Путешествие в пространстве (21 500 км по стране 2016 г.) с элементами путешествия во времени (Берлин — Хабаровск 1997 г.)

02.06.2017 | 30422 просмотра

Путешествие в пространстве — 21500 км по стране
(Хабаровск — Ярославль — Нижний Новгород + Бобруйск (Белоруссия) и назад) — 2016 г.
с элементами путешествия во времени: Берлин — Хабаровск 1997 г.

01. Вступление

Дорогу осилит идущий, а мегамногобукаф… ну кто-нибудь да осилит!
(от автора)

— А обратный билет можешь не покупать, — стараясь сохранить невозмутимость в голосе, сказал я сыну, которому ещё год предстояло грызть гранит науки в Санкт-Петербурге. — Мы тебя сами заберём.
Немая пауза.
— На машине?.. Из Хабаровска?!

Дело было поздней осенью или даже зимой 2015-го. Сказать, что идея метнуться на Запад страны на машине родилась именно в этот момент, нельзя, как нельзя сказать, что к этой секунде уже были хотя бы какие-то намётки путешествия. Идея, как говорится, витала в воздусях давно, иногда давая знать о себе зудом в разных местах. Единственным спасением было почитать отважившихся на такой трип drom’овцев — и очередной раз дать себе зарок — дескать, и на нашей улице Камаз с пряниками вертанётся. И вот. Слово сказано, дело за делом!

Предпосылки вызрели сами собой — во-первых, семейному Кашкаю всего год, взят был в декабре 2014, на счётчике на момент «выдвижения идеи» — смех — чуть больше 10000 (на момент старта в путешествие было 19767). Объём двигателя — 2 л, вариатор, 4WD (электромуфта), комплектация SE+, сборка — Великобритания. Уверенность, что техника не подведёт, была почти 100%-ная. Машина кредитная, потому на КАСКО.

Декабрь 2014. Разгар волнений — рубль пикирует. А когда русские волнуются — они покупают телевизоры. Или машины. На самом деле у нас покупка была спланирована — по программе «трейд-ин» мы отдали наш Рено Сандеро (ему как раз исполнилось 3 года) в качестве первоначального взноса за Кашкая.

Вопросов больше было по маршруту — изначально планировалось доехать до Санкт-Петербурга, чтобы забрать старшего отпрыска оттуда и двигать назад. После дооооолгого скрипа мозгами от этой идеи пришлось отказаться — если ехать в Питер, то надо заехать и в Москву. А и там, и там стоооолько друзей-знакомых-родных, что ни одна печень не выдержит и ни одного отпуска не хватит. А если к одним заехать, а к другим нет, то ходить потом озираться чуть не всю жизнь придётся ;). Поэтому калёным железом по сердцу был выжжен такой маршрут :

Хабаровск — Чита — Улан-Удэ — Байкал (Максимиха) — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Омск — Тюмень — Пермь — Ярославль — Нижний Новгород — (Москва) — Бобруйск (Беларусь) — Нижний Новгород — Казань — Бузулук — Магнитогорск — Барнаул — Красноярск — Иркутск — Улан-Удэ — Чернышевск — Хабаровск.

Дорога туда. Почему отмечен, скажем, райцентр Куйбышев, но нет Новосибирска? Просто это все точки наших ночёвок.

Питерскому студенту нашему — старшему сыну Виктору — была дадена команда откочевать в Нижний Новгород к моему родному брату и дожидаться нас там. Заезд в Ярославль был обязателен, чтобы дорогая моя половинка навестила малую родину и увиделась с давно невиденной роднёй, а я чтобы с ними, наконец, познакомился.

Дорога оттуда Ярославль — Нижний — Бобруйск — Нижний — Казань — Бузулук — Магнитогорск — Барнаул — Красноярск, а там уже не свернуть.

Выезд в Бобруйск — уже на мою родину и к моей обожаемой кузине — был запланирован «по возможности», мы много читали про накапливающуюся усталость и не могли точно предполагать, будут ли у нас силы и время на визит в Беларусь. Ну и чтобы увидеть побольше, мы решили ехать туда «севером» через Тюмень — Пермь, обратно «югом» — через Казань. На всё про всё отводилось чуть-чуть больше месяца. Забегая вперёд, скажу — стартовали 6 августа, вернулись в Хабаровск 10 сентября, общий пробег составил 21458 км.

Собственно рассказ о нашем путешествии уже можно почитать — моя очаровательная супруга Оля была не только штурманом, но и практически ежедневно! описывала наш путь по стране в блоге на ЖЖ https://zbarsology.livejournal.com/ там много забавного и интересного, и моё повествование без повторов не обойдётся — в одной машине всё же сидели, но может drom’овцам будет интересно.

02. Подготовка-сборы

Сказать, что совсем машину не готовил, не скажу. С момента покупки смущало меня отсутствие защиты радиатора в нижней части бампера. Прям вот корёжило меня, когда я представлял, как туда влетают мелкие камни и насекомая живность. Пока Кашкарус перемещался по городу, управляемый нежными ручками моей дражайшей половины, я ещё не сильно переживал, но трасса… особенно летом, когда полчища мух-цокотух и прочих пчёлок-бабочек, будто специально пикирующих на морду твоего авто… В общем, попасся я на клубном форуме, убедился, что проблема сия беспокоит не только меня одного, и сляпал защиту.

Было

Стало.

Для справки: наш местный дилер (единственный в городе) за установку защиты хочет 7900 руб.!! — по состоянию на июнь 2016. На форуме народ повествует, как умело просовывает защиту со стороны двигателя (а это не такая уж и тривиальная задача — см. соответствующие темы), некоторые даже полностью снимают бампер, но лень и лёгкая степень врождённой рукожопости вынудили меня поступить проще. Из крашенной металлической сетки я вырезал нужного размера формы, по острым краям пустил окантовку пластиковую и притянул всё хомутами. И не жалею.

Из прочих приготовлений — я проверил уровень масла, прочих жиж и остался доволен. Плюс купил концентрат для добавления в омывайку, чтобы короста из насекомых легче смывалась. Вроде всё. Хотел ещё, конечно же, рейлинги и багажник на крышу, но… это обошлось бы где-то тыщ в 30. Минимум! А это чуть больше трети наших предполагаемых расходов на бензин на всё путешествие! Короче, жаба победила.

03. Багаж и шмот

Да-да… И со всей этой фигнёй мы собирались взлететь перемещаться по стране. На самом-то деле брали всё только реально необходимое. Передач было минимум — скоропорт не доедет, везли всем в качестве «привета» по шоколадке с морской солью. Пусть не хабаровский, а приморский прикол, но чем дальше на Запад — тем роднее Владик даже хабаровчанам ;) Презент принимался с восторгом и недоумением — шоколад с солью?! Уже там я понял, что пропёрся, и мужская часть наших родных и близких больше обрадовалась бы алкосувенирам, но… было поздно. Учту, да и тем, кто туда собирается на заметку — возьмите ну не водку, а какой-никакой бальзам. И хотя их везде нынче возгоняют, но это ж дальневосточные травы! на них тигры писали метки ставили, а потому любая хворь изничтожается на раз!

В этой колонне сумок-рюкзаков не хватает ещё корзинки с термосами и лёгким дорожным перекусом. Сейчас смотришь и диву даёшься — сколько всего! А на самом деле «оперативных» рюкзаков было всего три — в одном мыльно-рыльные принадлежности, включая полотенца, в другом — смены белья и дорожной одежды (майки-шорты), и третий — в нём были лёгкие куртки, джинсы и типа «приличный» шмот — в ресторан там пойти… Был ещё самый большой «боевой» рюкзак. Я долго телепался — собирать его или нет, но с учётом опыта, накопленного в поездках по нашим дальневосточным направлениям (а по работе и в Богородское, и в Де-Кастри, и в Солнечный, и по Еврейке, и по Амурке носимся) решил таки — пусть будет. В нём находились бродни, камуфляж, чтобы валяться на дороге, берцы, сухой спирт, налобные фонарики… - в общем «малый набор выживателя». Плюс там же лежал надувной матрац, размером с весь салон Кашкаруса (из тех соображений, что вдруг придётся ночевать в поле после поломки и т.п.). Как нетрудно догадаться, «боевой» рюкзак не открывался ни разу и хотя и дарил некоторое успокоение, но больше раздражал своей объёмностью, особенно, когда на пути назад мы стали грузиться подарками, передачами и прочей нужностью.

Родные вышли помахать ручкой, заодно можно видеть, что в багажнике ещё есть место.

А тут видно, как выглядел задний ряд сидений — чтобы нужное было под рукой, но не мешалось.

Из остального хлама — коробка с японским рюкзаком племяннику (отдельная история), 2 сумки с ноутбуками, фотосумка, штатив, изотермическая сумка-холодильник, в которой ехали шоколадки + настоящий автомобильный холодильник, работающий от прикуривателя (его я арендовал у коллеги). Что сказать — вещь клёвая. Летом прям зачётная-зачётная. Надо только в него хладоэлементы класть. Мы купили гелевые компрессы в аптеке и на ночь закидывали их в морозилку, если была возможность. Сам холодильник не то чтобы холодит, а скорее не даёт быстро нагреваться всему, что туда положено. И хотя мы ехали с кондером, возможность поймать бодрячка, глотнув холодненького, я оцениваю как несомненный плюс. Хотя и места он занимал…

Ладно. Пора бы уже ехать. Тронулись.

04. День первый. Хабаровск — Магдагачи

И вся страна впереди!

Встали в 6 утра, стартанули от дома где-то в 7. Я вообще поспать того… уважаю, и по себе знаю, что если подорвусь часов в 5, чтобы выехать в 6, то потом около 10 начну зевать так, что того гляди и лобовуху проглочу. К тому же, сказали мы себе, мы в отпуске, едем как хотим, хотя и стараемся соблюдать примерный график. И, большей частью, так и ехали «всю дорогу» — старались выспаться и потом рулить пусть даже потемну. Сразу скажу — не самое, может быть, удачное решение, особенно если ночуешь в больших городах — выезд на трассу на следующий день занимает внушительное время. НО! Мы же хотели эти города и посмотреть!! К тому же вечерняя рулёжка отнимает много сил, и под самый занавес путешествия мы поимели неслабую порцию адреналина из-за небольшого инцидента, который явно не случился бы в светлое время суток. Наши добрые знакомые из Биробиджана, путешествовавшие по стране (в Сергиев Посад и обратно) в этом году на таком же Кашкае, как у нас, уже второй раз, поступали строго наоборот — останавливались, как только темнело, но и подрывались ещё до рассвета — часа в 4 утра. Ночевали тоже у больших городов, но таким макаром проходили их по объездным быстренько, пока дальнобои досматривали последние сны.
И ещё — много времени занимает фотографирование, и иногда приходится буквально заставлять себя останавливаться, чтобы запечатлеть красоту неимоверную. Да и даже просто протокольные фотки — «Мы здесь были» — занимали у нас приличный кусок времени — я взял с собой штатив и верную старенькую зеркалку Nikon D80. А сэлфи со штативом — это уже совсем не та история, что с сэлфи-палкой.

К чему это я… а к тому, что, пофотавшись на «Ерофей-арене», заправившись и сделав пару снимков на мосту, сам Амур мы пересекали уже где-то в половине девятого аж! Что-то как-то провозились где-то…

Про рюкзачок. Есть у меня в Нижнем Новгороде единственный и любимый племянник — Давидка. А у него есть любящая мама Юля и папа — мой брат Андрей. Давидке скоро в школу, и, перелопатив горы информации, мама Юля узнала, что самые полезные для малышни ранцы делают в Японии. Они и ортопедические, и вместимость ограничена, чтоб даже при желании не напхать больше положенного, а сами по себе лёгкие, в общем, сплошная польза от них. А так как стоят они недёшево (на наши деньги 6000 где-то), а мы все не миллионеры, попросила она меня узнать, не получится ли сэкономить хотя бы на доставке, если покупать в японском интернет-магазине — мол, до Хабаровска доставка выйдет дешевле, чем до Нижнего и т.п. В итоге попросил я знакомую по фэйсбуку, которая живёт в Японии. Она любезно согласилась рюкзачок этот купить и даже привезла его в Хабаровск, когда родителей прилетела навестить. И тут нам стрельнула идея познакомить племяшку с необъятной нашей страной. И не посылать рюкзак, прости господи, Почтой России, а привезти самим, попутно фотографируя его на разных знаковых и/или живописных точках нашего маршрута. А Давидке потом дать задание — составить к первому сентября рассказ «Как мой рюкзак провёл лето до меня добирался». Поэтому мы и устраивали такие фотосессии, когда не забывали, ;) часть «рюкзачных сэлфи» пришлось таки нафотошопить)

Про первые километры и рассказывать как-то нечего. Особенно когда отрезок до Новобурейского уже хожен-езжен-переезжен не меньше сотни раз. Дорога вполне себе, до Биробиджана много вихляний, потом поровнее. Качество полотна тоже приличное — поливать можно и 140 и 150, но мы шли где-то 120-130 — всё же бензин дОрог, а когда начинаешь считать, сколько его тебе понадобится… Я вот лучше не про дорогу расскажу, а дам наводку на придорожную достопримечательность, что находится в Доме Культуры посёлка Теплоозёрск. Там на втором этаже, где проводят дискотеки и вход в кинозал, огромная стена расписана шикарнейшей фреской. Вот парочка фотографий — но их мы сделали не в этот раз, а когда специально туда выезжали.

Собственно ДК вряд ли кого впечатлит — стандартная коробка, типовой проект. Но внутри… Фреска во всю стену! Цвета просто ошеломительные! Масштаб — сногсшибательный! Идея и исполнение — волшебные!

Длина этой фрески 22 метра, высота почти 5. Фотопанораму сделал мой отец — Геннадий Збарский.

Там совершенно замечательная история с ней, как три молодых художника из Москвы в начале семидесятых делали эту фреску, с соблюдением всех тонкостей технологии альсекко. Три года они жили в посёлке, часто без копейки, их местные подкармливали, а художники многих сделали персонажами фрески.

Там и бабушки-уборщицы из ДК, которые художникам помогали — кисти мыли, и журналист из Биробиджана, и директор цементного завода, который художникам заказ на фреску делал, и… не буду всю интригу рушить. С одной стороны — это надо видеть, с другой — в интернете найти инфу о этой фреске проще простого.

Так не спеша добрались и до «всемирно» известной стелы. Если не запечатлеться на её фоне — дороги не будет!

Ноги размяли, кофе попили — и дальше, но не совсем по прямой! Удумал я сделать сюрприз своей половинке — из новостей знал, что Бурейская ГЭС проводит сбросы излишков воды, чтобы держать уровень водохранилища в необходимых границах. Я видел такие сбросы на Зейской ГЭС и знаю, что зрелище впечатляющее, дай, думаю, и сверну. Чего там… 50 км туда, 50 обратно?! Вот и свернул. Но сюрприза не получилось. Во-первых, Оля практически сразу догадалась, куда мы путь держим, а во-вторых… сбросов не было. Тем не менее, плотина всё равно выглядит впечатляюще!

При наличии времени всем рекомендую сделать этот крюк — поворот на Талакан — дорога хорошая, асфальт. Устроить пикник-перекус на фоне такой декорации — самое оно! Правда сейчас в прямой видимости от федералки строится Нижнебурейская ГЭС, но она будет меньших размеров.

Следующий раз мы съехали с дороги, чтобы запечатлеть рюкзачок и самим зафотаться на фоне аншлага «Космодром «Восточный». Место знаковое не только для Дальнего Востока, а и всей страны. И пусть к самому стартовому столу близко не подберёшься никак, но хоть так отметиться!

Футуристичное здание на заднем плане — это вокзал, который в скором времени начнёт принимать пассажиров, приехавших сюда по железной дороге. Сама ветка тянется ещё километров на 20 и одно из её ответвлений упирается прямо в огромный цех-ангар, где происходит сборка ракеты-носителя.

На «космодроме» мы оказались где-то в 8 вечера и после него уже никуда не сворачивали, да и стемнело. В планах было дойти как можно дальше — в идеале до Сковородино, потому как залечь на вторую ночёвку хотелось уже в Чите. Но… хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах.

Ничего не предвещало, не предвещало, а потом каааак хлынуло!!! Хляби небесные разразились настоящим тропическим ливнем на несколько часов! И ладно бы только дождь! Стемнело, и, как по заказу, начались продолжительные куски с ремонтом дороги, когда одна из полос уставлена бетонными блоками, а дождь, попавший на разогретую за день землю, начинает испаряться и укрывает дорогу слоем тумана аккурат на высоте твоего капота… А потом ты догоняешь фуру, из-под колёс которой на тебя обрушивается мини-ниагара, видимость «ноль», и во время обгона этого исполина ты слышишь, как твои ангелы-хранители говорят: «Эта… мужик… чота нам ссыкотно, мы, пожалуй, отлить отойдём…»

Поэтому, когда на дорожных указателях появились данные, что до Магдагачей столько-то и столько-то километров, мы уже знали, где заночуем. Конечно же, в знаменитых «Трёх семёрках»! Но Бог прослышал и про эти наши планы… В общем, да — мест не оказалось. Точнее были — в шашлычных домиках, но там не было света и воды, а рядом гуляла компания местных — день рождения отмечали, что ли… Нам, правда, пообещали, что к часу ночи они угомонятся, но мы отказались. Расспросили девушек из кафе и магазина, одна из них была так любезна, что позвонила родственнику в посёлок, и тот вызнал телефон одной из гостиниц непосредственно в Магдагачах. Туда мы и направились. Всем, кто попадёт в такую ситуацию, вот вам координаты — пос. Магдагачи, ул. Вокзальная д. 2, гостиница «Райский уголок», 89241457585.

Гостиница новая, комнаты чистые, туалет-душ-кухня — общие. Закрытая стоянка — для автомобилей постояльцев. Наши окна выходили аккурат на Транссиб и местное депо, но «железнодрожный рэп» (перекличка по «матюгальникам») нам помешать не мог, заснули как убитые. Сил хватило только, чтобы поставить на зарядку фотики-мобильники-ноутбуки.

За день прошли по счётчику 1187 км.

05. День второй. Магдагачи — Чита

Утречком быстренько осмотрелись, сделали пару фоток.

Магдагачи — небольшой посёлок с населением примерно 10000 человек. С момента основания вся жизнь здесь завязана на железную дорогу — тут и станция Магдагачи, и локомотивное ремонтное депо, и эксплуатационное локомотивное депо, и дистанция пути, и дистанция электроснабжения и ещё много всякого «железнодорожного» плюс леспромхоз и лесопереработка небольшая.

Паровоз-памятник установлен, как гласит надпись на нём, «в 2007 году в честь трудовых и ратных подвигов Магдагачинских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенные годы».

В киоске-кулинарии рядом с вокзалом купили зачётных пирожков (густо приправленных китайской смесью специй типа «Маласянь») и двинули дальше, помахав ручкой «Трём семёркам», в которых нам не хватило места.

Кстати, в дороге (особенно на ДВ-просторах) непросто найти телефон мотеля, ибо мобильный интернет скорее мёртв, чем жив. Поэтому, имея в виду обратный путь и, возможно, необходимость ночевки тут, заехали, взяли телефончик. Делимся — мотель «777», 1130-1131 км автодороги «Амур», участок Магдагачи — Гонжа, тел. 89243463372. Здесь, как и во многих отдельных заведениях, есть возможность помыться-постираться, не арендуя номер или кровать. Все эти удовольствия находятся в отдельном здании.

Дальше была дорога…. Весь день дорога-дорога-дорога. Мы никуда не сворачивали, пялились на окружающую действительность, которая хоть и живописна, но нашему дальневосточному глазу привычна — сопки, укрытые лесом, дорога то поднимается, то спускается… И тут бац! Всё развивается стремительно: глядим — нам навстречу от припаркованного на обочине встречной полосы «Крузака» бежит мужик. Бодро бежит, вот уже пересёк свою полосу, пересёк нашу… бежит и глядит куда-то вдоль нашей обочины! Мы прослеживаем направление его взгляда… и видим колесо! Секунда-другая, и, поравнявшись с «Крузаком», мы видим, что заднего правого колеса у него нет! И тут на меня как ступор напал, и на тормоз я не нажал. Правда, когда дошло до меня, я увидел, в заднее зеркало, что кто-то около мужика тормозит, чтобы помочь. Но мы были просто в шоке. Ведь езжай мы чуть-чуть быстрее — это колесо прилетело бы прямо нам в «лобешник»!! Тут до меня дошло, что можно видео сохранить на регистраторе, и я нужную кнопочку нажал. Но, видимо, плохо нажал, видео не сохранилось. А ведь специально одолжил на время путешествия ShoMe Combo №3 — с анти-радаром и GPS-приемником… Потом я часто радовался наличию такого агрегата, и со временем куплю обязательно в личное пользование.

А потом случилось это…

Вляпались.

И опять всё произошло достаточно неожиданно. Ехали себе, ехали, и уже успели привыкнуть к многочисленным знакам «строительные работы», которые сильно скучали по человеческому обществу, ибо за редким исключением ни одной рабоче-дорожной души там не наблюдалось. Как вдруг — выскакиваю из поворота, вижу знаки, и почти сразу начинается залитый битумом асфальт, подготовленный под укладку свежего покрытия. Скорость за 120 точно была. Резко оттормаживаться было бы, мягко говоря, неразумно. Поэтому просто бросил газ и, постепенно сбрасывая скорость, прислушивался к смачным «чмякам», с которыми рассекал эту смолистую жижу. Итог — на видео. Понятно, что не смертельно, что отмывается всё, но… ть… ть… блин!!! В общем — вы поняли! Пожалился друзьям-знакомым по фэйсбуку, выслушал много всяких дельных советов, один из которых повторялся чаще всего — мол, чем свежее …гм… грязь, тем проще от неё избавиться. Мы надеялись, что на ближайшей более-менее долгой запланированной остановке в Улан-Удэ сможем это сделать, но то одно, то другое, то буузы вкусные, а пиво холодное… в общем, отмылись мы только в Ярославле! За всё на круг (комплексная мойка плюс какая-то модная фигня на лобовуху (700+300) и битум) заплатили 2700 рублей. Парни работали втроём, и им понадобилось три с половиной часа!

Осмотр проводили на стоянке кафешки и гостиницы «Уют» на 992 км трассы «Амур» в районе Невера. Если бы не нашли накануне места в Магдагачах, пришлось бы ехать сюда, а это 120 км, которые поздним вечером нам казались уже непреодолимыми. Телефон 89244425632. Что стоит заночевать — см. фото.

Цены на август 2016.

Как и в большинстве мотелей, где мы были, «длинные» брони не в чести, а вот если позвонить за день, за два, то номер вам оставят.
Здесь же на заправке заправились «под жвак». Вообще, в Сибири и на Дальнем Востоке лучше, конечно, придерживаться правила «полбака», и мы старались ему следовать. Вот на Урале и на Западе страны — там можно расслабиться. Здесь же нас предупредили и знакомые, катавшиеся на Байкал, да и в Drom’овских летописях много информации о том, что с заправками на этой дистанции — от Невера (читай Сковородино) до Могочи и за ней, ситуация аховая. Нет, колонки есть, но на многих только 92-ой. Встречаются и заправки с 95-ым, но выглядят они так, что вот ты даже если соберёшься с духом, уже вот скорость начинаешь сбрасывать, а машина тебе прямо в мозг шепчет: «Хозяин, не ходи туда! Ну что я тебе сделала?! Давай, ещё немножечко протянем, ты только не газуй!» Вот мы и отмахали чуть больше полтыщи километров на одном баке и заправились уже аж в Чернышевском районе. На заправке «Нефтемаркет», вот её координаты 53.093321, 117.931868 (условно — район посёлка Урюм) — хоть и был самый дорогой бензин за всё наше путешествие — 43-50 за литр 95-го, но мы ему были уже рады-радёхоньки!

Сказать по правде, была и раньше заправка «Нефтемаркета», чем та, что на картинке помечена. Но нам она нам или непрезентабельной показалась, то ли название незнакомое доверия не внушило, но мы её проскочили, и, конечно же, потом пожалели — когда стрелка стала клониться к «нулю»… С каждым километром на душе становилось неуютней. Короче, выдохнули мы, когда зарулили на пятачок с заправкой. Тут же и кафе, в котором мы вкусно и недорого перекусили — здесь уже подают бурятскую кухню: суп «бухлёр», позы и т.п. Обед на двоих обошёлся в 380 рублей — борщ, бухлёр, 2 салата овощных, 1 салат капустный, 1 порция блинов с мёдом и сметаной, 2 чая и хлеб. Я почему так подробно — ценник приятно удивил. В Хабаровском крае/Амурке/Еврейке 300 рублей отдашь за одного… Рядом с кафешкой баня. Запомнилась такая сцена — припёрло, извиняюсь, сходить в туалет. Там их несколько, есть бесплатный типа «сортир», а у меня нога об ту пору в суставах что-то дико разболелась, принять позу «орла на вершине Кавказа» ну никак не удавалось. Дай, думаю, в платный пойду. Пока искал ответственную тётеньку, чуть уже ёжика не родил. Нашёл.
— Пустите, — говорю, — изнемогаю!

Мадам на меня посмотрела, как если бы я в лохмотьях в ювелирный салон припёрся, и молвит:
— Это дорого будет. 30 рублей!
— Да хоть 50! — взвыл я, сунул ей полтинник и нырнул в дверь. Сдачу она мне потом дала, но я так и не пойму: там VIP-толчок что ли, или дама не в настроении была?

Как бы то ни было, заправившись и разгрузившись, понеслись мы дальше. Понеслись, это я так, для красного словца — начиная с Магдагачей и почти по всему Забайкалью то тут, то там встречаются пресловутые «амурские волны», и если зазеваешься и влетишь на такую раскачку, не успев погасить скорость, в лучшем случае тряхнёт от души до клацанья зубами, в худшем — может выбросить с дороги. Тут всё от скорости, состояния подвески, загруженности, длины авто зависит, но главная рекомендация — не щёлкать клювом. «Волны» редко появляются совсем неожиданно, как правило, в начале участка стоит предупреждающий знак. К тому же неровности хорошо определяются по отбойникам (там, где они есть).

И да — знак, как и сами волны, со временем начинают вымораживать! Только разгонишься, только-только в ритм спокойной езды войдёшь, ррраз! «Сиськи»!!!

Постепенно стал меняться ландшафт, и на смену лесистым сопкам пришли непривычные нашему хабаровскому глазу просторы. Взору есть где разбежаться, и удовольствие от созерцания получаешь чуть ли не физическое. Это ещё, конечно, не бескрайние степи, скорее «пробник», но нас впечатлило!

Такие пейзажи сопровождали нас несколько часов, лишь перед Читой началась опять сопки, а может, просто показалось из-за того, что поле зрения сузилось из-за сумерек. Ближе к Чите стало больше дорожного ремонта, но какого-то особого дискомфорта мы не ощутили. Думали сначала заночевать где-нибудь на трассе, так как в саму Читу заезжать не хотелось, чтобы избежать городского траффика. Но вплоть до самого города придорожные мотели или гостишки отсутствуют как класс, и когда мы добрались до городской черты, решили воспользоваться услугами мини-гостиницы семейного типа «Чита Комфорт», её координаты мы нашли в те редкие моменты, когда мобильный интернет таки снисходил на наши девайсы. Созвонились с хозяевами, когда были на посту ГИБДД, они сориентировали нас, как лучше добраться, и где-то в начале 12-го мы были на месте. Сама гостиница — это двухэтажный дом на достаточно большом частном подворье (в частном же секторе города) — с парковкой внутри периметра. Хозяева живут тут же — но в доме поменьше, отдельно от гостей. Звукоизоляция, видимо, не самая лучшая, нас попросили сильно не шуметь, чтобы не потревожить соседей, но мы были и не в силах. Быстренько всё электрическое на зарядку, сами в душ и спать. За день прошли 1087 километров.

06. День третий. Чита — Улан-Удэ

Встали в 7, собирались не торопясь — пришлось подстраиваться под небыстрый Wi-Fi — ждали, пока выложится ежедневный Олин пост в блог, вскипятили воды, заварили в термосы чай и кофе, сами хлебнули горяченького, и в путь! На выезде из города заправились — 95-ый по 39-90 за литр — уже дешевле, чем в Хабруйске (там на тот момент 40 руб. 60 коп), заодно и позавтракали в придорожной кафешке. Учитывая предстоящий большой отрезок, решили по пути не обедать и накопить зверский аппетит, чтобы поужинать в Улан-Удэ аутентичными бурятскими буузами, завтракали плотно — я как раз и взял порцию местных читинских бууз/поз, чтобы было потом с чем сравнивать (они, как потом выяснилось, были не лучшими, но вполне приличными).

С утра самого накрапывал дождик, временами усиливался, и первые несколько часов мы ехали и скучали — всё вокруг серое, и просторы не радовали. Зато дорога была хорошая, хотя из-за большого количества холмов, подъёмов-спусков с ограниченным обзором мест для обгона немного. Где-то после полудня появилась первая экзотика — буддийские ступы-субурганы. Их в Забайкалье, Бурятии и на Алтае ставят повсеместно — на перекрестках, на обочинах, на вершинах холмов. Это место поклонения духам, хозяевам местности, на деревьях рядышком в знак уважения и на удачу повязывают лоскуты ткани, ленточки всякие, эдакие варианты хадагов (хадаков) — ритуальных шарфов.

Появление таких ступ верный знак, что вот-вот начнётся Бурятия (если ехать с Востока). А ещё верный знак наступления Бурятии — дорога становится хуже. Появляется много участков с ремонтом полотна, зачастую с ремонтом капитальным. На отдельных участках — особенно на перевалах — асфальт как закопали в землю в советские времена, так, кажется, с ним ничего и не делали. Ехать приходится крайне внимательно из-за ям, в некоторых из которых, если приглядеться, можно увидеть отпечатки лап мамонтов, а может и динозавров.

Зато виды вокруг… Вот он, простор!..

Снимок сделан почти сразу на выезде из Мухоршибири. Там, кстати, мы познали анти-дзен от «Альянса». Для «недальневосточников» поясню — у нас тут не так много федеральных сетей, что торговых, что заправочных. Торговых-то и нет, пожалуй, вообще. А самые обширные сети заправок у НК «Альянс» и «Роснефти», плюс всякая региональная, чуть не сказал, «шушера». Конечно же, как и везде, у больших сетей есть клиентозаманухи-прилипухи типа накопительных балльных карт. Из отчётов наших предшественников мы знали, что чем западнее, тем реже встречаются колонки «Альянса», на заправках которого мы бОльшей частью и заправляем нашего «Кашкаруса». Баллов накопилось прилично, так что накануне поездки мы даже взяли на них компрессор. Ещё сколько-то оставалось, и мы подумали, может, отоварить их каким-то образом, пока «Альянсы» ещё попадаются. И вот, как раз, на выезде из Мухоршибири мы узнали, что НК «Альянс» при всей своей «типо федеральности» умело «любит» своих клиентов. На заправке нам поведали грустную историю, что, оказывается, карты «Альянс — Дальний Восток» не обслуживаются и даже не читаются в макрорегионе (или как это там у них правильно называется) «Альянс — Забайкалье». Всем сосать эээ… собирать грибы «отсосиновики» тьфу, блин… в общем, все в сад!

Зато какие виды… но к «Альянсу» это не относится. Вот опять не утерпели, вылезли сделать пару фоток. Первая мысль — ну долина совсем же такая, как в «Гарри Поттере», помните, где паровоз в Хогвартс учеников везёт?

Хотели паровоз? А пожалста! Только электровоз вместо паровой машины, да и состав товарняк, и впереди не Хогвартс, а Мухоршибирь опять же… Но теперь совсем почти «Гарри Поттер»!

Переезд нынче был спланированно коротким, поэтому в Улан-Удэ мы приехали засветло, одолев 674 км часов за 8. И да — мы тоже подъехали к оленям и сфоткались.

Хорошо видно, что самопальная защита себя оправдывает на все 100. Иначе весь этот «гербарий» украшал бы радиатор.

И пару слов про сам Кашкарус — он, быть может, не идеален, но хорош. Из минусов — коротковатый ход подвески, но, будем справедливы, это же паркетник! Дорогу держит хорошо, на скорости 110 км/ч уверенно проглатывал «амурские волны», вот когда побыстрее — то да, подбрасывало. И не самая, пожалуй, удобная посадка у задних пассажиров — я про то, что спинки задних сидений не регулируются, их не откинуть даже чуть-чуть, но мы-то едем в «первом ряду»! По прожорливости, я бы оценил его аппетит как средний — пока шли по ровным дорогам и на скоростях в районе 110-120 км/ч, расход был порядка 8 с половиной литров (загруженный багажник, кондиционер). Естественно, когда начинается холмистая местность, много обгонов, там и до 12-ти на сотню доходило. Если же ехать в тихоходном режиме 100 км/ч без «рывков» и на круиз-контроле (забегая вперёд — так мы ехали по Беларуси, по местным дорогам), то расход фиксировался на 7 с половиной литрах.

Въехав в Улан-Удэ, мы поняли, что количество стационарных камер-радаров в Хабаровске — просто смешное. Тут наш антирадар-регистратор верещал, не затыкаясь практически. Без особых проблем мы нашли наш отель-хостел по навигатору и не преминули примазаться к событию, которое должно было вот-вот произойти — финиш «Монгол Ралли».

Автопробег «Mongol rally» стартовал из Лондона, в нём участвовали 275 автомобилей разного класса, 750 участников из разных стран мира. Ралли предусматривало независимое движение участников по самостоятельно разработанным маршрутам из столицы Англии до Бурятии и как-то мы с ними разминулись со всеми, но почему бы на заселфиться — мы ж тоже того… автопутешественники!

К слову — надеюсь это не воспримут как рекламу — отель-хостел «Алтан», в котором мы поселились, очень нам понравился. Ценник невысокий, номер был просто великолепный и со своим душем/санузлом. Мы, собственно, не самые прихотливые туристы, но бегать за удобствами по этажу… А ранним утром следующего дня нас ещё и покормили завтраком! Но это было потом, а сейчас — мы умылись/причесались, сдали одежду на постирать и рванули в центр, не столько за достопримечательностями, сколько за буузами! И мы нашли их, и восхитились, а пиво было холодным, в общем — всё, как доктор прописал.

Увы, сам город мы не отфотографировали — всё куда-то ехали, ехали… И на видеорегистраторе, мы, видимо, плохо нажимали кнопочку «сохранить текущее видео», поэтому видами особенно Улан-Удэ не порадуем. Но сейчас ведь есть гугл-улицы… для самых любознательных! А нам же город скорее понравился. Он такой… своеобразный. Много местного колорита, модерновые здания, но с национальным колоритом.

Из-за равнинного ландшафта, обилия «частного сектора» и отсутствия высоток Улан-Удэ производит впечатление такого… приземистого города, который вцепился в землю, чтобы ветром не унесло. Памятников много: «Мать Бурятия», «Юность Бурятии», знаменитая «Голова» — памятник Ленину из одной только головы.

Фотография взята с сайта «Бюро путешествий и экскурсий г. Улан-Удэ»

Но, повторюсь, мы на эти памятники взирали из окна авто, всё спешили…

07. День четвёртый. Улан-Удэ — Иволгинский дацан — Байкал — Максимиха

День обещал быть насыщенным, и он им стал. Подорвались раненько — около 6 утра, но по хабаровскому было 8, поэтому было комфортно. Позавтракали — специально для нас девушка с ресепшн наколдовала омлет-сосиски-кашу-бутерброды — и рванули на встречу с добрыми знакомыми из Биробиджана. Ян и Наташа на таком же Кашкае возвращались из Подмосковья. У них это был уже второй автовояж «туда-обратно». В прошлом году они ехали степенно, с «расстановкой», а нынче уже поливали по 1300 км в день, просто чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б». Не без трудностей (мы запутались и не сориентировались на местности, пока нас ждали за импровизированным столом на чашечку кофею), но всё же мы друг друга нашли и запечатлели(сь)!

Ян и Наташа по-быстрому сориентировали нас по дальнейшему продвижению, рекомендовали опасаться «горячих иркутских парней» на байкальском серпантине, отсоветовали ехать по объездной вокруг города Канска — ибо ужасна, а лучше проехать через сам город, и выдали на гора ещё массу полезной информации. Увы, из-за моего топографического тупежа встреча оказалась более скоротечной, чем всем нам хотелось бы, но что ж — пообщались, разбежались. И через полчаса снова встретились! «Встреча на Селенге» состоялась недалеко от тех самых оленей у моста, ребята рванули на восток, а мы поехали себе спокойно в Иволгинский дацан. И уже в Иволгинске мне стрельнуло — блин, у Яна на фотоаппарате осталась площадка от моего штатива! А без штатива — ни семейное сэлфи не запилишь, ни ночного вида не снимешь! Звоним ребятам, благо те не умчались ещё в «безэфирное» пространство, разворачиваемся — летим навстречу друг другу ещё раз! Как там было — дурная голова ногам покоя не даёт? Встретились, посмеялись и опять разбежались.

И поехали мы в дацан, Центр Буддийской традиционной сангхи России и главную резиденцию Пандито Хамбо-ламы — главного буддийского патриарха.

О том, что дацан близко, узнать несложно… такая вот мантра привечает в самом Иволгинске.

От Улан-Удэ до дацана километров 40, доехать можно и на маршрутке, и на такси. Если кто будет не на автомобиле в этих краях — не отчаивайтесь, процесс доставки туристов, как и их «кружения», в самом дацане поставлен как надо.

Первое, что бросается в глаза, — обилие транспорта с монгольскими номерами — от здоровущих автобусов до легковушек.

Место мегатуристическое. За те полтора часа, что мы там провели, мы слышали и французскую, и польскую, и немецкую речь, и, конечно же, монгольскую.

Так как про дацан мы только понаслышке знали, решили не скупиться и заказали экскурсовода — это можно сделать сразу на входе в дацан — 400 руб. (я так не понял, это на двоих, или как… просто с нами в группе были ещё люди, я не знаю, как они платили). Милейшая Анна Ярославна — чистокровная бурятка — провела нас, плюс ещё одну девушку из Читы и небольшую группу медиков из Санкт-Петербурга по дацану, буквально засыпав нас фактами, историями, преданиями и т.п.

Наш экскурсовод Анна Ярославна показывает, как правильно подносить ритуальный шарф хадак (хадаг) во время поклонения нетленному Хамбо ламе Итигэлову.

Если коротко, то Иволгинский дацан — это главный буддийский центр России. Тут комплекс ритуальных зданий — храмы, университет, оранжерея со священным деревом Бодхи, ступы… Самая большая достопримечательность — Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова — место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя. Там выставлена … как бы это сказать, чтоб никого не обидеть… телотрупмумияостанки… в общем, фигура лидера буддистов конца 18 - начала 19 века, который ушёл в «подземную медитацию» в возрасте 75 лет (это было в 1927 году), наказав достать его из саркофага, когда настанет срок. После нескольких промежуточных проверок, его — якобы полностью сохранившегося — в 2002 году извлекли из саркофага и поместили на подиум в храме-дворце, и теперь каждый желающий может его лицезреть.

Снимок взят из ЖЖ drugoi

Вот таким он предстаёт перед визитёрами. Процедура лицезрения нетленного Учителя называется поклонение, и всё там не просто так (фотографировать, кстати, ай-ай-ай, от слова «совсем» — остаётся только сделать 2 раза «Ку» Рустему Агадамову aka drugoi, который в ходе своего визита в дацан и беседы с нынешним Пандидо Хамбо-ламой смог убедить последнего дать добро на съёмку).

Чтобы совершить поклонение, надо сначала купить билет. Касса находится в другом храме (спросишь — покажут), причём касса находится справа от входа, но идти к ней кратчайшим путём — то есть зашёл, и сразу направо — нельзя категорически! А надо так — заходишь и идёшь прямо к алтарю, где находятся статуи бодхисатв (по возможности и чтобы была удача в направлении, которое курирует конкретный/ая бодхисатва, надо сделать небольшое пожертвование), затем приставными шагами следуешь направо вдоль алтаря лицом к нему же, и потом, пятясь (ну или стараясь не демонстрировать уважаемым божествам филейную свою часть), подходишь к кассе. То есть двигаешься от входа по часовой стрелке! В кассе, помимо билета — 250 руб. на человека (напомню: цены по состоянию на август 2016) — рекомендуется приобрести ритуальный шарф хадак, его в ходе поклонения надо положить на специальный столик. Вообще, Анна Ярославна советовала прикупить по 2 хадака на брата, один, дескать, останется Учителю, а другой визитёру вернут, завязав особый узел — делает это монах, дежурящий постоянно в зале, где пребывает Итигэлов. Мы взяли по одному хадаку, поднесли, как велено, но, видимо, карма была достаточно чистая и прокачанная, т.к. нам на выходе таки вручили по хадаку с узлами.

Просветлённые и охадаченные, мы двинулись дальше. Как относиться к выставленному на обзирание нетленному Хамбо-ламе, пусть каждый решает сам. Оленёне было некомфортно, и ощущения после визита остались неприятные, как по мне, так это на туристический аттракцион всё больше походит. Но многие люди верят в то, что Итигэлов в состоянии особой медитации, некоторым кажется, что он открывает глаза и смотрит на них, Анна Ярославна уверяла, что у него нормальная температура тела, и якобы раз в минуту регистрируется «мозговая деятельность» (не спрашивайте меня, чем или кем она регистрируется) … Не знаю. У православных вон — мощи возят по стране чудодейственные, у коммунистов — Ленин. В каждой избушке, как говорится, свои погремушки.

Ом дари дудари дури сууха — мантра Зелёной тары — кому интересно — вэлкам в дацан!

Но на выходе нам было явлено самое натуральное буддийское благословение, и мы прониклись! А началось всё ещё на входе, точнее на парковке. Только мы присунули Кашкая в тенёк и открыли двери, как рядом материализовался местный бурятский «дядя Вася», перегаром которого небольшой толщины деревце легко можно было бы согнуть в бараний рог. «Дядя Вася» скромно испросил 25 рублей на хлебушек и как-то не совсем впопад добавил:
— А если 50 дадите, я за вас 5 раз помолюсь!

Нам, ясное дело, понятно было, что молитва явно недлинная получится, что-то вроде «Ну, будем!», но решили помочь страдальцу и полтинником одарили. Он махнул рукой куда-то вдаль и в сторону:
— Вы тут идите, а я там зайду, — и испарился.

И вот мы после экскурсии подходим к машине, я сую руку в карман за ключами, сую в другой карман, в третий — благо в шортах их, карманов, богато — и … и начинаю нервничать. Ключей нет. Резервных тоже. Из всего полезного шмурдяка захватить резервный ключ с брелоком сигналки мы как-то не догадались. Я в лёгонькой такой панике начинаю представлять, как нам сейчас придётся брать такси, ехать в Улан-Удэ, искать какой-нибудь сервис, который вскроет нам машину, переустановит сигналку, прикидываю, в какие деньги это всё встанет… По искажённой харьке моей Оля без труда прочитала моё состояние, к тому же она учёная — я часто что-нибудь важное куда-нибудь засовываю (бумажник обычно), а потом начинаю тихо «оседевать», порылась в своей сумке — тщетно. Нет ключей. Меж тем мы подошли к машине, и как-то на автомате, ослабевшей лапкой я хвать за ручку, а дверь и откройся! И да — ключи были в замке, машина простояла так часа полтора-два, на туристическом пятаке — бери чё хочешь, езжай куда хочешь… Кто вот теперь скажет, что полтинник «дяде Васе» был потрачен зря?!

От треволнений разыгрался аппетит, но мы, по совету наших друзей, не стали бросаться в первую же харчевню, что в обилии наскирдованы около дацана. Нет. Мы проехали метров 800 и устроились вот в такой кафешке — деревянной юрте.

Обрадованные ценником — порция бухлёра (500 гр.) — 140 рублей, борщ (500 гр.) — 80 рублей, Шулэн (500 гр.) — 80 рублей, бууза (75 гр.) — 40 руб., «Обед кочевника» (конина в тесте — 250 гр.) — 130 руб., мы заказали буузы, салат и… бурятский чай. Если кто-то думает, что бурятский чай — это обычный чай, только бурятский — пусть посмотрит видео.

Общий итог — было круто. Рекомендуем!

Итак, подкрепившись духовно, культурно, едабельно и ГСМно, мы двинули к точке нашего предполагаемого релакс-отдыха на Байкале в деревню Максимиха. Отрезок небольшой — всего 270 км. Пролегала дорога вдоль окраин Улан-Удэ, вдоль по Селенге, через живописные перевалы, и, наконец, вдоль Байкала. И хотя не первый раз приходилось лицезреть это могучее чудо природы, но челюсть регулярно отваливалась в крайнюю нижнюю позицию. Это… это не передать! Причём крутить головой можно было практически безбоязненно — после перевалов вся дорога утыкана камерами системы контроля средней скорости — об этом нас оповещали и знаки-предупреждения, и наш антирадар. Проверять на себе работоспособность этой системы мы не рвались, ехали 90-100 км/ч, обозревали окрестности и предвкушали купание в Байкале. Мы специально по отчётам, в том числе и дромовцев, (отдельное спасибо verka28 — именно её отзыв натолкнул на мысль о Максимихе) — выбрали восточный берег — ту его часть, где песчаный пляж. Думали сделать паузу и перевести дух на один денёк, перед дорогой дальше. Ехали, в общем, обалдевали от красот, а в Турке и от видов, которые с Байкалом, казалось бы, вообще ничего общего иметь не должны. Ну не вяжется этот европейский антураж с Байкалом-батюшкой.

Кто бы мне сказал, показав такую фотку, что это Байкал — я бы не поверил!

Не хочу сказать, что это плохо, нет. Но как-то, блин… не вяжется и всё. Хотя такие здания и плитку тротуарную, и берегоукрепление пока только в редких местах наблюдать можно. А уж про разгул архитектурного безвкусия в Листвянке (туда мы заезжали на обратном пути) — я промолчу вообще. Такое ощущение, что богатенькие господа не доиграли в «лыцарей» в детстве и давай фигачить мини-замки с башенками и прочими а-ля средневековыми штучками на участках в несколько соток.

Ладно, поудивлялись, поехали в Максимиху. Добрались до нашей «турбазы» и, едва только бросили вещи, смыли дорожную пыль, как рванули на поиски его Величества Омуля Горячего копчения!

Его нам повезло купить ещё реально горячего — по улицам колесил микроавтобус со свежекопчёным омульком, что называется с пылу, с жару. Прихватили пару пива — и в беседку на берегу. На красивое фотографирование сил не было, слюна стекала на объектив, в общем — это было классическое «омулепомешательство»! Подумали ещё, может, сходить окунуться, но потом решили — не, всё завтра. Будет целых полдня на водные процедуры и солнечные ванны (на полдня собирались отправиться на катере на экскурсию по озеру). И как же мы на следующий день пожалели…

Да — показания счётчика за этот слегка суматошный день увеличились всего на 392 км.

08. День пятый. Максимиха — Горячинск — Усть-Баргузин — Максимиха

А наутро пришёл Он. Супер-пупер-мега-циклон. За одну только ночь в Иркутске пролилось 58% месячной нормы осадков, а на Байкале в нагрузку к осадкам поднялся штормовой ветер. Как потом объявили метеорологи, такой непогоды здесь не было 30 лет.

Дождь с разной степенью интенсивности поливал весь день, делая совсем небольшие передышки. На верхней фотографии — вид на озеро из нашего номера, а сама «турбаза» — это просто несколько свежеотстроенных домов на месте бывшего «частного сектора» по обе стороны дороги вдоль озера в центре Максимихи.

Вид на главный корпус «турбазы».

Как мы выяснили, порасспросив местных, постоянных коренных жителей собственно Максимихи — человек 500, но в туристический сезон население увеличивается в пять-шесть раз. Как и во всех встретившихся нам посёлках, заборы тут усеяны объявлениями о сдаче жилья — комнат, домов, номеров, хостелов и т.д. и т.п. Один из крупных плюсов Максимихи — она на песчаном берегу и, что немаловажно, глубина не ахти какая вдоль берега, поэтому вода хорошо прогревается. Но проверить на себе нам это не удалось. Мы позвонили всё же по телефону, по которому накануне заказывали экскурсию на катере, и услышали подтверждение самых пессимистичных наших ожиданий — волна высокая, все сушат вёсла. Но не сидеть же сиднем?! Машина под задницей, а в жалких 60 км от нас — курорт Горячинск! Мы подробно про него не выясняли, не предполагали туда заезжать, но знали, что там есть горячие источники! А у нас это словосочетание «горячие источники» вызывает из памяти камчатские прелести — Паратунку, Малки — места, где в любую погоду — хоть в снег-метель, хоть в дождь проливной — можно сидеть по горлышко в горячем бассейне, попивая пивко и расслабляясь по самую негу. Схватили полотенца-плавки и по газам!

Горячинский курорт, такое ощущение, застыл вместе с Лениным в Советском Союзе. Корпуса снаружи больше напоминают хорошо всем знакомые строения в пионерских лагерях.

Сразу выяснилось, что принять минеральную ванну можно только в помещении и за деньги. Но вот незадача — мы нарвались на обеденный перерыв — да-да, война — войной, а обед — это святое! Правда, мы узнали, что есть некий бесплатный источник, под открытым небом, и прицепились к группе туристов, которую туда вёл гид. Мы всё ещё не теряли надежды на горячий бассейн в этот зябкий день.

И вот как это выглядит.

О том, чтобы погрузиться в эту канаву этот ручей, даже мысли не возникло. Хотя намёк на цивилизацию всё же есть. Источник, как выяснилось, заточен под питьё.

Из такого вот симпотного почти домика выходит пара труб разного диаметра и льётся самотёк.

Одна из труб имеет выход в беседке, где можно припасть к источнику губами, или же набрать воды в бутылочку.

А что это у тебя, Оля, глаза такие большие и круглые? — Да вот водички горячинской животворящей хлебнула!

Вода на вкус похожа на Боржоми (мы там её в 2014 году её пробовали), правда, не так интенсивно пахнет и не так крута. Интернет нам вещует, что «Горячинская минеральная вода относится к группе азотно-кремнистых терм (температура на выходе 54,5 градуса). Несмотря на малое содержание микроэлементов, вода обладает выраженной биологической активностью и принимает активное участие в жизнедеятельности организма. Минеральная вода обладает противовоспалительным, спазмолитическим, десенсибилизирующим (противоаллергическим), желчегонным, обезболивающим действием» — цитата по статье на официальном сайте санатория.

Когда группа туристов проследовала дальше по своему маршруту, появилась-таки возможность принять мини-ванну — попарить ноги. Чем ближе к истоку — тем горячее вода и долго там не выдержишь. А вот в районе переброшенной через канаву ручей доски — вполне себе приятственно. И что мешает сделать бассейн… Или хотя бы сделать подход к ручью не по земле-грязюке? Мы разочарованы. Или, как сказали бы наши новые знакомые: Wir sind enttäuscht! Знакомьтесь — Томас и Сюзанна — отчаянная супружеская пара из Германии.

Хотя нет — они если и были разочарованы, то самую малость — для них всё это экзотика. А почему отчаянные? А потому что они прилетели в Иркутск, взяли напрокат велики и рванули в путешествие вдоль по байкальскому побережью! Да, самые крутые — в смысле подъёма — места они всё же преодолевали на маршрутках, но сколько могли — катились на двух колёсах. И по грязюке, и под дождём тоже! Познакомились мы как раз в той беседке, где льётся минеральная вода. Услышав знакомую речь (а ваш покорный слуга в юности учился в Берлине в университете имени Гумбольдта), не утерпел я — давно на немецком не общался — и мы слово за слово, познакомились, вместе пообедали и расстались обоюдно довольные новым знакомством. Томас — инженер отопительных систем — практически свободно общается на английском, Сюзанна — переводчик, главным образом работает с английским языком, но хорошо знает и русский, и французский, и испанский, и итальянский! Было видно, что им давно не удавалось поговорить с кем-нибудь о чём-то, кроме как проехать и как остановиться на ночлег. И хотя общались мы всего пару часов — ощущение появилось, что знакомы уже давно. Обменялись обещаниями навестить друг друга, коли будем проезжать мимо, и расстались.

Погода было улучшилась, но буквально минут на 10, а потом опять полилось и разветрилось. Но дня ещё оставалось много, шило в заднице требовало приключений, и мы проехали мимо Максимихи и двинули в Усть-Баргузин. Проехали по левой окраине посёлка и какими-то козьими тропами выбрались к берегу. Места — шикарнейшие! Песок, сосны…

В соснячке увидели небольшой табор — микроавтобус, палатка — подъехали спросить дорогу, уж больно мы путано подбирались к этому месту, и на тебе — хабаровчане! Удивились нашему плутанию, махнули рукой — вот по этой тропе езжайте, никуда не сворачивайте в центр Усть-Баргузина и упрётесь — так оно и было. Вернулись в Максимиху — дождь уже потрудился над грунтовой дорогой, превратив её в коллекцию миниатюрных ям, наполненных водой, в результате трясло, как на хорошей стиральной доске. Счётчик показал + 208 км за день, запаслись провиантом — домашней сметаной и творогом на завтрак — и всякой выпечкой на дорожный перекус, попялили «Доктора Хауса» и отправились на боковую.

09. День шестой. Максимиха — Турунтаево — Татаурово (переправа через Селенгу) — байкальский серпантин — Зима

Серый свет, пробивавшийся в окошко, словно бы говорил: «Ну, вот куда вы в хмарь такую попрётесь? Поспали бы ещё часок, покемарили…» Это я к тому, что пасмурное утро никак не способствовало бодрому подъёму и старту в путь-дорогу. А отрезок сегодня предстоял … мы собственно не загадывали, насколько протяжённый — думали до Иркутска дотянуть. Почему-то мне по первому моему путешествию из Берлина в Хабаровск в 1997 году (эпизоды из этой поездки будут в рассказе про обратный путь) запомнилось, что отрезок от Иркутска до Слюдянки невероятно сложный и долгий (видимо, просто неопытность сказалась, да и у страха, как известно, глаза велики). Предполагали заночевать в Иркутске, следующим утром метнуться в ТальцЫ (ударение на «Ы»! — так нам местные сказали) в этнографический центр деревянного зодчества, и уж потом двинуть дальше на запад. Но… человек предполагает, а верхние силы решают по- своему.

Плотно позавтракали местным домашним творогом, домашней же сметаной и лесной черникой, упаковались и погнали. Точнее потряслись — количество мелких ямок в грунте за ночь увеличилось, благо хоть их было всего километров на 20 — дальше километров за 40 перед Горячинском начинается асфальт, а то ощущения были как на вибростенде. Быстренько, но не забывая про систему контроля средней скорости, проскочили до села Иркилик, но не пошли по тому же маршруту, что добирались сюда из Улан-Удэ, а свернули на Турунтаево. В чём прикол? Прикол в том, чтобы перебраться через Селенгу. Мост ближайший есть под Улан-Удэ, но это значит прорываться через город, чтобы выйти опять на трассу. А ежели рискнуть и переправиться на пароме, который курсирует между Турунтаево и Татаурово, то как раз там — в Татаурово — уже и окажешься на трассе, сэкономив примерно 110 километров, на которые ушло бы как минимум 2 с половиной часа, а то и больше: не забываем — в Улан-Удэ пришлось бы добираться через перевалы + городской траффик. А тут — свернул, повторюсь, на Иркилике, и где-то уже километрах в 15 от Турунтаево — паром.

Единственный момент — если опоздаешь на паром, скажем, вот он у тебя из-под носу ушёл — то экономия по времени будет не такой существенной. Ведь ждать его приходится где-то час (пока он в одну сторону дочапает, пока загрузится, пока вернётся), плюс время на собственную переправу — итого выйдет часа полтора. Но это всё равно быстрее, чем через Улан-Удэ. И дешевле — всего 100 рублей с машины, бензина всяко-разно больше спалишь, хотя, конечно, экономия выйдет копеечная. И вот мы едем вдоль берега, выглядываем паром, волнуемся, что его не будет, а мы не опознаем место его причаливания. Однако покровители путешествующих нам благоволили, и мы увидели кораблик и платформу, на которой уже было машин 6.

Собственно, мы опасались ещё и того, что паром вообще не будет работать — волна там высокая, или ещё что… но всё обошлось. Через полчаса мы уже были на том берегу, выскочили на трассу… и малость того…. опешили! Опешили от траффика. Для нас, привыкших, так скажем, к ооочень расслабленной загрузке трасс, было непривычно наблюдать поток машин во все стороны. Много фур, длинномеров. Нет, у нас тоже движение присутствует, и тоже приходится иногда обгонять по 2-3 фуры зараз, но интенсивность на трассе «Байкал» (Р-258) мне показалась раза в 2, как минимум, выше, чем на трассе «Амур». Само покрытие — достаточно неплохое, шли 100-110 км/ч — но больше из-за погоды и опасений поймать «водный клин». К тому же, опять-таки — фуры. Идут себе парами, трио и квартетами, в ус не дуют. Поди вон их обгони… Хотя, конечно, тащиться за ними скучно, поэтому обгоняли, само собой. Дорога идёт вдоль восточного побережья Байкала и, несмотря на хмарь и серость, мы всякий раз издавали восхищённое «Вау», когда Байкал появлялся в прямой видимости. Впрочем, ухал и ахал больше я. Моего верного штурмана и прекрасную половинку подкосило средство от укачивания. Я, видимо, переборщил, расписывая байкальский серпантин, и Оля моя «приняла на грудь» средство от укачивания «Драмина», в итоге её сплющило не по-детски, так что пейзажи её трогали мало. Ближе к Слюдянке места начинаются серпантинистые, с крутыми слепыми поворотами, поэтому там скорость, само собой, упала — обгонять решались только местные, знающие, видимо, каждый поворот. Но знание дороги, как и законов, от ответственности не освобождает — лицезрели лежащий на боку минивэн, который, очевидно, вылетел с трассы, уходя от лобового, когда вышел из поворота и «вдруг» обнаружил, что «встречка» не пуста.

Впереди нас полз грузовик, гружёный всяким металлическим ломом, и было, признаюсь, не по себе — всё время казалось, что вся эта железячная громада на очередном подъёме ссыпется прямо на нас. Обойти этот пепелац удалось лишь в Слюдянке. И как там люди живут?! Это ж ужас, какой нескончаемый поток автотранспорта через посёлок проходит!!!

Рюкзачок на Байкале — портфолио путешествующего ранца пополнилось видом с обзорной площадки у Слюдянки, пусть и погода подвела.

Серпантин оказался вовсе не страшен. А со времён моего первого его покорения — с 1997 года — он похорошел, во многих местах появились полосы для обгона на подъёмах, в общем, впечатления самые хорошие. Вот только зимой, полагаю, здесь, как ни крути, а бьются по-жёсткому. По обочинам в некоторых местах придорожные мини-рынки — останавливаться не хотелось, т.к. за каждую минуту простоя мимо тебя проползала как минимум одна фура — и мы просто поглазели на ассортимент: ягода, всякие травяные чайные сборы, мёд и прочая таёжная полезность. Причём у многих торговцев на столах красовались раскочегаренные самовары. Смотрелось всё живописно, но что-то мы их даже не сфоткали. Минус нам.

К Иркутску мы подъехали в районе 16 часов. Но погода как была пасмурная, так и осталась. Мы поняли, что ТальцЫ посещать об такую метеорологическую ситуацию нам не в охотку, и, посовещавшись, решили оставить этот познавательный трип на обратный путь. Обошли Иркутск по объездной и устремились в Сибирь!

Хоть и поставил я восклицательный знак, но просто потому, что Сибирь — это звучит! А вот выглядит… выглядит по-разному. Понятно, что дорога проложена не всегда по самым живописным местам. Нас впечатлили сосновые леса, поелику у нас наблюдается их полное отсутствие. Сама местность разной степени холмистости не уныла, нет, но эмоций ярких не пробуждает. Может, это ещё и на контрасте с байкальскими красотами так показалось, но рельеф и окружающая растительность средней такой выразительности укрепились и стали главными декорациями на практически весь наш путь. Кстати, про путь — допоздна решили нынче не ехать и уже километров через 200 после Иркутска стали поглядывать на предмет места, где бы захотелось переночевать, и таковое обнаружилось в паре десятков километров за городом Зима. Симпатичный мотель «Большая медведица», видно, что новострой, свернули на парковку, и первое, что я увидел — мотоцикл с немецкими номерами!

Затаскиваем шмот в холл к стойке ресепшн, спрашиваю девушку-администратора: «А что, немцы в городе?» Та смеётся, говорит, что да, присутствует германский дух. Ну, я просто порадовался-поудивлялся про себя, что бундесбюргеров так Сибирь притягивает — ведь начиная с Улан-Удэ стали они нам попадаться. И что характерно — не организованными толпами (хотя, подозреваю, и таких достаточно, просто мы мало нос засовывали в насквозь туристические места), а вот так — считай по одиночке. И Бог с ним, думаю, с немцем/немцами, нам бы отдохнуть. Заселились, помылись, спустились ужинать и тут его и увидели. Нет, я опознал его не по бутылке пива, которой он запивал свой ужин. И не по второй бутылке, которую он просто «потягивал». Пожив в Германии и побывав в отпусках в Паттайе (где немцев предостаточно), я научился их отличать по эдакому отсутствующему взгляду «в никуда». Вот только немцы, кажется мне, могут взять хоть чашку кофе, хоть бутылку пива и сидеть с ней час, полтора, два, глядя вперёд, но при этом себе в мозг. Может, я и клевещу на других столь же талантливых в этом деле представителей иных наций, но… енто именно моё субъективное наблюдение. Итак, вычислив немецкого путешественника, я не стал кидаться к нему «за поговорить по душам», с языка ещё не сошла мозоль от общения с Томасом и Сюзанной, а просто на него поглядывал — потому как немец тот был вполне себе дедушкой. И как-то совсем не вязался он с тем байком, что стоял на улице. И всё же контакт состоялся. Дедушка подошёл к девушке за стойкой и попытался выяснить у неё пароль от вай-фая, и что-то выяснение не удалось, поэтому, дай, думаю, помогу. Помог, пароль выяснил, заодно и познакомились, перекинулись парой фраз. Знакомьтесь!

Прошу прощения за то, что кадр не резкий, но герой, полагаю, виден достаточно отчётливо.

Этого бодрого старика зовут Альберт, ему 67 лет, и он на своём байке весом 220 кг (без топлива и шмурдяка) уже возвращается в родной Мюнхен из Улан-Удэ. Туда ехал через Казахстан, обратно хочет проехать через Санкт-Петербург. По России это у него уже второе такое путешествие, причём, узнав, откуда держим путь мы, Альберт с азартом в глазах стал расспрашивать про трассу Чита — Хабаровск, сетуя, что знал бы раньше, то пошёл бы и на Владивосток… Что тут сказать — респект дедушке! Нам тоже респект — стартовав из Максимихи, по не самой простой дороге, мы за часов 12 одолели 875 километров.

10. День седьмой. Зима (мотель «Большая Медведица) — Красноярск

Не самым ранним, но и не поздним утром двинулись дальше — на Красноярск. Вообще-то, сначала хотели обойти его по объездной и максимально продвинуться в сторону конечных целей путешествия, но решили приколоться и записать Яну — помните встречу на Селенге? Главе семейной пары, которая возвращалась из своего путешествия?— видеопоздравляшку с Днём Рождения на памятнике 10-рублёвой купюре. Просто улыбнуть их чуть-чуть — ребята возвращались из своей поездки, как мы поняли, в режиме жёсткой экономии денег, и мы, типа «решили им на бензинчик подбросить» — купюру, отлитую из металла. На 10-рублёвке, которую решено было изъять из оборота (хотя ещё можно их встретить), запечатлены виды Красноярска, и когда вот объявили, что вместо купюры будут монеты, красноярцы решили увековечить «свою денюжку». Ну а бешеной собаке, как водится, 7 вёрст не крюк, и мы сами себе опять напомнили, что никуда не торопимся, посему решили сделать перегон коротким. Забегая вперёд, ставлю «себяку с десяткой».

Но до десятки было ещё далеко — почти 800 км от места старта. Байк Альберта был ещё на месте — вот всё думаю, как он такую махину поднимет, если та вдруг на бок ляжет?! Ведь с бензой и поклажей на все 300 кило потянет! Мы мысленно сделали ему ручкой, сказали спасибо мотелю — и спалось хорошо, и кормили вкусно — и погнали наматывать километры.

О местных километрах — они вполне себе хорошего качества, и не разгонялся я до максимальных значений на спидометре, только лишь из соображений экономии топлива. А так — был равнинный участок, где я на круиз-контроле минут 15 шёл со скоростью 130 км/ч, компьютер при этом показывал текущий расход 11,1 литра. Отмахали мы так бодренько пару-тройку часов и … и встали наглухо в пробке! Это была наша первая, но, увы, далеко не последняя, пробка на трассе. И не самая худшая к слову, но для нас, «диких дальневосточников», она была внезапна, как гром среди ясного неба!

Расспросив попутчиков, выяснили, что впереди большой кусок капитального ремонта дороги, где асфальт сняли и меняли «подушку», а из-за дождя, который лил 2 суток, там образовалось натуральное болото, в котором увязали Камазы «по самое не могу», и их выдёргивали бульдозерами.

Мы попытались порелаксировать, попили кофейку, но спокойно отнестись к происходящему не дали торопыги, которые пёрлись по встречке, а когда на восток шла очередная партия машин, этим козлам приходилось ныкаться во все щели, которых было не так много — слева крутая обочина и мегагрязюка — справа те, кто соблюдает правила приличия на дороге. Один из таких «умников» с алтайскими номерами попытался влезть перед нами. А дальше — стоп машина, никто никуда ведь не едет. Тут я не выдержал, как был с кофеём, вышел, спрашиваю:
— Чо, торопишься?
Как это обычно бывает, «крутой обгоняка» при непосредственном общении фэйс-ту-фэйс начинает теряться, мычать что-то:
— Да, тут вот такое дело, тороплюсь, да…
— И куда, же? — спрашиваю.
Тут чувак понял, что и соврать-то нечего, совсем спёкся.
— Извините, — говорит.
— Да подавись, — говорю (разозлился, каюсь).
Вот такая дорожная сценка. Произошло всё где-то на подъездах к Нижнеудинску.

Вдоль этой колонны мы ехали минут 10 и думали, что хуже пробки, наверное, не бывает… Ха-ха 2 раза!

Кстати, «алтайцу» таки стало совестно, и где-то дальше на перевалах, он принял вправо и пропустил Кашкарус вперёд, понимая, что тормозит нас на подъёме. Что ж … все мы «в крапинку», как говорят мои родители.

Дорога шла себе дальше и шла, мы перестали удивляться траффику, который, впрочем, в здешних краях подрастянулся, и особых хлопот с обгонами фур не было. А потом на нас снизошла благодать! В Канске нам впервые попались заправки «Газпромнефти», где 95-ый стоил 37 рублей! 37! Это после наших-то «родных» сорока с копейками! Я не мог не зафиксировать этот ценник и не разместить снимок в фэйсбуке, чтобы не потроллить чутка земляков-хабаровчан.

На выезде из Канска перекусили в кафе «Байкал». Можем смело рекомендовать — еда хорошая, «домашняя», и хотя тётенька за прилавком была отчего-то неприветлива, мы поставили кафешке «зачёт», очередной раз, подивившись ценнику — 380 рублей на двоих за 2 солянки, 2 салата, блины со сметаной, компот и чай. Только надо понимать, что заведений с названием «Байкал» в тех местах вагон с тележкой, поэтому уточняю — мы про тот «Байкал», что в Канске!!!

Если ехать на запад, кафешка на выезде из Канска, если на восток — соответственно на въезде.

Проехали пару километров, и тут у моего штурмана случился грибной шок. На обочине мы увидели стихийный рыночек, на котором в изобилии предлагались лисички, которые у нас на под Хабаровском не встречаются (хотя в Приморье, кажется, присутствуют), а тут… чего говорить — смотрите сами!

Уж как ни капала слюна, и уж как, наблюдая это, ни уговаривали продавцы, пришлось отказаться — ну где мы их пожарим?! В общем, пришлось самих себя за шкирку оттаскивать от грибных рядов.

Только прошли мимо лисичек — а тут «контрольный в голову»…

Дальше по трассе стали попадаться и такие вот «сибирские» сувениры. Нам это тоже в диковину. На ДВ, конечно, охотятся люди тоже, но что-то не припомню я, чтобы чучела-меха так продавали. Да, собственно, за всю дорогу, только в этих края и видели такое.

Я не зоозащитник, но … не понимаю таких приколов… и себе уж точно никогда чучело не куплю. Но, видимо спрос есть, и даже на такие огромные фигуры.

Спрашиваю продавца:
— Что, туристы берут? — и только потом понимаю, что тупость сморозил — куда ж такого мишку? На крышу привязать?
— Да нет, — ответствует, при этом прячась от объектива, — всё больше местные. Кто в собственный дом, кто в ресторан-кафе.
— И почём?
— Ну, от размера зависит… медведь этот большой 70000, волчара тыщ 10-15…

Едем дальше. Стали всё чаще попадаться ремонты дороги, где организовано реверсивное движение с помощью светофора — когда узкость преодолевают по очереди. У нас (на ДВ) такой вариант нечасто встретишь — чаще всего делают объезд из грунтовки двухполосный, и там оба направления разъезжаются.

И как-то так мы и доехали до Красноярска. Город большой, движение было плотное. Гостишку мы забронировали по пути — Hotel Sova. Семейный мини-отель, в частном секторе на «Взлётке» (это район так называется) рядом с Караульной горой. В его пользу сыграли и низкая цена, и хорошие отзывы на booking’е, и близость к смотровой площадке, на которой к тому же находится часовня Параскевы Пятницы, так же запечатлённая на изымаемой из оборота 10-рублёвой купюре. Заехали мы в Красноярск часов около 16, но движение, повторюсь — будь здоров! Была пятница, и многие, видимо, пораньше сорвались с работы, чтобы устремиться куда-нибудь на выходные. Поэтому ехали в 6 глаз — я за рулём, навигаторы, сообщавшие, куда двигаться, и Оля, следящая за навигаторами и полосами движения, давая отсчёт метров до поворота и перестроений. В незнакомом городе как-то не очень комфортно одновременно и башкой по сторонам крутить, и навигатор отслеживать. Заселились, умылись, рванули, быстренько записали видеопоздравление, поставили его перегоняться через тырнет и пошли гулять.

На фоне той самой часовни Параскевы Пятницы, что на десятирублёвке.

Часовня в прямой видимости от нашей гостишки, тут парк, много гуляющего народа, подъезжали свадьбы, было уютно и красиво.

Вид на Красноярск с обзорной площадки.

Побродили до заката, вернулись в гостиницу, где нас уже ждал обильный ужин — его стоимость в цену номера не входила, за него заплатили сверху 300 рублей с носа. Ехать куда-то ужинать не хотелось, в шаговой доступности были только продуктовые магазины. И хотя 300 рублей с человека по сравнению с «дорожным» ценником может показаться многовато, но и осилить всё, чем оказалась богата «скатерть-самобранка», мы не смогли, и пирог с рыбой прихватили в дорогу на следующий день. Собственно, вот фоточка «ужина по-домашнему».

Всякие чаи-кофеи с сахаром и печенюшками прилагались к номеру по умолчанию, что называется. Наш железный колесун был припаркован во дворе, там же нашлось место ещё одному изделию японского автопрома — нашими соседями оказалась молодая пара, возвращавшаяся из отпуска — гостевали на Байкале. Запарковались впритык — но в тесноте, как говорится, да не в обиде. Зато за воротами. Зафиксировали пробег — он оказался ожидаемо невелик — 779 км, и отправились на боковую.

11. День восьмой. Красноярск — Ачинск — Мариинск — Кемерово — объезд Новосибирска — Куйбышев

Утром попрощались с любезной дамой-администратором, она отдала нам постиранные накануне и поглаженные уже с утра вещи (200 рублей — трусы-носки-майки-шорты), и покатили мы на выход из города, пытаясь высмотреть по пути какую-нибудь мастерскую, чтобы заделать небольшой скол на лобовом стекле. Причём камень поймали вчера, и, что обидно, не на трассе, а когда уже въехали в Красноярск — какой-то «недобрый» молодец стартанул со светофора, будто очень в туалет торопился, и прилетел нам камешек. Но, увы, час был хоть и не самый ранний — часов 8 — 9 утра, но день был субботний и всё было закрыто. К слову — про скол мы вскоре забыли, трещину он не пустил, хотя я и переживал поначалу, думал, зимой по-любому «встряну» — у Кашкая лобовое с подогревом, треснет неминуемо. Однако — вот она зима за окном, подогрев регулярно используется, но тьфу-тьфу-тьфу. Хотя надо бы заделать, конечно. В таких волнениях доехали до Ачинска, а когда мы ЭТО увидели, нам решительно стало не до скола. Мы просто перестали дышать и очень посочувствовали ачинцам.

Этот снимок мы сделали уже на обратном пути, но сути это не меняет. Добро пожаловать, как бы говорит нам Ачинский глиноземный комбинат. Эта махина производит, как нетрудно догадаться, глинозём, который служит сырьём для добычи алюминия.

Рука невольно потянулась к противогазу, но вот незадача — его-то как раз мы в Хабаровске и забыли.

А эта монументальная куча справа — отходы комбината. Мне, к сожалению, не удалось передать на фото весь масштаб ужаса, но вот видите такие полоски по периметру склонов? Это дороги. И по ним ездят Камазы. А что бывает, когда поднимается ветер, я даже думать не хочу. И я, конечно, понимаю — алюминий нужен, промышленность нужна. Но, что-то сомневаюсь, что сегодня это должно выглядеть именно так. Честно, не скрою, мы порадовались, что просто едем мимо, и снова подумали, как тут люди живут?! Если верить заместителю министра здравоохранения Красноярского края Дмитрию Попову, то «в 2014 году в Ачинске общая заболеваемость населения составила 2059,6 случая на 1000 человек» (https://newslab.ru/projects/zs/684224). Средний показатель по стране 1610 человек на 1000 населения (данные по стране взяты из «Доклада о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации за 2014 год»).

В сам город мы не заезжали, прошли по границе, и ещё увидели за забором такую штуку, которая, по моему разумению, органично вписалась бы в пейзаж планеты Плюк галактики «Кин-дза-дза».

Кто знает, что это? Просветите тёмного и необученного, пожалуйста! Сделали ещё на фоне стелы себяшку для хорошей знакомой, которую угораздило родиться в Ачинске (да простят меня местные жители, я не издеваюсь, я соболезную!). Поехали дальше, следующая остановка случилась в Мариинске. И да, ещё одна фишка нашего автопутешествия — проезжая тот или иной город, тот, кто в данный конкретный момент исполнял обязанности штурмана, рылся в интернете в поисках информации о проезжаемом населённом пункте. Интересно же! И, как правило, мы всегда впечатлялись датой основания. Поясню — Хабаровск, как и все дальневосточные города, много младше большинства сибирских поселений, а уж центральнороссийским вообще (по возрасту) в подмётки не годится. И мы каждый раз, узрев дату основания 1700 такой-то год, тыщща шестьсот такой-то… восхищённо цокали языками. Попутно вычитывали пару-тройку интересных фактов. Мариинск, слава Богу, на первый взгляд оказался практически ровесником Хабаровска, поэтому особых «вау» у нас не было (а то уже и так комплекс «недорослей» сложился почти), но потом мы узнали, что основан он был как село Кийское аж в 1698 году!!! И опять всё стало на свои места… оказывается, это его в 1856 году переименовали честь императрицы Марии Александровны. Мы почему-то не попали на объездную (она там вроде есть), а поехали через город, который абсолютно никакого впечатления на нас не произвёл, и лишь на следующий день, из комментария к посту Оли в ЖЖ, мы узнали, что в Мариинске, оказывается, делают знаменитую водку «Beluga»! Чорт! И ведь наверняка там при заводе фирменный магазин имеется! Но было поздно, Мариинск остался позади. На выезде свернули в поле, перекусили чем Бог послал (а Бог послал сухие завтраки (ну типа кукурузных палочек) и молоко (спасибо холодильнику на борту) — кстати, как оказалось, для лёгкого и сытного обеда в дороге такой вариант самое то, и через пару часов приехали в Кемерово.

Панораму делал телефоном, видны неровные стыки, уж извините…

В Кемерово мы заехали, чтобы сфотографировать Кашкая на фоне БелАЗа. Что-то вот втемяшилась мне такая блажь. Хотелось бы, конечно, на фоне монструозного мегасилача БелАЗ-75710 грузоподъёмностью 450 тонн, но такие махины (равно как и их младшие братья) по дорогам общего пользования не передвигаются, зато в Кемерово есть музейный комплекс «Красная горка», посвящённый развитию угольной промышленности Кузбасса. А в экспозиции под открытым небом есть и БелАЗ. Малюпасый, правда, тридцатитонник, но таки ж БелАЗ! Вот мы и сделали остановку, чтобы и про ещё один кусочек нашей необъятной побольше узнать и чтобы сфотаться. Увы, заехать на Кашкае на территорию экспозиции нельзя, поэтому мы запечатлевали себя любимых.

Кроме БелАЗа есть ещё всякая техника, осмотр которой стоит всего 10 рублей. Зайти в сам музей и в отдельную «подземную» экспедицию «Шахта» стоит отдельных денег («Шахта», кажется, рублей по 100 с человека), но это мы оставили на обратный путь, чтобы показать всю эту красоту старшему сыну. А пока просто «полазили по стройке».

Там же и смотровая площадка, с которой я и сделал панораму (см. выше). Поглядели на часы, почесали затылки — начало шестого уже, а хотелось успеть объехать Новосибирск, до которого было, собственно, недалеко — километров 260. Но это ещё пока из Кемерово выберешься, да к тому же, как нас просветила любезнейшая дама-киоскёр, продававшая билетики в музей, по главной дороге много ремонтов с реверсивным движением, так что можно часов 5 потратить…

Пыталась она нам показать возможность объезда, но что-то как-то путано всё вышло, и мы решили идти по федералке. И, может быть, из-за того, что была суббота, и траффик сравнительно небольшой, мы сравнительно быстро прошли все узкие места, и ещё засветло по объездной миновали Новосиб.

Как раз тут, на объездной мимо Новосибирска, мы вспомнили, что забыли зафотать рюкзачок в Красноярске…

То есть часа через 3 с половиной после Кемерово мы выскочили на федералку, которая здесь значится как «Р-254»-«Иртыш», за Новосибом и пошли себе дальше. Начинало смеркаться, время было около 9 вечера, но силы были, и на первые попавшиеся нам мотели мы не среагировали, а зря… темнеть стало как-то быстрее, и мы решили, что можно бы и кости бросить на перину. Ещё ж ведь в блог писать, дивайсы заряжать… Но не тут-то было! «Нет мест», «нет мест», «нет мест»!!! Да что ж такое?! И потом до нас дошло — август месяц! Байкал рядом!! (ну … почти рядом) Народ автопутешествует караванами! Поэтому — любишь кататься, люби и мозгом заранее шевелить, чтобы не ночевать в машине!

Первая возможность цивилизованной ночёвки забрезжила под Каргатом. В «Хуторке»

Фото из drom’овской базы

Нас честно предупредили, что номер остался один и душ не работает, но мы были согласны заранее, т.к. уже прямо хотелось-хотелось вытянуть ноги. И мы даже заплатили сразу. Но зайдя в номер, провели там 5 минут и пошли выписываться. Во-первых, душно, окна без сеток, а откроешь — долго не проживёшь, комары сожрут. Во-вторых, отчасти это следствие «во-первых», воняло канализацией (и не проветришь!), плюс подтекало вокруг унитаза. И в-третьих — тупо не закрывалась дверь. Она сделана была из массива, высыхание её подкорёжило (как и дверную коробку), а спать с открытой дверью мы не любители. К чести персонала и руководства, деньги нам вернули без причитаний, мы сделали ручки и отправились дальше. Проехали чуть дальше, остановились поужинать в комплексе «У Шмаковых».

Фотография из базы drom.ru

Пока вкусно ужинали — пытались шерстить booking и всякие прочие ресурсы, чтобы нарыть инфу о хоть каких-нибудь гостиничных мощностях в округе. Но тщетно. Всё, о чем удалось узнать, находилось на приличном удалении, и гарантий наличия мест не было никаких. Обломившись в очередном мотеле (в комплексе «На посту»), узрели, глядючи на карту, что рядом — всего в 25 км — находится городишко Куйбышев, имеющий статус райцентра. А в райцентрах как минимум одна гостиница завсегда имеется — туда раньше КПССный партактив съезжался, педагоги и прочая местная интеллигенция — на всякие курсы повышения квалификации, отчетно-выборные конференции и т.п. И таки да! Гостиниц в Куйбышеве оказалось сразу 2! В одну из них, под названием «Юбилейная», мы и устремились. И хотя адрес нас немного смущал, он звучал как «улица 12-ый квартал, дом 3», оказалось, что стоит гостиница в самом центре Куйбышева (а раньше он звался Каинск, но не из-за Каина, как подумали сначала мы, да и ты, любезный читатель, наверное, тоже). Прямо вот на главной площади, в общем, гостишка стоит!

Фото баннера в коридоре гостиницы.

Кстати, Каинском город прозывался от того, что «Каин» в переводе с языка барабинских татар — «Берёза», а тут их, предполагаю, было в изобилии. Но об этом мы узнали на следующий день уже, понятное дело, потому как заселялись уже где-то за полночь. Номер, кстати, был едва ли не самый дорогой за всё путешествие — 2500. Правда не просто двухместный, но ещё и двухкомнатный! Мы заснули как убитые, и лишь утром порадовались интерьеру. Он и впрямь был такой советский-советский! Двери, крашенные масляной краской, древняя мебель, линолеум…

А ещё очень умилило меня РАСПЕЧАТАННОЕ НА ЦВЕТНОМ ПРИНТЕРЕ предупреждение.

Где вы ещё встретите такую заботу о клиенте! Ну… хочется думать, что это забота о клиенте, чтобы его током не убило.

Не подумайте плохого, я сейчас не ядом брызжу, вовсе нет. На самом деле гостиница хорошая, просто на всё сразу, очевидно, денег не хватает. Сантехника в ванной-туалете вся новая, чистая. Холл гостиницы, лестницы, коридоры — всё отъевроремонтированно, что называется. И персонал очень душевный. Мы вот ночью заселялись, спросили — можно ли воду из-под крана набирать на чай-кофе. Девушка-администратор и её коллега на ресепшене предложили нам набрать воду через фильтр, установленный в комнате для персонала, хотя в холле стоял холодильник с напитками за деньги, где, в том числе, была и простая бутилированная вода. То есть нам не дали потратиться, чтобы набрать хорошей воды! Это дорогого стоит! Так что, если кому не хватит вдруг места в мотеле, езжайте в Куйбышев, в «Юбилейную», глядишь, там уже и номера все обновлены! Показания нашего счётчика за этот перегон — от Красноярска, напомню, через Кемерово — увеличились на 1179 км, в пути (с остановками на музей, покушать и т.п.) мы были часов 16 где-то…

12. День девятый. Куйбышев — объезд Омска — Абатское — Голышманово — Тюмень

Встали опять не рано, почаёвничали, вышли на крыльцо и сказали: «Вау! Самолёт!!!» Потому как слева от крыльца гостиницы стоял самолёт, который вчера по темноте и из-за усталости мы и не приметили.

Я даже опешил, честно говоря, и отправился обфотывать сие НЛО (НеЛетающий Объект в данном случае), в надежде, что обнаружу какую-нибудь табличку с информацией об этом воздушном судне, о его славной истории и о пилотах, этим летательным аппаратом управлявших. Но, увы, никаких носителей информации не обнаружилось. Я на всякий случай сфотал ещё и вот этот номер (см. ниже) в надежде, что когда-нибудь кому-нибудь из самолётознатцев эта цифирь поможет найти разгадку.

На киле номер «146000905».

И только во время подготовки этого поста я нашёл на просторах интернета всю правду, «как дело было». Подробное изложение — тут https://macusima.livejournal.com/20517.html, а если коротко, то это Ил-14П — пассажирский самолёт, и в Куйбышев он попал в 80-е годы прошлого века. Задумка принадлежит тогдашнему председателю горисполкома КПСС Куйбышева Анатолию Георгиевичу Петрову, который в своё время служил авиатехником в ВВС СССР. В 1986 году в районе проводились учения, на которых градоначальник поведал командующему СибВО свою идею — поставить в городе самолёт «для детишек», а может, и организовать там детское кафе с кинозалом. Генерал согласился, но поставил условие — пионеры Куйбышева должны сдать государству 10 тонн металлолома, чтобы возместить потерю самолёта. После перелёта в Барабинск и частичного демонтажа оборудования, ИЛ-14 был доставлен в Куйбышев по земле (тут аэродрома своего нет), и в 1987 году там в самом деле открылось детское кафе!

В несколько искажённом виде мне эту историю поведал местный житель, к которому я пристал в магазине с расспросами, он, правда, рассказал, что, дескать, самолёт городу подарил генерал ВВС, который родился в Куйбышеве, и просто хотел сделать малой родине приятное, чтобы тут хоть что-то было… Вот такая история. И именно такие байки-рассказы-былины являются изюмом любого путешествия, я считаю! Но пора с Куйбышевым (Каинском) прощаться.

Закупились продуктами в дорогу — и на выход. Кстати, уважаемые власти Куйбышева, сделайте, пожалуйста, что-нибудь с тем рельефом, который вы по ошибке именуете «проезжей частью»!
Выскочили на трассу, плотно, очень плотно позавтракали в кафешке «На посту». Тут тоже мотель, где мы накануне безуспешно пытались заночевать перед поворотом на Барабинск/Куйбышев.

Фото также из базы drom’а

По набору блюд это скорее был уже не завтрак, а обед — с фаршированными перцами купатами, салатами и т.п. ;) — обошлось всё в 470 руб. — и пошли опять наматывать километры.

Намотали километров 250, заехали в Омскую область и по тормозам! Поле подсолнухов! Может, кому и не привыкать к такому зрелищу, а мы вот полезли в самую гущу фотографироваться!

Тут мы впервые, пожалуй, столкнулись с эффектом «аможетнебудемостанавливаться» — ну я, по крайней мере, это чётко ощутил. Хоть и день воскресный был, но дальнобоям выходной не писан, и, обогнав их штук десять, потом очччень не хочется останавливаться на обочине, хоть по какой нужде, ибо за это время эти длинномеры-тихоходы тебя обойдут и придётся их обгонять по новой… Но тут грех было не остановиться. Тем более, что у нас разве что на фоне полей с картошкой или соей только сфотографироваться можно (шучу, а то побьют).

Пофотографировались, выползли на дорогу, давай чиститься — нацепляли всяких колючек и репьёв — страсть! Но удовольствие того стоило! Потом быстренько дошли до Омска, дорога была отличная, заметил, кстати, странную вещь — на скорости 130 км/ч компьютер Кашкаруса показывал расход — 10 литров (на ровной дороге, без разгонов-торможений)! При том, что раньше (на перегоне Зима-Нижнеудинск) он показывал 11,1… Может, сыграло свою роль потепление — реально жарко сегодня было, плюс сменили основного «заправщика» — стали заливаться на «Газпромнефти» после Канска… не знаю. Как говорится — хозяйке на заметку. Омск объехали по окраинам и по объездной, выскочили за город, и тут пейзаж мне глянулся, чтобы сделать финальную фотографию в цикл «Путешествия рюкзачка».

Тут может, не столько художественная часть фотографии занимательна, сколько процесс! Чтобы взять такой ракурс, мне пришлось ложиться брюхом на дорогу (на моём стареньком Nikon D80 нет поворотного дисплея-видоискателя). А по дороге, соответственно ехали машины. Описать бурю эмоций, которую пришлось пережить моей дорогой половинке, не берусь, но, признаюсь, и самому было ссыкотно местами. Ведь не с первого раза фотка получилась — то горизонт завален, то ещё что, а машинки вжик-вжик, фуры ветром обдувают… 2 или 3 захода сделал, но хотелось мне, чтобы была такая фотка, призывающая племяша моего путешествовать, и вуаля!

Где-то к обеду дошли до Абатского — дорога была отменная, повторюсь, заправились, взяли на заправке на уже накопленные баллы молока к хлопьям, перекусили, и уже предвкушали, как скоро окажемся в Тюмени — оставалось километров 350. И тут мы ещё раз на собственной шкуре узнали, как работает мудрость, насчёт того, что если хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Мы встряли. Встряли плотно, глухо, угрюмо и почти беспросветно. Мы попали на участок капремонта дороги на отрезке Абатское — Ишим. Там чуть-чуть больше 60-ти км расстояние, но преодолевали мы его часа 2 с половиной, а может и все 3! Хоть и воскресенье, а траффик оказался неожиданно плотный, и система поочередного проезда по одной полосе захлебнулась напрочь.

Фотография не передаёт всего уныния и мрачной тоски, которые одолевали нас в этой пробке.

Проползая в час по чайной ложке, мы со светлой грустью вспоминали нашу первую пробку — под Нижнеудинском. Но там хоть дорогу размыло! А тут…. Это, видимо, слишком накладно дорожным службам — сделать рядом с ремонтируемой дорогой объезды по грунтовке. В общем, мы медленно и верно прощались с планами погулять по Тюмени, настроение было ниже плинтуса, и всё это явилось предпосылками к тому, что случилось дальше и не случиться не могло — мы угодили в распростёртые объятия экипажа ГИБДД. Но по порядку — закончился вроде участок с ремонтом, и нога так и просилась давануть на педаль газа, но скромно устроившийся в кустах радар (сейчас не скажу, сами мы его заметили или ShoMe оповестил) быстренько остудил пыл, накопившийся в пробке. Ещё, помню, сказал, вслух, что ГИБДДшники, дескать, хитрецы-психологи — ну кому не захочется «втопить» после черепашьего ползанья?! В общем, эту ловушку мы успешно миновали, сколько-то проехали и вот спускаемся мы с одного холма, впереди подъём на другой, а перед нами штук 10 фур плетутся. И асфальт, как на грех, весь в трещинах, так что дальнобои буквально ползут, чтобы драгоценный свой груз не растрясти. И пошёл я их обгонять. И обогнал штук 5 за раз, и вот уже подъём начинается, и вижу я на левой от меня обочине почти на вершине холма какую-то точку невеликую, и ёкнуло что-то в груди, и ладошки вспотели, неужели, думаю, экипаж? И предчувствия, как в песне, меня не обманули.

Место преступления. Выхожу на обгон. Ну какая она здесь сплошная?!

Только мы приблизились к машине ГИБДД, как навстречу, радостно вращая указующий жезл, шагал улыбающийся инспектор. После краткого представления последовал короткий же диалог:
— А что ж, Алексей Геннадьевич, знак 3.20 «Обгон запрещён» игнорируем?
— А разве был знак? Что-то не заприметил…
— Да, помилуйте, с двух сторон дороги установлен! К тому же разметка! Сплошная ведь!
— Какая, извините, разметка? — пытаюсь бледно парировать я, — там асфальт весь растрескался, и сплошная в прерывистую превратилась!
- А Вы в свою штучку эту умную посмотрите, у Вас там всё наверняка записалось! — указывая на регистратор и продолжая широко улыбаться, посоветовал милый ГИБДДшник, - а потом к нам подходите. Сейчас мы вот гражданина дооформим, так Вы сразу будьте добры к нам!

Гляжу — у штурмана моего глаза круглёшеньки, личико потерянное, понимаю, что и сам сейчас не по-суперменски выгляжу. Говорю:
— Так, Чуда, давай-ка мне быстренько 6000 купюрами по тыщще!
Оля начинает отсчитывать мне деньги, а я распихиваю их по разным закоулкам бумажника, на немой вопрос отвечаю:
— Торговаться буду! Пустой мошной трясти стану и понемножку прибавлять, если заупираются. Скажу, вот нет совсем бабла, вот нычки от жены остались, больше совсем нету! И буду вот из щелей по тысчонке доставать!

Добро пожаловать в Тюменскую область!

Тут надо сделать отступление — наши доблестные друзья, во второй раз уже отштурмовавшие просторы Родины (о них мы рассказывали выше), поведали, что как-то тоже «налипли» в схожей ситуации не то в Бурятии, не то в Башкирии — обогнали медленного дальнобоя, при этом пересекли полустёртую сплошную, ну а там их и встретили жезлоносцы. Обошлось всё это дело в 5000 на месте. Тут, думаю, не Бурятия-Башкирия, с одной стороны, ценник, может, и повыше будет, а с другой — понадеялся, что место хлебное и «намоленное», глядишь и не окажутся «тарифы» чрезмерно высокими, поэтому и взял 6000.

Выхожу из машины, лихорадочно соображаю, как бы так разговор построить. Инспекторы ведь люди. Иной раз и словом добрым ситуацию разрешить удаётся. Подхожу к машине ГИБДДшников, оттуда как раз вышел молодой паренёк, в руках протокол (надо думать, за то же самое прегрешение, что и у меня), думаю — плохо дело. Хотя вдруг у него денег ни копейки… Гляжу — идёт к «Волге» с местными номерами. Ну, видимо, ему тут полбеды, а мне ещё назад возвращаться… Подхожу и бодро так начинаю:
— Каюсь и признаю свою вину, уважаемые! Но поимейте понимание, мозг вскипел от продолжительного в пробке стояния! Не велите казнить! К тому же путь у нас долгий — из самого Хабаровска в Ярославль и далее следуем! Кстати, а вы телевизор смотрите? Так я в нём работаю, у нас и рубрика есть, в которой мы с правоохранительными органами рука об руку, так сказать… — фонтан красноречия тут подиссяк, перевожу дыхание, слежу за реакцией. Один инспектор и ухом не повёл, как сидел в машине с видеокамерой в руках (с обычной видеокамерой!) дорогу бдя, так и сидит. Второй — уже занёсши ручку над протоколом и, вроде, ни разу не проникшийся моим повествованием, отвечает:
— Алексей Геннадьевич, мы всё-всё понимаем. Но знаете ли Вы, что выезд на встречную полосу через сплошную разделительную линию в зоне действия знака «Обгон запрещён» — второе по смертности нарушение ПДД после езды в нетрезвом виде?
— И не подумаю оспаривать! Верю и соглашаюсь! Но и встаньте же на моё место! Три часа в пробке! Отдаю должное Вашему профессионализму и знанию психологии — здесь ведь, наверное, каждый второй такой! А мы из Хабаровска… вот только на тюменское гостеприимство и радушие уповаем! — тут они захмыкали, второй даже от камеры отвлёкся — на меня посмотрел.
— Причём здесь гостеприимство? Тут факт наличия нарушения налицо, мы тут хотя и рады всем гостям, но инструкция, понимаете ли! К тому же сейчас с Вами ничего страшного не произойдёт — выпишем протокольчик, а меру наказания и взыскания определит наш самый гуманный…
— Так и вам ведь тоже никто не запрещает проявить гуманность, — говорю, воодушевившись вдруг незнамо чему. Смотрю — у служивых начинает шаблон потрескивать, задумались… Пользуясь паузой, лихорадочно думаю, что бы такого ещё сказать. В башке вертится: «А вот призжайте к нам в Хабаровский край…» — «И что? — сам себя спрашиваю — я что, могу им там разрешить правила нарушать? Идиотизм!» Пауза затягивается, продолжаю покаянно бить себя в грудь:
— Да ведь я понимаю, вы ж видите… Я ж права не качаю, сознаю… («Меру, степень глубину…»© Леонид Филатов). Мы у себя на канале работу ваших коллег постоянно освещаем…
— Да знаем мы, как вы освещаете! — вдруг заговорил второй тоном, который ничегошеньки хорошего не предвещал, — только и знаете, что хаете нас почём зря!
— Да Господь с вами, — удивляюсь-возмущаюсь — мы не хаем! Мы строго наоборот! Мы за ГИБДД, за ГИБДД…
Опять — тишина. Инспекторы переглядывались, но ничего не говорили. Тот, у которого были мои документы, постукивал ими по планшету, с закреплённым чистым пока бланком протокола. Я обречённо рыскал по закоулкам памяти в поисках ещё каких-нибудь доводов в свою пользу. В короткие секунды, пока не было машин, было слышно, как в траве милуются кузнечики и ГИБДДшный Бог взвешивает на невидимых мне весах мои прегрешения. По сию секунду, кстати, не было ни намёка насчёт возможности «порешать на месте» — ни с моей стороны, ни со стороны инспекторов. Тишина начинала давить на уши, я приготовился к худшему.

— Счастливого пути, не нарушайте больше, — ГИБДДшник протянул мне документы на машину и права. Теперь шаблон треснул у меня. Поклявшись никогда не нарушать, на чуть негнущихся ногах и с идиотской улыбкой на лице я пошёл через дорогу, наблюдая, как ничего не понимающая Оленёна вглядывается в меня, пытаясь догадаться, чему это я так радуюсь. На полпути через дорогу, меня обогнал инспектор, радостно указующий жезлом место парковки очередному торопыге.
Мы выдохнули и, проехав с часик, свернули с трассы в деревню Голышманово.

Чего нас сюда занесло? А по делам генеалогическим! Дело в том, что мой тесть (Олин папа) старательно и дотошно пытается восстановить родословную своей семьи — Голышевых. И некоторые документы указывали, что какая-то родовая ветвь могла исходить из деревни Голышманово (причем не из одноименного райцентра пгт. Голышманово, который был основан всего в 1911 году и назывался Катышка), а именно из села. Вот мы туда и нырнули, думали поспрашивать насчёт Голышевых. Заезжали в деревню, когда уже начинался закат.

Хоть час был ещё и не поздний сильно, но народу на улице — ни души. Пристали к пацану на велике с вопросом в лоб: «А где Голышевы живут?» Тот глянул на нас, как на инопланетян, сглотнул, растерянно помахал головой, что, дескать, немае туточки таких фамилиев, и укатил.
Проехали вглубь, увидели очень ухоженный мемориал жителям села, погибшим на войне, и ветеранам, которые умерли уже в послевоенное время. Зашли внутрь, вдруг в списке фамилий Голышевы есть.

Увы, в списке фамилий Голышевы не значились. Вышли за ограду, закрываем за собой калитку, и вдруг сзади раздаётся:
— Что-то вы припозднились!
У меня поначалу чуть глаз на лоб не вылез. Поворачиваюсь, смотрю — по дороге справа приближаются два деклассированных элемента селянина. Отставая буквально на шаг, их, как верная собачонка, догоняло густое облако перегара. Интересуюсь:
— В смысле припозднились?
— Ну, мы думали, вы раньше приедете!

Тут до нас начинает доходить, что нас приняли за чьих-то родственников, которые, видимо, не успели на похороны кого-то из местных жителей. Начинаем объяснять, что вот Оля в девичестве Голышева, а папа восстанавливает генеалогию…
Молодой абориген похлопывал ушами, благо размер и форма позволяли, а в глазах того, что постарше, заметались мутные искры — он ещё не сообразил, как именно, но на уровне инстинкта уже чуял возможность поправить покорёженное здоровье.
— Что-то такое вроде да… Не то ГолышОвы, не то ГАлышевы… вот были какие-то кажись такие…
Без микроскопа было видно, как он напрягает все ментальные силы, пестуя хрупкий огонёк едва теплившейся беседы, чтобы не остаться наедине с горящими трубами.
— А тебя, девочка, как зовут? — пытливо заглядывая в глаза, вопрошает всё тот же — постарше. Узнав, что Олю зовут Олей, а меня Алексеем, голышмановец представился сам — Дядя Юра, представил компаньона — Витёк.

Оля в девичестве Голышева и голышманцы.

Нам было уже понятно, что ничегошеньки селяне не знают, но из вежливости я поинтересовался, чем живет деревня, что народу так мало. В ответ услышал обычное — раньше-то «Ого-гоо!!»: и мясозаготовка, и корма, и пилорама, и то, и сё, и двадцать пятое…
— А сейчас-то, — спрашиваю, — чем народ живёт? Что делает?
— Что, что… пасётся народ… как ёжики на груздях!
Эта потрясающей силы метафора опрокинула нас навзничь и несколько секунд мы хватали воздух, пытаясь не захрюкать от смеха, но улыбки шире лица нас выдали, и дядя Юра, поймав волну позитива, наконец, выдал заветное:
— Дорогие-уважаемые, а ста рубликами не воспоможите, чтоб вы всегда здоровы были и ехалось вам хорошо?
За ёжиков на груздях ста рублей нам было не жалко.
— А, может, ещё 20?
Добавили ещё 20. Сфотографировались на память и расстались довольные друг другом.

Закат на выезде из Голышманово.

Выскочили на трассу и, озираясь, на цыпочках погнали в сторону Тюмени. В город въехали уже ближе к полуночи. Смотрелась ночная Тюмень бесподобно. Мы, может, просто одичали — давно не катались по большим городам, всё норовили их по объездной миновать — хотя, как ни крути, Тюмень с её масштабными дорожными развязками, подсветкой зданий впечатление производит солидное. Что уж там. Пахло газом и деньгами.

Полуночная Тюмень. Стоп-кадр из видео, сделанного регистратором. Увы, и стекло грязное, и в свете фар видна проводка подогрева лобового стекла, но нам понравилось.

Зафиксировали пробег — всего 981 километр, но сколько нервов! И спать. Спать-спать-спать-спать…

13. День десятый. Тюмень — Пермь

А вот с этого дня нас стало потихоньку накрывать… С одной стороны, накопилась эдакая внушительная масса впечатлений и ощущений, с другой стороны — видимо, стал сказываться километраж. По крайней мере — когда мы на одиннадцатый день, т.е. на следующий после пребывания в Тюмени, пытались припомнить «А что же было в 10-ом дне?», мозги скрипели и малость пробуксовывали.

Но по порядку. Проснулись в гостинице «Алгоритм», которую накануне забронировали по пути. Это 100% бывшая общага, но общага для аспирантов, ну, или, по крайней мере, не для самых обычных студентов. Снаружи вид имеет неприглядный — но внутри всё очень и очень достойно, а оформление кафешки так вообще может смело претендовать на приз в дизайнерском конкурсе. Обошлась ночевка с включенным завтраком в 1200 рублей.

Мы заранее решили, что хотим в Тюмени заглянуть в здешний «Сквер сибирских кошек» — Оля великая кошатница, но из-за аллергии младшего нашего сына держать этих хвостатых «посебегуляек» дома, увы, нельзя. Но любая возможность потискать или просто посмотреть на этих мурчалок никогда не упускается, а тут целый сквер! Туда и направились, предварительно закупившись кой-какими штуками в дорогу и совершив набег на один из филиалов одной из всемирных фастфудных сетей. Говорю ж — дикие мы, нет у нас ни макдональдашниц, ни бургеркишниц, ни кейэфсятниц.

Ну, хоть такую погладить…

«Сквер сибирских кошек» появился с целью увековечить заслуги этих мини-тигров в деле спасения Ленинграда от полчищ крыс в годы Великой Отечественной войны. Голодающим ленинградцам в блокаду пришлось пустить кошек и собак на еду. Как итог — расплодились крысы. И почти сразу, как была снята блокада, в Питер пошли целые составы кошек. Первыми были вроде ярославские, но потом был целый поезд сибирских — всего около 5000. Набирали их по разным городам, из Тюмени привезли примерно 300 охотников и охотниц на крыс. Ну а в наше время сделали спасителям Ленинграда такую вот аллею.

Автор проекта сквера — архитектор Марина Альчибаева, а кошек сделали уральские скульпторы Елена Зимина (г. Касли), Светлана Глазкова (г. Кыштым), Павел Пахаруков (г. Карталы).

Здесь же Оленёна записала небольшое видео в блог с историей про сквер, потом мы быстро скакнули на набережную, которая нам очень понравилась.

Вообще, Тюмень, конечно же, вызвала желание приехать сюда отдельно, погулять, посмотреть — в общем, поближе познакомиться. И хотя прозвали её в своё время «Тюмень — столица деревень», но сейчас, когда тут крутятся деньги из нефтянки и газодобычи, у города явно появились эдакие московские амбиции. В хорошем смысле этого слова.

И больше за этот день фотографий не будет. Потому что была одна дорога. Ехали, ехали, ехали, ехали... В Тюменской области дорога большей частью очень хорошая, а вот потом… из того что врезалось в память — впервые увидели колею. Нет, не так — КОЛЕЮ! Где-то на подъездах к Екатеринбургу — это прям была реально продавленная колея в асфальте! Причём такая, конкретная, не на сантиметр глубиной, отнюдь! Сейчас жалею, конечно, что не вылез запечатлеть, но… да, тут не всегда ради ландшафта останавливались уже, а из-за колеи совсем не хотелось!
Понравилась объездная вокруг Ебурга (и даже «через» него) с ограничением скорости в 80 км/ч. То есть, хотя и в городе, но не 60 (а с учётом нештрафуемых 20 км/ч сверху, то с чистой совестью шли соточку). На выезде из Ебурга пообедали в придорожной кафешке, там же набрали магнитиков, и всё… провал в памяти — ехали и ехали. Резко выросла интенсивность движения, стало больше населённых пунктов — сёл, деревень.

И как-то так мы приехали в Пермь. Прошли всего 700 километров, ушло у нас на это 9 с половиной часов где-то. И это неплохо, я считаю. Заселились в хостел, гуляться нам уже не гулялось — дежурные звонки родным, на ужин «подножный корм», и спать — на следующий день предстоял решающий рывок до Ярославля.

14. День одиннадцатый. Пермь — Ярославль

Подорвались где-то около 5:30 утра и уже с заметным скрипом. Только встали — звонит коллега из Хабаровска:
— Лёш, ты на месте? У нас тут мероприятие…
— Не, — говорю, — я в отпуске! Мы сейчас… А где мы сейчас? — это я уже Олю спрашиваю, она смеётся… — А, чёрт, в Перми!

Собрались в темпе, попрощались с дежурным на стойке (ночёвка стала в 1700 руб. — отдельная комната, мини-отель/хостел на 1-ом этаже многоэтажки, с общей кухней, без завтрака) — и быстренько покатили в центр, запечатлеться у памятника «Пермяк — солёные уши».

Запечатлелись, тронулись! И опять фотографий практически не будет. Нам предстояло покрыть больше 1000 километров, и я заранее грустил, вспоминая вчерашний траффик. Настраивался на часов 16 за рулём. Но на удивление на дороге было пустынно. Мы пошли по Р-166, Р-176, Р-24, Р-98 и Р-600. Почему я вдруг привожу номера так обстоятельно? А потому что это САМЫЕ ПАРШИВЫЕ ДОРОГИ ЗА ВСЁ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ! Ну, может, за исключением Р-600 и некоторых участков Р-166. Самые латаные-перелатанные, самые ветхие, самые ухабистые, самые колейные, что мы видели — это дороги в Кировской области и в Костромской. В нашем антирейтинге российских дорог — эти самые «фу»! Даже в Бурятии и Забайкалье, где много ремонтов, нам ехалось комфортнее! Ну, ещё может, конечно, с этими дорогами поспорит «легендарный» перегон Бердюжье — Ишим, но он покороче, безусловно. А тут … тут подвеска трудилась, что твой ударник в хэви-метал группе, и мы дико радовались, как «Кашкарус» эти неровности спокойно отрабатывает! Аккомпанемент неумолкающий был, следы одного ремонта перекрывались двумя-тремя другим ремонтами, были трещины, были ухабы, мелкие и крупные ямы, была заделанная колея, была колея обычная…

Внезапно на выезде из Кирова видим такую картину.

Некоторые лопаты были такие нарядные, что хотелось лизнуть!

Такого развала мы ещё не наблюдали. Вилы, грабли, топоры… Лопаты — совковые, штыковые, подборные, садовые, облегчённые (с прорезями для уборки корнеплодов, говорят, хороши)… из нержавейки, обычные… Аж глаза разбежались! Спросили мужика:
— Чего ради такое изобилие и ассортимент? Что тут население клады повально ищет?
— Нет, — говорит, — для дачных работ. Народ на участки едет, покупает…
Если верить продавцу, товар пользуется неплохим спросом. Народ пытается прокормиться на земле. И, проехав уже достаточно по Кировской области, а затем и по Костромской, мы убедились, что дела тут … в общем, не фитнеса ради люди на грядки отправляются. Если сейчас мне скажут: «А какие твои факты?!», я честно отвечу, что их нет. Но просто поверьте — самые тоскливые ощущения у нас были, когда мы тут ехали. И не от дорожного покрытия такие эмоции возникли, просто всё вокруг было какое-то депрессивное.

А может, погода уныния подкинула?

Если кликнуть по фотографии — перейдёте на видео. Там ничего особенного — можно насладиться звуком работающей подвески. Заметьте — больше 90 км/ч я не иду, уже наученный горьким опытом. Не то, чтобы ямы глубокие, просто уши в трубочку сворачиваются от перестука, и задница слезами умывается от тряски!

Не добавил оптимизма и попутчик — паренёк из Шарьи. Он голосовал на дороге, недалеко от параллельно бегущих жд путей. Он хоть и немногословный был, пришлось его вопросами тормошить, но вердикт его однозначно прозвучал:
— Валить отсюда надо. К дядьке поеду. В Нижний. Здесь делать нефига, только спиваться.

И кстати где-то тут я умудрился заработать штраф за превышение скорости! Один из двух за всё путешествие! Видимо, был какой-то участок хорошо отремонтированный, и втопил, что называется…. Но превышение было небольшое совсем.
Потом была Кострома. А вот в ней дороги — ну чисто бархат! Ровненькие, вылизанные… видимо, сюда как раз и ушёл весь областной автодорожный бюджет! Мы будто парили над поверхностью! Заодно и глаза отдыхали — Золотое кольцо как-никак! Вот попробуйте угадать, что находится в доме на фотографии (см. ниже)?

Да-да, мы вспомнили про рюкзачок! А в здании этом нарядном находится роддом!

Покружили по Костроме, порадовались за архитектуру, и дальше-дальше-дальше! Чуток совсем осталось! И дальше, надо сказать, дорога тоже пошла хорошая. Мы просто через «чёрный ход» заехали, для своих, а не для туристов, которых по «Золотому Кольцу» катают. Россия — страна контрастов ;). Как доехали до Ярославля, честно говоря, уже не помню. В памяти только то, что дорога с полосами для обгона, асфальт хороший, а там уже и приехали, причём засветло ещё — часов около 8-ми вечера, то есть где-то часов за 14 с момента старта из Перми. 1198 км добавилось на счётчике, и, радостные, наобнимавшись с родными, поставили промежуточную точку. Впереди несколько дней отдыха, гуляний и общений, а потом Нижний Новгород!

Итого за 11 дней проехали 9260 км (не по прямой, с заездом на Байкал и прочими небольшими «завихрениями»). Полная калькуляция по стоимости путешествия (бензин, еда, гостиницы, сувениры и проч.) будет в конце второй части.

15. День шестнадцатый. Ярославль — Нижний Новгород

4 дня в Ярославле пролетели как один час. Хотя и подмывает рассказать в подробностях, но итак уже буков выше крыши, да и Оля моя всё в красках изложила в нашем ЖЖ. Спасибо огромное всем тамошним родственникам за душевный приём! Кроме того, мы получили информационный удар по истории здешних мест, побывали в Толгском монастыре, в Ростове Великом, самой красивой деревне России, попробовали пирожки из ржаного теста с огурцами, сходили в пивнуху Афони (из фильма «Афоня») и много-много ещё чего.
Из автомобильного, как я уже писал много выше, — отмыли Кашкарус от битума, которым украсились ещё в Амурской области. Трём шустрым парням понадобилось 3 с половиной часа! Плюс сделали у ярославского дилера ТО-2 (на счётчике было 29027 км). Обошлось оно в 15200 — помимо стандартных работ ещё поменяли свечи.

Чистый Кашкарус и довольная хозяйка на фоне стен ярославского Кремля.

И рванули мы 21 августа дальше (на счётчик за время пребывания в Ярославле «капнули» жалкие 114 километров — по городу покатались, в Ростов Великий съездили). Нынче перегон предполагался совсем смешной, но нас предупредили, что трасса «Волга» загружена, а в Нижнем по утрам пробки жуткие, хотя, может, сегодня воскресенье и нам повезёт. Наши нижегородские родственники предупредили, что идти следует не кратчайшим маршрутом через Иваново—Шую—Ковров, а сделать небольшой крюк через Владимир, т.к. на участке Иваново—Шуя много ремонта и можно встрять. Мы послушались, и нам повезло! Хотя поначалу мы ехали по трассе региональной, и её состояние напоминало костромские и кировские дороги, то потом мы вышли на М-7 и возрадовались! Судите сами!

Дальнобои смиренно (за исключением некоторых особо ретивых экземпляров) идут себе по правой полосе, ты их спокойно же обходишь слева, не жалея о том, что у тебя не жирафья шея, а то бы высунул влево, посмотрел, что там на встречке. Обогнал, встал в правый ряд, и идёшь себе дальше. Покрытие хорошее, но колея местами!! И населённые пункты! Млин, откуда столько людей (ну это опять в нас наше дальневосточное естество заговорило). Ну, это невозможно же! Из одной деревни выехал, в другую въехал, причём иногда разрыва между двумя поселениями нет вовсе! Антирадар аж динамики себе чуть посадил, предупреждаючи! А в остальном, прекрасная маркиза…

В итоге, стартовав в 6:30, в Нижний мы въехали часов около 9 утра. 410 километров пролетели незаметно — бОльшую часть пути мы наговаривали «трынделки» на диктофон обо всём, что было за эти четыре ярославских дня (ну… чтобы было потом, чего в drom писать, а то ведь куча информации просто растворяется). Да, и кстати, на этом перегоне у нас появился фаворит в соревновании на самое крутое название населённого пункта — деревня Лихая Пожня! Поглядим, кто составит её конкуренцию!

И вот мы опять в объятиях — нас встретил мой брат Андрей, его любимая жена Юля, мой племяш Давидка, и, конечно же, наш старший отрок Виктор, месяц назад закончивший магистратуру в Санкт-Петербургском госуниверситете космического приборостроения, «эвакуация» которого и была формальным поводом для всего путешествия! Живут они в шикарном месте — хоть и в многоэтажке, но окна с видом на Волгу, дом прямо на берегу! Там мы вечерком и устроили пикничок!

И, конечно же, хозяину был вручен рюкзачок-путешественник!

А это — вид с балкона. Ну не могу не порадоваться за своих (и не похвастаться ;) )

16. День девятнадцатый. Нижний Новгород — Москва — Бобруйск (Беларусь)
24-25 августа

Опять перелистнул несколько дней, наполненных гуляшками по Нижнему, знакомством с Икеа и семейными посиделками. Отдельно скажу за движение в Нижнем. Это … шиздец! И по его организации, и по пробкам, и по поведению водителей! Нас сразу, кстати, предупредили — ещё когда мы въехали в город и от места встречи поехали домой (нас выехали встречать, потому что из-за ремонта Борского моста и ещё какого-то мы могли уехать чёрт знает куда) — так вот, нам сказали, что тут не стоит сразу ехать на «зелёный», потому что многие местные авто…гм… любители убеждены, что, помимо стандартных 3-х цветов, у светофора есть ещё и «розовый» - это такой … ещё не красный, но уже после жёлтого. Мы подтянули начавшую было отвисать челюсть и продолжили путь, попутно меня пожурили, когда я выпустил чувака с прилегающей территории — мол, не нужно этого делать, чувак не ждёт такого подгона, будет тупить, и всё это чревато нарушением размеренного хаоса на дороге и появлением хаоса ужасного. Так что, уважаемые водители Владивостока, вы — ангелы!

Нижегородская канатная дорога.

Ещё из транспортно-дорожного. Чтобы снизить нагрузку на мосты через Волгу, соорудили шикарный фуникулёр, который соединил Нижний и город-сателлит Бор, многие жители которого учатся/работают в Нижнем. Расстояние по автодороге между городами 27 км, а по прямой через Волгу — всего 4. Если ехать электричкой, паромом понадобится минут 40, на машине — можно впухнуть по тяжёлой, если вдруг пробка. А так — ррраз, 12 минут и там! И туристам аттракцион!

Высота самой высокой опоры 82 метра.

Билет в одну сторону стоил 90 рублей (напомню — это август 2016). Купить туда-обратно сразу нельзя, т.е. переехал в Бор и там уже только купил обратный. Есть ещё так называемые туристические билеты — они на 10 рублей дороже и с ними можно не выходить (т.е. платишь 200 рублей сразу) — но их надо предварительно каким-то образом заказывать. Мы, естественно, не заморачивались. Кстати, в Бору делают реально крутое мороженое на молоке!

Окей, теперь пора и дальше трогаться. Уже только приехав в Нижний, мы поняли, что какой-то особой дорожной усталости, которая помешала бы нам метнуться в Бобруйск (примерно 1150 км), мы не ощущаем. А там — наша с Андреем единственная двоюродная сестрёнка, которую я не видел… ну… лет 25! И вот, прикупив «гринкарту» (полис международного ОСАГО) в офисе одной из федеральных страховых компаний, мы в 2 машины отправились в путь. Без гринкарты можно нарваться на внушительный штраф. Стоит она на 2 недели (минимально возможный срок действия) 900 руб. Даже если едешь всего на пару дней — придется брать на 2 недели. Андрей как опытный и бывалый предложил ехать в ночь и идти напрямки через Москву. Я считал, что лучше выезжать утречком и идти в объезд Москвы, дальними чепурами — свернуть на Орехово-Зуево в сторону Воскресенска и обойти первопрестольную с её гиблым траффиком.

По километражу маршрут в объезд добавлял всего 50 км, но светлое время суток обещало интенсивную «движуху» на трассе.

В итоге послушали Андрея — он с семьёй не раз уже наведывался в Бобруйск, знает, что говорит, и мы в две машины часов около 9 вечера побрели на выезд из Нижнего. Андрей на своём «Икс-трейле» показывал дорогу, мы послушно шли в кильватере. Да, у Андрея нашлись 2 рации, которые просто неимоверно удобны, когда идёшь караваном. Почти сразу на выезде из Нижнего посадил за руль «магистра» — старшего сына, чтобы начинал чувствовать машину. И он справился на «отлично», хотя, только отъехали километров 50, такая гроза приключилась! С таким ливнем! Но Витюха не сдрейфил, хотя 2 года за рулём не сидел. Но устал моментально от такого напряжения — ночь, гроза, дворники на максимальной скорости едва справлялись c хлябями небесными, так что часа через 2-3 мы местами поменялись.

И знаете что?! Около 2 часов ночи на Горьковском шоссе (оно же автодорога «Волга»), после того, как миновали Владимир, мы встали в пробку! Причём в глухую такую! В две полосы! В 2 ночи!!! На шоссе!! Послушав радио, узнали, что где-то далеко впереди кто-то на легковушке влетел на огромной скорости под фуру, сколько простоим — неизвестно. Тут смотрим, дальнобои валят куда-то вправо, устроили по рации совещание, посмотрели навигаторы — есть объезд!

Кто бы мне сказал, что придется объезжать пробку на трассе в 2 ночи, не поверил бы (красным объезд отмечен).

Конечно же, на объезде тоже образовалась пробка — таких хитрованов, как мы, хватило на то, чтобы выстроить и тут едва ползущую сплошную колонну. Но всё когда-то кончается, настал конец и нашему стоянию. Вперёд — на Москву. Специально для нас Андрей повёл наш мини-караван через самый центр первопрестольной — мимо Кремля, храма Христа Спасителя… и выглядело это, конечно, всё сногсшибательно, и хотя мы усердно жали на кнопки нашего видеорегистратора, чтобы потом склеить красивую видяшку с ночной Москвой, увы… ShoMe глюкнул, и запись с первого проезда не сохранилась. Обратно мы шли уже другой «тропой», и были умнее — слили видео с флэшки, как только выехали из Москвы. Поэтому советую тем, кто захочет сделать эдакий видеоотчет с регистратора — иметь запас флэшек и сливать с них картинку по мере заполнения — много будет, конечно однообразного видео, которое пойдёт в «корзину», но зато и ценные кадры сберегутся. А теперь — небольшое видео ночной Москвы.

Москву мы проехали где-то около незадолго до рассвета уже. По крайней мере, когда выскочили на стратегический простор шоссе Москва—Минск (автодорога «Беларусь» М-1 по нынешнему), небо зарозовело, намекая на скорый восход солнца. До половины шестого утра я рулил сам, потом передал штурвал Оле и на пару часов задрых. Андрей тоже передал управление Юле, и наши прекрасные покорительницы расстояний бережно транспортировали наши храпящие тушки до небольшого города Ярцево.

Передаём привет нашему отцу и дедушке двух разновозрастных блондинов, оставшемуся в Хабаровске — он родом из Ярцево.

Для нас с Андреем Ярцево — тоже не просто точка на карте. В детстве сюда часто привозили нас родители на каникулы — к бабушке и дедушке — родителям моего папы. Он сам тут не был кучу лет, крайний раз в середине 90-ых (как я, впрочем), поэтому мы решили сделать крюк и сделать пару ностальгических кадров.

Просто дом, но он бабушкин, а потому часть детства.

Ярцево — городок небольшой, сейчас тут около 40000 человек. Тихий, зелёный. Здесь всегда процветала текстильная промышленность, в начале 70-х прошлого века был объявлен «всесоюзной стройкой» — отбабахали огромную промзону, завод по сборке дизельных двигателей, в 90-е практически всё рухнуло, люди стали уезжать, кто совсем, кто просто — в Москву на заработки.

Мы погуляли чуток, подъехали к кинотеатру, где наша бабушка Рая работала билетёром, и, конечно же, обеспечивала любимым внукам свободный проход в кино и на мультики. Подъехали и загрустили — во-первых, раньше он казался просто огромным! Прямо небоскрёб! А сейчас… усохло здание, что ли…

Кина не будет…

Смены эпох кинотеатр не пережил, видимо, в эпоху экономического кризиса, когда людям не на что было купить хлеб, на зрелища уж тем более не хватало. Проходы заложены кирпичом, окна забраны решётками.

Кто захочет — тот пролезет. Через окно видно, что кто-то внутри «покуражился». Печаль.

Повспоминали, погрустили, тронулись дальше — плавно, расслаблено, не торопясь, благо дорога к этому располагала. Вот как бы то ни было, а трасса «Беларусь» если и не займёт в нашем рейтинге первое место, то уж всяко будет на пьедестале. Две полосы, асфальт идеальный — только не засни! Время от времени нашего младшего радовали «дурилки картонные» — вот такие бравые муляжи.

Интересно, это на кого-то действует? Хотя издалека… нет-нет, а нога тормоз погладит…

Ещё были картонные пешеходы. Кроме того, отметили, что пешеходные переходы тут (на М-1) оснащаются и световыми приборами — они мигают жёлтым светом, обращая внимание водителя на то, чтобы тот был предельно осторожен. На наших дальневосточных трассах такого нет, только вот недавно в Хабаровске стали появляться пешеходные «мигалки».

Чем ближе к границе, тем чаще стали попадаться объявления-предложения оформить «Зелёную карту». У нас уже была, причём главной причиной оформления полиса не на трассе была потенциальная опасность нарваться на жуликов, продающих фальшивую страховку.

В Беларусь въезжаешь буднично и незаметно. Никаких досмотров-очередей, граница символическая (сейчас думаешь — надолго ли…). Только таблички мелькнули, и всё. Мы на «Батькивщине». Ну для легковушек, по крайней мере, препон никаких. Единственная разница — скоростной лимит здесь пониже, а так как база ГИБДД у наших стран общая, то штраф прилетит, будьте уверены. К тому же вместо не штрафуемых «+20 км/ч» к лимиту у нас, здесь всего «+10», поэтому приходится подстраиваться и быть повнимательнее. Зато, когда мы съехали с магистрали, и пошли по обычной (кстати сказать, тоже оччень хорошего качества) дороге на Оршу на скорости 90 км/ч, бортовой компьютер Кашкая выдавал смешные значения 6,7 л на 100 км, когда шли «соточку» — соответственно 7 литров. А в Оршу мы завернули, чтобы проведать Юлину бабушку. Знакомьтесь — Анна Юдифовна Райцына. Ей 93 года! Живёт в своём доме, по хозяйству ей, конечно, помогают родные и знакомые, но какая она молодец!

Бабушка и внук.

Бабушка Аня из тех, кто согревает этот мир. За всё путешествие нам мало где было так уютно и душевно, как в её небольшом домике на окраине Орши.

На выезде из города сунули нос в местные магазины. Беларусь славится своим текстилем, в частности, одеждой из льна. Причём по ооочень гуманной цене. Наши девушки очень радовались, примеряя платья всего по 2-3 тысячи — для сравнения в Нижнем (правда, на туристической улице, не скрою) подобные платья были по 10-12 тысяч. Рекомендую.

Из Орши до Бобруйска мы шли уже по дороге местного значения — всё так же, не торопясь. Первое и главное впечатление от тех мест, что мы проезжали — чистота. Чистота и ухоженность совсем как в Японии. Нам потом сказали, что «батька» назначил штрафы, если кто у себя перед домом не убирает. Может, в этом дело, а может, и нет. Я расследования не проводил. Если эта чистота достигается только лишь карательными мерами, то это печаль. Но думаю, не только и не столько штрафы работают, у нас ведь не зря присказка про то что «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения».

И вот долго ли, коротко ли, но мы доехали до экватора нашего путешествия, нашей с Андреем «малой родины»! Здравствуй, Бобруйск! 1143 км от Нижнего мы преодолели где-то за 19 часов (с учётом заезда в Ярцево), выехали вечером 24 августа, в Бобруйск въехали в начале пятого где-то.

От Хабаровска до этой стелы 10927 километров!

До дома нашей кузины добрались без особых трудностей — Андрей тут не первый раз. И вот, как в рекламе — увидеть сестрёну спустя 25 лет — это бесценно!

Потом был, конечно, стол и разговоры за полночь. И хотя, конечно же, мы общались по скайпу, и по телефону, и через соцсети, поговорить было о чём, и по кроватям разошлись, когда уже ни язык не ворочался, ни веки не поднимались.

Сейчас смотрю и облизываюсь — в чугунке картошка с грибами, в кастрюле «колдуны» — фаршированные драники!

17. Дни 21-22-23 путешествия. Бобруйск — вылазка в деревню — возвращение в Нижний Новгород (26-27-28 августа)

Как проснулись-умылись-позавтракали — отправились гулять по городу детства, который сейчас стал «заграницей». Нетрудно догадаться, что название города связано с бобрами, которые тут в изобилии водятся, и именно бобр, конечно же, главный символ города. Он и с дорожных ограждений вам улыбается…

и на лавочке посидеть приглашает

и, конечно же, позирует в самом центре города, призывая сфотографироваться и потереть на счастье нос.

А ещё Бобруйск известен одним из самых крупных шинных заводов Европы, где делают резину и легковушкам, и грузовикам до вплоть исполинских БелАЗов, и своей кондитерской фабрикой — поверьте, здесь делают самый лучший зефир в мире!

Есть даже зефир ручной работы! Побывать в Бобруйске и не зайти в фирменный магазин сладостей — преступление и грех!

Сам город уютный, зелёный и очень чистый! Не буду описывать всю прогулку — кто посещал место своего рождения спустя много лет, меня поймёт — обычная улица была когда-то для тебя целым миром, квартал — вселенной и тут была прожита целая, пусть и маленькая, жизнь. Я до этого в Бобруйске был аж в 1986 году и нынче ходил, умилялся, как в детство вернулся.

Скатались мы и в военный городок Киселевичи — под Бобруйском же, где служил наш отец. Там тоже всё до ужаса родное и мало что изменилось за все эти годы — ходили с Андреем, головами вертели: «А помнишь здесь… а помнишь тут… А вот тут магазин был, в котором…»

Для кого-то просто 5-этажка, для тебя — вывихнутая нога, после прыжка из окна с 1-го этажа, потерянный в песочнице единственный ключ от квартиры и неминуемое за это наказание…

В общем, навспоминались вдоволь! Кстати, Бобруйск славен ещё и своей крепостью — её построили накануне Отечественной войны с французами, и её гарнизон, будучи в блокаде, продержался 4 месяца. А на реке Березине, что протекает через город, французы потерпели одно из самых сокрушительных поражений, когда уже убирались восвояси. Наполеон потерял тогда — во время сражения и переправы — 35 тысяч человек пленёнными, ранеными, убитыми, утонувшими и замёрзшими. И после этого во французском языке даже появилось слово bérézina, которое означает «катастрофа, провал, неудача, несчастье, бедствие, аварии, катастрофы, кризис, переворот, стихийного бедствия, страдания».

"Переправа французских войск через реку Березину 26-29 ноября 1812 года", F. De Myrbach

Ну и в качестве «вишенки на торте» добавлю, что Бобруйск увековечен в отечественной литературе — Ильфом и Петровым в «Золотом телёнке». Там есть эпизод, когда дети лейтенанта Шмидта делят Союз на «зоны ответственности»:
«… Никто не хотел брать университетских центров. Никому не нужны были видавшие виды Москва, Ленинград и Харьков.
Очень плохой репутацией пользовались также далекие, погруженные в пески восточные области. Их обвиняли в незнакомстве с личностью лейтенанта Шмидта.
— Нашли дураков! — Визгливо кричал Паниковский. — Вы мне дайте Среднерусскую возвышенность, тогда я подпишу конвенцию.
— Как? Всю возвышенность? — заявил Балаганов. — А не дать ли тебе еще Мелитополь впридачу? Или Бобруйск?
При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом».

И поэтому здесь есть «памятник» Шуре Балаганову.

Кроме того по данным Lurkmor’а :

• В сериале Star Trek в Бобруйске проживают приемные родители клингона Ворфа Роженко, сына Мога, одного из основных персонажей двух сериалов подряд (TNG, DSN). Впервые упоминается в серии «Family»: «Энтерпрайз, говорит станция „Бобруйск“…» При первом просмотре доставляет (см. вторую серию 4-го сезона TNG)
  • В MacOS X виджет, доставляющий прогноз погоды, столицей Беларуси считает Бобруйск. Они знают!
  • На телефонах LG нет города Минск, но есть Бабруйск! Как минимум — на модели KP320, значит, можно тонко пошутить над братьями-славянами.

Вот такое оно — «Бабруйскае жыццё»!

Вы ещё не едете в Бобруйск? Тогда вот вам «контрольный» — группа «Би-2» была основана Шурой и Левой в Бобруйске в 1988 году (в Россию группа переехала в 1999 году, где и начала активную концертную деятельность)!

Я б тут слово поменял одно, будь моя воля «Бабруйскае — самае маё!»

После прогулки по городу и очередной порции ностальгии мы устремились в деревню на дачу, где нас ждал Юра — Олин муж и родственники. А ещё нас там ждал кулинарный аттракцион под названием «белорусская мачанка». Вообще, это достаточно простое блюдо, и, как я понял, изначально просто топилось сало, а в него макалось то, что есть под рукой — картоха ли, или корочка хлеба, или вот блины. Ну а то, что сотворила наша кузина — это уже мачанка премиум-класса! На фотографии блины, видеорецепт по ссылке-фотографии.

Блины, которые делает моя сестрёна, пожалуй, и есть главный гвоздь мачанки в её исполнении. Они реально сантиметра 3 в толщину!

Конечно, в каждой семье — своя мачанка, свои секреты. Про эту скажу ещё только, что подлива, в которую «мачают» блины — обалденно нежная, и совсем не чувствуется то огромное количество масла, что туда вбухано! Как я уже писал — гастрономическая составляющая любого путешествия для нас мегаважна. Мы любим пробовать всё новое и стараемся самое понравившееся потом повторить самостоятельно. И вот, в Хабаровске, после парочки экспериментов, мы добились такой же толщины блинов! Ну и подлива, конечно, соответствует!

Мы очень душевно посидели тогда, а поутру вернулись в Бобруйск. Увы — отпуск, как и наше путешествие, перевалил за свой экватор, запустив обратный отсчёт дней и километров до возвращения в Хабаровск. Поэтому, вернувшись в Бобруйск, быстренько собрались, забежали в магазин — припасы в дорогу, алкосувениры (Беловежский бальзам и т.п.), всякие батарейки — и на выезд!

Эти фотографии просто иллюстрация ценника — на наши деньги мясные продукты выходят дешевле, чем в России, примерно на треть — по крайней мере, если сравнивать с Дальним Востоком. Не скажу, какой точно курс был в августе 2016-го, сейчас — в феврале 2017-го — 1 белорусский рубль равен 30 нашим.

Но сидючи накануне за мачанкой и горилкой, я вдруг вспомнил и осознал, что ни разу не видел зубров! Поэтому мы проложили наш маршрут через зоопарк «Буйничи», что находится в одноимённом пригороде Могилёва. Сам зоопарк достаточно большой, зверья достаточно, но главный его аттракцион — это, конечно же, косматые исполины. Беловежский зубр — это такой тотемный зверь Беларуси, я считаю. Их немного, в дикой природе, кажется, и нет вовсе. В «Буйничах» зубры отнюдь не в вольерах — им отдано несколько гектаров, и посмотреть на них можно, купив билет на такой вот туристический поезд, влекомый нарядным «паровозом» (входной билет в зоопарк оплачивается отдельно — стоит 3 белорусских рубля (90 наших).

Паровозик за 10 минут примерно совершает круг по чуть холмистой местности, то следуя через рощу, то выскакивая на открытое пространство. Причём нас слегка встревожила подслушанная в разговоре попутчиков информация, что зубров, дескать, можно и вообще не увидеть, если они, возжелав покоя, укроются где-нибудь подальше от мини железной дороги. Но, на наше счастье, родственники бизонов выбрались погреться на солнышко.

Расстояние до них было приличное — эта фотография сделана на пределе увеличения моего универсального объектива-репортажника с фокусным расстоянием 18-200. Вот как зубров увидели те, кто смотрел «невооружённым глазом».

Вон те кучки справа и есть зубры. Поэтому испытать восторг и трепет, впечатлившись их первозданной мощью и размерами, получилось … не очень. Но как бы то ни было — зубров мы увидели!

Дальше был путь до Москвы, который мы провели в разговорах с сестрёнкой — по семейным делам ей надо было в столицу, и потому показалось, что долетели вмиг. На трассе «Волга» обошлось без пробок, а потому рано утречком мы въехали в Нижний. Приплюсовали к общему пробегу очередные 1157 км (всего с момента старта из Хабаровска набежало уже 12100 километров) и легли вздремнуть, чтобы потом в расслабленном режиме выполнить наказы друзей по закупкам мелочевки в «Икее», воды в дорогу и прочих сувениров. Некоторые из них были продуктовыми, а именно — колбасой. Из конины. КазЫ — татарская колбаса из конины в наших краях редкость чрезвычайная, а в Нижнем, благодаря близости к Чувашии и Татарстану — продукт достаточно обыденный. Переселившись в Нижний Новгород, Андрей как-то привёз оттуда «гостинец», который мне сначала показался странным, но потом… В общем, когда Андрей с Юлей очередной раз спрашивают — Что прислать (ну или привезти) из Нижнего? — Я всегда отвечаю — КазЫ! — А ещё что? — И ещё казЫ!!! Покупает её Андрей всегда на рынке у очень уважаемого тут человека, с которым нынче и я завёл личное знакомство.

Знакомьтесь — Алик Махсубов (тот, что слева, с ложкой) — глава дагестанской общины Нижнего Новгорода, председатель правления «Национально-культурного центра народов Дагестана». Честно говоря, удивился я, что человек с таким титулом сам стоит на рынке, но, видимо, это просто «для души». Кстати, Алик сам товар не взвешивал, не отбирал — давал указания своим помощникам (в кадр они не попали). Не знаю, кто его поставщик, но и специи, и колбаса, и бастурма просто замечательные. До Хабаровска всё доехало в лучшем виде, правда, мясные продукты ехали в сумке-холодильнике, но думаю, доехали бы и без него — казЫ колбаса сыровяленая. Кстати, уже отъехав от Казани, заметили в нескольких придорожных сёлах каЗЫ на продажу, но видимо в расчёте на туристов цена была ощутимо выше, чем у Алика.

Вот она — ещё одна прелесть автопутешествия — не думаешь о перевесе! Вот только багажник на крышу я всё же поставлю, когда в Грузию соберусь… Упс, вырвалось! Прочими продуктами, водой и «Нижегородским бальзамом» мы закупились уже в обычном магазине и попытались перед выездом просто расслабиться. Собственно, «кружение» по маршруту Ярославль — Нижний Новгород — Бобруйск — Нижний Новгород было не ахти каким «напряжным», да и обратный путь больше давил «числом», наш обратный маршрут с учётом заездов к родственникам и друзьям предполагал преодоление ещё порядка 9000 километров.

Интерлюдия 1 — «Путешествие во времени» (можно промотать)
1997 год Берлин — Хабаровск на Mitsubishi Galant 1988 года
Эпизод 1 Берлин — Москва

Хорошо понимаю, что рискую утомить количеством букв, но… кому интересно прочитает, кому нет — перелистнёт.
Дело в том, что, поступив в Хабаровский педагогический институт в 1988 году, свезло мне попасть по программе обмена студентами в Университет имени Гумбольдта в Берлине, где я и проучился с 1990 по 1997 год. Отбывая же на Родину навсегда, остановил свой выбор на автомобильном путешествии. Причём ехать до Хабаровска у меня и в мыслях не было! Правами водительскими обзавёлся всего год назад (получил я их в сентябре 1996, когда был на очередных каникулах), и в Германии ездил крайне эпизодически — своей машины не было, иногда просил у друзей, чтоб навык совсем не терять. А тут решил, собственно, деньжат чутка заработать — купить что-нибудь подержанное, пригнать в Москву и там продать. Кроме того, на машине проще было вывезти весь шмурдяк, накопленный за годы обучения — одежда, учебники, компьютер, гитара и т.п. А там уже в Хабаровск или багажом отправить, или какой оказией.

Поработав на стройках капитализма — главным образом в фирмочке, занимавшейся ландшафтным дизайном — и везде, где только удавалось, располагал я бюджетом что-то около 3800 немецких марок. На 2000 был куплен этот красавец — Mitsubishi Galant 1988 года, с двигателем 2,4 литра (G-64) на ручной коробке, с пробегом что-то около 168000 км (в самой Германии сфотать его я не удосужился, эта фотка сделана уже по пути в Хабаровск).

Когда выбирал машину, разбирало меня сомнение — взять европейку или японку? Европейку проще в Москве продать, но вдруг не получится? Вдруг мне её там растаможить не дадут, или ещё что? Тогда, если придется доставлять каким-то образом машину на Дальний Восток (повторюсь, я не собирался ехать своим ходом!), то там, думалось мне, японку купят охотнее, и запчасти проще будет найти (ха-ха мильён раз! меня угораздило взять такую версию Галанта, что все продавцы на хабаровском авторынке, да и вообще народ местный, офигевал всегда — Чё? Двигатель 2 и 4? На Галанте? И руль левый?!). В общем, чаша весов склонилась в пользу Галанта. Купил я его где-то в начале сентября 1997 года, второго октября тронулся в путь.

Тогда дорога из Германии в Россию была не той, что ныне. Небезопасной, так скажем, она была для одинокого перегона. Практически все дороги Польши и подходы к пограничным переходам в Белоруссию находились под опекой и контролем разных банд и бандочек. Тебя вычисляли, как только ты въезжал в Польшу. Обычно народ экономил — бензин в Германии дороже — и выезжал из ФРГ ровно с таким количеством горючего, чтобы заправиться на ближайшей заправке в Речи Посполитой. Вычислить перегона было проще простого — редкий немец соглашался продать машину иностранцу, оставив ему «родной» немецкий номер (хотя и были случаи). Поэтому наш брат россиянин ставил на машину «транзиты», в немецком исполнении это были металлические же номера, с красным полем сбоку — в глаза они бросались моментально, и — «Добро пожаловать!». Я почему эту тему ещё знаю — помогал знакомому как-то пару раз машину выгонять. И вот в первый же раз нас «приняли» как раз на заправке в Польше, хотя мы «как умные» первые две проехали. Всё было, кстати, почти вежливо. Подошли три человечка, на одном кожанка прям лопалась по швам, когда он свои бицепсы чуть-чуть совсем приподнапрягал, другие два — так… обычные парняги. Один из них очень культурно нам и говорит: «Добрый вечер, в курсе, что дорога платная?» Мы, как ни делали круглые глаза, и денег, мол, нет, я так вообще студент голодный «на хвоста» доброму дяденьке упал, но в итоге с нас взяли дань — ящик баночного пива — брался как раз с этим расчётом — и 100 марок. Таксу нам сначала объявили 200 марок (за доллар тогда давали где-то 1,4 марки), поэтому торг для нас вышел удачный (ящик пива стоил марок 20). И — внимание! — нам выписали КВИТАНЦИЮ! Чтобы нас дальше не трогали. Квитанция представляла собой листок из блокнота, на котором значилось имя и какой-то буквенно-цифровой код. Кстати, нам эта квитанция реально пригодилась, когда мы уже подъехали к пограничному переезду — ведь как ни прячься, а на границу приедешь! Подскочили хлопцы, там их уже была целая бригада, человек 5-6, разговор начали так же: «Добрый вечер…», мы предъявили квитанцию, и от нас отстали. Можно было ли не платить? По-разному. Перегоны часто собирались в караваны, пытались давать отпор — с разным успехом. Когда ты в одиночку… Причём даже не побоями угрожали (хотя и так тоже) — как правило, бандюки передвигались на нескольких машинах, в числе которых было что-нибудь «мега-ушатанное». Тебе говорили, ну не хочешь платить — не надо, разгонялись на этом корыте и в твою «красавицу», которую ты или себе гнал, или на продажу.

На входе в университет — Alma Mater Berolinensis (так по латыни красиво звучит название Университета им. Гумбольдта).

Вот поэтому я выезжал из Германии на немецких же родных номерах. Купил Галанта по объявлению, снял машину с учета, оформил на себя, купил «грин карту» — без неё могли и немцы на границе штрафануть, и польские гаишники, тоже не дураки были себе на «вудку» заработать. И всю дорогу с нашими бандитами общался на немецком, благо владел им свободно. Они же паспорт не могут спросить — не те всё же полномочия — а так я отбрёхивался, корчил из себя немца, которому надо попасть в Белоруссию по делам. Плотнее всего мне пришлось с ними общаться как раз перед пограничным переходом из Польши в Белоруссию. Они поняли, что «наехать» на меня не получится, и стали предлагать «купить место в очереди» - там многокилометровые очереди всегда выстраивались непосредственно перед въездом в погранзону польскую ещё. Запускали обычно по несколько машин, смотря, как оформление шло у польских и наших пограничников. Не хочешь стоять — платишь деньги, за это тогда у меня просили 50 марок всего. И тебя всовывают в очередь. Перед машиной кого-нибудь, кто вот-вот въедет под шлагбаум, вставали те самые «качки», грозно буровили «бычьим глазом» бедолагу-водителя, который понимал, что если чуть-чуть совсем на них наедет, то дальше никуда не уедет от слова «навсегда». А за спинами живого заслона и просовывался чувачок, купивший место. Я же просто сделал морду кирпичом, проехал всю очередь, состоявшую, бОльшей частью из машин с польскими же номерами — торговля тогда процветала буйно приграничная — много говорил по-немецки, подъехал к шлагбауму, спросил у полицейского польского что, дескать, здесь происходит, и он махнул рукой — с немчурой связываться себе дороже…

Первые круглые глаза на своём пути я увидел у нашего пограничника, когда сказал ему, куда направляюсь. На всякий случай, сказал, что в Хабаровск. Тот опешил. Таких дураков тут ещё не видали. Почему я сказал про Хабаровск, хотя план «А» был продать машину в Москве? Тут необходимо пояснить, что автоперегон об ту пору процветал, и махинации всякие вместе с ним тако же процветали махрово и буйно. Ведь пытались и угнанные в Германии машины растаможить, и документы (немецкие ПТСы) всяко-разно подделать… всего не перечесть. Поэтому, чтобы осложнить процесс фальсификаций, растаможивать машину можно было только по месту жительства (на самом деле не только), и, чтобы максимально сократить время и минимизировать возможность любых манипуляций, время с момента прохождения погранично/таможенного поста вплоть до прибытия на таможню, где растаможивалась машина, ограничивалось. Скажем, если ты говорил, что едешь в Москву и там будешь оформлять машину, — тебе давали двое суток. Если ты жил, скажем, в Краснодарском крае — то уже трое суток, ну или четверо. Чтоб только доехать, и сразу — пред государевы очи. Так было не всегда, но в тот год, когда я выезжал, такой порядок практиковался вовсю. А я ведь не был уверен, что мне разрешат растаможиться в Москве, вдруг бы сказали — гуляй по месту прописки….
И вот я говорю: «Хабаровск»! Таможенник и облез. И написал в немецком ПТСе, который предъявлялся в обязательном порядке при растаможке, что-то вроде «Предъявить автомобиль к таможенному оформлению не позже 2 ноября 1997 года». Месяц отмерил. Хабаровск ведь … Фиг знает где! Забегая вперёд, скажу, к указанному сроку я опоздал, и мне хабаровские таможенники штраф впендюрили….
С тем и выехал с таможни города Гродно. Причём несколько раз ведь на машине пересекал границу (ну, когда знакомому помогал), но до сих пор помню, как это на нашей (да и на польской стороне) тогда было муторно… Пограничники-таможенники ходят с неприступными такими фэйсами, на которых пробы-то негде ставить. Как и что заполнять — сквозь зубы, а правила меняются постоянно, в итоге ты в прострации ходишь туда-сюда… пытаешься дать денюжку, а сколько дать? А как дать? Эх… фу-фу-фу, как вспомню.

А дальше ведь не лучше! На дорогах Белоруссии концентрация бандюг резко повышалась — в Польшу-то ещё тоже въехать надо было (хотя тогда это было проще пареной репы) и как-то наладить свою жизнь там. А в Белоруссию — ни виз никаких не надо, ничего вообще. И сюда уже подтягивались все кому не лень, машину могли отобрать уже «как 2 пальца об асфальт», и остаться после этого с целыми рёбрами было за счастье. Тут уже и организованные банды с иерархией своей «работали», и всякие отморозки… У меня был расчёт на то, что мой Галант не слишком «казистый» и спросом тут не особо пользующийся, глядишь, и не нужен будет нафиг никому. Но очко-то, оно не железное…

Еду, значит, а смотрю — за мной машина идёт, вроде «бэха» (БМВ — боевая машина вымогателей) с местными белорусскими номерами. В ней, вижу в зеркало, 3 человека сидят. Держалась «бэха» от меня метрах в 100, час идёт за мной, второй… и понимаю, что шоссе, блин, одно, но ведь хрен его знает! Но тут меня пронесло. Заехал я на заправку, «бэха» мимо прошуршала и больше на глаза не попадалась. Немного «шерсти» с меня состригли белорусские гаишники. На посту. Просто так. Посмотрели машину, глянули в багажник, документы в порядке, но один из них говорит многозначительно так: «Ну что, Алексей, какие подарки ты нам везёшь?» Я ждал чего-то подобного и, наученный предыдущим опытом, рассовал по всяким закоулкам своего багажа несколько банок пива. Вот и «отдарился». Настроения такой подход мне, конечно, не улучшил. И тогда принял решение, о котором жалею до сих пор. Я решил не заезжать в Бобруйск. Смалодушничал — думал, чем дольше тут с немецкими номерами буду крутиться, тем больше шансов нарваться. Пойду, думаю, сразу на Москву. А в Бобруйске дядька ещё живой был об ту пору. Ну — отец нашей с Андреем кузины Ольги. Не заехал я к ним тогда, а нынче уже только на могилку сходил. Прости, дядя Вова…
Так и дунул до Москвы, не останавливаясь.

18. День 24-ый. Нижний Новгород — Казань. 29 августа

— Это жопа! — сказал Андрей, едва на компьютере открылась Яндекс-карта с дорожной обстановкой в Нижнем Новгороде утром 29 августа 2017 года. На самом деле он употребил другое слово, чрезмерная экспрессивность и принадлежность к обсценной лексике которого, а также правила приличия, не позволяют мне его здесь воспроизвести.

Это был понедельник, все устремились на работу, а с учётом обильного дорожного ремонта город встал наглухо. Андрей посмотрел на нас задумчиво:
— Может, вы через часик-другой стартанёте?
Но мы не хотели через часик-другой. Мы хотели засветло приехать в Казань и погулять там по максимуму. Собственно, на Казань мы отвели ещё и следующий день, но кто там был знает — Казани много не бывает, и нам хотелось узнать этот славный город поближе.

Андрей вздохнул, поизучал пробки, покрутил тудой-сюдой, сказал:
— Ок. Попробую вас вывезти из самой жопной зоны.
И вывез. Давать мне подробные инструкции сначала очно, а затем по телефону на предмет в какой проулок нырнуть, чтобы объехать замерший транспортный поток, заняло бы больше времени. А так он быстренько — раз-раз, и вытащил нас на оперативный простор, мы попрощались, пообнимались и двинули домой! На восток!

В обратный путь шмурдяка набралось побольше — и Витюхины вещи добавились, и сувениры. Всё влезло, но вчетвером, например, было бы уже некомфортно. Нужен багажник на крышу, нужен…

В итоге где-то за час мы вырвались из Нижнего, по пути забежали в Икею — выполнить поступившую практически в последний момент просьбу друзей из Хабаровска. И, наверное, часов около 11, в начале 12-го мы уже окончательно тронулись на Казань.

В Чувашии радовались названиям населённых пунктов, пополняли копилку и переназначали места в рейтинге самых забавных — тут нам больше всего понравились Рыкакасы. А ещё вот такие развалы украшали обочины дорог тот здесь, то там.

Тут, наверное, недалеко кукурузнопалочная фабрика. «Зайцы» нам вставили больше всего.

На «зайцев» мы не повелись, втарились яблочками.

Как потом выяснилось, яблоки снаружи выглядят вкуснее, чем на самом деле.

Дорога практически на всём протяжении хорошая, в Татарстане, правда, показалась даже получше, чем в Чувашии. Пару раз постояли в пробках с реверсивным движением из-за дорожного ремонта, но совсем немного.

Ехали не быстро, но и не медленно. Аккуратно. Нас предупредили, что татарские ГИБДДшники и их чувашские коллеги отличаются повышенной гм… дотошностью, так скажем, поэтому мы были само благочестие. По дороге записывали «трынделки», а так как с Белоруссии ничего не фиксировали, то накопилось изрядно. Не заметили, как приехали к Свияжску, оттуда до Казани было уже рукой подать.

Въехали в Казань. Большой город сразу дал о себе знать мощными транспортными потоками и безжалостно платными парковками. Нам, диким дальневосточникам, это непривычно. К слову, и в Ярославле и в Нижнем мы тоже не сталкивались с таким обилием запретительных знаков «Стоянка запрещена», «Работает эвакуатор» и таким же количеством знаков «Платная стоянка» и паркоматов, как тут. У нас в Хабаровске городские власти всё пытаются внедрить такую практику, но как-то… через то самое пресловутое место, описанное в начале этой главки. Поставили в нескольких «карманах» на одной из улиц в центре города паркоматы, которые благополучно перестали функционировать после парочки дождей, и приставили к этим «платным карманам» тётенек в оранжевых жилетах — дань собирать. 30 рублей/час, ночью дешевле. В Казани же всё работает как часы — оплатить можно хоть в паркомате, хоть смской, хоть через приложение на телефоне. В зависимости от зоны стоимость стоянки варьируется — от 30 до 70 рублей за час. А эвакуаторы снуют, что твои тараканы в студенческой общаге! В общем, всё как в лучших домах Лондона и Парижа. И, кстати, из всех посещённых нами в этом путешествии городов Казань больше прочих может претендовать на звание столицы.

Казанский кремль, Благовещенский собор и мечеть Кул-Шариф.

По дороге мы забронировали гостиницу «Берисон» в центре города, на улице Парижской Коммуны. И хотя это самый что ни на есть центр Казани, номер на троих нам обошёлся всего в 1500 рублей. Да, гостиница небольшая, крохотная, но всего 1500. К этой сумме пришлось приплюсовать ещё 300 рублей за охраняемую стоянку. Мы приехали в Казань около 17 часов, прямо на улице машину можно было оставить, только оплатив стоянку. Ночью — с 21 часа вечером и до 7 утра — стоять можно было бесплатно, но мы решили, что бережёного, как известно, Бог бережёт, и поставили Кашкаруса на вышеупомянутую стоянку. 300 рублей — это за сутки, при этом въезжать-выезжать можно сколько хочешь. В общем, заселились, коня железного на постой определили и пошли гулять, благо пешеходная улица Баумана была от нас в 2 шагах, и кушать по-татарски.

Дом Татарской кулинарии нам присоветовали ещё в Нижнем, дескать, туристам, которые любят пожрать ищут новые вкусы и ценят гастрономическое разнообразие, это место посетить надо в обязательном порядке. Мы ожидали увидеть уютный ресторанчик, а попали в достаточно пафосное заведение и как-то сразу решили, что зайдём сюда обязательно, но другой раз. Побродили взад-вперёд и обнаружили строго напротив «Дома татарской кулинарии» заведение в разы проще и в те же разы гораздо более дружелюбное бюджетному туристу. «Дом чая».

Заведение это что-то вроде буфета-столовой. Находится на 2 этажах, берёшь разнос, идёшь к стойке, выбираешь еду. Конечно же, бОльшая часть блюд — с татарской спецификой, но и стандартные «цезари» и т.п. тоже представлены. Мы крайний раз кушали ещё в Нижнем, по пути кусали яблоки, поэтому взяли «первое-второе-третье и компот».

На фотографии всё выглядит совсем «по-столовски», но на самом деле еда добротная и вкусная, я бы сказал даже — почти домашняя.

Мы взяли олеш (его ещё называют элеш — пирог с мясом) с бульоном, манты, салаты, говядину с черносливом, чак-чак и чай — на троих вышло 1150 рублей. Покушали и пошли Казань шагами мерять. Ходили всё больше по пешеходной же улице Баумана, засовывали нос и в переулки. Пока гуляли, стемнело — вышли к Казанскому кремлю.

Побродили по подсвеченным улочкам и отправились на боковую. Итог дня — очередная порция позитивных впечатлений от дорожных и казанских красот, а также очередные 388 километров на счётчике.

19. День 25-ый. Казань — Бузулук. 30 августа

А вот утром казанская погода решила покапризничать и встретила нас пасмурным небом и дождём, который то усиливался, то стихал. И хотя была возможность позавтракать своими припасами прямо в отеле — многие так и делали — в общей кухне в холодильнике можно было хранить скоропорт, а чай-кофе был «на халяву», мы решили навестить фастфудню на букву «М». Ну, что поделать, вот вы будете смеяться, а для нас дальневосточников это экзотика, повторюсь. Тем более, что хэшбрауны — драники то бишь, подаваемые на завтрак, у них совсем не плохи. Но перед плотным завтраком мы совершили моцион с подъёмом на Богоявленскую колокольню, которую вчера лицезрели снаружи, но попасть внутрь не успели.

Там почти на самом верху смотровая площадка, попасть на которую можно, заплатив небольшую денюжку. Мы опасались, что подъём будет мегакрутым, но это только казалось, поднялись быстро и даже не запыхались. Почти.

Эх, погода… Как бы это всё при синем небе смотрелось!

Наверху неплохо так поддувало, мы продрогли основательно, тем более что я всё пытался щёлкнуть фотку покрасивше, подбирал диафрагму-выдержку, родные поглядывали на меня недобро, и если бы не сетки натянутые на проёмах, то как знать, как знать… Но и мне было холодно-голодно, поэтому чрезмерно фотосессию я не затягивал. Вышли на улицу и поморосили в сторону «Макдональдса». А когда уже накормлетые и обогретые, степенно, насколько это позволяла сыпящаяся с неба влага, мы возвращались в гостиницу, узрели вот такие яркие автобусы.

Оля сбегала на разведку и выяснила, что, заплатив 700 рублёв, можно прокатиться на этой колеснице по Казани, попутно узнав много нового и интересного об этом потрясающем городе. Мы сделали себе зарубку, и решили, что, если ситуация позволит, обязательно совершим такой вояж, но в данный момент надо было поспешать в гостиницу — пора была уже выписываться и отправляться в Казанский кремль, что мы — не туристы, что ли?!

Вообще, у нас получились эдакие «кремлёвские каникулы» — мы побывали и в Ярославском Кремле, и в Ростовском, и в Нижегородском, теперь вот — Казанский. И если в Ярославле-Ростове Кремль — это прежде всего историческое, экскурсионное место, то в Нижнем и в Казани здесь помимо того, что это достопримечательность во всех смыслах, квартирует власть. В Нижнем — городская-областная, в Казани — республиканская. Здесь резиденция президента Татарстана. Поэтому всё вылизано-отреставрировано аж блестит, даже в пасмурный день. И, конечно, в Татарстане как-то … побогаче (по сравнению с Нижним — Ярославль и Ростов прекрасны по-своему).

И таки да, это не горизонт завален. Это казанская «пизанская» башня — «Сторожевая башня Сююмбике относится к «падающим» башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м» (вещает Википедия).

Хотя было пасмурно и был вторник — народу было на удивление много, впрочем, мы знали почему — 30 августа в Казани День города. Поэтому были оркестры, и гонки у стен кремля, и много-много всяких мероприятий. Мы поудивлялись — в Хабаровске если День города выпадает на будни, городские власти стараются перенести гуляния на ближайшие выходные, непосредственно в день города, ограничиваясь официозными мероприятиями. В Татарстане компромиссов не признают — день города выпал на будний день? Гуляем в будний день!

Мы походили-побродили и, конечно же, зашли в Кул Шариф.

Что внутри, что снаружи — дух захватывает! Под занавес поднялись на фрагмент стены, окружающей Кремль, в отличие от нижегородского, где доступен достаточно продолжительный переход от башни к башне, здесь можно прогуляться только по сравнительно небольшому кусочку стены. Поднялись на смотровую площадку, оборудованную в одной из отреставрированных башен.

Отсюда был виден трек автошоу Kazan City Racing, проводимого как раз по случаю Дня города.

На небе творилось что-то невообразимое, временами казалось, что сейчас откроется портал фиг знает куда, но куда-то в нехорошее…

Впрочем, Оленёна усмотрела в конфигурации дырочек «кошачью лапу», следовательно ничего слишком уж ужасного опасаться не стоило. Ну, кроме проливного дождя, со всеми причитающимися выкрутасами — громом и молниями. Ливень не заставил себя долго ждать, но мы смогли от него укрыться, как все такие осадки, он был скоротечен. Мы добежали до не так уж далеко припаркованного Кашкаруса и отправились к месту, которое Оленёна заприметила ещё с колокольни. Уж больно фактурно оно выглядело.

Это центр семьи «Казан» —такой вот неслабенький ЗАГС. В трёх его парадных залах, сообщает нам интернет, возможно проведение до 100 брачных церемоний. Все залы оформлены в разных стилях, а на крыше «казана» находится двухуровневая смотровая площадка. И, конечно же, территория вокруг стала ещё одной «акваторией» праздника. Здесь была и огромная сцена, и всякие разные аттракционы.

Было достаточно эклектично — сюда свезли, кажется, вообще всё-всё, чем можно было бы удивить людей. От «вежливых зелёных человечков» до традиционных канатоходцев.

Нам было всё в радость — думали, просто походим по Казани, а тут ррраз — и праздник! Да и погода стала налаживаться, хотя было ооочень ветрено. Здесь же на фуд-корте мы перекусили шашлыком, который всё норовил улететь вместе с одноразовыми тарелками и чаем. Компанию нам составили вот такие красавишны, видимо, только что завершившие выступление.

Затем мы быстренько проскочили до «Татнефть-арены» — купили брендованную шайбу «Ак Барса». Мы пообещали бобруйскому моему племяннику на обратном пути исполнить его пожелание — пособирать шайбы всех клубов КХЛовских, когда будем проезжать через те города, где они дислоцируются. Увы, наш маршрут охватывал далеко не все «хоккейные столицы», но где могли, там шайбы покупали.

И всё. На выезд! На Бузулук!

Какой Бузулук? Почему на Бузулук? Бузулук это, вообще, где?

Часть ответов — во второй Интерлюдии.

Интерлюдия — часть 2. Москва — Москва — Бузулук

Итак прибыл я в Москву, спасибо любимой тётушке — приютила, обогрела, накормила. На следующий же день побежал я сначала в консульство ФРГ, снять машину с учёта — она же на меня оформлена была по всем правилам (да, такой сервис был возможен, это, конечно несколько дороже, чем в Германии, но всё же можно. А с учёта снял, чтобы на меня там зря налоги всякие не капали и т.п.).

В консульстве велели содрать одну из наклеек — свидетельствующую о том, что машина стоит на учёте. Верхняя — означает, что техосмотр пройден и следующий в 1999 году.

Затем в таможню поехал (уже даже не помню, где именно она была, но в Москве их было несколько). Узнал, что в принципе растаможить Галанта можно и не будучи прописанным в Москве — надо заявление написать на некое «открепление» от таможни хабаровской. Такое заявление я тут же написал и стал ждать, пока его рассмотрят — 10 дней сказали мне. Жду, я значит, пожду, деньки капают — уже и ремонт тётушке помог сделать на кухне, и нагулялся вдоволь, пришёл срок — иду в таможню, узнать что да как. Пришел, узнал, что одобрено моё заявление, но тут… тут мне попался первый хороший человек — женщина, служащая таможни, которая мне ни сватья, ни сестра, никто вообще. Она-то мне и говорит:
— Слышишь, парень, мой тебе совет — не растамаживай. Продать не сможешь без московской прописки, ну — на учёт не поставишь, чтобы продать. А на транзитах замучаешься по стране ехать — гайцы тебя задолбят, как бы на арестплощадку не угодил, ну или доить тебя будут по-чёрному. А так — время у тебя ещё есть (помните ту отметку в ПТСе немецком, что поставили мне на польско-белорусской границе?)…
— Ты, — говорит, — лучше оставайся на своих номерах и езжай в свой Хабаровск. А там уже растаможишь, на учёт поставишь и продашь.

Озадачился я. И послушался тётеньку. В том смысле, что в Хабаровск доставить надо бы машину. Но ехать своим ходом… как-то не очень хотелось. Обзвонил парочку контор, которые брались ж/д транспортом доставить Галанта в Хабаровск — по цене выходило в 2 раза дороже, чем он сам стоит. У меня и не было столько. А вот на поездку самоходом впритык вроде хватало. Это я понял после того, как «Атлас дорог России» купил. Полистал я его, полистал, и подумал — а фигли! Дураков удача любит! (насколько справедлива эта пословица, я понял очень быстро). И поехал.

Фотографию сделала моя тётушка, когда я как раз переупаковывал шмот перед отъездом.

Приключения начались ещё на МКАДе, с которого я не смог съехать вовремя — пропустил свой съезд и часа 2 тупил, пытаясь вырулить в нужную мне сторону. Затем где-то под Рязанью случился у меня «калчер-шок» или разрыв шаблона, как принято выражаться нонеча. Проезжая через какой-то небольшой городишко, я люто затупил и проехал на «красный» прямо на глазах у охреневших ГАИшников — там даже, кажется, стационарный пост такой стоял. В общем, повели меня оформлять. Выписали штраф, я не сопротивлялся… да и затуп, в общем, был просто — ехал за кем-то хвостом, чувак на перекрёсток на жёлтый въехал, а я уже, получается, на «красный», ну и … в общем, оформили протокол, тогда ещё можно было на месте расплатиться. Достаю деньги, отсчитываю. А тогда началась уже деноминация — миллионы превращались в обычные рубли и одновременно ходили и старые деньги, и новые — без кучи нулей. Я, в общем, отслюнявил пачку, передаю инспектору. Тот на меня внимательно смотрит и говорит:
— У нас зарплата, конечно, не ахти какая, но чужого нам не надо!
И убирает из пачки лишние купюры, те, что без нолей, я их по ошибке посчитал — не привык ещё к рублям. Из Германии ведь недавно — мне наши «фантики» как-то «на одно лицо», считай, были. А про ГАИшников я-то всякое слышал, но чтобы так! Я, как говорится, «облез» прямо. Сказал «спасибо», услышал стандартное напутствие в ответ и пожелание «не нарушать» и поехал себе дальше, пребывая в глубочайшем шоке. Это ещё один — уже получается второй — абсолютно незнакомый мне хороший человек, попавшийся на пути. И они ещё будут. До самого Хабаровска будут. А заночевал я тогда под Пензой, просто тупо на обочине — денег в обрез-то было. Хорошо у меня с собой подушки и всё постельное бельё с одеялами было — сидушку откинул, укрылся одеялом… Сейчас бы, может, и не заснул, а по молодости… Только под утро прохладновато уже было, приходилось просыпаться, двигло заводить.

Где-то под Тольятти, или, может, Куйбышевское водохранилище…

Ехать было интересно и немного странно — страна уже вроде вышла из глубокого кризиса начала 90-х, но было как-то непривычно, проезжая небольшие городки, наблюдать и понимать, что люди на обочине торгуют тем, что производится на, скорее всего, единственном градообразующем предприятии, не для «бизнеса», а чтобы получить «живые» деньги. Ведь тогда ещё сплошь и рядом зарплату выдавали продукцией. Там, смотришь, телевизорами торгуют, тут — куклами, здесь — платки пуховые и всякие прочие. Сейчас ругаю себя, что не фотографировал, плёнку, блин, экономил — это ж не то, что сейчас — телефоном, как пулемётом, поливаешь…

Где-то там же — под Тольятти.

Маршрут мой был не особенно продуман — я всё старался держаться «федералки», ночевать — на постах ГАИ или на «стойбищах» дальнобоев. Но первая моя промежуточная цель была — Бузулук. Туда занесло моего лепшего хабаровского друга-товарища, которого многие знали под кодовым именем «Князь». Прозвище своё он получил по двум причинам — во-первых, проживал он в гарнизоне села Князе-Волконское под Хабаровском (там его отец служил), во-вторых, фамилия его Залюбовский. Как-то сразу сложилось на первом курсе нашего инфака хабаровского педа (где мы и оказались в одной группе), что Димку стали величать Князь Залюбовский. Ну или просто Князь. Мы с ним крайний раз 7 лет назад виделись, когда я в Германию уехал. А Димка сессию очередную завалил, в армию попал, а потом закрутило-понесло, в общем, в Бузулуке приземлился. И как же ж я мимо кореша проеду?!!! Вот только до кореша ещё доехать надо было. И тут как раз и сработала присказка про дураков, которых удача любит.

Маршрут в Бузулук я проложил через Самару, там где-то ушёл на дорогу местного значения, покрытие которой оказалось много лучше «федерального асфальта». Я поливал себе 120-130, шёл достаточно лихо. Дорога незагруженная, слева-справа поля… Потянулся за сигаретой, выдернул из пачки, что на сиденье соседнем валялась, да как-то неудачно — сигарета упала вниз, в проём перед соседним сиденьем. Я нагибаюсь, подцепляю сигарету, выпрямляюсь…. а дороги метр буквально остался. Она вправо уходит, а я дебил, на скорости 120 решил на полу поковыряться! Глаза — c лобовуху сразу стали! Руль резко вправо! Одним движением, кажется, до упора! И понеслось!... С дороги не слетел! Но Галант волчком вокруг своей оси закрутился, как бешеная юла! Раз, другой, третий! Я, как охреневший тушкан, вцепился в руль. Мысли ни одной! В мозгу — сплошной белый холод! И тут Галант перестаёт вращаться, но начинает боком «козлить» поперёк дороги — силы инерции уже не хватило, чтобы развернуть машину полностью. Скок-скок-скок! Тут в мозг ворвалась первая мысль. Даже не мысль — картинка, как из кино — вот я сейчас начну переворачиваться уже в вертикальной плоскостью! Вот сейчас, сейчас! Но каким-то неимоверным чудом вся дурная сила испарилась, Галанта развернуло мордой в сторону, противоположную движению, и выбросило на обочину. А там уклон! Крутой такой — знаете, может, когда к полям спуск такой от дороги он длиной метра 3, может 4, а угол, если в разрез посмотреть — все 45 градусов.

Фотки этого Галанта на просторах тырнета нашёл — точь-точь моя «задница» походу тоже Ralli Art’овский обвес-тюнинг, как у меня был.

Не мастак я фотошопить, но дело было примерно так, как на «картинках с выставки». Только отбойников слева не было — ещё секунда - и я летел бы, аки голубь сизокрылый в «поооле… руссское поооолееее»… и тоже, наверное, как в кино — плавно-плавно… медленно так… почти паря… ну, в общем, вы поняли… Однако ж уберёг меня или дед Лёша мой покойный, который водителем всю войну за баранкой прошёл, или ещё какие ангелы-хранители. В общем, замер я в крайне неусточивом положении на откосе. Руки как в судороге на руле сомкнуты, педали — тормоз/сцепление выжаты, чихнуть боюсь, думаю — завалюсь сейчас нахрен! Там реально крутой уклон! Видимо, то же самое подумал первый попутный водитель — он только подошёл ко мне, почесал репу, открыл дверь переднюю правую и встал на порог, работая противовесом. Подъехал ещё народ и тоже парочка ребят уже в заднюю правую дверь встали так, чтобы баланс некий изобразить, чтобы я при первом же движении не завалился бы на крышу.

А у меня адреналиновый откат — ноги дрожат в коленях, щаз прям из суставов повыпрыгивают! Народ консилиум устроил — чо делать, куды двигаться. Я как-то так замер, что вперёд пробуксовывал, поэтому, страхуя меня как только можно, потихоньку-полегоньку меня оттолкали в горизонтальную плоскость — полосу вдоль распаханного поля, и там я уже вылез, поблагодарил всех спасителей-помощников, заверил всех клятвенно, что курить, видимо, брошу — оно в натуре убивает! Ведь чуть не преставился же из-за сигареты! Выдохнул и поехал дальше медленно-медленно. Так до Князя и доехал.

И даже уберёг для друга на дне багажника упаковку немецкого пива баночного!

Посидели мы после разлуки такой плотненько, никакой речи об ехать на следующий день дальше и быть не могло… Скатались на природу, пофотались, начесали языки аж до мозолей.

И только уже через день двинул я на Хабаровск.

20. День 25-ый - продолжение. Казань — Бузулук. 30 августа

И с момента той встречи прошло 19 лет! Неужели ж мы могли проехать мимо Бузулука?!!! Навигаторы предлагали сразу 2 маршрута: через Самару или через Бугульму. Мы выбрали третий — «чепурами», огородами то есть.

Сразу видно, что проложенный собственноручно маршрут самый короткий, хотя остальные и не намного протяжённее, но самарское направление обещало быть загруженным транспортом, так же, как, впрочем, и дорога через Бугульму (условно говоря, уфимское направление). Мы, конечно, рисковали, выбирая дороги «районного значения», но, как оказалось, всё не так страшно. Конечно, поливать 130 и 140 даже думать не моги, не то всё же качество покрытия, но 110 мы держали на спидометре почти постоянно. Это я сейчас про отрезок говорю после того, как мы съехали с Р-239 (с Оренбургского тракта) и пошли на Новошешминск, Шенталу и пр. Единственный момент напрягал слегка — практически полное отсутствие сетевых заправок, к которым мы привыкли. В итоге решились втариться горючкой на заправке опять же «регионального уровня», когда нам попалось третий раз одно и то же название (вот тоже молодцы мы — не отфиксировали название). Так-то заправки «безымянные» были, но мы к ним настороженно относимся. Зато — ни одного ГИБДДшника! И если пока мы ехали до Чистополя, антирадар то и дело тревожно «крякал», предупреждая о разного рода контролёрах скоростного режима, то затем, как только свернули… но и не разгонишься, повторюсь, а то потом подвеску в кучу фиг соберёшь. Да и кости тоже. Зато первые километры после Казани — не асфальт, чистый бархат! Кстати, там вот и нашли тоже на обочине — продавали конскую колбасу казы.

Маленькая колбаска — 200 рублей, большая 300. И опять кукурузные палочки… В промасленных бумажных пакетах справа — вяленые гуси. От полутора тысяч — в зависимости от веса.

А так дорога до Бузулука была … скучна. Ландшафт всё больше равнинный, поля, поля… иногда, правда, попадались пятачки с нефтяными станками-качалками — глазели мимоходом, не останавливаясь. И в Бузулуке оказались мы где-то уже ближе к полуночи. Отрезок вроде и не длинный — 514 километров всего, но выехали мы из Казани часов около трёх дня, наверное, как бы не позже, и ехали, повторюсь, не быстро. Несмотря на поздний час, нас, конечно, ждали — и всё было и обнимашки, и стол, и разговоры…

21. День 26-ой — остановка в Бузулуке

Долго сомневался я — писать, не писать про день, проведённый в Бузулуке, но потом решил — напишу. Всё же путешествие — это не только дорога, не только города, достопримечательности и места, но и люди — новые знакомства, старые дрожжи…

Димка — напомню так звучит Князя «настоящее» имя — с утра повёз меня и пацанов с мини-экскурсией по городу, заодно надо было что-то там на даче забрать.

По городу передвигались на его Мазде — после Кашкаруса она показалась мне необычайно лёгкой — что твоя пушинка и резвой — чуток на газ и полетела!

Сам Бузулук — город невеликий. Населения 80 тыщ с небольшим. 85 даже — поправляет Википедия. Начинался как город нефтяников — кругом месторождения, промышленность пёрла в рост в советское время, но сейчас всё в упадке — ну разве, что кроме нефтегазовых всяких предприятий. А так — имевшаяся тут мебельная фабрика закрыта, два машиностроительных завода банкроты…

Однако же жизнь, на мой неискушённый взгляд мимопроезжающего, вполне себе «кипит» — райцентр всё же. И даже институт тут имеется — гуманитарно-технический, в 2005 году город даже был признан лучшим муниципальным образованием местным. И вроде не всё плохо — вон и площадь мостят, и офисно-торговый центр строится.

Димка занимается строительством — у него бригада. Работают в основном по внутренней отделке, но, как я понял, могут и с нуля дом построить. Это при том, что мы, напомню, познакомились, на немецком отделении факультета иностранных языков Хабаровского государственного педагогического института. Но жизнь и не такие фортели порой выкидывает. На дачу мы поехали, чтобы забрать какой-то хитрый инструмент, заодно Димка похвастался своей латифундией, конечно.

Удивился я было, что его, в своё время полного раздолбая, «к земле» потянуло. И ведь, как выяснилось, вовсе не для пропитания и поддержания штанов держит семья Залюбовских эту дачу, хотя и сами живут в своём доме.

— Просто, — говорит Димка — овощи пластмассовые жрать невозможно! Ладно, пока сезон на рынке всяко-разно местного натурпродукта навалом, а зимой?!
Я так и не понял, почему не делать заготовки из покупных рыночных овощей, подумал, может, ценник бодрый, хотя когда мы после дачи заехали на рынок, я приподофигел.

20 рублей килограмм! Эй, дальневосточники, это не фотошоп! А какие они на вкус!!! И ведь не только помидоры!

Просто душевные бузулукские бабушки с местного рынка.

Ещё порадовала меня местная молочка, а точнее — не только вкус и качество, но процесс покупки.

Исполняя наказ хозяйки, очаровательной Татьяны, прикупили сметаны и сливок. Конечно же, надо сначала попробовать, чтобы убедиться в свежести и прочих ТТХ приобретаемого продукта. Я думал, продавщица сейчас одноразовой ложечкой черпанёт маненечко — и на тебе, ан нет! Она капнула Димону на ладонь, с которой он тут же сметану и слизал! Причём процедура явно ему была не впервой! Что-то меня эта сценка прям позабавила от души, а куда ты руки совал, допрежь чем сметану пробовать — это, чувак, твои проблемы!

А затем мы устроили фотосессию — «Машина времени»! Отправились на то же самое место, где 19 лет назад фотографировались, когда на природу выезжали.

Эх… где мои семнадцать лет?! Но даже не столько мне эти две фотографии «вставляют», сколько следующая — вот где «машина времени» поработала!!!

Димкиному Павлу и моему Виктору сейчас примерно столько же лет, сколько нам с Димкой, когда мы встречались 19 лет назад.
Есть у Димки ещё и дочь — эльфийской красоты юная леди — Ангелина. Здесь на фотографии со своей прекрасной мамой — Татьяной.

А потом опять был стол, шашлык-машлык и попытка рассказать друг другу всё, чем были наполнены те самые 19 лет.

Вот бывают знакомые, и вроде даже друзья, с которыми встретишься через год-три-пять, и через 2 минуты разговор смолкает — ну не о чем говорить, быстренько вспомнили тех-других — и всё. А есть такие, как Князь — хоть полвека пройдёт — будто вчера расстались.
Поэтому и расставались легко — тем более, что Димка побожился в 18-м году в Хабаровск приехать!

22. День 27-ой. Бузулук — Магнитогорск

И поехали мы, попрощавшись, из Бузулука в Магнитогорск. То есть опять не выбираясь на «федералку», в роли которой здесь выступает трасса М5/Е30 — «Урал», направили мы свои колёса к моим родственникам в Магнитку. Навигатор упорно тащил нас на Уфу, но мы не поддались, и маршрут выглядел следующим образом.

Двигайся мы по «навигаторному» велению, затратили бы больше времени, как нам думалось, хотя маршрут был бы не намного длиннее — километров на 60-70. Но… это опять был бы конский траффик, извиняюсь за мой французский, с «любимыми» караванами дальнобоев и прочими прелестями. Поэтому мы двинули «козьими» тропами.

Дорожное покрытие не радовало, но и сильно грустить не заставляло. Разные были участки. Где-то шли 90-100, чтобы не растрясло, где-то поливали под 130. Был один и вовсе грунтовый участок — с километр протяжённостью, но это мы, наверное, с поворотом ошиблись. А вообще красиво было!

Где-то в Оренбуржье — кажется в районе Тюльгана.

Потом въехали в Башкирию. На цыпочках и крадучись практически. Ибо 3 разных источника поведали нам о неистовой лютости здешних блюстителей правил дорожного движения, которые настолько ревностно несут службу, что могут пределы этих самых правил отбеспределить трактовать крайне категорично. И хотя это всё, конечно, байки, и умом-то мы понимали, что тутошние ГИБДДшники не более суровы, чем, скажем, их казанские или тюменские коллеги, но педаль газа как-то сама стала туже давиться, машина пошла как-то … нехотя, что ли… да и мы вглядывались вперёд не менее пристально, чем наш антирадар. И знаете что? А ничего! И ни-ко-го! От слова «совсем! Ни одного поста, ни одного экипажа «скучающего» на обочине! Они все — на федералке! А мы, значится, тут — на Р361! Не то, чтобы мы сразу это поняли и давай куролесить. Нет, мы ехали чинно, соблюдая по возможности все пункты ПДД, и лишь постепенно осознавая это преимущество «козьих троп». Инспекторы там, где бабосы и «палки» за нарушения траффик плотный. Поэтому там вероятность нарушений выше, а значит, и профилактические меры более востребованы, чем на периферии. Такими нехитрыми наблюдениями мы делились друг с другом, за обедом на базе отдыха «Ямашла» — месте удивительно живописном, на берегу Ямашлинского водохранилища. Координаты — для навигатора — 52.148466, 56.858281

Эту фотографию упёр отсюда: https://images.esosedi.ru/vid_s_goryi_na_yamashlinskoe_vodohr/105756917/index.html#lat=52149450&lng=56872331&z=15&mt=1&v=1

Хотели отобедать в чисто башкирском стиле, но, увы, в меню такие блюда хоть и значились, но не наличествовали, поэтому всё было достаточно стандартно, добротно и сытно. Ценник не запомнился, а это значит, он тоже был стандартен — рублей 600-700 на троих. Я почему так подробно на еде фиксируюсь — как ни крути, а затраты на питание у нас вышли второй статьёй по размеру, после ГСМ. Даже дешевле гостиниц, правда, на обратном пути мы трижды ночевали у родных и друзей. А тем, кто планирует путешествие, любая информация, думаю, пригодится, чтобы грамотно расписать бюджет.

Дальше дорога, если честно, ничем «эвдаким» не запомнилась. Мы шли ходко и уже часам к 16 въехали в Магнитку. Не помню точно, во сколько мы вышли из Бузулука, часов около 7 утра, наверное. Получается, что отрезок длинной в 727 км мы преодолели примерно за 9 часов, с остановкой на обед и чуть-чуть поснимать видео.

Как въехали в город — первым делом быстренько метнулись к «Металлург»-арене — прикупили очередную шайбу для племянника из Бобруйска. Там же рядышком заселфились на фоне промышленной части Магнитогорска.

По суровости Магнитка с Челябинском, пожалуй, и поспорить спокойно может!

И отправились к моему двоюродному дедушке Леониду Селиверстовичу Кривенко. Ему нынче 93 года стукнуло, прошёл всю Великую Отечественную, служил на военном аэродроме.

Мой дед — мой герой.

Тут же я лично познакомился и со своим двоюродным дядькой и его семьёй. Заочно-то мы были уже знакомы, конечно. И так же, как в случае с Бобруйском в 1997 году, я тот раз проехал мимо… Но благородство моих родных настолько велико, что никто меня не попрекнул. Когда же я завёл речь насчёт того, как было бы здорово съездить к дядь Мише на работу — а он в местном кукольном театре служит в должности художника-кукольника и художника-постановщика, он возьми и скажи:
— Почему «было бы» здорово? Взяли да поехали!

И мы прямо из-за накрытого стола взяли да поехали! Вызвали такси — и вперёд! Компанию нам составила Люда — дядь Мишина супруга. Она актриса в этом же театре. Дядя Миша кукол делает, а Люда их оживляет. Кстати, правильно театр называется «Магнитогорский театр куклы и актёра». И вот по его закулисью нам устроили обалденную экскурсию. Начали, конечно, с мастерской.

Вообще, любой театр сам по себе место особое, да чего уж там, как по мне, так и вовсе — волшебное! А когда попадаешь в его святая святых, туда, где всё рождается…

Меня в первую очередь поразили механизмы — это ж как надо продумывать все узлы-сочленения, чтобы куклы двигались, чтобы декорации «оживали»! Но и как выглядят эти куклы, как выглядят!

Вот ей-Богу — кажется, что после того, как люди выключают свет и уходят, в театре начинается совсем другая движуха! Мы с Олей ходили, разинув рты, как дети малые!

И ещё вот таких ангелов делает мой дядь Миша. У них свои истории, часто грустные — память о тех, кто ушёл.

Ну и как же не похвастаться — как раз в 2016-ом спектакль «Семья для мамонтёнка», художником-постановщиком которого является дядь Миша, был отмечен на XI Международном фестивале театров кукол.

Потом мы вернулись к застолью, финал которого память моя не сохранила, уж больно коварны оказались спиртовые настойки дедушки Лёни.

23. День 28-ой. Магнитогорск — Челябинск — Абатское

Утро было из тех, которое «добрым» язык назвать не повернётся. Мой нехлипкий в общем-то организм был повержен гостеприимством родных, и о том, чтобы сесть за руль, речи быть не могло. Быстро собрались, ну… это Витюха с Ольгой собирали наш скарб и упаковывали. Я больше сам себя в кучу собирал… Нас ещё раз заключили в объятья, взяли с нас обещание приехать на подольше, вручили вкуснейший с пылу-жару яблочный пирог, который ночью! соорудила Люда (вы понимаете теперь, да, что такое магнитогорское радушие!), и мы двинулись в сторону Челябинска. Конечный пункт на сегодня был с утра ещё не определён — докуда дотянем.

Фото — скриншот с Гугл-улиц

Проезжать через сам Челябинск нам пришлось бы всяко-разно, поэтому мы заскочили в «Трактор-арену» за брендированной шайбой местного «Трактора». За штурвалом от самой Магнитки сидела Оля — я бессовестно пребывал в коме, и ей же пришлось прорываться через весь город до арены. Мы хотели объехать и зайти в город со стороны Кременкуля, но из-за каких-то ремонтных работ пришлось сразу нырять в челябинское достаточно интенсивное движение. Из города выруливал уже Виктор — он рулил до самого вечера, пока у меня не выветрились все пары алкоголя. И больше про этот день рассказать нечего, ну разве что вспомнить все те, большей частью, непечатные выражения, которые невольно срывались с губ, когда мы … не подберу даже правильного слова — форсировали, наверное, будет уместнее всего, отрезок Бердюжье — Ишим. «Мать-мать-мать», — привычно отзывалось эхо. Что тут добавишь — помню, когда начиналась «Наша раша», там были эпизоды с гаишником и проституткой, и диктор, предваряя, говорил что-то вроде «Это на наших дорогах есть ямы, размером с Камаз» (сейчас погуглил, в оригинале она звучит так «…трасса Пенза-Копейск — единственная трасса в мире, на которой есть яма размером с Камаз»). Я всегда думал, что это художественная гипербола. А вот и нет. Но мы разошлись во мнениях — отдавать ли первое место в антирейтинге этой дороге трещине в ад, или же оставить пальму первенства штопаным-латаным кировским и костромским тропинкам… Всё же участок Бердюжье — Ишим, пожалуй, больше выморозил. Там вроде есть нормальные перегоны, разгоняешься, идёшь себе законные 110, и рррраз…. ты в яме размером с Камаз!!! Ну, в длину, понятное дело, кабы и в глубину, то там бы мы и остались (тьфу-тьфу-тьфу).

После этого уже даже измотавший нас своими ремонтами отрезок Ишим — Абатское (преодолев который по пути «на запад», мы так мило пообщались с тюменскими инспекторами) не вызвал у нас прежнего лютого бешенства. А добравшись до Абатского, мы сказали: «Баста. Ночуем».

Фото опять же с Гугл-улиц… как-то тяжко было, не до фотографий.

Координаты гостишки — 56.282106, 70.429157. При ней же и кафе. За номер на троих мы отдали 3000 рублей — это был люкс и второй по дороговизне номер за всё путешествие, номера попроще были заняты, наличествовали только койки в больших «нумерах», но мы решили раскошелиться. В пути были часов 14, на счётчик намотали 980 километров.

24. День 29-ый. Абатское — Барнаул

…. и приехали в Барнаул. 1145 км за 13 часов. (in memoriam незабвенного Венечки Ерофеева)

25. День 30-ый. Барнаул

Всё же пару слов к перегону Абатское — Барнаул. Да, на обратном пути уже дорога начинает приедаться, некоторые элементы начинают повторяться — например, обедали в той же кафешке «На посту», где трапезничали и по дороге «на запад». И уже просто хочется куда-нибудь добраться. Поэтому ехали-ехали-ехали и приехали. Ландшафт особо ничем не радовал, из восторгов — разве что Обское море (официально — Новосибирское водохранилище), но и его мы обозрели из машины, разве что на видео засняли прямо на ходу.

Уж сильно хотелось доехать до Барнаула, там нас ждала Олина очень близкая ещё со студенчества подружка Наташа и фейерверк. Да. Ну… фейерверк был не в нашу честь, а по случаю Дня города, но мы сделали вид, что очень польщены;-)

А так нас встречали барнаульцы! Шучу, конечно. Это горожане собрались на фейерверк посмотреть на «лестнице ВДНХ».

Утречком, ведомые Наташей и её мужем Игорем, мы пошли-поехали гулять по Барнаулу. Мы с Витюхой — впервые на Алтае вообще, и в Барнауле в частности, Оля уже тут бывала. Начали с дежурного осмотра центра города, который, как многие советские города, нам знаком до боли, и так же не впечатляет. Это не упрёк Барнаулу — его исторический центр (как и любого другого города) — это отдельная и уникальная история. А вот площади и широченные проспекты — этого добра мы уже нагляделись. В Сибири, на Урале… да много ещё где. Главным образом там, где города планировались «по-пролетарски».

Когда мы ехали по Магнитогорску, в ответ на наши реплики, что, дескать, в Сибири много где широченных улиц и бесконечных трамвайных маршрутов, мой дядя Миша заметил, что в советское время так задача ставилась — проезжая часть должна оставаться проезжей, даже если после бомбёжки во время войны здания обрушатся. Чтобы не завалили проезд обломками. Не уточнял далее — надо бы у архитекторов-градостроителей поспрошать.

А вот «деревянный» Барнаул — это, конечно, очень круто!
Вот подошли мы к такому дому — его как раз реставрируют.

Сунули нос во двор — увидели людей в рабочей одежде, пристали с расспросами. Выяснили, что этот дом построен где-то в конце 19-го или начале 20-го века. Здесь находилась аптека Крюгера, а с 1929 года — городской радиоузел. Меня заинтересовало — почему одна из стен выложена из кирпича. И нам рассказали, что это брандмауэр — стена, предназначение которой — защищать деревянный дом от огня. Их ставили с подветренной стороны (ну с которой чаще дует, я так понял) — чтобы сдержать раздуваемое ветром пламя во время пожаров, из-за которых такие деревянные слободки могли выгореть полностью в прежние времена. И в Барнауле об этом знают, как говорится «не понаслышке», есть даже исторические хроники на этот счёт.

Вот, что нам рассказывает «Википедия»:
«Барнаульский пожар 1917 года — самый крупный и опустошительный пожар за всю историю Барнаула, один из самых опустошительных городских пожаров за всю историю России, сравнимый только с Московским пожаром 1812 года.
Огнём была охвачена центральная часть города от берега Оби на востоке до казарм на севере и Соборного переулка на юго-западе.
Пожар произошёл 2 (15) мая 1917 года. Огнём было уничтожено около 60 кварталов, в том числе городская управа, окружной суд, отделения уездной и городской милиции, казначейство, Дом революции, городская библиотека, телефонная, электрическая и водопроводные станции, городская амбулатория, Управление Алтайской железной дороги, казармы Барнаульского полка, пароходные конторы, мельница, лесопильный завод, шубное и пимокатное производство, 13 учебных заведений, 5 гостиниц, 3 типографии, «Иллюзион» и «Новый мир», приюты для детей-подкидышей, ночлежки.
Без жилья остались 3120 семей, или около 20 тыс. человек (из 56-тысячного населения города), в огне погибло — 34. Убытки от пожара составили 30 млн рублей».

Брандмауэр — совсем не роскошь в старом Барнауле, а надежда на спасение.

Как мы поняли — этому зданию повезло. Оно реставрируется на деньги местного мецената, который планирует открыть в нём музей. Очень скоро оно будет выглядеть так же нарядно, как и соседнее.

Правда, вот пластиковые окна в отреставрированном доме — это фу-фу-фу. На втором этаже, не разглядели — а вот на первом — точно пластиковые.

Однако судьба бОльшей части таких построек — под большим вопросом. Как и во многих городах, такие постройки занимают землю в центре, но выглядят непрезентабельно — у властей денег как всегда нет. А сколько можно заработать, отбабахав в таком районе бизнес-центр или элитную многоэтажку… В общем, бетон наступает.

Мы прошли два шага и увидели ещё вот такую красоту. Причём меня заинтересовал округлый оконный проём. В Хабаровске тоже есть парочка зданий с круглыми окнами, постройки начала века.

Любопытство, как известно, губительно для кошек, но не для туристов. Мы решили сунуть нос внутрь, чтобы вызнать — чего это вдруг поветрие такое возникло на круглые окна. Дом же «архитектора», всяко-разно там должен быть кто-то знающий. Конечно, было слегка неловко вот так ломиться к людям с бухты-барахты, но… интересно же! И нам повезло! Да как повезло!!

Петр Иванович Анисифоров – архитектор.

Нас любезно встретил Петр Иванович Анисифоров — вице-президент Союза архитекторов России, председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России, лауреат Демидовской премии. И не только ответил на мой вопрос, но и провёл целую экскурсию, рассказав стооолько всякого-интересного, что мы едва успевали запоминать. Кстати, ответ на мой вопрос был прост — такие круглые окна присущи стилю «модерн», который в архитектуре стал развиваться с конца 18-го века, и ничего сверхнеобычного в таких окошках нет, а именно в этом доме, построенном в 1909 году, проживал когда-то местный губернский врач.

И вообще, мы узнали массу всего и про старый Барнаул, а также посмотрели на него. Нам показали панорамный снимок, который сейчас собирается воедино, и про Змеиногорский рудник — целый подземный город, который «заложили» купцы Демидовы. Алтай ведь поставлял 90% добываемого в России серебра, его добыча находилась под контролем государства, а Демидовы наладили тут тайную выплавку этого, ранее очень ценного, ресурса. Якобы — историки до сих пор спорят — Акинфий Демидов и чеканку монет тут наладил. В итоге после многочисленных доносов рудник отобрали в пользу казны.

Со слов нашего внезапного экскурсовода, внутри Змеиной горы был всамделишный город, даже вроде с собственной церковью. Крепостные и осуждённые пугачёвцы, которые трудились на нём на положении рабов, находились там подолгу. По другим сведениям — на несколько дней туда загоняли только провинившихся. Если интересно — можно почитать тут, и тут, а там глядишь, и ещё чего интересного откопается!

А ещё Петр Иванович руководит собственной архитектурной мастерской, которая кроме всего прочего реализовала проект по возведению деревянной церкви в Антарктиде.

Непосредственный автор проекта здания — барнаульский архитектор Светлана Густавовна Рыбак — она работает в «Творческой мастерской П. И. Анисифорова». Далее по «Википедии»:
«Храм был срублен бригадой плотников из Горно-Алтайска под руководством Кирилла Владиславовича Хромова на Алтае в селе Кызыл-Озек из древесины кедра и лиственницы, выросших на берегах Телецкого озера. Зданию храма дали «отстояться» почти год, затем разобрали, перевезли на грузовиках в Калининград,] а оттуда на судне «Академик Сергей Вавилов» в Антарктиду, где его вновь собрала бригада из восьми человек за 60 дней. Иконы для иконостаса были выполнены дмитровскими иконописцами под руководством Валерия Ивановича Гришанова. Возле церкви построен жилой домик для священнослужителей.
Храм был освящен во имя Святой Троицы 15 февраля 2004 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, епископом Сергиево-Посадским Феогностом, в присутствии многочисленного духовенства, паломников и спонсоров, прибывших специальным авиарейсом из ближайшего города, чилийского Пунта-Аренаса».

Как рассказывает! Заслушаешься!

Короче, это мы оччень удачно зашли! Спасибо, Пётр Иванович, огромное!

Потом мы отправились в Нагорный парк — как понятно из названия, он находится на горе. Вообще-то, здесь практически с момента основания Барнаула было кладбище, но в середине 1930-х годов его вместе с храмом снесли, а могилы уничтожили, за исключением редких надгробий, например, Николая Ядринцева — сибирского писателя, публициста, общественного деятеля. Почти сразу же после этого на территории кладбища был создан парк культуры и отдыха.
Здесь как раз установлены гигантские буквы, которыми Барнаул встречает приезжающих.

Изнанка Барнаула.

Ещё здесь находилась местная выставка достижений народного хозяйства. Местные так и называют этот пятачок до сих пор «ВДНХ». Гора и парк расположены в междуречье Барнаулки и Оби. С одной стороны открываются виды на природу и реки…

…а если перейти на противоположную сторону парка, то там попадаешь на смотровую площадку, с которой уже сам Барнаул как на ладони.

Очередная попытка сделать панораму средствами телефонной камеры — клеит кривовато.

А потом нам показали бесподобные местные сосняки. Это — нечто! Я вырос в Белоруссии, там тоже много чисто сосновых лесов, в окрестностях же Хабаровска, да и вообще на Дальнем Востоке с этим туго (я уже где-то в тексте плакался). По нашей-то тайге не сильно разгуляешься — подлесок густой, считай, постоянно надо продираться. А тут… шагаешь, как по ковру, солнечный свет сосны пропускают, видимость между деревьями — метров 50-100… Красотища! Я уж молчу про воздух!

Замутили мы тут пикничок. Что понравилось — на растопку шишки пошли — милое дело!

И, конечно же, после себя всё убрали. Мангал разборный был с собой, так что кострища не осталось, тщательнейшим образом всё притушили и уже потухшие угли и золу в землю закопали, когда уезжали, будто тут нас и не было.

Как стемнело, были уже дома, устроил я фотосессию коту Наташиному. Не очень-то контактный, с её слов, к чужим людям, к нам он неожиданно быстро проникся доверием, а так как Оля — страстная кошатница, то уехать, не запечатлев этого красавца, мы просто не могли.

Под его мурчание мы и заснули, завтра — опять в дорогу.

26. День 31-ый. Барнаул — Красноярск

В 7:30 откланялись и, несмотря на то, что очень-очень хотелось побыть ещё, сунуться глубже, разведать алтайские красоты, двинули дальше. Мы уже смирились, в принципе, с тем, что наша поездка — это такая разведка. Мы для себя определяем места, куда приедем ещё на основательную побывку, Барнаул и горный Алтай — определённо в числе фаворитов.

Нынешний отрезок был самый противоречивый — то грунт и асфальт с ямами глубоченными, то шикарная магистраль под Кемерово, где ограничение 130 км/ч!

Мы опять решили срезать и не слушать навигаторы, которые вели нас в Красноярск через Новосибирск. Но, видимо, плохо слушали объяснения наших гостеприимных хозяев, растолковавших нам, где надо свернуть, чтобы уйти на Кемерово. В итоге, мы по ходу свернули слишком рано — на скриншоте отмечено красным — и … нет, ничего не случилось, просто в какой-то момент асфальт закончился, указатели тоже закончились (это было уже где-то после Заринска), а наши навигаторы сделали вид, что не для планеты Земля они деланы, и отказались узнавать окрестности (ну … если честно, то дорогу они показывали, но где-то в стороне…). Мы не паниковали — всё-таки направление и населённые пункты они отображали, общее направление было верное, но как-то неуютно всё же было. В итоге мы выскочили на трассу «Алтай-Кузбасс» и облегчённо выдохнули. Дальше ехали живописно и въехали в Кемеровскую область.

А потом у нас случился разрыв шаблона! Ну не сразу, а после того, как мы миновали Ленинск-Кузнецкий. Мы оказались на самой настоящей автомагистрали с ограничением скорости 130 км/ч! Хотелось глаза протереть поначалу — мы ведь даже не по дороге федерального значения ехали! По две полосы в каждую сторону, разделённые отбойниками, асфальт — идеальный! В общем, вспомнив, про «нештрафуемые +20», разогнали Кашкаруса до 150, не испытывая при этом никаких страхов быть остановленными инспекторами ГИБДД за превышение. От удивления мы даже ни фотку не щёлкнули, ни видео не сняли, а лафа быстро закончилась. Мы въехали в Кемерово и опять поехали на Красную Горку — показать тамошнюю технику и красоты Виктору, а то было бы несправедливо — мы-то на пути «туда» поглазели…

Сходили даже в подземную экспозицию (вход 100 рублей с человека), но… техника снаружи таки поинтересней будет.

Раз уж закатились в город, поехали искать шайбу, но быстро выяснили, что «Кузбасс» — это хоккей с мячом, а на мячик у нас заказа не было. Пообедали в Макдональдсе и вперёд — навстречу приключениям!!!

Но в этот день ничего не приключилось. Мы наматывали километр за километром, уже привычно ужаснулись, проезжая Ачинск…

И вечерком, уже когда хорошо так стемнело, прибыли в Красноярск. По дороге мы забронировали хостел, который находился в переобустроенной квартире одной из многоэтажек. И никуда не выходя, обосновались на ночлег.

Учитывая остановку в Кемерово, мы потратили где-то 14 часов на участок протяженностью 977 километров.

27. День 32-ой. Красноярск — Иркутск

В 6:55 отчалили из хостела «Квартира 55», который нам показался не очень уютным, хотя всё чисто было вроде, и чай с печенюшками халявные… Может, просто потому, что у нас номер был тесный-претесный, так что только кровати в нём поместились, может, ещё что. В общем, даже завтракать не стали — ломанулись в путь.

Прощаемся с утрешним Красноярском.

Перекусили, уже отмахав километров 90, в кафешке «Вдали от тёщи» , координаты по Гуглу — 55.887822, 93.735432.

Фоточка из Google-streets

Когда мы зашли внутрь, померещилось, будто в Таиланде оказались — внутри ряд прилавков, и, несмотря на то, что всё под крышей, — у каждого прилавка жаровня с открытым огнём (ну, углями, по крайней мере). Это было так непривычно, но так симпатично — как будто, в самом деле, где-то в Тае у макашницы оказался.

Набор блюд был стандартный — выпечка всякая разная, беляши-чебуреки, борщи-лагманы и шашлык. И хотя вид был … не то чтобы неряшливый, нет… такой…немного затрапезный, нам показалось очень уютно, и было реально вкусно.

Выйдя на улицу, увидели собаку — кормящую суку — сердце дрогнуло, Виктор был отправлен за беляшом для хвостатого друга человека, заодно, как верят в Юго-Восточной Азии, карму себе подправили. Двинулись дальше. А вот что именно было дальше … никто из нас не запомнил, и на следующий день в дежурных «трынделках» события восстанавливали с трудом… Совместными усилиями припомнили всё же, что дорога во многих местах ремонтируется, было много задержек, они не были особенно продолжительными, но время подъедали ощутимо.
А так… ехали и ехали. Сплошная рутина. Заехали в Канск, заскочили в аптеку, идём на выезд… и тут БАЦ! Что-то сверкнуло справа… Глядим — золотой Ленин! Я аж по тормозам ударил, и назад сдал — он мелькнул так быстро, что как бы не померещилось. Ан, нет! Сворачиваем, подъезжаем поближе.

Вблизи, конечно, стало видно, что позолота облезла. Да и не позолота, а так вроде как краска бронзовая, хотя… «бронзянка», кажись, так не блестит. Или просто мы привыкли, что Ленина «серебрянкой» красят, ну или стоит он такой… разных оттенков серого…
А тут — аж сверкает, Канск обозревает!

И настолько он нам в душу запал, что решили мы его домой уволочь!

Ленин на броневике на Кашкае.

А потом опять — километры, километры, километры… и опять — БАЦ! — Цирк!!! Остановились пообедать в кафе «На привале». А там стоит фура цирковая с московскими номерами, у грузовика капот задран — кто-то возится-чинится. Но нас больше привлёк зверь, привязанный к фургону.

Местные бурёнки проявили активный интерес к заезжему кучерявому франту. Решили познакомиться поближе. Или может, он их обещаниями столичной жизни соблазнил?

Была у нас версия, что так бурёнок подманивают, чтобы на прокорм пустить тиграм всяким и львам, которые в кустах до поры ныкаются-прячутся, но, понаблюдав минут 5, поняли, что это всё от неумеренной фантазии. Никто не пострадал. А мы славно и недорого отобедали, при том что бонусом к стандартному меню тут шло сезонное предложение — жареные грибы! И в итоге мы на троих (с грибами) пообедали всего на 560 рублей. А ещё там стенка холодильника была обклеена купюрами разных стран и разных достоинств с приветственными словами всякими, но мы затупили и не сфотали её. Поэтому вот, просто фоточка самой кафешки в качестве ориентира, не пропустите!

А потом были опять ничем особо не запомнившиеся километры, и мы приехали в Иркутск. Уже опять стемнело. На этот раз мы решили остановиться в самом городе и сняли не номер в хостеле, а квартиру. На 17-м этаже. И, конечно же, я не удержался — когда все бытовые вопросы были решены, вылез на балкон со штативом. И вот что увидел.

Обожаю вечерние города и ночные пейзажи!

А для любителей сухой статистики сообщаю: километров пройдено 1068, часов потрачено 15. Много времени потеряли, въезжая в Иркутск — там, как и на западе — из одного городка выехал, и сразу же в другой попал, выехал — и опять въехал… И опять же пока через весь город проехали… Мы специально выбрали себе жилье в восточной части города. Мы же по дороге на «Запад» в Тальцы-то не попали, вот и решили с утречка сначала туда сунуться, а уж потом — дальше на восток.

Интерлюдия — часть 3. Бузулук — Челябинск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Улан-Удэ

Покинув гостеприимный Бузулук, упорно на восток в 1997 году двигался и я тогдашний. Я уже повинился раньше — на Магнитку не пошёл к дяде Мише и дедушке Лёне, а кратчайшим путём выскочил на Уфу и попёр-попёр-попёр. Иногда меня обгоняли караваны перегонов из Германии — они шли ходко, и мне, водиле с трёхнедельным стажем, повисеть у них на хвосте удавалось недолго. Скорость у них была дай Боже, на прямых участках я ещё цеплялся, но в повороты входить правильно ещё не умел и быстренько отставал.

Где-то на подъездах к Уфе меня приняли гаишники — обгонял фуру в неположенном месте… договорились.

Но настоящее испытание ожидало меня на подъезде к Челябинску. Уж не знаю, что за участок дороги это был, но мне показалось, что где-то в горах-предгорьях всё происходило. Что-то такое серпантинистое было. Но сложность даже не в этом состояла — сгустился туман. И вечерело. А туман был такой мощный — края собственного капота было не видно. И фуры… ползущие уж совсем еле-еле. Правда, и легковушкам было не разогнаться — мы сбивались в такие мини-караваны. Первым было идти дико сложно — хватало буквально минут на 5, максимум 10 — потом глаза начинали от напряжения буквально выскакивать. Обочины не видно, её скорее нащупываешь колесом. Уставший «вперёдсмотрящий» включал «аварийку», его потихоньку, «на цыпочках» обгоняли те, кто шёл сзади, — им было легче, они пялились в габариты впереди идущей машины, и теперь отдохнувший «второй номер» вёл группу дальше, потом его сменяли, и так ползли мы … кажется, вечность так ползли. Когда проезжали какой-то пятак, где сгрудились дальнобои, я уж было решил остановиться на ночлег, но … пресловутое шило в заднице заставило добраться до Челябинска — там на посту ДПС прямо на въезде и отрубился без задних ног.

Потом был длиннющий перегон до Новосибирска. Я ввечеру прошёл Омск, решил там не ночевать — максимально близко приблизиться к Новосибирску. И потом ооочень пожалел. После Омска федералка больше походила на полигон после бомбёжки. Её капитально ремонтировали, и она на многих участках была отсыпана не укатанным щебнем. Мне уже потом сказали, что надо было ехать какой-то трассой местного значения, но… кто ж знал. Причём дорога такая паршивая была и настолько пустая, что мне несколько раз казалось, что я куда-то еду не туда. В итоге за баранкой я провёл часов 18. Под конец уже ничего не помогало: ни открытые окна, ни магнитола, орущая на максимальной громкости. Но привал устроил, когда уже выбрался на асфальт. На следующий день добрался до Новосиба — там остановился у друзей нашей семьи — перевёл дух на полтора дня, и дальше…

А это рассвет где-то за Красноярском — город я проскочил накануне и заснул на стоянке с дальнобоями. Проснулся, завёлся — тронулся… практически сразу спохватился, что двигатель не прогрел и ехал не быстро. Вдруг услышал странный звук сзади… ни на что не похожий мне тогда, но ооочень нехороший… такой — бух-бух-бух. Останавливаюсь — тваюждивизию!!! — колесо заднее правое — в лохмотья!! Видимо, цепанул что-то, выезжая со стоянки! А запаска завалена «непосильно нажитым скарбом». Матерюсь, разгружаюсь, достаю домкрат, запаску… Нет, в теории, я представлял себе технологию — чо там сложного?! Домкрат надо подсунуть под машину, крутить ручку, и машина и поднимется. Всё просто. Но когда я подлез посмотреть, куда же его (домкрат) приладить, меня ожидал сюрприз — все железочки выглядели как-то необычно хрупко, и нигде не было стрелочки — «Домкрат сувать сюды». Призадумался я. Пока думал, увидел неспешно приближающийся Камаз, который тоже, видимо, только-только покинул стоянку. Машу рукой. Останавливается. В кабине 2 мужика — один постарше, второй совсем молодой. Говорю:
— Ребят, я тут это… колесо порвал, а как поддомкратить, не соображу…
Ребята в ответ дружно заржали.
— Гы-гы-гы, это ты откуда такой нарисовался?
— Из Берлина, — говорю.
— Да ладно!
— Да вон — номера посмотрите!
Когда они отсмеялись, тот, что помоложе, пошёл посмотреть. Кстати, в своё оправдание скажу, что площадку домкратную проглядел из-за обвеса… но чо уж там — лошара… Поставили мне домкрат, я поблагодарил и от предложения помочь поменять колесо отказался. Это был вопрос водительской чести, как ни крути! Я ж не барышня кисейная! Сам и поменял. Заодно вот и рассвет щёлкнул, но в реальности они — закаты и рассветы — всегда в миллион раз красивше.

А это уже где-то под Тайшетом. Там я подвёз учительницу из какой-то местной деревни. Она за зарплатой в Тайшет направлялась. Тогда всем задерживали по несколько месяцев, банковских переводов на карту, как и самих карт и банкоматов, не было ещё и в помине. Помню, рассказывала она, что опасно с зарплатой будет возвращаться — особенно, мол, когда от трассы до деревни пойдёшь — многих уже ограбили. Народ озлобленный, денег нет, в магазинах пусто. Я тогда ещё не совсем поверил — вроде ж 1997 год, не начало 90-ых, но потом в Амурской области убедился… но об этом позже.

А пока я прикатил в Иркутск, и тут только прикупил сразу 2 бэушных колеса — чтобы один рисунок был. Тогда ГАИшники цеплялись ко всему, а мне ещё ехать и ехать. Прикупил я их на шиномонтажке, тамошние умельцы обогатили мой словарный запас выражением, которое я не сразу даже и понял. Они обсуждали мой «Галант», сравнивали с «Волгой» и один из них сказал: «Ну ты сравнил х.. с трамвайной ручкой!» Глубина этой метафоры поражает меня по сию пору.

А потом был серпантин… Он встретил меня лежащей на боку фурой. А потом ещё одной. И стало мне боязливо. Крутые закрытые повороты — это полбеды ещё. Месяц был уже октябрь, напомню. Вторая половина, уже, может, и первые числа ноября, наверное. По утрам, особенно в тенистых местах, куда солнце долго не заглядывало, образовывались серьёзные наледи — клювом щёлкнул — улетел. Вот и ехал я поначалу — глаза размером с лобовое, руками судорожно в руль вцепился, повороты на цыпочках…

Спускаясь по серпантину, увидел впервые такое вот дерево. Остановился сфотать, мысленно попросил духов и мне помочь.

Потом расслабился, конечно… Настолько расслабился, что стал спуски проезжать на «нейтралке», бензин чтоб экономить. А тут приспичило по малой нужде, остановился в кустики, возвращаюсь к машине — слышу: потрескивание странное такое… и воняет чем-то опять для меня непонятным. Походил вокруг Галанта, понюхал… ещё походил-послушал. И тут волосёнки у меня зашевелились. Как-то сразу вспомнились водительские курсы, и сразу стало понятно, почему столько предупредительных щитов «Водитель, тормози двигателем!» по обочинам тут стояло! Тормозные колодки! Тормозные диски!!! Ёлки-ж палки!!! Ну её к лешему, экономию такую! Воображение быстро нарисовало мне, как несусь я вниз к закрытому повороту, жму на тормоз — а тормоза-то и тю-тю! В общем — всё! Торможу двигателем! Так и доехал до смотровой площадки.

Как таковой смотровой площадки тогда ещё, кажется, не было, а может, я путаю чего…

Проехал Слюдянку и поимел ещё один сюрприз. На выезде уже тормозит меня ГАИшник на посту — после Новосибирска это стало традицией, все инспекторы бросали свои дела и бежали мне жезлом помахать. Я быстро сообразил — до Новосибирска перегоны из Германии ещё достаточно часто бегали и номера немецкие — пусть и транзитные — в диковинку не были, а вот дальше… И ещё реакция ГАИшников плавно так менялась.
— Откуда едем?
— Из Берлина!
— Аааа… (уважительно, но почти разочарованно)
— А куда путь держим?
— В Хабаровск!
— Ох, ничего ж себе!

После Новосибирска, ну или даже после Иркутска, пожалуй , услыхав «Берлин», все удивлялись, а вот особого изумления по поводу пункта назначения не выказывали.
Вот и тут, узнав, куда путь держу, слюдянский инспектор, поинтересовался без особого азарта:
— Что, в Чите на рельсы ставить будете?
— В смысле?
— Ну, на платформу? Или за Читой?
— А зачем?
— В смысле «зачем»? Потому что дороги нету там…

Что-то внутри меня оборвалось и нехорошо так заструилось к мочевому пузырю. Но я держался.
— Вы что-то путаете, — фальшиво бодреньким голосом говорю я и достаю «Атлас автомобильных дорог России», купленный в Москве. — Вот же дорога нарисована!
— Нарисована. Не спорю. Но Вы посмотрите — она пунктиром нарисована.
— И что?
— А то, что надо примечание читать… вот глядите «пунктир означает, что дорога строится».
— Да ничего… по «зимнику» там вроде ещё ходят на легковых, но сейчас ещё рано… только на «Камазе». Ну а Вам по-любому придётся железной дорогой.

Вот это я приехал. Почти сразу же после поста я увидел кафешку, около которой стояли 4 изделия японского автопрома. 2 джипа и 2 легковушки. «Ага! — подумал я. — Не всё ещё потеряно! Чуваки с «нашей» стороны идут, с востока». Подхожу, здороваюсь, интересуюсь — как парни ехали, не на платформе ли.
— Нет, — говорят. — По земле прорывались. Но ты не пройдёшь. У нас хорошо — 2 джипа с нами идут, всю дорогу выдёргивали, бампера всё равно поотрывали нафиг. А ты, с твоей посадкой (я груженый был, помните? Ну — книжки там, компьютер, гитара…), точно не пролезешь.
— А что делать-то?
— Ну, что. В Чите или в Чернышевске попробуй на платформу встать и езжай до Сковородино, оттуда уже более-менее. Или езжай до Могочи, с этой стороны до неё уже отсыпали дорогу, там попробуй договориться, чтобы тебя порожнему Камазу в кузов воткнули — заплатишь уже как договоришься, ну и опять таки — до Сковородки…

«Вот это я попал», — подумал я. И поехал дальше.

Где-то после Байкала.

В тот день я доехал до Улан-Удэ. Миновал город и на выезде, мучимый вопросом «Что делать», заснул.

28. День 33-ий. Иркутск — Тальцы — Листвянка — Улан-Удэ

На календаре уже 7 сентября — так-то! Выспались, распростились с симпатичной квартирой и где-то часов только около 10 утра поехали своей дорогой — на выезд из Иркутска, но не на Улан-Удэ сразу, а кратчайшим путём к Байкалу. Нынче мы не собирались отступать от своих планов и были решительно настроены посетить-таки этнографический комплекс и музей деревянного зодчества в ТальцАх (ударение на последний слог!). Экспозиция начинается с первых жилищ тофаларов — коренных обитателей здешних мест. Жили они в чумах-шалашах разной степени сложности и похвастаться особой привлекательностью не могут.

Начало экспозиции — место хранения охотничьих трофеев тофаларов? Или рожки да ножки туристов-потеряшек?

Далее идут эвенкийский и бурятский сектора, но самый зрелищный всё же ангаро-илимский — там находятся вывезенные из разных мест Прибайкалья оригинальные постройки или восстановленные в строгом соответствии с оригиналами строения русских сибиряков. Я не буду дублировать информацию, доступную в интернете — у музея шикарный сайт, просто подпишусь под многочисленными отзывами — это надо видеть! Хотели гида «арендовать», чтобы узнать всё-всё, но выяснилось, что экскурсии надо заказывать заранее (+750 рублей к входным билетам), а аудио-экскурсоводов тут, увы, пока нет.

Мы приехали к самому открытию, ещё не развеялся утренний туман, который добавлял ландшафту нотку мистики и загадочности.

Казалось, сейчас выйдет из-за угла какой-нибудь … есаул, ведущий коня в поводу… или девка с коромыслом… или батюшка степенно проследует «в церкву»...
Но из-за угла вышла толпа китайцев!

Божечки родные, сколько же их! С этой минуты сделать кадр без китайца стало практически невозможно.

Когда туман рассеялся, китайцев набежало ещё больше. Что ж — любая палка о 2 концах. Мы же хотим развивать туризм, вот и развиваем. Вот и едут к нам. Но сколько же их…

Сейчас, когда мы с другом решили научиться рубить дома из круглого бревна, у меня прямо всё чешется вернуться туда и посмотреть уже не на бегу, а обстоятельно — как строили наши предки.
И, думаю, мы ещё туда вернёмся.

А пока мы сказали: «Пока!» и проехали оставшиеся 25 километров до Листвянки и до Байкала. И офигели… насколько туристической оказалась эта местность, насколько безвкусно застроили береговую линию — кто во что горазд, какие-то мини-дворцы и мини-замки с башенками… Ладно, не буду брюзжать — Байкал всё искупает. Но не всех — хотя солнышко вроде бы и рьяно светило, но вода уже была холодна.

Нет, я, конечно, залез в воду — по щиколотку, но быстро ретировался — не сезон-с знаете ли, не сезон-с… По главной променаде мы проехали до рынка, чтобы взять местных вкусняшек и перекусить на берегу.

Тут всё, чем богат Байкал и окрестности. Омуль всякий — и горячего копчения, и холодного, и солёный, и сагудай из него же (сагудай — это такое местное севиче — шикардосная еда и закусь из свежемаринованного слабосолёного омуля, ну или любой другой «чистой» рыбы) и страшенная, но малюпасая рыбка — голомянка. Местный эндемик. Живородящая.

Вот что про неё рассказывает «Википедия»:
«Это прозрачные рыбы без чешуи и плавательного пузыря, тело которых на 35 % состоит из жира. Обитают на большой глубине озера Байкал и являются живородящими. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передаёт особенности экологии этих рыб…
…длина самок большой голомянки доходит до 25 см, самцов — до 16 см. Особи малой голомянки заметно меньших размеров — самка достигает 15 см, а самец — 12 см…
… иногда останки голомянок можно найти на берегу, например, после шторма или после таяния льда, так как мёртвые рыбы из-за большого содержания в них жира обладают меньшей плотностью, чем вода, и поэтому после смерти всплывают, вместо того чтобы тонуть, что обычно происходит с другими рыбами. Некоторые утверждают, что голомянка «тает на солнце». Жир этой рыбы, предположительно, использовался раньше в качестве масла для ламп и сыграл значительную роль в монгольской и китайской медицине. Во время Великой Отечественной войны её вылавливали для того, чтобы восстанавливать силы раненых. Голомянкой питаются почти все рыбы и, особенно, байкальская нерпа.

Нам попались, видимо, как раз представители малой голомянки — уж больно крохотные они были — ну… может, на сантиметр-другой длиннее указательного пальца.

Стоит эта самая голомянка весьма бодро — с нас просили по 200 руб. за пучок, килограмм… за … штуку! Да. За штуку! Точнее было сказать даже — за штучку. Поторговавшись, взяли две за 300 — типа мелкий опт, омулей по 150 руб. за штуку, и вот, изволите видеть, сагудай в баночке. Я знаю людей, кто мог бы всё это употребить и без пива, но я не такой. Родные великодушно взяли на себя вождение авто до конца дня, и всю эту красоту мы употребили на берегу Байкала. Там напротив рынка есть небольшие беседки со столиками, как раз для таких целей. Кому жалко платить 100 рублей в час — тот может устроиться просто на камнях.

Потом мы выдвинулись назад на Иркутск, обошли его, насколько это было возможно, по окраине, выскочили на Р-258 «Байкал» и опять стали понемногу приближаться к дому.

И опять был серпантин… И начала его штурмовать Оля — если кто уже позабыл начало рассказа ;), напомню — в тот раз, напуганная моим, признаюсь, не самым достоверным, может быть, рассказом, моя половинка о том, чтобы сесть за руль и не думала и даже заранее приняла таблетки от укачивания, от которых ей стало много хуже, чем было бы, случись то самое укачивание вообще. Но нынче она без тени испуга везла нас по извилинам, хладнокровно вписываясь в повороты. Чуть позже её сменил Виктор — когда я вспомнил, что у нас таки видеокамера с собой взята и неплохо было бы сделать видеозарисовочку про серпантин. Для этого нашему младшему водителю пришлось несколько раз разворачиваться через встречку, а это не всегда просто на этом участке.

После Слюдянки дорога ещё попетляла-попетляла, да и выпрямилась. И только на подъездах к Улан-Удэ была ещё парочка мест с крутыми поворото-разворотами, но совсем немного. По въезду в Бурятию покрытие стало похуже, но… с Кировской/Костромской областью, опять же, не сравнить. Грустно, но терпимо. Зато случился и приятный сюрприз — в кафе «М-55» мы отведали самые, наверное, вкусные и самые большие буузы за всё путешествие (имеется в виду в Сибири и на Урале).

Самый главный секрет их потрясающего вкуса (ну помимо честного натурального фарша) — то, что они были свежими, не исключаю, что и оперативно, специально для нас слепленными — ждать пришлось доооолго (нас, впрочем, заранее предупредили) — минут 30, но оно того стоило!!!

Ближе к 11 вечера уже добрались до Улан-Удэ и заселились в хостел «Шумак» (номер на 3 — 2100 руб.). Хостел как хостел — на первом этаже жилого дома, с отдельным входом — персонал приветливый, правда, парковки своей не было, но мы подсунулись под вход и за коня нашего не беспокоились. Итог этого насыщенного дня: +604 км к общему пробегу. Сколько всего рулили — сложно сказать — ведь в Тальцы ехали не торопились, да и потом не спешили… но если учесть, что покинули Иркутск окончательно где-то в 15:30, а в 22:45 примерно въехали в Улан-Удэ — то на этот отрезок ушло около 7 часов — это с учётом съёмок видео на серпантине и долгого ожидания в кафе (всего там минут 40 провели, если не час).

29. День 34. Улан-Удэ — Чернышевск

И продрали они очи свои ненадолго смежённые, и в полусне собралися кое-как, и поехали они с утренней зоренькой в дали дальние…
Так начинался предпоследний день нашего путешествия. Хостельный завтрак являл собой слипшийся рис с дико солёной сосиской, чай-кофе-печенька. Но сервирован был в то время, как мы просили — в 6 утра, поэтому и на этом спасибо.

Проскочили город до начала утреннего часа пик — а он в Улан-Удэ неслабый такой. И понеслись… но осторожно. Задачей максимум мы ставили себе оказаться вечером в Ерофей Павловиче —посёлке на границе Читинской области и Амурской. Это была бы аккурат середина пути.

И доехать было бы абсолютно реально — дороги здесь уже не так загружены, гнать можно было бы в своё удовольствие, и сделать 1300 — 1500 км за день — не вопрос. Если бы… если бы не дорожный ремонт. В августе он нам не показался слишком усложняющим путь, но сейчас… Сейчас, начиная где-то с полудня, пошёл дождь, хорошо так пошёл, и чем дальше мы продвигались, тем яснее становилось — что дождь здесь идёт уже не первый день. Если на обычном асфальте это ещё куда ни шло, то на ремонтируемых участках… Да что я всё словами, да словами — гляньте сами!

Где-то в Забайкалье — между Новопавловкой и Хохотуем.

Пришлось даже врубать наш «полный привод», чтобы не увязнуть и подгребать всеми четырьмя колёсами. Особенно актуально было, когда на подъёме несколько раз останавливались и казалось, что вот-вот начнём буксовать.

Не то, чтобы таких участков было много… но времени они отъедали «по-конски», как говорится. Потом началась дорога со старым покрытием, латаным асфальтом и ямами, и лучше стало только километров за 150 до Читы, но опять же — дождь, скользко, видимость ограниченная… в общем, наши планы добраться до ЕрофейПалыча рушились с каждым метром-километром и с каждой минутой.

Но были в этот день и яркие моменты, и не только когда солнце выглядывало. Событием дня стал поздний обед или ранний ужин в Чите. Точнее рядышком — на объездной. В кафе «Аян» мы хотели попасть ещё по пути «туда» — на Запад, но не срослось. Зато теперь мы свой шанс не упустили. Почему мы так стремились сюда попасть? А Олина подружка, бывавшая здесь по дороге на Байкал, чуть ли не взахлёб прорекламировала тутошнее фирменное блюдо под названием «Вся Монголия».

Пересказывать, из чего это блюдо состоит, пожалуй, нет смысла — разве что нужно предупредить, что это не перекус по-быстрому. Это трапеза! Поэтому следует в графике движения заранее предусмотреть привал, как минимум, на час.

Фотографируя, я дал маху — не совсем понятен масштаб бедствия вкушаемого. Но поверьте — блюдо просто огромное. Картошка не входит — это Витюха заказал.

Отдали мы за «Всю Монголию» 500 рублей и едва её осилили, при том, что я, как наверняка заметил наблюдательный читатель, товарищ …гм… вместительный, так скажем. Вот ещё фоточка, может тут понятней… Хотя о чём я?! Ехать туда надо, ехать!

Баранина — нежнейшая, буузы и с рубленым мясом, и с фаршем, парочка хушууров — мини-чебуреков, жареные пельмени… Ну и бухлёр (супчик местный) мы до кучи взяли (в состав «Всей Монголии» он не входит)… Всё, нет сил моих больше — едем дальше!
А дальше было сначала долго так…

А потом вот так…

А потом мы приехали в Чернышевск. Там, мы знали точно, есть гостиницы, одну из них, пока интернет был по дороге, и забронировали — «Карину». (Интернет здесь на трассе — вещь далеко не сама собой разумеющаяся. Ну… кто был - тот знает, а кто сюда собирается — имейте в виду). Особенно подкупает на сайте гостиницы фраза: «Расположение гостиницы идеально по своей близости к основным культурным, деловым и развлекательным местам Чернышевска». Кто был в Чернышевске — тот оценит ;-) К слову — здешняя ночёвка стала для нас самой дорогой — 3500 за номер на троих. К несомненным плюсам стоит отнести чистоту в номерах безукоризненную, плюс — закрытая парковка — только для постояльцев отеля. Номер был большой, с претензией на некоторую люксовость, но нам было не до этого — повалились как убитые. Завтра предстоял решающий бой день — мы уже решили, что нет смысла где-то останавливаться на ночёвку — и понимали, что хоть на зубах, но 1800 км до дома придётся преодолеть «одним куском». Ах, да — сегодня мы прошли 993 километра, за уже почти привычные 14 часов.

Интерлюдия — про хорошего человека и железнодорожная

— Классным поедешь?
— …???
— Классным, говорю, поедешь?
— Чего?
— Блин, мужик, ты чо тормозишь?! Классным, спрашиваю, поедешь?

На часах 5 утра, я спросонья вообще не въезжаю, кто и чего от меня хочет. Проснулся от стука в водительское окошко — надо мной нависает непонятная косматая личность и ждёт ответа на поставленный вопрос: «Поеду ли я классным?». На календаре начало ноября, место действия — товарная жд контора где-то на окраине Чернышевска (тогда ещё Читинской области). Но обо всём по порядку…

Тот мужественный читатель, что добрался до сих строк, вероятно помнит, что повествование о путешествии из Берлина в Хабаровск прервалось на ночёвке в Улан-Удэ. Оттуда и продолжу. Какой была дорога до Читы, помнится смутно — не зафиксировалась она, видимо, как раз потому, что из головы не шёл тот самый вопрос: «Как добраться до Хабаровска, если на той тропе, что должна когда-нибудь стать федерально трассой, без КАМАЗа нечего делать?». Но как-то всё-таки приехал в Читу, направился на жд вокзал, нашёл там подразделение, которое занимается отправкой грузов на восток и всюду. И узнал, что отсюда смогут отправить только контейнером и это будет дорого. Или надо ехать до Чернышевска — там есть варианты подешевле— или на платформу попасть, или даже в «сетку». Что такое «сетка», давнишним обитателям Drom’а рассказывать не надо — для остальных поясню — это такой специализированный для перевозки автомобилей вагон-платформа.

Картинка позаимствована отсюда

Сейчас у нас тут на ДВ увидеть такой сложно, а раньше в 90-ых… только шум стоял, что называется. Ну да не суть. Суть была в том, что мне не хватало денег ни на один из вариантов, и пошёл я звонить домой. Всё время после выезда из Москвы я поддерживал связь только с отцом — дамы нашего семейства были убеждены, что я всё ещё в столице, жду растаможки — иначе их бы инфаркт свалил или какая другая напасть. Поэтому для них известие о том, что я в Чите, стало эдаким «нежданчиком с запахом валерьянки». Необходимую сумму — а не хватало мне тогда, кажется, миллиона неденоминированных рублей — мне пообещали прислать переводом «до востребования», и ждать денег надо было пару дней. Ну что ж, думаю… привокзальная стоянка — не самоё паршивое место. Милиция здесь обычно дежурит круглосуточно, если начнёт меня криминальный элемент вытряхивать из машины — глядишь, и вмешаются… Чтобы удостовериться, пошёл на пост — он как раз напротив стоянки расположен был, в какой-то времянке. Поднимаюсь по наружной лестнице, спрашиваю первого же человека с погонами — лейтенантскими, кажется:
— А вы здесь круглые сутки дежурите?
— А с какой целью, собственно, интересуемся?
Объясняю, дескать, так и так, студент, из Берлина, домой на машине, «приподзастрял», собираюсь тут в машине ночевать… Лейтенант внимательно слушает, потом говорит:
— Нет, мы здесь до 23:00 только. На ночь не остаёмся. Ты подходи к этому времени, мы на УАЗике снимемся, поедем в управление — развод, все дела… Потом что-нибудь придумаем.
— Ладушки, — говорю, — буду как штык.

Чита — привокзальная площадь конца 90-х. Не без труда нашёл эту фотографию — спасибо паблику «Чита — фотографии из прошлого»

Делать мне было особо нечего, я просто «батонился» на стоянке, прокатился по городу, но больше для того, чтобы съестного прикупить да время убить. И вот — вечер. Подъехал к посту, вышел «мой» лейтенант, кивнул, сел в УАЗик. Я, как велено, на хвосте. Чуток подождал, пока он там свои дела порешал, гляжу — выходит он и говорит:
— Так, смотри. Устрою я тебя на ночлег в нашей части внутренних войск. Сейчас за нами поедешь, на КПП если спросят, скажешь, что ты наш коллега из Хабаровска — в/ч такая-то…
— О! Я даже знаю её — у нас на окраине, рядом с Красной речкой в Сосновке вроде находится!
— Точно! Поехали.

Приехали в часть, на КПП меня ничего не спрашивали, машину припарковали где-то рядом с КПП, где офицеры свои тачки держали. Заводит меня лейтенант в казарму, в какой-то «кубрик» — там и столы стояли, и бюст Ленина, и кровать почему- то. Привёл дневального, даёт ему ЦУ:
— Так, вот коллега наш. Спроворь ему тут чего-нибудь — тушняка, хлеба, чаю… Бегом!
Дневальный ушёл, лейтенант объясняет мне:
— Я, в общем, договорился, но командиру лучше глаза не мозоль — утречком садись на тачилу свою и езжай на вокзал. А вечером — опять сюда, ну дальше — ты знаешь…

Я уж там, ведомо, всяких благодарностей наговорил, руку жал… но до сих пор в шоке. ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВИДЕЛ МЕНЯ В ПЕРВЫЙ РАЗ. Я ЕМУ НИКТО. А он — раз, и просто так…
Не помню, на следующий день мы с ним увиделись, или прямо в этот вечер, я ему свой адрес дал хабаровский — он обронил, что вроде как, может, засобирается в наши края за машиной. Стыдно, но не помню, как моего благотворителя зовут — бумажку с его данными я потерял… Но если он вдруг прочитает и засобирается, пусть знает, я всё по тому же адресу. Кажется, Сергеем его всё-таки зовут…

Вот такая история про хорошего человека, благодаря которому я обрёл спокойный, безопасный и бесплатный ночлег у местных служивых. На второй день, кажется, случилась «Встреча на Эльбе» — встреча двух братьёв. Мой младший брат Андрей — тот самый, к которому мы в Нижний Новгород сейчас заезжали — служил тогда в военной метрологической лаборатории, и 2 раза в год сопровождал в Москву их хитрые приборы-стандарты на поверку. Их перевозили в специальном вагоне, который подцепляли к почтово-багажному поезду. И вот, подъезжает Андрей себе к Чите, лениво обзирает перрон — и роняет на него свою челюсть. Поезд медленно останавливается, Андрей выворачивает шею и едва не вываливается из тамбура вслед за своей челюстью — да, да — он увидел меня. Он, как и наши дамы, не знал, что я еду по стране, и в поездку уехал ещё до того, как я позвонил и «сдался». А отец мне рассказал, что Андрей в пути, номер поезда сообщил и вот… Радости от встречи было… не передать! Поезд стоял минут 20, мы побежали, конечно же, посмотреть Галанта — это было первое авто в нашей семье, на минуточку! Андрей и сослуживцы поцокали языками — в Хабаровске, конечно, рассекали уже японки и поновее, но эта была: а) леворукой; б) 2,4 литра; в) из Германии! Порадовались, повосхищались, поезд тронулся, а у Андрея глаза всё так и были округлённые в максимальной степени, с той секунды, как он меня на перроне заметил.

А я на следующий день получил перевод и поехал в Чернышевск, уже предвкушая, как водружусь тоже на железную дорогу и прокачусь на поезде. В дороге был такой эпизод — случился участок свежеотсыпанный крупной щебёнкой, подушку, знать готовили. Но ничем ещё не утрамбовали, не укатали, а так… отсыпали и отсыпали. А большегрузы — всякие КАМАЗы там и прочие продавили в нём колею, да такую… я еду, и так у меня всё громыхает и скрежещет под днищем — сердце стынет, тестикулы инеем покрываются… несколько раз останавливался выходил-смотрел, был убеждён, что глушак-то уж точно оторвался нафиг! И ехал так, и ехал… точнее полз. Потому как разогнаться было мегастрашно. И вот нагоняет меня сзади самосвал — походу он эту щебёнку куда-то вперёд и вёз — нагоняет значит, и тащится какое-то время за мной… думал, наверное, что я сейчас вот просто потуплю чуть-чуть, разгонюсь. Щаз, ага! Потом он фарами помигал — я аварийку включил, и он тогда ломанулся на встречку. Именно ломанулся — там из выдавленной щебёнки такой … заборчик образовался. Высотой ну… до половины водительской двери моего Галанта. Мне при всём желании бы такой манёвр не удался бы. А этот… как таран! Вот. Потом, наконец, я прибыл в Чернышевск, пришёл на контору, которая занималась отправкой автомобилей на восток, весь такой с надеждой быстро запрыгнуть в «сетку»… и обломился.

На восток «сетки» с машинами ходили крайне редко. Их ведь отправляли по наполняемости. И на «запад» шли чуть ли не эшелоны этих самых «сеток», набитых японками. А вот в обратную сторону… ждать, пока наберётся сетка, можно бы до морковкиного заговенья. Куда реальнее было бы встать на платформу — простую открытую платформу, но одну машину на платформу не поставят. Надо ждать, пока не наберётся как минимум три авто (а больше, кажется, туда и не влазило). И стал я ждать… день ждал, ночь ждал, а в 5 утра в водительское окошко Галанта постучали: «На классном поедешь?» В конце концов, выяснилось, что «классный» — это такой вагон, имеющий «классность». То есть не просто вот платформа или товарный вагон, а как в данном случае — пассажирский, переоборудованный для перевозки автомобилей.

Вот так примерно это выглядело. Только вагон был чисто пассажирский, с окнами, а это уже новодел и сервис от нынешних железнодорожников — фото утащено отсюда.

Кто-то ушлый и хитрый наладил на местном участке железной дороги такой бизнес — разобрал пассажирский вагон, убрал оттуда почти все купе (остались 2 всего, насколько я запомнил) и оборудовал заезд с торца вагона!

Теперь в такой вагон помещались как минимум 3 машины, их хозяева с комфортом ехали тут же в купе, любуясь на своих железных коней. Когда машины ехали в «сетке» или на платформе — находиться в машинах было запрещено — и по соображениям пожарной безопасности, и всяким прочим… представьте, например — едете вы внутри своей машины на платформе, и приспичило вам пописать… В общем, деталей хватало. А тут такой вот вариант. По деньгам выходило дороже, чем «сеткой» или на платформе, но зато отправление по каким-то причинам было в тот же день вечером! Не надо было ждать попутчиков! И вуаля!
Мы с Галантом на паровозе!

У Галанта выходной. Внутри вагона.

Да — курсировал этот вагон между Чернышевском и Сковородино. То есть с его помощью можно было миновать самый непролазный участок будущей трассы «Амур». И вот тронулись мы — я и … опять не помню, как зовут… скажем, с дядей Колей. В дорогу была куплена нехитрая закуска и такая же немудрёная водка, и поехали мы, коротая километры за всякими байками… А потом мы всю закуску раздали. На станциях и полустанках к поезду — я опять же не помню — почтовый это был, или какой — подбегали дети и взрослые и просили еду. Малые кричали:
— Дяденька, дайте хлебушка!

Взрослая женщина спросила, а нет ли у нас подсолнечного масла. Это был ноябрь 1997 года, Амурская область. Мне сразу вспомнилась учительница из-под Тайшета, которая рассказывала, что с зарплатой страшно идти от трассы до деревни. Дядя Коля-то привычный был. А меня — студента из Берлина — тогда пробрало до мурашек. Еду раздали быстро, водка приглушила остроту шока, поболтали с дядь Колей, поспали и приехали в Сковородино. Там зябким утром без особых церемоний выгрузились-попрощались, и пошёл я на предпоследний рывок. Тогда нельзя было такого помыслить, чтобы проскочить от «Сковородки» до Хабаровска за один день.

30. День 35-ый. Чернышевск — Хабаровск

А в 2016 мы вполне серьёзно нацелены были пройти 1800 км от Чернышевска в один присест, уложившись в одни сутки. Поэтому встали до рассвета, поплутали в поисках заправки, нашли в итоге, а на выезде узрели такой вот указатель.

Подивились названиям и даже запостили в фэйсбук, спрашивая друзей, угадает ли кто, где мы находимся. Времени на этот момент было 7 утра уже, и мы начали обратный отсчёт километрам и часам.

Ландшафт и виды здесь уже нам хорошо знакомые — сопки, перевалы, пологие спуски и такие же подъёмы. Появились и, чуть не сказал «родные», «амурские волны», вот уж по ним мы точно не скучали…

Ну как так-то, а? Как так?!

Здесь, на границе Забайкалья и Амурской области, эти самые волны наиболее… эээ… волнистые, скажем так, чтобы не переходить на экспрессивную лексику.

А если не смотреть на дорогу, то лепота! А иногда и на дорогу можно посмотреть — всё равно лепота!

На заправке, чуть не доезжая поворота на космодром «Восточный», перекусили и пошли дальше. Тут я провёл эксперимент по замеру прожорливости Кашкаруса на хорошей скорости — трасса была практически пустая, и я ровно час! держал скорость ровно 140 км/ч (круиз-контроль, если быть уж совсем точным, скорость держал). Дорога была почти всё время прямая, без поворотов — подъёмов тоже было немного. Перед началом «эксперимента» я обнулил датчики и через час констатировал — потребление составило 12 литров. Ну… опять же — это автомобильный компьютер так утверждает. Температуру воздуха сейчас не упомню, но в районе +20 была. Тепло было, точно.

Никаких поворотов мы на сей раз уже и не планировали, просто очень хотели домой. На стеле оказались уже, когда стемнело, но нас это особо не напрягало — всё же 3 водителя это сила.

Замызганный Кашкай — непривычное зрелище.

Времени было где-то 9 вечера, до Хабаровска оставалось ещё километров 500 — часов 5-6 ходу. Дорога (мне) хорошо знакомая, и прогнозы были самые оптимистичные. Но, как все мы знаем, подляны ждут тебя как раз в этот момент, когда ничто не предвещает.

Нам оставалось километров 60 до Биробиджана (оттуда уже чуть меньше 200 до Хабары), когда на перегоне между Будуканом и Бирой покровитель всех странствующих вообще и нас в частности отвернулся буквально на секундочку. На моментик. Но этого нам хватило, чтобы хапнуть адреналина большой ложкой.

Интерлюдия предпоследняя — адреналиновая и радостная

В 1997 году и тоже… ну почти в этих краях — в Амурской области — я аналогично вкусил треволнений с избытком. А дело было так…
Выехав из Скороводино, я быстро убедился, что с этой — «восточной» стороны — строительство дороги тоже ведётся, и тоже беспощадно. Сначала я подъехал к вообще только что отсыпанному «озерцу» щебёнки, никоим образом не отгрейдованной, ну вот совсем. Попытался было проскочить на удачу, но быстро понял, что своим передним спойлером начинаю ровнять поверхность аки такой себе смешной бульдозерчик. Сдал назад и стал его — спойлер — откручивать. В этот момент с «нашей» хабаровско-приморской стороны показался небольшой караван перегонов. Парни решили взять препятствие штурмом, с разбега, и скоро 2 машины засели «по самые помидоры». На их счастье мимо ехал Камаз, который быстренько их повыдёргивал. Надо ли говорить, что, когда я попытался форсировать эту насыпь, Камаз давно смылся… а я сел… в щебёночную лужу. Но движение здесь всё же не самое гиблое, просидел я недолго — выдернул и меня добрый человек на грузовике. А дальше и случилось — это самое. Иду я, значит, на спуск с сопочки, а полосы движения… ну... полторы. Справа от меня — как бы на моей полосе — насыпаны огромные кучи той же щебёнки, в ожидании грейдера, видимо. Так что я иду бОльшей частью корпуса по «встречке». А с противоположной сопочки навстречу мне спускался Камаз с длинным таким прицепом. А время было, напомню, начало ноября. И в некоторых тенистых местах образовывалась уже крепкая такая наледь, которая могла полдня продержаться, пока солнце не обойдёт сопку и эту наледь не растопит. И вот, когда Камаз был на такой наледи, его понесло. Или водила решил притормозить, или что… не знаю… но начал он вихлять аки гусеница премогучая. Да так лихо вихлял, что ни щёлочки на дороге не оставалось. Спрятаться мне было негде от слова «пипец» — справа кучи, слева откос… И вот так ехали мы друг дружке навстречу, неслись даже, я бы сказал. Я уже видел глаза камазиста — они были как раз под размер его лобовухи, и оставалось метров… ну 30-40, когда между кучами показался достаточной длины разрыв, чтобы мне там укрыться. Правда, надо сказать, что и водитель Камаза своего зверя «захомутал» — погасил вихляния и тормозил уже вполне эффективно. Может, мы и остановились бы фэйс-ту-фэйс без «поцелуя», кто знает… но перепроверять мне не очень-то и хотелось, меня вполне устроил вариант с «дырочкой».

А потом я тоже приехал в Новобурейский. Причем это было уже на следующий день. Сейчас сам себе не очень могу объяснить, но только я поехал от Сковородино на Благовещенск, и там на посту ГАИ переночевал. Только там — в Новобурейском — ещё стелы и в помине не было, и даже не в Новобурейский я приехал, а в Бурею. И надо было мне переправляться через эту самую Бурею, а моста тоже и в помине… но был паром. Который стоил денег. Просветил меня очередной ГАИшник на подъездах к Бурее. В ответ на его приветствие — ну знаете, они так представляются:
— Сержант такой-то… тыры-пыры, — я ответил:
— Добрый день! Алексей Збарский — самый проверенный водитель России! (ну ведь в самом деле — почитай все 8000 километров меня проверяли!)

Так вот. Этот инспектор рассказал, что на Бурее есть паром. Местным переправа стоит… скажем… 100000 рублей (неденоминированных), а всяким транзитникам, особенно «перегонам» — все 300 тыщ. Я подсчитал наличность и понял, что всё плохо. Денег оставалось впритык — на бензин и на обе переправы — моста у Хабаровска тоже ещё ведь не было, и там тоже был паром!
В общем, тут 100 тысяч я ещё мог себе позволить заплатить за переправу, а вот «транзитный» ценник поставил бы меня на грань разорения и полной прострации.

Подъезжаю к переправе — как до неё добраться, мне уже чуть ли не начальник местного ГАИ разъяснил (дело-то было 7 ноября, а я по незнанке запёрся на главную площадь, где вот-вот демонстрация должна была начаться, или митинг… и тут как набежали отовсюду люди с палками, как набежали…) — подходит паром, выгружаются с него коллеги на «японках», иду к шкиперу. Он такой… классический. С бородой, в фуражке. Объясняю ситуацию — мол, студент, из Берлина, на машине, денег йок, возьмите как с местного, а, дяденька? Он сурово смотрит мимо, и говорит:
— 300 тыщ.
Я говорю:
— Дяденька, мне уже Вам даже продать нечего! Разве что бороду, так у Вас своя есть… Хотите я Вам анекдоты буду всю дорогу рассказывать?
А он такой:
— Короче давай, убирай свою тачилу в сторону, не мешай погрузке…
Я ж подъехал сразу к аппарели, или как там эта штука называется, поднимают/опускают которую… Пришлось отъезжать и стоять в сторонке, наблюдая как заехали 2 ЗиЛа, как парочка местных мотоциклистов вскарабкалась… сижу грущу, пытаюсь посчитать — ну, может, в Хабаровске удастся «по дешману» проскочить…

За этими расчётами и застал меня зычный шкиперский окрик:
— Эй, студент! Давай на борт!
Заезжаю, не веря счастью, думаю, фууу… пронесло. Отсчитал 100 тысяч, иду к шкиперу.
— Вот, — говорю, — всё честь по чести. Пусть я типа местный буду!
— Да нужны мне твои 100 тысяч, — отвечает шкип, — себе оставь. Пригодятся. Давай анекдоты трави!
Так я переправился. Анекдотов успел рассказать всего ничего — речка-то не Бог весть какая широкая, а на выгрузку я первый стоял… и пошёл на Биробиджан, на Хабаровск…

31. День 35-ый. Чернышевск — Хабаровск продолжение

Но вернёмся к адреналину свежего розлива — ехали мы себе, ехали, и настолько бодро я себя ощущал, несмотря на поздний час, что шёл и 110, иногда разгоняясь и поболе. Но аварийку справа на обочине увидел загодя и стал сбрасывать скорость — на всякий случай. И слишком пристально вглядывался в мигающие огоньки, поэтому то, что было перед носом — прямо на полосе застало врасплох. И случилось это.

Подробности — в видео по ссылке. Знак аварийной остановки — не наш. Это коллеги по несчастью. Они лишились 2 колёс.

Увы, почему-то на регистраторе файл с видео, когда мы только подъезжаем, оказался битым, поэтому вот такое внезапное начало. На самом деле вот что я увидел и попытался в последнюю секунду уйти на встречку.

Дорожники устроили здесь капитальный ремонт и часть отремонтированного участка завалили камнями, чтобы никто не ездил. Если бы ещё знак об этом предупреждал… В общем, въехали мы почти со всей дури — если внимательно смотреть видео — там на первом кадре скорость 94 км/ч, которая сразу падает до 70… и Кашкарус уже на встречке, по которой движется другое авто.

Я опасался, что мы лишились не только резины, но и дисков, но осмотр показал, что мы отделались «лёгким испугом» — порвали только резину на правом переднем колесе (к слову, несмотря на то, что прореха была достаточно внушительной, её позже удалось залатать). Нашим «коллегам по несчастью» свезло куда меньше — они лишились, повторюсь, двух колёс. Правда, они были местные, и к ним уже подъехала подмога.
Нам пришлось быстро убраться с дороги на обочину — фуры пёрли так, что волосы дыбом вставали, когда они мимо проносились. Пока я менял колесо (пришлось весь шмурдяк выкидывать из багажника), Оля с Витюхой пошли на разведку — смотреть, был ли знак. И обнаружили вот это.

То ли знак снесла какая-нибудь фура, то ли его не установили как надо… Кстати, никаких знаков, призывающих постепенно сбрасывать скорость, точно не было. В общем, злые мы были на дорожников, что не дай Бог им попасться нам в тот момент. И даже не столько нам, сколько нашим «соседям». Надо, конечно, признать — в светлое время суток мы бы так не въехали. Но… на дороге должно быть безопасно круглосуточно, нет?
Пока мы загружались, наши «соседи» попытались водрузить мятый знак на достаточном удалении, чтобы больше никто не попался в ловушку. Мы же загрузились, тронулись, и мне стало нехорошо, когда я увидел на приборной панели тревожно светящийся (ну мне так почудилось тогда) символ у температурной шкалы. Подогретое стрессом воспалённое сознание мигом нарисовало картину, что, дескать какой-то из камней повредил радиатор, и это полный … полная… очень-очень плохо в общем. Мы остановились и стали звонить Яну и Наташе из Биробиджана — помните ещё наших добрых знакомых автопутешественников на таком же Кашкае? — чтобы те глянули в руководстве по эксплуатации, что значит сей знак. Они уже спали, кажется, но быстро успокоили нас — это не индикатор чего-то ужасного. Это тупо символ, обозначающий, что шкала температурная. Вот что стресс с людями делает. Сейчас смешно, а тогда мы были на таком адреналине и с «расчёсанными нервами», что прямо помутнение в мозгу приключилось. Но с нервами справились и потихоньку-полегоньку покатились дальше до дому, хотя Ян и Наташа нас уже готовы были приютить.

Интерлюдия финальная. Здравствуй, дом

Всё-всё-всё — это уже почти конец! Переправившись через Бурею, я спросил у перегонов, ждавших погрузки с «восточной» стороны, сколько осталось до Хабаровска.
— Часов 7, — сказали они.
Меня ещё удивило тогда, что не километрами обозначили дорогу, а временем. Впрочем, это было уже не так важно. Главное — осталось чуть-чуть. Поначалу дорога была ужаснейшая — такой асфальт, что лучше бы его вообще не было, с ямами огромными — в районе Облучья, потом — на перевалах грунт и скальник, и только перед Биробиджаном стало получше, а затем и вообще красота — новенький асфальт, даже без трещин ещё, кажется, был.

Последним приключением, пожалуй, стал поиск парома мостоотрядовского. Я приехал на берег Амура — уже темно было. Указателей никаких, спросить некого. Плутал, плутал между «быками» и опорами будущего моста. Уже расстроился было, думал — придётся ночевать на пороге дома буквально. Но вдруг увидел неподалёку свет фар — кто-то тоже хотел переправиться, но шёл «прямым» курсом. Я рванул туда и вскоре, заплатив последние рубли, погрузился на небольшой паром. Он пересёк Амур, пристал где-то в районе базы КАФ, и всё… я в Хабаровске! Это было шок. Причём шок я испытал, когда уже выбрался на Тихоокеанскую и ехал в сторону своей Красной Речки. Было дико непривычно ехать по родному городу за рулём — я ведь только на автобусах здесь раньше передвигался… Но всё обошлось — и уж какие ахи-охи были, когда я в дверь позвонил…

P.S. А закончить историю хочу ещё одним рассказом про ещё одного хорошего человека. Это было уже спустя несколько дней, когда я растамаживал Галанта в Хабаровске. Оказалось, что дело это тут хитрое и непростое — ведь обычно здесь автомобили эту процедуру не проходят, их во Владивостоке, в Ванино оформляют. А здесь таможенники на меня смотрели, как на Дарта Вейдера в костюме Деда Мороза… Долго скрипели извилинами, куда-то звонили, назначили штраф за опоздание (если кто помнит, мне в Белоруссии на таможне поставили штамп и написали «Растаможить в течение 30 суток», а я опоздал на несколько дней, т.к. в Москве думал растаможиться), но в итоге велели поместить машину на таможенный склад, оформили плату за использование стольки-то квадратных метров склада, назначили пошлину, которую надо было оплатить почему-то в кассе, которая находилась в международном секторе хабаровского аэропорта. И рраз — денег мне не хватило — из-за этого дурацкого таможенного склада и штрафа! Звоню прямо с таможенного поста (он на «Питомнике» в районе кладбища находился) отцу. Он говорит: денег нет, надо по знакомым одалживать. День-другой понадобится. А время за хранение увеличится соответственно, а за него плата была в у.е. по курсу (кто не помнит — у.е. — условная единица, эвфемизм для доллара). В общем, когда я трубку положил после разговора с отцом, вселенскую скорбь с моего лица можно было прямо в банки закатывать. И тут милая дама средних лет, которая меня оформляла, и говорит:
— Скажите спасибо, что нам хоть иногда зарплату платят, и сегодня такой день, — открывает сумочку, достаёт кошелёк и протягивает мне столько, сколько не хватает. Она тоже видела меня первый раз в жизни. Ну ... гарантии у неё были, ПТСку-то она мне должна была выдавать, но… в общем, вы поняли, да?! Достала деньги и отдала их мне. Конечно, на следующий день я ей их вернул. С конфетами и каталогом «
Otto» (молодёжь погуглит, а ровесники — особенно дамы знают, о чём речь). Вот и весь сказ.

Я не обольщаюсь, я знаю, что в нашей стране люди разные есть, но процент хороших, я уверен, выше, чем в среднем по планете!

Финал

И в 2016 мы тоже приехали домой. Часов уже около 3 ночи 10 сентября мы увидели родной мост.

Торжественный въезд в город и проезд через него до Красной Речки был доверен Виктору. Дома нас ждали — и это было здорово!
Всем мир!
Давайте путешествовать!

И по традиции — сухие числа.
Всего проехали — 21458 км. Выезд 6 августа, вернулись 10 сентября.
Бензин — 77479,58 рублей
ТО у дилера — 15200 рублей
Питание — 38304,01 рублей
Гостиницы — 30350 рублей (16 ночевок в общей сложности)
Разное — 24808 (туалеты-стирки-такси-паром-автомойки-экскурсии-билеты-поход в Икею-аквапарк-хозмелочи)
Сувениры и подарки — 12979 рублей (магнитики-майки-шайбы-бальзамы)
Итого — 199120,59.
Полученных эмоций — на мильён!