|
Добрый день, уважаемые читатели! Меня зовут Алексей, спутницу мою в путешествиях и в жизни — Рина! Хочу сделать маленькую ремарку — это не совсем отчет, с датами, треками, координатами и т.д., здесь просто описание нашего путешествия, наши впечатления, с фотками. Сделал так дабы не перегружать текст технической информацией, из-за которой, вероятно, такие отчеты редко дочитываются до конца, или, по крайней мере, вдумчиво читаются)). Подробнее обо всем этом можно почитать в моем блоге, также напрямую спрашивать и тут и там, комментировать и пр.
Приятного всем чтения!
Давно хотелось попутешествовать по Монголии. Побывать в местах археологических раскопок, в т.ч. и тех, в которых я лично принимал участие несколько лет назад, увидеть Гоби, настоящую — песчаную, барханы, насладиться великолепными видами — только закаты чего стоят — ну и, конечно, свежее мясо и вкусное пиво. Да и, честно говоря, хочется дороги… Просто движения вслед за горизонтом, без спешки, без суеты, умиротворенно и спокойно…
Маршрут наш проходил в основном по федеральным магистралям, за исключением, конечно, в самой Монголии. Там — и по грунтовкам, и по степи, и по пустыне. По России маршрут проходил по федералке до погранперехода в п. Кяхта, с заездом в Улан-Удэ. Далее по Монголии до п. Сэврэй через г. Даланзадгад — собственно, непосредственно в Гоби, далее — барханы Хонгорын Элс (Поющие пески), потом Хархорин и еще множество точек по пути, относящихся к археологическим памятникам.
Тем не менее, у нас не было прям строгой привязки к маршруту — он будет немного корректироваться в соответствии с обстановкой/погодными условиями/настроением/хотелками/временем/финансами. Например, очень хотелось посетить знаменитейший каньон Хэрмэн Цав — добраться довольно непросто, тем более в одну машину, тем более на большом дорожном универсале с приводом на заднюю ось))). Но за это все я не переживал — опыт есть — переживал банально за возможную нехватку финансов (бензин дороговат сейчас в Монголии). Короче говоря, как получилось — так и хорошо)).
Старт — 01.08.16. Где-то с месяц в дороге.
Все шло по плану! Подготовка полным ходом — чуть-чуть харчей, немного вещей. Самое сложное оказалось — не суетиться понапрасну. Всегда кажется, что что-то не успеваешь, что-то не помнишь, однако все равно все идет как надо! О подготовке машины пару слов: просто проверил все — все в норме (ходовка, трансмиссия, движок и пр.). Не давал покоя гудящий мост. Проблему решил быстро и кардинально — поменял мост.))) В старом был косяк: клинящий подшипник хвостовика и подшипники дифов. Хотя, «знающие» люди говорили: «Не очкуй, ездить можно еще пару лет…» и все в таком духе… Так что доверяйте своей интуиции и лучше перебдеть и попачкаться под машиной, чем просто поверить на слово (даже профессионалам) — проверить все самому)))
1-е августа, 8 часов утра, и мы уже едем по федеральной в сторону Хабаровска. Экипаж 2 человека — я и штурман, моя девушка. Один автомобиль — собственно Nissan Gloria — Блондинка Гло)). Навигация — планшет с All in one Offline Maps — офигенная программа, с которой мы прошли весь маршрут, ни разу не запуская другие приложения или карты, разве что только 2Gis в российских городах на смартфоне для быстроты. Сборы, как нам показалось, были совсем неутомительными, постепенными и даже увлекательными. Подготовка машины — поменял все жидкости, проверил ходовку, ДВС, трансмиссию, электрику… Короче, все проверил — необходимости в ремонте не было. Все прекрасно работало. Сделали наклейки на авто — наше лого и тематическую надпись — а как же! Все как у тру-путешественников.)))
Первый день немного волновались — нам ведь предстоит пройти 12000 км, Гоби, степи, границу и еще куча всего. Но, это такой приятный адреналин, что мы испытывали только положительные эмоции!
Налюбовавшись за день красотами родного края, мы решили встать на ночевку на реке Хор, под старым мостом, т.к. проезжать Хабаровск в час пик, и потом по темноте становиться на ночлег как-то не хотелось. Первая ночевка, спали в машине, размышляли о том, как более быстро и рационально раскладывать вещи, чтобы без напряга и переупаковывания всего шмурдяка спокойно становиться на ночлег. В поездку были закуплены отличные корейские пластиковые ящички с крышкой — прочные и удобные с ручками, в них раскладывались продукты, посуда и разный зип для машины. Поэтому никаких сумок, пакетиков и т.д. не было — не было и необходимости все это собирать по салону и разбирать на ночевке. Просто ящики ставились рядом с машиной и все — салон свободен! Расстилайся и спи. Удобно!
Упаковка шмурдяка — бета версия, далее все было грамотнее.
Ноу-хау: офигенные хиповые накидки на сиденья получаются из хб-шных паласиков из Домовида)))
За второй день пролетели ЕАО, Благовещенск и ночевали под Белогорском. Надо сказать, в Амурской области отличные дороги (не считая участка от Магдагачи до Могочи примерно — там ремонты и дорога в ямах). Заправок мало, в Читинской области вообще жлобские цены на топливо (от 40 руб. за литр 92 бенза), вообще, амурка запомнилась как край, лишенный каких-либо природных достопримечательностей. Только серая стрела трассы и тайга с болотами вокруг. Ну, и комары… Поэтому взяли на заметку в следующих путешествиях пролетать ее как можно быстрее.
Хотели же проехать и не фоткаться — моветон же. Но не смогли)))
Кстати, кофе предпочитаю натуральный, а это — вьетнамский способ заваривания — в походных условиях лучше не придумаешь))
По пути заехали в Углегорск (Циолковский) посмотреть на космодром Восточный. Масштабы строительства поражают, огромная инфраструктура вокруг и еще продолжает расширяться.
Космодром Восточный — стартовый комплекс.
Заехали в Ерофей Палыч, надо было подкупить поесть. Ерофей Палыч всегда казался таким уютным поселочком, когда едешь на поезде, бабушки продают горячую картошку с лучком и маслицем, пирожки и т.д., уставшим от дорожной еды за 2 суток в поезде это казалось таким своеобразным оазисом… Но не в этот раз. Дорога к поселку покоряется разве что внедорожникам и тяжелой технике — как после бомбежки! В самом поселке не лучше. Покосившиеся заборы, брошенные дома, как-то неуютно и хотелось поскорее оттуда убраться, что мы и сделали.
Ночевали уже в Забайкалье. Следующий день гнали до Читы. Въехали в Забайкалье, сразу заметно поменялась природа. Стало больше перевалов, лугов, полей и невероятного низкого неба! Красота! Ехали и весь день наслаждались видами.
Под Чернышевском вообще бескрайние луга — также нас поразили. Дороги, правда, ухудшились сильно. Везде идет ремонт, а там где его нет, езда по дороге напоминает ход на катере по волнам, и ямы везде не давали держать постоянную скорость. Кстати, о скорости. Крейсер — 100 км/ч, без напряга для себя и для двигателя, где-то разгонялись до 110-120 км/ч, на спусках изредка до 140-160 км/ч.
Часовенка Николая Чудотворца по пути.
Еще через день, ближе к вечеру, подъезжали уже к Улан Удэ.
Перевалив через сопочки, любуясь живописными видами, мы подъехали к месту, которое известно, вероятно, многим. Это скала Спящий лев.
Спя́щий лев (Гора Омулёвая, Омулёвка, Омулёвая сопка) — гора, природный памятник, священное место буддистов Бурятии. Находится в Тарбагатайском районе Республики Бурятия.
Гора Омулёвка или «Спящий лев» представляет собой высокий утёс, расположенный на правом берегу реки Селенги, в 45 км к юго-западу от города Улан-Удэ, севернее хребта Омулёвого, по западной стороне федеральной автомагистрали Р258 «Байкал». В 200 метрах к востоку от подножия горы Омулёвки, по восточной стороне автодороги «Байкал», находится Аввакумов крест, который был установлен 2 июня 2007 года в память протопопа Аввакума, путь которого в Даурскую ссылку в 1657 году пролегал по этим местам. «Спящий лев» — одно из святых мест для буддистов и шаманистов Бурятии. У горы есть свои легенды и поверья. В вершину однажды ударила молния и в скале образовалось два больших углубления в виде чаш. У местных на этот счёт есть поверье — если бросить в чашу огня какую-то ценность, то жизнь будет насыщенной на события. Если в чашу воды — спокойной.
Гора также известна сражением партизан Тарбагатайского фронта с белогвардейцами 2 января 1920 года. Этот бой послужил прелюдией освобождения территории Забайкалья, а в дальнейшем и Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов.
Гора Омулёвка является геологическим памятником природы Бурятии и туристическим объектом, с её вершины открывается хорошая панорама на долину Селенги. В связи с этим, общество «Большая Байкальская тропа» добилось запрета на то, чтобы на гору заезжали на автомобилях, так как они губили редкую флору утёса.
Взято с википедии.
Невероятные виды, конечно, нас впечатлили. Потрясающая панорама, вид на Селенгу и сама скала завораживают.
Погуляв немного, мы заторопились в Улан-Удэ. Там нам нужно было найти, как мы думали, заранее забронированный хостел. Думали, что забронировали, однако, когда приехали, оказалось, что никто ни сном ни духом… Но хостел был свободен. Хотелось помыться нормально, привести себя в порядок и немного прогуляться по городу. Хостел оказался просто квартиркой в хрущевке близ центра, но, надо сказать, довольно уютный. Вечером и немного утром перед выездом погуляли, затарились кое-какими продуктами и выдвинулись в сторону Кяхты на границу.
Границу прошли быстро, всего часа полтора. Все просто и понятно, нам так показалось. Если что-то непонятно было, монголы буквально за ручку водили туда-сюда. Машину особо не осматривали ни наши, ни монголы. На обратном пути при прохождении границы, правда, было не все так радужно, но об этом позже.
Въехав в Монголию, таки пришлось делать страховку — сейчас обязательно для всех въезжающих (по крайней мере, в Алтан Булаге так).
Уже смеркалось, когда мы, двигаясь по трассе уже на монгольской стороне в Улан-Батор увидели гало! Это что-то!
Фото совершенно не передают той красоты — это надо видеть! Полюбовались немного и чуток еще продвинувшись, устроились на ночлег — первую ночь в Монголии.
Дорога от границы до Улан-Батора шла извилистой змейкой, довольно ровной, кстати, по крайней мере километров за 50 до города. Потом, конечно, автомобильный поток увеличился, дорога ухудшилась. По трассе везде самоны (поселки), несколько раз попадались жуулчин центры (зона обслуживания туристов) — очень приличные заведения с зоной отдыха, дэлгуурами (магазинами) и, конечно, кафе. Вот в одном из таких придорожных кафе, первом обеде в Монголии в этот кон, я и осознал, как сильно я соскучился по монгольской кухне! Хар шуль и цуйван (мясо с бульоном и домашняя лапша с бараниной, нередко картошкой, немного овощей и хар перц (черный перец) — блаженство! Все это по нашим меркам довольно дешево, учитывая размер порции! Буузы — отдельная тема. Ешь буузу, берешь ее руками, пьешь бульончик сперва, потом съедаешь целиком, а руки потом полдня пахнут бараниной! Короче, очень я буду скучать по монгольской кухне!
Улан-Батор встретил нас гостеприимно, без пробки (была суббота, и все ехали, в основном, на выезд). Конечно, увидев город спустя 8 лет, удивился — изменился в лучшую сторону. Стал как-то благоустроеннее, опрятнее, хоть и не блистал. Всюду новые здания, высотки, ну и, конечно, площадь Чингисхана. Движение в городе вполне себе нормальное (по меркам Владивостока). Особенность: несмотря на довольно бесшабашный и местами резкий (но не агрессивный) стиль вождения, монголы четко соблюдают правила, касательно направлений — нарисованных на дороге стрелочек (прямо, налево и пр.), особенно удивило, что никто не ездит, а тем более не паркуется на автобусной полосе! У нас же в городе… В общем, контраст налицо!
Приус в Монголии — машина №1! Они везде! И по степи, и по пустыне носятся. Вообще, машин очень много, Крузаков, само собой, полно, достаточно и Сафарей, и Таблеток… Много Краунов, видели немного Глории, Седрики, Паджерики, Эскудики (кстати, почему-то Эскудиков ни в степи, ни в пустыне не видели вообще… Крауны, Приусы, Короллы, те же Глории, Паджи и т.д. есть — а наших знаменитых Эскудонов нет — как так?!)
Припарковались в центре, решили прогуляться. Пока гуляли, набрели на уютную маленькую гостиницу в центре, почти рядом с площадью. И недорогую. Около 1000 руб. в сутки за номер.
Гло отдыхает на парковке рядом с отельчиком.
Гуляли весь вечер по городу, отдыхали перед гобийским этапом. Немного про пиво. Боргио, Сэруун, Сэргун, Алтан Говь, Ниинслэйн, Чингис, Монгол Легенд — это пиво №1 к употреблению! Офигенное, вкусное, даже теплое, даже выдохшееся, даже много можно выпить, даже не выпасть в осадок, даже утром спокойно встать бодрячком и за руль, без перегара!))) Короче говоря — Во! (большой палец вверх) Душу по пивку мы там тоже отводили, как вы поняли)))
Автобус команды сопровождения ретро ралли Париж — Пекин, рядом с гостиницей Баянгол.
Наутро, собравшись, тоже немного прогулялись.
Ближе к обеду, не торопясь, отправились на выезд из города на юг, в Гоби. Дорога от УБ до Даланзадгада. Идеально ровный асфальт! Где-то на середине между городами начинается Гоби. Настроение прекрасное, погода замечательная (градусов 40 жары), мчимся вперед. Пейзажи вокруг, конечно, поражают!
Не доехав до Даланзадгада километров 50, решаем встать на ночевку. Просто свернули с трассы, пару-тройку километров по ровной пустыне… Утром мы были уже в городе, закупились чем надо и двинули в бездорожную часть, в Баяндалай через Хурмэн.
Дорога представляла собой просто направление между скал, по сайрам и среди мелкосопочника, по каньонам и перевалам. Очень интересно там ездить! Встречных машин становилось все меньше, а после Баяндалая вообще пропали. Тут мы поняли — мы одни! Вообще! Ощущение невероятное, тишина, аж звон в ушах!
Кстати, о Баяндалае. Просто самон посреди пустыни, между скал, в котором есть газары (харчевни), дэлгууры, даже супермаркет, банк, мать его, где спокойно меняют рубли! С ЛУЧШИМ курсом! На границе курс хуже будет. Детский садик даже есть, само собой заправка. Вот тебе и безжизненная Говь!
По дороге в Баяндалай помогли монгольскому брату. Вытащили заглохший (пробовали прикурить), да еще и в ямке подзастрявший грузовичок золотарей (как они нам сказали), завели его и, вежливо отказавшись от рьяного гостеприимсва монголов, уговаривавших нас проехаться с ними 50 км в другую сторону выпить архи (водки) и отметить это дело, поехали дальше.
Ехали каньонами, сайрами и скалами, то и дело, переваливаясь через буераки. Переночевали где-то между Баяндалаем и Сэвреем. Наутро, позавтракав, поехали дальше. Началось ощущение именно настоящей пустыни, без людей (за сутки ни одной машины, ни одного гыра), воды и… насекомых. Кстати, в этот раз нам, считаю, повезло несказанно! Реально, даже мух не было! Ни в степи, ни, тем более, в пустыне, хотя бывает и иначе…
Зонтик посреди пустыни — здесь когда-то проходил экологический форум Юнеско.
В Ноене заправились на Петровисе (!). Как это было. Подъезжаем, значит, к заправке — там все на замок и нет никого. Побибикал — смотрим, метров за 20 от нас гыр (юрта) за забором, и монгол нам машет. Подъезжаем, я попутно говорю спутнице, мол, сейчас придется тебе, дорогая, прогуляться до заправки, если это реально заправщик.))) Это оказался заправщик, он просто отошел домой лошадок попоить и, естественно, по-монгольски запрыгнул ко мне в машину (Рина уже подошла к заправке), и мы поехали аж 20 м. Вылез — заправил. Это все про то, что монголы при любом раскладе пешком не ходят — испокон веков у них так.)))
Двигаемся дальше к Сэврею. Тоже поселок посреди пустыни, в нем нет супермаркета, зато полно дэлгууров и аж два банка и отделение полиции! Население, возможно, около 400 чел навскидку))) Немного подкупили пивка и двинули к самой дальней географической точке нашего путешествия — пески Хонгорын Элс!
Лавовые выходы в одном из каньонов.
Ребята, это надо видеть! Просто горы песка, протянувшиеся на 180 (!) км. Вот тогда-то мы и увидели пустыню в классическом ее виде!
На горизонте — Хонгорын Элс (Поющие пески). До них еще далеко, порядка 30 км.
В эйфории поехали просто напрямик к барханам. Уже дело близилось к вечеру, поэтому решили перемахнуть через холмик, там выехали на дюну, заприметили удобное место и прямиком туда.
Остановились в 2 метрах от вершины небольшого барханчика — немного приотпустил газ и… дальше мы не поехали… Закопались!
Закопались мы, значит, в песках, на барханчике. Ну, думаю, фигня! И не из таких говен выбирались! Как оказалось потом — не в этот раз…
А вокруг — красота! Пустыня, в классическом ее виде, как мы привыкли видеть на картинках!
Попробовал покопать, чутка сдать назад — зарывается. Разгрузил машину, стравились до безопасного от разбортировки минимума, покопали еще немного, ручничок чутка, газ — опять закопались, но метр проехали.)) Во второй раз зарылись сильнее.)) Думаю — ладно! Утро вечера мудренее — надо спокойно поужинать, расстелиться, прогуляться немного перед сном по барханам и баиньки. Так и сделали.
Наутро, позавтракав, опять копаем.))) За два часа продвинулись метров на 5, и то с помощью моих болотников.))) Откопал у себя зачем-то взятые в пустыню сапоги и, подкладывая под колеса, аля сэндтраки немного удалось проехать. Последний рывок я решил — будь что будет, главное набрать скорость и, запрыгнув на сапоги, надавил на газ посильнее — еще два метра, но скорости все-таки не хватило.)) Зарылись мостами, брюхом, и еще задним правым колесом так провалились, что переднее левое сантиметров на 20 от земли оторвалось! Видать, более зыбко стало. А, кстати, зыбко там так было, что, елозя на месте ногами, стоя ровно, за минуту можно было по колено в сухой песок уйти — проверяли.)))
Качественно так! Аж самому понравилось)))
Ладно, думаю, есть последнее средство — еще раз все точки откопать, пузо освободить, подложить столик походный (он в рулон сворачивается), прямо в чехле.))) Вместе с в хлам уже убитыми сапогами.))) Час откапывались, все подложили, машина, конечно, запрыгнула, и… со всем этим добром опять ушла по направлению к центру Земли.))) Глупости, скажете вы? Может быть. Но! Надо было что-то делать и испробовать все варианты! Мы-то находились черт знает где, за 40 км от ближайшего поселка и за 15 км примерно от «трассы», по которой хорошо если раз в день кто-то проедет. Поэтому решаем так: спутница моя пошла на пригорок за километр-полтора от машины махать кому-нибудь, если увидит.))) Я же пока попробовал еще раз — в ход уже пошел мой рюкзак, набитый всем, чем можно! Ну, дальше, понимаете, чем кончилось, да?))) И рюкзак под колесом в песке.)))
Иду к Рине (так зовут спутницу). Решаем идти до «трассы», т.к. я понял, что сами, без посторонней помощи мы уже не выберемся. Взяли водички, пошли. Шансов, конечно, по крайней мере, сегодня встретить на пустынной «дороге» кого-то были близки к нулю, но сдаваться мы не собирались, да и выбора-то у нас особо не было. Жара градусов 40, пустыня, никого вокруг — но мы идем и все пучком.))) Дело в том, что мы из Приморья, где +40 жары и влажность 100% такое продолжительное расстояние под палящим солнцем — это смерть хотя бы от обезвоживания))) Потому что пот течет ливнем при малейшем шевелении! В пустыне же — такого нет вообще! Ни разу не вспотели, даже активно работая откапывательными инструментами! Абсолютно спокойно переносится! Нам было комфортно!
Только мы вышли на «трассу», видим — вдалеке пыль! Ближе подъезжает не что-нибудь там, а Крузак! 70-ка Troop Carrier! Поднятый, 35-е лапти… Короче — то, что нужно! Ура! Редко так везет, мы подумали.)))
Тормозим. Внутри Круйзера монгол-водитель, итальянец-байкер — дедушка лет 70 и его спутница киргизка, прекрасно говорящая по-русски.)))) Надо ж так, а! Быстро рассказали все, прыгнули к ним и погнали к Гло.
Пока подъезжали к месту «яхты на мели», монгол все больше цокал языком, переходя сначала на 4х4, потом на пониженную, потом все вылезли…
Жаль, некогда было фотать, поэтому нет фоток ни Крузака, ни как мы его потом все вместе откапывали, когда он доехал до того места, где мы зарылись))) Даже не попробовали дернуть, даже стропу не натянули — чуть было Круйзер там не посадили! Пока он там буксовал-маневрировал — слегка бортом зацепил подфарник левый у Гло. Быстро среагировал, подкопал правое переднее колесо, и все обошлось небольшой царапиной на подфарнике! Т.е. это та еще жесть была!
Освободившись, Круйзер отъехал на твердую относительно поверхность — метров за 100 от нас — итальянец извиняется, мол, ничем помочь сейчас не можем, нужна техника посерьезнее. Да это понятно! Потом, добавил: «Ребята, я много путешествовал по всему миру и видел всякое, но такое!.. — пожал плечами, — чтобы на такой машине забраться сюда, — показывает на Гло, — где ТАКОЙ Крузак не едет — просто Crazy Russian!»
В общем-то ехали они в ближайший кемпинг, за 50 км от того места, пообещали, что пришлют за нами трактор.
Ладно, думаем, будем ждать трактор! Дело к вечеру, начинался дивный закат, жара спадала, и мы пошли прогуляться по барханам (хотя от песка за день уже воротило — просто по уши в песке уже сутки). И тут я решил исполнить задуманное. Вокруг красота, закат, барханы, одни, черт его знает где, в пустыне Гоби, да еще и застряли! Романтичнее момента не придумаешь, чтобы сделать своей спутнице предложение, и просто не оставить ей шанса даже на раздумье.)))) Конечно, получилось все очень красиво, с кольцом, естественно, романтично и крайне необычно и круто! И не надо думать, что машину я специально засадил.)))) Это реально незапланированный форс мажор, я тут, конечно, дал маху.
Сидим весь вечер, любуемся закатом, чай и трубки с ароматным табачком! Слушаем, как поют пески. Это нечто! Сначала просто поймали тишину — в ушах от нее звон, и среди этого звона мы не сговариваясь в один голос: «Слышишь, как будто музыка играет где-то!» И действительно, звук как будто очень далеко сэйшн! Словами это не передашь, это надо слышать! И все это на фоне невероятно потрясающего заката — заката над пустыней с барханами! Нереально круто!
Пошли спать. Только легли, слышим — мотор! И фара одна светит. Подъезжают два студента-монгола (подрабатывают на том самом кемпинге), поцокали языками, увидев наше положение, созвонились по спутниковому с кем-то, сказали — завтра утром приедет трактор. Только его на базе нет, и нигде нет кроме как в Баяндалае, поэтому он уже едет, и будет ехать всю ночь! «Охренеть!» — подумали мы. «Завтра, — говорят, — водитель будет спать, как приедет, а мы пересядем на трактор и к вам! Правда, за солярку бы заплатить надо…» Сговорились на 160 тыс. тугров. Ну, понятно, что о «поторговаться» речи и не шло, да и нам главное выбраться.
Наутро реально причапал трактор, типа Беларус, 4х4, который спокойно вытащил Гло. Я по газам, как отцепился — и на 100 метров на твердое. Монголы помогли перетащить вещи. Пожали руки, попрощались, я подарил парням ножик (был еще один) и наборчик инструментов (был еще один). Пообедали, сказали Хонгорын Элс «до свидания» и поехали обратно в Баяндалай, а оттуда в Даланзадгад.
После того как Хонгорын Элс нас отпустил, пожелав оставить себе «на память» наш столик, мои сапоги и рюкзак (слава Тенгри, что не что-нибудь из деталей машины))), мы выдвинулись в обратном направлении, через Сэврей, Ноен на Баяндалай. Напомню, что все эти поселки находятся просто посреди пустыни, автомобильное сообщение есть (колея), где нет, там по навигатору, машины попадаются крайне редко. В принципе, можно было поехать и другой дорогой, через Гурвантес, потом на Арвайхээр, а дальше по асфальту, но бездора нам и так хватало, время тоже слегка поджимало, да и это было бы дольше в полтора раза (но интереснее). Нам же надо было опять через Улан-Батор попасть в «сердце Азии» Хархорин (а, кстати, там практически и есть географический центр Монголии) и дальше чуть севернее.
Ехали так же не спеша, останавливаясь в особо красивых местах, но была проблема — надо было поменять деньги, т.к. расчетных тугров, с учетом форс мажора в песках, нам не хватало. В Сэврее рубли менять отказались в 2 банках, только баксы, зато в Ноене без проблем поменяли по курсу с разницей на тот момент в 8 рублей в плюс от обменного курса в Улан-Баторе (который лучше, чем на границе), и в почти в 15 руб. в плюс от курса, что на границе! Так что, ребята, вот вам новые данные по обмену денежек (по крайней мере для тех, кто собирается в ту сторону): меняйте в самонах! Начитавшись отчетов о Монголии, поменяли (благо что меньше половины расчетных) на границе и поначалу даже радовались… Пока не приехали в Улан Батор, а в Ноене вообще офигели! Так что не лучший курс на границе.
Ладно, едем дальше. Дорога от Хонгорын Элс до Даланзадгада заняла опять-таки 1,5 дня, с учетом остановок и хорошего сна.
Далее мчим по прекрасной трассе до УБ, заселяемся в ту же гостиницу, где останавливались в прошлый раз, и проводим 2 дня в УБ, просто отдыхая, гуляя. Пока там были, посетили один из храмов в центре города — интересно, конечно, но как-то уж сильно урбанистически. Поэтому, собственно, захотелось ехать дальше.
Так и сделали на следующий день. Начался степной этап путешествия. Едем в сторону Хархорина. Дорога заметно хуже, волны и ямы, ехать можно не более 80 км/ч, да и мы не особо торопились. По пути, перед поселком Лун, решили заехать пообедать в один из придорожных газаров. Ничего примечательного не было, если бы уже на выходе, сидя в кафе (а оно немаленькое), я не увидел садящихся в машину, вроде как, туристов — а нет! Ученые! Один из них — патетичный австралийский антрополог — в ботфортах, длинном до колен старомодном камзоле и с характерной для середины 19-го века прической))) Короче, очень заметный и запоминающийся дядя — 9 лет назад был на международной археологической конференции в Улан-Баторе)))
Подъезжаем к Хархорину, уже стало дело к вечеру, поэтому, поужинав в газаре, отъехали чуть дальше от самона и устроились на ночь. Утром были уже у входа в Каракорум.
Каракору́м (монг. Хархорин, в средневековье Кара Хорум) — столица Монгольской империи в 1220-1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин аймака Уверхангай Монголии. Название восходит к монгольскому топониму окрестных гор «Каракорум» (букв. «хар хүрэм», «чёрные камни вулкана»)
Подробнее, кому интересно, на Википедии)).
Центральные (восточные) ворота.
Все крайне понравилось! Действительно, некогда столица! Кроме того что на территории есть древний буддийский храм, который включен в музейный комплекс, есть также древние «действующие» постройки (молильни), и там регулярно проходят службы.
Котлы, наверное, для хархога))
По-тихому проник в один из коридорчиков))
Встретили у ворот ребят из Москвы и Беларуси, по-моему, даже из клуба «Немодного», поздоровались, пообщались. Там же у ворот куча сувенирных лавок, газаров и антикварных ларьков, в одном из которых мы увидели офигенно сохранившиеся штык-ножи от трехлинейки с клеймом 1913 г. Соблазн купить, конечно, был, но граница…
В общем, вдоволь нагулявшись, поехали уже по крайнему в этот кон маршруту — к городищу Чинтолгой Балгас, и далее — Цогдт Балгас — руины древнего замка, затерянного в степи; об этих местах, кстати, не знают даже сами местные монголы в близлежащих самонах Баянуур и Дашинчелэн.
Итак, после посещения Каракорума в тот же день погнали обратно по дороге в Лун. Дальше повернули на дорогу до Дашинчелэна. Конечно, степь совершенно не такая, как Гоби. Вроде бы те же безлесые сопки и равнины, но растительность уже более «бурная», если это определение вообще подходит степному пейзажу))) Да и нет именно идеально ровных пространств, где горизонт срастается с землей. Но пейзажи, тем не менее, изумительны.
Уже под вечер, покушали в газаре в Баянууре и двинулись в сторону Чинтолгой Балгаса. Спустя полчаса мы были на месте. Уже было поздно, поэтому посидели до темноты и легли спать. Утром пошли гулять.
Киданьское городище конца 10-го, начала 11-го вв. Чинтолгой Балгас, как говорится в некоторых справосниках по туризму в Монголии, «особого интереса для посещения не представляет». Возможно и так для «туриста обыкновенного»)) Но для меня было особенно интересным побывать на городище снова, где мы работали в составе археологической экспедиции два сезона 2007 и 2008 г. Подробнее о городище и раскопках можно почитать в интернете — информации много.
Последняя экспедиция была в 2009 г., раскопы рекультивированы, отвалы убраны, так что найти места раскопов не было возможным (да и не надо было особо), поэтому просто погуляли по валу и окрестностям.
Рядом с городищем огромное обо. Если верить легенде, а по некоторым источникам — чуть ли не исторический факт — это именно то обо, которое тысячелетие назад было сформировано воинами Чингисхана, во время сборов на войну — как в легенде, когда хан приказал каждому воину положить камень (вот именно на «эту» возвышенность), а по возвращении — забрать свои камни. Побродили вокруг, полюбовались видами. На вершину не пошли, т.к. крупные осы облюбовали ее — огромное количество, а я ос боюсь, надо признаться))). Обо, конечно, огромное, и если это «то самое» легендарное, то… Ну, вы поняли))) Обо тщательно поддерживается местными в хорошем (видимо) по монгольским меркам состоянии. Вокруг «растут» постепенно маленькие обо — как дед наблюдает за внуками.)))
Погуляв, снялись с места и погнали (именно погнали, дорога оказалась отличная))) до Цогдт Балгас — руин Белого замка. Спустя час мы были на месте. Зрелище — офигенное! Вы когда-нибудь видели среди степи, окруженный скалами, немалый по размерам древний замок в руинах, да еще и построенный в интересном персидско-самаркандском стиле?! Причем, это не туристическая мекка, многие местные даже не знают о его существовании (это правда — в Дашинчелэне, интереса ради спрашивали, хотя место это напрямую связано с Чингисом)! Ощущение невероятное! Короче, чтоб представить себе, как это было — вспомните фильмы и литературу про Индиану Джонса, Алана Квотермейна и им подобные. Вооот! Такие же ощущения)))
На западной стороне реки Туул гол (Тола), в 35 километрах к северо-востоку от Дашинчелен, расположены руины Цогт (Цогтт Тайджиин Тсагаан Балгас (монг.)), крепости 17-го века, которая был домом матери Принца Цогта, поэта 17-го века, который боролся против китайского ига. Поблизости есть каменная стела.
Хорошо сохранились развалины из белого кирпича «Белого замка» (Цагаан -байшин XVI-XVII вв.) — замка феодала Цогто-Хуна тайджи с крепостной стеной и двумя сторожевыми башнями.
Погуляли, поснимали… Хотелось подольше там полазать, но на берегу Толы, километрах в 3 от нас, стоял гыр, и какой-то монгол попылил на мотоцикле в нашу сторону… Смотритель, наверное. Поэтому мы просто еще немного побродили вокруг, посмотрели да и поехали обратно.
Ну, блин, Томб Рэйдер прямо-таки))))
Стела неподалеку. Надписи на древнемонгольском.
Приехав к Чинтолгой Балгасу, я с прискорбием обнаружил, что наши запасы пива подошли к концу, и поэтому было принято решение смотаться в Дашинчелэн, заодно и подкрепиться в газаре. Сказано — сделано, и мы вернулись опять к городищу, решили устроить дневку и отдохнуть хорошенько.
На следующий день нас ждал обратный путь.
Отпуск подходил к концу, плюс хотелось до начала трудовых будней еще пару-тройку деньков провести на море в Приморье, чего не случилось, ибо начались тайфуны, и дождь лил почти две недели с небольшими перерывами.
В общем, после Чинтолгой Балгаса двинули в сторону УБ, где были уже к обеду. Немного погуляли напоследок, покушали, подкупили продуктов, пивка, и поехали на выезд из города в сторону границы. Тут-то мы и поняли, что немного проперлись с заездом в УБ в принципе, т.к. была пятница, час пик (5 часов вечера), и как следствие, приличная пробка из города… Простояли часа полтора, выехали… Ночь застала нас где-то по пути, свернули и заночевали — последняя в этот кон ночевка в Монголии.
Наутро выдвинулись дальше, позавтракали вкусно в туристическом газаре по пути и в 15:00 были на границе…
И встали в очередь. Короче говоря, в этот раз мы стояли 7 часов. Толпа монголов ехала отдыхать в Бурятию, русских машин только наша и пара дальнобоев. Всех монголов дотошно досматривали на нашей стороне, от того очередь двигалась крайне медленно. Когда дошла очередь до нас, мы с тоской представили, как нам разгружать наши вещи — но этого не произошло. Погранцы поприветствовали, услышали от нас, что мы туристы ничего «такого» не везем, бегло оглядели бардачки и отпустили! Мы выдохнули.
Уже был 11-й час вечера и темно, когда мы поехали из Кяхты в сторону Улан-Удэ. По пути в темноте нашли какой-то закуток и решили тормознуться переночевать. Как обычно, разложились, поставили стульчики, открыли по баночке монгольского и сидим в тишине. Тут слышим мотор, подъезжает автобус с монгольскими номерами, тормозится метрах в 20 от нас (а мы немного в кустах, нас в темноте не видно) — и толпа радостных монголов, человек 12 радостно выскочила пописать))) Прямо все дружно в ряд встали метрах в 10 от нас и к нам, так сказать, лицом, о чем-то еще громко переговариваясь (слава Богу, женщины чуть подальше пошли)))). Еле сдержался, чтоб не сделать эпично-зычное «У-у-уХ» на весь лес!)))
Заехали на знаменитое Обо по дороге из Кяхты в Улан-Удэ.
Ладно! Переночевали и поехали дальше. В Улан-Удэ поменяли масло, фильтры, посмотрели бегло ходовку — все в норме — и погнали в обратном направлении. По пути еще раз поднялись на Спящий лев — очень уж там красиво!
Ехалось хорошо и спокойно, даже довольно быстро, как нам показалось — всегда обратный путь кажется более быстрым, нежели путь «туда».
Обедаем под тем же мостиком, что и по дороге.
Особо даже нигде не задерживались, останавливались только на поесть-поспать-помыться, но в один прекрасный день в Амурской области нам пришлось-таки на целый световой день задержаться.
Вечером перед постановкой на ночлег я заметил, что замигала лампочка airbag на приборке. Тут же свернули в закуток (там потом ночевали), т.к. у Ниссана если мигает airbag — это может быть все, что угодно, кроме airbag))) Проверил клеммы — одна чуть ослабла и отошла, видимо, от тряски. Под Магдагачи везде ремонт дороги, трясет так нехило. Подтянул — все хорошо. Легли спать.
Утром поехали дальше. Не успели проехать и пару км, как лампочка замигала снова! Опять тормознулся в закутке — мотор заглох! Опять зачистил и обтянул клеммы, но мысли уже нехорошие))) Ключ на старт и… Приехали! Акум сдох, стартер крутить отказывается! Понятно — помер генератор. Ну, что ж, думаю, будем чинить. Тут же напротив пробивают колесо мужики на Урале — бегу к ним, спрашиваю, есть ли где что-либо, что связано с генераторами. Говорят: «Так в Магдагачи есть даже сервис у Армена — там смогут починить!» Отлично! Магдагачи в 25 км от нас по трассе, надо снять генератор, на попутке доехать до поселка, починиться, и обратно — проще простого!
Опробовав свой новый набор инструментов, минут за 40 снял генератор, мысленно поблагодарив инженеров Ниссана за «прекрасную и удобную для самостоятельного ремонта» компоновку моторного отсека.
Генератор — в пакетик, голосую, проезжают мимо две фуры, и третья машинка тормозит рядом с нами…
Fiat поляка — да Джимник просто монстр по сравнению!
Вероятность встретить такую машинку в таком месте — сами понимаете! Поляк по имени Рафаэль путешествует на «ЭТОМ» уже более месяца, проехал 9000 км, и направляется во Владивосток! Еле втиснувшись в его Fiat, на головокружительной крейсерской скорости 75 км/ч мы летим в Магдагачи! Рассказал, как ему путешествуется, что очень все нравится, в России все спокойно и уютно по его ощущениям (ну, а как, если, по его рассказу, суровые челябинские мужики тормознули его сфоткаться с машинкой и напоследок отсыпали конфеток))). Его друзья в Польше, напротив, отговаривали его от путешествия, мол, «Там же дикая Россия, дикие Русские, бандиты, мафия» и т.д. — на полном серьезе! Сейчас он сам над ними смеется.))) Рассказал ему про Владивосток, куда сходить, где остановиться, что посмотреть и т.д. Обменялись телефонами, решили встретиться в городе — но так и не случилось. То ли (как хотел) он решил повисеть в Хабаровске, и потом по краю поездить, то ли цифры, которые он дал неверные, либо мои неверно записал…
В Магдагачи, по закону жанра, мастера по ремонту генераторов на сервисе не было, зато был большой ящик со всякими разными генераторами от разных автомобилей. Правда, механик меня заверил, что «Ты, конечно, иди покопайся, но на Ниссан у нас ничего не найдешь! У нас только Тойоты и Хонды!» Сперва я разобрал свой генератор — горсть песка вместе с ферритом высыпалась на пол. Тут все ясно, щетки тоже просто так не поменять, значит надо искать генератор. Стал копаться в ящике… Минут через 15 зову механика и тычу пальцем на пол, где лежат 4 ниссановских генератора, один из которых на 95% мой! Удивившись, механик помог мне переставить шкив и решил меня подвезти до Гло, где все это время меня ждала моя благоверная. Было уже часа 4 дня, когда мы приехали. Быстро поставил генератор — встал как родной — завел, проверил, все работает, зарядка идет — мы выдохнули! Распрощались с мастером, собрал все обратно как положено, поехали до темноты немного дальше и заночевали. Ехал и думал: вот как так? С собой все необходимые запчасти, без которых автомобиль не поедет, в том числе топливный насос, а генератор запасной не взял! Стоит-то копейки, места не занимает — и, гадина, именно он и сломался! Подумал — взял бы гену, бензонасос бы не взял — сломался бы именно он! Короче, классика жанра, чуть ли не закон Мерфи в действии)))
Дальше дорога была гладкой и без происшествий. Самый долгий по расстоянию путь — в последний день нашего путешествия: недалеко от поворота на Биробиджан до Владивостока (примерно) 1250 км за 14 часов. Очень даже комфортно ехалось.
Лентикулярные облака под Хабаровском.
Итак, мы вернулись! Пройдено более 12000 км, из них 4000 по Монголии. Пересекли несколько часовых поясов и пару климатических зон, проехали всю Монголию с севера на юг, около 2000 км по пустыне Гоби, из них 530 км при полном отсутствии дороги, закопались в барханах Хонгорын Элс и двое суток выбирались (да, да — в пустыню без сэндтраков низзя!))), были в сердце Монголии Каракоруме (Хархорин), городище Чинтолгой балгас и наконец — затерянный древний замок Цогдт балгас (Белый замок) — одна из ставок Чингис Хана.
Техника показала себя на 5+, огромный комфорт при передвижении и ночевке, отличная обитаемость, лучше, наверное, было бы только в кемпере (всерьез задумался))). Огромное количество впечатлений, буря эмоций, реально — радость от посещения этой страны (хотя я там уже в 3-й раз) и желание вернуться туда снова. Приветливые люди по пути, в том числе и в России, никакого негатива.)))
О нас и о нашей машине можно почитать в моем блоге Nissan Gloria «Блондинка Гло» — в поиске, там так же много интересного))
Спасибо всем, кто прочитал до конца! Оставляйте комментарии и хорошего всем настроения!