|
В сентябре 2015 года я вылетел из Москвы в сторону жаркого Дели.
В планах, у меня была разведка и, при удачных стечениях обстоятельств, штурм на двух колесах в одну каску одной из самых высокогорных дорог в мире, пролегающей по вершинам Гималайских гор, от деревушки Манали (1800 м) до деревушки Лех Ладдах (3524 м).
Для меня, путешествовать — значит развенчивать чужие заблуждения о других странах.
Я решил окончательно убить в себе страх перед Индией.
Прибыв в Дели, я, не теряя времени, обратился в туристическое агентство, где купил билет на автобус в горы.
Я решил отдохнуть с дороги в недорогом отеле, расположенном в центре старого Дели (15$).
Утром следующего дня, стоя на остановке, я ждал свой автобус до Гималаев.
Когда автобус пришвартовался у остановки, я был приятно удивлен его внешним видом и внутренним убранством. Не зря я заплатил сумасшедшие по индийским меркам деньги — 1500 рублей. В автобусе работал кондиционер и WIFI. На экранах, в спинках впереди стоящих кресел, можно было смотреть фильмы и подзаряжать телефон через usb розетку. Сиденье раскладывалось, а под ноги выдвигалась, как в авто бизнес класса, оттоманка для ног. Путешествовать на таком автобусе, одно удовольствие.
До приезда в Индию о Гималаях я знал немного, разве что из песни Маши РасПУТИНОЙ, где она лаять чуть не начала. Из песни я догадывался, что Гималаи — умиротворяющее место.
Оказавшись в Манали и поговорив с местными, я пришел к неутешительному выводу о том, что затея о мотопутешествии в одну каску требует более детальной подготовки.
Во-первых, взять в аренду байк на весь срок путешествия занятие не из дешевых. К примеру, в ГОА, арендовать байк можно за 5-7 тысяч рублей в месяц, а в горах цена раза в два выше, состояние у байков хуже, а ассортимент скуден. Второй проблемой были надвигающиеся холода. Дело в том, что дорога, ведущая в Лех Ладдах, пролегает через несколько перевалов пятитысячников.
В конце сентября на перевалах не исключены снежные заносы и прочие неприятности, которые на пяти тысячах метров могут стать непреодолимым препятствием. Третья проблема заключалась в отсутствии с собой хорошего мотошлема и спального мешка, которые невозможно было купить на местных базарах.
Лучшим временем для мотопутешествия в горы местные называли время с середины июля до конца августа. В это время практически исключены дожди в горах и самая комфортная температура для путешествия на двух колесах.
Я принял решение не рисковать, а вернуться в Гималаи в следующий раз с байком, купленным в Дели, мото-экипом, привезенным из дома и в правильное время.
Я начал наслаждаться моментом, исследуя природные красоты вокруг своей деревушки Манали.
Индийские Гималаи мне очень понравились, в эти места возможно влюбиться раз и навсегда. Этому очень способствует местное гостеприимное население и маленькие цены на еду и проживание.
Вот этот номер, к примеру, мне обошелся в 350 рублей в сутки. С крымвашем не сравнить.
А вот пример по ценам на еду:
Момо — пельмени с курицей — 130 руб., лазанья — 150 руб.
В Гималаях местные разводят яков, а из молока они производят наивкуснейший ячий сыр. (1500 руб. кг)
Проведя в Манали неделю, я перебрался в деревушку Вашишт, расположенную в 5 км, но на 350-400 метров выше Манали, а это в горах чувствуется. Воздух чуть прохладней и ночи более свежие.
Так же целью смены локации послужил тот факт, что в деревушке Вашишит находились сероводородные источники в древнем Хинду храме, которому тысяча лет! Вход был свободный.
Конечно, помыться одному в этих ваннах нереально, народу порой так много, что приходится ждать очереди под кран с сероводородной водой, которой по правилам нужно хорошенько вымыться до входа в бассейн с горячей до боли сероводородной водой.
Было удивительно здорово по утрам принимать сероводородную ванну, а затем идти завтракать в кафе, а потом отправляться в трекинг в горы через освежающие водопады, в которых можно освежиться в погожий солнечный денек.
Как я уже писал, сезон двигался к концу, и с каждой ночью его холодное дыхание чувствовалось сильнее и сильнее.
Когда совсем захолодало, я принял решение перебраться пониже в деревушку Кайсоль. Она известна тем, что расположена у древнего города Маникаран, в котором в действующем храме есть несколько купелей с сероводородной водой, а также бесплатный для всех вегетарианский стол.
Вообще, в горах очень много туристов лонгстееров, львиная доля из них это молодые израилитяне, возраста от 25-35 лет, они висят в Деревнях компаниями, иногда имея личные миниавтобусы для передвижения компаниями. Совершенно миролюбивы и дружелюбны, но левых в компанию не берут)
В Кайсоле в одном из гестов я был покусан клопами, на этой невеселой ноте я перебрался в город — Ришикеш.
Ришикеш — город, расположен в предгорьях Гималаев. Этот святой город является мировой столицей йоги, в котором в древности жили легендарные святые мудрецы. В начале 1968 года группа The Beatles провела некоторое время в Ришикеше, изучая медитацию вместе с Махариши Махеш Йоги.
В Решекеше я провел две недели, познав таинство учения йоги. С тех пор я не прекращаю практиковаться, это мой очередной бесценный подарок, который я приобрёл в путешествии.
Вернувшись в Дели, я посетил несколько древних дворцов, а также знаменитую железную колонну. Для передвижения по Дели я использовал метро. В индийском метро, в отличие от российского, на станциях имеются туалеты, а все поезда снабжены кондиционерами.
Фотографировать в метро запрещено.
Из Дели я перебрался на самолете ГОА. Перелет Дели — Гоа обошелся мне в 4000 руб.
(У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. Лао-Цзы)
Вернувшись на родину (Гоа для меня родная деревня), я арендовал этаж в доме, мотоцикл и погрузился в безмятежность бытия.
Начну свое повествование с того момента, когда 2015 год подходил к концу.
Я, находясь в Индии штат Гоа, собрал небольшую сумку вещей, необходимых в дороге, оседлал свой арендованный байк Yamaha fz 150ccm. и отправился в сторону величайших древних строений, доживших до наших дней — храмы Эллоры и Аджанты (Ellora, Ajanta caves). Мне предстояло преодолеть 630 км до храмов Эллоры, а затем, отпраздновав наступление нового 2016 года, добраться до храмов Аджанты, дополнительно 100 км, а затем вернуться назад в ГОА.
Ранее я уже колесил по Индии и, имея за плечами определенный опыт вождения на Индийских дорогах, в новом путешествии я не испытывал для себя неприятных неожиданностей.
Дорога пролегала через Западные гаты (так называется горная гряда). Езда по серпантину доставляла мне истинное удовольствие. Из-за спокойного трафика, здесь можно было пошустрить, а в награду из-за каждого поворота открывались удивительной красоты виды, то и дело меняющиеся, как в калейдоскопе. Преодолев горы, дорога повела меня через деревушки и поселки. Местами дорога была пыльная и разбитая, а местами с отличным покрытием.
В Индии на дорогах, вне крупных городов, достаточно спокойный траффик, никто не гоняет, как сумасшедший. Самые опасные звери на дорогах это грузовики и автобусы. За ними нужно следить и быть внимательным, потому что водители порой исполняют на них такие трюки, что смотреть страшно.
Автобусы и грузовики на дорогах Индии — главные транспортные средства и спорить с ними за место на дороге бессмысленно. Раздавят и не заметят, поэтому нужно держать ухо востро.
Часто из впереди едущего автобуса, из окон, на тебя может вылететь мусор, а также плевки. Пассажиры в автобусе особо не думают о мотоциклистах позади себя) и выкидывают все, что попадет им в руки, в открытые окна (собственно окон как таковых и нет).
Преодолев 300 км в первый день, я остановился в придорожном мотеле за 500 рублей.
В отеле было грязненько, но со мной был спальный мешок, который меня спас от контакта с постельным бельем и согрел ночью. В это время ночами в Индии свежо, порядка 16-18 градусов, но высокая влажность дает ощущение, что температура значительно ниже.
Утром, около семи утра я, полностью экипированный, спустился из номера, оседлал свой байк и двинул в дорогу. Мне предстояло преодолеть чуть больше 300 долгих, тяжелых, но таких незабываемых и ярких километров Индийских дорог.
Проехав пару км, я вынужден был остановился, чтобы утеплиться, т.к. было нереально холодно.
Я одел на себя все, что у меня было из вещей: термофутболку, поверх две обычные хлопковые футболки, флисовую кофту, туристическую куртку, но все это не спасало от холодного ветра.
Было очень холодно лицу и ногам.
По дороге я решил согреться в придорожном кафе чашечкой масала-чая. Мне продали чай в одноразовом стаканчике за 5 рупий (5рублей) и печенья за 20 руб.
Не доезжая до Эллоры порядка 80км, дорога испортилась, и началась гравийка.
С последними лучами заходящего солнца я добрался до Эллоры. На месте осознав, что место, куда я прибыл, было нетуристическим, в широком понимании этого слова, т.е. не заточенное под европейского туриста. Ни хороших гестхаусов, ни кафе с европейской едой.
Я остановился в придорожном мотеле. Мне предоставили новую и чистую комнату с телевизором, кондиционером и чистейшим постельным бельем, всего за 1000 руб. на наши.
В связи с крымнашем и обвалившимся рублем, курс индийской рупии сравнялся один к одному с рублем, а иногда курс рубля опускался настолько, что при обмене за рубль давали меньше одной рупии….
При мотеле работал ресторан веганской индийской кухни (штат, где находились храмы был на 100% вегетарианским), и мне приходилось кушать местную острую кухню.
На следующее утро, выспавшись, я отправился на своем мотоцикле к храмам. Как оказалось, заплатив за входной билет (входной билет стоил 500 рупий для иностранцев и 25 рупий для местных жителей), я имел право кататься по территории Эллоры на своем транспортном средстве, а это необходимо, т.к. площадь храмового комплекса огромна.
Пещерный ансамбль включает в себя 34 храма и монастыря, которые высечены в базальтовых скалах и по протяженности занимают около 2 км. Историки спорят о точном возрасте, но называют период между VI и X столетиями. Двенадцать пещер — святилища буддизма, семнадцать — индуизма, и всего пять — джайнизма. Из-за высокой твердости базальта все постройки очень хорошо сохранились. Сильнее всего они пострадали во время борьбы мусульман с язычниками, но и тогда фанатики не смогли нанести статуям и храмам серьезный вред.
В чем суть любой веры, не важно какой, в бога или вера в недоказанную научную/историческую теорию? Смысл любой веры, не думать, не мыслить, не искать, а просто довериться авторитетным знаниям и возвести их в непререкаемою истину.
Меньше слов больше дела, как говорится, предоставляю вам на суд следующие уникальные произведения, как утверждают историки, все это делалось вручную без применения машин. Сила веры и кнута — вот он двигатель прогресса!
Вечером усталый и довольный, с целой тонной впечатлений, я вернулся к себе в мотель. Это был вечер 31 декабря 2015 года. В кафе на ужин я заказал себе рис брайани и лепешку с картошкой алу парата. Отдав за новогодний ужин что-то около 250 рублей, я проводил солнышко и ушел спать.
В этом бедном штате никто не провожал уходящий 2015 и не ждал наступающий 2016 год.
На следующий день мне необходимо было преодолеть дополнительно 100 км и добраться до храмов Аджанты.
Пока россеяне, мучаясь от похмелья, встречали первый день нового 2016 года, мой байк мчал к новым уникальным постройкам человеческой расы.
Аджа́нта — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами.
Дорога в 100 км давалась с трудом, почти вся она была покрыта ямами и трещинами. В итоге навигатор привел меня не совсем в нужное место. Он привел меня на смотровую площадку, с которой открывался шикарный вид на пещеры Аджанты, но чтобы добраться до них, необходимо было долго топать пешком через гору (порядка 3 км). Так же можно было подъехать на байке к центральному входу в пещеры, но для этого необходимо было сделать крюк длиной в 20 км.
Я и моя пятая точка, поврежденная разбитыми дорогами, выбрали пеший забег.
Не хочу много писать о пещерах, т.к. фотографии + ваша фантазия вам скажут больше, чем кто-либо другой.
Все пещеры Аджанты украшены резьбой, скульптурами и росписями.
Вот что пишет википедия о Аджанте: храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н. э. по V век н. э.
Так же уникально расположение пещер и скульптур в скале, во время летного и зимнего солнцестояния, лучи восходящего солнца через специальное окно, вырезанное в скале, освещают статуи молящегося Будды, расположенные в разных пещерах.
Почти каждая статуя Будды в пещере изображает его сидящим в позе йога, тем самым указывая нам на путь духовного и физического развития.
В день летнего солнцестояния лучи восходящего солнца освещают эту статую Будды.
В День зимнего солнцестояния лучи восходящего солнца освещают эту статую Будды.
Поистине от масштабов и красоты построек захватывает дух, а воображение начинает работать на полную мощность.
В одном из залов я заметил странную рябь на потолке. Она была похожа на застывшую рябь на поверхности воды. Часть потолка была выровнена, а часть оставалась недоделанной, т.е. с рябью. Я сделал пару фото и готов услышать ваши версии, что это может быть.
Заметьте, что во времена строительства пещер, согласно нашей псевдонауке, электричества не было. Все работы велись вручную в неосвещенных помещениях, при этом качество работ на непревзойденном уровне. Если бы мастер сделал ошибку, вырубая панно из камня, то исправить ее у него шанса не было, т.к. пришлось бы срубать со стены почти готовый барельеф с «косяком» и начинать все заново, те же грабли и с колоннами.
Вечером вернувшись в отель усталый, но довольный рухнул в кровать. За день было пройдено 200 км на мото и несколько км на своих двоих… Дело в том, что я путешествовал с копией паспорта, без которой невозможно заселиться в Индии в отель или гестхаус. Вот как раз эту самую последнюю копию я и оставил Эллоре. Прокол обнаружился, когда я отъехал 30 км от отеля. Вот и получился у меня веселый день с 200 км прострелом по Индии и забегом по пещерам и пересеченке около 5 км.
Когда я уезжал, то у меня случился курьезный случай. У меня в руках была купюра 1000 рупий, я захотел покушать в кафе, расположенном около смотровой площадки, но кафе не работало, а с купюры не было сдачи для покупки бутылки воды. Мне отдали воду даром… Что ни говори, а в Индии очень гостеприимные местные жители.
На следующее утро я взял курс обратно в сторону своего родного дома на ГОА.
По пути домой навигатор завел меня на дорогу, проходившую рядом с фортом Аурангабад.
Если верить своим глазам, то это 100% пирамида. Пирамида в Индии! Расположена она в центре древнего поселения, окруженного стеной и башнями.
Я решил не останавливаться в этом месте, оставив его на потом. Через день мой байк довез меня в штат ГОА.
Спустя три месяца тренировок в йога школе, я снова засобирался в дорогу, на этот раз на загадочный остров Цейлон (Шри-Ланка). Кстати, стоимость месячного курса йоги всего 3000 руб.
Перелет из индийского города Ченнай до столицы Шри-Ланки — Коломбо занял всего полтора часа. Легкомоторный самолет перенес меня на новые земли, на которых, как и в Индии, было множество древних храмов.
Раньше, по легенде, Индию и Шри-Ланку соединял мост. Согласно старинным арабским и португальским морским картам, мост был пешеходным вплоть до конца XV века н. э., когда был разрушен штормом, вызванным землетрясением.
Согласно википедии: Ада́мов Мост также известен как «Мост Рамы» — вереница отмелей и коралловых островков протяженностью 48 км в Индийском океане.
На Шри-Ланке я так же, как и в Индии, решил изведать все главные храмовые комплексы.
12 марта в три часа ночи самолет коснулся земли и после непродолжительных пограничных проверок я оказался у ворот аэропорта. На улице стояла жаркая ланкийская ночь. На улице было четыре утра, а вокруг аэропорта кипела жизнь.
Местные разводилы таксисты накинулись на меня и начали наперебой предлагать свои услуги.
Я вежливо отказался и поинтересовался, где находилась автобусная остановка. Таксисты, обманув меня, сообщили, что автобусы не ходят, есть только такси.
Я решил прогуляться и лично убедиться в этой информации. Отойдя от толпы таксистов, я пошел вдоль здания аэропорта. Шриланкийский пес, мирно лежавший рядом с залом прилета, побежал за мной, размахивая хвостом во все стороны. Пес, увидел болтающиеся лямки моего большого туристического рюкзака, ухватил одну зубами и начал меня тянуть в противоположную сторону. Я, сопротивляясь, шел дальше, а пес скользил всеми лапами по гладкому полу аэропорта за мной следом. Затем, наигравшись, он убежал.
В этот момент я увидел несколько автобусов, которые как раз были мне и нужны.
Я сел в один из них, заплатив что-то около 150 руб. (Автобус был с кондиционером и комфортными сиденьями.) Автобус довез меня до центрального бас стейшна, на котором я сменил его на другой автобус, пониженной комфортности).
Когда он тронулся, то я подумал: «Вот и настал последний день моей жизни».
Автобус ревел мотором и летел по узким дорогам Шри-Ланки с такой бешенной скоростью, что было реально страшно. В поворотах боковые перегрузки были настолько сильны, что под скрип и скрежет тормозов, сливающихся с писком резины, приходилось держаться двумя руками за поручни впереди стоящей лавки, чтобы не вылететь в открытую дверь для посадки и высадки пассажиров. Двери в автобусах всегда открыты. Местные на ходу запрыгивают и спрыгивают, т.к. автобус практически никогда не тормозит до полной остановки. На одной из резких остановок моя бутылка воды, которую я сжимал в своих руках, вырвалась и улетела в самую голову автобуса.
Некоторые из местных так же потеряли свои напитки).
После улыбчивой Индии, Шри-Ланка напоминала Россию, где на улице улыбнуться прохожему — значит показать себя идиотом или ненормальным. Местные были серьезны, их лица редко улыбались, в основном все были угрюмы.
Через 2,5 часа я добрался до нужного мне пляжа. Не успев выгрузиться из автобуса, я был взят в плен местным тук-тукером, который показал мне отличный домик, в котором я впоследствии и провел большую часть отдыха.
Дом из себя представлял часть виллы, пережившей цунами, в которой располагалась спальня, кухня, огромный холл с двумя выходами во двор и туалет с душевой. За все это я заплатил 1800 шриланкийских рупий, около 850 рублей, а затем на третий день аренды цена упала до 1600 рупий в сутки. Я остановился на второй линии от моря, там же я арендовал скутер 125ccm Хонда — 350 руб. в сутки.
На скутере я изъездил все близлежащие пляжи острова.
После Индии в Шри-Ланке чувствуешь себя некомфортно. Местные неуважительно относятся к белым. Обман это любимое и постоянное занятие местных, при этом нагло глядя тебе в глаза.
На заправке нужно быть начеку, иначе в момент, когда тебе начнут заливать топливо, к тебе обязательно кто-то подойдет познакомиться, и в этот момент тебе заправят в бак, не сбросив показания предыдущей заправки. Так же на заправке с туристами «работают» продавцы и попрошайки.
В магазинах также чувствуешь себя отщепенцем. Стоишь в очереди на кассу, местные спокойно встают впереди тебя, либо суют продавцу деньги в руки, и их обслуживают первыми.
Знаменитые рыбаки на жердочках, и те не дают себя фотографировать бесплатно, нагло требуя бакшиш…
Но есть на Шри-Ланке и бесплатные развлечения, такие как купание с морскими прирученными черепахами.
На одном из пляжей местные подкормили черепах, и ежедневно их можно увидеть и при желании покормить водорослями, которые продают, а иногда раздают бесплатно. Один раз я насчитал шесть черепах одновременно.
Пляжи Хиккадувы напоминают индийские, а вот океан значительно чище. Океан на Шри-Ланке великолепен. В нем водятся даже Киты! Вода у берегов Шри-Ланки прозрачна и чиста, практически такая же, как на островах Камбоджи и Таиланда. Накупавшись в океане вдоволь, что, кстати, почти перестал делать в Индии, я поспешил домой. Мне хотелось смыть соль с тела, т.к. на пляже, где я купался, нет ни одного душа с водой. Они есть только на территориях отелей, куда, соответственно, не пускают.
Не успел я проехать и 100 метров, как меня тормознули копы. Оказалось, что я забыл одеть шлем.
Полисы тщательно проверили все документы на мопед, такие как: Свидетельство о собственности, страховку, экологичекий сертификат, паспорт с визой.
Я попытался объяснить, что я только прилетел, первый день (показал им отметку в паспорте), что почти не спал, не ел, только успел искупаться, но стражи непорядка забрали мои международные права и выписали мне временное удостоверение сроком на 14 дней. Мне полагалось уплатить штраф в 500 шриланкийских рупий или 230 руб. по-нашему за езду без каски.
Вспомнив в ту же секунду дружелюбных индийских копов, я загрустил.
Путешествие до Сигирии (древнего города на скале) в 600 км от места моего пребывания уже мне не казалась детской забавой с такими строгими копами.
Добравшись до дома, я обнаружил, что в душе кончилась вода…
Я сообщил о проблеме хозяину дома, а сам поспешил в одну из кафешек на ужин. Выбрав скромное кафе на второй линии, я принялся изучать меню. Цены после дешевой Индии просто шокировали. Я заказал чайник цейлонского чая и рис карри с рыбой. Когда принесли мой заказ, то единственное, что можно было есть, это рис. Три пережаренных малюсеньких костлявых кусочка рыбы плавали в ядреном перечном соусе. В итоге я покушал на 500 рублей. Сменив несколько кафе, я понял, что в Шри-Ланке очень сложно найти место с вкусной пищей по адекватному (до 400 руб. за блюдо) прайсу.
Посетив один из рыбных рынков, изучив цены, я начал самостоятельно готовить ужин на своей кухонке. У меня неплохо получалось. Цена на свежую морскую рыбу в Шри-Ланке смешная:
Тунец 1 кг — 100 руб.
Дорадо, баракуда, морской окунь 1 кг — 300 руб.
Другая морская рыба по 200 руб. за кило. Есть скумбрия но она вообще почти бесплатная))
На пятый день я осознал, что на мопеде совершить задуманный 600 км прохват по Шри-Ланке — затея не из легких. Солнце сжигало заживо с 10 утра и до шести вечера, я решил, что машина подойдет как нельзя лучше, тем более такого же мнения придерживались мои друзья, прилетевшие в эти же даты на Шри-Ланку.
Изначально я планировал арендовать самый узкий бюджетный авто типа тато нано, но мои друзья рассказали мне, как они добирались от аэропорта как раз на такой машинке и она постоянно кипела и еле тянула в горку, в общем, они были не в восторге.
В итоге из всех прокатных контор на Хиккадуве мы нашли только один вариант, это был гибрид Toyota Aqua.
Просили за нее 40$ в сутки, но после торга мы сошлись на 35$.
Машинка мне понравилась современным дизайном, красивым интерьером с цифровой приборкой. Но прокатившись, я понял, что она редкий овощ, на котором можно неспешно перемещаться в пространстве. В большей степени этому способствовала ее ширина (многие машины ездят по дорогам со сложенными зеркалами из-за узких дорог), а затем уже динамика.
Как я рассказывал ранее, шриланкийцы очень любят обмануть туриста, а некоторые, наоборот, очень обижаются, когда чувствуют недоверие.
За день до этого мои друзья пытались арендовать мопед, и им пытались сдать в аренду мопед с просроченной страховкой. Когда мои друзья указали в лицо владельцу проката, что страховка истекла, он с улыбочкой уверял, что это ерунда и проблем с полицией возникнуть не должно.
Через пару дней мне снова предстояло испытать общение с дружелюбными ланкийскими прокатчиками.
Мы пришли в прокатную контору, где нас встретил важного вида владелец. Я начал оформлять документы на машину у его помощницы, а мои друзья отправились с владельцем проката обналичивать деньги с кредитной карты. Документы были оформлены, деньги уплачены. Хозяин проката подогнал машину и пригласил меня за руль. Он начал объяснять, как и что работает в машине. Выслушав лекцию о том, что окна в машине открывать нельзя, что курить есть тоже не следует, что в день мы можем проезжать не более 100 км и тому подобное, затем я решил проверить документы на автомобиль.
В документах я не смог найти экологический сертификат, о чем незамедлительно сообщил владельцу проката. Тот в свою очередь начал уверять меня, что эта машина электрическая и сертификат не требуется. Я настаивал на том, что авто гибридное и так же имеет способность к загрязнению воздуха ничуть не меньше, чем простой бензиновый авто. Хозяин проката упирался, что документ не требуется…. В итоге я сказал следующее: «Ок, я спрошу на счет сертификата у хозяина дома, который я арендую, т.к. у него так же был гибрид тойота. Эти слова взбесили ланкийца, он начал кричать примерно следующее: Вы русские, вас надо пи$дить вы ничего не понимаете и не слушаете, что вам говорят….. и тд и тп. Затем он вышел из машины, сказал, что если повредим авто, то у меня будут проблемы, и я должен буду заплатить, т. к. страховка с франшизой, хлопнув дверью, он удалился.
В шоке от таких тонов и слов (не в России же) я сидел некоторое время, пережевывая случившиеся.
В Индии за три месяца у меня не было ни одного подобного случая общения с местными, там все ограничивалось улыбками и рукопожатиями.
Я отогнал машину к дому, рассказал друзьям о случившемся и ушел спать, т.к. на утро у нас был запланирован ранний подъем.
Ночью я вспомнил, что в суматохе скандала я забыл снять копию с загранпаспорта, необходимую для предъявления в отелях на стойках регистрации.
Наутро в 9 утра я уже околачивал пороги проката. На дверях было указано время открытия 10:00.
Прождал час, но в прокат никто не приходил, я решил позвонить по одному из телефонов, указанных на двери проката.
Я сразу узнал на другом конце провода своего вчерашнего обидчика. Выслушав меня, он сказал, что скоро будет и повесил трубку. К 10:40 неспешно появился прокатчик. Он, не обращая на меня внимания, начал выкатывать байки и расставлять их вдоль дороги напротив прокатной конторы. Затем он снова поинтересовался, зачем мне нужна копия моего паспорта. Ответ мой был короток: Это мой паспорт и мне нужна с него копия, а зачем это его не касается, это мое личное дело.
В 11:00 у меня была на руках вожделенная копия, немедля я с друзьями погрузились в машину и выдвинулись в сторону города Нувара Элия Nuwara Eliya (город света), который располагался среди гор, покрытых чайными плантациями, на высоте 1884 м над уровнем моря. Нам предстояло преодолеть в первый день 250 км.
Для меня эта задача казалась смешной, но не все так просто на Шри-Ланке.
Сначала навигатор завел нас на узенькую дорогу, на которой с трудом разъезжались два встречных автомобиля, потом выяснилось, что съехать на платный автобан с этой дороги не получится, нам пришлось разворачиваться и выбирать другой маршрут.
Ездить по узким дорожкам Шри-Ланки на широком авто, как наша тайота, довольно утомительно.
Правостороннее движение, шесть месяцев в Индии только на двухколесном транспорте и нулевой опыт езды на праворульках сильно сказывался на моей манере езды. Я очень плохо чувствовал левый борт авто.
Каждый раз приходилось прижиматься к обочине при появлении навстречу безумных тукеров, которые шли прямо на таран. В один из таких маневров я случайно задел боковым зеркалом по руке проходящей вдоль дороги местной женщины. Я сразу же остановился, вышел из машины и извинился. Женщина, увидев белую обезьяну за рулем, махнула рукой, мол, езжай, бывает. После этого инцидента я начал еще больше аккуратничать за рулем.
Добравшись до платного автобана, я миновал пункт пропуска, мне выдали чек, но не взяли денег.
На автобане я попал в знакомый траффик, максимальная скорость передвижения составляла комфортные 100 км/ч, а трафик практически отсутствовал. Следуя правилам, я держал какое-то время 90-95 км/ч, а потом пристроился за местными шумахерами, которые шли в правом ряду со скоростью 110-120 км/ч.
Преодолел порядка 100 км магистрали, настало время сворачивать на обычные дороги. На выезде мне выдали еще один чек и взяли плату за проезд. Она составила что-то около 70-100 рублей.
В этот самый момент к нам подошел местный коп и попросил предъявить чек. В чеке, как оказалось, отмечается средняя скорость движения, и если она выше 100 км/ч, то вы подвергаетесь штрафу. Моя средняя скорость составила 96 км/ч. Полис попросил мои права, а увидев времянку, окончательно расстроился. Задержав нас на 15 минут, он не солоно хлебавши удалился, и мы продолжили наш путь.
Как только мы съехали с автобана, дорога сузилась до двух полос, а скорость движения упала до 30 км/ч. Дорога была забита чадящими грузовиками, автобусами, моторикшами и мопедами, местами скорость падала до 10 км/ч.
С самого утра мы ничего не кушали, найдя у дороги приличного вида заведение, мы решили остановиться на перекус.
Выбранное нами кафе представляло из себя заведение, напоминающее нашу «Шоколадницу».
В кафе помимо нас были заняты еще два столика, мы разместились на одном из диванов и сделали наипростейший, на наш взгляд, заказ. Мы заказали по кружке кофе, по кексу, две тарелки лапши с овощами и яичницу. Спустя час + 15 минут нам принесли нашу еду. Быстро закинув содержимое тарелок в желудки, мы снова встали на маршрут. У нас оставалось уже совсем мало времени до сансета, который начинался в 18:30. Ехать по серпантинам в ночи у меня не было никакого желания.
По дороге мы пару раз останавливались в удивительной красоты местах. Я, наконец-то, увидел, как растет чай, который я так люблю с самого детства.
В свете фар мы добрались до нужного нам отеля.
Постучали в дверь, нам открыла щупленькая девочка, которая работала на стойке ресепшн. Мы поинтересовались наличием паркинга, и девчушка тотчас же повела нас к воротам. Я сел за руль и, следуя ее подсказкам, начал заезжать на очень узкий пятачок, заваленный всяким строительным мусором. Девушка сигнализировала жестами, а я медленно следовал ее командам. В этот момент я услышал скрежет… Я остановился, заглушил мотор и вышел. Под моим бампером лежал пеноблок из бетона, который сильно его поцарапал и замял юбку бампера. Девушка развела руками, мол, не заметила.
Номера в отеле не подвели ни ценой (800 руб.) ни качеством.
Настроение было испорчено, но свежесть окружающего воздуха и прохлада ночи позволили мне заснуть быстро и непринужденно, несмотря на дурные возникшие мысли из-за поврежденной машины.
Так здорово попасть из 35-градусной жары в горную прохладу +18. Ночью температура упала до + 13, и мне пришлось снова воспользоваться теплыми вещами из своей экипировки.
Наутро за окном нам открылся удивительный вид на горные домики местных жителей.
Мы решили осмотреться и разведать в туристических агентствах интересные места поблизости.
Как выяснилось, большинство мест мы, сами того не зная, уже посетили, т.к. чайные плантации, где мы останавливались и являются основной фишкой для туристов, а также водопады, которые мы так же видели с дороги.
Мы решили исследовать ботанический сад и озеро, которые располагались непосредственно в городе.
В Нувара Элия практически нет туристов. За целый день мы встретили лишь одну группу европейцев с гидом.
Заплатив за вход 150 рублей, мы вторглись на территорию ботанического сада. Сад как сад все красиво и ухожено, но через 10 минут ходьбы сад закончился, и мы снова оказались в городе.
Следующее место для посещения было обозначено озеро.
Добравшись до озера, мы сразу же запарковались на дороге вдоль бордюра за 100 рублей.
Затем мы приобрели входные билеты для посещения озера за 150 руб.
(Когда я замерз и вышел с территории за курткой к машине, меня не захотели пускать назад к озеру, требуя снова оплатить за вход, но потом вспомнили).
Озеро было небольшим, но местные попытались выжать из него по максимуму возможностей.
Они запустили прокат лодок, гидроциклов, катеров. Так же по озеру плавал огромный дебаркадер с рестораном.
Покушав на берегу в одном из кафешек, мы поняли, что делать в этом городе более нечего, и мы решили ехать дальше.
Следующим пунктом нашего назначения стал город «Канди», который был в наших планах лишь потому, что он стоял на пути к Сигирии.
Дорога до Канди была живописна и красива, она так же пролегала через чайные плантации.
Кстати, вдоль дорог никто не продает чай, так же его нет и в придорожных магазинах. Если быть точнее, в местных магазинах продается чайная пудра, т.е. пыль по-нашему. Она образуется на фабриках, где режут чайные листы и упаковывают их на экспорт в различные страны мира.
Вот это и есть суть поговорки сапожник без сапог… Большинству ланкийцев не по карману крупнолистовой чай, который растет на их земле. Крупнолистовой чай продается только в спецмагазинах при фабриках и на туристических улочках в туристических «пляжных» районах острова.
Цены на крупнолистовой чай на Шри-Ланке дороже, чем аналогичный в супермаркетах Москвы.
Ну все как у нас с нефтью)))) мы ее добываем на своей земле, а стоит она у нас дороже, чем во вражеской АмЭрике)
Проезжая очередную реку, мы решили сделать остановку на купание.
Спустившись к реке, мы составили компанию местным, которые спасались от жары в прохладных водах .
Уже не в первый раз я замечаю, что чем дальше удаляешься от туристических мест и крупных населенных пунктов, тем добрее и приветливее местное население.
Накупавшись, мы продолжили свой путь.
На подъездах к Канди поток транспорта стал настолько плотным, что скорость нашего движения упала до 20 км/ч.
Насколько же неудобно передвигаться по узким дорожкам Шри-Ланки на автомобиле, всегда возникают проблемы с маневрированием и парковками. На двухколесном транспорте все эти неприятности уходят на второй план.
Добравшись до Канди, мы заселились в первый подвернувшийся бюджетный отель, располагавшийся недалеко от центра города.
Вечером я прогулялся по городу, и он меня немного напугал своими темными грязными улочками и мутными личностями, в них обитающими.
В городе очень много полиции, что так же заставило задумываться о безопасности.
На следующее утро нас обрадовали информацией о том, что нам необходимо покинуть отель, так как на следующий день все номера были забронированы через интернет.
За день до этого ко мне в соцсеть вконтакте постучался один Ланкиец и предложил свои услуги гида. Я всегда путешествовал самостоятельно и услугами гидов старался не пользоваться, но в Шри-Ланке я решил рискнуть и написал сообщение новоявленному другу. Я попросил помочь найти нам недорогое жилье на одну ночь.
Встретившись с нами, молодой парнишка прыгнул к нам в тачку и, следуя его подсказкам, мы приехали в шикарный район Канди. Он привез нас в поистине великолепный гестхаус, располагавшийся на склоне холма. Из окон гестхауса открывался шикарный вид на город и озеро.
Проверив номера, мы решили остаться. Номер без кондишки, обошелся 900 рублей в сутки.
Наш новый знакомый после того, как сдал нам ключи от наших номеров, начал нам предлагать всевозможные программы проведения досуга, но мы, поблагодарив его, решили изучить все сами.
Мы решили осмотреть город без авто, и начали спуск с нашего высокогорного отеля вниз к озеру.
Искусственное озеро расположено в самом центре Канди. Оно было создано в XIX веке для семьи последнего монарха Шри-Ланки Шри Викрама Раджасинхи. Несмотря на то, что это творение рук человека, озеро вполне вписывается в природные достопримечательности Канди.
Его площадь составляет порядка 600 м, вокруг стоит красивая стена, служащая более украшением, нежели защитой. По краям озера установлены скамейки для отдыха. Здесь любят гулять как туристы, так и местные жители: красивые пейзажи и свежий воздух привлекают многих. В центре озера расположен остров, на котором когда-то находился летний дворец местных монархов.
На деревьях растущих вокруг озера гнездятся сотни видов птиц. Они здесь самая главная достопримечательность города. Здесь можно увидеть уток, гусей, пеликанов и многие другие виды птиц, о которых я даже и не знал ранее. Самое интересное происходит ночью. Все птицы рассаживаются на ветви деревьев и засыпают. Это удивительное забавное зрелище, наблюдать сотни спящих птиц у себя над головой. Но так же это небезопасно в дневное время суток. Проходя под деревьями, ты рискуешь быть разбомбленным самым жесточайшим способом. Весь асфальт, ветви и стволы деревьев от такого обилия птиц просто стоят обкаканые.
В целом, Канди это религиозный город, в котором находится великая буддийская святыня — зуб Будды. Он хранится в специально построенном для этих целей храме. Вход в храм строго за деньги, но даже заплатившим зуб увидеть не дадут, а только покажут короб, в котором он хранится). Вообще, Шри-Ланка это не место, где чувствуешь себя исследователем… Здесь ты чувствуешь себя дойной коровой, с которой все пытаются отщипнуть по максимуму.
В одном из кафе нас обсчитали на 1000 ланкийских рупий, при условии, что общая сумма счета составляла 3000. Когда мы заметили обман и вернулись разобраться, официант пять раз пересчитывал при нас на калькуляторе наш несложный заказ и всегда зачем-то прибавлял мифическую сумму 800, чтобы хоть как-то объяснить появление счета на 4000…. В итоге он нам вернул 700 рупий назад.
Сервис в Шри-Ланке оставляет желать лучшего, а обязательные чаевые 10% от суммы заказа, всегда включены в итоговый счет. Возможно, это обстоятельство так расслабляет ланкийцев. Ведь неважно, как ты обслужишь клиента, тебе все равно полагается 10%.....
Вечер мы провели в городе, где выяснили, что бесплатных развлечений на Шри-Ланке не существует, везде, куда бы мы ни хотели отправиться, входной билет на любую из достопримечательностей составлял около 40$.
На следующий день мы решили съездить в горы на озеро, о котором нам рассказал наш гид из соцсети.
Мы два с половиной часа поднимались по крутому серпантину, и, когда до озера оставалась пара километров, на пути у нас выросли ворота и касса. Ни одного туриста вокруг не было, а с нас попросили по тысяче с человека за проезд + паркинг.
Нигде не было информации на кассе о реальной стоимости билетов, я решил проверить в интернете и выяснил, что стоимость верна, но я так же прочитал о том, что около озера полно местных, которые частенько находятся в состоянии алкогольного опъянения и очень навязчивы по отношению к туристам. А так как кроме нас у касс никого не было, да и по пути мы не встретили ни одной машины и автобуса с белыми обезьянами, мы решили не посещать сие место.
Усталые мы вернулись в отель и приняли решение не ехать в Сигирию, а вернуться поближе к аэропорту и провести время на море, т.к. платить деньги и получать за это не отдых, а головную боль нам не хотелось.
Вечером нас очередной раз надули, в этот раз с паркингом у пицерии, а потом еще в продуктовом магазине.
Мы без сожаления покидали Канди. Наш путь лежал в город Негомбо, который располагался как раз недалеко от международного аэропорта.
В Негомбо мы провели оставшиеся до вылета три дня.
Негомбо оказался очень грязным городком, стоящим у берега моря. Ночная жизнь на побережье отсутствовала, нам здесь показалось откровенно скучно. Цены в кафе так же были завышены в сравнении с Хиккадувой. Пляж был захламлен мусором, среди которого встречались и осколки стекла, и части распотрошенной рыбаками рыбы.
Затем я проводил своих друзей, а сам отправился отдавать машину в прокат и забирать свой паспорт, оставленный в заложниках.
Вернувшись в Хиккадуву, я должен был сдать автомобиль, но, помня о том, что бампер поврежден, я начал готовиться заранее к нелицеприятному разговору с хозяином проката.
Я выяснил, что страховка у автомобиля полная, т.е. без франшизы, а стоимость полной перекраски бампера со снятием и установкой (узнавал в двух сервисах) равна 50$.
Придя в прокат, я начал действовать следующим образом: Улыбка на лице отключена, включено серьезное выражение лица и легкий пофигизм в душе.
Я протянул хозяину авто ключи и добавил: «Хороший авто, экономичный… но низкий очень… я его немного повредил…»
Хозяин, сверкнув глазами, принялся осматривать авто, но, не найдя повреждений, снова замер, стоя глядя мне в глаза. Я показал ему поврежденный участок (чтобы его увидеть, нужно было нагнуться или присесть.)
Хозяин проката с недовольной физиономией сел за руль и поехал тестировать авто на предмет скрытых повреждений. Я остался ждать его и свой паспорт у дверей прокатной конторы.
Вернувшись он пригласил меня в офис, где, держа в руке мой паспорт, он произнес: «С машиной все в порядке, но все же ты повредил ЛКП бампера».
Я, не теряя ни секунды, извлек из рюкзака отличный (почти новый), но совсем мне не нужный автонавигатор garmin. Протянув его, я добавил: «Машина застрахована полностью, ты за эти повреждения получишь деньги. Возьми этот навигатор взамен денег, он тебе пригодится».
Забрав навигатор и осмотрев его состояние, ланкиец проверил его, подключив к сети, и, убедившись, что он полностью функционирует» отдал мне мой документ.
На этом мои основные приключения на Шри-Ланке подошли к концу. Последние дни на Шри-Ланке я провел на море, которое меня поражало днем и ночью.
Ночами, в отлив, на коралловых отмелях можно было как в аквариуме наблюдать за богатейшим разнообразием живых форм, водящихся в водах Индийского океана.
В заключение отдыха на Шри-Ланке меня снова обманули с ценой на билет в автобусе, потом пытались развести в другом.
Я покидал Шри-Ланку без сожаления, вернусь ли я снова? На этот вопрос у меня пока нет ответа.
P.S. Сигирия, куда мы не попали, на самом деле из себя ничего сверхъестественного не представляет, т. к. от былых построек сохранились лишь фундамент и лапы льва. Подъем наверх в 40-градусную жару также не вселял в нас энтузиазм.
(Мир подобен книге, и тот, кто знает только свою страну, прочитал в ней лишь первую страницу.
Фужере де Монброн)