|
Пермь — Ровно — Львов — Стрый — Ивано-Франковск — Черновцы — Слэник-Молдова — Кишинёв — Ровно — Несвиж — Минск — Пермь.
Cпустя всего год после первого знакомства с загадочной страной графа Дракулы кривая снова завела нас в Румынию. Случилось это благодаря наличию у нас в семье машины марки КIA и интернета. Два этих ключевых фактора сошлись в одной точке в одно время и повернули вектор нашего очередного путешествия в сторону юго-восточной Европы.
Кто бы мог подумать — даже в нашу горячо любимую Норвегию мы пока не собрались съездить повторно за 5 лет, а Румынию посетили уже второй раз за год с хвостиком.
По итогам первой румынской поездки (сентябрь 2012) я написал отчёт и традиционно отправил его на сайт drom.ru. Ссылку забросил в раздел «автопутешествия» на форуме kia-клуба и получил от одноклубников отклики, комментарии и несколько личных сообщений.
Одно из этих посланий и оказалось судьбоносным. Было оно от Юры из Москвы, запомните это кодовое имя ))) С ним будет связана одна удивительная и забавная история, произошедшая с нами уже там, в Румынии.
Юра прислал мне ссылку на свой отчёт, назывался он так: «Город каторжников или любимый курорт диктатора Чаушеску». Уже само название интригует. Речь в отчёте шла о румынском курортном городке Слэник-Молдова (Slanic-Moldova), я думаю, практически неизвестном у нас в России. Но среди румын и молдаван это очень популярное место.
Возникает вопрос — а чем же так популярен у них этот курорт? Ответ я и узнал из рассказа Юры, который часто ездит сюда отдыхать всей семьёй на новогодние каникулы.
1) Здесь имеется 11 разнообразных источников минеральных вод, некоторые из которых брали призовые места в своей области. Всего же в долине реки Слэник расположено 20 источников.
2) Особый микроклимат, чистый горный воздух, тишина и покой.
3) А «жемчужиной» курорта является соляная шахта в соседнем городке Тыргу-Окна.
Шахта действующая, в ней по-прежнему добывают соль в промышленных масштабах, но часть шахты превращена в спелеотерапевтический комплекс для людей, имеющих различные заболевания дыхательных путей. Говорят, что реально помогает даже больным бронхиальной астмой.
У нас ребёнку 5 лет (было на момент поездки), и после того, как он начал посещать садик в 3 года, начались проблемы со здоровьем — кашель, бронхиты и т.п. Первый год вообще с больничного почти не вылезали — неделю в садик ходит, две на больничном сидит. И такая карусель с сентября до мая. Думаю, проблема для многих родителей знакомая.
Летом 2012-го в целях профилактики здоровья отправили сына с бабушкой на море (Украина—Румыния) на 3 недели — помогло. Но к весне 2013-го иммунитет у ребёнка ослаб, и опять напал кашель.
И тут мы вспомнили про Слэник-Молдову с её волшебной соляной пещерой. Но до нового года оставалось ещё 7 месяцев, поэтому в июне 2013-го снова отправили их с бабушкой на море в Турцию на 20 дней. На какое-то время избавились от кашля и стали готовиться к поездке в Румынию.
Первым делом нужно было узнать, какие дни декабря-января правительство выделит нам на новогодние каникулы. Затем забронировать отель, ну а дальше получать румынскую визу и копить деньги.
Я снова списался с Юрой, выяснил некоторые детали, получил от него ответы на свои вопросы, а также рекомендации по выбору отеля и питанию в местных заведениях.
Изначально мы хотели выехать в конце декабря и встретить сам Новый Год в Румынии. Я написал запросы на румынском языке (Google-переводчик нам в помощь) напрямую в несколько гостиниц и пансионов Слэник-Молдовы. Из их ответов понял, что цены в этот период негуманные — минимум 350 евро с человека за 3 ночи, с обязательным новогодним застольем. А начиная с 4 января — 55 евро за 3-х местный двухкомнатный номер с завтраком. Выбрали второй вариант, подали документы на визу, благополучно её получили и дорабатывали спокойно год.
Но тут случился большой облом — в конце ноября меня сократили с работы в составе других 40% «счастливчиков». Почти сразу мне повезло устроиться в другую организацию, хотя отпуск пришлось взять уже за свой счёт. Зато новая компания «подарила» всем своим сотрудникам два дополнительных выходных — 30 и 31 декабря. Узнав о такой неслыханной щедрости, мы с женой срочно изменили планы и выехали в отпуск утром 28 декабря.
Раз уж пишу этот отчёт об автомобильном путешествии, то позволю себе сделать небольшое отступление на тему выбора транспорта для поездки.
Нашего любимого «малыша» Daihatsu Terios Kid, на котором мы пару раз сгоняли в Европу, ещё в июле 2013 г. поменяли на новый кроссовер Ssang Yong Actyon.
Дело было так: у Лены близился юбилей, и я подумал, что неплохо бы совместить два события — день рождения жены и покупку новой машины. Так сказать, сделать жене подарок.
На обновлённый Actyon мы заглядывались давно, ещё когда выбирали машину мне. Но тогда, в 2012-ом году, решили, что два джипа в семье — это несколько непрактично, и купили дизельный «автобус» KIA Grand Carnival, чтобы машины были разноплановые по своему функционалу. А против того, чтобы поменять один маленький джипчик на другой, побольше и поновее, никто не возражал.
Стали изучать рынок. Сначала рассматривали некоторые праворульные модели, но постепенно решили от них отказаться. Переключились на б/у Daihatsu Terios из Европы или из Эмиратов, не старше 2007 года, и сделали вывод, что цены на эти машины неоправданно завышены. Покатались по стоянкам и по объявлениям в Перми в поисках пробежных Suzuki Grand Vitara, Hyundai Tucson и поняли, что это лотерея, причём, скорее всего, не выигрышная. Тогда обратили взор в сторону дилерских автосалонов.
В зону интересов, кроме SsangYong Actyon, попали такие автомобили:
За муками выбора время пролетело незаметно — день рождения у Лены в субботу, на календаре среда, до знаменательного события остаётся всего 2 дня. Вечером после работы едем на разведку в салон SsangYong. У них как раз тогда акция проходила — все машины со скидкой 50 тыс.
Наши пожелания к машине были такие: 4 WD, коробка-автомат, бензин, цвет не серый и не чёрный, обязательно наличие всех систем безопасности — ESP, EBD и т.д. (ох, не зря мы готовы были раскошелиться за эти системы, в чём впоследствии не раз убедились). Изучаем в салоне комплектации «Актионов», общаемся с менеджерами, делаем заявку на получение автокредита, чтобы «добить» недостающую сумму. Выясняется, что нужной нам комплектации «Elegance +» в наличии нет. Немного расстроенные уезжаем домой на семейный совет, где решаем, что отступать от наших требований не будем, ищем конкретный вариант и ни на какие уговоры менеджеров не поддаёмся.
В четверг на работе я сажусь за интернет и телефон и начинаю обзванивать всех дилеров SsangYong в радиусе 700 км от Перми. Звонил в Екатеринбург, Челябинск, Уфу, Киров, Казань, Набережные Челны — всё мимо. Правда, в Казани нашлась комплектация «Elegance +», но цвет чёрный. Отказался. Оставалась последняя надежда на Ижевск.
Звоню туда…Аллилуйя! Они предложили мне на выбор аж три штуки таких «Актионов». Выбрал в своём любимом белом цвете. Из салона тут же прислали анкету для банка, Лена её заполнила, по электронке выслали им обратно, и через час кредит одобрили. Я с менеджером обсудил все допработы (установка тонировки, брызговиков, защиты двигателя) и договорился, что в субботу мы приезжаем в Ижевск забирать машину.
Рано утром сели на «Carnival» и к 9 часам местного времени уже были в салоне, а к 14 часам Лена стала счастливой обладательницей вот этого красавца:
Комплектация «Elegance +», бензин, 2 л, 149 л/с, полный привод, 6-ти ступенчатый «автомат» с возможностью ручного переключения, системы активной безопасности: ABS (антиблокировочная тормозная система), EBD (система распределения тормозных усилий), ESP (система курсовой стабилизации), BAS (система экстренного торможения), ARP (система предотвращения опрокидывания автомобиля), HSA (система помощи при трогании на подъеме); электрозеркала с подогревом, складыванием и подсветкой зоны посадки-высадки, круиз-контроль, 12 подушек безопасности, мультимедийная система с навигацией и bluetooth, управление всем этим хозяйством на руле, 6 динамиков, парктроник, подогрев передних и задних сидений, подогрев руля, обогрев зоны стеклоочистителей, 17″ легкосплавные диски, багажная шторка и сетка.
В честь юбилея покупательницы салон подарил нам дорожный набор, состоящий из аптечки, огнетушителя, троса, знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, перчаток и фирменной сумки.
Приехали домой, поставили машину рядом с «Карнивалом» и «Териосом», предложили домашним выглянуть в окно…
Тёщу чуть инфаркт не хватил. Никто не догадывался, что в Ижевск мы за новой машиной ездили, думали, что в зоопарк (кстати, зоопарк там отличный!).
«Териос» у нас сразу купил брат Лены, так что формально все три машины остались в семье.
Когда ближе к отъезду встал вопрос, на какой машине отправиться в зимний отпуск, решили, что в горах Румынии полный привод лишним не будет, поэтому предпочтение отдали «Актиону».
Правда, за Костромой и дальше на запад обнаружилось, что снега нет вообще, ни в лесу, ни в полях, ни в Карпатах, при этом в Перми мы уже устали от ежедневных снегопадов и сугробов.
В общем, на второй день пути добрались до Белоруссии. Ещё перед отъездом хотели забронировать гостиницу или квартиру в Минске, но цены не радовали — за однокомнатную квартиру или номер в самом обычном отеле просили от 4000 рублей. При этом в соседней Украине удалось найти отличный вариант, на наш взгляд: 3-х местный номер в отеле «MelRose», г. Ровно, на две ночи с 30 декабря по 1 января обошелся в 850 гривен (3400 рублей).
Утром 30 декабря прошли белорусско-украинскую границу на переходе Столин — Дубровица. Машин практически не было, так что к обеду 30 декабря мы уже заселились в «MelRose».
Помыли машину на мойке, погуляли по центру города, купили кое-какие продукты и завалились спать. Всё-таки усталость с дороги и разница во времени 4 часа дают о себе знать.
Утром 31-го добавили в свою коллекцию зоопарков ещё один — ровенский. Довольно неплохой зоопарк, попадались даже такие животные, которых мы раньше никогда не видели в других зоопарках. Например, четырёхрогий баран:
А нутрии тут вообще свободно гуляют по территории, как голуби по городским тротуарам.
В террариуме наблюдали процесс кормления змей живыми мышками. Впечатляет.
Потом снова гуляли по городу.
На вечер у нас в отеле была заказана баня с бассейном, только для нас троих. Один час стоит 250 гривен (1000 рублей). В эту сумму входит финская сауна, турецкая баня, небольшой бассейн, халаты, простыни и полотенца. Отлично расслабились.
В 20 часов по украинскому времени отметили наш пермский новый год, потом по московскому времени тоже, а по-местному сил уже не хватило. Ночью сквозь сон доносились отголоски праздничного гуляния в ресторане на 1-ом этаже, но спать это никак не мешало.
01.01.2014
Утром выехали в г. Львов. На участке от Ровно до Львова отличный автобан, который в целом тянется от Киева до Чопа. Наверно, лучшая дорога на всей Украине.
Заехали в г. Дубно посмотреть замок:
Но он предсказуемо оказался закрыт.
Потом свернули с трассы к Олесскому замку, который также не работал. В этом замке снимали эпизоды фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Посмотрели на увядающую красоту снаружи, сфоткали издалека и к обеду прибыли во Львов.
Припарковаться удалось практически на въезде в старый город, который встретил нас бурлящим муравейником туристов.
Мы тоже влились в эту плотную массу людей и отдались на волю течения новогодней уличной ярмарки, периодически «выныривая» попробовать то горячий шоколад, то медовуху, то другие вкусности.
Местный майдан вяло призывал народ к евроинтеграции.
Вернулись к машине уже по темноте. Народу на ярмарке стало ещё больше.
Львов нам понравился, хотя многим зданиям не помешал бы косметический ремонт фасадов.
Вечером выехали в районный город Стрый, где живёт мой однокашник Дмитрий, с которым не виделись 23 года. О встрече мы условились заранее, поэтому нас там ждали. Знакомство с Димиными родственниками, застолье, воспоминания, всё как положено.
02.01.2014
В первой половине дня погуляли по Стрыю. Симпатичный городок, не лишённый некоторого очарования, но с заметными признаками стремления в Европу.
Пообедали у Димы, попрощались у стелы на выезде из города.
И поехали дальше — в Ивано-Франковск. Вот тут уже снова начались «знаменитые» украинские дороги, а вернее их отсутствие. Хочу отметить, что ребёнок путешествует с нами на машине с 2 лет, может сутками нормально переносить движение, но только в Украине от качества местных дорог его начинает тошнить. Так было в первой поездке в 2012 году, так случилось и сейчас. Пришлось ехать совсем уж медленно и аккуратно.
К вечеру добрались. Гостиницу искали по навигатору. Где-то за ж/д вокзалом нашли отель «Станиславский двор» в стиле небольшого особняка. Приятный дворик, ёлочки, каналы, мостики, гномики, уточки искусственные плавают. Ну, думаем, номер тут, наверно, стоит баснословных денег. Заходим без особой надежды на успех. Администратор говорит: «У нас есть один двухместный номер, но он вам не понравится». Давайте смотреть, отвечаем (что там может быть такого страшного??). Заходим в номер — кровать почти 3х3, как в спальне у какой-нибудь княгини, всё очень прилично выглядит, все удобства в номере, вода горячая есть.
— Сколько стоит ночь?
— 250 гривен (это примерно 1000 рублей по тогдашнему курсу).
— Берём!!!
Правда, завтрак оплачивается отдельно, зато парковка бесплатно. А какой вкусный был завтрак…! Выбор по меню, как в ресторане, что закажешь, то и приготовят.
А про номер мы потом спросили у девушки-администратора, почему она решила, что мы тут не останемся. Она ответила так: «Я подумала, что вы не захотите спать с ребёнком на одной кровати». И это за такие-то деньги мы бы не захотели?
В общем, заселились и отправились гулять по городу пешком. Здесь уже не было таких толп туристов, как во Львове, но и смотреть особо нечего. Старый город мало сохранился, отдельно стоящие достопримечательности раскиданы по центру. Посмотрели по темноте, что смогли:
03.01.2014.
Румынская виза открывалась у нас с 4 января, поэтому после завтрака мы решили ехать в г. Черновцы, так как накануне вечером я вычитал в интернете, что Черновцы не менее красивый город, чем Львов, но почему-то незаслуженно обделённый вниманием туристов. Надо как-то исправлять эту несправедливость.
Город оказался действительно красивый. Главной достопримечательностью является Черновицкий государственный университет.
Одна из аудиторий университета.
Расположен он в бывшей резиденции Буковинского митрополита.
Стоило нам увидеть корпус университета, как в памяти сразу возник образ пражского родильного дома, настолько похожи эти два строения. Как оказалось, сходство это не случайно: проектировал оба здания чешский архитектор Иосиф Главка.
Самостоятельных туристов не пускают, экскурсии проводят только организованным группам, которые комплектуются тут же. Нам повезло — только что собралась очередная группа. Стоимость — 20 гривен взрослый билет, 5 — детский. С нашего ребенка денег не взяли. Экскурсия занимает примерно час.
По окончании экскурсии спросили университетского гида, где можно поесть вкусных вареников. Он порекомендовал бар «Григ» (ул. И. Франко, 20). Не пожалели — очень душевное место, большой выбор вареников, доброжелательные официанты, привлекательные цены: две порции вареников, порция пельменей, суп и два десерта — 100 гривен (400 рублей).
Черновцы:
Музыкально-драматический театр.
Здание областной администрации.
Кафедральный собор Святого Духа.
Площадь у здания местной Рады.
На ночь остановились в гостинице «Leoton» при бывшем аэропорте. Как я понял, аэропорт в Черновцах с некоторого времени не функционирует, поэтому ночью там было тихо и спокойно.
04.01.2014
От Черновцов около 40 км до румынской границы, которую мы пересекли быстро и легко. На украинской стороне даже не пришлось выходить из машины, у нас взяли паспорта и вернули их через три минуты. На румынской сразу стали требовать виньетку, но карты не принимают, требуют оплатить покупку евро или долларами. Заплатили за бумажку 7 евро и поехали дальше.
Первый крупный город на пути — Сучава.
Заехали в него снять местных денег с карточки, погуляли по центру, купили на ярмарке местной колбасы и сыра, потом съездили на экскурсию в старинную Тронную крепость (14-ый век), которую румыны пытаются сейчас отреставрировать.
Во второй половине дня добрались до нашего курорта Слэник-Молдова, расположенного в ущелье между невысоких гор.
Красивое, тихое место. Заметно, что в это время года большая часть отелей пустует и только возле нашей «Телеконструкции» вся парковка была заставлена машинами.
Разместились, погуляли, нашли источники с минеральной водой.
Слэник-Молдова в разные дни:
05.01.2014
Утром после завтрака Лена не нашла в себе силы поехать в соляную пещеру и осталась спать в номере, пришлось нам с ребёнком вдвоём отправляться.
Вышли на стоянку у гостиницы, начинаю прогревать машину и рядом вижу за тем же занятием водителя Тойоты Королы с молдавскими номерами. Разговорились. Оказалось, что он с женой и внуком Кириллом тоже едет в пещеру, предложил следовать за ними.
Константин, так звали моего нового знакомого, помог на месте купить три абонемента в шахту на 10 дней, а его жена Наталья в это время «держала» автобус, чтобы без нас не уехал, потому как мы немного опаздывали, а заезды в пещеру осуществляются строго по графику.
Это мы потом уже узнали все тонкости и нюансы, благодаря Косте и Наталье, они сюда на лечение и отдых регулярно ездят.
Вот так у нас появились новые друзья из Молдавии, а по совместительству ещё и переводчики, ведь румынский и молдавский — это практически один язык.
На следующий день в наш коллектив влилась Лена, а мальчишки уже успели сыграться и подружиться. В такой дружной и приятной компании мы провели 8 дней.
В пещеру и обратно курсируют обычные автобусы:
Длина подземной трассы до входа в спелеокомплекс, если я правильно помню, 3 км, глубина шахты относительно поверхности земли — 120 м. Температура воздуха внутри круглый год + 16 градусов.
Для получения полноценного лечебного эффекта рекомендуется находиться в соляной шахте не менее 4 часов в день в течение 10 дней. Во время нахождения под землёй желательно больше двигаться, чтобы через лёгкие усваивался больший объём целебного воздуха. Поэтому в шахте оборудовано несколько спортивных площадок — волейбольная, баскетбольная, футбольное поле; настольный теннис, бильярд, надувные горки, прокат четырёхколёсных велосипедов для детей и взрослых. Многие просто пешком круги наматывают, благо погулять там есть где. Кроме того, в пещере обустроены сувенирный магазин, аптека, кафе, музей, концертный зал и церковь; наряжена большая новогодняя ёлка, работает бесплатный wi-fi.
Концертный зал и люстра в нём из кусочков соли.
Стоимость абонемента на 10 дней для взрослого — 160 лей, для ребенка — 80 лей. Наши абонементы обошлись нам в 400 лей; если покупать билеты ежедневно, это стоило бы 450 лей (курс примерно 10 рублей за лей).
Мы заезжали в шахту утром в 9 часов, а выезжали в 13:45. Казалось бы, что вся вторая половина дня свободна, можно куда-то съездить или погулять, но после пещеры резко накатывала сонливость (Юра нас предупреждал об этом). Сын так сразу в машине на обратном пути вырубался, а мы уже в номере тихий час устраивали. Вечером по плану обязательная прогулка до источников за минералкой и в 20 часов плавание в бассейне отеля с несколькими заходами в сауну.
На второй день, после выхода из пещеры на свет, мы решили пообедать здесь же в городе Тыргу-Окна, в одном малоизвестном ресторане, который нам порекомендовал Юра из Москвы. Нашли этот ресторан, что-то заказали поесть. Посетителей много было. Пообедали, уехали в гостиницу.
На следующий день гуляю я по пещере, подходит ко мне мужик, и далее состоялся такой диалог:
Он: Вы из России?
Я: Да.
Он: А вы Юру из Москвы не знаете? У него машина «Форд», белая.
Я: Ну, я знаю там одного Юру, но вряд ли это он, да и машина у него «КИА» (мы же с Юрой на сайте киа-клуба познакомились).
Он: Ну ладно, извините.
Разошлись. Вечером встречаю этого товарища в бассейне нашего отеля. Познакомились, разговорились. Зовут Андрей, он тут с двумя племянниками (лет 16 и 20 парням) отдыхает. Сами они из Украины, из-под Черновцов. Тоже часто ездят сюда повышать иммунитет.
На следующий день снова встретились с ними в пещере, они в домино играли втроём. Я напросился четвёртым. За игрой вернулись к разговору о Юре.
Андрей рассказал, почему он ко мне вчера подошёл и спросил про Юру. Итак, версия Андрея: «Сидим вчера с парнями в ресторане, обедаем. Заходит семья, говорят по-русски. Мы обратили на вас внимание. После обеда вышли из ресторана, смотрим, стоит машина с российскими номерами. Про этот ресторан никто, кроме нас и Юры из Москвы, не знает. Это же мы показали это место Юре несколько лет назад. Да и состав семьи у вас примерно такой же — папа, мама и маленький ребёнок. Вот и сделали вывод, что вы должны быть знакомы с Юрой».
Я встаю, иду за ноутбуком, открываю в интернете Юрин отчёт, из которого узнал про «курорт диктатора Чаушеску», и показываю ребятам фотки…Он!!!
Это ж надо, у меня знакомых в Москве всего 6-7 человек, из них только один по имени Юрий и такое совпадение. Теория шести рукопожатий в действии.
Я потом отправил Юре нашу общую фотку и передал привет от украинцев, вот он удивился тоже!
Кроме нас в отеле было ещё несколько россиян — семья с дочкой из Москвы (завсегдатаи этого курорта, лечат астму у девочки) и одна пенсионерка из Новосибирска. Они все приехали в Слэник-Молдову по путёвкам от своих местных турфирм и очень удивлялись, что мы здесь самостоятельно, да ещё на машине. Вообще, то что мы приехали на машине, удивляло всех, с кем нам приходилось общаться, особенно молдаван — им-то ехать 3-4 часа и наши 4 дня в пути — это для них нечто из разряда фантастики.
В один из дней после шахты мы всё-таки собрались с силами и вместе с Костей и Натальей съездили в соседний городок Dofteana посмотреть небольшой замок 19-го века Ghika. Но с замками в этой поездке нам катастрофически не везло — этот тоже оказался закрыт.
Походили вокруг, спросили у местных, те сказали, что вроде работает, звоните в звонок у калитки. Звонили-звонили, никто так и не вышел. Сфоткали через ограду и уехали в отель.
Это наш кадр, а ниже из интернета.
Какой-либо русскоязычной информации по нему я в интернете не нашёл, только несколько румынских ссылок. Как я понял, сейчас здесь что-то типа гостиницы и кемпинга. Видимо, только летом работает. Кому интересно, можно посмотреть тут:
http://www.dofteanapark.ro/p1.htm, http://destinatiidevacanta.blogspot.ru/2013/12/castelul-ghika-parcul-ghica-dofteana.html
У Константина с Натальей отдых заканчивался на пару дней раньше, чем у нас, по случаю чего мы собрались в нашем номере и отметили прощание домашним молдавским вином, которое они предусмотрительно захватили с собой из дома. За бокальчиком-другим они уговорили нас после курорта на обратном пути сделать крюк через Кишинёв.
Мы планировали выехать домой утром 15-го января, но в свете новых обстоятельств покинули курорт на день раньше — посетили шахту в последний, 10-й сеанс, и сразу оттуда направились в Кишинёв. Границу прошли быстро и без проблем.
Что удивило — время 18 часов, конец рабочего дня, по нашим меркам самый «час пик», подъезжаем к столице страны (!), въезжаем в город — а машин практически нет! У нас с любой стороны Перми километров за 50 уже плотный трафик начинается, причём в любой день недели и время суток. А тут такой приятный сюрприз.
Нашли по навигатору дом Константина (у них свой дом в частном секторе Кишинёва), подъезжаем, а в окнах света нет. Ну, думаем, приехали! Пригласили нас в гости, а сами забыли и ушли куда-то. Ладно, на всякий случай звоню в звонок на калитке. Какое-то движение внутри. Дверь открывается, выходит Наталья нас встречать.
Оказывается, у них на окнах, выходящих на дорогу, установлены электрические жалюзи, которые были закрыты, и поэтому создаётся впечатление, что дом пустой.
А внутри уже накрыт богатый стол, вся большая семья в сборе. Познакомились с остальными, пообщались с удовольствием. Костя устроил нам обзорную экскурсию по дому. Дом большой и шикарный, но при этом уютный. Чувствуется рука мастера (Костя занимается строительством) и вложенная в домашний уют душа Натальи.
Утром 15-го, пока мы ещё спали, все уехали на работу, кроме папы Натальи. Он накормил нас завтраком, выдал с собой несколько литров домашнего и покупного вина, свежего винограда, яблок. Костя прислал домой служебную машину, которая сопроводила нас через Кишинёв на нужную трассу, а напоследок водитель ещё и заправил «Актион» бензином в качестве подарка.
Костя и Наталья, СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ещё раз! Всё-таки везёт нам в путешествиях на хороших людей!
Из Кишинёва через погранпереход Отачь — Могилёв-Подольский мы снова вернулись в Ровно — забыли там в отеле мою тёплую куртку, в которой я выехал из Перми, но потом за ненадобностью снял. Причём, мы бы про неё, наверно, и не вспомнили до возвращения домой, если бы мне не позвонили из отеля и не сказали об этом.
Этот транспорт стоял перед нами в очереди на границе в Отачи.
Кроме забытой куртки нужно было провернуть ещё одно дело в Ровно — я заказал туда доставку из Киева двух летних покрышек для «Карнивала», пробитых в предыдущей поездке в Грузию. В России таких колёс не смог найти в принципе, только под заказ по 8000 рублей. А в Украине они были в наличии по 1000 гривен (4000 рублей). Приехали на склад транспортной компании, я там же заплатил за покрышки, забрал их, и мы направились в Белоруссию на тот же переход Дубровица — Столин.
Здесь мы поставили личный рекорд по прохождению границ за всё время наших путешествий — обе таможни прошли за 13 минут! На мои покрышки никто даже внимания не обратил, хотя я думал, что заставят их декларировать. Украинский таможенник сверил номер кузова, взял наши паспорта, вернул их через две минуты и пожелал счастливого пути. На белорусской таможне все-таки попросили достать из машины и открыть несколько сумок. Ответ на стандартный вопрос: «Откуда едете?» вызвал недоумение и следующий вопрос: «А зачем ездят в Румынию и что оттуда можно везти?».
В Белоруссии за день до этого лёг первый снег, причём прилично так навалило, с сугробами.
Времени у нас в запасе оставалось вагон, и захотелось нам добавить в нашу виртуальную коллекцию ещё один замок — Несвижский. Да не просто посмотреть замок, а ещё и переночевать в нём.
В одном из строений замка находится отель «Palace». Сначала нас не очень хотели принимать, т.к. завтра у них ожидался большой заезд съёмочной группы, какое-то кино должны снимать в интерьерах. Но когда мы сказали, что готовы рано освободить номер, то сразу всё получилось, и даже разрешили заехать на машине на территорию отеля во внутренний двор замка. Это была самая дорогая ночь за всю поездку (3600 руб. с завтраком), но она того стоила.
Утром я выгнал машину за стены замка, потом мы съели причитающийся завтрак (кафе находится в самом замке, а не в отеле), купили билеты в музей и отправились на экскурсию. Замок большой и красивый. В такой ранний час мы были единственными посетителями, поэтому в каждом зале дежурные работницы музея с удовольствием нам рассказывали про свои экспонаты и отвечали на наши вопросы. Было видно, что просто так сидеть им явно скучно и внимание редких туристов для них в радость.
Взрослый билет стоит 70 000 белорусских рублей (курс был 280 белорусских рублей за 1 российский), школьный — 35 000, дошкольники бесплатно, но на них надо брать бесплатный билет. Почему-то в кассе нам об этом не сказали, потом были проблемы с прохождением ребенка через турникет, потому что при входе и при выходе надо считывать штрих-код. Карточки не принимаются, радует хотя бы то, что прямо в замке есть обменный пункт. Фортификации работают с 1 мая до 1 сентября с 9:30 до 18:30, пускают только группами с местным экскурсоводом.
Кстати, потом уже весной смотрел дома комедию «С 8-ым марта, мужчины!», и в этом фильме фигурирует Несвижский замок. Возможно, именно это кино там тогда и снимали.
Несвижский замок:
Фарный костел Божьего тела — родовая усыпальница князей Радзивиллов в Несвиже.
Завершив осмотр замка, выехали в Минск. Стиль езды минских водителей напомнил мне движение в Москве. Город готовился принимать чемпионат мира по хоккею.
Покатались немного по центру, совершили лёгкий шопинг, пообедали в первом попавшемся кафе и двинули в сторону России. Домой приехали в воскресенье 19-го января, 20-го вышли на работу.
Общая продолжительность поездки составила 23 дня, пробег 11 445 км, средний расход топлива — 8,5 л, затраты на отпуск 97 500 рублей.
Впечатления и выводы по результатам поездки:
1. О машине. SsangYong Actyon для дальних путешествий оказался вполне подходящим автомобилем: достаточная динамика для обгонов, тёплый и просторный салон, комфортные кресла. Если опустить спинки задних сидений, а вещи из багажника переложить вперёд, то мы втроём спокойно можем спать в машине, вытягиваясь в полный рост.
Системы активной безопасности совсем не лишняя трата денег — на обратном пути они спасли нас как минимум от ДТП, которое в роликах на youtube можно встретить сотнями. Ехали мы поздно вечером по Костромской области, где-то за Шарьей, дорога — колея в асфальте, покрытая чистым льдом. Больше 60 км/ч ехать было страшно, сзади фура давит своим «авторитетом», пытаясь меня обогнать. И тут на какой-то очередной неровности заднюю часть машины выбрасывает из колеи с тенденцией вылета в кювет (в лучшем случае). Вдруг что-то запищало, заморгало на приборной панели, я даже испугаться толком не успел, как машина вновь оказалась в колее по курсу движения. Слава корейским инженерам!
С того случая мы с женой решили, что все следующие машины, которыми мы будем владеть, должны быть обязательно оборудованы системой курсовой устойчивости.
Кстати, этой зимой у нас тоже были похожие ситуации, когда ESP серьёзно выручала на гололёде.
2. Об Украине. Скажу честно — мы влюбились в Западную Украину. Всем друзьям и знакомым по приезде расхваливали, как здесь хорошо. Ни разу мы не встретили какого-либо негатива от местных жителей, никто не кидал камни в спину и не обзывал «москалями». Единственное, бывало, что заговоришь с кем-то по-русски, а тебе отвечают по-украински, но без неприязни и отвращения.
У нас даже появилось тогда желание приехать сюда снова в отпуск летом 2014-го года, чтобы познакомиться с этой частью страны поближе, посмотреть Ужгород, Мукачево, Каменец-Подольский и другие города, отдохнуть в Карпатах. Но потом случился евромайдан и все последующие события. Не хочу смешивать отчёт с политикой, надеюсь только, что когда-нибудь мы снова сможем считать Украину безопасной страной и путешествовать по ней, как раньше.
3. О курорте Слэник-Молдова. Перед самым выездом в Румынию у сына в очередной раз начался кашель, и чем дальше мы ехали, тем сильнее становились приступы. Поили его в дороге специальными сиропами, но, видимо, помощи от них было мало. Наконец, добрались до соляной пещеры и с надеждой на чудо приступили к спелеотерапии. Примерно день на пятый-шестой за завтраком в отеле глава семьи москвичей нам говорит: «Вы знаете, ваш мальчик так страшно кашлял, когда вы сюда приехали, а сейчас ему значительно лучше». То есть даже посторонние люди заметили положительные изменения.
И вот сейчас, спустя 14 месяцев после возвращения из Румынии, я могу смело утверждать — лечебный эффект от посещения той соляной пещеры просто потрясающий! За год с лишним мы забыли, что такое кашляющий ребёнок. Он даже все грипповые карантины в садике пережил без проблем, а на больничном за всё это прошедшее время мы были только один раз, и то с ветрянкой. Да и сами хорошо поправили иммунитет, простудными заболеваниями тоже не болели.
Постоянные читатели наших отчётов, возможно, помнят, что в отчёте про Грузию (поездка была в сентябре 2013-го) мы рассказывали, какие проблемы с питанием были у Лены в связи с обострением панкреатита. До нового года жена сидела на жёсткой диете, малейшее отклонение от которой вызывало новые приступы боли.
В одном из минеральных источников Слэник-Молдовы бежит вода, показанная как раз для лечения подобных желудочных заболеваний.
Хотите верьте, хотите нет, но после приёма этой минералки во время отдыха в течение 11 дней (и ещё 10 литров мы взяли домой), Лена почти забыла про свой панкреатит. Редкие и лёгкие боли сейчас бывают, конечно, но с тем, что было раньше, просто не сравнить. И ест она теперь практически всё. Можно снова ехать в Грузию ))). Или туда же в Румынию, закреплять положительный эффект.
Так что если у кого-то имеются хронические проблемы со здоровьем органов дыхания или желудочно-кишечного тракта, то рекомендуем вам съездить на пару недель в Слэник-Молдову. Посещение соляной шахты желательно осуществлять в осеннее-зимний период, т.к. в тёплое время года возникает обратный эффект: от перепада «жара на улице — холод в пещере — жара на улице» люди очень часто простужаются, поэтому летом рядом с пещерой работает специальный соляной бассейн. Ну а минералку можно пить круглый год.
Зимой там хорошо тем, что людей почти нет, соответственно нет очередей у источников с водой, в пещере тоже просторнее.
Желаем всем здоровья и приятных путешествий!