|
Вместо эпилога…
Идея путешествия на собственном авто по Европе зародилась давно, а «созрела» наша семья только в этом году. До этого были посещения многих европейских стран, но так сказать традиционным способом: «самолет-отель-экскурсиии-отель-самолет». В промежуток «отель-экскурсии» вставлялась аренда автомобиля и покатушки по нетуристическим тропам. Вот здесь начинались самые незабываемые впечатления о странах, о людях, о местной кухне и пр. Поэтому всегда по приезду домой мы укреплялись в твердом намерении именно автопутешествия.
Этот год стал решающим: новое авто, подросшая старшая дочка, чтобы взять, младшая дочка, чтобы оставить и некоторое количество свободного времени и денежных купюр. Итак, решено… Едем! Наш взор пал на Италию, куда очень давно хотелось попасть. Конечная точка — Рим. Все остальное планировалось, исходя из маршрута следования.
Поездку наметили на первую половину июня, подготовку начали в конце марта. Сначала спланировали маршрут, затем — что посмотреть на пути следования, где остановиться, ну, и прочие злачные места. Затем визы. У нас в Казани есть Итальянский визовый центр, приходишь, подаешь документы, платишь сборы (1400 руб. с человека), за визу, штраф за неправильную парковку на выделенной полосе для общественного транспорта и через неделю ты получаешь СМС-ку, что твои документы готовы, «приходите — забирайте». Нисколечко не страшно и не больно. Причем итальянцам достаточно подтверждения на электронную почту брони отеля, никаких факсов. Главное, чтобы были указаны все проживающие, даты заезда и контакты отеля. Также требование, чтобы отели были забронированы на каждый день поездки в Шенгене с указанием маршрута следования.
На booking.com мы забронировали отели, получили подтверждение и… воспользовались кнопочкой «Снять бронирование». Ах, да. Еще требуют оригинал Грин-карты. Но здесь у нас возникла проблемка. Документы на визу подавались месяца за два до поездки, а Грин-карта выдается только за месяц до начала действия. Все крупные страховые компании уверенно посылали меня… прийти за месяц до начала страховки и никакие уговоры-разговоры не помогали. Но так как мы живем в самой лучшей стране в мире, где есть менее крупные страховщики и работают в них очень даже понимающие люди. Одну такую я нашел, наша местная, татарская. Грин-карта оформлена, ближайший магазин получил выручку в сумме коробки конфет. Все довольны, кто- то даже, наверно, счастлив…
И вот в начале мая мы держим в руках паспорта с шенгенскими визами сроком с 13 по 25 июня. Первый шаг сделан! Начались бессонные ночи скачивания гигабайтов информации о местах по маршруту следования, чтения отзывов других путешествий. Отдельная подготовка шла в штурманском направлении. Незадолго до этого был приобретен смартфон «Garmin-Asus». Даже не смартфон, а как его позиционируют, нувифон. Типа, навигатор с телефоном, а не наоборот. Выбор на эту модель пал в первую очередь из необходимости всегда под рукой иметь навигатор. Это ВЕЩЬ! Благодаря сайтам 4pda.com, 4pna.com, 4pda.info и др., усовершенствовал сей гаджет. Был установлен навигатор Igo 8.3.4. со всеми картами и POI стран посещения, видеорегистратор, мультимедиапрограммы для чтения всех форматов видео и аудио, куча интересных игр, скайп, ася и еще что-то. Теперь мой Сусанин может все, что мне надо.
В Европе IGO просто незаменим. Как таковой, там вообще необходим навигатор, бумажные карты это очень тяжко, на первой же крупной развязке начнешь наматывать круги (знаем, плавали). Ну, а если это еще навигатор с IGO! Он знает все! Ну или почти все (ниже расскажу, что именно). Установленные POI позволяют находить все: заправки, магазины, достопримечательности, красивые места, бесплатные стоянки, СТО и вообще ФСЁ! Наверно, в Голландии он знает еще больше (надо попробовать как нибудь:)). Итак, маршрут определен, карты закачаны, отели забронированы, масло поменяно, полная диагностика всех частей тела машины сделана, колеса накачаны, носки постираны. Ждем…И вот наступил тот самый день.
Поехали…
Маршрут: Казань—Москва—Брест—Польша—Прага—Германия («Европа Парк»)—Альпы—очень много Италии—Инсбрук—Прага—Польша—Брест—Москва—Казань. Команда путешественников в составе трех человек плюс еще один голос в «лице», вернее в «экране» Сусанина (Garmin-Asus A10) и наш верный конь, так сказать, Toyota Auris. Я, супруга Ландыш, дочка 9 лет от роду Алия. Выезд наметили на 11 июня рано с утра, но обстоятельства отпустили только вечером. Памятное фото на фоне скромной достопримечательности Казани и в путь…
В связи с поздним выездом пришлось перейти на стиль движения «галоп», т.к. на 13 июня была забронирован и оплачен отель в Праге, а это 3 000 км пути от Казани. Российская часть пути представляет собой скучную тряску по нашим дорогам, озирание по сторонам на в основном на незасеянные поля, игру в кошки-мышки с доблестными полицейскими, в общем, скукота полнейшая. Я умею восхищаться даже кривой палочкой в лесу, но дорога М-7 Казань—Москва и далее на Смоленск действительно скучная. Из этого участка дороги запомнилась только абсолютно пустая Москва и проезд по Третьему транспортному кольцу а также по МКАД совершенно без остановок. Еще бы… 12 июня, День России, воскресенье, 8 часов утра.
Минка, конечно, получше М-7, но тоже не гут. Все то же самое, только дорога шире. Совсем иная картина возникает при въезде и далее по всему пути следования по Белоруссии. Дорога от границы до Бреста. После российских дорог — это немецкий автобан. Пусть она и одна такая у них, но она главная и её содержат в очень достойном состоянии. Двадцать рублей по четыре раза очень смешная плата за платную дорогу протяженностью 600 км Машины с белорусскими номерами за неё не платят. Ограничение скорости для легковых авто — 120 км Очень часто встречаются стоянки отдыха, оборудованные беседками и туалетами с мусорными баками.
Поля засеяны все! Лично я не заметил ни одного поля, похожего на российское. Эх, обидно… Вам бы углеводородов побольше братья-белорусы, не пришлось бы в ладошки хлопать так опасливо. Надо было пробег Путину на «Калине» продлить до Минска, почувствовал бы разницу. Почему-то, глядя на это, приходит на ум анекдот про еврея, который молил у бога выигрыш в лотерею. Нам все поля для начала надо засеять хоть чем-нибудь. Недаром мы в прошлом году картошку закупали в Белоруссии. Ну ладно, хватит политики, отдыхать же едем!
Заезжаем на заправку возле Бреста. У нас бензин 92 стоит 25,5 руб. Там — 23 рубля. Парадокс… Ну вот и граница. Волнительное место. С точки зрения истории. Да и вообще. Стоим в очереди, волнуемся… за то, что очередь слишком быстро двигается. Дело в том, что у белорусов уже полночь, а у поляков еще час до 13 июня. В Шенген торопиться запрещено. Наивные. Очередь быстро двигалась только до пунктов досмотра. Проезд через историческую реку Мухавец—Буг произошел часа через два. «Ну, здравствуй, Шенген» сказал я вместо «Спокойной ночи» и показал польским таможенникам богатырский татарский храп дабы нагнать на них страху. 2 000 км за 28 часов все-таки. Молодцы таможенники, не испугались, часа три мы там провели.
Естесно, меня разбудили на самом ответственном моменте пограничного контроля. Странно, заспанный я им показался похожим на фото с паспорта. А ведь иногда бываю не похож. Не тот случай, наверно. Хотел им анекдот рассказать. Типа, «Когда немцы напали на Польшу. В 1939 году. А когда немцы напали на СССР. В 1941 году. И что же они делали все эти два года? Оформляли таможню на всю свою технику…». Не стал, аполитично как-то думаю… В конце всех таможенных экзекуций стоит знак, что называется «в тему». Мы все были очень Зол :(.
На свой страх и риск (на меня смотрела в упор камера наблюдения) не удержался, запечатлел. Предательски моргнула вспышка, т.к фотографировать запрещено на таможне. Тут как раз открылся шлагбаум и……. заграница!!! Почему то когда летишь на самолете она не воспринимается вот так. А может, потому что я родом из СССР, когда эта сторона была такая недосягаемая. Особенно в Бресте. И вот я являюсь полноправным участником движения польских дорог. Сусанин молодец, ведет четко, грамотно, предупреждает обо всем. Кстати, дороги Польши для нас не в новинку, был опыт автобусного тура до Парижу. По крайней мере я знал, что они из себя представляют. Предупрежден — значит, вооружен. В Польше решено не останавливаться нигде, кроме туалетов и поесть. Когда пришло время обеда, Сусанин предложил нам по пути следования какой-то ресторан Pizza Boclanie Gniazdo.
Едем. Все точно как и обещал. Очень рекомендую. Чудесный ресторан по трассе Варшава—Катовица. Блюда не только итальянские, но и местные. Берут любые деньги: евро, доллары, злотые, чешские кроны и… РУБЛИ! А также принимают все известные банковские карты. Есть, типа, меню дня (упорно не понимали, когда я пытался спросить у них, бизнес-ланч ли это?). Персонал хорошо разговаривает на английском. Русского не понимают. Удовольствие из трех блюд (второе вообще огромное) стоит 12 злотых на человека. Очень удобна по отношению к рублю их валюта. Умножаем на десять и готово. 120 руб!!!
Еще и кипяток налили в термос. На обратном пути решено заехать еще раз. Оно того стоит. Красивый дворик со всякими насаждениями, приятный зал. Кому надо координаты (С51.6131990 В20.0649701). Едем дальше. Дорога во многих местах ремонтируется, расширяется, у них она тоже, типа, главная. Торопимся, ногти грызем вперемешку с семечками… Отель ведь в Праге волнуется, мы, естественно, тоже. Подъезжаем к Чехии. Зная, что в Польше бензин дешевле, чем везде по нашей дороге, заправляемся по самое «не хочу». Стоит 5 злотых, т.е. 50 руб.
В Европе нет АИ-92, только 95 или 98. Причем 95 двух видов, типа, экологичный (с 10% содержанием биотоплива) и без. Нам привычнее пить неразбавленный! Везде принимают карту «MasterCard», так что головняков насчет обменников у нас не было.
Чехия встретила настоящим автобаном. Как законопослушные граждане покупаем виньетку, клеим её криво почему-то и колесим по автобанам Чехии. Сначала класс, потом после Брно начинается стиральная доска. Видать, наши танки накатать успели в свое время. Бедная подвеска. Интересно, что «дыр дыр дыр» только по правой полосе, левая гладкая. Приходится ехать быстро, дабы не посрамить российский знак.
И вот она. Красавица Прага! Чудесный вид на город с красными черепичными крышами. Начинаю понимать, что это любовь с первого взгляда. Сусанин предлагает отвлечься и ехать в отель. Красавчег, привел точно к парадному входу. С ужасом думаю, что мы делали бы без него. Отель Henrietta(Ke Stírce 1774/42, Prague 08, Prague, 182 00 С50.1219931 В14.4570698).
Очень милый, чистый, аккуратненький. Бронь через booking.com за два месяца обошлась нам в 33 евро в сутки. Это на троих с завтраком (его мы долго будем вспоминать с ностальгией) Вот оно — долгожданный душ, российский телеканал. Те счастливчики, кто имеет счастье быть командиром женского батальона, меня поймут… Душ мне достался последним, пришлось довольствоваться «РТР-Планета». Все походы по достопримечательностям на завтра, а сегодня… ПИВО!!! Копаясь в недрах инета, нашел, по словам очевидцев, чудесный пивной бар. Называется «Тяжелые времена» (Zly Casy) Что ж, проверим. На английском пытаюсь на рецепшене узнать, как проехать до станции «Вышеград». Мне дают ответ, но только на русском. Надпись на футболке «Russian Team», видать выдала. От отеля до метро три минуты ходьбы. Заходим в метро и видим картину. Турникетов нет, торчат какие-то палки.
Все проходят мимо них. Мы тоже прошли. И вышли. Пражское метро—эталон коммунистического транспорта, где был лозунг: «Совесть—лучший контролер». Мы бы рады заплатить, но все закрыто. Выходим в Вышеграде. Сусанин ведет нас в бар (у него есть чудесная кнопка «Пешеход»). Невзрачный вход ведет нас в подвал. И вот оно! Это действительно, что писали.
Настоящий пивбар, там собраны самые лучшие сорта с чешских и немецких пивоварен. Каждая пивоварня представлена одним-двумя сортами самого лучшего пива. Всего 16-18 сортов разливного пива, и столько же бутылочного пива. Это пивной рай! Еле как найдя место в некурящем зале (в нашей команде никто не курит), иду выбирать пиво. Ни слова по-английски. На наше счастье у них работает русскоговорящий бармен. Зовут Питер. Ударение на «Е». Классный парень. Попросил его налить лучшие сорта пива, мне — мужские, жене — женские. Дочке ничего не налил, предложил сходить в минимаркет за углом (круглосуточный!!!) купить сок. Бокал 0,5 л стоит в среднем 30-40 чешских крон (1 крона=1,6 руб.), т.е. за 50-70 руб. вы получаете кружку пива, вкус и качество которого не сравним ни чем. Я такой феерии ароматов и вкусов не пил никогда. На пятом бокале организм, ослабленный трехтысячным перегоном, сдался. Но татары так просто не сдаются, решено на обратном пути наверстать недопитое.
Следующий день посвятили осмотру достопримечательностей Праги. Вы когда-нибудь были в сказке? Мы побывали!!! Этот город — сказка из моего детства. Именно так я представлял её. Можно бесконечно долго описывать каждый закоулочек этого дивного городка. Карлов мост:
Покровители всех вертолетчиков…
Староместская площадь с её удивительными часами:
Пражский град с собором святого Витта поражают, удивляют и завораживают.
У нас был закачен аудиогид в душу Сусанина, он нам долго рассказывал о прелестях этих мест. На посещение этих основных достопримечательностей ушел весь день, под впечатлением мы шли на последнюю намеченную достопримечательность — Танцующий дом. Даже с учетом того, что все восторженные чувства у нас остались у собора святого Витта, этим сооружением мы тоже не могли не восхититься.
Очень оригинальное строение, достойное того, чтобы называться достопримечательностью Праги. Дальше наш путь лежал в ресторан с названием Vytopna Railway. Увидев его, испытал тот самый щенячий восторг в детстве, когда тебе дарят красивую игрушку. Первое впечатление, что попал не в ресторан, а в детскую игровую комнату. Но когда садишься за стол понимаешь, как всё круто. Изюминка ресторана состоит в том, что напитки на твой стол привозит паровоз (тепловоз, электровоз) с вагонами, на платформах которых они стоят. Хочется заказывать еще и еще. Незабываемое зрелище. Ребенку приехал детский паровоз «Томас» с детским меню. Пустую тару также увозит этот чудо-состав. В общем, достойное завершение сказочного дня. Спасибо, Прага, ты подарила незабываемые ощущения.
Далее наш путь лежал в Германию в городок Руст, где находится крупнейший в Европе парк аттракционов «Европа-Парк». Это был наш подарок ребенку за успешный учебный год. Выехали вечером, до утра надо было проехать 650 км По дороге заехали в г. Плзень на пивзавод «Пуркмистр» и купили свежайшего пива разлитого в 1,5 литровые пластиковые бутылки. Срок хранения — одни сутки. Было решено отметить наш приезд в Руст этим пивом.
За Плзенем начинается Германия. Германия встречает казусом. Дело в том, что у меня начал заканчиваться бензин. Сусанин предложил доехать до границы, типа, там и заправишься. На моргающей лампочке доезжаю и вижу, что заправки НЕТ. Вернее, была наверно когда-то, когда здесь был полноценный таможенный терминал между Чехией и Германией. Обратно возвращаться нет смысла, заправка в 60 км осталась, до ближайшей по маршруту следования в 70 км Час ночи, Сусанин предлагает съехать с автобана и через 6 км заправиться.
Заправка оказалась в 18 км, работающая в это время только по заправочным картам. Вариант или ночевать, или рисковать. Тут на наше счастье подъехала фура с польскими номерами. Шофер на русском (!) языке объяснил, что обратно в Чехию по автобану километрах в 10 есть заправка. Через 25 км я доехал до спасительной заправки. В итоге, мы проехали около 50 км на сухом баке. Заезд в Германию. Дубль два. Два часа ночи, автобан пустой… Краем глаза замечаю в темноте затаившуюся в кустах машину. Через десять секунд она уже дышала мне в зад и это при скорости 130 км. Обогнала. Секунд пять ехала впереди, ну а дальнейшее развитие ситуации я уже знал из рассказов-отзывов и был готов к этому. И точно, на заднем стекле пошла бегущая строка: «Ахтунг, Полиция». Жду жезл. Все, как по книжке, жезл начал мне махать. Включаю поворотник правый, типа, понял вас, тридцатый…Через минуту появляется стоянка, заруливаем, ждем.
Почему-то я представлял, что сейчас выйдут люди из фильмов про войну с такими же свирепыми лицами. Выходят. Больше всего мне хотелось, чтобы из них у кого нибудь дедушка на войне не погиб. Подходят… От смеху мне захотелось в туалет, благо он был рядом, бесплатный и знаменитый. К нам подошли двое молодых невысокого роста. Помахали в темноте для устрашения пистолетами. Извинился, что остановил, представился, показал документы. Попросил у нас паспорта, права и документы на машину. Минут пять пробивали нас. Я для экономии времени и чтобы показать своё безразличное отношение к происходящему, решил опробовать это чудо — немецкий туалет. Это действительно так. Все чисто, аккуратно. Выхожу… страшных полицаев и след простыл. Эх, машину не успел разглядеть, что так быстро ездит. Запомнил только что была «Ауди-Кватро».
Доезжаем до ближайшей заправки, паркинг, сон. От усталости даже не надуваем матрац, я растягиваюсь на чудесной лужайке в спальнике. С утра опробовал знаменитые немецкие автобаны на полную катушку. У Сусанина есть функция, где показывает максимальную скорость за время поездки. Теперь там гордо красуется цифра 198. Еще на экране всегда присутствует максимально разрешенная скорость и текущая. Так вот, на некоторых участках этот значок просто пропадал, оставалась только текущая. Не надо объяснять наверно, что это были за участки!
В «Европа-Парк» приехали точно по расписанию, прямо к открытию. Победное распитие на зеленой парковке вкуснейшего плзеньского пива на фоне просто чумовых американских горок.
Мы были в Испании в «Порт-Авентуре», могу смело сказать: «Европа Парк круче». 100 евро на троих и мы опять попадаем в сказку. Она отличается от пражской, но все равно сказка. Особенно для нашего ребенка. Парк разбит на тематические зоны. Каждая зона представляет собой какую-нибудь страну с её достопримечательностями. Есть и Россия. Какое убожество! Так нас изгадить! Кремль, космический аппарат «Союз» (настоящий), Лададром (угадайте, что там за машинки?), медведи по улицам ходят (ростовые куклы), кафешки с названием «Бубушка». Все сделано очень мило, красиво, но все равно душа кипит. Ну и как компенсация за издевательство над чувствами — русские горки. Мы их называем американскими. Вход в них через стенд «Газпрома». Выделились газпромовцы, молодцы. Сами горки — это нечто. В «Авентуре», чтобы придать инерцию для скорости, тележка поднимается высоко и там самокатом начинает кувыркаться. Здесь же инерцию придаёт разгонный механизм. Представляете, за пару секунд тебя выстреливает до высокой скорости и начинается! Писк-визг, земля под ногами, сверху, сбоку. Полный восторг!
Огорчило немного расписание парка (с 9:00 до 19:00), т.к за весь день попробовать каждый аттракцион просто нереально. Много времени уходит на стояние в очередях. В «Авентуре» в этом плане получше. Во-первых, он открыт допоздна, во-вторых, на закрытие там начинается грандиозное водяное шоу, и в третьих после 18:00 там билет дешевле и очередей меньше. Немецкая пунктуальность и испанский темперамент сыграли здесь не последнюю роль наверно. В общем и этой сказке пришел конец или как выражаются местные — капут. Алия довольна — и это главное. Папа с мамой тоже.
Наш путь лежит в Италию через Альпы. Просим Сусанина не вести нас скоростными (платными) дорогами, а показать всю красоту гор. У подножия Альп решено заночевать, чтобы зреть всю красоту завтра. Хочу немного рассказать про наш отель на колесах Auris Resort and Spa 5 stars с системой «все включено». Мы не первый раз пользуемся услугами данного отеля (дома еще есть Fit Resort and spa) и очень радуемся, что он у нас есть. Во-первых, он есть везде, где захочешь, и не надо быть привязанным и спешить, боясь опоздать и потерять бронь. Во-вторых, он очень удобен и привычен, т.к. постель застелена всегда родной простыней. Ну и в третьих он совсем недорог, я бы даже сказал, халявный. Минусов два. Отсутствие кондиционера в номере, но это поправляется открытием окон. Не всегда есть душ. Но зато наутро там подают чудесную гречневую или овсяную кашу, которую наша мама заваривает в термос на ночь, а на завтрак невозможно проспать. Вот и сегодня мы воспользовались его услугами.
Ночь в Альпах — это нечто. Такой воздух надо прочувствовать, его невозможно описать.
Альпы
«Лучше гор могут быть только горы». Я знаю это с детства, ибо родился и вырос в Таджикистане. Я в своей стихии. И пусть Альпы не похожи на Памир, но этот воздух я запомнил на всю жизнь. Сусанин, как и обещал, вел нас местными дорогами с умопомрачительными видами. Дорога шла мимо Боденского озера и альпийских лугов.
Каким-то чудом нашли съезд к реке бирюзового цвета (такой цвет я видел только у р. Вахш на Нурекской ГЭС в Таджикистане). Незабываемый обед на фоне альпийской красотищи долго еще будет будоражить мозг…
Забираемся все выше. И вот они красавцы горы, шапки которых покрыты снегом в разгар лета. Сердце Альп. Глядя на всю эту мощь, до тебя начинает доходить подвиг Суворова, проведшего АРМИЮ (люди, пушки, танки, самолеты) через перевал Сен-Готард. Это легендарное место осталось в стороне километрах в ста пятидесяти, жалко, что Сусанин не вел нас оттуда… Природа поражает. На фоне снежных гор растут виноградники. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути мы видели растущие рядом березки и пальмы. Так, с разинутыми ртами мы доехали до озера Гарда и, соответственно, до Италии. Спешить некуда, Сусанин нас ведет местными колоритными дорогами, причем средняя скорость остается приличной, благодаря периодически возникающей «синей» магистрали. Это мой термин, в отличие от зеленого платного значка магистрали, на экране Сусанина всплывал этот значок. Дорога становилась не хуже автобана, только с двумя, а не тремя и более полосами. Сусанин разрешал на ней двигаться со скоростью 90-110 км/ч. И, конечно же, она была бесплатна. На горизонте маячит первая намеченная цель — Венеция. Не доехав 20 км, решено заночевать на берегу Адриатики. За день пройдено 700 км самого красивого участка нашего путешествия. Сусанин долго думал, где нас расположить ко сну, в итоге выдал удачную парковку с видом и запахом на море. Здравствуй, знакомый и родной отель Auris Resort and spa.
Венеция
В Венецию на машине не сунешься. Вернее, сунешься только до дико дорогой парковки. Но зачем, если рядом есть городок Местре с находящимся там кемпингом? Его мы выбрали заранее, т.к. кемпингов вокруг Венеции много. Привлекало небольшое расстояние до Венеции (на общественном транспорте 15 мин., остановка около ворот кемпинга), недорогая цена и большое количество положительных отзывов. Хотя «недорого» нельзя применить к Венеции и её окрестностям. Заезжаем. Аккуратненький, небольшой кемпинг. Без труда находим место для тех, у кого «машина+тент» (т.е. палатка).
Справа французы, слева голландцы. Французы только пяляться, голландцы почти сразу вступают в знакомство. Муж с женой пожилого возраста, милые такие. Очень приличный английский. Долго не мог объяснить, где находиться Казань. Это мы думаем, что Камазы, Универсиаду знают везде. Потом вспомнил, что в Лиге Европы наш Рубин играл (и проиграл :() с голландским Твенте… Дядька оказывается фанатом «Аякса», да и вообще футбола. Тут все встало на свои места! Ну все, палатка собрана, завтрак окончен, с соседями познакомились. Теперь можно и в Венецию. Остановка, автобус, 2 евро, 15 минут и вот она!
Из всех предметов на земле я могу рисовать только самолеты, т.е. совсем не художник. Но в этом месте наверно в любом человеке просыпается Тициан, оригинальными полотнами которого увешаны многие местные церкви! Нет ни одного похожего друг на друга здания, одно красивее другого.
Идем на речной трамвайчик №1, дабы прокатиться по всему Гранд-Каналу до площади Сан-Марко. Лично меня этот транспорт и вид передвижения разочаровал. Очень сильно шумит, трясет и постоянно куда-то причаливает. Стоит 20 евро на троих, вернее, того не стоит. Обратная пешая прогулка вдоль Канала принесла гораздо больше эстетического наслаждения. Великолепная базилика с колокольней, площадь Сан-Марко, легендарный ресторан «Флориан».
Бродим по каналам и канальчикам до церкви Санта-Мария-Салуте, попутно заходя на многочисленные выставки всех направлений художеств. Далее, зная конкретный адрес, идем в ресторан, вдалеке от туристических троп, куда ходят местные. Это означает гарантировано традиционные блюда по приемлемым ценам. Сусанин ведет безошибочно. Наверно, со стороны смотрится прикольно, когда из недр спрятанного в карман телефона раздается голос: «Плавно поверните направо и пройдите столько то метров…». Некоторые русскоязычные туристы оборачивались. Проходим сквозь местного рынка Риальто, где продают всякие фрукты-овощи, наконец доходим и лишний раз убеждаемся, что это действительно традиционный местный ресторан. Закрыт! Сиеста! Пофиг на всех венецианских туристов, у нас свое расписание. До открытия полчаса, ничего потерпим, ибо это стоит того. Три порции вкуснейшей пасты и пицца огромного размера обходиться в 25 евро.
Действительно сидят в основном местные, в частности, много гондольеров. Сытые, довольные идем за сувенирами. Маска (как уж без неё), изделия из муранского стекла, магнитики, безделушки, зонт!(пошел дождь) До свидания, Венеция, мы к тебе еще когда нибудь вернемся! Возвращаемся в кемпинг. Несмотря на почти все занятые площадки, стоит тишина, на детской площадке только раздаются периодические хохотульки. Все сидят, пьют вино, негромко общаются. Наконец завязался разговор с французами соседями, естественно, они по-английски не слова, я соответственно — по-французски. Но все равно, путем интернационального языка жестов разговор как-то клеится. Я им рассказал о своих похождениях по Парижу, что видел. Они попытались рассказать о своей поездке в Москву и Питер. Очередная попытка объяснить, где находиться Казань ни к чему не привела. Нарисовал на капоте цифру 800, объяснил, что это расстояние от Москвы на восток. Француз зааплодировал, такое расстояние для французского мозга впечатлительно, наверно. Небольшой минус кемпинга (да и, наверно, всех близлежачих к Венеции мест) — это комары. Много каналов, много комаров.
Следующий день намечен как разгрузочный. Быть на Адриатическом море и не поваляться на пляжу?! Кощунство. Выезжаем, расплачиваемся (30 евро), двигаем 40 км до следующего кемпинга. Заранее выявленный кемпинг «Vigna sul Mar Camping Village» (Via Capanno Garibaldi,20 — Lido di Pomposa — 44020 Ferrara) по словам очевидцев, должен не разочаровать. И вот мы стоим перед шлагбаумом. Народу-тьма. Кемпинг действительно популярен среди туристов. Еще бы. Четыре звезды, два бассейна (взрослый и детский), офигенная развлекательная программа вечером, белоснежный песчаный пляж, ресторан неплохой, при отеле есть маркет со своей пекарней, бесплатный WiFi в специальном отведенном месте отдыха. И все это удовольствие стоило нам 24 евро!!!
Получив право на кусочек земли для машины+палатки, нас сопровождает гид Симон, указывая на свободные места, типа, нравится — не нравится. С четвертого раза понравилось. Обживаем место и на пляж. Вход на пляж по браслетам, типа, египетских, где все включено. Адриатическое море! Сначала недоумение, что вода мутная. Оказывается — это не муть, а песок в прибрежной полосе взбаламошенный. Дно песчаное, причем глубина изменяется очень медленно, идеальное место для детей. По грудь мне стало только метров через 100. Вода чистейшая. Только подвела немного погода, небо было затянуто пеленой облаков, но это не помешало загару и устроить любимую фотосессию Алие.
Соседская машина… привет Якутии.
Наступает вечер, появляется коньяк, а затем и соответствующий настрой для развлекательной программы. Аниматоры молодцы, наша Алия со всеми детьми на переднем плане задает жару своими огненными волосами под «Арам зам зам». Папа с мамой сидят в ресторане, поедая вкуснейшую пиццу, периодически поддерживая свою красавицу. Иду за ноутбуком, только отхожу от палатки, подходит немец. Завязывается разговор на английском. Он увидел наши российские номера, специально подошел, чтобы рассказать, как он ездил автопробегом из Москвы до Иркутска и какая у нас красивая страна. Казани он, к сожалению, не знает, т.к их маршрут проходил ниже, через Самару. Но помнит Уфу, на том и порешили, что это где-то там. Я ему рассказал про свой маршрут, чтобы выразить восхищение нашим пробегом, подарил мне бутылку немецкого пива. Зачетный немец, пригласил к себе в компанию, но мои девочки желали праздника, пришлось вежливо отказаться. Вечер удался!
Следующий день решили посвятить Пизе и Флоренции. Прощаемся со всеми соседями, с немцем , с морем и с кемпингом в лице Симона. Предстоит пересечь итальянский сапог поперек с Адриатики до Средиземноморья. Чтобы сэкономить время, выезжаем на автобан. 2,5 часа езды и 17 евро за удовольствие с ветерком прокатиться, и вот мы в Пизе. Около входа в башню в километре есть заправка с небольшим прилегающим паркингом.
Сусанин порекомендовал оставить машину там, чтобы не нарваться на знак «Zona Traffico Limitato» (аналог нашего «Въезд запрещен»).
Несколько слов об этом страшном знаке. Он есть только в Италии и ограничивает въезд чужих машин в определенное время. Т.е, если ты не житель зоны, где стоит знак, автоматически становишься нарушителем. Нарушения выявляются через видеорегистратор и тебе приходит штраф в размере 100 евро с фото твоего автомобиля! Естественно, что это всевидящее око стоит не везде, но, говорят в инете, что очень часто. Люди, берущие в аренду машины с европейскими номерами, по приезду домой частенько, спустя какое -то время, получают «иностранные письма счастья». Так что осторожней с ним. Нам же бояться было нечего, наши непонятные номера не предусмотрены в их базе. Подходим к башне. Впечатляет. Все фотографирующиеся в одной позе, типа держут башню.
Не стали нарушать традицию, Алия не удержалась попозировать на красивой зеленой лужайке.
Ограничиваемся осмотром этой основной пизанской достопримечательностью и едем дальше во Флоренцию. Т.к было воскресенье, на парковку нас пустили бесплатно. Парковщик объяснил, что два часа мы можем стоять «free» Идем искать самую известную достопримечательность Флоренции — собор Дуомо. Это теперь я знаю как он называется, тогда же….почему-то я думал, что его видно со всех сторон и мы без труда его найдем. Из разговора с полицейским:
— Здравствуйте. Вы говорите по-английски?
— Немножко. Что Вас интересует?
— Как пройти на самую известную достопримечательность?
— У нас тут много известных достопримечательностей…
— (тут я забыл как переводиться собор….)Ээээээээээээээээээээээээээээээ… церковь… большая!!
— Извините, не понимаю…
Пытаюсь изобразить большой купол руками.
— А, вам туда (задаёт направление рукой)… Дуомо!
Сусанину дана команда: «Дуомо». Не знает. Пришлось идти куда все идут… Когда я увидел ЭТО, меня повергло в небольшой шок. Это нечто! Это рахат-лукум для глаз!!! Можно бесконечно долго восторгаться эти шедевром, строящегося на протяжении 6 веков (более любопытные могут все причитать в инете), но поверьте — это надо видеть.
Странно, почему его до сих пор не занесли в список семи современных чудес света? Даже Фасад Казны в Петре в Иордании произвела на меня меньше впечатлений. Великие люди, затеявшие и доведшие это дело до конца!!! Теперь я точно знаю, что ответить на вопрос: «Самое красивое здание, которое Вы видели…?» На обратном пути попадаем на рынок. И хотя шопинг у нас запланирован в Сан-Марино, не удержались, я накупил себе шикарных итальянских галстуков, Ландыш что-то из вещей и женских побрякушек. Эх знали бы! Самые лучшие цены во всей Италии — во Флоренции однозначно. Кто не верит, проверьте…
Едем дальше в забронированный отель в городке Монтекантини-Терме. Это очень известный курортный город с термальными источниками. Всеитальянская здравница, так сказать. Пенсионеров всяких мастей — тьма. В центре ездит прикольный состав — паровоз на автомобильной тяге, возит этих божьих одуванчиков. Эти лица надо видеть… Отель «Giovanna» ( Via Felice Cavallotti, 126, Montecatini Terme, 51016) три звезды, 35 евро трехместный номер с завтраком.
Кстати, в отеле предоставляют бесплатную аренду велосипедов. Заселение, душ, прогулка по окрестностям, вечерний ресторан… сон. Действительно, даже воздух оздоравливающий. Спиться замечательно…
Сегодня намечена финишная прямая нашего путешествия — дорога в Рим, вернее пригород — Fiano Romano. Там нас ждет забронированное заранее бунгало в кемпинге «Family Park I Pini» (Viale Delle Sassete 28, Fiano Romano, 00065). Опять просим Сусанина показать всю красоту Италии, проведя нас по национальным дорогам. Чего мы там только не видели!!! Специальные «питомники» с различными готовыми садовыми деревьями и кустарниками, уже постриженные и фигурно обрезанные, причудливые дома, заводы по изготовлению всего итальянского и много чего интересного. Как известно, «все дороги ведут в Рим». Вот и мы проверили верность этой пословицы, проехав от Казани 5 500 км Но пока нам предстояло заценить кемпинг. При бронировании я указывал, что необходима дополнительная кровать для девятилетнего ребенка, т.к бунгало было двухместным. Работники кемпинга красавцы, все подготовили к нашему приезду, только они перепутали, видать, и вместо для девятилетнего приготовили для девятимесячного! Детская кровать, какой-то столик, ванночка для купания! Но кровати были настолько широкими, что на одной спокойно уместились (в обнимочку) мы, на другой наша «девятимесячная» дочка. Прощаем…
Пока папа бороздил просторы инета, сидя в ресторанном дворике, девочки уже плескались в бассейне (детский и взрослый).
Решено поехать посмотреть ночной Рим. Итальянский ужин с традиционной бутылочкой Кьянти и вот мы готовы к встрече с Великим городом. На рецепшене, правда, нас предупредили, что после 23:00 езда по кемпингу запрещена и попросили по приезду оставить машину на парковке внутри кемпинга. Дорога занимает до Рима 20 минут. И вот мы участники какого-то дикого реалити-шоу под названием «римские дороги». Даже «всезнающий» Сусанин не успевал реагировать на бесчисленное множество поворотов, разворотов. Пока он произносил свою речь, типа, поверните через столько-то метров, поворот уже проскакивался и здесь начиналась другая ненормативная речь (моя). А еще скутера под колесами… Такого количества двухколесных транспортов я не видел нигде. Жесть. Находим общественную парковку в паре километров от Колизея, бесплатно паркуемся (с 22:00 до 8:00) и наслаждаемся прогулкой по ночным улочкам с вечерними кафе.
Вдоволь нагулявшись, возвращаемся все в эмоциях…
Ранний подъем, завтрак и вот мы по знакомой дороге едем в Рим. Естественно, попадаем в пробку, но проводим в ней немного времени, т.к. наш путь лежит на станцию Saxa Rubra. Это, по сути, пригород Рима, окраина, вернее. Тут находятся большая «перехватывающая» парковка для авто, автобусная станция и станция метро. Парковка стоит всего 2 евро на 12 часов. Покупаем билет на «веселое» метро…
…и через 30 минут мы в центре Рима. Постояв немного в очереди (она на первый взгляд такая длинная и страшная, идет довольно быстро), берем единый билет в Колизей и на Палатин. Кстати, билет можно брать и на входе в Палатин, там очередь меньше.
Колизей потрясает. Будь здесь амстердамские кофешопы поблизости, наверно, можно было бы услышать шум огромной толпы, жаждущей смерти побежденного, рев диких зверей и стоны гладиаторов… Но всего этого мы не услышали, но все равно это — грандиозное строение. Веспасиану Флавию зачет!
Направляемся на Палатин, любуясь прекрасным видом на Вечный город. Вот оно место, где Ромул очертил первую борозду и дал первые очертания города.
Отдых в апельсиновой роще под висячими сверху апельсинами. Бродим по древним улицам, проникаясь древностью этих мест… Далее в Ватикан через Форум. Ограничиваемся осмотром площади Святого Петра, попасть внутрь собора Святого Петра, значит, отстоять огромную очередь, на которую остаётся мало времени.
В следующий раз… Пока же идем смотреть Пантеон с его дыркой в куполе.
Заходим… Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. Получив заряд эмоций, идем в одно из старейших пиццерий Рима с оригинальным названием «Est Est Est»( Via Genova 32). Очень популярное место, поэтому столики почти всегда заняты. Необходимо приходить к открытию в 19:00, наверняка, что-то найдете. Ужин на троих (две пиццы, три вида паст, литр домашнего вина) обошелся в 35 евро. Рекомендую!
Этим ужином завершился наш осмотр Рима. Конечно, он был очень поверхностный, что дал нам лишний повод приехать сюда в следующий раз надолго. Возвращаемся на стоянку. Всё! Конечная точка маршрута пройдена, впереди обратная дорога домой. Она лежит через Сан-Марино куда и направляемся. По дороге опять пользуемся услугами отеля Auris Resort and spa, с чудесным видом на горы.
Сегодня мы в государстве-карлике Сан-Марино. Много о нем начитаны, ждем с нетерпением встречи. Также знаем , что это государство с беспошлинной торговлей, т.е. теоретически там все должно быть дешевле. Типа Андорры. Ну ну, посмотрим. Карабкаемся вверх. И вот мы на вершине горы и соответственно в столице Сан-Марино — Сан-Марино.
В маленькой стране — маленькие машины.
Паркуемся. Впервые воспользовался «обменникоматом». Суешь десятку и чувствуешь себя победителем «однорукого бандита». Сыплется гора мелочи. Отсчитываем два евро за два часа. Любуемся красотами крепости, особенно красиво она смотрится у подножия горы. Насытившись осмотром, идем по магазинам, коих тут бесчисленно множество. Тут начинается та самая ложка дегтя. Это — русские туристы. Я так понял, что в связи с близким расположением Римини (самый «русский» курорт во всей Италии), основной желанный покупатель — наш брат. Как будто никуда не уезжали. Везде русская речь, цены на русском, продавцы говорят на русском, меню в ресторанах на русском. Видать, я был такой не один, кого этот «анклав» не возбуждал. Стою на парковке, жду своих девочек, которые убежали что-то докупить, проходит толпа наших мимо машины. Из толпы голос: «…Бл…, тут даже машины российские!». Что касается ожидаемых дешевых цен, так мы их не увидели. Вернее, они были чуть дешевле, чем по всей Италии, но явно не на 18% как обещали. Единственное, что нашли — оливковое масло. Но так как это был последний шанс пошопиться в Италии, пришлось накупить сумочек, кошельков, ремней. Это не Андорра, где действительно страна — один большой беспошлинный магазин, куда едут за покупками многие европейцы.
Тут и наших видать хватает, так что немного дешевле и ладно, всех устраивает… Лично мне во Флоренции ассортимент, качество и цены больше понравились. Будем в следующий раз знать… Спускаемся вниз.
Сегодня наша задача — проехать 550 км до Инсбрука. Дорога лежит через автобан. На выезде из Сан-Марино замечаю посторонний шум, исходящий из передней части двигателя. «Это жжжжжжж неспроста» подумал я, как тот самый герой из мультика. Решено доехать до Инсбрука и там показать машину на тойотовском сервисе, благо этот звук пока не был настолько критичным. Колесим через всю Италию, начинаются Альпы. Через какое то время заезжаем на заправку купить австрийскую виньетку и слышу, что «жжжжжжжж» начинает усиливаться. До Инсбрука 250 км, надо доехать, т.к. вокруг горы, ничего больше.
Проезжаем пару километров по автобану, и вот она пришла. Или он. Кому как нравиться. Дзинь, хряк, пук (непонятно у кого)… на табло загорается надпись: «Проверьте зарядку аккумулятора». Заруливаю на техническую полосу (отделена от автобана сплошной линией). Открываю капот, вижу порванный валяющийся ремень привода. Нахожу сразу причину. Ролик водяной помпы, вернее, подшипник разбит, сам ролик болтается во все стороны и функцию натяжителя-успокоителя ремня никак не играет. Да уж, этого от японского автопрома я не ожидал на 40 тыс. пробега.
Итог. Я стою на автобане посреди Альп, ближайший город Верона находиться в 60 км, через три дня заканчивается Шенген, до Польши 1 800 км, до дому еще больше, машина далеко не едет. Я себя ощущал в это время где-то на планете Кин Дза Дза. И точно, через пару минут прилетел йацилоп, весь моргает оранжевыми огнями. Техническая служба, типа. На смеси итальянско-немецко-английского языка пытается спросить, в чем дело? Я показываю ему оборванный ремень и тычу на ролик. Первым делом лезет под днище, смотрит, не вытекает ли техническая жидкость какая-нибудь (вот бы попал!). Объясняет, что здесь стоять долго нельзя, надо проехать хотя бы в «SOS-карман». Благо, он рядом метрах в 500 и машина накатом дотуда докатывается. Йацилоп предлагает услуги по эвакуации моего автомобиля с автобана до их гаража с последующим ремонтом. Произносит цифру. Офигеваю! Прошу написать на стекле цифру вручную, вдруг с языком что-то не так. Нет, все правильно, 1000!!! евро!!! Тысячу!!! Что делает русский человек в расстроенных чувствах? Правильно… «Тьфу, твою мать» типа, того произнес я, отчего получил от йацилопа замечание, что плевать здесь нельзя.
— Нервы, — говорю я на русском языке.
— Аааааа... — понимающе кивает йацилоп.
Даже в SOS-кармане долго стоять нельзя, мой светящийся спаситель предлагает воспользоваться услугами гаража в нескольких километрах отсюда в какой-то деревне. Прошу минут 15, чтобы остыл двигатель и я мог бы сам уехать без опасения перегрева двигателя. Хорошо, что дорога все время шла под уклон, разгоняюсь, выключаю двигатель, качусь. Так несколько раз. Вот и съезд с автобана, а за ним небольшая парковка. Ставлю машину, иду в деревню. Нахожу искомый гараж, который, естественно, закрыт в 9 вечера. Гараж представляет собой трехэтажное здание, на первом этаже сам сервис, выше живут, я понял, сам владелец с его семьей.
На моё настойчивое тарабание в ворота выходит лысый дядька. По-английски ноль. Я по-итальянски. Креатив пришел сам собой. Видать, организм решил расслабиться после всего происшедшего. Почему-то я решил, что сейчас я похожу на героя фильма «Брат-2», когда он сломался на дороге. «Май кар кирдык», — говорю ему я. Если бы прозвучала фраза : «my car broke down», лысый её бы понял точно так же. И показываю на машину, которая находиться во дворе, типа, я тоже сломался. Я ведь не видел, что она представляла собой с невидимой мне стороны. Это была «Хонда» и с обратной стороны она была вся уделана. Лысый думает, что у меня то же самое и предлагает услуги эвакуатора. Но только завтра в восемь утра, сейчас все закрыто. «Нет, спасибо, я сам доеду, тут недалеко ехать» говорю ему я. У лысого от удивления остатки волос на голове зашевелились. Ок, приезжай завтра. В расстроенных чувствах иду обратно, пугает неопределенность… За всю поездку «Аурис» я видел только один раз, явно непопулярная машинка в этом регионе. Сижу, снимаю стресс шампанским (чем же еще?). Подъезжают полицейские, спрашивают, есть ли проблемы. Объясняю им, что сломался и жду открытия гаража до завтра. Спрашиваю у них, разрешено ли здесь ночевать, получаю положительный ответ и пожелание всего хорошего. Шампанское и Альпы делают своё дело…
Наутро приезжаю в гараж, ровно в 8:00 лысый появляется у ворот. Тычу его в поломку, до него доходит в чем дело. Загоняем на подъемник, разбираем все что нужно. Лысый уходит искать помпу, я остаюсь в неведении… Через 20 минут выходит хмурый. Жестикулируя объясняет, что звонил в тойотовский центр в Милане (ближе нет). Помпа будет там через два дня. Теперь волосы шевелятся у меня… Пытаюсь объяснить, что у меня виза закончиться через два дня. Лысый опять уходит в поиски. Через полчаса выходит с листком бумаги и нарисованным каким-то алгоритмом действий. Объясняет, что в таком-то городе есть помпа, её могут сегодня привезти в Верону. Потом он съездит в Верону на своей машине и привезет её сюда. Расписывает перечень работ и дополнительные запчасти (ремень, антифриз). Рисует итоговую сумму: 370 евро. Спрашивает, типа, согласен-не согласен? Спрашивает еще, блин!!! Лысый просит удалиться в находящийся поблизости парк (итальянское гостеприимство?). Начинаются долгие часы томительного ожидания. Парк представляет собой место встречи всех деревенских. Здесь есть футбольная, теннисная, баскетбольная площадки (каждая отдельно), туалеты с душем в т.ч. для инвалидов, парковая зона и детская площадка. Здесь мы и увидели, как растут наши березки и рядом невдалеке пальмы.
В 12 часов все вымирает, лысый тоже все закрыл, до 4 часов тишина!!! Смотрим, в 14:00 укатила его машина, в 15:30 приехала долгожданная помпа. Через час мы снова на коне, карта опустошена в глубокий минус, но после всего пережитого рады все! Едем в Инсбрук, у нас еще есть в запасе немного времени, какая же женская душа пропустит магию Сваровски. Обратная дорога по Альпам не столь живописна, все быстро проноситься, не успеваешь ничего запомнить. На высоте 1 300 метров попадаем в сплошную облачность, чувствуем себя, как в самолете. Решили заехать в сам Инсбрук, обзорная экскурсия, так сказать. На светофоре рядом с нами опускается стекло, какой-то парень восторженно приветствует нас на русском языке. «Откуда-куда, очень рад увидеть российские номера, не нужна ли помощь?» Приятно, черт побери…
Приятный современный буржуйский город. И вот, наконец, доезжаем до городка Ватеннс (Wattens), где находиться сам завод и музей Сваровски. Перед музеем огромная парковка, где и решено организовать ночлег. Место шикарное.
Вход в музей, увенчанный «головой великана» — это покрытый травой холм, украшенный сверкающими кристальными глазами и ртом, из которого фонтаном струится вода, а вокруг расстилается широкий парк с восхитительным ландшафтом. И что же здесь делает этот Великан, спросите вы? Давным-давно в Тироле, исторической области Центральной Европы, жил один Великан, у которого было много-много сокровищ, бережно им хранимых. Из этой давней легенды был взят образ стража-Великана. И воздвигли ему монумент прямо над входом в пещеру, и было ему поручено охранять бессметные сокровища Swarovski! Официально музей открыт до 18:00, но парковая зона доступна круглосуточно. Представьте… ночь, светящийся Великан с журчащим водопадом, Альпы… бутылочка Кьянти.
Незабываемая романтика и достойное завершение трудного дня…
Сегодня мы погружаемся в магию Сваровски. Это действительно магия! Первое, что мы видим в вестибюле пещеры, — это вариации на тему произведений искусства Кэйта Харинга, Ники де Се-Фальи, Джона Брекке, Сальвадора Дали и Энди Уорхола, а в центре всего этого великолепия находится главный экспонат — центенар — самый большой ограненный кристалл в мире весом в 300 000 карат! Каждая грань кристалла сверкает всеми цветами радуги. Бесподобное зрелище! Не успев налюбоваться центенаром, двигаемся к следующему залу и попадаем в невообразимую разумом феерию — механический театр Джима Вайтинга. Все здесь — одежда, куклы, предметы быта — неожиданно оживают и превращаются в танцующие и летающие объекты.
А ведь это было только начало! Следующая иллюзия, которую нам предстоит испытать — нахождение внутри гигантского кристалла! «Тысячекратное преломление света под музыку Брайана Эно, море зеркал создает впечатление бесконечности пространства» — это мы находимся в Кристальном Соборе — куполе геодезической формы, состоящем из 595 элементов. Идем дальше, и в следующем зале мы уже кружимся, как в вихре, в калейдоскопе изображений и звуков. «Спираль из 48 многоугольников уведет вас в мир кристалла. Картины, графики, иллюстрации и анимация документируют его возникновение, очарование и значение для науки, прежде чем посреди композиции вам приоткроются мистические стороны сверкающего материала». Остается последний зал на втором этаже, который предстаёт перед нами в виде творения Фабрицио Плесси. Название его произведения — «Кристальный лес». Деревья здесь растут не так, как в обычном лесу — они свисают с потолка, и в каждом дереве находится искусственное ядро со встроенной видео-композицией. Очень необычно!
Прогулка по волшебному лесу сопровождается таинственным мерцанием медузы сифонофоры «Leviathan». Ну и далее самый большой магазин Сваровски. Чего тут только нет, глаза разбегаются. Цены магические… вроде недорого для такого. Мы оставили специально для сувениров небольшую трехзначную цифру европейских дензнаков, но это же магия Сваровски! Сами того не заметили, как опустошили и так уже ушедшую в минусы карту еще на 270 евро. Но оно того действительно стоит. Для сравнения мы потом зашли в нашем городе в магазин Сваровски, цены на похожие товары были в десять! раз выше, чем там. Магия тоже когда-нибудь заканчивается… Вновь немецкий автобан, безлимитные участки,...
...заезд в Мюнхен в ТЦ «ReR» (как же не поесть немецких сосисок), снова автобан, снова автобан, только чешский (дыр, дыр, дыр), Пльзень с заездом в «Пуркмистр» и опять красавица Прага. Недопитые сорта пива не дают покоя, даже если завтра виза заканчивается. У нас, кстати, в связи с поломкой сгорела бронь и оплаченный номер в понравившемся нам отеле «Henrietta», т.к. мы рассчитывали быть там вчера. Надеемся на чудо. Чудо происходит. Объясняем ситуацию, нам разрешают поселиться не в трехместном номере, а в двухместном+детская кровать, извиняясь (!), что все номера на сегодня заняты. Отдельная еще раз благодарность администратору с понятным именем Helena!!! Номер, фиг тебе душ первым, «Планета РТР» (дежавю) и вот мы в полной готовности идем покорять недопитые литры пива в Тяжелые времена. Алия хитрая, понимая, что кроме сока ей ничего там не светит, остается в номере смотреть фильмы. ПитЕр узнает, наливает нераспробованное, причем денег сразу не просит, а пишет на бумажке и отдает её нам (в прошлый раз просил рассчитаться сразу)… Мы свои! Там всем своим так делают… Напоследок докупаем семь бутылок разных сортов пива на память.
Подъем рано утром, сегодня предстоит проехать 1 000 км и в конце нас ждет награда за все наши труды — польско-беллорусская таможня. Еще раз благодарим всех и вся на рецепшене в отеле и теперь уж точно прощаемся с Прагой… вернее говорим ей «До-свидания». Знакомый путь обратно, знакомый ресторан, недорогой вкусный обед и вот мы стоим перед дилеммой… куда спрятать контрабанду? По белорусским законам ввоз спиртного ограничен тремя литрами (включая пиво) на совершеннолетнего. Перевес составляет около 10 бутылок пива. Шесть из них надежно прячем, остаются четыре. Ну, просто некуда. Решили, что не будем отпираться, если найдут и в крайнем случае торжественно выпьем за белорусско-российскую дружбу там же всю контрабанду. Едем. Километров за 50 до границы выпадает второй шанс пообщаться со стражами дорог.
Перед этим даю обогнать сзади мчащийся фургон с польскими номерами и пристраиваюсь к нему. Еду по принципу «Кто первый, тот все тут знает». Вижу на обочине патруль, фургон притормаживает, я тоже. И тут происходит явно некрасивая картина. Пан полицейский пропускает фургон и останавливает меня, подходит и тычет мне радар с оооочень явным превышением скорости. Что тут началось! Бедный пан полицейский услышал такой набор слов о несправедливости деления по национальному признаку, причем с двух сторон (Ландыш тоже была обижена таким хамством)… В общем, нас отпустили с миром, упертые татары категорически не хотели признавать своей вины. И вот граница. Мы, как все ненормальные, сунулись на Тереспольский переход. Очередь была (замерил по одометру) 3,6 км.
Через три часа заканчивается Шенген, правила строгие. Пытаемся надавить на жалость, природное обаяние тоже не спасает. Главный таможенник (дошли аж туда) говорит, что и рад бы пропустить, но тут начнется такое «мочилово» и показывает на очередь… По сути он прав, нехрен ломаться, где попало.
А очередь такая длинная возникла по причине того, что с 1 июля в Белоруссии изменятся таможенные ставки благодаря Единому Таможенному Союзу и туда пытались успеть завезти все что можно (машины, бытовую технику и все ликвидное). Впередистоящие говорили, что стоят здесь 20 часов. Узнаем, что в 30 км есть другой переход — Долмачево, там очередь должна быть меньше. Едем. И точно, «всего» лишь два км и примерно 8-10 часов стояния.
Разница в длине очереди и количестве стояния объясняется тем, что здесь меньше транзитных машин, только в основном местные (транзитные долго оформляются). Опять беседа с начальством… По правилам они должны нас выпустить, но взять штраф 500 злотых, но видать я так им изнасиловал их польский мозг, что они при мне записали мой госномер и пообещали никаких претензий ко мне не иметь. Возвращаюсь с маленькой победой к своим. Периодически ездит патруль, переписывает номера машин и сверяет их во избежание продажи очереди. Завязывается беседа с соседями спереди на белорусских номерах. Беседа плавно перетекает в совместное распитие спиртных изделий за дружбу братских народов. Теперь я знаю, что это действительно так. К сожалению, через часа четыре (помню, что пили за окончание виз) мой утомленный длинным перегоном организм сдался. Николай, Андрей, Лена, я очень рад знакомству с вами, вы очень классные ребята!
Еще раз прошу извинить (вдруг кто-нибудь из вас прочтет этот опус) за столь быстрое поражение, пан полицейский всю кровь выпил, гад … К сожалению, на таможне нас разъединили, так они шли по «зеленному коридору», а нам надо было зарегистрировать «taxe free» и, соответственно, они уехали раньше. Они, кстати, научили нас перевозить контрабанду. Если у вас есть ребенок, положите всю контрабанду под ребенка и пусть спокойно спит, или делает вид, что спит. Таможенники попросят или просто показать лицо ребенка или вообще не станут тревожить. Ну уж если найдут в худшем случае, скажете, что ваш ребенок йог. У нас прокатило… тем более, что почти всю её (контрабанду) выпили.
Штраф, как обещали, не взяли, в семь утра мы были в «родной» Белоруссии. Супруга сдает вахту (умница, столько выдержала!) и мы едем в Брестскую крепость. Быть в этих краях и не посетить это легендарное место?
Найти крепость очень легко, не надо даже обращаться за помощью к Сусанину. Везде есть указатели «Крепость». Бродим по остаткам крепости, натыкаясь на законсервированные руины. Помню, в детстве я зачитывался книжками про героев тех военных лет и вот я здесь… Естественно, не обходится без музея Брестской крепости. За вход в музей российских денег не берут, банковские карты не принимают, обменников нет. На наше робкое негодование разрешают нам войти за рубли. Рядом со входом стоит стеклянный куб, типа, на поддержание руин, забитый всякими видами денег, туда-то нас и попросили кинуть пятьдесят российских рублей. На троих! Периодически собирают группу и рассказывают про историю крепости. Как много интересного нам поведали там. К своему стыду я не знал про подвиг Гаврилова П. М., в честь которого названа у нас в Казани улица, т.к. он был родом неподалеку. Как перед ним отдавали честь все немецкие солдаты, когда его единственного уцелевшего, тяжелораненного выносили, забирая в плен… Очень много реальных документов, фотографий, оружия. Суперзачетное место!
Дальше наш путь лежит в какой-нибудь центр накупить провизии в дорогу. Помня, что в Белоруссии сейчас жуткий кризис с пустыми полками (так нам показывают по ящику), все-таки надеемся, что нибудь прикупить. Заходим в какой-то гипермаркет и… Может быть, незадолго до нас его посещал Тайный усатый покупатель, но такого ассортимента я не видел даже в нашей благополучной Раше. Одного только хлеба видов двадцать, колбас вообще немеряно… Есть в продаже грузинское вино. Мы набрали полную тележку, в т.ч. спиртное, и это нам обошлось в какую-то страшную цифру — 251 тыс. рублей (белорусских). В пересчете на наши деньги это оказалось 1 400 руб. У нас бы этот продуктовый набор потянул бы на 2,5 тыщи минимум… По дороге обратно заруливаем на площадку отдыха, поедая вкуснейшую белорусскую колбасу и булки…
Кризис, блин… Ну а далее, привет, Россия, небольшая пробка из грузовиков, пробка даже в два часа ночи на подъезде в Москву, сон в хорошо знакомом отеле и финишная прямая домой. Здравствуй, родной Татарстан!
Ну, а теперь цифры и некоторые советы… Пройдено 9 988 км. На бензин ушло 23 тыс. рублей, из них — 6 тыс. дешевый (Россия и Беларусь), остальное — европейский. Цены на бензин в среднем одинаковые, Польша — 5 злотых (50 руб.), Чехия — 36 крон (60 руб.), остальные страны — 1,45-1,55 евро. Общий бюджет поездки составил чуть меньше ста тысяч рублей, включая незапланированную поломку (15 тыс.), визы (10 тыс.), питание, проживание, развлечения, сувениры, подарки и прочее.
Отдохнув таким вот способом (да да, езда по европейским дорогам тоже в каком-то роде отдых), мы стали солидарны со многими европейцами, которые предпочитают самостоятельному (в т.ч. автомобильному) отдыху все остальные виды.
По поводу еды. Мы составляли свой рацион таким образом. С утра мы ели заваренную на ночь кашу (овсянку, гречку) плюс кофе или чай. В дороге с нами был электрический чайник (наш автомобильный незадолго до этого сгорел, новый я не нашел, потому что выбор авточайника — это сложная штука, очень много китайских подделок, который запросто могут посадить эл. цепь авто), поэтому с горячей водой проблем никогда не возникало. Даже без чайника в любой кафешке вам нальют горячую воду бесплатно (если сможете объяснить). На обед старались зайти в какое-нибудь заведение с традиционной кухней, а вечером как получиться (в кемпингах готовили сами, если был переезд, заезжали на стоянки и довольствовались едой из магазина).
По поводу проживания, как уже наверно замечено, очень часто ночевали в машине. Такой вид ночлега экономил в первую очередь время, т.к. у нас было очень много ночных переездов, ну и немного денег, естесно. Два взрослых плюс ребенок достаточно комфортно размещаются, мы, по крайней мере, спали хорошо. Умывание происходило, как у всех местных дальнобоев, на заправках в человеческих туалетах. Кому надо было, ходили в душ там же.
И вообще… Планировать дальнюю поездку необходимо заранее, отели точно будут дешевле, обязательно наметить парковки, либо бесплатные, либо не очень дорогие, спланировать походы по достопримечательностям и самое главное — не бояться… У нас это получилось… Без булдырабыз… (Мы можем!).