Город над вольной Невой

12.07.2016 | 28966 просмотров

Года два назад я впервые задумался о том, что было бы неплохо проехаться по самым интересным местам родной области и поделиться своими впечатлениями, здесь на сайте. Но дальше идеи это не доходило, то времени не было, то желания. Куда-то я, конечно, выбирался, пару раз за лето, но этого было явно мало. В этом году, где-то в марте меня поставили перед фактом — отпуска летом не будет. Это меня, конечно, расстроило, ведь определенные маршруты для новых путешествий уже были проработаны, но вскоре я пришёл к мысли — ведь выходные у меня никто не отменял, значит, я вполне могу посвятить их поездкам по местным достопримечательностям. Забегая вперёд скажу, что 2 недели отпуска мне в конечном итоге всё же дали, в июле снова отправимся в Грузию. Но об этом позже.

Я долго сомневался, а подходит ли формат моего отчёта для раздела «автопутешествия», но в конечном итоге решил, что свои поездки я буду совершать всё же за рулем автомобиля, а не на электричке, или верхом на осле, поэтому — почему бы и нет? Тем более, что каких только отчётов не видел данный сайт и его читатели.

Первоначальный замысел — проехаться по интересным местам Ленинградской области и пригородам Петербурга я решил немного разбавить описанием Северной столицы, мысль эта появилась после прочтения этого отчёта. Поэтому в первой части будут в основном мои прогулки по Санкт-Петербургу, постараюсь показать места, о которых вы, возможно, не слышали, или не уделяли им внимания в своих поездках в этот город, дам несколько подсказок, а также затрону гастрономический вопрос. Всё это безусловно исключительно моё мнение, мои ощущения и верить им или нет — пусть каждый для себя решит сам.

Задумавшись о том, что было бы неплохо распечатать накопившиеся во время путешествий фотографии из разных стран, городов я обнаружил, что за всё это время так и не сделал ни одной «фотосессии» своего города. Это показалось мне просто преступлением, так что, вооружившись фотоаппаратом, я отправился на прогулку. Так уж совпало, что первый раз я выбрался в центр в День Победы.

Но начался этот день для меня во Всеволожске, это небольшой городок в 25 километрах от центра Петербурга, в котором я живу. Праздничные гуляния 9 мая здесь начались в 10 утра, люди на центральной площади смотрели трансляцию парада победы из Москвы. Я же сразу отправился наверх, на Румболовские высоты, которые мы, местные, обычно называем просто «Румболовка», где должно было пройти возложение цветов к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто».

Подъем начинается от памятника «Румболовская гора»:

Этот монумент входит в комплекс мемориальных сооружений, посвященных Великой Отечественной Войне — Зелёный пояс Славы. Некоторые из них в дальнейшем будут опубликованы в отчёте про Ленинградскую область.

На вершине еще один памятник — «полуторке» и памятный столб 10-го километра Дороги Жизни:

На праздничных гуляниях помимо ветеранов был еще один персонаж, приковывавший общее внимание, я не удержался и тоже сделал кадр с этим мальчиком в гимнастёрке:

К полудню праздничное шествие достигло вершины:

«Бессмертный полк» — акция, которую я считаю самой удачной из всех, связанных с победой в войне, уже второй год проводится во Всеволожске:

Тяжело назвать точное количество участников, но мне показалось, что не меньше 500, что для такого небольшого города как Всеволожск, на мой взгляд, достижение. В акции принимали участие как молодые, так и пожилые люди, преодолевать подъем которым было крайне трудно, некоторые шли в военной форме, а погода в эти дни установилась жаркая, пекло солнце. Можно лишь восторгаться их мужеству и желанием почтить память ушедших.

А я двигаюсь дальше, по Дороге Жизни в сторону центра Петербурга. Необходимо сделать отступление и рассказать о транспорте. Дело в том, что зимой я расстался с автомобилем, сопровождавшим меня во всех моих приключениях — Renault Megane был продан и вместо него приобретен вот этот рыжий красавец:

Поменять Megane на что-то повыше решил еще в прошлом году после поездки в Грузию. Автомобиль, конечно, кардинально отличается от тех, которыми доводилось управлять ранее. Во-первых, за полгода вождения изменилось мнение о самой марке Mitshubishi и японских автомобилях в целом, в лучшую сторону. Во-вторых, радует универсальность данного «паркетника»: объемный багажник, просторный салон — он просто создан для путешествий.

В центре многолюдно, свободных парковочных мест немного, нахожу местечко около Михайловского замка, отсюда и начинаю свой путь:

Внизу, около воды небольшой памятник тому самому Чижику-Пыжику, который на Фонтанке водку пил. Есть примета, что если загадать желание и попасть монеткой в постамент, на котором установлена птица, то оно обязательно сбудется, но монетка должна остаться лежать на камне. Подступиться к нему довольно тяжело — иногда сюда привозят на автобусах целые группы туристов. Самый простой способ увидеть Чижика-Пыжика вблизи — купить билет на водную экскурсию по рекам и каналам Петербурга, почти все они останавливаются около памятника.

Раз уж упомянул о парковке, то не могу не рассказать о зоне платной парковки в центре и правилах пользования. Заодно дам парочку координат, где можно оставить машину в центре бесплатно.

Зона платной парковки в центре города действует уже почти год и пока выглядит следующим образом (взято с сайта комитета по развитию транспорта СПб):

В общем-то, участок небольшой, но нужно понимать, что мало кто из местных жителей паркуется на платных местах, поэтому все соседние улицы, где правила еще не введены, забиты под завязку. Ежедневно, с 08:00 до 20:00 за час парковки в этой зоне вам придётся отдать 60 рублей. Её действие так же распространяется на выходные и праздничные дни.

Оплатить парковку можно несколькими способами. Я пока пользовался только двумя из них: оплата банковской картой через паркомат и отправкой смс на короткий номер.

Паркоматы выглядят так:

Проблема с ними в первую очередь заключается в том, что наличные они не принимают. Вторая проблема — периодически они отключаются, и вам приходится бегать и искать работающий, потому что расположены они крайне неудобно и редко. Вообще, система платной парковки до сих пор очень «сырая», хотя само решение кажется мне верным — центр города необходимо освобождать от большого скопления автомобилей.

Со вторым способом всё еще интереснее — если у вас отрицательный баланс на телефоне, то оплата не пройдет. Иногда оплата не проходит и с положительным балансом, видимо, как и в случае с паркоматами, система даёт сбой.

Есть еще несколько способов, наиболее разумным из которых мне кажется мобильное приложение платных парковок, доступное для скачивания, но таким образом я парковку не оплачивал.

Теперь, что касается бесплатной парковки, сразу скажу, что в выходные найти свободное место, конечно, гораздо проще, я лично стараюсь оставлять автомобиль на набережной Фонтанки, участок от Летнего Сада до ул. Белинского и от Невского и далее в сторону Московского проспекта является бесплатным. С стратегической точки зрения — очень удобное место, и даже в будние дни иногда можно припарковаться, если повезёт. Еще одна улица, на которой можно поискать местечко — Пушкинская, начинается она от Невского и продолжается до Кузнечного переулка.

Еще один вариант, если вы приехали в центр на автомобиле на несколько часов и не хотите кружиться в поиске свободных мест — ТК Невский центр, находится он напротив Московского вокзала на улице Восстания, и за первые 3 часа парковки в подземном паркинге вы отдадите всего 100 рублей.

А я тем временем вышел на Марсово поле:

Очень необычное место, которое в какой-то мере раскрывает всю суть Петербурга. Если кто не знает, то здесь находится мемориал погибшим в Февральской революции, по сути братская могила. Какое-то время после революции здесь продолжали хоронить партийных чиновников, но, несмотря на это, сейчас Марсово поле является одним из самых позитивных мест в центре Санкт-Петербурга. Люди отдыхают на газонах, выгуливают собак, играют на музыкальных инструментах и в спортивные игры, кто-то загорает:

Может показаться, что люди просто не знают истории этого места, но не думаю, что это так. Во-первых, в центре не так много парков, аллей, а те, что есть, доблестно охраняются государством в лице бабушек-уборщиц, которые активно гоняют любителей полежать на травке. На Марсовом поле нет никаких запретов, и потомки первых революционеров очень ценят это. А во-вторых… Во-вторых, Петербург полон парадоксов:

Во дворе Мраморного дворца наткнулся на выставку известного американского художника Роберта Индианы:

В первую очередь он знаменит своей работой «Love», которая как раз и изображена на плакате. Туристов и жителей города привлекает скульптура младенца верхом на динозавре. Выглядит забавно.

Перед входом во дворец установлен памятник Александру III:

Глядя на него, складывается впечатление, что скульптор намеренно решил пошутить над императором. Понурый конь без хвоста, под тяжестью огромного грузного мужчины. Совершенно не похоже на то, как обычно изображали царей. Во всяком случае фраза: «Я изобразил одно животное на другом» говорит о многом.

Когда-то он стоял на площади Восстания, откуда его убрали коммунисты и заменили обелиском «Городу-герою Ленинграду». После падения Союза, в 94-м памятник перенесли сюда, в тихий дворик Мраморного дворца.

На набережной открыточный вид Петропавловской крепости:

Каждый год ко Дню Победы город украшают, но особенно торжественно в эти дни выглядит Троицкий мост:

По бокам от моста на ветру развеваются флаги и, проезжая по нему, чувствуешь нечто особенное, понимаешь, что въезжаешь в город-победитель.

Оно и понятно, ведь если двигаться с Петроградской стороны в сторону центра, то после моста на Суворовской площади вас встретит памятник великому русскому полководцу — Александру Васильевичу Суворову:

Совсем рядом еще одно любимое место, как туристов, так и местных жителей — Летний сад:

Одно время были попытки сделать вход внутрь платным, но жители отстояли право посещать это место бесплатно. Но если вы хотите отдохнуть и перекусить в тени деревьев, то советую приносить бутерброды и фрукты с собой, с едой тут проблемы. Мороженое, к примеру, стоит в 2-3 раза дороже, чем в обычных киосках.

Немного в стороне от главной аллеи находится памятник российскому баснописцу И.А. Крылову:

Со всех сторон статую украшают персонажи басен Крылова:

Но больше всего в Летнем саду меня восхищают его вековые деревья:

От Летнего сада недалеко до еще одного места, которое в последнее время активно раскручивается во многих путеводителях по Петербургу — мозаичного дворика:

Вся эта красота создана учениками и создателем Малой академии художеств. Находится двор по адресу ул. Чайковского д.2, но на самом деле внутрь можно пройти и со стороны набережной Фонтанки, но проще это сделать всё же с улицы Чайковского, т. к. на Фонтанке есть дверь с домофоном, часто бывающая закрыта. За ориентир возьмите угол дома №2, справа будет небольшая столовая, проходите внутрь двора и идите вперед до конца, дальше уже не ошибётесь.

Выхожу на Литейный, самолеты в небе начертили причудливые рисунки:

Здесь, напротив поворота на Кирочную улицу находится «Сад Дружбы» — подарок от Шанхая на 300-летие Петербурга:

Излюбленное место для фотосессий молодых петербурженок. Здесь всегда довольно многолюдно, особенно когда начинает цвести сакура, но если повезёт, то можно неплохо провести время, посидеть в беседке, или на скамейке около камней, привезённых из Китая.

А я возвращаюсь немного назад, чтобы пройтись по одной из своих любимых улиц — Фурштатской:

Останавливаюсь около одного из зданий, чтобы сфотографировать его, сидевшие рядом дедушки кричат мне: «Снимай нас», хохочут, а я с радостью делаю их коллективное фото:

Напоследок один из них говорит: «Это Ленинград», и я не могу с ним не согласиться.

Фурштатская очень тихая, такая «европейская» улица. Пешеходная аллея длится от Литейного до Таврического сада. Здесь встречаются уютные кафе, кофейни, а проходя мимо скамеек, можно услышать, как два алкоголика на чистейшем русском, без единого матерного слова обсуждают Греческую мифологию.

Из Таврического сада открывается отличный вид на одноименный дворец:

Сзади виднеется водонапорная башня — часть «Музея воды», находящегося на территории местного «Водоканала». О нём я расскажу чуть позднее.

Вообще, в Таврическом довольно многолюдно, ведь это один из немногих больших парков в центре Петербурга, многие используют это место как пляж и приходят сюда загорать в купальниках. По-моему, это абсолютно неприемлемо, к примеру, в «Новой Голландии» до закрытия комплекса на реконструкцию тоже были зелёные газоны, лежаки, на которых абсолютно любой мог отдыхать, загорать, но стоило кому-то хотя бы снять футболку — сразу же подходили охранники и вежливо просили одеться.

Еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга — это дворы-колодцы:

Говорят, что еще Петр I, приказывал строить дома в прямоугольной форме, ради экономии места.

В Петербурге очень много самых различных и интересных дворов-колодцев, в своих прогулках я постараюсь показать некоторые из них.

Первый из таких — доходный дом Ю.Б. Бака:

Находится он по адресу: Кирочная, 24.

Галереи, которые связывают лицевое здание с дворовым сделаны так не случайно — они позволяли жильцам из дворовой части спускаться по парадной лестнице с лифтом, а не по дворовой лестнице, более скромного вида. Так же это повышало плату за жильё.

Не очень я люблю шастать по чужим парадным, но в этот раз не удержался и зашёл внутрь:

Ремонт здесь не делали с момента, когда дом перестраивали, еще до революции, поэтому до сих пор можно встретить некоторые элементы, которым уже больше 100 лет.

Витражи:

А на верхнем этаже увидел вот такой номер квартиры:

Спускаясь вниз по парадной лестнице, обнаружил, что здесь находится один из хостелов «Друзей». Так что, у туристов теперь есть возможность пожить в этом замечательном доме.

А я неторопливо двигаюсь дальше в сторону Невского, чтобы посмотреть на «Бессмертный полк» уже Петербуржский.

Улица Пестеля:

Её необычность в том, что если встать посередине, то с одной стороны будет виднеющаяся вдали на фотографии выше церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, а с другой стороны вы увидите Спасо-Преображенский собор:

Парадный квартал, элитное жилье, для чиновников и их друзей:

Улица Радищева:

Дом, в котором жил писатель Даниил Хармс на улице Маяковского, 11:

Граффити, нарисованное на углу дома, изображающее портрет Хармса, появилось недавно, и тут же инициативные чиновники захотели его закрасить. Не знаю, честно, чем им так мешает уличное искусство, по-моему, наоборот оно привлекает в город больше туристов.

Еще один интересный двор находится по адресу Жуковского, 6 и называется двором искусств:

А вот это уже северный приговор:

Только повернув на улицу Восстания, я услышал громкое «Ура!», отражающееся от стен Невского проспекта. Это первые ряды «Бессмертного полка» задавали тон всей акции. Я уже говорил, но я действительно считаю, что ничего лучше, за всё время празднований Дня Победы еще не было придумано. Самое главное, что эта акция основана на желании людей почтить память своих родных, никто силой не выгоняет их на улицу, не заставляет готовить плакаты.

Когда я вышел на Невский, то от удивления не мог сдержать эмоций — такого нескончаемого потока людей я еще не видел:

Люди улыбались, пели военные песни и это, несмотря на то, что, судя по рассказам знакомой, участвовавшей в акции, ожидание перед началом шествия составило больше часа, а затем они прошли весь Невский проспект до Дворцовой площади, это 4,5 километра пешком. Всего по разным данным в этом году в акции принимало участие от 400 до 500 тысяч человек.

Как и на других массовых мероприятиях было много полиции, практически через каждые 1-2 метра стояли сотрудники, кого они и от кого охраняли, мне не совсем понятно. Зато я не увидел поблизости ни одной бригады скорой помощи. И буквально через мгновение одной из пожилых женщин в толпе стало плохо, она потеряла сознание. Растерянные сотрудники полиции не знали, что делать, хорошо, что ситуация оказалась не критичной, ей дали попить воды, отвели в сторонку дожидаться врачей. Но в таких случаях любая, даже минутная заминка может привести к трагедии. Однажды в Амстердаме я стал свидетелем того, как у пожилого человека на улице произошёл сердечный приступ. Буквально через мгновение около него оказалось двое полицейских, начавших оказывать ему первую помощь, у них в сумке была кислородная маска и шприцы с лекарствами. Через несколько минут рядом появились сотрудники медицинской службы, а еще через 5-10 минут подъехал автомобиль скорой помощи. Возможно такая оперативная работа сотрудников служб спасла человеку жизнь.

Невский проспект был перекрыт и перейти на другую сторону не представлялось возможным, а люди всё шли и шли, к счастью, у меня в кошельке нашёлся жетон на метро, поэтому я просто спустился на пл. Восстания и вышел уже на другом выходе у Московского вокзала.

Отсюда, с Лиговского проспекта, 53 можно попасть во двор знаменитого арт-центра Пушкинская, 10:

По понедельникам выставки не работают, но сам двор тоже представляет интерес, особенно популярна «улица» Джона Леннона и памятник «Биттлам»:

Немного отдохнув и перекусив в Пушкинском сквере около памятника великому русскому поэту, отправляюсь дальше:

Еще один невероятный дом находится на улице Колькольной, 11 — доходный дом Никонова:

Издалека здание чем-то похоже на большой теремок, а подойдя вплотную просто не можешь не удивляться многообразию украшений фасада. Пожалуй, это один из самых русских домов Петербурга.

На перекрестке ул. Марата и Кузнечного переулка находится один из десятка интересных музеев Санкт-Петербурга — музей Арктики и Антарктики:

Находится он в здании бывшей Никольской единоверческой церкви, его практически не перестраивали, лишь снесли кресты. Это некрасиво, это по-варварски. Не так давно РПЦ, чье влияние в стране с каждым годом всё усиливается, захотелось вернуть себе здание, но пока что работникам музея удалось его отстоять. На мой взгляд — что сделано, то сделано, в Петербурге, да и по всей России огромное количество таких неприятных историй, когда пришедшие к власти большевики разрушали наследие, отбирали здания, уничтожали памятники. О некоторых из них я в дальнейшем еще расскажу.

Если захотите что-нибудь приготовить самостоятельно, или попробовать деликатесы, например, устриц, то загляните на Кузнечный рынок:

Само здание тоже очень интересное, на часах наверху вместо чисел знаки зодиака.

Еще одно известное место — 5 углов, соединяющее улицы Рубинштейна, Ломоносова, Разъезжую и Загородный проспект:

Рубинштейна — вообще очень популярно, как среди туристов, так и среди местных жителей, здесь огромное количество баров, ресторанов, поэтому улица по праву считается одной из самых «тусовочных».

Раз уж заговорил о еде, то не могу не поделиться некоторыми местами, в которых я люблю покушать.

Сначала расскажу о более экономных вариантах — это столовые. Их в Петербурге много, и большинство из них отличаются, как по оформлению, так и по качеству еды от стандартного понимания этого слова. В первую очередь посоветую сеть столовых «Тарелка». Соотношение цены и качества здесь, пожалуй, самое приемлемое. Обед из двух-трех блюд обойдется в 200-250 рублей максимум. Только старайтесь не приходить в час пик, где-то с 13:00 до 14:00, в это время туда стекаются сотрудники всех ближайших офисов. А вот «Столовую №1», которые встречаются почти на каждом шагу не рекомендую — не вкусно.

Если же вы хотите чего-то вредного, какой-нибудь гамбургер или что-то такое — не идите в Макдональдс! В центре очень много мест, которые предлагают уличную еду за вполне вменяемые деньги из свежих продуктов и качественного мяса. В пример приведу 3 из них, в которых я ел:

Бюро — очень необычные гамбургеры у этих ребят. А еще это бар, с несколькими видами пива, коктейлями.

Pitas — уличная еда, шаверма нескольких видов, фалафель, буритто.

Вредные лепёшки — очень необычное место, но кормят вкусно, если по-простому, то лепёшками с различными видами мяса.

Если хотите отведать итальянской кухни, то советую один из ресторанов сети Марчелли's, любителям чего-то более традиционного и простого советую еще одно сетевое место Брынза, с их божественными чебуреками.

Еще одно интересное место, открыли не так давно — центр экспериментального мороженого — Отмороженое. Здесь можно попробовать такие вкусы как «индюк», «копчёный сыр» и «лосось». Находится кафе по адресу Невский, 128.

В своей последней песне Шнур вывел новый тезис: в Питере — пить. Поэтому приехать в Северную столицу и не попробовать крафтовое пиво в одном из баров, будет просто преступлением. Что такое крафт? Если кратко, то это пиво, сваренное в частной «независимой» пивоварне, по оригинальному рецепту. Каждый производитель старается придать напитку изюминку, поэтому вкусов действительно очень много.

Каких-то особых рекомендаций давать не буду, достаточно пройтись по улице Белинского, Жуковского, или Рубинштейна — там полно заведений, где можно попробовать настоящий крафт.

Хотя нет, парочку всё-таки подскажу. Первый бар называется «Фарш и Бочка» и находится на улице Белинского, 11, здесь 30 сортов разливного пива, а также вкусные сосиски, которые они крутят сами из различных видов мяса. Второй бар, от этих же хозяев, называется «Траппист», в бельгийском стиле, здесь можно насладиться свежими мидиями и бельгийским пивом, находится на улице Радищева, 36. И третий бар называется «Redrum» и находится по адресу Некрасова, 26.

Многие туристы видят только парадный Петербург. Для меня же хорошей иллюстрацией города являются вот такие проезды:

Узкие пространства, глухие, не выдающие никакой особой красоты стены. Но что-то в этом есть, необъяснимо притягивающее.

Санкт-Петербург — это особый юмор:

А еще это город для внимательных:

Вышел на набережную Фонтанки, в ясный день здесь очень красиво:

Как и в прошлом году, ко Дню Победы некоторые реки и каналы украсили журавликами:

Еще один известный дом в центре носит неофициальное название — Толстовский:

Больше всего на меня производят впечатление его арки и подвесные фонари:

Мост Ломоносова, вдали виднеется Троицкий собор, до которого я дойду в одной из своих будущих прогулок:

Выхожу на парадную улицу Зодчего Росси:

Через Екатерининский сквер до Невского:

К памятнику императрице не подступиться — пришлось снимать с тыла. На Невском тоже многолюдно, поэтому сразу же ухожу в сторону, вообще, не очень люблю ходить по Невскому, особенно в выходные и праздничные дни, в большинстве случаев стараюсь обходить через маленькие улочки по соседству, так и быстрее порой и как-то проще.

На канале Грибоедова тоже журавлики:

Стал свидетелем невероятного представления от известного в Питере уличного музыканта. Звать его дядя Миша, и он играет на трубе. По его собственным словам, он знает больше 12 тысяч песен:

Если кому интересно, вот про него целая статья есть.

Еще немножко Петербургской красоты, такой разнообразной и неповторимой:

С Дворцовой площади люди активно тянутся назад, но я всё же не решаюсь туда идти и сворачиваю на набережную Мойки:

Еще один символ, так любимый туристами — это атланты Эрмитажа:

Свою известность атланты приобрели в 1966 году, после вышедшей песни «Атланты», Александра Городницкого:

«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди.
Там без питья и хлеба, забытые в веках
Атланты держат небо на каменных руках»…

А туристы, следуя примете, приходят сюда подержаться за большой палец атланта, якобы это может помочь решить все ваши проблемы.

Усталость уже сказывается, ног почти не чувствую, но всё же решаюсь выйти на набережную:

Страшный сон любого автомобилиста:

На стрелке Васильевского острова в честь Дня Победы зажглись огни Ростральных колонн:

Обратно до машины решил пройти через улицу Гагаринскую и Соляной переулок, чтобы показать еще одно своё любимое здание:

Это академия и музей прикладных искусств, им. Александра Штиглица, или же «Муха». По сути вся эта красота, как снаружи, так и внутри — история меценатства, только кто-то строил фабрики и мануфактуры, а барон Штиглиц потратил деньги на просвещение. Попасть внутрь можно только в рамках экскурсии, более подробно о музее и экспозиции можно узнать на сайте.

Всего за этот день я прошёл около 25 километров и потратил на это 7 часов. На праздничный салют я оставаться уже не стал, сил не было даже просто стоять, а по опыту я знаю, что в центре на лучших местах для просмотра салюта в День Победы яблоку негде упасть. Поэтому просто поехал домой, во Всеволожск, где посмотрел местный салют из окна своей квартиры.

Не могу не высказаться насчёт Дня Победы. В этом году я был просто восхищен тем, как в городе встретили этот праздник. Я увидел множество людей, объединенных одной общей идеей, счастливых, улыбчивых, вежливых. Никто не распивал алкоголь в открытую, люди гуляли целыми семьями, мусора в центре было тоже по минимуму, в отличии от большинства массовых мероприятий, проходящих в городе.

Я думаю, что всё, чего хотели бы те, кто воевал, кто не вернулся, или вернулся, но не дожил до наших дней — видеть чаще таких приятных, отзывчивых, вежливых людей, бережно относящихся к родному городу, родной земле не один раз в году, а каждый день. К этому нам всем и нужно стремиться.

Следующие выходные для меня начались с проводов в аэропорту Пулково. Оттуда я собирался отправиться на очередную прогулку по центру, но, проезжая по Московскому проспекту, решил остановиться, чтобы пройтись до площади Победы.

Машину оставляю на улице Ленсовета и выхожу на Московскую площадь:

Это одна из крупнейших площадей в мире, здесь всегда многолюдно, особенно это место популярно среди любителей покататься на роликах, велосипеде или скейтборде. Памятник Ленину — самый большой в городе, а сзади него частично влезла архитектурная доминанта площади — дом Советов.

От станции метро «Московская» до площади Победы и находящейся на ней мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» максимум 10 минут неспешной ходьбы. Это первая достопримечательность, которую вы увидите, въезжая в город со стороны Москвы, или Пскова:

Место выбрано не случайно — во время войны Московский проспект являлся дорогой на фронт. Под землёй комплекса находится памятный зал-музей. Вход внутрь для взрослого человека — 150 рублей. Честно признаюсь, что никогда ранее не был внутри и в этот раз решил восполнить данный пробел в знаниях.

Экспозиция вызывает сильнейшие эмоции:

Прочитайте хотя бы это коллективное заявление от рабочих:

«Просим принять нас добровольцами в формируемый отряд. Мы считаем своим священным долгом, как и все честные патриоты нашей необъятной матери-родины, не щадя своей жизни громить фашистские полчища, посягнувшие на нашу родную землю...

…Все мы неплохо трудились на нашем заводе в одном отделе и просим при формировании зачислить нас в одно подразделение, где мы займём не последнее место во славу нашей родины, добытой кровью и потом наших родителей и старших братьев»

Просто представьте на минуту, что сегодня вы сидите в кресле, в своём уютном офисе, а завтра враг приходит в ваш город, вашу страну, чтобы стереть всё с лица земли и уничтожить каждого. Звучит как сумасшествие, в голове не укладывается, что такое возможно, но однажды это уже произошло. А истории имеют свойство повторяться.

Особое внимание привлекает мраморная стена с нанесённой на ней именами 700 защитников Ленинграда, удостоенных званий и наград за защиту города:

Смотришь на это и думаешь, что, возможно, кто-то из них мог быть моим ровесником. Ведь в 26 лет кажется, что жизнь только начинается, но в те суровые годы лишь немногие пережили постоянные бомбёжки и голод, не говоря уже о тех, кто шёл на фронт.

Не так давно, на одном концерте впервые услышал стихи Ленинградского поэта Вадима Шефнера. У него есть стих, очень подходящий, по-моему, к моим мыслям после посещения музея:

О, рассвет после ночи бессонной,
И трава в оловянной росе,
И шлагбаум, как нож, занесённый
Над шершавою шеей шоссе!..

Мы шагаем — и головы клоним,
И знобит нас, и тянет ко сну.
В дачном поезде, в мирном вагоне
Лейтенант нас привёз на войну.

Нам исход этой битвы неведом,
Неприятель всё рвётся вперёд.
Мой товарищ не встретит Победу,
Он за Родину завтра умрёт.

...Я старею, живу в настоящем,
Я неспешно к закату иду, —
Так зачем же мне снится всё чаще,
Будто я — в сорок первом году?

Будто снова я молод, как прежде,
И друзья мои ходят в живых,
И ещё не венки, а надежды
Возлагает Отчизна на них...

Мне, конечно, нужно было немного отвлечься и развеяться после увиденного, поэтому я решил прогуляться до парка Победы.

Когда-то руководство партии решило основать здесь, в Московском районе, новый центр города, но война внесла свои коррективы, и уже по её завершении от этой идеи было решено отказаться. Но, тем не менее, именно здесь лучше, чем в другом районе города, можно увидеть образцы Сталинской архитектуры.

Это широкие улицы и тротуары:

Массивные здания, гигантские, зелёные парки:

И еще очень мне нравятся вот такие высокие арки в проездах:

Нужно сказать, что даже сегодня стоимость жилья тут, в районе метро «Парк Победы» запредельная, а сами дома, конечно, построены на совесть, сравнивая с тем, что предлагают на рынке новостроек сейчас, даже с тем же «парадным кварталом» — просто небо и земля.

Возвращаюсь к машине и еду в центр, чтобы продолжить свою субботнюю прогулку. В этот раз решил остановиться на канале Грибоедова и пройтись до Театральной площади, оттуда до Исаакиевского и назад.

Припарковался напротив доходного дома Безобразовой, в форме неправильного треугольника:

Отсюда недалеко до Львиного моста:

Дохожу до пересечения с проспектом Римского-Корсакова и поворачиваю в сторону Мариинского театра. Вообще, этот район исторически носит названия «Коломна», что удивляет даже некоторых местных жителей. Есть много различных мнений по поводу того, откуда сложилось такое название, но не могу не согласиться, что Санкт-Петербург умеет удивлять, в том числе и вот такими районами.

В самые разные времена здесь проживали величайшие умы своего времени, особенно большой популярностью пользовались эти места у поэтов, литераторов, композиторов и других деятелей культуры. Здесь абсолютно случайно можно пройти мимо дома, в котором жил Чайковский, Мусоргский, Глинка, Блок, Есенин, Лермонтов, Пушкин.

Еще в этом районе сконцентрировалось большая часть еврейского населения города, часто можно встретить колоритного ортодоксального еврея, в национальной одежде, мне навстречу прошли дети в ермолках:

Выхожу на набережную Крюкова канала:

Здесь находится еще одно моё любимое здание — доходный дом Р.Г. Веге:

Владельца дома в Петербурге называли «шоколадным королём», он продавал сладости, как в России, так и за рубежом. Не знаю почему, но мне кажется, что его деятельность в чем-то отразилась и в архитектуре здания. Внутри, в одной из парадных сохранились мраморные барельефы, скамьи из природного камня, украшенные сатирами из мрамора.

Большая хоральная синагога находится по адресу Лермонтовский проспект, 2:

Я обычно внутрь религиозных объектов стараюсь не заходить, но любопытство победило страх сделать «что-то не то». Но по субботам у евреев шаббат, поэтому охранник меня не пустил. Пришлось прийти в другой день, чтобы доснимать кадры изнутри:

На территории находится кошерный магазин с продуктами, сувенирная лавка, ресторан и небольшой буфет с вкуснейшими пирожками, под навесом.

Внутри синагоги, конечно, роскошно, не пожалел, что зашёл:

Некоторые места помечены как именные:

По улице Декабристов дохожу до Театральной площади, здесь находится Новая и историческая сцена Мариинского театра:

Многие ругают новое здание, с архитектурной точки зрения, хотя надо признать, что первоначальный проект, выглядевший как мусорный мешок казался всем еще хуже. Сейчас же, если стороннему человеку показать фотографию, не объяснив, что это театр, то он скорее примет это за очередной торгово-развлекательный комплекс. Зато внутри здания, всё сделано пусть и проще, чем на исторической сцене, но со вкусом. В любом случае, советую при возможности посетить хотя бы одну из сцен, посещение Мариинского театра не зря входит в «обязательную» программу многих туристов.

С набережной Мойки открывается отличный вид на Исаакиевский собор:

Я считаю, что Исаакиевский собор не только самый красивый православный храм в мире, но и вообще в целом — лучшее, что было построено в России за всю её многолетнюю историю. Если почитать, задуматься над тем, как это создавалось, как в каменоломне под Выборгом из цельных скал вырубались будущие колонны собора, затем колонну транспортировали через Финский залив в центр города, откуда на специально созданных рельсах перевозили к месту строительства. Да ведь это был настоящий прорыв российской архитектуры и инженерной науки.

Пообедав на улице Якубовича, в неплохом местечке под названием «Декабрист» подхожу ближе, к величественному зданию:

Сюда я еще вернусь, а пока сворачиваю на Большую Морскую, здесь почти каждое здание — памятник архитектуры:

Дом Композиторов:

Дом Архитектора, он же особняк А.А. Половцова:

Отсюда совсем недалеко до здания Главпочтамта, тут тоже имеется так полюбившаяся мне переходная галерея:

Новая Голландия — рукотворный остров, когда-то ставший первым военным фортом в России. Сколько себя помню, это место всегда было окутано различными легендами, на территорию, принадлежавшую тогда военным изредка совершали вылазки отчаянные фотографы, из репортажей которых можно было узнать хоть что-то о состоянии сооружений. Но после 300-летия Петербурга территория вновь отошла городу, и руководство объявило о конкурсе на реконструкцию острова. Сейчас, насколько мне известно, работы здесь проводит одна из компаний Романа Абрамовича:

В 2011 году комплекс был открыт для посетителей, постелили газон, сделали несколько павильонов, в одних предлагали сувениры, в других одежду. Открыли кафе, бар, поставили «трубу», соединявшую Новую Голландию с парком им. Горького в Москве. Всё это просуществовало 2 года и затем снова закрылось уже на глобальную перестройку. Обещают, что частично комплекс откроют уже в этом августе, а полностью закончат работы к 2025. При этом отношение к городу и зданиям, как всегда, наплевательское — в 2006 году снесли лабораторию, в которой работал сам Менделеев, радиостанцию, из которой в 1917 году большевики сообщали о своей победе.

Главная достопримечательность — арка Новой Голландии даже несмотря на ужасные заборы выглядит великолепно:

Всегда нравился этот особняк, на углу набережной Мойки и улицы Писарева:

Он отличается от большинства построек в городе, как будто взяли домик из Германии, или Бельгии, и перенесли в центр Петербурга. Построен он был архитектором В.А. Шретером для своей семьи. Под маленьким балконом знак архитектора — циркуль и треугольник.

У другого дома на набережной р. Мойка интересная судьба. Сейчас это здание носит название «Дворец культуры работников связи»:

С виду ничего особенного — таких домов советской постройки в любом городе найдется с десяток. Но если посмотреть на здание сбоку, то его форма покажется немного странной:

Всё дело в том, что когда-то оно выглядело вот так и называлось немецкой реформатской кирхой:

Но в 1930 шпиль и верхнюю часть здания убрали, а церковь перестроили под нужды коммунизма. Не хочу никого обижать, но иначе как варварством я это назвать не могу. Хотя о чём говорить, если даже Храм Спаса-На-Крови хотели разобрать до кирпичика, лишь война этого сделать не позволила.

А я возвращаюсь обратно на Исаакиевскую площадь:

Синий мост — самый широкий в городе. Сразу за ним Мариинский дворец, где сейчас располагается городской парламент — Законодательное собрание:

Часто в центре можно встретить отметки сообщающие об уровне воды во время самых страшных городских наводнений:

Следы от снарядов на колоннах Исаакиевского собора оставили намеренно — в память о тех суровых годах бомбардировок Ленинграда:

У медного всадника всегда многолюдно, ведь это один из главных символов города:

По одной из легенд, иногда по ночам Петр I спускается, объезжает свой город и к утру возвращается обратно. Ничего плохого встреча с призраком императора не сулит, а вот само место, на котором установлен памятник считается зловещим, особенно «Гром-камень» из которого изготовлен постамент.

В дневное время суток здесь не протолкнуться, ведь памятник является излюбленным местом у молодоженов, которые чуть ли в очередь не выстраиваются для фотосессии. Благо в последнее время данная тенденция идёт на спад.

Напоследок еще один кадр Исаакиевского:

И я снова выхожу на набережную Невы:

Здесь недалеко от Дворцового моста находится памятник «Царю-плотнику»:

Самое необычное в нём то, что это копия копии памятника. Копия установлена в Голландии, в городе Зандам, а оригинальный памятник, установленный на набережной, был переплавлен после революции. В 1996 году голландцы подарили городу копию своего памятника.

Назад к машине возвращаюсь по Гороховой:

Обновленная достопримечательность этой улицы — магазин у Красного моста:

По сути первый в Санкт-Петербурге универмаг, открытый в 1904 году австрийским предпринимателем Стефаном Эсдерсом, поставившим сюда управляющими своего сына Эсдерса-младшего, тоже Стефана и его кузена Карла Схефальса. Магазин так и назывался — «Дом Эсдерса и Схефельса». Филиалы этого магазина существовали в Вене, Роттердаме, Вроцлаве, Париже. Естественно, что после революции торговля здесь прекратилась, здание переоборудовали в швейную фабрику, сильно изуродовав, а владельцы скрылись от большевиков и отправились назад на родину. Не так давно здание получило нового владельца, компания занялась реконструкцией, восстановила как само здание, так и украсило фасады надписями на дореволюционном русском и французском языке, и теперь здесь одно из самых элитных мест города.

На этом моя вторая прогулка закончилась — в этот раз я прошёл около 17 километров, потратив на это 6 часов.

Чтобы немножко разбавить описания своих прогулок расскажу о еще одной важной для любого туриста теме — музеи. В Петербурге их несколько десятков, и определиться с тем, куда пойти довольно непросто, особенно с учётом сжатых сроков отпуска. Здесь я поделюсь своими впечатлениями и выскажусь насчёт того, какие из музеев на мой взгляд заслуживают вашего внимания.

Про Эрмитаж и Русский музей всем всё понятно — это, что называется «must see». На каждый по-хорошему нужно уделить 1 полноценный день. По опыту могу сказать, что после посещения Эрмитажа сил у вас не останется ни на что. Русский музей, конечно, поменьше, но если вы не идете туда с целью оббежать всё галопом, а возьмёте экскурсию, или аудиогида, то скорее всего ситуация будет такой же, как и с Эрмитажем.

Что касается лично моих впечатлений, то я люблю оба музея, эту любовь мне прививали с детства родители, помню, как я бегал по залам русского музея с папой, пока мама устраивала там фортепианные вечера. А в школе была целая образовательная программа, по которой мы изучали русское и зарубежное искусство. Если обобщить, то живопись мне нравится больше в Русском музее, а интерьер и многообразие экспозиции в Эрмитаже.

Теперь небольшой совет тем, кто едет в Санкт-Петербург в первый раз: если вы не являетесь большим поклонником искусства, в частности живописи, или ограничены во времени и хочется увидеть всё и побольше — вам путь в Эрмитаж. В первую очередь пройдитесь по дворцовым помещениям, посмотрите царские интерьеры, насладитесь залами, где представлены различные этносы и эпохи, от античной до средневековой. И зайдите в здание Главного Штаба — не так давно туда перенесли всю коллекцию Эрмитажа художников-импрессионистов и кубистов. И заказывайте билеты заранее, через сайт, это чуть дороже, но сильно сэкономит вам время.

И, пожалуй, самый главный совет насчёт Эрмитажа — НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Не идите туда в первый четверг месяца, когда они предлагают бесплатное посещение, вас ждёт вот такое:

Это очередь на вход в музей, в ноябре прошлого года, в «бесплатный» день, для понимания, очередь тянется от арки главного штаба до входа в музей, это так, навскидку метров 300-500.

Что касается Петропавловской крепости — там, конечно, огромное количество выставок и экспозиций. Если есть желание посетить по максимуму, то это опять же целый день. Я советую посетить три из них: Петропавловский собор, тюрьму Трубецкого бастиона и для любителей нумизматики — монетный двор. Всё остальное либо коммерческие выставки, которые не выдерживают соотношения цены и качества, либо что-то вроде музея космонавтики — против ничего не имею, но с Московским музеем никакой конкуренции не выдерживает.

Теперь кратенько о других музеях, которые я советую к посещению:

Уже упомянутый мною ранее музей Арктики и Антарктики — во-первых, тема освоения Арктики и Антарктики нашими соотечественниками крайне интересна сама по себе. Во-вторых, пока что музей находится в самом центре, но в любой момент здание могут передать назад церкви и тогда не совсем понятно — куда переедет музей. Экспозиция небольшая, поэтому на осмотр хватит часа полтора, не больше. Этот музей скорее для взрослых и для детей старшего возраста.

А вот в следующем музее понравится абсолютно всем, как детям, так и их родителям - Артиллерийский музей стоит рассматривать как часть поездки в Петропавловскую крепость. Даже если сил на сам музей не хватит, всё равно прогуляйтесь по территории, особенно если приехали с детьми. Ответственно заявляю, что у каждого ребёнка (у некоторых взрослых тоже) есть фото оттуда верхом на пушке, или забравшись на танк.

Еще один музей, сильно впечатливший меня — музей связи им. А.С. Попова. Экспозиция довольно большая и интересная, плюс есть и интерактивные моменты, можно, например, отправить записку через пневмо-почту. Опять же, как мне кажется понравится и взрослым, и детям.

И еще один, упомянутый мной ранее музей называется «Вселенная воды». Не самый раскрученный объект, причём абсолютно незаслуженно. Там очень красиво, интересно, тем более, что это часть моей профессии, не могу не посоветовать.

Многие приезжают в город с детьми, в том числе и дошкольного возраста. Часто видел в отчетах, что некоторые посещают океанариум. Место неплохое, но лучше выбраться туда в будний день, и людей будет значительно меньше, и цена ниже. Тоже самое касается и аквапарка в «ТРЦ Питерлэнд».

И последнее — ни в коем случае не идите в Петербургский зоопарк. Это позор города, не стоит своим рублём поддерживать это издевательство над животными. Тем более, что сейчас появилась альтернатива, например, Экзоопарк в ТРЦ Рио, или для самых маленьких — Контактные зоопарки.

На следующих выходных погода напомнила о том, что мы всё еще в Петербурге, а не где-то на юге, периодически шёл дождь, мрачные, серые тучи нависли над городом, но это не остановило меня и я отправился в очередную прогулку, на этот раз по Петроградской стороне. Этот район туристы в основном обделяют вниманием, совершенно незаслуженно. Мне кажется, что именно здесь начинается настоящий Петербург, всё еще красивый и парадный, но уже не туристический.

Во всяком случае это мой любимый район, по которому в любое время можно спокойно гулять, не проталкиваясь между толпами людей.

Машину в этот раз оставляю на улице Чапаева, рядом на соседней улице находится трамвайный парк:

Красота здесь чаще всего нетронутая, потому что до этих мест реставрация доходит лишь в исключительных случаях:

Обязательно нужно обращать внимание на детали:

Напротив домика Петра установлен еще один подарок из Китая — мифические львы Ши-Цза:

Вертолеты, в небе над Петропавловской крепостью — явление частое:

С Троицкой площади открывается вид на красивейшую соборную мечеть:

Пожалуй, это один из самых интересных архитектурных объектов в этом районе, мечеть хорошо видно с разных ракурсов, и что не менее важно — она прекрасно вписывается в общий облик города.

Рядом с мечетью находится красивый особняк, некогда принадлежавший приме-балерине Мариинского театра и одной из красивейших женщин своего времени — Матильде Ксешинской:

Сейчас особняк объединен с другим зданием и принадлежит музею политической истории России. Внутри пока не был, но на слух звучит интересно.

Другое здание — тоже особняк, только принадлежал он барону Брандту. Внутри, во дворе еще сохранились некоторые элементы декора:

И даже канализационный люк, судя по надписям, еще дореволюционный:

И снова мечеть, теперь уже вблизи:

Выхожу на Каменноостровский проспект и сразу же нахожу дом, где сохранилась табличка с советским названием улицы:

Здесь находится знаменитая киностудия «Ленфильм»:

Каменноостровский проспект мне нравится куда больше, чем Невский:

Здесь находится Австрийская площадь — одна из самых красивых в городе:

Чуть дальше, еще один великолепный дом, который неофициально называют домом «Трех Бенуа»:

Достаточно взглянуть на эти балконы, чтобы понять насколько дорого обойдется тут жильё:

Или на мраморные колонны в арке дома:

А на парадных до сих пор сохранились старые таблички, которым уже больше ста лет:

Совсем рядом с домом есть интересный сквер, в нём можно увидеть скульптуры скрипок в различном исполнении — скрипка-женщина, скрипка-яблоко, или скрипка-лебедь:

Сквер носит имя известного Петербургского композитора Андрея Павловича Петрова. Он был одним из тех, кто в своё время спас это место от застройки.

Около театра им. Андрея Миронова поворачиваю направо:

Рядом с ним красивейший дом Розенштейна:

Вдалеке виднеется местная телебашня, не Останкино, конечно, но всё же:

Выхожу на набережную р. Карповка:

Дом Ленсовета — наследие советской архитектуры:

Дом создавался для партийной верхушки города, некоторые квартиры были двухэтажные. До сих пор считается элитным жильем. Находится по адресу наб. р. Карповка, 13.

Чуть дальше находится Иоанновский женский монастырь, в очень интересном стиле, похожие храмы видел в Македонии и Болгарии:

А я продолжаю восхищаться деталями:

Вывеска прямиком из 90-х, а может и раньше:

От здешней красоты можно свернуть голову, будьте осторожны:

Одна из самых красивых улиц в районе м. Чкаловская — улица Ленина:

Один из минусов прогулок по Петроградской стороне — аварийное состояние домов:

Всё это в принципе в любой момент может упасть кому-то на голову. На многих домах предупреждающие таблички, об обваливающейся штукатурке, и элементах фасадов.

А на улице Гатчинская живут настоящие городские патриоты:

Около памятника Чкалову часто назначают встречи:

Например, герои фильма «Питер ФМ» должны были изначально встретиться именно здесь. Советую посмотреть этот фильм, и фильм «Прогулка» Алексея Учителя перед поездкой — проникнитесь атмосферой.

На перекрестке Чкаловского проспекта и улицы Пионерской стену дома украсили граффити с портретами отечественных покорителей неба и космоса:

На набережной Ждановки находится стадион Петровский, как любой патриот города, я являюсь болельщиком ФК Зенит и регулярно хожу на стадион поддерживать команду:

«Город над вольной Невой,
Где болеют за Зенит родной.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою»

Так звучит первый куплет гимна сине-бело-голубых. Эти слова — первое, что запоминает человек, пришедший на стадион. Всем туристам, увлекающимся футболом, советую сходить на матч, атмосфера всегда великолепная, особенно летом. Тем более, пока строят-строят и никак не построят новый стадион на Крестовском острове — есть отличная возможность посетить игру на Петровском, который уже точно навсегда войдет в историю Петербургского футбола.

Рядом, на Малом проспекте, 1Б вот такой двор-многоугольник:

На Большой Пушкарской,14 есть здание, заметно выделяющееся среди остальных:

Это особняк К.К. Греффа, сейчас его отреставрировали и используют как архив академии балета Бориса Эйфмана. Особенность здания в том, что это одно из немногих сохранившихся в центре деревянных построек. Когда-то большая часть города была застроена деревянными домами, постепенно каменные вытесняли их. А во время блокады на дрова разобрали остатки, отсюда и удивительно то, что здание сохранилось в почти первозданном виде.

Совсем рядом, в Пушкарском саду находится святое место для верующих людей:

На первом фото бывший приют «для детей-идиотов и эпилептиков Братства во имя Царицы Небесной», на втором — место явления Пресвятой Богородицы в 1890 году. История у этого места крайне интересная. Легенда гласит, что здесь произошло чудесное явление Божьей Матери, неизлечимо больному мальчику Николаю Грачёву не могли помочь врачи, и тогда он обратился к врачам небесным. Явившаяся ему Пресвятая Богородица велела ехать на другой конец города к своей иконе «Всех скорбящих радость (с грошиками)». Помолившись у образа Богородицы, прикованный к коляске страдалец встал и пешком вернулся домой. На этом месте в 1900 он основал приют для больных детей.

На Введенской улице еще немного стрит-арта:

Несмотря на то что Петроградка находится практически в самом центре города и является одним из элитных районов города, иногда, заглянув во дворы, можно найти «житейские» детали:

На Блохина,15 находится культовое место — котельная «Камчатка», в которой работал Виктор Цой:

Теперь здесь находится клуб-музей:

Питерская романтика во всей красе:

На берегу Петропавловской крепости иначе быть и не может:

Ангел на шпиле Петропавловского собора — еще один узнаваемый всеми символ города:

Здесь же, в саду установлен один из самых противоречивых памятников основателю Санкт-Петербурга:

Маленькая голова, узкие плечи, длинные, тонкие пальцы на руках — выглядит Петр Великий очень нелепо и совершенно непропорционально. Но тем не менее скульптура любима туристами, помню, когда был маленький, то почти у каждого ребёнка была фотография, где он сидит на коленях у царя. Сейчас вокруг памятника ограда, тяжело сказать, получится ли сделать у кого-то такой кадр, при мне никто не рискнул.

Я же говорил, что мечеть хорошо выглядит с разных ракурсов:

Есть в этом районе и капля дёгтя — Александровский парк. По выходным советую вообще обходить это место стороной: кроме гор мусора, грязных батутов, каких-то непонятных ларьков, уличной торговли китайскими игрушками вы тут ничего не найдете. Всё, здесь, как будто застряло в 90-х. Есть, конечно, и достопримечательности, соответствующего уровня.

Памятник зодчим:

Петербург в миниатюре:

Второе место поначалу было очень популярным, сейчас совершенно запущенно, огорожено забором и вообще непонятно зачем когда-то было создано. Выглядит просто убого.

А ведь еще здесь находится наш ужасный зоопарк. Поэтому Александровский парк для меня — одно из худших мест в городе.

Ладно, минутка негатива закончена. Напоследок скажу, что в этом парке, а точнее его истории есть и кое-что смешное. Почитайте эту замечательную историю о мести по-петербуржски.

А моя 3-я по счёту прогулка закончилась, по расстоянию получилось чуть меньше 20 километров, обратно к машине вернулся по улице Рентгена:

Место, которое я выбрал в качестве своей последней прогулки в рамках отчёта о Петербурге, когда-то в своих стихах прославил Иосиф Бродский — еще один великий русский поэт:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.

Район, до которого добирается не каждый турист, да и местные жители не все любят сюда ездить, в основном потому что в будние дни Васильевский остров практически всё время стоит в пробках, с общественным транспортом тоже проблема, кто хоть раз попадал на вход или выход на станции метро Василеостровская в час пик, поймет о чём я говорю.

Свою прогулку в этот раз я начал с набережной лейтенанта Шмидта:

В этот день объявили штормовое предупреждение, ветер достигал 20 м/с, падали дорожные знаки, деревья обваливались на автомобили, но тем не менее на набережной не было пустынно, люди в Питере привыкли к капризам погоды.

Памятник российскому мореплавателю И.Ф. Крузенштерну на фоне Успенской церкви:

Один из символов города — рыбаки на Неве, даже такая погода не может их смутить:

Подводная лодка С-189, изображенная на фотографии — действующий музей, в который может попасть любой желающий.

Вообще, гуляя по этой части города, я осознал, что на Ваське, возможно, самые комфортные условия для жизни в городе. Есть только один большущий минус, который, правда, решится после того, как достроят ЗСД (сейчас после разведения мостов попасть на остров невозможно, придётся ждать промежуточную сводку). Да, есть пробки, но они скорее больше в сторону острова по утрам и в обратную сторону вечером. В остальном район создает очень цельное впечатление: в меру зелёный, чистые дворы и улицы, в общем и целом ничего не разваливается и аварийных домов немного. Архитектура здесь очень приятная, улицы выполнены в одном стиле, ничто не бросается в глаза, никаких «кричащих» цветов в отделке фасадов, современных уродцев-зданий с тонированными стёклами тоже немного. В общем, красота:

А еще на Ваське самые лучшие в городе дворы:

Чистые, уютные, и жильцы здесь в большинстве своём с огромной заботой относятся к пространству вокруг своего дома. Много дворов обошёл за прогулку, ни одного загаженного не увидел.

Правда, детская площадка в одном дворе мне попалась какая-то странноватая:

Еще одна фишка Васильевского острова — вместо табличек на домах часто можно встретить вот так, выведенную краской на стене нумерацию:

Неожиданно для себя вышел к одной из старейших аптек Санкт-Петербурга, принадлежавшей когда-то Вильгельму Пелю и его сыновьям:

Находится здание по адресу 7-я линия Васильевского остров, 18. Внутри очень интересно, продают живых пиявок, в витринах что-то вроде выставки, с разными колбочками, баночками.

Сам дом окутан легендами, говорят, что Пель был алхимиком, и в тайной лаборатории, находящейся во внутреннем дворе, проводил опыты, превращая ртуть в золото. Химическая лаборатория действительно находилась внутри дома, украшала её небольшая кирпичная башня. По одной из легенд, невидимые грифоны охраняли лабораторию алхимика, и до сих пор ночью они сторожат её, сидя сверху на башне, отражаясь в окнах квартир. Отсюда дом носит неформальное название — дом с башней грифонов. Опять же по легенде, Вильгельм Пель не просто проводил опыты, он изобрел формулу счастья, и башня может кардинально изменить жизнь человека в лучшую сторону. Но и это еще не всё. В 94-м году художник Александр Кострома пронумеровал все кирпичи на башне и установил на её вершине огромное яйцо. С тех пор появилась еще одна легенда: якобы тот, кто сможет сложить все числа на башне, откроет некий код вселенной, или что-то в таком духе.

Растущая популярность и таинственность этого места привлекала всё больше туристов и неформальной молодежи, как днём, так и ночью, и конечно важно понимать, что не все из них вели себя адекватно и корректно, совершавшиеся периодически акты вандализма. Постоянный шум, распитие алкоголя и мусор в конечном итоге довели местных жителей, и они поставили ворота с замком, которые теперь охраняет вот такая надпись:

Как можно заметить, грифоны для защиты формулы счастья совсем не нужны, достаточно статьи из закона и работающего совета дома.

С одной стороны жильцов можно понять, зная, как нагло себя иногда ведут люди, почувствовавшие вседозволенность в чужом доме. С другой (и это проблема не только данного двора), так уж получилось, что многие жители нашего города живут в памятниках культурного и архитектурного наследия и закрывать их от глаз туристов в общем-то не совсем правильно и даже нечестно. На месте совета дома, я бы брал за посещение двора какую-нибудь незначительную сумму, 50-100 рублей, которые можно было бы потратить на благоустройство. Так, например, сделали в другом известном в неформальных кругах доме на Гороховой, который в народе называют «ротондой».

Вообще, желание оградиться от людей высоким забором мне непонятно, часто люди по «нужде» могут припарковать своё авто на тротуаре, или на местах для инвалидов (т.е. незаконно вторгаются на чужую территорию), но попробуй ты только зайти к ним во двор, или тем более в подъезд, поглядеть на красоту, к которой они, так на минутку никакого отношения не имеют, тут же начинаются неодобрительные взгляды, а то и вовсе тебя пытаются со скандалом выгнать. Не конкретно камень в огород жителям данного двора, просто общее наблюдение.

В общем, сейчас попасть во двор с башней грифонов практически невозможно, вы можете весь день простоять около двери, дождаться пока кто-то из жителей войдет, или выйдет, но еще не факт, что он позволит вам спокойно пройти внутрь.

На фото в интернете башня выглядит так:

Говорят, что числа уже закрасили, а одно время башню и вовсе хотели снести, и жильцы даже собирали подписи, чтобы увеличить себе парковку. К счастью, администрация города им этого не позволила.

Но я, конечно, не сдался и смог увидеть башню вживую, пусть и так сказать на «виде сверху»:

А еще жителям этого дома повезло наблюдать из окон собор Св. Андрея Первозванного:

Выхожу на Университетскую набережную, здесь знаменитые сфинксы напротив Российской академии художеств:

На Ваське красиво:

В 13-м доме на 2-й линии маленькая Таня Савичева вела свой дневник:

Стихия продолжала бушевать, за неделю несколько раз был штормовой ветер, очень много автомобилей пострадало из-за обвала деревьев:

Улица Репина — самая узкая в городе, её ширина всего 5,6 метров:

И еще один шикарный двор:

На Среднем проспекте возвышается собор Св. Михаила:

Еще одно необычное, выделяющееся среди других здание находится почти на пересечении Среднего проспекта и 5-й линии:

Во дворе дома расположился клуб моряков-подводников:

Около м. Василеостровская установлен памятник конке — родоначальнику Петербургского трамвая:

Обязательно пройдитесь по 7-й пешеходной линии, здесь множество кафе и ресторанов, можно просто отдохнуть в тени деревьев:

Здесь находится памятник Василию, в честь которого по легенде и назвали остров:

Василий Корчмин — реальный персонаж, поручик бомбардирской роты, которая находилась на Стрелке Васильевского острова. Говорят, что, посылая депеши Корчмину, Петр I подписывал их кратко: «Василию, на остров». Так и сложилось название.

В одном из дворов обнаружил, возможно, самый маленький «колодец» в городе:

И всё-таки тут мило и по-домашнему:

Внутри домов тоже есть на что посмотреть:

А к концу дня еще и распогодилось. Жизнь прекрасна:

В этот раз прогулка получилось совсем уж короткой, так навскидку набралось километров 10, может даже меньше. Могу сказать, что сам впервые бесцельно бродил по улицам и дворам Васильевского острова — влюбился в этот район. Буду теперь возвращаться сюда гораздо чаще.

Напоследок поделюсь фотографиями тех мест, которые по каким-то причинам не попали ни в одну из моих прогулок, но тоже могут быть интересны к посещению.

Александро-Невская Лавра:

Слева от Лавры, ближе к набережной Невы находится одно из графити стрит-арт художников из HoodGraff:

Большеохтинский мост, он же мост Петра Великого — одно из красивейших сооружений города:

Памятник Анне Ахматовой на фоне печально знаменитых «Крестов»:

Место для установки памятника выбрано не случайно, можно сказать, что оно было выбрано поэтессой самолично, в поэме «Реквием»:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов,
И где для меня не открыли засов.

Мне кажется, что это один из самых красивых памятников города, пусть и с такой печальной историей. Ахматова изображена во всей красе, хрупкой женщиной, которая глядит в сторону тюрьмы, где был заточён её сын Лев Гумилёв.

На самой набережной установлен памятник жертвам политических репрессий:

Это еще один памятник Михаила Шемякина — того самого, создавшего несуразного императора Петра, в Петропавловской крепости. Должен признать, что это его творение кажется мне более удачным.

Немного Москвы в самом центре Петербурга, на пересечении Полтавской и Миргородской улиц:

Троицкий Собор во всей своей красе:

Сфинкс на Египетском мосту:

Адмиралтейские верфи:

Дом-утюг на пересечении Садовой улицы и наб. Фонтанки:

Дом-кольцо находится на наб. Фонтанки, 92:

Усадьба Г.Р. Державина:

Никольский собор:

Кстати, хочу сделать рекламу. Если будете брать водную экскурсию по рекам и каналам, то только вот на этой лодке:

Понятия не имею, насчёт качества и цены, но название «Батя» мне очень нравится.

И еще немного красоты из центра напоследок. Казанский собор:

В последнее время в городе все больше уличных музыкантов, забавно, что в основном все они поют одни и те же песни, но в разном порядке на расстоянии 200-300 метров друг от друга, наверное, как-то заранее договариваются между собой, кто первым будет петь «Моё сердце» Сплина:

Я знаю, что некоторые туристы, которые в Питер приезжали на 1-2 дня и имели программу максимум, возможно, даже не в курсе, что у Казанского собора есть обратная сторона, и она тоже красива:

Банковский мост:

Государственный Русский музей:

Дворы Капеллы:

Ну и в качестве бонуса — фото автора отчёта, так сказать, в процессе работы над отчётом:

Надо, наверное, подвести какой-то итог. Итак, вот каким я вижу ваш будущий отдых в Санкт-Петербурге. Во-первых, запасайтесь выносливостью, берите удобную обувь, запасные ноги, тёплую одежду, дождевики, зонты и вперёд. В первый день обязательно возьмите прогулку по рекам и каналам, без этого просто никуда. Это поможет вам лучше ориентироваться в городе, и все основные достопримечательности вы увидите, находясь на борту лодки. А затем всё то же самое, только уже пешком на своих двоих. Ходить придётся много, как видите из моих прогулок, я нашагал больше 70 километров, вам, конечно, весь этот путь за одну поездку совершать ни к чему, сможете сами выбрать заинтересовавшие места и составить свой маршрут. Откажитесь от передвижения на автомобиле, какой смысл стоять в отпуске в пробках в чужом городе? Возьмите велосипед — сейчас в городе довольно неплохо развита сеть проката. Не стесняйтесь и не бойтесь заглядывать во дворы и даже в парадные, очень часто самое интересное спрятано там. Обязательно погуляйте по ночному городу, но лучше в будние дни, особенно если вы не любитель пьяных людей и тусовок (в выходные весь центр отмечает окончание рабочей недели). А Думскую улицу лучше обходить стороной и в будни, здесь собраны воедино самые злачные места и самые мутные персонажи.

Пару слов о сувенирах. К сожалению, в Петербурге, как и почти в любом городе России с сувенирной продукцией дела обстоят не очень. В основном массовая индустрия направлена на иностранцев, ну скажите — какой русский человек будет покупать все эти стереотипные шапки-ушанки, матрёшки, платки? Да еще и по бешеной цене. Поэтому, как по мне, лучший подарок, который можно привезти из Санкт-Петербурга — это толстая книга о городе, его истории, архитектуре с иллюстрациями. Купить такую вы, конечно, можете в Доме Книги, но по опыту своей работы, я знаю, какая там наценка, поэтому отправляйтесь лучше в Буквоед, там, кстати, и кое-какая сувенирная продукция имеется. В целом, если гулять по городу, то много где можно наткнуться и на сувенирные, хэнд-мэйд лавки, антиквариат. Если же вы, или ваши друзья увлекаются футболом или хоккеем, то можете зайти в один из официальных фан-магазинов Зенита и СКА. Здесь можно найти как что-то мелкое и недорогое: значки, вымпелы, шарфы, так и нанести своё имя на игровую футболку, или свитер. Посоветую еще один магазин, называющийся Республика, там можно купить оригинальный подарок друзьям, коллегам, или ребенку.

На этом всё. Еще раз повторюсь, что всё, написанное выше — исключительно моё, субъективное мнение. Таким я вижу свой город, таким я его рекомендую своим друзьям. Дальше пусть каждый сам решает, соглашаться с этим или нет. В одном я уверен: человек, посетивший Санкт-Петербург однажды, навсегда влюбится в это место и снова и снова будет с радостью посещать этот великий, вечный город. И, думаю, что это нельзя оспорить.

PS: Долго думал, какой фотографией закончить свой отчёт, а потом, проезжая по набережной Обводного канала, наткнулся вот на такое граффити:

Ни в коем случае не хочу агитировать никого ездить исключительно по России. Отправляться в путешествие нужно туда, куда зовёт сердце и чем больше успеешь за отведенный тебе срок увидеть — тем лучше. Но есть такие места, посетить которые должен каждый гражданин нашей огромной страны. Об одном таком месте я только что вам рассказал.

Стерлитамак, Башкирия
Как будто опять в Питере побывал!

Vladivostok
Автору СПАСИБО!

Замечательный путеводитель от человека, влюбленного в свой город. Интересный и нетрадиционный Питер теперь наш. Спасибо.

Интересный путеводитель от человека, влюбленного в свой город.
Я люблю возвращаться в свой город нежданно под вечер...

Ирк. и обл.
Спасибо за рассказ и советы! Вполне возможно, что воспользуемся некоторыми из них. Питер прекрасен!

Эх! В апреле (можно сказать на днях:)) там побывал:) Причем места практически те же самые. Автору благодарность. Здесь немного Питера, окрестностей и обратной дороги (не повторяйте моих ошибок на пути из Питера в Сибирь:) https://www.youtube.com/watch?... https://www.youtube.com/watch?... https://www.youtube.com/watch?...
Веселюсь, зарабатываю деньги, помогаю людям.
Алекс
Не знал что в России есть такие места красивые! А как этот город называется и какой регион?

Очень полезный отчет!
Спасибо большое автору!!!
Если ещё раз побываю в Питере, обязательно воспользуюсь информацией данного отчета!

Кемерово, город на
Спасибо за рассказ! Для всех, кто собирается в Питер - в мемориз однозначно.
Летние покрышки R15 и R16 (все - парами, в ХТС) продам недорого. Протектора хватит на сезон.

World citizen
Все знатные ракурсы учетны )) не хватает "Зингера" ))
аффтар:
Некогда сию творение стояло вместо колонны на п.Восстания и ему посвящалось следующее:
"На площади комод,
на комоде – бегемот,
на бегемоте – обормот,
на обормоте – шапка,
на шапке – крест.
Кто угадает – того под арест"

сегодня там, завтра здесь
Эх, немного поздновато, пораньше надо было опубликовать, в конце мая там были. Обязательно воспользуемся советами в следующий раз. Поддерживаю отношение автора к великолепному городу. Кстати, в этот раз жили в "Толстовском" доме, снимали комнату.

Дубна
У меня жена их Питера, частенько приезжаем к ее родителям погостить, и каждый раз, я что-то нахожу нового и удивительного в этом городе! Каждый дом окутан какой-то тайной или историей, а атмосфера в самом городе просто незабываемая!

отлично
Вадимыч
в чем сила брат? - в тараске брат

Вы профессиональный экскурсовод?

Шикарно! Отличный путеводитель по Питеру. Побывал в Питере (тогда еще Ленинграде) единожды, в 1989 году. Хочу теперь с семьей съездить...

Syktyvkar
УФФ, не читал, только смотрел. Спасибо!

служил там 2002-2004, теперь каждый год езжу, всегда замечательно, друзья, места, воспоминания
Приятно, что в отличие от Reiser, у вас нет ни капли безосновательного высокомерия и нетрезвой заносчивости ни в тексте отчета, ни в Ваших комментариях. Читать - одно удовольствие.
Ваш отчет очень полезен и с практической точки зрения.
Спасибо автору!

Дома дочитаю..
no fate

Питер самый красивый город России! Отчет еще не осилил, посмотрел только фотографии. Я немного расстроен т.к. не увидел самой современной достопримечательности Санкт-Петербурга. Моста памяти выдающегося россиянина Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича, отдавшего свою жизнь в борьбе с международными террористами, объявившими войну России.
И что в чести наветы за глаза.

Отчет просто шедевральный! Я родился и всю жизнь прожил в Ленинграде-Петербурге, но местами ахал : "Вот же черт, я и не знал!".
Был бы раздел "Избранное" в этой ветке Дрома - я бы проголосовал за включение туда этого отчета.
Спасибо большое!

Всем, кто у нас еще не был - учить отчет наизусть :-)) и срочно приезжать! Город невероятно красив, просто мы, местные, иногда перестаем это замечать.

Да, за такой путеводитель без вариантов огромное спасибо плюс респект за титанический труд! Хотя сам и абориген, но о кое-каких местах даже и не знал!
Про зоопарк не соглашусь - я был в нашем зоопарке в застойные годы и тогда, действительно, оттуда выходил чуть не плача. Наверное, Вы тогда в нашем зоопарке не бывали(судя по Вашему фото). Сейчас в нашем зоопарке (с учетом дефицита места!) вполне себе эвропэйские условия для зверей и птиц - большие вольеры, имитация природного антуража, большие удобные описания, кормежка тоже вполне - об этом можно судить по поведению животных - те, которых я видел, чувствуют себя вполне нормально - активны, едят с аппетитом, не выглядят дистрофиками, не облезают. Конечно, если сравнивать с другими мегаполисами, мы во многом уступаем, но в первую очередь играет роль дефицит места. Например, в Хельсинки зоопарк расположен на отдельном скалистом острове и, ест-но, места и возможностей для размещения там завались. Переместите их коллекцию к нам в Питер (на это же место!) и у Вас появится миллиард поводов для критики.
Ну а если объективно, то, с учетом вышеизложенного зоопарк в Питере действительно гостям можно не посещать, но не по той причине, которую Вы назвали, а просто потому, что в Питере есть масса других интересных, так сказать, эндемичных мест.

Krasnodar
захотелось в Питер! очень круто!1!
Suzuki alto 8g

Про музыканта дядю Мишу. Гуляя по городу, я часто на него натыкаюсь. Что интересно, когда ездил по Европе в нулевые, тоже часто с ним сталкивался. Причем в разных странах, но неизменно безошибочно узнавал его голос и манеру исполнения издалека. И каждый раз мы с женой улыбались, переглядывались и говорили друг другу - опять наш трубач -нигде от него не скрыться.
Первый раз я узнал его в 2005 году(или еще раньше - не помню), когда мы с женой ехали на автобусе в Финляндию. Почему я его запомнил? Когда мы проходили нашу границу, он начал говорить таможеннику про то, что у него в чемодане есть старинная (антикварная) труба еще чуть ли не 30-х годов. Причем соседи и его спутница тайком пытались заставить его замолчать, но его как будто кто-то за язык тянул. Тянуло человека похвастаться своей трубой. Ну зачем это таможеннику-то рассказывать? В общем, автобус наш задержали, его попросили достать трубу и увели куда-то вместе с ней. Однако благодаря своему таланту он отбрехался, и автобус наш отпустили, не сильно задержав. Во так мы его, говоруна, и запомнили.
Я, правда, не считаю его музыкантом. Он, скорее, шоумен, который весело стрижет капусту везде, всюду и, оказывается, даже вверх ногами. Почему не музыкант? Да потому, что ни одной песни он целиком не исполняет. В лучшем случае, один куплет. В худшем - только припев или самую известную фразу припева. И все. Поэтому слушать его неинтересно. Но поприкалываться, поулыбаться и дать ему немного денег - это он вполне заслуживает.

В синагоге в кошерном магазине можно много чего вкусного купить. Вино там так себе, а вот сухофрукты в шоколаде разных видов - это что-то! Дорогие, заразы, но не оторваться от них. Дети будут в восторге. Да и взрослые порадуются. Только не ходите туда в субботу.

А что касается Мариинки - то если за архитектурой и историей - это на старую сцену. Если насладиться музыкой - это на новую сцену - там невыразимо комфортнее и акустика не в пример лучше, чем у старой сцены. А для гурманов - концертный зал на улице Писарева. Акустика там еще лучше, билеты в разы дешевле, а оперы бывают как в концертном исполнении, так и в виде спектаклей с качественными декорациями.

Санкт-Петебрург
Всем спасибо за приятные комментарии! На некоторые отвечу, с удовольствием:
Неистовый вожак:
Ради этого в основном отчёт и писал. Довольно много прочитал отчётов здесь на сайте о поездках в Питер и решил, что было бы неплохо поделиться имеющейся информацией и впечатлениями от города
jhoon:
Эх, немного поздновато, пораньше надо было опубликовать, в конце мая там были.
Раньше опубликовать не было никакой возможности, была б возможность - я бы каждый день гулял и фотографировал и отчёты писал. Но кто б тогда работал, чтобы накопить на заветный отпуск?:) Да и у Дрома всё же есть очередь публикации, поэтому отчёт и вышел уже в самом разгаре туристического сезона. Зато, будущим туристам будет на заметку:)
Info Service:
Вы профессиональный экскурсовод?
Нет, конечно:)) До профессионального экскурсовода мне как до луны еще, хотя вот недавно впервые в жизни примерил на себя такую роль - сводил по работе группу детей в Эрмитаж. Просто много читаю, плюс в подготовке отчёта тоже прочёл много информации, можно сказать использовал написание отчёта в качестве самообразования, узнал много нового.
Ваш отчет очень полезен и с практической точки зрения.
Спасибо, конечно, но не совсем понимаю о чём вы. Я, сам иногда чужие труды критикую, если есть за что. И пару раз наталкивался на волну негодования и непонимания. Но, мы вроде в свободном пространстве находимся, где каждый имеет право высказать своё мнение, в рамках приличия, само собой.
Что касается Reiser"a - не по всем пунктам с ним согласен, например в одном из отчётов моего однофамильца Чернова из команды Ocean2Ocean про Крым у нас были кардинально противоположные точки зрения с ним, но в целом, наталкиваясь на его комментарии в отчета, они написаны по делу, пусть и не всегда в корректной форме. Больше мне сказать нечего.
Надеюсь в следующем отчете вы исправите допущенную оплошность!
Спасибо за комментарий. Моё мнение по поводу моста Кадырова следующее - безусловно, в нашем городе есть множество выдающихся людей, чьим именем не то, что мост, а даже переулочек до сих пор не назвали. Бродский, Довлатов, Образцова, у Ахматовой в Петербурге своей улицы тоже нет, только в Пушкине. Хотел бы я, чтобы мост через Дудергофский канал назвали в честь одного из них? Нет, потому что масштаб их личностей гораздо выше, чем этот мостик. Что касается истории с Кадыровым, то безусловно всем понятно, что это просто политика и желание некоторых личностей переехать из Петербурга в Москву за счёт такой вот "акции". Вся же истерия вокруг названия моста в очередной раз показывает реальное отношение россиян к Чечне и политике вокруг республики, в отличии от того, что показывают по телевизору. Поэтому нет, я в своих будущих отчётах ничего публиковать по поводу этого моста не буду, да я банально даже не знаю, где он находится. И потом - разве в Петербурге без этого моста не хватает мест, которые названы в честь людей, не имеющих никакого отношения ни к городу, ни к его истории? Я могу сходу назвать несколько: улица Хо Ши Мина, ул. Шаумяна, находящаяся в самом центре улица Марата, и это я еще не говорю про всякие там "энтузиастов", "наставников", "индустриальные", "передовиков" и прочие...) Но они же существуют вполне себе мирно, уже не один десяток лет, почему тогда мост Кадырова существовать не может?
Мой отзыв: Renault Megane 2009

@lex@nder:
Все знатные ракурсы учетны )) не хватает "Зингера" ))
"На площади комод,
на комоде – бегемот,
на бегемоте – обормот,
на обормоте – шапка,
на шапке – крест.
Кто угадает – того под арест"
Есть и еще более гаденькие стишки про императора Александра 3-го. Приводить их не буду из уважения к правителю, при котором страна не воевала ни с кем из соседей, активно развивалась, 5-я колонна пряталась в своих щелях и дрожала, а Европа "...ждала, пока русский царь удит рыбу". Незаслуженно забытый Император. Жаль, что Вы про него ничего хорошего не можете сказать.

Спасибо большое!
Спасибо! Часто ваши комментарии к другим отчётам читаю и заметил, что вы большой знаток истории. Если у меня получилось вам рассказать что-то новое о городе - значит, я не зря старался:)

Что касается "избранного", то на сайте есть "золотой фонд" отчётов, если мой отчёт наберет необходимое количество просмотров, то ли 25, то ли 30 тысяч, то попадёт в этот самый фонд. Посмотрим, сколько просмотров наберется...)
Klavir:
Я впервые попал в наш зоопарк в 90-е, тогда ребёнком я мало чего понимал, конечно. Потом вернулся уже в студенческие годы, последний раз был года 3 назад что ли. Да, кое-что действительно перестроили, у тигров, помнится были новые вольеры, но больше всего жалко было бурых мишек в их клетках 3 на 3. Проблема наших зоопарков (и не только Питерского) в том, что те, кто их проектировали просто не понимали, похоже, каким должен быть зоопарк. Ключевое слово там всё же парк, а не зоо. Мне пока что довелось бывать только в зоопарках в Польше и в Кёльне, но там они на порядок лучше, за счёт огромной территории, парковой зоны, огромных вольеров, где максимально приближены естественные условия для жизни животных. В качестве примера прикладываю фото, которое я уже публиковал в своём отчёте - это зоопарк Гданьска и жилище волков.

Вы же не считаете, что нахождение нашего зоопарка в самом центре города, с его выхлопными газами и находящимся рядом Кронверкской набережной, где ежедневные пробки является благоприятными условиями для жизни животных? Я вот считаю, что это издевательство. И буду так считать, пока не найдутся инвесторы, которые перенесут зоопарк в подходящее для этого место.

Санкт-Петебрург
Да, сразу скажу, что будет вторая часть отчёта - про Ленинградскую область и окрестности Петербурга. В несколько мест я уже съездил, как позволяла погода и работа - надеюсь до конца июля объездить всё остальное и дописать отчёт. Потому что потом будет довольно большой отпуск, пока правда не могу сказать куда, потому что до конца не понятно по финансам, т.к. еду один. Соответственно, если до отпуска не успею дописать и отправить на публикацию, то скорее всего выйдет вторая часть не раньше сентября-октября. Плюс еще и по отпуску отчёт надо будет написать...) Пишите в комментариях, если кого какие места в области интересуют - постараюсь осветить подробнее.

toptishka:
Используя Вашу логику: в нечеловеческих условиях зверям обеспечены "человеческие" условия, т е максимум возможного. Более того, в зоопарке постоянно ведутся работы по благоустройству и в т ч по улучшению жизни животных. Я бывал там с детьми и в прошлом году, и в позапрошлом. Вижу динамику. Она положительная.
Вы пишете "...наш ужасный зоопарк", но, оказывается, Вас не устраивает МЕСТО, где он расположен! С этим я тоже соглашусь - место ужасное для зверей, но сам зоопарк-то в чем виноват? Зачем пинать зоопарк и людей, которые пытаются сделать максимум в жестких рамках городского центра? Увы, поэтому я и считаю, что Ваша оценка зоопарка не вполне объективна.

топор поребрик кто понял ЛАЙК )

toptishka:
Расскажите пожалуйста в следующем отчете о каморке американского шпиона. (по мнению депутата Гос. думы РФ единороса Евгения Федорова агентом ЦРУ оказался Виктор Цой). До этой разоблачающей информации я являлся его преданным фанатом, а сейчас категорически презираю за связи с Америкой. Хотелось бы увидеть место "каптерка" обустроенное на гранты цру.

Klavir:
Дык речь то была про памятник т.е. про конкретно реализованное скульптурное творение. А тебя сразу в разбор +++ Александра-миротворца потянуло.

Понизь уровень крови в глазах ))

Кемерово-Симферополь
Кто о чем, а вшивый....

toptishka:
Про Мурино и Бугры писать не обязательно, а вот из Выборга фотки - ПРОСИМ )))

Надеюсь в следующем отчете вы исправите допущенную оплошность!
После того, как один из мостов назвали именем.... ПЕТРА ВЕЛИКОГО (который, полагаю от этого в гробу перевернулся) - уже ничего не страшно. А что до АК - Питерцы все исправят ))

Alexandr-1979:
Что-то вас сильно в политику тянет... Если вы про котельную "Камчатка", то её я в этом отчёте показал. Если речь не о ней, тогда я не знаю о чём.
@lex@nder:
Про Мурино и Бугры писать не обязательно, а вот из Выборга фотки - ПРОСИМ )))
В Выборг как раз уже съездил, туда каждый год езжу. Основные интересные места постараюсь посетить.

toptishka:
Извините, великодушно. Зрение подвело, не увидел. Сейчас снова все перепроверил и нашел в вашем отчете фотографии этого места. Какая господи политика, упаси бог. Спасибо за ваши труды и терпение, толерантность. Здоровья Вам.

@lex@nder:
Понизь уровень крови в глазах ))
Научитесь основам общения, сударь, тогда и поговорим. Всех благ.

Я понял, чего не хватает в Вашем референсном путеводителе. Вида Питера с моря! Из парка 300-летия Санкт-Петербурга! Это именно та сторона города, о которой очень многие как-то не задумываются, или просто не знают. Более того, не зря говорили про Ленинград в свое время, что это город на море, жители которого моря лишены. И это была абсолютная правда. Чтобы выйти к морю, надо было ехать в пригород. А теперь есть Морской фасад города, новый Морской пассажирский порт с великолепными круизерами у причалов, ажурные конструкции вантового моста строящегося ЗСД ну и, конечно же, запредельно космический вид уже запредельно популярного стадиона Зенит-арена. В солнечную погоду на фоне пляжа из парка 300-летия можно сделать отличнейшие фотки! Вот вам и еще одна сторона всемирно известного города, которая завершит с любовью созданный образ!

Урай
Дважды был в питере, всегда позитив. С удовольствием почитал, фото посмотрел, посмотрел былые места, увидел новое. Спасибо
Lada - das porno!

Когда я был юным и молодым, то очень любил в "город" выбираться. Просто погулять и по ночам поктатья. Сначала на мотике, после армии на машине, а сейчас да же пешком времени нет.
Дом-работа-дача-магазин-дом, темп жизни бешеный, времени нет ни на что. В эрмитаже последний раз, ещё в школе был, а в любимой кунтскамере и военно-морском, лет десять назад.
Автору респект, пиши ещё. Только не езди на экскурсии по Лен области, в пятницу вечером туда и в воскресенье вечером обратно. Из Всеволожска, только на дорогу жизни выезжать хорошо, в другие места, сплошная пробка.
Куплю Наш Автомобиль, когда его захочется, не потому что он дешевле, а потому что он лучше.

отличный отчет, спасибо
с удовольствием все прочитал и посмотрел - все очень понравилось
чувствуется, что автор любит свой город
действительно, Ленинград - один из красивейших городов Европы, да и название Санкт-Петербург ему очень идет - родное, оно и есть родное
ну и еще без одного культового символа этому городу никуда:

Хороший интересный рассказ

Очень здорово. Вечер прошёл с пользой. Питер мой любимый город.

Когалым
Спасибо за рассказ! Фото очень классные!
Honda Accord 2.0 VTS CF-4, Гравитаро 5D

Златоуст
В Петербурге не был, к сожалению, но после этого отчета захотел еще больше! Обязательно побываю. Вообще отчет оригинальный, давно не припомню таких, просто об одном городе, и так здОрво, так классно и с любовью к нему написано! Супер.

Спасибо за замечательную экскурсию по замечательному городу - как будто снова в Питере побывал.

Тобольск
Вот это класс!
Как будто опять сьездил.
Очень много нового почерпнул
Пока среди вас есть порядочные люди,
Жму руку каждому и так всегда будет.

красноярск
отличный отчет !!!

Klavir:
Научитесь основам общения, сударь, тогда и поговорим. Всех благ.
Бггг ))) видимо перед тем как это написать ты поправил пенсне и отпил из чашки кофа, оттопыривая мизинец ))))
Kia Ceed II CRDi

Материала на несколько отчетов хватит: как-то полемизируя с Сахалинцем высказал мысль, что неплохо было бы нам составить "нетуристический" путеводитель о своих городах... И ведь здорово получилось.
Согласен, что для таких отчетов нужен свой раздел- польза очевидная, не надо перерывать тонны словесной руды о том что ел и почем спал.
Удачи в хорошем деле.

hirschhorn:
отличный отчет, спасибо
с удовольствием все прочитал и посмотрел - все очень понравилось
чувствуется, что автор любит свой город
ну и еще без одного культового символа этому городу никуда:
Авроры пока нет у причала - она на реставрации, если не изменяет память. Но дно в районе швартовки уже расчищают, значит, скоро вернут нашу Аврору на место.

ВсеРоссийск
Очень понравилось. Спасибо за удовольствие.

Познавательный отчёт,молодец.

@lex@nder:
Господи, чем же Вам "Мост императора Петра Великого" не угодил? :-(. Петр Алексеевич мог бы им гордиться. Построили всего за 2,5 года и с 1911 по 1971 год мост не требовал ремонта.
Один из красивейших мостов города. Да и название это он носил только до 1917-го года. Сейчас называется "Большеохтинский", хотя надпись со старым названием так на нем и осталась.

Klavir:
Земляк, "Аврору" будут ставить на место в ночь с пятницы на субботу на этой неделе!! http://www.fontanka.ru/2016/07... 4 буксира потащат из Кронштадта. Если сильного дождя не будет, надо ехать смотреть. Правда, говорят, что есть риск не пройти : всего 10 см до дна от киля на месте стоянки. Поэтому есть шанс, что на время пришвартуют крейсер у Благовещенского ("Лейтенанта Шмидта") в ожидании высокой воды.

Еще раз перечитал отчет, пытаясь понять, что еще можно было бы добавить в список "must see".
Пишу не чтобы поправить или дополнить безупречный отчет toptishk"и, а .. мало ли, - кто-то скоро в Питер решит махнуть.

Ну, может быть, Крестовский остров (ехать до одноименной станции метро).
Во-первых, оттуда открывается совершенно фантастический вид на участок Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) над Невой и на строящийся стадион "Зенит-Арена". Вид совершенно космический. Во-вторых, рядом - парк аттракционов "Диво-Остров" и очень неплохой пивной ресторан "Карл и Фридрих". Если устанете от Кваренги, Росси, Растрелли - там можно перевести дух.

Военно-морской музей на набережной Крюкова канала, в двух шагах от Новой Голландии. Неплохое место для любителя истории флота.

Ледокол "Красин" на набережной лейтенанта Шмидта. Почти ровесник "Авроры", прославился спасением итальянской экспедиции Умберто Нобиле, которая пыталась достичь Северного полюса на дирижабле.

Ну, и Кронштадт, который формально является Кронштадтским районом Санкт-Петербурга, но по сути - отдельный город на острове Колин в Финском заливе. Масса интересного: Морской Собор, Петровский док, крепостные форты. Сама поездка туда по дамбе, защищающей Питер от наводнений - уже очень интересный маршрут.

Простите за многословие, просто мне, как и автору отчета, всегда приятно видеть в С.-Пб. довольных туристов :-)

г.Бердск НСО
Еду из этого славного города и наткнулся
на этот труд.
Трудился человек, во имя любви и с гордостью за
свой город!
Очень понравилось всё без исключения.

CATAHA666:
топор поребрик кто понял ЛАЙК )
Жертва соц. сетей)
Мой отзыв: Volkswagen Beetle 1999

Автор спасибо! Уже вроде весь город вдоль и поперёк исхожен, а всё же много новых интересных мест открыл, хотя у нас что ни дом, то памятник с историей. Отстал от жизни, не знал том что ротонда стала платной, собранные деньги наверно пойдут на реставрацию седьмой колонны)))

Большое спасибо за такой отчет! Петербург открылся с другой стороны! Спасибо за потраченное время, пройденные километры, вложенную любовь и душу! Невозможно не любить этот город и не восхищаться им! Спасибо за предоставленную такую возможность!

Огромное спасибо за такой отчет! Петербург открылся с другой стороны! Спасибо за потраченное время, пройденные километры, вложенную душу и любовь! Невозможно не любить этот удивительный город! Пожив там некоторое время, он навсегда теперь в моем сердце, как самый любимый город! И спасибо вам за культурный стиль написания! И отдельное спасибо за "Петровский" и "Зенит"))
Огромное спасибо за такой отчет! Петербург открылся с другой стороны! Спасибо за потраченное время, пройденные километры, вложенные душу и любовь! Невозможно не любить этот удивительный город! Пожив там какое-то время, он навсегда остался в моем сердце, как самый любимый город! Спасибо за культурный стиль написания! И отдельное спасибо за "Петровский" и за "Зенит" (навеяло много воспоминаний)))

JokerSL:
Ура-а-а-а! Спасибо! Заметочка на выходные сделана.

Автор молодец. + к карме
JokerSL:
Город невероятно красив, просто мы, местные, иногда перестаем это замечать.
Полностью согласен. Да и времени у нас нет, каждый крутится - вертится, всё бегом, большой город ускоряет темп жизни, со временем от этого очень сильно устаёшь.
И на выходные особенно летом, мы всей семьёй наоборот уезжаем из города на дачу в спокойный Белоостров.
И главное запомните - МЫ ВСЕ ТАМ БУДЕМ!!!!

JokerSL:
Кронштадт будет во второй части отчёта, уже съездил туда в начале июня;)

WildWest18:
Автор молодец. + к карме
Во время работы над отчётом, непосредственно во время прогулок, всё время ловил себя на мысли, что я практически как турист время провожу, даже в какой-то момент почувствовал себя таковым, пару раз останавливаясь что-то сфотографировать меня чуть ли не сбивали прохожие, торопившиеся куда-то, одна женщина недовольно цокнула, когда я прямо перед ней остановился, глядя на одно из зданий, выбирая удачный ракурс. В общем - иногда очень полезно вот так окунуться в шкуру туриста, время для прогулок всегда можно найти - было бы желание.

Огромное спасибо. Послезавтра уже будем в Питере, очень пригодится.

Господи,
Можно просто Александр ))
Похоже Вы не очень владеете вопросом, касающимся отношения П1 к мостам в принципе )) и его буквально фанатичного стремления пересаживать всех на судна.

toptishka:
Во время работы над отчётом, непосредственно во время прогулок, всё время ловил себя на мысли, что я практически как турист время провожу, даже в какой-то момент почувствовал себя таковым, пару раз останавливаясь.
Удивительное дело, но последние лет эдак 10 очень часто тоже ощущаю себя туристом в известных местах Питера. Даже иногда возникает ощущение, как будто я в отпуске. Это трудно по-другому объяснить, но ощущение очень приятное - как будто становишься по другую сторону жизни. Видимо, аура многочисленных настоящих туристов заражает. Но противиться этому не хочется, наоборот - ловишь момент. В застойные годы, годы СССР, этого не было или я был другой...

Санкт Петербург
Спасибо за статью, всё красиво, но если посмотреть на это с другого ракурса, то будет ещё интересней.... http://atlantida-pravda-i-vimi...

Юра
Черский
Афтар красава! Пеши есчо!)

"Я считаю, что Исаакиевский собор не только самый красивый православный храм в мире, но и вообще в целом — лучшее, что было построено в России за всю её многолетнюю историю."

но всё ж таки брендом России является собор Василия Блаженного
хотя да, Исакий красив невероятно

Klavir:
тут даже не в туристах дело: это потому что окружающая красота делает всех благороднее, вежливее, доброжелательнее и проще

Владиимр:
Огромное спасибо. Послезавтра уже будем в Питере, очень пригодится.
Не за что! Поделитесь потом обязательно впечатлениями, интересно будет узнать, помог ли вам мой отчёт и вообще о впечатлениях о городе!
Вован-70:
но всё ж таки брендом России является собор Василия Блаженного
хотя да, Исакий красив невероятно
Именно с точки зрения строительства храма, мне кажется в России это уникальный случай. Сложная конструкция, большое количество украшений, как внутри так и снаружи, колоннада, купол... В общем это воистину величественное здание и как я уже выразился в отчёте - настоящий прорыв для того времени по части инженерной науки и строительства.
Вован-70:
На местных жителей это видимо не на всех распространяется:) На самом деле, в отчёте я этого не стал упоминать, потому что не все с этим сталкиваются, да и к чему весь этот негатив, но Питер это не только красота и архитектура, реки и каналы, но и обоссаные дворы и набережные, от которых за километр веет мочой, пол-центра заселено ассоциальными личностями, алкоголиками, много неблагополучных семей. В 90-е в сериале "Улицы разбитых фонарей" очень неплохо показан быт Центрального и Адмиралтейского района города.

Но лично я и в этом вижу некий шарм, помню как в студенческие годы как-то раз после пар сели с друзьями на лавочку выпить пива, к нам подсел бездомный, попросил закурить, разговорился и оказалось, что это человек с богатейшей историей, в своё время обитавший в культурной элите города, но опустившийся на дно. Встретить неопрятного, дурно пахнущего бомжа - бывшего профессора филфака СПбГУ где-нибудь в центре совсем несложно. И это тоже особенность Петербурга, пусть и печальная.

Написано, конечно, с душой, автор просто молодец!
Ещё не дочитал, но то, что успел, прочитал с интересом.
Был в Питере несколько десятков раз, хотя и живу более чем за 5000 км, и в командировках, а большей частью просто так, побродить, бывало, жил месяцами.
Я люблю этот город, после родного Иркутска это первый город, где я бы хотел прожить остаток жизни)) Для меня он даже больше Ленинград, т.к. первый раз там побывал в 1988 году.
А вот в Эрмитаже был один раз, в первый свой приезд). Считаю, это немножко не то, что надо смотреть обязательно. Я лично по городу просто брожу часами, причём совсем не по парадным улицам.
Конечно, если где то вечером посидеть, кофе попить, то на Невском, но Питер это совсем не Невский, там одни приезжие.
Ну это к слову. А вообще по выбору музеев я с автором согласен - надо сходить и в старую водонапорную башню в музей водопровода и канализации, и обязательно в Музей связи!, там действительно очень интересно и интерактивно, всё сделано очень здорово, мне, взрослому мужику, было очень интересно, многое узнал.
Ну а Музей Арктики и Антарктики - это отдельная тема, может, там не так всё современно, но если есть какой то интерес к северу, к освоению полюсов - не пожалеете. Я там был 3 раза, может, ещё схожу.

Написано, конечно, с душой, автор просто молодец!
Ещё не дочитал, но то, что успел, прочитал с интересом.
А по поводу соборов - всё, что автор написал про Исакий - я для себя отнёс бы к Казанскому собору. Если прочитать историю его создания и судьбу зодчего - это ещё удивительнее Исакия. А внешне он мне нравится больше, т.к. менее украшен, в нём меньше византийского влияния и выглядит он монументальнее.

toptishka:
но всё ж таки бросалась в глаза (2014 году) непривычная вежливость водителей, на удивление - даже молодых южан на заниженных приорах

Хороший рассказ о любимом городе. Есть еще много мест о которых можно рассказать. Ведь у каждого жителя свой город, Ленинград - Петербург, свои любимые места. Но все равно, автор молодец! Давайте, про Ленобласть. Жду!

Пермь-Заречный
Отличнейшая экскурсия, осилил прочтение за 2 дня.
Бывал в этом красивейшем городе раз 5 или 6 в основном либо проездом либо на 1 день, понял что когда подрастет сын обязательно съездим семьей!

лишь бы не было глобального потепления, а то придётся экскурсии по городу делать в акваланге

"Теперь о тех местах, сильно раскрученных через интернет. «Гранд Макет Россия» — неплохо, но ожидания были выше, и по цене-качество, опять же на мой взгляд, не соответствует. Хотя с детьми, наверное, будет интересно. Музей современного искусства «Эрарта» — современное искусство всерьез воспринимать у меня не получается, но сам музей неплох, там часто проводятся различные мероприятия, концерты. А вот недавно открытый музей Стрит-Арта посетить стоит."
Позволю не согласиться с автором прекрасного отчета. Гранд-макет Россия очень рекомендую к посещению. Были там 3 раза, каждый раз что-то новое замечаешь. Дети в восторге, а мы, взрослые, превращаемся там в детей. Цена вполне адекватная для такого музея - 400 рублей для взрослого. По понедельникам льготников пускают за полцены.
Сегодня съездили в музей Стрит-Арта. Находится далеко от метро и от центра. С указателями - беда. Ориентируйтесь на вывеску "Цветы оптом", вход справа от этого магазина. Там - где красные контейнеры (фото добавляю). Сам музей - на любителя. Мне он показался маленьким, а цена завышенной (250 рублей с взрослого).
Хотя, вкусы у всех разные.

Из Питера:
Хотя, вкусы у всех разные.
А в чём вы не согласны, прошу прощения? Я сказал "неплохо", да, без восхищения, да, посетить можно. С учётом всех имеющихся в Питере объектов - это точно не то, что из разряда must see. Сказал, что с детьми будет интересно - вы это, собственно и подтвердили.

С музеем стрит-арта не повезло вам приехать в дождливую погоду. В хорошую погоду там картинка по-другому выглядит. И, к сожалению в отчёте я не упомянул, что безусловно эта площадка - для тех, кто за рулём и для тех кому интересна данная тематика. Музею всего 2-й год, он активно развивается - уверен, в будущем всё будет гораздо привлекательней.

toptishka:
Вы считаете, что посетить можно, а я - что нужно. Не в каждом взрослом живет ребенок, это нормально. Вкусы у всех разные. Конечно, ради этого музея не стоит отказываться ради Эрмитажа, Русского музея, Исаакия, Петропавловки, Спаса, Петергофа или Пушкина.
Кроме этого музея с детьми можно сходить в Музей этнографии (у нас их 2 - народов мира и народов бывшей Российской империи) и Зоологический музей.
Ну что ж, посмотрим. Берлинская стена мне понравилась больше)))

Шикарный рассказ. Вновь как будто побывал в своем Любимейшем городе!!! Спасибо Вам. В Иркутске, кстати,благодаря Ленинградским архитекторам, тоже достаточно много красивых домой с невероятными барельефами. Нужно только голову чуть к небу приподнять, когда прогуливаешься по уютным улицам города...

Sлавчик:
в моём городе тоже есть красивые дома с барельефами...
Василь
Классно написали!!! Очень интересно!!! Сам был в Питере 2 раза по работе, каждую поездку по 20 км нахаживал по городу (в свободный от работы день). Один из красивейших городов мира!!!

Огромная благодарность Автору за великолепный труд! Питер-город-Мечта...
Carthago delenda est (c)

Ушайск
эхх красотища в прошлом году 70км по питеру за пару дней прошли. мне кажется и месяца не хватит на весь город. все красиво но смущала реклама проституток на асфальте каждые 2 метра. вызвали брать не стали т.к страшнючие
ремонт выхлопных систем,сварочные работы по авто

Sommos
dbn333:
Ну хоть кто-то по делу пишет)))

г.Зеленоград
Огромная благодарность автору этого гигантского фото-отчета об одном из самых любимых мною городов!
Очень интересно и во многом - созвучно моему мнению! С одним лишь не согласен, касательно "ГрандМакета". На мой непосвященный взгляд - это весьма достойно выполненный и слаженно работающий высокотехнологичный мини-музей всей России. Я провел там немало часов, и мне этого не хватило.. интересным показалось все. А что касается цены... - ничего не поделаешь, дорогие технологии на коммерческих рельсах..
Спасибо Вам, и спасибо Петру Великому и всем строителям города за удовольствие видеть, слышать и любить его !

dbn333:
Весело вы там время провели, я смотрю:) Да, реклама проституток - один из минусов, как и то, что все столбы, да и многие здания тоже обклеены этой рекламой, рекламой хостелов и прочим. И как-то никто с этим не борется. В каждом городе своя зараза, где-то наркотики прямо на стенах рекламируют, где-то, как в Москве заборы в желто-зелёный цвет красят, у нас вот реклама проституток...)
doework:
Вот вы уже второй человек, высказывающийся по поводу ГрандМакета и не соглашающийся со мной. Только я не пойму - в чём? Я сказал, что там "неплохо", без восторга конечно, но посетить можно, с детьми будет интересно. Я разве сказал, что мне там не понравилось? Просто ожидания были чуть выше, чем реальность, это я и сказал. По поводу цены тоже высказался: с учётом того, какой там ежедневный поток туристов каждый день - цену можно было сделать и ниже, видимо на цену в большей степени влияет то, что выставка находится на значительном удалении от центра.

В Питере тире ПИТЬ!
Спасибо большое за труд.В сентябре может будем.

5 баллов за труд.
Сам родился и вырос в СПб (точнее родился еще в Ленинграде:-)), но к своему стыду многое узнал только из этого рассказа)
Что называется люби и знай свой город.

Питер. Калининский р-н
Отличнейший отчет по Питеру. Я бы даже сказал лучший отчет о Петербурге, который я читал на Дроме.
Для тех, кто собрался приехать погостить- отличный путеводитель!
Живу тут довольно давно, но почерпнул много интересного о Петербурге. Фото качественные.
Прямо таки хочется встретиться с автором и пожать руку! Не задумывались сделать аналогичный по достопримечательностям в ЛО ?
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002

fandnb:
Для тех, кто собрался приехать погостить- отличный путеводитель!
Да, сейчас работаю над второй частью отчёта про Лен. область и окрестности города.