Путешествие с ограниченным бюджетом Омск—Новосибирск—Горный Алтай

19.09.2016 | 24909 просмотров

Глава 1. Как все начиналось

Идея поехать куда-то на машине вынашивалась давно, но возможностей как-то не возникало. Но в этом году что-то щелкнуло в голове, и я сказал себе, что в этом году наш семейный отпуск отпуск пройдет на море, что бы ни произошло. Наша семья — это я, моя любимая жена Лена и не менее любимая дочка Настя 8 лет.

Стыдно признаться, но в свои без малого 33 года, я ни разу не видел моря. Жена хотя бы во Владивостоке какое-то время жила, она хоть там его видела, а вот мы с дочкой нет. Начал активно читать отчеты других автопутешественников, составлял примерные таблицы расходов. Посетить хотелось Сочи, Анапу, Крым, Абрау-Дюрсо, обязательно Волгоград и Мамаев курган, ну и была мысль сделать крюк через Элисту к Эльбрусу, посмотреть на горы. Затем по мере понимания, какой бюджет мы сможем выделить на эту поездку, начали понемногу отсеивать некоторые моменты.

Первым отсеялся Крым. Отпуск у меня на полный месяц не дается, можно только брать на 2 недели. С учетом того, что ехать предполагалось только в светлое время суток и за рулем я один (у жены пока нет прав), начали понимать, что только на дорогу до Сочи уйдет дня четыре, плюс еще дня четыре обратно, а Крым пугал пробкой на переправе и потерей времени, которого и так было очень мало. Затем, посчитали расстояние и прикинули цены на бензин, получилось так, что на отдых у нас оставаось около 40 тыс. руб. (на троих на почти 8 дней). Но так как я ориентировался на основании отчетов за 2015 год, то в принципе, как я считал, худо-бедно прожить можно… какой же я был наивный… Коллега по работе, регулярно отдыхающий в Сочи, мне сразу сказал, что цены 2015 года можно смело умножать на два, а то и на три. То ли закрытие Турции с Египтом так сработало, то ли просто наши соотечественники охренели, а скорее всего все вместе. И вот тут-то я и начал понимать, что море нам в этом году вряд ли светит… Стало грустно… А потом кто-то в случайном разговоре упомянул про Обское море (а точнее водохранилище), которое находится в Новосибирске и возникла мысль, а почему бы и нет?

То, что это не совсем настоящее море, а водохранилище, я так прикинул, мы ребенку говорить не будем. Для нее и это будет огромным морем. Сами хотя бы так отдохнем, ну и, раз хотели горы увидеть, съездим на Алтай. С этого момента началось изучение других отчетов, направленных от нас на восток, а не на запад. Маршрут поменялся кардинально. Теперь он начал выглядеть так: сначала едем в Новосибирск, гуляем по нему, затем ночуем у родственников, весь следующий день посвящаем зоопарку и потом уезжаем на обское море и встаем там с палаткой. Там мы должны были пробыть три дня и поехать на Алтай. На Алтае хотели проехать почти весь Чуйский тракт (до марсианских пейзажей), а потом через Кату-ярык спуститься в Чулышманскую долину, доехать до южного берега Телецкого озера, и, конечно же, посетить каменные грибы и водопад Учар. А затем, возвращаясь обратно, вернуться через Яровое, а оттуда по короткой, хоть и хреновой, дороге через Купино вернуться в Омск. К тому времени у нас изменился и состав нашей поездки. К нам троим добавилась мама жены Светлана Александровна и племянница Катя десяти лет, которая как раз в это время приехала погостить в Омск из Тюменской области. Не вопрос, поместимся.

Пришло время представить вам состав участников. Слева направо: наша дочь Настя, моя жена Лена, теща Светлана Александровна и племянница Катя.

С этого времени началась подготовка.

Глава 2. Подготовка к поездке

Подготовка у нас состояла из двух частей.

Первая часть — это подготовка машины. Общий бюджет поездки был сто тысяч. Из них около 50 тыс. я планировал потратить на машину, так как она была в весьма неготовом к поездке состоянии. Кстати, про машину: наш конь был 2001 года выпуска с пробегом 245000, Ниссан икс Трейл. Основная проблема была в том, что была пробита прокладка ГБЦ, поэтому машина жрала антифриз, пыталась перегреваться и, вообще, не располагала к дальней поездке. Плюс надо было проверить ходовку, так как за 3 года я менял только масло, а какие дороги у нас в Омске, наверное, не слышал только глухой. В итоге на машину ушло немного больше, но не критично. Была заменена цепь со всеми натяжителями, звездочками, поменян радиатор, заменены рычаги подвески, втулки стабилизаторов, приводной ремень, масло, маслосьемные колпачки. Вышло все это в районе 55 тысяч. Плюс удалось найти деньги и перевести ее на газ, что очень сэкономило нам деньги, которые я сразу отложил на дорогу. Резина стояла новая, купленная только этой весной, так что с ней проблем не было.

Теперь про подготовку к путешествию: в очередной раз убедился в правильности фразы «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Большая часть походной экипировки была взята у друзей, родственников и коллег.

Основное из того, что мы брали с собой:

1. Газовая плитка (одолжили у коллеги) — очень нужная и постоянно использующаяся вещь. На ней готовили супчики, кипятили воду, да и вообще, без нее было бы сложнее.
  2. Термос (одолжили у родителей) — восхитился советским качеством, после 24 часов из него можно было заливать кофе и заваривать чай.
  3. Переносной стол (одолжили у сестры) — тоже удобная штука, хотя во многих местах, где мы останавливались, столы уже были, но все равно, пару раз пригодился.
  4. Палатка (одолжили у друзей) — небольшая двухместная палатка, в которой помещались мы с женой и дочкой. Теща с племянницей спали в машине, там задние сиденья ложатся в ровный пол, и получается отличная двухспальная кровать.

Остальное (консервы, одежда, еда в дорогу) описывать особо не буду, тут каждый выберет себе сам. Хотел сначала приобрести преобразователь напряжения на 220 в для ноутбука, но потом вообще отказался брать ноутбук с собой. Брал с собой powerbank на 20000 mah, его хватало за глаза. Подзаряжал его во время долгих перегонов, а остальное время он подзаряжал наши телефоны. Также брал с собой набор предохранителей, и запаску, которая, по причине газового баллона, перекочевала в багажник. Несмотря на то, что багажник в икстрейлах большой, вещи забили его полностью, пришлось даже часть поклажи скидывать детям под ноги. Да и жена на переднем сиденье тоже была немного завалена вещами.:)

Ниссан перед стартом.

Глава 3. И мы поехали…

16.07.16 — этот день ничего сложного не предвещал, надо было всего лишь доехать до Новосибирска и остановиться там у родственников. Стартовали рано утром, заправили полный бак бензина, полный баллон газа и поехали. На выезде из города были остановлены сотрудниками ГИБДД. Еще мелькнула мысль о том, что нехорошая это примета )) Но сотрудник проверил документы, убедился, что дети в креслах и пристегнуты, спросил, куда мы едем и пожелал удачи. В общем-то, день запомнился только эйфорией от того, что все-таки мы едем, наконец-то, отдыхать. Сама дорога особо ничем не запомнилась, ехали по прямой дороге, вокруг поля да леса, равнина. Запомнилась разница в цене на газ в Омской и Новосибирских областях. В Омске я заправлялся по 12,5 за литр, а в Новосибирской области везде была цена 17,5. Примерно такая же цена, плюс минус 50 копеек была и на Алтае.

Отдельное отступление по газовым заправкам, может, кому полезно будет: коллега на работе, который много раз был на Алтае, настращал меня байками о том, что там практически нигде нет газовых заправок. Поэтому практически каждый раз, увидев надпись «газ», я останавливался дозаправляться (мало ли где следующая заправка будет и будет ли), что не очень нравилось пассажирам, так как на газовых заправках с пассажирами заправляться нельзя. И им приходилось вылазить через горы вещей, раскиданных по машине. Потом, конечно, выяснилось, что газовые заправки на Алтае есть практически в каждом райцентре. Последняя была в Онгудае, хотя заправщик сказал, что есть еще одна в Кош-Агаче, но дотуда мы не доехали. В итоге 65 литров бензина я катал с собой просто так, понадобился он только в Чулышманской долине и то, когда мы уже ехали в обратную сторону.

Ладно, отступление в сторону… как я уже и написал по дороге Омск—Новосибирск смотреть особо нечего, достаточно однообразная дорога. Интересней стало в самом Новосибирске. Первый для меня момент был в том, что в Новосибирске очень много круговых развязок… у нас в Омске их намного меньше. Пока ехали до родственников, навигатор раз восемь сказал, что впереди круговое движение. А в целом движение достаточно свободное, дороги намного лучше омских. Новосибирских пробок не встретили, видимо, потому что была суббота. В итоге мы благополучно доехали до родственников и обосновались там.

Выяснилось, что родственники живут не в самом Новосибирске, а в пригороде. До города можно было ехать либо на машине (что не очень-то хотелось), либо на электричке, но там оставалось очень мало времени для гуляния по городу. Поэтому решили погулять по местному парку, а с Новосибирском знакомиться завтра, тем более что у нас прямо с утра был запланирован зоопарк.

Это мы с женой в новосибирском парке, где-то в пригороде ).

Встретились с родственниками.

17.07.16 — в этот день мы с самого утра поехали в зоопарк. Он, конечно, поразил. Огромная территория, по которой очень приятно прогуливаться, большое количество различных животных, везде чисто, в клетках убрано… в общем, зоопарк оставил только положительные впечатления.

Уже на выходе из зоопарка.

Прошлись по всему зоопарку, посетили перевернутый дом. Ощущение в нем весьма интересное. Вроде и понимаешь, что тут просто предметы перевернуты, а ты идешь по твердому полу. Но голова все равно кружится и легкая дезориентация в пространстве присутствует… Пофотографировались и там.

Вышли мы из зоопарка уже во второй половине дня, поехали куда-нибудь пообедать. Далее по плану у нас была поездка на обское море (да, да, знаю, что это водохранилище, но так приятнее звучит). В диких местах останавливаться не хотели, поэтому поехали на пляж «звезда», там нам сказали, что можно с палаткой приткнуться.

Приехали туда, место красивое, сосновый бор, море рядом и решили оставаться. Выбрали место на первой береговой линии. Единственное, что омрачало наш отдых, так это была погода… Еще за неделю до поездки стояла адская жара по 30-33 градуса и я, изнывая от жары в офисе, прям мечтал окунуться в прохладную воду… а вот во время поездки температура упала примерно до 20 градусов, и все заволокло тучами… Но это не помешало мне все равно полезть в воду, благо вода была теплее, чем воздух вокруг.

Везли с собой 2 бутылки шампанского, одну договорились открыть на море, вторую на турбазе «каменные грибы» на Алтае. Вот очередь первой бутылки и подошла… Посидели у костра, пожарили шашлык, попили пива немного, посмотрели на закат… в общем, первый день отдыха проходил нормально.

Это наш лагерь на первой береговой линии ))

Вид с пляжа.

Вид с пляжа на дорогу в лагерь.

Изначально мы планировали оставаться здесь 3 дня. В основном ради детей… так как им горы менее интересны… им бы покупаться бы вдоволь… Тем более, когда они узнали, что на Алтае купаться мало где можно, так как вода холодная…

На второй день погода над нами сжалилась, разогнала тучи, стало солнечно и жарко, поэтому весь этот день мы купались, валялись, отдыхали… короче говоря, такой вот «овощной» отдых. Потом побродили по бору, сходили с женой в магазин (он там как раз недалеко, около километра с небольшим). Если я не ошибаюсь, магазин назывался «Гигант» на Бердском шоссе. По деньгам выходило (если кому интересно) около 500 руб. в день. Подальше от берега даже подешевле можно было встать, только там стола нет.

А вот на третий день погода, видимо, решила, что хорошего понемногу, и с самого утра затянуло небо, и пошел мелкий моросящий дождь. Причем, глядя на небо, мы понимали, что это может быть на целый день. Накрыв стол с продуктами пленкой, мы сидели и размышляли, что же нам дальше делать… и в итоге прозвучало предложение поехать на Алтай прям сегодня. Идею поддержали, быстро сложили под дождем палатку, собрали все и стартовали в направлении Алтая. В дороге сразу настроение улучшилось, дождь не прекращался, но мы сидели в тепле и двигались дальше, с надеждой, что там будет лучше. В этот день у нас задачи конкретной не было, мы просто ехали в сторону Акташа, и так как я понимал, что за один день мы это расстояние все равно не проедем, мы просто ехали, любовались видами, а вопрос ночевки договорились решать уже ближе к вечеру. Местность изменилась кардинально, уже даже на участке Новосибирск—Бийск появлялись холмы (тогда они нам казались горами), дорога была явно красивее.

Когда ехали на Алтай, мы даже при таких видах говорили: «Боже, как красиво». На обратном пути мы такие виды уже даже не замечали.

Первую остановку мы сделали в с. Сростки, остановились на местном рынке, посмотрели цены на мед и купили беляши (в нескольких отчетах они упоминались как исключительно вкусные). Нам они тоже понравились. В музей Шукшина не попали, так как приехали туда уже к вечеру, а дальше мы просто ехали по Чуйскому тракту, восхищались красотой дороги, а я рассказывал своим, что настоящая красота будет завтра.

Прикрепляю немного фотографий поездки по Чуйскому тракту.

Юные путешественницы у памятника путешественнику )

Когда начало темнеть, мы начали сворачивать на базы, которых было великое множество вдоль дороги, и искали варианты переночевать, чтобы не разбивать палатку. После нескольких вариантов от 3 тысяч и больше начали думать, что придется в машине спать, а это было бы очень неудобно впятером. Но еще раз свернули по указателю «жилье» и нам повезло. Мы приехали на большую территорию, где стоял хозяйский дом, 2 домика человек на 5 каждый и большой дом с верандой на 3 комнаты по три кровати в каждой.

Вот эти 2 комнаты нам и сдали за 1500 руб. + погрели баню. Находилось все это в очень живописном месте рядом с большой горой. В 3-ю комнату так никого и не заселили, поэтому огромная веранда была полностью в нашем распоряжении. К сожалению, не помню точный адрес (где-то километров 40 не доехали до развилки на Чемал), но если хозяева этой базы прочтут это, то спасибо вам. У вас хоть и достаточно просто все, но очень душевно… какая-то своя атмосфера и неповторимый уют, для которого не надо пуховых перин и огромных телевизоров.

Вот этот дом на 3 комнаты с верандой был полностью наш. Фотография сделана на длинной выдержке,
на самом деле на улице темно.

Вид утром с места нашей ночевки.

Ну, а следующий день у нас был достаточно насыщенный. Но тут я совершил главную за весь маршрут ошибку, которая стоила нам еще 1500 руб. ))) По километражу до деревни Коо, а именно около нее располагается база «Каменные грибы», где мы и планировали заночевать, было около 440 км. Поэтому я и решил, что в этот день мы будем ехать не торопясь, останавливаться у достопримечательностей Чуйского тракта, фотографироваться, все равно ехать «всего» 440 км. В итоге за световой день мы смогли доехать только до Улагана, дальше ехать по темноте не рискнули и остановились в гостинице. Но, с другой стороны, так даже лучше, зато мы ехали не торопясь, где хотели останавливались, и это того стоило. Поэтому мы ехали, с каждым поворотом восхищенно ахали, первую остановку сделали на вершине Семинского перевала, походили по рынку, купили фирменные алтайские лепешки, посмотрели сувениры и дали машине отдохнуть.

Вершина Семинского перевала.

Да, забыл сказать, еще до Семинского перевала заехали в с. Черга, там есть Чергинский маслосырзавод, купили там 3 вида разных сыров, все три оказались обалденно вкусными и свежими, решили заскочить сюда еще раз на обратном пути.

Кстати, про перевалы. Всего их на нашем маршруте было 4. Семинский, Чике-Таман, Улаганский и Кату-ярык. Из них только 2 с асфальтом. То, что мы начали подниматься на Семинский перевал, понял только по давлению на барабанные перепонки, а потом уже почувствовал, что машина идет непривычно тяжело. Но за все 4 перевала не было и намека на перегрев, стрелка температуры как лежала на одном месте, так и оставалась.

После Семинского перевала заехали на Чике-Таман. Вот этот перевал нам очень понравился, великолепные виды сверху, такой красоты я до этого не видел. Причем я до этого столько отчетов прочитал и фотографий пересмотрел, что мне половина мест, где мы проезжали, уже было знакомо, но все равно, вживую это нечто… ни одна фотография не передаст того, что ты видишь сам.

Вид с перевала Чике-Таман.

Дальше я извиняюсь за то, что большинство мест, которые мы посетили, итак постоянно мелькают в отчетах, и я вряд ли добавлю что-то новое. Но я, когда изучал дорогу, был рад каждому отчету, даже если авторы писали про одни и те же места. Так что, надеюсь, что и мой отчет может быть чем-то полезен. Останавливались на фотосессию мы у стелы «республика Алтай», на слиянии Чуи и Катуни, у памятника Кольке Снигиреву, у водопада Ширлак и у Северо-Чуйского хребта, проехав еще километров 20 от Акташа.

Слияние Чуи и Катуни.

Водопад Ширлак.

Северо-Чуйский хребет.

Из того, что хотели посетить, но не посетили, это марсианские пейзажи Кызыл Чина и гейзеровое озеро на базе «Мены» (имеется ввиду посетить за эту поездку, так как я понимаю, что мы на Алтае еще не увидели очень многого). Причем мы поступили как-то по своему… Обычно люди сначала едут в тот Алтай, где Чемал, северный берег Телецкого озера, а мы сразу рванули на южный, не побывав на северном… Но надо же что-то оставлять и на другие поездки. )))

По продуктам никаких проблем нет. В любом крупном селе есть «Мария Ра». Цены на уровне новосибирских, какой-то особой «туристической» накрутки не заметили… Единственный момент: чем меньше населенный пункт — тем меньше ассортимент. Тем, кто спускается в Чулышманскую долину, лучше закупаться в Улагане. Единственный недостаток — там около «Марии Ра» большое количество пьяных, которые настойчиво выпрашивают деньги. Причем некоторые так выпрашивают, что создается впечатление, что они требуют.

По дороге: от Омска до Акташа — практически идеальный асфальт. От Акташа до Улагана смесь грунтовки и хренового асфальта, где-то едешь 30, где-то даже до 70 удается разогнаться. Улаганский перевал как-то прошел незаметно, дорога то вверх, то вниз, даже и не заметили, что мы в итоге забрались на большую высоту.

Вот так понемногу наша асфальтовая часть путешествия подошла к концу…

Дорога до Улагана запомнилась трясучкой, Красными воротами, которые, к сожалению, нормально сфоткать не получилось, и красивыми озерами вдоль трассы.

Дорога к Чулышманской долине.

Вот по такой вот дороге, поднимаясь то вверх, то вниз, мы потихоньку пробирались к перевалу Кату-Ярык. Своих я старался сильно не пугать заранее, сказал, что это самый обычный перевал, просто без асфальта. Правда, когда мы к нему подъехали, мои сразу сказали, что едем обратно, хрен мы туда вниз поедем…

Постояли немного на смотровой площадке, пофотографировались, семейство начало понемногу успокаиваться.

Вид сверху на Чулышманскую долину.

По лицу тещи видно насколько сильно она не хочет спускаться )

Вот и сам Кату-Ярык.

На мое счастье, поднялись подряд 3 машины, да и перед нами вниз поехали пара человек. Аргумент, что они же поехали, а у них машина ниже и привод неполный, сработал, и мы начали потихоньку спускаться вниз…

А это уже вид на перевал снизу.

Ну что тут сказать? Мне очень понравилось. Спускались не торопясь, в режиме L, периодически отпуская тормоза. Хотел сначала спускать по три витка, потом остужать колодки (мало ли). Примерно так и получилось, только специально не останавливались. Было достаточно большое количество машин на подъем, поэтому пропускали. Самое экстремальное — это последний спуск, он же самый экстремальный и на подъем.

Спустившись вниз, постояли немного, привели нервы в порядок…

Пока ехали по Чулышманской долине, видели около 6 разных водопадов.

А это вид на каменные грибы от нашей базы.

Вот так вот, трясясь по мерзкой, но безумно красивой дороге, мы добрались до базы «Каменные грибы». Именно здесь мы и хотели остаться на ближайшие 3 дня. По цене около 300 рублей в день получилось за палатку. В первый день мы должны были просто распаковаться и отдыхать, на второй планировали всей семьей пойти на каменные грибы, а на третий я хотел пойти на водопад Учар. Жена у меня недавно перенесла операцию на мениске, поэтому до водопада бы она не дошла. Да я и насчет себя сомневался. Читал пару отчетов, где намного более спортивные ребята не доходили до него, а тут я, толстячок на 115 кг… Правда, себе сказал, что хоть ползти буду, но дойду. Но об этом чуть позже…

Это мы разбили наш маленький лагерь.

А это вид с места нашей стоянки. Чулышман за спиной.

Очень удобная машина для подобных путешествий.

А это вид уже на Чулышман.

Местный обитатель базы.

Утром, пока все спали, пошел полазить по горе, которая напротив нашего лагеря. Нашел березовый лес, правда, грибов в нем не было. А еще в нем было много костей.

Вид на наш лагерь с горы напротив.

Потом, когда все проснулись, мы начали собираться на каменные грибы. Тут я еще совершил одну ошибку, полагаясь только на отчеты других пользователей. Видите ли, про водопад все писали, что там сложная и долгая дорога, так что я к этому был морально готов. А про грибы все писали как-то так, вскользь, ну, сходили, ну, поднялись. Из этого я сделал вывод, что на грибы дорога проще некуда, и жена со своим мениском, и теща с давлением легко дойдут… а вот не все так просто оказалось…

Но начиналось все очень хорошо ) Переправились на лодке через реку (500 руб.). Вошли в очень красивое место с ручьями с обалденно вкусной и чистой водой. Кстати, воду всегда пили из Чулышмана, даже не кипятили. Никаких проблем не возникло. Да и вообще, там где мы были, воду можно было пить из любого ручья.

Это мы уже на берегу, где грибы, у ручья сидим.

А дальше, когда мы вышли непосредственно к подъему, мне сразу высказали о том, что о чем я думал? Подъем на самом деле оказался крутоват… В итоге наша пятерка разделилась. Я твердо решил лезть наверх, жена, теща и дочка отказались, сказали, что будут ждать нас внизу у ручья, а мы с племянницей вдвоем полезли… И ведь долезли )

Это вид на наш лагерь.

Вот в этой рощице оставшиеся внизу нас и ждали.

Такой мини Учар )))

Переправились обратно и пошли в лагерь отдыхать. На следующий день мне предстоял поход на Учар, поэтому я тоже отдыхал.

Вот на этом камне было удобно охлаждать ноги )

Вечером ходил по лагерю, искал попутчиков на водопад. Как назло, никого не было… была рядом компания из Питера, они на него тоже шли, но их забрасывали машиной до соседней базы, и они оттуда переправлялись. Так дорога короче получалась километра на 2. Ну, делать нечего, решил переправляться и идти один. Маршрут, вроде как, тоже представлял… Сначала вдоль Чулышмана, затем вдоль Чульчи. Договорился с переправщиком на 6 часов утра, кстати, он тоже сомневался, что я дойду. Ну тем мне интереснее было себя проверить. Вдруг потом кто тоже с лишним весом побоится пойти, а вот, оказывается, можно :). Ну, в общем, переправился утром и пошел…

Прочитал табличку, порадовался, что я не собака. Их тут вообще расстреливают без предупреждения.

Дальше шел вдоль Чулышмана, пока не уперся в Чульчи (как выяснилось, была более короткая дорога через луг, но я пропустил сверток на нее).

Дошел до Чульчи.

Она же.

Дальше шел вдоль Чульчи по камням. Тропа то появлялась, то исчезала, поэтому выдерживал примерное направление вдоль берега. В итоге набрел на палатку местных егерей, заплатил сбор (100 руб.), и тропа пошла вверх.

Вид с тропы.

Это, собственно, сама тропа.

И это тоже тропа, но только по камням )

Дорога проходит то по обрыву, то, периодически, по таким вот лугам.

Воды с собой можно много не брать. У меня была фляжка 0,5 л, мне ее хватало за глаза, благо источников, где ее можно пополнить было много.

В итоге после нескольких часов пути показался сам водопад, но пока он был еще далеко…

Водопад вдалеке.

А чуть позже и показалось место, которым в отчете пугали больше всего. Симпатичный такой небольшой водопадик и натянутая веревка вдоль обрыва.

На самом деле (мое мнение) это далеко не самое страшное место. Мне лично было страшнее идти по нагромождению камней, когда снизу был огромный обрыв. Было страшно, что камни покатятся и ты вместе с ними. Плюс в одном таком подобном месте я подвернул ногу, причем так, что сразу начал падать. Благо там было небольшое деревце, за которое я и ухватился. Иначе бы я вряд ли что-то бы сейчас писал.

Квест: найди тропу )

Почти всю дорогу до водопада я шел в одиночку. Один раз только меня догнал человек с нашей базы и так же быстро ушел вперед.

Потом, уже ближе к водопаду, встретил четвероногого друга. Скормил ему всю лепешку. По такой жаре есть не хотелось, только пить.

Ну, а дальше дорога начала спускаться вниз, и я понял, что цель близка. Правда, был один момент, когда, выйдя уже почти к реке, я вдруг решил, что тропа опять пошла вверх. Ну показалось мне так. Тем более, судя по протоптанному, не мне одному. И полез. Метров 10 вверх пролез, следы закончились… Понял, что что-то не то и полез обратно. Опять подвернул ногу и упал в заросли крапивы. Фотоаппарат удачно перелетел на бок, поэтому не пострадал, а я лежал и матерился. ) Ну, а потом показался он!

В этот момент усталость отступила, остался лишь какой-то восторг и фраза «я сделал это!».

Ну а дальше я сидел около водопада, отдыхал, фотографировал и ждал, когда же еще кто-нибудь подойдет, чтобы и меня сфотографировали на фоне водопада. Хоть телефон был и с собой, но хотелось, во-первых, на фотоаппарат. А во вторых, на телефон — это только селфи, а я их почему-то ненавижу. Видимо, я человек старой формации. :)

Толстяк на водопаде )

Обратную дорогу описывать смысла особо нет. Примерно с того места, где протянута веревка, я шел как автомат с одной целью: не упасть. Был момент, когда мне казалось, что уже скоро появится палатка егерей, обернулся и увидел водопад… Вот это был облом, мне казалось, что он уже далеко остался. )

Когда дошел до егерей, то обрадовался. Это означало, что хотя идти еще и много, но уже по ровной поверхности. Когда уже дошел и брел вдоль Чулышмана, состоялся интересный диалог с группой туристов (они на грибы пошли). Меня одна из туристок спросила:
— Вы на грибы идете.
— Нет, я с Учара.

Сначала я не понял, почему у нее лицо так поменялось, затем понял, что «я с Учара» прозвучало как «Я — сучара». Потом поправился, что я с водопада иду. )))

Хотели на следующий день доехать до южного берега Телецкого озера, но начавшийся дождь с утра следующего дня поломал все планы. Побоялись, что перевал Кату-Ярык под дождем будет намного сложнее преодолевать и поехали в обратную сторону. Я не жалею, так как будет повод вернуться. Можно будет на следующий год приехать на северный берег и оттуда на катере проехать по всему озеру. Да и мало ли еще мест. Так что немного Алтая мы оставили на следующий год.

На обратном пути фотографировали уже немного. Очень понравилось озеро, не знаю, как называется. Кто-то говорил, что это озеро горных духов, кто-то говорил, что это совсем не оно. Рассудите, кто знает.

На перевал заехали своим ходом, правда, был момент, когда я реально опасался, что мы заглохнем и встанем. Все-таки маловато 150 лошадей для этой машины.

Отдельный абзац хочу посвятить местным жителям. В некоторых отчетах упоминается какая-то неадекватность алтайцев, грубость, вплоть до применения оружия. Про нас скажу, что с неадекватными столкнулись только в Улагане у магазина «Мария Ра», во всем остальном полная доброжелательность и желание помочь. Как вы относитесь к людям, так и будут относиться к вам. Насчет езды, да, 04 регион ездит по горным серпантинам безбашенно. ) Но это, видимо, оттого, что они эти дороги хорошо знают, а так все отлично.

По фотографиям: фотоаппарат — одна из самых простых зеркалок Canon1100D. Объектив самый стандартный, который шел при покупке. Фотошопом не владею особо, поэтому максимум обработки в фотках — это автоконтраст и автотон. Более сложной обработки не проводилось.

По расходам уложились на всю семью в 50 тысяч. И то, часть из этих 50 ушло еще до отпуска на всякую одежду и разные мелочи. В отпуске по факту уложились в сумму около 35 тысяч. Газа ушло на 4 тысячи примерно. Бензин потребовался только в Чулышманской долине. Для первого путешествия нам очень понравилось. В принципе, путешествовать на машине, особенно на газу, достаточно дешево, так что на следующий год уже планируем места. Можете в комментариях подсказать, куда еще из Омска можно недорого съездить.

Извиняюсь, если что не так, все-таки первый отчет.

Всем удачных дорог и отличного отдыха!

Хорошо скатались, хоть и недалече. Эх, раздобыть бы где-нить аппарат, как из людей в чёрном и стереть у себя из памяти ощущения о первой такой поездки - то чувство адреналина, авнтюризма и приключений. А то сейчас дорога до Алтая воспринимается как банальность, а в первый раз это было нечто!

На Кит-Фин границе
Здорово!
Я бы не выдержал (свою маму жены))))......
хитрил цел?
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!

В такое путешествие не только авто готовить надо. Подкачаться не помешает самому.... :)

Отлично написано! Молодцы!

Гурьевск
Хорошая поездка! И до водопада дошел, это зачёт.
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Хорошо сьездили, приятно читается текст

Мой отзыв: Nissan Wingroad 2000

А море где? Теща в нагрузку это жесть!

Ты втройне молодец - хорошая поездка, во-вторых, чисто в женском окружении, в-третьих, за взятие тёщи надо дать медаль.))) Если же серьёзно, я в жизни не был на море (мне 60). Заезжал на берег на неск часов в Алуште и Риге. У нас в России много чего есть посмотреть кроме моря - рекомендую съездить на Байкал, а то просто подальше в лес.

Только на Байкал ехжай на Бурятский берег.
А где в машине был тещин угол?

норильск
Тоже в свои 38 не видел море,давали в этом году на работе путевку в Сочи.
Предпочел Алтай.

синтез:
Только на Байкал ехжай на Бурятский берег.
Согласен! Подтверждаю! Но только тещу не бери.....

норильск
Да что все прицепились к теще?
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Молодцы! Только после Чуйского тракта Чемал и Ая будут уже неинтересными. Туда сначала надо ехать, чтобы потом сравнивать, ну и там тоже для начала есть что посмотреть. На Кату-Ярык ездили в прошлом году, но спускаться не стали - поздно уже было, а еще обратно до Акташа ехать на базу. За Учар отдельный +.
В этом году ездили на Байкал. Теперь уже Сочи-Крым только ). Может в следующем году получится. 2 недели, кстати. Туда будет маловато. На Байкал только-только хватило, потому что не летели сломя голову, а также в городах останавливались. Денек в Красноярске, денег в Иркутске. и обратно так же. Рекомендую.
Мой отзыв: Chevrolet Lanos 2006

Молодец. Рекомендовал бы в следующий раз ледник Актру, но там тоже просто не будет, лучше забрасываться с базы.

Ktth:
Здорово!
Я бы не выдержал (свою маму жены))))......
хитрил цел?
Хитрила молодцом. Всю дорогу проехал на отлично ) На следующий год еще куда нибудь поедет )

Sergei zoom:
А море где? Теща в нагрузку, это жесть!
Обское водохранилище для детей было морем ) Только не раскрывайте им наш секрет, они то думают, что на настоящем море были )

синтез:
Спасибо! На Байкал я тоже хочу, рассматривается как вариант на следующее лето.

Спасибо, очень позитивный отчет, чувствуется, что хороший человек писал :) Фотография с тещей на Кату-Ярыке прекрасна))) Скажите, пожалуйста, а дорога вдоль Чулышмана к ЮБТО проезжабельна для пузотерок?

Спасибо за отчёт, просто, ясно, с долей юмора и лёгкой гордостью за Учар. Пожалуй, больше рисковать в одиночку путешествовать в горах всё же не следует. Удачи в новых путешествиях!

eston:
Ледник Актру, Акташский ретранслятор, плато Укок рассматриваю как вариант следующей поездки. Правда машина не совсем подходит для этих маршрутов ) В первом комментарии высказали хорошую мысль, чтобы стирать воспоминания о прошлой поездке ) Думаю второй раз ехать по чуйскому тракту буду уже не с таким восторгом ) Но все равно с удовольствием.

alex
Да проезжабельна! По приезду домой придется перетрясти ходовку, а еще лучше продать ТС!!

alex:
))) Спасибо, понятно.

Анютыч :):
Спасибо! Дорога вполне проезжабельна. У меня до Икс Трейла была королла, и я не нашел там мест, где я не смог бы проехать на королле. Просто ехать надо аккуратнее, так как попадаются камни посреди дороги достаточно высокие, можно и поддон разбить. Ну и на Кату Ярык я бы на королле побоялся бы залазить. Там его с разгона брать надо, а дорога на первом подъеме отвратительная. За 2000р затянут на первый подъем, за 3000 на весь перевал. При мне человек на солярисе задом в гору забирался, но я бы побоялся )

Прочитав-Я ни разу не видел моря.....
Сразу вспомнился хороший фильм-Достучаться до небес и фразу из фильма
Если ты на земле ни разу не видел моря,то там на небесах тебя окрестят лохом))))))
Все автор,не бойся теперь за бесцельно прожитые года на земле)))))
Бери семью и с чистой совестью за новыми путешествиями))))

Кемерово ЛП
ShDimas55RUS:
И во второй, и в третий раз будете ехать с таким же восторгом.
Мы в первую поездку тоже совершили подобную ошибку - поехали сразу на ЮБТО:-)
И, поэтому, не смогли сполна насладиться районом Чемала. Молодцы, много увидели, много еще предстоит.
На Байкал езжайте в Бурятию.
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)

ShDimas55RUS:
Благодарю. Буду думать, до следующего лета еще есть время)

chmel02:
Тоже в свои 38 не видел море,давали в этом году на работе путевку в Сочи.
Предпочел Алтай.
Даже не вздумай съездить, особенно на море за границу....
Тогда ты поймешь что самые яркие годы были прожиты зря и впереди только приближающаяся старость .... одно хорошо что продолжительность жизни не велика в ваших северных Норильских краях.
PS Где родился там и пригодился!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Анатолий Тарасов
Прекрасный отчет!
Подача материала вдохновляющая, жизнерадостная, впечатляющая. Вы большой молодец, так держать!
С таким жизненным настроем Вам можно ехать в любом направлении и на любое расстояние.

Анатолий Тарасов:
Прекрасный отчет!
Cпасибо! Попробовав один раз автопутешествия теперь хочется ездить постоянно )

Ирк. и обл.
Очень позитивный отчет! С самокритикой и иронией у автора всё в порядке! Скажите, сколько хотя бы примерно километров от базы до Учара? Ну, или так - сколько часов вы шли туда? Конечно же, это можно и по карте определить, но от человека, прошедшего этот путь, интереснее узнать.

Москва.Пафос.

норильск
На Кату-ярык в этом году за первый подъём уже 2000 тысячи???однако.

PS Где родился там и пригодился!
Да и родился я в Алтайском крае.

ChaserlenD:
От той базы где мы были, где то 9.5 км. Есть еще переправы поближе. Но зато каменные грибы прямо напротив нас были )

ChaserlenD:
В 6 утра вышел, ближе к 17-00 вернулся. В лодку уже заползал на коленях, сил не было )))

Повезло в этом году и мне сгонять на Алтай. Красота.

Отдельный респект за "шашлык" и отношение к селфи.

Анютыч :):
Условно проезжаема. Есть места, требующие клиренса и крепкой резины. Возле баз на юбто дорогу в этом году развезло, было дождливое лето, кроссовера не без труда проезжали

ShDimas55RUS:
Отчёт супер!!!!! Тоже в этом году впервые съездил в Горный, и тоже сразу на ЮБТО рванул, и тоже не доехал! :) Тоже просчитался с расстоянием и к Кату-Ярыку подъехал, когда садилось солнце, спустился, а там уже темень! Останавливался на базе напротив устья Чульчи, оттуда до Учара 8.5 км. На полдороге тропа пересекает мощный ручей, 20 минут отдыха там, и усталости как не бывало! При подъёме на Кату-Ярык на втором подъёме встал. С ужасом подумал, что сейчас придётся километр вниз откатываться, взмолился к духам, к которым перед спуском обращался о благополучном возвращении, откатился 10 метров, и с разгона выскочил! Алтай затягивает, мечтаю вернуться ещё!
Чёрная CR-V 2000 г.в. с люком
Чёрная CR-V 2000 г.в. (отдал в хорошие руки)
Чёрная CR-V 98 г.в.

Scout66:
Да, резину нужно хорошую, иначе пару баллонов можно там оставить! В остальном, проезжабельно для любых машин.
Чёрная CR-V 2000 г.в. с люком
Чёрная CR-V 2000 г.в. (отдал в хорошие руки)
Чёрная CR-V 98 г.в.

Отличный отчет! Молодцы!

бердск
у меня королла передний привод на кату-ярык заезжает без проблем

просто супер

бердск
alex:
что за бред спокойно там проезжают на любой пузотерке сам там был 2 раза в этом году на королле переднеприводной и как ни странно по приезду домой ничего не ремонтировал ниже фото водопадов в долине до которых добраться не составляет труда ачелманский куркуре и чул-оозы

PS Где родился там и пригодился!
Ух ты... Шашок и про путешествия на Алтай читает.....

ShDimas55RUS:
На ретранслятор - вполне можно. Нелегко, но можно. Я в конце августа почти забрался на стоковом Тушкане - 1 км не хватило из-за собственной глупости. Но виды оттуда - не передать....

Хаиткулы Момвлябердыев:
Ух ты... Шашок и про путешествия на Алтай читает.....
А то)))))Я даже теперь сумлеваюсь,писать поэму по его просьбе или нет,а то если Шашку не понравится я ж не переживу))))

PS Где родился там и пригодился!
У меня слов просто нет..........Вован-70 помоги правильные слова на коммент подобрать,а то меня опять забанят!

Antoni_l:
Ну зря вы так ) Я очень хорошо подготовился. За 2 недели до поездки я 120 кг весил, а вот в момент похода сбросил до 115кг. Ногам, которые привыкли 120 таскать, так легко было, что я получше накачанных по тропе лез )))

taksistNSK:
у меня королла передний привод на кату-ярык заезжает без проблем
А я и не говорил, что это невозможно ) Я писал, что Я бы побоялся ) Там перевал периодически ровняют, тогда заехать проще... Я когда поднимался, там колесами хорошую такую ямку нарыли, короллой бы зацепил. Некоторые места можно было ближе к краю обрыва объехать, там дорога лучше была, но тогда у меня семейство истерить начинало )

Не бережешь ты себя Док, все о работе думаешь:-)).
Ты же на днях только великую пуКишеВственницу в стационар определил , что думаю было не легко даже тебе, специалисту высокого класса. Может стОит и отдохнуть не много:-)).

ShDimas55RUS:
Я один раз на Ниве защиту оторвал, а другой раз передо мной спринтер легко заскочил, состояние перевала может сильно измениться после 1 хорошего дождя!
Тойота - управляй мечтой, УАЗ - не ссы, доедем!

Теща на отдыхе - плохая примета))

doctordlyadoor:
;)а ты, когда пишешь, думай не о нем, а о нас - простых читателях.

PS Где родился там и пригодился!
одно плохо, что на пенсию они выходят рано :-(
Конох Дмитрий
Новоалтайск
Да, " СУчара" - это тема, я так со своими детьми неудачно пошутил. Ржали долго. Кстати, что еще заметил, фото "Квест: найди тропу" как раз очень хорошо иллюстрирует механизм ее поиска - оранжевый кружок на камне. Действительно есть пара мест, где без этих меток тропу найти сложно. Хороший отчет, но теща кажется была не очень рада на всех фотках...

С тёщей в отпуск поехать - это героизм :)
На Алтае еще много чего посмотреть можно, не только южный берег телецкого ;)
Поход на Учат в одниночку - прямо геройский поступок. Я вот в свое время не решился. Чета меня статистика по нескольким трупам в год остановила (уж не знаю насколько она достоверная). Ребята сходили, с кем мы отдыхали. Так у них одна эмоция была - вернулись.

Отличный рассказ! Спасибо!
Мой отзыв: Лада Веста 2016

))) Спасибо, понятно.
Не совсем так критично - мой приятель, кстати Ваш земляк - из Березовского - ездил туда на Ниссане АДе 1997 года выпуска - и на ЮБТО попал, и на Кату-Ярык своим ходом выскочил

Кирпиченко:
На крайняк шишига от Салавата Андреевича - хозяина базы "Кату-Ярык" не торопясь решит проблему - вытащит наверх!

Абалак, Тобольский кремль, Тургояк, Увильды, Чимеево
Продолжу - Зюраткуль, Аркаим, если любитель горнолыжных дел - Золотая долина (рядом с Тургояком) и Аджигардак!

Конох Дмитрий:
Эти оранжевые кружочки, к сожалению, не везде были ) Но, в общем и целом, заблудиться сложно. Не знаю как в прошлых годах, но в этом самые натоптанные "тропы не туда" завесили лентами, чтобы люди не блуждали.

Абалак, Тобольский кремль, Тургояк, Увильды, Чимеево
Спасибо! Стыдно признаться, но, кроме Тобольского кремля, остальных названий не знал ) Гуглю теперь сижу )

К. В. Н.:
Спасибо! Нет, горные лыжи не мое ) Один раз катался и то, я отдельно, лыжи тоже отдельно вниз )

+ голубые озёра Казахстана + Астана (от Омска совсем рядом)
А по Казахстану как? Ни разу не ездил. Как там Даишники сейчас? На правом руле проблем не будет? Какие еще подводные камни есть?

К. В. Н.:
Когда я там был шишига сломана была ) Буханкой таскали.

+ голубые озёра Казахстана + Астана (от Омска совсем рядом)
чей та я друзьям-казахам не шибко доверяю - лучше по родной стране!
Не бережешь ты себя Док, все о работе думаешь:-)).
А пукишественица это та у которой на бурдюке 65 написано и фотки с кривыми заваленными горизонтами?))))

К. В. Н.:
чей та я друзьям-казахам не шибко доверяю - лучше по родной стране!
можно съездить не на машине, туром на автобусе

ShDimas55RUS:
не знаю, сам ещё не ездил, но есть куча отчётов на Дроме

Нормуль+++

Как это ты догадался?

ShDimas55RUS:
Тургояк испохабили. Первый раз был на нём в 1989, второй где-то в начале 2000х. Бизнесмены отгородили заборами и платными въездами доступ к бОльшей части берега. И вода стала мутная. Первый раз была прозрачная с рыбками и раками, как в фильмах Кусто.

gooliaff:
Нам 3 недели из Новосиба в Крым впритык хватило:
4,5 дня туда
11 дней в Крыму
5 дней обратно
Мой отзыв: SsangYong Kyron 2013

Как это ты догадался?
Не составило особого труда.Одна такая супермегаметательница кривых фоток по чужим отчетам.Что то не видно,видимо в путешествие рванул)))Скоро будет супер мега отчёт с несметным количеством кривых фотографий.Такое ощущение что на тапок фотает что ли?

мэн,красава!,и мелких и старых-всех собрал и главное вытерпел же всю дорогу их).написано грамотно от души.

Нормально отдохнули,молодцы.

ИРЭН
СОВЕТУЮ НА БАЙКАЛ.

Не бережешь ты себя Док, все о работе думаешь:-)).
Здравствуйте уважаемый Palgenadich!Лечится подопечный,проходит персональный курс который ему назначили,читает отчеты и почему то злится)))

есть тоже:
1.Рванул он не в путешествие,а выиграл супер-приз в супер игру-БАН называется))
2.Фотки почему кривые-потому что он уронил фотоаппарат взятый в кредит и погнул обьектив,естественно ремонтировать не на что,вот и приходится фотать из за угла,а качество как бог даст)))

можно съездить не на машине, туром на автобусе
Не, подобное исключается в принципе - авто специально бралось под длинные забеги - по городу я мог бы и на Гранте или Весте
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Ездили в этом году с братом на Кату-Ярык (13.09.16-16.09.16) из Новосибирска. На перевал приехали в темноте, спускаться побоялись. Спускались утром, на тормозах. Много размышляли о смысле жизни и вообще обо всем. Думали: а как же подняться? Ночь ночевали в лагере, который находится сразу возле спуска. Стоимость домика на двоих 1000 руб. в сутки. Переправились на тот берег реки за 500 руб., ушли вправо на водопад, которого нет на картах (идти километра три от базы). Потом утром, в облаках, поднимались из долины на перевал. Много думали, размышляли о смысле жизни и есть ли свет в конце тоннеля. Впечатлений - море. Море фотографий. Есть записи с регика спуска и подъема, но не знаю, как разместить на дроме. Машина - Сузуки Витара 2001 года. На следующий год - на плато на Ниссане трейл. Всем удачи. Добавлю фото с телефона.
гость
Фото развеселило "Встретились с родственниками" (выражение лица дочки)

Маму(тещу)можно было не брать.

Андрей сузуковод:
Ночь ночевали в лагере, который находится сразу возле спуска. Переправились на тот берег реки за 500 руб., ушли вправо на водопад, которого нет на картах (идти километра три от базы).
Так это должно быть водопад Куркуре.

Андрей сузуковод:
Да, тоже видео снимал и спуска и подъема. Точнее камеру жене отдавал, чтобы она ее отвлекала от мыслей про смысл жизни ))) Сам перевал, конечно, экстремальный. Фото и видео этого не передает... Снимал еще дорогу к водопаду Учар кусками, со своими комментариями, но это тоже сюда не выкладывал. Хочу потом эти куски в одно видео объединить, но все руки не доходят )

гость:
Фото развеселило "Встретились с родственниками" (выражение лица дочки)
Ну есть немного ) Тут горки, качели, аттракционы рядом, а ее фотографироваться заставляют )))

"Моется" мегатуриЗдка.
Да не говори, на тапок еще громко сказано :-))

doctordlyadoor:
Здравствуйте многоуважаемый Док! Я рад , что у подопечного все хорошо, а то что злится, дак его и изолировали наверное по этой причине, я думаю наверняка при лечении используются антизлобные препараты :-)).

Palgenadich42:
Сбежал походу с клиники!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!Посмотри сам.
Саня Горный
Молодец!!! Я о "прогулке" до водопада Учар и обратно...

andgol
Очень легко читается сей опус. Очень понравилось.

Владимир32rus
Брянск
Понравилось очень. Смелый парень. Интересный стиль описания. Фото понравились. Единственная, на мой взгляд ошибка - перегруженная машина. В дальней поездке, самое оптимальное - количество мест в автомобиле минус пассажир и более. Другими словами если машина пятиместная, максимальное количество пассажиров - четыре. Мелкие дети все равно считаются за полное тело, ибо зело подвижны, но не как не 2 по 0,5. Если еще меньше- еще комфортнее. И дело не в теще. Понимаю что хочется и всех родных ублажить, но отдых есть отдых, это нужно понимать, думаю со временем научится. И еще: не понял - вроде бы машина не маленькая.. Чего такого вы набрали? То что вами было перечислено, у меня в Волге поместилось бы на дне багажника. ТС сетует, что пассажиры спотыкались в салоне... Как это?

doctordlyadoor:
Сбежал походу с клиники!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!Посмотри сам.
Да нет! Пожаловался на кого нибудь, а ему в награду несколько минут интернета . Но! В ограниченном режиме.

Владимир32rus:
Понравило сь очень. Смелый парень. Интересный стиль описания. Фото понравились. Единственная, на мой взгляд ошибка - перегруженная машина. В дальней поездке, самое оптимальное - количество мест в автомобиле минус пассажир и более. Другими словами если машина пятиместная, максимальное количество пассажиров - четыре. Мелкие дети все равно считаются за полное тело, ибо зело подвижны, но не как не 2 по 0,5. Если еще меньше- еще комфортнее. И дело не в теще. Понимаю что хочется и всех родных ублажить, но отдых есть отдых, это нужно понимать, думаю со временем научится. И еще: не понял - вроде бы машина не маленькая.. Чего такого вы набрали? То что вами было перечислено, у меня в Волге поместилось бы на дне багажника. ТС сетует, что пассажиры спотыкались в салоне... Как это?
Перечислил я основное в моем понимании ) + моих вещей была одна маленькая спортивная сумка. Остальное все женские вещи ) Вы же знаете, как женский род в поездку собирается... только что шуб не было )

Ох и зря ты начал такие автопутешествия. Особенно если по итогу словил "приход" то всё, на это можно подсесть )
Теперь если летом меня не выпустить на трассу, то я завою, залаю (и далее слова из песни))
В этом году скромненько прокатился, Нск-СШ ГЭС-Байкал.
Воспитывай "запасного пилота" иногда бывает нужно, особенно если на юга пилить.
---- No Time for Downtime

Palgenadich42:
Замечаю чаще я слово БРАТ не трескотня-тут особый смысл заложен))

Искитимский я теперь...
Sergei zoom:
А море где? Теща в нагрузку, это жесть!
как приучишь, так и ктебе будет относиться)))

автор спасибо за обзор, давно мечтаю туда съездить, полюбоваться красотами. Когда жил в новосибе, как-то и недумал ап сем. Стоило уехать за тридевять земель, так теперь сия мысль изводит меня, однако уже накладно выходит и по финансам и по времени.

зоопарк в новосибе шикарен, факт
Мой отзыв: УАЗ Патриот 2018

Sergei zoom: Зря на море не поехал. Мы всегда ездем на азовское море. Дешево и сердито. http://www.my-eisk.ru/ в следующем году опять туда поедем.

романово
chmel02:
На Кату-ярык в этом году за первый подъём уже 2000 тысячи???однако.

воронеж
не фига се 100 000руб не море не хватает, я за 30000руб в сочи отдыхал на 2 взрослых и считал бомж..
Мой отзыв: Mazda Demio 1998

Искитимский я теперь...
Александр:
куда именно там ? можно кратко, что там лучше гостиница, частный дом, какой район лучше для отдыха, поеду на машине с семьей.

г. Шатура (Шатурский район)
класс я мечтаю побывать в этих краях но пока не решаюсь а на счёт моря там надо побывать хотя бы разок и детям полезно я правда в этом году разочеровался всегда ездил в сентябре а в этом году поехал в августе народу как на Красной Площаде в 1Мая море мутное жара 35-36 градусов

ИРЭН:
СОВЕТУЮ НА БАЙКАЛ.
Это отдельная тема - Горный и Байкал - оба хороши, но каждый по-своему!

DED53:
автор ошибается - за первый подъём в августе я отдал 1 000 руб., на МТЗухе вытаскивали, а за весь подъём - да, брали 3 000 руб. задом какой то чел. на ниссан кубе пытался, так радиатор разбил, потом за 3 000...
Как не верти, а Горный требует мощности и объема, ну и просвета не менее 20 см - минимальный набор для спокойной езды во многих местах!
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

В прошлом году сам катал по чуйскому тракту...
Алтай запал теперь в душу навсегда... Жена такого же мнения.
Про местных тоже читал, что неадекваты... ХЗ, хоть особо с местными и не общался, но вроде все в адеквате были))
По поводу езды местных, да они так ездят потому что знают дороги, неделю почти без продыха гонял по серпантинам, к концу путешествия не хуже местных машиной управлял, а по началу больше 60-ти не мог выжать, и каждому 04-му "кричал" придурок! Щас в Крыму обитаю, тоже тут по серпантинам люблю порулить, увлекательное занятие)))

Александр:
С детства каждый год отдыхал на Черном море и в Ленинграде. В жизни нахрен больше не хочу туда. То ли дело Баренцево море - кайф. После поездки на Горный Алтай укрепился в своем мнении что и заграница так же нафиг не нужна. Всей жизни не хватит даже на нашу землю, хотя я много где побывал еще в Советском Союзе.

Класс!!!

Нормальный отчёт.)

олег
автор молодец.хорошая статья. серьёзное расстояние и состояние дороги от акташа. один с женщинами,ещё и с тёщей!был там же в 2014 году..обязательно ещё поеду.а красоту горного алтая из памяти стирать не обязательно-езжу каждый год, благо недалеко. и каждый раз очень интересно. попробуйте разные времена года-не пожалеете

Хороший отчет, фото сделаны с незатасканых мест.

С удовольствием почитала отчет, за поход на водопад только 5 ))