|
Привет, дорогие друзья!
Не перестаю хвалить создателей этого сайта, считаю его очень полезным, информативным, интересным и приветствую всех его посетителей и авторов многочисленных статей. Сам я коренной дальневосточник и уже который год живу на Сахалине, но при любой возможности стараюсь выбираться отсюда, дабы не привыкать и не испытывать симптома «кислородного голодания».
Есть у меня пара славных друзей, тоже дальневосточники, но проживающие в столице. Была у нас как-то идея отправиться в путешествие на машине, что мы и сделали в прошлом году — проехали из Москвы до Адриатического моря в Хорватии и обратно. Но как-то не сложилось написать об этом отзыв, может быть дойдут руки до этого несколько позже, а вот в памяти еще свежи воспоминания о недавнем путешествии по Западной Европе на Новый год 2008-2009.
Дело обстояло так. Однажды вечером москвичами было озвучено предложение отправиться встречать Новый год в Европу. Сам я на подъем достаточно легок, решено было готовить документы и покупать билеты до Москвы. Иван занимался оформлением виз, были получены приглашения от знакомых для въезда в Финляндию и поданы паспорта на Шенгенскую визу. Говорят, что финны выдают визу проще, чем кто-либо другой из стран Евросоюза, поэтому и была выбрана Финляндия.
В итоге, ценой многодневного стояния Ивана в очередях в посольстве визы были получены, на наших лицах появились радостные улыбки. Предварительно маршрут выглядел так: Москва — Питер — Хельсинки — паром до порта Росток в Германии — Амстердам — Париж, а дальше, как душа ляжет и как получится по времени.
Нравятся мне такие бесшабашные идеи. Находясь на Дальнем Востоке можно бесконечно долго наслаждаться красотами дикой природы, первобытными развлечениями типа ныряния за гребешком или морским ежом, катанием на снегоходах, лазаньем по горам и т.п., но в Европу всегда хотелось, тем более, если делать это самостоятельно и на машине, когда за тобой не следят гиды и не требуют прибыть обратно через пару часов, когда ты только разгулялся.
Для путешествия была подготовлена машина Ford Explorer 2004 г. в., полноприводная, в приятной стандартной комплектации. Должен сказать, что я еще застал времена, когда «Жигули» считались еще не очень примитивным средством передвижения, но в последний раз ездил на левом руле в прошлом году во время упомянутого путешествия в Хорватию за рулем Chrysler Concorde.
Москва — Питер
Прилетев в Москву, я был встречен моими московскими друзьями и на следующие утро мы вчетвером (две девочки и два мальчика) около пяти часов утра двинулись в сторону Питера. Дорога не представляла собой ничего особенного, скользкая, грязная, много гаишников в кустах с радарами, наблюдающими за любителями пересекать сплошную линию разметки. Кстати, по моим наблюдениям с введением новых наказаний водители стали гораздо щепетильнее относиться к грубым нарушениям типа пересечения сплошной линии разметки.
На лобовом стекле красовался свежекупленный GPS-навигатор — очень полезная вещь, без него передвигаться по быстрой и запутанной Европе было бы просто невозможно. Замечу, что большой цветной экран и женский голос, которым с нами разговаривал прибор, были очень удобны. Я перед отъездом тоже хотел купить себе навигатор, но с условием, что впоследствии буду его использовать в покатушках эндуро на мотоцикле и снегоходе, но потом пришел к справедливому выводу, что для таких совершенно разных условий нужны совершенно разные навигаторы.
На модных заправках типа «BP» везде бесплатные туалеты и почти везде есть ведра с водой и щетки для чистки стекол и фар. Приятно и очень полезно. Ехали не быстро — особенно не торопились, нам еще предстояла ночевка в Питере, билет на паром у нас был на вечер 30 декабря.
К левому рулю привыкал часа наверное два, видимо, старею, потому как раньше сложностей при перемещении с левого руля на правый и обратно испытывал меньше. Машина в движении очень понравилась: очень тяговитый двигатель, если мне не изменяет память, 4 литра, безропотно работающая автоматическая коробка передач, ненавязчивая АБС, достаточно неплохое руление и цепкая подвеска, и спереди, и сзади независимая — машина отлично рулится на асфальте.
Единственное, к чему долго привыкал — дворники включаются не вверх-вниз, а крутилкой на рычаге.
Поболтавшись в Питере, по радио услышал устрашающую новость о том, что на таможенном посту Торфяновка, через который нам предстояло переходить границу в Финляндию, очередь из легковых машин порядка восьмидесяти штук и она постоянно растет. Опираясь на прошлогодний опыт пересечения границы, заранее приняли решение пересекать границу ночью, т.к. народу должно быть поменьше, соответственно, очереди короче.
Торфяновка, кстати, славится тем, что имеет базы данных по разного рода должникам типа неуплата алиментов, штрафов и т.п. За нами таких косяков не числилось и по этому поводу мы особенно не волновались.
Дорога из Питера до поста оказалась достаточно мерзкой, конкретно скользкой и плохо посыпанной реагентами, ехали аккуратно. Доехали до границы и пересекли оба поста — и российский, и финский минут наверное за двадцать — народу не было вообще. Российские таможенники в отличие от финнов имели унылые и грустные физиономии, но особенно ничего не требовали, просто по привычке поглядывали исподлобья, вероятно испытывая некоторую зависть по случаю предстоящих новогодних праздников.
Финляндия
В воздухе тут же запахло капиталистической свободой, порадовал темп движения машин с иноземными номерами выше, чем было предписано правилами и удивило полное отсутствие заправок и туалетов, а также практически повсеместное освещение дороги. На дворе ночь, было решено ехать «до упора», до Хельсинки, откуда мы должны были отправиться на пароме на север Германии, если мне не изменяет память порядка 400 км.
За рулем ехал я, остальные дрыхли. Чувствую, что до Хельсинки не дотянем, я начинаю засыпать. Ищем гостиницу, GPS исправно выдает несколько ссылок, решено заезжать в гостиницы недалеко от дороги. В одну гостиницу опоздали минуты наверное на три — перед нами последний номер заняли ехавшие впереди нас русские. Жалко, место было прикольное и недорогое. Едем дальше, плутаем по каким-то маленьким городкам, которые выдает навигатор, на наше удивление в гостиницах даже не горит свет — спят все, на наши стуки просыпаются и говорят, что номеров нет.
В итоге останавливаемся в каком-то маленьком городишке, в номерах около 170 евро за двухместный номер (завтрак включен) и бесплатной парковкой. Просыпаемся к обеду, погода мерзкая, быстро завтракаем, и удаляемся из города. Достопримечательности не искали, но мне так показалось, что в том месте их нет. Удивило, что на дворе декабрь, а полно велосипедистов, погода достаточно щадящая — градусов наверное 10-12 мороза.
Доезжаем до Хельсинки, дорога хорошая, днем разглядели, каким образом светились дорожные знаки — было видно что привычной нам подсветки нет, но знаки светятся. Оказывается, они по периметру или окружности дублируются маленькими диодами. Понравился окружающий рельеф.
По навигатору находим нужный нам причал, погрузка у нас на судно глубоким вечером, решаем изучать окрестности. Эту страну я бы сравнил с фильмом «День сурка»: никакой суеты, медленно едущие машины, бледные людские лица, низкое небо, полное отсутствие снега на улицах, короче, грусть какая-то. Кругом благополучие и умиротворение. Картину разнообразил какой-то веселый человечек на «Жигулях», раскрашенных в американском стиле.
К назначенному времени подъезжаем на нужный нам причал, там уже очередь, стоим, ждем. Попадаем на территорию порта по распечатке из интернета, которая подтверждает нашу бронь на паром — никаких паспортов или чего-то еще. Паром прибыл быстро, как самолет, легковушки и с десяток грузовиков загрузились минут за пятнадцать — я обалдел от такой организации, мы еще не успели в каюте вещи разложить, а уже отчалили. Короче, никакого сравнения с испытанным мной паромом «Сахалин-8», на котором я пару раз ходил из Холмска в Ванино и обратно. Наш назывался «SuperFast 8», полностью оправдывал свое название — мерили по GPS, скорость его движения была 40 км/ч, вот она, — цивилизация. На пароме десять палуб, из них жилые, по-моему, четыре, несколько баров, ресторан со шведским столом на завтрак-обед-ужин, сауна с бассейном.
На палубе холодно, делать нечего, пьем пиво, спим и играем в воздушный хоккей.
По расписанию должны прибыть на север Германии в ее старейший и самый большой порт Росток в 23:35 по местному времени 31 декабря.
Первым наступил камчатский Новый год, был он встречен на палубе, хотели елку выставить, но был сильный ветер и ее бы сдуло, поэтому хоровод решено было водить не выходя на улицу, но бутылка шампанского была распита «на ура».
Сахалинский Новый год был встречен в сауне, шампанского было много, если бы такая сауна была на паромах на местных линиях, я бы наверное ездил на материк чаще. А вот встреча московского Нового года как-то вяло протекла, но об этом даже объявили по радио. Если мне не изменяет память, в точке прибытия часовой пояс был на час позже московского.
Германия
Прибыли и выгрузились из парома также быстро, как погрузились, выезжаем из порта — ни паспорта никто не просит, ни КПП, ничего, обалдеть, как мне это нравится. До 24 часов 31 декабря успеваем доехать до центра, вокруг много радостных людей, смеются, пускают фейерверки, грохочут хлопушками, короче, веселятся. У нас была заказана гостиница в Гамбурге, правда не в ночь с 31-го на 1-е, а с 1-го на 2-е января. Короче, выпиваем еще шампанского, очередь ехать не моя, поэтому моя совесть чиста. По дороге на Гамбург почти каждая встречная машина мигает фарами с целью новогодних поздравлений.
В Гамбурге уже около четырех утра находим забронированную гостиницу, в которой нас встречает седой, неплохо говорящий по-английски немец, похожий на героя из «Семнадцати мнгновений весны». Ценой долгих переговоров нам сдают забронированные нами на следующие сутки номера, но за предстоящую ночь просят оплатить половину стоимости номера (что-то около 60 евро сверху, сами номера стоили около 130 евро).
С трудом паркуем «Форд», потому как все места возле гостиницы заняты и кругом много откровенно брошенных машин. Вообще сложилось устойчивое убеждение, что в Германии упорнее всего встречали Новый год, много пьяных, но самостоятельно ходящих, кругом горы мусора от хлопушек. На следующий день очень долго не могли найти заведение перекусить — почти все закрыто, а несколько раз заходили в кафе-рестораны, там даже свет горел, видимо, народ насколько напраздновался, что забывал закрывать заведения на замок. Казалось, что присутствующим сказали что-то типа: «Так, быстро уходим, праздник закончен», и все побросали посуду, салфетки, и быстренько убежали. В то же время встретили несколько спортсменов, занимавшихся бегом — какая-то жестокая процедура днем первого января. На дорогах много спортивных машин, очень много «Cooper Minica» и в новом, и в старых кузовах, много велосипедистов и мотоциклистов, хотя на дворе зима, прикольно.
По некоторым велосипедам, оставленным на обочине, явно прокатились какие-то лихачи на машинах.
Через сутки наш путь лежал на Амстердам, двигались по запланированному расписанию точно по графику, темп движения стабильный, в пределах правил, попадается много «Порше», причем, за рулем на них не шпанцы, а зрелые дядьки и рядом седые бабушки.
Но попадаются и конкретные раритеты.
Когда пересекли границу с Голландией, как и везде, без остановок и проверки паспортов, километров через десять заметил в зеркале «Шкоду»-универсал белого цвета, с зелеными полосками и оранжевыми мигалками на крыше. Дал себя обогнать, потом он меня обогнал, скорость держу стабильную в пределах правил, машина не отстает и не обгоняет. В итого за пару км до ближайшей заправки — а едем мы по дороге, где нет ни светофоров, ни перекрестков — эта полосатая «Шкода» меня обгоняет, становится на полосе впереди меня и зажигает световое табло с какими-то иноземными надписями. Единственное, что я сумел прочитать — слово «STOP». Короче, они не хотели меня останавливать на дороге, а заводили на заправку, ни разу меня так не тормозили, на Родине у нас обычно сзади в мегафон кричат и сиреной пугают, а здесь просто надпись. Короче, остановились мы, выходят два мужичка в форме, с пистолетами, оказалось, таможенники. Они поинтересовались, на английском или немецком мы будем с ними говорить и спросили, почему тупили, когда они просили нас следовать за ними на заправку. Я честно сознался, что нихрена не понял, чего они от меня хотят. Забрали все четыре паспорта и чего-то там по рации запрашивали, потом отпустили с миром. Это был единственный раз до обратного въезда в Россию, когда наши паспорта открывались.
Голландия
Селимся на окраине в забронированной гостинице, тут же слышим русский говор, что радует, паркуем машину на стоянке и на пару дней забываем про нее. Гостиница что-то в районе 150 евро за двухместный номер, завтрак — за отдельную плату, но стол шведский. В центр города ездим на метро — так гораздо быстрее и менее волокитно. Поразило разнообразие национальностей. Кого только нет! И азиаты, и черные, и с Ближнего Востока. Короче, классические европейцы крепко разбавились выходцами из самых разных стран.
Естественно бродим по центру, конечно же находим «улицу красных фонарей», но какая-то обстановка нерасслабляющая — народу море, все куда-то снуют, магазины забиты, часто ловим запах конопли. Удивило, что при таком хаосе никто не ходит по велосипедным дорожкам и что с велосипедом можно заходить в метро. Кругом велосипедные и мопедные парковки, полицейские в ярких куртках мирно катаются по тротуарам и нещадно штрафуют обнаглевших таксистов. Люди активно пользуются общественным транспортом — и что удивило, в Амстердаме, как оказывается часто за рубежом, по одной и той же ветке метро ходят несколько номеров поездов — с первого раза попробуй разберись. Забегая вперед, скажу, что когда я увидел схему парижского метро, у меня напрочь отпало желание пробовать разобраться в его хитросплетениях — «без бутылки не разберешься» называется. На следующий день пробуем взять велосипеды напрокат — залог 50 евро и 16 евро в сутки за каждый, и посмотрите, что сдается.
Видимо, это самая бюджетная модель велосипеда, что выпускается современной голландской промышленностью. Вообще, в городе огромное разнообразие двухколесной техники и везде размечены дорожки и стоят специальные дорожные знаки, круто блин. На дворе зима, а я катаюсь на велосипеде по Европе. Как-то в центре видел велосипед, не помню марку, но в каталогах такой стоит от 5 тыс долларов, короче разнообразие великое.
Пробыв в Голландии двое суток, двигаемся в сторону Парижа, но решаем заехать в Брюссель. На выезде из Амстердама останавливают полицаи, спрашивают, кто мы и откуда, мы сознаемся, что русские, протягиваем паспорта, которые они не отрывают, а полицаи смотрят в глаза и спрашивают, что мы везем. Но т.к. прятать нам нечего, и, видимо, глаза наши выглядят честными, нас с миром отпускают и желают счастливого пути, т.е. полиция бдит.
Брюссель
Далее по плану был Париж, но раз уж мы проезжали по Бельгии, решено было заехать в столицу Евросоюза — Брюссель. Вообще Бельгию пролетели, как мне показалось, часа за четыре, очень маленькая территория. В Брюсселе, как истинные провинциалы, ожидали кучу черных «Мерседесов», носящихся по улицам, флаги, ну в общем, какой-нибудь официал. Ничего подобного — мирно бродящие по улицам пешеходы, аккуратно, в пределах правил передвигающиеся машины и, как обычно, полная засада с парковками. В итоге по GPS находим подземную парковку в самом центре, выходим на улицу.
Ценник на все бодрый, особенно ничего не покупаем, просто бродим по улицам. Было замечено диковинное для нас изобретение, подобное которому через сутки увидели в Париже — велосипеды напрокат, но без участия человека. Подходишь в автомату, вводишь данные своей кредитной или дебетной карты, указываешь номер понравившегося велосипеда (хотя визуально они все одинаковые) и он автоматически отсоединяется от стационарного крепления.
Насколько я понимаю, если ты велосипед где-то бросишь или сдашь не во время, то тут же автоматически спишется какое-то количество денег с заранее указанной карты. По городу катается что-то типа эвакуатора, который собирает такие вот брошенные велосипеды. Очень современное изобретение. Побродив, двинулись на Париж.
Париж
Наверное, для каждого из нас о Париже где-то в глубине ума уже заранее сложилось впечатление, как о месте романтичном, умиротворенном, полном восторга и шампанского. Нечто подобное испытывал и каждый из нас, но впечатления быстро поменялись. Очередь ехать за рулем была моя и уже километров за десять до отметки «Париж» я ощутил резко изменившийся темп и движения на дороге и отношение между участниками движения. Я бы сказал, что поведение на дороге очень похоже на московское, только какое-то еще менее закономерное. Во-первых, появилось неимоверное количество мотоциклов, мотороллеров и мопедов, а, напоминаю, на дворе начало января. И на следующий день, когда мы выезжали из города, шел снег, правда, тут же таял, но количество двухколесной техники не уменьшилось. Во-вторых появились абсолютно хаотичные перестроения из ряда в ряд. В третьих, никто не соблюдал рядность движения. Честно говоря, меня такой хаос удивил.
Кстати говоря, почти на всех заправках туалеты были платные, причем разбег цен если мне не изменяет память был в пределах 0,5-2 евро за человека, снег был, но практически нигде не было ведер и щеток для чистки стекол и фар. Перед въездом в город нас с легкостью реактивного самолета обогнал поезд, шел он по нашим прикидкам далеко за двести километров в час. Ушел точно так же внезапно и быстро, как и появился.
Когда въехали в город, оказалось что там крайне узкие улицы, я люблю большие машины, но на нашем «Форде» было реально сложно ехать и тем более парковаться, в гостиницу заехали только со второго раза, т.к. она находилась во дворе какого-то дома с аркой и поворачивать во двор нужно было далеко от противоположной обочины. Еще повеселило выделенное нам парковочное место, выходить всем пришлось заранее, т.к. двери, кроме водительской невозможно было открыть — настолько узко было пространство.Но представитель гостиницы аплодировал, когда оценил наши маневры.
На дороге ведут себя крайне невежливо, перестраиваться позволяют с небольшой охотой. Однажды какой-то обозленный черный человек так и не дал мне перестроиться перед ним, старательно подставляя переднее крыло своей развалюхи и выглядывая чуть ли ни через открытое окно, когда же я его зацеплю, где дружба народов, спрашивается?
Заселились в гостинцу, номер в которой был похож по размерам на кладовку в квартире. В комнате помещалась только кровать, а в лифте с трудом можно было стоять вдвоем, прикольно однако. И такое удовольствие стоило порядка 200 евро за двухместный номер, но с учетом того, что была бронь, стоимость упала почти в половину.
Про парижское метро я уже писал, увидев его схему, желание спускаться и путаться в его лабиринтах полностью отпало, решено было идти пешком по направлению, указанному персоналом гостиницы, естественно, в сторону Эйфелевой башни.
Поразило, что недалеко от нее постоянно дежурят, ну по крайней мере на тот момент, семь автобусов примерно на тридцать мест с полицейскими, одетыми в бронежилеты, каски и с хорошими такими дубинками. Этот факт озадачил и показал, что обстановка в самом центре Старой Европы далеко не спокойная. Еще неделю назад услышал по радио, что оказывается Эйфелева башня уже неделю как закрыта из-за низкой температуры и обледенения, брехня полная, бродил я в это время по Эйфелевой башне, никакого обледенения не было. Кстати, можно было свободно говорить по-русски, среди посетителей, как нам показалось, процентов восемьдесят — русские.
Вечером в самом центре состоялся ужин с вином и мясом, дорого — что-то порядка трехсот евро на четверых, искать дешевое заведение было лень и холодно, и были сомнения, что уже почти ночью сможем найти нечто дешевое.
Утром решено было ехать в Диснейленд. GPS быстро вывел нас из города, на выезде были остановлены полицаями, которые вежливо спросили, на каком языке мы будем с ними говорить, французском или английском, и слегка охренели от ответа Ивана, который находился за рулем, на вопрос «Откуда вы едете? — Из России». «Из какой России? Вы выезжаете из Парижа!». Нас не поняли, мы честно сознались, что едем не первый день и рассказали, какой у нас был маршрут. Опять мы протянули паспорта, но их не взяли, а спросили что-то типа что везем и куда дальше едем.
Диснейленд — находящееся далеко за городом нечто, похожее на небольшой город: огороженная территория, огромная парковка, я думаю, с секторами, размеченными всеми буквами латинского алфавита, есть специализированные автобусы, которые ходят туда, видимо, от вокзала и аэропорта. Насколько я понял, из России есть туры, когда приезжаешь только туда, селишься в гостиницу, а их там не меньше двух я видел, и бродишь. Если туда попадешь с детьми, то, пожалуй, придется хорошенько потратиться — входные билеты были типа со скидкой около 60 евро с человека с правом посещения двух парков и далеко не все аттракционы бесплатные, плюс куча сувениров, фотографии и т.п.
Масштаб впечатлил — если обходить все, то, пожалуй, нужно дня три, на парковках очень много машин из разных стран со всей Европы, заметил, кстати, пару «Нив» с ирландскими номерами. Но развлечения рассчитаны, что в общем-то не удивительно, на детей. По моим наблюдениям самый жуткий аттракцион, когда ездишь по рельсам на вагонетке в стиле Индианы Джонса, пару раз делаешь петлю, но нервы напрягаются не на полную катушку. В сказочных композициях задействованы несколько отслуживших свое автомобилей, натуральнее всего смотрелся драндулет Индианы Джонса.
Дальше Парижа плана не было, времени по расписанию было еще несколько суток. Решено было «под завязку» заправиться немецким пивом, поднять российский флаг у Рейхстага ну и как и планировалось, пересечь границу в Бресте.
Снова Германия
Дороги, дружелюбие, скорость, бесплатные туалеты, вкусный кофе на заправках — вот что больше всего понравились в Германии. Несколько раз встречали диковинное для нас изобретение — радар, который показывает на огромном экране твою собственную скорость — не знаю, снимал ли он, или просто призывал к совести.
Очень понравились знаки «конец всех ограничений» — народ валит, именно валит столько, сколько позволяет мощность мотора и кошелек. Мы в основном двигались в режиме порядка ста двадцати километров в час, но иногда разгонялись и до ста пятидесяти. Быстрее всех передвигались «Мерседесы» и «BMW», но и повозки типа Nissan Micra тоже стремились разогнаться до конца спидометра. Причем на дороге абсолютно нет суеты — левая полоса всегда свободна, кто хочет гоняться, предварительно полосу уступает, а потом уже соревнуется в мощности мотора. Нет перекрестков, примыкающие дороги сопровождаются полосами разгона такой длины, что можно успеть разогнаться до скорости потока и на самокате. Вокруг был разнообразный пейзаж — то ветряные мельницы, то замки, то деревушки.
Местами было холодно, прошел свежий снег, и снегоуборочная техника не успела почистить дорогу, но аварий не было, все мирно двигались, но скорость движения была высокая.
Приехали в Берлин — тишина, никакой суеты, нашли Рейхстаг и решили побродить по нему. Рейхстаг в 1998 году был реконструирован, на нем установлен стеклянный купол и около 360 огромных зеркал, здание действующее, в зале во время посещения проходили заседания. Предварительно нашли парковку, подняли, как и планировали, российский флаг, сфотографировались и двинулись на Рейхстаг.
В Рейхстаге перед входом внутрь досмотр щепетильнее, чем в аэропортах, берегут немцы свою государственность. В целом город понравился, появился убедительный вывод, что с московской суетой и огромным размахом могут сравниться далеко не все европейские города.
Также был найдет кусок стены, разделявшей ГДР и ФРГ — ничего особенного, обыкновенная бетонная стена, правда в том месте, где мы были, она оформлена в виде монумента и обрамлена огромными листами нержавейки.
Двигаемся дальше по Германии с целью заночевать недалеко от границы с Польшей, которую по слухам следовало бы проехать без особенных остановок и ночевок. По глубокой ночью по GPS достаточно далеко от дороги находим обалденную гостиницу, хозяин которой помешан на коллекционировании всего, что было связано с социалистическим строем и автомобилями. К сожалению, не могу сказать ее название, но посетить ее снова стоит. Ужинаем за столом в стиле «Криминального чтива», фотографируем все, что можно.
У хозяина очень много моделей автомобилей, в том числе советских, в том числе грузовых, но больше всего понравилось, что прямо в ресторане стоит настоящий, с целыми стеклами, оригинальной панелью приборов, сиденьями, ГДРовский «Трабант».
Просыпаемся утром, на улице впервые за поездку несколько свежо — по ощущениям градусов, наверное, пятнадцать и высокая влажность. Загорелся датчик пониженного давления в шинах, посмотрели — все в норме, через пару километров индикатор потух — видимо, что-то замерзло. Эта была единственная не то чтобы неисправность, но просьба машины обратить на себя внимание, больше нареканий к машине не было вообще никаких. Мы двинулись в сторону Польши.
Польша
Эту славшую бывшую социалистическую страну решено было проехать быстро и без особых остановок, сам я не сталкивался, но ходили слухи, что там на дорогах до сих пор можно встретить бравых парней с грустными лицами. Стоит заметить, что Польша резко отличается от всех стран, которые мы проехали, видимо, социалистическое наследие сказывается. Дороги узкие, никаких тебе бесплатных туалетов на заправках (причем стоимость их посещения местами была в районе двух евро, что значительно дороже, чем даже во Франции), прячущиеся полицейские с радарами в кустах, провожающие грустными взглядами, потому как скоростной режим не нарушен, плохие указатели, грустный пейзаж за окном, и запах в воздухе печного отопления, когда проезжали небольшие населенные пункты.
Да еще и погода была мерзковатая, скользко и сыро. Да, и самое смешное и главное, я тут вспомнил про указатели, потому как большую часть пути мы проехали по компасу в направлении Белоруссии — наш помощник GPS не знаком с территорией Польши — он практически не показывал направление движения и постоянно терялся.
В Варшаве ужинаем в каком-то приятном ресторане, официант неплохо говорил по-русски, в общем, понравилось. И в последний раз за рубежом моем машину. Кстати о мойках, посещали мы их если не ошибаюсь, раз пять за время поездки, и я был удивлен увиденным, хотя для жителей западных регионов подобное зрелище, наверняка, уже привычное. Мойки везде автоматические, на одну машину и расположены исключительно на заправках. Платишь оператору АЗС деньги (в среднем порядка 10-20 евро за мойку снаружи, если хочешь мойку внутри — покупаешь салфетки для пластика и стекол, если хочешь пылесос — он как правило на улице за пределами самого моечного комплекса), подъезжаешь к закрытым воротам мойки, вводишь пин-код, который тебе дали при оплате, запрыгиваешь в машину, ворота открываются, дальше все автоматически, людей нет вообще, машину сушат насколько хорошо, что тряпкой тереть уже нечего. И в общем, двинулись мы на чистой машины в сторону братской Белоруссии.
Белоруссия
К таможенному посту Брест подъехали уже ночью, часа, наверное, в два, народу вообще никого, подуставшие таможенники не спеша начали осматривать машину и как я понял, старший смены спросил: «Что везете запрещенного?», я говорю: «Ничего». Ответ меня удивил и заставил улыбнуться: «А я вот сейчас у вас кусок импортной колбасы найду и придется всю машину осматривать», тут не растерялся Иван, обращаясь ко мне: «Слушай, а ты же всю колбасу съел?». Мне пришлось заканчивать импровизацию: «Да, конечно, съел и воду выпил, и всю импортную туалетную бумагу стер». Тут лицо старшего растеклось в улыбке, понравился ему наш спектакль, мы минут десять мирно побеседовали про президентов, Россию и Белоруссию, про то, как Украина прекратила поставки газа в Европу, и от этого страдают все, даже таможенники, и про то, что в Африке не хватает чистой питьевой воды. Таможенник похвастался, что очень часто стали въезжать машины на немецких номерах, которые не планируют возвращаться обратно в Европу, что означает что местные умельцы научились их узаконивать. В общем, получив отметки в паспорте, мы въехали в СНГ, ура, Родина.
Брест показался скучноватым, тем более ночью, селимся в гостинице «Белоруссия», я беру номер с припиской «кровать размера кинг-сайз» (американцы бы посмеялись над этим, однажды в Америке у меня был номер с кроватью с таким обозначением, так вот это кинг-сайз, а здесь обыкновенная двухспальная кровать, только мартац один на всю кровать). Утром возвращение на Родину было стало более явным: дежурные по этажу тетки в потрепанных халатах громко скрипели старым паркетом, пили чай и обсуждали последние новости на весь этаж.
Решено было посетить Брестскую крепость — впечатляющие зрелище, надо сказать, жутко бились наши предки за каждый клочок земли, но вот организован этот музей под открытым небом ужасно — кругом недоделки, дворники, бродящие в рваных фуфайках и неясно кем составленные композиции из танков Т-34, которые появились намного позже битвы в этой крепости, и пушек царских времен, стреляющих ядрами.
Быстренько доехали до Минска, где еще раз заночевали, гостиницу нашли с помощью местных таксистов за баснословную на слух сумму в двести тысяч местных рублей. Курс здесь просто космический, на российскую тысячу рублей можно достаточно много позволить, хотя может так показалось после Европы. До границы с Россией двигаемся по платной дороге, причем КПП, где требуют оплату, попадаются очень часто, крайне часто, я бы сказал, и там еще и с очень большой неохотой берут местные деньги, требуя российские рубли. Чем ближе мы подъезжали к Москве, тем более стремительно-бестолковым становилось движение, появились обгоны справа, встречные, не переключающиеся на ближний свет, много гаишников и большое количество аварий. Часов в двенадцать ночи въехали в столицу, ура, путешествие закончилось.
Резюме
Нужно сказать, но ощущение большого отдыха никого из нас не посетило, но с другой стороны, мы не питали особых надежд на то, что за десять дней проедем почти четыре тысячи миль (машина американская) вчетвером на одной машине и отдохнем в такой же степени, как мы лежали бы на пляже. Но разнообразные впечатления от всех пройденных стран мы получили, единственный вывод, с которым мы все согласились — было бы неплохо проехать этот же маршрут в обратном порядке и вернуться через Финляндию в Питер. Таким образом наши впечатления начались бы серенькой ездой по Белоруссии и Польше, а закончились бы в чистой капиталистической, но сонной Финляндии, и по пути из Германии в Финляндию на пароме удалось бы как следует выспаться, потому как путь неблизкий.
Какие выводы модно сделать применительно именно к автомобильному путешествию. В Западной Европе в большинстве своем водители очень дисциплинированные и миролюбивые, скорости движения значительные, но организация движения, хорошее дорожное покрытие, постоянные заправки, кафе, туалеты позволяют двигаться с очень высокой средней скоростью. Если есть возможность, то, конечно, по трассе имеет смысл передвигаться на большой машине с мощным двигателем, а вот в крупных городах на громоздкой машине тяжело и неудобно.
Машина для тех, кто живет за пределами нашей Родины — действительно просто средство передвижения, практически нет машин в тюнинге, нет ни наклеек, ни спойлеров, ни модных колесных дисков — ничего, и тем более, практически, нет тонировки. Все смотрят в зеркала заднего вида, причем не видят в них фигу, как многие на наших дорогах, а видят дорожную ситуацию вокруг себя и контролируют ее. За все время передвижения по Европе мы не видели ни одной аварии, а как только подъезжали к Москве — видели их несколько десятков.
В крупных городах очень узкие улицы, и если машина перегораживает проезд и стоит с включенной аварийной сигнализацией, значит это действительно оправдано, как правило, так делают при выгрузке/загрузке, и никто не нервничает и судорожно не сигналит, в свою очередь стоящий не сидит без дела, и как только заканчивает, немедленно уезжает.
Стоимость бензина «Regular» (насколько я понимаю, нечто среднее между нашим 92-м и 95-м) мы не фиксировали, хотя ради интереса стоило бы, составляла от одного до полутора евро за литр, что до повышения курса евро ненамного отличалось от стоимости бензина на Дальнем Востоке, и было гораздо более высокого качества, что очень ощущалось машиной.
Средних навыков английского языка вполне достаточно для того, чтобы не остаться голодным, не заблудиться и найти себе гостиницу, при особом желании почти везде можно найти русскоговорящих.
Если хотите сэкономить и если путь будет заранее запланирован, то имеет смысл бронировать гостиницы заранее, оплачивая стоимость пластиковой картой. В некоторых гостиницах стоимость при этом разнится в два раза, почти везде в стоимость включен шведский стол на завтрак, также имеет смысл заранее искать гостиницы с бесплатной парковкой, потому как это реальная сложность.
Что удивило, так это то, что нет ощущения Нового года, какое бывает у нас на Родине, когда люди веселые от спиртного и просто так, с подарками, в шапках Деда мороза, веселятся на улицах, когда витрины магазинов, дома, центральные площади украшены елками, шарами — все это придает такому долгожданному празднику, как Новый год, действительное ощущение праздности. Не видел я такого в Европе. Разве что в Германии, но далеко не с таким размахом, как я привык это видеть, вот такие дела, так что стоит задуматься нашим соседям, а правильно ли они вообще живут, может слишком упорядоченно, ну носятся там по автобанам, а веселье где?
Спасибо вам, дорогие друзья, кто дочитал до конца. Есть у меня маленькая мечта — я хочу сесть на хороший чоппер, с двигателем в пределах полутора литров, чтобы ехал так, как я хотел, навьючить его как хорошую лошадь, взять с собой в компанию еще пару таких же мотоциклов с друзьями и проехать по Европе с толком и расстановкой. Я знаю, что на Западе такие путешествия достаточно популярны, и гораздо более доступны, чем нам, дальневосточникам, но будем стремиться к этому. Так что когда сделаю задуманное, то обязательно напишу, всем удачи.