|
Да, опять Болгария. Для нашей семьи это странно, мы не любим повторяться, но найти вариант для длительного отдыха с ребенком дешевле Болгарии я не смог. А во избежание повторов я проложил маршрут по новым для нас дорогам. Неизменным осталось только море и Слънчев Бряг, в котором мы отдыхали в прошлом году.
Краткая информация о поездке
Время поездки: июль—август 2013 года
Страны: Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Сербия, Венгрия, Словакия, Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия.
Нитка автомобильного маршрута: Санкт-Петербург—Киев—Одесса—Браила—Слънчев Бряг—Бургас—София—Ниш—Белград—Будапешт—Попрад—Краков—Варшава—Каунас—Рига—Санкт-Петербург. Эх, если бы мы еще и посмотрели все эти города :(.
Протяженность: 5 600 км.
Экипаж: три человека (я с женой и наш пятилетний сын).
Автомобиль: Ford Focus 2007 года с пробегом на начало поездки ~140 тыс. км.
Формат поездки: Для меня — dive & fly + fly & drive, для семьи — чистый драйв :). Но об этом попозже.
Подготовка
Начну с того, что в Болгарию мы не собирались в принципе. На сентябрь 2013 года у нас была запланирована и хорошо проработана поездка в Хорватию и Австрию: выбраны варианты жилья, основные и дополнительные POI, проработаны маршруты для вариантов двух- и трехнедельного отпуска и даже места парковок определены и тщательно нанесены на карты. Но, с началом потепления, жена всерьез озаботилась вопросом, где ей провести лето с Ванюхой. Питер в разгар июльской жары — не самое лучшее место. С бабушками как-то не сложилось, арендовать дачу на все лето мне и в голову не пришло, а санатории на берегу Финского залива могут по ценам серьезно конкурировать с Подмосковьем, Сочи и Ниццей :).
Проработали два варианта: санатории в Белоруссии и Юрмала, но поняли, что слишком поздно спохватились. В мае цены на июль-август зашкаливали. И тут мы вспомнили про студию нашей хорошей знакомой в Болгарии, куда мы заезжали прошлым летом. На удивление, на жилье больше никто не претендовал, и мы получили его в свое полное распоряжение на месяц с 12 июля. Естественно, абсолютно безвозмездно.
Прикинули возможные расходы:
Из Питера в Бургас есть удобный регулярный рейс в пятницу вечером. Обратно — в воскресенье вечером. Это действительно удобно, т.к. позволяет не тратить драгоценные отпускные дни. Но цены мена повергли в шок: отвезти семью в пятницу и вернуться самому в воскресенье в середине июля стоит ~60 тыс. рублей. В другие дни чуть дешевле, но все равно 45-50 тысяч оставишь. А еще и от аэропорта до Солнечного Берега доехать нужно. С вещами только на такси. Попробовали купить билеты на чартер, но в пик сезона это нереально. Заинтересовали предложения Norvegian из Хельсинки: при раннем бронировании цены начинались от 99 евро, но лететь всей семьей с кучей вещей на «лоукосте» я не решился.
Отменить поездку я уже не мог, Ванюха бы расстроится. Ему море нужно, а не Grossglockner. Но и платить за перелет больше, чем за весь отдых рука не поднимается. Решил перекроить отпуск и ехать на машине. За неделю туда-обратно управлюсь, потом поработаю две-три недели, заеду за семьей и в Австрию, если дадут 1+2 недели отпуска.
Не дали. В сухом остатке имею одну неделю отпуска на то, чтобы отвезти семью и еще одну — чтобы привезти… Естественно, в сентябре никакой Хорватии или Австрии.
Пару недель я заставлял себя смириться с этой мыслью, но мозг искал решение и нашел: в Болгарию едем все вместе на машине, несколько дней отдыхаем, я возвращаюсь в Питер на самолете, через пару недель возвращаюсь в Слънчев Бряг, и едем домой по восточной Европе. На Австрию времени совсем не остается.
Билеты на прямой рейс в Питер я не купил, жаба задушила. Взял у Norvegian Бургас—Хельсинки и обратно. По 99 евро билетов уже не было, только по 149, но это все равно ощутимая экономия по сравнению с «Россией», требующей в одну сторону около 400E. Сразу забронировал место в маршрутке из аэропорта Хельсинки до дома, цена ночью 50Е, днем — 35Е, что сравнимо со стоимостью такси из Пулково :).
Что еще из подготовки?
Спланировал маршруты. Туда едем кратчайшим путем по Е-95 через Киев и Одессу, обратно — по восточной Европе. Предварительно наметил POI для обратной дороги, отложив окончательное допиливание маршрута на потом.
Шенгенские визы у нас есть у всей семьи — годовые «финские мульты». По ним можно и Румынию пересечь (до 5 дней на транзит) и в Болгарии остановиться в пределах срока действия визы, но не более трех месяцев подряд в течение любых шести месяцев в году. А Сербия для россиян — безвизовая.
Докупил медицинские страховки на «весь мир» с перекрытием периода отпуска на пару недель в большую сторону и «свежую» гринкарту на очередные два месяца.
Обновил карты в iGo.
Подготовил и залил в навигатор карту гостиниц в Белоруссии и Украине по маршруту.
Загнал автомобиль на внеплановое ТО, на котором обнаружили и устранили кончину ступичного и подвесного подшипников (что-то не долго они живут).
Изучил статистику по белорусско-украинским погранпереходам, ужаснулся и «прихватил» пятницу к отпуску.
Дорога на юг
Выехав из Питера в пятницу утром, я сэкономил всем нам изрядно времени и нервов. Несмотря на достаточно поздний старт, в 8 утра «киевка» была практически свободной и дорога до границы с Белоруссией по времени получилась, как дорога до Пскова в субботнее утро. Какая-то оживленность появилась только в районе Могилева, но это было только на руку: количество «спонсоров» резко увеличилось, и в районе 18 часов мы прошли объездную Гомеля и уперлись в длинный хвост очереди на погранпереходе «Новая Гута». Это была единственная часть маршрута, которая полностью совпала с планом.
О том, что на переходе будет плотно, я догадывался, 300 машин перед въездом на переход — норма для вечера пятницы. Но, будучи избалованным «Торфяновкой», которая переваривает 300 авто часа за два максимум, не считал это большой проблемой и рассчитывал в худшем случае до полуночи разместиться в гостинице в Чернигове. За час мы продвинулись ровно на пять машин, которые развернулись и уехали на «Три сестры».
Пообщался с соседями: «Это минимум до трёх ночи, на Три сестры не езжай, у меня сейчас там брат стоит, говорит что тоже все плохо». Перспектива ночевать на переходе не радовала, а альтернативных вариантов не так и много: ночевать в Гомеле и попробовать перейти границу часов в 5 утра или ехать в объезд на запад. Сил у всех было много, решили попытать счастья в объезд через п/п в районе Чернобыля.
Переход «Славутич-Комарин» изначально был построен для доставки смен обслуживающего персонала на Чернобыльскую АЭС из Чернигова, но, со временем, его сделали международным, что совсем не обрадовало работников этого перехода. От «Новой Гуты» до «Комарина» почти 200 км по узеньким дорожкам с комбайнами на встречу, это 2,5-3 часа, а в реале получилось даже больше. Последние 50 км мы ехали в стене дождя под дикие раскаты грома. Видимость не превышала 5 метров, а остановиться и переждать было негде. На переходе очередь была ожидаемо маленькой — машин 15-20 перед шлагбаумом. Как раз на 2,5 часа ожидания и 40 минут оформления, так что в Чернигов мы попали только в три часа ночи. Гостиницу нашли быстро и сразу завалились спать «без задних ног».
Запомнился диалог с белорусским таможенником:
— Тяжело, наверное, с ребенком? Долго простояли?
— Да, очень долго…
— Часа три то получилось?
— Да, практически три часа.
— Вот такой здесь переход. Вы, наверное, назад здесь не поедете?
— Ну, не знаю. Думаю пока.
— Не понял!?
— Не, не поеду.
— Вот это правильный ответ. Проезжайте.
Думаю, что комментарии здесь излишни.
Ночной переход границы и 50 км убитых дорог вымотали нас окончательно. Пробуждение было тяжелым. Проспали почти до полудня (завтрак в гостинице уже закончился) и в разбитом состоянии продолжили путь. О предварительном графике можно забыть, отставание превышало шесть часов. Сегодня по плану мы должны ночевать в Румынии. На Киев времени не хватило, даже просто проехать через центр, поехали по набережной и объездной и простояли час в пробке на выезде из города. Е-95 от Чернигова до Белой Церкви была основательно разбитой, но дальше пошел отличный автобан, по которому было комфортно передвигаться со скоростью 150 км/час. Поворот на Кишинев я благополучно проскочил и решил, что это судьба. Не хотелось мне опять стоять на границе, и мы решили сделать незапланированную остановку в Одессе. Несмотря на субботний вечер, с поиском ночлега проблем не возникло, Booking помог, и еще засветло мы выдвинулись на поиск приличной «едальни» и эстетических впечатлений. Ужин был великолепен, сало с горилкой просто вне конкуренции. А сама Одесса особого впечатления не произвела. Не поняли мы ее колорита. Возможно, когда-нибудь потом мы это исправим.
Решение встать на ночевку в Одессе было правильным: силы восстановились, негатив ушел и с бодрым настроем мы неспешно выдвинулись в путь около 10 утра. До гостеприимного Слънчев Бряга осталось чуть более 700 км. Переход границы между Румынией и Болгарией — не более десяти минут. Судя по прошлогоднему опыту, переход в Румынию тоже будет недолгим, так что, куда торопиться? Немного прокатились по городу и приступили сбору урожая ям на «автостраде» Е-87. По «убитой» дороге двигаться больше 80 опасно. Время от времени попадаются ямы, нет, ЯМЫ, которые можно только переползать на первой передаче. Чем дальше от Одессы, тем хуже. Объезжая Днестровский лиман пересекли кусочек Молдавии.
HINT: Если перед шлагбаумом на выезд из Украины или сразу после него стоит очередь, рекомендую поинтересоваться у последней машины «куда стоим?». С вероятностью 99,(9)% это очередь на п/п в Молдавию. Смело ее объезжаете, получаете бумажный «квиток» у пограничника и, через пару километров возвращаетесь на территорию Украины в обмен на эту бумажку.
Дальше наш путь лежал на Болград и Виноградовку. По информации из сети дорога через Измаил на Рени — «ужас-ужас». Перед границей заправляюсь дешевым бензином за наличные рубли (POS-терминал не работал, а гривен не осталось) и упираюсь в очередь из 70 машин. Соседи «на местных номерах» ведут пугающие разговоры:
— Что-то сегодня машин многовато.
— Да, то ли дело вчера: всего три машины, за час со свистом проскочил!
— Постоим, постоим сегодня…
Действительно, каких-то два часа и мы в Молдавии. Ничего, не страшно. Кстати, а почему нам молдавские штампы не поставили? Я был наивен, через два километра сразу за ж/д переездом мы уперлись в очередь из все тех же 70 машин, но уже на молдавском переходе. Еще 1,5 часа, оплата ~300 руб., и вот теперь мы точно на территории Молдавии.
NB! После перехода ограничение скорости. Через 200 метров на перекрестке регулярно «кормится» местная ДПС. Не спешите «жать на тапку», вырвавшись из ада :).
До погранперехода с Румынией в пос. Джурджулешты порядка 50 км. по территории Молдавии. Дорога такая же отвратительная, как и в Украине. Чуть меньше часа, и мы упираемся в хвост из 15 машин перед шлагбаумом. На часах уже около 17.
HINT: Альтернатива — переход в Кагуле, по отзывам там редко стоишь больше часа.
Перед переходом были спасительные магазинчики/кафешки с мороженым и холодной минералкой и обменник, в котором не оказалось румынских леев. Заблаговременно решить проблему налички не удалось.
Перед шлагбаумом мы стояли час, еще час прошел непосредственно на молдавской стороне перехода, час перед румынами и минут 30 на сам переход. К городу Галац мы подъехали уже в сумерках. 200 км от Одессы и бесконечные предъявления паспорта вымотали нас окончательно, и единогласно было решено ночевать в Румынии, предварительно решив две насущные проблемы: ровиньетта и местная наличка.
Для передвижения по дорогам Румынии необходимо оплатить обязательный сбор. Вся информация есть на сайте. Там же можно заранее приобрести виньетку (она электронная), но я банально забыл это сделать. Пришлось искать заправку «Rompetrol», с чем великолепно справился навигатор. Дальше находим банкомат, снимаем сумму, достаточную для оплаты ужина и, на всякий случай, ночевки. Пока совсем не стемнело, перемещаемся на 25 км южнее в соседний город Браила, где без проблем находим приличный ночлег за 40E.
Машина оставлена на «общественной парковке» прямо перед гостиницей. Девушка на reception принесла нам клятву в том, что всю ночь будет следить за нашим железным другом и отправилась спать. Существует стереотип, что Румыния — самая криминальная страна Европы и вообще там вампиры живут. В прошлом году я был там трижды: ни разу не встретил ни тех, ни других :). Оставив авто, пошли пешком на поиски ресторана, но вокруг все было закрыто. Пришлось довольствоваться арабским фаст-фудом и чаем в гостиничном номере.
Северо-восточная Румыния мне понравилась не меньше Трансильвании, особенно на фоне упадка в соседней Молдавии и Украине. Два больших промышленных города на берегу Дуная с ухоженной центральной частью и симпатичными новостройками, отличные дороги, чистые улицы и доброжелательная атмосфера быстро растворили негатив последних дней. Жаль, что мы сильно ограничены по времени. Рядом с нами огромный заповедник в дельте Дуная, а чуть западнее — отроги Карпат с соляными пещерами. Тут есть что посмотреть, но мы торопимся на море. У нас не путешествие, а трансфер :(.
В этом году мы ни разу не попали на ремонты дорог и по свежему асфальту быстро долетели до автострады А-2, по которой пересекли Дунай (проезд по мосту платный, оплата налом или картой) и незаметно добрались второстепенными дорожками до перехода в Негру Водэ. Перед переходом работал обменник, где мы быстро избавились ненужными в обозримом будущем леями и приобрели болгарские левы. Переход совмещенный, очередь и оформление заняли не больше десяти минут. Тут же в отдельно окне приобретается болгарская виньетка, которая, в отличие от румынской, совсем не электронная и клеится на лобовое стекло (а потом еще и не отдирается).
Не спеша добираемся через Добрич до Варны и по уже знакомой дороге до комплекса Fort Noks на окраине Слънчев Бряга.
Еще 30 минут предсказуемых «разборок» с консьержкой, не желающей нас пускать, разгрузка багажника обустройство и ужин с бутылочкой вина на лоджии с видом на Балканы. Отпуск начался!
Итак, мы на месте. Первая автомобильная часть закончена. Focus стоит на стоянке возле будки охранника. Ближайшие 3-4 недели я к нему даже не подойду. Моих ждет море и солнце, а меня самолет и работа. До моего отлета у нас шесть дней. Нужно решить ряд бытовых проблем (обменять деньги, организовать недорогую связь, разобраться с маршрутами и расписанием общественного транспорта и т.п.) и успеть отдохнуть.
Краткие итоги маршрута:
Расстояние от Питера до Бургаса по прямой порядка 2,3 тыс.км., т.е. примерно как до Сочи, но если до ЧПК мы, абсолютно не напрягаясь, доезжаем с двумя ночевками, то здесь получилось 3,5 дня. Очень много времени заняли переходы. Планируя поездку, я долго колебался, выбирая между прямой дорогой через Киев и объездом через Черновцы. Сейчас понимаю, что второй вариант был бы предпочтительнее. Переход в Украину в Новой Рудне менее загружен по сравнению с Новой Гутой. И в Черновцах в прошлом году я пересек границу, практически не останавливаясь. Есть у этого маршрута и недостаток: разбитые дороги по всему украинскому сегменту маршрута и непонятное (летом 2013 года) состояние аварийного моста через Днестр.
Дорога от СПб до Слънчев Бряга обошлась нам в 12-15 тыс. руб., не больше. Учет не вел, выписки не сохранились оцениваю «навскидку»: бензин, гостиницы, еда и оплата дорог. Самый дешевый перелет через Хельсинки обошелся бы в 26 тыс.:
Итого — 592Е, что чуть больше 26 тыс. руб. по курсу евро летом 2013 года.
Так что поездка имела смысл. А если еще и учесть размер багажа… На самолете точно столько не увезешь.
Об отдыхе
Отдых есть отдых, что о нем писать? Разве что еще раз сказать о том, что нам так понравилось в Болгарии: очень комфортная, приветливая обстановка, низкие цены и отсутствие языкового барьера. Ни Наташа, ни Ванюшка не испытывали никакого дискомфорта в мое отсутствие.
А если говорить о ценах, то за две недели мои смогли потратить всего 15 тыс. руб., постоянно катаясь на экскурсии, ежедневно обедая в ресторанчиках, покупая продукты и «игрульки». И еще на аттракционы оставалось. Вот такие они у меня экономные :).
Немного фотографий:
Вроде и буквы те же, и слова знакомые, но смысл угадывается с трудом.
А это традиционная болгарская народная забава: выбираете автобус с такой табличкой, едете до конечной остановки, а потом думаете как оттуда выбраться :).
Народу немного, сезон только начинается.
В Питер через Хельсинки и обратно в Бургас
За неполную неделю я тоже успел отдохнуть. Из культурной программы мы успели только скатались в Несебр на кораблике.
Организм требовал покоя, моря и солнца. Суббота подкралась незаметно, и вместе с ней необходимость собираться в дорогу.
До аэропорта я добрался на таксисте, дежурившем возле комплекса. Это не совсем разумно с точки зрения расходов, но удобно. От Форт Нокса до аэропорта Бургас около 20 км. Проезд обошелся в 50 левов (чуть больше 1 тыс. руб.). Альтернатива — вызвать такси по телефону, цена «по счетчику» будет раза в два ниже. А можно и на автобусе доехать рублей за 20.
На телефон свалилась СМС-ка с номером микроавтобуса из Хельсинки и телефоном водителя. Теперь я спокоен и могу позволить себе бокал пивасика.
Небольшое отступление на тему самостоятельной организации перелета
Рассказывая про подготовку к поездке, я скрыл детали, связанные с организацией трансфера. Возможно, кому-нибудь пригодится мой опыт. Начнем с поиска авиакомпаний. Для начала я определяюсь с аэропортами, из которых я готов вылететь и в которые прилететь. В моем случае в Болгарии однозначно подходил только а/п Бургас, а вот в качестве а/п назначения я рассмотрел все варианты в пределах 500 км от Питера. Это Пулково, Лаппеенранта, Хельсинки, Тампере, Таллин и Рига. Скайсканнер ничего интересного не предложил и я, найдя сайт а/п Бургас, внимательно изучил табло вылетов. Тоже самое проделал с а/п назначения. Дальше, заходя на сайты а/к, летающих в Бургас, начал подбирать варианты рейсов, стыковки и оценивать время полета и стоимость. Самым интересным оказался вариант прямого перелета в Хельсинки норвежским лоукостером Norvegian. Приемлемая цена 149Е и минимальное время в пути (суммарно порядка 10 часов). Самый дешевый — перелет в Бергамо, уже не помню кем, за 80Е + Rynair в Лаппеенранту за 39E получился больше суток. Долго и неизвестно сколько проешь в аэропорту.
Билеты приобретаются прямо на сайте. Оплата картой (для любых бронирований или оплат через Интернет я использую только виртуальные карты). Электронный билет в PDF формируется сразу и отправляется на почту. В принципе его можно даже не печатать, при регистрации в аэропорту нужен только номер брони, но, на всякий случай, я это сделал. Если сайт не русифицирован, это не проблема. Английский язык есть у всех. А если и с ним проблема, то Chromium Вам в помощь.
Последний штрих — доставка меня любимого домой из Хельсинки. Здесь все просто: из Питера в Финляндию ходит много разного транспорта. Самый недорогой вариант — «маршрутка». Яндекс по запросу «маршрутка в аэропорт Хельсинки» выдает немыслимое количество ссылок. Время на изучение отзывов я не тратил, посмотрел сайты, сориентировался по ценам и позвонил в одну из компаний (уже не помню кому). Процесс бронирования предельно прост: записывают твой номер телефона, имя, дату и время выезда. Предоплату не взимают. За сутки присылают СМС с номером автомобиля, местом, где он будет ждать и контактами водителя. Цена от а/п до дома в ночное время — 50Е, днем — 35Е. Оплата водителю.
Итак, я в аэропорту. До начала регистрации еще часа два. Из комплекса я выехал заранее, зная, что от Солнечного берега до Бургаса идет ремонт дороги и в пробке можно простоять 1,5 часа. Но вечером движения практически не было, и мы долетели минут за 15. Убивая время, наблюдал за группами людей разных национальностей, вылетающих во все уголки Европы. Очень много самолетов из стран бывшего соцлагеря. В Словакию и Чехию вечером было четыре рейса. Удивило количество рейсов в Скандинавию и северную Европу. Только в Норвегию на табло было три рейса, два в Финляндию, два в Голландию, Дания, Швеция… И только два рейса в Россию. А на пляже складывается ощущение, что вокруг только русские, чуть-чуть разбавленные немцами.
Часа полтора после регистрации провел в открытом кафе, из которого открывается отличный вид на летное поле, Балканы и закат.
Наш самолет прибыл. Вот что значит лоукостер: не успели высадить пассажиров и выгрузить багаж, а нас уже приглашают на посадку. Все быстро, четко, без суеты. От посадки до взлета не более получаса.
Самолет «Боинг 737-800» благоухает новизной. Кресла удобные, места для ног достаточно. Среди пассажиров вычислил человек пять соотечественников. Кстати, мы потом все вместе ехали на одной маршрутке в Питер. Перелет занял три часа. Для желающих на борту есть напитки и снэки. Все за деньги, но очень разумные. Цены сопоставимы с финской розницей.
В иллюминаторе промелькнул Таллин и, буквально через десять минут, самолет закружил над Хельсинки.
Выгрузка происходит также быстро, как и посадка. Еще толком не проснувшись, я общаюсь с финским пограничником:
— Цель Вашего визита в Финляндию?
— Какая Финляния? Я в Питер еду. А, да, трансфер в Петтари.
— На чем?
— На автобусе.
— Когда?
— Прямо сейчас?
— Сейчас ночь. Автобусы не ходят.
— Он меня уже ждет возле аэропорта.
— На афттомоппиле. Прахаттитте.
Автобус действительно уже ждет. Восьмиместный «Мерседес-Спринтер» с высокими удобными креслами. Внутри два человека. Минут 40 дожидаемся остальных попутчиков и в путь. Е-18 ночью хороша, особенно, когда тебя везут. На переходе в Торфяновке мы были одни и проскочили оба поста минут за 10. А в 7 утра я уже был дома, от аэропорта дорога заняла всего пять часов.
Первую часть поездки можно считать успешно завершенной. Семья в Болгарии, машина там же, я дома и дыра в семейном бюджете не образовалась.
Две недели пролетели незаметно. За это время я привык ходить пешком, успел подготовить обратный маршрут, договориться с директором о том, что «прихвачу» к отпуску еще 2-3 дня, и смотаться в выходные в Таллин через Хельсинки, опробовав скоростные катамараны Linda Line.
Кстати, именно поездка в Таллин повлияла на мое отношение к маршруткам в/из Хельсинки (крайне негативное) и для поездки в аэропорт я забронировал билет у Скандинавии. Домой за мной они не заедут, но у них, хотя бы автобусы комфортные.
Субботним утром в 5:50 я уже сидел в комфортабельном кресле 20-ти местного «Спринтера» и слушал ворчания водителя: «Вот, еще ни разу не было такого, чтобы мы минут на 10 раньше выехали! И почему пассажиры всегда приходят ровно к 6:00? Неужели они не понимают, что все вот эти автобусы, спешно загружающиеся на площади Восстания, будут перед нами в очереди на границе?». Водитель оказался прав, на границе мы простояли часа два, пропустив перед собой десятка полтора туристических автобусов. В соседней «легковой» очереди было машин 300, но они хорошо двигались. Для себя сделал заметку: если вдруг еще раз придется ехать в «Финку» без машины, воспользуюсь регулярным рейсом, который проходит границу без очереди, или опять воспользуюсь маршруткой, но только приличной компанией.
До аэропорта Вантаа (Хельсинки) доехали за 8 часов. На мой взгляд, это очень долго.
Регистрация, в отличие от Бургаса, только через «киоски». Это просто: выбираем авиакомпанию, вводим номер брони, внимательно читаем надписи экране и печатаем посадочный талон. Дальше опять граница. Не думал, что здесь можно застрять. Минут 40 в очереди по большей части из-за наглых арабов и японцев, опаздывающих на рейс.
В этот раз самолет был полупустой и на 80% заполнен русскими. Очень много попутчиков из маршрутки. Еще три часа, и мы приземляемся в Бургасе. Пять минут на паспортный контроль и на переговоры с таксистами. Уже поздний вечер, автобусы не ходят и цены взлетели. Вместо 50 левов хотят 50 евро. Пришлось скооперироваться с попутчиками.
Последний километры и радостная встреча: мои ждут у входа в комплекс. Загорелые. Ванюшка вытянулся.
Машина тоже на месте, только покрылась приличным слоем пыли. Ничего, завтра отмоем, соберемся и в путь. Нас ждет ночевка в старинной крепости в Сербии, прогулка по берегу Дуная в Венгрии, пещеры в Словакии, горный хребет в польских Татрах и старая Рига.
Обратный путь
Маршрут спланирован, венгерская виньетка заблаговременно куплена. Осталось собрать вещи и в путь. Но, вначале, водителю нужно набраться сил. Пары дней на пляже мне точно хватит.
Август на море, это ужас! Вода теплая, на пляже и в море цветущие водоросли и безумное количество отдыхающих. В Европе начались каникулы. Русских уже не так много на общем фоне. Болгарские цены привлекают всех. Решил, что одного дня мне хватило. Завтра утром искупаемся и собираемся. Если получится, выедем после обеда, если нет, то послезавтра рано утром.
Искупались, нанырялись и водички нахлебались… После обеда Ванёк стал вялым и апатичным, сборы замедлились, а к вечеру у сына резко подскочила температура и началась рвота. Средства первой помощи оказались бесполезными, связался со страховой и вызвал врача. Меня сразу предупредили, что ждать придется долго. Может даже часов пять. Много вызовов и у всех схожие симптомы. Предложили самостоятельно вызвать скорую помощь за деньги, собрать справки и предъявить их в СК по возвращению домой. Так и поступил.
Номер скорой мне подсказали в страховой компании. Созвонился. От волнения у меня из головы повылетали все иностранные слова, да и по-русски я толком не мог объясниться. Хорошо, что на той стороне нашли русскоговорящего диспетчера. Следующие два часа были ужасными. Состояние сына ухудшалось, скорая не приезжала, страховая отвечала, что ничем не может помочь. Но вот они заветные синие проблесковые маячки. Врач (человек в белом халате) наотрез отказался идти к ребенку: несите сами в машину, наша задача отвезти вас на станцию скорой помощи и все. Пулей лечу в наш корпус, заворачиваю сына в одеяло, хватаем документы, деньги телефоны и бегом назад к машине. Минут через 20 по колдобинам нового Несебра нас привезли в маленькую больничку. Еще минут 20 ждали врача, который так ничего и не смог сделать. Предложил поставить капельницу, но сразу предупредил, что это толком не поможет и нужно сейчас ехать в больницу.
— А мы где?
— А Вы на станции скорой помощи… В больнице Несебра сейчас мест нет, могу предложить частную клинику около Бургаса. Это лучшая клиника в районе.
— ?
— Госпитализация обойдется Вам в 700 левов (370 евро).
— Хорошо, давайте уже что-нибудь делать. Сыну плохо!
Очередная скорая приехала через полчаса и еще 20-30 минут мы добирались до клиники «Дева Мария» в поселке Ветрен в 10 км к западу от Бургаса. Оплата счета. Отдельная палата. Медсёстры, врачи, капельницы, доброжелательная атмосфера и пустота в голове. Ночью с женой по очереди дежурили у Ванюшки, необходимо все время придерживать руку, чтобы не дай бог игла капельницы не выскочила.
Утром поговорил с врачом. Нахлебались мы морской водички и подхватили мерзкую бактерию. Дня два будут «лить» антибиотики, потом отпустят домой. Ребенку потребуется соблюдать строгую диету не меньше месяца и, по приезду домой, сразу к врачу.
Понятно, что о продолжении отпуска не может быть и речи. Вопрос в том, как быстро доставить семью домой. Для себя принимаю решение: куплю своим авиабилеты, друзья в Питере встретят, а сам потихоньку поеду на машине.
Неожиданно обнаружилось две проблемы: мы забыли взять зарядные устройства, и у меня на счете телефона осталось ~300 рублей. Вчера вечером было больше 2 000. Странно, стоимость исходящей минуты 16 руб., входящие по 6. Это 2-3 часа разговоров. Звонков было с десяток, каждый по 2-5 минут. Ладно, дома разберемся. Сейчас нужно не остаться без связи, разобраться с оплатой медицинских услуг и обратной дорогой.
NB! Дома я разобрался с причиной неожиданного перерасхода. Звонки в Россию и Болгарию действительно стоили 16 руб. за минуту. Вызовы в скорую помощь вообще не тарифицировались. Подлянка была в номере ассистирующей компании. Первый раз я им звонил на российский номер, а потом перезванивал на номер, высветившийся при звонке из их колл-центра. Так вот, этого делать было не нужно. Колл-центр оказался в Украине и за каждую минуту общения с вежливым «манагером» я заплатил по 129 руб… Внимательнее нужно быть! Не наступайте на эти грабли, они мои :).
В очередной раз связался со страховой компанией, сообщил, куда мы госпитализированы и сколько уже оплатили. СК сказал ОК и пообещала взять на себя вопрос оплаты лечения. На работе предупредил, что могу немного задержаться. Результатом звонка явилось неожиданное пополнение счета на телефоне (на год хватит) и СМС-ка о зачислении ощутимой суммы на з/п карту. Хорошо, когда директор «с пониманием».
Немножко о вопросах быта.
Больница не обязана предоставлять места для отдыха лиц, сопровождающих ребенка. Этот вопрос мы решили сразу, договорившись об отдельной палате, в которой стояло три койки. Я как чувствовал, что мне предстоят разборки со страховой, и сразу попросил не выделять в инвойсе эту услугу, а включить в стоимость госпитализации и доврачебной помощи.
Больница не обязана кормить лиц, сопровождающих ребенка. В нашем случае вопрос решился просто: внизу было вполне приличное кафе, работающее чуть ли не круглосуточно, и магазинчик, где удалось купить зубные щетки и т.п.
Не представляю, как Наташка справилась бы с такой ситуацией в одиночку. Два дня мы по очереди круглосуточно не отходили от сына. А Ванёк молодец, продержался!
Как и обещали, через 2,5 дня нас выписали. Еще раз поговорил с врачом: меня очень волновал вопрос можно ли ребенку в таком состоянии лететь на самолете и не станет ли ему плохо от четырех дней в машине. Врач заверила, что все будет хорошо и ехать можно любым способом. Главное — диета.
Созвонился со страховой, сообщил о выписке. Минут через 20 вежливый менеджер из колл-центра сообщил, что они не могут так быстро решить вопрос с оплатой, я должен был заблаговременно уведомить и сейчас я могу на выбор ждать 2-3 часа (без гарантии результата) или оплатить лечение самостоятельно и получить возмещение в СК в Питере.
Пришлось опять раскошелиться. Да, медицина в Европе, даже восточной, — не дешевое удовольствие. 2,5 дня лечения обошлись в почти в 2 000Е и это без учета ранее оплаченной госпитализации. «Домой» мы добрались на такси, заранее вызванному девушкой с reception. Поездка на 57 км по счетчику обошлась меньше 1 000 руб.
А вечером я свалился. Температура 38 и схожие симптомы. Крибли, крабли, всёбля! Приехали. Наташка с двумя «лежачими» не справится. Применив все возможные из доступных средств народной медицины и убедив себя в том, что мне просто НЕЛЬЗЯ болеть и я ОБЯЗАН доставить семью домой, а потом уж делать все, что мне заблагорассудится, болячку я победил за одну ночь. Скорее всего, это была реакция на нервное перенапряжение последних дней.
Наташка наотрез отказалась лететь с Ванюшкой на самолете. Едем все вместе. На всякий случай еще один день отлеживаемся в домашних условиях, приходим в себя.
С маршрутом домой я определился быстро: играть в русскую рулетку с белорусско-украинско-молдовскими таможнями я не готов, едем по заранее намеченному маршруту по Восточной Европе.
Сборы были долгими, за месяц мои «обросли шмотками» и все это пришлось очень плотно распихивать по всем уголкам «Фокуса». Рано выехать тоже не получилось. Нужно все тщательно прибрать, оставить запасной ключ у консьержки, снять показания счетчиков и оплатить коммуналку, распихать по машине остатки вещей. Так что выехали мы ближе к полудню. Пробку от Солнечного Берега до Помория объехали по 906 дороге через Каблешково. Заодно и Фокуса намыли. В Бургасе заскочили в супермаркет за продуктами для ребенка и по только что введенной в эксплуатацию на всем протяжении магистрали А1 «Тракия» направились в сторону Софии. Новая магистраль хороша. Разрешенная скорость 140, едем +10. От побережья до столицы теперь всего четыре часа.
Объездная Софии — узкая двухрядная дорога со светофорами и предназначена для отвода грузовиков. Мы поехали через центр. Город симпатичный, при наличии времени имеет смысл остановиться на полдня и погулять.
Перед Софией перекусили в «макдаке». В отличие от побережья, в центре страны русский язык уже практически не знают. А английский пока только изучают. Пришлось объясняться на пальцах.
От столицы в сторону сербской границы автобан пока не построен. Узкая двухрядка идет по полям и петляет в живописных предгорьях.
На границе приличная очередь, машин 150-200. Настроение падает, сразу вспоминается дорога на юг. Половина машин в очереди из Западной Европы. Много Австрии и Германии, встречаются Французы, Итальянцы и Испанцы. Какие-то все они загорелые. И, что характерно, практически у всех германско-австрийских машин чуть-чуть приоткрыты задние окна и завешены белыми тряпками. Выглядит это как-то неаккуратно. У них что, у всех поголовно не работают кондиционеры? А из-за «оконных тряпок» время от времени выглядывают очень загорелые детишки и женщины в платках. Тут до меня дошло, что большая часть очереди — турки, возвращающиеся к себе домой в Германию и Австрию. Туристов можно по пальцам пересчитать.
Оба перехода прошли чуть меньше, чем за час. На сербской территории обменял остатки болгарских левов и сотню евро на сербские динары. Они у меня до сих пор на полочке лежат, практически не пригодились.
От Димитровграда до Ниша дорога очень живописная, вьется среди гор и красивых скал. Очень много участков с практически достроенным автобаном.
Вечер застал нас в изумительном ущелье «Парк природе «Сићевачка клисура».
На выезде из ущелья в многочисленных поселочках местные жители активно зазывали на ночлег, но, пока не наступили сумерки, мы решили ехать дальше. Вообще по первоначальному плану нам нужно доехать до города Нови-Сад, где я планировал переночевать в гостинице прямо в старой крепости, но наш поздний выезд внес коррективу. Будем искать ночлег после Ниша.
Стоило выехать на автостраду Е-75, тянущуюся через всю Сербию от Венгрии до Греции, наступила темнота. Навигатор находит гостиницы в оставшемся позади Нише или через 50 км. Не верю ему и решаю, ориентируясь на скопления огоньков, свернуть на местную дорожку и сразу нашел гостиницу. До сих пор точно не знаю, где мы ночевали. Предположительно в районе г. Алексинац. В гостинице мы были одни. Хозяин серб запросил 15Е с человека, ребенок без скидки. Оплата только в евро, динары не берем… Разговорились. Как только он понял, что мы русские, отношение сразу переменилось. Отвел в лучший (в его понимании) номер, цену снизил на треть, согласился принять динары и побежал готовить ужин.
А вот с ужином у нас вышла проблема. Меню на сербском, часть наименований переведена на английский, но от этого не легче (хозяин по-английски не понимает, а перевод национальных наименований на инглиш ставит нас в тупик). Все попытки объясниться заканчивались фразой: «Сербски русски понимай, тебя не разумей». Все, что мы хотели, это отварная картошка или рис без всего для ребенка, а нам можно и мяса. В результате на столе выросли огромные подносы с плескавицей, кебачиками, домашними колбасками, овощами и, вот повезло, так повезло, с картошкой. Из всех этих разносолов мы не смогли употребить и десятой части, а счет за ужин составил всего 10Е. Имейте в виду, Сербия — рай для обжорок :).
Утром я встал рано. Хозяин тут же выскочил и предложил сварить кофе. Ну, кто же откажется? И еще кофейку и жене чайку, и термосы кипятком наполнили (ребенку рис заварить), и перекусили. А вот деньги за завтрак брать отказался. Пришлось спрятать под вазу на столе.
Вернулись на «автобан». Движение очень оживленное. Сегодня жители Германии сменились швейцарцами. Внешне эти нации не отличить, все очень загорелые, чем-то на турков смахивают. Перемещаются в основном на «BMW» и «Mercedes» группами по 5-7 машин с крейсерской скоростью 170 км/ч. Очень удобно, такое кол-во спонсоров хорошо сократило время в пути. Разрешенная скорость — 110 км/ч.
Е-75 проходит через Белград, окружная пока что не достроена. На мой взгляд, этот город достоин отдельного посещения минимум на 1-2 дня.
Издалека рассматриваем красивый городок Нови-Сад на берегу Дуная. Нам вчера не хватило каких-то 2-3 часов. Дальше дорога идет по равнине, вокруг поля. Пейзажи схожи с западной Румынией (поля-поля-поля-кукуруза…), взгляд ни за что не цепляется. Сильной жары нет, что приятно радует.
На переходе с Венгрией не менее 1 000 машин. Восточная ругань, активные перестроения, сужение дороги до трех рядов. Турки едут домой в Европу. На удивление переход продлился около часа, может 1:10-1:20. Причем у нас, да и не только у нас, немного покопались в багажнике и внимательно сосчитали кол-во использованных и оставшихся дней по визе. Умеют люди работать. Очень рассчитывал сразу за переходом обменять динары и флоринты, но обменники не попались. Привез около 6 000 «тугриков» домой, пусть полежат рядом с белорусской валютой, там им самое место.
Венгрию мы пересекли практически без остановок. Я все еще надеялся нагнать график и остановиться на ночевку в польском Закопане. До объездной Будапешта автобан. С грустью сворачиваю на М-0, показывая своим направление на центр. Всего 10 км отделяют нас от великолепных видов Дуная, разделяющего Буду и Пешт…
На трассе М-3, идущей от Будапешта на северо-восток, впервые после болгарского побережья встречаю соотечественника. Тоже на втором «Фокусе», только из 31 региона. Наш маршрут совпадает в течение 20 км. Моргнув на прощанье «аварийкой», сворачиваю на 21 дорогу, идущую строго на север.
Наши желудки требуют еды. Пару раз останавливаемся у придорожных кафешек, но нам не везет, все закрыто. Незаметно вокруг вырастают горы и мы въезжаем в Словакию. У дороги остатки погранперехода. На холмах виднеются остатки крепостей. Вот где интересно «зависнуть» на недельку. Температура снизилась до 20-25 градусов, на улице очень комфортно.
На 71 дороге (продолжение венгерской 21 по Словакии) мне не попалась ни одна заправки и я не смог купить виньетку для оплаты словацких автобанов. Придется пользоваться «козьими тропами».
Через десяток километров после границы нам наконец-то попалось работающее кафе. Пожилой хозяин с улыбкой пытается вспомнить школьный русский язык. Ура, нам удалось заказать вареную картошку. Чтобы убедиться, что нас правильно поняли, хозяин кафе сходил на кухню, отрезал кусок картофелины, показал нам и спросил: «Картошка?». Потом начал изображать сковородку и процесс жарки. Пришлось жестами изобразить кастрюлю и «буль-буль-буль». Он еще раз пять подходил к нам, пытаясь о чем-нибудь поговорить, но все разговоры заканчивались смакованием красивого, но давно забытого слова «Картошка». Очень дружелюбный дедок и вкусный обед поднял нам настроение, и мы продолжили путь.
Отсутствие виньетки и моргание фарами встречных машин заставило нас искать объезд небольшого платного участка дороги R2. От греха подальше при первой же возможности свернули на 72, а потом и на 531 дорогу, пересекающую Низкие Татры.
Маршрут получился живописным. Низкие Татры, конечно, ниже Высоких, но выше облаков. По пути попадалось много указателей на минеральные источники. К сожалению, времени на прогулку у нас совсем нет, гуляем только «взглядом».
В районе города Попрад задумались о ночлеге. В Закопане мы можем приехать, но только поздно ночью. Заранее жилье не бронировали, так что затея может оказаться авантюрной.
Отелей вокруг много, но мест нет. Субботний вечер. В Великой Ломнице свернул к Высоким Татрам и, практически у подножья гор, нам повезло. В гостинице при кемпинге Татранска Ломница оказался свободным один номер за 50Е и у нас образовался чудесный вечер для прогулки. На крупном курорте никаких проблем с языком не возникло: английский знают повсеместно, а официант еще и на русском свободно изъясняется.
Как я ни старался нагнать график и выкроить денек на прогулку в Татрах или в Кракове, вечерняя весточка с работы внесла коррективы: во вторник я должен быть на работе, а в среду в Москве. Так что опять едем без остановок.
Татры пересекаем по 67 дороге.
Утром со стороны Польши на 960 и 961 дорогах сплошная пробка. Все хотят подышать прохладным и чистым воздухом.
Ближе к Кракову пробки рассасываются. Чтобы не изойти на слюну, объезжаю город по автостраде А-4, кусочку свежей S-7 и по старой 7-й дороге едем к Варшаве.
Новые дороги в Польше хороши. Что платные «А», что бесплатные «S». Мы торопимся, но скорость стараемся сильно не превышать, ориентируясь по местным. Варшаву мы даже не заметили. С 7-й дороги сразу на объездную S-2, дальше новенькая, пусть и не везде достроенная, S-8 и мы уже на северо-востоке страны.
Ночевали в придорожном мотеле где-то в районе Августова.
Цена трехместного номера с сытным завтраком 100 злотых (1 000 руб.). Поужинать не получилось, в округе все было закрыто, но мы заранее закупились продуктами в супермаркете.
С хозяином гостиницы получился забавный разговор:
— Hello. I’m looking for a room for two adults and one child five years old.
— По-русски-то разговариваешь?
— 8)
— Ну, так что ты там «лукинг»?...
Утром, чтобы хоть как-то сгладить мамино расстройство по поводу проезда мимо такого количества замечательных мест, мы с Ванюшкой отпустили ее на часок на шопинг в Сувалках. Как ни странно, в Фокусе нашлось место еще для трех здоровых пакетов.
В Прибалтику мы въезжали в колонне автовозов, заполненных половинками Фольксвагенов, BMW и Мерседесов. Скоро в соседней Литве из них сделают конфетки: без пробега по России, всего 20 ткм за 5 лет, бабушка по деревне в магазин за продуктами ездила, все ТО вовремя, вот вам сервисная книжка и ни одной аварии. Проверено, гарантируем!
Каунас и Рига не стали для нас исключением. Их постигла та же участь, что и Краков с Будапештом — объездная.
От Риги я хотел двинуть в Таллин и на пароме в Хельсинки, но по времени мы успевали только на ночную «Силью», что немного затягивало время в пути. Ванюшки еще не совсем оклемался и уже начал проситься поскорее домой. Решили ехать по прямой через Шумилкино и Псков. Время перехода мы заранее не бронировали, рассчитывая на то, что в понедельник вечером машин не будет. Их и не было, всего штук 30, что не помешало нам провести на переходе три часа. Эстонцы никогда не торопятся.
Зато было время пообщаться с местной лисой.
Домой добрались в третьем часу ночи.
По приезду меня ждали разборки со страховой компанией.
Для начала я еще раз внимательно перечитал правила страхования и приступил к подготовке документов. Пачка получилась внушительной: заявление, согласие на обработку персональных данных, оригинал и копия полиса, оригиналы и копии квитанций, фактур, расшифровок фактур и чеков из больницы, медицинские заключения, свидетельство о рождении, копии загранпаспортов (свой и ребенка) и копия своего паспорта. По условиям полиса я обязан предоставить нотариально заверенный перевод всех иностранных документов. Сделать это быстро и недорого невозможно, а расходы на перевод СК не возмещает. Но самое сложное оказалось сдать эти документы. Сайт и колл-центр отправляют в центр урегулирования убытков, а те «футболят»: мы только автотранспортом занимаемся, езжайте в центральный офис. Помогла агент, у которой я регулярно оформляю свои страховки. Не уверен, что без нее я бы уложился в отведенные правилами 5 календарных дней. Но все хорошо, что хорошо кончается.
«Болячку» мы победили, до дома добрались, на работу успел, возмещение от СК получил. А что проехали мимо такого количества красивых мест: так мы теперь знаем, что там действительно есть что посмотреть и обязательно туда еще съездим. Но только не в конце июля и не в августе. Меня так точно теперь на море в жару не уговоришь. Зато на лето 2014 года семья единогласно согласилась с Норвегией. А что, там тоже есть пляжи на берегах океанов, так что море, песочек, солнце/тучи/ветер/дождь нам обеспечены :).