|
Всем доброго времени суток!
Сегодня я решил немного себя расчехлить. В смысле, это моя первая проба пера о первом же автопробеге в сторону горного Алтая.
Сразу предупреждаю о двух вещах:
Давно было желание поехать, посмотреть природу России-матушки, стыдно даже: живем в Новосибирске, до красотищи рукой подать, а за свои 28 лет так там и не был. Маршрут был запланирован «галопом-по-Европам»:
Первая остановка на озере Ая, чтобы была возможность отдохнуть с дороги, немного перевести дух, искупаться, а оттуда уже ехать по трем отдельным маршрутам:
Как обычно планировали одно, а получилось... Как получилось, читайте ниже :)
Мысль сменить свою верную боевую подругу «Каральку» (она же toyota corolla) на кроссовер для поездки на Алтай родилась примерно в одно время с самой идеей поездки. Выбор пал по цене/комфорту/качеству на Renault Koleos. Можете кидать в меня камни за такой выбор. Авто не всем нравится внешне, но за время поездки я реально в него влюбился. Как раз под отпуск попался хороший вариант в Красноярске(!). Через десятое колено знакомых моих знакомых (Эскандар, если ты это читаешь, то спасибо тебе большое ещё раз! =) ) мне посмотрели машину и, как только совпали звезды и были обговорены все необходимые моменты по сделке, мы рванули в Красноярск на поезде. В течение суток мы были уже в Новосибе на своем, как называет его жена, Колясике (вообще-то, он Колян, ну да ладно).
Отдых планировался попеременно: машина/палатка/базы. В машине есть система easybrake — ровный пол в одно движение. Для меня с ростом 182 места в длину маловато. Задние сидушки ограничивают этот самый ровный пол на отметке около 165 сантиметров. Можно было снять сидушки, но решили оставить все на месте, т. к. на пол были уложены подушки от советской софы, что немного выравнивало пол и сидушки. Забегая вперед скажу, спать было вполне комфортно.
Начнем о самой поездке.
День 1. Недоброе утро. Недобрый день. Добрый вечер
Выехали около 6 утра. День начался не радужно, попали в пробку на большевичке, ремонт дороги усугубился смертельным ДТП, стояли недолго, но осадок остался... Переведя дух, в очередной раз напомнив себе, что нас ждут дома, поехали дальше. Пока ехали по Алтайскому краю, попался на превышении скорости 110 вместо 80, сотрудник ГИБДД немного рассказал мне, как ехать дальше, что посетить и, напомнив про скидку при быстрой оплате штрафа, отпустил меня с миром. На вопрос, много ли ещё его коллег по дороге, ответил: «Много». На территории Алтайского края меня снова ждала подобная большевичке картина, только уже без ремонта дороги. День какой-то был... нехороший, короче. В итоге, все его коллеги были в месте столкновения и ни одного экипажа, кроме этого ДТП, я больше по дороге так и не увидел. Ездят иногда товарищи, и местные и не местные, так, будто сохранились. Обгоны вслепую на поворотах, в конец подъема за здрасьте..
Про дорогу хочется отметить следующее: дорога хорошая на всем протяжении, местами даже 4-полосная, много камер на столбах освещения. Не знаю камеры или радары, но что-то есть. Есть такой момент в дороге: едешь себе едешь, а потом раз! и красота со всех сторон. Как-то незаметно, но резко понимаешь, что тебя окружает та самая природа, а впереди та самая дорога по серпантину вдоль Катуни, ради которой ты сюда ехал. Виды классные.
По приезде на место (приехали около 14 часов) планировали остановку на базе «Глобус». Не тут-то было. Нам посоветовали не бронировать ничего заранее, да я и не собирался. Но как выяснилось по приезде, на «Глобусе» мест нет совсем. Довольно уютно, но занято. Проехали по ближайшим базам: нормальных мест вообще нет, но один номер за 1200 руб. (+ 150 рублей парковка) есть. Там просто две койки и все (чайник, душ и прочие удобства вне номера и за отдельную плату от 50 руб. и выше). Палаточное место стоит 450 (+ 150). Ценник, по мне, конский. Тем более, что от озера я ожидал гораздо большего. Повторюсь, мнение сугубо личное: маленький перенаселенный лягушатник с неоправданно завышенными ценами. После долгих переговоров с администратором базы (кажется, «Дикий берег») решили ночевать в машине, оставив ее на парковке за 150 рублей. Т. к. первоначально приехали на «Глобус», машину надо было перегнать на их стоянку. Перегнали. Заходим оплачивать 150 рублей. Теперь (спустя 5 минут) уже цена такая: 150 парковка +100 рублей с человека за проход на озеро. (Цитата, которая сделала мой день (произносить с придыханием): «Молодые люди, ну вы как хотели. Ну, это же АЯ(!). Ну, мы же чистим озеро. Ну, я лично не чищу. Но люди чистят». Зная законы, но соблюдая правила приличия, предлагаю 250 рублей за все про все и по рукам. И снова не тут-то было. «Вы со мной из-за 100 рублей торговаться будете?».
После этих слов я уже конкретно психанул, развернулся и уехал. На «Бирюзовую Катунь». Это искусственное озеро, расположенное в ОЭЗ (особой экономической зоне). Вход на озеро стоит 250 рублей с человека. Ничего особенного, народу на кв. м поменьше, но тоже необоснованно дорого. Въезд, кстати, на территорию ОЭЗ тоже платный в дневное время 100 рублей, а вот ночью заехать можно бесплатно. Вечером приехали на берег Катуни расположились, пожарили шашлычки, выпили за то, что добрались, еще раз посмеялись про Аю и на боковую в машину. (Платить надо везде, за ночлежку, будь то палаточное или парковочное место, на берегу 250 руб., как с куста, но зато реально чисто, убирают и забирают мусор, поставили туалеты, кое-где сколочены столики, но это, скорее всего, дело рук отдыхающих).
День 2. Крутимся-вертимся возле Чемала
На территории ОЭЗ находится та самая Тавдинская пещера. Точнее, там целый комплекс этих пещер. Поехали смотреть и слушать, как и где жили, прятались и готовили наши далекие предки. Экскурсии делятся на 3 варианта: 1 час (прогулочная, в пещере даже свет проведен), 4 часа (с базовым снаряжением по нескольким пещерам), 10 часов (еще больше пещер + спуск по отвесной скале, если я все правильно понял). Взяли часовую экскурсию, в принципе остались довольны. Это либо нравится, либо нет. Мы оказались равнодушными, но первый час интересно, а потом все закончилось. :)
Экскурсия подойдёт для людей практически любого возраста. В составе нашей группы шла молодая пара с ребенком, которому было всего 10 месяцев, он, конечно, не совсем самостоятельно преодолевал путь, но все же это говорит о том, что экскурсия не требует особых физических навыков. Самое сложное в пещерах, преодолеть 10-метровый «гусиный» проход. «Гусиный», потому что преодолевается гусиным шагом.
Посетив места обитания наших предков, поехали дальше по маршруту, а точнее на о. Патмос.
Небольшой копипаст с Вики: Остров был освящен в 1855 году, а в дальнейшем на нем был построен храм. Остров посещал митрополит Макарий. В 1920-е годы храм был уничтожен, а в 2000 году построен заново как храм апостола Иоанна Богослова. В 2001 году передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю. В настоящее время там проводятся службы, остров может посетить любой желающий. С самого мостика виден образ Богородицы, высеченный в скале монахиней Барнаульского Знаменского монастыря скульптором Фелофеей. Сразу, ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, выполненную в нише скалы..
Икона с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере.
Простояли около часа в очереди, т. к. я ожидал, что там хоть где-то можно пройтись. Пройтись нельзя, там только храм и заборчик (знал бы, ждать бы не стал тогда, сейчас понимаю, что не зря стояли, либо тогда, либо никогда). Отправил жену свечку поставить, сам не пошел. Долго так ждать, потому что ходить можно только по 6 человек поочередно на вход и на выход с острова. Мост для впечатлительных качается очень сильно, для меня терпимо. В одной руке зеркалка, в другой смартфон — полет нормальный. Не, не с моста =), по мосту!
После Храма пошли пешком по козьим тропам смотреть впадение Чемала в Катунь и саму Чемальскую ГЭС. Места впадения зрелище интересное, два абсолютно разные по цвету потока сливаются в единое целое. На словах так себе, а выглядит очень даже классно!
Чемальская ГЭС в данный момент совсем не функционирует, вам об этом с удовольствием расскажут за 150 рублей местные гиды и даже покажут машинное отделение и расскажут о истории создания ГЭС, а так же самой курортной зоны. Для общего развития сходить можно, я не пожалел ни потраченных денег, ни времени. На удивление, в непосредственной близости с ГЭС функционирует кафе быстрого питания с неплохой кухней и приятными ценами.
К вечеру начали искать место для ночлега (мест мало, но нашлось местечко и для нас), остановились в месте под названием «Клевая поляна». Цена 2500, душ, раковина и сраковина. Кухня и чайник общие, мангалы, беседки, берег Катуни. Баня 1200 час или около того. Впечатление о базе осталось приятное, если не смотреть на цену.
День 3. Бесплатное пособие «как переночевать за 1500 рублей в своей машине» =)
Продолжаем активный отдых. Собираем манатки и едем в сторону Чуйского тракта. Первая точка — зубровый заповедник (кстати, забыл отметить, по всей республике Алтай стоят указатели на достопримечательности). Поворачиваем у указателя, едем 3-4 км по легкому бездорожью. Приехали, ворота закрыты, карантин... Ну, неужели нельзя поставить щит или еще как-то предупредить туристов?! Едем назад, разворачиваем по пути еще 4 машины. Дальше ботсад, решаем заехать на обратном пути, взять саженцы, семена, иначе все растения не доживут до Новосиба. Едем мимо. Природа красивая, но не останавливаемся, ждем чего-то эдакого, Семинского перевала, например. Приехали. Несмотря на то, что это высочайшая точка в дороге (высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км), ничего сверхъестественного вы здесь не увидите, так как вокруг равнина. На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
Стела к 200-летию вхождения Алтайского народа в состав России.
Чуть в стороне композиция из камней, про значение которой я вам не могу рассказать, т.к. не знаю.. На перевале полно торговцев всякой всячиной, вплоть до хариуса.
Супруга вписывается в непонятную композицию из камней.
Присутствует такая вот забавная штука для фотографий (10 рублей).
Кстати, хочу вас предупредить: хариус не всегда хариус, а мед — 99% не мед. Это относится не только к перевалу. За перевалом ценник становится более чем гуманный, как на отдых, так и на еду.
Когда совершаешь следующий марш-бросок от перевала до перевала, вот тогда начинаются настоящие горные виды, настоящие серпантины и по-настоящему хочется остановиться наслаждаться видом и фотографировать, не уезжая. Но, как всегда есть это «НО». НО №1 — надо ехать, НО №2 — сколько ни фотографируй, не передашь тех ощущений и того масштаба. Там надо быть и это надо почувствовать!
Неподалеку от перевала Чике-Таман.
Результаты небольшой фотосессии во время остановок по пути между перевалами:
Купание в одной из горных речек. Течение даже на мелкой воде достаточно сильное.
Заканчиваем фотосессию, продолжаем движение. Следующий пункт назначения в навигаторе — вид на снежные вершины, неподалеку от деревни Чибит. А вот слона-то мы и не приметили. По дороге видим точку в навигаторе — достопримечательность «впадение Чуи в Катунь». Изначально в планах посещения это место было, но потом заигралось-затерялось. Чтобы дойти до места, где видно само слияние рек, придется немного прогуляться. Многие люди просто не доходят до точки, откуда все хорошо видно, ограничиваясь фотографиями на ближайших возвышенностях. Там тоже красиво, но все-таки немного не то. Много не то =)
На площадке, неподалеку от слияния рек.
Теперь уже едем смотреть на снега. Если ни разу не видел подобного вживую — то, реально, впечатляет!
Впервые в дороге видим снежную вершину.
Много что впечатляет, например, когда облака ложатся на горы или застревают на вершине. Для меня, жителя равнинного мегаполиса, это было, мягко сказать, в диковину. Полюбовались и хватит, тем более, что дальше нас ждал водопад, которых лично я в своей жизни ни разу не видел вживую. Прямо по ходу Чуйского тракта посещаем водопад Ширлак (напомню, он же «Девичьи слезы»). От дороги до водопада всего метров 150, но все равно очень красиво (при этом достаточно людно). Несмотря на жару, наверху у водопада приятно веет прохладой.
Водопад Ширлак (Девичьи слезы) (фото 1).
Водопад Ширлак (Девичьи слезы) (фото 2).
Если не торопиться в дальнейшей дороге на авто, то можно увидеть несколько родников, где можно набрать воды. Некоторые из них отмечены как достопримечательности и имеют свою историю и свои легенды.
Ночевали в этот день в съемном домике в Акташе. Туристов уже намного меньше, но и мест, где можно остановиться, тоже меньше. Искать стоянку начали поздно, поэтому остановились на первом попавшемся варианте, а именно домик за 1500. Домик представлял из себя одну большую комнату, с кухней на веранде. В комнате 6 или 7 кроватей. Внешне довольно чисто, уюта мало. Но пообещали баню за 100 рублей с человека и мангал. Платим деньги, остаемся.
В итоге «живой» экземпляр среди кроватей только один — металлическая двухъярусная кровать. Остальные убитые в хлам, качаются по всем осям. Замечаем животную активность в виде муравья, жука и еще какой-то дряни. Раздаем каждой твари по харе :) В дальнейшем все в этот вечер складывается неудачно. И шашлык не жарится, и баня градусов 60-70 (в предбаннике муравьев орда, они строем шныряют по одной из стен). Ужинаем с горем пополам, ложимся спать. После 10 минут в комнате перемещаемся в машину, не выдержали соседства живности. Вот где комфорт, вот где уют и спокойствие. Вот так мы за 1500 переночевали в собственной машине =) Отрицательный результат — тоже результат. В следующий раз будем смотреть внимательней, где останавливаться.
День 4. Как нас вид с заду обошел
Сваливаем с утра пораньше из этого гиблого места. Пора бы уже и искупаться, озеро посетить. Как раз следующим в списке идет гейзерное озеро, да вот только температура его около 5 градусов выше нуля. Купались только самые отчаянные. Нас среди их числа не было, мы просто любовались тем, что было создано природой-матушкой, да запечатлели себя на фоне этой красоты.
Вода высокая, поэтому самих подземных источников видно не было, но замысловатые рисунки на дне получаются именно из-за этих самых источников. Одеваться сюда можно просто по погоде, сейчас там уже протоптана туристическая тропа, проход через базу до тропинки стоит 30 рублей с человека. Пока работает правило, чем дальше в лес, тем больше дров, надо ехать =) А именно, пока нет сожаления о том, что поехали в такую даль, чем дальше едем, тем лучше виды. Подъезжаем на обзорную площадку под названием «вид на Северо-Чуйский хребет». Едем, охаем и ахаем, какая красота, какой вид, какая панорама. Восхищаемся видом до тех пор, пока не поворачиваем голову назад XD Вид-то сзаду нас обошел. Вот это реально красотищщщщща!
Площадка чуть в стороне. Как и везде, проезд платный, частная территория. Специально вспахали полосу вдоль дороги, но денег нам было дать некому, а искать хозяев было лень. Проехали по месту для «платного» проезда. Вот пара панорам и серия фотографий прыгаем вместе =)) Пульт дистанционного управления фотоаппаратом на солнце работал в радиусе всего около 2 метров, прыгали по времени, при этом я сдавал экзамен по челночному бегу к камере и обратно. Прыгали в одно время, только, похоже, в разных часовые поясах.
Вид на Северо-Чуйский хребет.
Вид, от которого мы охали и ахали изначально. В общем-то, тоже неплох.
Верный и надежный друг и товарищ.
Дальнейшая дорога особого смысла не имела по двум причинам, причем одна вытекала из другой. Приехали в конечную точку по навигатору, так как карту не составили. Точка как достопримечательность называлась «цветные глины».
Цветные глины в естественной среде обитания.
Посмотрели глины: ну да, ну цветные. Перед тем как садиться в машину заглянул на заднее сиденье, смотрю — колбаса. Спрашиваю жену, зачем нам колбаса на заднем сидении, попутно вспоминая, откуда у нас, вообще, колбаса. Тут же вспоминаю, что это как раз камушек той самой цветной глины красного оттенка. Реально похоже, несколько раз потом еще подгонялся. Ситуация нас позабавила.
Потерял на этих глинах крышку на объектив. Минут десять искали, оказалось, положил на крышу авто, пока залазил фотографировать, и забыл. Вспомнил, когда ехали уже 110 км/ч и получили удар крышкой в пятую дверь. После этого искать ее стало снова бессмысленно. Придется ещё сюда вернуться, подумали мы. («Я уж точно сюда так больше не попрусь», —подумала она =) ) В отсутствие какой-никакой карты и в расстроенных чувствах, проезжаем в обратном направлении мимо марсианские пейзажи и Красные ворота... Столько ехали и... едем мимо. Ну что ж, бывает. Алтай можно посещать вечно. При нас на гейзерное озеро приехали девушки в четвертый(!) раз. Они нам и рассказали про то, что в этом году вода высокая. И ещё тянет путешествовать снова и снова, говорят.
Несколько пейзажей с обратной дороги:
Пейзаж третий. Безмолвный.
На обратном пути посетили ещё два водопада. Точнее один посмотрели издалека, второй действительно посетили. Пришлось поплутать в поисках дороги к этим водопадам. Переехав мост, мы сначала поехали вдоль Катуни налево. Приехали по накатанной дороге в тупик. Развернулись на очень маленькой площадке, с одной стороны заросли и пни, с другой какая-то мелкая речка. Дна не видно, но речки этой определённо хватит, чтобы оставить нас без машины, если действовать неаккуратно. Теперь держим курс направо, подтвердив этот курс сведениями из интернета. Иногда интернет то появляется, то пропадает. Ехать до первого водопада примерно 2,5 км, до второго, более крупного водопада, еще столько же. Немного напрягает, что мы едем все это время абсолютно одни. Машина хоть и 4WezDe, встань где-нибудь и пиши-пропало. Шанс сесть был: на одной из развилок уехали не туда и приехали к заболоченной дороге. Выйдя из машины, оцениваю дорогу — дальше ехать нельзя. Ездим уже около часа или полутора в поисках водопада. В объезд доезжаем до какой-то поляны, открываем окна — слышим шум воды. Около 5 минут пешком и вот он! Сказали, что водопад большой, а он так себе, подумалось мне. Жена уходит в машину, я остаюсь фотографировать. Снимаю несколько кадров, поднимаюсь выше по течению воды и вот он, красавец! Масштаб на фотографиях передать толком не удается, но водопад довольно мощный и высокий (как мне показалось сам водопад высотой метров 12-15).
Водопады эти находятся на реках Большая и Малая.
Долгожданный водопад на реке Верх Карасу.
Долгожданный водопад на реке Верх Карасу.
Преодолеваем мост, который особо не внушает доверия в обратном направлении.
Дальше останавливаемся лишь для того, чтобы набрать воды на святом источнике и едем до самой ОЭЗ, минуя оба перевала, мимо зубров и мимо ботанического сада. Ехали очень долго. Хотели остановиться на ночлег, но рано останавливаться не хотелось, так как путь далекий, а времени мало, ну а вечером места нам уже не нашлось. Ночью с непривычки ехать тяжеловато, скорость уже не 100-130, а 80-100. Не ужиная, заваливаемся спать, дорога утомила очень сильно.
День 5. Улыбаемся и скачем
Просыпаемся относительно поздно. Еще в первый раз, когда останавливались в ОЭЗ, заметили указатель на столовую: «Вкусно и недорого!», направляемся туда. Оба факта могу оспорить — за 2 жареных яйца, две сосиски и компот отдаем по 200 рублей. Двигаем в сторону Чемала, там нас ждут, пока еще непокоренные нами, Каракольские озера. В поисках места для ночлега (в этот раз начали искать с утра) тратим около 40 минут. Находим концентрацию неплохих усадеб в одном месте: «В гостях у сказки», «У Мишани», «Лучкан». Места есть только в «Лучкан». Ценники немного разные, но очень гуманные для этих мест. 1400 за стандартный номер с душем и туалетом. Микроволновка, чайник, холодильник — общие. На территории уютно, пострижен газон, присутствует маленькая речка, отделяющая зону проживания от зоны отдыха, которая включает в себя несколько беседок и площадку для игры в бадминтон (при желании можно и погонять в волейбол). В близкой шаговой доступности берег Катуни. В прайсе заказ на баню от 2 часов, по факту можно заказать и от часа. Цена 750 рублей, в них входит веник и чай. Баня небольшая, но в ней жарко. По питанию: питание не включено, но его можно заранее заказывать (завтрак 200, обед 350, ужин 300). На машине можно доехать до столовой, их неподалеку две. Там реально вкусно и недорого. Один из главных плюсов — владельцы усадьбы, очень приятные люди. В общем, рекомендую это место для отдыха.
Решаем останавливаться на несколько дней сразу. В этот день релаксируем — едем на конную экскурсию к маралам. (Странные люди, которые заведуют этим местом, света нет неделю — мясо взвесить на продажу не могут. Думаю, не я один имел желание подарить им механические весы). Прогулка у маралов раззадорила нас покататься на лошадях еще, никто из нас не ездил верхом, поэтому нам стало очень интересно продолжить конную прогулку. То, как мы катаемся на лошадях, привело нас в полнейший восторг. Если вы никогда не сидели в седле, а ваша половинка в этом деле такой же профан, то очень рекомендую вам прокатиться верхом «трусцой», фишка в том, чтобы посмотреть сзади друг на друга. Скачешь в седле, извиняюсь, как поплавок в проруби, да что там какой-то поплавок, гораздо лучше! Я первый ехал сзади и просто не мог успокоиться, так вот мне было весело. Потом я предложил посмеяться супруге и обогнал ее. Восторгу не было предела XD. Колбасит всего, от и до. На следующий день сильно разболелась спина, но это у меня слабое место, думаю, не каждому это грозит. Следующим пунктом ищем человека, который отвезет нас на Караколы. Останавливаемся у одного из щитов, звоним — отвечает ребенок, говорит, что возят по 4 человека до самой горы по 1500 с человека (стандартный ценник 2000 за такую услугу). Нас всего двое, попутно знакомимся с парой из Новосибирска, стоящих у следующего щита. Договариваемся ехать вместе. Вечером созваниваемся с самим водителем, с компаньонами, все остается в силе. Выезд в 7 утра.
День 6. Серёга. Экстрим. Каракольские озера
После поездки на Караколы я вывел несколько правил:
Нарушаем первые два правила и... сначала переносим дорогу с небольшим, но ощутимым дискомфортом, а потом нам оказывается нечем снять стресс по приезде на гору, благо наши компаньоны в этом деле более продуманные. Привет. Андрей! Привет, Таня! =) Откуда стресс? Дорога просто ужасная. Если поначалу кажется, что можно было поехать и на своей машине, то заезжая все дальше и дальше, понимаешь все больше и больше, что на машинах, кроме УАЗиков и ГАЗ-66 там делать просто нечего. Для меня УАЗ теперь эталон автомобиля :D Ехали по таким дорогам, которые я дорогами бы назвать не взялся, а покажи мне наш путь до выезда, я бы сказал, что тут, вообще, машина не проедет. До верха добираемся без происшествий, преодолев 5 или 6 бродов по реке, в одном месте не просто брод, а прямо по руслу реки лежит путь.
По дороге Серега (наш водитель, персонаж очень и очень веселый) рассказывает нам про то, что в одном из этих бродов во время наводнения 2014 года перевернулся ГАЗ-66, который не успел проскочить до подъема воды, в итоге с тремя трупами. Про то, что кроме поездок на озера и подработок в лето заниматься там в остальное время вообще нечем, так и живут от сезона до сезона, вообще, много чего рассказал. Пока мы думаем, что дорога плохая, Серёга говорит, что тут Хайвэй, и «нормально всё!», дальше хуже будет. Дальше хуже. Но Серёга снова говорит, что «нормально все!», это асфальт. И так далее. Вообще, слоганом нашей поездки было «нормально все!». В гору ни разу не застряли, а что такое плохая дорога мы узнали на обратном пути, но об этом чуть ниже.
Не успели мы приехать, как пошел дождь, короткий, но ощутимый для глиняной дороги. Переждали и пошли гулять по озёрам. Начинается экскурсия с пятого озера, всего их семь. Четыре из которых выше по течению, а два ниже. Сразу скажу, мы посетили только те, что выше по течению. Места красивые, с природными контрастами. Встречаются деревья, растущие просто на каменной скале. Рядом с двумя озерами лежит снег, что очень впечатляет. Вода в озерах очень холодная, по известной мне информации от 2-3 до 9 градусов от верха к низу. По пути к озеру №1 можно встретить и вековые деревья, которые мне и в три обхвата не объять.
Дорога наверх представляет из себя попеременно то тропинки в растительности, то тропы по камням, большим и малым. Преодолевая путь, не забываем наслаждаться флорой, которая нас окружает. Самое колоритное и красивое озеро под номером 2, очень красивое по цвету воды, очень контрастное — с одной стороны снег и горы, с другой зеленая растительность. В основном в нем и купаются. Мы не отказали себе в таком удовольствии. Вода огонь! А когда выходишь из воды — ЖАРА!
Купаемся в ледяной воде, на переднем плане снег.
Соответственно, самая чистая вода в первом озере, там многие набирают себе воду в дорогу, реже — купаются. Вдоволь находившись по горам и насмотревшись на озера, возвращаемся назад к нашему УАЗу.
Как только двинули в обратку, стало ясно, дорога будет интереснее. Намного интереснее. Так и вышло: по мягкой глиняной дороге многие места стали очень трудно проходимыми, уже спустя 10-15 минут от стартовой точки мы первый раз поменялись с авто ролями. Машина села, а мы встали, рядом. Не без труда и не без помощи другого УАЗа, под бурные возгласы наших барнаульских попутчиков (привет, Барнаул!), наш УАЗик с нашим Серегой из колеи выбрался, мы погрузились обратно и под слова «нормально все!» поехали дальше. Задом метров 30. Оказалось, повернули не там. В дороге встретились нам туристы на квадроциклах, чтобы с ними разъехаться, мы поехали не по той дороге. К слову, подъем на Озера на квадроциклах стоит 15000 рублей! Застрять в обратной дороге нам пришлось еще не раз.
Очередная остановка. Сидим на мостах.
Каждая остановка сопровождалась предположениями, что мы нашему водиле за экстрим доплачиваем. Несколько раз было ощущение, что вот-вот и ляжем на бок. Мы прокладывали новые дороги через кусты, ломали и без того сломанные деревья, но продолжали путь домой. Мы местами очковали, а другие нам завидовали, но уже не местами, а на постоянной основе. В один момент идущий впереди нас УАЗ в крутую гору заехал, но его стянуло задом с дороги в бок. Смотрелось эффектно, выбрался он с трудом, но самостоятельно. После такого зрелища мы потеряли одного пассажира, который добровольно эвакуировался и пошел в этот подъем пешком. Вообще, после дождя машина становится неуправляемой, руль крути-не крути машина едет туда, куда сама считает нужным. Словами всех эмоций от этой поездки просто не передать, если бы я умел хорошо писать, то об этом дне можно было бы написать если не книгу, то главу из книги точно можно было бы посвятить! Если вы любите красивую природу и особенно, если вы любите Offroad и экстрим, эта поездка для вас. Скорее всего, можно было обойтись и без экстрима, но не видать нам тогда столько эмоций. А дело в том, что там есть конкретно подготовленные, лифтованные машины с очень высокой резиной.
Весь тюнинг нашего УАЗа был в дополнительных рессорах и грязевой резине. Ах да, еще ключ на 12 между рычагами включения понижайки и подключения полного привода, он работает как распорка, чтобы ни то, ни другое не вылетало в дороге. Такой вот тюнинг.
Наш обычный, почти заводской комплектации, УАЗ.
Поначалу кажется, что водители там просто рубят бабки. Но по дороге назад начинаешь понимать, что это тяжелейший труд. Уже на половине пути назад появляется ощущение, что ты (а ты просто пассажир) занес всех на гору на руках, а потом спустил всех с горы обратно таким же образом.
К семи часам вечера мы были у себя на базе. Днем договорились с товарищами по экстриму сходить в баню, но сил уже не было. Включили все возможные резервы, и все-таки баня удалась. Как и, вообще, весь день удался.
День 7-9. Как нас силы покинули
Дальше пошел отдых лежачий, если не считать посещение Камышлинского водопада. Проход по мосту через территорию турбазы «Царская охота» 150 рублей, можно на лодке добраться прямо до места (около 300-350 рублей), дороговато, но водопад красивый.
Фото Камышлинского водопада с супругой для масштабу пущего.
Рядом с водопадом продают вкусные беляши и травяной чай. Чтобы все посмотреть и попробовать, придется пройти около 2,5 км от моста. На самой же турбазе можно посмотреть на Аил — алтайское национальное жилище, живого медведя, фонтан и еще что-то там. База сама по себе привлекательная, но не из дешевых. Ездили купаться на оз. Манжерок. Местные про него сказали, что озеро — это болото, где квакают лягушки. На деле озеро, если и уступает хвалёной Ае, то самую малость. Только вот из воды выходишь грязным, дно илистое, и ил сильно поднимается со дна, так как дно достаточно пологое. В аренду можно взять разного вида катамараны, с горками, с верхом, без верха. На озере так же много водяных лилий, которые рвать запрещается. Впрочем, купаться тоже запрещается. Народу немного. Если захочется покушать, рядом есть плов и шаурма с сопутствующими товарами. Мы хотели проехаться на канатной дороге, очень рекомендовали нам эту дорогу, но в день посещения нами озера была профилактика, а потом я заболел. На момент написания данного материала последствия ангины еще не прошли бесследно. Полтора дня пришлось провести в номере, спустя неделю с маленьким хвостиком мы рванули домой в столицу Сибири. На Телецкое ехать планы и без болезни отпали, решили, что хорошего по-маленьку. Будет еще время посетить одно из чудес природы.
Несмотря на то, что на туристах наживаются, как могут, общее впечатление у меня осталось сугубо положительное. Понравилось отношение к туризму и туристам, состояние дорог, люди, указатели на достопримечательности и таблички с описанием. Власти реально заботятся о том, чтобы туристам было комфортно при посещении Республики Алтай. Дороги, на удивление, делают почти поголовно русские. Делают качественно и на совесть. И понравилось возвращаться домой. Как ни крути, в гостях хорошо, а дома лучше...
Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте. Мог что-то упустить или о чем-то не рассказать. Спасибо, что осилили мои многоБуКаФФ. Всем добра!