Путешествие в сердце Гоби, или «Ой, то не вечер...»

Путешествие в сердце Гоби, или «Ой, то не вечер...»

11.11.2013 | 16971 просмотр

Транспорт: Suzuki Escudo, Mitsubishi DelicaToyota Hilux Surf, УАЗ Буханка.

Посетить крупнейшую азиатскую пустыню мне захотелось еще с первой поездки в Монголию в 2011 году. Но так как путь до нее неблизок и дорога крайне трудна, добраться до нее было не так просто.

Возможность попасть в Гоби в сентябре этого года появилась совершенно неожиданно. Изначально я собиралась поехать в велопоход по Киргизии с клубом давнего товарища Ивана Крюкова (IvanK), но в конце августа ему предложили свозить группу туристов в Гоби, и поездку в Киргизию пришлось отложить на неопределенный срок. Тем не менее, мне очень хотелось уехать куда-нибудь в далекие края, и раз уж появилась возможность побывать там, куда давно хотелось попасть, то стоило ее использовать.

Выезд был запланирован на 6 сентября, поэтому делать визу и приводить в порядок Малыша Эскудика пришлось буквально в последний момент. Настолько в последний, что визу забрали из консульства 5 сентября, а машину я забрала с СТО утром в день выезда.

День 1. 6 сентября. Поехали!

И вот он момент старта. Часов в 11 встречаемся, как обычно, у штаба Русского Алтая, заезжаем за продуктами в Ленту, и в составе 5 человек выезжаем в сторону Алтая. В районе развязки на Бийск подбираем четырех участников экспедиции из Москвы и Питера. И позже нас догонит еще один участник из Нижневартовска.

В итоге состав участников получился следующим:
Анна (Москва)
Лилия (Москва)
Мария (Москва)
Марина (Москва)
Константин (Москва)
Евгений (Санкт-Петербург)
Андрей (Красноярск)
Сергей (Нижневартовск)
Иван (Барнаул)
И, собственно, я, Анастасия (Барнаул-Новосибирск).

Едем на трех машинах:
Ванина легендарная MMC Delica (она же просто Кирпич),
Suzuki Escudo (мой Малыш Эксудик)
И Toyota Surf под управлением Сергея.

Первые сотни километров проходят моментально — Чуйский тракт изъезжен нами вдоль и поперек, так что я уже не обращаю внимание ни на что, кроме дороги. Со мной едет Костя, он оказался очень интересным человеком, тоже велосипедист и по совместительству врач-акушер)). Так что в те моменты, когда мы не обсуждали велосипедную жизнь, я слушала разные медицинские байки, и время летело незаметно.

Тем не менее, приключения начались раньше времени… Уже стемнело, и в районе Онгудая Ваня неожиданно сбивает корову — стадо паслось прямо на дороге, и так как из-за встречки приходилось ехать на ближнем свете, заметить вовремя его было практически невозможно. В итоге корова встала и, прихрамывая, побежала дальше, а у Делики разбит весь нос — кенгурятник вмят, нет фары справа и повторителя поворота, мятый бампер и еще много чего по мелочи.

До места ночевки остается совсем немного, так что едем дальше. Я впереди, Ваня с одной фарой следом. Через пару километров замечаю, что он сильно отстает. Оказалось, что у Делики зажало передние тормоза, и она едва едет. Решаем остановиться на ночь у речки в нескольких километрах от Онгудая. Пока подъезжали к речке, уже починили тормоза — оказалось, что было достаточно просто потянуть педаль вверх.

Оставшийся вечер Ване пришлось оперировать морду Делики и заклеивать скотчем следы ранения. Поздно ночью нас догнал Сергей на Сурфе — теперь вся команда была в сборе.

День 2. 7 сентября. День поломок…

В этот день планировалось пересечь границу, но буквально через несколько километров от старта стало ясно, что на границу мы сегодня не попадем — в начале подъема на Чике-Таман у Делики оторвало задний кардан вместе с куском хвостовика раздатки. Причина, как выяснилось, — умерла крестовина, которая была установлена всего 2 месяца назад. Как она умудрилась так быстро умереть и без характерной вибрации, осталось загадкой. Скорее всего, была китайской подделкой.

Возвращаемся в Онгудай, Делика едет на переднем приводе. Ищем аргоновую сварку, чтобы собрать хвостовик в одно целое. Аргоновой сварки в Онгудае не оказалось, да и в других крупных населенных пунктах Горного Алтая она вряд ли найдется. Так что едем на СТО в надежде сделать хоть что-нибудь…


Фото Марии Смыр

Эскудик тоже капризничает — глохнет при заводе на горячую. Проблема старая, но решить ее никто толком не может уже полтора года. Хотя, раньше особо не беспокоило — обороты просто падали почти до нуля и потом сразу выравнивались, заглохнуть мог только в редких случаях, но теперь уже глохнет практически всегда. Читерю, нажимая на педаль газа, чтобы повысить обороты, но спасает не всегда — при первой же остановке на перекрестке опять глохнет.

Пока на СТО шаманят с Деликой, шарюсь на форуме, пытаясь найти возможные причины капризов моего Эскудика. Причин оказалось миллион, часть из них уже неоднократно проверялась, так что решаю просто подкрутить холостые хотя бы до 1000 оборотов — это наверняка поможет.

Тем временем хвостовик каким-то образом слепили, и казалось, что самое сложное позади. Но не тут-то было… Когда стали устанавливать новую крестовину, оказалось, что она не подходит! Номер детали верный, внешне она тоже практически не отличается от предыдущей, но вот по краям оказывается длиннее, чем нужно. Буквально на треть миллиметра! Запасная крестовина была «дублевая» фирмы GMB – имейте в виду, что от них можно ожидать подставы! Найти другую такую крестовину в Онгудае и его окрестностях практически невозможно. Промучившись с ней не меньше часа, мужик на СТО в итоге просто сточил лишнюю длину, и наконец-то смог установить деталь ровно.

Напоследок еще раз проверили тормоза, долили жижи, где что нужно, собрали наших туристов, только спустившихся с ближайшей горки, подкрутили обороты на Эскудике и поехали дальше.

Однако проблемы на этом не закончились… Подъехав к Делике чуть ближе, чем обычно, я заметила, что лобовое стекло у меня тут же было забрызгано мелкими капельками масла… Эх, ну не хочет она себя хорошо вести, ну никак! Останавливаемся, смотрим, что там — масло капает из-под шва довольно сильно. Ваня разбирает ту заплатку, которую ему налепили на СТО, затягивает до упора болты, и решает прикупить побольше густого трансмиссионного масла для Камаза в надежде, что капать будет меньше. И параллельно начинает думать о том, чтобы оставить Кирпича в Кош-Агаче или Ульгии и пересесть на УАЗик…


Смотрим кино про ремонт Делики. Фото Марии Смыр

Едем дальше, уже не торопимся, так как на границу сегодня никак не успеваем, а в воскресенье она не работает, так что у нас есть еще полтора дня, чтобы доехать от Чике-Тамана до Ташанты.

Поднялись на Чикет, ребята пошли осматривать окрестности и местные сувенирные лавки, а Делика все не может успокоиться. На этот раз показывает слишком высокую температуру при включении зажигания. Ваня говорит, что все, это конец — наверняка пробило какую-то там прокладку в двигателе, антифриз в масле, выхлоп в антифризе и все дела. Я никак не могу понять, откуда такие выводы — может, движок просто немного перегрелся на подъеме в Чикет. В общем, надеюсь на лучшее… Ребята решают проверить худшую теорию — пускают трубки из расширительного бачка в бутылку с водой, и… ни пузырька! Проверяют еще раз… Все в порядке! Все с облегчением выдохнули — Кирпич еще будет жить.))) На фоне этого оторванный хвостовик кажется уже полнейшей мелочью.

Время уже близилось к вечеру. Потихоньку доехали до базы «Кочевник» перед Чибитом и остановились там на ночь. Там встретили товарища Пашу, который держит три микроавтобуса и иногда помогает Ване возить туристов, и еще кучу Ваниных знакомых, среди которых оказался кто-то с точно такой же Деликой, и, как по волшебству, оказалось, что он буквально на днях заменил раздатку, и старая лежит тут же! А это значило, что у нас есть совершенно целый хвостовик, и для Делики еще не все потеряно.

День 3. 8 сентября. Ползем к границе.

Так как ехать до границы оставалось всего ничего, и пройти ее мы сможем только в понедельник, то в этот день мы никуда особо не торопились. Пока Ваня менял хвостовик раздатки, ребята ушли гулять по горам. Я тоже кое-где подремонтировала Эскудика скотчем.


Останки хвостовика. Фото Ивана Крюкова

Сегодня решили остановиться ночевать в кемпинге Тыдтуярык, там нас ждала горячая баня, о которой ребята мечтали второй день, как будто можно было намыться впрок.)))

Едем в кемпинг, остается буквально 15 км. Делика впереди, за ней Сурф, я немного отстала. Догоняю Сурфа и чувствую, что от него идет какой-то странный запах. Ничего не могу понять, то ли он на дизеле, и у него такой выхлоп, то ли это у меня уже что-то дымится, и тут Делика резко останавливается на обочине, из нее выбегают Ваня и Андрей и кидаются под кузов, откуда идет белый дым… И я, наконец-то, понимаю, что пахнет раскаленным маслом. Да что опять такое??! Хвостовик — просто кипяток, у Вани уже закончились идеи, из-за чего это может быть. Звоним механику, он подкидывает новую идею, что возможно что-то там загнулось в раздатке, когда оторвало хвостовик, и теперь сильно греется на ходу. Прогноз неутешительный… Ехать невозможно — греется моментально. Ваня откручивает кардан и едет дальше на переднем приводе. А вечером всей группой искали, из какой бы жестяной баночки сделать заглушку в раздатку, чтобы из нее не капало масло. В итоге в идеале подошел баллон от газа для горелки, часть которого и была прилеплена к раздатке.

После долгожданного похода в баню решаем, что делать дальше. Ехать в Монголию на переднеприводной Делике — уже не вариант, нужно искать Уазик. Саша Hunta, проводник кемпинга (и по совместительству пилот Эскудика Шушпандера), подсказывает телефон Мурата, монгола, живущего в Кош-Агаче, который может свозить нашу группу в Гоби на своем УАЗике. Мурат соглашается поехать с нами, но… выехать он может только во вторник утром. Также неожиданно выясняется, что у Жени самолет до Питера утром 21 сентября, и поменять билет он никак не может, так как ему крайне необходимо быть там именно в этот день. Таким образом, мы теряем еще два дня от запланированных на маршрут по Монголии… Есть еще второй вариант — нанять УАЗик в Ульгии, это было бы на день быстрее, но тут есть существенный минус — у водителя из Ульгия совсем все плохо с русским языком, да и в целом с ответственностью. Взвесив все за и против, решаем ехать во вторник с Муратом, тем более, что он пообещал, что мы успеем проехать запланированный маршрут за оставшееся время.

Дополнение от Вани: «Потом в Барнауле оказалось, что хвостовик Делики грелся оттого, что я поставил его и затянул раньше, чем поставил кардан, и он оказался не отцентрован и тупо зажимал крутящийся кардан. И все эти поломки случились, похоже, лишь для того, чтобы познакомиться с Муратом и понять, что для путешествий по Монголии лучше УАЗика-буханки микроавтобуса нет. Точнее, нового УАЗика».

День 4. 9 сентября. Ждем в засаде :)

Сегодня весь день тусим в Тыдтуярыке. Ремонтировать уже ничего не надо, так что мы решили забраться на ближайшую высокую горку. Забравшись в Сурф в количестве 9 человек, доезжаем до ближайших гор настолько близко, насколько это возможно. Часть группы уходит покорять вершины, часть возвращается в кемпинг. С Сергеем договорились, что он часа через 4 вернется и заберет нас обратно в кемпинг.


Утренние обнимашки с красавчиком Алтыном :)


Шушпандер.


Юрты в Тыдтуярыке.


Фото Анны Марик

Горка оказалась выше, чем я думала, и я сдалась где-то на середине подъема. Ребята ускакали дальше, со мной остался только Женя. Посидев немного на горе, мы с ним решили вернуться в кемпинг пешком и не ждать, когда за нами приедет Сурф.


Чуйская степь.


Чуя.


И еще Чуя. Слева виднеется наш кемпинг.

На подходе к кемпингу мы поймали Сурфа. Он уже возвращался обратно, за рулем был Костя, так как Сергей был уже немного не в состоянии вести машину.))) Наших ребят они так и не нашли, так что мне пришлось ехать за ними самой на Малыше Эскудике. Посадив трех человек в багажник и прыгая на кочках, мы вспомнили нашу таджикскую маршрутку в новогодней поездке по Киргизии.

День 5. 10 сентября. Штурмуем границу.

Рано утром за нами приезжает Мурат. В спешке завтракаем, собираем вещи и едем в Кош-Агач. Докупаем продукты, заправляем полный бак бензина и три канистры для Малыша Эскудика. Там же Ваня оставляет Делику и пересаживается в Уазик.


Морозное утро.

Российскую границу проходим быстро. А на монгольской, как обычно, надо сбегать три раза показать, что у тебя в машине — ветеринару, таможеннику и пограничнику. И тут на паспортном контроле выясняется, что у Кости какие-то проблемы с визой. Оказалось, что в визе перепутали порядок имени и фамилии. Монголы, недолго думая, уточнили, где мы собираемся переходить границу обратно, и просто замазали всю строчку корректором и написали поверх имя и фамилию в правильном порядке. Мы были крайне удивлены этому, но то, что все удалось разрулить так просто, не могло не радовать.

Сразу за монгольской границей стоит знак STOP и небольшая будка, в которой выписывают монгольскую страховку. Стоит эта страховка около 1000 рублей, и смысла в ней практически нет, поэтому мне еще в прошлом году рекомендовали промчаться мимо этой будки, но тогда мне не удалось это сделать — страховщик чуть ли не кидался под колеса, чтобы я остановилась. В этот раз мне повезло больше — перед знаком уже стояла какая-то машина, а справа от нее уже была проезжена объездная дорога по обочине, так что проскочить пост было просто. Засада оказалась в другом — Уазик остановился на обед у кафе в нескольких метрах от страховщика. Я припарковалась за ним в надежде, что страховщик не станет за мной гнаться, но не тут-то было. Пока я в спешке выгружала продукты, он уже направлялся в мою сторону. В итоге пришлось спрятаться в кафе, но он добрался и туда, и потом долго сидел и выспрашивал у всей нашей группы, чья это красная машина. Мы все вместе делали вид, что не знаем, куда делась хозяйка машины. Страховщику было крайне невыгодно сидеть с нами, пока там другие машины пролетают мимо, так что он вернулся в свой домик. А мы с Костей после обеда быстро запрыгнули в Эскудик и умчались в сторону Ульгия.

В Ульгии заехали в обменник и поменяли рубли на тугрики, а потом выдвинулись на берег Ховда выше по течению от Ульгия, проехав несколько километров по живописному ущелью.


Стоянка в ущелье на Ховде.

День 6, 11 сентября. Едем в Гоби.

Утренние сборы длились часов до 12. Мурат и Костя с утра успели порыбачить, поймали двух хариусов, которых тут же засолили и съели.

В процессе сборов я залезла под капот к Малышу Эскудику со стандартной проверкой уровня масла и антифриза и случайно обнаружила, что аккумулятор-то у меня почему-то не прикручен. Крепления валялись внизу, одну гайку найти не удалось и пришлось долго копаться в Ванином чемоданчике с запчастями, чтобы подобрать другую. Учитывая, как я подскакивала на кочках дальше, закрепить аккумулятор было весьма кстати.

В момент выезда неожиданно обнаружилось, что Эскудик не хочет заводиться… Просто не реагирует на поворот ключа, и все. Закрались подозрения, что мы подсадили аккумулятор с утра, когда настраивали рацию, работающую от прикуривателя, но как-то это было слишком неправдоподобно — это ж насколько дохлым должен быть аккум. В итоге сошлись на мнении, что глючит сигналка, с ней не так давно уже было такое, когда я забыла выключить фары ненадолго. Пытаться образумить сигналку было долго и сложно, так что мы просто прикурили Эскудика от УАЗа, и поехали дальше.

Дополнение от Вани: «Здесь было бы уместно рассказать про связь между машинами. Изначально она планировалась в виде радиостанций СиБи диапазона. У меня в Делике стояла стационарная станция, Сергей взял у друзей переносной Alan 42, а Настя взяла у папы старую советскую переносную рацию с выдвижной антенной, которая работала в тех же частотах, что и современные СиБи. Но так как Делика осталась в Кош-Агаче, прямая связь между машинами стала проблематичной. Тем более выяснилось, что советская рация и Алан работают на удалении не более 200 метров… Еще я взял ручные двухдиапазонные рации УКВ-LPD, но их было только две. Поэтому решили ехать так: рация в Уазике и рация в Эскудике. А Сурф без связи едет посередине или просто не отстает и не лезет куда попало вперед».

Из ущелья мы какими-то окольными путями выбрались на федеральную трассу и поехали на восток. Проехали мимо красивейшего бирюзового цвета озера Толбо, мимо второй по высоте вершине Монголии — горы Цаст, и остановились на обед в придорожном кафе у речки Хангой. Федеральная трасса местами уже покрыта свежим асфальтом, что немного экономит время на ее прохождение.


Толбо Нур.


В окрестностях Толбо.


Придорожное кафе.

После обеда едем дальше по федералке. К вечеру приехали в город Ховд, заправились там кому чем нужно. На выезде из города стоит пост полиции, где собирают дорожный налог (кто-то потом назвал его бездорожным). На ночь остановились на берегу маленькой речки недалеко от поселка Манхан.


Фото Марии Смыр

День 7, 12 сентября. Мы все ближе и ближе.

Весь день едем по федеральной трассе. Пейзажи вокруг — не самые впечатляющие, качество дорог — от шикарнейшего асфальта до зубодробительной гребенки и песка. Приспустили колеса на Эскудике — ехать по гребенке стало чуть легче.

Местами УАЗ и Эскудик начинают греться, даже когда едем медленно, на низких оборотах и по прямой. Предположили, что, скорее всего, так получается из-за сильного ветра сзади, который создает разрежение воздуха перед радиатором либо просто нагоняет горячий воздух с двигателя на радиатор. Приходится временами останавливаться и ставить машины против ветра, либо ехать быстрее.

Кстати о скорости. Стиль езды Мурата нас просто поразил, 70-80 км/ч что по асфальту, что по грунту, что по песку, что по гребенке.))) Я сначала отставала, так как привыкла плестись по корявым грунтовкам на скорости 40-50 км/ч, но потом, разогнавшись побыстрее, чтобы не нагревался двигатель, поняла, что выражение «выше скорость — меньше ям» все-таки не зря придумано.


Сурф малость не вписался) Фото Марии Смыр


Целый поезд.))

К вечеру приезжаем в город Алтай, где заправляемся напоследок 92-м бензином — дальше его долго не будет.

На ночь останавливаемся в юрте хозяев придорожного кафе. Там нам готовят национальное блюдо из лапши, картошки и мяса и уже ставший привычным соленый чай с молоком.


Федеральная трасса.


На выезде из Алтая.


Ночевка в настоящей юрте.

День 8, 13 сентября. Осталось совсем чуть-чуть.

Утром Мурат обнаружил, что на УАЗике проколото переднее колесо. Так что, пока мы завтракали, он успел разбортовать его, заменить камеру и поставить все на место.


Утренняя разминка :)

Едем дальше, держим путь на Хэрмэн-Цав — большой каньон, который называют сердцем Гоби.

Проезжаем поселок, которого еще нет на нашей карте 80-х годов, и дальше с каждым километром пейзажи становятся все интереснее и интереснее. После обеда за руль Эскудика сел Ваня, а я просто еду и смотрю по сторонам — люблю побыть пассажиром, хотя, признаюсь честно, быть пассажиром в Эскудике — то еще испытание, постоянный расколбас во все стороны))).


Последствия попадания в пару ям))).

Вечером проезжаем поселок Шинэ-Джинст, набираем там воды в колодце на ближайшие два дня и останавливаемся на ночь в нескольких километрах за поселком, недалеко от юрт пастухов.


Добыча воды. Фото Марии Смыр

День 9, 14 сентября. В поисках каньона Хермен Цав.

Утром пополнили запасы воды в колодце рядом с пастухами и поехали дальше. Ребята хотели купить у пастухов барана, но оказалось, что в этом стаде их нет, есть только козы. В нескольких других, где мы потом еще останавливались, также были только козы.

Едем на юг по степям и пустыням. Вдалеке виднеются миражи.

Временами едем по руслам рек, в одном месте даже встретили настоящее большое дерево, и это среди пустыни!

Появляются заросли саксаула. Тут стоит быть крайне осторожным, есть большая вероятность порезать покрышки об этот кустарник — он хоть и хрупкий, но на местах излома веток довольно острый.


Фото Анны Марик


Бескрайнее небо… Фото Анны Марик


Столько пыли Малыш Эскудик еще не видывал))).


Три богатыря.)))


Вот она, Гоби. Фото Марии Смыр


Местный Сфинкс.

До Хермен Цава осталось совсем чуть-чуть, его уже видно вдалеке, но подъехать к нему не так-то просто — дорога постоянно теряется, разветвляется на несколько других. Местами на горках стоят камешки, указывающие правильное направление, но и по ним не всегда получается сориентироваться. В результате мы пару раз уехали не туда, пришлось возвращаться.

При приближении к каньону ровная степь превращается в многочисленные мелкие горки, и дорога идет прямо по их вершинам. Настоящие американские горки!


Тут было весело.


Незабываемое ралли. Фото Анны Марик


В окрестностях Хермен Цава.


Бескрайняя Гоби. Фото Анны Марик

Преодолеваем эти препятствия и выезжаем прямо к каньону с юго-восточной стороны. Сразу же натыкаемся на такой вот гигантский столб:

Проезжаем чуть дальше и останавливаемся на ночевку прямо на краю каньона.


Доехали до места с фотографии на наклейке.


Хэрмэн-Цав.


Наш лагерь на краю каньона.


И Марина на краю каньона.

От блужданий по пыльным дорогам у Эскудика перестал работать правый стеклоподъемик. В прошлом году в Монголии с ним уже случалось такое, так что на стоянке просто вытащили кнопку, сдули пыль, пошерудили проводки, и стеклоподъемник снова заработал.

День 10, 15 сентября. Хермен Цав.

Утром отправляемся гулять по каньону, виды вокруг потрясающие — ради этого стоило ехать так далеко! Жаль только, что времени у нас очень мало, по каньону можно было бы бродить не один день.

Ближе к обеду выезжаем обратно в сторону Шинэ-Джинста. Так как 92-й бензин закончился уже во всех канистрах, в Шинэ-Джинсте заправляемся 80-м до полного бака и разбадяживаем октан-корректором. Тут же у Эскудика из-за пыли перестают закрываться лючок бензобака (не выходит кнопка из дырки) и водительская дверь. Да уж, столько пыли в салоне он еще никогда не видел. Пришлось потом отквашивать все это дело WD’шкой.


То самое дерево посреди пустыни.


Чищу фильтр.

На ночь останавливаемся в нескольких километрах от Шинэ-Джинста, рядом с красивыми холмами. На карте в этом месте был обозначен колодец, но мы его не нашли и посчитали, что его уже давно нет. Как оказалось утром, колодец еще вполне действующий, и мы были совсем рядом с ним.

День 11, 16 сентября. Веселая ночь в Алтае.

Утром Мурат обнаружил, что у него опять проколото колесо, на этот раз заднее. Так что пока все собирались и завтракали, он возился с домкратом и запаской. Не успели мы отъехать от места стоянки, как колесо опять спустило, и Мурат снова стал над ним шаманить.


Кино про ремонт колеса :)

Сегодня весь день едем по уже знакомой дороге. К вечеру приехали в город Алтай, и пока Мурат остановился на шиномонтажке ремонтировать свои колеса, мы с Ваней и с экипажем Сурфа поехали искать магазин, где можно докупить продукты. Было около 19 часов, но крупный магазин, в который нас отправили местные жители, оказался закрыт. Кое-как мы нашли магазинчик, где смогли купить почти все необходимое.


Семейное фото :)


В Алтае.

Когда мы вернулись к УАЗику, ребята встретили нас с горящими глазами — они нашли гостиницу в двух шагах от СТО, «с горячей водой, кроватями и чистой постелью», и все это всего 40 000 тугриков за номер (800 рублей). Было всего три свободных двухместных номера, но нам разрешили спать на полу на своих туристических ковриках. Нас с Ваней такая затея не порадовала, так как мы имели менее радужное представление об уровне комфорта в провинциальных монгольских гостиницах, но раз уж большая часть группы хотела остаться на ночь там, пришлось прислушаться к мнению большинства.

В номерах оказалось достаточно чисто, но обещанная горячая вода — это было слишком громко сказано. В одном номере вообще не работал душ, в другом стоял какой-то китайский накопительный водонагреватель литров на 5, которого не хватило даже на одного человека, и лишь в третьем номере был более-менее адекватный проточный водонагреватель, из которого ребята смогли выжать небольшую струю воды температурой около 38 градусов. Правда, мне потом все же удалось добиться более высокой температуры, покрутив кран.

Приведя себя в порядок, ребята ушли ужинать в ближайшее круглосуточное кафе. В гостинице остались только мы с Ваней. Сергей отправился на первый этаж в караоке, где потом полночи куролесил))). Будучи уже в неадекватном состоянии, он настойчиво искал приключений и пытался попасть в черную юрту (монгольская тюрьма). Мол, друзья не поймут, был в Монголии, а в местной каталажке не побывал))). Полицейский участок был через дорогу, и они несколько раз приходили успокоить веселого «руссо-туриста», но безуспешно. Хотя и забрать его тоже отказывались. А к нам то и дело забегали администраторши с просьбами забрать Сергея, но сделать это было не так-то просто! Вообще, Сергей собирался «поставить этот поселок на уши» очень профессионально: отдал Ване на сохранение сумочку с деньгами и документами, попросил узнать телефон посольства России, несколько раз напомнил, что «утром, однозначно, ищите меня в черной юрте» и с бравым видом отправлялся в караоке-бар, напевая «Ой, то ни вечер, бл…ь, то ни вечер…», и между напевами приговаривая: «А куда все ушли? Ведь здесь намечается стопроцентная драка!»

Ваня ушел за Сергеем, а я решила уже пойти спать. Захожу в номер, и слышу странную мелодию, как будто играет какая-то китайская детская игрушка. Звуки доносились из ванной — оказалось, что водонагреватель нагрел воду до кипятка и пищит о том, что ее надо бы как-то использовать. Кнопку, выключающую водонагреватель, я не нашла, и стала смотреть, куда от него идет шнур. Оказалось, что провода из шнура просто прикручены к проводам, торчащим из потолка, и слегка замотаны скотчем. Но ведь не может быть, чтобы этот ацкий агрегат выключался таким образом! Вскоре пришел Ваня, и мы уже вдвоем стали искать, как вырубить голосящий водонагреватель. Терпение уже заканчивалось, хотелось уже просто дернуть за провода, как тут к нам зашла администраторша. В ответ на наш немой вопрос, она просто отодвинула шторку и выдернула вилку из розетки на противоположной от водонагревателя стене! Вот кто бы догадался искать там розетку?))) Вообще, в этом отеле, видимо, было много подобных перлов. Например, в комнате стоял низкий столик, а на нем электрический чайник с подставкой. И все бы ничего, только вот у этого чайника был настолько короткий шнур, что он никак не доставал до розетки рядом со столиком. Пришлось кипятить воду в соседнем номере.

Несмотря на сложности с водой и бытовой техникой, кровати все же оказались очень удобными. Пожалуй, это была первая ночь за всю поездку, когда мне снились не кошмары, а что-то более-менее нейтральное. Правда, поначалу то и дело приходилось просыпаться, когда Сергей в очередной раз пытался покинуть свой номер, и его возвращали обратно.)))


Меню в гостинице. Доширак за 50 рублей.

День 12. 17 сентября. В поиска озера Дурган.

Я долго не могла оторваться от белоснежной простыни, и теплого одеялка. Опять подъем в 7 часов… Я даже на работу так рано не встаю! Чтобы хоть как-то проснуться, включаю телевизор и смотрю монгольские новости. Ни слова не понятно, но картинки красивые. Горы, степи, стада пасутся — все точно так же, как мы видим каждый день из окон автомобилей.

Прихожу пить чай в соседний номер и узнаю, что Сергея там все-таки нет… И никто не знает, где он. Видимо, надо искать в полицейском участке… Через несколько минут в коридоре появилась администратор и на вопрос «Сергей?» показала в сторону номера напротив, там мы его и нашли, мирно спящим на кровати по соседству с каким-то монголом или китайцем.

Пока я пыталась упаковать в Эскудик все, что необходимо было в нем везти, ребята ушли завтракать в то же кафе, в котором были вечером. Кстати, вечером они там встретили какого-то голландца, который путешествует по миру, и впечатлились его сапогами, которые он приобрел на местном рынке. Так что сегодня у нас уже был намечен утренний набег на рынок.


На каждом углу такие :)


Алтай.


Полиция напротив гостиницы.

При подъезде к рынку погода резко ухудшилась — похолодало, и пошел дождь. Пробегав почти час, ребята, наконец-то, нашли лавку, где продаются так понравившиеся им кожаные сапоги с национальным рисунком. Перемерив все, что было, счастливой обладательницей сапог оказалась лишь Аня — кроме нее, никто не смог подобрать что-либо себе по размеру.

 
И даже скорые.

Покинув рынок, перемещаемся к буддистскому монастырю на другом конце города. Я впервые в подобном месте, и не понимаю назначение и смысл всех этих штуковин и статуй, расставленных вокруг, но монастырь мне показался все же довольно красивым. Выше на горе находится храм, откуда видно весь городок, как на ладони, но в сам храм попасть не получилось — на дверях висит замок.

Погода все хуже и хуже, холод жуткий. Едем дальше, отогреваемся печкой в машине. Приезжаем в маленький поселок, Сурф с нами (за рулем в этот день Ваня, а Сергей едет пассажиром и бесконечно напевает «Ой, то не вечер»))), а УАЗ где-то отстал. Связываемся с УАЗиком по рации, оказалось, что у него опять что-то с колесом… Заплатки для камер мы так и не нашли, с шиномонтажкой в поселке тоже не заладилось, так что Ваня и Мурат сделали бескамерку, дырку в покрышке заткнули жгутом.

От поселка свернули с трассы правее, едем на озеро Дурган. Перед одним из следующих поселков остановились пофотать очередные буддистские постройки и поехали дальше. На въезде в деревню я замечаю, что пропал Сурф, который должен был ехать сзади. А УАЗ тем временем скрылся за углом одного дома, затем другого, и забрался, казалось, в какую-то глушь. Из УАЗика тут же повыскакивали пассажиры и разбежались по магазинам в округе. Не знаю, о чем договаривались Ваня и Мурат, но вроде бы мы не планировали останавливаться в этом поселке…

Сидим ждем, пока все соберутся. Сурф так и не появился. Предполагаю, что он уехал вперед, так как мне показалось, что за забором впереди промелькнула серая машина как раз в том направлении, куда нам нужно.

Народ, наконец-то, собрался, выезжаем из поселка и едем в сторону озера. До него оставалось километров 70. Сурфа не видно ни впереди, ни сзади, связи нет никакой. Народ особо не переживает — у Вани есть навигатор, и он точно сможет найти дорогу до озера, но мне все равно тревожно — а вдруг случилось что с машиной, что если она, например, просто не завелась, как мой Эскудик несколько дней назад. Однако возвращаться в поселок — терять драгоценное время, ведь есть большая вероятность, что Сурф уехал вперед.

Через несколько километров встречаем монгола на микроавтобусе. Он просит одолжить компрессор, и пока накачивает колеса, мы пытаемся выяснить, не видел ли он серый Сурф. Оказалось, что не видел, более того, он утверждает, что дорога на озеро одна, и разминуться им было негде. Мне слабо верится, что в Монголии где-то может быть лишь одна дорога из пункта А в пункт Б, особенно, когда эти пункты находятся на расстоянии 70 км друг от друга))). Так что, думаю, что лучше все же доехать до озера, а там уже, если Сурф не объявится, думать, что делать дальше.


Местный мини-Шекельмес.

Подъезжаем к озеру в лучах заката, но… озеро оказывается не озером! А просто какая-то большая лужа. Но почему-то местные отправили нас именно сюда… Справа виднеются барханы песков, про которые упоминал Ваня, но что-то тут все равно не так. Спрашиваем дорогу к озеру в очередной юрте, нас отправляют куда-то в другую сторону. Едем туда, но ребята в УАЗике наводят кипиш — они увидели на карте, что озеро соленое, а у нас нет с собой запасов пресной воды. Останавливаемся у еще одной юрты, но хозяев не оказалось поблизости. И тут замечаем, что вдалеке сверкают желтые фары. И так как в Монголии никто не ездит с включенными фарами при дневном свете, подозреваем, что это Сурф. Меня оставляют возле юрты моргать фарами навстречу, чтобы Сурф не проехал мимо, а УАЗик уезжает за водой к колодцу неподалеку. Однако, желтые фары тут же потерялись. Вскоре резко стемнело, и фар вокруг стало значительно больше, но, похоже, что все это местные мотоциклисты…

УАЗик вернулся ни с чем — в колодце была какая-то сложная система накачки воды, и ничего добыть не получилось. Узнав, что мы не поймали Сурфа, Мурат со словами «Иван поедет прямо» давит по газам и едет опять в сторону песков, откуда мы недавно уехали. Я уже давно не могу понять, что происходит, и куда нам в итоге нужно ехать, так как карты у меня нет, и утреннее обсуждение маршрута на сегодняшний день я тоже как-то пропустила.

Я с трудом успеваю за УАЗиком, кроме того, периодически останавливаюсь поморгать огонькам, виднеющимся справа, но там все сплошь оказываюся мотоциклисты. Снова разворачиваюсь к дороге и понимаю, что теперь мы потеряли и УАЗик! Вокруг никого, только сплошная темнота… Я начинаю закипать, Женя рядом успокаивает меня, как может. Едем наугад, и вдруг впереди опять фары, причем светят они неподвижно. Едем к ним, однако, дорогу совсем потеряли, идем напролом по песку, большим кочкам и высокой траве, которые становятся все более труднопроходимыми. Чтобы убедиться, что мучаемся не зря, и что это действительно наша машина, моргаем фарами, в нескольких десятках метров от нее, но в ответ ничего… Будь я суеверной, то подумала бы уже, что какие-то злые духи настойчиво пытаются разделить нашу группу и заманить нас в страшное болото. И тут рядом с фарами вдалеке загораются еще одни фары, и мы видим, что две машины разворачиваются и едут в противоположную от нас сторону! И видим четко, что это УАЗ и Сурф. Куда они поехали?? Мы тут сидим в каком-то болоте и моргаем им фарами, а они срываются и уезжают от нас! Ну, ладно-лаааадно…

Выбираемся из болота и едем за красными огоньками. Догнали их только у какой-то юрты. Ура! Наконец-то, все нашлись! Ваня как раз объясняет, как так получилось, что они с Сергеем отстали. Оказалось, что Сергею приспичило переделать кучу дел, как только мы с УАЗом отъехали, и когда все дела были переделаны, нас уже не было видно. А так как в деревню заезжать не планировалось, Ваня сразу поехал к озеру мимо нее. И альтернативную дорогу он все-таки нашел)). Оказалось, что почти на середине пути они ехали немного севернее нас. А к пескам мы приехали потому, что через них идет короткая дорога к озеру, однако, Мурат побоялся ехать по пескам на груженом УАЗе, так что нам пришлось ехать в объезд. На кипиш ребят по поводу воды Ваня ответил, что озеро совсем слабосоленое, и что можно пить воду из него.

К озеру подъехали уже по густой темноте, поставили палатки в нескольких метрах от берега, поужинали и под шум волн легли спать.

День 13, 18 сентября. Пески на Дургане.

Так как времени у нас оставалось немного, сегодня планировалось заехать на пески и отправиться дальше в сторону границы.

Пока все собирались, Сергей упаковал в машину вещи и уехал вдоль берега в сторону песков. Его машину было видно вдалеке, и мы думали, что он остановился там порыбачить. Костя и Мурат также попытались порыбачить рядом с лагерем, но в итоге никого не поймали.


Стоянка на Дургане.


Вода чистейшая. Фото Анны Марик

Позавтракав и собравшись, мы поехали к Сергею. У нас уже были подозрения, что он забуксовал на берегу и не может выбраться… Так оно и оказалось)). И оказалось, что все то время, пока мы собирались, Сергей настойчиво пытался выбраться на дорогу, используя при этом только педаль газа :) К тому времени, как мы к нему добрались, он уже успел вскипятить антифриз, подсточить покрышки об мелкие камешки на берегу и сжечь изрядное количество бензина. Как только машина немного остыла, ребята сцепили два троса и легко вытащили ее УАЗиком.


Сурф джипует)


Перестарался немного))


Процесс вытаскивания.

До песков оставалось совсем чуть-чуть, и через несколько минут мы были у их границы. Дальше Мурат ехать побоялся, и мы пошли гулять пешком. Погода в этот день была просто шикарная — ветра почти не было, и солнце пригревало так, что было даже слегка жарко. Мы шли по пескам и чувствовали, будто находимся в центре пустыни. Местами, где не было растений, шли босиком, и горячий песок приятно грел ноги. Очень хотелось остаться там как минимум на неделю.


Дороги вдоль озера. Фото Анны Марик


Фото Марии Смыр


Загораю в песках.


Жизнь прекрасна!

Вернувшись к озеру, мы пошли купаться! Вода в озере чистейшая, находясь в ней по грудь, отчетливо видишь кончики пальцев и песок на дне. Из такой воды не хочется выходить…

Загораем на берегу, у Сергея в машине играет регги, едим арбузы, купленные пару дней назад в придорожном поселке — настоящий курорт, и ни души вокруг! И нереальные контрасты: рядом горячие барханы песков, а вдалеке заснеженные горы.


Из такой воды вообще не хотелось выходить.

Перекусив, едем дальше. Сегодня нам надо успеть добраться до какого-то живописного ущелья на Ховде. УАЗик впереди, за ним Сурф, и мы с Ваней на Эскудике едем последними. УАЗ включил первую космическую, и мы слегка отстаем — Ваня за рулем, и мы с ним обсуждаем что-то там про политику и вторую мировую войну, так что за скоростью особо не следим. На развилке дорог догнали Сурфа, нашли по навигатору правильную дорогу едем дальше. Догнали УАЗ, но ненадолго, вскоре опять от него отстали. В итоге на очередной развилке свернули по навигатору направо, подозревая, что УАЗ поехал левее по более накатанной дороге. Особо не переживаем, так как совсем рядом федеральная трасса, куда нам надо выехать, и Мурат знает об этом. Просто поехали немного разными путями.

Вскоре наша дорога «слегка» испортилась… Мало того, что мы заехали в пески, так там еще и «построили» дорогу из песка, сделав нормальной такой высоты насыпь и раскатав все это дело грузовиками. Едем на полном приводе по песчаной колее, иногда цепляем песочек мостом и радуемся, что Мурат не поехал этой дорогой — груженный УАЗик на маленьких родных колесах мог тут с легкостью застрять.

Преодолев пески и проехав еще несколько километров по степи, выезжаем на асфальтированную федеральную трассу рядом с Манханом, именно в том месте, где мы останавливались на ночевку несколько дней назад. Сергей едет прямо за нами, УАЗика не видно — подозреваем, что он уже далеко впереди.

До города Ховд остается совсем чуть-чуть, едем дальше, рассчитывая догнать УАЗ на въезде в город, но, оглядываясь назад, обнаруживаем, что потеряли Сергея. Ух, ну сколько можно-то? Второй день играем в потеряшки-догоняшки, уже порядком надоело…

Остановились на месте, где заканчивается асфальт, ждем Серегу, подозреваем, что у него мог закончиться бензин, так как с утра после буксования на озере его оставалось совсем чуть-чуть… Однако через несколько минут Сурф все-таки появился.

Подъезжаем к Ховду, останавливаемся на заправке, пополняем запасы бензина в баке и канистрах и пытаемся узнать, не проезжал ли мимо наш УАЗ. Оказалось, что не проезжал… Очень странно.

Едем дальше. На посту, где собирают дорожный налог, пока дяденька выписывает мне пропуска на Эскудика и Сурф, опять спрашиваю про УАЗ. Он положительно кивает в ответ… Кому верить, непонятно))

Заехали в город, Сергей опять остановился где-то у заправки, и стал что-то искать в машине. Проезжаем мимо, едем искать УАЗик и надеемся, что Серега нас догонит — дорога пока что все время прямо. На каком-то перекрестке поворачиваем направо, я начинаю подозревать, что Сергей стопудово проедет прямо, так что прошу Ваню остановиться и подождать его. Сереги нет одну минуту, пять, десять… Разворачиваемся и едем обратно. Чтобы не терять время, выхожу по пути возле гипермаркета — нужно докупить продуктов.

Выбор продуктов в местном гипермаркете довольно странный. Овощей и фруктов нет вообще, обычного сыра тоже (только плавленый). Запасаюсь консервами, и слышу русскую речь. Оборачиваюсь — рядом стоят парень с девушкой европейской внешности. Оказалось, что они из Барнаула и преподают в Ховде в университете. На мой вопрос, где взять свежие овощи, ребята ответили, что сейчас только на рынках или в мелких магазинчиках, в супермаркетах такого добра не встретишь.

Выхожу из гипермаркета и вижу на парковке все три наши машины. Неужели все нашлись! Оказалось, что УАЗик только приехал в город — та дорога, где мы с ним разминулись, оказалась не намного лучше той, по которой ехали мы с Сурфом. Одной проблемой стало меньше, но добавилась другая — Сергей не может найти сумку со всеми деньгами и документами, которую оберегал даже под хорошей «синькой».

Время около 6 вечера, едем на рынок в надежде, что там еще хоть кто-то торгует. Нам нужны были баран и овощи. На рынке уже довольно пустынно, в мясной лавке лежат только несколько кусков говядины на ребрах, баранины уже нет. Говядину не берем — готовить ее в таком виде в походных условиях никто не решится. Зато находим море овощей и фруктов в палатке неподалеку, и еще каких! Яблоки, картофель, помидоры, зеленый лук, и даже маленькие дыни и арбузы! И все это местного производства. Вот уж где, а в пустынной Монголии я такого не ожидала. Оказывается, что рядом с Ховдом все это вполне успешно выращивают.


Рынок в Ховде.

Утрамбовываем килограммы овощей и фруктов в Эскудик и едем дальше. В ущелье коллективно решили уже не ехать, так как время позднее, а завтра рано утром надо выехать в Ульгий, и вряд ли мы успеем доехать от ущелья до Ульгия до вечера, а нужно еще успеть закупиться в Ульгии сувенирами. Так что решили остановиться на ночлег на речке недалеко от Цаста. Однако, на очередной остановке ребята сообщают нам, что хотят остановиться в кафе, в котором мы обедали по пути в Хермен Цав, так как сильно похолодало. Деваться некуда — раз уже большинство хочет ночевать в тепле, придется ехать до кафе.

У кафе тусуется рейсовый автобус ПАЗ (в нем едет 40 человек из Ульгия в Улан-батор, и эта дорога занимает три дня) и пара дальнобойщиков. Ждем, когда уедет автобус и оккупируем небольшое помещение, в центре которого находятся столы, а по краям несколько кроватей. Мы с Ваней не хотим упускать возможность последнюю ночь поспать на свежем воздухе, так что после ужина уезжаем ночевать на речку, с нами же Мурат и Сергей.


Зато тепло. Фото Анны Марик

День 14, 19 сентября. Возвращаемся на границу.

Ночь была очень холодной, я проснулась с больным горлом… С утра на ближайших горках виднелся снег, а трава вокруг палатки была покрыта инеем. Даже не верилось, что вчера мы купались в озере буквально в 50 км от этого места…

Собираем палатку, Сергей находит документы в машине и становится абсолютно счастлив, завтракаем с ребятами в кафе и едем дальше в сторону Ульгия. Красота вокруг нереальная! Так как до Ульгия совсем недалеко, решаем заехать на Толбо. Рядом с озером наткнулись на аварию — там уже построили небольшой кусочек асфальта, и, судя по всему, две встречные машины не смогли разъехаться. Обе стояли с разбитым носом слева, одну выкинуло с дороги. Еще в первые дни, как мы ехали по федералке, я заметила, что местные «любят» разъезжаться на дороге буквально в 15 см друг от друга. Вот, видимо, к чему это иногда приводит… Вообще, есть ощущение, что местные жители еще не совсем научились ездить по асфальту.


Цаст.


Бодрое утро :)


Свежайший асфальт вдоль Толбо. Фото Анны Марик


Толбо Нур.


Толбо Нур.

В Ульгии первым делом отправляемся в обменник, а потом в магазин с вещами из верблюжьей шерсти и шерсти яка. Вообще, изделия из шерсти — это, пожалуй, лучшие сувениры, которые можно привезти из Монголии. Особой популярностью пользуются носки, тапочки и одеяла.


Обменники в Ульгии. Тут курс выгоднее, чем в банках.

Пока остальные ребята гуляли по рынку, мы с Ваней и Сергеем заехали в кемпинг Blue Wolf, популярное у иностранцев место. Там мы узнали, что в эти выходные рядом с поселком Сагсай, что в 30 км от Ульгия, будет проходить знаменитый фестиваль Беркутчи, и туда уже вовсю съезжается народ. В кемпинге мы встретили итальянцев, затем у обменников Ваниного знакомого из Барнаула на круглой Делике, который, как оказалось, везет израильтян вместе с новосибирской компанией Altai Discovery Team (те же ребята, которым принадлежит кемпинг Тыдтуярык).

Закупившись сувенирами, едем дальше в сторону границы. Погода не радует — вовсю идет снег. Эскудик еле едет в горку, подтраивает на холостых — похоже, надо бы поменять свечи. УАЗик тоже подустал. Перед Цагааннуром встречаем еще две Делики из команды ADT, а с ними, совершенно неожиданно, Ваниного давнего друга. Этот мир нереально маленький.

У одной Делики, как оказалось, сломался какой-то очень важный датчик, и ребята довольно долго пытаются хоть как-то это дело починить. К сожалению, мы ничем помочь не можем, так что, посочувствовав им, едем дальше.

Остановились в поселке у самой границы, в том самом кафе, где обедали, когда я пряталась от страховщика. Вообще, планировалось, что мы будем ночевать в юрте, но так как сильно похолодало, нас поселили в гостевой комнате в доме. А на кухне тусовались дальнобойщики из Бийска. Хозяйка кафе Шура потом еще долго не могла отправить их ночевать в машины. Я себя уже довольно плохо чувствовала из-за простуды, так что после ужина сразу же ушла спать.

День 15. 20 сентября. Домой.

Встаем пораньше и ставим Сурфа и Эскудик прямо перед пограничным постом, в объезд первого шлагбаума. Так как нам сегодня вечером нужно быть в Барнауле, Ваня договорился со знакомым пограничником, что нас пропустят первыми. Однако, когда я вернулась к машине за несколько минут до открытия поста, наши с Сергеем паспорта забрал какой-то важный дядька и попросил пройти с ним. Кажется, что-то пошло не по плану…

Поднимаемся за пограничником на второй этаж, в кабинет начальника таможни. Тот звонит куда-то, что-то долго выясняет и потом обращается к нам с вопросом: «Зачем нарушаете пограничный режим?». Оправдываемся, как можем, говорим, что сильно спешим, так как у ребят завтра утром самолеты, но для начальника таможни это оказывается неубедительным, и он говорит, что нам придется остаться тут на весь день, что будут оформлять протокол, нужно будет писать объяснительные и так далее. Меня это не сильно волнует — в принципе, нам с Серегой спешить некуда, а довезти Женю в Барнаул сегодня сможет и Ваня, если что. Еще большего пофигизма добавляет мое самочувствие — в таком состоянии вообще никуда ехать не хочется, упасть бы куда-нибудь, хоть даже на пол, и лишь бы не шевелиться весь день.

Начальник таможни куда-то ушел, мы с Сергеем ждем в коридоре. Шутим, что ему, наконец-то, выпадет такая долгожданная возможность побывать в черной юрте. Я попыталась найти выход из здания и сходить к нашим ребятам, но заблудилась. Приходит смс от Вани, он пишет, что сейчас со всем разберутся. Оказалось, что наш пограничник был сильно пьян и не предупредил никого о нашей с ним договоренности.

Возвращается начальник, приглашает к себе в кабинет по одному. Отправляем к нему Серегу, вижу через стекло, что он пишет объяснительную. И через несколько минут он выходит с нашими паспортами.)

А дальше все, как обычно. Получаем бумажки на машины в будке перед постом. Правда, перед нами уже успело проскочить несколько монгольских машин — не мы одни там такие.

Наш УАЗик уже прошел границу, и уехал вперед. Проходим паспортный и ветеринарный контроль, таможню, нас выпускают, и едем к нашей границе.


Утро на границе.


Тот самый забор, за которым заканчивается Монголия и начинается Россия. Фото Анны Марик

У нас тоже, как обычно, помыли колеса на въезде, затем врач, шмыгая носом, спрашивает, не было ли жалоб на здоровье во время пребывания в Монголии. Также шмыгая носом, отвечаю, что не было))). И проезжаем к пограничникам. На осмотр машины уходит меньше минуты, зато потом долго ждем, пока нам отметят прохождение таможни. Тут же встречаем наш УАЗик.

Границу прошли, приезжаем в Кош-Агач. Пока Ваня перекидывал вещи из УАЗика в Делику, мы с Андреем поменяли свечи на Эскудике, вытряхнули воздушный фильтр и подкачали колеса. Малыш Эскудик после этого просто полетел.

На выезде из Кош-Агача встречаем машину Саши из Тыдтуярыка, он собирался в Ульгий. Не перестаю каждый раз удивляться, как тесен мир.

На Алтае безумно красиво — деревья пестрят разными красками, местами падает снег, местами густой туман.

Останавливаемся у кафе в Акташе, обедаем и отмечаем наше возвращение чаепитием с тортиком. Прощаемся с ребятами — дальше мы с Женей поедем быстрее. Нам вслед напевают по рации «Ой, то не вечер». Расставаться грустно…

Где-то в час ночи мы были в Барнауле. Я отвезла Женю в гостиницу аэропорта и поехала домой отсыпаться. Ребята на Делике приехали в город на пару часов позже.

В заключение хочу сказать, что Монголия и, в частности, Гоби — все-таки довольно суровая страна в плане комфорта, и чтобы получить удовольствие от подобной поездки, надо уметь с легкостью относиться к приключениям и быть готовым к тяжелым условиям — сильным ветрам, отсутствию какой-либо воды, ночным заморозкам и пыльным дорогам. Если не обращать внимания на трудности, Монголия покажется невероятно красивой и умиротворяющей страной, куда будет хотеться вернуться снова и снова.

Технические выводы от Вани:

1. Навигация. В Монголии этот пункт очень важен. Но первую роль здесь играют не GPS и прочие Глонассы, а простое умение пользоваться географическими ориентирами, опыт и знание местности. Но и электронные приблуды не помещают — мы пользовались Ozi explorer для android с картами Генштаба конца 80-х годов на моем планшете. Еще у Кости был Гармин, но его включали лишь во время плутаний в районе Харменцав и когда потеряли Сурфа.

2. Автомобили. Главный вывод этой экспедиции: УАЗ-буханка — лучший транспортер для подобных условий. 7-8 человек на борту, огромная куча «шмурдяка», 40-60 литров топлива в канистрах — легко! Но УАЗ этот почти новый, кузов усилен по периметру и проемам дверей уголками и косынками.

Делика — аппарат хороший и проверенный, но в эту поездку себя не показал. Да и вряд ли удалось бы шпарить 70-80 км в час по грунтовкам на груженой Делике.

Тойота Сурф показал себя с отличной стороны, из поломок был лишь вечно откручивающийся бампер и ресничка правой фары.

Сузуки Эскудо, малыш эскудик на 29-х колесах, — лучший авто для подобных ралли-рейдов. Маленький, достаточно проворный, жесткий — все, что надо для фана по пескам, камням и горам.

Жаль, что этим замечательным японским авто уже по 15-20 лет, и проблемы возраста все же вылазят.


Дром

Комментарии

   
Varadero
Сообщений: 24212
Фото отличные, спасибо )
Я не следую, я определяю!!!
Мой отзыв: Subaru Forester 2008
26
1
Ответить
  
Тюмень
Сообщений: 456
Какова дальнейшая судьба целика? И где многа фота девушек в бикини? )))
31
3
Ответить
    
Сообщений: 45
Рассказ понравился, хорошо прокатились
17
1
Ответить
    
Кемерово
Сообщений: 1287
Побольше бы таких девушек
16
2
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 5446
фотографии замечательные!

скорая помощь из крузака суперская получилась... эх, нам бы такие пошлины на ввоз японок.
8
 
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 130
Удивительная страна Монголия. Столько первобытной красоты и давно утраченного нами единства с природой. И все это в купе со сплошным бездорожьем, отсутствием элементарных удобств и сервиса. В общем - путешествие на любителя. И потому еще больше хочется узнавать о ней от очевидцев. Хороший рассказ, отличные фотографии, и совершенно правильный вывод:"...Гоби - все-таки довольно суровая страна в плане комфорта, и чтобы получить удовольствие от подобной поездки, надо уметь с легкостью относиться к приключениям и быть готовым к тяжелым условиям..." Мое глубочайшее уважение всем участникам экспедиции.
18
 
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 488
А где фотограф из Красноярска? )))
Жалко монголы Сергею звездюлей не прописали. Надо было уважить желание русского туриста. И посадить на пару суток.
За рассказ и фото - спасибо. Прочитал с удовольствием.
23
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
В озере Толбо отличная рыбалка, а УАЗик - лучшая машина для Монголии. Недаром их так любят аборигены.
Молодцы, хорошо прокатились.
7
1
Ответить
     
Саяногорск
Сообщений: 105
Мы заезжали в Гоби через Иркутскую область с выездом ч/з Ташанту. И через Туву (Хандагайты) так же с выездом ч/з Алтай. Без раций лучше не ездить. Да и привыкаешь к общению в дороге.
Я себе после поездки установил стационарную.
Везет тебе на "шустряков" То "наждак", то Сергей)))))
На речке Сагсай хариуса полно. Берет только на блесну (блю фокс 2). На озерах ловили Османов. Только чтобы отпустить. Рыба несъедобна ни в каком виде)))
3
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
sagsai:
.... Рыба несъедобна ни в каком виде)))
Неправда ваша... Османов и ловили в Толбо.
Рыба съедобная, только надо удалить из полости брюшка все черные выстилающие пленки. Ядовиты именно они. Как видите по написанному, жив, и даже не утратил способности шевелить мозгой.
2
1
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82929
Классно
GET BIG OR DIE.
1
2
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 3007
sagsai:
Мы заезжали в Гоби через Иркутскую область с выездом ч/з Ташанту. И через Туву (Хандагайты) так же с выездом ч/з Алтай. Без раций лучше не ездить. Да и привыкаешь к общению в дороге.
Я себе после поездки установил стационарную. Везет тебе на "шустряков" То "наждак", то Сергей))))) На речке Сагсай хариуса полно. Берет только на блесну (блю фокс 2). На озерах ловили Османов. Только чтобы отпустить. Рыба несъедобна ни в каком виде)))
через иркутскую область в монголию? очень интересно.... через Бурятию, наверное?))
Путешествия по Байкалу. Трансфер. Проводник. Гид.

69-77-99
+7 (924) 530-77-99
Мой отзыв: Toyota Sprinter 1993
2
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 3007
Автор, очень мало слов написано про дорогу, только про пыль и новый асфальт... Подскажите вероятность прохождения маршрута на легковушке(в подписи). Просьба учесть, что машина крещена перевалом Кату-Ярык(своим ходом туда-обратно), и прочими горными и очень пыльными дорогами саян, алтая, баргузина...
Путешествия по Байкалу. Трансфер. Проводник. Гид.

69-77-99
+7 (924) 530-77-99
1
 
Ответить
  
горловка
Сообщений: 342
Красивые фотки
1
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
HeadShock:
...Подскажите вероятность прохождения маршрута на легковушке (в подписи). Просьба учесть, что машина крещена перевалом Кату-Ярык(своим ходом туда-обратно), и прочими горными и очень пыльными дорогами саян, алтая, баргузина...
Может не столь сложный маршрут, но по Монголии вполне можете покататься: https://travel.drom.ru/13610/ - тоже на легковушке.
 
2
Ответить
     
автор
Новосибирск
Сообщений: 64
HeadShock:
Подскажите вероятность прохождения маршрута на легковушке(в подписи).
До каньона вряд ли получится добраться на переднем приводе — там слишком много песчаных дорог, где можно закопаться. Но вот до песков Хонгор Элс вполне реально, у меня знакомые ребята на ладе калине туда ездили весной)
Suzuki Escudo (1993), TA01W, G16A, АКПП, susp 2", AT 29"
2
2
Ответить
     
автор
Новосибирск
Сообщений: 64
Штраус:
А где фотограф из Красноярска? )))
Фотограф из Красноярска в это время нежилась на тайских пляжах, будучи в свадебном путешествии :))
Suzuki Escudo (1993), TA01W, G16A, АКПП, susp 2", AT 29"
4
3
Ответить
  
Россия
Сообщений: 424
зачетное путешествие! фото класс, молодцы! монголия тоже в планах, поэтому читалось с особым интересом
1
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 61
Умничка!!! Ибо потому что!
Nissan Cefiro 2.0 1997
Mitsubishi Diamante 2.5V-SE 1996
Kia Rio 1.6 Prestige 2012
2
1
Ответить
    
Стрежевой
Сообщений: 1694
Нереальные фото! Захотелось туда опять...
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012
1
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 61
https://travel.drom.ru/21889/ просто вспомнилось)
Nissan Cefiro 2.0 1997
Mitsubishi Diamante 2.5V-SE 1996
Kia Rio 1.6 Prestige 2012
1
 
Ответить
    
Рубцовск
Сообщений: 52090
Внутренняя ,человеческая красота,фотографа,и принимавших в этом участие!!!

Супер!!!

После,таких опусов,и фот,так и хочется сказать:Давайте дружить,и ездить вместе)))
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
4
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 382
Хороший отчёт и красивые фотографии. Очень серьезная подготовка к поездке, такого количества оборудования и скарба хватило бы и для более экстремального маршрута.
На мой взгляд, немного не хватает полезной информации для любителей автопутешествий по протяжённости каждодневных пробегов, расходе и стоимости топлива, стоимости различных услуг.
Очень удивило такое количество пыли, особенно в салонах авто (такое впечатление, что всю дорогу ехали с открытыми окнами) т.к. считал Гоби всё таки более каменистой пустыней...
Мой отзыв: Лада Приора 2007
5
 
Ответить
     
Саяногорск
Сообщений: 105
Reiser:
Неправда ваша... Османов и ловили в Толбо.
Рыба съедобная, только надо удалить из полости брюшка все черные выстилающие пленки. Ядовиты именно они. Как видите по написанному, жив, и даже не утратил способности шевелить мозгой.
Конечно, она съедобна. Просто очень невкусная. Мы филе даже заготовили, но все так провоняли его запахом, что пришлось выбросить
 
 
Ответить
     
Саяногорск
Сообщений: 105
Партизан088:
Хороший отчёт и красивые фотографии. Очень серьезная подготовка к поездке, такого количества оборудования и скарба хватило бы и для более экстремального маршрута.
На мой взгляд, немного не хватает полезной информации для любителей автопутешествий по протяжённости каждодневных пробегов, расходе и стоимости топлива, стоимости различных услуг.
Очень удивило такое количество пыли, особенно в салонах авто (такое впечатление, что всю дорогу ехали с открытыми окнами) т.к. считал Гоби всё таки более каменистой пустыней...
Езда с закрытыми окнами немного изменит. Мы во вторую поездку брали мед. повязки
1
1
Ответить
     
Углегорск
Сообщений: 3431
красиво
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1711
Очередное отличное путешествие. Читая про новый уазик удивлялся тексту., но в конце прочитал что уаз исиленный и улыбнулся. Всем удачи !!!
1
 
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 2174
Штраус:
А где фотограф из Красноярска? )))Жалко монголы Сергею звездюлей не прописали. Надо было уважить желание русского туриста. И посадить на пару суток.За рассказ и фото - спасибо. Прочитал с удовольствием.
Точно, и с утра ему таких сказок про то что он натворил наговорить и что теперь его ждет веселая свадьба и быт людей гор на всю оставшуюся жизнь... бгг
Случайностей нет. За все надо платить.
3
 
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 2174
Илья - Красноярск:
Точно, и с утра ему таких сказок про то что он натворил наговорить и что теперь его ждет веселая свадьба и быт людей гор на всю оставшуюся жизнь... бгг
и чтоб "родственников " побольше вокруг стояло...
Случайностей нет. За все надо платить.
3
 
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 495
Знакомые места. А мимо одинокого дерева никто проехать не может.
 
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Фото супер!
 
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
Люблю про Монголию-спасибо!!!
2
 
Ответить
 
Владивосток
Сообщений: 133
Отличный отчет!!! Красивые фото!!! Читается интересно и на одном дыхании!!! Эх, вот бы тоже туда))) Молодцы одним словом.
3
 
Ответить
     
автор
Новосибирск
Сообщений: 64
Партизан088:
На мой взгляд, немного не хватает полезной информации для любителей автопутешествий по протяжённости каждодневных пробегов, расходе и стоимости топлива, стоимости различных услуг.
Пробеги по Монголии — около 200-300 км в день. К сожалению, я не записывала ежедневные пробеги, а теперь уже не вспомню...

Расход топлива у каждой машины свой) Естественно, в монгольских условиях он намного больше, чем у нас между городами по трассам :) Стоимость 92-го бензина в Монголии — примерно 2000 тугриков (40 рублей) за литр, и есть он далеко не везде, только в крупных населенных пунктах (в отчете упоминалось вроде бы), так что лучше запасаться канистрами. У меня было три 20-литровые канистры + бак у Эскудика 40 литров.

По стоимости услуг помню только про номера в гостинице по 800 р + какие-то не сильно дорогие дорожные сборы (рублей 50 с машины). Все остальное — обеды в кафе, проживание в кемпинге, баню и прочее — оплачивал Ваня, и может он тут напишет, если вспомнит :)
Suzuki Escudo (1993), TA01W, G16A, АКПП, susp 2", AT 29"
1
3
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1184
Автор-молодец. Особенно понравилась фотография "Кино про ремонт колеса".
1
 
Ответить
   
Город Ангелов
Сообщений: 553
yahooeyu:
Побольше бы таких девушек
+мильон!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!
 
 
Ответить
  
Караганда
Сообщений: 382
Нету лучше велика, чем Мицубиси Делика! Знакомая история - у товарища было две таких уже, всё время ходил озабоченный. Главная прелесть в ней - спать удобно! Да, еще, уважаемый автор Настя, ММС Делика - это Ваш неологизм? Аббревиатурой ММС обычно обозначают Мицубиси Монтеро Спорт.
"Я тоже кое-где подремонтировала Эскудика скотчем". Вот в чём соль! И зачем аргоновая сварка? Ну и немного "пошаманить", "пошурудить", "покипишить" - и нет проблем!
Хотя негодяй, конечно, этот "страховщик" - явно пытался сглазить Эскудик - и греться он начал, и аккумулятор открутился...
Удачи, Анастасия, в новых поездках! Только Серегу больше не берите с собой - влюбился он в Вас, что ли, запил, бедняга, что монгольская тюрьма чуть не стала домом родным! А надо было, действительно! Репертуар бы разнообразил - стал бы петь про Монгольский централ, узнал бы, какая она, монгольская шконка...
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства
1
7
Ответить
     
автор
Новосибирск
Сообщений: 64
Андрей Юрич:
Да, еще, уважаемый автор Настя, ММС Делика - это Ваш неологизм? Аббревиатурой ММС обычно обозначают Мицубиси Монтеро Спорт.
Вообще-то, MMC — это Mitsubishi Motors Company, и это довольно распространенное сокращение в данном контексте. А в слове «спорт» несколько другая буква...
Suzuki Escudo (1993), TA01W, G16A, АКПП, susp 2", AT 29"
14
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Отличное путешествие,молодцы.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 2043
Прекрасное путешествие и отчет. Подготовили машины только не очень хорошо.
 
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1111
Привет всем любителям Монголии и дальних странствий! Позволю себе дополнить комментарии автора на правах руководителя этого приключения.
Итак, по монголии мы накатали более 3000 километров, что составило в среднем по 300 километров в день. А с учетом отдыха на Хармен цав, прогулки по пескам Монгол элс и прочим батноством выходило по 350-400 км за перегон. Приличное такое ралли.
Бензинчик машины кушали исправно, но не сильно агрессивно. В среднем он обходился в 1900 тугриков. А курс в эту поездку сильно упал по отношению к рублю и составил 50 к 1. Короче бензин в Монголии обходился в 38 рублей за литр.
Настя абсолютно права насчет расшифровки ММС. А по поводу Делики и ее надежности я бы поспорил, и не только я а бОльшая часть алтайских туроператоров. Хорошая это машина, как ни крути. Но альтернатива есть-уаз буханка...новая... Ни разу в путешествиях не подводила, да и в этот раз ничего страшного не произошло, просто рисковать не в моих правилах и на моноприводную машину в Гоби я не погнал. А остальные машины вообще молодцы! Хоть и Настя и действительно не готовила машину к экспедиции ато сделала сделала это уже во время путешествия- отрегулировпли холостые, прикрутили аккумулятор и спустили колеса :-) вот и все-никаких поломок то не было!
http://altayrussia.com
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.
2
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1111
А Сергея не ругайте, мировой он мужик, и в итоге с половиной поселка побратался и напоил всех и даже полицейские отказались его забрать :-)
http://altayrussia.com
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.
3
1
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
класс
 
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1949
интересное путешествие, а фото просто "огонь"!!!!!!! молодцы!
 
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 762
Служил в Гоби в середине 80-х. Знаю не по наслышке.А вот энтот Сергей либо алкач, либо дур..., либо то и другое вместе. "Черный юрта"-это вам не наш клоповник для 15-суточников, а заведение пожестче!Если бы попал туда всрьез, то точно ссал бы кровью.Только идиот может сказать, что не был в МНР, не побывав в "черный юрта". А автору-глубокое уважение. Что все-таки с Деликой? По тамошним дорогам нужен крепкий и главное надежный авто. "Пятерка" однозначно!
Мои отзывы: Ford Focus 2013, Chery Very A13 2012
2
1
Ответить
    
Горный Алтай
Сообщений: 1632
зачет!!!! Я всегда знал, что Эскудо рулит!!!
G16A 91 г. TD01-W АКПП
Мой отзыв: Suzuki Escudo 1996
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Здорово всё!!!))
 
 
Ответить
 
Сообщений: 4317
Фотки словно с другой планеты! И машины что надо, старые кони борозды не портят!))
Это наша зима! ;)
 
1
Ответить
  
Караганда
Сообщений: 382
SiiliSumussa:
Вообще-то, MMC — это Mitsubishi Motors Company, и это довольно распространенное сокращение в данном контексте. А в слове «спорт» несколько другая буква...
Всё дело в том, что дословный перевод неведом значительной части народа и в доморощенных названиях авто он опирается, прежде всего, на возможности родного языка. Поэтому, извините, ему пофиг, с какая она там, английская буква эс, он присвоил аббревиатуру ММС джипчику мицубиси монтеро спорт, и теперь докажи ему, что он не совсем прав! И ассоциации со словом ММС у него связаны не с официальным именованием компании, а конкретным авто. Вот это и нужно учитывать в своей терминологии, тем паче всё это зафиксировано и на этом сайте см. об авто!
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства
1
5
Ответить
     
автор
Новосибирск
Сообщений: 64
Андрей Юрич:
И ассоциации со словом ММС у него связаны не с официальным именованием компании, а конкретным авто.
Вы уж за всех-то не говорите... Если ваш мир крутится вокруг монтеро спорт, то это еще не значит, что и у остальных так.

Жду теперь, когда набегут какие-нибудь синоптики и будут утверждать, что УАЗ — это никакой не завод, а «умеренные атмосферные завихрения», сошлются на учебник по географии и упрекнут в том, что я посмела надругаться над их такой распространенной аббревиатурой!)))
Suzuki Escudo (1993), TA01W, G16A, АКПП, susp 2", AT 29"
8
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 42
Андрей Юрьевич, отвали уже от женщины со своей терминологией)
3
 
Ответить
     
Алматы
Сообщений: 101
странно у нас все знают, что ММС - это мицубиси сокращено и все. ну не это суть важно! классно покатались особенно: "Главный вывод этой экспедиции: УАЗ-буханка — лучший транспортер для подобных условий. 7-8 человек на борту, огромная куча «шмурдяка», 40-60 литров топлива в канистрах — легко!" уже половину Казахстана объездил и далеко не по асфальту на таблетке, и всегда приежал домой сам. кстати даже в зыбучих песках УАЗику тяжело застрять на полном приводе, правда у него падает скорость передвежения.
 
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 42
В песках главное чтобы полный привод и резина была лысая и давление пониже.

На собственном примере убедился как грязевая махом зарывается в песок в том же Хэрмэн Цав
 
 
Ответить
   
Большая страна
Сообщений: 25998
Андрей ЮРИЧ, девушка все правильно написала, всегда так говорили и писали, и если в отдельно взятом городе это не так, то это не значит, что везде так))))

Вон на Сахалине ( и в некоторой части приморья ) АКПП называют муфтой и чО?

А по поводу Делики очень хорошая машина)) Просто ваш знакомый не умеет их готовить
 
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1111
paul-irkut:
Андрей ЮРИЧ, девушка все правильно написала, всегда так говорили и писали, и если в отдельно взятом городе это не так, то это не значит, что везде так))))
Вон на Сахалине ( и в некоторой части приморья ) АКПП называют муфтой и чО?
А по поводу Делики очень хорошая машина)) Просто ваш знакомый не умеет их готовить
Делика машина очень хорошая, и "знакомый" очень даже умеет ее готовить. И даже с Вами на Деликаклубе тоже пересекался )) Но УАЗ по Монголии с такой загрузкой 100% лучше.
http://altayrussia.com
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.
 
 
Ответить
   
Большая страна
Сообщений: 25998
ИванК, я ж Андрею Юричу про его товарища говорил, и про его терминологию))))) вот его пост -
Андрей Юрич:
Нету лучше велика, чем Мицубиси Делика! Знакомая история - у товарища было две таких уже, всё время ходил озабоченный. Главная прелесть в ней - спать удобно! Да, еще, уважаемый автор Настя, ММС Делика - это Ваш неологизм? Аббревиатурой ММС обычно обозначают Мицубиси Монтеро Спорт.
"Я тоже кое-где подремонтировала Эскудика скотчем". Вот в чём соль! И зачем аргоновая сварка? Ну и немного "пошаманить", "пошурудить", "покипишить" - и нет проблем!
Хотя негодяй, конечно, этот "страховщик" - явно пытался сглазить Эскудик - и греться он начал, и аккумулятор открутился...
Удачи, Анастасия, в новых поездках! Только Серегу больше не берите с собой - влюбился он в Вас, что ли, запил, бедняга, что монгольская тюрьма чуть не стала домом родным! А надо было, действительно! Репертуар бы разнообразил - стал бы петь про Монгольский централ, узнал бы, какая она, монгольская шконка...
И против УАЗа я тоже не высказывался)))

С уважением, Павел
 
 
Ответить
     
Кемерово
Сообщений: 2400
отчёт супер,татуированные девчонки ужоз((((.
2
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
хорошая поездка
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
cf7
    
Новосибирск
Сообщений: 1188
Не удержусь- настолько дилетантского выезда еще не встречал... На неисправных авто, то глохнут то карданы летят по сторонам, то вообще вскипятят сурфа на ровном месте... В колонне ехать не можете совершенно, машина пропала да и бог с ней- искать кинулись на ночь глядя только... А если б пришлось по всей Гоби пройтись а не на краю постоять? А если человек разбился и помощи ждет медицинской? Безалаберно. Уж извините, но упаси господь от таких попутчиков.
"Кажется, у языка больше свободы после утраты зубов."
Станислав Ежи Лец.
4
 
Ответить
 
Сообщений: 236
Да нормально люди съездили,зато вспомнить,что будет))))))))))
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999
 
 
Ответить
 
Сообщений: 236
5
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром