|
Идея путешествия 2016 года возникла по предложению активного участника форума drom.ru «Бывший_сахалинец» после того, как мы выложили наш рассказ о поездке по пяти озерам Монголии и двум в России в 2015 году. Так напрямую он и предложил: «И ещё пожелание. Включить в следующую поездку младшего брата Байкала — монгольский Хубсугул». Что же, дума не долгая. По всем параметрам такой маршрут нас устраивал — имелись реки и озера для дневок, участок средней проходимости (вдоль озера Хубсугул) и значительный отрезок пути, где мы еще не проезжали (от юго-западной оконечности Байкала до Эрзина, что в Тыве). То есть заходим в Монголию через КПП Монды—Ханх, а выходим в Россию через КПП Цаган—Тологой — КПП Арц-Cуурь. По виду такой маршрут напоминает петлю, наброшенную на озеро Хубсугул из Новосибирска (см. карту ниже по тексту). Вот и название путешествия — Хубсугульская петля. Маршрут удачно вписывался в традицию — пляжный отдых на озере Сосновое в Хакасии при возвращении домой. Опять проблему синхронизации отпусков экипажей удалось согласовать в последний момент, причем один экипаж так и не смог составить нам компанию в этой поездке.
Особое внимание уделялось времени старта движения по маршруту. Опыт прошлогодней поездки по озерам Монголии определил начало старта не ранее 11 июля, чтобы не попасть на период национального монгольского праздника, когда все погранпереходы не работают. Из-за текущих обстоятельств день старта был перенесен на 12 июля, что впоследствии нам сыграло на руку. С другой стороны, надо было добраться до озера Сосновое не позже вечера четверга, так как уже в пятницу все «изолированные квартиры» на озере обычно заняты отдыхающими и для стоянки остается только коммунальное жилье. Об этом в самом конце повествования.
Итак, нам предстоит осуществить два длинных дневных перегона по 800 км, выход к границе с Монголией с остановкой на Байкале (кто же откажется от легендарного омуля), переход границы и медленное движение вдоль озера Хубсугул. Медленное, во-первых, из-за качества дороги, судя по описаниям, и во-вторых, из-за настойчивых рекомендаций «проходимцев» пути вдоль Хубсугула — величие озера, жизненный уклад местного населения, природные пейзажи не терпят суеты. Вот и запланировали мы три стоянки на озере с тремя дневками. Далее 100 км асфальта до Мурэна и переход до пункта Баян-Тес, что в 70 км от границы. Переход границы и бросок до озера Сосновое. Всего 4500 км от Новосибирска до Новосибирска.
Все возможные треки по Монголии были скачены, но они не обеспечили точную прокладку желаемого маршрута. Пришлось воспользоваться GoogleMap с прокладкой маршрута. Частично этот вариант решил проблему, но, как выяснилось при прохождении, иногда сильно отличался от реальности. Так путь от Цагаан-Уул до Баян-Тэс шли исключительно по треку, скаченному из сети. Это позволило несколько сократить путь.
Путь, показанный зеленым цветом на рисунке, это результирующий GPS трек нашего путешествия. Места стоянок и дневок обозначены желтыми метками. Данный трек в виде отдельных участков в формате GPX можно скачать по адресу (http://cyto.kinetics.nsc.ru/Upload/MT2016_RealTracks.zip).
12 июля 2016 года — выезд и первый перегон к Байкалу.
Команда, сплоченная в автопробегах 2005-2015 годов (https://travel.drom.ru/user/25617/), встретилась утром в 06:00 в Кольцово. На место встречи прибыли три машины.
Машины и люди:
Навигация: 1) Garmin для записи трека и поддержки реальными координатами GPS TrackMaker на планшете с визуализацией через Google Earth (спутниковые снимки местности с высоким разрешением были предварительно записаны в кэш GoogleEarth по маршруту с размахом ± 50 км.); 2) Navitel для прокладки актуального маршрута и для контроля движения с помощью маршрутного компьютера. Navitel в Монголии был бесполезен. Карты были скачены, но имеющейся версией Navitel они не идентифицировались для загрузки; 3) по России использовали Яндекс.Карты с проложенным маршрутом до плановой точки. В местах наличия мобильной связи по трассе автоматически подгружались спутниковые карты на смартфон. Было удобно. Надо сказать, что процентов 70 трассы Новосибирск—Иркутск покрыто хорошей связью.
Вот так выглядит место водителя головной машины. Цифрами обозначены: 1 — планшет с Google Earth и навигацией в реальном времени; 2 — смартфон с Яндекс.Карты; 3 — головное устройство с навигатором Навител; 4 — навигатор Garmin для записи трека и обеспечением координатами планшета через USB. Цифрой 5 обозначено удачное приобретение последнего момента — крепеж планшета через систему рычагов к болту под передним креслом пассажира. Обошлись одним рычагом и планшет стоял, как вкопанный. Фотографию привел, так как в пути произошло событие с демонстрацией этого водительского места.
Стартовая фотография — и погнали.
Для первой ночевки на трассе «Байкал» исходно было запланировано место на берегу реки Кача, что за 50 км до Красноярска. Однако в последний момент было принято решение организовать первую ночевку после Красноярска, так как ранний старт обеспечивал приезд на место засветло. Было выбрано место на реке Есауловка, которая по сведениям Интернета заявлена в качестве рыбацкого объекта. Это уже на 50 км за Красноярском. Пообедали в одном из кафе по трассе, прошли Красноярск и в 19 часов по местному времени свернули с трассы в направлении предполагаемого места ночевки. Проезд к берегу реки прокладывали по спутниковым снимкам. Однажды такой способ помог с размещением на стоянку на берегу Чарыша (https://travel.drom.ru/9664/). Действительно нашли перекресток с полевой дорогой, которая должна была привести нас к берегу реки. Проехали метров 200 и стало ясно, что дожди основательно размыли проезд и лазить по грязи для того, чтобы переночевать, смысла не имеет. Кроме основательной грязи, в которой нам не захотелось останавливаться на ночлег, вблизи этой реки была, очевидно, родина паутов. Огромное их количество атаковало нас так, что выходить из машин было весьма рискованным занятием. Провалилась затея с ночевкой на реке Есауловка. Решили остановиться в мотеле на трассе. Для нашей команды это всегда риск, могут не пустить с собакой в номер. Правда, два раза такой «номер» прошел, в Казахстане и в Монголии. А в России? Экспериментируем. Мы же ученые экспериментаторы по профессии, нам не привыкать.
Выскочили опять на М53 и, проехав километр, уткнулись в мотель. Все атрибуты места для отдыха присутствуют: туалет, гостиница, стоянка для машин, несколько кафе и даже душ. Все устраивает. А с собакой в номер? И в России с этим порядок — можно и с собакой. Тем более с такой:
Против такого экстерьера ни один хозяин мотеля еще не устоял. Правда, до номера пришлось подниматься по дырявой железной лестнице на второй этаж. И это препятствие Доби — переходящий Кара-Кобу вброд преодолел. Что же, с ночевкой разобрались, теперь с ужином. Их есть у нас. Приглашены в эксклюзивное кафе северной рыбы…..
После ужина все потянулись в номера и забылись крепким сном, особенно водители, особенно после дополнения к ухе из северной рыбы. Единственный, кто не воспринял номер в мотеле достаточно комфортно, это был Доби. Он пыхтел, часто дышал, ворочался. Хозяева несколько раз спускались на землю для коротких прогулок. Ночь для них получилась рваная, а ведь завтра очередные 750 км.
13 июля 2016 года — второй перегон к Байкалу.
Подъем в 6:30 прошел штатно. Легкий завтрак, недолгие сборы и вот в 8 часов вышли на М53. Вышли легко, без тревог за дорогу. Это в 2006 в первой поездке на Байкал (https://travel.drom.ru/8123/) перегон Канск — Нижнеудинск оставил неизгладимые впечатления. Ту разбитую дорогу можно было отнести к разряду средней проходимости. Сейчас, имея на руках информацию о том, что последний грунтовый участок М53 заасфальтирован в мае 2015 года, мы легко отправились покорять километры пути. И правда, описывать этот участок особенно нечем. Средняя скорость движения (без учета санитарных стоянок и перерывов на обед) составила 90 км/час. Двигаясь таким образом, мы в 19:00 подъехали к запланированной точке для ночевки на реке Ока. По совету коллеги с работы для стоянки был выбран правый берег Оки сразу за мостом. По спутнику нашли нужную колею, которая должна была привести нас к берегу. Флагманская машина двигалась к точке настороженно, помня о неудаче предыдущего дня в постановке лагеря по спутникам. От волнения даже проскочили свороток к реке. Еще 900 метров полевой дороги и ….. мы на месте. Действительно на месте. Место для стоянки оказалось просто замечательное.
(53.9257 СШ; 102.0957 ВД, в подписях к фотографиям указаны координаты мест, там, где это имеет смысл)
Большая поляна для нескольких палаток и общего стола, достаточно места для машин, хороший спуск к воде. Что еще надо автопутешественнику-дикарю? Наконец-то можно остаться наедине с природой, без искусственных стен. Посидеть у костра при закате. Все это и произошло в оставшееся время до густых сумерек. Засыпали под легкое волнение Оки.
14 июля 2016 года —Байкал, Аршан, Иркут.
Утром спешки не было. Погода нас радовала солнцем, но не жаром. Пройти за день надо было не много километров, и свертывание лагеря затянулось. Окунулись в Оку «для галочки» и поехали. Ничего особенного по дороге до Иркутска не наблюдали. Все путем. Иногда ремонт мостов отправлял колонну в объезд, но это не напрягало. Правда, в одном месте объезда не было, а работал светофор, переключающий движение в двух направлениях. Было это уже в районе с заметным количеством населения на квадратный километр + поток машин по федеральной трассе создали пробку длиной в 15 минут. В 12 часов мы уже выскочили на объездную трассу вокруг Иркутска. Здесь попали в неловкую ситуацию по заправке. Обычно на объездных трассах вокруг городов заправки присутствуют в достаточном количестве. Вот и здесь, проигнорировав заправки при подъезде к Иркутску, мы полетели по объездной и практически все попали на сигал «Бак практически пуст». А впереди еще был Южнобайкальский серпантин, на котором тоже заправок не нашлось. Короче, доехали до Култука на топливных парах. На спуске к Култуку была небольшая пробка, которую мы прошли с пользой — закупив коробку омуля, сига в различных способах приготовления.
А как же фото на фоне Байкала — старшего брата цели нашей поездки озера Хубсугул? Без проблем. Есть фон — есть фото.
Заправились по полной и в путь. Целью этого дня было посещение известного курорта Аршан и ночевка в его окрестностях. Да, к обильной рыбе требуется обильное пиво. Остановились, прикупили. Дорога к Аршану — чистый асфальт. Проехали пункт проверки наличия загранпаспортов и направо. В 17:30 въехали в зону курорта. Да уж. Много проезжали населенных пунктов, но здесь… Прямо у стелы «Аршан» начинают предлагать жилье и так на протяжении всей одной улицы поселка. Приценились и поехали посмотреть жилище. Не понравилось. Совковость в обстановке. Удобства на улице. И так в трех местах. Большое количество предложений жилья на мансардах.
Вечерело. Надо было решать вопрос по ночевке. Попытка выйти на берег речки, которая протекает через Аршан, закончилась неудачей. Все подъезды заняты строениями. Тогда родилась блестящая мысль — наши палатки гораздо комфортнее для ночевки, чем любое сдаваемое жилье в Аршане; не поехать ли нам на берег Иркута и там встать? А, легко! Всего-то 25 километров в обратном направлении. Подъехали к мосту через Иркут и вдоль берега отправились искать место для стоянки. По берегам много рыбаков. В полутора километрах нашли симпатичное место. Три палатки, три машины и общий стол разместились комфортно.
Байкальский омуль с пивом в хорошей компании под всплески реки и мерцание костра!... Ну, вы меня понимаете. Засиделись. Однако неопределенность с прохождением границы, запланированным на завтра, заставила свернуть атмосферу праздника и отдаться Гипносу с его сыном. Реально, палатка располагает к обильным сновидениям. И в этот раз, правда, утром, капитан всем пересказывал сон про сон во сне. Вот.
15 июля 2016 года — полудневка.
Неопределенность с прохождением границы в нас заложили постовые, которые проверяли загранпаспорта, заявив, что граница закрыта. В нетерпении вскочили утром, быстро позавтракали, собрались, и в Монды. По пути остановились в Кырене. Не все в нашей команде собрали в поход адекватную одежду. Свежий ветер с Иркута и высота 700 м над уровнем моря просигналили, что теплую одежду надо с собой иметь. В Кырене есть магазин для охотников и рыбаков, но требуемой одежды в нем не нашлось. Заправляться не стали. Информация о наличии заправки в Мондах имелась. Проехали 120 км и на въезде в Монды уперлись в закрытый шлагбаум. Вышедшие пограничники объяснили, что вся Монголия празднует уже неделю и обещают границу открыть только завтра, 16 июля. То есть нам надо встать где-то поблизости на полудневку и завтра пройти границу. Хорошо, что мы на день позже (12 июля) выехали из Новосибирска, пришлось бы полтора дня стоять перед шлагбаумом. Кстати, некоторые путешественники, которых мы встретили в очереди при прохождении границы, так и стояли в окрестностях п. Монды несколько дней.
Ладно, полудневка, так полудневка. Возвращаемся на 1 км по трассе назад и вправо к реке. Ого! Да мы не первые в таком положении. Лесок весь разбит на отдельные стоянки. Заняли одну из таких. Вполне подходяще.
Три машины, три палатки и кухня в хвойном лесу на берегу Иркута. Вода в реке холодная, течение быстрое, но есть купальни с вялотекущей водой и возможностью окунуться в такую жаркую погоду. А потом полежать на теплых камнях. Лепота!
Так что мы не сильно расстроились вынужденному простою и провели полудневку с полноценным отдыхом. Если к этому добавить наличие остатков пива и омуля, то многие могут просто позавидовать такому изменению планов, вызванных обстоятельствами непреодолимой силы.
Чтение в сени хвойных ветвей тоже никто не отменял.
Здесь хотелось поделиться проведенным маркетингом при выборе палатки для таких путешествий. Имеется в виду автомобильных, когда нет ограничений по весу палатки. Энергичный анализ всевозможных вариантов привел к такому решению:
Считайте — это мой вклад в ветку форума drom.ru, с темой «Какую палатку выбрать?» (https://forums.drom.ru/travel/t1151800748.html). Действительно палатка показала себя замечательно. Три возможных входа, большой высокий тамбур, навес, высокий внутренний отсек с множеством карманчиков и завязок. Очень важные двухточечные растяжки против ветра. Есть вариант со стеклопластиковыми дугами, но алюминиевые дуги получше будут. Встречайте — ALEXIKA MINNESOTA 3 LUXE ALU (http://www.alexika.ru/alexika-palatki-camping-minnesota-3-luxe-9153.3401/). Пусть и попахивает рекламой, но здесь, по-моему, это уместно. Обеспечивает необходимый комфорт, в том числе и собаке. В тамбуре выстилается пол, который пристегивается к дугам. Вот здесь и проводил частично ночи Доби. И, судя по поведению, вполне был доволен.
Спать завалились рано, так как подъем был намечен на 6 утра, чтобы не оказаться в конце очереди таких же, как мы, предграничных туристов.
16 июля 2016 года — проход границы и знакомство с Хубсугулом
Запланировано — реализовано: в 6:05 выехали со стоянки по направлению к границе. Есть изменения — шлагбаум на въезде в Монды поднят. Вперед! Да, на выезде из поселка необходимо заправиться. Есть такое место и адекватный заправщик. Сонный, но без лишних расспросов заполняет бак на полную. Еще несколько сот метров и вот она, пробка автомобильная. Мы не первые, но и не совсем далеко от очередного шлагбаума. Время 6:30, а пограничники должны появиться в 8:00. Тогда пропущенный завтрак. Стол из машины, газовую печку в работу — 5 минут и кофе готов.
Засиделись. Пограничники появились неожиданно и промежуточный шлагбаум открыли. Все машины рванули непосредственно к пропускному пункту. Пришлось стол и двух кофеманов оставить на месте, а всем машинам стремительно проехать 6 км, чтобы не быть отодвинутыми в конец очереди. Расположившись непосредственно перед КПП, одну машину послали за оставленной частью экспедиции. Через 20 минут все были в сборе в колонне машин, которую порциями засасывало в железные ворота КПП.
Прохождение российского КПП ничем особо не запомнилось. Все прошло штатно. А вот на монгольской стороне хочется остановиться на паре моментов.
1. На КПП не было электричества. Если вам не нужно ничего распечатывать, а просто поставить отметку в паспорте, то не проблема — шлеп и поехал. Но нам-то надо распечатать бумагу о ввозе в Монголию трех машин. Ведь выезжать-то мы будем через другое КПП. Что-то погранцы между собой судили-рядили, в конце концов, одна пограничница села и стала писать такую бумажку от руки. Вот что получилось.
ФИО, номер, марка, VIN. Две красные печати на месте. Эту бумагу мы вернули монгольским пограничникам при выезде из Монголии.
2. Согласно правилам, при пересечении границы с собакой необходимо иметь Ветеринарное свидетельство с разрешением на вывоз собаки в Монголию, полученное не позже 5 дней на момент пересечения. В прошлом году у нас такого свидетельства не было, хотя паспорт с прививками был в норме, и этого оказалось достаточно в Ташанте. В этот раз свидетельство сделали, а день выдачи поставили за два дня до предполагаемого пересечения границы. Вручили свидетельство пограничникам вместе с паспортом с прививками. Те работали с бумагами со знанием дела. Все документы были использованы, чтобы «Лохматый» попал на территорию больших бараньих отар.
Еще пограничники ни в какую не разрешали пообщаться Доби со служебными собаками, заточенными на поиск наркотиков, хотя заинтересованность в общении была с обеих сторон. Объясняли тем, что лишнее общение испортит их профессиональный уровень. Так и проехал Доби границу без собачьего внимания.
После пересечения границы асфальт закончился, но пошел укатанный грейдер, и мы доехали до следующего шлагбаума — заповедный сбор. Ну, действительно, чем монголы хуже бурятов с их сбором при въезде в Баргузин. Заплатили и вскоре заехали в Ханх. Для нас это был первый опыт — поселок на берегу озера в Монголии. Все предыдущие озера, которые мы посетили, не отличались такой особенностью. Заскочили в Ханх с целью поменять валюту, а также проверить: чем там кормят путников, поскольку все уже достаточно проголодались. В магазине нам поменяли на тугрики только 1000 рублей, а вот пообедать не удалось, так как все точки общепита были закрыты. Это подтвердило правило «бямба, ням — амарна», что в переводе значит: «суббота, воскресенье — выходной». Ну, ладно, едем на первую запланированную стоянку натощак. Дорога была вполне проезжаема, и мы рассчитывали вскоре добраться до стоянки на озере Хубсугул. Через 15 км потеряли из виду замыкающую машину. Ждали-ждали. Капитан поехал назад и застал экипаж за погрузкой вещей. Боковой порез, колесо на свалку. Действительно, дорога вдоль берега Хубсугула изобилует открытыми каменными развалами и некоторые из камней чрезвычайно острые. Дальше едем на полноразмерной запаске, без подстраховки.
Все машины собрались и через 5 км достигли желаемого места. Ну, это великолепное место. Хвойный лес на песчаном берегу Хубсугула с его прозрачной водой.
Подъезд к пригодному для постановки лагеря месту проходит по песку. Вспоминая прошлогодние упражнения с лопатами и домкратами при пересечении песчаной линзы у озера Убсу, машины не шли след в след, а разъехались веером. Во время разведки места Pajero проявил склонность к посадке на защиту, но уже опытная рука водителя направила авто в сторону от проложенной колеи, и выход в точку лагеря завершился благополучно.
Лагерь поставили достаточно рано — в 16:30 и, следовательно, следующие полтора дня у нас заслуженный отдых на берегу Хубсугула.
Надо отметить, что песчаный берег Хубсугула — не частое явление. Мы встали на первом после Ханха таком участке. Протяженность песчаного участка 500 метров, и к вечеру субботы он был занят стоянками машин преимущественно с иркутскими номерами. Проехать до этого участка можно на авто практически с любым клиренсом, так что иркутяне уже освоили это место для отдыха в конце недели. Расстояние от Иркутска приблизительно 350 км, и вот вы вдали от цивилизации с прекрасными пляжем и водой, с очень дружелюбным местным населением. Если бы не монгольские праздники и закрытая граница, то еще с вечера пятницы все места на этом берегу были бы, вероятно, заняты.
Местное население проявило себя в виде конника. Он неспешно подъехал к нашему лагерю, спешился метров за 50 и тут же был атакован Доби. Однако и человек, и лошадь демонстрировали предельную дружелюбность, и Доби ограничился обнюхиванием и постановкой меток по пути подхода гостей.
Лошадь была привязана к дереву, а гость прошел в нашу кухню и был усажен во главе стола с предложением выпить пиалу чая, от которого он не отказался. При этом никто из нас не говорил по-монгольски, а он, кроме монгольского, никаких других языков не знал. Выяснили, что у него 4 детей, на что мы мгновенно среагировали, запихав в его карманы кучу сладостей, специально приобретенных перед поездкой для таких случаев. Он рассыпался в благодарностях и на следующий день приезжал еще раз просто пообщаться, ну, в смысле, посидеть и посмотреть, как мы отдыхаем на Хубсугуле.
Приехал еще один гость — на мотоцикле. Тоже со знанием одного языка, но мы как-то умудрились понять, что скоро лафа с отдыхом на этой песчаной косе закончится: его племянник уже приготовил документы о переводе этой косы в аренду. Даже вдоль дороги начались какие-то работы с постановкой деревянных строений. Действительно, что-то строящееся вдоль дороги мы видели. Нам с определенным достоинством было продемонстрировано удостоверение красного цвета. Никакого эффекта оно на нас не оказало, в виду демонстративного присутствия языкового барьера. В конце концов, все закончилось по-дружески — гость попрощался и уехал к следующей компании отдыхающих. Наверное, примерял на себя образ сборщика налогов, хотя по скалигеровской версии Истории, этот образ у монголов должен быть в крови. Нестыковочка, однако.
Только мы расселись ужинать — опять гости. На этот раз на мотоцикле муж и жена. И не гости вовсе, а настоящие бизнесмены. «Молодого барашка желаете?» — поняли мы через внутреннего переводчика их вопрос. Тут же на песке был нарисован баран, и мы отсекли у него половину. На том и сговорились — полбарана по 250 руб. за кг. Можно рублями. Через час полбарана было у нас в ведре, а рубли и подарки для детей от нас — в карманах этой семейной пары.
17 июля 2016 года — дневка на первой стоянке на Хубсугуле
Еще засветло Доби проявил признаки волнения, но быстро успокоился. Это Сергей — рыбацкая душа, отправился на промысел. Все остальные дружно спали до предельной физиологической возможности, и только громкий восторг первого вылезшего из палатки добавил сил остальным для осмотра случившегося. А случилось вот что: в палатке-кухне сидел рыбак с разложенным пасьянсом.
Пасьянс был результатом проверки, насколько рыбным местом является Хубсугул. Улов был приличным: хариус, омуль, пара ленков и один окунь. Так что этот день был у нас рыбным: 10 минутный малосол из хариуса, тройная уха и жареная рыба. Рыба сильно отличается от той, что мы наблюдали в прошлом году в западной Монголии на озерах Уурег и Ачит. Здесь и разнообразнее, и благороднее на вид. Неплохая получается дневка — уха из свежей рыбы на обед и шашлык из свежей баранины на ужин. Надо сказать, что рыба в Хубсугуле отменная с точки зрения приготовления и потребления. В меру жирная, без костей. Вкус обалденный!
Солнце было ярким, но вода в Хубсугуле, как показал наш электронный термометр, достигала лишь 14,50 С. Это, однако, не остановило наших любителей поплавать. Процесс этот был не слишком долгим, но зато очень бодрящим.
Недалеко от лагеря в Хубсугул впадала небольшая речка, и после завтрака организовалась группа товарищей, желающих посмотреть, как это монголы ловят руками рыбу в таких маленьких речках. Собрались и ушли.
В речке гулял очень осторожный и, видимо, сытый небольшой хариус, так как попытки поймать его на спиннинг были безуспешны. Вернулись с твердым мнением, что июль не время для ловли рыбы руками. Июль — это время запечатлеть окрестности Хубсугула в лучшем виде.
Через некоторое время по песчаному берегу начал накручивать километры Land Rover соседей, демонстрируя окружающим свою проходимость. Сделав несколько проходов, он благополучно сел на защиту, двигаясь по своим следам. Для нас это было дежавью прошлого года с посадкой двух машин на защиту в песках озера Убсу. Все повторилось у соседей — домкрат, доски, «еще раз».
Вытащили. Больше Land Rover мимо нас не проезжал. Зато мимо нас пролетел шквал со стеной дождя, оставив после себя двойную радугу.
18 июля 2016 года — вдоль Хубсугула
Утром поднялись с первыми лучами солнца, быстро позавтракали и вперед. Переход предстоял значительный, так как из планов выпала одна стоянка с дневкой на Хубсугуле. Практически предстояло пройти до южной части озера и встать там еще на одну дневку. Прощальная фотография с этого замечательного места обязательна.
Дорога радовала разнообразием, чередуя песчаные участки с небольшими перевалами и поймами рек с мостами, но огорчала невысокой средней скоростью. На одном из песчаных участков Outlander все-таки достал защитой межколейное пространство, и Pajero пришлось его немного протащить на «галстуке».
На пути к южной части Хубсугула есть два легкоузнаваемых места: бухта с галечной грядой и заливом; метеостанция. До бухты мы доехали за 4 часа, проехав 50 км. И это практически без остановок. Вид с перевала на бухту замечательный, и в этом месте мы остановились на перекусить и фотосессию.
После бухты дорога отходит от озера. Двигаться приходится очень медленно, но особых препятствий не встретили. Повезло с погодой. После дождей здесь, по-видимому, остаются неизгладимые впечатления в виде множества колей в полколеса, утыканных стволами деревьев и охапками кустов. Кстати, видео нескольких участков этой дороги можно посмотреть на YouTube (https://youtu.be/vcHXur4i74I?list=PLbMC6gHpo-5i9PeKENiVhS-wyf6aJrvYC). Нельзя сказать, что там нет никакого движения.
Регулярно попадаются все виды транспорта — машины, мотоциклы, лошади, а также пешие туристы в основном из Европы. Вот такую группу туристов из Франции мы и встретили. Вид у них был изнеможенный. Остановились, начали расспрашивать. Оказалось, идут уже 9 часов, а озера нет и нет. Спрашивают у нас: «Где здесь кемпинг?». Ничего себе, европейские запросы в монгольской глуши. Объяснили, что до берега еще 10 км и там практически ничего нет — голый берег. Тоска в глазах, однако. Спрашиваем про еду и питье. С этим у них тоже беда. Нарезали копченой колбасы, сыра. Раздали шоколадки «Аленка». Ну, и чая из термосов. Такое впечатление, что российская колбаса и шоколад останутся у них в памяти на всю жизнь. Интересуюсь, как же они ориентируются на местности? Показывают туристическую карту с условными обозначениями дорог и рек. Да, и это цивилизованная Европа! Показываю им свой навигационный водительский комплекс. Вот мы, вот ваш берег Хубсугула, вот Ханх. Снимки спутниковые с разрешением, при котором видны мосты через речки. Ребята и девчата молодые. У меня в это время студент из Парижа в лаборатории на практике был. Вот, его возраст. Родители, небось, в Ницце вино потягивают, а дети в глухой Монголии. Это только потом мы выяснили, что в это время в Ницце произошел теракт. Так что, встреченные нами туристы были в большей безопасности, чем их родители. Расстались с пожеланием всего и вся.
Через 6 км достигли метеостанции.
Нормально так — 20 км за 2 часа. С такой скоростью мы из графика можем выбиться. Но поднажать не получится. Дорога не позволяет. Песчаных участков уже нет. Множество крупноразмерных камней на дороге по сильнопересеченной местности успешно сочеталось с ямами и колдобинами. Каменные подъемы и спуски, да верховые, сухие в этот раз, болота.
Через 20 км дорога опять вышла на берег Хубсугула. Надо искать место для стоянки и такое, чтобы не стыдно было дневку устроить. Пару съездов к берегу и вот, вроде подходящее место. Не песок, а галька под ногами, но в остальном все вполне комфортно.
Как же хорошо окунуться в чистые воды Хубсугула после тяжелой дороги.
Температура воды в районе 16 градусов. Нормально для сибирской закалки. Анти-коралловые тапочки очень удобны для такого дна. А в палатке-кухне уже накрыт стол.
Работает костер.
Все замечательно. Ну, не дошли до плановой точки для дневки несколько километров. Будем наверстывать на заключительном участке дороги Ханх—Хатгал.
19 июля 2016 года — вторая дневка на озере Хубсугул
Утром все повторилось, как и на предыдущей дневке.
Ухой и жареной рыбой мы обеспечены. Остается только наслаждаться окружающей действительностью. Это мы умеем. Прогулки по береговым отрогам, байдарочные осмотровые походы, литература в твердом и электронном переплетах и др.
Наблюдали интересный феномен воды Хубсугула. На некотором расстоянии от береговой линии хорошо видна полоса воды бирюзового цвета. Откуда бы это?
Даже сходили на байдарке посмотреть вблизи. Все правда — чистая бирюза!
Тайна данного явления осталась нераскрытой в тот день. Google-решение заключалось в наличии песчаного дна вдоль этой полосы, что, в принципе, соответствовало действительности, но никак не объясняло. Цвет меняется при изменении поглощения и/или рассеяния света, но разумных источников таких изменений не обнаружилось.
Вечером посиделки за общим столом с «по чуть-чуть» и у костра. Отбой по расписанию. Завтра надо многое успеть: дойти до Хатгала, заехать в Мурэн и бросок до Баян-Тэс, что уже практически на границе с Россией.
20 июля 2016 года — вперед, на запад!
Снялись с обжитого места рано. Предстояло пройти 65 км, и мы надеялись, что через какое-то время качество дороги должно улучшиться. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Вплоть до самого моста через реку, впадающую в озеро радом с Хатгалом, дорога позволяла двигаться со скоростью около 15 км/час. В одном месте мы отклонились от проложенной колеи и выскочили на холм, по которому прокатились чисто «по-монгольски» — выбираешь направление и вперед. Ни тебе камней, ни пашни, ни высокой травы. И так, до дороги, которая петляет в долине.
Ничего особенного на этом отрезке пути не произошло, и приближение времени расставания с ним ограничивалось только ухабами, ямами и ручьями с мостиками и без.
Через 3,5 часа мы выскочили на мост через реку и сразу же за ним шины машин зашуршали по асфальту. Чуть остановились собраться с мыслями, переключиться на другой стиль вождения и понеслись поглощать 100 км асфальта для встречи с Мурэном.
Есть одна интересная особенность монгольских асфальтовых дорог — в низинах или поймах вместо асфальта уложены бетонные плиты, хорошо подогнанные друг к другу. И практически вровень с землей. Похоже, во время весеннего паводка вода проходит через дорогу, не задерживаясь. При этом бетонные плиты водой размыть гораздо сложней, чем тонкий слой асфальта. Это вам вместо мостов, которые в таких местах нужны только от силы 10 дней в году во время схода снегов. В остальное время все сухо и гладко.
До Мурэна доехали за час. Большое поселение. Одна машина поехала искать шину для запаски, остальные в банки за тугриками. Найти шину оказалось не так просто, в основном из-за языкового барьера. Слишком мало монголов здесь говорит по-русски, а по-английски — ещё меньше, хотя в школах сейчас английский учат все, но, видимо, только изучают. Поэтому процесс поиска и шиномонтажа запасного колеса занял более 2 часов. Все заправились по полной, кто дизелем, а кто АИ-95. В магазинах затарились водой и монгольской водкой, которая нам очень понравилась еще с прошлого года. Водку, по сложившейся традиции, везем домой в качестве сувениров.
Решив все текущие проблемы, выехали из Мурэна в послеобеденное время в сторону Баян-Тэс. Нельзя сказать, что в Баян-Тэс ведут дороги, есть только направление и многочисленные колеи. Такое движение имеет одну ловушку. Двигаясь в колее, иногда перепрыгиваете в другую колею, чтобы, например, объехать лужу или камень. Через некоторое время выясняется, что прыжок был не в соседнюю колею, а в соседнее направление, которое может существенно изменить маршрут. Такое с нами случилось один раз в этот день и еще пару раз в день следующий. Ничего страшного, в конечном счете, не произошло, все направления сошлись в одну точку в нашем случае, но заехать в другой район, попав в такую ловушку, легко.
Важная особенность движения в этом районе Монголии — все время выше 1500 метров над уровнем моря. При этом проезжаете и достаточно крутые подъемы и спускаетесь в глубокие ущелья.
Именно после этого перевала мы попали в ловушку и отклонились на север с федеральной трассы, при этом качество покрытия совсем не изменилось. Скорость движения колебалась в диапазоне от 30 до 50 км в час, и в 18:00 стало ясно, что в Баян-Тэс мы сегодня не попадем. Надо искать ночлег. Тщательно сориентировались на местности и поняли, что направление, которое мы выбрали после ловушки, прямиком ведет нас в населенный пункт Цагаан-Уул. В противном случае мы бы проехали это поселение на 8 км южнее. Так что само провидение направило нас на поиски гостиницы.
Проехав несколько раз вдоль и поперек Цагаан-Уул, мы нашли единственную гостиницу. Гостиницей это заведение в прямом смысле назвать нельзя. Это напоминает дом колхозника в райцентрах из стародавних времен. Коридор с умывальником, комнаты по 3-8 кроватей и удобства во дворе. Вот так выглядит это строение.
На собаку нашу никто вообще не обращает внимания. Ну, в смысле, можно или нельзя в номер. А так Доби был в центре всеобщего внимания. И местных собак, и местного населения.
Заселившись, отправились в близлежащее кафе. Ну, вы меня понимаете, что кафе — это тоже кафе из тех же времен (снято на смартфон).
Однако в чем себе монголы не отказывают, так это в качестве приготовления мяса. Мясо было приготовлено по оригинальному местному рецепту, в виде больших порций было подано и сервировано с использованием местного колорита. При этом оно было вкусным и стоило всего около 180 рублей.
Поужинав, мы уже в кромешной тьме загрузились в номера.
21 июля 2016 года — поломка машины
Заголовок дня звучит тревожно, но день начинался бодрым подъемом и скорым выездом из Цагаан-Уул. В отличие от предыдущих дней небо было затянуто облаками, и шел моросящий дождь, который иногда переходил в ливень. Понятно, что такая погода вносит существенные корректировки в движение машин по монгольским дорогам. Так как с федеральной трассы мы ушли, то пришлось двигаться по треку, оставленному в сети. Тем не менее, пару раз мы снова попадали в ловушки, но быстро возвращались на генеральное направление, благодаря треку. Выскочили на очередной перевал. Передохнули с легким завтраком и вперед.
Дальнейшая дорога представляла из себя череду луж различного размера, которые приходилось или объезжать по траве, или преодолевать на повышенной скорости.
Трудностей с движением не было. Колеи располагались параллельно друг другу. Иногда их количество достигало шести и тогда мы про себя отметили, что движемся по шестиполосной дороге, по три полосы в каждом направлении. По мере продвижения погода начала постепенно приходить в норму нашей поездки — из облаков то и дело проглядывалось солнце. Это настраивало на оптимистический лад.
Наконец-то в очередной долине показались разноцветные крыши домов. Это Баян-Тэс. Солнце окончательно вступило в свои права, и мы подкатили к заправке на окраине поселка для заполнения баков соответствующим горючим. Горючее было в наличии. Даже заправляли за рубли.
Ну, что же, все дела в Монголии сделаны. До границы рукой подать, 70 км и это пара часов пути. Сейчас только потратим оставшиеся тугрики (у кого есть) и домой. Ага, размечтались! Все разбрелись по торговым точкам, а хозяин Forester, Вадим, решил спросить совета у Сергея: «Что-то у меня при торможении машину начинает таскать. Какие есть идеи на этот счет?». С деловым видом Сергей подходит к заднему левому колесу и двумя руками ….. сворачивает его. Вот это попали! Колесо явно потеряло связь с приводом. Как оно держалось 200 км, а может и больше? Надо доставать домкрат и смотреть.
Вот тут проявились все замечательные качества монгольского населения. Слух, о том, что у россиян сломалась машина в центре поселка, мгновенно дошел до его окраин. Со всех сторон начали подтягиваться сочувствующие и специалисты по ремонту машин. Хозяина Forester быстро отодвинули в сторону, и процесс разборки колеса проходил при самом активном участии наиболее квалифицированного в этом деле населения Баян-Тэс. Ступицу сняли. Тут же во все стороны посыпались шарики из подшипника. Это были шарики внутреннего подшипника ступицы, шарики внешнего подшипника пылились где-то на монгольских дорогах. Все. Приехали. И это в каких-то 70 километрах от границы! В сердцах Вадим начал клеймить себя за просьбу посмотреть, что там с колесом: «Проехали же 200 км с таким колесом. А тут всего 70! Кто меня за язык тянул». Успокаивали его сообща картинами вырванного вместе с приводом колеса посреди монгольской степи.
Делать нечего, надо искать грузовик. Через русскоговорящего толмача поставили вопрос перед собравшимися. «Их есть у нас», — тут же из толпы раздался голос. Действительно, через 20 минут подъехал небольшой грузовик с деревянными лагами. Похоже, мы не первые в здешних местах, кто теряет способность передвигаться на автомобилях своим ходом. Ступицу поставили на место, прикрутили колесо и Forester самостоятельно заехал в кузов по прокинутым лагам.
Звонок родственникам в Новосибирск и вот уже за ступицу в Красноярск переведены деньги, и она движется в Кызыл навстречу нам. Владелец грузовика согласился, причем не сразу, доставить нашу машину только до тувинского Эрзина, расположенного в 50 км от границы. Попытки уговорить его ехать в Кызыл были безуспешны, поскольку и он, и другие монголы Баян-Тэс уже имели достаточно много негатива от контактов с тувинцами. Forester в кузове отправился во двор хозяина грузовика, а остальная команда отправилась искать стоянку на берегу реки Тэс. Съездили до моста и осмотрели правый берег реки на предмет лагеря. Не понравилось ничего, хотя, по отзывам, там места для стоянок должны быть. Вернулись чуть назад и остановились в 300 метрах от дороги. Движение здесь минимальное, а утром Вадим легко добежит до грузовика, пока мы собираемся и завтракаем.
Место оказалось вполне подходящее. Спуск к воде имеется. Имеется вода в двух состояниях: стремнина и заводь. Тут же было организовано купание с помойкой всей команды. За вечерним столом пришлось выпить за удачу завтрашнего дня. Иначе никак.
22 июля 2016 года — прохождение границы и Ермаковский пруд
Утром подъем в 5:00. Хозяин грузовика божился, что приедет еще до рассвета. Похоже, рассвет у каждого наступает в свое время. Вот и грузовик появился только в 6 часов. Мы уже начали слегка переживать. Вадим уехал на грузовике пассажиром, а остальные собрали лагерь и отправились следом. Именно, что следом, а не по следам. Наш путь, проложенный по треку предыдущих экспедиций увел нас в пойму реки Тэс, а грузовик, похоже, ушел в горы и объехал низменные участки за холмами. В общем, мы его не скоро догнали.
Ничего особенного на этих 70 км не было. Один раз, правда, пришлось возвращаться, так как попали в очередную колейную ловушку. В конце концов, доехали до первого пограничного пункта. Грузовик только что покинул его и пылил впереди в паре километров. Нас переписали и открыли шлагбаум. Грузовик с Forester мы догнали практически уже на пограничном переходе. Пока хозяин грузовика оформлял пропуск как местный житель, мы стремительным броском прошли обе таможни. Никакой тебе очереди и задержки минимальные. Только наши пограничники уж очень низко профессиональные или «шлангами» прикидываются. «Выгружайте все вещи и несите на просвечивание», — безапелляционно звучит. Мы: «Да, ладно, ребята. Мы же туристы, а у вас информаторы должны быть. Да и уже прокачали нас на косвенных, наверное, когда ворота открывали?». Это из нас знания, полученные в текущем походе при прослушивании книги Богомолова «Момент истины», прут. А пограничник: «Будьте любезны…». Понял. Достаем сумки, палатки, а то они еще по-македонски стрелять начнут.
Границу прошли и встали. Надолго встали. Это медленное движение грузовика с автомобилем в кузове обеспечивает нам томительное ожидание на солнце. Погода к этому моменту разыгралась. Жара. Тень только собственная. А как все утром начиналось!
Через 3 часа ожидания из ворот показался грузовик с Forester. За эти три часа Вадиму (хозяину Forester) удалось решить две важные проблемы: где оставить машину в Эрзине и кто будет ее ремонтировать. На границе он познакомился с жителем этого села, который, как оказалось позже, был единственным специалистом по авторемонту иномарок в Эрзине, и договорился с ним об этом. А теперь, погнали! Через 10 км щебенка кончилась, и начался совершенно новый асфальтовый участок до самого Эрзина. По две полосы в каждом направлении, с отбойниками, полосами разгона от автобусных остановок. Ну, в общем, нет слов. Ездит здесь от силы несколько автомобилей в день, наверное. Целесообразность в такой дороге одна — распил. Эх, часть бы этих денег в восточную часть Тувы, на Большое Сибирское Кольцо!
Через 40 км въехали в Эрзин. Были мы здесь в 2005 году во время путешествия на озеро Торе-Холь (https://travel.drom.ru/6367/). Поселок не узнать. Много новых домов, заправка современная, да и вообще, выглядит живым. Одиннадцать лет назад все было с точностью наоборот. После более чем часового ожидания на автозаправке (у тувинцев, так же, как и у монголов, все делается весьма неспешно) появился наш авторемонтник. Forester по монгольским лагам самостоятельно спустился из кузова во двор дома и остался ждать хозяина. Осталось привезти ступицу в Эрзин, поставить ее на место и своим ходом в Новосибирск. Вся команда расселась по двум машинам и помчалась навстречу ступице. Однако в переговорах с транспортной компанией выяснилось, что ступица завтра будет в Абакане, а потом только через 3 дня в Кызыле. Нас это не устраивает. Звонок из Новосибирска в Красноярск и вот уже адрес доставки ступицы изменен с Кызыла на Абакан. Она там нас будет ждать. Тогда следует решение: сегодня останавливаемся, не доезжая Абакана, завтра утром забираем ступицу в транспортной компании, и Вадим самостоятельно отправляется на автобусе в Эрзин с последующими восстанавливающими Forester процедурами. Где остановиться? Спутники нам в помощь! Находим по дороге Ермаковский пруд и летим к нему без остановки.
Уже смеркалось, когда мы подъехали к районному центру Ермаковское. За центром располагается пруд, который, судя по фото VK и Panaramio, местное население активно использует для отдыха. По замысловатой траектории мы добрались до берега пруда. Действительно, большой пруд, окруженный сосновым бором. Ну, очень похоже на Обское море с Караканскими соснами. По берегу много цивилизованных стоянок с навесами для столования и полян для палаток. Большинство стоянок занято. Что же вы хотите? Пятница, вечер. Проехали вдоль озера 1,5 км, пока не нашли подходящее свободное место. Развернули палатки и в воду. О-о-о-о!!! Как же приятно плавать в 23-градусной воде после вод Хубсугула и Тэс! Купание продолжалось до самой темноты. А потом был прощальный ужин, на котором уже начали обсуждать планы поездки следующего года. Пока никаких конкретных предложений не вырисовывалось.
23 июля 2016 года — кто куда: кто на Сосновое, кто домой, а кто назад за машиной
Утро встретили ранним подъемом: Outlander должен был в тот же день доехать до Новосибирска. А это около 1000 км. Заключительное фото всей команды на берегу Ермаковского пруда в окружении сосен — обязательный ритуал.
Половина экипажа Forester отправилась на Outlander в Новосибирск, который прибыл в конечную точку маршрута, Кольцово, в 19:00. Хозяин Forester вместе с экипажем Pajero должен доехать до офиса транспортной компании в Абакане, получить ступицу и выехать в обратном направлении в Эрзин. На въезде в Абакан маршруты двух автомобилей окончательно разошлись. Вадима доставили на автовокзал, где он благополучно купил билет на автобус до Эрзина, а потом нашли офис транспортной компании, откуда торжественно вынесли ступицу для Forester в сборе. Опять автовокзал Абакана, где оставили Вадима дожидаться рейсового автобуса. Он вечером прибыл в Кызыл, переночевал в гостинице, а утром на такси добрался до Эрзина. Новую ступицу установили на место, и Forester отправился в обратный путь. После ночевки перед Абаканом среди большегрузных фур и автопробега более 1000 км машина возвратилась в Новосибирск в понедельник 25 июля вечером.
Одиночный Pajero отправился завершать путешествие 2016 года запланированным отдыхом на озере Сосновое. Хоть и планировали все тщательно, но все-таки приехали на Сосновое в субботу днем. Очень неудачное время. Особенность Соснового в наличии отдельных и коммунальных мест для стоянки. Отдельные места располагаются на западном берегу озера, тогда как коммунальные — на северном и южном. Отдельное место представляет собой выемку в облепиховом кустарнике для постановки палаток и автомобилей. Узкая полоса небольших деревьев (не сосны) отделяет поляну от озера. Отдельные места располагаются в нескольких десятках метров друг от друга.
Коммунальные места — это сплошной берег Соснового без намека на какое-нибудь дерево или куст, не говоря уж про сосну. В субботу днем нам досталось изолированное место в кустарнике, но без деревьев. Пришлось спасаться от жары в теплой воде Соснового и под навесом палатки. Доби коротал время, как всегда в такой ситуации, под машиной.
24-29 июля 2016 года — Сосновое озеро
Утром в воскресенье неожиданно начали освобождаться изолированные места, и мы перебрались в одно из таких мест. Через некоторое время соседнее отдельное место заняла семейная пара из Зеленогорска, экипированная моторной лодкой. Были организованы визиты «к соседям». К нашим развлечениям — плаванью в ластах, походам на байдарке, читальному залу — добавилась прогулка по Сосновому на моторной лодке. Хорошо завершался поход 2016 года.
Вот так и провели 4 с половиной дня на Сосновом. Доедали оставшиеся запасы продуктов, запивали все чистой прохладной водой из хорошо знакомого родника, загорали и принимали грязевые ванны.
На противоположном берегу на фото виден берег для коммунального расположения стоянок. В будние дни этот участок всегда пустой и только в пятницу вечером можно наблюдать костры стоянок вдоль берега.
Вечером 24 июля Вадим на Forester вышел на связь, когда проезжал Ергаки в пелене дождя. Потрепанный обстоятельствами поломки автомобиля и его транспортировкой в Россию, он не решился примкнуть к нам для пляжного отдыха, а продолжил свое движение домой.
Однако и нам пора возвращаться.
Пока, пока!
До новых встреч!
Dr. Maltsev & Co.