|
Затяжные январские каникулы и посленовогодняя хандра, как и в прошлом году, привели к покупке авиабилетов :). А когда невозвратные билеты уже оплачены, то переживать по поводу курса евро и тому подобной ерунды уже все равно бесполезно. Это наш с женой рецепт борьбы с жабой, которая начинает душить, если задумываешься «а во сколько все это выйдет?».
С направлением определились быстро, так как на этот раз мы собирались совместить приятное с полезным, а это самое полезное должно было проводиться на Тенерифе. Но о полезном в самом конце рассказа, а пока о приятном.
28 апреля мы прилетели на остров с материка рейсом испанской Iberia. Нюанс в том, что лететь из Москвы в Мадрид, погулять там полдня, переночевать и перелететь на остров на следующий день выходит дешевле, чем лететь прямым рейсом Москва—Тенерифе. Делали уже так раньше. И устаешь от перелетов меньше, и в Мадрид можно заглянуть.
Еще в январе заказали машину в Pluscar. Пользовались их услугами и раньше, но в этот раз они нас подвели: заявку нашу потеряли, пришлось раскапывать подтверждение в электронной почте (распечатать его я поленился). Повезло еще, что менеджер на месте оказался, в целях глобальной экономии фирма не держит киоск в аэропорту, сотрудник приезжает под конкретные рейсы, номера которых есть в заявках. Просто кто-то прилетел вместе с нами и их заявка, в отличие от нашей, не потерялась. Но проблема разрешилась минут за 15, служащий прокатной конторы подогнал машину со стоянки. Заказывали уже полюбившийся нам FIAT 500. Очень удобная машинка в плане габаритов и расхода топлива. Один из положительных моментов — в Pluscar заказываешь конкретную модель, а не класс. Первым делом обратил внимание на неполный бак, не хватало процентов 5-10. Указал на этот факт менеджеру, и тот внес исправление в договор, в котором количество топлива указывалось как FULL. Внешне машину осматривать смысла не было, так как бонусом, в качестве компенсации разгильдяйства Pluscar, идет полная страховка, включенная в стоимость аренды. В общем и целом, 12 дней аренды обошлись в 154 евро.
Итак, машинка. Белый FIAT 500, 47000+ пробега, пятискоростная МКПП, моторчик 1,2 литра на 69 итальянских кобыл, кузов со стеклянной крышей. Из минусов залапанный в хлам руль цвета слоновой кости (оттер потом влажными салфетками) и ушатанная, как выяснилось позже, подвеска (ничего серьезного, просто все время клацала и щелкала в поворотах).
В первый день планировали просто добраться до места, заселиться и съездить в магазин. Еще зимой забронировали для себя апартаменты с кухней и стиральной машиной на юге острова в Коста Адехе. Кухня, чтобы не искать, где позавтракать, а стиралка, чтобы вещей поменьше тащить (в итоге оказалось, что можно было еще меньше брать).
Около часа ходу по хорошей прибрежной трассе и мы на месте. Аккуратные трехэтажные домики, стойка регистрации находится в соседнем отеле. Получаем ключи и тащим чемоданы на второй этаж.
Апартаменты похожи на небольшую квартиру. Большая гостиная с диваном столиком и креслами. Здесь же две навесных кровати для большого семейства. За барной стойкой — кухонный гарнитур с электроплитой, холодильником и стиральной машиной. Спальня с двумя сдвинутыми кроватями (адски разъезжаются по кафелю). Санузел с душевой кабиной. Много стенных платяных шкафов, гладильная доска, утюг, на балконе сушилка для белья, стол и кресла.
В целом очень удобная мини квартира, идеальный вариант для длительного проживания. Бонусом вот такие закаты (с балкона не видно, но если выйти из дома и перейти через дорогу, то можно посидеть на скамейке, наблюдая, как солнце валится в океан).
В тот же вечер прокатились в магазин и купили все необходимое, от соли до геля для душа.
На следующий день, не откладывая в долгий ящик, решили ехать на Тейде, вулкан высотой 3718 м, на который мы не попали из-за непогоды в прошлый раз. Поднимались от побережья знакомой дорогой. Вот, кстати, отсылка к одному из предыдущих визитов на остров 3 года назад.
2013
2016
Дорога идет через сосновый лес.
А еще выше переваливает через край кальдеры, образованной гигантским взрывным извержением 150 тыс. лет назад.
В кальдере пейзаж напоминает Марс, только с зеленью.
На высоте 2356 метров находится нижняя станция канатной дороги, до которой можно доехать на автомобиле.
Верхняя станция расположена на высоте 3555 метров. От нее влево и вправо проложены два пешеходных маршрута. Мы выбрали южный, так как на севере панораму скрывали облака.
Слева в кадре облака, наплывающие с севера.
По большей части дорожка довольно ровно вымощена булыжниками, но местами попадаются крутые участки.
Температура на высоте около +4 С0.
Еще на 150 метров выше вершина вулкана. Туда без опыта уже соваться не стоит. В силу регламента об охране окружающей среды доступ к пику ограничен, для этого необходимо получить разрешение от Администрации Национального парка Тэйдэ.
В воздухе чувствуется запах серы, временами видны и желтые следы ее выбросов.
Рабочие на высоте 3520 обустраивают туристическую дорожку.
Остатки зимних снегопадов. В этом году снега выпало особенно много, местные даже на лыжах катались.
Две кабины вместимостью до 44 человек поднимаются на верхнюю станцию в течение восьми минут.
Спустились вниз, переоделись в машине и поехали дальше.
Синя́к Ви́льдпрета, эндемик острова Тенерифе, главным образом горы Тейде. Растение растёт в субальпийской зоне ущелий горы Тейде. Требует много солнца и выдерживает сухие условия, а также мороз до −15˚С.
В поперечнике кальдера километров 15. Внутри — космический пейзаж, снаружи — сосновый лес.
Вся канатная дорога, от нижней станции до верхней.
Хоть и Луна, но с ромашками.
Наша дежурная пирамидка на фоне Тейде.
Участок дороги, вымощенный плиткой. Вообще, дорога довольно узкая, с крутыми поворотами и в некоторых местах абсолютно без обочины.
Выбрались из кальдеры и спускаемся к северному побережью острова. Между деревьями плывут облака.
Случайно остановились на одной из смотровых площадок, чуть в стороне от нее находится вот такое скальное образование:
Скала Роза называется.
Пешеходный тоннель, он же водовод, под дорогой.
На таких машинах ездят лесные пожарные, чуть дальше по дороге расположена большая база этой службы.
Найди кролика.
Туристический лагерь в небольшой кальдере.
На северном склоне острова леса очень влажные. Облака, идущие с севера, словно цепляются за горную гряду и не проходят на юг острова, где климат довольно засушливый. И все это на расстоянии в 40-45 км максимум.
Сквозь просветы в облаках виден залитый солнцем северный берег острова.
А это уже погода на уровне моря.
Решили проехать на мыс Тено. Дорога туда была закрыта несколько лет из-за камнепадов. Вид с мыса Тено в сторону Лос-Гигантес (белый городок на горизонте).
Маяк Тено.
А вот та самая дорога, которую закрывали.
Тоннель с неукрепленным сводом, как в пещере едешь :)
В сетке над дорогой периодически попадаются увесистые булыжники. В такие моменты перестаешь радоваться стеклянной крыше в автомобиле :)
По дороге домой решили «срезать» через ущелье Маска :). По расстоянию так гораздо короче, но по времени объехать остров кругом выходит даже быстрее :)
Местная достопримечательность — холм пирог. Воды прорыли в нем четкие сектора, как будто его кто-то нарезал гигантским ножом и три кусочка пирога уже съел.
Дорога в деревню Маска. До 70-х годов 20-го века автодорог туда не было, только тропы.
Начало ущелья в деревне Маска. Сейчас здесь проживают 120 человек.
Далее ущелье 6 км спускается к морю, перепад высот составляет 600 метров.
В тот день мы не стали задерживаться, но вернемся туда в скором времени.
Проезжаем деревню Маска насквозь и двигаемся дальше на юг.
В поворотах часто приходится переключаться вниз вплоть до первой передачи. Дорога здесь с двухсторонним движением, но местами от силы метра 3-4 в ширину. А тут еще и автобусы ходят. Разъезд на некоторых участках возможен только в специальных карманах.
На следующий день нам по делу необходимо было выдвинуться в Санта Круз.
Буровые платформы в порту Санта Круз.
Концертный зал Аудиториум.
Проведя необходимую рекогносцировку в городе, мы двинулись дальше на северо-восток.
В очередной раз за эту поездку оседлали водораздельный хребет острова и решили ехать «пока дорога не кончится».
Эта часть острова покрыта реликтовыми лесами.
Это уникальный в мировом масштабе лавровый лес. Он существует с первобытных времен и видел на своем веку еще динозавров. Двадцать миллионов лет назад подобные насаждения были типичны для южной Европы, но с изменением климата они погибли. И только здесь, на острове, на высоте 500-1400 метров, сохранился нужный для капризных деревьев климат. В лавровом лесу их насчитывается около 20 видов. Причудливые, ветвистые формы стволов производят особое впечатление, как будто попадаешь в сказку или мистический триллер. Только невозможно потеряться — здесь проложено много пешеходных маршрутов и указателей.
А вот и конец дороги, дальше только пешими тропами люди добираются.
На обратном пути попали на латиноамериканский фестиваль в городе Ла Лагуна.
На следующий день съездили в Джангл Парк.
Особенно понравилось шоу хищных птиц.
Контактный вольер с экзотическими птицами.
Этот свистит, подражая волку из мультиков ворнер бразерс.
Этот сам на плечо лезет.
Зума на фотоаппарате у меня нет. Они реально сидят на расстоянии вытянутой руки :)
А к этим в вольер почему-то не пускают :)
Наш любимец тукан. Говорят, их дома держать можно, размером он с ворону, только клюв огромный, а характер, как у кота.
Городок Лос Абригос, там самая вкусная рыба. В гавани стоят рыбацкие лодки, приписанные к конкретным ресторанам.
А это местный Геленджик, называется Плайя де ла Америкас.
Городок сплошь застроен огромными отелями, по улицам прогуливается обваренная на солнце публика.
Новый день, мы вернулись в ущелье Маска. Долго не могли припарковаться, каждый день в деревню Маска приезжает в разы больше людей, чем там постоянно проживает.
На этот раз мы здесь не проездом, пройдем все ущелье до моря.
Местный обитатель — канарский ящер. Довольно крупная зверюшка, с две ладони с хвостом вместе. Попадаются разных видов, у этого голова и передняя часть тела черного цвета, как будто в угле копался.
От деревни Маска вниз, в ущелье, уходит тропа, сначала со ступеньками…
потом — как повезет, где-то утоптанная ровная тропинка, где-то валуны по колено.
Привал под пальмой.
Чем дальше в ущелье, тем больше мы убеждались, что маршрут не такой уж и простой, как про него пишут.
По дну течет речка, скорее ручей, местами встречаются вот такие ванны с водой, некоторые метра по 1,5-2,0 глубиной.
Высота над уровнем моря в начале маршрута составляет 600 метров, далее тропинка спускается вниз, в то время как стены слева и справа становятся все выше, а ущелье становится все уже.
Воды в ущелье мало, но судя по следам на стенах и огромным валунам округлой формы, временами поток набирает огромную силу.
На немалой высоте на стенах ущелья видны желоба, а местами даже небольшие тоннели, вырубленные в скале. Так и не нашел в интернете, кто и когда их сделал, но служат они для сбора воды и уменьшают вероятность моментального затопления ущелья в случае сильных осадков. Читал про экстремалов, которые перемещаются по ущелью по этим желобам, на высоте метров в 50-60 от основной тропы.
На этом фото даже люди для масштаба в кадр попали. Вон они, слева в нижней части кадра, на солнышке греются.
Заблудиться трудно, так как ущелье не разветвляется. Только в самом начале маршрута можно случайно забрести в соседнее ущелье, официально закрытое для посещения без проводника и в одиночку. Но иногда такое случается.
В основном проблема с навигацией сводится к выбору правильной стороны ущелья для прохода. Несколько раз приходилось возвращаться назад после того, как «тропинка» выводила на уступ в 2 метра высотой. Стрелок и знаков здесь нет. Периодически попадаются номера, нанесенные краской на скалу. Мы больше ориентировались на пирамидки из камней, не знаю, кто их складывал, но они ни разу не подвели. Тропинка, отмеченная пирамидкой, всегда позволяла продвинуться дальше.
Вот те, кто пишет в путеводителях, что «маршрут доступен даже для пенсионеров с маленькими детьми», они это как себе представляют? :)
Временами просто на пятой точке спускаться приходилось.
На этом снимке виден упоминавшийся ранее желоб и тоннель (на стене, по границе света и тени, в верхней части кадра). Опять же для масштаба люди в центре кадра.
Встретили местного жителя.
Ущелье часто резко меняет направление. Туристы, которые шли в нескольких десятках метров впереди, вдруг пропадают из виду, не слышно ни шагов, ни голосов. Из-за этого создается впечатление, что ты остался один в какой-то жуткой глухомани.
В некоторых местах вода заполняет ущелье во всю ширину и приходится перебираться по камням, или идти по каменному косогору держась за металлический трос, прибитый к скале (опять же представил себе отважных пенсионеров на этом участке).
А вот и конечная точка маршрута — пляж Маска. Весь путь занял 3,5 часа. При желании можно вернуться пешком назад, сколько это займет по времени сказать трудно, пишут, что за 4 часа, мне кажется, это мягко говоря, оптимистичный прогноз :)
На пляж приходят лодки из ближайшего городка Лос Гигантес. Билет на лодку стоит 10 евро, его можно купить как на пляже, так и заранее, еще в деревне Маска или в самом Лос Гигантес.
Посадка на лодки со скалы, торчащей из воды. К скале с пляжа ведет мостик. Мы успели на предпоследнюю лодку в тот день. Если опоздать, то выбраться будет уже проблематично. Подняться в деревню в темноте невозможно, остается надеяться на рыбаков, подрабатывающих вывозом опоздавших на большую землю.
Это лодка, доставившая нас в гавань.
Уже позже задумались о том, ведется ли учет туристов, ушедших в ущелье. Там есть места, где вполне можно свернуть себе шею и тебя вряд ли кто-то быстро заметит. Для себя отметили, что необходимо брать с собой больше воды и обязательно эластичный бинт на случай, если подвернется нога.
У ворот гавани сели в такси и поехали обратно в деревню Маска за машиной. Дорога недлинная, но очень живописная. Последние 5 км по очень узкому горному серпантину с поворотами на 180 градусов. Попутно поучился у водителя премудростям местной езды: он смотрит не на следующий поворот, а вверх и вниз по склону, на видимые участки дороги на пару-тройку поворотов вперед. Конечно же, нужно знать, куда смотреть в таком случае.
А вот и наш FIAT и Тейде на горизонте.
Следующий день опять посвятили общению с животными. На это раз устроили себе лемуротерапию :)
Этих ребят можно кормить, контейнер с овощами можно купить на входе. Категорически запрещено приносить что-либо кроме этого салата.
Обед, как всегда, в Лос Абригос. Наиболее полюбившийся нам ресторан Tasqueta del Puerto.
К вечеру выбрались в городок Канделярия.
Местная достопримечательность — статуи, изображающие вождей аборигенов острова — Гуанчи.
В ходе испанского завоевания оказывали сопротивление агрессорам. В последующие годы основная часть Гуанчей была истреблена или продана в рабство. Оставшиеся Гуанчи смешались с испанцами, приняв христианство и утратив свой родной язык.
Испанцы и другие завоеватели отмечали, что в XV веке остров Тенерифе населяли достаточно высокие светлокожие аборигены европеоидного типа, среди которых встречались люди с серыми или синими глазами и светлыми и рыжеватым волосами.
А это предводитель восстания против испанцев — Бенехаро.
Кем они были и откуда пришли на остров, до сих пор неизвестно, письменность не расшифрована, язык утрачен.
Парикмахерская с креслами столетней давности.
4 мая едем в Санта Круз, так как пришло время мероприятия, ради которого мы и прилетели: Открытый европейский чемпионат по робототехнике по правилам FLL (расскажу в комментариях, если кому интересно).
Площадь Испании.
В центре площади большая чаша с фонтаном.
Са́нта-Крус-де-Тенери́фе — столица одноимённой провинции Испании, острова Тенерифе, и одна из двух столиц Канарских островов (место работы автономного парламента).
Такие вот там фикусы растут:
В следующий раз мы выбрались погулять только после окончания чемпионата. Выступили, кстати, более чем удачно, второе место в номинации на европейском чемпионате — это уже достижение.
Снова улицы Санта Круз.
На площади идет концерт.
Перед отъездом решили проехать еще пару дорог, которые мы не видели ранее.
Город Гуимар.
Это постирочная, была встроена в городскую систему водоводов, запитаных от источников. Заслонками поток воды перенаправлялся из одного отсека в другой.
Понравилась вывеска над входом: «Общество отдыха и культуры». На веранде местные сеньоры почитывают газеты под пиво. :)
Едем дальше. В очередной раз взбираемся на хребет, отделяющий северное побережье от южного.
С перевала вниз, к морю, катятся облака.
Сосна на краю ущелья, половина корней висит в воздухе, но дерево и не думает засыхать, а на корнях уже растут иголки.
Взобрались на перевал. На Т-образном перекрестке остановился под знаком STOP. Дорога, на которую мне предстоит повернуть, залита дождем, а у меня на лобовом стекле ни капели! Трогаюсь, выворачиваю направо и попадаю под струи дождя. По обочинам дороги стоят сосны.
А через несколько километров появляются и эвкалипты, огромные необхватные деревья.
Спускаясь вниз, попадаем в совсем уж сильный ливень.
В день вылета встали пораньше, нам предстоит обогнуть половину острова, чтобы добраться в аэропорт. По скоростному шоссе это займет не больше часа. Но по факту, потратили больше: случайно свернул в Санта Круз вместо объездной и заплутал на парковке аэропорта. Наконец нашел указанные менеджером прокатной конторы сектор, оставил машину на стоянке, положив ключи под сиденье. В общей сложности проехали около 2000 км, заправлялись 4 раза в общей сложности на 110 евро, цена за литр 95-го — 83 евро цента.
Бонус 1. Автомобили и мотоциклы.
Triumph, если не ошибаюсь:
Yamaha, облегченная по максимуму:
Mercedes-Benz SL 560:
Ford Mustang Mach I:
Lotus Elan:
Ford Mustang 1967:
Ford Mustang 1967:
Land Rover:
Toyota Land Cruiser FJ 40:
Land Rover Defender:
Wyllis:
Triumph 2500:
Бонус 2. Еда :)
Завтрак на балконе:
Обед в Лос Абригос:
Десерт в Санта Круз: