|
Здесь много рассказывалось о путешествиях из Сибири на юг, в Краснодарский край, в Абхазию. Писать очередной отчет, как две капли похожий на предыдущие, не хочется, поэтому постараюсь отличиться от предшественников. Вряд ли получилось, но я старалась.
В августе 2009 года во время отпуска запланировали навестить одних родственников в Белореченске (Краснодарский край) и остановиться у других в Гагре. Уже давно решили, что поедем на машине. В наличии — Nissan Presage 2001 года (в наших руках три года).
Путешественников набралось пять человек: водитель Сергей, Максим, я (Наталья), Светлана и её дочь Галя 13-ти лет. Максим отвечал за расшифровку сведений, которые предоставлял нам навигатор с картами «Мегаполис», и работал «левым глазом», т.к. машина праворульная. Предполагалось, что я буду сменять Сергея, когда он устанет, но первый же опыт показал, что он, пытаясь заснуть, так и не смог расслабиться, всё пытался контролировать процесс вождения. В результате покемарил три часа, а за руль на трассе я больше не села.
Почитав перед отъездом отзывы, решили не гнать лошадей, ехать 95-100 км/ч и не обгонять, если не уверен, что действие знака «Обгон запрещен» закончено. В результате за всё время пути нас ни разу не оштрафовали ни за нарушение скоростного режима, ни за обгон (попались на другом, но об этом ниже). Даже не останавливали, как будто и не видели. На всякий случай перечитали правила, особенно те разделы, которые касаются поведения вне населенных пунктов. Узнали многое из давно забытого. Знаки и разметка на практике и впрямь частенько не совпадают, о чем уже много говорилось, причем в каждой области — свои приколы, на нарушение откровенно провоцируют. Поэтому приходилось смотреть во все десять глаз.
Ехали на отдых мы не первый раз, и давно усвоили, что на обратной дороге цель остается одна — быстрее добраться до дома! Поэтому пока ехали к месту назначения, ни в чем себе не отказывали, останавливались везде, где хотелось что-то посмотреть (в пределах разумного, конечно).
Итак, Омск, 11 августа, 5 утра. Собираем всех пассажиров. В 6 часов — заправка на краю города, полный бак — и в путь! За окном — репетиция осени: дождь, холод… Мёрзните, омичи, а мы — на юг!План был таков: Омск — Ишим — Бердюжье — Макушино — Курган — Челябинск — Уфа — Самара — Пугачёв — Саратов — Камышин — Волгоград — Ростов (хотели порыбачить на Дону) — Белореченск, а там — как получится. Маршрут стандартный, впечатления — свои.
Ишим, 10 утра.
В Омской области дороги сносные, в Тюменской — по-разному. Очень плохой участок был у Водолазово (минут за 20 до Ишима), скорость около 30 км/ч. Одно утешало — длился он 15 минут (около 7 км).
Есть и такие дороги…
Участок Локти (час от Ишима) — Бердюжье (около 40 км) тоже проезжали медленно. Однако после этого дорога была неплохой. В 14:30 (время пока омское) объехали Курган. Через некоторое время остановились пообедать. Вдоль дороги частенько встречаются вот такие столики:
Курганская обл.
Тут нам пригодились бутеры и маленькая автомобильная кофеварка (200 мл закипало за полчаса пути). Собственно, пользовались мы ей, пока на дороге не стали регулярно появляться кафе. И быстрее, и не так уж дорого.
В 18:30 были в Челябинске. Здесь надо сказать, что если бы мы умели пользоваться навигацией с самого начала, она бы нам очень помогла, но т.к. опыт использования был небольшой (в пределах своего города), учились на ходу. В результате — первый блин комом. Понадеявшись на чудо современной техники, и не посмотрев в Интернете пути проезда сквозь город, дали кругаля и выехали где-то на юге через час после въезда. Вот третий раз через него едем — и каждый раз в новом месте выезжаем! Мало того, на карте был только план города, федеральная трасса ещё не была проложена, поэтому пришлось спрашивать по дороге, куда нам дальше ехать… Оказалось — на Москву!
Надо сказать, что если бы мы умели пользоваться навигацией с самого начала, она бы нам очень помогла, но так как опыт использования был небольшой (в пределах своего города), учились на ходу. В результате — первый блин комом. Понадеявшись на чудо современной техники, и не посмотрев в Интернете пути проезда сквозь город, дали кругаля и выехали где-то на юге через час после въезда. Вот третий раз через него едем — и каждый раз в новом месте выезжаем! Мало того, на карте был только план города, федеральная трасса ещё не была проложена, поэтому пришлось спрашивать по дороге, куда нам дальше ехать… Оказалось — на Москву!
Урал проезжали вечером.
Не всем везло в дороге…
К десяти часам вечера на дороге стало заметно меньше машин. Ночевка планировалась в Уфе у Серёгиной племянницы. Нас часа за четыре до приезда предупредили, что при въезде в город из-за ремонта дороги (или моста) пробки тянутся на несколько километров и стоять придется долго. Однако пробка на пути была одна — у г. Сим, где действительно шел ремонт, но она была небольшой (ночь на дворе опять же). К Уфе подъехали без проблем, отказались от предложения нас встретить, мол, у нас же навигация есть! В этот раз она здорово облегчила нам задачу, дом нашли быстро. Разве что перед самым финишем, следуя указаниям, мы заехали в какую-то дыру и при фразе «До пункта назначения 300 метров» увидели перед капотом овраг. За оврагом действительно стоял нужный нам дом, только добираться всё же пришлось по другому пути. В час ночи были на месте.
Выспавшись, мы приняли предложение наших хозяев прогуляться по городу.
Пообедали в колоритном кафе с местной кухней. Находились на неделю вперед, как нам тогда казалось. Вечером попрощались с гостеприимными хозяевами и поехали дальше. При выезде из Уфы — замечательная дорога.
На выезде из Уфы.
Помечтали о таких трассах на протяжении всего пути, самые смелые предложили ограничить скорость 150 км/ч :). Но счастье длилось всего 70 км… Несмотря на рассказы о грозных башкирских гаишниках, нас ни разу не остановили. Наверное, потому что мы были им неинтересны. Часто встречались камеры на разделительных полосах (для нас, омичей — диковинка), да и просто на обочине, а дальше — сами гаишники.
К часу ночи объехали Самару. Попытались найти ночлег, но было либо всё занято постояльцами, либо оккупировано толпами тараканов. Решили, что лучше поспим в машине. Выспавшись (хватило четырех часов), двинули дальше. Перед Саратовым остановились у кафе «Транзит». Нигде ни до, ни после этого нас не кормили так вкусно, так много и так недорого!
Кафе «Транзит».
Там же можно переночевать.
Взяли номер телефона с тем, чтобы забронировать номер и остановиться там на обратном пути. Конечно, не гостиница класса «люкс», но переночевать, помыться можно. Номер на четверых (на обратном пути нас стало меньше) нам обошелся в 1100 + 80 руб. за стоянку авто. Находится «Транзит» около с. Орловское, недалеко от г. Маркс. Позавтракав, едем дальше.
В 11 по Москве объезжаем Саратов, к 16 часам мы уже в Волгограде. Три часа гуляли по Мамаеву Кургану. Голос Левитана, звуки стрельбы, Вечный огонь, Родина-мать… В общем, впечатляет!
Мамаев курган.
В 19 часов выехали из Волгограда, изрядно уставшие. Проезжая мимо Новых Рогачиков, обратили внимание на стоящих вдоль дороги людей с табличками «сдам жильё». Исключительно из любопытства остановились узнать, почём сдают, у первых попавшихся. Озвученная сумма и условия проживания как-то так нам понравились, что мы решили остаться на ночь. Было всего 8 часов вечера местного времени, поэтому мы взяли пива, рыбы, пельменей и арбуз (кому пива покажется мало). Часов в 11 все вырубились. Ни минуты не пожалели, что остановились здесь. В 9 утра все были бодры, веселы и готовы продолжить путь.
По плану у нас была рыбалка на Дону в районе Ростова. При подъезде к городу попали в пробку. Оказывается, кондиционер — это не роскошь! Это средство существования! На улице было заметно выше +30… В городе нас опять подвело неумение пользоваться навигацией, так как в той части города, в которую мы попали, были сплошь односторонние улицы, мы плутали, плутали… И проехали под «Кирпич». Никто из нас его не увидел, но это заметил кое-кто другой. Догнали, остановили, вежливо пригласили пересесть… В результате торгов сошлись на 1500. К слову сказать, это было единственным наказанием за всю дорогу. Зато нам подробно рассказали, как выбраться из города.
Мост через Дон.
В результате катания по Ростову, стояния в пробках, да и вообще, желание рыбачить куда-то пропало. Тем более что позвонили родственники из Белореченска и предупредили, что нас ждут на крестины к завтрашнему полудню. Решили, что порыбачим и на море, поэтому двинули дальше. В 22:30 были в Белореченске.
Надо сказать, крестины на юге отмечают чуть скромнее наших свадеб.
А что не доели, дают забрать с собой.
На следующий день мы заехали к моим давним друзьям в Лабинск, где нам рассказали про чудный аквапарк в Геленджике. Решено — завтра едем в Геленджик!
Эх, везде бы так...
Выехали в 6:30, к 8:30 были у Джубги, и там застряли в пробках. Заканчивалась одна, только стоило разогнаться — и опять вставали… В 10 часов мы, наконец, увидели море. Отдыхающие объяснили, где находится аквапарк. Узнали, что дешевле в него будет зайти в час дня (цена уменьшалась с 850 до 650 руб.), и пошли гулять по набережной.
Геленджикская бухта.
Пляж в Геленджике.
Аквапарк «Бегемот».
Через час катания с горок мы узнали, что тот аквапарк, который нам так хвалили, находится чуть дальше «Бегемота». Утешало одно — был сильный ветер и в этот день он был закрыт.
В 18:00 выехали из города.
Невольно снижаешь скорость...
Планировали, что к полуночи будем в Гаграх. Не тут-то было! Опять простояли в пробке у Джубги, в Туапсе были в 21:30, а к Сочи подъехали в 0:20. Ехали в среднем 40 км/ч, чего никак не ожидали, так как не учли, что ехать придется по серпантину. В 1:30 подъехали к границе и два часа простояли в очереди. Пока стояли, получили бланк декларации, нам построчно объяснили, как его заполнить. Согласно декларации, у нас не было ничего, даже ручной клади и несовершеннолетних детей, только автомобиль. Впоследствии мы несколько раз границу пересекали и обнаружили, что в основном все задержки при прохождении границы были из-за неправильного заполнения этого маленького листочка. Если он заполнен верно, пролетаешь пулей. На абхазской территории нас попросили приобрести страховой полис, мы из вежливости взяли дней на пять, хотя собирались жить там гораздо дольше.
Иногда при возвращении в Россию абхазы проверяют наличие полиса и грозят штрафом за его отсутствие, но отмазаться можно запросто. Мало того, мы от усталости так обнаглели, что начали торговаться со страховщиком! Рублей 50 нам скинули. За машину страховка платится отдельно. В 3:30 мы пересекли, наконец, границу и в 4 были дома.
Про экскурсии по Абхазии написано уже много, поэтому расскажу о тех местах, которые в отзывах мне не встречались.
Гагры
Для начала хочу сказать, что любую поездку лучше начинать часов в 8 утра, а то и раньше. Пока доедешь, всё посмотришь, везде сфотографируешься, время пролетит — не заметишь, как стемнеет! А ведь еще до дома добраться надо и обязательно рассказать соседям, где был и что видел.
В самой Гагре помимо тех достопримечательностей, которые показывают туристам на экскурсии типа «Вечерняя Гагра» есть ещё парочка, куда можно сходить самим. Первое — это гора Мамдзышха. Оттуда в ясную погоду спускаются парапланеристы. Дорога туда идет асфальтированная, но кое-где требует ремонта. Однако на легковушке ехать можно без проблем. Это около 30 км. Но на альпийские луга могут проехать только УАЗы (с нас запросили 2 000, и мы отказались), либо можно подняться пешком. Нам с лихвой хватило увиденного: облака под ногами, где-то далеко-далеко море, Гагра…
Смотровая площадка.
Стартовая площадка для парапланов.
Ещё рекомендую прогуляться по Жоэкварскому ущелью. Поход может растянуться надолго, поэтому советую выходить утром. Ущелье начинается у старого автовокзала перед въездом в Гагру со стороны границы. Осенью река мелеет, но если подняться выше, воды там будет предостаточно. Кое-где придется пробираться вплавь, практически постоянно — прыгать по камням, пробираться сквозь заросли деревьев. Дети от такой прогулки в восторге. Обед, конечно, надо взять с собой. И не забудьте убрать за собой мусор!
Кое-где можно и нырнуть http://narod.ru/disk/16285344000/%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0.avi.html
Три котла
В Новом Афоне есть гора, а на ней — Анакопийская крепость. О ней здесь уже писали. Мы разве что поднимались не по той дороге-серпантину, по которой все ходят, а напрямик. Репетировали восхождение к Малой Рице.
Нормальные герои идут в обход.
Развалины одной из сторожевых башен.
После осмотра этой достопримечательности, уже собравшись уезжать, увидели табличку со стрелкой «Три котла, 800 м». Что такое, нам из местных никто объяснить не смог, так что решили сходить посмотреть, что там эти 800 метров? Ага, 800! Да там все полтора километра по кустам, валунам и обрывам… Но раз пошли, надо увидеть, ради чего всё это. Очередной раз проигнорировав очередную табличку «Вход платный» (всё равно никого около неё не было), спустились по лестнице и увидели домик.
Три котла.
Три котла — это три углубления в русле реки, которая течет рядом. К ним можно спуститься по канату и даже искупаться там. Несмотря на дождь, среди нас нашлось двое смельчаков. Видео с купания: http://narod.ru/disk/16285295000/3%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%86%D0%B0.avi.html
После этого мы сели за столик в кафе, заказали кофе, шашлыки, салат, сыр, хлеб, вино и чачу. Надо отметить, что чем меньше народу бывает в кафе, тем приличнее там подают выпивку. Я, правда, это сужу только со слов спутников, т.к. было решено, что я повезу всех обратно. Гора еды и спиртного на восемь человек нам обошлась в 1 500 рублей. Шашлыки там сначала коптят и только после этого жарят, поливая разведенной водой аджикой. Все были от таких шашлыков в восторге. Наевшись-напившись, отправились в Лыхны.
В храм, куда мы планировали заехать, нас в таком состоянии не пустили бы, поэтому мы остановились у винодельческой мастерской (что было весьма логично). Там кто-то услышал, что за выпитый рог вина (1,5 литра, наполнялся за наш счет) дарят бутылку коньяка. Ну, коньяк — это громко сказано. Вообще, в Абхазии коньяк — это чача, щедро сдобренная сиропом с любым ароматизатором: мандарин, орех, персик, груша, гранат, кофе, а также их смесь. Но здесь было ключевое слово «бесплатно»!
Это сколько же туда влазит?
Мой размерчик.
Далее последовал диалог между братьями:
Володя: «А ты выпьешь?»
Сергей: «А ты нальёшь?»
Володя: «Налью!»
Сергей: «Выпью!»
В общем, устроили представление для отдыхающих :). Запись с представления: http://narod.ru/disk/16285372000/%D1%80%D0%BE%D0%B3.avi.html
Малая Рица
Дорога от Гагры до Рицы занимает часа 1,5, если нигде не останавливаться. С остановками путь удлиняется по времени почти вдвое. Малая Рица находится западнее Большой. При попытке пройти, не заплатив очередным собиральщикам денег, мы услышали пару страшных историй о тех, кто заблудился и не вернулся, но денег так и не дали. Проводником у нас был Серёгин родственник, так что мы не испугались. Но одним впервые, не зная дороги, действительно лучше не ходить, не ровен час, заблудитесь, а темнеет быстро. На Малую Рицу есть тропа, по которой водят лошадей, мы же опять пошли напрямик. Два часа круто вверх выдержали не все.
Дорога на Малую Рицу
Но тот, кто дошёл, ни капли не пожалел!
Малая Рица.
Где-то внизу - Большая Рица.
На обратную дорогу ушло всего полтора часа, так как спускались вприпрыжку. На всю поездку ушло порядка десяти часов, и это при том, что мы не останавливались по пути на Большую Рицу ни в Каменном мешке, ни на смотровой площадке, тем самым сократив путь на час как минимум.
Грязи
Недалеко от г. Новый Афон (в сторону Гагры) находится сероводородный источник. Вывеску на дороге пропустить сложно. Минут 20 по гравийке, следуя указателям, — и вы на месте. На теле не советуют оставлять серебряные украшения (они темнеют), да и вообще, ценного лучше ничего не брать, т.к. раздевалка — это просто комната с крючками для одежды. Процедура простая: сполоснулись с дороги под душем — и в ванну. Их две, одна с горячей водой, другая — с тёплой.
Затем идем мазаться глиной. Процесс на редкость увлекательный.
Грязнульки.
Красавица и чудовище.
Затем глина смывается на выбор: без очереди под холодной водой или в тёплой, но нужно отстоять минут 10. Результат — как после применения хорошего скраба. Жаль, что ненадолго. Мешочек с глиной можно приобрести за 100 руб., для масок на лицо хватит до следующего лета. После ванны и глины предлагают выпить чай из трав. На территории есть кафе, где можно очень вкусно поесть, причем еду там не разогревают, а готовят при тебе, но делают всё быстро. Есть также экскурсии к озерам, пещерам и родникам, но после ванн такая усталость наваливается, что хочется только спать…
Отапская пещера
Про неё тоже уже писали, хочу лишь дополнить. Если до указателя на Отап дорога асфальтированная, то после поворота она через десять минут превращается сначала в разбитую, а потом и вовсе в гравийку. На машине с низкой посадкой лучше не ехать, мы на нашей-то телепались почти час, а проехали всего 20 км. УАЗики же ездят довольно резво. Весь путь от Гагры до пещеры занял три часа и 160 км. Вход в пещеру стоит 150 руб. с проводником. Перед входом выдают резиновые сапоги (проверьте, чтобы не протекали!) минимум 40 размера. Но никто не убился. Гуляли мы около часа. В пещере прохладно, но быстро привыкаешь. А вот на жару выходить было неохота…
В конце экскурсии предлагают зажечь свечку и загадать желание. С этим поосторожнее! Один из нас пожелал новую машину. Первый шаг уже сделан — старая разбита в хлам!
Рыбалка
Рыбачат и с волнорезов, и с пирса в Старой Гагре, и выходят в море на лодке, ловят форель в Бзыби, карасиков — на оз. Инкит (по дороге в Пицунду).
Рыбалка днем...
...и ночью.
Улов.
оз. Инкит.
Напоследок расскажу о ещё одном месте, но стремиться туда вовсе не следует. В Гагре мы уже далеко не первый раз, поэтому все знаем, что через 2-3 дня после приезда начинается акклиматизация, которая выражается в том, что бегаешь на горшок каждые 15 минут и пьёшь таблетки от боли в животе. Но в этот раз меня прихватило так, что я откликнулась на предложение сходить в больницу (благо — через четыре дома находилась). В итоге у меня вырезали аппендицит. Операции в Абхазии платные даже для местных. Страховка же, которая выдается при въезде — только от несчастных случаев, коим аппендицит, естественно, не является. За три дня нахождения в больнице я встретила, как минимум, ещё двоих отдыхающих с тем же диагнозом. Больница, надо сказать, вполне приличная, по крайней мере, выглядит гораздо лучше наших омских. Врачи хорошие, медсестры приятные. На ноги меня поставили быстро, по горам я лазила уже на 12 день после операции. А память об отдыхе осталась навсегда ;). Ну и так как пить было нельзя, за рулем на обратной дороге была в основном я. Накаталась!
Дороги
Дороги в Абхазии хорошие, если ехать по главной трассе (она одна вдоль побережья), кроме того, в наш визит проводили масштабный ремонт у Нового Афона. Серпантин нам встретился лишь перед Гагрой и перед Сухумом, все остальные дороги находятся на равнине. Если не гонять и соблюдать знаки и разметку, местным гаишникам ты будешь так же неинтересен, как и российским. Нас остановили лишь раз на посту ГАИ у поворота на Мюссеру, проверили документы и пожелали хорошего отдыха. После движения 10 км/ч перед постом очень хочется разогнаться и поехать быстрее. Но! В сторону Сухума после этого поста — одна полоса и при обгоне (пересечение сплошной) этот факт фиксирует засада в кустах под горкой! Тогда попался кто-то из местных.
Существенно затрудняют движение на редкость флегматичные коровы. Особенно внимательным нужно быть ночью, из темноты они появляются неожиданно. Действуют лучше любого лежачего полицейского.
Местные жители погонять, конечно, любят, но со временем мы стали замечать, что они стали пропускать пешеходов (лет пять назад переходы игнорировались), да и вообще правила соблюдать. В общем, слухи о безбашенности местных водителей сильно преувеличены. А дураков и у нас хватает.
Через неделю после нашего приезда в стране закончился бензин… Вернее, он был, но по ночам и втридорога. По слухам, бензиновые короли и правительство не договорились о максимальной цене, поэтому на всякий случай продажи прекратились. Пришлось пару раз сгонять за границу — в Адлере-то бензин был. С собой кроме полного бака через границу можно было провезти лишь одну канистру. Выезжали поздно вечером. Первый раз обернулись быстро, практически за три часа, второй раз простояли до трех часов ночи. По словам местных, такое случается крайне редко, последний раз — несколько лет назад.
Дорога обратно
Домой мы отправились 09.09.09 в 9 утра. Честно, специально не выжидали. На спидометре уже 5 672 км, т.е. по Абхазии намотали порядка 1 350 км (150 литров бензина). Через час были уже за границей, а через полчаса вспомнили, что такое пробка в душном городе в жаркий день. Проезжая Сочи, не раз наблюдали следующую картину: серпантин, на подъём-повороте машина наезжает на сплошную полосу, а через 15 метров (уровнем выше) водителя встречает работник ГИБДД и демонстрирует запись на экране ноутбука. Порой видели очередь из 4-5 таких машин. К 14:30 мы были уже в Туапсе, после чего направились к Шаумянскому перевалу.
Семь километров преодолевали полчаса. Нам еще повезло, за день до этого прошел дождь и, во-первых, грязь уже подсохла, а, во-вторых, пыль еще не поднялась. В Белореченске были в 17:20, проехали всего 331 км. Следующий день мы потратили на поездку в Майком и Лабинск, прокатав 190 км. 11 сентября в 9:30 двинулись дальше. В 15:30 проехали Волгоград. Тут сделаю небольшое отступление. Пока ехали на юг, дороги казались вполне приличными. Но, поездив по Краснодарскому краю, обнаруживаешь, что все дороги за его пределами, оказывается, в ямах, трещинах, ухабах и заплатках!
А в Волгоградской области, судя по всему, еще помнят Сталинградскую битву, и на случай повторного нападения в целях сдерживания наступления противника дороги вообще стараются не ремонтировать… В Ростовской области дороги стали получше, что сразу сказалось на почерке в записной книжке :). Записи, сделанные в Волгоградской области, до сих пор не расшифрованы :(. В 22 часа объехали Саратов, к 23 часам были в «Транзите». Итого за день проехали 1 240 км, сожгли 140 литров, заправлялись четыре раза. Кстати, на европейской территории предпочитали заправляться на «Лукойле» (там, кстати, самые приличные туалеты!).
Проснулись поздно, все соседи уже разъехались. В 9 утра двинулись дальше. Около 13 часов обогнули по объездной Самару, в 15:30 дорого и невкусно пообедали в кафе на границе с Оренбургской областью. В 16:30 въехали на оренбургский автобан. Дорога шикарная. Жаль, что область через 40 минут закончилась… Начался Татарстан. Несмотря на то, что покрытие было явно после ремонта, оно всё оказалось в кочках и ухабах, плюс ограничение 70 км/ч. Да там быстрее и не разгонишься! В 17:40 началась Башкирия, дорога заметно улучшилась. Вот уже и трасса нашей мечты с тремя полосами в каждую сторону.
В 20:30 Уфа осталась позади, а к 22:00 мы подъехали к Симу. Началась дорога через Урал. Так как на дворе была ночь, машин мало, Урал мы проехали быстро — в час ночи серпантин закончился. В два часа ночи мы въехали в Челябинск, на этот раз по ночному городу мы проехали быстро. В четыре утра решили вздремнуть. Проснулись на заре — кругом туман. Куда ехать?
В 11 утра по Омску (8 — Москвы) объехали Курган, пересекли Тобол (мост на ремонте, движение по реверсивному светофору), в полдень были в Макушино, в час дня — в Бердюжье. В 15 часов проехали Ишим, а в 19 часов мы уже въезжали в Омск.
На спидометре намотало 9 640 км, из них:
4 321 км — из Омска в Гагру (в т.ч. около 150 км — Белореченск — Лабинск), 463 литра бензина на 9 780 рублей. Со всеми остановками ехали ровно одну неделю и один час.
1 350 км — по Абхазии, 150 литров на 3 400 рублей.
3 970 км — от Гагры до Омска (в т.ч. 190 км по Майкопу и Лабинску), 400 литров на 8 600 рублей.
Долетели за четыре дня (сутки в Белореченске не считаем).
Даже с едой на одного человека выходило дешевле, чем на поезде в плацкартном вагоне. Зато сколько всего увидели! И по самой Абхазии удобнее ездить на своем авто, маршрутки там пока без кондиционера, поэтому дорога иногда превращается в пытку.
Несмотря на то, что мы частенько попадали на бездорожье, по прибытии в Омск поменяли лишь рулевую тягу и сайлентблок, всё остальное испытания выдержало.
Теперь у нас другая задача — определиться, куда бы поехать на машине в следующем году…