Новороссийск — город-герой, город-памятник

06.06.2016 | 25789 просмотров

«Свою Родину нужно любить! Свою Родину необходимо знать! Своей Родиной мы должны гордиться!» Придерживаясь таких жизненных позиций, в преддверии 9 мая наша семья взяла курс на город-герой Новороссийск. Состав — весенний: водитель — Дмитрий, штурман — Татьяна, дочки-шалуньи — Юляшка и Светлячок, «уравновешиватель» — племянник Андрей.

Возможно, мой отчет станет помощником тем, кто в этом году запланировал провести отпуск в Краснодарском крае.

Новороссийск — город-герой, «обнимающий» Цемесскую бухту, ставшую крупнейшим морским портом. Поселение Новороссия получило статус города в 1838 году и с тех пор пережило несколько разрушений и восстановлений.

Сильнее всего Новороссийск пострадал в годы Великой Отечественной войны — было разрушено 97% города. Пожалуй, именно этот факт из услышанного краем уха рассказа экскурсовода на «Малой Земле» врезался в память ржавым осколком и невольно заставил всех обернуться.

Мемориальный комплекс «Малая Земля» — главный хранитель памяти о Героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Оборона этого «клочка земли» продолжалась 225 дней и завершилась 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска. За отвагу и мужество 21 воин был удостоен звания Герой Советского Союза, их фамилии носят названия улиц в странах бывшего СССР — Леселидзе, Куников, Корницкий. Их портреты можно увидеть внутри памятника Малая земля в галерее боевой славы.

На центральной, самой верхней площадке музея, расположена скульптурная композиция «Сердце». Позолоченное сердце хранит в себе капсулу со списком из более девятнадцати с половиной тысяч погибших в боях за Новороссийск. Ежегодно 8 мая этот список увеличивается благодаря акции «Память».

Очень сильное место, оставляющее неизгладимое впечатление.

Стоимость посещения: 70 руб. — взрослые, 50 — школьники, дошколята — бесплатно.

В состав мемориального комплекса «Малая Земля» входит музей «Оружие и боевая техника периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», хотя там также представлены экспонаты более раннего периода. Со стороны он кажется небольшим, но посмотреть есть на что. Стоимость посещения: дошкольники — 10 руб., школьники — 30 руб., взрослые — 50 руб.

В настоящее время за «Малую землю» тоже ведутся бои. Радует, что не кровопролитные… В охранных зонах мемориального комплекса на границах с памятником природы «Суджукская лагуна» и археологического памятника «Турецкая крепость Суджук-Кале» началось строительство Морского кафедрального соборного комплекса. Власти города поддерживают данную стройку, да вот разрешение на нее «забыли» выдать, котлован уже раскопали, а проекта-то нет, стройка ведется, а о надзоре никто и не слышал. Эх, сильное слово имеет у нас митрополит Кирилл.

Ну, а дальше нас ждали длиннющая набережная, чудесное солнце, необыкновенные облака, скульптуры и памятники, памятники и скульптуры. Такого количества памяти, застывшей в камне и вылитой из металла, мы еще никогда не видели. Дети не переставали удивляться. Посудите сами:

«Штурмовик ИЛ-2»

Является памятником всем летчикам, сражавшимся в годы войны с фашистскими захватчиками в небе Кубани. Обнаружен летом 1974 года во время подводных киносъемок дна Черного моря на глубине 17 метров. На винте сохранился номер — 2440, а на крышке аккумулятора надпись «8-й гвардейский штурмовой авиаполк, 2-я эскадрилья». По этим данным удалось узнать, что штурмовик был сбит 19 апреля 1943 года, экипаж погиб.

Рояль. Но не в кустах.

Скульптура «Морские коньки».

Скульптура «Дельфины».

Памятник «Исход».

«Девушка на дельфине»

«Бронзовый павлин»

«Жене моряка»

В Новороссийске до начала 70-х годов не было собственной пресной воды. А те мизерные запасы, которые хранились вблизи города, к лету выпивались. Воду в город привозили танкерами из Туапсе. «Дарующая (Дарящая) воду» появилась в честь того дня, когда жители справились с проблемой нехватки питьевой воды (проведение водопровода от реки Кубань).

Памятник отцам-основателям Новороссийска.

Но это лишь малая часть увиденного нами.

Сильное впечатление производит памятник «Морякам революции» — часть мемориального комплекса «Героям гражданской и Великой Отечественной войны». Могучая коленопреклоненная фигура матроса, появляющаяся при выезде из-за поворота, невольно заставляет восхититься мастерством скульптора, который смог передать эмоции моряков, наблюдающих за затоплением своих боевых кораблей.

А через дорогу расположена смотровая площадка, на ней «Куб-визир», который гласит: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель Совнаркома Ульянов/Ленин/ 11 мая 1918 года».

В первой половине июня 1918 года часть судов Черноморского флота и несколько грузовых морских объектов оказались в ловушке германо-турецкой эскадры, перекрывшей створ бухты и потребовавшей сдаться. «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии»

В центре куба флажной сигнал морского семафора «Погибаю, но не сдаюсь»! Именно он был поднят на всех судах, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии.

А на парапете, обрамляющем край смотровой площадки, установлены бронзовые стрелы, указывающие направление затопления каждого корабля и расстояние до этого места.

Первыми были подняты танкер «Эльбрус» и эскадренный миноносец «Калиакрия». Их переименовали в «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский» соответственно. Оба погибли в 1942 году во время боевых действий в Черном море во время ВОВ.

В 60-е годы ХХ века подняли почти все оставшиеся корабли, на дне остались линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий». Их подъем был признан нецелесообразным. И не удивительно, «Свободная Россия» (ранее носил имя «Императрица Екатерина Великая») «не хотел» уходить под воду и начал медленно тонуть лишь после целой серии прицельно выпущенных минных торпед.

Очень тревожное историческое место.

А вокруг умопомрачительные виды на Цемесскую бухту, в которой беззаботно резвятся стаи дельфинов.

У нас было запланировано посещение еще одного памятного места — мемориального комплекса «Рубеж обороны», посвященного отваге и мужеству отечественных войск.

По единственной трассе, проходящей вдоль Черного моря и соединяющей города Кавказа, немецкие войска планировали попасть к бакинской нефти, но получили стойкий отпор. Пожалуй, огромная стела, перекинувшаяся через шоссе, и является этим, преграждающим путь, «шлагбаумом».

С обратной стороны представлена карта, на которой наглядно показаны дальнейшие военные действия.

Четыре руки, сжимающие автоматы, символизируют красноармейцев, краснофлотцев, командиров и политработников.

В остове вагона более 10000 пробоин. Это символ и свидетельство ожесточенных боев. Установлен в 1946 году.

«Рубеж обороны» — архитектурный ансамбль, напоминающий нам о силе, стойкости и бескомпромиссности советских героев.

Конечно же, это не всё, что можно увидеть в Новороссийске, поразиться его мощи и гордости. Думаю, что знакомство с этим гордым городом пойдет всем на пользу, растревожит душу и заставит вспомнить каждого из нас, что мир и уважение очень важны в современной действительности.

Получив весомую патриотическую встряску, наша семья взяла курс на Кабардинку — уютный курортный уголок, расположившийся в 13 километрах от Геленджика. Именно здесь всех ждет в гости тематический архитектурный культурный центр «Старый парк». Это какое-то фантастическое чудо!!! Или чудесная фантастика!!! Как же там красиво!!! С какой любовью и трепетом в нем все сделано!!! Гуляя по его тенистым уютным дорожкам, только и слышишь восторженные охи и ахи. Приезжайте — не пожалеете!

Восхитительный забор, выполненный ростовским мастером.

Ангел-хранитель «Старого парка».

Музей Востока, в котором работает потрясающий экскурсовод. Ее рассказ (к сожалению, имени не назову) и гармоничная жестикуляция запомнились всем, даже пятилетней дочке. Теперь в детском саду есть маленький лектор, рассказывающий о Шиве, Ганеше и Вишну. Огромное спасибо!

Ну и еще множество чудесных местечек «ждут вас в гости». В «Старом парке» даже туалет является произведением искусства.

Стоимость посещения парка: 200-400 рублей.

Ну и чтобы закрепить полученные положительны эмоции, мы посетили Дом вверх дном, который также находится в Кабардинке. Указатели приведут вас к месту его расположения.

Дом вверх дном — это место, где дети хохочут, не переставая, а взрослые люди чувствуют себя детьми и начинают дурачиться. Немного смущает только то, что дом имеет дополнительный угол наклона, то есть «развернут» не на 180 градусов. Но это только добавляет веселья.

Завидное желание помыть руки.

И так у нас каждый день!

Вот так прыгнули!!!

Славный холодильник.

Ты не ты, когда голоден!

Приготовление обеда озадачивает.

Жажда — все!

Голодный ребенок способен на многое.

По возвращении в Новороссийск мы посетили Военно-исторический музей Корабль боевой славы — крейсер «Михаил Кутузов». Мимо него не пройдешь — расположен прямо около Морского вокзала. На военном красавце проводятся интересные экскурсии, повествующие о его службе, о быте моряков. В этом году в День Победы (9 мая 2016 года) крейсер произвел артиллерийский салют — мурашки обежали все тело не один раз.

Канаты толще рук наших подростков (да и многих взрослых).

А 9 мая был чудесный Парад, Бессмертный полк и традиционная солдатская каша. По-моему, парад в Новороссийске лучше парадов, проводимых в Краснодаре. Безобразно в строю шли только казаки: кубанка набекрень, не в ногу, с выражением лица «как вы все заколебали», для полного «комплекта» не хватало пальца в носу… Спасал этих мужчин с пивными животами только мальчонка, лет 9-10, который браво маршировал позади идущей толпы — только о нем можно было с гордостью сказать: «казак идет!»

Современный город производит неоднозначное впечатление: солнечная набережная, торжественный порт, невероятное количество скульптур и памятников, преобладающая в своем числе красивая улыбающаяся молодежь омрачаются огромными давящими заводами, белой цементной пылью от их деятельности и весьма странной организацией дорожного движения.

Однако посетить Новороссийск, а заодно и его окрестности стоит!

В замечательном краю мы живем! На обратном пути нам попалось такое восхитительное поле:

Хороших всем путешествий! И новых открытий!

Танюшка Ватрушка

Ирк. и обл.
Классный фоторепортаж получился!

Какая красивая семья.А фотографии-то...
Молодцы, разнообразие памятников и кораблей Новороссийска впечатлили. Теперь проработаю поездку этого года,возможно включу Новороссийск в план семейного путешествия. Спасибо автору.
Продам б/у нижний блок ВВБ от 20-ки.

Кемерово-Симферополь
Хорошие фото (половину бы убрать) и неплохой рассказ о городе.
О путешествии ничего.
Alex
Здорово, молодцы. Был еще подростком в 1988 г. многие памятники и стеллы - остались такими же, да и город мало поменялся смотрю.
Город оставил хорошее впечатление. А в Абрау Дюрсо были?

Хороший, позитивный рассказ.
Ну а фото на фоне стелы Новороссийска есть наверное у всех, кто там был.

Кирово-Чепецк
Извиняюсь, а кто Вы (автор), откуда? А где такая волнительная информация для туристов, как места ночёвок, стоимость проживания, питания, состояния автодорог и придорожного сервиса? Я так понял, это не повод для гордости и патриотизма, раз предпочли умолчать... Подчерпнул только одно, что в славном городе-герое Новороссийске, оплоте патриотизма для подрастающих поколений до 70х годов была привозная вода. Думаю, что и очистные не так давно заработали. Патриотизм должен основываться не на крови, пролитой нашими предками из-за бездарности военного руководства, а на гордости за свою нацию и наших правителей; за достойные бытовые условия, безопасные автодороги, заботливую медицину и уважаемых служителей закона. Хватит уже ДРОМ заливать этой пропагандой.
Мой отзыв: Opel Astra 2014

Серия фото - "потерянный мир/утро 1 января" должна быть у каждого))) Не каждый день умываешься в прыжке)))
Этот город со своим потенциалом должен уже круче Дубая выглядеть...а там только "невероятное количество скульптур и памятников"....

Сравниваете несравнимое))

Позитивный отчет!!!
VladSO:
Сравниваете несравнимое))
Ну если Вы считаете, что город ГЕРОЙ достоин выглядеть несравнимо хуже некогда бедуинского поселения 40 лет назад....то мне пояснить Вам нечего....

Хороший, позитивный отчёт, спасибо. Правильно делаете, что показываете детям нашу Родину.

Тоже своим всё стараюсь показывать. Возил в Москву, Волгоград, Сочи, Севастополь, Великий Устюг и т.д. В думаю и Новороссийск нужно посетить.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013

Александр Кураленко:
Ну вы уж поясните, пожалуйста, что всё население Объединённых Арабских Эмиратов примерно 5 млн. человек (это примерно как Питер), а нефть качает и продает примерно 1/3 от российского. При таких деньгах Дубай вообще из золота должны отстроить, а вы его на полном серьезе сравниваете с Новороссийском.

Александр Кураленко:
О каком потенциале Новороссийска речь?
Самая чистая радость — злорадство
Мой отзыв: Лада Веста 2019

Overkil:
О каком потенциале Новороссийска речь?
видимо ещё парочку цемзаводов построить ))
Balansir:
Нефть...Газ, Цветные металлы и цв. металлургия, редкоземельные металлы, железная руда...но дело то не в ископаемых...а в том, что город герой должен быть не просто музеем памятников...и жить прошлым...а должен таковым оставаться и в настоящем, тем более для этого в таком большом государстве с населением всего 145 млн человек - есть всё!...И чтобы понимать эти вещи, для сравнения - есть такое приложение www.google.ru/maps, так Вы зайдите и посмотрите там самое отдаленное Китайское захолустье, например провинцию - Алтай...посмотрите дороги там...а ведь в Китае население миллиард с "хвостиком"))....

Про парад 9 мая было очень интересно прочитать и посмотреть, молодцы!)
Доброго времени суток. Описание города шикарно, фотографии хорошие, но я к примеру хотел увидеть где остановились, как доехали, что стоит посетить , а , что нет. Что за поездка, как доехать и много других путевых мелочей.

Где-то на югах
"В настоящее время за «Малую землю» тоже ведутся бои. Радует, что не кровопролитные…"
А ещё местные жители, в великом множестве, очень любят выгуливать там своих собак, которые там, извините за выражение, какают.
Но никто ничего по этому поводу не предпринимает, это же не пляшушие для ютьюба девчёнки.
---
Отчёт о путешествии, конечно, несколько скомканный, скорее это просто семейный выезд выходного дня. Как то всё в одну кучу, и Новороссийск с патриотизмом, и Кабардинка с перевернутым домом. И памятники, и гномы, и Шива.
Тем не менее, авторы на позитиве, молодцы. Рад, что им поездка понравилась и у них такая дружная семья.
Мой отзыв: Toyota Camry 1993

отлично

Полежаевск
Были в 2015 году,если б не вода уехал жить из этой гр*****ой Сибири,классный репортаж,да и вобще Краснодарский край это супер!!!
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2008

хорошо написано, от души все оформлено - молодцы
все получилось очень хорошо - настоящий отчет, какой и должен быть
Snork
сергей быков:
Человек оставил свой отчет таким каким он у него получился, он не обязан делать его таким каким хочется Вам.
Новороссийск город с 300 тысячным населением. Какой такой придорожный сервис Вам хотелось поДчерпнуть в нем, непонятно. В нем как и в любом городе существуют гостиницы, хостелы, квартиры и кемпинги на любой вкус и кошелек. Так же как и общепит от столовок до пафосных ресторанов. Да, в городе герое была привозная вода, и статуя Дарящая Воду стоит там где раньше причаливали танкера с оной, потому что ближайший мощный источник в 70 километрах и на изрядной глубине. Это не значит, что всё заросло грязью и очистных нет, просто люди раньше чем в других местах узнали, что вода это ценный ресурс и научились его беречь.

Еще раз повторю, Новороссийск это не курорт заточенный под ублажение бренной тушки. Это город - труженник, здесь люди работают, это город-донор с богатой, временами драматичной, но от этого не ставшей неинтересной историей. Патриотизм у всех разный. Наш, увы, замешан на крови, ибо Новороссийск это граница России, южные ворота. Обрести их стоило много крови и еще больше стоило их отстоять. Мы помним это, и гордимся, что живем и растим детей в Городе-Герое, который был разрушен до основания, но не сдался. Фашисты дальше не прошли, наш город костью застрял у них в глотке. Наступление было сорвано и рейх остался без Бакинской нефти. А потом, наши отцы своими руками поднимали его из пепла. И сейчас он нами любим такой, какой есть.
Ваш патриотизм другой, цена ему - полная кормушка и мягкий матрасик, ну чтож.. это Ваш выбор.

novorossiysk-town
S.K.:
видимо ещё парочку цемзаводов построить ))
один из двух уже закрыли
......................................

novorossiysk-town
Александр Кураленко:
к сожалению вы правы. для такого города очень низкий уровень жизни ( получки 15-20 тыс.р.) при высоких на все ценах.
......................................

Да думаю пока Российскую империю не постигнет та же участь,что постигла и участь всех других мировых империй,никогда у нас не будет Дубай-2 и прочее.
Одни регионы платят за других,кому это приятно?
Почему Меркель за Баварию держится зубами,а Испания за Каталонию?
вот и весь ответ.
А патриотизм воспитывать конечно надо,только по мне он меркнет на фоне выложенных всоц.сетях разного рода женских молодых поп на фоне памятников и прочего флеш-моба
PapaTramp
Замечательный город, как я по нему скучаю :(

здОрово! только, а море, море-то где, где покупаться с детьми?! ))
Везде. Начиная от Центрального пляжа до Мысхако в самом городе и до ближайших местечек типа Кабардинки с одной стороны и с Широкой Балки до Дюрсо с другой стороны. Везде хорошо. Все больше зависит от ветра и моря. На одном и том же пляже утром может быть чистейшая вода а в обед принесет какие нибудь водоросли и мусор а к вечеру унесет .

Сообщений: 2099
здОрово! только, а море, море-то где, где покупаться с детьми?! ))
Вы хотите детей купать в Черном море в начале мая? Ну-ну... Да и тема отчета к купанию детей никакого отношения не имеет.

Отчет мне понравился. Спасибо автору! И не всегда надо писать о том, где спали, где ели, как тут некоторым бы хотелось. Есть очевидные вещи, которые описывать совсем не обязательно.
Если бы на Дроме появились подобные отчеты о других российских городах, было бы здорово и интересно, на мой взгляд.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru
Snork
allexxxus:
И хде слова то такие берут - получка, тьфу.. Человек стопудово не Новороссиец.
15-20 это если работать алкашом-грузчиком или уборщицей на пол ставки. А так, самый распоследний пробоотборщик меньше четвертного не получает. Средне-приличной считается 35-40, ну а если работать, а не балду в офисе пинать то 50-60 далеко не предел. К примеру сутки моей работы стоят как одна "получка"..

Добрый день, уважаемые дромовцы!
Спасибо за такое разное обсуждение.
По порядку:
сергей быков:
В данной поездке стоимость ночевок была не главной целью, поэтому стоимость и не указала. Для вас сообщу, что однокомнатная квартира нами снималась за 1 500 руб. за ночь (после долгих прогулок и исторического знакомства мы приползали туда только переночевать), располагалась напротив апарт-отеля "Русь", в котором для нас 5-х предлагался номер стоимостью 15 000 за ночь. Как видите, цены на все желания и потребности-возможности. На Аvito много предложений по суточной аренде, там и искали. С началом пляжного сезона, цены меняются настолько, что майские предложения становятся неактуальными.

Дорога, ведущая из Краснодара в Новороссийск (через Крымск - Абинск) достаточно хороша, однако, много ограничений скорости (70 км/час). С доблестными сотрудниками не встречались, так как не имеем привычки нарушать, ведь в машине самое ценное - наши дети!

Следующий вопрос - ответ. Мы, живя в довольно-таки спокойное и сытое время, НЕ ИМЕЕМ ПРАВА забывать о подвигах наших предков, и не дай бог нам всем испытать ужасов войны, голод, боль от потери наших близких. Да, воспитание патриотизма также основывается на истории, количестве пролитой крови, на боле, на страхе.... Про "бездарность руководства" очень легко рассуждать, сидя за монитором... У нас привычка какая-то бестолковая хвалить кого-то (это я про другие страны), заглядываться на что-то, а свою историю - не знать, родную страну - не смотреть.

Рассказ был нацелен на российских путешественников, не безразличных к своей СТРАНЕ, своей РОДИНЕ. Да, Новороссийск не является центром "тюленьего" отдыха, но этот город-герой заслуживает внимания каждого. Там каждый уголок пропитан сильнейшими эмоциями, зачастую довольно страшными, но эти эмоции - героические! И знакомится с ними необходимо!
Мой папа всегда цитировал Ломоносова: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"! Спасибо папе за это!!! Наша каждая семейная поездка сопровождается погружением в историю, поиском того, что не лежит на поверхности.
И да, я люблю Страну, в которой родилась и живу!

Иван Коробейников:
Добрый день, Иван!
Посещать в Новороссийске нужно все! Крейсер "Михаил Кутузов" (не спешите после экскурсии убегать, поднимитесь наверх - дети будут в восторге) и Малая Земля - обязательны к посещению. Уделите внимание Абрау-Дюрсо. В этот раз мы не поехали, оставили на следующий раз, чтобы не смешивать разного плана эмоции. Планетарий - на любителя.

здОрово! только, а море, море-то где, где покупаться с детьми?! ))
Температура моря 7-9 мая 16-18 градусов. Как-то холодновато :-). Но местные в гидрокостюмах с удовольствием принимали водные процедуры.

Кстати, этим летом губернатор запретил проводить ремонт дорог, ведущих к морю.

Скорее понравился отчет, чем не понравился: позитивно, в тренде сегодняшней политики наших правителей. Только давайте не будем с позиции квасного патриотизма оправдывать нашу сегодняшнюю жизнь.

Отличная поездка!!! Молодцы!!!
Удивляют некоторые "комментаторы"... Люди, читайте внимательно, автор ведь в самом начале указал - "Целью нашей поездки было не только знакомство с портовым городом и его окрестностями, но и возможность прикосновения к богатейшей военной истории, патриотическое воспитание наших детей." С ПОРТОВЫМ городом... Прикосновение к богатейшей ВОЕННОЙ истории... И всё это в преддверии 9 мая!! О каких купаниях и отдыхах вы хотели прочитать!?

Автору:
"Там каждый уголок пропитан сильнейшими эмоциями, зачастую довольно страшными, но эти эмоции - героические!"
Вы наверно чувствуете несколько больше, чем другие люди. В тех местах, откуда вы фотографировали мемориальный комплекс "Малая земля", действительно "ощущаются" те самые довольно страшные эмоции.... Там очень много людей погибло.

Танюшка Ватрушка:
Добрый день, уважаемые дромовцы!
Спасибо за такое разное обсуждение.
По порядку:
И да, я люблю Страну, в которой родилась и живу!
Для вас сообщу,В данной поездке стоимость ночевок была не главной целью,номер стоимостью 15 000 за ночь. Как видите, цены на все желания и потребности-возможности. Мы, живя в довольно-таки спокойное и сытое время, НЕ ИМЕЕМ ПРАВА забывать Про "бездарность руководства"о подвигах наших предков, и не дай бог нам всем испытать ужасов войны, голод, боль от потери наших близких.
Рассказ был нацелен на российских путешественников
Новороссийск не является центром "тюленьего" отдыха, Там каждый уголок пропитан сильнейшими эмоциями....
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"! Спасибо папе за это!!!

челябинск
Да молодцы. Тоже собираемся в июле в Новороссийск, так что ваш фотоотчет был очень интересен.
А самостоятельная разработка автопутешествия, это тоже очень интересное времяпровождение.
Товарищи, не надо только сюда на машине ехать - я из-за вас с работы час в пробке летом еду((

"Новороссийск — город-герой, герой-памятник"

Наверное, хотели сказать: ""Новороссийск — город-герой, ГОРОД-памятник"?.
Проверять надо все, прежде, чем нажать кнопку "Отправить".

"Новороссийск — город-герой, герой-памятник"
Наверное, хотели сказать: ""Новороссийск — город-герой, ГОРОД-памятник"?.
Проверять надо все, прежде, чем нажать кнопку "Отправить".
Самое интересное, что в исходном файле звучит "ГОРОД-памятник".
vladhom
Немного истории. Как оно было.

Отличные фото,хороший отдых,молодцы.

Vladhom, спасибо вам!
Слезы после прочтенного. Повторюсь еще раз: мы не имеем права забывать нашу историю!
Иванов Вадим
Да наш Новороссийск он такой) красивый) Приезжайте в гости. Милости просим)

Ватрушка молодец.

Вопрос крымофилам) Как обстоят дела на острове невезения с мобильной связью, мобильным ИНТЕРНЕТОМ и пластиковыми картами VISA и Mastercard? Извините если задел ваши чувства, быть может всеми этими благами вы и не пользуетесь и вам оно не нужно.

На берегу моря
Alexandr-1979:
А при чем Крым и Новороссийск?
автобус 8 мест.
экскурсии, трансфер
Визы США

Анапа
Александр:
Поддерживаю. Это не курорт.

granica 69:
А при чем Крым и Новороссийск?
Патриоты же гордятся новыми завоеваниями империи? Памятниками и прочим..... а вот обычного гражданина интересуют комфорт проживания, инфраструктура, дороги, продукты питания, экология..... вот отсюда и вопрос мой происходит, как обстоят дела на вновь приобретенных территориях великой империи с такими малонужными патриоту вещами как кредитки и интернет в самртфоне.....
Понимаю что до крыма два дня на пароме.... но он же наш вот и волнуюсь)

На берегу моря
Alexandr-1979:
Понимаю что до крыма два дня на пароме.... но он же наш вот и волнуюсь)
Так напиши в Крымскую ветку и спроси. А тут... это тоже , что тебя спросить, как там в Бухте Провидения?
автобус 8 мест.
экскурсии, трансфер
Визы США

Астрахань, Новороссийск
Танюшка Ватрушка:
Не уж то сделали дорогу? В этом году еще не ездил, а то за последние лет 10 не помню, чтобы ее можно было бы кроме как ужасной назвать.

Здравствуйте народ! Недавно мне я приобрел себе новые пружины бренда MASUMA,
хочу сказать что реально хорошие, и теперь ямы не проблема.
Кстати там еще гарантия 6 месяцев!

Хороший отчёт,хорошие фото.)

Хороший отчет

Dmitry
Танюшка Ватрушка:
Кстати, этим летом губернатор запретил проводить ремонт дорог, ведущих к морю.
В конце мая вполне купабельна водичка уже.
А на счёт ремонта, нуну, 3х часовые пробки в Молдовановке-Дефановке (дорога, ведущая в Сочи и Геленджик) не, не видели... все лето, каждый день и ночь!