|
Мы с супругой прожили в Киргизии с самого детства, около 10 лет назад переехали в Новосибирск. Во Фрунзе (так назывался город) я вырос, окончил школу, вернулся туда после учебы, «родил» двоих сыновей, посадил сад и построил дом. В браке мы живем 25-й год, в школе 2 года сидели за одной партой, по возрасту вплотную приблизились к тому, когда «баба ягодка опять». В Киргизии остались родственники – в Бишкеке, жена туда ездит каждый год (самолетом), я не был уже 8 лет. Осталось много друзей, родни, да и очень хотелось побывать на Иссык-Куле.
В этом году планировали ехать втроем – взять с собой младшего (18 лет) сына. Самолетом – дорого, на троих получается более 30 тысяч только за билеты, на поезде жарко и нудно, да еще ощущение, что этим воздухом уже кто-то дышал. В результате недолгих раздумий и под воздействием отчетов о самоходных поездках на этом сайте, решили – едем на машине. Опыт поездок на дальние расстояния у меня уже был.
Машина – Suzuki Cultus, 1,5 литра, 1999 год, универсал, 120 тыс. км пробег, по характеристикам близка к Toyota Corolla. Как-то специально машину не готовил – любая, даже мелкая, неисправность устраняется по мере обнаружения. Проверил уровни жидкостей и давление в шинах. Документы: взяли с собой как загранпаспорта, так и общегражданские, почему – не скажу, жена так придумала, а я не вникал. Границы проходили по загранпаспортам. Нашел где-то в инете и распечатал номиналы казахских штрафов. Ну и понятно, обычные документы на машину: наша страховка, свидетельство о регистрации (розовая карточка), «права» свои и жены. Жёнины права не пригодились.
В дорогу для автомобиля были взяты комплект свечей, банка тормозухи, литр моторного масла, литр жидкости для АКПП, ремень генератора, куплена новая аптечка, собранный за 19 лет автолюбительства набор ключей, по одной лампочке каждого вида, по 2 предохранителя всех номиналов, что есть в машине, взят из гаража второй огнетушитель, наклейка RUS. На наличие наклейки, кстати, их ГАИ обращали внимание во время остановок на регистрацию. Немного посомневался, а не взять ли вдобавок к штатному «банану» полноразмерную запаску, и не взял. Морду машины затянул москитной сеткой и, как оказалось, не зря. Незащищенный уголок радиатора по приезду был намертво забит трупиками насекомых. Был куплен атлас автомобильных дорог Омского издания 2007 года – обманная оказалась книжка, карты старые, расстояния указаны очень примерно, дороги нарисованы не совсем правильно – как по наличию, так и по их состоянию.
Еще мной были взяты 10 литров воды в канистре – для умывания, две упаковки по 6 бутылок (1,5 л) минеральной воды (привычная вода – основной залог исправной работы кишечника). Остальные съедобные припасы готовила в дорогу супруга – сырокопченая колбаса, овощи, сыр, два термоса (3 л) с кипятком, чай в пакетиках, жевательная резинка и пр. Туалетная бумага.
Я долго сомневался, какой дорогой ехать. Одна дорога мне известная – через Семипалатинск, Аягуз, Алма-Ату. Этой дорогой я ехал в Новосибирск в декабре 1997 года на своем АЗЛК-2141. Ох, и обобрали меня тогда казахские менты! О бытовавших в то время приемах отъема денег можно написать отдельное эссе – типа, в гору страшно медленно едет «подставной» самосвал, знак – обгон запрещен, скопился большой хвост, вот кто-то не выдерживает, за ним еще и еще, а наверху стоит ГАЙ с биноклем, прибывшим раздает заполненные протоколы, собирает деньги. Прибывший к этому времени водитель самосвала расписывается в протоколах как свидетель, при нас получает мзду от ГАЯ, разворачивается и едет в обратную сторону.
Сведения о состоянии этой дороги были самые противоречивые, но некий средний вектор был примерно «похуже, чем через Астану, но, в общем, проехать можно». И второй путь – через Павлодар, Астану, Караганду, Балхаш, Шу. Уже решившись было ехать через Астану, практически в последний вечер перед выездом я решил ехать через Семипалатинск (о чем спустя сутки сильно жалел).
Итак, в 6 часов утра 10 июля мы выехали в сторону Барнаула-Рубцовска. Для принятия пищи почти не останавливались – жена мастерила маленькие бутербродики – на один укус. Только когда пили чай, останавливались на 15-20 минут. До Рубцовска доехали в расчетном режиме, изляпали машину битумом на въезде, немного поудивлялись отвратительному состоянию дорог в самом городе, прибыли на границу. С нашей стороны это были замухрышные строения типа «бытовка строительная», в которых сидели очумевшие от жары и бытовых неудобств наши пограничники и таможенники. Усталые лица, вспотевшие кители, просоленные фуражки. Какие-то жалкие замусоленные столы, поломанные стулья и пр. Ждали разрешения на въезд в погранзону около полутора часов – в Россию въезжали автобусы из Казахстана. Позже нас подъехали наши земляки из Бердска на белой Toyota Carina и синей Mazda MPV. Они ехали тремя поколениями в г. Текели (по-моему) – это недалеко от Талды-Кургана. Привет вам, если и вы читаете мой рассказ.
Прошли нашу границу – на сопредельной нас встретило великолепие из стекла и мрамора. Казахские госслужащие работают в кондиционированных помещениях. Всех пересекающих границу снимают на веб-камеры, и надо сказать, смотрят они на нас, жителей «россиянии», с этаким чувством пусть не расового, но уж точно национального превосходства. Видимо, Казахстан достаточно богат, чтобы создать своим защитникам нормальные условия для жизни и работы. Оформили все бумаги, временный ввоз автомобиля, беглый таможенный досмотр – без выгрузки вещей из машины. В декларацию я не вписывал ни сотовый телефон, ни цифровой фотоаппарат – таможенница сказала, что не надо, впоследствии никто не проверял. На выезде с таможни купил казахскую страховку – что-то около 120 р. Стал её читать – нет данных о страховщике, заставил вписать свои данные продавца страховок. Всего на прохождение границы ушло 2,5 часа. Все довольно четко, без малейшей тени попыток обмана или желания поиметь денег. Обязательно должны быть миграционные карты (даже при наличии загранпаспортов). Кстати, в Казахстане и Киргизии нет понятия «рукописная доверенность» – только нотариально заверенная. С рукописной, даже если прорветесь через границу, любой ГАЙ отберет вашу машину.
Обменных пунктов не нашли ни вблизи границы, ни в Семипалатинске. Выручила карточка Visa, с её помощью в банкомате я снял тенге. Потом плутанули на дурацком кольце в центре Семипалатинска – никак не мог я понять дорогу на Алма-Ату, как-то выехали с кольца, я был просто счастлив и чисто по невнимательности попал под радар на выезде из города. Радар хороший – с видеозаписью. Сразу предложил заплатить на месте, но забрали права, выписали времянку, штраф выписали по минимальной ставке – оплати в банке. Я говорю, где же мне банк, а потом вас искать чтоб предъявить и забрать права, сказали, мол, сами в банк едем, давай за нами.
Уж не знаю, что это у них за банки, но оказалось, что в реквизитах платежа надо указывать свой номер налогоплательщика, соответственно у меня, как не казаха, такого номера не оказалось и платеж девица не взяла. Я к гаишникам, они делают большие глаза и картинно удивляются, типа, «вай, как это?». В конце концов, я сказал им «прощайте, мои права возьмите на память, у меня еще есть» (бессовестно наврал). После этого милостиво взяли деньги – по середине между max и min ставкой, и я продолжил движение. Но еще полтора часа были потеряны.
Началась дорога на Аягуз. Это был просто капец. Дороги просто нет. Бывший асфальт, ямы 15-30 см глубиной, с острыми краями, расположены так, что не объехать. Временами просто этакие рвы на всю ширину дороги. Если б знал, что так будет еще 300 км – попытался бы вернуться в Семипалатинск и рвануть из него на Астану, но не верилось, что обозначенная на новом атласе как основная трасса, дорога на все 300 с лишним километров будет просто отсутствовать. Около Георгиевки (там дорога ветвится на Алма-Ату, Усть-Каменогорск и Семипалатинск) очень помогли водители встречного большого автобуса (!) поморгав фарами и, помахав руками, показали, что на Георгиевку дороги нет вааще, а объехать можно через какую-то другую деревню. Временами на обочинах стояли машины с пробитыми колесами, но мне никто не семафорил, я не останавливался.
Ехал и молился – только не колесо-подвеска. Ругал себя – стыдно было перед женой и сыном, что так лоханулся и потащил их по этому пути, очень жалко было машинку, когда, не успевая обрулить или просто не заметив ямку, бухался в нее колесом с резиновым, а то и металлическим «бум». Примерно 315 км я ехал более 8,5 часов. На всем этом пути не было ни шиномонтажа, ни магазинов, НИЧЕГО. Где-то на середине пути был кусок километров 25 отличного асфальта, но он пролетел как мгновение. Ближе к Аягузу начались горы, совсем стемнело и одна за другой навстречу пошли колонны тяжелых фронтальных погрузчиков на базе тракторов что-то типа наших К700. По одометру вроде уже должен быть Аягуз, а его все нет, и эти ямы, и дорога идет вверх, и звезды где-то на уровне ниже дороги, и сильно устал, а остановиться страшно – съездов с дороги не видно, а идет и идет навстречу тяжелая карьерная техника, жена заставила вспомнить молодость – рассказывать сыну все сказки, что рассказывал 17 лет назад...
Наконец увидели у дороги кафе, около нее наших знакомых, с которыми проходили таможню, и остановились на ночевку, время было около полуночи. Ехали попутчики существенно быстрей, чем я, но на Toyota Carina пробили все 4 стойки. У меня потерь не было. Не доехали до Аягуза, как потом оказалось, 17 км.
Утром в 5 часов проснулись, умылись, позавтракали, поделились кипятком из термоса с попутчиками – у них оказались совсем маленькие дети, нужно было развести молочную смесь, и водой из канистры – умыться. К нашему бивуаку ночью присоединился черный Passat с томскими номерами. Уезжая, я спросил:
– Куда едешь?
– В Семипалатинск.
– Этой дорогой ехал?
– Нет.
Я ему посоветовал объехать этот путь через Караганду, но мужик недоверчиво посмотрел на меня, видимо, не поверил, как он поехал дальше – не знаю.
В Аягузе нас остановили для регистрации. Город практически мертвый – пустые глазницы многоэтажек, часть заложена кирпичем. Я залил до полного бака Казахского бензина и через 20 минут мы ехали по уже довольно сносной дороге. Наши попутчики опять умчались вперед – при моей скорости 110-120 они оторвались от нас так быстро, что, думаю, летели все 150.
Встретились мы на следующем посту, где регистрировали всех проезжающих. Казахский мент лукаво разводил внезапным вопросом (уже когда регистрирующийся стоял, уходя, на пороге) – «А почему ты ехал с непристегнутым ремнем?». Я честно ответил, что всегда пристегиваюсь, и пассажиров категорически заставляю, а вот один из попутчиков «поплыл» и остались они выяснять отношения и платить штрафы, а мы покатили дальше.
Дорога наладилась. Ближе к Талды-Кургану появился новый дефект на покрытии – сын окрестил их «крокодилами» – выдавленный фурами асфальт торчит из дорожного полотна гребнем длиной 10-30 м, высотой до 25 cм и шириной всего 3-7 см, словно закатали в дорогу нильского крокодила, только гребень торчит наружу.
Но попадались они нечасто, я успевал их вовремя замечать и объезжать. Только один раз дзинькнуло откуда-то снизу, я заглушил мотор, отрулил к краю дороги – к счастью царапнуло только поперечную балку, картеры коробки и мотора прошли выше.
До Алма-Аты ехали спокойно, в районе соленых озер продавали крупную (50-70 см) вяленую рыбу, покупать не стали – ехать далеко, в машине все провоняет, а на крышу её тоже не привяжешь. К Алма-Ате подъезжали около 5-ти часов вечера. Город объезжали по «Дмитриевскому мосту» – ямистая, длинная, кривая, плохая дорога. До выезда на Ташкентский тракт потратили около 1 часа. Уж лучше бы ехали через город по основной дороге. К таможне «Кордай» подъехали в начале девятого вечера 11 июля.
В целом, с соблюдением правил ПДД в той части Казахстана, где мы ехали, все обстоит просто отлично. В городах водители пропускают пешеходов (в Алма-Ате, Семипалатинске, Талды-Кургане, Караганде, Павлодаре), у знака «STOP» все останавливаются на 2-3 секунды, соблюдают сигналы светофора. Предупредительны, пропускают, подсказывают, видя российские номера. Казахские ГАИ спецом из потока наши машины не дергают, если едешь без нарушений, тебя практически не видят. Но уж если нарушишь – сам виноват. По крайней мере, правила поведения с ними понятны. Бензин в Казахстане очень хороший, и, надо сказать, дешевый – от 73 до 85 тенге за АИ93. Курс примерно 1:4,8 – считайте сами, кстати, НДС в Казахстане 14%. Видимо, действительно их страна богаче нашей. Машина заметно умерила свой аппетит, бензина на заправках входило меньше, чем я прикидывал, глядя на пробег. По Семипалатинской трассе не встретили ни одного названия населенного пункта на русском языке – только казахский и английский, указателей с расстояниями и указателей направлений практически нет совсем... На трассе через Караганду информационные таблички трехъязычные, есть и указатели направлений, указатели расстояний, хоть и мало.
Казахские таможенники на посту «Кордай» поразили своим откровенным, наглым и открытым клянчанием денег. В открытую, не таясь, брали деньги с российских машин, прямо из рук в руки, вытаскивали из своих карманов этакие «котлеты» купюр, не спеша рассовывали полученные деньги по номиналу и стране-эмитенту. Понятно, что жаловаться в такой ситуации некому. Начальство полностью в курсе (и, видимо, в доле).
Ко мне сразу подошел (вот не помню звания) молодой таможенник, в очках: «Что вы мне предложите?». Я подумал, что речь о документах – протянул паспорт, декларации, он все полистал и вернул с видом ребенка, получившего пустой фантик вместо конфетки, указал на смотровую яму, велел поставить машину туда. Я было решил все это дело пройти бесплатно, простоял 40 минут с открытыми дверями и вытащенными сумками, никто даже не взглянул, потом с казахской стороны подъехали 3 автобуса, это светило задержкой еще часов на 5. Я сломался, отдал требуемые 2 000 тенге, проехал к киргизам. Киргизский погранец просто поинтересовался – сколько мне было бы не жалко ему дать. Мне было бы не жалко дать ему в морду пару-тройку раз и с ноги еще, но я дал 50 р., выдернул свой паспорт из его рук, проскочил на киргизскую сторону (услышал крик «э, мало дал»), а там уже нас встретил младший брат жены, подполковник их милиции в отставке, который и пресек дальнейшие поборы.
Детальный осмотр машины в Бишкеке показал, что единственная потеря – слегка помялся задний правый диск, благо штамповка, литьем наверно прорубил бы покрышку. Демонтаж – прокатка – монтаж – балансировка – 100 сом. Колпаки на колесах были пристегнуты к дискам капроновыми стяжками, потому и уцелели.
Ездить на машине с российскими номерами в Киргизии оказалось почти невозможно по двум причинам:
– практически тотальное пренебрежение тамошними водителями ПДД. Едут на красный, когда зеленый еще не начался и когда уже кончился, на пешеходов практически охотятся, поворачивают налево из правого ряда и т. д. Страховок у них нет.
– основная причина – киргизская ГАИ. Мало того, что выдергивали из потока мою машину – стоял на парковке у магазина, ГАИ ехали мимо, увидели, остановились, посмотрели бумаги, потом – ты ж так далеко ехал, ну дай мне сколько-нибудь денег, сколько не жалко. Капец! Поэтому по городу я передвигался либо на шуриновой машине – Mercedes в 126 кузове с 3-х литровым дизелем, либо на такси, когда ехал в гости, а ездил я в основном по гостям.
Для проживания в Киргизии все же нужна регистрация, что бы кто ни говорил, а для машины еще и временный учет.
Вид на горы из тёщиного окна:
Бишкек, конечно, изменился за годы, что я в нем не был. Старый «Детский мир», где я покупал игрушки своим детям, теперь ощетинился пиками стального забора – там «Здание ООН», парк им. Панфилова (командовавшего той самой Панфиловской дивизией, спасшей Москву), в котором мои дети бегали по дорожкам и катались на качелях, превратился в сплошную шашлычную с затоптанными газонами. На крыше кинотеатра «Россия» растут деревья и даже камыш. Дворец пионеров приватизировали, а парк вокруг него застроен коттеджами, как и парк, что с огромным трудом 30 лет выращивали на голых камнях у «Южных ворот». Сильно изменился национальный состав, совсем мало русских осталось в городе. Но отношение вполне дружественное, языковая среда остается в основном русской. Все таблички на общественных зданиях на трех языках – русский, киргизский и английский (правда, теперь не вспомню в каком порядке). Нигде в общении вы не встретите затруднений, разговаривая по-русски.
Общественный транспорт – немецкие микроавтобусы «Мерседес» – типа «Газелей», только салон высотой 185-190 см, что гораздо удобнее, все дизельные. Троллейбусы остались на части маршрутов, больших автобусов не видел ни разу. Проезд в маршрутке стоит 5 сомов (что-то около 3,40 р.), в троллейбусе – 3 сома, на такси из конца в конец города можно доехать за 100-120 сомов (70-90 р.). Такси, есс-но, мерседесы или ауди. Надо сказать, что и весь автопарк состоит из немецких машин в основном – растаможка там просто детская по сравнению с нашей. И, скажем, Мерседес года 1998 с 2,5 литровым мотором тут можно купить менее чем за 10 килобаксов. В целом, народ живет довольно небогато в самом Бишкеке, а уж где-то в деревнях – и вовсе каменный век. Фрукты-овощи по сибирским меркам и зарплатам стоят дешево – раза в 3-4 дешевле, чем у нас, но по их зарплатам-пенсиям все очень дорого, и поехать на Иссык-Куль себе позволить могут далеко не все.
Потом поехали на Иссык-Куль на неделю. Маршрутка стоит 150-200 сомов с человека, расстояние около 200 км. Отдыхали в пансионате «Ак-Жол», село Кош-Кел – около 30 км от Балыкчи. Пансионаты, конечно, обветшали, но само озеро осталось прежним. Чистая, солоноватая вода, яркое солнце и горы вокруг. Лучшего места, я уверен, просто нет. Прозрачность воды такова, что, плывя, видишь камешки на дне на 4-5 метрах под собой. Много нырял с открытыми глазами, без очков и маски, глаза при этом не раздражаются, что тоже говорит о чистоте воды. Отдых обошелся в 520 сомов в сутки (3 сома = 2 рубля) с человека. Получилось за семью из трех человек порядка 1 тысячи рублей в день. Для сравнения, в прошлом году на Алтае мы жили на базе в домике с двумя кроватями. Те же 1 000 р., но без воды, без питания и холодно. Двух-, трехэтажные корпуса, в номере есть вода, балкон. Номера разной вместимости – от двух до 10 мест. Мы жили в 3-местном. Питание включено, кормили вполне сносно – в стиле советских пансионатов. Мне и сыну вполне хватало. Но с путевками мы решали «на месте», если покупать через посредников то их «два процента» легко удорожают отдых в 5-6 раз. Алма-Атинцы отдыхали по втрое бОльшей цене, путевки покупали у себя дома. В принципе, в деревнях сдаются комнаты – мы видели такие объявления, но до пляжа придется идти 1-2 км, сколько стоит аренда комнаты, я не интересовался.
Вот какой Иссык-Куль – разный и такой прекрасный!
Вот такая чистая вода в Иссык-Куле:
Для любителей экзотики вокруг пансионата масса кафешек с местной кухней. Но про санитарные книжки никто никого не спрашивает. Это будет ваш собственный риск. На пляже носят копченую рыбу (размороженная, выпотрошенная и закопченая сельдь океаническая из России, выдаваемая за местную – хе-хе – я вас умоляю), и местный вяленый чебак (мелкая рыбка типа кильки), одна селедка – 25 сом, связка чебаков – штук 10 – 40 сом. Абрикос в пакетиках по 1 кг – 25 сом, черешня, и.т.д. Большое ведро абрикосов – от 120 до 200 сом. Носят все это и взрослые, и совсем ребятишки – 7-10 лет, целый день по жаре. За лето надо заработать, чтобы было, что есть зимой. Водка здесь дешевле, чем в России, раза в три, а вот пиво (рекомендую «Арпа») стоит, как и у нас (это я к слову о рыбе).
Потом вернулись в Бишкек, закупились на барахолке «носимыми вещами» – джинсы, носки, трусы, футболки (туда лучше ехать загорелыми, иначе ловят базарные менты, требуют регистрацию, просят денег, российских граждан определяют по бледной коже). Вещевой базар «Дордой» – циклопическое сооружение из морских 20-ти тонных контейнеров в два слоя, все закрыто высокой общей шиферной крышей и тянется на большое расстояние. Протяженность – по моим представлениям, ну, наверно, км на км. Там закупаются всякие «челноки», в том числе и наши. По базару катают тележки – примерно два на метр на автомобильных колесах как взрослые мужики, так и совсем дети – по 10-12 лет, челноки на этих телегах вывозят скупленный товар к машинам.
Повстречались с остальной родней, друзьями и коллегами, и 31 июля отправились в обратный путь.
Опять таможня «Кордай». Теперь уже с Киргизской стороны жесточайший прессинг – нам известно, что у вас в машине наркотики, иначе зачем сюда в такую даль ехать (говорю – ну, нюхай, ищи), мы вскроем всю обшивку, мы вспорем вам колеса (ну, давай, вспарывай). Эти «качели» идут минут 20, при этом они наклоняются к самому лицу, орут и брызгают слюной, воняют потом. На вопрос:
– Ты что от меня хочешь?
– 50 000 тенге.
– А лицо у тебя не поправится от такой суммы?
Обиделся, говорит, оскорбляю при исполнении, стал намекать на повторение сюжета фильма «Бангкок-Хилтон». Везли мы варенье из абрикосов, думаю, вскроют банки, жалко – пропадет, а могут и подбросить, как раз за две недели до того был такой случай со знакомым киргизом на этом посту. Опять я сломался, дал им 2 000 тенге...
После таможни повернули на Шу, местами на полотне дороги встречались гребни – крокодилы, местами дорога ремонтировалась, но это был хорошо укатанный гравий, поперечный ветер сдувал пыль, машин мало, ехали около 80 км/ч. Ближе к г. Балхаш дорога и вовсе стала отличной, скорость поднялась до 110, а потом и до 140. Фуры днем по этой дороге не ездят – запрет на тяжелые машины с 8 утра до 10 вечера, от того и дорога такая хорошая.
В голой степи перед г. Балхаш остановил наркоконтроль, было отпустили, потом решили досмотреть карманы сына. Я уточнил – это ведь он добровольно показывает карманы, не обыск? Значит, будет показывать, что в карманах сам. А если вы хотите своими руками там пошарить, то покажите руки с обеих сторон и растопыренными пальцами (между пальцев отлично прячется, скажем, грязная жевательная резинка, которую потом он вытащит из твоего кармана и скажет что это гашиш или опий, и машину на стоянку, а «наркотик» на эксперизу и опять «качели» и «дай денег» в конце всего). Казахи похихикали, а мы продолжили свой путь.
Первоначально хотел заехать к озеру Балхаш, но жена сказала: «А ну его, после Иссык-Куля лезть туда не хочется, поехали скорей из этого Казахстана». Балхаш промелькнул справа от нашего пути. Один раз по пути подвозил до автомагазина парня из Караганды – у него рассыпался ступичный подшипник на Ауди-80.
Балхаш:
На дороге 4 раза видели сбитых лис, несколько раз сбивал мелких птичек – взлетают с обочины прямо перед машиной и ломятся через дорогу, две из них выковырял из-под капота только в Новосибирске. Около Павлодара потом два раза дорогу перебегали зайцы.
В Караганду по причине отличной дороги приехали на 2,5-3 часа раньше расчетного времени – около 5 часов вечера, немного подумав, рванули на Павлодар (а надо было бы через Астану). Поначалу неплохая дорога постепенно испортилась, но до качества «Семипалатинск-Аягуз» все же не упала. Около полуночи заночевали на заправке, не доехав до Павлодара 150 км.
Какой-то канал между Павлодаром и Карагандой:
Встали в 4 утра, поехали на Павлодар-Карасук, на границу прибыли около 8 часов утра. Дорога перед границей (50-70км) через камыши, очень оригинальная – внезапные повороты на 90 градусов, часто без предупреждающих знаков. На границе без намеков на поборы и шантаж – все спокойно и делово – «работа такая» – на казахской стороне попросили выгрузить все сумки, запаску, огнетушители и прочее, при этом тщательно следя за моей и моих пассажиров реакцией. Велели закрыть все окна и двери в машине (как я понимаю, чтоб настоялся запах наркотиков, если есть). В аптечке разлился корвалол, таможенникам это показалось не случайным – резкий запах, чтоб отбить нюх собаки. Вначале сказали: «Вещи понесем на рентген». Видя моё спокойствие, рентген «отменили», привели собачку, она нюхала сумки (нашла остатки мяса в сумке – казахи у нее отобрали, типа, чтоб собаку не отравили, мелькнула мысль предложить – может сами будете есть?), потом засадили собачку в машину, велели искать, казахи время от времени начинали возбужденно орать – нашла, нашла, искоса глядя на меня.
Потом отдали документы, кондиционированные казахи-погранцы нашли меня в своих компьютерах (сеть, однако!), и вот мы въезжаем на Карасукскую таможню – Родина. Быстро прошли наших вспотевших пограничников и таможню. Объехали по проселку (хорошему надо сказать) строящуюся дорогу. Выехали на отличную Ордынскую трассу.
Остановились, добили съестные припасы, сфотографировались на фоне нашей любимой машинки и домой. Дорога прямая, машин немного, ментов и населенных пунктов до Ордынского практически нет. Скорость 120-140. Домой зашли около 15 часов, занесли сумки, выхожу поставить машину в гараж – заднее правое колесо спустило полностью – терпела до дома.
Пройдено 4 367 км, истрачено денег на взятки казахским таможенникам – 4 000 тенге, киргизским – 2 000 тенге, потрачено бензина – 268 л (меньше, чем предполагал сразу по приезду), собственно на отдых (Иссык-Куль) – 12 000 р., что-то тратила жена из карманных денег. Штрафы казахским ГАЯм – 3 000 тенге (еще раз попал за невключенные фары на выезде с заправки). Всего мои затраты – около 35 000р.
Попытался пользоваться роумингом МТС – абсолютно не бюджетно, в Киргизии покупал местную sim-карту. Всю дорогу беспрестанно молотил кондиционер, без него было бы очень тяжело.
Денег налом было 10 тысяч, остальные – на Visa, очень удобно – понадобились $, нашли соответствующий банкомат в Бишкеке, выдающий деньги баксами, легко сняли требуемую сумму.
Спасибо машинке, что не подвела, спасибо жене и сыну, что терпели дорогу и всеми силами поддерживали меня, особенно часть пути от Семипалатинска до Аягуза.
Спасибо всем вам, кто прочитал мой отчет.
В ближайшие 10 лет на машине своим ходом туда не поеду – ехать можно, но уж эти бандиты в форме! Уж лучше самолетом, пусть дороже. Или паровозом, если не будет достаточно денег.
А Иссык-Куль – это чудо!