|
Всем привет. Опыт поездок на авто к морям у меня есть, гонял пару раз на Черное на фокусе втором. И вот настал черед Хонды. Маршрут выбирался следующим образом: в честь 70летия победы хотели показать ребенку (да и сами посмотреть) Волгоград с его мемориалами, посвященными ВОВ, а от Волгограда недалеко и до Каспия (никогда там не был, почему бы и нет), затем по той же причине надо заехать на Эльбрус, ну а там уже и до Черного недалеко.
Ну, в общих чертах маршрут накидан. Осталось дело за малым — нагуглить интересности по пути в ключевых точках и дождаться отпуска.
Итак, наступило 1.08.2015 г., обозначив собой начало отпуска и старт путешествия. Команда корабля: Я, жена и ребенок 10 лет. Корабль — Honda Civic 2008 г.в. с пробегом под 150т
Первый перелет около 1700 км, пункт назначения — турбаза-кемпинг на берегу Волги в поселке Райгород (чуть дальше Волгограда). Чтобы сильно не растягивать время в пути, решил проехать нашу доблестную столицу ночью, поэтому выехали примерно в 15 часов дня.
Ехали не спеша, но почти нигде не стояли. По пути была дилемма — ехать по М4 или М6. М4 лучше, но маршрут на 100 км длиннее, М6 хуже т.к двухполоска, но короче.
В итоге, проехав Москву, решил ехать по М6 (во-первых, я по ней еще не ездил, а во-вторых, еще была ночь, и движухи не было). В общем, приехали в Волгоград днем воскресенья.
Проехав (если это можно так назвать) через Волгоград в сторону Астрахани по Р-22, мы приехали в место нашего первого ночлега — турбаза Райгород. Отдохнув, искупавшись в Волге, переночевав, мы свернули лагерь и отправились в Волгоград. Сначала заехали посмотреть на Дом Павлова и музей «Панорама Сталинградской битвы». К сожалению, саму панораму мы не увидели, ибо был понедельник — выходной.
Жара стояла жуткая +40 (дома тогда было +16). В общем, высыхая на солнце, двинули на Мамаев Курган. Я, конечно, знал, что Родина Мать большая, но чтобы настолько!!! Люди рядом, как букашки. Прямо ощущается что-то такое эпическое. Еще очень впечатлил «Зал Воинской Славы». Так же испытываешь очень сильные чувства и даже не замечаешь, как переходишь на шепот в разговорах.
Вдоволь нагулявшись, мы начали думать о ночлеге. Но жара выключила головы напрочь, и мы решили найти волгоградский общественный пляж искупаться, а потом продолжить думать.
Пляж в Волгограде находится на противоположной от города стороне Волги, нашли не сразу, но место очень даже неплохое. Освежившись, посмотрели карту. На следующий день наш путь лежал на соленое озеро Баскунчак, до которого около 200 км. И чтобы с утра не проезжать Волгоград, для удобства завтрашней поездки решили ночевать на реке Ахтуба (под городком Средняя Ахтуба). Местечко нашли очень живописное, да и река была шикарна по чистоте.
С утра двинули на Баскунчак. Поплутав, нашли вполне организованный «типа комплекс» для туристов (стоянка, душ, доставка непосредственно до озера). Там супер!!! Пейзажи неземные. Вода в озерце тоже не совсем похожа на то, что я представляю при слове ВОДА. В общем — клево! Вспоминая советы бывалых, решили: до озера пешком, а обратно на УАЗике. Не врут. Действительно пешком пройтись стоит хотя бы раз. Красиво. До первого озера где-то 2 км, до второго не ходили (очень было жарко).
Вдоволь накупались. Почувствовали себя непотопляемым «Титаником» (правда, с хеппи- ендом) ибо утонуть нереально. Даже сесть сложно — переворачивает. Затем на маршрутном УАЗе покатили обратно к стоянке.
Итого времени где-то часа 3 дня. На завтра запланирован большой перелет до г. Кизляр в Дагестане. Для удобства решили сегодня проехать Волгоград, переночевать в первом кемпинге, а завтра с утра стартовать. Кое-как успели с последними лучами солнца разложить лагерь, поесть впервые за отпуск шашлычок, да и то купленный в Волгоградской Ленте, заночевали и с утра пораньше в путь.
Ехали мы через Калмыкские степи. Для нас, равнинных жителей, это, конечно, жесть. До горизонта нет ничего. Вправо, влево, только трава на коричневой песчаной почве и дорога до горизонта прямая. Даже поворот и тот на кучу км растянут. В общем, ехать легко. Трафик слабый. Дорога нормальная.
На пути у нас стоял славный город Элиста — центр буддизма России, с его Большой Обителью Будды. Там мы сделали остановку, чтобы посмотреть храм и поесть чего-нибудь калмыцкого. Оба пункта были выполнены вполне успешно за пару часов. Храм Будды вполне себе симпатично, часик посвятить можно.
На территории находятся пагоды со статуями великих учителей, барабаны, которые надо крутить в каких-то буддистских целях, а внутри сидит большой главный Будда, которого нельзя фоткать.
Затем был обед чего-то вкусного, калмыцкого (названий не помню, но очень недорого и вкусно), и мы тронули дальше на Кизляр.
В Кизляр мы приехали поздно вечером, часов, наверно, в 9. Гостиницу нашли, спросив местного жителя. Сначала он пытался указать нам путь на гостиницу «Кавказ», но увидев, что я с женой и ребенком, посоветовал нам другую, там, говорит, спокойней. В общем, нашли мы гостиницу типа «совок», зато вполне бюджетно. Переночевать нам самое то.
С утра мы двинули на поиски главных Кизлярских сувениров. Адрес был нагуглен заранее. Хоть посещение этого места и не являлось обязательным, и бюджет под него особо заложен не был, но не заехать туда — это преступление.
Прикупив немного ликеро-водочных сувениров, а если точнее, коньяк «Мой Дагестан» 4-летний. Недорогой, но, как позже выяснится, очень даже вкусный. Двинули дальше по маршруту на Дербент, по пути ища глазами оружейный магазин. Нашли, зашли, я не удержался и прикупил себе сувенир.
Все клево. Едем дальше. А дальше у нас 280 км до Дербента через трассу «Кавказ» и Махачкалу. Маршрут прошли вполне норм, только в Дербенте было очень интенсивное движение и пробка с полчаса на въезде. Въехали в город, нашли в навигаторе предположительно набережную и поехали искать гостиницу. Не без труда, но все-таки нашли очень даже хорошую гостиницу, правда, дороговато по нашему бюджету, но зато приятное местечко. И в первой линии!!!)). Там, правда, всего 2 отеля. Наш и подешевле в ста метрах от первого и своя дорожка к морю.
Вид с балкончика 4-го этажа отеля.
Заселились и сразу поскакали, радостные, нырять в море, ибо это первое море в этом году, да к тому же первое посещение Каспийского. Пляж шикарен, очень нежный песок, очень мало народу, очень теплое и вполне чистое море. Мелковато немного и было ветрено.
Нет вообще никаких развлечений, только песок и море, но в целом нам понравилось. Накупавшись, решили, что пора искать место ужина, ибо вечерело. Решили пройтись по так называемой набережной в поисках кафешки. Это было очень опрометчиво)). Дербент нифига не курортный город. Набережная напоминала больше промзону или окраину какого - нибудь обычного городка. Свернули в глубь, ощущения этого только усилились. Нашли с полсотни шиномонтажей и еще столько же салонов красоты, но ни одной кафешки. Итого, через минут сорок плутаний по дворам, вышли обратно на набережную и обнаружили неприметную надпись, что при втором отеле есть обычное кафе, где мы наконец-то съели замечательного шашлычка из баранинки.
На следующий день, встав пораньше, мы сходили на полчасика на море и двинули на осмотр главной Дербентской достопримечательности — крепости Нарын-кала. Место вполне симпатичное, но как-то слишком сильно отреставрировано, нет ощущения старины. Но пошариться было интересно.
Погуляли пару часиков, повысили уровень культурного развития и покатили дальше. А дальше по нашему плану было возвращение немного назад, ибо Дербент был самой дальней точкой нашего маршрута.
Интересовал нас некий город Избербаш, если верить интернету, курортная столица Дагестана. В планах было найти место для спокойного «тюленьего» отдыха на один или два дня. Не очень вышло. Поиск ночлега подзатянулся, потому что, куда бы мы ни сунулись, мест не было. В итоге нашли мы гостевой дом метрах в 300 от моря. Заселились и пошли на пляж. Тут нас ждало небольшое разочарование, по сравнению с Дербентом очень много народу. Очень много мусульманских женщин в их странных купальных платьях. И, вообще, все какое-то не нашенское. В Дербенте из-за малой плотности отдыхающих на пляже это не очень чувствовалось. А тут жена говорит, что ей как-то некомфортно немного. К тому же погода немного испортилась, и затянуло небо. Да и море тут было очень мелкое, а далеко от оставленных на берегу вещей отходить было стрёмно. Но был и плюсик один — очень вкусный шашлык мы съели в кафе у пляжа. Жена даже не удержавлась и разговорилась с готовившим его дядькой. Дальше мы отправились на поиски выпить чего-нибудь вкусного, слабоалкогольного, т. к. на пляже алкоголь не продавался. Нашли какой-то просто магазинчик, где было разливное пиво и типо местное вино в пластиковой таре. Пиво было вкусным, а вот вино нет, и брать мы его не стали. Зато нам было предложено дагестанское заводское вино в стекле. Вот оно, как позже выяснилось, жене очень понравилось. В процессе изучения тары выяснился адрес завода изготовителя: село Сергокала, Дагестанский район. И вот ведь чудо, завтра мы должны были как раз проезжать мимо (т. к. погода была не очень, да и место, откровенно говоря, не понравилось, играть в «тюленей» пару дней мы передумали).
Итак, маршрут на завтра Избербаш—Хунзах (140 км). Думал, что 2-3 часа и там (как же я заблуждался), мы ехали часов 5-6. Но пока что все хорошо, и с утра решили встать пораньше, для начала заехать на термальный источник, говорят, рядом совсем. Так и вышло, 5 минут на машине и мы у источника.
Термальный источник г. Избербаш.
Интересненько так. В центре источника очень горячо и идут пузыри, а по краям попрохладнее. Заходишь, привыкаешь к температуре и потихоньку ползешь к центру, доползаешь, варишься немного в бульках и ползешь обратно. Расслабляет нереально!!! Запах, правда, не очень, но терпимо. Благоустроен он был, походу, еще при СССР. Есть забавная полуразвалившаяся ширма, отделяющая мужскую и женскую зоны, и бетонные края водоема. Порасслаблявшись минут 40, двинули дальше по маршруту на Хунзах, с заездом в Сергокала. Купили по дороге (не помню, как назывались) лепешки с мясом и картошкой, 3 штуки по 100 р. Очень они оказались большие, и мы их почти весь день ели.
Перекус где-то вдали от больших дорог.
Заехав в Сергокалу, указанного на бутылке адреса мы не нашли, да и местные поначалу нас не очень понимали и слать пытались в противоположную сторону от предполагаемого нами места.
В общем, решили мы не сопротивляться и поехать куда шлют (им-то виднее, местные все же). В итоге, сто раз спросив, приехали мы к незаметному с первого взгляда дворику. Там нас встретил типично кавказский дедушка и проводил в прохладную комнатенку, в которой из стены торчали с десяток кранов. Пока мы думали, чего и сколько купить, зашел другой кавказский мужичок и, сунув сотку, получил 1,5 литра вина. «Ну, раз местные берут, значит, вино хорошее», — думаем мы, и надо покупать. На вопрос почем винишко, услышали странную цифру 60 руб. литр. Недолго думая, достаем из багажника 6-литровую бутыль воды, выливаем остатки и заливаем красного сухого до краев. Спросили: «Выдержит ли 2 недели в багажнике?», получили утвердительный ответ и покатили радостные дальше (сразу скажу, что вино все выдержало и было с огромным удовольствием выпито женой с подругами по приезде и получило от всех «5+»). А дальше нас ждали горы, серпантины, неизвестные навигатору дороги и незабываемые впечатления от езды по нетуристическим местам. Расстраивал только навигатор (nokia here drive с последними картами), который вообще плохо понимал, где он и что он тут делает. И после очередного поворота не туда, и крюка в 20 км был дисквалифицирован и переведен в режим фотоаппарата)). Ехать пришлось по старинке, спрашивая почаще дорогу. С этим, правда, у местных тоже не очень ладилось, и показания горцев были противоречивы, но волею судьбы мы все-таки докатили до нужного места, правда, потратили жуткое количество часов. А приехали мы на Хунзахский водопад. Красивое место, правда, погода мрачновата была. И водопад подсох к августу. Ну да ничего, сам процесс посещения этого места нами надолго запомнится. За каждым поворотом было краше, чем за предыдущим. Такие виды!!!
В общем, стоим мы на краю ущелья и думаем, что мрачноватая погода немного портит впечатления от пейзажа. А по плану сегодня еще одно место в 150 км отсюда, поиск ночлега, а потом дневной «перелет» в 450 км до Эльбруса. Следовательно, посещение самого Эльбруса у нас на послезавтра. Смотрим гисметео погоду, а она нам говорит, что на Эльбрусе завтра солнечно, а вот послезавтра обещают облачно. Решаем бросить все дела и катить в ночь на Эльбрус, ибо хорошая погода при просмотре природных красот очень рулит. Навигатор рисует маршрут аж через Махачкалу. Думается мне — врет гад. Посидев немного над картами в том же телефоне, решаю ехать хотя бы через Буйнакск, хотя был вариант и углубиться вглубь Дагестана и выехать на трассу «Кавказ» около Грозного. Но с учетом приключений при езде сюда, решил, что Хонда совсем не внедорожник и рисковать неохота. В общем, тронули в путь.
По пути в Хунзах.
По пути в Хунзах.
По пути в Хунзах.
Блок пост где-то в глубинке по пути.
Дорога к Хунзаху местами не очень.
Хунзахский водопад. Должен был быть больше.
Ущелье у водопада.
Большой горный орел над ущельем.
Дорога на Буйнакск с какого-то момента пошла очень хорошая и свежая. Правда, навигатор норовил нас свернуть постоянно на грунтовку в поля. И утверждал, что мы едем по пустоте. Виной всему было то, что эта дорога была совершенно новой и проложена была через тоннели в горах. В общем, периодически утверждаясь в правильности направления в общении с местными, мы доехали до трассы «Кавказ». А дальше с дорогой навигатор был знаком, и мы, наконец, расслабились и покатили в привычном темпе.
По пути, проезжая мимо Грозного, не смогли отказать себе в желании заехать и глянуть одним глазком на мечеть Сердце Чечни и башни Грозный сити. Время, конечно, было поздновато, что-то около 9-10 вечера, но в принципе, может, даже и наоборот это было лучше. Очень красиво были подсвечены башни Грозный сити. И сама мечеть выглядела величественно. Погуляли полчасика, размяли ноги и дальше в путь.
Дальше путь наш лежал без остановок до Эльбруса. Хотя ближе к двум часам ночи я порядочно устал, и мы решили, что до поворота с трассы «Кавказ» в сторону Эльбруса надо бы найти ночлег, и последние 100 км проехать завтра с утра. Но как только мы начали поглядывать по сторонам в поисках ночлега, все мотели как рукой смыло. Пришлось ехать дальше. У жены в принципе есть права, но водитель она малоопытный и вести ночью по серпантину ей было стрёмно. Поэтому часа в 3 ночи мы тормознули на полчасика отдохнуть. Обычно я нормально переношу длительные перелеты, но сегодня я ехать изначально не планировал, к тому же мы очень много катали по сложным, горным дорогам.
Набравшись сил на последний рывок, мы покатили дальше. Немного взбодрил г. Тырнауз, где около 4 часов ночи я схлопотал штраф на 1000 руб. за остановку в неположенном месте. Короче, доехали мы часам к 5 до села Эльбрус и начали искать ночлег. Дело это в 5 утра оказалось нелегким))), все спали, а кто не спал, говорил либо, что мест нет, либо он тупо охранник и никого нет. Перспектива ждать до 8 утра в машине не радовала, к тому же на улице термометр показывал +9. И мы решили ехать, пока не закончится дорога, по пути заглядывая во все отели. Заранее погуглить, что тут и как, я не удосужился, и мы ехали, как обычно, наобум)), так веселей.
В одном из отелей разбуженный мною молодой пацан-охранник не поленился и рассказал, где можно с большой вероятностью найти недорогой ночлег. Оказывается, все недорогие отели и гостевые дома находятся в самом конце, в тупике на плато Азау и в Терсколе. Мы решили ехать в самый конец и нашли замечательный отельчик «Логово». Место было хоть и достаточно скромное, но пребывать в нем было легко и приятно. Этакое пристанище альпинистов. Правда, первую ночь мы спали втроём на одной большой кровати т. к. мест не было, но мы (кроме ребенка, который спал всю дорогу на заднем сидении) дико устали, и нас это вообще не волновало. Выспались мы очень хорошо и на удивление быстро. Встали часов в 10, бодрые и довольные. А когда вышли на улицу, сразу забыли о всех тяготах вчерашнего путешествия. Солнце светит, на небе ни облачка, и горы кругом со снежными шапками блестят в лучах солнца. Такого я еще в своей жизни не видел. Красота неописуемая!!!
Сдав номер (сегодня позже должна была съехать большая группа и нас обещали переселить в нормальный 3-местный номер), мы пошли гулять. Основная движуха была метрах в 200 от нашего отеля. Кафешки, рынок сувениров, подъемники. Позавтракав, купили билеты на подъемник по 700 руб. с человека, но по 100 руб. потом возвращают в обмен на пластиковую карту-пропуск. Плато Азау находится на высоте 2350 м, на подъемниках в 2 этапа можно подняться до 3500 м на станцию «Мир». Дальше до 3800 м ходит отдельно оплачиваемый канатно-кресельный одноместный подъемник, очень страшноватого вида, который к тому же и не работал. Передать те ощущения, что мы испытывали в процессе подъема и гулянья по станции невозможно. Для нас, равнинных жителей, которые впервые попали на настоящие горы, ощущения были какие-то космические.
На фоне обеих вершин Эльбруса.
Вид со станции «Мир» в противоположную от Эльбруса сторону.
Вид со станции «Мир» в противоположную от Эльбруса сторону.
Погуляли, нагулялись вдоволь, пора вниз, раз уж наверх нам никак (канатка не работает, ребенок хочет вниз, говорит, что плохо ей). Спустились, пообедали, сходили в гостиницу заселиться в новый номер, и пошли дальше гулять на поиски где-то шумевшей реки Баксан. Нашли её, буквально перейдя дорогу от гостиницы. Река очень бурная и холодная, ледникового происхождения и течет как раз с Эльбруса. Ее исток мы видели с подъёмника.
Нагуляв аппетит на ужин, пошли искать кафешку с пивом и шашлыком. Неожиданно нашли))). О, сколько же я хотел, чтобы эти два пункта в меню присутствовали одновременно!!! И вот, наконец-то, свершилось, да к тому же в меню мы обнаружили неиспробованный ранее нами вид шашлыка — шашлык из яка! Честно говоря, на 4 с минусом. Мясо жестковато и очень диетическое. Вообще без намека на жирок. Хотя под пиво грызлось неплохо)). Также в соседнем магазине было прикуплено несколько бутылочек фирменного пива «ВЫСОТА 5642», и во дворе гостиницы под очень ярким, звездным небом было устроено что-то типа романтического вечера.
А утром пораньше мы снова двинули в путь. Впереди 700 км до Черного моря, где мы хотели пару дней «потюленить» на бережку в кемпинге и двигать либо сразу в сторону дома, либо заглянуть на Азов.
На Черном мы уже катали кемпингами пару лет назад, но повторяться не хотелось и, глядя на карту, решили ехать в Кабардинку. Если посмотреть на этот населенный пункт на карте, то там есть места, где кемпингу грех не быть. Но, к великому сожалению, мы нашли только кемпинг «Морячок», практически в черте города, частично занимающий территорию какого-то детского лагеря (со всеми вытекающими). Но т. к. мы, как обычно, приехали уже сильно затемно (хоть 700 км это не так уж и много, и выехали мы рано, но пробки с приближением к Черному морю становились все чаще и чаще), то выбирать было особо не из чего. На переночевать, думаем, сойдет. А нет, часов так (не знаю, во сколько там солнце встает) ... в общем, очень рано нас разбудила адская жара в палатке. Мы кое-как доползли до пляжа. Искупались, освежились, вроде бы полегчало. Пошли собирать лагерь.
Дальше отчего-то решили с местом отдыха не экспериментировать и поехать в запомнившийся с положительной стороны кемпинг «Сосновая роща» около Дивноморска, в котором мы были два года назад. Место там тихое, красивое и уютное, что нам и надо для завершения нашего автопутешествия. К сожалению, там тоже все оказалось не так гладко, как хотелось. Отстояли мы там до 11 часов следующего дня, все это время перед нами кружили пожарные вертолеты туша что-то где-то недалеко. И в конце концов в кемпинг пришли представители МЧС и попросили покинуть лесной массив.
Так-то мы хотели выезжать на следующий день с утра и ехать до Воронежа, навестить родню, а заодно отдохнуть на полпути до дома. Но МЧСники немного откорректировали наш план и мы выехали раньше, решив, что искать еще один кемпинг на одну ночь нам лень.
В общем, основная часть автопробега подходила к концу. Под Воронежем в селе Репьевка мы провели примерно неделю, купаясь в местных реках и озерах, попивая пиво в бане и всячески спокойно отдыхая.
Небольшая речка в селе Россошь, Репьевского района.
Какое-то озеро в Репьевском районе.
Один из главных героев автопробега где-то в полях)).
Музей-заповедник «Дивногорье».
Музей-заповедник «Дивногорье».
Обратно выехали на утро четверга, чтобы не трогать Москву в пятницу. Заодно решил объехать нашу столицу как можно дальше и покатил по Большому Московскому Кольцу. В принципе норм. Может и длиннее, но зато почти не стояли. И вполне себе живописьненько.
Доехали без приключений, а на одометре без пары сотен 8000 км. Неплохо так покатались!
П.С. Небольшое отступление о ГИБДД и тому подобное. Такого количества общения с представителями власти у меня не было за все 7 лет моего водительского стажа. Блок-посты на Кавказе на каждом углу. И все норовят остановить 178 регион, им как хлебом намазано. Можно было сразу останавливаться, тянуть документы и открывать багажник до начала их действий. По отношению в принципе все позитивны, много расспрашивают, как тут очутился и т.д. Но в процессе длинных «перелетов» очень запаривают, особенно когда блокпост и в начале, и в конце крупного города, и всем ты нужен.