|
В принципе, писать отчет не планировалось, ибо на подобное направление писано - переписано сочинений, и едва ли есть шанс выглядеть оригинально. Однако проехав по маршруту, пришел к выводу, что несмотря на обилие писанины ошибки у автопутешественников одни и те же. Поэтому все же решил засесть за сей «фундаментальный» труд. Может, хоть кто-то изменит взгляд на некоторые кажущиеся ему незыблемые вещи. В прошлом я бывший «дальнобой» и за 35 лет своей работы, кажется, поднакопил кое-какой опыт, чем и пытаюсь поделиться. Будет это кому-то полезно или нет, решает каждый сам, на истину в последней инстанции не претендую.
Данный опус может быть интересен жителям Смоленска, Пскова, Брянска (мы сами из Брянска) Курска или Белгорода. А так же восточной части России. Те, кто едет из Москвы, едва ли будут радикально менять свой маршрут, просто экономически не целесообразно. Проще и дешевле оплатить платные участки. Предвосхищая возражения некоторых оппонентов, сразу оговорюсь — цель объехать платные участки и тем самым сэкономить какие-то деньги не ставилась. Оно того не стоит. Ставилась цель минимально стоять в пробках. Нам с женой сам процесс езды уже вызывает удовольствие, а посему, нужно от отпуска получать удовольствие по максимуму.
Итак, долгожданный отпуск наконец подписан шефом, и потекли дни в календаре до первого августа. Поскольку 30 и 31 июля приходилось на выходные дни, решили с супругой не тянуть время, а выехать 30-го утром пораньше, чтобы как можно дольше проехать без изнуряющей жары и максимально использовать отпускные три недели.
Машина обычная — Газ 3102, Волга, в особой подготовке не нуждалась, так как резина была поменяна еще весной, колодки и прочие расходники заменены и неприятностей не ожидалось. Лексусов и Инфинити, к сожалению, в собственности нет, а из того, что есть, это оптимальный вариант. Для дальнего путешествия (а более 1000 км это уже дальнее путешествие) машина должна быть ПРОСТЫМ, ТЯЖЕЛЫМ СЕДАНОМ или УНИВЕРСАЛОМ. А еще лучше БУС. Это мое глубокое убеждение. Дело в том, что тяжелый седан или универсал, обладая достаточно длинной базой, уверенней ведет себя на дороге, не «козлит» и не «рыскает» в колее, следовательно, не доставляет водителю и пассажирам определенного дискомфорта. А простой машина должна быть еще и потому, что, увы, ломается все, даже Мерседес, и ремонт его вдали от дома мероприятие затратное и малоприятное. Волга (если вдруг что) в данном случае чинится на «коленке» в любом колхозе. Правда, это при наличии «рук из нужного места». Но с этим все слава Богу. Ну и грузоподъемность… Тут с Волгой разве что бусик может поспорить. Разговоры про «устаревшую» модель и прожорливую «баржу» считаю несостоятельными. Во-первых, в шестидесятые-семидесятые годы на Победах Москвичах и Волгах Газ 21 еще по грунтовкам ездили на юг, даже из Мурманска, и живы были, во-вторых, при полной загрузке и исправной машине средний расход 92-го бензина у меня вышел 9 литров на 100 км. Мотор обычный 402-й. Про инжектор вообще молчу. Средняя скорость по трассе 95-115 км/час. Машина легко идет и 120 и 140, но реально разгонять до такой скорости её негде. Скорость потока, увы, диктует свои условия.
Одна из самых распространенных ошибок многих путешественников — это желание как можно быстрее прибыть на юг (на море). И тут начинаются гонки! Потом прибывшие начинают хвастаться перед знакомыми и незнакомыми: «Я за 19 часов приехал! А я за 17!!!» Забывая о том, что, как правило, после такого марафона сутки, а то и больше, уходит на «отсып». Лично наблюдал картину (в эту поездку): мужик поставил ноги на капот своего авто (вполне, кстати, достойный кроссовер), руками уперся в землю, пятой точкой в небо, а супруга ему массирует икры ног. Зачем такие жертвы? Кому они нужны? Вы куда едете? На отдых или на работу? Мое личное, глубокое убеждение — если езда представляет для вас сложное мероприятие, которое вы стремитесь закончить как можно быстрее, езжайте поездом или самолетом! ЭТИ ЖЕРТВЫ НЕ НУЖНЫ НИКОМУ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ОНИ НЕ НУЖНЫ ВАШИМ БЛИЗКИМ. И вам легче, выспитесь в поезде (самолете), и рюмочку принять можно, и дорогу разгрузите.
Лично для меня, езда это нечто, что упрощает ходьбу пешком. Тем не менее, я никогда не пытаюсь ставить «рекордов» , при этом, повторюсь, я все же претендую на звание «профи», для меня езда это практически образ жизни.
Ну, это я отвлекся… Для нас с супругой отдых (отпуск) начинается с момента, как мы вышли из подъезда, загрузили вещи и угнездились в салоне. Нам совершенно неважно, сколько времени мы будем ехать «до моря». Оно не высохнет, проверено! Главное, чтобы это было в кайф! Более того. Мы не особые сторонники, как сейчас принято выражаться, «тупого» лежания на пляже. Нет, без этого, тоже не обойтись, но загорать для «очетности», типа «я был на море» это не про нас. Хотя с возрастом становишься ленивее — проверено.
Зная не понаслышке, что такое М4, маршрут мы с супругой составили так, чтобы на «Дон» выезжать только при необходимости. Старт был из Брянска в 4 утра, и пошли мы на Киев по М3 до Комаричей, далее на Железногорск, Фатеж, Курск, Белгород. Дорога там вполне приличная, по крайне мере, для Волги.
Планировалось выехать на М4 в районе Богучара, оставив в стороне Кантемировку. По пути решили заехать на Прохоровское Поле, давно собирались, но все как-то не складывалось.
Поворот в Яковлево, перед Белгородом на Прохоровское Поле.
«Катюша» достаточно заметный ориентир, так что проскочить — проблематично.
Перед ней налево и что называется — упретесь.
Жаль, внук в этот раз с нами не поехал. Было на что посмотреть. Но его тоже можно понять. Парню 16 лет, и зачем ему дед с бабкой? У него уже девчонки в голове.
Ждем теперь, когда другой внук подрастет. Пока еще мелковат для таких поездок.
Попробовали пшенной каши из полевой кухни, оказывается, вкусно!
И двинулись дальше.
Как показывает жизнь, вот эти межобластные дороги имеют вполне приличное покрытие, позволяющее ехать с достаточно высокой скоростью. Трафик очень небольшой, ремонты дорог иногда присутствуют, но ввиду низкого трафика, пробок практически нет. Поэтому сложностей в передвижении нет.
Ближе к вечеру мы выехали на М4 в районе Богучара и решили потихоньку искать себе ночлег. Ставить палатку в темноте в посадке вдоль дороги в наши планы не входило, значит, нужно искать кемпинг. Зная из опыта, что после заката солнца искать ночлег в кемпингах дело бесперспективное, особенно на М4 (всем спать хочется), заехали сразу в «Розу Ветров», мотель на границе Воронежской и Ростовской областей. Несмотря на то что было только 8 часов вечера, мы здраво рассудили, пока помоемся, поужинаем, туалет, будет 10. Лучше мы проснемся пораньше.
Основным критерием при выборе ночлега было наличие чистой постели и кондиционера. Все это удалось получить всего за 1500 рублей в этих комнатах. Замечу, в 20:00 мы забрали предпоследнюю комнату! Остальным, кто стоял за мной в очереди, повезло значительно меньше. Для тех, кто предпочитает отдыхать с комфортом, замечу — не пять звезд, конечно, но для «переспать ночь» вполне прилично. Душ, несмотря на то, что рассчитан на всех, вполне чистый, туалет тоже. Белье свежее, в комнате вполне прилично, кондюк работает. В душе полотенца дают. Иногда надо шугать бабку, которая смотрит там за порядком. Чтобы не забывала свои обязанности и меньше трындела по телефону. Но, в целом, нормально вполне.
Позволю себе еще одно отступление. Если уж ваша поездка предполагает ночевку — отдыхайте нормально! Это не тот случай, когда нужно экономить. Сон должен быть полноценным. В противном случае, на следующий день тело вам обязательно об этом напомнит, причем в самый неподходящий момент.
Утром, часиков в 5, умывшись и попив кофе, собрались и двинулись дальше.
Единственная пробка, в которую мы встряли на трассе «Дон», был ремонт дороги после Кущевки. Но не надолго, минут 7-10. А потом….. Как правило, все приключения на «пятую» точку начинаются со слов «Я знаю короткую дорогу», это и прозвучало в рации.
Волга есть Волга. Даже по кукурузе на ней достаточно комфортно. Зато пробку объехали!
Вставать в пробку в Джубге в наши планы тоже не входило, следовательно, ехать на Горячий Ключ не планировалось. В Березанской свернули на Выселки, с перспективой выйти на Усть-Лабинск. Однако на дороге увидели указатель, что мост через Кубань в Усть-Лабинске на ремонте, интернет сказал то же самое. Пришлось объезжать. С Адыгейска ушли на Понежукай, Белореченск, Апшеронск, Хадыженск. Места красивейшие! Ни грамма не пожалели. Оттуда на Шаумян. Не так он и страшен, как рассказывают. Конечно, на низкой пузотерке там ехать нужно осторожно, но вполне можно. Для русских машин и джипов, даже паркетных, вообще, нет проблем. Зато выезжаете в Туапсе, минуя все пробки. Еще одно преимущество Волги, которое, чувствую, вызовет сейчас зубовный скрежет у владельцев крутых и не очень иномарок. Типа, вот опять он со своей «баржей»
Баржа не баржа — а ни одного письма счастья ни из Краснодарского края, ни из Адыгеи!
Не провоцирует она на гонки. Как-то «неприлично», что ли, «зикать» на ней. Перед выездом стоял вопрос: Волга или Мерин, вроде и солярка подешевле… Настоял на своем. В 13 году одно письмо счастья Мерседес мне все же заработал под Краснодаром, вроде и не спешил…
Умывальничек… Была еще одна штука в машине. Уж теперь и не знаю — полезная или нет. Холодильник. С одной стороны, холодный квас и лимонад в жарищу — это нечто. С другой стороны — доигрались. Потом кашляли дней пять.
Ну, малость пыльно. Но вполне можно проехать. 3,5 км вверх и столько же вниз. И все, дальше опять асфальт. Фото сделано на обратной дороге. Назад шли там же.
Вершина Шаумяна. Как видно, люди тоже на Волге путешествуют.
Вот только из-за этого не люблю гнать на отдыхе. Ну, красиво же… Я, конечно, не такой уж супер-фотограф, но представление о том, что вокруг, думаю, даю.
Выехали в Туапсе. Уже начало темнеть, решили заночевать и утром ехать до места.
Здесь заночевали. За 2000 руб. номер с кондеем, душ, туалет в номере.
Конечной точкой маршрута наметили кемпинг «Берег» в Аше, 4 км не доезжая до Лазаревского. Туда и направились.
Смотровая площадка. Увы, дорожникам большой минус. Все загажено и неухожено. Зато какой вид! Здесь мы всегда останавливаемся. С 1982 года. Традиция уже…
Ну и наконец кемпинг…
Возможно, кто-то скажет — цыганский табор. Не спорю, похоже. Однако квартира нам и дома очертенела.
И море... А как без него.
Здесь мы отдыхаем уже несколько лет. Просто нравится. На вкус и цвет, как говорят.
Объявлениями «Сдается жилье» обклеены все заборы. На любой кошелек и любые удобства.
Можно просто поваляться на пляже, есть все «штатные» развлечения — банан, мотоцикл,
парашют, куча кафешек, экскурсии. Рядом, 4 км, Лазаревское, там дельфинарий, аквапарк и прочие всякие «южные» развлечения. Недалеко водопады, дольмены, «Берендеево царство», Мамедово ущелье. Кому этого мало, есть джипинг, точнее уазинг. За денюжку малую отопрут, куда угодно. Мы, правда, предпочитаем в основном сами, своим ходом . Дело не в деньгах. Просто никого не надо ждать. Море всегда или почти всегда чистое. Единственное неудобство (впрочем, кому как) — галечный пляж. Частный сектор от 300 рублей. Мы второй год предпочитаем палатку. Нравится. В «Береге» в этом году 250 рублей с человека, в «Астре» подороже.
Десять дней полного безделья. Как уже писалось, задачи загореть для отчета не ставилось. Ставилась задача отдохнуть. Поэтому купались в удовольствие, загорали не много, шатались по всяким интересным местам, благо их тут в избытке.
Буквально за день до нашего приезда здесь произошло ЧП. http://kubantv.ru/proisshestvija/shokiruyushhaya-istoriya-so-schastlivym-konczom-proizoshla-v-sochi/
Рядом в кемпинге стояли земляки из Брянска. Познакомились — подружились!
Кстати. Лишнее подтверждение моим словам. У Рено соседа накрылась медным тазом турбина…
Увы, все ломается. Турбина (точнее картридж) была по инету заказана с Москвы. «Удовольствие» обошлось в 15 тыс. руб. Доставили за полтора дня Бла-Бла Каром за 500 р.
Благо мужик с руками, за день сам поменял. Но неприятно…
Подробно описывать свой отпуск не буду. У каждого он свой. Кому что нравится. Развлечений на любой вкус и цвет. Здесь мы не первый год, много чего знаем, есть вопросы — пишите в личку, отвечу. Немного остановлюсь на самом факте, почему здесь, а не, скажем, Сочи или Геленджик. Участок Новорос — Лермонтово не нравится в принципе. Во-первых, природа… Мало чем отличается от средней полосы, разве что горы и море.
Но море, к сожалению, часто представляет из себя густой суп из глины, пакетов, презервативов и палок. Что и подтвердил коллега по работе на неделю раньше побывавший под Геленджиком. Во-вторых, насыщенность отдыхающими. В моем возрасте сложно быть эквилибристом, добираясь до воды и рискуя наступить кому-либо на ухо или гениталии. Берег, как правило, заселен чрезвычайно плотно. Связано это с тем, что народ, который едет с «Северов», как у нас принято говорить, перестает вообще соображать, как только видит море. И не важно, что порой, к воде нужно спускаться по веревке. Все! У людей переклинивает только от одного вида моря.
Не нравится Большой Сочи. То есть как Луна-парк вполне, сходить погулять — пожалуйста, но жить там отпуск — увольте! В Абхазию пока что-то побаиваюсь. Хрен его знает, отзывы весьма противоречивые. Когда были живы родственники в Сухуми, ездили с удовольствием, а пока… Годик-два подожду. Хотя на Рицу очень хочется. Уже лет 30 не были там. Вот и остается Лазаревское. Точнее, его пригороды. Для нас самое оптимальное. Развлекухи все те же, как и везде. Море чистое практически всегда. Народу в этом году больше, конечно, но не так, как в Джубге.
Народу в этом году значительно больше, чем обычно. Сказывается закрытая Турция и Египет. Цены… Ну, что тут сказать? Наверное, кому-то дорого, кому-то нет. Нам нормально. Вполне приемлемо. С собой брали примерно 60 000 + «заначка», с учетом бензина и развлечений всяких, домой привезли почти 20 000. На все про все ушло около 40 000. Бензин туда и обратно 14 000. Примерно 26 000 промотали. Пару-тройку раз жена готовила сама. Кофе тоже сам варю. Просто пью натуральный из кофеварки и достаточно крепкий. В кафе такого либо нет, либо по цене чугунного моста. Шашлык тоже, раза три- четыре.
А иначе что это за отдых? Мангал и свой есть, и в кемпинге дают. Мясо покупали в Совет-Кваже. Там мясная лавка, местные посоветовали. Не зря, мясо свежее и на выбор! Когда было совсем лень, ходили в кафе. Первое, второе и компот примерно 250-350 рублей на одного. Вполне бюджетно и ни разу не омрачилось посещением «маленького домика»! Пиво дорогое 80-90 руб. 0,5 литра, в розлив, впрочем, могу ошибаться, ибо в обычной жизни я его не покупаю, но вкусное и главное холодное. На что уж я совершенно индифферентно отношусь к пиву, но как холодный напиток — просто в кайф! Погода баловала. За 10 дней один небольшой дневной дождик, и то какой-то несерьезный.
Через 10 дней стали собираться назад. Выехали 10-го утром. Планировалось еще заехать в Саратов к родственникам.
Первая пробка ждала нас в Туапсе.
Пешеходные переходы... мать их..!
Поэтому, как только представилась возможность, сразу ушли в сторону Шаумяна.
После перевала по М4 практически без пробок. Перед Аксаем малость потолкались и в Рассвете. Но это, скорее, не пробка, а затрудненное движение. Причем, как правило, создаем его мы сами. Точнее регионы 77, 50, 99 и т. д. Тульские тоже этим грешат. Начинается езда по обочинам, каждый думает, что он-то уж точно самый хитрый и ловкий. И практически Шумахер по жизни. Только становится откровением для таких шумаХЕРов, что третий ряд, который они сами создали из обочины, вливается потом в один! И пробка становится еще плотнее. Ума не хватает понять, что пробка из ничего не возникает. Сколько уж писано-переписано, что самое оптимальное, двигаться в потоке. Нет! Каждый мнит себя самым умным!
Хорошо выручает рация и радар-детектор. К навигатору отношусь с большой осторожностью. Веры ему нет. Этот «китайский деятель» заведет туда, куда «Макар телят не гонял». Единственная от него польза, контроль скорости и расстояний до назначенной точки. В первый день задача была пройти Богучар и при возможности дойти до Калача. Тому имелись вполне обоснованные причины. Дело в том, что поток «назад» уже начал нарастать, и гостиничный сервис на это весьма быстро реагировал. Цены на ночлег по трассе «Дон» стали расти. Мы можем, конечно, позволить заплатить и 2 и 2,5 и 3 тыс. рублей за ночлег, но ради чего? Отдавать за две койки и 6-7 часов отдыха на них $50… Все стоит то, что оно стоит! Стоило только проехать 50-70 км от М4 в сторону и цены в гостинице становятся вновь адекватными.
В Калаче гостиничный номер обошелся нам в 1200 рублей. Выезжать рано утром стало у нас доброй традицией. Остановились в поле попить кофе. Солнце только начало вставать.
В десятом часу утра прибыли к родственникам. Через три дня выехали в сторону дома. Утром выехали в 5 утра, в 8 вечера были уже дома. Шли по маршруту Борисоглебск — Воронеж — Курск — Дмитровск — Севск — Брянск. Можно было с Воронежа на Липецк и Елец, как все. Но уж если решили без пробок, то уж до конца. По качеству дороги ничего не потеряли. По расстоянию километров на 50 дальше, это не принципиально. Главное всегда помнить — мы в ОТПУСКЕ!!!!
Отпуском довольны. Теперь до следующего лета.