|
Встретить Новый Год 2017 в Санкт-Петербурге мы запланировали давно. Не были в этом городе с конца 1990-х, хотя в Ленобласть по военно-исторической тематике наведываемся часто. Стыдно признаться, но получилось так, что Нью-Йорк или Вашингтон мы до этой новогодней поездки знали чуть ли не лучше, чем Санкт-Петербург. Вот только сомневались — стоит ли такое семейное мини-путешествие отчета? Ведь маршрут Воронеж — Петербург — Воронеж всего-то 2500 км и изъезжен миллионами автотуристов, да и про сам город сложно рассказать что-то новое. Но, готовясь к поездке, мы с удивлением обнаружили, что отчетов о новогоднем Санкт-Петербурге на Дроме нет. Так что заполняем пробел ))
Гостиницу забронировали еще в апреле. Критерии выбора отеля были следующие: в историческом центре, с парковкой и кухней, не очень дорого. Выбрали мини-отель «Ботик», бронировал через Букингком. Каково же было наше удивление, когда в сентябре нам позвонили из Амстердама. Оператор Букингкома сообщил, что ими получено письмо из отеля о том, что при нашем бронировании произошла ошибка — стоимость номера на самом деле почти в полтора раза выше, 3000 рублей в сутки вместо объявленных на сайте 2200. От нас требовалось подтвердить наше бронирование, согласившись на так называемую «правильную» новую цену.
Мы решили от этого отеля отказаться — если они так вот запросто повысили нам цену уже после бронирования, то кто им помешает сделать это еще раз, причем именно тогда, когда мы приедем вечером 31 декабря и выбора у нас уже никакого не будет? Житейски ситуация вполне ясная — из-за обвала рубля спрос на отечественные красоты растет, вот в мини-отеле «Ботик» и подсуетились, правда, на наш взгляд, не самым честным образом. Поэтому мы выбрали аналогичный отель «Пестелия» на перекрестке улиц Пестеля и Моховой, в пяти минутах ходьбы от Михайловского замка и храма Спаса-на-Крови. Неплохой номер со всем необходимым вплоть до фена и чайника стоил 2700 в сутки. Кстати говоря, уже перед отъездом я зашел еще раз на букингкомовскую страницу «Ботика» и с «чувством глубокого удовлетворения» увидел кричащие сообщения о резком снижении цены — с «правильных» 3000 рублей до старых 2200, при этом в отеле были свободные номера даже на новогоднюю ночь. Что ж, таков он, бизнес по-русски…
Ну и продолжая тему вымогателей, пара слов о платных дорогах. Если собрать все платные участки между Санкт-Петербургом и нашим Воронежем, то за проезд туда-обратно надо заплатить до 2600 рублей. И если обход Задонска, Хлевного и Ельца в Липецкой области по платным дорогам вполне оправдан (160-200 рублей за 160 км), то отдавать 400-500 рублей за 60 км от МКАД до Солнечногорска нам показалось несколько неразумным. Так же мы посчитали нецелесообразным подъезжать к Москве по М4 — платные участки Московской области, несомненно, хороши, вот только в зимних условиях использовать допускаемые там 130 км/ч мы заведомо не будем. Поэтому мы вспомнили, как прокладывали маршрут в Москву и Санкт-Петербург в «лихие 1990-е» и после Липецкой области вместо М4 поехали через (почему-то до сих пор бесплатную) магистраль М2 (с ограничением 110 км/ч), свернув на нее в Ефремове. Опасаясь попасть в предпраздничные московские пробки, мы решили объехать Москву по А-108 через Серпухов, Балабаново, Рузу с выходом на старую «ленинградку» в Клину. Нас немного настораживал печально известный своими пробками Вышний Волочек. Как когда-то написали в За Рулем, «он мог бы стать Русской Венецией, если бы не был такой задницей» )) Мы и сами раньше неоднократно теряли в его пробках пару часов нашей такой быстротечной жизни. Но то ли предновогодний трафик был полегче, то ли нам просто повезло, но ни по дороге в Санкт-Петербург, ни на обратном пути пробок в Вышнем Волочке не было совсем, и платным обходом этого города мы не воспользовались. Таким образом, вместо 2600 рублей мы отдали лишь 360 за платные участки в Липецкой области (туда-обратно), при этом почти не потеряв во времени.
Стартовали 30 декабря после моей работы. Едем на нашей «Киа Пиканто» всю ночь с парой коротких остановок на сон по методу Штирлица. Неожиданно, чем севернее мы продвигаемся, тем теплее становится, и основную часть пути мы едем под дождем. Но ничего, погода еще отыграется на нас на обратном пути, только мы еще этого не знаем. А в новогодний вечер температура поднялась до +8!
Как известно, Санкт-Петербург — это воплощенная в камне история нашей страны последних трехсот лет. И следы прошлого можно увидеть фактически на трассе уже в его пригородах. Вот мы проезжаем через Саблино и вплотную к трассе видим бетонное сооружение. Это — немецкий бункер, часто называемый «тобрук». Круглое отверстие в крыше предназначено для установки пулемета или легкого миномета, а бетонное укрытие для гарнизона вплотную подходит к асфальту дороги. Внутри, конечно, мусорка.
Через несколько километров в Ям-Ижоре также у обочины трассы стоит полуразрушенный наш пушечный ДОТ. Это один из ДОТов Красногвардейского укрепрайона, спешно возведенного летом 1941-го, когда стало очевидно, что фашисты выйдут к Ленинграду. Немцы прорвали КрУР в начале сентября и подошли вплотную к городу, именно тогда ДОТ у трассы был взорван.
Навигатор, прокладывая путь к нашей гостинице, повел нас через самый центр, и мы проехали по Невскому, пересекли Фонтанку по Аничкову мосту и прокатились по ее набережной до Михайловского замка. Питерский трафик после бестолкового воронежского оказался простым и понятным. Вот только окружающая красота мешала рулить. ))
На каждый день нашего пребывания были разработаны пешеходные маршруты по городу. Забегая вперед, скажу, что в отдельные дни мы проходили больше 20 км. Но в новогоднюю ночь мы были, конечно, на Дворцовой площади, соседних набережных и на Невском проспекте.
Кстати, в эту ночь Невский стал пешеходным. И, как нам показалось, иностранной речи на улицах было не намного меньше, чем русской.
Мы были поражены тем, насколько красочно выглядит город. До поездки были опасения — все-таки короткий северный день, строгая архитектура, будет ли это празднично в Новый Год? Увиденное превзошло все ожидания!
Мы ни разу не встречали Новый Год в европейских городах, поэтому вопрос к знатокам: а как там по сравнению с Санкт-Петербургом?
До полуночи на стенах здания Главного штаба шло световое шоу, с 12 началось файер-шоу на стрелке Васильевского острова, а в 3 часа ночи — салют от стен Петропавловской крепости.
Самое сильное впечатление произвели огромные факелы пламени из вершин ростральных колонн. Необычное зрелище даже заставило как-то подзабыть, что газ имеется далеко не в каждой российской деревне, да и на работе у меня печное отопление ))
При этом из-за того, что высота всех зданий в центре давным-давно была законодательно ограничена, весь город — как на ладони. И когда на расстоянии нескольких километров от Дворцовой набережной в каком-нибудь районе города начинался свой салют районного масштаба, то его могли увидеть все.
Мы обратили внимание на меры безопасности, предпринятые городскими властями в новогоднюю ночь. Вход на Дворцовую площадь был через металлодетекторы плюс личный досмотр. Сама площадь была огорожена двумя кольцами — внутреннее из бетонных блоков, наружное — из тяжелых грузовиков городских коммунальных служб. Выглядит все так солидно, что повторение ситуаций наподобие Ниццы или Берлина не представляется возможным. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить…
Отдельно хочется обратить внимание на то, как красочно освещен город. Разумеется, из всех улиц самая яркая — Невский проспект. От площади Восстания до Адмиралтейства не было ни одного не подсвеченного здания.
Вот Думская башня.
Вот так выглядит ночью здание компании Зингер.
И оно же днем.
Дворец Белосельских-Белозерских у Аничкова моста и Аничков дворец.
Елисеевский магазин, ночью и днем.
Но и в стороне от Невского город также поражает своим великолепием.
Мы не будем описывать подробно наш каждый день. Свои прогулочные маршруты мы проложили по всем основным набережным — по Неве, Мойке и Фонтанке, каналу Грибоедова и Крюкову каналу, добавив заодно Васильевский остров и Петропавловскую крепость с окрестностями. Разумеется, прошли весь Невский от Александро-Невской Лавры до Адмиралтейства, а также прогулялись в восточную часть Центрального района до Таврического дворца и Смольного монастыря. Каждый день мы проходили по городу от 12 до 20 км. И хотя мы понимаем, что в сети имеется невероятное количество отличных фотоматериалов про Санкт-Петербург с профессиональным описанием, не можем удержаться, чтобы не добавить немного своего. Итак, начнем…
Михайловский замок, место убийства императора Павла I.
Интересно, что памятник Петру I перед замком был изготовлен еще при жизни великого преобразователя, но установлен только Павлом I, уже после Медного Всадника.
А в длинном светло-желтом здании напротив замка через Фонтанку работал еще один преобразователь, только гораздо более позднего времени — П.А. Столыпин.
Реставрирующийся Конюшенный двор у слиянии Мойки и канала Грибоедова прикрыт декоративными полотнами. Именно отсюда скульпторы брали коней в качестве моделей для Медного Всадника и композиции на Аничковом мосту.
Среди реставрационных покрывал Конюшенного двора затерялась церковь, в которой отпевали А.С. Пушкина.
Почему именно здесь? Он жил неподалеку, вот в этом доме на Мойке, здесь великий поэт и скончался после дуэли.
Но А.С. Пушкин жил в Петербурге по разным адресам. Вот здесь в кремовом доме на Кутузовской набережной он некоторое время снимал квартиру. А набережная не случайно названа Кутузовской — полководцу принадлежал соседний трехэтажный дом.
Если отсюда пройти к Дворцовой набережной и далее к Дворцовому мосту, то по пути будут самые старые мосты Петербурга — Прачечный, Верхне-Лебяжий и Эрмитажный. Все они построены еще в 18-м веке.
И раз уж зашла речь о мостах Петербурга, то обязательно надо пройти по каналу Грибоедова, чтобы увидеть Банковский мост…
…и Львиный мост.
Но самое замечательное на канале Грибоедова, конечно же, Храм Спаса-на-Крови, воздвигнутый на месте убийства императора Александра II. Действительно, «умом Россию не понять» — убили царя, отменившего крепостное право, причем в день, когда он должен был подписать проект конституционной реформы, хоть как-то ограничивающей власть монархов в России…
А сам Ф.И. Тютчев, так изумительно сказавший про Россию, жил неподалеку на Невском рядом с вот этой Армянской церковью.
А как величествен Исаакиевский собор!
Дворцы Санкт-Петербурга — отдельная огромная тема. Вот Дворцовая набережная…
Дворец Меншикова на Васильевском острове. Первое каменное здание на острове и долгое время — самое большое здание Санкт-Петербурга.
Именно здесь Петр I проводил свои знаменитые балы и ассамблеи. А почему здесь, а не в своем дворце? Ответ прост — дворец самого Петра Великого был куда проще! Вот Летний дворец Петра I на Фонтанке в Летнем саду. Скромен был самодержец, особенно на фоне разнообразных преемников…
Рядом со своим Меншиков построил дворец для Петра II. Хитрый придворный мечтал породниться с царской семьей, но планы не сбылись. А вот дворец остался.
Рядом с этими дворцами — здание 12 коллегий (прообраз нынешних министерств) и Кунсткамеры, первого общественного музея в России.
Дворец Юсуповых на Мойке. Здесь был убит Распутин.
Неподалеку от Таврического дворца — Смольный монастырь.
Между Таврическим дворцом и Смольным монастырем находится один из самых старых домов Санкт-Петербурга, один из немногих, дошедших до нас с петровских времен — Кикины палаты. Этот дом был выстроен для первого главы Адмиралтейства, правда, закончили строительство уже после казни самого Кикина. Суровые были времена…
А если от Таврического дворца сразу выйти на набережную Невы, то на другом берегу можно увидеть одну из самых известных тюрем России, знаменитые «Кресты». Напротив тюрьмы (через Неву) — мемориал жертвам политических репрессий.
Замечательно смотрится стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и бывшими портовыми складами.
Строга и совершенна Петропавловская крепость. Именно отсюда начался город.
Мы прошли по стене крепости (по 300 рублей) и зашли в Петропавловский собор, чтобы увидеть царскую усыпальницу, в которой похоронены почти все русские цари династии Романовых, начиная с самого Петра I и до расстрелянных Николая II с семьей.
За вход в православный собор и возможность увидеть могилу Петра Великого мы заплатили по 450 рублей. Цены вполне европейские — именно столько стоит вход в усыпальницу французских королей в парижском аббатстве Сен-Дени, вот только вход в тамошний собор бесплатен. Причем паритет билетных цен получается с учетом нынешнего несуразного курса рубля, а года три назад в Париже было дешевле, чем в Петербурге. В общем, не зря Санкт-Петербург называют самым европейским городом России )) Кстати, в так часто порицаемой Америке могилу Авраама Линкольна можно увидеть бесплатно.
Одним из обязательных пунктов нашей программы было посещение крейсера «Аврора». Впечатление…. как бы помягче… Корабль не стОит часового ожидания в очереди за четырехсотрублевым билетом. После неоднократных переделок, которые никак нельзя назвать «реставрацией», мы видим фактически муляж прославленного корабля в натуральную величину. Так называемые «реставраторы» даже не попытались хоть как-то воссоздать внутренние помещения, устроив в них обычный музей с фотографиями. С учетом того, что проход на любые уровни выше главной палубы закрыт, более-менее реальности соответствует только палуба. Если, конечно, не обращать внимание на такие мелочи, как колокол с клеймом 1970-х годов и тому подобное. С другой стороны, хорошо хоть так сохранили, аналогов в мире немного….
Совсем другое впечатление производит подводная лодка Д-2 «Народоволец». Ее строительство было начато в далеком 1927 году, это одна из первых подлодок Советского Союза.
У лодки славный боевой путь, а ее сохранность выше всяких похвал.
Это уже четвертая подлодка времен Второй мировой, на которой мы побывали, и именно на «Народовольце» нас удивила неожиданная невероятная теснота и аскетичность внутренних помещений, даже с моим очень средним ростом я мог выпрямиться далеко не везде.
В общем, как там у советского классика: «Гвозди б делать из этих людей, крепче б не было б в мире гвоздей».
Ну и еще немного Петербурга…
А в этом особняке Матильды Кшесинской в 1917 был штаб большевиков, здесь неоднократно выступал В.И. Ленин.
Революционеры выбрали себе здание весьма необычного для тех лет архитектурного стиля. Да и машины у вождя мирового пролетариата были не абы какие, а Rolls-Royce Silver Ghost или еще более редкие Turcat-Mery или Delaunay Belleville. Уж в чем-чем, а во вкусе революционерам ну никак не откажешь! ))
А вот этот внешне ничем не примечательный дом Троекурова на 6-й линии Васильевского острова — лишь немногим моложе Петра Великого. Это — пример типового петербургского жилья того времени, подобных домов сохранилось совсем мало. Кстати, в соседнем соборе Андрея Первозванного сохранился роскошный деревянный иконостас 18-го века, ничуть не уступающий иконостасу Петропавловского собора.
Петр I оставил еще один заметный след на Васильевском острове — его Большой проспект. Да, проспект застроен уже после Петра I. Но его необычайная ширина связана с планами Петра I отказаться от улиц в пользу каналов. При Петре планировали на этом месте устроить широкий судоходный канал, но успели лишь проложить широкую просеку. Ну а позже на месте этой просеки и появился Большой проспект. Кстати, интересно, что Петр Великий не одобрял строительство мостов в городе — он считал, что все горожане обязаны уметь управлять лодками. Вот только навигация в этих краях меньше 5 месяцев, да и как быть в межсезонье, когда по льду еще нельзя, а на лодке — уже нельзя…
Мощные стены, похожие на древнюю крепость — это всего лишь склады 18-го века на острове Новая Голландия.
Есть в Санкт-Петербурге и следы не столь давней истории.
Следы немецких снарядов можно увидеть даже на Аничковом мосту.
Ну а вот так выглядит зимний Санкт-Петербург на закате с Благовещенского моста.
Уезжали мы 4 января утром. К этому времени постепенно похолодало — вместо +8 под Новый Год стало -16. Что ж, когда погода портится, не так жаль уезжать даже из такого прекрасного города как Санкт-Петербург. А дорога нас поначалу радовала, к Москве подъехали без проблем.
Но вот дальше от Подмосковья и почти до самого конца Липецкой области мы ехали в сплошной метели. Кое-где были видны следы жизнедеятельности снегоочистителей, но обычно не на нашей полосе )) Острые ощущения усилили темнота и бензовоз, забуксовавший перед нами поперек дороги на подъеме в Тульской области. Ехали мы примерно вот так:
На фото ничего не видно? Да, так оно и было )) В общем, 700 км от Питера до Москвы мы проехали куда легче и быстрее, чем оставшиеся 500 от Москвы до Воронежа. Ну а затем — поспал часа три и вновь на работу.
Немного выводов.