|
... Короткие дороги тем и отличаются от длинных,
что на них взимают плату за проезд сразу,
а на длинных дорогах объявляют цену в конце пути.
Говорят, что самая трудная часть пути — это первый шаг. Наверное, правильней писать о поездке спустя небольшое время, улеглись эмоции, прошла усталость. Буду с Вами честен, не пинайте сильно за откровенность, писать буду свои мысли об этой поездке. Я так вижу мир…
Многие, так же как и я, о Колымской трассе, живя здесь, читали только в книжках и смотрели очерки по телевидению. К моему большому стыду, родившись тут, знаю про свою Родину о Магадане в радиусе 100-150 км. Что поделаешь, в отпуска мы летаем авиацией и видим наш край в запотевший иллюминатор салона самолета. Раньше транспорт не располагал к таким поездкам, да и дорогу проложили относительно недавно, через Якутию, соединили трассу Лена и Колыма. Были, конечно, зимники, были энтузиасты, которые сплавлялись вниз по Алдану, было направление, на котором отсутствовали мосты, машины тонули на переездах, вязли в непостижимой грязи, грузовые машины вытаскивали тракторами. Это было не так давно, какие-то 5-10 лет тому назад, некоторые участки так же после дождя почти непроходимы. Тогда мы нашу страну называли Материк, потому что «…только самолетом можно долететь», корабли, оленей и собак опускаем из-за неудобства и аллергии на шерсть. Решившись на такую поездку, я готовился год, проведена полная ревизия машины, подготовлено дополнительное оборудование, это изготовление спальника, багажника на крышу, установка пневмобаллонов в подвеску, нанесение жидкого чехла (спасибо брату из Екатеринбурга — прислал). Подробней можно прочитать на сайте. Там о железном герое поездки и его надежности. Год изучались все форумы о трассе Колыма—Лена, отчеты о поездках, делались отметки о состоянии дороги и ее ремонте. Как сказал мой знакомый: теперь и на луну можно с такой подготовкой! Не буду в деталях описывать километраж и дефекты на нем, облегчая работу дорожным службам, пусть они этим занимаются сами.
На семейном совете было решено проехать в город Хабаровск своим ходом на машине и обратно. Мулл поездки SsangYong Kyron, кто не в курсе — это не китаец, впрочем и китайцы сейчас очень достойные за свои деньги делают машины. Экипаж: Я один водитель, жена штурман и необходимый бесценный балласт — дочь. Выбрано время поездки на начало июня потому, что в это время наименьшая вероятность дождей, размывов трассы.
Очень помог сайт wunderground.com, возможно кому-то пригодится для прокладки маршрута. Там отображается погода во всем мире на десять дней, Россию ищем во вкладке северная Азия, показывает облачность, процент осадков, снимки облачности на местности, статистика за последние 20 лет по дням, неделям, месяцам. Надо отдать должное сайту, при поездке маршрутом Магадан—Хабаровск дождь нас не застал ни разу. Погода для путешествий в этих краях важна, от этого зависит с каким комфортом Вам придется ехать. Это и готовка в дороге и просто естественные человеческие потребности… Придорожные кемпинги, гостиницы, столовые, туалеты, вообще человеческая инфраструктура на маршруте Магадан— Якутск отсутствует за исключением редких поселков. Поселки на трассе элементарный сервис предлагают, но это бывает или слишком рано или уже поздно. Один плюс от дождя на трассе — нет пыли.
Выехали мы 7 июня, Магадан провожал нас свинцовым небом, заснеженными вершинами сопок, лысыми лиственницами и порослью молодой зеленой травы, началось магаданское лето, суровое и короткое. Из ракетницы дан старт.
Сердце стучало в висках от почти бессонной ночи. Неизвестность пугала и манила одновременно. Внутренности разрывало от счастья свободы, страха, боязни. Боязни не за себя — за родных, за самое дорогое, что у меня есть. Сегодня мы все в одном танке, мы экипаж, мы пройдем этот путь! Может, это мистика или легкое помутнение (нет здоровых людей, есть недообследованые), в 00 часов канун выезда я еще раз сходил в гараж, где стоял снаряженный Кайрон, теперь большая часть задуманного зависела от него, пусть останется за строками о чем мы с ним говорили… Конечно, это смешно, доверять свою жизнь и здоровье близких какому-то железу, ведь мы человеки — владыки мира, про это забываем, когда вмешивается его величество случай. Потом мы вспоминаем и вопием — зачем и почему это произошло сейчас, а не минутой раньше, если бы был в запасе этот чуть-чуть.… Не знаю, кто заведует этим Чуть-Чуть, но всегда к своим машинам относился, как к живым существам, надеясь на взаимность, и они этот чуть-чуть мне всегда дарили. Так было и в этот раз, по дороге туда и обратно.
Дорога от Магадана хороший асфальт, до Атки было плохонькое бетоноплиточное покрытие, которое к концу поездки низвергли, укладывая поверх новый асфальт. А в общем, трасса Колыма — это хороший грейдер, за которым следят и ровняют время от времени, можно двигаться с довольно большой скоростью, никаких ям и выбоин на дороге нет, везде знаки, которым верить! Дорожникам нужно отдать должное, делают, что в их силах. Вот только с пылью, бич этой трассы, борется только погода в виде дождя и снега. Сколько жизней она забирает ежегодно, знает статистика, но поделать с этим, похоже, ничего нельзя, асфальта здесь еще долго не будет. Обгоняя фуры и наливы, нужно быть предельно внимательным, искать места с естественными затяжными поворотами, просматривая трассу наперед перед обгоном. И молиться при полной остановке после встречной фуры, чтобы не выскочила, обгоняя ее, встречка. Конечно, это информация не для полярных волков, которые живут этой трассой и все эти нюансы им известны. Но, если честно, я не читал об этом нигде, хотя сам за рулем уже 30 лет.
По всей трассе есть заправки, не так часто, как это в центральных районах страны, заправки от перегона к перегону, везде есть топливо, другой вопрос, по какой цене. Имея на борту запас 80 литров и бак 75, мне не приходилось использовать запас из-за отсутствия топлива, меньше полубака никогда не оставалось. Есть столовые в п. Атка, Ларюковая, Ягодное, Сусуман. Но выезжая из дома, взял продовольственный запас на сутки-двое (поскромничал, дней на десять), поэтому ими не пользовались, не теряя время.
Трасса Колыма это боль, страдание и чувство большого разочарования от разрушенных, брошенных, разобранных поселков. Даже трудно понять, когда было более жуткое зрелище, во времена ГУЛАГа, когда тут жизнь кипела, на голом энтузиазме возводились поселки, шла добыча полезных ископаемых или сейчас, проезжая, видеть этот Зомбиленд.
Поселок Оротукан находится в живописнейшем месте среди сопок, практически брошен, не знаю, сколько там жилого фонда, со стороны как Детройт выглядит. Не хочу обидеть чувства верующих и людей, отдавших лучшие годы своей жизни там, но что есть, то есть. Вся река Оротукан ископана разработками на многие километры, безжизненное нагромождение породы уродуют всю красоту здешних мест.
После заправки сразу за Оротуканом мы поймали задним правым колесом здоровый кусок арматуры сантиметров двадцать, слава богу, резина была новая Hankook АТ, железяка пробила шашку на протекторе и в ней застряла. Грохот по подкрылку был не слабый. Это был первый «еще бы чуть-чуть».
Конечно, после двухсот пятидесяти километров грунта, когда появляется асфальт, начинаешь себя щипать и не верить в происходящее, едешь и думаешь, может, пока я собирался, положили асфальт до развязки Чита—Хабаровск. Самое смешное, что ближайшие населенные пункты в сотнях км в обе стороны. Ты едешь по прекрасной дороге без ям и ухабов с разметкой, знаками, развязками… Думаешь, что это просто невозможно, здесь же нет ни одной живой души в округе, ладно там около поселков.
В общем, Колымское плато Наска. Если человечество погибнет, и в последующем найдут эту дорогу, будут долго чесать репу, кто тут все это построил, как египетские пирамиды и зиккураты Африки. Конечно, через 12км гравий вернул меня в реальность, но вопросы остались, не космодром ли это будущего. За исключением этого участка, это был последний асфальт до Якутии, закатанные поселки не в счет.
Насладитесь еще раз этим зрелищем… Я могу смотреть вечно на огонь, как работают другие и на эту дорогу. Спасибо дорожникам за мечту!
Ну, вот, наконец- то мы стали Колымчанами, увидеть эту реку на пятом десятке лет — это много стоит. Многие Колымчане, которые здесь жили и уехали, заработав пенсию, на постоянное место жительства на материк, реки этой не видели. Просто так еще называют магаданцев, коробит немного, Магадан стоит в 300 с лишним километрах от Колымы. Как-то не вяжется название. Река полноводная, кишащая рыбой, которая нам, живущим на побережье Охотского моря, неведома. Проезжая по мосту, на мгновение показалось, что кто-то из реки мне подмигнул (ну показалось же не факт, что так и было)… Легендарные Чир, Муксун, Ряпушка, Щука и еще много чего вкусного там водится. Когда сам летал, самолетами в мешках возили, но в магазинах не видел, наверное, по своим разбирали. Странно, что в Магадане рыба из Норвегии продается, а оттуда нет, спроса нет, что-ли.
На въезде в Ягодное видели мишку, но снять не успели, этого добра тут навалом. В общем-то, поэтому спать в палатках здесь не комильфо. Ну, вот еще много забавных вывесок и баннеров, как сейчас говорят, от бывшего советского прошлого, время тут как остановилось с тех времен.
Из того, что было, сейчас более-менее живут Сусуман и Ягодное, жизнь там еще теплится, за несколько волн «эмиграции» людей оттуда выехало очень много, поэтому, особенно на окраинах, некондиционного брошенного жилья очень много. Конечно, по телевизору этого не показывают, всех больше интересует Украина и курс доллара.
Кадыкчан — Северный Чернобыль. Поселок возник в годы Великой Отечественной Войны по добыче каменного угля. Шахту и поселок строили заключенные. В 96-м на шахте произошел взрыв, всех выселили, закрыли за нерентабельностью, частный сектор с теплицами сожгли, чтоб не возвращались. Много мы знаем рентабельных предприятий в 90-е годы? Тогда рентабельно было торговать на рынке картошкой и шмотками. На страну можно было повесить табличку «Закрыта по нерентабельности». Перспектива была одна — замерзнуть в -60°в размороженном поселке или уехать. Мы заедем туда на обратном пути, будет интересно. Вид поселка с трассы, по меркам севера это целый город.
Очень радовало, что по трассе стыки мостиков и дороги все подсыпаны, чего не было в Якутии. Первая ночевка у нас была рядом с границей Якутии, съездов по трассе подходящих очень мало, мы нашли около мостика через реку Контрандья удобный съезд, приготовили ужин, ночевали в машине. Для ночевки был подготовлен надувной матрац, спальники, на котором мы втроем нормально высыпались в большинстве наших ночевок.
Еще хотелось бы сказать, что ехал я не очень быстро, внимательность было мое второе имя. Начитавшись про скальник, старался не пропустить ни одного торчащего камня.
Якутия.
Якутия от Усть- Хакчана до Озерного(поселок призрак) во второй день нашей поездки встретила нас зубодробежкой, километров 30 мы тащились 30-40 км/ч, есть, конечно, поговорка «больше скорость — меньше ям», но там так не получалось, казалось, это не кончится никогда. Нет, все ровно, просто торчащий булыжник из дороги превращал машину в ацкую повозку. Это было разочарование, но дальше до самой переправы можно было ехать за сотню. Дороги в Якутии, да простят меня аборигены Саха, на пятерку с минусом. За дорогами следят, убирают в мешки мусор вдоль дороги, подстригают лишнюю растительность. Места очень красивые и живописные. Перед Усть-Нерой, Нерские прижимы, дорога идет рядом со скалами вдоль речки и петляет.
Очень красиво на склонах, все усыпано цветами, красными, желтыми. Обратно когда ехали, такого уже не было.
Дорога хоть и узкая, но довольно-таки ровная, можно пылить 100-130км/ч, почему я так не делал? Обратите внимание на камушки, которые скатываются постоянно со склона и след протектора на дороге от грейдера, каждый день грейдер эти камушки отгребает от дороги в сторону склона. На скорости переднее колесо поднимает шлепком такой камушек, он, подлетая, порет вам заднее колесо, повезет, если протектор, а если бочину, покрышку в помойку. Остальное дело техники, оставить вас в живых или выбросить с дороги, откуда только краном достанут.
Вот и Усть-Нера.
Время было обеденное, поэтому заехали пообедать в поселок. Цены, конечно, очень «обрадовали», ничего не съели, вышли с чувством легкого голода (диетологи поймут) и непокидающим ощущением, что нас ограбили. Надо сказать, что Усть-Нера стоит на середине трассы между Якутией и Магаданом. Снабжение больше приходит с Магадана, хотя субъект Саха, с Магадана быстрее, хотя и дороже. Еда, вообще, на трассе очень дорогая, многое в разы стоит дороже, чем в областном центре. Коммерсанты тоже хотят кушать:).
Заехали в центр поселка, очень поразила композиция посвященная Победе в Великой Отечественной Войне. Такого даже в городе-герое Волгограде нет! Усть-Нерчанам есть, чем гордиться. Сколько там ветеранов интересно осталось?
Это просто попытка откупиться от своей совести, что ли, или отчитаться перед кем-то? Год, конечно, юбилейный, поэтому по всей трассе на всех развалинах надписи и растяжки «70 лет Победе», диссонанс жуткий, резонный вопрос кого над кем, если дорог у нас даже за 70 лет нормальных не построили?
Дальше были серпантины Заячья петля, Чертовы ворота, Черный прижим, Желтый прижим. Перед прижимами время было уже вечернее, начались Американские горки, дорога петляет вверх-вниз, влево-вправо. Лес просто какой-то сказочный был, проблески солнца через ветки, скалы, нависающие в лесу над дорогой, натерпелись, конечно, красоты жуткой. В конце я так увлекся, что вылетел на скорости на ремонтную дорогу, не помню километраж, на обратном пути там в восьми местах положили трубы для слива селя, дорогу размывало до состояния непроезжаемости. Тормозить было нужно, но в момент торможения, машину стало прижимать, поймал жуткий удар в балку подвески, в мягкой колее оказался камушек размером со шлакоблок, который я вывернул с насиженного места. Вот и второй Чуть-Чуть, слава богу, обошлось, прокатил его под днище.
Знаменитые прижимы я не видел вживую до реконструкции, только на фотографиях и по рассказам. Сейчас сделана титаническая работа по расширению, построен новый мост, от былой жуткой славы не осталось и следа. Дорога отгрейдирована и отсыпана какой-то мелкой крошкой, которая не дает пыли. Проезжали мы всю эту красоту вечером, решение было принято идти до упора. Уже вечером я заметил, что заднее правое на датчике контроля давления показывает на одну десятую меньше, чем в остальных колесах, подозрение на поздний опрос, с заднего правого всегда информация немного опаздывает.
Проехали Ольчанский перевал, это, конечно, что-то! Я никогда ничего подобного не испытывал, балласт (дочь) сидела, зажмурившись, накрывшись сверху курткой, поэтому она не подтвердит, вру я или нет. Перевал 1300 км высотой, дорога серпантином петляет вокруг макушек, я такое в каком-то советском мультике видел. Спускается в полторы полосы без отбойников, потом снова вверх петляет по отрогам. Пеший турист его переходил целый день. Все, конечно, ничего летом, можно немного побояться, а зимой на фуре или наливе как там ездят, я честно, понять не могу и какие бы деньги мне ни дали я туда бы не поехал. Жись она как бы одна… Фотка будет при езде обратно, туда ехать руки тряслись снимать. Ну, правда, очково!
Второй день мы закончили в поселке Теплый ключ, рядом с кафе Аляска, о котором восхищенные отклики читал в обзорах. Рядом с кафе огороды, мы заехали туда подальше от трассы и после ужина расположились на ночлег, с расчетом, что утром мы сразу в кафе и позавтракаем. Что мы и сделали, честно говоря, кафе немного перехвалили, половина меню просто отсутствовала, девчонки с утра какие-то потерянные были, то сок нам забыли подать, потом его еще раз пробили. Не стали заморачиваться, портить себе настроение, поехали дальше. Пить хотелось много и всегда, особенно после этих сухих червей, называемых досираком. Из дома была полная десятка с водой и покупали по дороге минералку и спрайт, как оказалось, не зря, воды набрать даже с речки было негде, вода везде почему-то была коричневая в реках, даже для технужд не подходит. Так что запасайтесь в дорогу.
Путь лежал к переправе через Алдан. От Хандыги немного потрясло, а дальше дорога везде нормальная. В Хандыге заправки на трассе нет, нужно заезжать в поселок в сторону реки, к нефтехранилищу, там заправка. Найти, легче у местных спросить. Кстати, время на часах от реального отличалось на час, у нас было на час больше, произошел сдвиг, мы обогнали время, двигаясь на запад. Хотя Дальний Восток сейчас живет по одному времени, т.е. в Якутске и Магадане время одно, учитывайте это при переезде. По дороге поиска заправки увидели такое:
НЛО оказалось центром детского якутского творчества. Опять же, камера сделала вид, что не видит черных от времени деревянных лачуг, дороги по Хандыге 2-3 км/ч, больше нельзя, приговор картерам, подвескам, сайлентблокам. Вся торговля на улицах и в магазинах варягами из Закавказья. Но уже здесь можно купить запчасти, много различных технических магазинов, услуг по ремонту. Дикие прерии, можно сказать, тут заканчиваются. Далее можно запастись необходимым в дорогу.
Переправа это, можно сказать, половина пути до развязки Большой Невер. Сложности с поиском ее возникли не только у нас и не впервые. Рассказываю суть проблемы. Когда вы доезжаете до Кескила, видите указатель налево «паромы здесь», направо «переправа». Вам как бы нужно паромную переправу, а тут умные налево, красивые направо. Поехав сперва к паромам, выехав к реке, мы паромы не наблюдаем. Черт его знает, может они ушли. Разворачиваемся обратно, едем искать переправу, проехали до конца — тоже ничего. Местные как издеваются, от них не добиться ничего. Уже развернувшись, мы эти паромы увидели, но как к ним выехать, не знаем. Вот они стоят, а не подъехать. Запоминаем! Ехать нужно по знаку налево «паромы здесь», до конца выезжаем на плес и едем направо по ходу течения Алдана, рядом с холмом проходит дорога, которая уходит за излучину вправо, потому- то их с берега не видно, даже если кажется дороги нет, нужно ехать вперед и за поворотом вы их увидите. На берегу стояло 4 парома, крайний левый ждал нас, мы въехали и отчалили. Паромы ходили круглосуточно, по наполняемости, но с этим туго. Много времени можно потерять, если не повезет. Сплав на пароме по течению занимает около часа, обратно дольше в два раза.
Заехал на паром, стало заметно без датчиков давления, что правое заднее начало спускать. Ну, мы же молились богу Дисептиконов, у меня в запасе два насоса, один механический ножной, второй электронасос. Сейчас мы его качнем, подумал я. На пароме достал насос включил подкачку, жара 35 градусов, насос начал качать и перешел на поросячий визг. Фсе, кина не будет, сдох. Попутчики с парома подозрительно стали оглядываться, ладно, на остатке я съеду с парома, там механическим докачаю. Съехав на землю Якутскую, докачал ножным и поехали искать свертку с дороги, на жаре не очень комфортно ковыряться. Давление стало падать быстрее прежнего, при осмотре стало слышно шипение. А впереди самый сложный участок трассы Ытык-Кюэль, Чурапча. Нашли сверток с дороги, снимаю колесо, при осмотре нашел шпиона, я привез его с Черного прижима, когда колесо стало показывать меньше остальных, но на ходу его не тревожили, а сейчас оно стало спускать.
Какая ерунда скажете вы и будете правы, но не здесь и не сейчас. Здесь мелочей не бывает. Спускаю безкамерку, делаю дырку ремкомплектом, насоса электро нет, но есть ножной! Начинаю качать, через несколько качков стал замечать, что насос не возвращается обратно. Жара под 40, комары роем, я мокрый от пота, колесо не накачивается. Потом разглядел, что в месте крепления справа на рычаге перетертость и правый кронштейн переломился пополам. Перекос не дает пружине разжаться, так можно до второго пришествия качать. Колесо сделано, насосов нет, хоть ртом дуй. Паром только разгрузился, никого нет ни в том, ни в обратном направлении. Чья тут вина, ну, конечно, дело случая, ладно может электро закапризничать, но одновременно с ним накрыться ножной… Какой-то злой рок. Привязал к рычагу веревку и стал качать, веревка вверх, ногой вниз, накачал до рабочего. Последний качок, рычаг ломается. Насос полетел в лес. Еще б Чуть-Чуть, ну вы поняли… Конечно, есть запаска, но это святое, слава Десиптиконам, она мне не понадобилась за всю поездку. Пока я хайдокался, моя драгоценная половина приготовила обед, но покушать нам пришлось ставить палатку, комары просто дикие, у них так же, как и у нас, наверное, время обеда наступило. Впереди нас ждал самый сложный участок за всю дорогу.
Есть в Саха обычай ублажать богов, у таких стел лежит, что душе не жалко, сотовые телефоны, печенье, колеса, ручки, зажигалки… Оставили и мы свою жертву — насос.
Когда ехали обратно, их бог наш дар принял, его там не было.
Якутия очень красива, эти заливные луга, совершенно другая природа, сосны, лиственные леса и глина, глина, очень много глины. Какой-то другой мир, аккуратненькие разноцветные домики, все ухожено, чисто.
От переправы мы ехали в гордом одиночестве, редкие встречки попадаются от села к селу. Пыль стоит неимоверная, она какая-то тут особенная мелкодисперсионная. Сперва реже, потом все чаще и чаще стали попадаться вот такие ловушки. Я сперва недоумевал, почему это происходит с дорогой. Впечатление, что гигантские черви из фильма «Дрожь земли» переползают под дорогой. Их не объехать, они от края до края дороги. Они могут быть выпуклые и впуклые, но это дела не меняет. Самое интересное, что не знаешь, через какое расстояние они появятся, начинаешь разгон, через 200-500 метров тормоз в пол, 1-2-3-4-5 снова в пол 1-2-3-4-5 передачи. Это называется пучнистые грунты. Мне интересно они только в Якутии, в другом мире на планете земля больше глины нигде нет? В таком режиме пришлось ехать почти 350 км. Сказать, что я устал, не сказать ничего, я был вымотан после этого участка, название Чурапча в семье стало нарицательным. Это еще было сухо! Вся эта прелесть после 10-минутного дождя превращается в жуткую кашу, фуры стоят, раскорячившись на дороге, остальные на веревках и тросах пытаются их объехать. Дорога почти вровень с болотами, через которые она идет.
Какой- то другой мир, другая страна.
Безумно красиво!
Знаменитые якутские лошадки. Повозок запряженных и пашущих бесконечные луга мы за все время поездки не наблюдали. Понятно, что порода мясная.
Вот такие Салават Юлаевы стоят по дороге, прошу простить мое невежество. Останавливаться читать было некогда, красиво, конечно, но непонятно.
Да самое главное забыл, Чурапча неофициальная столица Саха, на всем протяжении от Якутска до переправы Алдан находятся местные улусы, чужих здесь не очень- то привечают, читал, уносили ноги со стрельбой. Сам такого счастья не испытал, не привык искать приключения на свой зад, но кто не верит, может попробовать. Поездку надо планировать так, чтобы проходить этот участок ходом с остановками на заправку, съездов с трассы нет для пикников и ночлегов, если есть, то на тракторе или квадроцикле.
Еще о бешеных якутских буханках. Тоже был напуган, аж вздрагивал ночью. Водители, ими управляющие, очень профессиональные водители, в чем я убедился лично. Жалуются, что носятся за сотню, даже не притормозят при разъезде — ВРАНЬЕ! Объясню, почему там так ездят. Дорога, что вы видели на фотографиях, она как бы вам сказать, твердая только посередине. Имеет наклон к обочинам. Так вот они едут посередине, чтоб их не стащило на обочину. Как-то, не зная этого, при обгоне фуры, которая ехала посередине, я начал обгон почти по обочине, машину стало ставить боком, на газе в управляемом заносе еле вырулил к центру. А водила на фуре меня не видел из-за пыли. В тот момент я понял, какой маленькой бывает выходная дырка. Уже практически видел всю жизнь, жизнь своих предков и самые яркие моменты своей жизни. Этот чуть-чуть снова спас нас. Потом подъезжая к фурам, сигналил и моргал светом, ожидая ответных действий. При сближении идешь буханке в лоб, он снижает скорость, жмется от центра, проходишь рядом зеркало в зеркало. Разлет камней меньше, чем на расстоянии и местному есть о чем рассказать своим в улусе за кружкой кумыса. Если грязь, та же песня, с середины не стащит, обочина затянет и сожрет. Вот и все премудрости.
Кого нужно опасаться — это оленей на Крузаках в попутном направлении. Происходит следующее: едешь 80-90, а он тебя обходит на скорости 140 км/ч, шлейф камней после него размером с кулак летит и осыпает тебя, как в последний день Помпеи. Как с ними бороться, я не знаю, одного наказал. После обгона он остановился полюбоваться природой и понюхать чистый горный воздух. Грех, конечно, нужно другой бок подставлять, а тут я разогнался на грунте до 160 км/ч и прошел рядом с ним стоящим. С остальными, думаю, сами разберетесь при случае.
От Тонглю (это название такое) у меня стояло в записях «ужас», его нет, ужас, конечно, есть, но не там. Положен замечательный асфальт.
В общем, так мы и приехали в Нижний Бестях — это город на правом берегу Якутска, который за паромной переправой через Лену. Ну что сказать, после того, что мы прошли от Магадана за три дня, грязные, немытые, усталые, комарами кусаные — это оазис для одинокого путника в бескрайней пустыне, это Нью-Йорк в монгольской степи. Куча магазинов, кафе, баров (мне так показалось), гостиницы, мойки, станции техобслуживания. Захотелось напиться, заплакать и поехать обратно (шутка, но напиться хотелось). Сразу на въезде свернул по указателю на мойку, ребята оперативно помыли машину, заодно расспросил у них что, где да как. Нормальные ребята, заезжайте к ним!
Три желания: поесть, помыться и поспать на земле, а не в Танке, которые я жене обещал исполнить сегодня. Кафе название не помню, оно стоит прямо рядом с дорогой, держат его ну как это правильно, лица из горной местности.
Вот меню:
Смотрим не на цену, а на размер порции, скажем, что на 600 рублей втроем мы оттуда не ушли, а выкатились. Девчонки работают с огоньком, самоотдачей и кавказским раболепием, как принято на востоке. Нам ОЧЕНЬ понравилось! Скажу, что при каждом удобном случае мы еще два раза посещали сие заведение. Все очень вкусно, всего так много, что мы ушли с чувством, что объели кафе и не расплатились. Нам за это были рады. Имел смелость купить там чебурек, просто на верхосыточку, столько мяса в чебуреке я не видел, даже когда мне его делала мать, мяса там, ну наверное с кулак Валуева Коли, он был вкусен, решил, пусть лучше лопну.
Гостиницу выбрали, ну не выбрали, а нам было уже все равно, рядом с кафе метрах в ста от него. Называется «Алаас»:
Тоже персонал не из коренных жителей России и Саха, взяли люкс на двоих с женой за 3000 руб. Ребенку администратор любезно предложила еще один люкс за доплату 1000 рублей. Так что мы семьей почувствовали себя арабскими шейхами немножко. Помылись, а потом крепкий и здоровый сон, который продлевает жизнь и спасает семьи от разводов. Танк ночевал рядом под камерами.
Наутро усталость прошла, плохое забылось. Осталась половина пути до конечного пункта Хабаровск. Перед поездкой я не забыл, что остался без насоса, поэтому сразу в магазин и вот он «Беркут-15», легенда нашей промышленности, сделанный в Китае. В дальнейшем оценил его работу, приходилось сдувать покрышки на грунте и качать на асфальте, нареканий никаких, отличная вещь.
От Бестяха дорога была не очень хорошая, как любят сейчас говорить от слова совсем. Постоянная стройка, навален булыжник, раскатан катком — ездите на здоровье. И мы ехали, зубами выстукивая мелодию, льющуюся из динамиков.
Километров через тридцать начался асфальт, такой настоящий, с отбойниками, развязками, стоянками с туалетами, эстакадами, ну все, блин, мы в Америке!
Решил сделать небольшой пит-стоп на одной из них.
Проверить состояние трансмиссии, подвески, заменить фильтры, салонный и воздушный.
Не менял фильтры, чистые оказались, движка немного в пыли, а так все норма. Кроме защиты пластиковой, после того булыжника, где я приложился балкой, просто трещина небольшая на защите, дома сделаю, и локер левый треснул, тоже не критично.
Трасса Лена, противоречивое оставила впечатление, работы проводят, конечно, грандиозные, хватило бы средств доделать. Лена из 1000 км уже по моим прикидкам половина асфальта, старый асфальт вперемежку с новым, но кладут его как-то вне понимания моей логики, 10 км асфальта — 50 км грунт — 20 км асфальт — 30 км грунт — 15 асфальт — 80 грунт, потом старый асфальт. По ощущениям, асфальт кончается быстро, а грунт тянется бесконечно.
Куча техники по трассе и вагончиков строителей.
Маленькое чудо. Дорога такая ровная, что, если закрыть глаза, кажется, что летишь. Ощущение как при езде по морскому льду. Новая дорога выше всяких похвал!
Караваны фур и наливов навстречу и попутно. Хотелось бы особенно вспомнить этих ребят дальнобоев. После поездки понимаешь, какая это героическая профессия, насколько тяжек их труд. Сотни километров они везут свой груз, невзирая на погоду, суровые условия климата и грунтовые дороги. Своей пятой точкой, прочувствовав каждую ямку и кочку, каждый день в дороге. На трассе всегда предусмотрительно моргнут правым поворотом, о том, что впереди свободно. Часто, когда останавливались на дороге для подкачки или спуска давления в колесах, они заранее скидывали скорость, чтобы проезжая мимо, уменьшить количество пыли и летящих камней. Люди, у которых качество вождения возведено в культ, настоящие боги дорог. Там, где они — показатель безопасности, там, где они — хорошие столовые и сервис. Непроходящее чувство восхищения этими людьми, горек и тяжел их хлеб.
Иногда читаю в уважаемых автожурналах, насколько та или другая машина рвет со светофора, выигрывает она светофорную гонку или нет. На полном серьезе пишется о том, что эта машина такая крутая, что ей ДАЖЕ уступают дорогу. То есть правила в больших городах не нужны, важна стоимость повозки, а на Запорожцах, вообще, нужно ездить по задворкам. Таких горе-журналистов можно пригласить сюда, поездить, показать класс, а не жить в каком-то другом извращенном измерении.
Наше путешествие совпало с экспедицией «Вся Россия». Мы видели машины разведчики, идущие в паре пробивать маршрут для основной экспедиции, Дискавери, обвешенные траками, реечными домкратами, запасками со злым рисунком. Ребята прошли эту трассу от Иркутска, в каждой машине несколько первоклассных водителей, вот только основные машины привезли морским транспортом, выгрузили, покатались, и уплыли на Владивосток. Обратно ехать трассой самим желания не возникло… А мы-то просто в отпуск ездили…
С Бестяха очень длинный перегон без заездов в населенные пункты. Обедали под Большая Хатыми, в придорожном кафе «Экспресс», очень понравилось. За день прошли почти 800 км. Мы в 2600 км от дома. Заночевали за поселком Чульманом, небольшая площадка рядом с шиномонтажом, строящееся кафе отгораживает нас от трассы. Спать ложимся в машине. Всем хорош сон в машине, вот только до того, как солнце начинает всходить, а в верхней поясности это происходит очень рано в 3-5 утра, машина начинает нагреваться, не помогают даже открытые окна с натянутой на них сеткой. По утрам пытались дотянуть до максимума свой отдых, но к 6 утра жара становилась невыносимой.
Завтра мы выйдем напрямую к финишу нашего маршрута.
За трассу Лена умышленно не пишу километраж асфальтовых и грунтовых дорог, когда ехали обратно, во многих местах, где ползли по стройке, лежал новый асфальт. Поэтому бессмысленно об этом писать, к следующему году многое поменяется к лучшему, хочется верить. Строительство, конечно, грандиозное идет, проведена до Якутска рядом с дорогой железнодорожная ветка. Хочется отметить, что по всей трассе имеются придорожные кафе, где очень вкусно и дешево можно пообедать, средний обед обходился в 600 рублей на троих. Везде современные заправки с минимаркетами. По всей трассе Лена стоят вышки сотовой связи, дающие чувство, что ты не брошен на произвол судьбы.
Алдан, Тында, Нерюнгри современные города со всей инфраструктурой, кому нужен ночлег на трассе, техобслуживание, то можно планировать туда заезд.
Было неожиданностью — это перевалы и серпантины на переезде Тында—Неверская развязка. После бескрайних лугов Якутии природа больше напоминает магаданскую, очень затяжные перевалы, чувство, что постоянно едешь вверх. Очень необычно после сотен километров якутских дорог, снова перевалы. Сразу вспоминается дом и родные дороги.
Очень много спрямлений дороги, по навигатору едешь где-то в стороне от дороги. Взрыты сопки, выбрано много породы, а пролеты между холмами отсыпаны на высоту ста и более метров. Проезжаются пока такие участки с опаской. Из лишней породы насыпаны рядом с дорогой огромные насыпи, на которых оформлены смотровые площадки, где открывается красивая панорама окрестностей. По причине потери времени мы там не отмечались.
Ширина дороги допускает ехать на безопасном расстоянии от встречных.
В Соловьевске остановились пообедать, проехали весь населенный пункт до конца, искали что-то похожее на придорожное кафе, где много дальнобоев. Когда началось кладбище, поняли что не найдем чего ищем. Пришлось вернуться в центр и пообедать в кафе, не запомнилось название, возле дороги было пустынно. Меню скудное, хозяин горный варяг, обслуживал нас его несовершеннолетний отпрыск. Дорого и не вкусно, но выбора не было, трасса Лена нас разбаловала придорожным сервисом.
Намечалась нездоровая тенденция, чем дальше к Хабаровску от Якутии, тем порции становились все меньше и меньше, а цена такая же или дороже.
От Соловьевска опять начинался дорожный ад, отвратительная грунтовка, это последнее испытание «бетономешалкой» перед знаменитой трассой Чита—Хабаровск.
Наконец закончились наши мучения, когда прекрасный асфальт сменяется бесконечным грейдером и грунтом. Сейчас только вперед на максималке по хорошему новому асфальту, связавшему восток и запад нашей страны.
За время поездки настолько привыкаешь к машине, что кажется, она стала продолжением тебя самого, словно срастаешься с ней. Никогда не забудется, когда ввинчиваешь ее в поворот и едешь почти на грани срыва, чувствуя ее каким-то седьмым чувством каждой клеткой организма, ловишь ее на траектории на границе возможного. Не знаю, почему уверен в ней, как в себе, наверное, потому что мы за время поездки стали одним целым с ней. Порой, кажется, она угадывает мои мысли. Наверное, эти незабываемые мгновения манят нас на приключения. Опять хочется испытать эти чувства единения и эйфории снова и снова. Как никакие фотографии не могут передать течение жизни, так не могут они передать эту картину мира, где движешься ему навстречу, он так меняется и переходит из одного состояния в другое. Это бесконечное, бескрайнее кино можно увидеть только самому находясь в этой капсуле времени, никакой поезд и самолет не сможет даже близко приблизить вас к этим мгновениям. Может, в этом какая-то мистика и философия жизни. Человек начинает болеть этим, к этому никогда нельзя привыкнуть, этим можно только неизлечимо заболеть. Со временем это не пройдет, оно будет сильнее ныть в груди и ломать, требовать удовлетворения, как абстинентный синдром. Даже после нескольких дней езды и постоянного нахождения за рулем нас не покидало ощущение, что мы только вчера выехали.
Дорога до Хабаровска по трассе Чита—Хабаровск ничем примечательным не выделяется. Знаменитые «амурские волны» мы не застали, прямо перед нашим проездом их все закатали в асфальт. Люльки почему-то все до мостиков или после. Провалы грунта, скорее всего от нарушения технологии строительства, потому как другие участки, где нет мостиков и переездов, вполне ровные.
Сковородино (почти Бородино). Сковородино это другой параллельный мир на дороге. Бог придумал Сочи, а дьявол Сковородино и Могочу. Сковороднинский район был под бомбометанием кассетных снарядов я это точно знаю, такое возможно только после них, на протяжении пока район не закончится, асфальт в глубоких ямах от разрушения на протяжении где-то 30 километров. Здесь нужны навыки слалома и реакция сперматозоида.
Наша дальневосточная житница Амурка «обрадовала» бескрайними в большинстве своем незасеянными полями. Печальное импортозамещение в действии.
Заправки на протяжении всей дороги, демократичные цены на бензин по сравнению с трассами Колыма—Лена. Предпочитали по дороге зеленые заправки, не помню, как они назывались, машина довольно урчала на этом топливе.
Фоток у знаменитой стелы Москва—Владивосток не будет. Проезжали мы ее 12 июня в государственный праздник Дня России. Стелу видно заранее, т.к. стоит она на небольшом пригорке, при подъезде не было видно разрывов в разметке, повернул к ней напрямую. Тут-то меня и ждали доблестно-бдительные сотрудники дорожной автоинспекции. Пересечение двойной сплошной не очень у нас поощряется, но проверив мои документы (документы были обыкновенные — страховка, права, техпаспорт, никаких ксив), спросив, как долго мы в дороге, инспектор просто отдал документы, пожелал счастливого пути и больше не нарушать правила. Просто так, без всяких взяток, делания мозгов. Есть у нас в органах порядочные люди, в чем убедился. В общем-то, за весь отпуск это единственная остановка. За два месяца не пришло ни одного штрафа. Читая обзоры по Краснодарскому направлению, просто поражаешься изощренности, с какой тамошние Гайеры ведут охоту на водителей, в ход идут различные ловушки, рассчитанные на то, что водителю проще откупиться, чем портить себе отпуск. А фоток не будет по причине, по которой полиция и ГИБДД там находились. В канун праздника был совершен акт вандализма, вся стела была исписана непристойностями, связанными с нашим президентом. Понятно, что на таком фоне сниматься никто не разрешил.
Перед Хабаровском находится славный город Биробиджан, а славен он тем, что живет в нем славный парень, мой одноклассник, замечательный человек, очень разносторонне развитый с большой тягой к путешествиям. Это уже второй обзор, в который он попадает из-за своей гостеприимности. Женя провел по городу для нас замечательную экскурсию. Город находится немного в стороне от основной дороги, и мы просто бы проехали, так его и не увидев, о чем бы потом жалели.
Город очень понравился, чистый, весь утопает в зелени и цветах.
Местное духовенство. Почему дед на дуршлаге не понял.
Железнодорожно-гужевой вокзал.
Река Бира, от которой, я так понял, произошло название города. Неспешна, величественна и полноводна.
Сам город расположен между двумя холмами, с одного из них мы и ведем наш репортаж. Потом мы добрались и до второго, но из-за густой растительности не удалось открыть для Вас другую сторону обзора.
Площадь перед театром.
Красивая обустроенная набережная, любимое место прогулок горожан.
Памятник Шалом Алейхему, писателю, писавшему свои книги на идише. Марк Твен считал себя американским Шалом Алейхемом, а Шалом Алейхем считал себя еврейским Марком Твеном. Главная улица Биробиджана имени Марка Твена, т.е. Шалом Алейхема, который считал себя Марком Твеном, забавная была история запутанная. Что был такой писатель, открыл для себя в Биробиджане. Книги его не читал — идиша не знаю.
В городе очень интересный краеведческий музей, аллея славы со сквером и парком. И даже есть своя горнолыжная база. Чистый красивый ухоженный город. Компактный и очень чистый. В окрестностях много озер как естественного, так и искусственного происхождения с кафе в виде бригантины и пляжами для загара. Очень здорово! Как-то совсем не верилось, бывая на периферии нашей страны, что если город не на виду, то как бы и лоск ему внешний не нужен. Я много где был в России и не могу вспомнить, где на отшибе вдали от краевых областных центров так было уютно и красиво. Порадовало, что у города есть свое лицо и какой-то шарм.
Мы попрощались с городом, приютившим нас.
Нас ждал Хабаровск, конечная точка нашего путешествия.
Вид на мост через Амур с правого берега. Люди с воображением могут разглядеть у второй опоры существо похожее на Несси.
По прибытии время на наших часах показывало меньше на час, мы перевели часы вперед. Пройдено 4200 км, много это или мало? На все ответ дает теория относительности Энштейна. Если мерять в немецких автобанах, то нет, а с учетом, что после месяца катаний по Хабаровску и его окрестностям ехать еще назад, тем же самым маршрутом, а машина это билет домой. Заставляешь себя не думать о плохом.
Отпуск подходил к концу, примерное время выезда было на конец июля, но вмешалась погода. Если помните, в начале июля Хабаровск накрыл тайфун Чан-Хом. Буквально за сутки я пробил погоду и понял, что надо ехать обратно сейчас, на Хабаровский край неминуемо надвигалось нечто. Сколько этот Хома будет буянить неизвестно и какие последствия принесет. Сегодня же за 12 часов до событий машина была приведена в боевую готовность. Оклеена теплоизолом и поставлен багажник.
Утром в семь мы уехали домой. Где-то за Биробиджаном мы навестили придорожного Мишу, живущего рядом с кафе. Кафе очень колоритное, огромные деревянные стулья там, чувствуешь себя хобитом на них. Около кафе много дальнобоев.
За Биробиджаном нас накрыл-таки подходящий тайфун, дождь просто лил стеной, дворники бесполезно махали на максималке. Но останавливаться было нельзя, ехать только вперед от этого кошмара, который несколько дней будет штормовым ветром рвать с корнем и валить деревья, опять затопит половину улиц, все огороды будут стоять в полуметровой воде. После того, как мы проехали этот фронт, по радио передавали, что трасса Чита—Хабаровск закрыта, размыло в нескольких местах. На равнине, там, где никогда до этого ничего подобного не было. Вовремя, говорили мы себе, проехав километров пятьдесят, когда стена дождя закончилась. Поэтому опять не суждено было сфотаться у стелы Москва—Владивосток. Мы вышли из дождевого фронта.
Но, тут нас ждала новая напасть, от Сковородино потянуло горелым, дождей тут не было все лето. Начали гореть торфяники вдоль дороги. До самых Тындинских перевалов нам пришлось ехать в этой копоти.
Тысяча сто километров пролетели, как один миг, по дороге мы заезжали в кафе «Озеро», живописное место, но еда так себе, персонал не совсем расторопный. Туалет типа сортир, в двухстах метрах к лесу. Дальнобоев рядом нет. Пусть это будет неким показателем.
И наконец гвоздь программы, Хедлайнер придорожного сервиса.
Комплекс «777» — это шедевр! Если увидите эти три цифры — прибавьте газ и езжайте от этого места как можно дальше. Где-то читал об этом, но они, заразы, так стоят удобно, что, держа путь с Хабаровска, как раз время где-то к ночевке. А тут и кафе, и мотель, и прачечная, и туалеты с душами. Нам нужна была ночевка. Если нет мест в мотеле, решили, что заночуем в машине тут же на стоянке. Остановившись, не могли понять, что вокруг летает полчищами. Оказалось, мухи. И вонь, неимоверная вонь, гниющих останков. Ночевать в машине как то сразу расхотелось. Зашли в мотель, нумера, как оказалось, есть и не дорого. Еще бы! У мотеля есть своя стоянка охраняемая. Жена забрала вещи и пошла в отель, а я поехал ставить коня в стойло. Пока ехал до стоянки, начала давить на клапан малая человеческая нужда, где искать туалет подсказал «скворечник» прямо за забором стоянки, открыв калитку к нему, меня чуть не вывернуло наизнанку, прямо рядом с ним на землю выливаются все отходы от стоящего в 30 метрах кафе. Все лето, никаких баков! Вот и найден источник жуткой вони и мух. Почему мы оттуда не уехали? Было уже темно и поздно искать новое пристанище и свертки с дороги. В самом мотеле жуткая вонь дезинфицирующих средств. Крепкого здорового сна, не разрушающего семьи, не получилось. Что тут скажешь? Если в сводке новостей когда-нибудь прочитаю, что там едят людей, не сильно удивлюсь. Просто «от заката до рассвета» какое-то…
В кафе есть мини магазинчик всякой ерунды, которая может пригодиться в дороге. И возможна оплата картами.
Вот такая красота на входе в отель. Обманчивая…
Второй день мы дошли до города Алдана, середины трассы Лена. В районе придорожных кафе, где много ставших на ночлег дальнобоев, есть едва заметная дорога на пригорок через лесок, она поднимается вверх, там есть небольшая площадка, где мы заночевали в тишине от трассы. Утром спустились по ней и позавтракали в кафе, очень удобно. Следующая точка нашего маршрута — это переправа через реку Алдан. Мы рассчитывали дойти до нее во что бы то не стало. Пообедав, как мы хотели, в понравившемся нам кафе Нижнего Бестяха, путь лежал через неофициальную столицу Якутии Чурапчу. Прямо, не останавливаясь и не оглядываясь.
Какой- то странный ипподром, когда туда ехали, такого не было.
Наверное, какие-то Салават Юлаевские игры тут проводились или национальные праздники. Интересно было бы посмотреть, как тут развлекаются.
Ожидал, конечно, всего, но за этот участок взялся Россавтодор, дорогу значительно отсыпали и подняли, не тем дерьмом, как обычно, а каким-то нормальным гравием, так что мы участок Чурапчинский проскочили очень быстро, не так, как в первый раз.
В общем-то, по участку трассы Лена за месяц много улучшений, нового асфальта. Может, просто дорога домой быстрее.
Переправу прошли ночью, два раза разгружали паром, при подходе двух фур, снова всех выгнали с парома, поставили сперва их, а остальных в промежутки. Все вошли на удивление, но телепались мы больше двух часов. В полпятого утра сошли с парома. Искать место поспать! Хоть сколько-нибудь, но отрубиться, забыться от усталости. Где-то среди жуткой пыли, обгоняющих нас машин мы нашли съезд к заброшенному пастбищу. Надулись, расстелились и ушли в объятия бога сна Морфея. В июле в этих широтах уже прохладно ночью, хотя солнце всходит все еще очень рано. В девять спать было уже невозможно из-за наступающей жары. Найдя рядом полуразрушенные домики или конюшни, мы там приготовили себе завтрак. Из-за летающего гнуса и слепней, не было и речи о готовке завтрака на открытой местности.
Ледник в середине июля в горах.
Впереди дождь и неизвестность.
Вид с Ольчанского перевала 1300 метров над уровнем моря.
Ольчанский перевал, обратно осмелели, поснимали немного… Вид просто завораживающий. Насколько красивый вид — настолько же и опасен по нему путь. Главное не заглядеться.
Дальше дорога уже была, как родная, ничем особенным не выделялась. Пройденные первый раз прижимы уже были какие-то родные.
Новый мост через реку Нокуння. Черный прижим.
Скалы Черного Прижима.
Порода колется как обсидиан, края очень острые, сползает под своим весом, постоянно на дорогу выкатываются подарки в виде каменных глыб. Вот взял себе на память одну.
На подъезде к Усть-Нере.
Ночевка у нас была после Усть-Неры. Присмотрели это место, когда ехали туда. За 25 км от Усть-Неры мостик и горная речка, есть столик и туалет. Классно, так красиво и спокойно. Наверное, первый раз за эту дорогу я там выспался. Впервые за всю поездку мы испытали нехватку топлива в Нере. Ограничение выдачи 10 литров на машину, пока не привезут. Пройдя от Кубюме почти триста километров и впереди еще 400 до ближайшей заправки в Сусумане. Десять литров, как издевательство. Пришлось поулыбаться, редко это делаю, но когда надо, помогает иногда. Заправили до полного бака.
Я Вам обещал Кадыкчан, в переводе с эвенского — Долина Смерти.
Вот он.
А это сейчас коренной кадыкчанец, единственные жители поселка. Семейка северных сусликов-евражек облюбовала бывшую теплотрассу.
Памятник бесхозяйственности. В детских садах разбросанные горшки, гулом разносятся шаги в пустом помещении, никогда здесь не будет воплей и детского смеха… В школах учебники и сломанная мебель, выбитые стекла, сколько поколений они выпустили со времен войны, основания поселка. В гаражах машины. Частный сектор сожгли, чтоб люди не возвращались. Сколько судеб тут сломано. Новейшие дома, с прекрасными квартирами, в которых до сих пор брошенная мебель, старая аппаратура, в квартирах сделан ремонт, не затертые обои. Ком в горле, когда все это видишь. Сейчас уже поздно разбираться в причинах, которые привели к этому. Трудно призвать к ответу кого-то за это. Времени хоть и немного прошло, оно все списало.
Поселок в 700 километрах от Магадана, почти на границе с Якутией. Все, абсолютно все, что есть тут, привезено самолетами, кораблями все ЭТО везлось в Магадан из центра страны. Все мы и Ваши родители работали на эту стройку, не впрямую, но косвенно, на заводах и фабриках страны. Есть тут и ваша частичка. Каждый болтик, каждый проводок, гвоздик, цемент, арматура, дерево, только представьте сколько всего? Все это везлось 700 километров на машинах по жуткому бездорожью в суровом Колымском климате. Гибли, замерзали, но везли машинами по перевалам, бродам, проваливались в полыньи. Как такое можно было допустить? Когда такое видишь, происходит переоценка ценностей, вопросы на которые знаешь ответы, но боишься даже себе признаться. Бесполезно сейчас причитать и взывать к совести, мавр сделал свое дело, Карфаген должен быть разрушен.
Не хватает плаката «70 лет Победе» и провести парад.
С тяжелым сердцем мы покидали этот заброшенный поселок, ехали молча большую часть оставшейся дороги. После Оротукана тащась в кромешной пыли, за наливом, ища место для обгона, заголосила тревога потери давления в заднем правом. Нужно было срочно искать съезд, в этой пыли остановившись, тебя просто снесут. Нам повезло, что почти сразу была свертка с дороги. При осмотре колеса, подкачав его, увидел место прокола, это был скальник, он словно кинжалом пробил покрышку. Хорошо, что купил перед поездкой датчики контроля давления воздуха в шинах. На грунте загруженый, пробитое заднее почти не ощущаешь, пока на ободе не останешься. Опять помог ремкомплект. Время потеряли почти час.
Подъезжая к Атке, искал бывшую старую бетонку, но ее не было, прямо сверху навален грунт в виде булыжника, половина дороги в отсыпях. Ремонт, а мы так надеялись, что 150 километров мы проедем не быстро, но хотя бы без пыли. Не помню уже, какой километр начался асфальт, новый, только уложенный асфальт, и он все не кончался, проехали Карамкен, Палатку. Приятной неожиданностью для нас был сделанный по всему асфальту качественный ремонт от Палатки и Стекольного. Средняя скорость там, благодаря люлькам, раньше была 40 км/ч. Сейчас мы могли ехать, а не прыгать. Сперва было какое- то недоумение, может, мы сбились с дороги? Уехали было одно, а приехали, как на машине времени в другое измерение.
К концу этого дня мы были дома.
И правда, обратный путь оказался короче.
Эпилог
Я очень хотел этого. Я год мечтал об этом. Хотел этой поездки, этих трудностей, спасибо моим близким, вместе мы преодолели их. Цель была не изучение коренного этноса и обычаев народов севера, а состояние дороги до развязки Чита—Хабаровск, благо два месяца северного отпуска это позволяют с запасом. Конечно, я тут нагнал шухера, но писал я чистую правду. Не верьте никому, что это просто! Отважившись на такую поездку в этих краях, нужно трезво оценивать свои силы и возможности. Свои водительские навыки, психологическое состояние, знания матчасти, умение в полевых условиях устранить неисправности, которые обязательно появятся. Никакие вибростенды вам не выявят дефекты, которые тут могут проявиться. Необходим набор ремкомплекта. Выйти из строя может все, от ходовой части до двигателя. Ломается именно то, чего не взял. Нужно изучить все слабые места вашей машины на специализированных форумах. Дорога Колыма— Лена проезжаема, но не легковым транспортом. Да, да, вы ездили, позволила погода, участок Нижний Бестях – переправа непроходимы в дождь даже для внедорожников. Здесь нельзя ни на кого надеяться, только на себя, тут ты один на один с собой, со своими проблемами. Многие ездили, еще многие поедут, и хотелось бы хотя бы для них снять розовые очки. Может, кто-то сделает выводы и тщательней будет готовиться к таким поездкам. Пригнать машину своим ходом, купленную в центральных районах страны или Владивостоке — не велика доблесть, дорога в один конец. Гораздо ответственней поездка, если вы, выехав, планируете вернуться обратно, тут машина — билет домой, важно его не потерять. Деньги тут не решают ничего, дай бог, чтоб они после отпуска остались. Эвакуатор в черте города Магадан стоит 20000 рублей — 100 км.
Водителю проще всего — смотри за дорогой, а пассажирам несколько дней реально кроме прослушивания музыки заняться нечем. Совсем. Просмотр фильмов укачивает. Репортажная съемка надоедает. Конечно, это дешевле, чем на самолете семьей. Конечно, это незабываемые впечатления на всю жизнь, это бесконечные рассказы родственникам и друзьям о том, что вспомнилось снова и снова. Но, черт побери — это трудно. Будьте готовы валиться с ног от усталости, глаза-предатели, показывающие красивые картинки, а не дорогу впереди. Ноги космонавта, которые почти разучились сделать первый шаг из космолета… Если вы согласны со мной хотя бы в половине доводов, вас ничего не остановит — вы пройдете этот маршрут.
Поеду ли я снова… Честно, не знаю. Я не боюсь за себя, мне не жалко железо, мне страшно за близких. Они всегда со мной, и никогда меня не предадут и не бросят. Я не хочу больше рисковать их жизнями и здоровьем ради собственных амбиций. По приезде радость от поездки быстро улетучилась, и пришло раскаянье, очень горькое раскаянье. Я просил у них прощения за то, чего не случилось…
P.S.
Пробег за поездку 10 тысяч километров, всего. Расстояние Магадан—Хабаровск— Магадан 8400, истрачено 1070 литров АИ-92, стоимость топлива — 40000 рублей (туда и обратно). Расход с полной загрузкой, багажником и кондиционером 12,5 литров на 100 км.