|
Нитка маршрута: Москва — Орел — Белгород — Курск — Орел — Белев — Москва.
В прошедшие майские праздники, их вторую половину, мы решили, что скучно и уныло сидеть дома нельзя, тем более, что погода неожиданно стала радовать по-настоящему летними ощущениями. Мы решили совершить небольшое путешествие по городам, в которых еще не бывали, и выбрали направление на Белгород — с одной стороны, это для нас новое и неизведанное, с другой стороны — не сильно далеко от дома! Кроме того, был канун 9 мая — еще один повод прокатиться именно по местам боевой славы.
Даты: 6-9 мая.
Автомобили: мой Ссанг Йонг Кайрон и Шкода Фабия Саши Чэ.
Люди: трое Саш, Лена, Аня, Элла, Олег, Володя. Ну и я куда-то туда же затесалась. Можете не пытаться запоминать =)
Итак...
6 мая. Москва — Орел.
Изначально мы планировали выехать в субботу 7 мая рано утром, однако о нашей поездке узнала Элла и предложила замечательный вариант: уехать в Орел вечером 6-го числа и переночевать там у нее. Ей и Олегу надо было в Орел делать там всякие дела, соответственно, они планировали остаться там на все праздники, мы же — ехать дальше, а на обратном пути забрать их в Москву.
Так и решили сделать!
Общую встречу наметили на 17 часов вечера в Москве возле метро Аннино, где есть большая и удобная перехватывающая парковка.
Я благополучно долетела до Москвы из своей деревни. Поскольку летела слишком быстро, то снова успела в замечательную пробку на МКАДе, а потому опоздала в Аннино минут на 15. Саша Чэ на Шкоде приехал только к 18 часам — он успел во все замечательные пробки на ТТК. Впрочем, мы не расстроились: пока мы ждали Сашу, нашли, чем заняться. Например, мы пытались разобраться с оплатой перехватывающей парковки посредством двух поездок на метро, но у нас ничего не получилось, при этом к нам постоянно приставал охранник с комментариями, что мы делаем не так, а мы его жутко смущались. Впрочем, его комментарии все равно не помогли. Кроме того, Элла сказала, что знает здесь магазин под кодовым названием «Русские валенки» с отменными булочками и практически силой заставила туда сходить. И не зря. Одна булочка за 50 рублей с яйцом, рисом и зеленью по количеству начинки переплюнула полноценный обед. Место запомнили)))
Олег с интересом изучил подкапотное пространство Кайрона, долго спрашивал, зачем я вырезала кусок диффузора и что это за фильтрики на модуляторах, и что это вообще такое — модуляторы, я ему рассказала, после чего он сделал вывод, что Кайрон чем-то сильно похож на УАЗ.
Кроме того, я показала Элле практически все царапины на машине и рассказала про каждую из них занимательную историю. Правда, половина царапин досталась мне от бывшего владельца Кайрона, а потому занимательных историй не имела.
К 18 прибыл Саша Ч и мы, две машины и 9 человек, включили сибишки на 10-м канале и наконец-то двинулись в путь.
Поехали по трассе М-2.
Пробок не было, трасса летела отменно и вообще радовала хорошим асфальтом. Четыре полосы постепенно сузились до двух, но хуже от этого не стало: местами начиналась третья полоса для обгонов, асфальт продолжал радовать, тихоходы часто двигались на широкую обочину, чтобы пропустить остальных.
Вечерело. Солнце закатывалось.
Элла сказала, что здесь, на трассе, есть великолепная достопримечательность, которую она давно хочет посмотреть, но все время пролетает мимо, потому что ей лень останавливаться. Ну, раз это путешествие, решили мы, давайте тогда будем путешествовать, а не просто лететь вперед.
— Там будет табличка! — сказала Элла. — Это арочная чугунная водопропускная труба 1843 года постройки.
— Арочная. Чугунная. Водопропускная. Труба! Тысяча восемьсот сорок третьего года постройки, — задумчиво повторили мы, запоминая столь изощренное и длинное название, которое, кстати, не удалось запомнить с первого раза, а потому Элле его пришлось регулярно повторять.
Арочная чугунная водопропускная труба 1843 года постройки случилась совершенно неожиданно, мы съехали на обочину и пошли ее смотреть, после чего долго сверлили взглядом Эллу, вопрошая, в чем, собственно, удивительная достопримечательная сущность этого места.
— Нуууу, — с потухшей надеждой ответила Элла. — Она арочная. Чугунная.
— И водопропускная! — подхватил Саша Тэ. — И 1843 года постройки! В самом деле, ну, ребята, в этом же и есть сакраментальная суть! Только фоткаться надо было с табличкой.
Посмеялись, размяли ноги и поехали дальше. Арочная же чугунная водопропускная труба 1843 года постройки стала нашим новым нарицательным названием.
Стемнело.
Дальше произошел не особо приятный случай, который как-то омрачил нашу поездку. Впрочем, самое главное, что все отделались легким испугом и слегка помятым капотом Шкоды.
Шкода ехала впереди, я за ней. Свет фар Шкоды неожиданно выхватил из темноты двух замерших оленей — совсем еще маленьких. Олени стояли один на соседней полосе, другой на обочине — можно было бы проехать между ними, вот только один из них сдуру рванул прямо на Шкоду. Тормоз в пол, но поздно.
Увы, олень трагически погиб. Второй убежал в противоположном направлении.
Остановились на обочине. Кайрону повезло только потому, что он ехал вторым.
— Мне кажется, у кого-то в нашей компании кармическое несоответствие, — задумчиво сказал Саша Тэ, пытаясь разрядить обстановку. — Если вспомнить нашу поездку на Алтай, там нам тоже как-то не шибко везло вначале.
Слава богу, что олень был небольшим, да и ехали не быстро. Все живы-здоровы, машина пострадала по минимуму: разбитая решетка радиатора, поведенный капот (который так сразу и не заметишь), крыло (которое мы заметили только на следующий день) и вылетевшая заглушка омывателя фар. Оленя с дороги убрали, запчасти от Шкоды собрали. Порадовались, что до радиатора не достало.
Аккуратно поехали дальше, пытаясь иронично отшучиваться, однако Саша Чэ воспринимал наши шутки довольно мрачно, а потому мы решили замолчать, дождавшись, пока утихнет буря.
В Орел приехали поздно вечером. На въезде в город обнаружилась стела — фото обязательно!
Въехали в Орел. Элла много рассказывала про то, какие ужасные дороги в Орле, что нет дорог хуже, чем в Орле, что Орел — это город с самыми плохими дорогами. Посему я ожидала гнутых дисков, пробитых покрышек, асфальта после бомбежки и всего такого прочего. Оказалось, что Элла сильно преувеличила масштабы трагедии: Орлу очень далеко до того же Ярославля, который все местные считают «зоной без дорог» и в котором на обочинах регулярно стоят люди, ставящие запаску. Про Курганскую область даже не говорю: Орел — образец идеальных дорог по сравнению с Курганской областью. Хотя Курганская область — она вообще стоит особняком в плане асфальта, хуже дорог в России я еще не встречала.
— Элла, у вас очень хорошие дороги, — сказала я, переваливаясь через легкие ямки. — Это — вполне нормальная ситуация, это ерунда. В Ярославле и Ростове-на-Дону все намного хуже!
— Зато, зато... — не растерялась Элла. — У нас — мосты! Вот на них реально все плохо!
Здесь пришлось согласиться: мы проехали два моста, которым вряд ли могла бы помочь даже рассада самых лучших подорожников (как известно, к асфальту можно приложить подорожник, сказать «асфальт, не болей» и яма исчезнет — так ремонтируют большинство дорог в России). Местные объезжали ямы и колдобины извилистыми траекториями, иногда по встречке, встречка понимала и пропускала. Тяжелый Кайрон громко бухал подвеской, а легкая Шкода летела над дорогой. В общем, каждый старался, как мог. «Аксайский мост» под Ростовом-на-Дону, на котором мы как-то раз пробили колесо на Крайслере, выглядел в 2014-м году намного лучше, чем орловские мосты.
— Ну, подумаешь, — решила я стоять на своем, — два плохих моста на весь Орел — и сразу ужасные дороги.
— Нет! Здесь восемь мостов, и они все плохие! И только один, девятый, хороший, — возразила Элла.
— Нет, ну, подумаешь, восемь плохих мостов, на которых можно разложить машину, на весь Орел! В Ярославле все равно хуже)))
Кстати, не могу обделить вниманием орловские светофоры. Они ужасны! Они почему-то очень короткие и быстрые — стоять приходилось практически на каждом. Забегая вперед, скажу, что в Курске и Белгороде со светофорами было все хорошо. Так что вот такая светофорная фишка Орла. Конечно, когда ты пешеход — это крайне удобно, вроде только подошел к проезжей части — а уже зеленый горит. Но когда ты водитель, сильно раздражает))
В ночи добрались до какого-то двора, Элла убежала за ключами от дома и пропала. Потом она, конечно, появилась, мы попытались на нее набурчать, почему так долго, она ответила, что искала ключи в холодильнике. Учитывая наше состояние общей упоротости, мы не стали вдаваться в понимание и подробности. И поехали за камбалой.
Чтобы Элла не пропала в этот раз, мы отправили с ней Володю, после чего они пропали вдвоем. Мы сидели в машинах и бурчали, что они там делают, неужели вылавливают камбалу в реке, замораживают, а потом размораживают, а потом замораживают снова. Когда Элла и Володя появились, мы накинулись на них со своими бурчаниями, на что Элла ответила, что они ломали камбалу об пол, а потому не могли ускориться — камбала не ломалась. Учитывая наше состояние общей упоротости, мы так же не стали вдаваться в подробности. Как и с ключами, найденными в холодильнике.
В час ночи мы-таки доехали до дома Эллы, пожарили камбалу и обсудили кубиты. Два или три часа мы обсуждали кубиты. Я долго молчала, а потом спросила, что будет, если в эксперименте Шредингера в ящике будет сидеть не один кот, а сразу два кота, которые могут находиться в разных состояниях, не зависимых друг от друга, и одновременно — в суперпозиции. На что Володя мне ответил, что это тема его диссертации, чем ужасно меня расстроил — я-то надеялась, что сейчас познаю самую суть квантовой механики за пару-тройку фраз.
Оставив немного камбалы на завтрак, мы пошли спать.
7 мая. Орел — Белгород.
Мы проснулись в 10 утра, завтракали, собирались, общались, собирались, общались, тупили, завтракали, пили чай, собирались. Около 12 или 13 часов дня мы наконец-то отправились на исследование города Орла.
Когда-то давно я уже бывала в Орле: это было очень давно и почти неправда. У меня тогда был еще первый бензиновый УАЗик, и я ездила в Орел на выходные. Хорошо помню, как я валила тогда по трассе 120 км/ч, распугивая маленьких и сжигая бензин ведрами, а из-под днища периодически слышались завывания глушителя, доживающего свой срок (или я к тому моменту уже успела поменять оторванный в лесу глушитель? Что-то не помню). Город я тогда особо не смотрела, так, пошаталась в центре и уехала на природу, а потому Орел мало мне запомнился и впечатления не произвел. В этот раз я надеялась наверстать упущенное и увидеть по-настоящему красивый и впечатлительный Орел.
Элла сопроводила нас куда-то в центр и уехала по своим делам, мы оставили машины и пошли гулять.
В Орле что-то вовсю копали. То ли тырили асфальт, то ли, наоборот, зарывали асфальт в землю. Видимо, город готовится к своему 450-летию!
Добрались до пешеходной улицы. Просто пешеходная улица, не более. На ней — плитка, люди, магазинчики.
Больше всего с пешеходной улицы мне запомнилась кошка.
Пешеходная улица заканчивалась мостом, с которого можно было увидеть симпатичное здание.
Нашли памятник Лескову...
...а так же Ермолову.
Возле памятника Ермолову мы вновь ждали Эллу. Памятник облюбовали голуби: они построили на нем наблюдательный пост и несли посменную службу. Охотились они на еду.
Вскоре прибежала Элла и повела нас куда-то в совсем центр, к реке, мостам и парку.
Мосты, честно говоря, не очень впечатляли. Видимо, судьба такая у орловских мостов — грустить...
Добрались до парка. Обнаружили грустный маленький зоопарк с очень грустными животными внутри. И очень грустной тощей лошадью, которая реально вызвала жалость.
На одном из домиков зоопарка висела грустная табличка.
Тем не менее, иногда можно было увидеть довольно милые и красивые виды.
Слияние двух рек — Оки и Орлика.
Сердце города Орла — памятный камень, установленный в мемориальном сквере, в память об Орловской крепости.
Довольно интересная и симпатичная идея — таблички с городами. Только вот не смогу я рассказать без «Гугла», что они обозначают. Мне понравилась сама симпатичность этого места.
Честно говоря, Орел не впечатлил. Просто обычный город. Я подумала, что Орлу определенно не хватает какой-то изюминки, по которой сразу же можно будет сказать, что это — Орел. А так... памятники, набережная, парк. Орел легко спутать с любым другим городом. Вот взять Сыктывкар — там соседствуют верблюды и северные олени. В Брянске крайне скользко зимой. Ирбит погружает в старину и очарование прошлого. Тюмень сказочна в легкий пушистый снег, а еще там находится сквер сибирских кошек. Мурманск — это родина холмов, спусков и подъемов. Златоуст — это маленький Мурманск. А Новосибирск похож на Краснодар, а Краснодар — это нечто новое, свежее и прекрасное в своем стремлении бежать вперед и развиваться; а еще в Краснодаре есть правило «пяти секунд красного». И так далее. И тому подобное. Я могу еще много городов вспомнить.
А вот Орел — как-то даже и ассоциаций никаких на ум не приходит.
От накатившей грусти мы зашли в местный игровой тир в парке, обнаружили там пневматические винтовки, луки и арбалеты и немного побахали. Теперь я знаю, что кучно стрелять можно и с винтовки со сбитым прицелом, а направление полета стрелы из арбалета сильно зависит от того, как натянуть тетиву)))
Вскоре мы выползли обратно в мир города Орла, прошлись до своих машин, опять не обнаружив никакой городской изюминки. Заглянули к памятнику Гуртьеву.
Наши Шкода и Кайрон в Орле.
Поехали в сторону вокзала.
По пути увидели симпатичный кораблик.
Лицезрели некоторые симпатичные городские пейзажи.
Так же заехали к танку и попырились на него — кстати, этот танк я запомнила еще с предыдущего своего посещения Орла.
А затем доехали до вокзала и попырились на орла. Орел в Орле.
Вот тут-то я наконец-то впечатлилась!
Ура, в Орле тоже есть своя изюминка))) Собственно, это — орел.
Сделан он из соломы, он большой и красивый. По словам Эллы, поставили его здесь совсем недавно — может, несколько лет назад. И молодцы, что поставили! Идея и вправду интересна и оригинальна, а реализация — очень достойна!
Что здорово — орел стоит прямо напротив вокзала. То есть ты такой приехал на поезде в город Орел, вышел на улицу... и сразу понял, куда попал)))
Там же, возле вокзала, мы устроили выпуск серии «тачка на прокачку».
Шкода же сбила оленя накануне и лишилась решетки радиатора, так что грустный и испуганный радиатор стал лицезреть внешний мир без какой-либо защиты. Мы купили обычную металлическую сетку и примотали ее стяжками, чтобы сделать хоть какую-то защиту от мошек, жуков, камней и всего такого прочего.
Процесс творческой резьбы по сетке.
Стяжки — это одно из лучших изобретений человечества. Ими можно починить практически все. Круче только проволока и изолента.
Шкода приобрела грозный тюнингованный вид.
Вечерело. Элла и Олег оставались в Орле, наш же путь лежал в Белгород. Ребят мы договорились забрать из Орла на обратном пути.
Из Орла по трассе М-2 мы стартовали в сторону... Бельдяжек.
Да-да, их самых.
Прокладывая маршрут до Белгорода, я случайно обнаружила, что если отъехать от Орла по М-2 километров на 60, а затем свернуть в сторону от трассы километра на три, то можно воочию лицезреть знаменитую деревню, ставшую столь популярной после выхода фильма «О чем говорят мужчины». Всего лишь три километра в сторону! Надо ехать! Просто ради таблички!
И мы радостно поехали в Бельдяжки. Нам можно. Мы не женаты.
По пути смотрели по сторонам и любовались неотвратимо надвигающимся летним безвременьем.
До Бельдяжек мы доехали. Увы, таблички на белом фоне не нашлось, пришлось довольствоваться синей табличкой. Заехали в саму деревню. К сожалению или счастью, ни гостиницы, ни кипятильника, ни Жанны Фриске, ни немцев мы не обнаружили. Нашлись только обычные деревенские домики да разбитые дороги. И чувство затерянности во времени и пространстве.
В любом случае, мы сделали фото с табличкой.
Полетели дальше в Белгород. В больших количествах начались спуски и подъемы. Я радостно рвалась вперед, пока Шкода не начала одергивать меня со словами, что, вообще-то, ее 60-сильный мотор не очень прет в горку, в отличие от Кайрона с его дизелем. Признаться, я была удивлена. Я-то привыкла с УАЗом, что обычно я самая медленная и у меня проблемы с тягой.
— Но ведь в Краснодар и Брест Шкода валила! — возразила я.
— Там была более ровная дорога, а не вверх-вниз... — объяснил Саша, но я продолжала ему не верить, пока воочию не пронаблюдала, как Шкода отстает от меня на подъемах. Стала вести себя приличней и спокойней.
Дорога продолжала радовать. К М-2 у меня нет никаких нареканий и претензий. Все так же две полосы, иногда третья полоса. И асфальт, приятный хороший асфальт!
Курск пролетели по объездной. Свернули немного в сторону — заехали на Лукойл заправиться. К тому моменту случился майский жукопад — майские жуки стали совершать массовое самоубийство об мой Кайрон. Я ехала по дороге и только слышала ритмичное «бум-бум-бум-бум-бум», как будто дождь идет. Ну а лобовое стекло очень быстро превратилось в поле неравного боя, так что я даже как-то приуныла, что машина опять стала грязной.
Заправились на Лукойле и двинулись дальше в дорогу.
Стемнело.
Мы приближались к Белгородской области.
Мы прилетели в Белгородскую область.
Нас встретила шикарная освещенная трасса с четырьмя полосами.
И амбре.
Но черт с ним, с амбре! Четыре полосы! Освещение! Только что отбойника посередине нет. Ей-богу, мы впали в полный восторг: вот так едешь, едешь по каким-то отдаленным уголкам России, чего ждать — не знаешь, привыкаешь к двум полосам, привыкаешь к дороге, которая петляет среди полей и лесов, и тут — вдруг! — практически автомагистраль. Да, попадаются населенные пункты (кстати, на всем протяжении М-2 их довольно много, во многих стоят камеры и треноги, но все равно их меньше, чем, например, на трассе Москва — Питер, только там еще и трафик бешеный, а здесь — тихо, уютно, машин не очень много), но что там, сбросил скорость, проехал — едешь дальше по хорошей дороге)))
Через какое-то время 4 полосы закончились, снова начались 2.
А еще немного позже мы приехали в Белгород.
Въезд в Белгород мне напомнил въезд в Воронеж: многополосная дорога, освещение, все яркое, светится. И въезд такой долгий-долгий, длинный-длинный. Больше всего поразил очень красивый, подсвеченный зеленым аэропорт — вот он, прямо рядом с городом! Показалось, как будто мы въезжаем в огромный город-миллионник. Каково же было мое удивление потом, когда я узнала, что население Белгорода составляет около 360 тысяч человек — как в Орле... но какая разница в двух этих городах.
Своей протяженностью, яркостью, светом Белгород сразу настроил нас на дружелюбие и позитивный лад.
Отдельно и сразу хочу отметить, что в Белгороде офигенные дороги.
Ямы? Кочки? Канавы? Нееее, это не про Белгород! Все гладко, мягко и ровно.
Жилье мы сняли в частном секторе — половину домика за 4000 рублей в сутки (что на семерых — вполне себе; а вот контакт хозяйки надо бы сохранить — уж очень понравилось жилье, места много, комнаты наверху, а кухня внизу — не возникает проблем, когда одни хотят спать, а другие хотят громко общаться за чашкой чая и камбалой). Припарковались во дворе дома и отправились ужинать и спать.
Не помню, обсуждали мы в тот вечер кубиты или нет. Помню, что мы с Сашей Чэ наконец-то дорвались до молока.
8 мая. Белгород — Прохоровка — Курск.
Утро встретило нас хорошей погодой, редкими порывами дождика и молоком. Саша Дэ пытался сделать пшенку, а я отнимала у него молоко и страдала от того, что он хочет перевести этот ценный продукт в какую-то пшенку. Потом пришла Лена и сказала, что не будет есть пшенку, в которую влили такое количество молока, чем окончательно разбила мое страдающее сердце. Пришлось сказать Саше Дэ, что я ой как не зря отнимала у него белую жидкость. И что пшенку надо делать на воде. А молоко отдавать мне.
Доброе белгородское утро в уютном дворе.
Утром мы опять общались, собирались, завтракали, общались, собирались, собирались и — вуаля! — наконец-то выехали на осмотр славного города Белгорода.
При свете дня я вновь пришла в восторг от здешних дорог: они прекрасны во всех смыслах. Асфальт — хороший, никаких ям и колдобин. Разметка присутствует. Развязки, круги и светофоры — там, где нужно. Полос везде много. В общем, дорожное движение организовано очень хорошо!
По пути проехали памятник неподкупному гаишнику. Он находится в центре одного из круговых движений. Судя по тому, что я прочитала в «этих ваших интернетах», прототипом послужил сотрудник ГАИ по фамилии Гречихин, прославившийся своей принципиальностью и штрафовавший и жену, и себя, и всяких важных чиновников))
Кроме того, проехали через Харьковскую Гору, откуда открылись потрясающие виды на панораму Белгорода.
Ну а дальше мы поступили так же, как и в Орле: доехали примерно до центра, нашли места для парковки и отправились на пешую прогулку.
Осмотр города мы начали с Соборной площади, где, например, расположены гостиница «Белгород» и здание администрации.
Там же находится здание драматического театра.
От площади тянется ухоженная и красивая аллея, в которой находится вечный огонь.
Нам повезло — мы попали ровно на смену караула и понаблюдали за тем, как сменяются юные кадеты.
Вечный огонь и скульптура «Скорбящая мать».
Прошлись по аллее. Остались в восторге.
Что я хочу обязательно сказать о городе Белгороде — он очень чистый, ухоженный и аккуратный. Мы это почувствовали еще вчера, когда приехали сюда. Сегодня мы убедились в этом окончательно: аллеи и парки сделаны просто, строго и спокойно; тротуары чистые, дорожки убраны; а деревья, какие там деревья в аллеях! Мне хотелось скакать вокруг них и говорить «о боже, какие крутые деревья; везде деревья как деревья, а здесь они — крутые!». Ну честное слово =) Это были всякие необычные деревья, которые я не так часто встречаю в парках. И все они тоже были ухоженными, аккуратными и красивыми.
Дошли до самого конца аллеи. Пока Саша Тэ с Леной и Володей убежали за кофе в кафе, мы наблюдали за тем, как по дороге пронеслась колонна из УАЗиков, грузовиков, мотоциклов и разной другой колесной техники с флагами и макетами танковых башен на крышах. И не только на крышах))
Но что это? За УАЗиками, громко бибикая, мчались десятки... десятки... еще десятки! Несколько десятков автомобилей самых разных марок и моделей: внедорожники, легковушки, отечественные машины, иномарки, кроссоверы, кабриолеты и пузотерки; у них всех были флаги, наклейки; все радостно бибикали. Среди них даже мчалась одна милицейская машина — мы уж посмеялись, это она просто примазалась или за порядком следит))) Отрадно было увидеть такую огромную колонну! И это еще только 8 мая на дворе... А Белгород уже вовсю празднует! =)
Дождались ребят из кафе и направились в сторону парка Победы.
Дошли до парка.
— Оооо, вы только посмотрите! Это же великолепно, ребята! Какой крутой и классный парк! Это же лес посреди города! Подумать только — идешь такой, как вдруг — лес посреди города! — восхищалась я.
— Нууу... насколько ты можешь помнить новосибирский Академгородок, — возразил Саша Тэ, — там вообще город посреди леса.
— Оу, вот это неоспоримо.
В любом случае, парк и вправду замечательный: тут и крутые деревья, и речка, и памятники.
Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Жукова Г.К.
Рядом с парком расположился музей-диорама «Огненная дуга», в который мы стремились попасть.
Но вот незадача — музей оказался закрыт до 15 часов. Ждать еще час. Рядом расположился краеведческий музей, решили пока сходить в него.
Краеведческий музей оказался обычным краеведческим музеем, довольно небольшим — он вместил в себя буквально парочку больших залов. Ничего невероятного в нем не нашлось, все довольно типично: магнитики, зал про камушки, флору и фауну, зал с кучей всяких разных вещей, которые имеют некую историческую ценность, относящуюся к Белгородской области. Тем не менее, все равно познавательно.
К 15 часам вернулись в соседнее здание музея-диорамы, где к этому времени столпилась большая толпа, напоминающая московское метро в часы пик. Отличие было лишь в том, что народ вел себя довольно спокойно и вежливо и не пытался убить друг друга. Мы умудрились попасть в здание в группу на экскурсию. Мы как-то сначала хотели без экскурсии, однако ничуть не пожалели о том, что она все-таки с нами случилась.
Опять же — музей очень небольшой, два зала. Название говорит за себя — «Огненная дуга», она же Курская. Тематика соответствующая.
Первый зал красиво оформлен, очень, с одной стороны, лаконично, с другой стороны, гармонично.
Экскурсовод все подробно, но не нудно рассказал: о ходе Курской битвы, о героях той битвы, об их подвигах, о Прохоровке. В музее находились фотографии, карты, вещи тех времен, оформленные «сцены» того или иного события. Но самое впечатляющее нас ждало во втором зале — непосредственно диорама сражения под Прохоровкой.
Скажу так: описать словами это довольно тяжело; лучшим решением будет посетить этот музей и увидеть воочию. Диорама огромна: одна ее часть нарисована, другая часть представляет собой композицию из реальных вещей и макетов, и рисунок плавно переходит в эти реальные вещи. Вот гусеница танка: частично это — рисунок, частично — настоящая гусеница, и переход увидеть сразу довольно тяжело. Возле диорамы нельзя торопиться. Надо остановиться, замереть и всмотреться в то, что открывается глазам. Можно словить очень неплохое погружение. Правда, тогда слишком отчетливо понимаешь, насколько это страшно...
Сражение под Прохоровкой — одно из самых масштабных сражений с использованием бронетанковой техники. Диорама отлично показывает масштаб и размах этого сражения. Танки до горизонта, тараны, взрывы, груды железа, падающие самолеты, тлеющие части, трупы... подобное ощущение я ловила на Кольском, на перевале Муста-Тунтури, когда мы бродили по одному из склонов, возвышающемуся над долиной, а под ногами хрустели старые гильзы, патроны, неразорвавшиеся гранаты и другой военный мусор, который за 70 лет успел покрыться слоем ржавчины. И все это — среди просторов тундры, синих озер, склонов гор... Когда смотришь в лаз внутри скалы, созданный немцами, и держишь в руке гильзу от чего-то крайне крупнокалиберного, в голове очень четко вырисовывается картина того, что здесь происходило, несмотря на нынешние красивые и спокойные пейзажи вокруг. Под Прохоровкой еще страшнее: там, где сегодня раскинулись зеленые поля, тогда до горизонта горели сотни и сотни танков... Ты смотришь на замершую картинку диорамы, но воображение играет злую шутку — картинка как будто оживает и создается ощущение, что ты стоишь в самом центре этой битвы. Падают самолеты, за которыми тянутся черные шлейфы, горят поваленные на бок танки, гильзы сыпятся из пулемета, ты физически ощущаешь жар от раскаленного ствола, люди бегут на штурм, кто-то из них падает. И не видно конца и края количеству убитых людей и убитой техники, и кажется, что все это тянется далеко-далеко за горизонт...
Из погружения в события 70-летней давности выдернул голос экскурсовода, который подробно рассказал о некоторых деталях, которые показаны на диораме. После диорамы мы поглядели еще на несколько экспонатов. За сим экскурсия была завершена.
Честно — я осталась под сильным впечатлением... И поняла одно — теперь я хочу в Прохоровку! Благо, временем мы располагали.
Покинули музей. За зданием музея-диорамы были обнаружены самолет, кое-какая техника, а также еще несколько памятников.
Памятный знак, посвященный белгородцам-участникам создания ядерного щита Отечества.
Памятник погибшим в различных локальных конфликтах. Такой памятник я увидела впервые. Да, я видела мемориалы, посвященные погибшим в Афганистане... Здесь же на двух стелах были перечислены все вооруженные конфликты, в том числе Вьетнам, Ангола, Лаос... указаны даты. Последняя строка — Абхазия, 2008 год.
Наводит на очень тяжкие думы... Зачем люди так часто воюют и убивают друг друга?
Вскоре вернулись к машинам. Куда едем? Однозначно — в Прохоровку!
Покинули столь понравившийся нам Белгород. С удовольствием проехались по нему: понятное дорожное движение, много кругов, хороший асфальт, ездить — одно удовольствие! Кроме того, Белгороду не чужды всякие приятные нововведения, которые он активно продвигает)) Кажется, этой приятной надписи я еще не встречала ни в одном городе))
На выезде из города пытались найти стелу, чтобы сделать фотографию «Белгород, мы и машины». Однако стелу не нашли.
— Такой замечательный город и такое грустное отсутствие стелы! — посетовала я. — Даже в Орле есть крутая стела!
— Белгород настолько крут, что ему не нужна стела. Все и так знают, что он классный, — заметил Володя.
Вместо стелы нашли часовню-ротонду в честь 2000-летия Рождества Христова — ее мы видели еще вчера, когда въезжали в город.
Прохоровка находится в стороне от трассы М-2 между Курском и Белгородом. Собственно, мы выехали в сторону Курска, проехали Строитель и в районе Яковлево свернули направо. Еще около 30 километров — и вот он, огромный мемориал в Прохоровке. Кстати, по поводу дороги до Прохоровки — Белгородская область была в своем репертуаре: хоть дорога была двухполосной и почти без обочины, но асфальт на ней все равно был приятным, ровным, мягким, а множество прямых участков позволяли без проблем совершать обгоны.
Итак, мы приехали к огромной территории мемориала, который расположился перед непосредственно Прохоровкой.
Народу было много, что неудивительно — выходные, а завтра 9 мая! Дети радостно лазили по танкам, многочисленные кафе предлагали солдатскую кашу, машины стремились занять все возможные парковочные места. Мы, в первую очередь, отправились на осмотр военной техники.
На большом поле, где расположена техника, находится также звонница. Я вычитала, что она должна вроде как звонить каждые 20 минут... но чего-то она не звонила.
На один из танков мы залезли и стали обозревать поле. Как и предполагалось: зелень, простор, природа, домики. Все мирно, уютно, спокойно. По высокому голубому небу плывут белые облака. Зелень поля режет глаза своей яркостью. Где-то около горизонта — холмы. Кое-где поля перемежаются лесами.
И никогда не скажешь, что чуть больше 70 лет назад здесь горели тонны железа и умирали сотни людей, а земля была не зеленой, а красной...
Среди техники мы заприметили Катюшу и забрались на самый ее верх.
Вот откуда лучше всего оказалось обозревать простор вокруг. И никуда не торопиться, как возле диорамы сражения под Прохоровкой. Только теперь — впитывать в себя голубое небо и зелень просторов.
Увидев сначала диораму сражения, а затем — бескрайние зеленые поля, на которых больше не горят танки, начинаешь особенно ценить мирное небо над головой...
Чуть позже прогулялись по остальной территории мемориала.
Мемориал и вправду огромен. За музеем техники обнаружился яблоневый сад, за ним — большой парк с дорожками и памятниками. Нашлись окопы, по которым можно было бродить. Прошлись почти до конца под солнцем, вернулись обратно под дождем, заглянули в палатку, в которой предлагали шашлык и солдатскую кашу. Шашлык еще оставался, каша — нет. Зато продавец из соседней палатки нам любезно сообщил, что здешний мемориал — это только начало. А вы, мол, проедьте чуть дальше, еще 7 километров непосредственно до Прохоровки. Там еще много всего интересного.
Последовали совету — проехались.
Непосредственно в Прохоровке расположился музей, в который, правда, мы никак не успевали, да и лимит музеев на сегодня лично для меня был исчерпан: количество впечатлений лилось через край, и я понимала, что еще больше впечатлений я просто не смогу воспринять. Рядом с музеем обнаружилась очень интересная скульптурная композиция — танковый таран.
За музеем — небольшой кусочек воссозданного прошлого: поле с кусками танков, участвовавших в том сражении. Опять чем-то неуловимо напомнило Кольский и Муста-Тунтури. Но здесь все-таки это поле сделали специально, а на Муста-Тунтури — оно просто лежит с тех времен... правда, танков там нет.
Обнаружили первичный вал от танка. Я поражалась его размерам и пыталась сравнить с автомобильным.
Еще один памятник — «Танковый десант».
Лично у меня на этом произошел переизбыток впечатлений, и мне захотелось куда-нибудь в домик и спать, чтобы все эти ощущения переварить и разложить по полочкам.
Вернулись к машинам и двинулись в Курск. Солнце клонилось к горизонту.
Мы решили, что хотим успеть сфотографировать мельницу на повороте в Яковлево в закатных лучах, но солнце нас слегка обмануло и, хоть и не успело закатиться за горизонт к нашему приезду к мельнице, как-то не стало своими закатными лучами эту самую мельницу освещать.
В любом случае, на мельницу попырились, инвентарный номер на ней обнаружили, фото сделали.
Мельница относится к Белгородскому государственному историко-краеведческому музею. Является воссозданным образцом ветряной мельницы начала 20-го века.
Кстати, Кайрон и Шкода на фоне заката))
Осмотрев мельницу, поехали дальше. Выехали на трассу и потихонечку долетели до Курска.
Курск встретил темнотой, подразбитыми дорогами, сравнимыми с дорогами Орла, и некоторой всеобщей мрачностью. На контрасте с Белгородом она сильно угнетала.
Добрались до снятой квартиры, Саша Тэ и Володя совершили набег на местный магазин с целью закупки сосисок и макарон, однако молоко они все равно забыли купить, хоть мы им напомнили об этом раза четыре. Почему-то ребята мягко бурчали по поводу странного отношения к ним продавцов, на что я в ответ побурчала по теме того, что к нам, когда мы едем за рулем, так же странно относятся водители «Жигулей» различных моделей — неужели такая ненависть у людей к иномаркам с московскими номерами? Для меня, честно говоря, это было большой неожиданностью — все-таки по России я катаюсь много, и я чаще встречаю в других городах дружелюбных и очень открытых людей, которым плевать на то, какой регион написан на автомобильном номере, которые готовы помочь, подсказать и приветствуют тебя с открытой душой. А тут вот так неожиданно... Особенности Курска или случайное совпадение?
Кстати, на следующий день, например, я моргала поворотником, чтобы перестроиться в соседнюю полосу — так вот мимо меня просвистело несколько «жигулей», и ни один из них не пропустил... только машина, эдак, пятая или шестая все-таки притормозила. Я тогда еще подумала нечто вроде «А вот в Москве меня бы уже давно пустили бы в ряд...».
Ну да ладно, в любом случае, я не хочу обижать жителей Курска — может, это просто мне вот так не везло в тот день!
Но вернусь к основному повествованию.
Так вот. Ребята добыли макароны, сосиски, не добыли молоко, мы расстроились этому факту и пошли спать, поскольку завтра нас ждал новый и увлекательный день.
9 мая. Курск — Орел — Москва.
Этот день обещал быть крайне насыщенным: мы хотели посмотреть Курск, после этого в Орле нам надо было забрать Эллу с Олегом, а потом еще вернуться в Москву в более-менее адекватное время и желательно без сильных пробок.
Кстати говоря, на удивление, план был выполнен на 100%, и никто нигде даже не опоздал, что для 9 (нет, внезапно — 10!) человек, согласитесь, поразительно, а оттого вдвойне приятно.
Встали мы очень рано, аж в 7 часов утра, чтобы без каких-то минут девять уже греть машины, сносить ветками деревьев антенну от сибишки, ездить и ловить Сашу Дэ, который убежал в аптеку (он думал, что сумеет куда-то деться от нас, муа-ха-ха, наивный). Не помню, в какой момент, но, кажется, когда-то тогда же все люди почему-то сбежали ко мне в Кайрон, заявив, что в нем много места, комфортно, уютно и можно спать. А еще в него можно притащить лилию, которая будет уютно пахнуть, создавая еще больший комфорт в салоне. В общем, в Шкоде оставили только Сашу Чэ и Аню. Но про них мы подумали, что их же тоже можно забрать в Кайрон, но потом решили, что непосредственно Шкода в Кайрон уже не влезет, а бросать ее посреди Курска не хочется. Да, решили мы, в Кайроне все-таки маленький багажник: Шкода не лезет.
Доехали до центра города, оказалось, что он перекрыт, что вполне логично — 9 мая же. Подъехали к гаишнику и спросили, на каких соседних улицах в радиусе пары километров можно было бы оставить машины. Гаишник оказался каким-то не сильно любезным и ответил, что «ваще нигде ваще-ваще нигде нигде нигде». Расстроились и поехали искать парковку самостоятельно. На удивление — нашли. Почти на соседней улице. И, кроме нас, там стояла еще куча машин. Почему гаишник нас сюда не послал, а сказал «ваще нигде» — непонятно.
Оставив Шкоду с Кайроном греться и загорать на теплом солнышке, мы отправились на очередную пешую прогулку.
Итак, Курск. Увы, на него у нас было очень мало времени, а потому, как мне кажется, всего разнообразия мы увидеть в городе не успели. А судя по информации из «гугла», в нем есть очень много всего, что можно посмотреть, — вполне вероятно, что одного полного дня и не хватит... Но да ладно. Как смогли, так смогли =)
Шли мы, куда глаза глядят, а потому, в первую очередь, наткнулись на скульптуру «Современный предприниматель».
В тележке, которую он тащит за собой, лежат мешки с надписями «бюрократия», «налоги» и т.д. В общем, скульптура о реалиях нашей жизни.
Вышли к цирку.
Возле него расположился памятник Ю. Никулину и М. Шуйдину.
Далее мы поднялись по симпатичной зеленой аллее вверх. В Курске, как и Белгороде, тоже много спусков и подъемов, рельеф очень холмистый, а потому часто можно наблюдать красивые панорамы города.
Увидели обалденно красивое здание. По всей видимости, это музей Курской Битвы. Однако, судя по информации из интернета, музей закрыт, а в здание планирует переезжать филармония.
Часть экспонатов из музея Курской Битвы перемещена в Курский краеведческий музей. Мимо него мы тоже проходили. Он расположен в еще одном симпатичном здании. Но, увы, времени на посещение у нас не было. Хотя, как говорят, музей крайне интересен.
Вскоре мы вышли к одной из самых, пожалуй, знаменитых и красивых достопримечательностей Курска — Знаменскому кафедральному собору. Храм поистине красив, монументален и очень впечатляет. Построен он в 19-м веке в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Послание потомкам.
Рядом с кафедральным собором расположен еще один храм. Что за храм, не знаю, но выглядит он не менее достойно.
А Курск, тем временем, вовсю праздновал День Победы!
В 12 часов мы планировали покинуть Курск, чтобы успеть в Орел, а из Орла — в Москву в адекватное время. У нас оставалось для прогулки еще часа полтора. И мы решили, что срочно хотим увидеть Триумфальную арку. Но вот незадача — движение в городе частично перекрыто. Да и хочется чего-нибудь такого приключенческого, а не просто кататься по городу на машинах. Поэтому мы решили сбегать до арки пешком.
Саша Чэ и Аня сразу отказались от этой затеи, сославшись на жару. А мы побежали.
Чтобы не заблудиться, мы для надежности спросили у одного из полиционеров, мол, а мы правильно идем к Триумфальной арке — это туда? Он кивнул, сказал, что все верно, а потом добавил:
— Только это... до нее идти далеко!
— Мы знаем! — радостно ответили мы и побежали быстрым шагом.
Ну, как далеко — всего-то километров 6. Ну, сколько это, ну минут 40-50, максимум час.
Зато по пути попырились на город. Правда, Саша Тэ потом меня спросил, а успела ли я что-нибудь увидеть, учитывая, что мы шли со скоростью под 7 км/ч. Я сказала, что, как минимум, заприметила несколько очень красивых зданий, еще одну красивую церковь, утопающую в зелени деревьев, и РГСУ. Кроме того, мы пробежали мимо какой-то военной части с довольно протяженной территорией, по ограде которой вилась колючая проволока.
Кстати, одна из панорам города.
Курский государственный медицинский университет. Перед ним расположен памятник медицинским работникам, погибшим в годы ВОВ.
Курск вовсю отмечал День Победы: улицы перекрывали (должен был идти «Бессмертный Полк»), то тут, то там играла музыка, выступали различные ансамбли и пели военные песни.
Мы же добежали до арки, возле которой, как и вчера на Прохоровском поле, было много народу.
Триумфальная арка, она же Мемориал Победы, включает в себя выставку военной техники, церковь, памятник Жукову, непосредственно арку, обелиск «Город воинской славы». Место, как мне кажется, обязательно к посещению.
Пока суть да дело, время неумолимо приблизилось к 12 часам дня. Я говорила всем, что мы не должны быть тряпками и пробежать теперь 6 километров в обратную сторону к машинам, но все мне ответили, что в 12 нам надо выехать из Курска, а потому от Трумфальной арки до машин надо ехать на общественном транспорте — так будет быстрее. Я приуныла и решила, что мы слабаки и тряпки, раз не можем пробежать пешком еще 6 километров, но меня успокоили и сказали, что дело не в нас, а в поджимающем времени. Пришлось согласиться.
В центр города добрались на маршрутке, нашли автомобили и двинулись из Курска в Орел.
Дорога была для нас знакома, а потому рассказать про нее как-то и нечего. Все тусовались в Кайроне, мы мчались по спускам и подъемам, пели песни, открывали окна, наслаждаясь прекрасной погодой, а я просила пассажиров есть мармеладных червячков вместе с оберткой.
Примчались в Орел, подобрали там Эллу, Олега и — неожиданно! — Лиду (а почему бы и нет?) и поехали в сторону Москвы.
Изначально мы думали ехать по М-2, однако Элла убедила нас, что надо ехать по другой дорожке — пьяной и кривой через Белев и Калугу, там выходить на М-3 и доезжать до МКАДа уже по ней.
Хочу сказать огромное спасибо Элле — мы ни разу не пожалели, что поехали именно этой дорогой! Она прекрасна сама по себе. По ней можно ездить для удовольствия и любования видами!
Дорога двухполосная, очень извилистая, со множеством спусков и подъемов. Вокруг — невероятной красоты летние пейзажи. Асфальт, в основном, хороший)) Проехали через Болхов и Белев — крайне интересные и занимательные города с большим количеством старых красивых зданий. Посмотрев на них из салона Кайрона, я поняла, что хотела бы сюда приехать погулять.
— В Болхове и Белеве определенно есть что посмотреть! — говорила я в рацию. — В отличие от Орла...
— Бу! — отвечала мне Элла.
Правда, дороги в этих двух городах были не ахти, колдобина на колдобине и яма на яме. А в Белеве на одной из дорог прямо на светофоре поставили огромный батут. То есть ты такой едешь по улице — а тут стоит батут. И все перекрывает. Перекрытия трассы с помощью полиции и т.д. — все это ерунда. Можно же просто поставить батут! Я даже сначала поверить своим глазам не могла: это точно автомобильная дорога? Здесь точно стоит светофор, который как раз горит зеленым? Нет-нет, я не ошиблась. Это — автомобильная дорога. Это — светофор. А это — батут. Не проехать!
Объехали через какой-то двор, представляющий собой одну огромную яму.
В одном из магазинов скупили всю пастилу и покинули Белев.
Дорога продолжала радовать своей красотой и пейзажами — но поскольку у нашего фотографа сел аккумулятор, фоток нет, увы. Но поверьте моим словам — дорога обалденна! Правда, один раз на ней внезапно закончился асфальт, и случился небольшой участок грунтовки. Но лично меня это совершенно не смутило.
Вскоре доехали до Калуги. За Калугой в районе Детчино заехали на Лукойл, заправились, посчитали расход топлива — было интересно узнать, как машины переварили по 5 человек в салоне, скорости до 130 км/ч, постоянные спуски и регулярные подъемы, частенько крутые и затяжные. Кайрон на пройденные с предыдущей заправки под Курском (на которую мы заезжали еще когда ехали в Белгород) 766 километров сожрал 56 литров дизеля, Шкода — 52,5 литра бензина. Итого у Кайрона расход 7,3 литра, у Шкоды — 6,8 литров на 100 км. Черт, мне не удалось победить Шкоду в расходе, а я ведь так старалась :D
Ну а дальше была обычная М-3, много машин, пробка где-то в районе Киевского, метро Саларьево, возле которого мы выкинули большую часть пассажиров... МКАД. И дом.
Итоговый пробег составил около 1500 километров.