|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Как и полагается, в конце прошлого, 2015 года, остро начал вставать вопрос о месте проведения очередного отпуска в следующем году. Уверен, многим знакомо это будоражащее душу состояние, когда открывается карта, проводится ее беглый мониторинг, навскидку осматриваются места, где хотелось бы побывать, прикидывается километраж до них и т. д. Учитывая, что наступающий 2016 год планировалось встретить в Вологде (выполнено), в феврале 2016 года — съездить на 2 недели в санаторий белорусского города Лепель (выполнено), а прошлогоднее автопутешествие состоялось по Северо-Западу и Карелии, взор невольно устремился в сторону Юга. И действительно, на Западе был в 2013-2014 гг., Северо-Запад охвачен в 2015 г., на Восток — надо ехать за Урал, но пока не хочется.
Была, правда, попытка рассмотреть возможность поездки строго на Север (Архангельск, Мурманск, Соловки, Беломорско-Балтийский канал и т. д.), но… Штурман, как говорится, «уперся рогом» — мол, что мы все по лесам да холодным водоемам, пора бы уж и на теплом пляже отметиться. Ладно, смотрим, что там: ага, Сочи и Черное море — банально, были, в Крым ехать не готов, пока не будет моста … Что еще? А, вот — Азовское море! Так, оно вроде бы еще не очень «заангажировано», недели на две можно. Хорошо, а куда потом?! Ну, все, закрутилась подготовительная работа, появились идеи и варианты.
В итоге сформировался следующий маршрут: Москва — Вешенская — Ейск (15 дней) — Моздок — Грозный — Элиста — Астрахань — оз. Баскунчак — Волгоград — Москва. Что из этого получилось — приглашаю к просмотру!
ПОДГОТОВКА
Основным местом отдыха стал гор. Ейск, в котором выбор пал на одноименный санаторий «Ейск». Срок пребывания в нем был определен в 15 дней (в номере — телевизор, холодильник, сплит-система, 3-разовое питание и т. д.). Цена вопроса оказалась весьма приятной — 1675 руб. в сутки на 1-го человека без лечения. Ожидания этот санаторий оправдал и каких-либо особых нареканий в свой адрес не вызвал. Единственное, что в декабре 2015 года пришлось авансом заплатить всю сумму за путевки (25125 руб./чел.), так как в это время проводилась акция по раннему бронированию со скидкой в 10%. По сложившейся традиции в предварительно разработанную культурную программу были включены все достопримечательности, до которых можно было добраться и вернуться обратно на автомобиле в течение светового дня в г. Ейск. Также по пути из Москвы в Ейск было запланировано посещение станицы Вешенской и Новочеркасска.
После окончания срока «ейской» путевки состоялось продолжение «автопробега» по маршруту Ейск — Моздок — Грозный — Элиста — Астрахань — оз. Баскунчак — Волгоград — Москва. То есть получалась как бы «петля»: туда — по М4 «Дон», обратно — по Р22 «Каспий». Средство передвижения — автомобиль КИА Соренто (2012 г.в., 174 л.с., объем 2,4, «автомат», бензин АИ-95). Мероприятие проводилось в период с 16 июля по 17 августа. Что ж — поехали!
МКАД, раннее утро, солнце уже встало …
Время — 5 утра «по Москве». Экипаж в сборе, настроение отличное, впереди выход на трассу М4. Хочу заметить, что в процессе проработки маршрута неоднократно возникала мысль о проездке туда и обратно по Р22 «Каспий» — якобы, там небольшой трафик, нет камер и мало населенных пунктов. Но явившиеся из Ростова-на-Дону буквально накануне моего отъезда соседи убедили ехать по М4 «Дон». Типа, дорога новая, хорошая, хоть и платная. Сдался я, а зря!
Начиналось все просто великолепно… (что-то около 6 утра) …
Но скапливающаяся на первом же пункте оплаты проезда по М4 очередь начала вызывать беспокойство, вскоре переросшее в легкую панику.
Ребята, куда Вы все собрались-то, а!? (где-то в ближнем Подмосковье) …
Как чувствовал: впоследствии такая картина наблюдалась на всех пунктах оплаты! Иногда, правда, удавалось вырваться на оперативный простор.
Однако при приближении к очередному пункту оплаты все начиналось по-новому: очередь из машин, «бибиканье», уставшие люди с детьми на обочине и т. п. Дошло до того, что на одном из них (не помню, где именно) вдоль автомобильного потока, стоящего «в кассу», ходили работники с мобильными аппаратами на плече и принимали плату за проезд прямо из окон автомобилей. Оплаченный таким образом талон следовало затем показать при проезде шлагбаума и тебе открывался путь дальше. Это, конечно, сокращало время стояния в очереди для прохождения пунктов оплаты. Общая стоимость проезда по М4 «Дон» 16 июля 2016 года составила 475 руб.: 21 км — 50 руб., 228 км — 60 руб., 339 км — 120 руб., 416 км — 80 руб., 515 км — 35 руб., 545 км — 70 руб., 620 км — 60 руб. Кроме того, на 2 пунктах оплаты пропускали бесплатно — видимо, работали в тестовом режиме (пока). Итого — 9 штук (пунктов оплаты). Непонятно, зачем столько?!
На окружной дороге Воронежа я появился в районе 12 часов. По прикидкам до Вешенской оставалось 2-3 часа «ходу». Но не тут-то было. После прохождения последнего пункта оплаты в районе н.п. Лосево начался ад. Нет, не так — АД!
«Голова» колонны скрывается за горизонтом …
Сложилось ощущение, что именно сегодня, 16 июля, вся Москва дружно «снялась» и поехала вместе со мной на юг.
Многометровые очереди на заправках.
Вечереет, и кое-кто, не выдержав, уже устраивается на ночлег.
В итоге на участке н.п. Лосево — поворот на Вешенскую (около 200 км.) убито 8 часов времени! А в Вешенскую, где заранее был забронирован номер в гостинице «Дон», прибыл глубокой ночью в 0:30 уже 17 августа. Гостиница находится прямо на берегу р. Дон, стоимость проживания — 1500 руб. в сутки.
Утро, вид с балкона гостиницы «Дон» …
Неплохая, скажу Вам, гостиница: номера большие, мебель новая, завтрак, стоянка для авто, персонал приветлив. Рядом расположен Дом-музей Шолохова М.А., где несколько удивила цена входного билета — 250 руб., что, на мой взгляд, дороговато для этих мест. Но в остальном все понравилось.
Бюст Шолохова М.А. на фоне церкви Архангела Михаила.
Парадное крыльцо дома писателя.
Здесь находится, по-моему, 6 машин, которые в разное время были подарены писателю. По словам экскурсовода, все они до настоящего времени исправны.
На набережной стоит замечательная скульптурная композиция в честь героев романа «Тихий Дон».
Григорий и Аксинья. Штурман счастлив …
Могила Шолохова М.А. и его жены …
В Вешенской проведен целый день (17 июля) и, соответственно, 2 ночи. Утром 18-го — выезд в направлении Ейска. Хозяйка гостиницы посоветовала заехать на хутор Кружилинский, где собственно, и родился Шолохов, да порекомендовала посмотреть еще пару-тройку мест. Понятно, что все не успеть, так как надо по пути «заскочить» в Новочеркасск. Но, тем не менее, что-то из ее рекомендаций было исполнено.
На выезде из станицы Вешенской на высоком холме находится вот такая скульптура.
Почему-то здесь оказалось много мусора …
А это — вид с холма на мост и Вешенскую.
На повороте с трассы в сторону хутора Кружилинский.
Дом, в котором родился Шолохов М.А.
В экспозиции представлены вещи того времени, вокруг реконструированы большое подворье и торговая лавка (типа, сельпо), в которой вели дела дед и отец Шолохова. Рядом построена конюшня, где можно покормить лошадей. В общем, на Дону достаточно интересные и самобытные места, на осмотр которых совершенно не жаль потраченного времени. Рекомендую. Ну, а нам пора дальше.
Далее до поворота на станицу Кущевская опять «пробки», сквозь которые надо прорваться в столицу донского казачества.
В Новочеркасске осмотрены:
Вознесенский кафедральный собор.
Собор виден издалека, причем, на мой взгляд, он идентичен Морскому собору в Кронштадте. При своих размерах оставляет ощущение легкости. Очень понравился, хотя и «новодел».
Памятник примирения и согласия.
Олицетворяет собой примирение и согласие сторон, принимавших участие в революции и Гражданской войне по разные стороны баррикад (слева лежит буденовка, справа — фуражка). Находится рядом с собором. Тут же на Соборной площади расположены памятники Ермаку (по одной из многочисленных версий он являлся уроженцем станицы Качалинской), генерал-лейтенанту Я.П. Бакланову, а возле площади — М.И. Платову.
Триумфальная арка (всего их две, построены в 1817 г. к приезду Александра I).
К сожалению, уже наступил вечер. Поэтому из того, что было запланировано к осмотру, не удалось попасть в Музей памяти Новочеркасской трагедии 1962 года, а также в Атаманский дворец (музей донского казачества). Банально не хватило времени (поздно приехали). Повторюсь, что на протяжении всей поездки 16-18 июля по трассе М4 «Дон» очень много времени отняли «пробки». В целом Новочеркасск вызывает стойкое желание посетить его еще раз с расширенным временным запасом, а не «на излете».
В Ейск навигатор повел через Кущевскую и Староминскую, чему совершенно не хотелось противиться (хотя можно было через Азов). Темнело, хотелось уже поскорее прибыть на место и начать «морскую» часть своего отпуска. Да и дороги в этом направлении оказались отличными.
Его описаний в Интернете имеется достаточно, поэтому много рассказывать о нем не буду — приведу лишь несколько фотографий. Кроме того, поделюсь тем, что удалось осмотреть в его окрестностях.
Не могу сказать, что народу здесь было ОЧЕНЬ много — нет, все в пределах разумного: очередей нигде нет, разве что за прохладительными напитками. Кстати, очень понравилась такая продукция из ст. Староминской: квас, лимонады и т. д.
Памятник С. Бондарчуку — оказывается, в Ейском театре он сделал свои первые шаги в актерской профессии …
Памятник Н. Мордюковой — в детстве жила в с. Глафировка (находится на другой стороне Ейского лимана), где ее мать была председателем колхоза.
Что касается купания. Город находится у воды, соответственно, проблем с пляжами нет. Но больше всего пришлась по душе ул. Пляжная — на ней расположены пансионаты, и она заканчивается прямо на Ейской косе, где можно принимать водные процедуры как в Ейском лимане, так и в Таганрогском заливе.
За водоразделом — Ейский лиман, перед ним — Таганрогский залив.
В городе сооружена прекрасная набережная, где вечером всегда можно найти себе занятие — аттракционы, караоке, просмотр кинофильмов, закусочные и проч.
Таганрогская набережная (внизу — пляж «Каменка», вдали — морской порт и Ейская коса).
Ну, и еще несколько фотографий, привлекших внимание.
На следующей фотографии запечатлены отзвуки какой-то давней истории с выселением ветерана. На заборе (под стеклом в рамке) — находится полное ее изложение. Пытался вникнуть в суть проблемы, но… время сделало свое дело — газета пожелтела на солнце и подмокла.
Мемориальная доска на стене школы.
В целом город Ейск представляет собой хорошее место для отдыха — нет большого наплыва народа, теплое и неглубокое море (хотя настоящее Азовское море находится в районе косы Долгой), жилье, кафе и рестораны на любой вкус и кошелек.
К концу первой недели пребывания центр города и все находящиеся здесь достопримечательности осмотрены практически полностью. Пора куда-то ехать. Из всего набора стандартных развлечений на морском побережье (как-то: катание на «банане», фотографирование с обезьянкой, полет на парусе, запускаемом с моторной лодки и т. д.), была выбрана морская прогула на остров Ейская коса, отделяющий Ейский лиман от Таганрогского залива. Историю его появления можно изучить в Интернете, скажу лишь одно — возник он в 1914 году после большого наводнения и расположен в 3 километрах от окончания Ейской косы.
Стоимость проезда на видавшем виды, но симпатичном и чистом кораблике под названием «Дельфин» составила 400 руб./чел., что, полагаю, не очень дорого. Капитан Валерий произвел впечатление человека, любящего всем сердцем родные места. Его рассказ о здешних достопримечательностях прилагался бесплатно и впоследствии был предложен в виде красочного буклета (куплен за 100 руб.).
На острове Ейская коса имеется озеро, на дне которого находится лечебная сероводородная грязь. В ней рекомендуется принимать ванны. Однако грязь эту приезжающим приходится добывать самостоятельно, так как лежит она на глубине около 1,5-2 метров, о чем нам любезно сообщил капитан «Дельфина». Ну, что же — придется понырять. Этим тут же занялась вся мужская половина попавших сюда туристов. Дамы, бывшие в одиночестве, либо ныряли сами, либо просили об одолжении — свидетельствую, что отказа не было никому.
Южная оконечность острова Ейская коса.
Все мчимся добывать лечебную грязь — а вдруг не хватит…
После многочисленных попыток ее доставания со дна стало ясно, что грязи тут «… как грязи …». Короче, обиженных не было.
Вот такой выглядит лечебная грязь о. Ейская коса.
Для ее сбора настоятельно рекомендуется брать с собой какую-нибудь тару — например, в виде пластиковых банок из-под майонеза, питьевой воды и проч. Те, кто здесь не в первый раз, именно так и делали. В общем, минут через 15 на берегу лагуны лечебной грязи «надобывали» столько, что все желающие быстро превратились в жителей Африки.
Полезно, но … попахивает, все-таки сероводородная …
Время пребывания на острове составило около 1 часа, что для первой ознакомительной поездки вполне достаточно. Да и другим тоже надо побывать.
Сюда «… не зарастает народная тропа…»
Наслушавшись разговоров местных жителей, что, мол, настоящее Азовское море начинается только на косе Долгой в станице Должанская, захотели, разумеется, съездить и туда. От Ейска это порядка 30 км.
Проехав всю станицу насквозь по хорошему асфальту, утыкаешься вот в такую дорогу.
При этом ощущения от проезда здесь не очень приятные, так как бедная машина жалобно содрогается всем своим «телом». Это не искусственное сооружение (вначале решил, что грейдер так неаккуратно прошел), а игра природы. Все это «удовольствие» тянется, порядка 4-5 км, но то, что видишь потом, того стОит.
Потихонечку проезжают все.
Дорога здесь одна и вскоре упирается в автостоянку.
Мест для автомобилей навалом, все бесплатно.
Впрочем, здесь же, напротив, прямо на косе расположены пансионаты и для любителей комфортного отдыха. Также имеется несколько яхт-клубов, моторные лодки и водные мотоциклы, но давки никакой совершенно, всего с лихвой хватает всем желающим.
За автостоянкой — отдых для любителей комфорта.
А вот так она заканчивается.
Справа — Таганрогский залив, слева — Азовское море…
Понравилось чертовски — чистое море (оно чуть прохладнее, чем залив «через дорогу»), соседи на голову не садятся, детишки над ухом не кричат. Пришлось ездить еще несколько раз — благо, от Ейска совсем рядом. Рекомендую.
Также была проведена вылазка на косу Глафировская (помните, там, где Н. Мордюкова в детстве жила?), которая находится ровно напротив косы Долгой на другой стороне Ейского лимана.
Объехать нужно весь Ейский лиман (туда-обратно что-то около 80 км).
Сразу скажу, что коса Глафировская не впечатлила — какая-то застоялая, мутная вода (видимо, постоянные ветры и течение со стороны моря) с частицами птичьего помета. К ее окончанию ведет колея, поросшая травой. Не понравилось, хотя на косе народ на отдыхе пребывал.
Потом стало так, и… ехать дальше расхотелось…
Впереди, чуть выше автомобилей, видна станица Глафировская.
Был нанесен визит и г. Азов с целью обозреть знаменитую крепость. В одну сторону — это почти 150 км. Все бы ничего, но от границы Краснодарского края в сторону Азова как-то сразу закончилась хорошая дорога: дальше по колеям и «стиральной доске» пришлось ехать около 50 км. Не критично, конечно, но после великолепного участка этой же Р268 на Кубани такое «ростовское» безобразие, как минимум, раздражало.
Крепость находится прямо рядом с портом и ничего особенного из себя не представляет. Похоже, в оригинале сохранился лишь крепостной вал, на вершине которого провели реконструкцию того, как здесь могло быть ранее.
На крепостном валу (стоимость входного билета, кажется, 120 руб.).
Сам Азов оказался чистеньким и уютным городком. В фирменном магазине было куплено несколько бутылок «Ростовского» шампанского ценой от 150 руб. и выше, а также совершена небольшая пешая прогулка.
От услуг широко разрекламированного ресторана «Крепостной вал» пришлось отказаться — в первом приближении показалось дороговато. Обед состоялся в ресторане «Петровский». Нормально.
Справа здание гостиницы «Азов» (в нем — ресторан «Петровский»).
Вид со смотровой площадки на р. Дон.
Незаметно пролетело 15 дней в санатории «Ейск». Общие выводы: слегка запущенный город, но — тихо и уютно. Относительно Сочи — отдыхающих меньше, ажиотажа нет, развлечений масса, море хорошее, вода теплая, температура комфортная — на улице бывало даже под 40 градусов тепла. Если бы не тяга к перемене мест, ездил бы туда каждый год! Все — впереди город Грозный!
К посещению Чеченской республики морально готовился долго (думаю, понятно, почему). Года два назад на Drome начали появляться отчеты о поездках туда, но окончательное решение о включении его в маршрут было принято после рассказа REISERa о посещении Грозного весной 2016 г. Туда ехал следующим образом: Ейск — Староминская — Ленинградская — Павловская — Тихорецк — Кропоткин — Армавир — Невинномысск — Георгиевск — Новопавловск — Курская (участок Новопавловск — Прохладный закрыт на ремонт) — Моздок (ночевка) — Грозный. От Ейска до Моздока — 680 км. Дороги везде хорошие, даже на участке Новопавловск — Курская — Моздок.
От Моздока до Грозного через Червленную — почти 140 км. Обратно в Моздок возвращался через Первомайскую — Горагорский — Знаменское.
Где-то в районе станицы Ленинградской.
Не перестаю восхищаться трудолюбием жителей Краснодарского края: все ухожено, чисто, дороги классные, поля засеяны, везде идут полевые работы, вокруг кукуруза, подсолнечник, фруктовые сады и т. д. В центральной России такого, конечно, не увидишь. Молодцы! Единственное, что непонятно — почему в московских магазинах ничтожно мало всего этого изобилия?!
На Е50 «Кавказ» от станицы Павловской до Минеральных Вод — везде только новый асфальт (примерно, 350 км.).
Вдалеке видны горы возле Пятигорска.
Вечером слегка напрягло почти полное отсутствие движения на участке Курская — Моздок. Иногда попадались фуры с 95-м регионом (Чечня), да неновая продукция «Автоваза», принадлежащая, по всей видимости, местным жителям.
Темнеет. В районе станицы Курской на дорогах НИ-КО-ГО.
Ночь проведена в гостинице «Моздок». Хорошая гостиница: чисто, новая мебель, автопарковка бесплатно. Завтрака, правда, нет, но есть комната типа кухни с микроволновой печью и чайником. Цена в сутки — 1100 руб., заранее можно было не бронировать. В общем, нормально, останавливаться можно.
Но любоваться зарей некогда — нас ждет Грозный! После выезда из Моздока необходимо преодолеть 2 КПП: на первом — полиция Северной Осетии, на втором, через пару километров, — Чеченской Республики. Диалоги, соответственно, выглядели так. «Осетины»: Здравствуйте! — Откуда? — Пожалуйста, документы! — Куда? — Что везете из запрещенного? — Откройте багажник! — Проезжайте! «На другой стороне»: Здравствуйте! — Куда? — О-о-о! — Добро пожаловать!
Ну, как говорится, с богом (совещательная «пятиминутка» после прохождения чеченского поста ДПС)…
Здрас-с-сьте, Вы, что ли, к нам?
Забегая вперед, отмечу, что качество асфальтового полотна по всей республике нормальное (имеется в виду равнинная часть). Не могу сказать, что на «отлично», но твердую четверку смело можно ставить (конечно, речь не идет о столице Чечни — там, разумеется, все классно).
Скажу честно, учитывая имевшиеся ранее непростые отношения России с Чеченской республикой, ехал с некоторым опасением. Но оно оказалось напрасным — цветущий город, заново отстроенные дома, парки, магазины, а также вполне приветливые люди, адекватно отвечающие на любые твои вопросы. Но идеализировать ситуацию не буду — полагаю, понятно, за счет чего достигнуто это процветание. Но опять же, всегда считал и считаю, что «худой мир лучше доброй ссоры». Ладно, больше полемизировать не буду — смотрим фотографии.
Поначалу осторожничал за рулем в городе — думал, лихие чеченские парни и ПДД здесь не совместимы. Признаю, ошибался: все корректно, где надо, пропустят, светофоры соблюдаются, «гонщиков» не видел. Может быть, от того, что на каждом перекрестке посты ДПС?
Думаю, если сюда привезти человека и не говорить ему, где он — с трудом можно догадаться, что находишься в городе, который пережил две войны и видел множество смертей. Масштабы проведенного строительства просто впечатляют.
Заскочили в аэропорт «Северный».
Тут появилась симпатичная мечеть.
Очень много местных жителей ездит на машинах с регистрационными знаками других регионов России. На вопрос «Что так?», был получен ответ: стоимость простой перерегистрации автомобиля — 800 руб., смена номерного знака — 3200 руб., смысл переплачивать?! Цифры не проверял — так сказали.
Грозненское море в Черноречье.
К сожалению, не удалось попасть здесь на фонтаны с подсветкой — они, по-моему, запускаются каждую пятницу, но возможности ждать ее не было.
Посетили музей первого послевоенного руководителя Чечни А. Кадырова. Стоимость входного билета — 150 руб.
Музей большой, один этаж даже внизу. Девушка-экскурсовод все грамотно и красиво рассказала, показала. Молодец!
Экспозиция значительна — начинается с детских лет А. Кадырова …
Якобы, за несколько минут до того рокового взрыва…
Неожиданно захотелось прокатиться до Аргуна, посмотреть на знаменитую арку. А, поехали!
Не мог не остановиться на выезде из Грозного в сторону Аргуна: на глобусе надпись — «Грозный — центр мира». В каком-то смысле, да, действительно. Слева на фото — рабочие будни чеченской ДПС.
Затем побывали у мечети им. Аймани Кадыровой (жены Ахмат-хаджи) и поели жижиг-галнаш, национальное чеченское блюдо. Очень сытно.
Мечеть им. Аймани Кадыровой на въезде в Аргун.
На улице уже темно, но «фаст-фуд» работает.
Жарко, забежали всей компанией попить кока-колы.
Три дня пролетели незаметно — масса впечатлений, мясо в любых его проявлениях, арбузы, виноград, дыни, пиво (есть места, где можно купить), встречи, разговоры — все это до сих пор в памяти. Но надо двигаться дальше — нас ждет Элиста!
Напомню, что обратно в Моздок из Грозного въезжал через Надтеречный район республики. И везде портреты вождей, флаги России и Чечни и — порядок, порядок, порядок. Куч мусора не видел нигде, все убрано и вылизано. Вот так!
Прощай, Чечня! Или до свидания? Может, еще увидимся …
Резюмируя все сказанное, отмечу: республика развивается быстро, ездить можно, невзирая на наше небезоблачное общее прошлое. Насколько известно, в Чечне приступили к строительству горнолыжного курорта. Очень надеюсь, что со временем здесь появится одна из жемчужин российского Северного Кавказа. В качестве сожаления остается отметить, что не удалось поесть шашлыков на знаменитой грозненской ул. Южная: приехали, посмотрели, но тут такие огромные порции мяса и рыбы, что после жижиг-галнаша и всего прочего, съеденного ранее, просто не лезло в рот. Отложено, бог даст, до следующего раза.
Дальнейшим пунктом маршрута стала столица Калмыкии — Элиста. К ней «пробирался» следующим образом. Вернувшись в Моздок из Грозного, поехал не через Буденновск, а на Богдановку и далее Степное — Иргаклы — Ачикулак — Нефтекумск — Левокумское — Николо-Александровское — Петропавловское — Арзгир — Элиста. Информации по участку Моздок — Богдановка — Степное не было вообще, но решил рискнуть (в крайнем случае, вернулся бы назад). Эти дороги не на каждой карте обозначены, так как проложены в полях, но — асфальтированы. Из замечаний: километров за 5 до Богдановки начинается «гравийка», затем опять — асфальт. Кроме того, на подъезде к Элисте (от н.п. Лола до самого города) дорога безобразна: ямы, колея и прочие «прелести». Все остальное — хороший или чуть хуже асфальт.
Калмыцкие степи впечатлили.
Огромные просторы …
Забронирована была одноименная гостиница «Элиста», стоимостью 2000 руб. в сутки, плюс стоянка автомобиля за 150 руб. Завтрак в стоимость не входил, что за такие деньги, на мой взгляд, уже является не совсем нормальным. Однако на первом этаже есть кафе, где можно перекусить за 200-250 руб. с человека. Сервис непритязателен, номера старые с попытками проведения ремонта — так, переночевать и ехать дальше. Скажу честно, после Грозного Элиста впечатления не произвела. Какой-то заросший большими кустами неухоженный город. По крайней мере, возле почти всех мест, которые рекомендованы путеводителями к посещению, совершенно не проведены работы по благоустройству: асфальт в ямах, необрезанные ветки деревьев, мусор и т. д. Показалось, что как-то все не нарочно, что ли.
Вечером этого же дня состоялся ужин в ресторане «Легенда», пропагандирующий монгольскую и калмыцкую кухни. Находится, правда, он далековато от гостиницы «Элиста» — но понравился: интерьер соответствующий, народу немного, обслуживание хорошее, ужин на двоих (нормальный ужин!) обошелся чуть более 1000 руб. Рекомендую.
Замечу, что на улицах очень мало славянских лиц — здесь ТЫ остро чувствуешь себя, как говорится, «нетитульным населением». Но ничего, все приветливы и на вопросы отвечают.
Погода была слегка пасмурной, иногда «кропил» дождик, но все равно было жарко — около 30 градусов. Тут же все желающие могут сразиться в шахматы. Это одно из тех немногих мест, где было более-менее чисто.
Игра в шахматы на площади Ленина.
Центральная улица города — ул. Ленина.
Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» …
Внутри нужно снимать обувь и проходить по коврам, которые, как утверждает обслуживающий персонал, регулярно меняются. Естественно, что все барабаны прокручены, желания загаданы. Ждем исполнения.
Памятник Убаши-хану, который в 1771 году увел из Российской империи в Джунгарию большую часть калмыков из-за каких-то притеснений властей.
Площадка у мемориального комплекса «Исход и возвращение». Музей в виде пересыльного вагона, находящегося здесь же рядом, уже был закрыт.
Используется местными жителями как место для гуляния и «посиделок» (имеется в виду площадка).
Памятник Остапу Бендеру прямо под окнами жилого дома.
Сразу за памятником «Исход и возвращение» — голая степь.
В общем-то, почти все осмотрено. В Элисте проведен один полный день и, соответственно, две ночи. Далее по плану — Астрахань. До нее — чуть более 300 км по отличной дороге, где мало машин и заправок. Поэтому рекомендуется внимательно наблюдать за остатком бензина.
Бескрайняя степь и солончаки (на фото — слева).
В Астрахани заранее была забронирована гостиница «Азимут» за 2520 руб. в сутки, в том числе стоянка, правда, не охраняемая (прямо под окнами), и завтрак «шведский стол».
На одной из улиц города. Вдали видны башни Кремля.
Кафедральный собор Святого князя Владимира.
Гостиница «Азимут» расположена на берегу р. Волга недалеко от исторического центра города (Кремль — в шаговой доступности). Хорошая гостиница, чисто, персонал вежлив, «шведский стол» хорош. Рекомендую.
Успенский собор Астраханского кремля.
Скажу честно, найдена с трудом — пришлось определять по Гуглу какая улица и номер дома напротив нее и «забивать» адрес в навигатор. Находится далеко не рядом с Кремлем, где-то в одном из районов города.
В Астрахани имеется великолепная набережная, где развлечений, что называется, «пруд пруди»: кафе, рестораны, в том числе и на воде, катера, фонтаны, различные скульптуры, памятники, водные прогулки и прочее — молодцы астраханцы!
Было также решено съездить на экскурсию — посмотреть лотосы. Цена вопроса — 1500 руб./чел. Найдена была «контора» по Интернету (их тут несколько). Отмечу, что работают оперативно: наш звонок, тут же записали на следующий день, забрали из гостиницы в автобус в 8:30 утра и — вперед! Организация работы понравилась. Само путешествие на, как здесь это называют, лотосные поля включало в себя следующее: примерно часовой переезд на комфортном (с кондиционером, на улице было очень жарко) микроавтобусе в район г. Камызяк. Затем посадка в лодки (ниже на фото будут) и по рукавам р. Волги на них ехать еще минут 40 на турбазу. Там — маленький «перекус» (настойка на тростнике и бутерброды с черной икрой) и еще около 1 часа спускаться на лодках вниз в дельту Волги. По прибытии на определенное место (до Каспийского моря, естественно, не довезли, до него оставалось километров 40) — осмотр лотосов, купание, загорание и т. д. По возвращении на турбазу — отличный обед, два часа личного времени «на все про все» и назад на автобус в сторону дома. В общем, экскурсия рассчитана на весь день и, по-моему мнению, стоимость за такую программу весьма невелика. Кстати, вначале, по приезде в Астрахань, была сделана попытка самостоятельно проложить маршрут на «лотосы посмотреть» (благо, в Интернете подсказки были). Но незнание местности, расположения стоянок этих самых лодок и сопутствующие непонятные вопросы отбили всякую охоту к автономному передвижению для решения этой задачи. Плюнул на это дело и заказал экскурсию — о чем ни разу не пожалел. Очень это хлопотно искать все самому — судите сами.
Посадка по прибытию на автобусе.
Выдвигаемся колонной в три «посудины».
Ого, на турбазе нам рады — короткая остановка, «хлеб, да соль».
Как в фильмах про браконьеров.
В качестве совета (тем, кто решится на такое мероприятие впервые) настоятельно рекомендую брать с собой покрывало или длинное полотенце для того, чтобы уберечь плечи и шею — солнце палит нещадно и к вечеру можно просто чудовищно обгореть. Разумеется, кепка обязательна.
Внезапно, встревоженное шумом, появилось семейство лебедей.
«Папа, мама, я — счастливая семья»
Запланированная остановка на отмели для купания.
После водных процедур по возвращении на турбазу — обещанный обед.
Кормили вот в таком ресторанчике …
В итоге в Астрахани проведено два дня и три ночи со всеми сопутствующими удовольствиями — поеданием арбузов, дынь, воблы, прогулками по Кремлю и рядом, поездками по городу. Увы, все когда-то заканчивается, и мы едем на оз. Баскунчак!
Маршрут был выбран по левому берегу р. Волга.
Проехав н.п. Селитренное, через пару километров утыкаешься вот в такой указатель.
Может, свернем, посмотрим? А, давай!
Дорога полевая, но проехать можно на любом автомобиле.
Красную пыль придется потерпеть.
Культурно организованная стоянка и кафе под шатром. Очень жарко ...
Оказывается, это — сохранившиеся декорации к фильму «Орда».
Посетители есть — бродят и активно фотографируются.
Сам город — бутафория, но позади него открывается красивый вид с холма.
Неожиданно прелестный пейзаж в степи …
Короче, если будете проезжать мимо, не пожалейте 1 часа и 150 руб./чел. В качестве предупреждения — в обязательном порядке иметь головной убор и питьевую воду.
Ну, а мы возвращаемся на трассу. Дорога стала похуже.
Доехав до Ахтубинска и свернув направо по указателям, через 40 км упираемся в Верхний Баскунчак.
Симпатичный такой минаретик в Верхнем Баскунчаке…
После его окончания, справа по ходу движения остается Средний Баскунчак.
В-о-о-н он там, впереди, виднеется.
А через несколько километров — Нижний Баскунчак.
Ну, а теперь подробнее. При планировании маршрута, начитавшись отзывов об оз. Баскунчак (что это за озеро, рассказывать не буду — см. Интернет), категорически захотелось сюда попасть. Подкупило то, что почти все (за редким исключением), упоминавшие его в своих, ранее опубликованных на DROMe рассказах, отзывались о нем весьма и весьма недурственно. Сразу хочу оговориться — я не берусь обсуждать медицинскую сторону вопроса пребывания здесь. Вполне возможно, что кому-то крайне необходимо подобное лечение и, надеюсь, оно помогает. Как говорится, дай-то бог: ради собственного здоровья человек будет терпеть любые неудобства. Но что касаемо простых (не очень или совсем не больных) путешественников, желающих отдохнуть на озере — делать здесь абсолютно нечего! Коротко расскажу почему.
Повторюсь — главная. Все остальные — ну, понятно, что там. В поселке имеется пара кафе, которые оставляют стойкое желание забыть о них после первого же посещения. В наличии есть магазин «Магнит» (или «Пятерочка», уже не помню), в котором все стандартно. От одного конца поселка до другого можно проехать на машине за 8-10 минут со скоростью 15 км/час. Есть гостиница «Баскунчак» в соответствующем состоянии, адрес — ул. Горького, то ли 19, то ли 21. Все остальное — частный сектор. Мы останавливались в санатории «Баскунчак» — там есть гостевые номера. Один из них был заранее забронирован еще в мае месяце по цене 2600 руб./сут. Плюс комплексное питание на 1 чел. — почти 600 руб./сут. (завтрак, обед, ужин). Причем меню — «на очень большого любителя», то есть все очень и очень скромно. Итого 3800 руб. в день на двоих. Готов выслушать любые доводы и согласиться с тем, что ради здоровья, мол, надо… но для здешних мест это, как мне кажется, ДОРОГО! Для тех же, кто приехал в санаторий на лечение — действует прейскурант еще круче: 3500 руб. в сутки плюс какие-то процедуры за отдельную плату. Поэтому большинство приезжающих селятся в частном секторе (цен не знаю — не интересовался).
Чуть проехав вперед от санатория «Баскунчак» и свернув налево, попадаешь на распутье.
Как в сказке — « … прямо пойдешь — …, налево пойдешь — …, направо пойдешь — …».
Ладно, поехали направо. Пропылив по проселку метров 500 — в-о-о-н до тех домиков — попадаешь на «рынок», где продают … места для автомобилей. Таких площадок несколько, к тебе сразу бежит несколько «зазывал», между которыми порой возникает словесная перепалка — вроде того, что «… я первый подбежал!…», «А я еще раньше махнул рукой!…». Цена вопроса — 150 руб. на весь день, плюс помыться под душем, вернувшись с озера (еще 50 руб.).
Организованная прямо у озера за 150 руб. стоянка. Что ж, встаем…
Автомобили тех, кто не хочет платить — их меньше, в основном, из Астрахани и Волгограда.
Но и это еще не все. Съезд к озеру (по крайней мере, с этой стороны) перегораживает шлагбаум. Внизу перед глазами вот такая картина.
« … Извозчик, отвези меня, родной ...» ?!
Оказывается, так и есть. Вместо знаменитых мотоциклов с деревянными лавками уже «работают» УАЗы! Стоимость — с машины 200 руб. (влезает 4 чел., соответственно, 50 руб./чел.). Снизу это выглядит следующим образом.
На горизонте слева — гора Богдо (там мы чуть позже побываем). Правее видно, что кто-то на пляж идет пешком.
Настоятельно не советую так передвигаться — очень жарко, за 40 градусов, а до воды порядка еще 1,5-2 км. При этом многие несут (если пешком) или везут (если на УАЗе) с собой бутыли с водой. Это необходимо для того, чтобы после приема водных процедур обмыться — плотность соли в воде велика и после купания тело становится белого цвета (выступают соляные растворы и передвигаться некомфортно). Кстати, поездка, по словам добрых мОлодцов-шоферов, на «дальний пляж», где поглубже и народу поменьше — 600 руб. с машины (соответственно, 150 руб./чел.).
Короче говоря, доехав до воды, обнаруживаешь полную непригодность этого озера для комфортного отдыха: навесов нет, туалета нет, вещи положить на время купания некуда — весь берег (а это плотно слежавшаяся соль) покрыт тонким слоем воды. Ко всему сказанному по так называемому берегу прямо между бредущих к воде людей снуют эти самые УАЗы с теми, кто решился на поездку к «дальнему пляжу». Полная антисанитария. Что касается самого купания — да, прямо-таки российское Мертвое море. После «лежки» на воде подняться довольно затруднительно. Но, повторюсь, все положительные эмоции просто напрочь убиваются состоянием местного сервиса. На вопрос «А если кому вдруг плохо станет?», следует ответ: «Да пока, вроде бы, не было случаев!». Или «Вот скоро изберем нового мэра, и все изменится!». «Ну, а если, простите, в туалет захочется?» — следует пауза с застенчивой улыбкой.
Еще несколько фотографий.
Повсюду высохшая грязь и ползущие туда-сюда УАЗики…
Прикольно, в озере сплошная соль …
Короче говоря, 1 посещения хватает «за глаза». При таком уровне развития инфраструктуры обычному автотуристу его вполне достаточно. Понятно, что люди, живущие здесь не виноваты — все вопросы к властям.
На горизонте видна гора Богдо — еще одна местная достопримечательность. Как здесь принято — ни одного указателя, а на вопросы к местным получаешь такие ответы: «Не знаю» или «Туда» (взмах рукой в сторону горы). Так это и так понятно, что ехать надо в направлении искомого возвышения! Ладно, нашел кое-как. Если кому потребуется — справа от стоянки с «УАЗами», которые возят на озеро, видна водонапорная башня. Доехав до нее, надо свернуть между ней и гаражами и выехать в степь.
Огибать озеро надо справа — так ближе.
Знакомая картина (несколько дорог).
Весь путь занимает около получаса времени, а его протяженность составляет, примерно, 14-15 км. В сухую погоду дорога вполне проезжаема на любом виде легкового транспорта. Через 15 км упираешься в шлагбаум, платишь 190 руб./чел. и, проехав еще 2-3км, встаешь на организованную стоянку.
Пейзажи великолепны, хотя высота горы всего 149 м. По самой горе, а также у ее подножья, проложен туристический маршрут с лесенками и перилами. Головные уборы и вода — строго обязательны, очень жарко.
Вид на оз. Баскунчак с горы Богдо.
Бескрайние степи (по прямой до границы с Казахстаном 25-30 км)
Гора Богдо тоже из числа тех достопримечательностей, для посещения которой также достаточно 1 раза. Повторюсь, отталкивает состояние сервиса. Все очень скромно, чувствуется отсутствие государственного финансирования. Единственное что ценно — можно посмотреть на дикую природу.
Крайним пунктом автопутешествия стал город-герой Волгоград. Дорога, ведущая к нему от Ахтубинска по левому берегу р. Волга, явно не автобан, но вполне проезжаема, хотя на ней и потрясывает. По 5-балльной шкале — «четыре» с минусом.
Подробно останавливаться на посещении Волгограда не буду — о нем многократно рассказано в многочисленных отзывах о путешествиях сюда. Все стандартно — Волжская ГЭС, Мамаев курган, поездка на трамвае под землей, мельница Гергардта, дом Павлова, Парк Победы и набережная, остров Людникова и др. В связи с этим «вывешивать» здесь многочисленные фото считаю излишним. Единственное, что хочу отметить — понравилось проживание в гостинице «Старт», находящейся недалеко от Волжской ГЭС. Она расположена в парке, есть автостоянка, номера очень хорошие, прекрасный завтрак в виде «шведского стола», замечательные виды на Волгу и ГЭС, внизу имеется пляж. Если кому-то нужно — рекомендую, стоимость 2600 руб./сут. Чем удобно еще эта гостиница — в 10 минутах ходьбы находятся остановки общественного транспорта, который движется по проспекту Ленина (одна из центральных улиц города) и останавливается практически у всех значимых памятных мест. Поэтому, чтобы не «гонять» машину и немного отдохнуть от руля, был использован и такой, комбинированный, способ осмотра города. Буквально несколько фотографий, сделанных с балкона гостинцы «Старт».
Вид на парк из гостиницы «Старт».
Наслышан был и о качестве дорог в городе — но не так уж все и плохо, по крайней мере, в центре. Свидетельствую, что работы по укладке нового асфальта проводятся.
Из Волгограда в Москву возвращался по трассе Р22 «Каспий». Асфальт хороший, новый. Но дорога эта, в основном, является «двухполоской» и, начиная от Тамбова, а то и раньше — колонны фур, которые не обгонишь. Соответственно, набравшись терпения, приходится ехать с их скоростью. Поэтому, выехав из Волгограда в 9 утра 16 июля, домой попали в 2 часа ночи уже 17 июля.
Коротко озвучу итоги и бюджет поездки:
Всего получилось, примерно, 105 000 руб.
Потраченных денег и времени отнюдь не жаль, все понравилось за исключением, Баскунчака и, быть может, Элисты. Всем удачи и благодарю за внимание!