|
В начале прошлого года мне захотелось с семьей перебраться на лето в Грузию, страну, которую мы до этого посещали с регулярным постоянством в качестве туристов по несколько раз в год.
Для этого в апреле мы приобрели местное авто https://travel.drom.ru/41351/, арендовали дом на лето в 30 км от Батуми и перебрались жить в Аджарию. Просто сидеть на месте было скучно, да и расчеты показывали, что бизнеса в России может не хватить на полгода проживания в Грузии, поэтому было решено попробовать зарабатывать на жизнь тем, что до этого было хобби — сплавами по бурным рекам https://travel.drom.ru/16016/ и https://travel.drom.ru/13749/ , точнее более доступным для туристов видом активного отдыха — рафтингом.
Оказалось, что дело это хорошее и популярное, а знания, накопленные за 15 лет сплавов и 6 лет руководства и консультаций различных коммерческих проектов, в течение пары месяцев материализовались в виде туристической фирмы, довольно популярной в Аджарии. Пришлось устраиваться на новом месте, арендовать жилье на зиму в Батуми, обновить автопарк, снаряжение для сплавов, в общем, остаться жить в Грузии.
В результате обновления автомобилей в моем распоряжении в декабре 2016 года оказалась беспробежная Митсубиши Делика 1998 года с 3-литровым мотором.
Рафтинг зимой в Грузии пока еще не сильно популярен, соответственно к Делике полагалось еще три месяца относительно свободного времени, которое было решено потратить на водные процедуры, но уже с замерзшей водой и покататься по местным горнолыжным курортам, которых к концу 2016 года насчитывалось аж 5 штук.
Проведя несколько 1- 2-дневных выездов по самым ближним ГЛК от Батуми, мы наконец созрели на 9-дневное путешествие, в которое планировали охватить по максимуму местные склоны. И, кинув клич в интернет, набрали единомышленников на данное мероприятие, 14 января 2017 тронулись в то место, которое в ближайшие годы просто обязано стать одним из лучших горнолыжных курортов на Кавказе — Верхнюю Сванетию.
На данный момент, Сванетия — это место высоко в горах, соединенное с остальным миром 100-километровым серпантином, с потрясающими видами, крутыми поворотами и подъемами, который с декабря обычно завален снегом, и добраться на моноприводном авто туда обычно возможно только с использованием цепей. Но у нас была Делика и проблем моноприводов мы не испытывали, хотя цепи все равно на всякий случай лежали в багажнике, хоть ни разу не пригодились.
Недалеко от районного центра Местия, в котором было арендованно жилье (примерно по 8$ с человека), находится два горнолыжных курорта Хатсвали (реконструирован и работает с 2011 года) и Тетнулди (реальный запуск, декабрь 2016).
Первый это небольшой курорт с одной кресельной канатной дорогой, несколькими довольно крутыми трассами и возможностью внетрассового катания, находится в 8 км от Местии. Дороги до него практически всегда почищены, и добраться особой сложности нет. Местные просят за трансфер Местия—Хатсвали—Местия примерно 20-25 долларов за авто на 6 человек. Скипасс стоит 10$.
Второй, Тетнулди, недавно открытый и находящийся примерно в 20 км в сторону деревни Ушгули, на нем функционирует 4 канатных дороги, несколько трасс с различным уклоном и ландшафтом, а так же практически неограниченные возможности для фрирайда!
Вот с трансфером до курорта все сложнее. В плохую погоду и после снегопадов, добраться на низкой машине практически невозможно из-за высокой колеи, хотя в хорошую туда доезжает все что угодно. Местные хотят за трансфер Местия—Тетнулди—Местия уже порядка 40-50$. Скипасс стоит 10$.
Кроме красивейших видов, особенно поражающих в солнечную погоду, в Местии можно посетить этнографический музей, Сванский дом, поднявшись на знаменитую Сванскую башню, а так же музей Михаила Хергиани, ну и развлечения типа снегоходов, конных прогулок, которые постепенно начинают тут развиваться.
А вот для любителей клубной жизни — тут ничего нет.
Так же как и нет ресторанов и кафе с действительно хорошей кухней. Пока все что представлено, на мой взгляд, с трудом дотягивает до довольно простенькой кафешки Батуми. Хотя в том же гостевом доме кормят уже гораздо вкуснее, правда, тут уже нет никакой обстановки. В то же время места с реально классной обстановкой есть. Кафе Зурули на вершине Затсвали (кстати, тут, как мне показалось, лучший сервис и кухня), а всем, кто хочет провести вечер за чашечкой кофе, рекомендую бар гостиницы Тетнулди, нас приглашали в гости — вид из окна на ночную Местию меня поразил до глубины души.
В итоге в Сванетии мы провели пять дней, после чего отправились на шопинг в Тбилиси, где надо было купить новую резину на авто, а так же сменить состав участников. После серпантина дорога выравнивается и особого описания не требует. А вот ресторан «Диарони» в центре Зугдиди — место, которое посетить стоит. Приятная атмосфера, отличное обслуживание и качественная кухня при умеренных ценах. Ужин на 5 человек нам в этот раз вышел всего в 30$. Будет желание покушать в Зугдиди, зайдите — не пожалеете.
Про Тбилиси так же рассказывать не буду, город однозначно интересный, в котором стоит не только побывать, но и пожить несколько дней (месяцев, лет). Вот только мы туда заехали купить шины, а процесс их поиска мало кому будет интересен. Шины купили, обули, народ подобрали и рано утром на следующий день тронулись в Гудаури.
Гудаури, пожалуй, самый популярный курорт большинства горнолыжников, которые приезжают в Грузию. Во-первых, находится всего в 110 км от Тбилиси и в 60 км от Владикавказа. Во-вторых, отличные склоны, прилично развитая инфраструктура, классные трассы и фрирайд. Вот только из-за популярности цены на жилье довольно негуманные, устроиться дешевле 15$ довольно проблематично. Народу много, на канатки бывают очереди, снег со склонов скатывают до земли. Но если попасть в нужное время, то катание там получается отличное. Скипасс тут стоит 15$.
Так же при поездке из России стоит учитывать Крестовый перевал, его очень часто закрывают при обильных снегопадах на срок от нескольких часов до нескольких дней, поэтому перед поездкой стоит ознакомиться с прогнозом погоды и ситуацией на этом перевале.
Мы ехали из Тбилиси на один день и минусы этого курорта, кроме укатанных трасс, нас не коснулись — прокатились на отлично. Сделали отметку о том, что сюда еще стоит приехать и отправились обратно на квартиру друзей в Тбилиси.
Тем временем прогнозы сообщали, что в Бакуриани снег идет без перерыва и, переночевав, мы отправились туда. Дорога от Тбилиси около 100 км представляет из себя магистраль, по которой легко можно идти с большой скорость и около 60 км хорошей асфальтовой дороги. Вот только на самом курорте Бакуриани дороги ужасны, колея, лед — скопления машин.
Бакуриани — самый старый курорт в Грузии, довольно популярный и с развивающейся инфраструктурой. Трасс и подъемников много, основные Дидвели, Мтвари, Котха, Тахта, кроме этого бугельные подъемники и множество трасс для новичков. Гостиниц и развлечений так же, по сравнению с остальной Грузией, значительно больше. Цены так же высокие от 20$ за ночь и выше. Скипасс стоит тут 15$.
У нас оставалось два дня, и мы решили попробовать все. В итоге после Гудаури и Сванетии кататься оказалось неинтересно — везде. Но так как в компании были начинающие и ребенок, только встающий на лыжи, остановились на Котхе, где и провели оба дня.
В виду бюджетности поездки и небюджетности жилья в самом Бакуриани, ночевать спускались в Боржоми, там довольно просто найти нормальные условия в гостевых домах по цене в пределах 8-10$. А так же есть где погулять, хороший парк, теплые источники и сама вода Боржоми.
На Бакуриани мы поставили точку на нашей поездке и вечером 22 января вернулись домой в Батуми.
Бюджет мероприятия вышел порядка 270$ на человека на 9 дней, из которых около 80$ ушло на транспорт 60$ на проживание, остальное на скипассы и питание.
P. S. В Грузии также есть еще курорт Годердзи, расположенный в 110 км от Батуми, для нас он «домашний», и в эту поездку мы его не включили. Но для полноты рассказа добавлю описание.
Годердзи был запущен в начале 2015 года. Сейчас на курорте функционирует две канатные дороги, одна гондольная и одна кресельная. Есть несколько трасс и большой простор для фрирайда. Скипасс тут стоит всего 8$, проживание у подъемников от 10$, в соседней деревне (3км) 8$ без и 15$ c двухразовым питанием. Первые 80 км от Батуми до Хуло дорога представляет из себя серпантин довольно неплохого качества, по которому пройдет любой авто, следующие 30 км — бездорожье, в зимнее время доступное только внедорожникам и заднему приводу с высоким клиренсом и цепями. В Хуло дежурят внедорожные такси, которые могут доставить вас до места по цене от 25$ за авто.
Дорогу сделать обещают, но когда это произойдет — неизвестно, так что курорт пока мало интересен, по мне в Сванетии гораздо интереснее.
По русски(да и японски) правильно Мицубиси, а не Мицубиши, ты же не называешь Грузию Джорджией