|
Здравствуйте. Это моя пятая поездка на Алтай. Вообще, каждый год стараюсь туда выбираться, благо живу не далеко — в Новосибирске.
Прошлые поездки описывать не стану, в общем-то, их и поездками назвать можно с натяжкой, так, легкие прогулки по попсовым местам: Чемал, озеро Ая да Телецкое. Хотя про Телецкое, может, и напишу еще потом, очень уж красиво там.
Попасть на Мультинские озера и озера Красной горы я хотел еще в 2013 году, собственно тогда первый раз и поехал. Но время выбрали неудачное — Первомайские праздники. И на базе, которую забронировали для жилья, сказали, что экскурсия возможна будет в это время. Обманули. Ну и ладно, зато тогда мы побывали в Тюнгуре и за ним, покатались по Уймонской долине, а там красоты для неизбалованного пейзажами городского жителя хватает. С обзорной площадки в Усть-Коксе видели Белуху.
Но главной целью были Мультинские озера. Мы не достигли ее тогда, в 2013 году, но я дал себе обещание сюда вернуться, так как не хотелось ехать дальше по Чуйскому, за Чикетаман, не посетив это место. Я еще помню, тогда все дни прикалывался, что, мол, посмотрели в интернете фотографии Мультинских озер и приехали, чтобы посмотреть фотографии Мультинских озер. Там все стены на базе были ими завешаны.
Вернуться туда получилось только через 2 года, то есть в 2015 году. В этот раз поехали в начале июня. Планировали поехать в середине июля в разгар лета, но жизнь вносит свои коррективы. Еще, кстати, ни одного отчета здесь не читал, чтобы все, что касается выезда, шло у кого-то по плану.
За 2 года, что прошло с нашего первого визита туда, я сменил пару автомобилей, и в этом году мы поехали туда на моем Mitsubishi Pajero II, вот он, собственно.
В путешествии показал себя прекрасно во всех отношениях.
Итак, все дела сделаны, отпуск взят, выезжаем.
Вопреки прошлым поездкам в этот раз спозаранку решили не ехать. Обычно мы всегда выезжаем в 3-4 утра и едем до упора, потому что ограничены во времени отдыха, ну и чтоб трафик был поменьше. В этот раз ехали минимум на неделю с возможным продолжением отдыха дней до 10-11, так что на дорогу до Усть-Коксы выделили 2 дня, выспались и спокойно, не торопясь, часов в 10 выехали.
Я, вообще, люблю по трассе ездить. Это само по себе отдых для меня, даже на правом руле. Очень, знаете ли, хорошо голову чистит. Все мысли из нее уходят, и плохие, и хорошие. Есть четкая задача доехать из пункта А в пункт Б, и ты понимаешь, что все остальные задачи решить уже совершенно невозможно и отпускаешь это все, оставляешь их где-то позади в пыльном шумном городе, где им самое место. Еще не выехав из города, понимаю, что поехать в 10 утра в будний день было плохой идеей. Больше так делать не буду. Но по большому счету это неважно, важно, что впереди нас ждет красивая, уже любимая природа и новые неизведанные места. Паджерик пожирает километры Чуйского тракта, погода шикарная, настроение тоже. И мы уже в Бийске.
Который раз там проезжаем, а дорога на подъезде к городу все такая же убитая, но, может, в этот раз немного получше, но эта заслуга Паджерика.
И вот уже Катунь блестит за окном.
Есть там заправка одна Лукойл, по-моему, напротив нее через дорогу поле и холм высокий, я на этом месте всегда останавливаюсь и всегда приходит понимание именно здесь, что все, я на Алтае.
Остановку на первую ночевку нигде не бронировали, в Баранголе нашли базу «Золотой берег».
База без каких-то понтов, и это к лучшему. Я не вижу смысла останавливаться на Алтае в дорогих базах. Нужен колорит, нужен отрыв от цивилизации, а там его не найти. База хорошая, чистая и ухоженная, небольшая и уютная. Расположена на берегу Катуни. Так как было самое начало сезона, нам сделали скидку на домик аж 500 рублей. В домике минимальный комфорт: душ, туалет, холодильник и кровать, что еще надо? Я все понимаю про эти скидки и т.д., но все равно приятная мелочь, которая тоже легла в копилку положительных впечатлений об этой базе. В общем, заселившись, осмотревшись, спустились на берег, он там достаточно крутой, и расслабились. Задача первого дня выполнена. Вечером отметили начало отдыха, познакомились с ребятами из Барнаула и Кемерово, посидели, пообщались и спать, завтра 300 км до Усть-Коксы.
Я люблю знакомиться с людьми в путешествиях, общаться с ними, разговаривать. Общение складывается всегда позитивное. Есть такая хорошая особенность у такого вида общения.
На второй день проснулись, собрались, попрощались со всеми тепло и покатили дальше.
Остановились только на Семинском перевале. Я его, кстати, первый раз видел без снега, в 2013, когда ездили, в мае там еще была зима.
Много сувенирки и местных продуктов, а вот туалета нормального нет.
Пара фоток, чай и едем дальше.
Эмоции очень приятные, ведь эта часть Алтая в это время года для меня выглядит по-новому.
Немного заблудились — свернули раньше, чем нужно было, виноват навигатор, показывал более короткий маршрут, но опомнились быстро, и вот мы уже сворачиваем на трассу до Усть-Кана и Усть-Коксы в нужном месте около заправки. Вообще, до Усть-Кана есть три дороги.
Одна, по которой мы чуть не поехали, когда заблудились, вторая, по-моему, через Алтайский край и третья, по которой мы и ездили в 2013 и поехали сейчас. По заверениям аборигенов она самая ровная. Можно было бы, конечно, разнообразить маршрут и поехать новой дорогой, но решили ехать уже по проторенной. Эта трасса состоит примерно на 70% из грунтовки и на 30% из асфальта, который местами очень неплох, а местами хуже, чем грунтовка.
Общее состояние дороги зависит от погоды и грейдера. С погодой нам повезло, а вот с грейдером не очень. В общем, если кто поедет по навигатору, и он вам покажет время в пути часов 6-7, не удивляйтесь и настраивайтесь на это время, потому что в итоге примерно так и приедете. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути перед нами прошел грейдер, и дорога была лучше. На коротком Паджерике по такой дороге ехать то еще удовольствие, конечно. Но это и хорошо, с одной стороны, отсутствие нормальной дороги помогает охранять эту территорию от толп туристов и от любителей выпить под музыку на берегу какой-нибудь реки. Не то чтобы я сам не любитель такого отдыха, но все же считаю, что в такие места едут за другими ощущениями. Хотя дорога абсолютно подходит для любого вида машин. Ну, разве что на 20-ых дисочках будет жестковато. ))
Начинают открываться шикарные виды и панорамы.
По пути встретятся 3 перевала, но все они легкие и некрутые, за исключением, пожалуй, Громотухи уже перед самой Усть-Коксой. Он тоже не тяжел, конечно, но узкий и с поворотом градусов на 45-60. В общем, просторы и атмосфера здесь — захватывает дух. Урбанизация сюда еще не пришла. Здесь у природы ничего не отбирают, здесь берут то, что она предлагает сама. Но, впрочем, есть и более зажиточные населенные пункты. Усть-Кан, например. Довольно крупное поселение. Большая часть населения алтайцы. Нередко, читая отчеты других авторов здесь же, сталкивался с нелестной оценкой коренного населения Республики Алтай. Не знаю, но нам попались исключительно добросовестные и дружелюбные люди, которые нам очень помогли, об этом позже.
Вообще, вся дорога до Усть-Коксы достопримечательностями не изобилует. Хотя природа этого района сама по себе уже достопримечательность.
Важная информация для желающих туда съездить: теперь пропуска для поездки в Усть-Коксу оформлять не надо. Я думаю, и так все уже знают, но мало ли. Когда ездили в 2013 году оформляли. Но паспорта все равно с собой брать нужно для проверки пограничниками на какой-нибудь из экскурсий. У нас, когда мы ездили на Красную гору, их проверяли.
Везде по дороге видны следы наводнения 2014 года. Снесенные водой мосты и стволы деревьев.
Еще всегда, где бы я ни ехал, всегда обращаю внимание на одиноко стоящие дворы где-нибудь посреди поля или у подножия холма. И никого рядом на многие километры. Я понимаю, что, скорее всего, это какие-то скотоводческие хозяйства, но все же приходят мысли о каких-то отшельниках, которые живут здесь вдали от людей наедине с природой. Мне как жителю мегаполиса этого единения очень не хватает. Но я сомневаюсь, что таким отшельникам не хватает мегаполиса. Настолько тут все гармонично смотрится. Отвлекаясь от темы, скажу, что не первый раз в этой поездке я общаюсь с людьми и довольно успешными, которые из городов переезжают в ту или иную часть Алтая. Есть модное нынче слово для этого — дауншифтинг. И я им белой завистью завидую, буду честен. Сытую, обеспеченную городскую жизнь они меняют на жизнь на земле и природе. Она тоже далеко не бедная, потому что, напомню, что люди успешные и состоявшиеся, но богата она не теми ценностями, что жизнь в городе. Здесь ценности другие. Здесь нет понтов, ритм жизни не такой, как в городе, люди не меряются шмотками, домами, машинами и кошельками. Они меряются количеством детей, количеством походов в горы. Я спросил у одного из них уже на Мультинских озерах, зачем он переехал сюда из города, а он мне ответил, ну а зачем ты-то сюда приехал за 1000 км уже второй раз? Я ответил — не знаю, тянет сюда что-то. Он сказал, ну вот видишь...
Вот так, беседуя с вами на философские темы, мы и долетели до Усть-Коксы.
Что касается Усть-Коксы и вообще всех поселений Уймонской долины, все они русские. Испокон веков на этой земле жили русские люди. Староверы. Вообще, старообрядческое стояние на этой земле имеет много историй, и грустных, и веселых, и кровавых в том числе. Край богат на всевозможные события, происходившие по ходу истории.
Ну, а мы продолжаем свою и останавливаемся на базе, которую забронировали перед поездкой. Туристом 80-го уровня я еще не стал, поэтому всегда останавливаемся на базах, совершая радиальные вылазки в интересующие нас места. Но побывав на Мультинских озерах, я понял, что пора брать палатку, спальник, и вперед, потому что в самых красивых и богатых на впечатления местах баз нет и, надеюсь, никогда не будет.
Разместившись, после трудной дороги мы никуда в этот день уже не поехали, остались отдыхать. На базе в этот день мы были одни. Название базы я тут указывать не стану, потому что скажу сразу, что пребывание на ней и отношение ее хозяев не совсем понравилось. Деятельность на этой базе для них не основное занятие, но достаточно доходное и поэтому слишком уж явно прослеживалось желание просто «рубануть», не особо заморачиваясь приедут ли клиенты еще раз. Не буду вдаваться в подробности, что и как, но, как говорится, осадочек остался. Ну, да суть не в этом. Суть в том, что следующий день был днем Х, на него была запланирована экскурсия на Мультинские озера.
Выезд планировался из села Замульта с базы Алексея Боровикова. Познакомился я с ним еще в 2013 году, тогда он возил нас в Тюнгур и за него. Очень хороший и веселый человек, рад был повидаться с ним еще раз. Дорога до Замульты проходит по части Уймонской долины, ехали и любовались красотой, которую в 2013 году от нас скрывал снег.
Фото 2013 года. Уймонская долина.
Но честно скажу, в снежных шапках горы тогда казались более величественными.
Доехав до базы, пересели на главный транспорт этих заповедных краев ГАЗ-66.
Водитель проверяет состояние авто перед поездкой :)
Там существует множество вариаций его кузова, нам достался с крытым пассажирским кунгом, хотя я видел, что люди ездили на озера и на машине с открытым кузовом, что бесспорно, интересней, на мой взгляд, потому что дорога до озер это нечто, кто ездил, тот знает, а кто не ездил, всем советую.
Подъем до нижнего Мультинского озера занимает 3 часа по лесу и колее, но справедливости ради скажу, что колею эту Шишиги накатали себе сами, сделав практически невозможным подъем для автономных автопутешественников и экскурсоводов с менее подготовленной техникой ну и осложнив, конечно, подъем и себе самим. Есть другая дорога, по которой подъем осуществляется на УАЗиках, причем они почти в стандартном исполнении, так, небольшие доработки, лифт кузова, грязевая резина, причем в родном размере, лифт бензобаков, да и все собственно. Но где эта дорога проходит, так и не узнали, так как ехали на Шишиге по своей.
Ну, все, приключение начинается.
Про подъем писать особо нечего. Да, трясет, так что с лавки подпрыгиваешь, да, колеи по ощущениям местами под 1 метр, да, казалось пару раз из кунга, что угол его наклона просто зашкаливает, но я знал чего ожидать и поэтому не удивился особо. Единственно, про что стоит сказать, так это про красоту вокруг нас, но про нее лучше всего скажут фотографии.
По дороге на Мультинские озера.
По дороге на Мультинские озера.
По дороге на Мультинские озера.
По дороге на Мультинские озера.
Я довольно быстро перебрался в кабину к водителю, тоже очень позитивному дяде, там было поинтереснее, трясло еще сильнее, и один человек из нашей группы с больной спиной перелез в кунг, освободив для меня место там. Дорогу я увидел воочию.
Кабина. Зеленая отвертка — основной элемент работы всего механизма ГАЗ-66.
Ну, что сказать, это классно, конечно! Мечта любого джиповода! Остроты ощущений добавлял интерьер кабины 66-го, суровый, железный, бескомпромиссный, а звук мотора просто прекрасен. Легко посоревнуется с американцами с их v8.
По дороге встретили пару туристов, если не 80-го, то точно 77-78 уровня, которые пошли в этот подъем пешком. Их было двое парень и девушка. Шли уже второй день и попросили подвезти. Мы не отказали. Так дружной компанией и доехали.
Ну, вот она, главная цель нашего путешествия!
Погода идеальная, на небе ни облака, на все про все у нас было 3 часа. Возвращаюсь к моим словам про палатку и спальник.
В этом месте, конечно, хотелось бы провести не 3 часа, а хотя бы пару дней минимум. Причем там даже построены домики, и даже есть баня на берегу озера. Но достаточно отдыхающих и просто с палатками. И я с сожалением подумал о том, что нужно будет возвращаться уже сегодня. Поэтому, не став терять времени, сделав несколько фотографий нижнего озера, мы пошли пешком до Среднего, где были так называемые Шумы. Пешая тропинка идет по правому краю Нижнего озера через лес. Мы до Среднего дошли за час.
Тропинка до Среднего Мультинского озера.
Тропинка настолько колоритная, что невольно вспоминаешь какие-то мультики-сказки, где живые деревья в темном лесу окружают героев, идущих там. И все зависит от мыслей и настроений этих героев.
Наши же мысли и настроение были абсолютно позитивными, поэтому бодрым шагом мы шли по лесу, предвкушая встречу со Средним Мультинским, а наши глаза и объектив фотоаппарата жаждали более красивых видов. И, надо сказать, не зря.
Среднее озеро мне понравилось больше, чем нижнее. В обрамлении гор со снежными вершинами, они оба величественны и спокойны. Но есть в нем что-то для глаз более привлекательное.
Голубое, почти синее небо без единого облачка добавляло красок картине. Небо и озеро практически одного цвета, разделенные горными вершинами, это нечто, скажу я вам. Мое чувство прекрасного обострилось, а насытившись этой красотой, успокоилось и заурчало, как довольный и сытый кот. Шумы тоже красивы, названы так не зря, действительно шум громадного потока воды, бьющегося о камни, заполняет твой слух, не давая пробиваться больше никаким звукам. Музыка волн.
Вдоволь налазившись по камням, сделав много хороших кадров, мы поспешили в обратный путь. Обратно решили добраться на лодке. Намного, конечно, быстрее чем пешком, но менее интересно.
Лодка стоит 2000 в один конец, берет на борт 4 человека.
Наш гид тем временем варил нам алтайский чай. Все ингредиенты собрал здесь же на берегу озера, а воду в нем самом. Она пресная, как во многих водоемах Алтая. Гид переехал из Новосибирска, по профессии является врачом, осел здесь и живет в свое удовольствие, с ним у меня и состоялся диалог, про который я писал выше.
В общем, посидели, пообщались на разные темы с людьми из нашей группы. Компания подобралась, надо сказать, интересная. Две семейные пары, одна из Москвы, вторая из Белоруссии. Приехали сюда, помимо всего прочего, на курсы пантовых ванн, о пользе которых я напишу чуть позже, так как удалось мне побывать в маральнике и часть процесса увидеть самостоятельно.
Ну, а нам пришло время собираться в обратный путь.
Напоследок хочется сказать всем, кто собирается туда: поезжайте в это место с ночевкой хотя бы на одни сутки! Трехчасовой экскурсии, чтобы насладиться этой красотой, явно недостаточно! Встретить рассвет и закат, посидеть вечером у костра, послушать тишину леса и музыку волн... Черт, разве не для этого мы бежим из города за тысячи километров?
Возможность комфортного размещения на берегу Нижнего Мультинского озера найдет для себя любой турист. Можно встать хоть на самом берегу своим лагерем с палаткой, или воспользоваться деревянными домиками, проплатив их на базе заранее. Далее оставляете на базе машину, вас забрасывают туда с экскурсионной группой. Также можно воспользоваться баней на берегу озера.
На следующий нам предложили съездить в маральник и посмотреть на процесс приготовления воды для пантовых ванн, и, собственно, самих пантов. Обещали показать резку рогов марала, но скажу сразу, что их срезали до нашего приезда рано утром. И знаете, я был рад этому. Не люблю я негуманного обращения с животными. Часто задаваемый вопрос, касаемо этого процесса, а не больно ли им? Все отвечают одинаково, что нет. Что, мол, режут их быстро и острым ножом, что, мол, марал ничего не чувствует. Это все не правда. Чувствует он все. Его жестко фиксируют в специальном фиксаторе и просто режут панты. Каким бы ни был острым нож, это не может быть безболезненно.
Вид из здания хозяйства. Лучшее фото поездки, по мнению фотографа.
Дальше начинается процесс термообработки пант. На маральнике, где был я, все это делается старым дедовским методом в довольно большой по размерам ванне с высокой температурой воды, но не в кипятке. Сидят мужики с суровыми лицами и вручную «варят» панты. Под воздействием температуры из пантов начинает выделяться в воду сукровица и кровь, в которой вроде как и содержатся все так нужные чахлому организму городского жителя вещества.
Потом эту воду сливают в бочки и увозят на базы отдыха, продавая курс пантовых ванн за 7000 рублей. 10 ванн по 700 рублей каждая. Бизнес очень неплохой, потому что любителей такого рода медицины на базах отдыха процентов 80 от отдыхающих.
Что касается вареных пантов, то они тоже дальше служат каким-то образом для лечения желающих, но каким я уже не помню. На ощупь они мягкие, кстати.
Врач на Мультинских озерах, который был нашим сопровождающим, с которым я обсуждал этот вопрос, говорил, что принятие пантовых ванн, если мерить в процентном соотношении от общего оздоравливающего эффекта активного отдыха в Республике Алтай составляет ну процентов 20 от силы. И я согласен с ним в этом. Все в наших головах, друзья.
Дорога до маральника накатана по лесу, проехать можно почти на всем, с нами ездила Лада Калина, и мне на своем Паджере было даже как-то неловко.
Еще в этот день стояла сильная жара, и пока желающие принимали пантовые ванны, мы принимали солнечные. И хоть мы приняли во внимание и высоту над уровнем моря и отсутствие облаков на небе, мы все равно умудрились обгореть. Причем нормально так обгореть. Остаток дня был посвящен поискам хоть какой-нибудь мази от ожогов в аптеках, которые работают по бог весть какому графику, и сметане, которую мы найти-то нашли, но особо она нам не помогла. Так что, будьте аккуратнее, солнце там такое, что можно и забыться, купаясь в его лучах.
На следующий день мы отправились на другие озера — озера Красной горы. Точнее, отправился только я, так как вторая половина нашей команды осталась на базе, потому что пострадала от загара больше, чем я, и было ей что-то совсем не важно. Погода стояла все такая же жаркая, и хозяйка базы посоветовала взять туда крем от загара (благодарил ее там, в горах, «теплыми» словами не раз потом). На мой вопрос про снег в том районе гор был дан ответ, что меня ждет захватывающее приключение в виде преодоления десятиметрового участка снега прямо на подходе к озеру... Но, говоря это, она отвернулась в сторону, и сверкнувших на секунду дьявольских огоньков в ее глазах я не заметил...
Но что-то внутри заставило меня вернуться в дом и взять камуфляжную куртку.
Итак, загрузившись группой в составе восьми человек (я с водителем впереди, как обычно) в УАЗ- буханку, мы рванули наверх в горы, чтобы взглянуть в зеркальную гладь озер Красной горы.
Первый час, наверное, дорога ничем примечательным не отличалась — обычные раздолбанные грунтовки-направления, но для нашей буханки на грязевых Кордиантах это было нипочем, и ехали мы по ним, я бы даже сказал, с комфортом. Интересные виды начались с начала подъема на горную дорогу и, проехав серпантин, поднявшись еще выше над уровнем моря, мы остановились и, вооружившись камерами, высыпали из Буханки фотографировать и размяться.
Небо, надо сказать, было затянуто плотной белой пеленой облаков, что на качестве фото и моем настроении сказалось не в лучшую сторону. «Мазь от загара?! — подумал я, — ну точно!» Как я мог ее забыть! Накрапывал мелкий противный дождик, смывая последние остатки надежды на хорошую погоду и солнце. Залезли обратно, поехали дальше. Через несколько километров встретили Хозяина Красной горы. Я еще сомневался, что, мол, еще до Горы-то ехать и ехать, а хозяин уже здесь, но, выйдя из машины и подойдя поближе, уже не сомневался, действительно хозяин!
Нет, я бы даже сказал Хозяин с большой буквы Х... Водитель тут же предложил женщинам из нашей группы попросить у Хозяина хорошую погоду. Но они почему-то не стали. Вот кто во всем, оказывается, виноват. Нет, ну чего им стоило-то?
Едем дальше и со словами: «Асфальт кончился», водитель врубил полный привод. Я подумал — ну, наконец-то! Почти сразу он включил понижайку, которая тут же вылетела, и он упер ее рогатиной в кожух моторного отсека. На УАЗах она только так и работает.
P.S. Рогатина в стандартную комплектацию не входит. А зря, наверное. Неплохие деньги бы мог дилер зарабатывать.
В общем, едем по лесу, но он очень отличается от того, по которому мы ехали на Мультинские озера. Некрасивый, более плотный, состоящий большей частью из лиственных деревьев, вкупе с погодой и небом давил на нашу буханку все сильнее с каждым километром. Добрались до крутого подъема метров в 200, на который Буханка с грузом в виде нас заехать не смогла. Вылезли, поднялись пешком, помесили грязь. Хозяин Красной горы, чего во дворе-то так не прибрано? Али гостей не ждал? Хотя, судя по его виду, он всегда ждет...
Доехали до места стоянки автомобиля. Дальше пешком. Сколько километров? Ну, километров 7, наверное. В гору. И десятиметровый участок снега, про который говорила хозяйка базы, начался почти сразу, как я спрыгнул из кабины. Ну, подумаешь он не 10 метров, а раз в 500 длиннее. В общем, шли мы часа полтора-два по сугробам из подтаявшего снега, местами проваливаясь в него по колено, местами скользя на совсем уж ледяных участках, в подъем к озерам. Красок добавлял сильный ветер с мелким дождем и температура около 5 градусов. Хотя какие там краски... Серая и белая.
Тут стоит оставить наших туристов, а я немного побрюзжу с вашего позволения на организацию этой экскурсии. Я знаю, что район горный, что погода там меняется несколько раз в день, что, поехав туда в солнечную погоду, мы могли попасть в дождь и наоборот. Что, да, мне могла там понадобиться даже мазь от загара, и мне об этом сказали. Но, блин, почему мне не сказали, что так же мне там могут понадобиться непромокаемые и теплые вещи? Я же первый раз туда еду. А вы мало того что аборигены, так еще и ездите туда десятки раз за год, ну можно же было предупредить. Ничего такого не произошло, конечно, но впечатления от экскурсии могли быть более яркие и положительные, и озера были бы красивее, если бы у меня не промокли трусы! Поймите правильно, господа читатели. Я люблю такие прогулки и ни разу не ною о том, что было холодно и мокро. Хорошо, что так было, ибо это создавало некоторые сложности на маршруте, преодолевая которые еще больше радуешься достигнутой цели. Но просто, в пеших походах всегда важен комфорт. Согласитесь, что не очень удобно идти в теплой одежде на жаре и в летней одежде на холоде. Ну да ладно.
Дошли мы до озера наконец. Их там, вообще, несколько этих озер, но из-за кучи снега в горах и плохой видимости мы увидели только два. Одно мы огибали, когда шли, но к нему из-за снега было не подобраться, но видно его было, второе это собственно конечная точка нашей экскурсии. Вот оно, озеро Красной горы.
Озеро красивое, конечно, хоть и оттаяло не до конца. Суровой красотой. Расположенное у подножия горы, вершина которой скрыта за облаками, окруженное снегом и острыми камнями берегов, оно производит впечатление совершенно недосягаемого места. Хотя в хорошую погоду, я имею в виду именно в этом месте, потому что здесь свой микроклимат, оно вполне досягаемое для всех. Было бы желание заехать чуть дальше Манжерока, Чемала и Ая.
Фотографий на этой экскурсии было мало, так как погода не располагала, да и не до них было, если честно. Но всем, кто собирается туда, однозначно рекомендую! Только не надейтесь на слова и прогнозы, а берите с собой сразу и теплые вещи, и легкие, и обувь тоже. И да, не забудьте мазь для загара!
Вообще, изначально план поездки был такой. Едем в Усть-Коксу, там смотрим выбранные достопримечательности и едем в Акташ на 2-3 дня, оттуда через Чемал домой. Но что-то каждый день останавливало нас сорваться дальше в путь. И каждый день мы оставались в Усть-Коксе.
В один из дней мы решили съездить в село Верхний Уймон, что километрах в 10-15 от Усть-Коксы в музей Николая Рериха, знаменитого своими картинами и кругосветной экспедицией, часть которой затронула и эти заповедные места.
Музей построен на месте усадьбы человека, у которого Рерих останавливался во время Алтайской части своего пути. Конечно, размах этой экспедиции впечатляет. Как и творчество и вообще значимость Рериха и его семьи для формирования культурного облика России в те годы. За 2 часа рассказа гид сумела погрузить нас в гущу тех событий, испытаний и переживаний, которые выпали на долю этих людей. Прошло много времени с июня 2015 года, пишу я это все в конце января 2016. И естественно, по прошествии этого времени все подробности и ключевые моменты той экскурсии выветрились из моей головы. Приписывать что-то от себя и вспоминать я не буду, чтобы не прослыть в ваших глазах словоблудом. Но я помню свои ощущения от экскурсии, от диалогов с гидом, от полотен Рериха и комментариев к ним. И я скажу вам, что духовная недостаточность, которая так или иначе сопровождает меня в городе, была восполнена этой информацией и образами, которые умело создавала экскурсовод своим рассказом об этом действительно талантливом и смелом человеке и его семье.
Это не орудия зверских пыток, а медицинские инструменты.
Больше всех понравилась «Тень Учителя».
В последний день пребывания в Усть-Коксе мы решили съездить на обзорную площадку, на которой были в 2013 году, но уже сами на Паджере. Погода стояла отличная, ехать там не более 20 минут, 10 из которых занимает подъем на саму площадку. Ничего особенного абсолютно в этой прогулке нет, просто захотелось красиво пофотографировать машину, честно говоря. Поднялись, пофотались, сделали несколько общих снимков Усть-Коксы свысока, да и поехали обратно. На завтра выезд домой.
Фото с обзорной площадки. В том горном массиве, что в центре в снегу находится Белуха.
Заметил, что большинство совсем не фотографирует своих коней в поездках. А зря :)
Закат последнего нашего дня пребывания в Усть-Коксе. Вид от базы.
Встали не рано, часов в 9, собрали весь свой скарб, да и покатили. Решили больше никуда не заезжать, так как, буду честным, устали немного от активного отдыха. Хотя многие бы поспорили на предмет активности нашего отдыха, но напомню, что я пока не турист 80-го уровня.
В общем, решили ехать одним днем до Новосибирска. По дороге прошел грейдер, и не было дождей, поэтому она не была настолько утомительной по сравнению с тем, когда мы ехали в Усть-Коксу. Но грейдер сыграл с нами злую шутку, подняв острые камни на поверхность. И не доезжая до Усть-Кана км 15, на одной из кочек при приземлении пробило камнем колесо.
Казалось бы, ничего страшного, бывает такое, а бывает и хуже. И запаска есть. Но соль в том, что запаска прикручена на секретку, для которой у меня не было головки! Ну и как бы немножко я напрягся в этой ситуации, знаете ли. А и домкрат, который достался с машиной, был не комплектный. Сам, конечно, во всем виноват, сколько куда ни ездил, тьфу-тьфу, никогда не было такого, вот и не проверил все перед отъездом, понадеялся на удачу. В общем, подумав, достал тряпку, одел на секретку и приложил ключ. И благо она была затянута не очень сильно, и, поднажав, я ее открутил! Возрадовался, но домкрата-то не было. Прибегнул к голосованию, не проходит и 5 минут, останавливается КАМАЗ с двумя коренными жителями этих просторных земель. Мужики, спасибо вам за помощь и отзывчивость! И за домкрат, конечно, спасибо! Вот мой пример общения с местным населением. Все по-доброму. Так что, по разному бывает, все зависит от ситуации. И от вашего настроения, самомнения и поведения. Как говорится, будьте как дома, но не забывайте, что вы в гостях!
Доехав до Усть-Кана, на шиномонтажке чиню колесо и возвращаю запаску на место. Пока мастер занимался ремонтом, ко мне подходили мужики, спрашивали про машину, про нас, и т.д. И тоже ни намека на негатив. Но тут Паджерик, конечно, вызывал их интерес собственно, а не мы. Такая техника, простая и надежная, рамная, тяжелая железная и проходимая, как нельзя лучше подходящая для передвижения по направлениям в этой части Алтая, но комфортнее и солиднее, чем УАЗик, конечно, интересна местному населению. А мне приятно)).
Обратный путь до дома занял стандартные 12 часов, приключений на обратном пути больше не было, полицейским я был неинтересен ни на пути туда, ни обратно.
Что хочется сказать в эпилоге этого повествования про само повествование и про одно из красивых и интересных мест Алтая.
Туристический район Белухи, Усть-Кокса, очень богаты на горные озера. Помимо Мультинских и озер Красной горы, там есть еще множество, которые еще менее доступны и более прекрасны. Этот район стоит, можно сказать, особняком от других, расположенных так или иначе по сторонам Чуйского тракта. И требует определенно больше времени для изучения и путешествий по нему. Но какое-то впечатление, пусть совсем не полное, я уже имею. Я увидел одни из самых красивых озер всего Алтая. Поеду ли я туда еще раз в ближайшее время? Не знаю. Разве, что на 35-ых колесах с блокировками и лебедкой, чтобы добраться до Мультинских самому.
Про само повествование.
Не люблю эти фразы: « это мой первый рассказ, первый отзыв, я не писатель, сильно не пинайте» и т.д. Это мой первый, но точно не последний рассказ о моих поездках и, надеюсь, что комом он не вышел. Надеюсь, что следующие рассказы будут еще интереснее, так же, как и места, в которых мне предстоит побывать. Единственная проблема это, конечно, наличие свободного времени. Но и с этим мы постараемся что-нибудь сделать!
Всем ровной дороги, хороших поездок и настроения!