|
В октябре прошлого года мы стали счастливыми обладателями нескольких свободных деньков, которые совершенно неожиданно угодили в наше распоряжение. Поскольку планов у нас никаких не было, а время неумолимо и предательски начало свой отсчет в порядке убывания, соображать пришлось очень и очень быстро.
Решение было приятно молниеносно. Едем к Батьке в Беларусь! Интересно же, в конце концов, посмотреть, как живет и чем дышит наш ближайший сосед в суровые дни мирового кризиса? Да и драников белорусских, честно говоря, мы давненько мечтали попробовать.
В качестве пункта назначения и непродолжительного базирования был выбран город Витебск. На то было несколько причин. Во-первых, Витебск находится относительно недалеко (около 530 километров). Расстояние оптимальное и можно ехать не торопясь и разглядывать все, что открывается взору по обе стороны дороги, соблюдая ПДД и скоростной режим. Во-вторых, (с моей точки зрения) гораздо интереснее посмотреть на жизнь обитателей областного города, коим Витебск и является. Столичные города, как правило, излишне приукрашенные и имеют особенность пустить немного пыли в глаза усталому заезжему гостю.
Ехать решили по трассе М-1 «Беларусь», ласково именуемой в народе «Минка». Даже человек далекий от руля и педалей быстро сообразит, куда можно докатиться по этой дороге, а про закоренелого автолюбителя и говорить нечего. На мой взгляд, это единственный и правильный выбор при условии, что вы начинаете свой путь в сторону Белоруссии из Москвы.
Заглянув в Википедию, можно узнать, что дорога М-1 «Беларусь» — автомобильная дорога федерального значения, часть маршрута Е30 и азиатского маршрута АН6. Что протяженность данной магистрали 440 километров и что строилась она заключенными ГУЛАГа (Вяземского лагеря НКВД). Также Википедия сообщает нам, что к 2018 году участок дороги от 33 до 132 километра станет платным. Как говорится, «Делайте выводы, господа!»
Если ехать по М-1, никуда не сворачивая, то прямиком въедешь в славный город Минск. А вот чтобы попасть в Витебск, нужно свернуть с трассы в районе деревни Архиповки на Окружную дорогу Р-120 (об этом чуть ниже по тексту).
От себя лишь могу добавить, что трасса оставила очень приятное впечатление. Хорошее дорожное покрытие и качество дорожной разметки, минимум две полосы в каждую сторону, информативные указатели, много брендовых заправок и….. и, конечно же, много камер фиксации скоростного режима, чтобы у любителей погонять сохранились не самые дешевые по нынешним ценам, но памятные фото от поездки. Итак, в путь!
В путь-дорогу!
Экипаж — автор текста и его супруга.
ТС - Opel Astra H Sedan Z 1.6 XER 2010 года выпуска.
Октябрьское погожее утро. Погода — лучше не придумаешь! Время 9:55 по Москве. Погрузились, бросили прощальный взгляд на наш шедевр панельного домостроения и подняли якорь.
В 10:28 с пробегом 31 километр съехали с МКАД на М-1 «Беларусь». До свиданья, Москва, до свидания!
М-1 «Беларусь» (она же «Минка»).
Красота! Трафик не напряженный, дорога отличная, валим полным ходом, но при этом помним, что нас могут фотографировать. Надо сказать, что краски осени в сочетании с потрясающим небесным цветом делают дорогу более живописной. К сожалению, фотографии не передают всей атмосферы, но поверьте мне на слово.
Пролетели поворот на Уваровку и Бородино. О последнем мне особенно и нечего добавить, учитывая тонны исторической и художественной литературы, изданной за два прошедших столетия. Трудно даже вообразить масштабы произошедшего здесь в 1812 году.
В 12:09 с пробегом 165 километров остановились на привал у часовни, построенной в ознаменование 200-летия Московского водопровода у истока реки Москвы. Век живи — век учись! Как-то в одном из журналов я читал про это самый исток, но где он географически находится, к стыду своему не запомнил, а тут, на тебе…. сам к нему и прикатил! Рядом с часовней детская площадка и оборудованные места для отдыха.
Через пять верст после часовни в 12:24 пересекли границу Смоленской области. Забортная температура 14 градусов по Цельсию со знаком плюс, конечно. Погода замечательная!
Здесь стоит отметить, что наиболее живописный участок трассы М-1 «Беларусь» как раз проходит по Смоленской области. Дорога петляет, взбирается с холма на холм,… в общем, впечатляет своей траекторией и ландшафтами по обе стороны, но главное не забывайте поглядывать на дорогу.
Проскочили поворот на город Гагарин. Не трудно догадаться, в честь кого город получил это имя. До 1968 года город назывался Гжатск, где в 1934 году 9 марта появился на свет первый космонавт. Там же в Гагарине находится мемориальный музей Ю.А. Гагарина и музей «Первого полета».
Едем дальше! В 13:10 поравнялись с Вязьмой и с успехом объехали ее. Между прочим 27 апреля 2009 года указом Дмитрия Медведева городу Вязьме присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Надо отметить, что данное направление тесно связано с военно-историческим прошлым нашей страны. Населенные пункты, расположенные вдоль трассы, первыми принимали на себя удары вражеских армий и Вязьма здесь не исключение.
В 14:40 с пробегом 348 километров въехали в Ярцево. Там же есть АЗС «ЛУКОЙЛ», на которой мы благополучно пополнили запасы топлива. Топливо вполне рабочее, так что смело могу рекомендовать эту заправку. Расчет был таким, чтоб приехать к «соседям» со своим бензином и на своем же бензине уехать. На момент нашей поездки топливо в Беларуси стоило чуть дороже российского, и было принято решение заправиться на родине. Ну и, конечно, фактор жадности сыграл не последнюю роль в принятии этого решения.
Несомненно, радует тот факт, что для поездки в РБ въездная виза для россиян не требуется, но необходимо приобрести международный полис страхования гражданской ответственности «Зеленая карта». Мы приобрели полис, действующий на территории Беларуси, Украины и Молдовы со сроком на 14 дней, и обошелся он нам не более 1000 рублей.
Если вы забыли купить полис заранее, то у вас есть шанс, купите его по дороге. После Ярцево и почти до самой до границы будут встречаться будочки с надписью типа «Здесь можно купить Зеленую карту».
Вид с обочины трассы М-1 «Беларусь».
В 15:21 проехали поворот на Смоленск. За бортом 19 градусов со знаком плюс. Теплынь!
Если вы передвигаетесь с помощью навигатора, то можете пропустить этот абзац. Ну а если вы «мамонт» и цените шуршание страниц дорожного атласа, то после поворота на Смоленск придется немного напрячь свое внимание, чтобы не проскочить поворот на Витебск (указатель есть). Развязка проходит через деревню Архиповка. Здесь вас ожидает съезд с трассы М-1 на Р-120.
Скатились на Р-120. Дорожка стала немного поуже, но вполне сносного качества. До Витебска 110 километров пути. Едем не спеша и любуемся окружающими нас картинами. В населенном пункте Шаровичи рабочие камеры, так что шибко не разгоняйтесь.
Объехали Рудню. Там же на объездной дороге пересечение Р-120 и Р-130. Последняя приведет вас в город Демидов. Вот от этого самого пересечения дорог до границы с Республикой Беларусь восемь километров пути.
Сразу после развязки АЗС «Роснефть», перед которой притаился муляж машины ДПС.
Муляж патрульного автомобиля ДПС.
Это только с близи он выглядит смешно, а завидев его издалека, многие невольно начнут нащупывать ступней правой ноги тормозную педаль. Кстати, использованием этих муляжей не брезгуют и в братской республике.
Тормознули за полтора километра до границы. Вышли, огляделись. С возвышенности нам открылся замечательный вид на уходящие до самого горизонта необъятные просторы Беларуси.
Еще пару мгновений и мы в 16:34 с пробегом 485 километров переступили порог дома и оказались в гостях. Легковушки на пропускном пункте не тормозят, а вот фуры и другие большегрузные машины здесь подвергаются досмотру. Нас лишь проводили ленивым взглядом двое местных пограничников. Ну, как говорится — Добры дзень!
Забегая вперед, скажу, что преодолевать языковой барьер вам здесь не придется. Расслабьтесь! Со всеми, с кем нам пришлось здесь общаться, говорили исключительно на русском языке, и говорили очень хорошо и в основном только хорошее.
Почти сразу за пропускным пунктом тянется небольшой лесок, и у меня был соблазн немного поддать газку, но хорошо, что я вовремя заметил человека с «феном». Здесь это дело практикуется, так что будьте осторожны.
Вообще, надо отметить, что контроль скоростного режима в Республике Беларусь осуществляется повсеместно и влететь на деньги здесь можно очень даже серьезно.
Отдельно надо сказать про качество белорусских дорог, которые и провоцируют людей к скоростной езде. Ох, хороши! По качеству ничуть не уступают европейским, с хорошей дорожной разметкой, знаками, указателями и, если так можно сказать, с чистейшими, вылизанными до неприличия обочинами.
Частенько на этих обочинах встречаются со вкусом организованные места для отдыха в виде навеса со столиками и лавочками. Так же встречаются шедеврального вида автобусные остановки, которые я, к большому своему сожалению, не сфотографировал, но которые вы сами воочию увидите, когда здесь окажетесь. К теме здешних дорог мы еще вернемся, а сейчас с пробегом 530 километров в 17:12 проехали стелу Вiцебск. Еще несколько километров и мы у цели.
Витебск
Ну, первое о чем надо сказать, что сразу бросается в глаза при въезде в город — так это широченные ухоженные зеленые проспекты, просторные улицы совершенно не перегруженные транспортом. Отсутствие обилия рекламных щитов и баннеров с навязчивым желанием накормить вас чем-нибудь, пересадить на новый автомобиль вашей же мечты или впарить вам очередной гаджет с самым выгодным тарифным планом. В общем, типичный советский город.
В сознании невольно стали всплывать картинки давно минувших лет, и уже начал выстраиваться некий ассоциативный ряд, который был неожиданно прерван голосовыми командами навигатора, с рекомендацией повернуть направо, а потом еще раз направо и вот мы на месте. Стоп машина!
Итак, в 17:28 с пробегом 538 километров мы припарковались у гостиницы «Витебск», которая находится в исторической части города, на пересечении ул. Калинина и ул. Замковая.
Проведя в пути 7 часов 33 минуты, спалив 32,7 литра бензина (при объеме бака 52 литра), мы достигли цели. Нетрудно посчитать, что на каждые 100 километров пути сгорало 6,08 литра топлива.
Выбор пал на «Витебск отель» в связи с тем, что выбора у нас особого и не было. В «Лучёсе» и «Эридане», отелях более комфортабельных, свободных мест не оказалось и только «Витебск» гостеприимно распахнул перед нами свои двери. Старый как мир отель 1973 года постройки принял усталых путников. Когда мы зашли в номер, нас накрыла вторая ностальгическая волна — незабываемый и неубиваемый запах советской гостиницы, с дешевой мебелью, сантехникой и квадратным телевизором,… но надо отдать должное — чистота и порядок здесь присутствовали в полной мере. В ком бьется «советское сердце», тот, наверное, поймет, о чем я.
Из окна номера открывался шикарный вид на площадь Тысячелетия Витебска на Западную Двину, реку, на берегах которой собственно и расположился Витебск. Основан он был в 974 году и как ни крути, за свою тысячелетнюю историю повидал немало.
После короткой передышки решили разменять деньги, а заодно и прогуляться вблизи места дислокации.
Билеты банка Республики Беларусь.
Здесь надо сказать пару слов о здешних деньгах, а вернее о миллионах. Чтобы не лезть в финансовые дебри, скажу лишь, что местная валюта называется «Белорусский рубль» и выглядит, как показано на фото выше. На момент нашей поездки (октябрь 2015) за один 1 RUB давали 270 BYR. К примеру, однокомнатный двухместный номер, в котором мы проживали, обходился нам в сутки 530 000 (1963 российских рубля), а завтрак в том же отеле по 70 000 BYR с лица (260 рубликов отечественных). Скажу сразу, что за пределами отеля можно поесть значительно дешевле.
Деньги лучше всего менять в обменниках, так как в отелях курс не очень выгодный. Банковские карты здесь принимают во многих местах, но не везде, а потому разменять немного денег все же стоит.
К моменту выхода этого очерка в Беларуси в соответствии с распоряжением президента Лукашенко будет проведена деноминация и 10 000 старых белорусских рублей превратятся в 1 новый. Но прошуршать заветными миллионами вы еще можете успеть, ведь до 1 января 2017 к оплате будут приниматься оба типа денежных знаков, старые и новые соответственно.
Сразу за отелем находится Марко-Сити Бизнес-центр, а в нем обменный пункт, где мы и разменяли рубли русские на белорусские. Если память мне не изменяет, работает он (обменный пункт) часов до 20:00.
В конечном итоге мы счастливые и довольные с карманами битком набитыми валютой пошли поглазеть на ближайшие достопримечательности, благо как я уже говорил, наш постоялый двор расположился в центральной части города. Да и погода была чудесная, 16 градусов со знаком плюс, что для октября, согласитесь, очень даже неплохо.
Перешли на противоположную сторону Замковой улицы, поглазели на репертуар местного драматического театра и пошли по пешеходной улице Пушкина, где расположился небольшой сквер Пушкина, а в сквере небольшой памятник большому поэту.
На улице было много молодежных компаний, семейных пар с детьми, и атмосфера царила вполне дружелюбная.
Перейдя через Пушкинский мост, мы поднялись к Свято-Успенскому кафедральному собору, который находится на Успенской горке. Красивейшее сооружение, но опечалил то факт, что с наступлением темноты собор не подсвечивается, да и не только собор, но многие городские объекты. Меня как любителя ночной фотосъемки это немного огорчило.
Поднялись на обзорную площадку возле собора, окинули открывшийся нашему взору вид на вечерний город, а когда уже окончательно стемнело, побрели искать ближайшую харчевню.
Ближайшим заведением оказался «Витебский трактиръ» на ул. Суворова, 2. Не могу сказать, что мы несказанно обрадовались этому заведению, но время было позднее, усталость брала свое, и мы решили смириться с тем, что есть. Заметив не совсем довольные гримасы на наших лицах, официант воспользовался козырной картой, сказав, что это излюбленное место звезд большой эстрады, посещающих Витебск в дни международного фестиваля искусств «Славянский базар», но честно говоря, нас усталых и голодных это не очень впечатлило. Меню мы тоже листали зря, как потом выяснилось…. того нет, это закончилось, красное сухое только одного сорта.… В общем, картошку с куском мяса и овощной салат мы съели с большим аппетитом, расплатились за предложенные деликатесы московским ценником, откланялись и не спеша побрели по засыпающему городу в свою однокомнатную двухместную обитель с запахом «последних счастливых лет», где уснули без задних ног.
На следующий день позавтракали в гостинице и решили прогуляться по историческому центру, благо на территории этого самого центра мы и базировались. Погода — лучше не придумаешь!
Выходим из гостиницы и попадаем на площадь Тысячелетия Витебска, на которой находятся Благовещенская церковь и церковь Александра Невского.
Церковь Александра Невского. За нею гостиница «Витебск».
Благовещенская церковь — памятник древнеполоцкой архитектуры XII века.
Далее прошлись по набережной Западной Двины. Набережная благоустроенная, гулять одно удовольствие. Еще собираясь в путь, мы прочитали, что с мая по середину октября по реке можно прокатиться на речном трамвайчике. Сколько мы ни всматривались, но так и не увидали ни одного трамвайчика. Возможно, мы попали ту самую середину октября, когда трамвайчики уже отправились зимовать.
Вид на набережную Западной Двины и мост Кирова.
Через 5 минут мы уже стоим на пересечении улицы Замковой и Ленина. Удобная стартовая точка для похода на все четыре стороны. Мы двинулись в сторону улицы Суворова, дабы взглянуть при свете солнечного дня на то, что вчера не удалось разглядеть под покровом темноты.
Вид на Свято-Воскресенскую церковь и Успенский собор
С моста через реку Витьба открывается красивый вид на Свято-Воскресенскую церковь, Успенский собор и городскую ратушу, в здании которой сейчас располагается краеведческий музей. Там же можно подняться на смотровую площадку и окинуть своим опытным туристическим взглядом ближайшие городские окрестности. Одно время башню данного сооружения использовали как пожарную каланчу.
Вид на набережную реки «Витьба» и Белорусский театр кукол «Лялька».
Далее идем вдоль набережной и выходим к Пушкинскому мосту и Успенскому собору.
Пушкинский мост и Свято-Успенский кафедральный собор.
В каждом (ну или почти в каждом) городе можно без особого труда определить излюбленное место молодоженов, и Витебск здесь не стал исключением. Пушкинский мост буквально увешан разноцветными стальными символами вечной любви и счастья.
Символы могущества, бдительности и силы здесь тоже водятся
Рядом со сквером Пушкина мы увидали человека славянской внешности с метлой в руках. Елки-палки! И тут меня осенило, что вот уже почти сутки нам не попадаются на глаза гастарбайтеры, явление столь для нас привычное и почти уже неотделимое от нашего сознания. Не знаю, как относятся к этому вопросу в Республике Беларусь, но за все время, что мы здесь провели, нам так и не удалось их повстречать. Человек с метлой заметил повышенный интерес к своей персоне с нашей стороны и отвернулся. Одним словом — повстречали сказочного персонажа!
Далее по улице Комиссара Крылова дошли до улицы Суворова и, спустившись по ней, снова оказались на улице Ленина.
Очень симпатичная, скажу я вам, пешеходная улица. Ранее носила название Офицерская, а к 100-летию смерти А.В. Суворова была переименована в Суворовскую.
И вот мы снова на перекрестке улицы Ленина и проспекта Фрунзе. Трудно себе даже представить, сколько улиц Ленина разбросано по просторам нашей необъятной родины, а сколько было разбросано на просторах бывших союзных республик….?!
Так вот на этом самом перекрестке находится знаменитый Летний Амфитеатр, где ежегодно проходит Международный фестиваль искусств «Славянский Базар». В город приезжают именитые звезды эстрады, да и просто звезды, да и народ с соседних волостей и государств подтягивается, в общем, яблоку здесь негде упасть.
Ну, очень напоминает… «СЛАВА КПСС»
После обеда решили прокатиться по городу. День выходной и трафик совсем не напряженный, если слово трафик, вообще, здесь уместно.
На некоторых светофорах желтый сигнал сделан в виде смайлика. Идея, прямо скажем, оригинальная. Разряжает обстановку, которая и без того здесь максимально разряжена.
Возможно, я ошибаюсь, но сложилось такое впечатление, что пропускать пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе здесь не очень модно. Останавливаюсь перед зеброй и слышу сзади раздраженные гудки участников движения, а ведь есть в этом что-то до боли знакомое. Но в целом перемещение по городу на автомобиле оставляет очень приятное впечатление.
Отдельно надо сказать о жителях Витебска, которые оказались очень отзывчивыми и доброжелательными. Как я уже отмечал выше, все хорошо говорят по-русски и без проблем подскажут вам, как пройти или проехать к нужному месту.
Одеты люди без излишних изысков, но опрятно. И главное, что нет в их поведении некой расхлябанности, распущенности ну и тем более враждебности. По крайне мере, по отношению к себе мы это не ощущали.
Памятник первому витебскому трамваю (просп. Фрунзе 29)
Там же музей Витебского трамвая, так что всем любителям трамваев первым делом рекомендую ехать сюда.
Надо сказать, что попали мы в Белоруссию в самый кульминационный момент избирательной кампании на очередные выборы президента Республики Беларусь. На одном из домов мы разглядели небольшой агитационный плакат с изображением довольно-таки известного джентльмена.
Как выяснилось позже, это джентльмен уверенно одержал победу, отправив в нокаут своих соперников, а мы, скромные зарубежные гости, любовались зажженной по случаю дня выборов вечерней городской иллюминацией. Упускать такой шанс было бы глупо, и я сделал пару памятных фотографий.
Мост Кирова в праздничной иллюминации.
Свято-Успенский кафедральный собор.
Третий и заключительный день нашего пребывания в РБ. Понедельник — день тяжелый, но не для нас. Мы ведь отдыхаем, а люди разбудили себя, умыли, обули и на работу. Местные телеканалы с самого утра вещают о результатах вчерашнего голосования и, хотя имя победителя уже известно и названо, но где-то еще подсчитывают голоса, которые, скорее всего, уже никакого существенного влияния ни на что не окажут. Категорически отказываемся от завтрака в гостинице и едем в один известный сетевой ресторан быстрого питания.
Открыли сие заведение в 2014 году, так что, можно сказать, оно здесь новичок. Заехали, взяли МакЗавтрак…. народу никого, только мы —заграничные бездельники. Красота! Так что всем любителям и поклонникам данного фастфуд-заведения сообщаю, что находится оно на пересечении улицы Терешковой и Московского проспекта (ул. Терешковой, 1).
Откушали и поехали за мясными сувенирами в один из сетевых магазинов от Витебского мясокомбината «МяскоВит». Ну, неправильно это — без гостинцев домой возвращаться. Не по-нашему это, не по-бразильски!
Зашли и…. провалились лет так на 30 назад. Холодильные прилавки, за ними продавщицы — далеко немолодые женщины в белых накрахмаленных колпаках и фартуках с бойкими голосами и, по всей видимости, крепко закаленные годами советской торговли. Это надо видеть и слышать! Как говорится, побывать здесь самому и прочувствовать всё на своей шкуре. Про огромный ассортимент мясных изделий я, пожалуй, рассказывать не буду, ведь не все люди читают отзывы сытыми и довольными.
Хочу лишь добавить, что до нашего отъезда сеансы телепортации накрывали нас еще пару раз. Первый из них в торговом центре «Витебский универмаг» (ул. Замковая, 19), где достаточно точно воспроизведена атмосфера «галантереи 80-х» прошлого столетия, а второй раз в столовой Витебского государственного медицинского университета, куда мы заскочили отобедать перед обратной дорогой. Ощущения совершенно непередаваемые, так что очень рекомендую.
И, вообще, в Витебске тебя не покидает ощущение, что находишься в одном из советских городов в самом его расцвете. Конечно, это не повсеместно, но в отдельных его частях и в особенности некоторых заведениях начинаешь верить, что машина времени существует не только в сказках.
Пока жена посещала универмаг, я прогулялся в сторону Площади победы, ну и глянул одним глазком на парк Победителей.
Если верить сведениям из Википедии, то данная площадь — самая большая площадь в Белоруссии. Длина 380 метров, ширина 190 метров. Вот такой вот любопытный факт.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Рядом с площадью Победы находится парк Победителей, на котором располагается экспозиция из нескольких единиц военной техники.
Ну и напоследок ложка дегтя в нашу медовую бочку. Нам не удалось попасть в дом-музей Марка Шагала, который находится на Покровской улице. Оказалось, что в понедельник у данного заведения (как и у Арт-центра Марка Шагала) законный выходной день, а с первого октября по первое апреля еще и вторник. Увы. Нажимаем спусковой крючок фотоаппарата и начинаем помышлять о движении в сторону дома.
Попутно заезжаем в Green Гипермаркет закупить воды и плюшек в дорогу (ул. Чкалова, 35). Это аналог магазина Окей в России, если можно сделать такое сравнение, и появился он здесь тоже относительно недавно. Для Беларуси такие гипермаркеты достаточно новое явление, и это в очередной раз подтверждает, что цивилизация ведет медленное и неотвратимое наступление. Народу в гипермаркете мало, а отсутствие излишней давки и суеты создает очень благоприятную потребительскую атмосферу.
Дорога к дому
Запаслись провиантом и в 16:36, подняв якорь, направились в сторону границы. Дорога свободная и ехать одно удовольствие, да и погода, надо сказать, балует.
Вот так незаметно подкрался момент прощания с Витебском, городом очень самобытным, ухоженным и, как нам показалось, дружелюбным. Надеемся, что мы еще вернемся сюда, тем более есть повод это сделать. Не обследован дом-музей и арт-центр Марка Шагала, не откушаны блюда национальной кухни в хваленом ресторане «Лямус» и т. д. Чего спрашивается, ездили?
В 15:54 с пробегом в 9 километров миновали стелу «Вiцебск» и вышли в открытое море.
Эх! И все же хороши здесь дороги! А на фоне ухоженных полей да с проплывающими мимо облаками картинка и вовсе сказочная!
Лежащая на обочине собака пожелала нам доброго пути.
Пустячок, а приятно! Идея просто замечательная, а главное все материалы подручные и подножные. Было бы желание, и руки росли бы из нужного места.
И снова уходящая вдаль дорога, провоцирующая нажать на педаль,… но мы не торопимся, едем в свое удовольствие и любуемся меняющимися законными картинками.
По правде сказать, я мало чего понимаю в сельском хозяйстве, но обилие сельхозтехники, которые мы встретили на своем пути, говорит о серьезности подхода к полевым вопросам. Да и поля всем своим видом это убедительно доказывают.
Одно из многочисленных здешних полей.
В 16:20 проехали приграничный населенный пункт Лиозно. В этом же населенном пункте находится АЗС «Белоруснефть». При АЗС есть магазин, кафе, туалет… и т. д. Мы же со своим бензином приехали и со своим уезжаем. Нам чужого не надо, но и своего не отдадим!
Перед самой границей небольшой сосновый лесок. Еще раз повторю для тех, кто уже забыл или читал с полузакрытыми глазами, что здесь (в этом самом лесочке) можно нарваться на засаду в виде человека в форме с феном в руках. Будьте осторожны!
Ну, вот собственно и граница. Время 16:34. Пробег 58 километров. Нас остановил упитанного вида российский пограничник и, проверив наши паспорта, отпустил с богом. Ровно в этот момент и закончилось наше пребывание на территории Республики Беларусь.
Ну, что сказать? В целом впечатления очень и очень положительные. Если в двух словах, то сложилось ощущение, что при развале СССР республику оторвало от материка и унесло в океан времени, где она продолжает дрейфовать по сей день. Мы же получили замечательную возможность окунуться в элементы доброго социалистического прошлого, в самом позитивном смысле этого слова и получили «ностальгический заряд бодрости». Конечно, это мое субъективно-туристическое мнение, окрашенное в тона романтизма и, возможно, ошибочное. Оценить в полной мере «все прелести» тамошней жизни можно только будучи жителем страны. А мы, как ни крути, всего лишь гости. Селяви. Поезжайте и посмотрите сами. Надеюсь, равнодушным никто из вас не останется.
А мы тем временем уже катили по России матушке. Еще, каких-то 500 километров и мы дома.
Трасса Р-120. Руднянский район Смоленской области.
А пока мы едем, я сделаю лирическое отступление и расскажу вам небольшую попутную постиндустриальную страшилку.
Проезжая поселок Голынки мы остановились, чтобы сфотографировать заброшенное промышленное здание несколько жутковатого вида с выбитыми стеклами и высоченной кирпичной трубой.
Поселок Голынки. Призрак завода «Стеклоприбор».
Уже будучи дома, из чистого любопытства я забрался в интернет и прочитал, что это бывший завод «Стеклоприбор», который в советские времена специализировался на выпуске ртутных приборов еще. А ртуть и ее пары, в особенности, вещи весьма и весьма опасные и требуют к себе внимательного и ответственного отношения. В 90-х годах завод обанкротился и был заброшен. О проведении дорогостоящих мероприятий по демеркуризации (удаление ртути и её соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных) цехов предприятий никто и не думал. В 2008 году представители МЧС провели замеры в окрестностях предприятия и установили, что концентрация паров ртути превышает предельно допустимые нормы в несколько раз, а в самих цехах были обнаружены сотни килограмм чистой ртути, которые находились здесь на протяжении десятилетия. Вот такая небольшая история про небольшую экологическую катастрофу в Смоленской области. Но нет худа без добра. В этом году дело сдвинулось с мёртвой точки и благодаря деньгам, выделенным из федерального бюджета и бюджета Смоленской области, начались мероприятия по демеркуризации этого мрачного сооружения.
Но вернемся же к нашим баранам. В 17:15 с пробегом 103 километра мы благополучно съехали с Р-120 на скоростную М-1 и вяли курс на столицу нашей родины.
Вскоре солнечный свет стал стремительно покидать ту часть планеты, где пролегал наш путь, и далее мы уже ехали по царству тьмы до самого дома. Ехали, надо сказать, без особых приключений, что, несомненно, нас очень порадовало.
Эх! Замечательное состояние, когда ты возвращаешься домой из очередной поездки с чувством усталости и багажом новых еще не в полной мере осознанных впечатлений. Постепенно все утрясется, уляжется в сознании и выстроится в четкую и ясную цепочку дорогих сердцу воспоминаний. Не за этим ли мы отправляемся в дорогу?!
Бросили якорь у родной пристани в 23:26 с пробегом 545 километров и на этом поставили точку в нашем мимолетном «братском» уикенде.
Спасибо всем, кто нашел силы дочитать данный отзыв до конца! Возможно, я допустил некоторые неточности в описании увиденного… Исправляйте, дополняйте, пишите! Буду очень признателен!