|
Напомним маршрут нашего путешествия. Никаких чемоданов, только два рюкзака и 18 солнечных дней:
Новосибирск — Москва — Лондон — Париж — Ницца — Рим — берем машину напрокат — Рим — Лондон — Москва — Новосибирск
Маршрут на машине (4 дня):
Рим — Пиза — Ля Специя — Венеция — Римини — Рим
Первая часть рассказа о путешествии по Италии (без машины)
Если рассказ полезен хотя бы одному человеку, значит, можно считать, что время, которое заняло его написание, потрачено не зря. Когда мы планировали свой маршрут как самостоятельные туристы, без обращения к агентству, единственным источником информации для нас были такие же рассказы и отзывы путешественников, и мы очень благодарны, что люди смогли передать эту информацию нам, ну а мы, как говорится, возвращаем долг. В интернете сотни источников, но довольно много устаревшей информации и цены по многим параметрам не актуальны, кроме того я редко встречал в одном рассказе общее ценообразование путешествия, поэтому довольно много внимания уделяю цифрам.
На момент написания третьей части я уже получил некоторые отзывы по первой, вторая еще не опубликована, но основную суть, которую я понял из комментариев — это то, что рассказ слишком короткий. Первая причина коротких рассказов двух предыдущих частей — это тематика портала drom.ru. Предполагалось краткое предисловие о путешествии без машины и основной рассказ, где я смогу рассказать о парковках/автострадах/заправках и т. д. Вторая причина — желание передать основную суть для тех, кто планирует повторить маршрут по какому-либо направлению.
Расплатившись картой Сбербанк за полдник на борту авиакомпании Vueling на высоте нескольких тысяч метров, я представляю свое первое знакомство с Римом и с Италией в целом. Любая столица притягивает к себе тысячи туристов и имеет уникальные памятники истории, которые выделяют ее среди других. Но как же уместить в голове и попытаться познакомиться хотя бы с частью этих культовых мест: Колизей, Пантеон, Римский форум, конечно, удивительное явление — Ватикан, страна внутри города. Мы видим то, что от них осталось, а раньше на этих местах кипела настоящая жизнь, не туристическая (хоть сейчас проходимость и выше, чем в древние времена). Римский форум являлся местом общественной и политической жизни еще до начала нашей эры. Пантеон просто уникален по своей архитектуре, одна из особенностей — отверстие в крыше, которое образует ровный солнечный луч, не рассеиваясь по всему помещению. Колизей всем нам известен как полуразрушенное здание, в котором раньше устраивали гладиаторские бои. Ватикан, конечно, хорошо сохранился и показывает миру величие религии.
Я не буду никого больше утруждать историческими фактами, переписыванием текста из википедии или более правдивой литературы. Рассказ о путешествии, как и предыдущие два, строится исключительно на впечатлениях и обязательно включает в себя цифры, красивые фотографии и истории из реальной жизни.
1. Рим
Мы прилетели в Рим и попали в некоторое замешательство, а куда идти? В Лондоне тебя водят за ручку, как трехлетнего ребенка и на пальцах все показывают, кроме того везде есть указатели. В Париж мы сразу приехали в центр города, поэтому вопросов, куда идти и что делать, не было. А здесь мы находимся в аэропорту Леонардо да Винчи, в 30 км от центра Рима и не знаем в какую сторону двигаться. Сотрудники аэропорта, уставшие от бесконечных туристов, как только видят направляющегося к ним человека, прибавляют +30% к скорости и догнать их с рюкзаком становится нереально. Поймав все-таки одного человека, мы выяснили, где находится терминал, с которого уезжают поезда. Время на часах приближается к 20 часам по местному, мы рядом с железнодорожными путями в аэропорту и все так же не можем выяснить, на какой поезд садиться и куда ехать, т.к. просто не у кого спросить.
Есть экспресс Леонардо, который идет в центр Рима и стоит 14 евро на одного. Но наш отель не в центре и поэтому такой вариант не подходит. Замучив вконец кассира, мы получаем два билета по 8 евро на поезд, который идет до нужной нам станции. Прибыв на станцию, нам надо было пересесть на автобус, но мы настолько устали от разъездов и ожидания, что решили прогуляться и дойти пешком, используя навигатор от приложения Booking (которое показывает, где ты находишься на карте и где находится забронированный отель).
Я был приятно удивлен тем, что несмотря на то что в моем телефоне был включен авиарежим (условно говоря, отсутствовало подключение к интернету = вообще не было симкарты), Booking показывал мое местоположение на карте. Это не реклама, это правда помогало нам всю поездку.
В 22 часа в отеле нас встречает веселый толстячок итальянец с необычным акцентом, который смешно отчеканивает каждую согласную букву английского языка, такое ощущение, что английскому его учил немец. Если в предыдущих странах из-за высокой стоимости проживания мы не рисковали и выбирали сеть отелей Ibis (которая всегда предоставляет стабильно хорошее качество, по моей оценке на 7 из 10, но это все условно), то в Италии мы выбирали отели, как говорится, по душе (фото на любителя, но суть, думаю, видна).
Номер полностью обит тканью за исключением потолка и ванной, состоит из небольшой кухни и спальни и имеет традиционные итальянские цвета, которые мы привыкли видеть в фильмах.
После долгой дороги надо и покушать, и по совету приветливого администратора отправляемся в ресторан, который расположен буквально в 5 минутах прогулки от отеля и на редкость работает до 24 часов. Ресторан привычного нам формата с летником и основным залом. Почти в каждом заведении есть настоящая печь, в которой делают пиццу. Не скажу, что пиццерии Новосибирска делают пиццу хуже или лучше, чем в Италии, технологии давно скопированы, печи построены. Из особенностей приготовления в Италии я могу сказать, что по краям пицца получается подгоревшей, в отличие от нашей, идеально испеченной по всем правилам. В Италии очень много русских работает в общепите официантами или кассирами, и данное место не становится исключением. К нам подходит молодой официант, мы пытаемся ему объяснить по-английски, он нам по-итальянски, полное непонимание, и из дальнего угла слышим голос: «Дорогие мои, шо хотите, я вам все подскажу и расскажу». Появляется приятная улыбчивая женщина Ольга с Украины, которая живет в Риме уже больше 10 лет и помогает с выбором, советуя удивительно вкусное домашнее итальянское вино, вкус которого останется в памяти на всю жизнь. Ольга часто летает к маме на родину и с сожалением рассказала о том, что из-за военных действий приостановились полеты в ее родной город и приходится сначала лететь до Киева, а уже потом добираться на автобусе, из-за чего гостинцы портятся в дороге.
Отвлечемся немного и на автомобильную тематику... Как вам заправка рядом с остановкой вместо привычного нам ларька? Останавливаешься, закидываешь пару монет, заправляешься и едешь дальше по своим делам. Никаких очередей, медленных кассиров и заправщиков.
Хорошенько выспавшись и легко позавтракав (европейские завтраки очень маленькие и несравнимы с завтраками в азиатских или арабских странах), мы отправляемся в пеший маршрут до Ватикана. На термометре градус зашкаливает за 36, не самая лучшая погода для осмотра достопримечательностей, но на Рим всего 3 дня, когда еще в него попадем неизвестно, поэтому запасаемся холодной водой и в путь. В Риме почти все дома малоэтажные (до 5 этажей), у большинства на балконах и подоконниках размещается целый сад, поэтому не редкость вот такие цветочные ларьки:
Фото-бонус о дороге до Ватикана
Ох уж эти европейский маслкары....:
Нашлось место и для корта в исторической части города:
Жестокая судьба памятников:
ВАТИКАН
Ватикан от Рима огорожен высокой кирпичной стеной по периметру и имеет, как я понял, один вход. Никаких дополнительных досмотров, все открыто.
Шутить на тему религии в наше время опасно, но очевидно, что без фотошопа не обошлось на этом баннере.
Уличные продавцы спасаются от жары:
Окончательно расплавившись от жары, мы попали на центральную площадь Ватикана.
Несмотря на +36, количество желающих попасть в собор Святого Петра не уменьшилось и, посмотрев на многометровую очередь, которая стояла под палящим солнцем и не шевелилась, мы уже собрались уходить обратно в Рим.
У каждого продавца (независимо от товара или услуги) есть свой подход к клиенту. Может быть, это талант и определенные знания, которые помогают обратиться к покупателю в нужное время и с нужными словами. По дороге на главную площадь мы более 10 раз отказали торговцам экскурсий и в очередной раз, когда к нам подошел менеджер турагентства и по-русски предложил за 45 евро на одного экскурсию по Ватикану без очередей с русскоговорящим гидом, мы согласились.
Долго рассказывать про экскурсию не буду, лучше 10 раз увидеть, чем один раз услышать, поэтому фотографии расскажут сами за себя. Экскурсия нам очень понравилась, группа состояла из 6 человек, женщина гид очень хорошо знала то, о чем она рассказывала (история Ватикана, особенности жизни и местные законы и традиции). Всем выдали наушники, так что, несмотря на периодические отставания всегда было слышно, что говорит экскурсовод.
Первый пункт: музей Ватикана.
Наш гид:
Большинство экспонатов было вывезено из других стран:
Но есть и современное искусство:
Вид из окна:
Большую часть времени в музее ты проводишь с задранной вверх головой, смотря на росписи потолков и стен:
Главная достопримечательность — конечно, Сикстинская Капелла, которую рисовал Микеланджело на протяжении 25 лет и оставил там все свое здоровье, но отказать церкви не мог. Фотографировать ее нельзя, но в интернете много фотографий этого произведения. Собственно, вот и фото из интернета:
В голове не умещается тот факт, что ее нарисовал один человек...
Собор Святого Петра:
Все папы... как минимум на 39 пап еще хватит места:
Суровая охрана, к слову — это очень престижная профессия:
На экскурсию потратили 3-4 часа и пора возвращаться в Рим:
Общественный душ-фонтан:
В Италии на каждом шагу встречаешь исторические здания, фонтаны, мосты со статуями, и к этому не получается привыкнуть, каждый раз, идя по улице, удивляешься каждой мелочи:
Санкционный продукт:
Итальянское мороженое на каждом углу спасает от жары:
Меню ресторана:
Дороги в Риме:
На следующий день погода никого не щадила, но и мы себя в том числе. Встали пораньше, чтобы добраться до следующих достопримечательностей (Римский форум и Колизей) до того как солнце будет в зените.
Кинотеатр под открытым небом:
Река Тибр:
Из приложения booking узнали, что на Римский форум и Колизей действует один общий билет, и если на Колизей стоит очередь в несколько кругов вокруг, то на Римский форум вообще нет очереди, а расположены они друг напротив друга. Стоимость билета на одного составляет 13 евро. Температура под палящим солнцем, вероятно, была уже больше 40 градусов, поэтому брать экскурсовода и ходить ловить солнечный удар не самая хорошая идея. Небольшими перебежками от одного бесплатного фонтана с питьевой водой до другого удалось немного посмотреть Римский форум:
С билетом на руках мы попадаем без очереди в Колизей, ловя на себе неприятные взгляды туристов, успевших промокнуть в очереди:
Если первую фотографию Колизея я видел в интернете очень много раз, то вид изнутри для меня был новостью:
Вероятно, в центре арены был пол, на котором устраивались бои, а под ним находились камеры/комнаты участников.
Площадь Венеции в Риме:
В последний вечер в Риме мы вернулись в ресторан, расположенный рядом с нашим отелем, где еще раз приятно пообщались с украинской официанткой. Ужин состоял из небольшой пиццы, двух стейков с лососем и бутылки вина. Стоимость ужина составила 35 евро на двоих.
Расскажу немного об общественном транспорте в столице Италии. Основным видом транспорта в Риме являются автобусы, метро в Риме имеет всего две ветки, но нам было с ним не по пути. Автобусы большие, с кондиционерами, но сидячих мест мало. В первую поездку мы были приятно удивлены тем, что проезд как нам показалось «бесплатный». На самом деле на конечных остановках продаются билеты по 1 евро, а в самих автобусах установлены компостеры. Также билеты можно купить у водителя, но водителю, если честно, без разницы покупаете вы у него билет или нет. Вероятно, система оплаты труда водителя в России, где автобусы борются за пассажира и борются с пассажиром, если тот не хочет платить, и система оплаты труда в Италии, где нет кондукторов, отличаются. Тут, конечно, мы немного сэкономили. На всех остановках также установлены электронные табло с номером автобуса, который приближается, но не написано время прибытия и прождать автобус можно бесконечно долго, т.к. водитель может простоять на конечной остановке столько, сколько ему захочется. На остановках нет карт, куда едет автобус и не написаны маршруты, на которых можно добраться в нужную точку города. Часто было такое, что подряд проезжали два автобуса с одинаковым номером, оба из которых полупустые, а нужный автобус приезжает через полчаса и набит битком. В общем, движение общественного транспорта чем-то похоже на наше по качеству обслуживания пассажирских перевозок, а отношение водителей, кассиров и администраторов на станциях к туристам даже немного хуже.
Небольшой фотобонус:
«.....мат», наверное у этого аппарата нет приличного названия даже у местных:
Стоимость овощей и фруктов не больше 2 евро, что по текущему курсу сравнимо с нашими ценами, а по старому курсу в два раза дешевле. На вкус фрукты не такие сочные и спелые, как в Азии.
В планах было объединить путешествие по Италии без машины и на машине в один рассказ, но т.к. уже получилось длинное сочинение, путешествие на машине перенесу в четвертую часть, вместе с общими затратами на поездку по Италии.