идем в указанном направлении. Буквально через 5 минут мы на месте.
Конечно, фантастический цвет. Вообще трудно поверить, что существование этого озера объясняется естественными причинами. В очередной раз жалеем, что квадрокоптер отказывается с нами сотрудничать (каждый день мы честно пытались его реанимировать).
Едем дальше на юг. И тут он — Северо-Чуйский хребет. Совершенно завораживающий вид на покрытые снегом горные вершины, на который хочется смотреть и смотреть. Где-то там ледник Ак-Тру, на который мы собирались сходить, но вновь «не сезон» — много снега.
После фотографирования возвращаемся в машину и едем к «Марсианским пейзажам». Через интернет узнаем подробную дорогу к этому явлению природы и понимаем, что наобум не нашли бы. Пересекаем мост, сворачиваем налево, проезжаем пастбище и упираемся в бурлящий поток, обозначенный как «пересекайте пересохшее русло реки». Вновь мы не угадали с месяцем пребывания. Дима пытается перейти речку вброд: где-то на середине вода достает ему до колена. Решаем не рисковать машиной и поворачиваем обратно.
Доехали до Акташа, закупили продукты, на базе заказали баню и пожарили шашлыки. Вечер и часть ночи провели у костра под невероятно звездным небом, которому не мешала паразитная засветка, свойственная нашим большим городам. В ту ночь я понял, насколько далеко мы все-таки забрались — все привычные созвездия были сильно сдвинуты в сторону от тех мест, на которых я привык их видеть в Хабаровске. Какое-то необычное, но очень интересное чувство.
За день пройдено около 500 км.
День 11 (16 мая).
Сидя в Хабаровске, мы мечтали, что второй день на Чуйском тракте мы посвятим походу на Ак-Тру, но… Поэтому мы решаем бросить в бой X-Trail и добраться-таки до Марсианских пейзажей. Брод он прошел легко и непринужденно, гравийку до пейзажей тоже, а потом встал. Поскольку холм, который и является тем самым Марсом, окружает река, которая в туристический сезон пересыхает, а сейчас представляет собой бурный поток шириной метров 10. Грустно разглядываю красно-желтую землю в телеобъектив фотоаппарата, сажусь за руль, и мы едем обратно в «Златогорье» за второй машиной.
Пообедав, мы поехали в сторону самой крайней точки нашего путешествия — долине Чулышмана. Нас вновь сопровождает хмарь и легкий дождь. Знаменитые Красные ворота проходим без остановки, стараясь сэкономить время. Поселок Балыктуюль проезжаем насквозь по основной дороге, которая за поселком становится все хуже и хуже. В голову лезут мысли «почему в таком популярном туристическом направлении такая паршивая дорога?» А потом я понимаю, что мы спускаемся куда-то вниз, хотя единственным серьезным спуском на нашем пути должен быть Кату-Ярык. Через непродолжительное время видим указатель с надписью «Паспарта». Вместо дороги уже просто какая-то тропинка через деревню, местные недоуменно косятся, мы недоуменно едем, связи и интернета нет. Буквально через километр дорога кончается полем, на котором пасется стадо коров. Приехали.
Решив, что что-то идет не так, находим местного маргинала, который нам поведал, что мы совершенно не туда приехали, и нам надо вернуться в Балыктуюль. Тихонько материмся, расплачиваемся за информацию початой чекушкой и едем обратно. Оказалось, что в Балыктуюле надо было повернуть направо на совершенно неприметном перекрестке. Возвращаемся, поворачиваем.
Вот эта дорога уже похожа на правду — тоже убитая, но пошире и получше. Пока ехали, я был как на иголках – все меньше времени оставалось до встречи с мечтой. Поворот, еще один, и еще… И вот она — обзорная площадка над перевалом. Кто был, тот поймет мои чувства, кто не был, просто вспомните свои ощущения, когда сбылось заветное желание. Хватило только сил потыкать Рому в спину, тихонько приговаривая «Здорово... Правда здорово?...»
На перевале пусто, с неба капает дождь, автомат ставим на «2», покатились вниз. X-Trail прошел легко и непринужденно, Субару пару раз чего-то легонько задела бампером, короче, спустились без происшествий.
А внизу вновь перехватило дыхание: от нависающих над тобой гор, от водопада напротив тебя, от счастья, что ты добрался. Настало некое ощущение эйфории, которое не покидало меня все то время, что мы провели в долине.
Едем на забронированную базу «Каменные грибы». В голове очередная мысль: «Почему я не помню из отчетов, что тут такая отвратительная дорога?» Гравийка действительно плохая — ямы, крупные камни. Мне подвеску машины не очень жалко, поэтому еду около 60 км/ч, Рома понемногу отстает. А виды вокруг — один другого краше. Особенно понравился водопад, самый крупный из тех, что мы успели увидеть в долине.
На базе нас не ждали. Хотя я предварительно звонил администратору, что мы приедем раньше, но она находилась не на базе, а в самой долине совершенно отсутствовала связь. Хорошо, что базу я тоже бронировал заранее и даже оплатил — про наше существование тут знали и радушно приняли. Мы вновь единственные постояльцы.
Завели разговор с хозяйкой насчет наших планов. Выясняется кое-что неприятное:
Последний пункт мы уже проверили на себе — в одном месте дорога спускается практически к реке и там уже огромная лужа из речной воды.
Собираем короткий совет, по итогам которого мы решаем на следующий день все-таки сходить на Грибы, после чего уехать обратно в «цивилизацию». Поход на Учар, к моему великому сожалению, не состоится. Оплату за неиспользованные сутки решили зачесть завтраком и переправой через реку и обратно.
Вечер, шашлык, гитара.
Эта бутылка текилы несколько лет назад была привезена моим другом из Мексики. Все это время она ждала очень особого случая, чтобы быть выпитой. Ничего более «особого» я для нее придумать не смог.
За день пройдено 220 км.
День 12 (17 мая).
После завтрака нас в два захода переправили на моторной лодке на другую сторону Чулышмана. Никакие шальные деревья в нас не врезались, купание было отложено на неопределенный срок. Дорога к Грибам очевидна, мы их видели еще с территории базы. Конечно, утомительно лезть в гору, но открывающиеся виды оправдывают всё.
На Грибах делаем буквально несколько снимков, пятиминутный привал и отправляемся обратно. Во вновь активировавшемся режиме «лось» мы сбегали туда-обратно буквально за полтора часа.
Переправляемся на базу, быстро собираем вещи и начинаем свой долгий путь в сторону дома.
В том месте, где на дороге была лужа, теперь река. Глубина сантиметров 25-30, проходим достаточно легко, но понимаем, что на следующий день это было бы уже проблемой. Доезжаем до перевала, взбираемся на него без каких-либо происшествий, наверху делаем прощальные фотографии.
Долина Чулышмана и перевал Кату-Ярык — самое яркое впечатление для меня за всю нашу поездку. Совершенно невероятное и фантастическое место! Пообещал себе посетить его еще раз.
Едем до Акташа, обедаем и направляемся в сторону Бийска, где еще в пути бронируем гостиницу «Алтай».
За день пройдено 580 км.
День 13 (18 мая).
Ранним утром нам приносят завтрак в номер, после чего мы стартуем в Красноярск. Вновь негодуем по поводу практически отсутствующего асфальта, но достаточно быстро выбираемся из города.
Ехать решаем не через Новосибирск, а повернуть после Новоалтайска на Белово, а потом на Кемерово. Впервые в жизни видим автостраду. Да не абы какую, а с ограничением скорости 130 км/ч. Удивление и радость были столь велики, что мы даже не догадались сделать хоть одно фото.
Дорога запомнилась лишь еще одной прослушанной книгой и абсолютно белыми полями и лесами под Кемерово — ночью шел сильный снег (на улице середина мая и температура около +10).
Переговариваясь с друзьями по рации и выбирая место для ночлега в Красноярске, кто-то спросил: «А в Красноярске есть Шашлыкофф?». И он таки там был. Через 5 минут была выбрана и забронирована ближайшая к нему гостиница «Полет» (очень приличная, кстати), а в самом заведении заказан столик.
В городе были в 9 часов вечера. Ужин прошел весело и вкусно.
За день пройдено 1070 км за 13 часов.
День 14 (19 мая).
Завтракали в гостинице, достаточно быстро выбрались из города и поехали в Листвянку.
По телефону выяснили, что прогулки на катере по Байкалу не проводятся, а экскурсия по Кругобайкальской железной дороги будет только через 2 дня. На обеде решаем остановиться на два дня в Иркутске с целью передохнуть, погулять и съездить оттуда в Листвянку. Опять же в городе есть заведение означенной выше сети.
По дороге два раза обгоняли колонну фур и микроавтобусов с символикой Филиппа Киркорова и его новой концертной программы. Кстати, одни из немногих, кто честно моргал правым поворотником, помогая обогнать.
Поселок Тельма, Иркутская область.
В 9 часов уже заселялись в гостиницу.
За день пройдено 1070 км за 13 часов.
День 15 (20 мая).
Проснулись в 6 часов, когда пошли первые трамваи. Почему проснулись? Потому что гостиница располагалась в весьма старом, но добротно отремонтированном, бревенчатом доме, который стоял на улице с булыжной мостовой. А уж по той мостовой была пущена трамвайная ветка. И каждый проезжающий трамвай включал такой вибро-режим, что только зубы стучали. Решили, что второй день мы тут не выдержим, поэтому выселились и поехали в сторону Листвянки, намереваясь потом сразу же двинуть в Улан-Удэ без второй ночевки в Иркутске. На выезде из города остановились в одном из торговых центров для завтрака. Буквально через дорогу находилось СТО «Фильтр», в котором я планировал заменить масло. Ребята остались пить кофе, а я поехал на процедуры.
Масло поменяли очень оперативно, а дальше начались проблемы — машина отказывалась заводиться. Причем симптомы все те же — датчик распредвала. Я и ошибки ему скидывал, и сканер СТОшники подключили — ни в какую. Пришлось оперативно менять датчик на один из неоригинальных, после чего с горем пополам двигатель завелся, и я смог выехать из бокса.
Отзывчивые мастера, выслушав причины такого недомогания, через раздел запчастей drom’а нашли, где в Иркутске я могу купить новый оригинальный датчик. Прямо с парковки СТО я отзваниваюсь друзьям и отправляю их отдыхать в Листвянку, а сам еду в магазин за датчиком.
Любимый 2ГИС бережно доводит через весь город до магазина, предупреждая даже о лежачих полицейский, причем с точностью до 5 метров. И вот за 3100 рублей я наконец-то приобретаю нормальный датчик в новой ревизии (металлический корпус), за пару минут меняю его и забываю о проблеме, которая столько времени портила мне нервы.
Позвонил друзьям — они вышли из нерпинария и собираются на камень Черского. Обделенным себя не чувствую, поскольку помню эти места еще из нашего байкальского путешествия и воспоминания еще сильны. Свободное время трачу на два торговых центра с целью покупки подарков жене и детям.
Около 2 часов мы встречаемся с ребятами на одной из заправок ближе к выезду из города. Дима пересаживается ко мне, и мы едем в Улан-Удэ. Перевалы и дорогу вдоль Байкала мы проходим достаточно легко — во второй половине дня машин на трассе гораздо меньше. В столице Бурятии привычно выбираем гостиницу поближе к «Шашлыкоффу». В этот раз нам досталась «Бурятия» с очень приличным номером и низкой ценой по какой-то акции Booking’а.
За день пройдено около 500 км.
День 16 (21 мая).
Очередной совет по поводу дальнейшего пути. Отменившиеся походы на Алтае и прогулка по Байкалу высвободили уже 3,5 дня от нашего первоначального плана поездки. В принципе, можно поднапрячься и за два полных дня долететь до Хабаровска, но мы откровенно устали. От дороги, от впечатлений. Поэтому принимаем решение сходить в кино на «Меч короля Артура» на самый ранний сеанс, а потом без особой спешки ехать в Читу.
Фильм оказался прекрасным, мы вообще очень доброжелательно относимся к творчеству Гая Ричи. После сеанса прокладываем путь до трассы в обход Улан-Удэ по Спиртозаводскому тракту. Конечно, мы сильно потеряли в придорожных видах, но очень выиграли в скорости и времени в пути.
Вновь плохая дорога между Улан-Удэ и Читой, вновь книга. Писать особо не о чем — обратная дорога прошла как в тумане, запоминались лишь конечные точки.
Ради смеха смотрим, есть ли в Чите наше любимое заведение. С некоторым негодованием находим его на карте. Негодование вызвано тем фактом, что «в Чите, блин, есть, а в Хабаровске — нет!».
Ночевали в самой дорогой и самой плохой гостинице за все наше путешествие — «Забайкалье». Настоятельно не рекомендую к посещению.
За день пройдено 650 км.
День 17 (22 мая).
Встали пораньше и поехали дальше. Честное слово, совершенно не помню этот день. Ехали и ехали. Разве что средняя скорость получилась на загляденье — около 110 км/ч.
Ночевали в Белогорске в отличной гостинице «Малина», где администратор благородно взяла с нас всего за половину суток, поскольку мы планировали выехать рано утром.
За день пройдено 1500 км за 13,5 часов.
День 18 (23 мая).
Утро, завтрак на заправке и педаль газа в пол. Ехали практически без остановок, даже обедать не стали. В ЕАО догнали сильный дождь, под которым ехали до самого дома.
В 14:30 мы въехали на Амурский мост.
Рома и Рита по рации сказали, что останавливаться в городе не хотят, а собираются сразу отправиться во Владивосток.
На заправке за мостом мы крепко обнимаем друг друга, благодарим за прекрасный отпуск и разъезжаемся в разные стороны.
Через полчаса, доставив Диму, я оказался дома. Уфффф….
За день пройдено 650 км.
Небольшая статистика.
17,5 дней.
12’800 км.
Средний расход бензина — около 12л на сотню.
Расходы на бензин — около 62’000 руб.
Расходы на жилье, еду и прочее не считал. Только расстраиваться.
Что хочется сказать в заключение.
Это было непросто, но очень интересно. Алтай просто великолепен, Россия невероятно огромна и разнообразна, с друзьями можно в огонь и в воду.
Конечно, дешевле было бы долететь до Новосибирска и взять машину напрокат. Но мы хотели именно так — пропустить страну через себя, увидеть своими глазами каждый километр и прочувствовать его.
На всем нашем путешествии можно поставить два тега: #несезон и #райдляинтроверта. В июле-августе развлечений и походов на Алтае было бы не в пример больше, но и людей тоже. А так у нас с Алтаем осталось много недосказанного, ради чего стоит приехать еще хоть раз. А может быть, даже и не один, ибо он действительно прекрасен.
Спасибо за то, что прочитали мои впечатления от поездки до конца.