|
Мой отчет получится скупым, т.к. я не вел дневник во время поездки, но надеюсь, что он поможет тем, кто соберется в Казахстан или Киргизию на автомобиле.
Собственно, идея путешествия возникла следующим образом. Моя жена родилась и жила до студенчества в Казахстане (город Кзыл-Орда) и в последнее время ее и тестя, который сейчас живет с нами, стало неудержимо рвать на Родину. И было принято решение совместить поездку в Кзыл-Орду с отдыхом на озере Иссык-Куль. А уже узнав о наших намерениях, мой друг Леонид выразил желание присоединиться со своей семьей и был с радостью принят в состав группы. Потом был сбор информации о дорогах, возможных неприятностях в пути, механизмах прохождения таможни и т.д. в сети Интернет, переписка с МЧСниками Киргизии с которыми у нас ведутся совместные работы научно-исследовательского направления. Спасибо тем, кто откликнулся в форумах www.auto.vl.ru и www.ati.su и Дмитрию из Новосибирска, который за 3 недели до меня прошел почти весь запланированный мной маршрут без заезда на Иссык-Куль и поделился впечатлениями (в основном отрицательными). Были некоторые моменты по выбору транспортных средств для путешествия. Сначала рассматривался вариант на двух одинаковых Мерседесах (Леонида и его отца), но папа Лени, сказал, что это его последняя машина и он никому ее не даст, потом вариант на Мерседесе и моей Suzuki Wagon R Wide (маленький японский автомобильчик с полным приводом). Но в конце концов остановились на варианте Мерса и УАЗ 22069 (отечественный внедорожник в кузове микроавтобуса со столиком внутри). Кстати, положительный опыт путешествий семьей на УАЗике уже имелся.
Состав группы:
УАЗ-22069 2000 г.в. с пробегом 95000 км – Я, моя жена и двое детей (пацаны 4х и 6ти лет), племянница 12 лет и тесть. Из машины делаем спальню на колесах. Одно кресло снимаю, пол застилаем одеялами. Получается, что у всех членов экипажа, кроме водителя, есть и спальные места, причем комфортные, и места для сидения.
Мерседес-200D 1981 г.в., 60 л.с., дизель – Леонид с женой и двумя детьми (сын 12 лет и дочь 4 года).
Маршрут: Томск-Колывань-Новосибирск-Карасук-Павлодар-Караганда-Балхаш-Чу-Бишкек-ИссыкКуль-Бишкек-Тараз-Чимкент-КзылОрда-Жезказган-Караганда-Томск.
Итак, выезд 10 июля 2004 года 8-30 под мелким противным дождем. Дорога по России знакома хорошо и мы с мелкими неприятностями (небольшая и быстро устраненная поломка карбюратора на УАЗе и проколотое колесо на мерсе) добираемся до Обского водохранилища. Погода к этому времени разгулялась, мы купаемся, отдыхаем, кипятим чай на паяльной лампе. Кстати, здесь выяснилось, что одну, очень нужную в дороге, вещь мы, все же, забыли – подставку для приготовления пищи на паяльной лампе. Отдых занял около 3х часов и мы едем дальше.
К Российско-Казахской таможне подъезжаем в сумерках. Российскую сторону проходим быстро, заполнив только по одной на машину таможенной декларации. На Казахской простояли около 2х часов. Якобы, они заняты. Наверное, ждали взятки, но такие затраты в наши планы не входили. Запустили на досмотр после того, как мы разложились на ужин всем своим видом показывая, что спешить некуда. Кстати, за все это время с Российской стороны не было ни одного Российского автомобиля, а Казахские они пропускали без всяких проволочек. На досмотре один из таможенников по-казахски сказал, что надо бы нас потрясти как следует, на что мой тесть на том же языке сказал что не надо бы нам портить отдых и попросил побыстрее. Он 51 прожил в Казахстане и несмотря на то, что русский, знает этот язык лучше большинства казахов. После этого пошли обнимания и мы проехали даже не открывая багажников. Затраты при прохождении границы по 300 рублей с машины, получены: миграционные карты на всех совершеннолетних, полис обязательного страхования автомобиля и обязательство обратного вывоза транспортного средства. Было бы немного дешевле, если бы мы рассчитывались не рублями, а тенге.
Въезжаем в Казахстан глубокой ночью и сразу попадаем на дороги, каких в России поискать надо. Участок Лозовое- Павлодар, как его описал Дмитрий из Новосибирска: «В свете фар складывалось впечатление, что едешь по переднему краю фронта, дыры в дороге с асфальтовым покрытием иногда просто ужасали». Здесь оказалось, что я здорово лопухнулся. Заранее зная, что в Казахстане бензин дешевле, я въехал в Республику с полупустыми баками, проехал около 100 километров и ни одной заправки. В конце концов, около какой-то из деревень оставляем УАЗ и едем на мерине искать бензин. Колонку находим на другом конце деревни. Оказалось, что бензина мне до нее хватило бы. Она стоит на трассе, и до нее можно было доехать не заезжая в деревню. По северному Казахстану на всех заправках заправляют за рубли. Стоимость бензина при этом дешевле, чем в России, но дороже, чем за местную валюту. (считают по курсу 1:4, хотя в обменниках 1:4,5). Заправляемся и едем дальше. В 3 часа замечаю, что мерс начинает плавать по дороге. Километра через 2 Леонид останавливается и заявляет, что без сна дальше не поедет. Я робко говорю, что неплохо бы пройти Павлодар, мы как раз на въезде в город и слышу в ответ уверенное «нет». Съезжаем в степь и ночуем в машинах. Через два часа бужу Леонида. Мне спать что-то не хотелось. Въезжаем в Павлодар. По одному кварталу крутились больше часа. Едешь, вроде, по указателям, вдруг, указатели начинаются навстречу. Спросить дорогу не у кого. В конце концов появилась фура и ее водитель нам разъяснил, где надо свернуть с главной дороги. А указатель там просто сняли. Дальше быстро вышли в сторону Караганды не заезжая в город. От Павлодара до Шидерт дорога отличная. Потом она кончается. Вернее, дорога есть и даже асфальтированная, но на ней такие ямы, что фура может ухнуться с головой. Идем достаточно резво. УАЗик лучше дорог и не видел, а Леонид до этого считал, что Мерседес- крепкая машина. Пролетели плохой участок со средней скоростью километров 70 в час, но Мерин после этого стал косолапить на все колеса и порвалось одно из креплений глушителя. Но, вообще, ему здорово повезло. Пару раз он здорово ловил кочки поддоном, картер двигателя измял так, что на нем отпечаталась изнутри трубка маслоприемника, но все обошлось. Километров за 100 до Караганды дорога становится нормальной. В Караганде заезжаем на рынок. Обмен валюты, покупка первых фруктов. В городе много гаишников, но на российские номера они смотрели равнодушно. Кстати, до этого мы ГАИшников в Казахстане не видели вообще. Выбираемся на трассу Астана-АлмаАта. По словам самих казахов, это их единственная дорога, остальные-направления. Дорога действительно неплохая, хотя и узкая, но она и не сильно загруженная. Идем 110 км/час. Можно и быстрее но при большей скорости УАЗик начинает не по-детски жрать бензин. По пути в Балхаш нас два раза останавливали ГАИшники, но все ограничивалось проверкой документов. Во время одной из проверок встретились с Кемеровчанами на 41ом москвиче. Они тоже ехали в Киргизию и были озабочены маршрутом. Можно ехать через Чу, но задолбают попрошайки в погонах, через Алма-Ату проще, но дальше.
Примерно в 16 часов въезжаем в г. Балхаш. Цель – рынок. Рынок уже закрывался, но мы успели купить несколько арбузов по 20 теньге ~ 4,5 рубля за килограмм (В Сибири в это время по 14). Рыбу уже не продавали, купили у каких-то бабок на улице нескольких копченых лещиков, предварительно скинув цену в два раза от запрашиваемой. Снова выезжаем на трассу и ищем подъезд к озеру.
Первый нормальный подъезд находим километров через 20 от города. До этого между дорогой и озером шел ров, видимо какая-то санитарная зона. Километра 2 пылим по степи и оказываемся на берегу. Признаться, меня Балхаш приятно удивил. Отсутствие хороших видов на природу с лихвой компенсируется чистотой и цветом воды а также обалденным пляжем из песка и очень мелких камушков. Дорога к этому времени порядком всем надоела и, как само собой разумеющееся, было принято решение: стоим здесь сутки. На берегу, сколько можно видеть, никого, кроме нас не было. Разводим костер и готовим впервые в этом путешествии нормальный ужин. Все купаются. Вода довольно теплая. Пока ставили палатки стемнело, но это даже добавило романтики. Ужинали при свете костра. Под приобретенную в Балхаше рыбешку незаметно приговорили почти ящик пива (главная заслуга в этом, конечно, моя и Лёни, тесть не пьет вообще). Утром по понятным причинам первыми встали мы с Леонидом и решили сразу промыть почки арбузиком, но съесть его в тихушку не получилось. Слишком громко искали нож и чашку.
За ночь и без того сильный ветер усилился, а к обеду пошел дождь. Ехать днем через Чу желания у нас не было, т.к. были напуганы беспределом местных ГАИшников, сидеть в машинах под дождем, тоже. Решили выдвинуться дальше до того места, где дорога «перепрыгивает» через железнодорожные пути и подъезды к озеру кончаются. Решено – сделано. Перед самым виадуком по накатанному съезду подъезжаем к озеру. Здесь гораздо грязнее, чем на месте первой Балхашской стоянки. Дно отвратительное. Пока заходил в воду искупаться исколотил об камни все ноги. Отдыхаем часа три, без всякого сожаления прощаемся с местом стоянки и выезжаем дальше на Бишкек через Чу. Проблемы с «оборотнями» в погонах начались у нас еще до того, как свернули с трассы Астана-АлмаАта. Ночью на стационарном посту останавливает ГАИшник и исчезает. Появляется казах в обычном пиджаке с шильдиком на лацкане. Следует диалог:
- Почему ребенок на переднем сидении?
- Ребенку больше 12ти лет, имею право перевозить.
- Правила учи, до 14 нельзя, быстро давай 500 теньге и проезжай, пока начальник не подошел, иначе дороже будет.
- Ничего я тебе давать не собираюсь, показывай удостоверение.
- Иди на пост плати 3000.
Не спеша выбираюсь из кабины.
- Мерседес с тобой?
- Да.
- Пускай проезжает.
- Он не торопится.
- Езжайте оба отсюда.
На весь диалог не больше минуты и мы едем дальше. В Чу не замечаю ни одного мента, но на выезде оказалось что Мерса со мной уже нет. В городе несмотря на ночь было много машин и я не заметил, что за мной идет уже другая. Жду около 10 минут, начинаю разворачиваться, но подъезжает Леонид. Оказалось, его догнал Фольсваген без номеров и на ходу стал останавливать жезлом. Он и остановился, хотя делать этого не следовало. Из машины вылезло 4 казаха без формы и, вместо здрасте: «Наркотический контроль, давай 500 теньге и обыскивать машину не будем». Леонид уже понял, что остановился зря и начал дерзить: «Я для Вас с собой денег не взял, Вы тут стойте, обратно буду ехать, приготовлю». После этого пошли угрозы братками, и, что машину здесь бросишь и т.д. И Леонид уехал.
Дальше до границы добрались без проблем, так и не встретив ни одного мента на Чуйской трассе. Казахскую таможню прошли быстро. Была очередь из фур, но пограничник славянской внешности нас пропустил без очереди. Серьезного досмотра не было, проверили документы, забрали миграционные карты и пропустили.
Прохождение Киргизской таможни – это номер. У нас был документ подписанный заместителем министра Республики Кыргызстан адресованный органам таможни, МВД, главам администраций с просьбой оказывать содействие в перемещении нашей научно-исследовательской группы. Показываю бумагу таможеннику, он долго читает, отдает честь и пропускает, даже не проверив паспорта и не пересчитав людей в машине. Выезжаю за таможню, жду минут 10, Мерина нет. Возвращаюсь пешком обратно. Нахожу Леонида. Он стоит в каком-то отстойнике. Несмотря на то, что у него была копия документа, он ее никому не предъявил. У него забрали все паспорта, машину загнали на досмотр, а всем пассажирам необходимо пройти через терминал. Подходим к таможенникам.
Я: - Вы же читали наши документы, там указаны две машины, в том числе Мерседес. Почему не пропускаете?
Таможенник: - Так, он сказал, что отдыхать с семьей едет.
Я: - Это он спит уже, мы двое суток без сна едем.
Все паспорта возвращают с извинениями и вытянувшись в струнку ждут, когда мы отъедем. Им только белых платочков не хватало нам вслед махать. После таможни экологический пост. Просят подняться в какой-то скворечник. Там сидит кругломордый киргиз. Вместо здрасте: « О, РУСС, здорово, много денег привез?».
- Откуда деньги? Российская Академия Наук.
Протягиваю все тот же документ.
- Мне твои бумаги не нужны, деньги давай.
И тут Леонид проснулся и произнес фразу, которую я и сейчас без улыбки вспоминать не могу, а тогда чуть на пол от хохота не упал: «Мы люди серьезные, ты сначала думай, а потом говори!». Киргиз начинает понимать, что действительно ляпнул лишнего: «Да Вы что, мужики, я просто думал Вы от души дадите немного». Я в унисон Леониду: «Ну вот, ты опять говоришь, а не думаешь». Так и не взглянув в документы начинает бессвязно извиняться и провожает до шлагбаума. Сразу с границы начинаются поселки, которые переходят в Бишкек. Так и не найдя места поукромнее, ложимся спать в машинах в центре города, время около 5 утра. Утром, скорее из вежливости, чем по делу (все дела решаются с помощью Интернет и других видов связи) заезжаю в МЧС. Там подписываем безденежные м ни к чему не обязывающие договора о сотрудничестве, нам дают в проводники по городу сотрудника министерства чтобы он отгонял от нас ментов, показывал рынки, столовые и все остальное.
Бишкек город довольно красивый, много транспорта, но с правилами дорожного движения водители похоже не знакомы. В зеркала никто не смотрит, впрочем, их почти ни у кого и нет. Дорожные знаки и разметки нанесены для красоты. На наших глазах машина сбила пешехода перебегавшего дорогу. Удар был очень сильный, парень перелетел через голову и плошмя упал на асфальт. Никто, включая непосредственных участников ДТП, не остановился. Пострадавший подскочил и побежал, хотя дальше 10 метров, думаю, ему было не отбежать. Обалдели от цен на вещевом рынке. Цены в 5 раз меньше, чем на рынке в Томске. Продукты и фрукты тоже дешевые. Арбузы – 5 СОМ, водка – 25-50 сом, остальные цены не помню. (1 рубль ~ 1,45 сом) Водка что в Казахстане, что в Киргизии чуть похуже, чем хорошая Российская, но плохой не назовешь. А цена ниже в 4-5 раз. Название берут известных и хорошо раскрученных торговых марок: Смирнов, Немиров (в ней тоже плавает перчик и она самая дешевая), Русский размер и т. д. Пробовал самую дорогую и самую дешевую, разницы не почувствовал. Неплохое местное пиво. Вино отвратительное, что в Киргизии, что в Казахстане. Как правило, это вообще не вино, а спиртовые настойки из карамели, хотя на этикетке написано вино. Нас предупредили, что продукты в Бишкеке значительно дешевле, чем на Иссык-Куле и мы затарили полный УАЗик.
Выехали из города в сторону Иссык-Куля около 15 часов. На выезде очень много ГАИшников с радарами, но нас никто не останавливал. Сначала соблюдали скоростной режим, но потом пристроились за маршруткой. Она шла везде 80-90, сбрасывая скорость перед самыми скрытыми патрулями, видимо, заранее зная где они находятся. Дорога сплошь обсажена дикими яблонями и урюком. Все уже было спелое и очень вкусное, но никто, кроме нас не собирал. Ближе к Иссык-Кулю дорога забирается в горы и там яблоки еще зеленые. Въезд на озеро через Бооское ущелье. Очень красиво. Дорога вырубленная в скале идет вдоль реки Чу, а над ней вырублена еще и железная дорога. Еще выше- противооползневые террасы. Когда впервые подъехали к реке, мы с женой в один голос сказали: «Вот бы здесь сплавиться». У нас есть опыт сплава по рекам 4 категории. Серьезных порогов не видели, хотя, вероятно, они есть. Река просматривается с автомобильной дороги не везде. Но подпор воды таков, что просто пристать к берегу на катамаране, наверное, будет сложно. Один катамаран мы видели на берегу, но рядом никого не было. Видимо, сплавщики проводили разведку по берегу.
До Иссык-Куля доехали часа за 3-4. На подъезде стоит пункт экологического контроля. За въезд берут деньги, по-моему, с некиргизских – 400 сом с машины. Мы с бумагами за подписью министра проехали бесплатно. Северный берег озера сплошь застроен пансионатами, южный – дикий (это мы узнали заранее из Интернета). Решаем начинать с южного берега. Как только немного отъехали от г. Иссык-Куль подъезжаем к озеру. Берег глинистый и это совсем не то, что мы ожидали увидеть. Рыбаки нам сказали что песок дальше. Выходим опять на трассу, проезжаем какую-то деревушку. Съезд в сторону озера, сворачиваем. На дороге шлагбаум, аншлаг подъезд и подход запрещены – заповедник. Шлагбаум подняли сами и подъезжаем к ветхим строениям на берегу. Нас встречает совсем молодой парнишка с удостоверением егеря. Просит за возможность переночевать на берегу по 200 теньге с человека. У меня желание кому-либо платить не было, я настаиваю на том, что нам необходимо проехать дальше, но меня мало кто поддерживает, начинается торг но цена почти не меняется. И сменилась она только после того, как я сказал до свидания и поехал к выезду. Мне посигналили и попросили вернуться. Леонид договорился на 200 теньге( ~ 40 рублей) со всего коллектитва в сутки. Егеря показывают нам места для палаток, родник и мы остаемся. Тем временем, погода и без того неважная начинает портиться. Торопимся поставить палатки, но заканчиваем их ставить уже под дождем. Разводим костер и под водочку, уже в темноте под мелким дождем с сильным холодным ветром, мечтаем о солнце. А мечтать о нем, как потом оказалось, пришлось нам еще долго. Где-то через час пришел молодой егерь, мы и сразу не сомневались, что он нарисуется. Несмотря на то, что мы уже основательно поддали, он был еще кривее. Наливаем ему еще. Плачет, говорит, что ему стыдно за то, что взял с гостей деньги. Если бы они (деньги) у него еще были, наверное, бы вернул. Следующий день хорошей погоды нам не принес. Под дождем собираться не хотелось и мы остались еще на ночь, уже бесплатно. Несмотря на то, что ветерок бодрит, часто купаемся. Пользуясь случаем, делаем профилактику транспортных средств.
Утром еще раз купаемся, без всякого сожаления прощаемся с местом стоянки и отправляемся дальше к центру южного берега Иссык-Куля, где по описаниям самые лучшие песчаные пляжи. Дорога сначала отходит от озера и подымается выше. Потом идет вдоль самого берега. Изредка встречаются пансионаты. Все в запустении. Почти нигде нет ни окон не дверей, стоят недостроенные со времен СССР многоэтажные корпуса. Проезжаем километров 100 от места первой стоянки на озере. Здесь, пожалуй, первое за много километров хорошее место для стана. Решаем остановиться несмотря на то, что здесь в палатках расположились пионеры, или как их там теперь называют? – организованная группа школьников лет по 15 с взрослыми руководителями из Бишкека. А место действительно хорошее. Устье горной реки, пойма изобилует родниками, роскошный песчаный пляж. Единственный недостаток – река выносит в озеро холодную воду и Иссык-Куль здесь немного преснее и холоднее, чем везде, а погода по-прежнему нежаркая. С утра нас повеселил какой-то абориген. Мы уже потихоньку собирались ехать дальше, когда появился какой-то киргиз и спросил штраф за костер на берегу. На вопрос кто он такой, ответил: «Лесхоз». Я строго спросил фамилию, должность, домашний адрес и он исчез, как будто его и не было. Но такие случаи, скорее исключение. Отношение к России очень трепетное, народ даже не бедный, народ нищий и все свои беды связывают с тем, что отделились от России. От многих из них слышал, что ненавидят своего президента Акаева за то, что пустил НАТО на территорию Кыргызстана, их военная база сейчас расположена в нескольких километрах от Российской.
Прощаемся с пионерами и едем дальше. По дороге покупаем знаменитого Иссык-Кульского вяленого чебачка, а он действительно хорош. Внешне похож на обычного речного чебака, но до чего жирный! Не возможно оторваться. В поселке Барскоон сворачиваем вправо и едем на экскурсию в горы. И поехали не зря. Какая красота. Километров через 20 доезжаем до водопада. На Кавказе народ едет черт знает куда чтобы посмотреть на водопады 3-5 метров. Здесь вода падает с высоты, думаю, метров 100, если не больше. Полюбовались на водопад и дальше в горы. Там, где начинается серпантин стоит пункт транспортного контроля. Не знаю, пускают ли дальше туристов, по нашим бумагам из министерства мы могли ездить где вздумается. Записывают время планируемого выезда, просят хлеба и пропускают со словами: «Мерседес до перевала не дойдет». Дорога отсыпана щебнем, но очень ровная и хорошая. Там за перевалами канадцы добывают золото и за дорогой следят. Серпантин становится все круче, на УАЗе иногда включаю 2ю передачу, Мерс идет только на первой. Смотришь вниз и видишь каждый поворот, который ты проходил, над самой головой дорога по которой еще предстоит проехать. А какой вид!!! Первый перевал Барскоон, высота 3700 от уровня моря, чуть больше 2000 от уровня озера. Выходим из машин, фотографируемся. К этому времени мы уже заехали в облака и видимость так себе, но и того что можно увидеть хватает, чтобы захлебнуться от восторга. Вокруг вековые ледники, на хребте напротив нас ущелье забитое снегом и далеко внизу в этом ущелье снежная река превращается сначала в ручей, а затем и в реку. Полюбовались и вперед. Впереди перевал Суек(4200м). Почти сразу как начали подыматься вверх въехали в снежную тучу. Снег валил так, что почти не было видно дорогу, куда ехать. Проехали еще километров 15 и решили что надо спускаться. Все равно ничего не было видно из-за снега. Высота больше 4000 метров. Вышли поиграть в снежки (и это в июле почти в самой южной точке бывшего СССР) и сразу очень сильно у всех закружилась голова. Если честно, я сильно испугался. В таком состоянии невозможно управлять машиной. Но оказалось напрасно. Голова кружится только пока ходишь, а стоит только сесть, перестает. Спускаемся вниз с твердым намереньем приехать на Иссык-Куль еще раз, хотя бы для того, чтобы подняться снова в ясную погоду. Внизу останавливаемся около юрты чабанов попить кумыса, кстати, вдоль дорог продают кумыс совсем не такой, как в горах. Оказалось у чабанов в гостях два австрийских велотуриста, но они ни бельмеса ни по-киргизски ни по-русски. Леонид два года учился в аспирантуре в Германии и смог выступить в качестве переводчика. Оказалось, они специально прилетели для того, чтобы пройти эти перевалы на велосипедах, ждут хорошей погоды и готовы ждать ее еще хоть месяц. Уже здесь, разглядывая карту, я обнаружил, что сразу после перевала Суек есть достаточно большое горное озеро. Если бы мы знали о его существовании раньше, обязательно бы доехали. Что ж, это еще один повод вернуться. На спуске встретили Кемеровчан, кажется на Рено, уже не помню, это была единственная машина с российскими номерами за все время, которое мы были в Киргизии.
Переполненные новыми впечатлениями и очень довольные вернулись к озеру. Проехали еще немного на восток и остановились на краю какой-то деревни на ночлег. Место очень хорошее, но немного боялись повышенного внимания со стороны местных аборигенов. Оказалось напрасно. Простояли там два дня, за это время никто не даже не подошел. А вечером перед самым заходом солнца погода, наконец-то, разгулялась и мы увидели Иссык-Куль таким, какой он есть. Снежные вершины на противоположном берегу как будто бы подымаются из синей воды, а какие красивые горы, с которых мы только что спустились. Солнце на закате освещает ледники и они переливаются самыми причудливыми цветами, меняя тона каждую минуту. Казалось, что завтра мы наконец-то поваляемся под горячим южным солнцем, но проснулись утром под привычный шум дождя. Надо сказать, что солнца, конечно, очень хотелось, но и без солнца отдых неудачным назвать было нельзя. На высоте 1600 метров загораешь даже под дождем. Детей трудно было вытащить из воды, а когда это удавалось сделать, они строили огромные города из песка и подручных природных материалов, а впечатлений от увиденного с избытком хватало и взрослым, не говоря еще о том, что постоянно продолжался праздник живота. Мясо, свежепойманная рыба, фрукты и другие продукты стоят в разы дешевле чем в России. К тому же все местные жители в один голос говорили, что такую длительную непогоду летом они не видели еще не разу и мы каждый вечер были уверены, что завтра проснемся под палящим солнцем.
Дней, наверное, через шесть (мы и тогда-то не смотрели в календарь, а сейчас это вспомнить невозможно) добрались до Каракола. Здесь мне необходимо было посетить по служебным делам МЧСника, заехали, заранее зная, что будут оставлять в гостях, но с твердым намереньем не оставаться, а продолжить дикий отдых. Но видимо, все-таки плохо знали Восток. К вечеру был дастархан с бишбармаком, приходом соседей (они заходят поздравить с приездом дорогих гостей) и национальными песнями под акомпанимент камуса. Утром купили ведро вишни и сахара, причем цена вишни была настолько смехотворная, что слово «купили» надо писать в кавычках и, пока хозяйка по собственной инициативе варила для нас вишневое варенье, мы принимали горячие радоновые ванны на природном источнике и гуляли по знаменитому музею Пржевальского. Кстати, здесь ненадолго упустил из виду своего старшего сына, а когда нашел, он уже играл с тремя детьми с которыми ходит в одну группу в детском саду. Надо же было пересечь две государственные границы, чтобы их там случайно встретить. Оказалось, они с родителями отдыхают в пансионате в Алма-Ате и приехали на автобусную экскурсию по Иссык-Кулю.
Вечером, прикупив на рынке добрый кусок говядины, а до этого мы брали только баранину, и пол УАЗика фруктов выезжаем снова в путь по Иссык-Кулю. По совету Каракольских друзей свернули перед п. Тюп и проехали по проселочной дороге в обратную сторону вдоль озера. Какие там места! Бескрайние песчаные пляжи, огромное стадо диких лебедей, много диких гусей, правда они какие-то коричневые и отличаются от гусей, которые живут на севере, полно уток. Я не думал, что в средней Азии остались такие места. А на следующий день проснулись от дикой жары в палатках. Вот оно долгожданное южное солнце. Мы знали насколько опасен ультрафиолет на высоте 1600 м и почти сразу начали закрывать плечи, но к вечеру все равно основательно подгорели и уже мечтали о пасмурной погоде к которой уже так привыкли за время путешествия. А время, которое мы планировали на Иссык-кульскую часть путешествия, подходило к концу.
Утром следующего дня выехали по северному берегу озера в обратный путь и только тогда мы поняли, насколько были правы, выбрав для отдыха южный берег. Все мало-мальски пригодные для отдыха места застроены пансионатами, а те места, где можно подъехать к воде, мало пригодны для купания. Острые камни. На пляжах в хороших пансионатах дно отсыпано привозным песком. Все побережье живет только туристическим бизнесом. Буквально во всех домах сдаются комнаты внаем. Если на южном берегу от магазина до магазина не меньше 50 км, здесь на каждом шагу лавки, кафе, шашлычные, закусочные в юртах, всюду продают копченую и вяленую Иссык-Кульскую рыбу. Проскакиваем почти все озеро с одной остановкой для купания и заездом на часок на одну из турбаз в Чолпон-Ате, где отдыхают наши Казахские друзья. Много ГАИшников (на южном берегу их не бывает), но останавливали только один раз для проверки документов. На ночь останавливаемся километров за 30 от г. ИссыкКуль. Как раз напротив нашей первой ночевки на озере. Для купания это самое неудачное место из всех, где мы ночевали, но зато здесь изобилие нормальных дров для костра. А до этого, почти везде приходилось топить облепихой, и ее колючки порядком надоели.
На следующий день к обеду приехали на Бишкекский вещевой рынок. Мы заранее знали, что это самый дешевый базар во всем СНГ, но цены все равно шокировали. По сравнению с Томскими ниже в среднем раз в пять. Причем есть товары достаточно приличного качества. Цену почти никто не сбрасывает, видимо она и так почти входная. На 100 баксов мы забили тряпками и посудой почти весь УАЗ. А Леонид с таким же бюджетом своего Мерина. Вечером прощаемся. Леня знакомой дорогой, и как я узнал уже потом, без серьезных приключений добрался домой. А мне еще предстояло путешествие по Южному Казахстану, где по мнению тех кто был там на машинах до меня и самих казахов с моими номерами лучше бы не появляться.
Киргизскую сторону таможни прошел еще веселее, чем при въезде в Кыргызстан. На въезде пункт экологического контроля. Там я показал свои министерские приглашения и через две минуты, уже больше нигде не останавливаясь, был на территории Казахстана. Все это время эколог орал: «Пропустите его!». Казахскую таможню прошел также без проблем, но хорошо, что я знал заранее, какие бумаги мне потом понадобятся. На таможне мне никто не предложил миграционные карты и потом, уже пешком мне пришлось за ними возвращаться.
Метров через 50 после таможни машина ГАИ. Останавливают и просят увезти своих родственников куда-то там по пути. Родственники они, насколько я знаю, ГАИшникам такие же, как и мне. Это у них такой бизнес, люди платят ментам за проезд, а те их подсаживают в попутные машины. У меня места не было. Вся машина забита, полы застелены под спальные места. И с некоторым сожалением меня отпускают. Метров через 50 еще один патруль. Я был готов к тому, что меня будет каждый ГАИшник разводить на деньги, но после общения с ними, самым большим моим желанием было вернуться назад. Общались мы с ним минут 40, а мне показалось вечность. Разговор начался с того, что он мне заявил, что я не пристегнут ремнями безопасности, на мои возражения, что они не предусмотрены конструкцией автомобиля, захохотал и заявил, чтобы платил деньги, если не хочу неприятностей. За время общения несколько раз мы менялись ролями, сначала он меня пугал, что я вообще останусь без машины и семьи, если не расстанусь с деньгами, потом я его пугал, что он работает последний день. И так, уже казалось, будет продолжаться до бесконечности. Нас обоих трясло от бешенства. И все это время первый патруль стоял в 50 метрах от нас. Представляю, как они веселились. В конце концов, мент сменил тон и произнес: «Дай хоть одну копейку, хоть что-нибудь, иначе у меня фарта не будет». Устроили, блин, казино на дороге. Я понял, что эта фраза признание в поражении, сам забрал у него из рук свои документы и с пожеланием «Счастливо оставаться» поехал дальше. После этого на пути в Кзыл-Орду меня останавливали еще трижды. Деньги вымогали везде, но столько времени это у меня уже не отнимало. Потом уже местные водители мне рассказали, что ночью у них разрешено останавливать только на стационарных постах и менты этого придерживаются. Если бы я ехал днем, проблемы были бы в каждом кишлаке. В Орду приехал рано утром. Дорога в целом неплохая, но поражает бескультурье водителей. Дальний свет никто не выключает, несколько раз сгоняли на обочину, причем самыми невежами были дальнобойщики, которые в России, наоборот всегда корректны на дорогах.
Пробыли в Кзыл-Орде около недели. Каждый день разъезжал по городу с российскими номерами. Ни разу не остановили. Описывать особенно нечего, обычные встречи с родственниками, каждый вечер застолья до икоты. После дикого отдыха было бы даже приятно, есть за столом и спать на чистых простынях, если бы не дикая жара. После первого же дня я сказал, что теперь я точно знаю, что ад есть и даже в нем побывал. Моя жена и тесть, которые долго там прожили не верили что в таких условиях можно жить. Единственный плюс, что дыни и арбузы еще дешевле, чем в Киргизии. И арбузы не такие, как привезенные в Сибирь, а созревшие на корню.
Ехать обратно решили в ночь, чтобы было не так жарко и через Жезказган, где нет ГАИ. Я заранее знал, что на этом участке около 300 километров нет дороги. Вернее, дорога есть и даже отсыпанная. Когда-то ее начинали строить, но потом деньги кончились и осталось только насыпное глиняное полотно без всякого покрытия, на котором КАМАЗы нарезали колею. Когда уже грузил машину, пошел дождь. Я знал, что по этой дороге в дождь никто не ходит, но я же на внедорожнике и к тому же дурак. Подъехал к плохому участку в сумерках. Зрелище ужасало. Грязь такая, в западной Сибири найти сложно. Попробовал идти рядом с насыпью, еще хуже. Кругом солонцы, машина не управляемая на скользкой соленой глине. Вернулся на насыпь. Немного проехал и не поверил глазам навстречу пилила Жигули 6-ка. Бывают же дураки дурнее меня. Водитель буквально вывалился мне под колеса. Оказалось земляки Омичи едут к родителям в Кзыл-Орду. Он, бедняга уже плакал, сколько еще ехать по этому болоту? И я принес, наверное, лучшую весть в его жизни, сказав, что пара километров и он на асфальте. Уазик на хорошей резине оказался довольно управляем на этой насыпи и вскоре я оборзел и мы поехали километров 40 в час. С условием того, что фары напрочь забиты грязью а тормоза на тормозят на скользком покрытии – скорость бешеная. Пару раз я ловил подвеской огромные рытвины, но, казалось, все обошлось. Однако, километров за 40 до конца этого участка я услышал, что заднее колесо застучало, хотя на такой дороге, когда все, что может прыгать, уже прыгало по салону услышать это было невозможно. Остановился и понял, приключения начались. Ступица заднего колеса просто развалилась. Ждем рассвета. Настроение у меня очень нерадостное, остальные не понимают, что это почти кранты. До ближайшего населенного пункта почти 200 км, по дороге, пока она не просохнет не поедет никто, дождь продолжается. Почти весь следующий день ремонтировали неремонтопригодную ступицу. Шпильки крепления колеса так завернуло, что пришлось рубить зубилом диск для того, чтобы добраться до ступицы, а потом паяльной лампой нагревать до бела болты, чтобы их выкрутить. Скомбинировав из того, что было в запасе и набрав шпильки крепления, по одной с каждого из остальных колес, едем дальше. Проезжаем километров 30 и, не везет так не везет, прокалываем колесо. Запаски нет, она стоит вместо срубленного колеса. Начинаю разбортовывать, хотя прекрасно понимаю, что тем инструментом, который у меня имеется сделать это невозможно. К этому времени дождь кончился и началась обычная для Южного Казахстана жара. И все-таки мир не без добрых людей. Нам повезло. В попутном нам направлении шел УАЗ, мужики дали нам свою запаску и мы поехали дальше вместе. У меня был такой вид, что, наверное, отказать бы не смог никто. Весь в поту и грязи, с разбитыми в кровь руками. К вечеру добрались до Жезказгана. Мне объяснили, где шиномонтаж и я поехал ремонтировать колесо. Колесо сделал, после этого вернул запаску. Предлагал за помощь деньги, водку, ничего не взяли. Огромное спасибо таким людям. Тем временем наступил вечер. Для того, чтобы привести в порядок машину надо было ждать утра и потом еще терять черт знает сколько времени. Решаю ехать дальше. Чем дальше на север, тем больше цивилизации и, главное, ближе к дому. На въезде в Караганду понял, что пора бы и поспать. Было уже утро и я прилег впервые за последние двое суток. Когда я выезжал от родственников я был уверен, что в это время буду уже дома, а не тут-то было. Оказалось, что притирание глаз грязными руками во время ремонта дало о себе знать. После нескольких часов сна вместо облегчения пришла дикая резь в глазах. После этого я ехал в режиме: 30 минут управления автомобилем, несколько минут отдыха с закрытыми глазами. За время нашего отсутствия Казахские дорожники забросали самые большие ямы на участке Караганда-Павлодар и положили километров 20 нового асфальта перед таможней. Поздно вечером подъехали к таможне Карасук. Казахи нас еще около часа продержали на въезде, потом устроили шмон с выгрузкой всех вещей из машины, детальным досмотром и т.д. Но это было не только к нам такое пристрастное отношение, видимо была кокая-то операция или месячник или …, шмонали так всех, даже казахов. У нас в машине была пара голубей. Мы их взяли бесплатно у друзей тестя в Орде и везли без всяких документов соседу голубятнику в Томск. Пограничники заставили решать вопрос с ветеринарной службой. Там сказали, что цена вопроса 1000 рублей. Я объяснил, что рублей никаких давать не буду, выпущу птичек на природу и нет вопроса, впрочем 1000 ненужных в России теньге у меня есть и я готов с ними расстаться. Предложил бы меньше, но меньше нет а сдачи просить неудобно. Ветеринар остался доволен суммой эквивалентной 200 рублям. Российскую таможню прошли быстро. Там уже знали о шмоне на казахской стороне и машины не досматривали.
Все, Родина! До дома меньше 650 км хороших дорог. Правда после Новосибирска машина резко перестала ехать и стала жрать по 50 л/100 км. Было ясно, что надо смотреть карбюратор, но мы, отдавая российским олигархам последние деньги, не пропуская ни одной заправки, гнали домой. Уже дома оказалось, что слетела уплотнительная резинка с иглы карбюратора, и там было пол часа работы на поиск и устранение неисправности. От порога до порога получилось чуть больше 7000 километров.
Перечитал написанное, очень сумбурно, но я и не претендую на признание моего литературного таланта. Когда собирал информацию, многие из тех, кто бывал в этих местах в советское время просили поделиться впечатлениями после поездки. Я глубоко убежден, что на постсоветском пространстве едва ли найдется место для лучшего, чем в Киргизии отдыха на автомобилях с небольшим семейным бюджетом. Хотя, путешествовал на автомобиле я и по Черноморскому побережью и в Хакасии. Затраты в поездке, включая стоимость бензина, если и превысили ту сумму, которую мы платим на питание дома, то ненамного. Конечно, и там есть где расстаться с деньгами. В Чолпон-Ате можно выйти в «море» на яхте, полетать на параплане, пожить в пятизвездочном отеле, но мы сразу настраивались на бесплатный дикий отдых. Напрягает страх перед ментовским беспределом на дорогах, но, если заранее настроиться, с ними общаться можно. К тому же, судя по старым отчетам о поездках в Интернет, еще совсем недавно в северном Казахстане было то же самое, что и сейчас в южном, а теперь там порядок навели. Вероятно, и южане скоро привыкнут к цивилизованному общению с водителями.
О многом, конечно, написать я забыл, кое что посчитал несущественным, если есть вопросы: msergey@iom.tomsknet.ru , всем удачи.