JDM, IDM и Crazy Bus. Куда, на чём и как ездят на острове Шри-Ланка

25.04.2024 | 6876 просмотров

Автомобили: Toyota Hi Ace, Toyota Premio, Bajaj-RE205, Lanka Ashot Leyland.

Маршрут: Бентота — Сигирия — Канди — Нувара-Элия — Элла — Галле — Хиккадува.

Несколько лет назад, в своих рассказах на travel.drom попробовал несколько необычный формат. Через призму обычного семейного отдыха по турпутёвке на умеренно экзотическом острове, рассказать и об автомобильной составляющей жизни населяющих его людей и туристов. Тем более, здесь на дроме такая тема как JDM, кажется, не потеряет актуальности никогда). Тогда это был рассказ про китайский остров Хайнань: JDM переезжает в Китай. Куда и на чём ездят на острове Хайнань. Несмотря на огромную конкуренцию уже тогда китайских марок, японцы на тот момент ещё не сдавались, и их машин там было большинство. Но это были всё же не совсем JDM, а их аналоги с левым рулём специально для Китая.

На Шри-Ланке всё немного иначе. Здесь уже 100% JDM, приезжающие из Японии как новыми, так и с аукционов и с рулём там, где надо ланкийцам, то есть справа. И таких машин здесь больше половины. Остальная и меньшая половина — это индийский рынок, или аналогичные как для Индии (IDM), либо на их базе специально для Шри-Ланки. Но это мы сейчас говорим только про легковые и грузовые автомобили. А такой пласт местного рынка как моторикши или тук-туки — это в основном, конечно, индийское. Хотя есть тут и «итальянцы» под маркой Piaggio, — что-то вроде премиума среди таких повозок. Отдельная тема — автобусы. Тур операторы и прочие компании, ориентированные на туристов, предпочитают также проверенных японцев. А вот местные перевозчики по обычным маршрутам предпочитают только их: канонические динозавры Lanka Ashot Leyland с мощной рамой от грузовика, тесным аскетичным пассажирским салоном, таким же рабочим местом водителя, и главное громким, практически тепловозным гудком. А еще они очень красиво разрисованы уже с завода!

Очень интересно было изучить и особенности местного дорожного движения. Здесь, конечно, разница огромная, между тем где мы были ранее. В Индии не были, но что-то очень похожее). А на том же Хайнане можно сказать, образцовая дисциплина на дорогах по сравнению с Ланкой, несмотря на такое же огромное количество транспорта. Зато на Шри-Ланке гораздо, на порядок, больше действительно интересных мест, куда обязательно нужно съездить! Когда мы изучали этот показатель, просто диву давались, как в такой относительно небольшой стране поместилось столько интересных достопримечательностей! Тут и природа постаралась, и месторасположение на земном шаре (очень близко к экватору в океане и всё полностью покрыто тропиками). А также влияние и наследие всех многочисленных колонизаторов, уж очень лакомый был кусок!

Так же у нас был отличный опыт индивидуальной обзорной двухдневной экскурсии вместе с водителем и гидом в Абхазии. Это, конечно, дороже, чем ездить самому, но зато и более расслабленно, познавательно и интересно, а учитывая местные манеры движения и специфику указателей направлений на дорогах — ещё безопаснее и быстрее.

Общий маршрут нашего путешествия по острову.

Итак, Шри-Ланка. В этот раз вдвоем, без детей, исключительно под даты мартовского отпуска. Запрыгнули буквально в последний вагон, т.е. улетели последним прямым рейсом туроператора из Красноярска в этом сезоне. Начинался сезон дождей, по всему побережью постоянно волны. Зато в горах, в центре острова, куда мы непременно хотели съездить, уже очень комфортная погода.

Международный аэропорт Бандаранаайк на севере от Коломбо. Везде национальные флаги.

В этом месте начинался выпуск Орла и Решки. Перезагрузка. С некой Ивлеевой, когда она ещё была вполне нормальной и уехала отсюда на автобусе))

Флаг Шри-Ланки. Очень необычный, как и сама страна!

Очень жарко, местные таксисты оккупировали все тенёчки.

Но у нас сегодня пакет) Идём к автобусам Анекс-тура. Наш здесь самый маленький.

Это хорошо, что автобус маленький, и ехать побыстрее и пораньше всех выгрузить. А ехать от аэропорта до отеля в Берувеле (район Бентотта) чуть больше двух часов, сначала мимо столицы Коломбо, потом по приличному автобану, и в конце уже вдоль побережья по отелям.

Прилетели мы в разгар учебного дня. А когда проезжали мимо школ, все в белой, как наш снег, форме уже радостно собирались по домам.

Отель The Palms — утопает в зелени. А от самых ворот до ресепшн — один большой длинный красивый навес от солнца и ливней.

Наконец после заселения и обеда можно искупаться и отдохнуть на территории с видом на океан.

Настоящая первая линия, широкий и длинный песчаный пляж… и океан! Народу почти никого, неудивительно после полудня в самую жару!

Местные зазывалы на экскурсии по выгодным ценам тут, конечно, тоже есть. Сидят у забора пляжа и могут каждый день часами пасти новых клиентов, общаться (даже на сносном русском) и очень обижаются, если к концу отпуска ваша «дружба» так и не принесёт им ничего.

Лишь ближе к вечеру наблюдается оживление, народ купается, гуляет или организованно занимается йогой.

Сначала заселились в номер на 2 этаже, откуда, понятно, видов на океан, как на картинке, нет. Но ещё не вечер…)

Все проходы вдоль искусственных прудиков с цветами и рыбками. Вечером очень колоритно.

По своему антуражу и уюту вокруг, вниманию к гостям, ресторану и бару это, наверное, один из лучших отелей, где мы были. И даже очень простые, стандартные номера не портили картину.

Каждый вечер здесь либо концерты, либо танцы, либо всё вместе и всегда с местным колоритом.

Настоящая экзотика — варан, разгуливающий утром по своим делам прямо по территории отеля! Вообще, это к удаче!

Поэтому мы очень удачно в тот же день переехали на два этажа выше, и уже с отличным видом на океан!

Всё равно отель не в пик сезона уже не полностью заполнен, и есть выбор свободных номеров. Администратор с удовольствием выполнил нашу просьбу, даже чемодан тащить не пришлось самим. Отблагодарили за это нашей десяткой с видами Красноярска на память.

Рифы вдоль берега хорошо защищают от волн, но только утром во время отлива.

Изучили берег океана по разные стороны от отеля. Справа на север пляж сменился с мягкого песочного на более грубый с обломками кораллов с местного рифа.

И здесь пляж почти безлюдный.

Сувениры на любой вкус прямо на пляже.

Витрина магазинчика тоже прямо под открытым небом.

Первые 2 дня исключительно тюленьего отдыха подходят к концу. Хватит отдыхать, пора выбираться из отеля)

Очень хорошо организованная мафия водителей тук-туков сразу за воротами у забора.

Но со всеми можно договориться. По крайней мере, возле этого отеля не все стремятся тебя обмануть или завысить ценник. Уровень цен примерно одинаковый и их никто не ломит, так как знают, что в следующий раз с ними уже могут не захотеть поехать. Стандартный ценник по городу 100 рупий (30 руб.) за километр пробега. + может быть символическая доплата по договоренности за ожидание на месте, если нужно уехать потом обратно.

Первый раз едем/плывем в потоке на таком транспорте.

Берувала — маленький тихий городок, все магазины и т.п. сосредоточены на одной центральной улице.

Наша традиция — дарить нашу красноярскую десятку с подписью на память в тех городах, где побывали, таким коллекционерам. Эта осталась в одном из магазинов одежды.

Изобилие мототранспорта .

Если же нужно в соседний город, то быстрее, дешевле и безопаснее будет уже на автобусах, например, на таком ярком crazy bus!

Или на таком, в гламурной розовой ливрее в зависимости от маршрута.

Или на этом. На одном из таких красавцев обязательно еще покатаемся.

Судя по всему, это будет тот ещё аттракцион! Учитывая, какие узкие местами дороги и скорость, которую тоже все любят.

Пляж в районе устья реки Бентота Ганга.

Последний день перед поездками на машине по острову посвятили прогулке по пляжу до устья реки Бентота. Оттуда можно прокатиться на подходящей лодке по настоящим джунглям! Немного поторговались и согласились!

Большая лодка с рулевым-гидом в нашем распоряжении на пару часов.

Бентота-Ганга это граница между западной и южной провинциями.

Сворачиваем в сторону мангрового леса к джунглям ближайшей к нам протоки реки.

Здесь можно увидеть варанов и даже небольших кайманов.

Мартышки прыгают где-то высоко, змеи точно водятся; бакланы, колибри и зимородки на нижних ветках — полное погружение… Кроме нас тут плавала ещё одна лодка с туристами. Уплыли от них подальше. Если заглушить мотор и слушать только звуки этих мест, то прям до мурашек… Еще и запах специфический, влажного мангрового леса.

Часть маршрута проходила и по вполне обжитым джунглям, где кто-то построил себе дачи или даже небольшие отели.

Отличная, не очень долгая экскурсия по протоке по джунглям, настоящее спасение от дневной жары! А ведь предлагают еще и на весь день по всей реке. Тоже интересный вариант, но у нас уже запланированы другие путешествия и экскурсии.

Авто Экскурсия №1. Самая насыщенная, двухдневная с ночевкой в центре острова. Около 800 км. 2 полных дня.

Главный маршрут — двухдневная экскурсия на машине по избранным самым интересным местам острова в его глубине. Почти 800 км на круг, в т.ч. около 20 км и 1 час на поезде.

Напомню, что туроператор предлагает здесь обычные экскурсии на автобусах, как правило толпой, с обязательным нудным сбором всех в разных отелях с 4 утра, заездом в точки продаж, кого-то постоянно нужно ждать, в общем, по классике… Но даже самые большие двухдневные экскурсии не охватывают всего того, что мы хотели увидеть за раз. Тут и маркетинг выгодный оператору, и простой расчёт, что толпой на большом автобусе банально на всё не хватит времени. Такой вариант подходит, если смотреть что-то одно и не так много времени находиться в дороге.

Но не в нашем случае. Поэтому тут спасут только индивидуальные экскурсии, пусть и с ценой, умноженной на два. Но можно немного сэкономить, если найти пару таких же интересных единомышленников с нашего отеля. Да и поинтереснее так даже будет! В итоге на эту экскурсию поехали с ещё одной парой из Красноярска, прилетевших с нами.

Выбрали оптимальный маршрут с несколькими платными местами, где железобетонно хотим побывать. И еще несколько бесплатных по маршруту, но уже если будет позволять время.

Наш автомобиль для двухдневного путешествия по острову .

В нашем распоряжении для 4 туристов на два полных дня был такой полноразмерный Toyota Hi Ace H200 рестайлинг, в комфортной комплектации (не маршрутка), в обвесе и хроме, с водителем и гидом. Места в нем более чем достаточно, можно даже успеть выспаться. Был ещё и третий ряд, но там в заднем свесе уже прилично укачивало. Складывали туда рюкзаки.

Выехали рано утром, чтобы был везде запас по времени. Вместо завтрака в отеле, заказали ланч-боксы с собой. Гида, кстати, очень профессионального с хорошим русским языком (по имени Sajeewa или просто Санни) подобрали уже в соседнем городе и поехали по автобану в сторону Коломбо.

По автобану ехать это одно — а вот провинциальные дороги, идущие вглубь острова — это совсем другое дело! На них, как правило, самое интересное.

Но этот автобан, идущий по всей западной и южной части, имеет еще и стратегическое значение. Помимо экономии времени и безопасности движения в обычное время, он построен с учетом самых неблагоприятных сценариев, если будут цунами, как в 2004 г. На достаточном отдалении и возвышенности, чтоб не прерывалось оперативное сообщение между всеми частями острова.

Свернули с автобана за Коломбо. Первая остановка в ресторанчике Пиннавала Рич на завтрак.

Место выбрали не случайно, здесь рядом есть слоновий питомник.

А вот и наш клиент вышел)

В питомнике можно контактировать и даже покормить несколько эндемиков — чёрных цейлонских слонов.

Цейлонский слон, крупнейший из современных подвидов азиатского слона, достигает высоты от 2 до 3,5 м, весит от 2 до 5 тонн. Цвет кожи у этих слонов темнее, чем у индийских слонов, с большими и яркими пигментными пятнами. Ареал обитания цейлонского слона ограничен сухой зоной на севере, востоке и юго-востоке Шри-Ланки. Слоны находятся под охраной в нескольких национальных парках. Здесь самая высокая плотность слонов из всех стран Азии.

К концу отпуска мы будем такие же загорелые)

Здесь в питомнике слоны, как правило, очень дружелюбные, воспитанные, но в дикой природе или просто на дороге уже как повезёт… Мы всё надеялись, что нам они встретятся и дальше по дороге, ну так, чтобы без приключений, конечно, вроде атаки или переворота машины . Говорят, там целые слоновьи мафии встречаются, выпрашивающие вдоль дороги или прямо посреди дороги вкусности, бананы и т.д. …. Но видели только парочку издалека.

Интересно, такой Хайс устоял бы под напором местного слона, если что?))

Но слоны, конечно, не самое главное ради чего мы сюда едем. Есть тут достопримечательность глобального масштаба, пусть, может, не такое известное, как Египетские пирамиды и храмы, города Мачу-Пикчу в Перу или Ангкор-Ват в Камбодже…

Сигирия… Если честно, даже у меня, поклонника всего такого древнего, технологичного и таинственного, что обычно называют восьмым чудом света, она сразу и не вспомнилась. Когда стали изучать интересные места перед поездкой, из тех, куда вообще можно слетать. Но это упущение сполна восполнили теперь, побывав там.

Началось всё с такого открыточного вида, после просмотра и изучения которого уже не остается сомнений… (фото из интернета)

Это место не просто из разряда must see, но и из тех, куда нужно попасть в первую очередь, без спешки, и желательно с хорошим опытным гидом. И конечно на самый верх!

К счастью, наш индивидуальный тур включал в себя и русскоговорящего гида по этому месту. Интересно рассказывая, он же подсказывал, где сделать лучшие фото.

Скальное плато Сигирия — мощное образование, высотой до 170 м, сформировавшееся из магмы потухшего и разрушившегося вулкана миллионы лет назад. Вся остальная территория вокруг скалы практически плоская равнина, покрытая густым лесом.

Судя по высеченным пещерам этого района, буддийские монахи и аскеты обитали еще в III веке до н.э. Но вершина скалы для дворцово-крепостного комплекса начала, как сейчас бы сказали, застраиваться, — в V веке н.э. при правлении царя Кассапы, т.е. полторы тысячи лет назад! Зачем он принялся строить здесь столь сложный объект, можно изучать дополнительно, как обычно, не без мифов и легенд.

Но точно известно, что на вершине скалы были построены защитно-оборонительные структуры и роскошный дворец, украшенный изящными фресками. На небольшом плато у входа в крепость, расположенном на полпути к вершине, король воздвиг монументальные ворота в виде гигантского лежащего льва, вырубленного в скале, откуда и произошло название «Львиная скала». А вокруг скалы красивейшие сады Сигирии, которые входят в список старейших ландшафтных садов в мире. Не зря эти сады являются одной из уникальных особенностей этого города.

Прибыли в Сигирию. Здесь тоже в изобилии впечатляющие мангровые деревья, основа местных садов.

Сначала проходим остатки крепости, бассейны, водные каналы, оборонительные сооружения первой очереди и т.д.

По версии гида, это были бассейны, в т.ч. для многочисленных наложниц короля. Но по другой — эти резервуары по всему периметру могли быстро наполняться водой в случае угрозы, а в качестве доп. средств сдерживания в них загоняли крокодилов…

А затем прямо по курсу это… Картинка из интернета теперь ожила и прямо перед нами! Очень впечатляет!

Но гид не дает сильно и долго стоять с отвисшей челюстью и рассказывает в т.ч. про фонтаны вдоль этой дороги. Это были одни из первых фонтанов в мире, и они функционируют по сей день!

Наша сборная Красноярска). Без фото на фоне скалы отсюда никто не уходит. А мы ещё планируем забраться на самый верх!

Но с нами же целый гид! В самых знаковых местах прогулка сопровождается интересными историческими фактами и рассказами.

Здесь есть и каскады водных садов с водоемами, и каменные сады, и даже сады на террасах. Каменные сады — это гигантские валуны, меж которыми проложены пешеходные дорожки у подножия Львиной горы, вдоль склонов. Размеры их таковы, что на вершинах даже были построены здания, которые также служили в оборонительных целях.

Каменный сад и узкие проходы (чтобы врагу было как можно тяжелее наступать).

Видны отдельные закрытые винтовые лестницы прямо на скале к фрескам. Подъем в эту картинную галерею будет на обратном пути.

Львиную скалу обнаружили только в 1831 г. В то время вершина горы сильно заросла, но сразу заинтересовала археологов и историков. Первые раскопки начались в 1890 г. После приведения в порядок скалы стало очевидно, насколько гармонично Сигирия вписывалась в природу, как созданные человеком здания (отдельный вопрос — технологии строительства тех времен) дополняют окружающий ландшафт, совершенно не нарушая его…

Но об пока не задумываешься, поднимаясь по крутой, но пока широкой каменной лестнице наверх… Впечатляет здесь и сейчас просто красивая природа вокруг, виды во время этого захватывающего подъема и предвкушение увидеть ещё больше на вершине. Даже после заповедных скал Красноярских Столбов это место способно удивить.

Половина пути пройдена. Здесь у лап льва был, как предполагается, главный вход на древнюю лестницу.

Осталась самая крутая часть уже металлической лестницы на самый верх.

Сама лестница местами очень узкая и крутая, так что быстро подняться не получится. Но, на удивление, она очень надёжно закреплена в теле скалы, и никакого люфта, вибраций, учитывая какая толпа идёт как наверх, так и вниз… Вся металлическая конструкция словно продолжение монолита скалы.

Лишь в самом конце, металлическая конструкция переходит в широкую, также добротно выложенную уже кирпичом лестницу, но по-прежнему с крутым уклоном. Обратно будет захватывающий и красивый вид!

Поднялись на вершину скалы, но это ещё не самый верхний ярус. Тут довольно сложная интересная планировка. Видно, что просто так в самую главную комнату было не попасть.

Наверху просто роскошные виды на все 360 гр.

Многочисленные туристы равномерно разбрелись по всей поверхности скалы с руинами, кирпичными стенами и бассейнами.

Главные вопросы — как и с помощью чего здесь строили, доставляли наверх тысячи кирпичей, удаляли, обрабатывали и спускали тонны массива скалы… пока остаются без ответа.

Среди эффектных древностей и красивой природы.

Ещё отдельное спасибо стоит сказать погоде, сегодня она была идеальная, ни тумана, характерного для этих мест, и много солнца для хорошей видимости. И при этом нет такой жары и духоты, как на побережье. Поэтому в целом подъём сюда и прогулка не представляет серьезных трудностей. Единственное, на солнце в полуденное время слишком долго находиться не стоит.

Внизу центральная дорога с фонтанами.

В самой верхней точке у короля была спальня, с таким вот роскошным видом!

Под огромным впечатлением спускаемся вниз. На заднем плане гора Pidurangala Rock высотой 200 м, с которой, говорят, отличный вид уже на нашу скалу.

Если приглядеться, на вершине Пидурангалы есть большой круглый валун, свисающий над склоном… Который некоторые пытаются спихнуть вниз. Что-то вроде висячего камня в нашем природном парке Ергаки.

А вот такой открыточный вид на Львиную скалу и всю Сигирию с Пидурангалы возле того валуна (фото из интернета).

Если бы у нас было хотя бы ещё полдня в запасе, можно было бы прогуляться и сюда тоже ради таких видов.

Ну очень крутой спуск по железной лестнице… а ещё эти загадочные следы на камне…

И снова загадкой остается для нас, каким образом полторы тысячи лет назад сюда поднимались все строительные материалы, чем обрабатывали монолит для крепления лестниц и т.д…

Скромный местный обитатель. Я тут посижу, а вы мне угощенье!

Осталось ещё дойти до пещеры с фресками. Мы уже представляли снизу, какой будет туда замысловатый и местами опасный путь.

Проход по такой консольной конструкции вдоль отвесной скалы — тот ещё аттракцион!

Еще одна знаменитая сигирийская достопримечательность — Зеркальная стена. В древние времена она полировалась настолько старательно, что, прогуливаясь возле неё, король мог видеть свое отражение. Стена выложена из кирпича и была покрыта белой штукатуркой.

Сейчас оставить послание на стене, конечно, нельзя, запрет ввели для защиты древних надписей.

Вертикальный винтовой подъем по клетке к фрескам.

Но в пещере с сохранившимися фресками категорически нельзя снимать фото/видео. Поэтому гугл в помощь.

Фото пещеры с фресками из интернета

Фото пещеры с фресками из интернета.

К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть фресок, почти уничтоженных буддистскими монахами, так как дамы в таких нарядах им чем-то мешали.

Дальше по кирпичным лестницам спуск стал проще, но виды всё равно поражают!

Обратно проходим также через сады на террасах, это либо лоджии вокруг скалы, либо целые пирамиды. Они состоят, как правило, из кирпичных стенок.

Из кирпичей и здесь сложены настоящие пирамиды!

В общем, весь комплекс Сигирия — одно из самых уникальных и монументальных и очень красивых сооружений первого тысячелетия! И вообще, из всех подобных строений, что я видел, эти произвели впечатлений больше всего!

На этом наше пребывание здесь подошло к концу, попрощались с гидом по Сигирии и снова вернулись к гиду Санни. Едем дальше!

Почти пустая дорога обратно из Сигирии.

Но после такой насыщенной и эмоциональной экскурсии — время позднего обеда.

Остановились в ресторанчике Crown, где уже вход — прямая отсылка ко львам и кирпичной кладке Сигирии.

Здесь тоже небольшой, но вполне шведский стол с фруктами и десертами, и отдельно с пивом за доплату, конечно же, тоже Lion.

А туристы всё едут и едут до Сигирии.

Остановка на фруктовом рынке прямо у дороги. Экзотики тут хватает!

Цены, по крайне мере для местных, очень небольшие, поэтому выгодно покупать всё в таких местах именно вместе с гидом.

Едем дальше в сторону города Канди.

По дороге ещё одно интересное знаковое место —практически географический центр острова в Дамбулле.

Из уважения к главной местной религии, внутрь храма заходить не стали, ограничились прогулкой по красивой территории. Статуя впечатляет…

Не случайно здесь и построили Храм золотого Будды.

Очень оживленно на трассе Сигирия — Канди.

Мост через реку Махауэли.

Сразу за ним начинается город Канди — старая столица Цейлона.

Проезжаем через весь город по оживлённой центральной улице.

Весь город просто утопает в зелени.

И апофеоз всего этого — огромный Королевский ботанический сад Peradeniya.

Карта-схема королевского ботанического сада.

История королевского ботанического сада в Канди начинается, как и многое другое здесь, с того времени, когда британцы начали завоевывать Шри-Ланку, т.е. в начале 19 века. Изначально сад был основан для выращивания лекарственных растений и пряностей. И сегодня в ботаническом саду есть зона, где есть типичные для колониальных плантаций растения — корица, кофе, какао, перец и т.д.

С тех пор сад стал местом (60 гектаров), где выращиваются различные виды растений со всего мира. Здесь можно увидеть более 5 тыс. видов растений, включая редкие и экзотические виды. В саду также есть озера и пруды, где можно увидеть различных видов рыб и птиц. В одном уголке парка на деревьях спят летучие собаки. Много расписывать про парк не стану, подробно всё есть у них на сайте.

Ещё одна особенность сада, впрочем, на Шри-Ланке это норма. Взрослый билет к примеру, для местных жителей — всего 200 рупий, а для туристов все 3000 рупий на одного или 2000 в составе группы! Но для тур. У операторов с гидами для индивидуальных экскурсий вообще свои договоренности, нам не оговаривали цену, просто заехали сюда бонусом и всё.

До конца дня будем гулять здесь, пока не обойдем почти всю территорию. Начинаем от фонтана (не работающего).

Есть на что посмотреть и чем реально удивляться. Дальше Японский сад и бугенвелии.

А меня впечатляют огромные кроны и высоченные каменные/железные стволы дальше.

Как вариант, картинка для рабочего стола Windows.

Рекордное по обхвату ствола дерево с почти каменными или железными стволом и корнями.

Нашли и знаменитое дерево, жёлтая сарака, которое посадил Ю.А. Гагарин в декабре 1961 г. К 2024 г. Оно, конечно, должно было уже вырасти огромным, но произошло необычное событие. Дерево перестало расти после гибели первого космонавта… Оно цветёт каждый год, как обычно, но оно осталось точно таким, как и в 1967 году. Местные жители очень чтят этот факт. Также здесь садил свое «Железное» дерево и будущий на тот момент последний всероссийский император Николай II ещё в 1891 г. Естественно, что почти русский гид-ланкиец Санни для нас всё это рассказал и показал.

Табличка у дерева Ю.А. Гагарина свидетельствует о дате высадки 9 декабря 1961 г.

Ну, а я пишу эти строки сейчас, буквально в праздничный день полёта Гагарина, день космонавтики 12 апреля… Удивительное совпадение!

Центральная улица Royal Palm Avenue на север в сторону реки.

Но, пожалуй, центральное место здесь — это роща фикусов. Просто что-то невероятное.

Фикус Бенджамина, такой дома у многих в горшках растет, а здесь это огромные деревья!

В западной части парка на деревьях много обезьян и летучих собак. Одни бегают вокруг тебя, другие спят над тобой…

В завершение полного круга по саду ещё одна роща впечатляющих железных деревьев.

Шикарный большой парк, много экзотических и необычных, огромных и возрастных деревьев, которых мало где сейчас увидишь. Живности тоже хватает, так что место однозначно рекомендую в Канди.

Обычный муниципальный старый красный автобус без ливреи и наворотов.

На таком автобусе мы тоже покатаемся ближе к концу отпуска. А пока на нашем верном удобном Хайсе едем по Канди заселяться на ночь в отель. К отелю от нас было только одно пожелание — наличие бассейна) И здесь туроператор не подвёл.

Заселились в наши номера в отеле 4* Ок рэй Рэдженси.

Интересный рельеф. Здания напротив отеля с глухой задней стеной, так как упираются в гору.

Бассейн оказался на крыше отеля почти на уровне вершины этой горы. Вид из него очень необычный.

Но, главное, в самом бассейне было так приятно отдохнуть после насыщенной поездки и экскурсии по Сигирии и Канди!

С другой стороны — река Махауэли. А прямо по течению наш королевский ботанический сад.

Действительно, очень необычный экзотичный вид на город Канди.

Закат очень насыщенного первого дня путешествия.

А завтра прямо с утра — одна из самых желанных и необычных экскурсий и поездок, на башню Амбулавава в горах. Важно было приехать туда пораньше, до основного наплыва нескончаемого потока туристов.

Хоть и хотели выехать пораньше, но всё равно совсем избежать пробок утреннего Канди не удалось.

Выбрались из Канди, проехали Гамполу.

От Канди до нашей следующей цели всего 25 км, но ехать почти 2 часа! Дорога очень узкая и постоянно подъем в гору, ещё и по оживлённым улицам. И сегодня, как никогда, мы сполна ощутим все прелести ланкийского дорожного движения!) Вездесущие пешеходы и велосипедисты, мелкий мототранспорт, тук-туки, машины и, конечно, Крэйзи басы! Постоянные гудки, резкие перестроение и торможения… Но, к счастью, наш водитель сглаживал всё это, опыт в таких местах безусловно важен.

Ездить здесь по встречке через все сплошные? — Да не вопрос, все всегда должны ожидать твой маневр и, если что, уступить.

Пешеходы вдоль узких дорог могут попасть под колёса? — Ну ничего, в следующей жизни ему повезёт больше…

Но при такой концентрации аварийных ситуаций, ни одного даже самого мелкого ДТП мы за всё время здесь не увидели.

Финишная «прямая», так как уже видно башню на вершине.

А вот так эта финишная «прямая» выглядела на карте)) Сплошные серпантины!

Дорога превратилась в однополосную.

И наконец въезд на территорию парка

Дальше за ворота уже пускают не всех, большим автобусам точно проезд закрыт, в основном либо пешком, либо на тук-туках.

Изначально договаривались, что нас здесь тоже пересадят на такие тук-туки .

Но то ли наш не подъехал вовремя, то ли его не пускали вообще, и гиду пришлось вмешаться и договориться, чтобы пропустили наш Хайс на самый верх.

Вот только подниматься неполноприводному Хайсу по такому крутому подъему было тяжко. Так что водитель попросил всех нас четверых сесть на задний ряд, чтобы загрузить побольше ведущие колеса. Но всё равно, без пробуксовки на выходе из серпантинов не обошлось.

Дорога сузилась до размера не то что одной полосы, а до одной маленькой машины между рвом и отбойником.

Очень крутые по перепаду, и острые шпильки серпантинов…

Кого-то уже высадили и отправили пешком дальше наверх.

Амбулувава — это храм четырех религий и вообще первый многорелигиозный комплекс Шри-Ланки, расположенный в заповедных местах высокогорья.

Сама гора Амбулувава возвышается примерно на 356 метров над уровнем моря. Высота башни примерно 48 метров. Подъём на ее вершину по спиральной лестнице дается достаточно легко. Только от подъема на башню всё-таки следует воздержаться тем, кто боится высоты. Ну, а на самый верх смогут подняться только самые стройные из отважных.

Последний виток серпантина уже пешком, и вот открытые главные ворота этого удивительного комплекса.

Башня снаружи очень впечатляет, своей формой, архитектурой. Есть в ней что-то сказочное, диснеевское. Ну а задумка вообще поражает. Я не про объединение всех религий, это не плохо. А про возможность побороть свой страх и пройти по сужающейся до размера детского тапка лестницы снаружи на самый верх. И уже там получить в награду фантастический вид и возможность сделать самое памятное фото отпуска. Не все на это способны, поэтому сначала подъем совершенно спокойно идёт внутри за стеной, и лишь после первой трети подъема выходит наружу.

Выход наружу сначала на широкие плоские террасы.

И начинается более-менее спокойный подъем, когда витки спирали ещё плавные и широкие.

Но с каждым витком наверх лестница становится всё уже и круче.

Конструкция снаружи на вид ажурная, но в реальности на ощупь достаточно крепкая, уровень перил, кстати, тоже немного уменьшается с набором высоты.

Открывающиеся виды вокруг…

И ведь реально, с каждым витком ближе к верху, всё тяжелее расходиться с теми, кто успел подняться, даже с учетом ниш внутри конструкции.

В какой-то момент, ровно за один последний виток до конца мы встали. Выше не пройти никак, и разойтись тут нереально.

Но и этого достаточно! Переводим дух и селфи-палку в режим фото/видео. А вообще, самые эпичные картинки получаются у тех, кто завёл себе дрон и запустил его с вершины напротив башни.

Пульс тут явно учащается! А на самый последний виток до упора зайти могут только совсем уж худенькие и маленькие ланкийцы.

Пропускаем тех, кто идёт наверх и спускаемся. Даже к середине спуска дух ещё захватывает.

Это место по эмоциям однозначно №1 из того, что мы увидели на Шри-Ланке!

Обратная дорога и те же узкие серпантины.

Хорошо, что мы успели здесь побывать с утра, до наплыва туристов и пробок на дороге.

Здесь уже можно расслабиться и водителю — есть где разъехаться.

Продолжаем исследовать центральную, горную часть острова Цейлон.

Дорога от Амбулававы до Бандаравелы — это 4-5 часов нескончаемых серпантинов на всего 120 км. Но какие это 120 км!!

Почти всё вдоль дороги и вглубь — покрыто ярко-зелёными чайными плантациями известных мировых брэндов.

На одной из фабрик с живописными плантациями мы остановились на экскурсию и дегустацию.

Ротшильд. Главный вход на фабрику полного цикла, где нас встречает уже другой гид.

Вживую можно увидеть, услышать и, конечно, унюхать всё. Сортировка сырья, сушка, транспортировка чайных листов по цехам.

И до сортировки уже готовой продукции.

Чтобы в конечном итоге перед тобой появилось вот это.

Очень симпатичные ланкийки в традиционных сари на кассе и в зале дегустации.

Есть и целая терраса для дегустации с видом на горы с плантациями чая.

Сам процесс выноса и разлива чая ещё одной традиционной ланкийкой — это уже целый ритуал.

Попробовали 5 или 6 сортов чая, в том числе и дорогие. Но по вкусу понравились больше всего обычные традиционные чёрные, такой и прикупили.

Девчонки с удовольствием сделали с нами фото, и даже попросили отправить его им на память)

Теперь мы точно знаем, где растёт и где производят самый вкусный чай в мире.

К слову, даже обычные пакетики с Dilmah или Ahmad, а также менее известных марок, которые здесь в номерах в отеле — намного вкуснее всего того, что продают у нас.

Самая малонаселённая часть дороги. Но даже тут есть и пункты сервиса и шиномонтажа для всего, что движется, и АЗС.

Первая дозаправка маршрута где-то в районе деревни Новангама.

Есть возможность немного прогуляться в совсем уж не туристическом месте.

Напротив АЗС заметил что-то интересное! Раритетный кабриолет Morris Minor 1000.

Легендарная машина! Morris Minor был первым британским автомобилем, продажи которого превысили отметку 1 млн. ед. Машина производилась с 1948 по 1971 гг. Помимо версий с мягким верхом, были и обычные купе, седаны, универсалы и даже фургоны. Всего выпущено более 1,6 млн автомобилей. Кроме Великобритании собирали их в Австралии, Новой Зеландии и Малайзии. Много машин приехало в Индию и Шри-Ланку. И один из них сейчас передо мной! А запасные части на них, в частности детали кузова, выпускались и здесь на Шри-Ланке вплоть до 2002 года!

Вполне в приличном состоянии, но, видимо, у хозяина есть что-то современнее.

Очаровательные рекламные брошюры 50-х годов.

Кстати, что у них тут по ценам на топливо? 363 рупии за литр ДТ, 371 рупия за 92-й. На наши деньги это 120-125 руб. за литр!

Проезжаем долину водохранилища Котмальской ГЭС. Отсюда виден водопад Рамбода.

Сама смотровая площадка прямо на крыше сувенирного магазина, куда пройти можно исключительно между его рядами…

Вид на водохранилище станции Котмале с этой смотровой Poonaella view point.

ГЭС и ирригационная плотина водохранилища построены в 1985 г. Станция с установленной мощностью 201 МВт — вторая по величине ГЭС в Шри-Ланке! А самая мощная ГЭС на Шри-Ланке, к сожалению, находилась довольно далеко от нашего маршрута, и снова по горным дорогам. Так что не в этот раз….

Это самая извилистая дорога не только на этом острове, но и вообще из всех, где мы ездили.

Таких нескончаемых извилистых дорог мы не видели ни в Дагестане, ни на Крите. Здесь точно можно было бы проложить несколько спецучастков условного Ралли Шри-Ланки…

Тем более, среди местных точно нашлись бы профи. Например, этот водитель тук-тука с профессиональным задним антикрылом на крыше)

Проходил повороты очень быстро, но так как прямых практически не было, пришлось долго за ним ехать в таком режиме.

Фото передает кривизну дороги и частоту поворотов, но не крутизну уклона.

На таких узких крутых поворотах главное — не встретиться с несущимся навстречу автобусом.

Где-то здесь мы уже перестали удивляться или пугаться таким дорожным ситуациям, которые у нас точно не остались бы без внимания благодаря видео. У местных же в принципе в машинах не стоит никаких видеорегистаторов…

Асфальтированных обочин для разъезда не так уж и много.

Напоминание на скале, что Нувара-Элия — высокогорная и чайная столица Цейлона.

50 оттенков зелёного…

Чайные плантации всех цветов зелёного одних фабрик постоянно сменяют друг друга. Здесь плантации чая Damro Tea фабрики Labookelle estate.

В этих местах дышится по-особенному, нет такой жары и духоты, как на побережье.

Здесь слева от дороги в 3 км находится гора Пидуруталагала — самая высокая точка Шри-Ланки. 2524 м.

Начинается пригород Нувара-Элии — Бамбаракел.

Нувара-Элия… Название просто услада для ушей! Этот город был основан в далеком 1818 г. как оздоровительный курорт, куда съезжались британские колонисты, искавшие спасения от жары и влажности побережья страны. Дождливый, прохладный климат ланкийского высокогорья напоминал им родину, и те построили здесь типично английскую деревню: с домиками в викторианском стиле, парками, газонами и каменными мостиками над ручьями и даже с почтовым отделением!

Есть в Нувара-Элии парк британской Королевы Виктории и возле него первое почтовое отделение острова.

Свернули с перекрестка чуть в сторону, чтобы посмотреть на это старейшее и вообще самое первое почтовое отделение Шри-Ланки, которое основали англичане еще в 1894 году! Жаль, не было времени зайти в него и отправить оттуда самим себе домой открытки через почтовый ящик на память)

Также прокатились по местам пребывания королевской семьи, они до сих пор предпочитают приезжать сюда на отдых.

Автостанция Нувара-Элия.

И вездесущие тук-туки как всегда рядом.

Погуляли по живописному месту Нувара-Элии — Парк и озеро Грегори.

Если, опять же, время позволяет, здесь можно взять напрокат лодку.

Мост через озеро Грегори.

Плантации чая на другом берегу озера.

Хорошо, что в нашем распоряжении не только виды из окна со шторкой, но и сдвижная форточка, — почувствовать атмосферу этих мест.

Ещё лучше её почувствовать можно, остановившись на обед в каком-либо кафе для местных, где нет такого понятия как «No spicy, please…»

Наконец, к концу учебного дня добрались до города Бандаравела.

В это время на автобусной станции не протолкнуться, но нам нужна станция ж/д вокзала.

Автобусы тут везде. Интересно заглянуть внутрь обычного. Полный аскетизм как у водителя…

…так и для пассажиров

Сразу за автовокзалом и нужная нам ж/д станция Бандаравела.

Здесь тоже всё в старом английском стиле, поклонники Гарри Поттера оценят)

Антикварные, и при этом рабочие, весы, а также табличка на стене свидетельствуют, что эта станция работает уже более 130 лет!

Путь и время от этой станции на поезде до станции Демодара примерно 25 км, в зависимости от графика работы в среднем 50 минут.

Поезд прибыл по расписанию, но уже переполненный европейцами с чемоданами и рюкзаками, вот только утром прилетели в Коломбо.

Пришлось так стоять до самой станции в Элла, где большинство пассажиров вышли.

Вот так уже гораздо веселее.

В идеале было бы сделать такое фото в момент проезда по самому красивому арочному мосту маршрута…

Но мост появился очень неожиданно, сразу после проезда тёмного туннеля. И мы его просто проспали, впрочем, так было и со всеми остальными, кто ехал с нами. Фото сделать не успели, но проезд по мосту запомнился)

После моста выходим на станции Демодара и оттуда по очень просёлочным дорожкам с горками на тук-туках к мосту, рассмотреть его хорошенько и прогуляться по нему. Поэтому для нас всех зафрахтованы сразу два тук-тука в оба направления.

Узкая и извилистая дорожка километров в 5 от станции до ущелья с мостом. Очень весело!

В конце крутых подъемов, слабые тук-туки уже не вывозят, пришлось выходить подтолкнуть… Правда не нам, а гиду.

Тук-туки на Шри-ланке — это не только городской транспорт, но и для узких горных троп тоже вполне годятся.

И вот он снова тот самый исторический 9-арочный ж/д мост через ущелье уже с другого ракурса.

По этим самым путям мы проезжали на поезде буквально час назад, следующий поезд пройдет здесь только через несколько часов.

Поэтому прямо сейчас мост превращается в пешеходный с изумительными видами.

Девятиарочный мост, или Nine Arch Bridge, или the Bridge in the Sky, находится в Демодаре, но фактически — между Эллой и Демодарой. Удобнее всего сюда будет добираться из Эллы. Этот мост — одна из выдающихся колониальных конструкций Шри-Ланки. Год окончания работ — 1921, т.е. уже более 100 лет! Над проектом работали британские и цейлонские инженеры. Мост сделан из камня и цемента, единственная железная конструкция на этом мосту — это рельсы.

Из точных характеристик моста: длина — 92 метра, ширина — 8 м, высота — 25 м. А также совершенно точно подтверждаю, что здесь можно просто смотреть по сторонам и любоваться красотой. Тут и лес с высокими деревьями, и плантации чая, и впечатляющий рельеф.

При желании можно спуститься по тем крутым тропинкам и под мост.

Нам было достаточно просто погулять по мосту туда-обратно, мост очень хорош с исторической и эстетической точки зрения. Удивительно такое встретить в горах и джунглях острова.

Вид с другой стороны моста.

Открыточный вид на мост с проезжающим поездом и почти без туристов вокруг (фото из интернета).

Ответ на вопрос — «Где-то я это уже видел…?»

Теперь всё самое интересное, что мы хотели увидеть в этом путешествии, увидено, прочувствовано и прожито!

Проезжаем город Элла на обратном пути, теперь уже на машине.

Тот самый городок Элла, куда стремятся в основном европейцы, для них это как базовый лагерь для покорения всех близлежащих гор, например, Малого пика Адама, что совсем рядом.

Ещё одно красивое место дороги прямо возле моста через ущелье заповедника Равана — одноименный водопад.

Водопад высотой более 20 м. Есть легенда, что Равана — это местный демон с 10 головами и 20 руками. Он украл жену Рамы, Ситу, и спрятал её в одной из пещер у водопада Равана… Пещер не видели, чужих жён тоже, зато возле водопада много местных обезьян и немного сувениров.

Это целый каскад водопадов, ещё выше этого находится другой Bambaragamaella.

Через 70 км такая провинциальная дорога упирается в начало автобана в районе города Падокма. А по самому автобану ещё 250 км, и под конец ехали уже в темноте, но уже гораздо быстрее. Высадили гида по дороге, тепло попрощались, за эти 2 дня он показал и рассказал нам столько всего интересного! Уставшие, прибыли в отель и даже успели на ужин до закрытия ресторана. Конечно, там отметили это дело! Отличная, насыщенная и активная, но не сильно разорительная экскурсия. Ни разу не пожалели, что переплатили за такой вариант почти вдвое по сравнению с обычными. Да и сравнивать-то некорректно, тут мы сами выбрали маршрут, какие ещё интересные места по дороге посетить, сколько времени там находиться, и т.д. Гид и водитель были только в нашем распоряжении. А сколько логистических нюансов, связанных с отелем, билетами, пересадкой на поезд или тук-туки, могли бы усложнить жизнь, но всё прошло как по маслу! Впечатлений куча, такой Шри-Ланку, как здесь в горах, мы даже не представляли! Но это в горах, побережье тоже здесь очень интересное, не только в плане пляжного отдыха.

Авто Экскурсия №2. Самая лёгкая, полностью самостоятельная на тук-туке с водителем до пляжа Бентотты и обратно. Около 10 км 3-4 часа. Автомобиль: «тук-тук» Bajaj RE 205, рестайл — самая популярная модель на острове. На следующий день думали, что возьмём «выходной» и после такой насыщенной экскурсии никуда не поедем, но нет)) После обеда вышли, как обычно, из отеля, выбираем тук-тук, договариваемся. Нас интересует соседний самый большой и красивый пляж в Бентотте, на оставшиеся полдня.

Очень ухоженный, хоть и не новый тук-тук нашего следующего водителя

Парковка у Бентотты Бич, где водитель нас ждал весь оставшийся день, почти 4 часа.

От отеля через всю Берувелу до остановки Бентотта Бич ехать 15-20 минут. Столько же обратно. Плюс ожидание несколько часов, и за всё запросил всего 2000 рупий.

Еще более впечатляющий размерами пляж: от устья реки Бентотты до мыса Скала Эндри ровно 3 км!

В конце пляжа Мыс Скала Эндри.

Это излюбленное место как опытных, так и начинающих сёрферов, волны у мыса здесь невысокие, но постоянные. С удовольствием половили их тоже.

Мыс Endry Rock.

Пляжи, камни и пальмовые рощи на мысе. Отличное место для отдыха!

Закат на фоне мыса Эндри Рок.

Сразу после заката пошёл дождь. Сначала очень лёгкий, даже с удовольствием прошлись под ним по пляжу обратно. Но уже когда ехали обратно, он зарядил по полной. Это был первый дождь, что мы здесь видели, далее они шли в это время уже каждый день по вечерам и каждый раз всё сильнее и дольше. Это уже начинается сезон дождей.

Даже такая легкая экскурсия не прошла даром. С водителем договорились на следующий день продолжить уже на машине, уехать подальше и уже на весь день. Предполагалось, что машина будет японский мини — Suzuki Wagon R в последнем кузове. Но на деле машина была совсем другая.

Авто Экскурсия №3. Самостоятельная на машине с водителем до Мериссы и Галле и обратно. 190 км на круг. Весь день.

Автомобиль: Toyota Premio в кузове T260, рестайл. Не самый плохой вариант.

Берувела (отель Палмс) — Мерисса (Кокосовая роща) — Пляж Natural Pool Thalpe — Галле (старый город) — Берувела (отель Палмс). 190 км, 5 часов в пути.

Наш очередной транспорт, на сегодня —Toyota Premio.

В принципе, нам так даже привычнее, по крайней мере, по комфорту точно лучше, чем Suzuki, которого забрали раньше) Несмотря на машину, на пару ступенек выше классом, цена осталась той же самой для нас.

На дорогах пока свободно.

Прибрежной дорогой проезжаем спокойные и в меру туристические городки Балапития, Амбалангода.

Пока ничего интересного…

Но когда дорога вырывается прямо к берегу, пейзаж значительно приятнее.

Но эти места у ланкийцев очень памятны и по-прежнему вызывают тревогу со стороны океана…

Причина тому — печально знаменитое цунами 2004 года после землетрясения более 9 баллов, в океане у берегов Индонезии.

В районе Годагамы есть даже фото музей… Мы не могли проехать мимо.

Хранительница музея, многие фото были сделаны её мужем.

Даже в отпуске это место стоит посетить, чтобы прочувствовать ту трагедию многих людей. Здесь же, в маленьком кинозале можно посмотреть и документальный фильм.

Если же говорить о художественных фильмах про ту катастрофу, то стоит выделить один. Фильм «Невозможное», про историю одной семьи, отдыхавшей в Тае и пережившей все ужасы цунами. Примерно то же самое, если не хуже, происходило и здесь. Я даже не мог представить весь масштаб катастрофы, какая в реальности изображена на фото. Теперь понимание есть, это очень страшно. Особенно для такой небогатой экономически страны.

Билетов в музей не продают, но пожертвование кто сколько хочет, оставить можно в специальном ящике.

Снимать здесь нельзя, по крайне мере, фото с погибшими точно не стоит.

Более чем достаточно увидеть масштаб разрушений…

Только здесь погибло и без вести пропало более 40 тыс. человек, смыто тысячи домов, зданий, дорог, в т.ч. железных, автомобилей, целых поездов…

Напротив музея у берега океана памятник погибшим .

Меньше чем в километре от музея еще одно памятное место.

Tsunami Honganji Viharaya (или Статуя Большого Будды). Высота правой руки, направленной к морю — это максимальная высота волны во время цунами —16 метров. Подарок от Японии.

Это один из наиболее пострадавших от цунами районов острова.

Проезжаем город Галле, одна из наших основных целей на сегодня.

Но сначала доедем до самого южного района острова, в частности в г. Мирисса.

Передвижная закусочная по-ланкийски в районе Мириссы.

Приехали, водитель ищет, как подъехать к одному очень интересному месту.

Неприметный спуск пешком — оказался в районе этого отеля.

Прямо к ставшей легендарной красивой роще из пальм на берегу.

Coconut Tree Hill, или просто скальный красный холм с пальмами и… туристами.

На фоне моря этот мыс действительно смотрится живописно

Понятно, почему это место так привлекает туристов и даже режиссёров.

Кадры съемок с этого места даже попали в фильм «Булки».

Кто не смотрел это кино с Кристиной Асмус, советую глянуть. Небезупречная, типичная российская комедия. Но смотреть можно. Шри-Ланку там хотя бы сняли интересно. Сначала главная героиня мечтает попасть на Бали, берёт билеты, но каким-то непостижимым образом прилетает на Шри-Ланку. А узнает об этом только на следующий день на пляже от местных русских)))

Мирисса.

Дорога вдоль залива Уэлигама.

Рыбацкие суда в бухте.

Уцелевший, но более не востребованный после цунами дом .

Были наслышаны, что в этих местах можно увидеть рыбаков, сидящих на традиционных шестках прямо в море. На картинках смотрится необычно и интересно. Но по факту сегодня — очередной развод. Так много рыбы не поймать, зато денег от любопытных туристов можно поиметь побольше… За фото! Да и как отличить обычного рыбака от какого-нибудь бомжа-разводилы… С нас хотел взять не меньше 300 рупий за фото издалека… От 100 отказывался. Поехали дальше.

Аттракцион для туристов «рыбаки на традиционных жёрдочках».

И единственный работающий «рыбак», но у него слишком уж завышенный прайс за свои «услуги».

Тук-тук — сёрферовоз.

Интересное место, где вместе находятся автодорога, ж/д путь и ВПП базы Коггала Военно-воздушных сил Шри-Ланки.

Здесь нет аэропорта, только старая взлётная полоса для ВВС и других разрешенных воздушных судов. Нет и самолётов сейчас, кроме одного экспоната через дорогу.

Один из самолётов, летавших здесь, теперь кафе, музей и просто символ.

Hawker Siddeley HS 748.

Британский ближнемагистральный турбовинтовой самолёт Hawker Siddeley HS 748, разработанный ещё в конце 50-х годов прошлого века. Самолеты этой модели до сих пор летают в ВВС Индии в количестве более 50 штук!

Местные жители, возможно, кто-то из них здесь служил.

Теперь ищем красивый пляж, чтобы искупаться перед прогулкой в Галле. Но, по совету водителя, едем на необычный пляж, вернее на необычный берег.

Пляж под названием Natural Pool Thalpe — Природные бассейны у берега, не самое туристическое место.

Не очень удобный, потому что естественный вход по острым и скользким камням в эти самые бассейны с волнами.

Собственно, бассейны. Необычно!

И купаться в нём намного интереснее и необычнее, чем просто на пляже. Осталось только выйти, то есть каким-то образом запрыгнуть наверх, по тем же самым камням.

Дальше за бассейнами небольшой и узкий пляж.

Но с классическими экзотическими пляжными видами и аттракционами.

В данном случае это была старая покрышка на R15 на верёвке!) Интересное место, необычное! Просто с туристов здесь обязательно возьмут деньги за посещение. Но с нами местный гид-водитель, поэтому денег много не взяли. Только за душ тут рядом.

Унаватуна (какое-то мультяшное название) — пригород Галле.

Машина полиции — брутальный индийский внедорожник Mahindra-Scorpio.

Добро пожаловать в Галле!

Рыбацкий берег и рыбный рынок в бухте Галле .

Самое интересное в Галле — это, конечно, район крепости и старого города.

Возле самого входа в Форт Галле — дежурят местные гиды, которые предлагают прокатиться по улочкам на тук-туке или даже ретро каре, и уверяют, что территория огромная и пешком её не обойти! Наш водитель не дал повода для очередного развода. Территория, действительно, большая, но весь смысл поглядеть и погулять здесь именно пешком.

Главный вход в крепость Галле. Можно было сверить часы, но…

Старый город и новые сувениры.

Старинная башня с часами Galle Fort Clock Tower, построенная в 1883 г. Рядом помещения для стражи.

Поле для крикета и главный въезд в старый город. Большие автобусы и машины сюда не проедут.

Нынешний облик форта Галле сложился при голландцах и англичанах с XVI по XIX вв. Это редкое и удачное соединение европейской традиции с южно-азиатской. За что Галле и включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Но порт на юге Цейлона был известен цивилизованному миру задолго до западноевропейской колонизации. С библейских времён в этой части острова находился центр торговли самоцветами и слоновой костью. Здесь останавливались арабские, персидские, римские, греческие, малайские, конечно, индийские купцы.

В 1505 году сюда добрались португальцы. Город тогда назывался Гимхатиффа. По легенде, португальская флотилия сбилась с курса и чуть не разбилась о скалы. «Маяком», указавшим дорогу, стало кукареканье петуха. «Galo» с португальского — петушок. В честь этой птицы назван и порт Галле. Кстати, джунглевый петух — неофициальный символ всей Шри-Ланки, водится только на этом острове.

Португальцы прибыли на остров, когда там ещё вполне себе успешно существовало королевство Канди. И как раз кандийцы вынудили колонизаторов построить укрепление вокруг порта. В 1640 году в борьбу за господство над райским островом вступили голландцы. Они объединились с королём Канди Раджасинхом II против португальцев. Совместными усилиями союзники захватили южный порт. Именно голландцы построили вокруг Галле оборонительные стены — как с сухопутной, так и с морской стороны.

Сверить часы в итоге так и не удалось.

Башня с часами очень интересная, но вот сами часы явно были неисправны. Всё время, что мы там гуляли, (простите за каламбур) показывали разное время, как вперёд, так и назад. Это хорошо видно по хронологии фото.

Скульптуры солдат под башней напоминают, что когда-то здесь был военный гарнизон.

Star Bastion в западной части форта. Отсюда самый лучший вид на закаты.

Идём по всему периметру вдоль берега. Эти старые стены во многом спасли город от более сильных разрушений после цунами.

Стены крепости впечатляют: мощные, многовековые, выстроенные из гранита. У местных жителей здесь всегда было ощущение, как за каменной стеной.
А когда бушевал цунами 2004 г., тысячи жителей и туристов погибли на этом побережье, уцелели лишь те, кто укрылся в этих мощных стенах форта. Они оказались способны выдержать такие сильные удары стихии.

Пушки, конечно, не оригинальные, это всего лишь их макеты.

Pedlar Street — улочка идёт через весь старый город с запада на восток.

Историческая часть города Галле внутри стен крепости — это что-то невероятно красивое. Все домики внутри в старинном колониальном стиле. На улочках чисто, тихо и уютно, даже среди туристов. Тут есть и музеи, и рестораны, и кафе-бары, магазинчики и т.д.

Гуляя по этим улочкам, даже забываешь, что ты находишься в Азии, но помнишь, что сам остров Цейлон долгое время был колонией Португалии, потом Голландии, а затем и Англии.

Сейчас это самая старая и самая большая крепость в Азии, которая уцелела до наших дней, и в данное время находится под охраной ЮНЕСКО.

Весёленький автобус или что-то передвижное на стоянке, судя по всему, уже давно.

Lighthouse Street — узкая улочка через весь старый город с юга на север.

Rampart Street — улица вдоль западной и южной стен форта.

Дальше по улице здание в стиле барокко — мечеть Меера и в конце маяк Галле.

Флагрок Бастион — одна из лучших обзорных площадок с видом на весь город, форт и океан.

Маяк — символ Галле, и один из символов южной части острова.

Всегда было интересно зайти внутрь и подняться наверх такого старинного маяка…

За маяком есть небольшой песчаный пляж, так и называется Light house beach.

После маяка сворачиваем на самую красивую улицу — Hospital Street.

Очень много зелени.

Карман для лавочек и парковки мелкого транспорта местных.

Перекресток с Pedlar Street.

На фасаде главного здания полиции в Галле 1927 г. красуется петух. А ещё раньше в этом месте был госпиталь, поэтому и Hospital Street.

В конце улицы небольшой парк с деревьями баньянами Court Square.

На стоянке отличный экземпляр Мерседеса W124, скорее всего, произведённого в Индии.

Старенькие представители JDM под самым большим деревом в парке и во всем городе.

И снова вспомнилось волшебное дерево Эйва из «Аватара»! Баньян ещё называют «деревом тысячи стволов». Сначала он вырастает в виде одного дерева, а потом ветви дают отростки, которые тянутся к земле и могут стать новыми стволами. Удивительно как улицы города выдерживают, буквально, натиск со стороны таких деревьев…

Легендарная табуретка на колесах Bajaj-Quote, которую индийцы хотели успешно продавать и у нас.

Честно сказать, они и здесь, на Шри-Ланке встречаются нечасто. Всё-таки для тук-тука с 4 колесами 4 дверьми — дорого, а до полноценной машины, хотя бы уровня японского кей-кара, очень далеко…

Переулок Lain Ban Cross Street. Можно просто насладиться неповторимой колониальной архитектурой на безлюдной улице…

Church Streetи Commercial Bank.

Англиканская церковь Всех Святых — архитектурный шедевр колониальной эпохи. И очередной Suzuki Wagon-R.

Англиканская церковь Всех Святых — одно из самых заметных строений старого города. Это базилика в викторианском неоготическом стиле, строительство которой завершилось в 1871 году. Некоторые туристы туда заходили, выходили под впечатлением. Говорят, там внутри много всего интересного и таинственного.

Машинки на Church Cross Street.

Старинный тук-тук возле древней голландской реформаторской церкви.

Грут-Керк или голландская реформаторская церковь расположена недалеко от центральных ворот Галле, на самой высокой точке внутри форта. Настоящий памятник архитектуры, датирован 1755 годом! Да, на посещение всех этих исторических зданий нужен ещё один целый день.

Перекрёсток после главного въезда в старый город.

У главного въезда — начинается тихая улица Lighthouse street.

И очень аутентичный ресторанчик Anura’s Restaurant & Lodging.

Естественно, это морской ресторанчик с характерным меню. Какие тут вкусные креветки и всё остальное. Пиво снова Lion) Цены на уровне. Сначала сидели за столиком прямо на улице, а в конце уже снова пошёл дождь, спрятались внутри.

По завершении маршрута снова повстречалась настоящая машина времени — Morris Minor. На этот раз обычный седан, судя по всему, для экскурсий по улочкам города.

Наш пеший маршрут по старому городу составил в итоге ровно 3 км.

Мы словно побывали в образцовом европейском городе позапрошлого века, где всё чисто, уютно, грамотно и красиво спланировано. Отсутствие большого количества туристов на улицах ещё больше усилило впечатления. Вообще, не ожидали увидеть такое на экзотическом острове в океане. Тем и прекрасна Шри-Ланка!

Выезжаем из Канди уже под дождём. Сразу всё такое обычное, неинтересное…

По дороге обратно заехали на одну из фабрик лунного камня.

В нескольких км от дороги в сторону одна из популярных туристических точек. Фабрика с шахтами, где добывают камень, посмотрели всё, что показывают туристам со стороны. В целом интересно, но сам ювелирный магазин не очень впечатлил, ещё и цены завышены.

А вот сувенирный магазин возле отеля нам понравился больше. Как выяснилось по дороге обратно, у нашего гида-водителя дядя как раз владеет этим самым магазином. Совпадение?) Насколько это правда, а не вымысел, не уточняли, но хозяин магазина очень прикольный дядька. Выбрали у него одно украшение, хотя торг был до победного. В ходе которого его коронная фраза «I’m the boss! That’s My rules! Madam, My price for you!» была произнесена раз 5! И как только прайс устроил всех, сделка состоялась! Всё оформили как положено.

На память о нашем знакомстве также оставили ему в коллекцию наш традиционный красноярский сувенир с подписью.

Ювелирный магазин. «Оказалось», что владелец — дядя нашего водителя)

После сделки с «дядей» в магазине «племянник» довёз нас до отеля, на этом попрощались. 30 тыс. рупий (почти 10 тыс. руб.), как и договаривались, отдали.

На завтра у нас остался самый бюджетный вариант поездок — на автобусе) Ехать уже не так далеко, до Хиккадувы и пляжа с черепахами. Сначала берем тук-тук у отеля и едем до ближайшей автобусной остановки в Берувеле. Нашего вчерашнего водителя не видели, либо уже уехал с кем-то, либо взял выходной после вчерашнего)

Авто Экскурсия №4. Полностью самостоятельная на рейсовом автобусе (и частично на тук-туке) до Хиккадувы и обратно. 90 км на круг. Весь день.

Автобус: Lanka Ashot Leyland. Очень весёлый вариант, но на один раз, не более.

Автобусная остановка Берувела — Пляж Turtle beach, Хиккадува —Берувела (отель Палмс). 90 км на круг, 2,5 часа в пути.

Остановка оказалась возле местной автостанции.

Украшать здесь любят не только автобусы, в ход идут и грузовики.

Но самые эффектные — частные автобусы, все сначала едут на автостанцию.

Сели в муниципальный автобус поскромнее, где из туристов только мы одни .

Надо ли говорить, как сильно мы выделялись среди местных)) Хотя местные явно привыкли к туристам везде и не считают появление их в автобусах чем-то выдающимся. Через некоторое время проходит кондуктор и просит, как у всех, за проезд. Цена билета 168 рупий до Хиккадувы, строго по тарифу. Чуть больше 50 руб. за расстояние более 40 км.

Обратно ехали на частном крэйзи басе, и меньшее расстояние, но сдачи с 400 рупий не дождались, а дали билеты по уже по 189 рупий. Никакого прайса для туристов уже нет.

Билеты на муниципальном автобусе, и на частном крэйзи басе.

Но как же тут тесно мне, а вот миниатюрным ланкийкам здесь в самый раз!)

Ланкийцы и особенно ланкийки в основном все невысокого роста и худые, поэтому сиденья в автобусах рассчитаны для них (5 узких мест в ряду). То же самое и в проходах. Чтобы быстро зайти и потом выйти из такого автобуса, нужно постараться, тот еще аттракцион!

Из удобств — только сдвижная форточка и более интересный вид из окна, чем на легковой машине.

Протискиваемся к выходу. Там, где в наших автобусах перед дверьми накопитель — здесь ещё и место для багажа.

Водитель автобуса — обычный седой, но очень бодрый старик. Чувствуется, что опыт немалый за рулём такой махины. Да и не гоняют они в отличие от частников.

Но вот с остановкой вышел конфуз. Та, на которой мы планировали выйти, неожиданно осталась позади, автобус даже не притормозил. Тут надо заранее предупреждать! Вышли дальше, но пришлось снова брать тук-тук у обочины и ехать пару километров назад.

Наконец прибыли в Хиккадуву на нам нужный пляж Turtle Beach Hikkaduwa.

Считается, что в Хиккадуве одни из лучших пляжей на Шри-Ланке.

Но сколько же здесь живёт и плавает прямо у берега черепах! Иногда даже больше чем туристов. Можно просто понаблюдать за ними, ещё лучше в маске, тогда ещё и поплавать за ними по дну.

Водоросли с местных же берегов — любимое угощение черепах.

Больше всего понравилась возможность увидеть в маске черепах во всей красе, как они плывут, едва касаясь дна! А взрослые крупные черепахи не против даже и прокатить тебя, достаточно аккуратно держаться за её панцирь, когда она плывет. Пробовали поснимать на телефон в защитном чехле, но на фото мало что видно из-за песка, который постоянно поднимают волны и туристы. Вживую наблюдать намного приятнее. А потом просто покормить водорослями, продающимися здесь же.

Главное не зазеваться, зубки у них достаточно острые и хват хороший)

Можно купить корм, арендовать маску для ныряния и т.д. А ещё здесь отличные морские ресторанчики прямо на берегу.

В одном из таких ресторанов под названием Sun&Sea Café, с обязательным видом на море и остановились на обед.

Вода очень солёная, жарко, первым делом, конечно, по кружке свежего холодного Lion Lager. Красота!

Кстати, это самое известное и популярное пиво на Шри-Ланке. Везде, где мы были, в основном предлагают его. По вкусу просто отличное, классика жанра для Лагера 4,8%! Компанию основал в 1881 г. английский инженер, писатель, натуралист Самуэль Бэйкер в Нувара-Элии. Это там, где любили отдыхать британские монархи и вся их элита, там же, где находятся и чайные плантации лучшего в мире чая. В этом всём, наверное, и главный секрет отменного вкуса. При этом пьянит в меру, в отеле можно за вечер выпить сколько влезет и все равно…

Рыба и спагетти с морепродуктами.

Немного прогулялись пешком по Хиккадуве.

Автобусы разъезжаются в миллиметрах как от всех встречных, так и от попутных всех видов транспорта.

А в какой-то момент резко пошел настоящий ливень! Пришлось укрыться под козырьком какого-то магазина и ловить…

…очередной тук-тук. Сразу договорились, чтоб довёз до последнего интересного места на сегодня.

Черепашья ферма Urawatte Sea Turtle Hatchery в районе маяка г. Амбалангода.

Вход 1000 рупий с человека. А в такой дождливый немноголюдный день можно и за 1500 за двоих. Это не просто ферма, где разводят малышей, следят за их ростом, но и спасательный центр для черепах, куда приносят травмированных или рожденных с инвалидностью…

Самые маленькие черепашки.

Эта ферма практически не выпускает маленьких черепашек в океан на потеху визжащим туристам. Ведь с вероятностью 99% этих малышей сразу там съедят или покалечат хищные рыбы или птицы…

Всего здесь около 10 бассейнов с черепахами разных возрастов и пород. Есть черепахи, которым более 100 лет! Хозяин рассказывает по возможности всем гостям о своих черепахах, что занимается именно их сохранением и спасением.

Возле этого лягушатника трудно удержаться, чтобы не поиграть с такими.

Подросшие черепахи, которых уже можно безопасно выпускать в океан.

Идём обратно на остановку автобуса. Ориентир — этот заброшенный «маяк». Точнее, кто-то хотел сделать отель в виде маяка, но что-то пошло не так…

Дождались автобуса, на этот раз наконец-то настоящий частный синий Crazy bus!

В отличие от спокойного муниципального автобуса в ту сторону, обратная дорога прошла по всем канонам крэйзибасо-движения. Внутри много всего яркого, светящегося, орёт местная танцевальная музыка, водитель довольно молодой и очень лихой с характерной манерой вождения… А ещё тут не парятся с соблюдением правил продажи билетов. С нас взяли больше за меньшее расстояние, чем мы ехали в ту сторону, и конечно никаких билетов! В общем, было весело!) Рекомендую!

До вечера успели прогуляться по нашей Берувеле по магазинам, докупить сувениры, футболки, чай и т.д. Ну и еще раз можно было посмотреть, кто на чем ездит для окончательных выводов.

Тук-тук — транспорт №1. Больше половины от всех остальных видов. А количество таких вот доработанных тук-туков не меньше, чем стоковых.

Китаец, и за ним ещё едет кореец, практически не встречающиеся здесь машины.

Suzuki Wagon-R всех поколений и вариаций — объективно самая популярная модель автомобиля здесь. У этого свежего экземпляра редкий только цвет — заката.

А вот красивые закаты здесь не редкость, если только небо не затянуто тучами.

В последний вечер перед отъездом.

Эффектный закат, несмотря как раз на начавшийся сезон дождей.

По итогу, Шри-Ланка, наш отдых, все путешествия и экскурсии, сочетание всего этого — нам очень понравились. Действительно, красивый остров, природа, древняя история, история недавнего прошлого, шикарный пляж и океан с волнами… В копилку лучших мест и впечатлений!

Но на волнах нужно быть очень внимательным. Как только их амплитуда и частота начинает увеличиваться, тебя может очень быстро утащить обратно от берега. Но когда волна спокойная и равномерно идёт к берегу, качаться на них одно удовольствие! Понятно, почему это побережье так любят сёрфингисты.

Очень здорово было проехать и вглубь острова, где приличный рельеф и совсем другой климат. А какие места: древняя и загадочная Сигирия, современная и бросающая вызов Амбулавава, удивительный королевский сад в Канди, изумрудные чайные плантации, невероятный арочный мост в Элле…

Конечно, можно было взять машину напрокат и проехать всё самим. И прилично так сэкономить. Но не факт, что это закончилось бы благополучно: машины в прокате у них бывают всякие, и не всегда в приемлемом техническом состоянии, дорожное движение типично азиатское, то есть непредсказуемое. А с гидами и местными водителями всё было намного познавательнее, быстрее, и логичнее выстроены все маршруты.

Мы увидели и красивую открыточную Шри-Ланку, но в то же время прониклись её недавней трагедией. Убедились, что это не очень богатая экономически страна с небогатыми же, в основном, но с очень добрыми людьми. И куда обязательно нужно вернуться ещё.

Не считая стоимости путёвки, которая очень сильно разнится и от отеля, и от времени года, и конечно от места вылета, на всё ушло порядка 1000$.

Всем спасибо за внимание.