|
Начало расссказа здесь: Из Иркутска в Европу на мотоцикле Honda GoldWing-1800. Часть 1.
День двадцать седьмой. Гранада
По утверждению нашего путеводителя, если суждено повидать в Испании только один город, то это должна быть Гранада. Она находится в Андалусии, самой южной провинции Испании, родине фламенко и корриды, где заканчивается Европа и начинается Африка.
Самая главная достопримечательность Гранады, вершина мавританского искусства — Аль-Хамбра. Построенная в 1238 году принцем арабской династии Насридов, бывшая под властью мусульманских, а затем католических правителей, она и по сей день сохранила свое первозданное очарование, вопреки разрушительному действию времени и людей. Красноватый цвет стен крепости, особенно в лучах заходящего солнца, породил название Аль-Хамбра, что на арабском языке означает «красный».
Архитектурный ансамбль состоит из нескольких частей: крепости Аль-Касаба с башней Торре-де-ла-Вела,…
…королевского парка Дженералифе,…
…королевского дворца Паласио Реале с ареной для боев, построенного Карлом V (сейчас здесь музей, где представлены картины знаменитого испанского художника Сорайя, посвященные Аль-Хамбре).
И жемчужины комплекса — султанского дворца Назариэс. Он отличается блестящим использованием света и пространства в сочетании с орнаментальной лепниной и арабской вязью цитат из Корана. Первый ряд залов Мешуар, используемый для приема простых людей, Сераль, где принимали самых уважаемых гостей, и гарем (внутренние покои) с самыми прекрасными комнатами, к которым присоединяется Львиный дворик.
Побывав практически в каждом уголке этого чуда, мы вернулись в отель, чтобы продолжить любоваться этой красотой из окон нашего номера.
Вечером мы спустились на главную площадь города и, сидя в баре с чашкой горячего кафе кон лече, думали о данной нам возможности соприкасаться с прекрасным и удивительным.
Европа. День двадцать восьмой. Мадрид
Мадрид стал испанской столицей благодаря своему географическому положению, он удален от моря на 300 км и стоит на плато высотой 650 метров. В 1561 году Филипп II перевел сюда двор с целью создания города — символа объединенной Испании.
Поначалу мы сомневались, стоит ли ехать туда. Большой город, жара, возможные проблемы с парковкой, да мало ли что еще. Но пожары в окрестностях Валенсии и Аликанте заставили нас изменить маршрут.
Решено. Из Гранады едем в Мадрид. Расстояние 420 км, поэтому выехали рано поутру, чтобы избежать самых жарких часов. В полдень мы были на месте.
Город, встречи с которым мы пытались избежать, просто ошеломил своим видом. Большие красивые дома, широкие проспекты, зеленые скверы, повсюду много фонтанов, цветочных клумб, памятников.
Все улицы, несмотря на наличие трех полос движения, односторонние. Много мотоциклов, особенно Harley Davidson. И никаких пробок.
Мы не успели опомниться, как оказались в самом центре города, где был забронирован отель. Хорошо, что не надо никуда ехать и чего-то искать. Все рядом.
К вечеру ноги просто отказались ходить, но собрав последние силы, где-то около десяти вечера, мы отправились перекусить в уличное кафе и заодно посмотреть на ночной город. Видимо, не зря Мадрид снискал славу самой тусовочной столицы мира.
То, что открылось нашим глазам, совсем не походило на увиденное днем. Город преобразился. Улицы и площади заполнились людьми, открылись ночные клубы и бары, появились уличные музыканты, начались представления.
И только к шести часам утра веселье закончилось, шум постепенно утих и город забылся коротким сном.
Европа. День двадцать девятый и тридцатый. Эсплуга де Франколи
Наше путешествие интересно тем, что зачастую мы сами не знаем, где будем через пару-тройку дней и сколько времени проведем там. Вот и на этот раз, решив взять тайм-аут, оказались в маленьком городке у подножия гор, километрах в пятидесяти от моря.
Дорога от Мадрида, а это немногим более пятисот километров, немного утомила, и мы обрадовались появившейся возможности провести время в тихом и спокойном месте.
Хозяин апартаментов, Рамон, дружелюбный и общительный, как все испанцы, помог нам с размещением и парковкой, показал, куда сходить и что посмотреть, и подарил бутылку кларета (как оказалось, городок славится своими винодельнями).
Вечер мы провели в домашней обстановке (ужин, компьютер, стиральная машина, работающая без остановки) по которой уже изрядно успели соскучиться.
А в четверг я совершила короткий, но очень удачный набег на магазины соседнего городка Реуса и с удовольствием и без сожаления рассталась с несколькими сотнями евро в обмен на модные вещи. Кстати, мода 60-х возвращается, а вместе с ней платья в стиле Бриджит Бардо и многое другое.
Ужинали в местном ресторане с очень интересным интерьером. Еда была — пальчики не только оближешь, но и проглотишь.
Европа. День тридцать первый и тридцать второй. Андорра
Об этой стране до недавних пор было мало что известно. Четыре года тому по пути из Сан-Себастьена в Ниццу мы видели отворот и указатель с надписью «Андорра», но проехали мимо. А зря. Крошечное государство в Пиринеях может гордиться своей историей не меньше других. Здесь в VIII веке Карл Великий сдерживал нашествие мавров-мусульман, а до1993 года в стране сохранялись феодальные отношения, пока андоррцы не проголосовали за создание демократического государства. Если посмотреть с высоты птичьего полета, то окажется, что страна как бы зажата горами со всех сторон.
Андорра славится своими относительно недорогими горнолыжными и термальными курортами, красивыми романскими церквями, великолепной природой, магазинами с беспошлинным товаром и многим другим. Основной язык — каталанский, но практически везде говорят на английском, а также французском, испанском, немецком и даже русском. Видимо потому, что туризм является основной частью дохода страны (это мое личное мнение).
Проехать нам предстояло каких-то 160 км и по этой причине мы выехали довольно поздно.
Стояла прекрасная погода для мотопутешествий — солнышко, ветерок и температура не выше 20 градусов. Первая часть дороги была не особенно интересной: поля и виноградники, но затем мы приблизились к горам, дорога запетляла серпантином, и я начала снимать без остановки кадр за кадром.
В столицу — Андорра-ла-Велья — въехали к обеду. Такого обилия магазинов мотоэкипировки, расположенных по обеим сторонам дороги, мы не видели даже в Париже.
Наш отель находился в историческом центре города, в красивом, но труднодоступном для автомобилей месте.
Устроившись, мы тут же отправились осматривать город. Зрелище было необыкновенным. В какую сторону ни посмотришь — повсюду горы. Старинные каменные здания соседствовали с современными из стекла и бетона, повсюду скульптуры и памятники, обилие цветов. После прогулки по городу появилось впечатление, что он целиком состоит из магазинов, отелей, ресторанов и банков, ну еще и государственных учреждений.
Знаменитые часы Сальвадора Дали.
Из наиболее интересных мест хотелось бы отметить парламент, один из старейших в Европе; Сырный дом, где представлено около двух тысяч сортов сыра; Музей парфюмерии.
Но все же подавляющее число людей едет туда ради шоппинга (нигде больше не видела таких больших специализированных магазинов табачных изделий), а зимой покататься на лыжах.
Также интересна и местная кухня, которая сформировалась под французским и испанским влиянием, а интерьеры ресторанов в стиле начала прошлого века с антикварной мебелью располагают к длительному времяпрепровождению в них. Одно плохо — европейцы поголовно курят, даже во время еды. И это обстоятельство зачастую портит впечатление от самого вкусного блюда.
Мы провели в Андорре два незабываемых и полных впечатлений дня и пообещали себе вернуться туда вновь.
Европа. День тридцать третий. Ним
В половине девятого утра, не дожидаясь завтрака и одевшись достаточно тепло по нашему мнению, мы выехали из Андорры. Было пасмурно и ветрено, термометр показывал +12. Минут через пятнадцать начал моросить дождик, ветер усилился, а температура опустилась до+8. Пришлось останавливаться, чтобы достать термобелье и дождевики. Пока переодевались, температура упала еще ниже и начал пробрасывать снег.
Двигаясь по горному серпантину, въехали в плотный слой облаков, видимость упала до минимума, а термометр показал два градуса выше ноля. В дальнейшем погода то улучшалась немного, то опять ухудшалась, но в целом не особо радовала все сто с небольшим километров, пока мы не спустились в долину.
В какой-то момент, как вознаграждение за наши мучения, из-за туч выглянуло солнце и перед нами открылся ошеломляющий вид. Остановились на смотровой площадке, где встретили группу испанцев из Барселоны, которые, как и мы, ехали в Францию. Перебросившись несколькими фразами и сделав пару фото, поехали дальше.
Вскоре стало гораздо теплее, но дул очень сильный ветер, затрудняющий движение.
На заправке сняли дождевики и собрались попить кофе, но «Здравствуй, Франция!», опять дурацкие кафе со стоячими местами, бумажные стаканчики, негры и мошенники типа «так хочется есть, что переночевать негде». Поехали до следующей заправки, но и там оказалось не лучше. За две тарелки безвкусной еды и дряной кофе, по вкусу напоминающий помои, пришлось выложить 25 евро, причем дважды, так как у них произошел какой-то сбой в системе. И хотя я пыталась доказать, что транзакция прошла успешно, пришлось заплатить наличными. Нам, конечно же, пообещали вернуть деньги, попросив заехать попозже, что никак не входило в наши планы. Помянув хорошим словом всех французов, поехали дальше. До отеля оставалось недалеко.
Но не бывает худа без добра, и французы тоже бывают разные. Выбранный мною отель находился в пригороде Нима, в тихом месте, хозяйка, милая женщина, бегло говорила на английском, номер оказался очень даже ничего, а горячая ванна и чашка кофе сгладили неприятные воспоминания. А вечером, после вкусного, и даже изысканного, ужина мы и вовсе позабыли о досадных мелочах, произошедших днем.
Европа. День тридцать четвертый. Пралормо
Солнечное утро обещало хорошую погоду, поэтому и было решено отказаться от автострады в пользу второстепенных дорог, обещающих красивые виды. Еще хотелось проехать по французской глубинке и увидеть настоящую, нетуристическую Францию.
Завтрак оказался на удивление вкусным, особенно круассаны, которые испекла сестра хозяйки отеля. Похвалив выпечку, мы получили приятный бонус в виде пакета с круассанами, перекусить по пути. Кстати, впоследстви они нам даже очень пригодились.
Дорога и впрямь была красивой. Виноградники, зеленые холмы, деревни расположенные на них, горы, виднеющиеся вдалеке. Очень много мотоциклистов, кемперов, велотуристов.
Проезжая очередной французский городок, остановились пообедать в местном ресторане. Там я попробовала очень необычный салат с орехами и блинчиками, фаршированными козьим сыром.
А дальше все пошло не так, как хотелось. Небо затянулось тяжелыми облаками, заморосил, а затем и усилился дождь. Пришлось доставать дождевики.
Ни о каких фотографиях речь уже и не шла, хотя виды вокруг нас были просто потрясающие: глубокие ущелья, низко нависающие над дорогой скалы, водопады, горные озера, полуразрушенные замки на вершинах гор. Оставалось только крутить головой по сторонам и пытаться запечатлеть все в памяти. Из-за дождя мы также не сделали остановку в Бриансоне, городе на франко-итальянской границе с его на редкость крутыми улицами, где все дышит историей.
Въехав на территорию Италии, свернули на автостраду и стало немного легче — прямая дорога, тоннели, в которых сухо и относительно тепло. На заправке были неприятно поражены ценами на топливо.
В половине седьмого вечера, уставшие и голодные, мы добрались до отеля, где нас ждал теплый прием и горячий кофе. Дождь почти прекратился и небо начало проясняться.
Мы были единственными гостями в этом мини-отеле из трех номеров. В нашем расположении были просторная спальня, уютная гостиная, большая терраса, крытая парковка и вид на горы, которые на тот момент были скрыты туманом и облаками.
Мы были настолько уставшие, что ехать еще куда-то ужинать, просто не было сил. Поэтому доели все, что у нас было с собой: остатки сыра, сухую булочку, шоколад и пошли спать. В четыре часа утра я проснулась от чувства сильного голода, а в шесть ко мне присоединился Андрей и мы с нетерпением стали ждать, когда придет время завтрака.
Европа. День тридцать пятый. Милан
Утром нас ждал шикарный завтрак: сыр, мясная нарезка, йогурт, круассаны, джем, мед, сладкий домашний пирог и два больших кофейника с горячим кофе. Я была настолько голодна, что даже запомнила все, что стояло на столе и в каком порядке.
Пока завтракали, познакомились с хозяевами — милой итальянской семьей. Но в основном нами занимался веселый и разговорчивый парень, от которого мы узнали, что отель является их дополнительным источником дохода, помимо основной работы. Было видно, что и родители и дети вкладывают душу в свое небольшое предприятие, насколько внимательно и с искренним радушием относятся они к гостям (парнишка помог найти механика, чтобы отремонтировать мотоцикл и отказался от платы за помощь). Мы пожалели, что не можем остаться еще на одну ночь в таком прекрасном месте и, попрощавшись, поехали дальше. В Милан.
Это уже стало нашей традицией, в каждой поездке по Европе хоть на пару часов заехать туда. Мы любим Милан. Может потому, что он был первым итальянским городом, который мы увидели или потому, что нас не перестает впечатлять величественный миланский собор, а может, всему виной миланские бутики. Но так или иначе, мы никогда не приезжаем мимо.
Хотя всю дорогу накрапывал дождик, город встретил нас ярким солнцем. Мы походили по Галерее, пообедали в хорошем ресторане, где даже чаевые не жалко оставить, погуляли по знакомым улицам, попили кофе, сидя в баре под открытым небом и, отягощенные моими покупками, вернулись к мотоциклу.
День клонился к вечеру, а нам предстояло еще проехать чуть больше ста километров. На самом въезде в Сирмионе попали в ливень, но закаленные испытаниями последних дней и двигаясь по принципу: «больше газа — меньше капель» мы благополучно, хоть и слегка намокшие, добрались до отеля.
Европа. День тридцать шестой. Сирмионе
Четыре года тому назад, путешествуя по Европе на машине, мы уже останавливались на озере Гарда. И были восхищены природой и спокойной атмосферой маленьких городков, расположенных по берегам озера. Еще отметили большое количество мотоциклистов, в основном из Германии, путешествующих компаниями или поодиночке и позавидовали их возможностям. И вот теперь мечта сбылась. Мы снова на Гарде, но уже на мотоцикле.
Забронировали апартаменты на четыре ночи, чтобы успеть и отдохнуть и скататься куда-нибудь. Первый день тупо отдыхали, только съездили в супермаркет и накупили всяких вкусностей: несколько видов сыра, фрукты, вино и др., чтобы не ходить в ресторан. Рядом с номером большой бассейн, искупались пару раз, хоть вода и прохладная уже. Короче, провели день в ничегонеделании.
День тридцать седьмой. Озеро Гарда
Еще вчера мы решили, если не будет дождя — объедем озеро вокруг, тем более что расстояние небольшое, километров сто шестьдесят. Утро было солнечным, день обещал быть теплым, даже жарким, и часико в десять мы тронулись. Ехали не торопясь, то и дело, останавливаясь, чтобы сделать фото или просто посидеть в понравившемся кафе с видом на озеро или горы, выпить кофе или что-нибудь прохладительное.
Маленькие курортные городки следовали один за другим, как жемчужины в ожерелье, а их названия звучали как музыка: Монига, Гардоне, Мадерно, Тосколано, Лимоне... И вот мы на другом конце озера в Рива-дель-Гарда.
Попробовали местный коктейль, по типу сангрии, но на основе белого вина, называется шпритцер.
Задержались там на полчасика и дальше в путь. Дорога по другой стороне озера изобиловала тоннелями, один переходил в другой.
И вот, наконец Мальчезине и до боли знакомые нам места.
Вот отель, в котором останавливались, пляж, куда ходили позагорать, а вот лебедь куда-то уплыл. Вода была освежающей, но ходить по камешкам было не очень приятно.
Благодаря феноменальной памяти Андрея, нашли кафе на берегу, где когда-то провели пару приятных вечеров. Ничего не изменилось с тех пор. Такая же вкусная еда, обжигающе-горький кофе, утки на берегу.
Еще несколько фото, сделанных по пути.
К вечеру вернулись в номер, полные впечатлений и, кстати, ничуть не уставшие и даже успели еще позагорать и поплавать в бассейне.
Европа. День тридцать восьмой. Сирмионе
Мы не планировали никаких поездок на последний день пребывания в Сирмионе, но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы. Выяснилось, что у нас проблемы с навигатором, а точнее, карты бывших соцстран почему-то отсутствуют. Специализированный офис есть только в Милане, но в округе были конторы, которые занимались морской навигацией, в том числе и Garmin. Решили попытать счастья в одной из них, а заодно посмотреть близлежащий городок — Дезенцано. С картами так ничего и не получилось. Парень, который согласился нам помочь, предупредил, что он не специалист в данной области, но попытается что-нибудь сделать. Попытка не удалась. Ничего не поделаешь, поедем с айфоном. Хорошо, что купили держатель для него.
Солнце припекало все сильнее, и мы вернулись в апартаменты, чтобы пообедать и полежать у бассейна.
А потом снова поехали в Дезенцано и пробыли там до вечера. На следующий день нам предстояло покинуть так любимую нами Италию и отправиться дальше, в Словению.
Европа. День тридцать девятый. Любляна
Субботним утром мы выехали из Сирмионе в сторону итало-словенской границы и были поражены большим количеством мотоциклов, преимущественно Harley Davidson, едущих в одном с нами направлении. На заправку они вообще подъезжали один за другим без остановки и затем отъезжали группами. Видимо намечалась какая-то вечеринка. Спрашивать не стали, у нас была своя дорога.
Перед самой границей остановились передохнуть и узнали, что надо обязательно оплачивать проезд по Словении и Венгрии, 7 и 7,5 евро соответственно. Это минимальная плата за пользование автодорогами для мотоциклов. На семь дней. На стекло также надклеили стикер.
Словения интересна своим разнообразным ландшафтом: горные пейзажи Альп, озера Блед и Бохинь, долина реки Сочи... К сожалению, мы не увидели и десятой части всей этой красоты, так как катастрофически не хватало времени.
Заселились в маленьком пансионе в пригороде Любляны и после недолгого отдыха поехали осматривать столицу.
Любляна — небольшой город, с преобладающим большинством барочных построек времен Габсбургов в центре. Здесь же протекает речка Любляница и сосредоточены почти все достопримечательности:
До замка мы поднялись на паровозике, а затем спустились вниз пешком кое-где по крутым тропинкам, а где-то по старинным лесенкам.
Пока гуляли — жутко проголодались. Но как обычно сработало правило: во всех заведениях с видом — еда дорогая и не всегда вкусная. У меня сложилось впечатление, что все было разогрето в микроволновке, причем она работала вполсилы.
Но зато вечером мы поужинали вкуснейшей пиццей в нашем отеле (хотя и не любим ее). Кстати, два капучино, бутылка пива и пицца обошлись всего в девять евро.
Европа. День сороковой и сорок первый. Будапешт
Какие ассоциации возникают у нас, когда мы вспоминаем эту страну? Автобусы марки «Икарус», музыка Легара и Кальмана, зажигательный чардаш, кубик Рубика, озеро Балатон и река Дунай, токайское вино и паленка, гуляш и пирожное Эстерхази, можно продолжать до бесконечности. Для меня главной причиной поехать туда, было желание попробовать палачинту чустатотт (сладкий блинчатый пирог). Правда, пирог я так и не нашла, но саму палачинту (блины с начинкой) попробовала в разных вариантах и не только ее.
От Любляны до Будапешта немногим больше пятисот километров. Но после хорошего отдыха и вкусного завтрака, приготовленного хозяином отеля собственноручно, мы были полны сил двигаться дальше. На заправке встретили словаков на двух Honda GoldWing, возвращавшихся домой из Словении после отдыха. Удивительно, как схожи между собой словенский, словацкий и русский! Можно говорить на своем языке и при этом полностью понимать собеседника.
Заправившись, словаки вчистили 160 км/час. Видимо, очень торопились попасть домой. Нам же торопиться было незачем, только силы терять. А они еще были нужны, чтобы успеть познакомиться с Будапештом.
Доехали на удивление быстро и в два часа уже были на месте, хотя и делали несколько остановок. По дороге видели озеро Балатон, но заезжать не стали.
Уже при въезде Будапешт покорил нас своей красотой и изяществом. Не зря же его называют жемчужиной Дуная. Величественные здания и протяженные изогнутые мосты, которые особенно эффектно выглядят ночью, благодаря искусному освещению.
Здесь проживает примерно пятая часть населения страны.
Город состоит из двух частей: Буды и Пешта, расположенных по разные стороны Дуная и изобилующих достопримечательностями. Так как мы остановились в Пеште, то начали прогулку оттуда.
А затем по одному из мостов, Цепному, перешли на другой берег и попали в район Буда.
Самое знаменитое место в Буде — Замковая гора, куда можно подняться на фуникулере Сикло. На горе находится Будайский дворец, где когда-то жили венгерские короли.
Чуть подальше находится асимметричная церковь Матьяша, рядом с церковью возвышаемся конная статуя короля Стефана, приведшего страну к католицизму.
Рядом Рыбацкий бастион — белый крепостной вал с галереями и семью башенками, откуда открывается вид на Парламент.
И наконец, Водный город — сеть узких улочек и старинных домов между Замковой горой и рекой, некогда бедный квартал рыбаков и ремесленников, а ныне район фешенебельных особняков.
К югу от Водного города возвышаемся гора Гелерт с памятником Освобождения (наследие советской эпохи) и Цитадель.
Пешт — это более оживленная и шумная часть города с архитектурой конца 19-го века и широкими бульварами. Здесь расположено здание Парламента, подавляющее большинство церквей и соборов, бани Сечени — один из крупнейших в Европе комплекс термальных источников, еврейский квартал и многое другое.
Светящиеся точки над зданием Парламента — соколы, специально обученные отпугивать других пернатых.
Тех полутора дней, запланированных, чтобы познакомиться с городом, было явно недостаточно. Мы постарались увидеть хотя бы самое основное, оставив много чего еще на следующий раз.
А еще нашли офис Garmin, где нам обновили всю карту Европы, включая Белоруссию и Украину, так что теперь можно ехать хоть куда.
Европа. День сорок второй. Слиач
Так как до следующего нашего пункта назначения надо было проехать всего 160 км, позволили себе подольше задержаться в Будапеште. В итоге выехали в половине одиннадцатого утра.
Расстояние до Словакии оказалось совсем небольшим — 75 километров. А вот дорога стала похуже, однополосная, местами не очень ровная. Поэтому ехали медленно, со средней скоростью 70 км/час. По краям дороги росло множество яблонь с почти созревшими большими красными яблоками. Деревни следовали одна за другой, а между ними простирались бесконечные поля, засаженные кукурузой и подсолнечником. Затем на горизонте показались горы, мы подъезжали к Татрам.
Проезжая через очередной городок, Зволен, остановились пообедать и заодно прикупить магниты.
Еще чуть-чуть и мы уже на месте — в Слиаче. Это довольно популярный курорт с термальными водами и спа-комплексами.
Словакия вообще знаменита своими минеральными источниками и спа-курортами, плюс великолепная природа, чистый горный воздух, а такого количества пещер вы не встретите больше нигде.
В отеле мы были единственными гостями, так как сезон уже закончился. В нашем распоряжении оказался бассейн, большая терраса, просторный холл, чем мы не преминули воспользоваться.
Милая девушка на ресепшн порекомендовала нам ресторан и блюда, которые стоит попробовать. И так как этот день был для нас особенным (мы познакомились 11-го сентября 11 лет назад), провели очень приятный вечер, дегустируя местную кухню и наслаждаясь обществом друг друга. Кстати, здесь готовят изумительно вкусную форель, которая водится в местных горных речках, а блинчики с горячим ягодным соусом — просто пальчики оближешь.
Европа. День сорок третий. Краков
Так как следующей страной на нашем пути домой была Польша, возник вопрос, где остановиться и что посмотреть. После некоторых раздумий и поисков в интернете был выбран Краков. Тем более нам говорили, что это — самый красивый изо всех польских городов.
Но маршрут пришлось подкорректировать. Утром, во время завтрака, милая словачка с ресепшн, узнав, куда мы едем, посоветовала заехать на соляные копи возле города Величка. По ее словам, это очень необычное место, которое непременно нужно увидеть.
Ехали мы, ну, очень медленно. Дорога узкая, неровная, почти как в России. Вдобавок еще и загружёна сильно, приходилось все время идти на обгон. В итоге средняя скорость колебалась на уровне 60-ти км/час. В Величку приехали к часу дня. Купили билеты на экскурсию в соляную шахту и даже успели съесть по колбаске.
Шахта представляет собой коридоры и галереи на семи подземных уровнях на глубине от 57 до 198 м общей протяженностью более 200 километров и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже с 15-го века шахту стали посещать туристы, чтобы увидеть скульптуры, сделанные из соли работавшими там горняками. А в середине двадцатого века работы на шахте были прекращены.
Мы провели под землей более двух часов, переходя из зала в зал и слушая пояснения экскурсовода.
А затем поехали в Краков. Официальное название — Столичный королевский город Краков. Город расположен на левом берегу Вислы. Основанный в 11-м он до 18-го века был местом коронации польских королей. Ввиду большого количества старинных зданий, его еще называют польским Петербургом.
Откровенно говоря, нас он не впечатлил. Может тому виной усталость или ухудшившаяся погода (похолодало, и надвигалась гроза). Но если сравнивать с Западной Европой, то там, на наш взгляд, о памятниках архитектуры заботятся лучше. Вроде бы здания и красивые, но какие-то неухоженные и замызганные. Поэтому, побродив немного по улицам и поднявшись на вершину холма к королевскому замку, сделали несколько фото и отправились ужинать.
Еда, кстати, тоже была не очень, все слишком жирное и пережаренное, а кофе еле теплый. Впрочем, как и в любом другом туристическом месте. А вот кондитерские изделия порадовали, и вкусные и выбор огромный. Очень понравился мурзинек с творогом, даже рецепт в интернете отыскала.
Европа. День сорок четвертый. Кельце
Утро преподнесло нам неприятный сюрприз — дождь. Но делать было нечего и, надев дождевики, мы отправились в путь. Из-за дождя, а также узкой и загружённой машинами дороги, ехали крайне медленно. Сто двадцать километров преодолели за три часа. Вдобавок, не предусмотрели чехлы на ботинки и в результате ноги промокали насквозь.
К счастью, забронированные апартаменты находились на въезде в город — небольшая, очень уютная квартира со стильным интерьером в панельной многоэтажке. Согревшись и отдохнув, отправились на поиски кафе, чтобы пообедать и супермаркета — купить что-нибудь на завтрак. Буквально в трехстах метрах от дома нашли очень приличное заведение, большой выбор блюд и низкие цены. Суп, голубцы, блинчики, кофе — все было вкусно настолько, что вопрос, где поужинать больше не возникал. Плюс доброжелательный персонал. После обеда решили все-таки дойти до исторического центра, но непрекращающийся дождь и промокшие кроссовки заставили нас отказаться от этого плана.
Дождь и не думал останавливаться. Мы поужинали в том же кафе и отправились спать с надеждой на то, что погода все же наладится.
Европа. День сорок пятый. Бяла Подляска
Утро было пасмурным, временами моросил дождик. Но ничего не поделаешь, надо было ехать дальше. До границы оставалось приблизительно триста километров. Дорога стала немного лучше, но все же однополосная, так что быстро ехать не получалось. Еще и ноги мерзли в непросохших за ночь ботинках. Поэтому остановились в первом попавшемся мотеле из разряда *минус две звезды*, километрах в сорока от границы. Назывался он «Дукат» и чем-то напоминал «совдеповский» санаторий: две кровати у противоположных стен, дешевая, обклеенная бумагой мебель, клетчатые пледы. Плюс большое и неуютное кафе, скорее столовая из того же времени. Но холод не тетка и искать что-то лучшее не было сил. Вдобавок к этому в 10 вечера вырубился интернет. Короче, цивилизация закончилась. И на смену отелям и ресторанам пришли столовки и ночлежки.
Это я под тремя одеялами. Невзирая на такое утепление и горячий душ ноги согрелись через три часа.
Европа. День сорок шестой. Минское шоссе
Этот день стал самым тяжелым в нашем путешествии. Но обо всем по порядку.
В начале девятого утра мы выехали из мотеля и направились в сторону границы с Белоруссией. Еще накануне вечером, на ресепшн нас предупредили, что машин там много и вдобавок таможенники с пограничниками свирепствуют.
Границу мы прошли за полтора часа, причем большую часть времени отняли поляки, которые двигались, как сонные мухи, особенно когда дело дошло до возврата tax-free. Создавалось впечатление, что они как будто свои собственные деньги отдавали. Еще и заставили кофр открывать и показывать купленные вещи. Белорусы же, напротив, были очень дружелюбными, быстро проштамповали наши паспорта и пожелали счастливой дороги.
На белорусской заправке. У нас такого не встретишь.
После узких польских дорог, Минское шоссе показалось нам немецким хайвеем, поэтому полетели с ветерком.
Остановится, решили недалеко от российской границы, но начавшийся дождь и плохая видимость, а еще и отсутствие указателей стали причиной того, что мы проскочили мимо всех мотелей, если они там и были. Дождь все усиливался, сгущались сумерки, а ботинки были не просто мокрыми, в них вовсю хлюпала вода. Наконец-то, когда зубы устали стучать от холода, мы увидели долгожданную надпись.
Если предыдущее место было клоповником, то это по праву могло зваться гадюшником. Грязное ковровое покрытие на полу, обшарпанные стены в пятнах, незакрывающаяся дверь в санузел, пыль, свалявшаяся в огромные хлопья. Я так и не рискнула воспользоваться душем, настолько там все было грязно и разломано. Выпросив обогреватель, чтобы просушить мокрую одежду и обувь и поужинав, отправились спать.
Европа. День сорок седьмой. Москва
Проснувшись утром, мы обнаружили, что остались единственными кто еще не покинул этот «отель» (чувствовалась разница в два часа с Москвой). Нам даже намекнули, что мы подзадержались, а им надо убрать номер. Хотя, по моему мнению, вся уборка заключалась в смене постельного белья и не более того.
Проживание в этой трущобе обошлось в 2 100 рублей:
За эти деньги в Европе мы снимали апартаменты в Берлине и Будапеште.
До Москвы оставалось четыреста с небольшим км, поэтому время терять не стали.
Перед МКАДом, как всегда, пробки, потеря времени и нервов. Зато погода разыгралась — солнце, тепло. Свернули на Ярославское шоссе. С первой же попытки попали в приличный отель — чистый номер, интернет, стоянка, завтрак. Рядом супермаркет. Соответственно и цена. Но ничего не поделаешь — столица. Завтра утром сдадим мотоцикл и домой.
Ресторан в отеле оказался дороговатым — сорок евро за подогретую еду, а вот кофе очень даже ничего. Но зато в супермаркете была недорогая кулинария — все, чего душа пожелает. От нечего делать походили между прилавками и сравнили цены с нашими, ангарскими. Все дешевле в полтора-два раза. Что ж так не жить?
Европа. День сорок восьмой, последний
Вот и закончилось наше путешествие. Мотоцикл сдан в транспортную компанию, вещи упакованы. Мы продлили пребывание в отеле до шести вечера, чтобы не торчать в аэропорту. Затем такси до Шереметьево. И вот сейчас, сидя в ожидании вылета домой, подводим итоги.
За сорок семь дней мы проехали четырнадцать тысяч километров, побывали в четырнадцати странах и одиннадцати столицах (три пропустили, так как Минск неинтересен, Братислава не по пути, а в Риме уже были).
В этот раз мы использовали весь накопленный опыт из прошлых путешествий, и поэтому удалось избежать проблем, связанных с самостоятельными поездками. Плюс языковая практика и улучшение навыков английской деловой переписки (в моем случае). Также почерпнутое из интернета большое количество информации об интересных местах, городах и странах, в которых мы побывали.
В целом вся поездка прошла под знаком плюс, за исключением нескольких неприятных моментов, связанных с родной страной, точнее с отечественным сервисом.
А вот подготовку в следующий раз будем проводить более тщательно, учтя все недоработки этого раза: плохо работающее переговорное устройство, отсутствие непромокаемых чехлов для ботинок, проблемы с навигатором. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Финансовый отчет выложу позже, по возвращении домой.
Европа. Заключение
Ну и наконец, обещанный финансовый отчет.
И подводя итог, на чем можно сэкономить: еда и проживание; билеты на самолет, которые надо было взять заранее, месяца за три; для кого-то такси.
Мы почти не отказывали себе ни в чем, проживая в отелях и апартаментах с хорошей репутацией (не самых дорогих, но и не самых дешевых) и бронируя их за 2-3 дня до заезда. Но если заранее проработать маршрут и использовать горячие предложения, можно сократить расходы на треть. Так как мы не были на 100% уверены в получении визы, то не воспользовались этой возможностью (деньги за такие бронирования нельзя вернуть обратно в случае незаезда).
Также можно минимизировать траты на еду, если питаться в пиццериях, арабских забегаловках с шаурмой и кебабами или покупая еду навынос в супермаркетах. Согласна, недорого и достаточно вкусно, но при этом невозможно получить представление о национальной кухне страны, где находишься. И, как гласила надпись в одном из ресторанчиков: «Жизнь очень короткая, чтобы есть и пить плохо» (к сожалению не запомнила, как это звучит на итальянском).